Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

09.07.12

Исследования показали, что отрицательное влияние возросшего потока рекламы, например, на внимание читателя прессы, можно существенно уменьшить, если помнить, что:

  1. максимальное внимание привлекают рекламные сообщения, помещаемые на обложки журналов (либо в начало или конец рекламной паузы на радио или телевидении);
  2. сложная по творческому замыслу реклама воспринимается благосклоннее, чем простая;
  3. реклама, вызывающая у потребителя высокую степень вовлеченности, создает его повышенную заинтересованность;
  4. различного рода вкладыши образцов парфюмерии и косметики в периодические издания приковывают внимание почти 100% читателей.

Что касается рекламы на телевидении, то здесь также существуют свои проблемы для рекламистов. И самая большая из них - так называемая проблема «кнопки»: переключение канала из-за нежелания смотреть рекламу. Так, 51% телезрителей России переключают канал, чтобы не смотреть рекламу. Молодые люди отключают канал чаще, чем пожилые; мужчины - чаще, чем женщины. Стремление к переключению канала проявляется в первые 5 секунд просмотра рекламы, поэтому у рекламистов есть шанс поддержать интерес потребителя. Для этого реклама должна быть привлекательной, сложной и интересной, а не просто «полезной» информацией. В идеальном случае она должна так заинтересовать зрителей, чтобы они захотели ее увидеть или ожидали бы ее появления.

Широкая реклама в центре Лодзи очень эффективна - в этой части города число потенциальных получателей на сегодняшний день является самым большим, что может быть дополнительно увеличено за счет большого формата рекламы. Баннеры также видны со многих остановок общественного транспорта, поэтому тысячи пассажиров общественного транспорта ежедневно добавляют в группу прохожих и водителей.

Как выглядит аренда помещений на практике?

Поскольку мы являемся владельцами арендованных площадей, мы можем индивидуально организовать с вами как затраты, так и сроки рекламы, а также дополнительные технические детали, связанные с вашей маркетинговой кампанией на наших объектах. Почему внимание является ключом к рецепту? Когда мы фокусируем внимание на идее, продукте, человеке или событии, это сразу становится намного более важным, чем прежде, чем наше внимание будет рассмотрено чем-то другим. Даниэль Канеман - лауреат Нобелевской премии - называет это фокусной иллюзией.

Первым мотив. Получение полезной информации, помогающей принимать решения.

Эффективная реклама стремится обеспечить потребителя необходимой ему информацией. Изложение информации должно быть коротким, но напористым, хотя это правило и не универсально: если потребитель действительно заинтересован в информации, то он готов прочитать и длинный текст.

По его словам, «Ничто не так важно, как вы думаете, когда думаете об этом». Канеман был обеспокоен тем, что, если мы сосредоточимся на чем-то, это заслуживает нашего внимания, иначе мы не пожертвуем им. Конечно, это когнитивная ошибка. Например, маркетологи могут привлечь наше внимание таким образом, чтобы это не имело никакого отношения к действительности. Если в супермаркете мы выходим на полку с товаром, скажем, с водой в бутылках, на которой три марки находятся слева, одна в середине и одна справа, наше внимание будет автоматически привязано средним продуктом, потому что именно так они работают процессов восприятия.

На телевидении существует такой вид рекламы, как информреклама: программы продолжительностью около 30 минут, где подробно рассказывают об особенностях товаров, демонстрируют их в действии. Эта форма широко используется с середины 90-х годов прошлого столетия.

Второй мотив. Получение информации, которая поддерживала бы мнение потребителя относительно товара и помогала бы избежать опровергающей информации.

Мы проводим больше времени, рассматривая возможности, которые находятся посередине, посередине, поэтому наше внимание будет направлено на центральную воду, а главное - более вероятно, что мы купим эту воду. Исследования показали, что причина, по которой мы, скорее всего, выбираем продукт, - это привлечь наше внимание. И это было вызвано тем, что продукт находился в центре поля зрения. Поэтому мы не можем предположить, что это было связано с тем, что этот продукт был более важным, чем другие. В этом случае действительность не играла никакой роли.

Люди психологически больше готовы к поддерживающей информации, именно поэтому они зачастую просто игнорируют опровергающую или противоречащую их взглядам информацию (так называемая избирательная восприимчивость).

Теория познавательного диссонанса объясняет поведение потребителя, которым часто движет познавательная активность, чтобы согласовать свои теоретические знания с практическими характеристиками товара. При этом она показывает, что существование конфликтующих познавательных элементов ведет к дискомфорту, и поэтому потребители будут стремиться уменьшить его.

Чаще всего наше внимание привлекают различные факторы, которые не имеют никакого отношения к действительности. Кристофер Чабрис и Даниэль Саймонс в книге «Невидимая горилла» пишут о явлении причины иллюзии, которая может быть связана с процессом бессознательного приобретения ковариации людьми - одним из механизмов скрытого обучения.

Когда мы обращаем внимание на что-то, мы считаем это важным, но и более причинным - должна быть какая-то причина, по которой наше внимание было направлено именно таким образом, а не в другом направлении. Большую часть времени мы уделяем внимание тому, что в нашей среде имеет причинную силу. Так как мы убеждены, что если мы сосредоточимся на чем-то, тогда что-то должно быть важно, потому что мы обычно обращаем внимание на важные вещи, поэтому мы думаем, что, поскольку на наше внимание влияет что-то, возможно, это потому, что это что-то само собой причина.

Избирательная восприимчивость является одним из способов уменьшения диссонанса и направлена на получение поддерживающей информации. Избирательная ориентация потребителя усиливается, когда на него обрушивается шквал опровергающей информации.

Третий мотив. Желание потребителя получить побудительную информацию.

Теория комплексности утверждает, что человек постоянно ищет новизну, разнообразие в жизни, интересуется окружающим миром, и такая любознательность формирует его точку зрения относительно окружающих предметов.

И люди постоянно ищут причины и объяснения. В этом случае это приводит к искажениям. Наше внимание могло быть соответствующим образом присвоено маркетологом, сделавшим объект фиксации, по-видимому, причиной. Ну, исследования показали, что в спортивных соревнованиях, игроки, которые носят отличительные, привлекающие внимание наряды, судьи возлагают больше ответственности и оказывают большее влияние на события на поле во время матча. Например, судьи предполагают, что эти игроки, столкнувшись с другими, вызвали это столкновение.

Аналогичным образом, в случае победы они считают, что это в значительной степени заслуга этих игроков, чем, например, расположение оппонентов. Поскольку на свободном рынке бренды конкурируют друг с другом, трудно сосредоточиться на одном аспекте, например, на цене, когда один из производителей гордится по низким ценам и хочет построить свое преимущество. Из вашей книги кажется, что если мы хотим, чтобы потребители покупали наши продукты, мы должны сосредоточить свое внимание на том, что отличает нас от рынка - например, когда мы продаем продукт по низкой цене.

Вопрос о внимании потребителя можно прояснить, например, рассмотрев взаимосвязь между размером рекламного объявления в прессе и его формой. Привлечению внимания к рекламе содействуют размер и «яркость» объявления. Число людей, читающих рекламные сообщения, возрастает с увеличением их размера. Анализ по методу Старча показал, что цветную рекламу, размещенную на полную страницу, читает на 85% людей больше, чем цветную в полстраницы. При одинаковых условиях размещения цветную читают на 50% больше, чем такую же черно-белую. Место расположения рекламы также играет важную роль: левая сторона страницы газеты и ее верхняя часть привлекают меньше внимания; четвертая страница обложки газеты привлекает на 65% больше внимания, чем ее середина, а вторая и третья страницы - на 30% больше. «Кричащая» реклама привлекает больше внимания, чем спокойная.

Но мы не действуем в вакууме, а другие бренды будут бороться за внимание потребителей, направляя их на свои преимущества. Как мы можем сделать их трудными для них и уделить их внимание, чтобы мы могли больше продать? Интернет-магазины становятся все более популярными и широко распространенными. В интернет-магазине проводятся диваны. Этот магазин предлагает как удобные, так и дешевые диваны, но менее комфортно. Конечно, он больше всего интересуется продажей более удобных, потому что у него больше комиссий, а клиенты будут более удовлетворены и с большей вероятностью вернутся в магазин или порекомендуют его друзьям.

Понятие «яркости» объявления с точки зрения завоевания внимания означает, что оно должно быть правдивым и конкретным, а не абстрактным.

Одним из важнейших показателей для телевизионной рекламы является степень привлечения внимания зрителей. И здесь есть свои сложности. Например, потребители, увидев несколько раз один ролик, перестают обращать на него внимание. Это явление называется изнашиванием рекламы. Чтобы этого избежать, рекламисты несколько видоизменяют ролик, демонстрируя его в различных вариантах. Сокращенные варианты рекламного ролика притягивают больше внимания, чем повторение его в неизменном виде. Но еще больший эффект достигается, когда эти варианты существенно отличаются друг от друга: это разнообразие может вызвать множество ассоциаций, связанных с рекламируемым товаром, в результате потребитель его легче запоминает.

Для целей эксперимента некоторые клиенты видели обои с пушистыми облаками на заднем плане и обои с маленькими монетами в фоновом режиме. Оказалось, что люди, увидевшие облака, смотрели на магазин более удобные диваны, считали более важным комфортом кушетки и охотнее покупали удобные диваны - по сравнению с людьми, которые видели фон монеты. Об этом знали эти клиенты?

Конечно, участники исследования видели монеты и облака, но после эксперимента никто из них не считал, что это может повлиять на их решения. Те, кто видел монеты, были в гораздо большей степени дороже мебели. Они искали информацию о цене на диван и выбрали более дешевые диваны. И никто из них не знал о влиянии фона страницы на собственный выбор потребителей. Две разные фотографии направили их в совершенно разных направлениях поиска продукта. Их поведение соответствовало изображениям, которые появились на домашней странице магазина, которые они видели во время первого контакта с магазином.

При высокой вовлеченности потребителей в процесс восприятия рекламного сообщения повторяющаяся реклама удерживает внимание потребителей изменением не только малозначащих элементов, таких как иллюстрации, шрифты, но также вариациями на главную тему рекламы.

В противоположность этому рекламные послания, предназначенные для потребителей с меньшей вовлеченностью, должны отличаться только незначительными элементами, потому что именно это их может заинтересовать. В условиях низкой заинтересованности потребителей эффективность неординарных рекламных посланий превосходит обычные.

Изображения были на фоне страницы, но все респонденты видели их. Они не просто полагали, что могут влиять на их решения. Конечно, на основе эксперимента мы знаем, что они были. Благодаря этому соревнованию у вас не будет шанса даже представить свои продукты и будет отброшено в трассы.

В вашей книге, как и в начале беседы, вы подняли вопрос об иллюзии фокуса. Является ли этот механизм ответственным за выбор удобных или дешевых кушеток в зависимости от элементов, которые появились раньше в фоновом режиме? Непосредственно, потому что есть элемент, который обращает внимание на связанные свойства или ассоциации - комфорт или цену. Первое, что испытали участники эксперимента, - это найти удобные или дешевые диваны - это были самые важные особенности мебели, которую они хотели купить.

В одном и том же рекламном объявлении изобразительный ряд и текст могут отличаться от общей тональности рекламы, благодаря чему она будет особенно эффективной в привлечении внимания. Повышенное внимание у потребителя возникает тогда, когда неожиданные элементы, используемые в рекламном обращении, заметно отличают его от общепринятого уровня (закон Вебера). Например, в настоящее время в России точкой отсчета для автовладельцев является уровень качества иностранных автомобилей, а не какой-либо российской марки, как раньше. Это учитывается рекламистами при разработке рекламы автомобилей.

Именно так работает фокусная иллюзия. Сосредоточение внимания на конкретной идее означает, что мы рассматриваем следующие проблемы. Они кажутся нам более важными. Как иллюзия фокуса влияет на процесс принятия решений? Если у нас есть много вариантов, мы можем с уверенностью сказать, что на нас не повлияет ни один, ни другой путь?

Когда у нас будет много вариантов выбора, тот, который привлечет наше внимание, который будет иметь наибольшую силу проникновения, станет нашим выбором. Как и в предыдущем примере с водой в бутылках. Средний продукт выигрывает, потому что он привлекает внимание. Поэтому, даже если у нас будет большой выбор, если мы сосредоточимся на одном из них, мы будем считать его более важным. Наше внимание может привлечь особый цвет, положение в поле зрения, а также многие другие факторы, которые влияют на направление внимания.

Четвертый мотив. Использование в рекламном обращении стимула, который был бы для потребителей интересным.

Человек стремится замечать интересную для него информацию, которая в будущем может стать предпосылкой к действию. Этот интерес прежде всего касается информации по вопросам той деятельности, которой он занимается, а также вопросов досуга, развлечений и т.д. Люди больше склонны рассматривать и запоминать те товары, в которых они заинтересованы, нежели те, которые им малоинтересны.

Психология говорит о влиянии группового мышления. Как вы думаете, существует ли связь между ним и иллюзией фокуса? Эффект группового мышления, т.е. феномен, который группа фокусирует на одном - часто первое предлагаемое решение и исключает другие возможности, является хорошим примером того, как внимание всех идет в одном направлении. Мало того, что другие варианты не считаются слишком большими, но есть также убеждение, что это лучшее решение - лучше, чем любой вариант, который появился некоторое время.

С одной стороны, в вашей книге вы найдете примеры того, как предпульсовые стимулы могут заставить нас выбирать удобную мебель вместо дешевой. Какой путь лучше, когда мы хотим подготовить почву для эффективного воздействия: стимулы предварительного стимула, которые мы видим, но для которых мы не прикладываем вес или прямое внимание захватываем? Например, в эксперименте кушетки люди не понимали влияния фонового изображения на их выбор, и поэтому они не сопротивлялись так, как они были бы, если бы кто-то пытался убедить их рассмотреть возможность выбора удобных и дорогих диванов вместо дешевых - или наоборот.

Самым эффективным подходом для привлечения внимания считается реклама, направленная на конкретного человека или группу людей, в форме «личных писем», доставленных им по прямой почтовой или электронной рассылке.

Еще один способ привлечь внимание потребителя - это использование в рекламных обращениях таких актуальных тем, как охрана окружающей среды, сохранение дикой природы и др.

Интересные исследования проводились по так называемому размещению продукта в фильмах или телесериалах. Герои фильма используют конкретные бренды продуктов, например, вождение конкретного автомобиля или выпивание выбранного напитка. Рекламодатели платят за это. Исследования показывают, что если размещение продукта очевидно, то есть герой не только демонстративно показывает продукт, но и что-то говорит об этом, этот продукт становится менее привлекательным в глазах зрителей, потому что они чувствуют себя манипулированными.

Кто-то пытается вытолкнуть их на экран, используя своего любимого героя. Но если продукт не показан интрузивным способом, например, он появляется в фоновом режиме, он оказывается более привлекательным для зрителей. Мы полагаемся на людей, которые пытаются убедить нас или что-то убедить нас. Это психологическое сопротивление в действии. Когда что-то находится в фоновом режиме, это, похоже, не попытка добраться до чего-либо, и мы не чувствуем сопротивления.

Фактор припоминания является важным во взаимоотношениях рекламы с потребителем. Работая над созданием рекламы, рекламисты стремятся к увеличению показателя уровня припоминания содержания рекламного обращения, так как это одна из составных частей логической цепочки, возникающей у потребителя, которая может привести его к действию. При низкой заинтересованности, когда потребители не сильно задумываются о том, какую торговую марку приобрести, припоминание играет важную роль. В ситуациях с высокой степенью заинтересованности (когда потребитель тщательно анализирует информацию о различиях между товарами), припоминание о товаре, его характеристиках тоже необходимо, потому что реально товар выбирается через некоторое время после просмотра рекламы.

Почему записи из прослушиваний могут использоваться против нас? Ну, это как-то связано с тем, о чем мы говорили раньше, а именно: когда что-то привлекает наше внимание, мы можем приписать причинность. Во время допросов случается, что следователь нажимает, провоцирует, пытается перехитрить следователя, чтобы он или она произнес что-то, что окунет его. Если в комнате есть камера, которая очень распространена в настоящее время, наблюдатели, наблюдающие за записью из прослушивания, могут судить, были ли слова, которые убивали свидетеля, добровольно или были каким-то образом вызваны следователем.

В обеих ситуациях рекламное обращение должно не только привлекать внимание, но и при одном только припоминании о нем должна возникать связь с названием товара и выгодами от его приобретения. Рекламисты достигают этих целей несколькими способами.

1. Многократное повторение рекламы. Обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности рекламируемого товара. Этот путь можно использовать при большом бюджете на рекламу. По-другому при высокой частоте повторения этого можно добиться короткими рекламными роликами, или используя большее число более дешевых каналов распространения рекламы (радио, наружная реклама). Высокозапоминающимися теле- и радиорекламами становятся те, которые передаются, например, по три и более раз в одном рекламном блоке.

2. Творческий подход в рекламе. На рекламные сообщения, которые выделяются новизной творческого подхода, обращают больше внимания, их чаще вспоминают. Для этого в рекламе используют запоминающиеся лозунги или стихи, вызывающие у потребителя желание повторить их. Вполне понятно, что в сценарии рекламы необходимо отдавать предпочтение установлению связи между названием товара и его наиболее важными особенностями, а не привлекающим внимание рекламным трюкам, которые могут помешать потребителю сосредоточить внимание на запоминании важных элементов, связанных с товаром.

3. Частое повторение названия товара или сведений, касающихся особенностей его продажи. В телерекламе важны качества как самих съемок, так и звуковой записи, чтобы изображения были ясными, а звуковое оформление позволяло четко слышать текст. От того, насколько часто будет упоминаться наименование товара, зависит уровень связи наименования торговой марки с увиденной рекламой, которая будет сохраняться у потребителя.

4. Широкое использование POS-материалов. Такие шаги рекламистов помогают потребителю на местах продаж вспомнить виденную им ранее рекламу товара. Для этого рекламист размещает ключевой элемент рекламной кампании на упаковке товара, на оберточном материале или использует для этого такие средства, как магазинные тележки, «говорящие полки» в местах продаж и т.д. Все это помогает потребителю не полагаться только на свое припоминание.

Рекламист не должен привлекать внимание потребителя любыми средствами, так как это может привести к уменьшению уровня припоминания самой сути рекламы. Нет никакой пользы привлекать внимание потребителя, если при этом важные сведения о товаре отойдут на второй план. Если это все же происходит, то, хотя название товара запоминается лучше, припоминание сути рекламного сообщения становится хуже. Эти потери уровня припоминания содержания послания могут возникать также при использовании юмора, слишком ярких персонажей и т.д. Итак, если часть рекламного обращения, которое осталось в сознании потребителя, не относится к рекламируемому товару, то его общее рекламное воздействие может быть значительно слабее.

Психология внимания. Способы привлечения внимания на уроках.

Внимание - избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем. Это некая деятельность организма, упорядочивающая поток информации от внешних и внутренних источников, вычленяющая наиболее важную часть информации из этого потока.

Физиология внимания.

Однако внимание – не только внутренняя способность. Внимание чаще всего начинается с двигательного компонента. Так, если мы собираемся внимательно разглядывать что-нибудь, мы принимаем соответствующую позу, придаем известное положение голове, нужным образом приспособляем и фиксируем глаза. В акте внимательного слушания не меньшую роль играют приспособительные и ориентировочные движения уха, шеи и головы. Смысл и назначение этих движений всегда сводятся к тому, чтобы поставить в наиболее удобное и выгодное положение воспринимающие органы, на долю которых выпадает самая ответственная работа. Но эти активные двигательные реакции составляют только половину дела. Другая, не менее важная половина заключается в прекращении всех прочих, не связанных с предстоящей деятельностью движений и реакций.

Такие движения вызывают определенные мышечные зажимы, физиологическое напряжение, которое накопившись приводит к утомлению и как следствие – изменение концентрации внимания и отвлекаемость. Утомление имеет разнообразные проявления на уровнях:

1) поведенческом – снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы;

2) физиологическом – затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов;

3) психологическом – снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере.

Наиболее уязвимыми моментами для возникновения утомления и переутомления организма являются следующие периоды: адаптация к учебным нагрузкам (начало учебного года, четверти); окончание четверти, учебного года и недели. Кроме того, утомление возникает ежедневно, к третьему или четвертому уроку, cначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня.

Для того, чтобы избежать подобного, следует

· учитывать возрастные особенности детей. Дети младшего возраста сами сменят позу и отвлекутся. Дети более старшего возраста волевым усилием могут продолжать удерживать внимание, но эффективность будет ниже.

· следует соблюдать ритмическую структуру занятия с чередованием различных видов деятельности , чтобы напряжения в мышечных системах в течение урока переключалось на различные области

· возможно применение специальных упражнений. Смысл их всех лежит в кратковременном, но сильном по интенсивности напряжении-расслаблении всех или отдельных групп мышц. Для детей эти упражнения можно разнообразить зрительными и фантазийными элементами. Упражнения на все тело – «космонавты», на шейный отдел – «жираф», на руки – «игры с песком», дыхательная гимнастика – «воздушный шарик » и т. д.

Внимание и рассеянность

С психологической точки зрения приходится различать две совершенно несходные стороны в рассеянности. Рассеянность может проистекать действительно из слабости внимания, из неумения собрать, сосредоточить и сконцентрировать установку на чем-нибудь одном. Поэтому она может означать известную приостановленность и разлаженность всего механизма поведения и в этом смысле при сколько-нибудь заметных чертах принимает явный патологический характер и относится к области ненормального. СДВГ . Однако рассеянность, с которой большею частью приходится иметь дело педагогу и которая проявляется на каждом шагу в жизни нормального человека, представляет из себя необходимого и полезного спутника внимания. Быть внимательным к чему-либо одному непременно предполагает быть рассеянным по отношению ко всему остальному. Зависимость приобретает совершенно математический характер прямой пропорциональности, и мы можем прямо сказать: чем больше сила внимания, тем больше и сила рассеяния. Иными словами, чем точнее и совершеннее установка на одной какой-нибудь реакции, тем менее приспособленным оказывается организм к другим. В известных анекдотах о рассеянности ученых и вообще людей, занятых какой-либо одной мыслью, этот психологический закон связи внимания и рассеяния находит самое блестящее подтверждение. Рассеянность ученого, рассеянность исследователя всегда означают необычайную собранность его мысли в одной точке. В этом смысле с научной точки зрения правильно будет говорить не о воспитании внимания и борьбе с рассеянностью, но о правильном воспитании того и другого вместе. Поэтому здесь важно говорить о способах привлечения и контроля внимания педагогом.

Развитие внимания. Виды внимания.

Развитие внимание проходит по линии изменения характера его произвольности. Детское внимание направляется и руководится почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагаются в качестве обязательных. Внимание детей Дошкольного возраста носит непроизвольный характер и отличается легкой отвлекаемостью. Это имеет двоякое значение.

Непроизвольное внимание (пассивное)

Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека. Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться. Причины возникновения непроизвольного внимания:

· Неожиданность раздражителя.

· Относительная сила раздражителя.

· Новизна раздражителя.

· Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

· Контрастность предметов или явлений.

· Внутреннее состояние человека.

Опытный воспитатель обязательно справится с ситуацией, вызвавшей непроизвольное внимание детей, используя его же механизм. Чтобы вернуть ребят на занятие, взрослый введет в его ход какой-то новый, необычный элемент. Например, в гости к детям в тот момент, когда они отвлеклись на постороннее событие, придет какой-то сказочный персонаж, инсценированный воспитателем, или "почтальон" принесет важное послание. Непроизвольное внимание детей вновь сработает. При этом его объектом станет занятие.

Произвольное внимание

На шестом году жизни ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным. К младшему школьному возрасту у ребенка появляется навык волевого усилия для привлечения и сохранения внимания. Такое внимание называется произвольным.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

· чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же

· вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Возможности управления непроизвольным и произвольным, внутренним и внешним вниманием различны у школьников разного возраста.

В младшем школьном возрасте легко возникает непроизвольное внимание в отношении внешних объектов, поэтому младшие школьники часто отвлекаются. Кроме того, устойчивость произвольного внимания у них кратковременна. Дети 7 - 8 лет могут удерживать произвольное внимание с высокой степенью интенсивности только 10 -15 минут. Экспериментально доказано, что младшие школьники не способны сосредоточенно выполнять подряд 7 - 8 упражнений, даже если на это планировать 8 – 10 минут. Уже на пятом упражнении наблюдается большое число отвлечений. В соответствии с особенностями данного периода развития психики, школьники младших классов с трудом концентрируют внимание на собственных мыслях и представлениях. Важно помнить, что дети этого возраста оценивают себя, исходя из той оценки, которую дают им взрослые, что и вызывает интерес к учебным занятиям, формирует «компетенцию» как аспект самосознания, которое, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, составляет центральное психическое новообразование младшего школьника.

Ученики среднего звена обладают способностью удерживать произвольное внимание в течение 40-45 минут, но только при сильном интересе к выполняемой деятельности. Несмотря на это отвлекаемость у них повышенная. Это может быть вызвано многими причинами: импульсивностью поведения, нетерпеливостью, стремлением к самостоятельности, ростом потребности в двигательной активности. Дети этого возраста легко ориентируются на конечный результат деятельности, но безразличны к ее процессу, качеству выполнения действий.

Учителю следует: использовать разнообразные проблемные методы обучения, пользоваться социальной активностью подростка, поддерживать диалог с учениками, проводить индивидуальное обучение, максимально обогатив содержание учебного материала жизненно необходимыми, социально-культурными и социально-экономическими сведениями, которые бы соответствовали современному уровню развития общества.

Старшеклассники обладают значимыми мотивами для длительного удержания внимания и действуют сознательно. У них ярко выражено стремление к самопознанию и самосовершенствованию, поэтому они внимательно относятся к любой информации (рассказ, показ, упражнения). Если для младших школьников и подростков главным фактором, организующим внимание, является форма подачи учебного материала, то для старшеклассников важным становится содержание.

Как развивается произвольное внимание? Средства, с помощью которых ребенок начинает управлять своим вниманием, он получает в процессе взаимодействия с взрослыми. Родители, воспитатели включают ребенка в такие новые виды деятельности, как игры по правилам, конструирование и т. п. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.

Позднее ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата. Так он овладевает одним из главных средств управления вниманием - умением словесно сформулировать то, на что он будет ориентироваться. На протяжении дошкольного возраста использование ребенком речи для организации собственного внимания резко возрастает. Выполняя задание по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного возраста проговаривают инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

Часто бывает так, что занятия, которые вначале требовали волевых усилий для сосредоточения внимания, становятся затем интересными и увлекают ребенка. Произвольное внимание при этом переходит в послепроизвольное , в котором смешиваются характерные признаки как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным послепроизвольное внимание сходно активностью, целенаправленностью, а с непроизвольным - отсутствием усилий для его сохранения.

Объем . Доказано, что в среднем взрослый человек сосредоточивает свое внимание не более чем на семи объектах. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как это было в четыре-пять лет), а даже три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Но объем внимания сужается, если ребенок воспринимает одновременно несколько незнакомых ему предметов или же предметов, которые близко расположены друг к другу или, наоборот, рассредоточены на большой площади. Например, если ребенку предъявляется две сходные картинки, то происходит "спутывание" воспринимаемых объектов.

К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, изменяется и круг предметов, которые привлекают внимание детей. Если в три-четыре года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, то в шестилетнем возрасте - внешне ничем не примечательные объекты. Интерес ребенка все чаще может вызвать загадка, вопрос. Да и в тех объектах, которые нравились ребенку раньше, он начинает замечать иное. Его все больше интересует сам человек, его деятельность, а не столько внешне яркие, необычные предметы. В облике человека, его поведении, одежде ребенок замечает детали.

Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности.

Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30 - 50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Как указывает известный детский психолог, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. При организации обучения детей шести лет важно учитывать следующие особенности устойчивости внимания.

Установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. Оптимально, если урок у шестилетних детей длится 35 минут, а перемены - не менее 20 минут. В неделю у шестилетних детей может быть не более 20 уроков. Из них 8 уроков отводится на предметы эстетического и трудового цикла. Специалисты выявили, что в условиях шестидневной учебной недели наивысшая работоспособность у шестилеток во вторник и среду. В эти дни целесообразно проводить по четыре урока, а в остальные дни - по три. В середине недели или в ее конце рекомендуется «облегченный день»: один урок (занятие), требующий большого напряжения внимания, два других - полегче (музыка и пение, ознакомление с окружающим миром, физкультура, изобразительное искусство). Четверг можно сделать вообще свободным от занятий, посвятив его играм, спортивным развлечениям.

Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам. Чаще всего сила сосредоточения у дошкольников невелика, ее важно развивать.

Переключение внимания определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием.

Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. В дошкольном возрасте переключение и распределение внимания развиты слабо и требуют тренировки.

Таким образом:

· следует соблюдать режим дня и периоды работоспособности ребенка для оптимизации обучения;

· само занятие должно быть выстроено с учетом психофизиологических особенностей детей этого возраста (интерес, наглядность, переключение внимания, физическая разгрузка);

· педагог должен управлять вниманием детей, а не следовать за ним.

Гимнастика для глаз.

2. Для снятия утомляемости и облегче­ния работы на близком расстоянии (чтение, письмо) смотреть перед собой 2–3 с. Потом, держа указательный палец правой руки на уровне средней линии лица на расстоянии 25–30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него в течение 3–5 с. Опустить руку. Повторить 10–12 раз.

3. Поставить указательный палец пра­вой руки по средней линии лица на рассто­янии 30 см, смотреть на конец пальца 3–5 с. Прикрыть левой ладонью левый глаз на 3–5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3–5 с. Повторить то же самое начиная с левой руки. Повто­рить 5–6 раз.

При выполнении учениками учебного задания:

1. Выбирать оптимальный темп работы для данной группы учеников. Низкий темп расхолаживает, рассредоточивает внимание, высокий - не дает времени сосредоточиться, может вызывать утомление, что тоже приводит к снижению интенсивности внимания.

2. Планировать оптимальный объем работы на урок. Слишком большой объем порождает рассеянность, создает условия для формирования неустойчивого внимания как следствие однообразия или утомления, а слишком малый объем - неполную загрузку и появление пауз вследствие отвлечения учеников.

3. Вводить соревновательные элементы или игры в процесс урока. При этом необходимо помнить, что сильное эмоциональное возбуждение мешает сосредоточить внимание на технической части упражнения.

4. Стимулировать внимание учеников в отдельные моменты урока, подчеркивая важность выполняемых действий.

5. Постепенно раскрывать в разучиваемом упражнении все новые и новые нюансы. Показывать различные варианты выполнения данного упражнения.

6. Устранять причины отрицательного отношения учеников к разучиваемым упражнениям, возникшим, например, из-за боязни.

7. Заранее организовать место для занятия, чтобы не возникали потери времени на поиск спортивного инвентаря , организацию рабочего места (подготовку гимнастического снаряда и т. д.).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь