Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Виды транспорта является увлекательной и интересной темой практически для любого маленького человечка. Знакомя детей с этой темой, можно классифицировать все транспортные средства и рассказать о предназначении каждого из них. Задача родителей и педагогических коллективов состоит не только в знакомстве с различными видами автотранспорта, но и закрепление полученных сведений посредством игр.

Для чего нужны дошкольникам сведения о транспорте

Полноценного развития детей можно добиться только посредством знакомства их с окружающим миром. Ребенку всегда будет интересен вопрос о том, каким бывает автотранспорт и зачем он необходим людям? Дошкольников знакомят с классификацией автотранспорта не случайно. Это способствует обогащению словарного запаса и закреплению родового понятия «транспорт». Добиваются при этом и наличия и других моментов:

  • Дошкольник научится проводить сравнение различных видов транспорта, находить в них какие-то общие либо отличительные признаки.
  • Если имеются на то основания, он может объединять отдельные представители в единую группу и каким-то образом классифицировать их.
  • Можно научить дошкольника правилам поведения, которые предполагают нахождение в том или ином виде автотранспорта.

Все это будет способствовать тому, что у дошкольника будут формироваться личностные качества. Это будет способствовать развитию мышления, ответственности, критичности.

Классификация транспортных средств

В основу разделения положены различные принципы. Это может быть способ передвижения либо предназначение. В зависимости от того, каким способом осуществляется перемещение, автотранспорт разделяется следующим образом:

По предназначению транспорт разделяется следующим образом:

  • Пассажирский вид. Как следует из названия, он предназначается для перевозки пассажиров.
  • Гужевой вид. Его основным предназначением является перевозка грузов. В качестве примера можно привести баржу либо обычную повозку.
  • Специальный транспорт. Он предназначается для выполнения каких-либо конкретных задач. Ярким примером такого вида является пожарная машина.
  • Сельскохозяйственный вид автотранспорта. Это различные трактора, комбайны, предназначенные для обработки земли в сельскохозяйственных целях.

Наземный транспорт, задания для дошкольников

Для передвижения у представителей этого вида имеются колеса, гусеницы. Перемещаться они могут и по рельсам. Детям описывают различные виды автотранспорта.

Автобус

Предназначается для перевозки пассажиров из одного места в любую точку. Автобус идет по определенному маршруту, по ходу которого делает остановки. На них заходят и выходят пассажиры. Такая же функция наблюдается у трамвая, но в отличие от автобуса он ездит по рельсам. Перевозить пассажиров может и троллейбус. Но последние два вида отличаются от автобуса тем, что работают от электричества, а автобус ездит на бензине.

Задание «Кто водитель»

Поезд

Он может перевозить пассажиров, а также грузы. Двигается он по рельсам и осуществляет перевозки между городами и селами, иногда странами.

Пожарная машина

Она предназначена для тушения пожаров. Такие машины оснащаются световыми и звуковыми сигналами. Их включают, когда машина едет тушить пожар.

Задание «Найди лишнее»

Скорая помощь

На ней перевозят больных людей. Такие машины оснащаются веем необходимым оборудованием и также имеют сигналы.

Полицейская машина

Она предназначена для патрулирования дорог и поимки преступников. Такие автомобили снабжаются мощным двигателем для того, чтобы они могли развить большую скорость.

Задание «Разгадай кроссворд»

Грузовая машина

Она служит для перевозки грузов.

Бывает и подземный транспорт, например, метро. Для того, чтобы воспользоваться им, необходимо на специальном эскалаторе спуститься под землю.

Задание «Сосчитай»

Водный транспорт, задания для дошкольников

Такие средства перемещаются по воде. Они могут быть представлены следующими видами:

  1. Теплоход. Им перевозятся пассажиры. Также на нем могут совершаться прогулки либо экскурсии.
  2. Катер. Он может использоваться для спасательных или прогулочных целей.
  3. Баржа. На ней перевозятся только грузы.

Воздушный транспорт

Такие средства перемещаются по воздуху. Они могут быть представлены самолетом, вертолетом или дирижаблем. Последний вид служит для осуществления спасательных операций, прогулок либо патрулирования местности.

Задание «Налево -направо»

Задания для усвоения материала

При знакомстве дошкольников с различными видами автотранспорта для того, чтобы они лучше запомнили их, используются различные игры. Они могут быть представлены следующими вариантами:

  • Загадки. Они способствуют развитию логики, мышления, сообразительности.
  • Подвижные игры. Каждому ребенку выдают картинку, на которой изображен какой-либо вид транспорта. Имеется домик, где расположена соответствующая транспортная база. Задача ребенка состоит в том, чтобы правильно определить ее применительно к тому виду автотранспорта, который изображен на полученной им картинке.
  • Пазлы. Это, например, разрезанная на части картинка с самолетом. Ребенок отыскивает картинку с необходимой частью и рассказывает о том, для чего она предназначена.

Полученные дошкольником сведения о транспорте, будут способствовать его дальнейшему развитию.

Эльмира Абдалиева
Конспект занятия «Виды транспорта»

Конспект занятия

Тема «Виды транспорта »

Цель : Закрепление знаний детей о классификации видов транспортных средств .

Задачи :

1. Развивать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения – наземный, воздушный, водный; умение рассуждать, делать выводы.

2. Укреплять навыки нахождения признаков различия и сходства грузового и пассажирского транспорта .

3. Закреплять слова : транспорт легковой , грузовой, пассажирский, наземный, водный, воздушный.

4. Расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность.

Ход занятия:

Слайд №1 : Занятие необходимо начать с данного стихотворения :

Различный транспорт перевозит .

Людей и грузы каждый час,

И по горам, и в деревнях,

И под землей, и на морях.

В пустыне, даже в небесах

Воздушный транспорт в небе служит ,

Как птицы, с небом очень дружит.

В глубинах водных водный транспорт

Людей и грузы перевозит.

Подземный транспорт под землей

Работает в больших тоннелях.

А на земле наземный транспорт

Людей и грузы везут по рельсам поезда,

И по дорогам бесконечным

В машинах едет кто куда.

Они всегда, везде нужны.

Педагог : Про что это было стихотворение?

Дети : Про транспорт .

Слайд №2 : На данном слайде представлена классификация основных видов транспорта . Представляя поочередно виды транспорта на слайде , необходимо спрашивать у детей, какие виды транспорта относятся к представленной классификации.

Рассказ о видах транспорта

Давайте вспомним, в какой последовательности появлялись виды транспорта . Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли … Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах слоны и верблюды . Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы. Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.

Дидактическая игра «Едет, плывет, летит»

Дети выбирают себе картинку с изображением какого-то транспортного средства и должны отнести его туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, морской причал, железная дорога, аэродром или небо с облаками) .

Слайд №3 : на этом слайде представлены все виды наземного транспорта .

Слайд №4 : на данном слайде представлена классификация наземного транспорта . Необходимо разъяснить детям, что перевозит каждый вид транспорта (в помощь слайды 5-7) .

Слайд №5 : Виды пассажирского транспорта . Пассажирский транспорт возит людей – пассажиров. К нему относится : автобус, троллейбус, такси, трамвай. Здесь необходимо рассказать, как помогает людям пассажирский транспорт .

Слайд №6 : Виды грузового транспорта .

Педагог : А на чем можно перевезти грузы? (на машине) А как называются машины для перевозки грузов? (грузовые) .

Грузовой наземный транспорт перевозит грузы . К нему относятся такие машины как самосвал, молоковоз, цементовоз, автопоезд и т. д.

Здесь необходимо рассказать детям, как помогает людям грузовой транспорт .

Дидактическая игра «Собери грузовик»

Детям необходимо собрать грузовик из вырезанных деталей : кабины, кузова и колес.

Слайд №7 : Виды специального транспорта .

Специальный транспорт – нужен для очень ответственной работы. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь : пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина. Какие номера телефонов набирают при пожаре? Больному? Если что-то случилось?

0-1 Пожарная команда.

0-2 Полиция.

0-3 Скорая помощь.

Каждая машина имеет определенный цвет и оснащена специальным оборудованием : пожарная машина – красный, чтобы видно было издалека, имеет сигнальную лампу и сирену; машина скорой помощи – белого цвета с красным крестом, так же имеет сирену и сигнальную лампу; полицейская машина тоже имеет свой цвет, звуковой сигнал и проблесковый маячок.

К специальным машинам так же относят дорожно-ремонтные машины – это поливоуброчные и снегоуборочные транспортные средства , мусоровозы и т. д. они имеют оранжевый или желтый проблесковый маячок.

Специальным машинам с включенной сиреной и проблесковым маячком необходимо всегда уступать дорогу.

Слайд №8 :

Ни один вид транспорта без человека не приходит в движение. Автобусы и другие машины водит – водитель, трамваи – вагоновожатый, поездом управляет машинист, мотоциклом – мотоциклист, велосипедом – велосипедист. Все машины очень помогают людям.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший водитель? Что он должен знать и уметь? (Ответы детей) .

(Педагог поправляет детей и делает акцент на таких качествах как ответственность, внимательность, добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, вежливость).

Но самое главное – водитель должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны не только водители, но и пешеходы, и не только знать, а всегда выполнять требования этих правил. Это очень важно!

Подведение итогов занятия :

Педагог : Сегодня все замечательно поработали, узнали, каким бывает транспорт и как он помогает людям!

Молодцы! Я вами очень довольна! Занятие закончено . Большое спасибо!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Зимние виды спорта» Организация непрерывной образовательной деятельности детей в подготовительной группе Конспект интегрированного занятия по теме «Зимние.

Конспект по развитию речи «Виды транспорта» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №16 г. Туймазы муниципального района Туймазинский.

«Воздушный вид транспорта-воздушный шар». Конспект занятия по художественному творчеству (аппликация) Занятие по аппликации «Воздушный вид транспорта - воздушный шар». Цель: Учить детей создавать воздушный вид транспорта из бумаги. Задачи:.

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук «Виды транспорта» Программное содержание: Закрепление обобщающего понятия «транспорт». Совершенствовать мелкую моторику рук, упражнять в рисовании горизонтальных.

На данном уроке мы с вами узнаем, какой бывает транспорт, какими этапами он развивался и на какие группы его можно разделить.

Тема: Природа

Урок: Какой бывает транспорт

В нашем мире существует большое количество различных видов транспорта. Все их вы хорошо знаете. Это самолеты и поезда, машины и корабли.

С чего же все началось? Изначально человек ходил по земле самостоятельно и на себе переносил различные грузы. Они были разного размера и веса, поэтому иногда человеку было тяжело. А некоторые грузы он вообще не мог передвинуть. Тогда на помощь человеку пришли домашние животные - ослики, лошади, а в некоторых странах - слоны, стали перевозить грузы, и у человека появилась возможность передвигаться на более дальние расстояния.

Через некоторое время человек изобрел лодку и парус. Тогда человек научился передвигаться по воде, и помогал ему в этом ветер. Чуть позже люди уже начали строить корабли и ходить по рекам, морям и даже океанам и открывать новые земли.

Потребности человека росли, грузы становились больше и тяжелее, и перемещать их нужно было на более дальние расстояния. Животные уже не могли помочь человеку. Тогда-то и пришлось изобрести транспортные средства. Первое, что изобрел человек - это воздушный шар. Он мог переместить достаточно большой груз и на дальние расстояния, но, к сожалению, был не очень удобен, потому что шар летел только в том направлении, куда его гнал ветер.

Затем, спустя некоторое время, человек изобрел двигатель - сердце любой машины. Первые двигатели были паровые, то есть работали на углях и на дровах. Тем не менее, такой двигатель позволил человеку придумать паровоз и успешно использовать это средство передвижения на протяжении долгого времени.

Паровоз был очень удобен, потому что мог перевозить людей и грузы на большие расстояния. И все же у паровоза тоже были свои недостатки - он мог передвигаться только по рельсам, для этого их предварительно нужно было проложить, а это не всегда представлялось возможным. Решение было очевидным - убрать рельсы и оставить только колеса. Так появился первый автомобиль.

С тех пор виды транспорта постоянно совершенствовались, и со временем появился подземный транспорт (метро), ракеты, подводные лодки.

Итак, мы сегодня упомянули такие виды транспорта:

1. Наземный (передвигается по земле).

2. Водный (передвигается по воде или под водой).

3. Воздушный (передвигается по воздуху).

4. Подземный (передвигается под землей).

Все виды транспорта нужны и важны человеку. Транспорт еще можно разделить по его назначению на такие группы:

1. Грузовой.

2. Пассажирский.

3. Специальный.

Грузовой транспорт перевозит различные грузы, пассажирский доставляет пассажиров по месту назначения, а для чего нужен специальный транспорт?

Бывает так, что человек попадает в беду, и ему нужна помощь, медицинская или спасательная, и тогда человек обращается к специальным людям, которые могут ему помочь в этой беде. Этим людям нужно как можно быстрее попасть к месту происшествия, чтобы помочь человеку в его беде. В таких случаях эти люди передвигаются на специальном транспорте.

К специальному транспорту относятся пожарные машины, скорая помощь, полицейские машины.

Светлана Кожевникова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Виды транспорта» для детей 6–7 лет

«Виды транспорта »

для детей 6-7 лет

(компенсирующей группы)

Образовательная область : «Познавательное развитие » .

Цель : расширение представления о транспорте .

Задачи :

1. Уточнить знания детей о транспорте .

2. Закрепить умение детей классифицировать виды транспорта по признакам :

«По назначению» (грузовой, пассажирский)

«По принадлежности» (личный, общественный)

«По способам движения» (с мотором, без мотора) Ввести новый признак для классификации видов транспорта с мотором , без мотора («сила тяги» ); (ветер -воздушный шар, планер, парусник; течение реки -лодка, плот; сила животных- собаки - упряжка, лошадь -телега).

«По среде передвижения» (водный, воздушный, наземный)

3. Упражнять детей в ритмичном движении, создавать хороший эмоциональный настрой.

4. Развивать мыслительную и речевую активность детей .

5. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в парах и коллективе.

Оборудование :

1. Мультфильм для просмотра «Весёлый транспорт »

3. Презентация «Сказочные герои» .

4. Конверт№1 с картинками размером 8*8см. с различными видами пассажирского и грузового транспорта (коллективная классификация)

5. Конверт№2 с картинками размером 8*8см. с различными видами личного и общественного транспорта (классификация по подгруппам) .

6. Конверт№3 с картинками с различными видами воздушного, водного, наземного транспорта на каждого ребенка (индивидуальная классификация, конверты на каждого ребёнка)

7. Игра «Заведи моторчик» (иллюстрации : автомобиль, мотоцикл, воздушный шар, катер, парусник, теплоход, лодка, плот, трактор, собачья упряжка, вертолёт, самолёт, лошадь с телегой, планер).

8. Классификационные таблицы (для конверта №1, №2) .

9. Индивидуальные классификационные таблицы со схематическим изображением облака, реки, дороги (для конверта №3)

Методические приёмы :

Наглядный метод : демонстрация наглядных пособий (мультфильм, слайды, иллюстрации)

Словесные методы : беседа (диалогический метод обучения, рассказы детей из личного опыта , объяснение)

Игровые методы : игра «Заведи моторчик» , музыкальная игра, создание игровой ситуации

Практический метод : выполнение упражнений (деление транспорта на 3 группы , наклеивание его в таблицу)

Предварительная работа :

Рассматривание альбомов с демонстрационным материалом по теме «Транспорт » .

Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Почта» .

Беседы с детьми «Путешествие на транспорте » , «Куда едет машина, автобус, трамвай….» .

Загадывание загадок о транспорте .

Раскрашивание картинок с изображение транспортных средств .

Чтение стихов о транспорте .

Работа с родителями по подбору демонстрационного материала по теме «Транспорт » .

1. Орг. момент

Дети заходят, здороваются с гостями.

2. Создание мотивации к занятию

Ребята, мы сегодня с вами немного поиграем. Игры наши будут немного необычные. А чему они будут посвящены – вы узнаете, когда посмотрите мультфильм.

Присаживайтесь на удобные места.

Просмотр мультфильма

Ребята, вы посмотрели мультфильм. Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить транспорте - проговариваем вместе)

3. Постановка проблемной ситуации.

Для чего нам нужен транспорт ? (транспорт нужен , чтобы перевозить грузы и людей из одного места в другое).

Вы когда – нибудь, пользовались транспортом ? Каким транспортом вы пользовались и куда вы на нём ездили? (рассказы детей из личного опыта )

1. Классификация «По назначению»

Пассажирский, грузовой транспорт

Я вам открою секрет. К нам сегодня в гости приедут сказочные герои. Хотите с ними встретится? Я даже знаю, что они приготовили для вас игры и задания. Итак, давайте посмотрим, кто к нам приедет первый.

Слайд №1 Крокодил Гена, Чебурашка, Шапокляк

На чём приехали к нам эти герои?

Правильно, на поезде…

А кто еще может ездить на поезде?

Как вы думайте, как называется транспорт , на котором ездят люди? (пассажирский - проговариваем вместе) . Можно сказать пассажирский состав.

Как называется транспорт , который перевозит грузы?

(грузовой - проговариваем вместе)

А как вы думаете, можно ли на поезде перевозить грузы?

Да, это будет грузовой состав.

Итак, мы с вами определили признак для классификации транспорта : по назначению. Он может быть пассажирский и грузовой.

Крокодил Гена и Чебурашка приготовили для вас конверт, в котором картинки транспорта , нам нужно его разделить на две группы : пассажирский и грузовой.

(Мы будем работать вместе. Дети берут по одной картинке и выставляют на таблицу, проговаривая почему они ставят картинку именно на это место).

Если остались картинки, то необходимо объяснить, почему их никто никуда не определил (каток для асфальта, снегоуборочная машина

Давайте попрощаемся с нашими героями, а к нам следующий герой приехал.

2. Классификация «По принадлежности»

Личный, общественный транспорт .

Слайд № 2 Кот Леопольд на велосипеде

Кот Леопольд приехал сегодня к нам в гости и предлагает немного поиграть. Хотите?

Разминка под музыку

На чем приехал к нам Леопольд?

Правильно, Леопольд к нам приехал на велосипеде, на своём личном транспорте . А вот если бы он приехал на автобусе, то мы бы сказали что он к нам приехал на общественном транспорте . Итак, Леопольд хочет узнать : какой транспорт называют личным , а какой общественным?

Итак, у нас есть ещё один признак для классификации транспорта : по принадлежности. Он может быть личный и общественный.

Леопольд нам тоже передал конверт, в нем картинки транспорта . Нам нужно его поделить : личный и общественный. Итак, приступаем к работе.

(дети делятся на 2 группы, выбирают из всех картинок только те, которые подходят к их таблице, и наклеивают их на свою таблицу).

Если остались картинки, то необходимо объяснить, почему их никто никуда не определил. Можно ли их определить к какой либо группе (ступа бабы Яги, печь для Емели?

Ну что же, кот Леопольд уезжает в свою сказку, а мы встречаем следующего героя.

Слайд №3 Карлсон

Посмотрите, кто к нам прилетел….

Карлсон хочет с вами поиграть…Но прежде помогите разобраться Карлсону в его проблеме…Он не знает почему движется машина, с помощью чего? (ответы детей )

Правильно, машина движется, потому что у неё есть двигатель или мотор.

Но, оказывается, есть транспорт , у которого нет мотора или двигателя, и им движет другая сила. Называется она «сила тяги» .

классификации : по способам движения. Транспорт может быть с мотором и без мотора.

Давайте поиграем с Карлсоном в игру, и попробуем узнать : какая же сила движет транспорт ?

3. Классификация «по способам движения» :

с мотором и без мотора

игра «Заведи моторчик»

(если у этого вида транспорта есть мотор , то заводим его с помощью рук, (произносим тррррррр….т. ррррррр,а если нет, то руки опускаем. (По возможности показываем, какая сила движет этим транспортом ).

Картинки : автомобиль, мотоцикл, воздушный шар, катер, парусник, теплоход, лодка, плот, трактор, собачья упряжка, вертолёт, самолёт, лошадь с телегой, ракета, планер.

4. Классификация «По среде передвижения» :

водный, сухопутный, воздушный.

Оказывается К. очень торопился, когда летел к нам и у него сломался моторчик, но он продолжал добираться к нам на различном транспорте . Сначала на транспорте , который передвигается по воздуху – воздушный, затем плыл по воде – водный, а потом уже по земле - наземный.

Итак, у нас появился ещё один признак для классификации : по среде передвижения. Транспорт может быть водный , воздушный, наземный.

Карлсон передал нам еще один конверт, в котором для каждого из вас лежат таблицы и конверты.

Вы будете работать самостоятельно, а чтобы правильно выполнить задание Карлсона, послушайте инструкцию для выполнения : картинок много и их нужно разделить на 3 группы : водный, воздушный, наземный, но ещё определить какой транспорт будет с мотором , а какой без, для этого на ваших таблицах есть специальные значки (мотор, без мотора) .

(дети самостоятельно выполняют задание на своих индивидуальных таблицах, наклеивая картинки в нужную ячейку).

Прощаемся с Карлсоном.

Слайд № 4 Общая картинка «Машины»

На улице нашей машины, машины,

Машины малютки, машины большие.

Эй, машины, полный ход! Спешат грузовые,

Фырчат легковые. Торопятся, мчатся,

Как будто живые. У каждой машины

Дела и заботы. Машины выходят

С утра на работу.

Вот видите, сегодня мы с вами разделили транспорт на разные группы и по разным признакам. Давайте, вспомним по каким?

Слайд №5, №6, №7, №8

По – назначению : грузовой и пассажирский;

по - принадлежности : личный и общественный;

по - способам движения : с мотором и без мотора;

по – среде передвижения : воздушный, водный, наземный.

Ребята, вам понравилось?

Но у нас остались пустые ячейки, которые тоже хотелось бы заполнить, но у меня больше нет картинок….Что же нам сделать? (предложения детей ) .

А давайте дома вместе с родителями вы попробуете подобрать ещё картинки различных видов транспорта , может быть, найдете такие , которых у нас нет, и наклейте их в свою таблицу. Попросите своих родителей рассказать вам о них. А потом поделитесь своими знаниями с ребятами в группе.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ТРАНСПОРТ".


ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ПРЕДМЕТЫ: машина, транспорт, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, водитель, пилот, капитан, правила дорожного движения, гараж, стоянка, остановка, тротуар, рельсы, дорога, ракета, контролер, кондуктор, вокзал, аэропорт, порт, пристань, аэродром, колесо, руль, дверца, стекло, фары, капот, багажник, насос, шофер, катер, билет, рельсы, шпалы, ракета, электричка, самосвал, такси, телега, велосипед, мотоцикл, трактор, комбайн, метро, авария.

ПРИЗНАКИ: наземный, водный, воздушный, гужевой, быстрый, скорый, реактивный, пассажирский, легковая, грузовая, скорая, пожарная, уборочная, железнодорожный, городские, просёлочные дороги, трамвайная, троллейбусная, автобусная остановка, подземный, речной, морской, снегоуборочная, милицейская.

ДЕЙСТВИЯ: ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, поворачивает, перевозит, стоит, чинить, ремонтировать, ломается, отчаливать, взлетать, садится, тормозить, трогаться, пропускать, выруливать, буксовать.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ НАЗЫВАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ:
Возит молоко – молоковоз.
Мешает бетон – бетономешалка.
Возит цемент – цементовоз.
Возит воду – водовоз.

ПОДБИРАТЬ ГЛАГОЛЫ:
Автобус – едет, перевозит людей, поворачивает, тормозит..
Корабль – плывет, отплывает, причаливает…

ПОДБИРАТЬ ПРЕДМЕТ К ПРИЗНАКУ:
Старый - …
Новый - …
Грузовой - …
Быстроходный - …

ОПИСЫВАТЬ ТРАНСПОРТ ПО ПЛАНУ:
Название
Из чего состоит (что сверху, снизу, сбоку, спереди, сзади, внутри)?
Для чего предназначена?
Какие действия выполняет?
Сравнивать два вида транспорта.
Что общего и какие различия (по плану описания).




ТРАНСПОРТ - совокупность средств передвижения (поезда, пароходы, автомобили и т.д.), а также отдельный вид этих средств. Железнодорожный, пассажирский, водный транспорт. Работа городского транспорта.

Виды транспорта: наземный (железнодорожный, городской), подземный, воздушный, водный.

Наземный транспорт:

А) железнодорожный: поезд (вагоны, паровоз, тепловоз), электричка.
б) городской: легковая машина, грузовые машины (грузовик, самосвал, фургон, цистерна), автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мотороллер, специальные машины (скорая помощь, пожарная, милицейская, аварийная, такси).

Подземный транспорт: метро. Метрополитен - городская электрическая дорога, обычно под землей.

Воздушный транспорт: воздушный шар, самолет, вертолет, ракета, космический корабль.

Водный транспорт: лодка (моторная, весельная, с парусом, подводная), катер, пароход, корабль, баржа, ледокол, теплоход, плот.

ВИДЫ ТРАНСПОРТА: грузовой и пассажирский. Груз - товары, вещи, которые перевозят куда-нибудь. Пассажир - тот, кто едет или собирается ехать на чем-нибудь.

ЧАСТИ ТРАНСПОРТА: фара, кузов, кабина, мотор, колесо, дверцы, шины, багажник, руль, сидение, педали, тормоз, хвост, пропеллер, трап, салон, каюта, палуба, мачта, борта, корма, трюм, спасательный круг, иллюминатор.

УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТОМ И ЕГО ОБСЛУЖИВАНИЕ: машинист, вагоновожатый, водитель, шофер, мотоциклист, велосипедист, капитан, летчик, пилот, вертолетчик, бортпроводница, штурман, контролер, пассажир, матрос, космонавт.

МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ ТРАНСПОРТА И ЛЮДЕЙ, ЕГО ИСПОЛЬЗУЮЩИХ: вокзал, аэропорт, аэродром, вертолетная станция, пристань, порт, гараж, троллейбусный парк, авто-бусный парк, космос, депо.













ВОПРОСЫ К БЕСЕДЕ:

1. Какой бывает транспорт?
а) Как называется транспорт, который плавает по воде?
б) Движется по железной дороге?
в) Передвигается по земле?
г) Под землей?
д) Летает по воздуху?
2. Назови (перечисли) наземный (железнодорожный, городской), подземный, водный, воздушный транспорт?
3. Какие виды машин ты знаешь? (грузовая, легковая, специальная).
4. Какие виды поездов ты знаешь? (пассажирский, товарный).
5. Какие виды самолетов ты знаешь? (пассажирский, военный).
6. Какие виды лодок ты знаешь? (моторная, весельная, парусная, подводная).
7. Покажи и назови части машин? (колеса, кабина, кузов, фары, руль, дверцы).
8. Покажи и назови части лодки? (мачта, парус, весла и т.д.).
9. Покажи и назови части корабля? самолета?
10. Кто управляет машиной, самолетом, кораблем, поездом, трамваем, мотоциклом и т.д.? (водитель, летчик, пилот, капитан, машинист и т.д.).
11. Какие профессии связаны с вождением транспорта?
12. Каким должен быть водитель, шофер, машинист, капитан и т.д.? (внимательным, вежливым, обходительным, аккуратным, строгим, исполнительным и т.д.).
13. Нравится ли тебе ездить на транспорте?
14. Какой транспорт есть у тебя дома?
15. Хотел бы ты стать водителем какого-нибудь транспорта?
16. Расскажи, на каком транспорте ты добираешься до детского сада?
17. Как далеко ты уезжал из дома и на чем?

ЗАГАДКИ.

По асфальту едет дом, ребятишек много в нем.
А над крышей вожжи, он ходить без них не может. (троллейбус)

Очень рано за окошком – стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.(трамвай)

Паровоз без колес, вот так чудо – паровоз.
Не с ума ли он сошел – прямо по морю пошел? (пароход)

Не машет крылом, а летает,
Не птица, а всех обгоняет (самолет)

Несется и стреляет, ворчит скороговоркой
Трамваю не угнаться за этой тараторкой (мотоцикл)

Чтоб тебя я повез, мне не нужен овес,
Накорми меня бензином, на копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль, побежит ….(автомобиль)

Что за чудо – белый дом, ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины и питается бензином (автобус)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО”

Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждет.
“Пусть найдут меня ребята
Ну-ка кто меня найдет?”
Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай –
Отправляется... (трамвай)

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни... (машина)

Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет –
Это мой... (велосипед)

Рано утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ.
Это мой... (велосипед)

На рояль я не похож,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет.
Как зовусь? ... (велосипед)

Бежит при ветре споро
Без весел и мотора... (парусник)

Самосвалом я зовусь,
Сам я сваливаю... (груз)

Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Бежит.... (автомобиль)

Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на... (машине)

Весь мир прочитал
Сообщенье в газетах,
Что Белка и Стрелка
Летали в... (ракетах)

Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Винтокрылый... (вертолет)

В этом доме тишина,
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полет.
Значит это... (самолет)

Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка...
Кто такая? ... (электричка)

Вез водитель в магазин
Много метел и корзин.
Как приятно было Зине
Вместе с ним сидеть в... (кабине)

Создавать я начал флот.
Превратилась губка в... (плот)

Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут,
Опустился... (парашют)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь