Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Дата публикации: 18.12.16

Конспект занятия по лепке в старшей группе.

Тема: "Лепим осьминога"

Цель: Закрепление у детей знаний об обитателях океана. Осьминог.

Задачи:

  1. Закрепить у детей умения лепить круглые формы, используя приём сплющивания, вытягивания.
  2. Закрепить у детей умения раскатывать жгутики, используя приемы раскатывания;
  3. Закрепить у детей умения лепить маленькие шарики, используя приёмы отщипывания, раскатывания между пальцами;
  4. Формировать у детей интерес к лепке.
  5. Воспитывать у детей внимание, старательность, усидчивость.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением разных обитателей океана, загадки.

Материалы:

Пластилин синего, желтого, белого, черного цветов, дощечка, стека, иллюстрации с изображением обитателей океана, раздаточные карточки-дублеры с изображением обитателей океанов.

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте ребята! Как рада я вас видеть.

Дети здороваются

Педагог: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на океанское дно. Кого мы там можем встретить? У вас есть предположения? Я предлагаю вам игру: раздаю вам карточки с изображением обитателей океана, и в то же время на экране я демонстрирую изображение одного из них. Ваша задача: правильно назвать представителя океана и продемонстрировать свою карточку. Готовы?

Педагог демонстрирует изображения морской звезды, акулы, кита, ската, медузы, осьминога, касатки, рыбы-меч, морского конька, дельфина. Дети соответственно показывают свои карточки и называют обитателя океанских глубин.

Педагог: Вы все молодцы, хорошо знаете обитателей океанских глубин. Предлагаю вам загадку:

Опустись на дно морское,

Ты увидишь там такое!

Восемь рук, а может ног!

Ну, да это … ОСЬМИНОГ.

Педагог: Правильно, осьминог. Я предлагаю вам из пластилины вылепить осьминога. Он состоит из головы, чуть вытянутой у основания, из восьми щупалец, на голове мы сделаем глазки, а на щупальцах присоски из желтого пластилина. Справитесь с этим заданием?

Педагог: С чего начнем? С головы или щупалец?

Дети: С головы.

Педагог: Она круглая, чуть вытянутая у основания, там, где прикрепляются щупальца. Возьмите синий пластилин и согрейте его в руках. Перекладывайте его из ладошки в ладошку, сминая. Теперь, когда он достаточно теплый, катайте пластилин между ладошками. Покажите, что у вас получилось. Молодцы. Но у вас получился шарик, а нужен чуть вытянутой формы. Давайте прокатим шарик между ладошек, вытягивая его. (показать детям, как катать, помочь тому, кто не справляется, продолжать - проговаривая действия). Теперь отщипните два небольших кусочка белого пластилина, скатайте два шарика одновременно между пальчиков, используя для этого и правую, и левую руки. Это глаза осьминога. Прикрепите их на «лицо» осьминога. Теперь делаем зрачки из черного пластилина. Отщипните два кусочка, но обратите внимание, что они должны быть меньше, чем белые кусочки. Тем же способом прокатываем их между пальчиками и прикрепляем на глазки осьминога. Голова готова. Давайте отставим ее в сторонку, пусть осьминожка на нас смотрит. А пока сделаем гимнастику.

Динамическая пауза (дети выполняют действия стоя по тексту):

Мы лепили осьминожку, (сжимают-разжимают пальчики)

И устали понемножку. (руки вниз, потряхивают)

Получилась голова- (двумя руками обхватывают голову)

У него она одна. (показывают один палец)

А потом для осьминога (показывают на изображение осьминога)

Слепим ноги, (показывают на свои ноги)

Их там много. (показывают растопыренные пятерни)

Их там восемь штук всего (показывают восемь пальцев)

Для осьминога одного. (показывают один палец)

Мы руками помахали, (машут руками)

Ножкою притопнули, (топают ногами)

И присядем мы опять,

Будем лепку продолжать. (садятся на свои места)

Педагог: Наш осьминог еще не готов. Делаем щупальца. Отщипните четыре кусочка синего пластилина и сделайте из них колбаски. Катайте пластилин между ладошек, между пальцами. У вас должна получится вытянутая колбаска. Прикрепляем середину колбаски к основанию головы. Двое щупальцев готовы. Давайте сделаем еще.

Прикрепим к основанию остальные три колбаски. Поставьте осьминога на вашу доску и придайте колбаскам извилистую форму, превращая из в щупальца. Давайте проверим, должны получиться восемь щупальцев. Ну вот такой у нас осьминог получился. Но чего-то не хватает. Как вы думаете, что мы пропустили?

Дети: Присоски.

Педагог: Действительно, присоски. Мы их сделаем из желтого пластилина. Отщипните маленькие кусочки, прокатайте между пальчиками двух рук одновременно, и прикрепляйте к щупальцам. Теперь наш осьминог стал нарядным и заметным.

Рефлексия:

  • Что мы сегодня лепили?
  • Какой формы голова осьминога?
  • Какой формы щупальца осьминога?
  • Что вам показалось трудным при изготовлении осьминога?
  • Что вам показалось легким при изготовлении осьминога?
  • Какое имя вы дадите своему осьминогу? В каком океане он обитает?

Старшая группа

Перспективно – календарный план на 2015-2016 учебный год 2013 – 2014 г.

Тема недели

п/п

Кол-во ча-сов

Образовательная область «Творчество»

Раздел программы « Лепка »

Тема занятия

Цель

Сентябрь « Вот и осень наступила»

Здравствуй осень

Пиала

Учить передавать своеобразие казахской посуды, добиваться наибольшего сходства с реальными предметами. Упражнять в лепке изделий из целого куска пластилина в определенной последовательности.. Учить сглаживать поверхность изделия пальцами. Побуждать к созданию эстетически офомленного изделия.

Дары осени – овощи и фрукты

Дары осени: овощи, фрукты, ягоды

Закреплять умение передавать форму разных овощей, фруктов, виноградной грозди. Учить передавать характерные особенности каждого овоща, фрукта, ветки винограда, пользуясь приёмами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания.

Дары осени –ягоды и грибы

Грибы: белый, подосиновик

Закреплять умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы, пользуясь движением всей кисти и пальцев. Учить передавать некоторые характерные признаки: углубления, загнутые края шляпок грибов, утолщающиеся ножки.

Хлеб-всему голова

Торты и пирожные ко дню рождения Гаухар

Продолжить прививать интерес к лепке, совершенствовать умения детей лепить предметы из нескольких частей, украшать поделки. Развивать творческое воображение, способности детей.

Октябрь « Мы и мир вокруг нас»

Мой детский сад

Веселые человечки

Учить лепить фигурки человека из удлиненного цилиндра – валика путем надрезания стекой и дополнения деталями, закрепить и усложнить способ лепки фигурки человека из корпуса. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путем небольшого изменения положения ног и рук.

Игрушки

Игрушка пирамидка.

Учить детей лепить игрушку, передавая характерные особенности её внешнего вида (форму, цвет, соотношение частей). Закреплять разнообразные приёмы лепки всей рукой и пальцами

Моя семья

Декоративная пластинка

Учить составлять казахский орнамент на пластине барельефом; закрепить названия элементов орнамента. Воспитывать интерес к народно- декоративному творчеству.

Комнатные растения

Кувшинчик

Закреплять полученные раннее навыки лепки. Научить лепить кувшинчик. Развивать мелкую моторику. Воспитывать эстетический вкус.

Ноябрь « В общении с природой»

Растительный мир

Осенний лист

Познакомить с техникой рельефной лепки и приемом декорирования лепного образа. Закрепить приемы расплющивания. прищипывания. Расширить знания детей о сезонных переменах в природе. Развивать чувство формы и композиции, совершенствовать навыки работы со специальными инструментами. Воспитывать трудолюбие, коллективизм.

Домашние животные и птицы

Кошка играет с клубком

Учить детей создавать образ животного, передавать пропорциональные соотношения частей и их расположение. Закрепить умение раскатывать между ладонями, оттягивать мелкие детали, соединять части путём прижимания и сглаживания мест соединения.

Дикие животные и птицы

Белка грызет орехи

Научить лепить фигурку белки, соединяя отдельные части тела. Закрепить приемы лепки: прищипывание, вытягивание, загибание, сглаживание пальцами или влажной тряпочкой. Обогатить представление о белке и ее жизни в природе. Развивать мышление, творческие способности, художественный вкус, речь, новые знания в ответах на вопросы предложениями. Воспитывать доброжелательность, любовь к животным.

Подводный мир

Утка

Познакомить детей со скульптурным способом лепки. Научить оттягивать от цельного куска пластилина необходимое количество материала для моделирования шеи и головы птицы. Закрепить приемы: прищипывание, вытягивание, загибание, сглаживание пальцами или влажной тряпочкой. Развивать художественный вкус, воображение, моторику пальцев. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Декабрь « Волшебница зима»

Нам нравится зима

Санки

Научить лепить санки, правильно соотнося по величине отдельные части предмета. Закрепить приемы раскатывания, расплющивания, скручивания. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, новые знания в ответах на вопросы, составлять рассказ по картине. Воспитывать усидчивость. Умение доводить дело до конца.

Как зимуют животные и птицы

Крольчиха с крольчатами

Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Закрепить навыки плановой работы: задумывание образа, деление материала на части разной величины, последовательная лепка, начиная с крупных деталей. Расширить знания детей о кроликах, как о домашних животных. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, чувство формы и пропорций. Воспитывать бережное отношение к животным.

Гордость моя Казахстан

Торсык

Продолжать вызывать интерес у детей к созданию национальных изделий, побуждать желание делать самостоятельный выбор изделия, его оформления. Закрепить умения детей в лепке разных форм (округлой, продолговатой, полой) изделий с использованием приёмов скатывания пластилина между ладонями круговыми движениями, в создании полой формы с использованием приёма вдавливания, разглаживания, выравнивания.

Здравствуй Новый год

Скакун

Научить лепить фигуру лошади, передавая пропорции животного. Продолжать обучать детей созданию выразительных лепных образов конструктивным способом. Закреплять навыки плановой работы. Развивать творческие способности, координацию рук, речь, новые знания в ответах на вопросы распространенными предложениями. Воспитывать стремление доводить дело до конца, самостоятельность

Январь «Зимняя панорама»

Зимние забавы

Мальчик вылепил снеговика

Научить лепить снеговика, закрепляя умение передавать пропорции. Расширить знания о зиме и зимних месяцах. Развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику рук, новые знания в ответах на вопросы. Активизировать словарь по теме. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Одежда и обувь

Собака – друг человека

Научить лепить фигуру животного, учитывая пропорции тела. Развить навыки плановой работы: деление материала разной величины, последовательная лепка. Закрепить умение создавать несложные сюжеты. Совершенствовать навыки лепки. Расширить знания о собаке. Развивать моторику рук, творческие способности. Воспитывать любовь к домашним животным, желание заботиться о них.

Я и мое тело

Кукла

Обучать детей изображению характерных особенностей формы. Развивать умения передавать элементарные пропорции. Дополнять образ деталями, передавать несложные движения фигур. Пользуясь разной техникой скрепления, плотно соединять части.

Посуда и мебель

Посуда для кукол

Научить лепить посуду конструктивным способом (каждый ребенок лепит чайную пару). Упражнять в сглаживании поверхности смоченными в воде пальцами. Расширить знания детей о чайной посуде. Развивать творческие способности, мелкую моторику, глазомер. Синхронизировать движения обеих рук. Воспитывать доброжелательность. Умение проявлять заботу о других.

Февраль « Труд славит человека»

Транспорт

Олень

Учить детей создавать изображения по мотивам дымковских игрушек. Учить лепить фигурку из целого куска, передавая форму отдельных частей приёмом вытягивания. Воспитывать уважение к народному декоративному творчеству.

Все профессии важны

Воробей

Научить лепить птицу скульптурным способом. Закрепить умение оттягивать от цельного куска пластилина такое количество материала, которое понадобится для моделирования шеи и головы. Свободно применять знакомые приемы лепки: вытягивание. Прищипывание, сглаживание пальцами. Развить умение соотносить размеры составных частей лепного образа. Развивать мелкую моторику, речь, новые знания в ответах на вопросы распространенными предложениями. Воспитывать любовь и заботу о птицах.

Умные вещи

Бабушкин сундук

Продолжать знакомство с предметами казахского быта, с техникой нанесения рельефного рисунка на ровную поверхность. Научить с помощью геометрических фигур создавать узор. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, навыки декорирования скрученным пластилином, чувство формы и цвета. Воспитывать трудолюбие, уважение к старшим. Интерес к народному творчеству.

Продукты питания

Тостаган

Продолжить знакомство с казахским прикладным искусством. Научить лепке посуды по мотивам народных изделий, формированию полых предметов способом вдавливания пальцами. Закрепить изученные приемы лепки. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, чувство формы, речь. Воспитывать дружелюбие, уважение к национальным ценностям.

Март « К нам весна шагает»

Моя любимая мамочка

Подарок маме

Продолжить обучение приемам рельефной лепки. Развивать умение задумывать и воплощать предмет лепки, используя разнообразные приемы. Закрепить умение составлять по картине короткие рассказы. Развивать творческие способности. Фантазию, мелкую моторику рук, речь, новые знания в ответах на вопросы. Воспитывать любовь к маме, уважение к старшим.

Весенние цветы

Красивый цветок

Научить лепить цветок с помощью приема вырезывания по контуру. Расширить знания о весне. Развивать мелкую моторику пальцев, чувство формы, речь, умение составлять короткие рассказы по картине. Формировать эстетический вкус. Воспитывать бережное отношение к природе.

Наурыз начало года

Птица клюет зерно

Научить лепке фигурок птиц конструктивным способом. Закрепить приемы оттягивания, прищипывания, сглаживания. Расширить представления детей о птицах. Развивать мышление. Творчество, мелкую моторику рук, речь, новые знания в ответах на вопросы. Воспитывать трудолюбие, желание заботиться о птицах.

Казахстан – дом друзей

Танцовщица Айгерим

Познакомить с новой техникой создания картины (пластилинографией)- приемом размазывания пластилина по поверхности бумаги. Закрепить приемы лепки: скатывание, надавливание, размазывание. Развить ориентировку на листе бумаги. Развивать моторику пальцев, фантазию, речь, новые знания в ответах на вопросы. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Апрель « Земля – наш общий дом»

Весна

Ваза для цветов

Продолжать учить детей рельефной лепки на примере цветочной вазы. Обучить приемам декорирования налепами. Развивать мелкую моторику рук. Речь. Глазомер, чувство цвета. Расширить представления о керамической посуде. Воспитывать аккуратность, чувство прекрасного.

Небо и его загадки

Космический корабль

Расширить представления детей о космосе, ракете, рассказать о первых казахстанских космонавтах. Научить лепке космического корабля конструктивным способом, передавая его форму, строение и пропорции. Развивать воображение, интерес к космосу, эстетический вкус. Воспитывать любознательность, умение доводить начатое дело до конца.

Насеко-мые

Божья коровка

Научить лепить божью коровку, используя природный материал. Закрепить знакомые приемы лепки. Обогатить знания детей о насекомых. Развивать мелкую моторику рук, память, речи эстетическое восприятие. Воспитывать заботливое отношение к природе.

Вместе дружная семья

Лодка плывет по реке.

Научить лепить лодку, используя всю ладонь и пальцы. Добиваться четкой передачи формы. Обогатить знания о водном транспорте. Развивать мелкую моторику рук, память, разговорную речь. Воспитывать любовь к природе, заботу об окружающем мире, трудолюбие.

Май «Как прекрасен этот мир»

Наши защитники

Канат идет с флажком

Научить лепке фигуры мальчика из удлиненного валика путем надрезания стекой и дополнения деталями с учетом пропорций человеческого тела. Развивать композиционные умения, творческую активность. Мелкую моторику рук, речь. Воспитывать уважение к ветеранам войны.

Красная книга

Айнур кормит цыплят

Научить созданию сюжетной композиции, лепке фигуры девочки конструктивным способом и лепке цыпленка из цельного куска пластилина, учитывая характерное строение фигур человека и птицы. Расширить знания детей о домашних птицах и их детенышах. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, чувство формы и соотношения пропорций. Воспитывать аккуратность, необходимость заботы о домашних птицах.

Цветы вокруг нас

На жайляу

Научить лепке юрты, декорированию национальным орнаментом. Обогатить представления детей о жайляу и юрте. Продолжить знакомство с казахским орнаментом. Закрепить приемы раскатывания, расплющивания, вырезания по контуру. Развивать фантазию, речь. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, любовь к природе.

В гостях у сказки

Заяц повстречал Колобка

Продолжать учить детей лепить выразительные образы конструктивным способом. Обучить плановой работе: разделить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Развить умение передавать в лепке несложные сюжеты. Будить интерес к сказкам. Развивать творческие способности, координацию рук, речь. Воспитывать самостоятельность и стремление доводить дело до конца.

Итого: 36


Конспект занятия по лепке в старшей группе
Тема «Идет лиса с базара с подарками»
Цель:
Закрепить умение детей лепить фигуру животного, передавать в лепке выразительность образа.
Программные задачи:
Закреплять умение лепить фигурку животного по частям, используя разные приемы, раскатывание пластелина между ладонями, оттягивание деталей, соединение частей путем прижимания. навыки рельефной лепки
продолжать учить детей создавать образ лисы на основе впечатлений от прочитанного произведения;
закреплять приемы работы с пластелином,;вызвать у детей эмоциональный отклик на прочитанное произведение, на собственную работу и работы друзей;
воспитывать эстетический вкус, аккуратность, внимание.
Предварительная работа:
Рассматривание картины «Дикие животные»: Чтение сказки «Жихарка», «Лиса и заяц», обследование игрушки Лиса. Разучивание игры «Хитрая лиса». Рассматривание иллюстраций по сказкам. Показ кукольного театра «Лиса и кувшин». Потешки про лису.
Материал:
пластелин разных цветов (большая часть оранжевого цвета), доски для лепки, стеки, игрушка – лиса, корзина с подарками.
Приемы:
Показ способов действия, показ образца, показ с объяснением.
Методика проведения:
Обследовать игрушку Лисы. Уточнить, спрашивая детей, форму, величину, и
расположенность частей, приемы лепки. Учить детей добиваться выразительности фигурки, используя знакомые приемы оттягивания, сглаживания. По окончании работы, все вылепленные фигурки рассмотреть. Отметить наиболее выразительные.
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая сегодня хорошая погода, светит солнышко все рады новому дню, давайте, и мы с вами возьмемся за руки и пожелаем друг другу хорошего дня.
-Посмотрите, кто то идет, Ой, да это наша знакомая лиса.
Ребята, я предлагаю вам послушать потешку про лису
Шла лисичка на базар,Разузнать почём товар:Куры, утки, гусачок,Что б купить за пятачок
Воспитатель: Ребята сегодня у нашей лисоньки день рожденья, она идет с базара и несет угощенье для своих подружек. Посмотрите, какая у нас сегодня лиса нарядная, какая у нее красивая юбка. Какого она цвета?
Дети: красного
Воспитатель: Ребята, расскажите какая лиса? Давайте мы ее рассмотрим
Дети: рыжая, хитрая, улыбается….в красивой юбке.
Воспитатель: - Замечательно. Вы назвали много слов, которыми можно описать лису. Можно даже сказать, что мы составили её словесный портрет. А я предлагаю вам слепить лису. Вы каждый по своему видите ту лису, про которую нам рассказала народная потешка. И я предлагаю вам воплотить тот образ, который вы придумали сами. Перед тем как вы приступите к работе назовите мне, пожалуйста, части тела лисы.
(туловище, голова, ноги, хвост, юбка)
Основная часть:
Воспитатель: - Я предлагаю вам начать работу с выполнения головы. Для этого надо раскатать конус, расплющить его, и там, где острая часть сделать надрез. Это будет рот лисы. Глазки, носик вы выполните сами, так, как вы считаете, должно быть.
Туловище, ребята надо сделать из овала, так же расплющив его. Также сделаем и юбку у лисы овал затем его расплющим и растянем их в стороны.
Остались лапы и хвост. Пожалуйста, подскажите, как их сделать.
Каким способом нужно лепить туловище?голову? лапки? Уши? хвост?
Дети: - Нужно взять стеку, отломить кусочек пластелина, раскатать круговыми движениями ладоней, чтобы получился шар, потом прямыми движениями раскатываем пластелин в форме овала.
-Голову нужно делать так: раскатать пластелин круговыми движениями в форму шара, затем методом вытягивания сделать нос.
-Лапки делаются способом раскатывания «колбаски».
-Хвост то же способом раскатывания «колбаски», но только «колбаска» должна быть побольше.
-Для ушек берется самый маленький кусочек пластелина.
Воспитатель: - прошу, вас не забудьте, что для того что бы «оживить» лису, придать ей выразительности можно использовать дополнительные средства: стеки. Прежде чем приступить давайте с вами подготовим наши пальчики) Разминка для пальчиков перед лепкой.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
Чтоб готов был пальчик наш, сделаем ему массаж.
Потихоньку разотрем, и к другому перейдем.
Чтоб крепка была ладошка, мы похлопаем немножко.
Постучали, а потом мы ладошку разотрем,
Ты потри её ещё, так чтоб стало горячо!
Воспитатель:- Приступайте к работе. Я включаю для вас музыку – она поможет вам в работе. Сейчас вы будете слушать весёлые песенки о лесных обитателях (можете даже подпевать).
Воспитатель: -Возьмите стеку, отломите кусочек пластелина с помощью стеки. С какой части тела нужно начать?
Дети: С туловища (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).
Воспитатель: Теперь продолжим. Какую часть вы будете лепить7Дети: Голову. Мордочку вытягиваем,уши прищипываем.
Воспитатель: Обратите внимание, сначала к туловищу юбке прикрепляется голова, затем ноги, лапки, хвост, к голове – ушки. Каждую деталь нужно плотно примазывать при соединении.
(примечание. Прием изображения исходных форм(головы, туловища, ног) показывать не следует, так как эти способы должны быть усвоены раньше).
Воспитатель: Какую деталь будем лепить сейчас?
Дети:лапки и ножки(Дети лепят)
Воспитатель:-За какую часть примемся теперь?
Дети: Хвост. Один ребенок описывает процесс лепки
Воспитатель:Молодцы у вас все получается. А что еще осталось слепить?
Дети: - Ушки
Воспитатель:А давайте мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру
Физкультминутка «Рыжая лисичка».
Хоровод, хоровод (хлопки в ладоши)
Пляшет маленький народ (приседания)
Танцевать, скакать и прыгать (прыжки на месте)
Мы готовы круглый год (приседания)
Под кустом, под кустом (наклоны туловища вправо-влево)
Кто-то с рыженьким хвостом (повороты туловища вправо-влево)
Это рыжая лисичка (прыжки на месте)
Пол кусточком лисий дом.
(Дети проходят к столам)
Заключительная:
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, какие у нас получились лисички. У Кати она как улыбается, а у Миши какой получился красивый хвост,. смотрите вот эта лисичка в красивом сарафане, как наша именинница. Ребята вам понравились ваши лисички?
Дети: да!
Воспитатель: Какие вы молодцы, сколько разных лисонек у нас получилось, из разных сказок, теперь мы пойдем в гости к нашей лисоньке на день рождения.
Воспитатель: Смотрите, как обрадовалась наша лиса, она хочет с ними поплясать.
Лиска, Лиска, попляши!-Красоту всем покажи.Пройдись, лиска, павушкойПо шелковой травушке.Топни, лиска, лапочкой,Закружись-ка бабочкой.
- Спасибо, дети, на этом наше занятие по лепке закончено. Давайте устроим выставку лисичек и дома придумаем для них новую сказку «На день рождения собрались подружки»

Программа "Волшебная лепка" для старшей группы

Цель: Развитие творческих способности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи кружка: познакомить детей с нетрадиционной техникой лепки, раскрашивание готовых изделий; закрепление знаний о дымковской, хохломской, гжельской росписях; закрепить рельефную, объемную лепку; познакомить с техникой выполнения изделий из соленого теста; сформировать интерес к выполнению творческих работ разными материалами и способами; закрепить знания у детей материалов, которыми можно работать и уметь ими правильно пользоваться.

Пояснительная записка:

Наше время требует творческих, нестандартных, мыслящих и действующих во благо развития личности и общества людей. Поэтому социальный заказ общества – развитие у детей творческих способностей, умения мыслить не по шаблону, не бояться высказывать мнение отличающиеся от общепринятого, видеть необычное в обычном.

По мнению психологов и педагогов, дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития мышления, воображения – психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач дошкольного образования и воспитания.

Использование в практике работы с детьми нетрадиционных техник лепки работают на решение сразу нескольких развивающих задач:

  • развитие у детей творческих способностей (во всем многообразии этого понятия) ;
  • развитие и совершенствование мелкой пальцевой моторики;
  • формирование умений и навыков работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами;
  • знакомство с новыми техниками и технологиями;
  • умение применять их на практике.

Частота проведения кружка: один раз в неделю в течении одного учебного года.

Продолжительность проведения кружка: 25 минут.

Ожидаемые результаты воспитанника:

Лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы лепки;

Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.

Создает изображения по мотивам народных игрушек.

Сентябрь:

1. Тема: "Яблоки и груши". Дары осени. Признаки осени.

Материалы и оборудование: Соленое тесто, муляжи фруктов, стека,

репродукция картин с фруктами. (1/59)

2. Тема: "Подсолнух"

Цели и задачи: Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании природного материала для дополнения поделки.

Материалы и оборудование: Соленое тесто, фото подсолнуха, стека, семечки. (11/14)

3. Тема: Декоративная тарелка "Роза". Дары осени.

Цели и задачи: Формировать умение из отдельных частей лепить розу, раскатывать шарики, расплющивать, составлять цветок из 6-8 лепестков. Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат.

Материалы и оборудование: Глина, стека (11/20, 3/61)

4. Тема: Раскрашивание красками декоративной тарелки "Розы" в стиле "гжель"

Цели и задачи: Познакомить детей с народным творчеством. Продолжать формировать умение раскрашивать изделия после просушки, подбирать краски, смешивать, для получения нужного оттенка. Оформлять работу на тарелке.

Материалы и оборудование: Гуашь, кисточки, палитра, посуда с росписью "гжель" (8/85)

Октябрь:

1. Тема: "Колючий ёжик". Поведение животных осенью.

Цели и задачи: Отдельно лепить иголки в форме конуса, соединять детали. Дополнять работу грибками, яблочками.

Материалы и оборудование: Цветное соленое тесто, стека, слайд с изображением ежика в лесу осенью (11/12)

2. Тема: "Конь красивый, удалой"

Материалы и оборудование: Глина, стека, вода, фото филимоновского коня (2/56)

3. Тема: "Каргопольский козлик"

Цели и задачи: Продолжить знакомить детей с народным творчеством. Лепить коня из целого куска глины. Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат.

Материалы и оборудование: Глина, стека, вода, фото каргопольского козлика (1/112)

4. Тема: "Слоник"

Цели и задачи: Закрепить умение лепить объемные вещи, развитие моторики.

Фото слона, образец слона (5/14)

Ноябрь:

1. Тема: "Божья коровка" (на листике)

Цели и задачи: Учить лепить божью коровку из частей: голова, туловище, используя налепы, дополнительный материал для оформления. Пользоваться формочкой для вырезания листика. Уметь регулировать силу нажима при выполнении налепов.

Материалы и оборудование: Солёное тесто, формочка "листик", игрушка, вода, кисточка (12)

2. Тема: Раскрашивание красками "Божья коровка ".

Цели и задачи: Формировать навыки аккуратности при раскрашивании работы. Уметь использовать навыки нетрадиционного рисования - пальчиком, для рисования точек. Упражнять в способах работы с красками, оформлении работы на листике.

Материалы и оборудование: Гуашь, кисточка, клей (12)

3. Тема: "Панно с цветами" (сграффито) .

Цели и задачи: Ознакомление с техникой сграффито - "нацарапанный" на пластилине. пластилин,

Материалы и оборудование: картон, стека, картина с цветами

4. Тема: "Пингвины на льдине".

Цели и задачи: Продолжать формировать умение лепить фигурку из целого куска, используя приёмы скатывания, вытягивания, сплющивания, надрезания стекой, передавая их характерные особенности и пропорции. Использовать фольгу при лепке туловища. Развивать фантазию детей, сообразительность.

Материалы и оборудование: Солёное тесто, фольга, пенопласт. (11/8)

Декабрь:

1. Тема: Раскрашивание красками "Пингвин на льдине".

Цели и задачи: Продолжать формировать умение детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию. Формировать умение детей точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия.

Материалы и оборудование: Гуашь, кисточка, клей. (11/8)

2. Тема: "Елка под снегом" (рельефная лепка)

Цели и задачи: Ознакомление детей с новым приемом лепки – пластилиновой растяжкой. Материалы и оборудование: пластилин, стека, карточка с елкой (13)

3. Тема: "Снегурочка"

Цели и задачи: Учить отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности.

Материалы и оборудование: Глина, макет снегурочки (10/24)

4. Тема: Раскрашивание красками гжельской росписью снегурочки.

Цели и задачи: Повторить с детьми роспись "Гжель". Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать формировать умение видеть конечный результат задуманной работы.

Материалы и оборудование: Гуашь, кисточка, палитра. Народная роспись "Гжель" (8/85)

Январь:

1. Тема: "Нарядная ёлочка"

Цели и задачи: Формировать умение у детей вырезать ёлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения- шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук. Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации.

Материалы и оборудование: Соленое тесто, трафарет "Ёлка" из картона, стека, бисер. (17)

2. Тема: Раскрашивание красками "Нарядная ёлочка".

Цели и задачи: Продолжать формировать умение раскрашивать ёлочку красками, формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказов о ёлке. При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы

Материалы и оборудование: Гуашь, кисточки, клей, нитки, бисер, конфетти. (17)

3. Тема: "Каргопольский конь"

Цели и задачи: Продолжать развивать умение лепить из целого куска глины.

Материалы и оборудование: глина, стека. (7/8)

4. Тема: "Разукрашивание каргопольского коня".

Цели и задачи: Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Прививать любовь к животным, желание помогать им.

Материалы и оборудование: Гуашь, кисть, палитра (7/8)

Февраль:

1. Тема: "Медведь-народная игрушка"

Цель: Продолжать закреплять умение лепить из цельного куска. Знакомить с традициями гончаров.

Материалы и оборудование: пластилин, стека (9/10)

2. Тема: "Кружка для папы".

Цели и задачи: Формировать умение детей лепить кружку, раскатывать пластилин в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края. Лепить начальную букву имени для украшения. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира. Материалы и оборудование: Пластилин, стека (6/28)

3. Тема: "Сердечки"

Цели и задачи: Закрепление умения лепить из теста предметы или их части, пользуясь движением всей кисти.

Материалы и оборудование: Цветное соленое тесто, вода

4. Тема: "Аист на крыше".

Февраль: Упражнять в "закрашивании" пластилином рисунка. Воспитывать интерес к творчеству.

Материалы и оборудование: Пластилин, картон, карточки с перелетными птицами, энциклопедия про птиц (15)

Март:

1. Тема: "Четвероногий друг"

Цели и задачи: Формировать умение использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей работе. Закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, сплющивание, оттягивание, сглаживание краёв) . Развивать творческое воображение, интерес к работе.

Материалы и оборудование: Стека, пластилин, картон (10/28)

2. Тема: Признаки весны."Цветочная поляна".

Цели и задачи: Совершенствование навыка ручного труда средствами лепки из цветного теста.

Материалы и оборудование: Цветное тесто, стека, вода, слайды с весенними цветами (11/14)

3. Тема: "Корзина с цветами"

Цели и задачи: Продолжать формировать умение у детей раскатывать глину ровным слоем, вырезать корзинку по трафарету, процарапывать вилкой. Перевивать жгутики между собой для ручки, донышка. Лепить знакомые цветы и листья. Развивать воображение, желание дарить радость другим.

Материалы и оборудование: Глина, вилка, трафарет корзинки, стека. (11/14)

4. Тема: Раскрашивание красками корзинки и цветов.

Цели и задачи: Воспитывать интерес к творчеству, коллективизм, эстетические восприятия.

Материалы и оборудование: Гуашь, кисточка. (11/14)

Апрель:

1. Тема: "Удивительный подводный мир" (пластилинография)

Цели и задачи: Ознакомление с нетрадиционную техникой рисование (пластилином) .

Материалы и оборудование: пластилин, стека (11/26)

2. Тема: "Ракета".

Цели и задачи: Формировать умение делать конусообразную форму. Развивать мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование: Солёное тесто, стека. Фото ракеты (14)

3. Тема: Геометрический человечек

Цели и задачи: Продолжать формировать умение детей расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета. Формироватьумение точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

Материалы и оборудование: Глина, шпажка, краски, кисточка (6/14)

4. Тема: "Мой папа пожарный"

Цели и задачи: Продолжать формировать умение лепить весёлых человечков, используя приёмы раскатывания шаров, овалов, сплющивание, оттягивание. Для соединения частей использовать спички, палочки. Воспитывать умение работать коллективно.

Материалы и оборудование: Глина, спички, палочки, стека (2/79)

1. Тема: "Георгиевская ленточка".

Цели и задачи: Формировать умение раскатывать глину скалкой, вырезать формы по шаблону. Воспитывать интерес к творчеству.

2. Тема: "Клевер"

Цели и задачи: Закрепить умение скатывать шарики разного размера. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки.

Материалы и оборудование: Пластилин, шаблон, стека (3/38)

3. Тема: "Цирк в Самаре".

Цели и задачи: Продолжать формировать умение замечать и передавать в лепке характерные особенности архитектурного строения.

Материалы и оборудование: Пластилин, стека, фото цирка (16)

4. Тема: "Дети на прогулке".

Цели и задачи: Продолжить учить детей передавать в лепке движение.

Материалы и оборудование: Пластилин, стека. (2/80)

Список литературы:

  1. Бондаренко Т.М "Комплексные занятия в старшей группе детского сада". ЕЦ "Учитель", Воронеж, 2007 год
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. "Конспекты занятий в старшей группе детского сада", Воронеж, 2008 год
  3. Давыдова Г.Н. "Пластилинография. Цветочные мотивы", М., 2009 год
  4. "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М., Мозайка-синтез, 2014год.
  5. Петрова О. "Зверушки из пластилина". ООО "ФСТ-ПРЕСС КНИГА", М., 2013 год
  6. Пломер А.Л. "Мастерим из глины" Харьков, 2013 год
  7. Учебное издание "Искусство-детям. Каргопольская игрушка". изд. "МОЗАЙКА-СИНТЕЗ", М., 2008 год
  8. Уткин П.И. "Народные хужожественные промыслы Росии". М., 1984
  9. Учебное издание "Искусство-детям. Лепим народную игрушку". изд. "МОЗАЙКА-СИНТЕЗ", М., 2010
  10. Учебное издание "Искусство-детям. Хохломская роспись". изд. "МОЗАЙКА-СИНТЕЗ", М., 2010
  11. Фирсова А "Чудеса из соленого теста". ООО "АЙРИС-пресс", М., 2013

Конспект непрерывной образовательной деятельности

с детьми старшей группы

(область: художественное творчество)

На тему: Совушка-сова – большая голова (лепка).

Воспитатель: Шахова Е.А.

Цель занятия: научить создавать композицию из отдельных деталей; развивать моторику рук, воображение.

Задачи:

  1. Обучающая – учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание, деление целого на три части при помощи стеки.
  2. Развивающая – развивать моторику рук при создании композиции из пластилина, творческое воображение.
  3. Воспитательная - продолжать воспитывать внимание, сосредоточенность.

Материал для занятия:

  1. плотный картон фиолетового (синего) цвета, размер ½ А 4 ;
  2. набор пластилина;
  3. салфетка для рук;
  4. доска для лепки;
  5. стека;
  6. иллюстрация с изображением совы или игрушка сова.

Предварительная работа: чтение книги Г. Снегирева «Про птиц».

Ход занятия :

  1. Организационная часть.

Педагог. Ребята, прежде чем мы с вами начнем занятие, предлагаю вам отгадать загадку:

Угадайте, что за птица:

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком,

Днем спит, ночью летает.

И прохожих пугает

Ушастая голова. Это…

Дети. Сова.

Педагог. Верно. Про сову, ребята, сложено немало сказок, стихов, песенок. Послушайте одну из них.

Совушка - вдовушка

На суку сидела.

Совушка – вдовушка

За реку глядела.

Задремала совушка,

Задремала вдовушка.

С дерева свалилась,

На сук рассердилась:

Ты бы мог меня, сучок,

Подхватить за бочок!

Педагог показывает детям иллюстрацию с изображением совы.

Педагог. У совы – большая голова, которой она может вертеть во все стороны, шея – маленькая, ее не видно из-за пышного пестрого оперения, которое спасает сову от зимних холодов. Закругленные крылья и широкий короткий хвост помогают ей бесшумно летать. Ребята, а зачем сове летать бесшумно?

Дети. Чтобы не спугнуть добычу.

Педагог. Правильно. Сова - хищник, который охотится ночью. А какие еще могут быть птицы по типу питания?

Дети. Растительноядные, насекомоядные.

Педагог. Верно. А есть ли у совы какая-нибудь особенность?

Дети. Она ночью охотится, а днем спит.

Педагог. Молодцы. Сейчас я вам объясню почему. Природа наградила эту птицу одной особенностью: глаза совы не любят яркого дневного света, и, если вытащить ее из гнезда днем, она будет беспомощна, так как на свету ее большие глаза практически не видят. Поэтому днем она спит и не вылезает из своего дупла, а в ночное время она великолепно видит в темноте.

«Ночью бесшумно сова пролетает над ночной поляной. Метнется мышь, зашуршит листвой, сова поймает ее и снова возвратится в дупло».

Г. Снегирев

Физкультурная минутка «Сова»

В лесу темно, Дети складывают ладошки под наклоненную

Все спят давно, голову – «спят», глаза закрыты.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка-сова, Руки согнуты в локтях на уровне груди -

Большая голова, «сова» сидит на ветке.

На суку сидит,

Головой вертит, Повороты головы вправо – влево.

Во все стороны глядит,

Да вдруг - как полетит. Руки в стороны – машут крыльями.

  1. Практическая часть.

Педагог предлагает изобразить эту удивительную птицу и вместе с детьми обсуждает по иллюстрации особенности внешнего облика совы: туловище вместе с головой овальной формы, большие круглые глаза желтого цвета с черными зрачками, брови-щеточки над глазами, треугольный клюв, закругленные крылья, пестрое оперенье.

Этапы выполнения работы.

  1. Голова. Из пластилина серого цвета скатать два шарика, расплющить их до лепешечек и расположить рядом (бочок к бочку) в верхней части основы. Стекой по краю обеих окружностей нанести неглубокие штрихи – пушистое оперение.
  2. Глаза. Скатать два шарика меньшего размера из желтого пластилина – глаза, расплющить поочередно каждый посередине окружности головы. Скатать маленькие шарики черного цвета – зрачки, расплющить их в желтых кружочках.
  3. Брови-щеточки. Из кусочка пластилина белого цвета скатать колбаску, изогнуть ее уголком и закрепить между глазами в верхней части головы. Стекой «распушить» брови короткими штрихами с наружной стороны бровей.
  4. Клюв. Скатать короткую колбаску из желтого пластилина, пальчиками заострить один конец и слегка прижать его в нижней части головы острым концом вниз.
  5. Туловище. Скатать шарик серого или черного цвета, прямыми движениями рук преобразовать его в овал, приложить туловище к голове и расплющить на основе. Затем скатать длинные колбаски из серого и черного пластилина, стекой разделить их на мелкие части, из которых накатать шарики, сделать из них лепешечки-перышки путем расплющивания. Далее следует выложить перышки рядами, начиная с нижнего края туловища совы: 1-й ряд – черные лепешечки- перышки, 2-й ряд – серые перышки, нижний край которых следует накладывать на верхний край черных перышек, и т.д., пока рядами из разноцветных перышек не покроется все тело птицы.
  6. Крылья. Скатать длинную колбаску из черного пластилина, разделить ее стекой на две части, каждую получившуюся колбаску-крылышко расположить с обеих сторон туловища и расплющить. В нижней части каждого крыла сделайте стекой насечки-перышки.
  7. Лапки. Взять небольшой кусочек пластилина красного цвета, скатать шарик, расплющить до блинчика, стекой сделать два надреза, слегка раздвинуть их к краям шарика, а получившиеся части расплющить пальчиками и заострить. Лапки следует крепить после изготовления ветки елки, на которой сидит сова.
  8. Дополнения к общей композиции:

основа елки – длинная колбаска коричневого цвета, расположенная под туловищем совы, ветки – расплющенные колбаски из зеленого пластилина, «распушенные» с обеих сторон стекой;

месяц – изогнутая дугой колбаска с заостренными концами из желтого пластилина;

звезды – маленькие расплющенные горошины из белого пластилина.

Разминка для рук во время работы «Совушка-сова»

Совушка-сова, Руки положить на голову, покачать

Большая голова головой из стороны в сторону.

На суку сидела, Не убирая рук с головы, покрутить ею

Головой вертела, из стороны в сторону.

В траву свалилася, Уронить руки на колени.

В яму провалилася. Убрать руки с колен и уронить их в «яму».

  1. Заключительная часть.

В конце занятия проводится игра «Совушка-сова».

Одному из детей надевается шапочка – маска совы. Сова сидит на стульчике (в дупле).

Дети – птички выбегают в центр свободного пространства группы – «на полянку», летают.

Совушка-сова, большая голова,

Днем крепко спит, на дубу сидит.

А как ночь настает,

Просыпается,

На охоту собирается,

Летит, кричит: «У-у-у!».

Сова вылетает, птицы замирают на месте или присаживаются. Сова ищет птичек, которые шевелятся, и забирает с собой в дупло.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь