Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Принципы воспитания детей в царской семье на примере династии Романовых... Как сформировать гармоничную, высоконравственную, полноценную личность...

Хорошим примером для современных родителей, интересующихся различными системами воспитания, может стать воспитание детей в царской семье из последней императорской династии России. У последнего русского императора Николая Александровича и его супруги императрицы Александры Федоровны родилось пятеро детей: цесаревич Алексей и его сестры, великие княжны Анастасия, Мария, Татьяна, Ольга. Детей, несмотря на высочайшее происхождение, воспитывали строго.

Основные принципы воспитания детей

Воспоминания современников и дневники императрицы позволяют составить полное представление об основных принципах воспитания царских наследников. Современники отмечают, что они росли воспитанными, развитыми, вежливыми, послушными и отличались высокими .

Можно говорить о следующих воспитательных принципах, принятых в царской семье:

  • первоочередная роль личного родительского примера. Воспитание детей начинается с воспитания родителей. Пожалуй, это основа всей системы, без которой невозможно добиться эффективности воспитательного процесса;
  • религиозность;
  • искреннее послушание;
  • разумная строгость;
  • постоянная занятость детей делом;
  • патриотизм;
  • строгая дисциплина;
  • серьезное физическое воспитание;
  • спартанские условия жизни;
  • привитие нравственных качеств через реальные дела.

Наследники росли в атмосфере родительской любви. Питательной средой и устойчивой нравственной основой для них было взаимное уважение родителей. Император Николай и его царственная супруга относились друг к другу с предельным вниманием и терпением, не допускали ссор, особенно при детях, имели общие интересы. Все это самым благотворным образом отражалось на психическом здоровье детей.

Дети с рождения были отделены от взрослой жизни венценосной семьи. Маленькие наследники росли под присмотром тщательно отобранных воспитателей. После шести лет их общение с родителями, особенно с матерью, становилось более тесным и наполнялось ежедневным воспитательным контекстом.

Религиозность и послушание – вот чему учили детей с пеленок. Ослушаться мать или отца было так же невозможно, как нарушить основы христианской добродетели. Высокая духовность окутывала детские души с первых дней жизни. Девочкам царской семьи запрещалось общаться с девушками высшего света, если у последних появлялся хотя бы намек на развязность. Весьма строгим был и отбор книг для чтения детей. Александра Федоровна считала, что только сильный духовный стержень позволяет сформировать гармоничную, высоконравственную, полноценную личность.

Полезный материал:

При этом послушание не было навязано извне. Дети слушались родителей не из страха наказания, а из боязни огорчить или обидеть их. Безусловно, наказания в царской семье все же случались. Самым серьезным было лишение общения. Ребенок оставался в своей комнате в полном одиночестве. Так он учился размышлять о проступке.

Строгость воспитания касалось и материальной стороны. Никаких дорогих подарков. Первое настоящее украшение – золотой браслет – девочки получали в подарок на двенадцатилетие. Младшие девочки носили платья выросших сестер.

Русская царская семья на протяжении веков основное воспитательное значение уделяла . Так, мальчиков с ранних лет воспитывали в патриотических традициях. Они рано начинали готовиться к военной службе. Игрушки на военную тематику традиционно использовались для ранней военной подготовки.

Особое отношение уделялось дисциплине, умению планировать свое время. Дети должны были записывать в личный дневник все события дня. Без такой записи вечером нельзя было отправиться в кровать. Эта привычка формировала не только внутреннюю дисциплину, но и ответственное, осознанное отношение ко всему окружающему.

Роль труда и физической культуры

Строгость царственных родителей сочеталась с огромной нежностью. Император Николай при любой возможности проводил время с детьми. Мог вместе с ними пошалить, не видя ничего дурного в том, чтобы на время отвлечься от государственных дел. Дети ценили внимание отца на вес золота.


С самого юного возраста наследники Николая II ни минуту не пребывали в праздности. Их время было расписано по минутам: обучение, рукоделие, игра, чтение, прогулки, занятия спортом. Личный пример родителей способствовал тому, что царские дети учились старательно и ответственно выполнять даже те поручения, которые им не нравились.

Похожая статья:

Важное значение Мария Федоровна придавала тому, чтобы научить детей быть полностью самостоятельными, независимым от других людей, иметь внутреннюю силу противостоять соблазнам и трудностям. Императрица считала, что родители должны подготовить детей к любому развитию событий, в том числе к испытаниям и лишениям. Цесаревич Алексей и его сестры учились самоотречению, заботились о животных, которые жили в парке недалеко от дворца, изготавливали подарки для малоимущих подданных. Милосердие и сострадание были обязательной частью духовного развития. Так, старшие девочки из императорской семьи вместе с матерью во время Первой мировой войны работали в госпитале для раненых.

Обязательным компонентом воспитания была высокая физическая активность. Дети проводили много времени на свежем воздухе при любой погоде, активно двигались. Пешие и конные прогулки были обязательными. Большое внимание уделялось танцевальной культуре, искусству верховой езды.

Таким образом, обучение детей в царской семье становилось законченной, логичной системой воспитания.

Воспитатели и учителя. Царские дети после семи лет

По достижении 6–7 лет мальчики в царской семье переходили из женских рук в мужские. У сыновей Павла I Николая и Михаила это произошло несколько ранее, когда в 1799 г. воспитательный процесс возглавил генерал М.И. Ламсдорф, но при этом женщины продолжали окружать мальчиков вплоть до 1802 г.

В 1802 г. Николая и Михаила Павловичей усадили за парту. С этого времени их гувернерами и преподавателями стали исключительно мужчины, в основном с эполетами на плечах: генерал-майор Н.И. Ахвердов, полковники К.И. Арсеньев и П.А. Ушаков. С 1805 г. к ним присоединился майор А.П. Алединский, действительный статский советник Н.А. Дивов (с 1811 г. заменен Г.А. Глинкой) и коллежский советник Вольф. С этого времени воспитание великих князей было неразрывно связано с их образованием. Однако попробуем разграничить воспитательный и образовательный процессы.

Главным воспитателем великих князей Николая и Михаила Павловичей стал директор Сухопутного шляхетского корпуса Матвей Иванович Ламсдорф. Это был личный выбор Павла I. И хотя М.И. Ламсдорф состоял свояком республиканца-воспитателя Александра I – Цезаря Лагарпа 196 , он реализовывал совершенно иную педагогическую парадигму, которая имела давние корни и широко внедрялась при Павле I.

Если Екатерина II пыталась на практике реализовать педагогические идеи Ж. – Ж. Руссо, то в основу педагогических методов Ламсдорфа было положено насилие в самых его разнообразных формах.


К. Брюллов. Портрет А.В. Жуковского. 1838 г.


При этом император Павел I и императрица Мария Федоровна прекрасно знали о том, что воспитатель добивается послушания от своих воспитанников методами насилия. Это была изощренная система холодных приказаний, выговоров и наказаний, доходивших до жестокости. М.И. Ламсдорф лично бил мальчиков линейкой, ружейным шомполом, хватал за грудь или воротник и ударял об стену так, что они лишались чувств, или привязывал к ручке кровати, а потом порол розгами. При этом все эти действия фиксировались в специальных журналах 197 .

После убийства Павла I в марте 1801 г. стратегия воспитательного процесса стала полностью определяться вдовствующей императрицей Марией Федоровной. Но для мальчиков фактически ничего не изменилось, их пороли по-прежнему. Молодой император Александр I практически не проявлял интереса к своим подрастающим братьям. Камер-фурьерские журналы зафиксировали только один его визит к младшим братьям на детскую половину Зимнего дворца – 28 октября 1803 г. 198

Как водится, насилие давало очень сомнительные педагогические результаты, калеча характеры. Николай I стал скрытным и довольно замкнутым человеком. Он очень мало кому доверял и именно этим отчасти объясняется его стремление взять под полный контроль управление страной, не доверяя никому. Однако Николай Павлович был умным человеком и к своему детству обращался неоднократно. Тяжелые воспоминания детства этого жесткого человека заставили сделать определенные выводы и совершенно изменить характер воспитания своих детей. Только сам факт приглашения поэта В.А. Жуковского (поэта, а не генерала!!!) ко Двору для составления образовательной программы цесаревича заслуживает самой высокой оценки педагогических талантов императора.

Воспитание цесаревича Александра Николаевича

Воспитание мальчиков в царской семье имело свою специфику. Девочки «уходили» из дома в семьи владетельных особ по всей Европе, а мальчики должны были служить России. По традиции, для них была возможна только одна карьера – карьера русского офицера, поэтому их воспитателями назначались только офицеры. Учителями могли быть и статские специалисты, но воспитателями только военные.

Поскольку воспитанию цесаревича уделялось особое внимание, то и подбор воспитателя к нему велся с особым тщанием. В июле 1824 г. воспитателем шестилетнего великого князя Александра Николаевича назначается капитан Карл Карлович Мердер, «прирожденный педагог, тактичный и внимательный» 199 . Надо отметить, что Николай Павлович тогда еще не был императором и мало кто предполагал, что он им когда-либо будет. Но 30-летний Николай Павлович знал о своих перспективах и считал, что его старший сын рано или поздно станет цесаревичем. Тем не менее выбор К.К. Мердера лично Николаем Павловичем удивил петербургскую публику. Впоследствии все единодушно признали, насколько удачен оказался этот выбор. Редкий случай, когда большинство мемуаристов единодушно сошлись в высокой оценке К.К. Мердера. А.С. Пушкин, который, бывая в Зимнем дворце, знал Мердера, отметил в дневнике: «Мердер умер, – человек добрый и честный, незаменимый» 200 .

К.К. Мердер на протяжении всей своей службы (12 июня 1824 г. – 24 марта 1834 г.) тщательно отслеживал особенности характера цесаревича, стараясь развивать те из них, которые могли бы пригодиться Александру Николаевичу в роли самодержавного владыки. Надо заметить, что Александр II сохранил о своем воспитателе благодарную память, приказав соорудить памятник К.К. Мердеру на Детском острове Александровского парка Царского Села.


К.К. Мердер


Самой лучшей характеристикой полученного Александром II воспитания могут служить слова В.А. Жуковского о генерале Мердере: «В данном им воспитании не было ничего искусственного; вся тайна состояла в благодетельном, тихом, но беспрестанном действии прекрасной души его… Его питомец… слышал один голос правды, видел одно бескорыстие… могла ли душа его не полюбить добра, могла ли в то же время не приобрести и уважение к человечеству столь необходимого во всякой жизни, особливо в жизни близ трона и на троне».

Примечательно, что К.К. Мердер в своей педагогической практике тесно увязывал воспитание и образование цесаревича. Например, в 1829 г. он осуществил проект, названный «кассой благотворения». Смысл заключался в том, что успехи в науках и поведении цесаревича и его двух приятелей оценивались в денежной форме. Но накопленные личные деньги должны были идти не на собственные нужды, а на благотворительность. Два раза в год предполагалось считать собранные деньги и тратить их на какое-либо полезное дело или благотворительность. Николай I одобрил идею, и касса действовала во все время обучения наследника.

Очень сильное влияние на воспитание цесаревича Александра Николаевича, на формирование его характера, оказал отец император Николай I. Железный характер этого человека, его чувство долга, его представление о справедливости во многом были усвоены Александром II. Иногда, решая свои педагогические задачи, Николай Павлович прибегал к весьма оригинальным приемам. По воспоминаниям врача Калинкинской больницы Реймера, в 1835 г. Николай Павлович обратился к нему при обходе: «Я пришлю сюда своего сына, и ты покажи ему самые ужасные примеры сифилитической болезни на мужчинах и женщинах.



И. И. Шарлемань. Детская сыновей Николая I, или Корабельная. 1856 г.


Когда я был молод и еще не женат, мой доктор Крейтон тоже водил меня по военному госпиталю, больные, которых я увидел, произвели во мне такой ужас, что я до самой женитьбы своей не знал женщин» 201 . Цесаревичу в 1835 г. исполнилось 17 лет и отец счел необходимым познакомить сына и с неприглядной изнанкой «любви».

Когда весной 1837 г. цесаревич отправился в путешествие по России, то Николай I постоянно писал сыну, внушая ему те истины, которые, по его мнению, были просто необходимы будущему царю. В одном из писем Николай Павлович писал: «Не любишь ли отныне еще сильнее нашу славную, добрую Родину, нашу матушку Россию. Люби ее нежно; люби с гордостью, что ей принадлежен и родиной называть смеешь, ею править, когда Бог сие определит для ее славы, для ее счастия!» 202 .

Для младших сыновей Николай I подбирал других воспитателей-офицеров. При этом учитывалась будущая «профессия» детей императора. Второй сын Николая I великий князь Константин с детства был определен в моряки. Соответственно и воспитателя ему подобрали из моряков. Им стал адмирал Федор Петрович Литке (с 3 ноября 1832 г.) 203 .

Об отношении к воспитателям своих детей красноречиво говорят строки из завещания Николая I: «п. 16. Завещаю сыновьям моим всегда любить и уважать бывших при их воспитании г-а Кавелина, Литке и Философова и г. Юрьевича, Корфа и Лутковского. Благодарю их искренне за их попечение, заменявшее мой отцовский надзор, отвлеченный делами. Сыну моему предоставляю упрочить их благосостояние, равно как и прочих лиц при воспитании бывших, как у братьев, так и сестер» 204 .

Воспитание детей Александра II

Когда в 1840-х гг. у Александра II и Марии Александровны подряд родилось три мальчика, схема их воспитания была очевидна. Сам Александр II тогда оставался еще молодым человеком, прекрасно помнившим свое взросление. Да и «у руля» продолжал оставаться Николай I, который не собирался «ломать» оправдавшую себя воспитательную схему. Мужчины-офицеры впервые появились в детской летом 1847 г., когда старшим сыновьям цесаревича шел четвертый и третий год. В Зимнем дворце сыновья цесаревича жили на детской половине на первом этаже Зимнего дворца. Трех старших (Николая, Александра и Владимира) утром мыли и одевали няни-англичанки, и они же вечером укладывали их в постель. Но днем все трое поступали под надзор военных воспитателей или, как их называли при Дворе, «гувернеров» 205 .

Весной 1849 г. воспитательницу Скрыпицыну сменил (17 апреля) генерал-майор Николай Васильевич Зиновьев. Это был выбор Николая I, который желал, чтобы его внуки как можно раньше перешли под контроль мужчины-офицера, который должен был придать их воспитанию военизированный характер. Сам Зиновьев считал себя не готовым к должности воспитателя царских внуков, хотя до этого занимал должность директора Пажеского корпуса, поэтому он принял должность воспитателя только де-факто, но де-юре этого звания не носил. Сверх содержания ему определялось жалованье по чину в 1500 руб. в год, помещение в Зимнем и других дворцах, а также придворный экипаж 206 .

Постепенно вокруг Зиновьева начал формироваться круг офицеров-воспитателей, которых он подбирал сам. В августе 1849 г. Зиновьев получил помощника в лице полковника

Григория Федоровича Гогеля. Однако для детей мало что изменилось в их жизни. Тогда, летом в 1849 г., распорядок дня детей в Царском Селе был следующим.

В 7 часов утра дети (Николай – семь лет, Александр – пятый год, Владимир – четвертый год) вставали и, помолясь Богу, шли здороваться к отцу. Потом они играли в парке, где, как правило, встречали Николая I, совершавшего свою обычную утреннюю прогулку. Дети выстраивались перед дедушкой «во фронт», снимали фуражки и получали от него по поцелую.


Н.В. Зиновьев


В 9 часов пробуждалась цесаревна Мария Александровна. Дети шли здороваться к матери. После этого начинались «уроки». Первыми уроками детей стала строевая подготовка (маршировка и ружейные приемы), которой обучал старших мальчиков унтер-офицер Хренов. Этот урок был ежедневным и занимал около часа. После чего дети завтракали. Воспитатели-офицеры дежурили посменно. Первую половину дня, как правило, дежурил Гогель.

В 11 часов цесаревна Мария Александровна отводила детей (из Зубовского флигеля Большого Екатерининского дворца) в Александровский дворец здороваться с бабушкой, императрицей Александрой Федоровной. Потом возобновлялись «уроки». Генерал Зиновьев проводил занятия по артиллерийской стрельбе (2 раза в неделю) или дети занимались гимнастикой на сетке-батуте (два дня в неделю). Остальные дни в это время дети гуляли.

С 12 до 14 часов воспитательница Скрыпицына учила старших мальчиков читать и писать.

В 14 часов мальчики обедали. После обеда вновь гуляли. Во время этих прогулок их обучали началам верховой езды на маленьких лошадях.


Г.Ф. Гогель


В 16 часов дети пили чай. После чаепития дважды в неделю брали уроки танцев и дважды проводились занятия со Скрыпицыной. В другие дни в это время они пускали змея, играли в кегли или катались в лодке по озеру. Если погода была плохой, то мальчики дома играли друг с другом в шашки, в лото или другую игру, очень ими любимую, которая называлась «Храм счастья».

В 19 часов мальчики шли к матери и «проводили у нее целый час». В Китайской комнате Большого Екатерининского дворца Мария Александровна «сидела, окруженная детьми за чайным столом, поучала, наставляла их, хвалила или журила за их поведение, слушала их признания, разъясняла их недоумения и сомнения» 207 . Чай разливала одна из фрейлин, и тут же цесаревич играл в вист со «своими», как называл он адъютантов и вообще состоявших при нем лиц.

В 20 часов после благословения родителей дети отправлялись спать.

Рассматривая это расписание, следует отметить следующее. Во-первых, дети рано ложились (21 час) и рано вставали (в 7 часов), следовательно, на сон отводилось 9-10 часов. Во-вторых, дети весь день были заняты и их ни на минуту не выпускали из поля зрения дежурные воспитатели. В-третьих, военизированные уроки детей начались одновременно с обучением их грамоте и письму. В-четвертых, при самом удачном раскладе дети виделись с родителями не более двух часов в день. И хотя биографы уверяли, что «Мария Александровна сама руководила воспитанием детей», проводя в детской «большую часть своего времени» 208 , это не более чем комплиментарное преувеличение.

Военное образование, когда пятилетнего ребенка приучали к стреляющей пушке, показывали, как сменять караулы и разводить часовых, было довольно рано востребовано. В 1850 г. шестилетний Никса впервые разводил настоящий караул 209 . В сентябре 1850 г., после того как старшему внуку Николая I исполнилось 7 лет, началась его «действительная» военная служба. Следует отметить, что для мальчиков семилетний возраст был рубежным. После дня рождения они окончательно переходили в мужские руки и, кроме этого, происходило еще много сопутствующих изменений:

– в этот день Никсу произвели в первый офицерский чин;

– отделили от братьев и поместили в Собственные комнаты;

– за Никсой был прекращен уход нянь и к нему был приставлен камердинер Костин, который прослужил ему с 1850 по 1865 г. Никса окончательно перешел в руки военных воспитателей;

– в его спальне была поставлена кровать воспитателя полковника Гегеля;

– умываться и одеваться он должен был сам, без прислуги;

– русскую рубашку заменила гусарская куртка;

– на придворных церемониях он стал появляться в качестве офицера 210 .

Когда 26 февраля 1852 г. второму сыну Александра II Александру Александровичу исполнилось 7 лет, с ним произошли аналогичные изменения. Его произвели в чин гвардии прапорщика и корнета. Мальчика переселили в комнаты старшего брата. Койка воспитателя стояла между кроватями мальчиков, и он не оставлял мальчиков ни днем, ни ночью 211 . Примечательно, что практика, когда воспитатели спали в одной комнате со своими воспитанниками, сохранялась вплоть до конца XIX в. Воспитатель обязан был находиться в одной комнате со своим воспитанником до тех пор, пока тот не засыпал. Уходя домой, воспитатель великого князя обязательно оставлял вместо себя одного из камердинеров 212 .

После того как в феврале 1855 г. цесаревич Александр Николаевич стал императором Александром II, положение его

старшего сына изменилось, поскольку мальчик Никса стал цесаревичем Николаем Александровичем. Его отделили не только от младших братьев, но и стали учить по особой программе. При этом военизированный характер и воспитания, и образования по требованию Александра II полностью сохранялся.

Одним из воспитательных новшеств стало появление рядом с цесаревичем молодого боевого офицера, 28-летнего адъютанта князя И.А. Барятинского – Оттона Борисовича Рихтера, что было неслучайно.


О.Б. Рихтер


О своих намерениях и планах относительно наследника Александр II писал в мае 1858 г. «покорителю Кавказа» князю И.А. Барятинскому. В этом письме царь ссылался на генералов В.В. Зиновьева и А.А. Ливена, которые отвечали за весь круг вопросов, связанных с воспитанием цесаревича Николая Александровича. Александр II спрашивал мнение князя И.А. Барятинского о его адъютанте О. Б. Рихтере и сообщал, что он предполагает назначить его «заместителем гувернера при нашем старшем сыне, но прежде, чем мы это решим, желательно узнать Ваше мнение о его характере, чтобы понять, сможет ли он нам подойти. Речь идет о молодом человеке с надежным характером, который был бы другом и советчиком нашему сыну и развивал в нем своими занятиями и общением жажду к обучению. Важен ежедневный контакт с человеком, наиболее близким по возрасту к нашему сыну, из тех, кто его окружает. Вот пока все, что я хотел Вам сказать» 213 . В этом письме Александр II сформулировал основные требования, которые он лично предъявлял к воспитателям наследника-цесаревича.

Видимо, Барятинский дал Рихтеру самые лестные характеристики. Для этого были все основания. О.Б. Рихтер образование получил в Пажеском корпусе, по окончании которого в 1848 г. поступил на службу корнетом аристократического лейб-гвардии Конного полка. В 1853 г. уже как ротмистр Ахтырского гусарского полка принимал участие в Крымской войне, в осаде крепости Силистрия. По окончании войны Рихтера назначили адъютантом к главнокомандующему Отдельным Кавказским корпусом генерал-адъютанту А.И. Барятинскому. В 1856–1858 гг. Рихтер принимал участие в военных действиях против горцев в Большой Чечне, занятии долины реки Мичик, рубке просек и разработке дорог. В 1857 г. его произвели в полковники и назначили в Куринский пехотный полк. В 1858 г. Рихтер принимал участие во взятии Аргунского ущелья, командуя первой штурмовой колонною, за что получил золотое оружие с георгиевским темляком.

Такой послужной список 28-летнего полковника дорогого стоил, и в июле 1858 г. Рихтер прибыл в Петергоф для представления императору и принятия «окончательных решений». Смотрины прошли благополучно, и приказ с назначением состоять при наследнике-цесаревиче Рихтер получил 30 августа 1858 г. 214

В 1859 г. у цесаревича появился персональный воспитатель-опекун - граф С.Г. Строганов. Тогда же для цесаревича был сформирован «Штат Двора Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича» 215 . Всего в состав его штата вошло 85 человек. Непосредственно обслуживали цесаревича 36 человек 216 . Кроме этого, по Конюшенному ведомству цесаревича обслуживали еще 49 человек 217 .

Согласно законам Российской империи, «достигший совершеннолетия вступает сам в управление своим имуществом; но с того времени до двадцатипятилетнего возраста при каждом лице Императорского дома, носящем титул Императорского Высочества или Высочества, состоит особый попечитель». Задачи попечителя состояли в том, чтобы давать «советы по всем делам, до имения его касающимся, и утверждает его волю, без чего она никогда не может быть действительною».

Познакомившись с прекрасно образованным юношей, граф Строганов изумился тому, что в цесаревиче он обнаружил «холодное и равнодушное отношение, если не отвращение к военному делу» 218 . Это было совершенно не типично для Романовых, искренне преданных офицерской службе. Такие настроения цесаревича вызвали недовольство Александра II.

Следует отметить, что отношения Александра II со старшим сыном складывались далеко не безоблачно. Современники упоминали, что царь был «строг к своему наследнику, скажу даже, в некоторых случаях, немилосерден…». Есть упоминания, что Александр II испытывал определенную ревность к своему старшему сыну как к преемнику и, возможно, поэтому позволял себе резкие замечания с запрещением выражать свое мнение «молокососу, как он его называл» 219 . Неоднократно Александр II упрекал хрупкого, интеллигентного сына в отсутствии мужественности и, возможно, травма спины цесаревича, полученная на скачках в Царском Селе, была результатом стремления цесаревича показать свою «мужественность».

Молодой цесаревич Николай Александрович, по единодушным отзывам воспитателей и преподавателей, подавал большие надежды. Его интеллектуальные качества были неоспоримы. Однако в апреле 1865 г. цесаревич после тяжелой болезни умер.

Его преемником «по должности» цесаревича стал второй сын императора – великий князь Александр Александрович. Преподаватели, «навалившись» на цесаревича, с удивлением выяснили, что программа его воспитания и обучения была на порядок ниже, чем у его старшего брата. Мемуаристы объясняли этот факт влиянием императрицы Марии Александровны, которая сознательно снижала образовательные стандарты младших сыновей, чтобы они не заслоняли своего блестящего старшего брата, будущего российского императора.

Если это действительно так, то создавала она эти образовательные преимущества весьма и весьма тактично. Дети ее любили. Для них она была в первую очередь мамой, а уже затем императрицей. Такое в царской семье бывало далеко не всегда. Александр III вспоминал впоследствии: «Сколько было разговоров самых разнообразных, задушевных, всегда Мама выслушивала спокойно, давала время все высказать и всегда находила, что ответить, успокоить, побранить, одобрить и всегда с возвышенной христианской точки зрения» 220 .

Второй и третий сын Александра II – великие князья Александр и Владимир росли вместе. Они жили в одной комнате, у них были одни воспитатели, они вместе делали уроки и отвечали преподавателям. Перед сном они совершали обязательные прогулки по Дворцовой набережной. Эту близость братья сохранили на протяжении всей жизни.

У воспитателей, наблюдавших за будущим Александром III и его братом, подчас возникали недоуменные вопросы. В ноябре 1861 г. один из воспитателей с удивлением записал в дневнике: «Я всегда удивлялся, смотря на Александра Александровича, и думаю, как юношу почти в 17 лет могут занимать детские игры, как, например, перекидывание снега лопатой» 221 . А между тем из этого «перекидывания снега» выросла целая традиция, и уже никто не удивлялся, когда Николай II за зиму, «здоровья ради», перекидывал тонны снега. Конечно, представить Николая I с лопатой, разгребающего дорожки в парке, трудно, но для Александра III и Николая II этот образ был уже вполне органичен.

Вызывало удивление воспитателя и несколько инфантильное отношение молодых великих князей к девушкам: «Они почти с ними никогда не говорят, а если случится перемолвить слово, то совершенно так же, как с каким-нибудь товарищем, как с Гришей Гогелем, например, разве что немного покороче, чтобы скорее отделаться» 222 . А между тем впоследствии, после весьма кратковременных юношеских увлечений, Александр III и Владимир Александрович превращаются в самых верных мужей.

Были у молодых людей и редкие экстремальные приключения, воспоминания о которых бережно хранились долгие годы. В июне 1864 г. состоялся пеший «поход» компании великих князей и их ровесников из Царского Села в Гатчину. Все произошло довольно спонтанно, поскольку они вышли в 4 часа пополудни и пришли в Гатчину только вечером, в половине десятого. При этом молодые люди чувствовали себя настолько хорошо, что на следующий день вернулись пешком в Царское Село через Ропшу. Александр III потом всю жизнь хранил в своем рабочем столе альбом с зарисовками сценок этого «похода». Из этого приключения у двух императоров – Александра III и Николая II выросла прочная привычка к длительным пешим прогулкам в хорошем темпе. Эти прогулки позволяли отключиться от бесконечной рутинной работы, которая занимала все время самодержцев.

Следует отметить, что до 17–18 лет воспитатели сохраняли жесткий контроль за всеми сторонами жизни великих князей, единолично определяя уровень их личной свободы. Поскольку эта практика соблюдалась с детства, то великие князья беспрекословно слушались воспитателей, став почти взрослыми. Например, в 1862 г., когда Александру было уже 17 лет, воспитатель потребовал от молодых людей очистить учебные комнаты в Зимнем дворце от «разного хламу», который там неизбежно набирался: «Сперва я очистил от всех этих вещей комнату Владимира Александровича, который добровольно подался на это требование, но Александр Александрович ослушался, и я должен был настоятельно потребовать от него исполнения заведенного порядка» 223 .

Конечно, столь жесткий контроль со стороны воспитателей не вызывал восторга у великих князей. Они подчинялись, но осадок несправедливости происходившего у них сохранялся на долгие годы. Следует признать, что в отношении родителей к детям присутствовал элемент здорового прагматизма, учитывавший их будущее положение в родовой иерархии Романовых. Эта некоторая отчужденность во взаимоотношениях с родителями тяжело переживалась детьми, спустя много лет, в 1878 г. великий князь Владимир Александрович рассказывал окружающим о «равнодушии своих родителей» к ним и без всякого уважения говорил о своих воспитателях 224 . Присутствовавший при этом великий князь цесаревич Александр Александрович соглашался с ним, называя свое детство «отвратительным воспоминанием» 225 .

Наличие негативных детских впечатлений подтверждает и граф С.Д. Шереметев, который был одним из адъютантов цесаревича Александра Александровича. Он пишет, что ему не раз приходилось слышать от великого князя Александра Александровича упоминания о том, что «почти не было у него хороших воспоминаний отрочества….Пребывание в Зимнем дворце для него всегда было мрачное время, и он даже раздражался вспоминать о нем. Счастливое время для него началось с переездом из Зимнего дворца в Аничков….Почему он не любил вспоминать про свое детство и почему он раздражался, говоря об этом времени, – не знаю» 226 .

Видимо, детские воспоминания действительно для Александра и Владимира не доставляли радости. Наблюдая за взрослением своих младших братьев, разница в возрасте с которыми доходила до 15 лет, они констатировали, что детство братьев счастливее их собственного 227 .

Детство Николая II

У Александра III и императрицы Марии Федоровны родилось пятеро детей. Первый ребенок, будущий Николай II, родился в мае 1868 г., когда отцу было 23 года, а матери 20 лет. Естественно, «по образцу прошлых лет» воспитательную стратегию внуков определял Александр II. Ранний возраст для внуков Александра II проходил по отработанной схеме: русские кормилицы в кокошниках, няни-англичанки, короткие платьица и женское окружение. Когда цесаревич подрос, родители поставили задачу перед воспитателями сформировать из великих князей «нормальных», не забалованных детей. В мемуарах часто приводятся слова Александра III: «Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные, здоровые, русские дети».

Главным воспитателем к Николаю в 1877 г. назначается генерал Григорий Григорьевич Данилович. В этой должности он состоял до 1891 г., то есть 14 лет. Это было решение Александра II.

Впоследствии, после гибели империи, многие из современников, анализируя особенности сложного характера Николая II, предъявили «счета» Г.Г. Даниловичу. Некоторые из мемуаристов упоминали, что воспитательные методы Даниловича «изломали» характер Николая II, сделав его скрытным и замкнутым. Предъявляли претензии и к Александру III, который не сумел передать детям свою харизму власти: «Их слишком настойчиво учили быть «прежде всего людьми» и слишком мало подготовляли к их трудной сверхчеловеческой роли» 228 .

Рассуждая на эту тему, следует иметь в виду, что Данилович был профессиональным военным педагогом. Свою педагогическую карьеру он начал в Дворянском полку, а затем служил под началом талантливого руководителя военно-учебных заведений Я.И. Ростовцева. Данилович принимал участие в реформе военно-учебных заведений в 1860-х гг., многие годы возглавлял аристократический Второй кадетский корпус. Это был опытный военный педагог, соответствующий уровню требований своего времени.



Классная комната вел. кн. Николая и Георгия Александровичей в Гатчинском дворце


Трое сыновей Александра III не были забалованными детьми. Родители держали их «в руках». Каждый и по-разному. Отец охотно разделял детские забавы не только своих детей, но и их ровесников. Сохранилось несколько фотографий Александра III с клюшкой в руках на катке у Аничкового дворца, рядом со своими подросшими сыновьями. Императрица Мария Федоровна строила свои отношения с детьми по-иному. Это были отношения, не выходящие за рамки дворцового этикета. Естественно, отношение царственных родителей к своим детям обсуждалось в свете. Многие сходились в том, что любимым сыном Александра III был младший Михаил, что Георгий – самый талантливый и способный, что старший сын Николай довольно бесцветен как личность. Досужим разговорам не было конца…

Доставалось и императрице Марии Федоровне. Например, генеральша Богданович в своем дневнике, со ссылкой на камердинера Николая II, писала, что «детей своих Мария Федоровна совсем не любит. Она детей никогда не ласкала. Покойный Александр III был гораздо нежнее с детьми, чем мать. Несмотря на свою суровость, бывало, царь обнимет сыновей, но мать никогда. Иногда, совсем неожиданно, царь заходил в спальню детей, но мать, как заведенные часы, заходила аккуратно в один и тот же час, так же, как в одно и то же время дети являлись к ней – поздороваться утром, поблагодарить после завтрака и обеда и проч. Радциг говорит, что он был полным хозяином в спальне наследника, никакого контроля за ним не было» 229 .

Вмешивалась в воспитательный процесс и ближайшая родня. Мальчишки оставались мальчишками и, естественно, шалили. По рассказам мемуариста, однажды на вокзале, во время торжественных проводов Александра III, его сыновья страшно расшалились, бегая между ногами сановной публики. Видимо, они совершенно не реагировали на замечания, и выведенный из терпения младший брат царя, великий князь Владимир Александрович, схватил будущего Николая II за уши и публично выдрал его, говоря: «Я тебе говорю – перестань шалить» 230 .

Но наряду со многочисленными воспитателями «по должности» рядом с цесаревичем Николаем оказался редкий человек, который являлся воспитателем по призванию. Это был его преподаватель английского языка Карл Иосифович Хис. Он появился рядом с цесаревичем, когда тому исполнилось 10 лет. Благодаря Хису все дети Александра III получили прекрасную физическую подготовку. Генерал Н.А. Епанчин писал об этом в мемуарах: «Физическое развитие наладилось случайно. Дело в том, что для занятий по английскому языку был приглашен мистер Хис….Именно Хис обратил внимание на недостаточность физических упражнений цесаревича и занимался этим делом и, между прочим, закаливанием цесаревича, в чем достиг превосходных результатов». Говоря о результатах этого воспитания, Н.А. Епанчин подчеркивал, что царь «был очень вынослив в физическом смысле, не боялся сквозного ветра, не был подвержен простуде и обладал прекрасным здоровьем» 231 .

Об этом же упоминают и другие мемуаристы. А.П. Извольский писал, что «действительным руководителем его занятий был англичанин Хетс, занимавший место частного учителя в Императорской семье… особенную склонность он чувствовал к спорту и затратил много труда, чтобы воспитать в своих учениках любовь ко всем видам спорта. Ему Николай II обязан совершенным знанием английского языка и увлечением спортом» 232 . Негативно относившийся к царю кадет и масон В.П. Обнинский также счел необходимым упомянуть об этом – «англичанин Mr. Heath, «Карл Осипович» как его обыкновенно называли… прекрасный художник и спортсмен… В юношеские годы первое место занял спорт всех видов, и царские сыновья хорошо скакали, стреляли, ловили лососей… подвижность и любовь к спорту отличали всех детей Александра III» 233 .

Видимо, не без влияния Хиса в 1879 г. будущий император писал отцу: «Я не умею еще плавать, но скоро научусь» 234 . После переезда семьи в марте 1881 г. в Гатчинский дворец, в одной из его комнат, для подрастающих наследников оборудовали гимнастическую комнату, в которой были установлены турник и параллельные брусья 235 .

Вперёд>>

«Царских путей к геометрии нет!» – заявил гениальный математик Евклид в ответ на просьбу греческого царевича Птолемея научить его геометрии, причем – побыстрее и попроще. Этого же правила придерживалась династия Романовых при воспитании наследников.

До глобальных преобразований Российской империи, начатых Петром Великим, всех знатных детей (и не только царского рода) опекали вопреки всяческому здравому смыслу.

В допетровской Руси младенцев до года даже не выносили на улицу – считалось, что свежий воздух может навредить малышу. Иностранцы изумлялись: «Стены и полы (в детской) для сбережения тепла обиты сукном, колыбель тоже подбита сукном или мехом, и в ней на пуховых перинках и подушках, под меховым одеялом находится плотно спеленутый младенец». Кроме того, при малейшем капризе чаду тут же давали соску из нажеванного нянькой пряника, завернутого в тряпицу. Этот пряник зачастую сдабривали сладкой водкой или маковым настоем – «для успокоения дитяти». И только в пять лет мальчиков отлучали от мамок и нянек, передавая их на воспитание «дядькам».

Петр I Алексеевич, прозванный Великий, первый Император Всероссийский.

Петру I повезло: его отец, царь Алексей Михайлович, прозванный в народе «Тишайший», оказался прогрессивным отцом, и провел крутую реформу внутри собственной семьи. Своему сыну он отменил «сладкие прянички», зато придумал ходунки – легкие кресла на колесиках. И будущий Петр Великий начал бойко передвигаться уже в полгода. Но из-за ранней кончины отца и внутригосударственных склок систематического образования он так и не получил. Всю свою жизнь Петр Алексеевич писал с грубыми грамматическими ошибками – в отличие от старшей сестры, царевны Софьи Алексеевны. Та, наоборот, была одной из самых образованных женщин своего времени, однако проиграла младшему брату гонку за власть.

Зато царь-реформатор, как губка, впитывал каждое новое знание, которое считал полезным государству. По сути, Петр был талантливым самоучкой и гениальным топ-менеджером, потому что умел разглядеть и оценить любой талант, и направить его на пользу Отечества. Случай беспрецедентный для того времени – в молодости Петр I ездил тайком за границу в качестве самого обычного подмастерья, в Европе выучился строить корабли, осваивал артиллерийское дело; изучал станки; точные науки; зубрил иностранные языки и многое-многое другое – русский царь «нового формата» мог даже вырвать больной зуб. Он, помимо прочего, играючи собирал вокруг себя таких же одаренных людей, но все его дети – и от первого, и от второго брака, – также не получили классического образования.

Павел I и Елизавета Петровна

Историки сходятся в одном – первым наследником российского престола, получившим воспитание и образование с учетом новых реалий, стал император Павел I. Но это было бы невозможным без двойственного тандема. Такого, как у императрицы Елизаветы, младшей дочери Петра I, и Павла I. Маленькому Павлу Елизавета приходилась теткой по отцу – но сейчас речь не идет о сложных родственных взаимоотношениях семейства Романовых. Важно другое: Елизавета, хотя и не была – в полном смысле этого слова – образованной женщиной, прекрасно осознавала, насколько важно дать Империи монарха с европейским образованием и независимым образом мышления. Она приставила к цесаревичу талантливых наставников – Семена Андреевича Порошина, известного в те годы писателя, Федора Дмитриевича Бехтеева, видного дипломата, Никиту Ивановича Панина, так же дипломата и государственного деятеля.

В первую очередь учителя должны были внушить Павлу очевидный факт: он не простой мальчик, а наследник великого престола, не имеющий права на пустые капризы и своеволие.

Павел Петрович, Император Всероссийский, великий магистр Мальтийского ордена, сын Петра III Федоровича и Екатерины II Алексеевны.

Будущему императору прививали любовь к русскому народу и умению снисходительно относиться к человеческим слабостям, но самому строго следовать по пути добродетели. Все эти тезисы, подробно изложенные в дневниках писателя Порошина, и послужили толчком для дальнейшего развития русской педагогической мысли.

Александр I и Екатерина II

Екатерина Великая (урожденная София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская), немка по происхождению, сделала все для того, чтобы заслужить право называться великой российской императрицей. Она не только поддерживала отечественную науку и производство, не только выиграла огромное количество военных и дипломатических сражений на международной арене, не только прославила себя, как одаренный мыслитель, но и сделала все для того, чтобы воспитать из своего внука – Александра – будущего победителя Наполеона.

Для Александра I и его брата Константина бабушка разработала целую педагогическую систему, которая стала продолжением идей Елизаветы Петровны. Прежде всего, Екатерина ценила в воспитании разумность и систематизацию: «Кто не имеет ни добродетели, ни учтивости, ни поведения доброго, ни знания людей и вещей, тот не будет никогда человек, достойный почтения», – писала Екатерина. И отмечала: «Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать». Главное же достоинство в наследниках престола она видела «в общем благоволении к роду человеческому».

При этом Екатерина Великая была строга и неукоснительно требовала соблюдений своих правил от учителей наследников – даже от светлейшего князя Николая Ивановича Салтыкова, видного государственного деятеля того времени. Например, детские капризы и ложь приравнивались Екатериной к болезни, которая требует немедленного лечения. Дети вставали в 6 часов утра и уже в 7 принимались за уроки. В 9 шли здороваться с бабушкой. В 10 утра начинались классы (занятия с преподавателем). И так – до самого вечера: к примеру, с 17:00 до 19:00 мальчики занимались фронтовым учением, фехтованием, гимнастикой, танцами и пр. В переписке Екатерины II с известным немецким писателем Гримом четко обозначено: «Я намерена воспитывать Александра как можно проще. Я буду очень заботиться, чтобы из него не сделали хорошенькой куклы». И бабушке это удалось – ее любимый внук Александр в итоге переиграл Наполеона, перед которым склонилась вся Европа.

Александр II и поэт Жуковский

Этот император вошел в мировую историю как инициатор реформ, достойных Петра Великого. Его называли Освободителем – в связи с отменой им крепостного права (манифест от 19 февраля 1861 года), и победой в русско-турецкой войне (1877-1878 гг). А погиб Александр Николаевич нелепо и трагически: в результате теракта, ответственность за которую взяла на себя революционная организация «Народная воля».

Александр II Николаевич, Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский из династии Романовых. Старший сын императорской четы Николая Павловича и Александры Федоровны

С девяти лет Александр обучался под руководством поэта В. А. Жуковского. Тот составил глубоко продуманный «план учения», согласно которому нужно было сделать будущего императора человеком гуманным, просвещенным и всесторонне образованным. Домашние занятия дополнялись «зевательными» поездками. Из них особенно отмечено путешествие царевича по России и Западной Сибири в 1837 году, где будущий император увидел многое из того, что было неизвестно золотой молодежи того времени. Кроме того, уже в 23 года авторитарный отец знакомит Александра с разными отраслями государственного управления и даже поручает ему общее руководство делами – на время своих отъездов из столицы. И Александр уже в юные годы проявляет себя как талантливый управленец.

«Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви – это наш дом», – сказала Александра Федоровна, последняя русская императрица. Еще одна немка по происхождению, она стала последней русской царицей, воспитавшей для российского престола пятерых наследников, не каждому из которых суждено было дожить до совершеннолетия. Кто знает, какую роль могли бы сыграть ее дети в судьбах Отечества, но история не знает сослагательных наклонений.

Сейчас принцами и принцессами мы называем состоятельных избалованных детей, которые не в состоянии позаботиться о себе. А в семье Романовых все было иначе:
– «царский путь» был вымощен холодом и физической работой;
– детей воспитывали в страхе божьем, они знали основы Библии:
– детей приучали к физическому труду. У каждого наследника был свой садик, где выращивались овощи или цветы;
– старшие Романовы установили для детей строгий регламент: ни одной минуты без дела;
– одежда детей была очень простой: младшие донашивали одежду за старшими, как в самых малообеспеченных семьях.

Семья Николая II в 1913 году (слева направо: Мария, Татьяна, Ольга, Александра Федоровна, Николай Александрович, Алексей, Анастасия).

Кроме того, многодетная семья Романовых (дочери Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, а также долгожданный сын – цесаревич Алексей Николаевич) питалась самой простой едой. Каши, щи, черный хлеб, которые едят простые солдаты, постоянно присутствовали на императорском столе во время Первой мировой войны. Детей не оберегали от тяжелых впечатлений: так, Алексей вместе с отцом посещал действующую армию и лично награждал отличившихся бойцов. А старшие девочки семейства Романовых служили сестрами милосердия в госпитале. Дома они спали на складных армейских кроватях, которые легко можно было двигать, чтобы зимой оказаться поближе к теплу или даже в комнате брата, рядом с рождественской елкой, а летом – поближе к открытым окнам. Помимо арифметики все дети изучали основы Закона Божия, русский, английский, французский и немецкий языки, а также учились танцам, игре на рояле, хорошим манерам, естественным наукам.

Экология сознания: Жизнь. Принципы воспитания в доме Романовых вполне могут стать пособием для воспитания будущих поколений.

Николай II:«Мне нужны нормальные здоровые русские дети»

В семье императора Николая II и царицы Александры Фёдоровны было пятеро детей - четыре дочери и сын. Император в воспитании своих детей требовал: «Мне нужны нормальные здоровые русские дети».

Как же чета Романовых воспитывала детей?

Николай и Александра Фёдоровна показывали собой пример. Дети росли в атмосфере взаимного уважения и любви родителей друг к другу. Ближайшая подруга императрицы Анна Вырубова сказала: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видала их даже сколько-нибудь раздражёнными друг против друга».

Дети Николая II почти не знали светских развлечений вроде балов. Они сами придумывали себе развлечения: игры на воздухе, физические упражнения, театральные постановки. Родители часто присоединялись к детям в их играх. Совместные развлечения способствовали жизнерадостности детей и укреплению дружбы с родителями.

Великая княжна Ольга Николаевна

Царица говорила: «Радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужны воздух и солнечный свет». Для этого нужны «не просто любовь, а культивированная любовь в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках. Любезность в доме - не формальная, а искренняя и естественная».

В целях воспитания быт семьи не был роскошным. Царевны спали по двое в комнате на армейских складных кроватях. Мебель в их комнатах была безыскусной. Детей учили преемственности во всём, поэтому одежда и игрушки передавались по наследству. Царские дети играли в игрушки, которые были поломаны десятки лет назад. Таким образом, их учили ценить и беречь то, что у них есть.

Семья Николая II в общении не делила людей по «социальным сословиям». Ценился сам человек с его индивидуальными качествами. Государь требовал от детей проявлять уважение и внимание к нуждам любого человека даже в мелочах.

Великая княжна мария Николаевна

Вот как наставляла Александра Фёдоровна свою дочь Ольгу в письме: «Будь особенно вежлива по отношению ко всем слугам и няням. Они так хорошо заботятся о вас. Подумай о Мари, как она устаёт и не очень хорошо себя чувствует, не заставляйте её ещё и нервничать. Слушайтесь её, будьте послушными и всегда добрыми. Я сделала её вашей няней, и вы всегда должны хорошо относиться к ней, а также к С. И. Ты достаточно большая, чтобы понять, что Я имею в виду. Будь хорошей и слушайся Маму. Прочти это Татьяне. Всегда проси прощения, когда была грубой или непослушной. А сейчас постарайся быть как можно лучше, и Я буду счастлива».

Царица воспитывала девочек как будущих хранительниц домашнего очага. «Дом и семья - это то, что держится в первую очередь на женщине, и каждая девушка обязана понять это ещё в детстве» , писала императрица. Александра Фёдоровна обучала девочек основам домашнего хозяйства. Они занимались рукоделием, шили рубашки и гладили бельё.

Детей не прятали от жизни. Государыня говорила: «Кроме красоты, в мире много печали». Она постоянно занималась благотворительностью, и в этом ей помогали дети. Когда она не могла посещать туберкулёзных больных, то посылала туда дочерей. В годы войны Ольга и Татьяна работали медсёстрами в Царскосельском госпитале наравне с другими медсёстрами. Государь брал с собой сына на фронт, чтобы показать мальчику реальную жизнь его будущих подданных и страдания войны.

Ефрейтор Русской армии Алексей Романов

Царские дети видели горести войны, но от всего непотребного родители их уберегали. Подруга царицы Юлия Ден отмечала: «Все Великие Княжны были бесхитростными, невинными созданиями. Ничего нечистого, дурного в их жизнь не допускалось. Её Величество очень строго следила за выбором книг, которые Они читали. В основном это были книги английских авторов. Их Величества не имели ни малейшего представления о безобразных сторонах жизни».

Император Николай II и Александра Фёдоровна воспитывали детей в духе постоянной работы над собой. Царские дети росли сильными, независимыми и милосердными. Принципы воспитания в доме Романовых вполне способны стать пособием для будущих поколений. опубликовано

Палач Томского Горотдела НКВД по НСО ЗСК СССР учит своего сына стрелять из пистолета . Фото: г. Томск, 1940 год.

Подпись на обороте фотографии: ""Вот мы и "Ворошиловские стрелки". ./.Мамочка он так удачно поставил ногу, как будто-бы что понимает./. 1940 ". Фото: г. Томск, 1940 год.

ДОПОНИТЕЛЬНО
(О ПРАКТИКЕ УБИЙСТВ ТОМСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ НКВД СССР)

– "В г. Колпашево была создана специальная бригада. Для поддержания их боевого духа постоянно давался спирт . Рядом со зданием Окротдела НКВД была большая площадка, обнесенная высоким забором, там была вырыта яма, куда можно было подойти по специально устроенному трапу. В момент расстрела исполнители находились в укрытии, а при подходе арестованного к определенному месту раздавался выстрел, и он сваливался в яму.

В целях экономии патронов была внедрена система удушения петлей с применением мыла .

Вот одни из эпизодов того времени.

Будучи пьяными, исполнители решили поглумиться над молодой возлюбленной парой, оказавшейся приговоренной к расстрелу. Под предлогом сохранения жизни им предложили совершить половой акт со связанными руками на глазах у исполнителей . Молодой человек выполнил волю своих повелителей, и в этот момент были накинуты и затянуты петли на обе жертвы .

В Томске имел место и такой эпизод. Ночью на двух автомашинах [см. – прим.], загруженных трупами расстрелянных, выехали работники НКВД в лес за город для сжигания трупов . Операция проходила строго секретно. Никто из посторонних не должен знать о месте сжигания и о самом факте сжигания трупов.

Однако на рассвете в лесу попал пешеход, идущий навстречу. Руководивший операцией сотрудник обратил внимание, что из-под брезента, которым был укрыт кузов машины, торчит нога . Это дало основание полагать, что встретившийся пешеход понял, какова цель перевозки. Последнему предложили ехать до места, где было организовано сжигание трупов. А для того, чтобы весь этот процесс остался в строгой тайне, не было лишних свидетелей, в разведенный костер кинули того пешехода, где он заживо и сгорел ."

Дополнительно :

см. палачай Томского ГО УНКВД по НСО ЗСК СССР:

  • – кадровый палач Томского ГО УНКВД по НСО СССР, помощник .
  • – кадровый палач Томского ГО УНКВД по НСО ЗСК СССР, комендант Томского ГО УНКВД по НСО СССР.
  • – кадровый палач Томского ГО УНКВД по НСО СССР, инспектор 8-го отдела Томского ГО УНКВД по НСО СССР.
  • – начальник 3-го отдела Томского ГО УНКВД по НСО СССР, лейтенант госбезопасности СССР.
  • – кадровый сотрудник (оперативного сектора) Томского ГО УНКВД по НСО ЗСК СССР (кассир " " Томского ГО УНКВД по НСО ЗСК СССР, секретарь Томского ГО УНКВД по НСО ЗСК СССР).
  • Больше расстрельных бригад – .

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь