Рождение детишек - это истинное чудо. Многие женщины, особенно беременные первым ребенком, еще до появления малыша начинают задавать себе массу вопросов. Какой он будет? Какие у него глазки? Когда вообще малыш агукать? И еще много различных моментов интересует будущих мам. Ведь любой ребенок индивидуален, и, несмотря на то, что у них довольно много общего, каждый - единственный в своем роде. Все женщины могут часами говорить о своем чаде, неудивительно, что они с нетерпением ждут, когда малыш скажет свое первое слово - «мама». Но задолго до этого новорожденные пытаются воспроизводить различные звуки. Итак, когда дети начинают агукать?
После того как младенец появляется на свет, время для мамы начинает пролетать стремительно и незаметно. Все внимание женщины сосредоточено на малыше, она постоянно хлопочет вокруг него и, как правило, у нее не остается времени ни на что другое. Ваше чадо постоянно кушает, пачкает пеленки, и выходит так, что вы либо кормите, либо меняете подгузники, либо стираете или гладите, порой забывая поесть сами.
Когда в заботах о малыше незаметно пролетает первый месяц, наступает пора заниматься с ним, чтобы адаптировать к окружающему миру. Как раз в это время он начинает интересоваться тем, что находится рядом с ним. Он рассматривает источники звука, часто подолгу, пытается за ними повторять. Сначала это всего лишь отдельные звуки, но пройдет совсем немного времени, и они превратятся в первые слова, главное - стремиться помогать малышу. Наверняка вы и сами не сможете утерпеть и дождаться того момента, когда он скажет первое «дай». Не удивляйтесь, именно оно зачастую предшествует долгожданной «маме».
Во сколько ребенок начинает агукать - очень индивидуально, но все же можно сказать точно, что к двум месяцам практически все дети уже издают свои звуки, по которым мама иногда даже может определить, что ее чаду надо. Часто это просто гласные, например: "о", "э", "у", "а". В специфичном произношении малыша они могут быть похожими на агуканье, особенно для тех родителей, которые часто выдают желаемое за действительное.
Вначале малыш просто издает какие-то звуки, но спустя некоторое время он начинает проводить аналогии между ними и теми, которые слышит извне. Часто дети "отвечают" на колыбельные.
А когда дети начинают агукать по-настоящему? Уже к четырем-пяти месяцам большинство ребятишек начинают пытаться произносить согласные. Однако не стоит отчаиваться, если ваш малыш подождал с этим до полугода или даже до восьми месяцев, все дети разные, поэтому нельзя их мерить шаблонами. Звуки, которые первыми издают малыши, могут быть совершенно различными. Затем «речь» вашего чада станет более ясной, и можно будет различить слоги.
Теперь понятно, когда дети начинают агукать и что вообще означает этот процесс. Не стоит волноваться, если у кого-то малыш раньше начал произносить эти дивные звуки.
Совершенно неважно, когда ребенок начинает агукать, раньше или позже это обязательно произойдет, поэтому не стоит лишний раз переживать.
Первый месяц после появления малыша на свет – очень сложный период для мамы. Бессонные ночи, не очень приятные воспоминания из родильного дома, плач крохи, затекшая спина – все эти тяготы сопровождают каждую женщину. Однако первая детская улыбка затмевает любую невзгоду, неудивительно, что родители часто интересуются, в каком возрасте дети начинают улыбаться. Из нашей статьи вы узнаете, как это происходит и осознанны ли первые проявления позитивных эмоций у ребенка
Молодые мамочки воодушевляются, обнаружив вместо привычного плача улыбку. Иногда она возникает уже на вторые-третьи сутки, но поначалу имеет абсолютно рефлекторное происхождение. Счастливое детское лицо можно заметить после приема пищи (так называемая желудочная улыбка), во сне, во время водных процедур. Это не эмоциональный отклик, а просто отражение спокойного состояния новорожденного.
Новорожденные дети дальнозорки. Их зрение значительно отличается от возможностей взрослых. Младенцы могут видеть только тени, свет, двигающихся людей, очертания вещей, а вот скопировать мамину улыбку у них пока не получается.
В психологии есть такое понятие – комплекс оживления. Это совокупность реакций, обращенных к родителям и другим близким людям, которая включает в себя:
К восьми месяцам дети уже осознают, кто находится перед ними – родной человек или незнакомец. Они тянутся к родителям, улыбаются, выказывают только позитивные эмоции, но в ответ на улыбки чужих людей могут и расплакаться.
И все же, во сколько месяцев у новорожденных появится осознанная улыбка? Обычно в 6-8 недель, когда кроха научается фокусировать внимание. Врачи считают нормой и интервал от 5 до 12 недель, когда малыш эмоционально реагирует на человеческое лицо.
«Настоящая» улыбка подразумевает, что ребенок начинает разграничивать неодушевленные предметы, вещи и людей. Это умение показывает, что он развивается правильно. Когда малыш улыбается, идет сложнейшая психическая деятельность, состоящая из:
{reklama2}
Еще одним важным показателем нормального развития являются речевые навыки, которые тесно связаны с эмоциональным состоянием. Вот почему родители часто интересуются, когда ребенок начинает гулить и улыбаться. Именно гуление (или агуканье), формирующееся в возрастном промежутке от 2 до 7 месяцев, относится к первым признакам становления речи.
Сначала дети произносят простейшие гласные звуки: «у-у-у» и «а-а-а». Затем они постепенно трансформируются в звукосочетания, которые чем-то напоминают слоги: «ма-ма», «да-да», «а-гу» и т. д. Между собой родители называют это гулением, а педиатры и логопеды – вокализацией.
Многие родители переживают, не дождавшись того момента, когда ребенок начинает улыбаться и агукать. Волноваться по поводу отсутствия агуканья следует только после 8 месяцев. Если педиатр и узкие специалисты говорят, что малыш развивается нормально, улыбается, но молчит, его можно научить агукать.
Побудить кроху к беседе поможет мамина беседа с ним, комментирование всех его и своих действий. Родители должны говорить эмоционально (не громко, а именно с эмоциями), плавно, четко и ласково. Когда младенец подключится к разговору, нужно повторять его звуки, добавляя в его «репертуар» новые слоги и слова.
Отсутствие улыбки в частности и комплекса оживления в целом можно считать признаком нарушенного развития, если оно сопровождается дополнительными физиологическими симптомами. Говорить об отклонениях можно, если неврологи отмечают у неулыбчивого малыша:
Если же ребенок развивается нормально, но не радует маму улыбкой, переживать не следует. Во-первых, каждый малыш развивается в своем собственном темпе. Во-вторых, дети отличаются по темпераменту или, точнее, по типу высшей нервной деятельности. Кто-то с рождения более эмоционален, а кто-то – более выдержан. Ну и наконец, возможно, родители сами сдерживают свои эмоции.
Не ждите улыбок от голодных или сонных ребятишек, особенно если их мучают . Чтобы развеселить малыша, необходимо соблюдать несколько условий – ребенок должен быть сытым, сухим, выспавшимся и в хорошем настроении. Да, встречается такое не слишком часто, но нужно постараться поймать этот момент. Итак, первые детские улыбки – это настоящее счастье для родителей. Обычно они появляются в 6-8 недель, однако точно ответить на вопрос, когда ребенок начинает улыбаться, очень сложно.
Не равняйтесь на сверстников, которые развиваются с опережением. Если ребенок здоров, растет в эмоционально стабильной атмосфере, взрослые окружают его любовью и нежностью, значит, совсем скоро он одарит маму и папу счастливой и довольной улыбкой.
Научить агукать ребенка невозможно, но поспособствовать этому можно.
Агукать ребенок начинает в промежутке от двух месяцев до четырех. Во время своего общения малыш слушает внимательно, что говорит взрослый, при этом перестает двигаться, замирает. После этого начинает активно произносить звуки сам, махать руками, ногами (комплекс оживления). Чтобы пробудить подобную реакцию, маме стоит ласково призывать ребенка к разговору, гладить и обнимать его.
Важным условием является правильно и четко произносить слова, фразы и предложения. Никаких искажений и сюсюканья не должно быть.
В большинстве случаев появление агуканья является индивидуальной особенностью. Одни начинают агукать уже около месяца, другие – к двум месяцам. Может быть и такая особенность, когда у ребенка звуки появились в срок, а потом неожиданно ребенок замолчал. Сколько времени может потребоваться на возникновение агуканья, зависит от многих факторов.
Чаще всего ребенок может молчать в месяц по следующим причинам:
Если родители не наблюдают речевого прогресса у ребенка в течение первых восьми месяцев, следует обратиться к специалистам. Возможно, потребуется консультация педиатра, логопеда, отоларинголога и невролога.
Не следует игнорировать плановые посещения врачей. Иногда, только специалист может вовремя обнаружить проблему в речевом аппарате. Следует помнить о том, что агукать ребенок учится в первые месяцы жизни, точных временных рамок нет. Родителям и близким родственникам следует как можно чаще общаться с ребенком: брать его на руки, гулять, рассматривать предметы, читать сказки. При создании комфортных условий, дети быстро и правильно начинают осваивать все этапы речевого развития.
Первой ступенькой на пути к осознанной речи малыша будут слоги «агу» и «гу», и произойдет это довольно скоро, если вы поможете ему в этом. Старайтесь почаще общаться с малышом, петь ему песни, приговаривать потешки.
Существуют разные мнения родителей по поводу того, когда новорожденный начинает слышать. Кто-то убежден, что это происходит только через месяц самостоятельной жизни. Однако, специалисты утверждают, что малыш слышит уже буквально через 2-3 дня после появления на свет. А внимая речи взрослых, младенец быстро начинает и сам лепетать на своем детском языке. Первой ступенькой на пути к осознанной речи будут слоги «агу» и «гу», и произойдет это довольно скоро, если вы поможете ему в этом.
И все-таки, когда же ребенок начинает гулить и агукать? У одних это происходит в 1,5 месяца (а то и раньше), у других – в 3. Педиатры считают, что если первые звуки не появились после трех месяцев, стоит обратить внимание на развитие речи. Показать малыша педиатру, неврологу, лору. Вполне может быть, что задержка не связана с конкретными заболеваниями и в ближайшее время ребенок залепечет вместе с вами. Но лучше все же перестраховаться, обратиться к детским врачам и исключить патологии. Важно и своевременно начать лечение, если доктор сочтет это необходимым.
Когда серьезных причин для беспокойства нет, старайтесь почаще общаться с малышом, петь ему песни, приговаривать потешки. И ребенок загулит. Вот, например, такое четверостишие:
Разных потешек и поговорок очень много. Дети в восторге от таких стишков и слушают их с улыбкой.
У малютки наверняка появится желание отвечать, подражать речи взрослых и общаться с самым близким человеком. И тогда вы обязательно услышите и «агу», и «ба», и «па», и даже полноценное «папа». По статистике, слово, которое первым произносит большинство детей, – именно «папа». И к этому надо отнестись с пониманием и улыбкой.
Оказывается, да. Существует несколько простых приемов, которые способствуют развитию речевых центров ребенка.
И не забывайте еще одно очевидное правило. Желание поговорить, поагукать появляется у ребенка, когда он сыт, одет в сухое белье и у него ничего не болит. Своевременно удовлетворяя эти нехитрые детские потребности, вы тем самым создаете у малыша настроение общаться и развиваться.
Ближе к 6 месяцам ребенок начнет произносить более сложные слоги. К первому году жизни – простые слова. Пока он этого не умеет, разговаривайте друг с другом, агукаясь. Не забывайте делать паузы, чтобы у малыша была возможность вставить свое слово. Наслаждайтесь каждым мгновением прекрасной поры детства, ведь оно проходит так быстро.
Тематический материал:
И не придавайте слишком уж большого значения ожиданию «агу» – на несколько недель раньше или чуть позже, чем у знакомых. Зачастую бывает и так, что младенцы, агукающие с первого месяца жизни, начинают отчетливо произносить слова чуть позже сверстников, не проявлявших такой ранней разговорной эрудиции.
А детки, быстро научившиеся лепетать, не всегда начинают читать раньше менее общительных ровесников. Главное, следите за тем, чтобы развитие ребенка не стояло на месте, а имело прогресс. При необходимости в более позднем возрасте обратитесь за помощью к логопеду. И будьте оптимистом!
Гуление и агуканье — это этап речевого развития младенца, в ходе которого ребёнок экспериментирует с произношением артикулированных звуков, но ещё не начинает произносить никаких узнаваемых слов. Младенцы не обязательно гулят, когда радуются или расстраиваются. Они также могут болтать спонтанно и беспрерывно, когда эмоционально спокойны.
Гуление и агуканье появляется вскоре после рождения и прогрессирует через несколько этапов. Новорождённый малыш разговаривает только криком. Затем к месяцу репертуар звуков у детей расширяется, а вокализация становится более речевой. Младенцы обычно начинают произносить узнаваемые слова, когда им около 12 месяцев, хотя гуление может продолжаться и некоторое время спустя.
Гуление и агуканье можно рассматривать как предшественник развития языка, или просто как вокальное экспериментирование. Эти первые формы звукового воспроизведения – самые простые для детей, потому что они содержат естественные, рефлексивные, в основном гласные звуки.
Предполагается, что агуканье происходит у всех детей, овладевающих языком. Младенцы во всём мире следуют общим тенденциям в гулении и агуканье. Различия, которые имеются, являются следствием чувствительности детей к характеристикам языка, который они постоянно слышат. Младенцы имитируют особенности этого языка (интонацию, тон, ударение). Гулит грудничок, используя согласные и гласные, которые чаще всего встречаются в их родительском языке.
Лепетание состоит из немногих звуков. Это означает, что кроха подготавливает произношение основных звуков, необходимых для того, чтобы говорить на том языке, который постоянно слышит.
Если агуканье ребёнка происходит в первый год, можно прийти к выводу, что речь у него развивается нормально. По мере того, как малыш растёт и меняется, произношение звуков также меняется.
Младенцы следуют общей схеме вокальных событий в детстве. Эта временная шкала обеспечивает общий план ожидаемых событий от рождения до одного года:
Однако некоторые дети могут проявлять большую вариативность, и эта временная шкала является лишь ориентиром.
Современные исследования поддерживают идею о том, что лепет непосредственно связан с развитием языка.
Согласно этой гипотезе, когда малыш начинает говорить «агу», это является прямым предвестником языка. Сначала дети воспроизводят универсальные звуки, которые существуют во всех частях мира и на всех языках.
Редуплицированное гуление воспроизводит несколько звуков, но только отдельные из них («ма-ма» и «па-па»), превратившись в «маму» и «папу», признаются значимыми и, таким образом, поощряются родителями, а остальным не уделяется внимание как бессмысленным. Это мнение согласуется с утверждением, что анатомические изменения вокального тракта очень важны, но подразумевает, что социальная среда, в которой воспитывается младенец, оказывает большее воздействие на развитие языка.
Когда младенцы начинают агукать, они уделяют пристальное внимание реакциям своих родителей и воспринимают ответную реакцию в качестве одобрения звуков, которые они создают. Это усиление посредством рефлексии помогает малышам сконцентрировать своё внимание на специфических особенностях звука. Социальная обратная связь способствует ускоренному обучению и более раннему воспроизводству разнообразных расширенных слов.
Имеются данные о том, что гуление различается в зависимости от языковой среды, в которой воспитывается ребёнок. Было выделено, что младенцы, рождённые во франкоязычных средах, демонстрируют большее количество восходящей интонации в отличие от младенцев, выросших в англоязычной среде. Вероятно, это связано с различиями между французскими и английскими интонациями во время разговора.
Порядок составления согласных и гласных в гулении русских, английских, шведских, французских и японских младенцев также, по-видимому, похож на порядок их родного языка. Эти результаты подтверждают ещё одну гипотезу, предполагающую, что детское журчание напоминает фонетические характеристики родного языка ребёнка из-за воздействия речи.
Когда дети подвергаются воздействию двух языков, их лепет напоминает язык, которому они больше всего подвержены. Доминирующим языком считается тот, который оказывает на ребёнка наибольшее воздействие.
Обычно в возрасте 6 месяцев все нормально развивающиеся дети будут лепетать. Однако младенцы с определёнными заболеваниями или отставанием в развитии могут проявлять задержку или отсутствие гуления. Например, у младенцев с аутизмом может наблюдаться задержка в гулении, а в некоторых случаях оно может отсутствовать полностью. Гуление у детей с аутизмом встречается реже, чем у типично развивающихся детей, с меньшим диапазоном слогов, созданных во время редуплицированной стадии лепета.
Гуление также может задержаться у детей, родившихся с синдромом Дауна. Стадия редуплицирования у детей с синдромом Дауна может появиться на 2 месяца позже по сравнению с другими младенцами, хотя создание звуков похоже на гуление у нормально развивающихся младенцев.
Были проведены исследования, чтобы выяснить, могут ли младенцы с нарушением слуха воспроизвести типичные вокальные звуки.
Агуканье может появляться в том же возрасте и в похожих формах у слышащего и глухого ребёнка, однако дальнейшее продолжение развития речи зависит от способности малыша слышать себя. По этой причине глухие дети перестают лепетать устно раньше, чем слышащие дети.
Дети начинают агукать, если подвергаются воздействию языка, но вокальное лепетание лепета может быть отложено или вообще отсутствовать у глухих детей.
Слабослышащие дети после установления слухового аппарата начинают слышать речь и лепетать, как это делают здоровые младенцы.
Глухие дети не только значительно отстают в развитии разговорного языка, в отличие от слышащих сверстников, но также воспроизводят меньше шумов. Это говорит о том, что слуховой опыт необходим для развития разговорного языка.
Чтобы помочь ребёнку повысить восприимчивость языка (понимание, что он слышит) и его желание гулить и агукать, почаще говорите с крохой.
Нет никакого правильного или неправильного способа говорить с вашим ребёнком. Читаете ли вы книгу, болтаете о погоде или описываете, что находится на полке в продуктовом магазине, — всё это будет полезно для языковых навыков ребёнка. Младенцам нравится разговаривать, слушать ваши реплики и подражать им. Так они учатся говорить.
«Собака! Это фиолетовая собака. Гав-гав!»;
«Должны ли мы пойти в парк или на игровую площадку?»
«Как ты думаешь, бабушка хотела бы, чтобы на этой поздравительной открытке были цветы или птички?»
Затем сами отвечайте.
«Да, я думаю, бабушка хотела бы этих симпатичных птичек».
Да, вы говорите сами с собой, но в то же время вы моделируете разговор «вопрос-ответ»;
«Мамочка надевает куртку! Теперь давай надевать варежки — одну, две — и уютную шапочку. Как насчёт этой, с фиолетовыми цветами?»
Пока младенец не понимает, о чем вы ему говорите, но со временем он начнёт это делать.
Таким образом, гуление и агуканье являются строительными блоками для понимания речи и языка. И даже самые глупые звуки и шумы помогают ребёнку практиковать артикуляционные движения, которые ему понадобятся для развития его речи.
С достаточной практикой и поддержкой от вас, лепет ребёнка в конечном итоге будет совершенствоваться, создавая первые основные слова маленького человека.