Беспокойный сон ребенка – частый повод для волнений родителей. Кроха всю ночь вертится, ненадолго засыпает, но сон его некрепкий, тревожный, нарушить его может любой шорох. Что происходит с малышом? Опытные родители со стажем, как правило, хорошо ориентируются в потребностях своего чада, но даже у них порой возникают вопросы, связанные с беспокойным сном малыша.
Причин может быть несколько. Как физических, так и психологических.
Помещение, где спит младенец, обязательно следует проветривать. Температура в нем в идеале должна быть около 19-20 градусов при влажности воздуха 50-70%. Это наиболее комфортные условия для маленького человека.
Крохи, которые находятся на грудном вскармливании, могут испытывать голод, если молоко мамы недостаточно питательное. Пересмотрите свой пищевой рацион. А также обратитесь к педиатру с просьбой провести контрольное кормление со взвешиванием ребенка до приема пищи и после, чтобы определить, сколько съедает карапуз. Если ему не хватает вашего молока, доктор может разрешить «прикорм».
Причина беспокойного сна может крыться и в нарушении режима дня. К примеру, малыш хорошо выспался днем, или вообще перепутал день и ночь. Следует привести режим крохи в соответствии с его возрастными потребностями.
Советы от популярного педиатра по улучшению качества сна малышей в следующем видео.
К нарушениям ночного сна у детей приводит и недостаток витаминов. А также малыши очень метеочувствительны – они реагируют на перепады атмосферного давления, на осадки, причем нередко «предчувствуют» их.
Психологи утверждают, что беспокойный сон малыша может быть обусловлен возрастными особенностями. Дело в том, что структура сна у детей в 2 месяца и в 2 года – разная. С рождения и до 1 года поверхностный сон у крохи преобладает над глубокой фазой, именно поэтому малыши часто просыпаются. Только одни снова легко засыпают самостоятельно, а другим требуется помощь родителей.
Бывает, что спокойный кроха начинает просыпаться и беспокойно ворочаться к 7-9 месяцам жизни. В этом возрасте у малыша появляются первые психологические проблемы, мешающие спать нормально, – это страх оказаться вдали от мамы. Если родители спят в одной комнате с малышом, то ощущения беззащитности ребенок не будет испытывать и подобные ночные тревожные пробуждения постепенно сойдут на нет.
В 2-3 годам сон может стать тревожным и беспокойным из-за развития воображения малыша. Он уже умеет фантазировать, именно на этот возраст приходится появление ночных кошмаров, страха темноты. Справиться с этим помогут уютный ночник у кроватки малыша, любимая мягкая игрушка, которую он может брать с собой в постель.
Еще один «критический» возраст – 6-7 лет. В это время сон ребенка может нарушаться из-за переживаний, связанных с началом обучения в школе.
В любом возрасте дети очень чувствительны к психологическому климату, который царит в вашем доме. Если там часто ссорятся, нервничают, переживают, это обязательно скажется на качестве сна ребенка, причем не с лучшей стороны.
Создайте своему малышу спокойную, мирную домашнюю атмосферу
Беспокойный сон может быть и «отголоском» врожденных особенностей характера малыша, его темперамента. Известно, что дети-холерики спят хуже, чем дети-флегматики, а детям–сангвиникам тяжелее просыпаться по утрам. К каждому ребенку требуется индивидуальный поход с учетом всех его личных особенностей и общих факторов, влияющих на качество сна.
Если проблему беспокойного ночного сна ребенка игнорировать, довольно скоро малыш начнет страдать от недосыпания. Дефицит сна отразится на всех функциях его организма. В первую очередь возникают нарушения в нервной системе. Затем даст «сбои» гормональный фон. Дело в том, что гормон роста СТГ (соматотропин) лучше вырабатывается у детей именно во время сна. Если ребенок недосыпает, у него возникает нехватка гормона роста, и, как следствие, он медленнее растет и развивается не только физически, но и интеллектуально.
Другой «ночной» гормон - кортизол помогает организму справляться со стрессом. Если ребенок мало спит, уровень кортизола у него занижен, а значит, психика крохи становится уязвимой.
Хронический недосып снижает умственные и интеллектуальные способности ребенка, таким малышам тяжело дается обучение, у них выраженные проблемы с памятью.
Обязательно отрегулируйте сон малыша, дабы избежать проблем с будущим развитием ребенка
Если беспокойный ночной сон вашего ребенка - не исключение, а, скорее, уже правило, нужно обратиться к педиатру. Он посоветует способ улучшить сон малыша, учитывая возрастные особенности.
Если причина в заболевании, лечение пойдет на пользу, и малыш начнет спать нормально.
Если ребенок здоров, то «выровнять» его сон можно своими силами.
Наладить ночной сон помогают особые ритуалы. Придумать их может каждая мама с учетом потребностей своего ребенка. В моей семье это обязательное прочтение одной сказки после купания перед сном. Сделайте свой ритуал обязательным. Что бы ни случилось, его следует неукоснительно выполнять. Это позволит малышу довольно быстро понять, чего он него хотят родители, и он будет ждать наступления событий в определенном порядке. Это снижает уровень стресса, делает отход ко сну более мягким и плавным.
Всем известно о том, что дети растут во сне, при этом восстанавливая силы, восполняют потери энергии. Когда ребёнок спит, его организм полноценно развивается и в случае нарушения сна маленького человека возможно возникновение негативных последствий. Долгий сон новорожденных детей является совершенно нормальным явлением и говорит оно о том, что ребёнок развивается правильно. Однако весьма распространённым явлением бывает нарушение сна у новорожденных детей. Такое, как правило, случается по причине возникновения проблем с развитием организма младенца, способных в будущем оказать отрицательное влияние на состояние его здоровья.
Беспокойный сон грудного ребёнка может быть связан с нарушениями его режима питания или прочими неприятностями. Это может быть какая-нибудь болезнь, нарушение его бытовых условий.
К причинам беспокойного сна грудного ребёнка можно отнести такие факторы:
У грудничков ещё не произошло чёткого распределения между режимами сна и активного бодрствования. Тем не менее, с течением каждого месяца его биологические ритмы всё более становятся схожими с нашими. Для того, чтобы грудничок по ночам не испытывал беспокойство, следует принять меры к предотвращению дискомфорта и неприятных ощущений, которые он может начать испытывать.
Очень важно своевременно производить замену подгузника, следить за состоянием влажности воздуха в помещении и не допускать повышение температуры в детской комнате свыше 22 градусов по Цельсию и не опускалась ниже 18 градусов по той же шкале. В том случае, если ребёнок станет испытывать неудобства во время сна, разбудить его можно будет достаточно легко.
Ребёнку следует установить нормальный дневной режим. Перед отходом к ночному сну у ребёнка должно быть не менее четырёх подряд часов бодрствования. Если ребёнок не спит в дневное время, следует занять его каким-нибудь активным делом, подразумевающим физическую нагрузку, однако при этом не следует его переутомлять. Не получая никакой физической нагрузки, ребёнок будет плохо спать по ночам.
Ребёнка следует учить засыпать самостоятельно, для чего его нужно укладывать в кроватку и не носить на руках, укачивая. Приученные к рукам дети имеют сложности с самостоятельным засыпанием. Ребёнка следует учить спать в его комнате.
Кормление грудью представляет собой большую науку и очень часто бывает так, что протекает не совсем гладко. При кормлении ребёнок может проявлять беспокойство, плакать и капризничать. Невзирая на то, что ребёнок и мать наделены природой определёнными рефлексами, им необходим определённый опыт для того, чтобы кормление проходило гладко и спокойно. Особенное значение при кормлении имеет поза, в которой оно производится. Нередко случается так, что беспокойное поведение грудного ребёнка объясняется нарушениями при кормлении.
На протяжении первых нескольких недель после рождения ребёнка он и мама постепенно привыкают друг к другу и маме многое бывает неясно в поведении её малыша. Очень часто она не понимает, по какой причине ребёнок проявляет беспокойство во время кормления и не ест. Тому может быть множество объяснений, речь о которых пойдёт ниже.
В том случае, если мама продолжает пережимать по поводу нехватки молока у неё, ей есть смысл обратиться к специалисту по лактации для того, чтобы получить все необходимые консультации и советы по части увеличения количества молока у женщины, если это ей необходимо.
Возможно возникновение рефлюкса при проведении кормления. Его можно избежать, если поддерживать ребёнка в вертикальном положении и делать перерывы во время выполнения кормления. С ростом ребёнка происходит укрепление его мускулатуры и проявления рефлюкса постепенно сходят на нет. Если же имеют место нарушения режима кормления малыша по причине возникновения рефлюкса, следует обратиться к врачу, ввиду серьёзности ситуации.
Беспокойство новорожденного ребёнка может объясняться рядом причин. Ниже приведены некоторые из них.
Для прохождения грудного молока через пищеварительную систему младенца требуется совсем немного времени, поскольку материнское молоко легко переваривается. При сосании груди ребёнком нередко можно слышать весьма характерные звуки. Невзирая на то, что газы наблюдаются практически у всех детей, некоторые переносят их лучше других. Своё влияние на процесс накладывает и время суток, в которое происходит кормление, причём метеоризм наиболее отчётливо проявляется в конце дня. Ребёнок может не хотеть отпускать материнскую грудь, что только усиливает метеоризм. По мере развития малыша проблема отступает.
Если малыш ещё не научился хорошо сосать грудь, он может начать давиться материнским молоком. При этом он может бросить грудь и начать нервничать и кричать. В этом случае маме следует, сильно надавив на грудь, сцедить поток молока, после чего снова приложить к ней своего малыша. Можно сцеживать молоко до начала кормления, для того чтобы удостовериться в возможности остановить его выброс до того, как ребёнок возьмёт грудь. Грудничка следует кормить из положения под мышкой. Когда малыш немного вырастет, он сможет самостоятельно вести контроль рефлекса выброса молока, находясь в любом положении при кормлении.
«Почему мой ребенок такой беспокойный? Почему он не спит? Дети подруг ведут себя по-ангельски, а мой...» В своей новой книге «Быть мамой здорово!» психолог и многодетная мама Лариса Суркова говорит о двух основных причинах тревожного поведения малыша. Первая — родом из внутриутробного мира, вторая — из первых месяцев жизни ребенка.
Мозг ребенка — один из органов, начинающих интенсивное развитие уже на четвертой неделе беременности. Для раннего развития" class="wordlink" title="https://www.7ya.ru/pub/early">раннего развития ребенка многие мамы ставят «животу» музыку, читают книжки и водят его по музеям. Но при этом уделяют мало внимания ежедневному общению с окружающими, прежде всего с мужем.
Джон Медина в одной из моих любимых книг «Правила развития мозга вашего ребенка» очень хорошо написал: «Хотите выносить беременность и помочь вашему ребенку стать гармоничным и умным? Оставьте его в покое». Это правда. Лучший психологический фундамент будущей жизни ребенка — покой во время беременности.
Мозг даже неродившегося ребенка впитывает окружающую информацию. До того как сформируются органы чувств ребенка, его связь с внешним миром происходит через гормоны, которые вырабатывает мама: кортизол, адреналин. Малыш привыкает к ним, они стимулируют его вырабатывать определенную линию поведения.
Но что же делать тем, чей малыш уже родился и буквально изводит маму своим беспокойством? Сначала исключите проблемы с животиком, неврологические проблемы и другие вопросы со здоровем. Прежде чем принимать лекарства и делать курсы массажа, при любых недомоганиях и ребенка первых месяцев жизни стоит посетить остеопата. А затем... Беритесь за себя! Есть четыре основных причины появления детского беспокойства из-за родительских проблем:
Мама и папа должны пребывать в адекватном состоянии. Если вы не справляетесь сами — просите помощи. Большая ошибка родителей — пытаться все обязанности возложить на маму. Не надо к этому стремиться, наоборот, дайте маме отдых и возможность спать одновременно с малышом, если у нее есть такая потребность.
Если нет бабушек и нет возможности брать помощников, значит, необходимо, говоря современным языком, «забить вообще на все»! Говорите с мужем, описывайте свое состояние. Помните, что недосып губителен для психики, он влечет за собой депрессии, отсутствие желания контактировать с людьми. Агрессия по отношению к мужу, которому удается спать дольше, будет только нарастать.
Не требуйте, а делайте что-то сами, если хотите любви своей жены и детей. Ваш новый образ жизни стал таким при вашем же участии. Не забывайте, что дети — это серьезно и на всю жизнь.
Комментировать статью "Беспокойный ребенок, плохо спит? Причины – в поведении родителей"
Беспокойный сон. Доброго времени суток! у нас такое было у малыша в 3 года,что мы пережили ….просто кошмар …обратились к врачу он нам посоветовал бэби формулу Детские страхи и нарушения сна по другим причинам. проблемы со сном - что делать? ребенок плохо спит. Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики.
Обсуждение
у нас такое было у малыша в 3 года,что мы пережили ….просто кошмар …обратились к врачу он нам посоветовал бэби формулу мишек спокойствие.после того как пропили,сон начал восстанавливаться медленно,но верно мы справились с проблемой
11.03.2018 11:38:19, KattinVПочитала комменты, решила добавить. Обследования, ЭЭГ, например, у моего ребенка ничего не выявляют. Только ЭЭГ с депривацией сна. Старту поспособствовала предрасположенность и серьезная стрессовая ситуация в семье, в его 9 лет. Младший сын родился с патологией. Пришлось отсутствовать месяцами. Если есть возможность, спите вместе, именно чтобы ребенок засыпал вместе с Вами, желательно в обнимку. Очень помогает. Если врач разрешает, то легкие успокоительные перед сном.
07.02.2018 00:06:37, Джулия 515Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых Последнии 2 дня наблюдается странное поведение. Вчера проснулся в 6 утра и побежал будить старшую сестру. Я не разрешила, закрыла дверь к...
Обсуждение
Мы с полутора лет мучились также по ночам месяца три, пошли все-таки к неврологу. И не зря, он сыну Дормикинд прописал,и недели через две-три уже стали спать нормально, только мог ночью попить проснуться. А так тоже выгибался, плакал, я думала, с ума сойду.
Юля у тебя же второй ребенок! Неужели Симона так себя не вела, если что-то хотела?
Даня тоже начал себя показывать, если ему что-то надо - сразу крик и на пол валяться. Причем парень растет настойчивый, отвлекать сложно, благо таких валяний у нас на некоторые вещи, которые я по-возможности исключаю, или стараюсь исключить повод истерики. За Машей он тоже ходит хвостиком, сейчас в итоге их укладываю спать вдвоем, так как один без другого не может:) Это сложно, особенно чтоб они вместе заснули, но это лучше,чем когда один стоит поддверью и ревет, чтоб его вместе с сестрой уложили.
Я удивляюсь, что от крика под дверью сестра проснулась только через 40 минут. У нас если схожая ситуация, я открываю дверь, показываю, что один спит еще, делам знак рукой тссссссссс, и идем играться. Зачастую Даня берет игрушку из комнаты и тогда идет играться. Кстати, если мультик сраотал, так включай ему мультик сразу, если знаешь, что он сейчас сестру пойдет будить.
У него наверное ночью что-то болело, у Маши такое было, когда ночью просыпалась и в рев, мне парацетамол помогает.
Для твоего успокоения у нас вообще нет такого понятия как невролог,вернее сказать к нему может только педиатр направить по предписанием, и отправляют туда очень редко.
Оочень беспокойный сон! Посоветуйте, пожалуйста, как быть и что делать! Мы очень плохо спим. Просыпаемся за ночь до 10 раз. И вообще, спит очень беспокойно. Раздел: Капризы (новорожденный поскуливает во сне). почему она поскуливает? моя дочь в принципе...
Обсуждение
Спасибо за поддержку всем! :-)
Трое моих грудных спали также, за ночь несколько раз просили грудь, дольше 2-3 часов не спали. Я привыкла спать урывками, дети спали с нами. Примерно до 1,5 лет. А вот усыновленный без грудного молока просыпается 1-2 раза за ночь. Это мне подарок!
беспокойный сон и остеопат? Я уже писала здесь, что Санюля с 6 мес. плохо спит ночью. Причины – в поведении родителей. ...чем принимать лекарства и делать курсы массажа, при любых недомоганиях новорожденного и ребенка первых месяцев жизни стоит посетить...
Обсуждение
Со старшей дочерью лечились у остеопата (она тоже спала просто отвратительно до 3 лет). Выложили кучу денег, а толку никакого. В итоге врач посоветовал пойти в церковь или к бабке. (к лову, ни то, ни другое тоже не помогло).
щааас напишу)))
Беспокойный ребенок, плохо спит? Причины – в поведении родителей. Вечера даже боюсь. Адаптация к детскому саду: как пережить капризы и плохое поведение ребенка. Беспокойный ребенок, плохо спит? Причины – в поведении родителей.
Капризы и плач после сна. Здравствуйте! Очень нужен коллективный разум. Беспокойный ребенок, плохо спит? Причины – в поведении родителей. 4 причины после рождения. Но что же делать тем, чей малыш уже родился и буквально изводит маму своим беспокойством?
Обсуждение
я таким образом поняла, что ребнку днём спать - лишнее
с 2х лет днём не спит, т.к. состояние после сна - тушите свет + уложить невозможно
а Ваш днём легко засыпает?
Девочки, спасибо вам большое!Поговорю с воспитателем... может быть получится его не будить, а он сам будет просыпаться от суеты и беготни детей после сна или когда они гимнастику начнут делать... но это скорее всего у них не прокатит...
Вот в семье появился маленький нежный «комочек», который время от времени пищит, проявляя недовольство. Неопытные мамы при малейшем плаче начинают нервничать, гадая, почему так себя ведет беспокойный ребенок в 1 месяц, и чем ему помочь.
Малыш только пришел в этот мир и пытается в нем адаптироваться. Еще не налажены нервная и пищеварительная системы – пока единственные органы чувств, через которые новорожденный общается с внешним миром.
Беспокойный месячный ребенок своим плачем доставляет неудобства родителям в ночное время. Хотя в этом возрасте физиологические периоды бодрствования сводятся к 15 мин, все остальное время младенец обычно спит. Для него еще не существует разграничений на суточные фазы, и отсутствует восприятие времени.
Единственный доступный способ наладить контакт с окружающим миром – это звуковой сигнал. Но беспокойный ребенок в 1 месяц умеет только плакать – это естественное состояние, позволяющее привлечь к себе внимание.
Почему плачет месячный малыш:
Беспокойный ребенок в 1,5 месяца, наделенный чувствительной нервной системой, плачет из-за неприятных ощущений тактильного характера. Раздражать может даже мягкая подушка. Некоторые дети неуютно чувствуют себя в большой кроватке, как бы «нутром» ощущая свою незащищенность.
В первый месяц жизни малыш проявляет беспокойства неосознанно, иногда ворочаясь и вскрикивая во сне без причины. Поэтому кидаться к младенцу при первых же позывных не обязательно, но если плач малыша слишком настойчив и длится более 10 мин, на него реагируют.
Иногда достаточно просто дать малышу соску-пустышку или несколько глотков теплой водички (успокоительного чая), или перевернуть его на другой бочок, чтобы он и дальше спал спокойно. Очень беспокойный грудной ребенок 1 месяца быстро затихает на руках у мамы, если она его немного покачает.
Когда ни одно из средств не дает результата, и младенец не успокаивается, лучшее решение - вызвать врача. Возможно, причина кроется в начинающейся болезни.
Не зная точного диагноза, самолечение проводить не рекомендуется.
Иногда может беспокойный сон у ребенка продлиться до 11 месяцев. Это свидетельствует либо о сверхчувствительности малыша, либо о развившейся привычке привлекать к себе подобным образом внимание мамы. В первом случае понадобится консультация врача и использование успокоительных средств. Вторая ситуация требует поведенческой коррекции (и здесь придется набраться терпения).
Беспокойный сон у новорожденного – это стандартная ситуация на первом месяце жизни, но оставлять без внимания ее не стоит. Ведь на фоне обыденных причин не всегда можно заметить зарождение серьезной проблемы.
Одним из распространенных видов нарушений развития является повышенная активность, достигающая степени расторможенности: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь "фасад" в виде беспокойства и излишней активности. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.
Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не "не хочет", а не может вести себя соответственно общим правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем.
Ученые связывают это состояние, прежде всего, с микроорганическими поражениями головного мозга, возникшие по причине осложнений беременности и родов, соматических заболеваний в раннем возрасте или психических травм.
Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим , т.е. синдромом двигательной активности, основным дефектом в его структуре является, прежде всего, дефект внимания. У гиперактивного ребенка сильно страдает объем внимания, он может сосредоточиться на чем-либо только на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение.
Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков: "сначала сделает, а потом подумает". Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например, бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях.
Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму), плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер.
Пик проявления синдрома - 6-7 лет. Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.).
Самые обычные дети бывают порой очень активны, неуправляемы, гневливы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Для синдрома гиперактивности характерны следующие проявления в поведении ребенка:
Наличие у ребенка подобных симптомов, которые наблюдаются в течение как минимум 6 месяцев, является основанием для обращения к невропатологу. Постановка диагноза "синдром дефицита внимания" является прерогативой врача, и в преодолении синдрома важное место принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением специалиста.
Улучшение состояния ребенка зависит, конечно, не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему в семье. Недисциплинированность, непослушание, отсутствие реакций на замечания сильно раздражает родителей, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. У многих детей наблюдается низкая самооценка, отчасти потому, что они часто страдают от сравнений с братьями и сестрами, поведение и учеба которых ставится им в пример.
Среди сверстников беспокойные дети являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными, так как они не умеют уступать, ладить друг с другом, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, а в состоянии возбуждения могут сломать попавшийся под руки предмет или бросить его.
Занимаясь с таким ребенком, желательно избегать двух крайностей: чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой, - предъявления повышенных требований, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Педагоги и родители должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный, требующий от них больших усилий и огромного терпения.
При неблагоприятном педагогическом воздействии у детей может возникнуть деструктивное поведение: агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.
Взрослым необходимо почувствовать проблемы ребенка, понять, что его поступки не являются умышленными и что без помощи и поддержки взрослых он не сможет справиться с имеющимися у него трудностями.
Для занятий с гиперактивными детьми педагоги и родители могут использовать игры, в которых требуется внимательность и самоконтроль. Желательно научить играть детей в народные игры, а также в игры, типа: "Да и нет не говорите", "Тише едешь…", "Съедобное - несъедобное", "Холодно - горячо", различные лото, настольные игры и др. Старайтесь придерживаться "позитивной модели" воспитания, т.е.:
При организации обучения гиперактивных детей особенно важен принцип соответствия учебной нагрузки реальным возможностям ребенка с учетом его познавательных способностей и нарушенной концентрации внимания. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы деятельность ребенка была успешной, а поставленная цель - достигнутой. Нельзя допускать вседозволенности для подвижных, неусидчивых детей. Они нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей поощрение за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказание за социально неприемлемые поступки.
Гиперактивные дети особенно трудны для учителя, так как постоянно привлекают его внимание, мешают другим ученикам. Нередко педагоги, не справляясь с такими учениками, под разными предлогами настаивают на их переводе в другой класс, другую школу. Однако эта мера не способствует решению существующих у ребенка проблем. Если учитель понимает причины неправильного поведения маленького "нарушителя", не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт и помочь ему.
Во время проведения уроков используйте следующие рекомендации:
Практика показывает, что при грамотном воспитательном подходе, к подростковому возрасту двигательная расторможенность уменьшается или исчезает совсем. Может сохраниться импульсивность поступков, но это не препятствует благополучному личностному развитию ребенка, позволяя ему адаптироваться в обществе, утвердиться в профессиональном плане, научиться устанавливать и поддерживать дружеские отношения с окружающими.
В неблагоприятных, запущенных социально-педагогических условиях часть детей и подростков показывает предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям поведения и влечений. Чаще это происходит при наличии вторичных (личностных) нарушений, возникающих как реакция на уродливые отношения с близкими. Поэтому наряду с медикаментозной терапией лечение гиперактивности должно обязательно включать элементы психотерапии, лечебной и коррекционной педагогики, учитывающие его физиологические ресурсы и уровень интеллектуального развития.
Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его поступков, грамотное воспитательное воздействие и вера в его возможности поможет ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности.
Шантаренкова М.Н.,
психолог,
преподаватель Свято-Тихоновского
богословского института