Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Ф.Бэкон (1561 – 1626 гг.) считается родоначальником Новоевропейской философии, поскольку именно ему принадлежит новый взгляд на философию, который в последствии получил широкое развитие: «…привнесенные плоды…и практические изобретения суть как бы поручатели и свидетели истинности философий». Его изречение: «Знание – сила» выражает отношение к науке как главному средству решения человеческих проблем.

Но, несмотря на его иногда нечестные отношения и постоянные битвы с долгами, он был также обладателем блестящего ума. Его главным вкладом в философию было его применение индуктивных рассуждений, подход, используемый современной наукой, а не априорный метод средневекового схоластики и аристотелизма. Он был ранним сторонником эмпиризма и научного метода.

Поэтому он был воспитан в качестве английского джентльмена и имел множество контактов в королевском дворе того дня. был самым молодым из пяти сыновей его отца и трех дочерей. Раннее образование Бэкона проводилось дома из-за плохого состояния здоровья, которое преследовало его на протяжении всей его жизни. Он поступил в Тринити-колледж в Кембридже в возрасте двенадцати лет, и именно там он впервые встретил королеву, которая была поражена его ранней интеллект.

По своему происхождению Бэкон принадлежал к кругам придворной бюрократии, получил университетское образование. Его важнейшие произведения: «Новый Органон» (1620) и «О достоинстве и росте науки» (1623). В них автор исходит из объективных потребностей общества и выражает интересы прогрессивных сил того времени, делая упор на эмпирические исследования, на познание природы. Главная цель познания, как считал Ф.Бэкон, – усиление могущества человека над природой. Для этого надо отказаться от схоластических умозрительных методов познания, обратиться к самой природе и познанию ее законов. Поэтому предметом его гносеологии выступала сама материя, ее устройство и превращения.

Несмотря на щедрые доходы от его различных правовых позиций, старые долги и его расточительные пути удерживали его задолженность. Ему удалось договориться о политических препятствиях царствования короля Джеймса и продолжал получать благосклонность короля, хотя он не всегда был так популярен среди своих сверстников. Он был награжден одним престижным назначением за другим, включая генерала-солиситора, генерального прокурора, тайного советника, лорда-хранителя Великой печати, лорда Верховного канцлера, барона Верулама из Верулама и виконта Св.

Для объективного исследования природы он обращается к опыту, ибо самое лучшее из всех доказательств есть опыт. Причем, опыт в представлении Бэкона – это не уподобление старым эмпирикам, которые «… подобно муравью только собирают и пользуются собранным», опыт должен быть соединен с рассудком. Это поможет и избежать ограниченности рационалистов, «…подобно пауку из самих себя…» создающих ткань. Его опыт, по собственному замечанию, скорее напоминает действия пчелы, которая избирает средний способ, «она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его собственным умением». Опыты он делит на «светоносные», которые «… сами по себе не приносят пользы, но содействуют открытию причин и аксиом», и «плодоносные», непосредственно приносящие пользу.

Сэр Фрэнсис сыграл ведущую роль в создании британских колоний в Новом Свете, особенно в Вирджинии, Каролинах и Ньюфаундленде. Хотя его тюремное заключение в лондонском Тауэре было недолгим, он был объявлен недееспособным иметь будущий пост или заседать в парламенте и лишь едва избежал быть лишенным его титулов.

На его похоронах в церкви Святого Михаила в Сент-Олбансе более тридцати известных мыслителей дня собрали вместе свои хвалебные слова, предлагая, что среди многих политических врагов он также имел много ученых и литературных друзей. Для Бэкона единственное знание важности для человека было эмпирически укоренено в естественном мире, и четкая система научного исследования обеспечила бы мастерство человека над миром. У него было большое почтение к Аристотелю, хотя он нашел аристотелевскую философию бесплодной, спорным и неправильным в своих целях.

По своим позициям Ф. Бэкон вошел в историю философии как представитель эмпиризма . По его мнению, выводы познания – теории должны строиться на новом, индуктивном, методе, т.е. движении от частного к общему, от эксперимента к умственной переработке полученного материала. До Бэкона философы, писавшие об индукции, обращали внимание главным образом на те случаи или факты, которые подтверждают доказываемые или обобщаемые положения. Бэкон подчеркивал значение тех случаев, которые опровергают обобщение, противоречат ему. Это так называемые негативные инстанции. Уже один – единственный такой случай способен полностью или, по крайней мере, частично опровергнуть поспешное обобщение. По Бэкону, пренебрежение к отрицательным инстанциям есть главная причина ошибок, суеверий и предрассудков.

Бэкон утверждал, что, хотя философия в то время, как правило, использовала дедуктивный силлогизм для интерпретации природы, она должна вместо этого действовать через индуктивные рассуждения, от факта до аксиомы к закону. Однако он предупредил, что до начала этой индукции философ должен освободить свой разум от определенных ложных представлений или тенденций, которые искажают истину, которую он охарактеризовал как четыре идола: «Идолы племени»; «Идолы Ден»; «Идолы рынка»; и «Идолы театра».

В этике он различал обязанности перед обществом и долг перед Богом. Он считал, что любое нравственное действие - это действие человеческой воли, что хорошая привычка - это то, что помогает людям направлять свою волю к добру, но что универсальные правила не могут быть выполнены, так как различаются как ситуации, так и люди. его много афоризмов заключалось в том, что «небольшая философия наводит человеческий разум на атеизм; но глубина в философии порождает умы людей к религии».

Новый метод, прежде всего, требует освобождения разума от предвзятых идей – призраков, идолов. Эти идолы он обозначил «идолами рода», «идолами пещеры», «идолами рынка», «идолами театра». Первые два – врожденные, а вторые – приобретенные в ходе индивидуального развития человека.

«Идолы рода» означают, что человек судит о природе по аналогии с собой, поэтому происходят телеологические ошибки представлений о природе.

Среди его ранних публикаций были «Эссе», «Цвета добра и зла», «Медитация сакра», «Профессия и совершенствование обучения». В нем он предвидел землю, где были бы большие права для женщин, ликвидация рабства, ликвидация должников тюрем, отделение церкви и государства, свобода религиозного и политического самовыражения. Он включает в себя его идею для кооперативного исследовательского учреждения, которое сыграло важную роль в планах и подготовке к созданию Королевского общества науки в 17 веке.

Джон Локк: "Опыт о человеческом разуме"

Из его ранних исследований Бэкон был убежден, что методы и результаты науки, которые тогда практиковались, были ошибочными. Хотя многие идеи Аристотеля были опрокинуты, его методология все еще использовалась. Бэкон твердо утверждал, что истина требует доказательств из реального мира и настоятельно призывает к полному расследованию во всех случаях, избегая теорий, основанных на недостаточных данных. Хотя он и не является выдающимся ученым, его важность заключается в том, как он сформулировал то, что должно было стать доминирующим способом мышления.

«Идолы пещеры» возникают вследствие субъективных симпатий, антипатий к тем или иным сложившимся представлениям.

«Идолы рынка», или иначе, «площади» возникают в результате общения между людьми посредством слов, которые затрудняют познание вещей, т.к. их значение было установлено часто случайно, не на основе сущности предмета.

Каждый великий сдвиг в человеческом мышлении имеет своего основополагающего пророка: человека, опережающего свое время, настоящего провидца, который представлял себе другой взгляд на мир. У науки есть сэр Фрэнсис Бэкон. Люди думали, что Земля находится в центре Вселенной, и наука настолько переплетается с религией, что величайшие умы того времени спорили о том, сколько ангелов могли танцевать на головке булавки.

Такие радикальные изменения за одну жизнь должны дать нам некоторое представление о том, как быстро мир трансформировался на рубеже 17-го века. Чтобы кредитовать Бэкона наедине с этими изменениями, было бы упустить из виду усилия его многочисленных современников и преемников. Бэкон не был причиной этой трансформации. Фактически, Бэкон сделал несколько научных открытий любой реальной заметки. Вместо этого Бэкон был пророком этого нового века - он написал свои законы и обеспечил его вдохновение.

«Идолы театра» порождаются некритическим усвоением мнений авторитетов.

Бэкон создает и одну из первых классификаций наук, в основание которой кладет способности человеческой души: на основе памяти строится история, на воображении – поэзия, рассудок рождает философию, математику и естествознание.

По его мнению, непосредственная задача познания – это исследование причин предметов. Причины могут быть или действующими (то, что обычно называются причинами), или конечными причинами, т.е. целями. Наука о действующих причинах – физика, о целях или конечных причинах – метафизика. Задача науки о природе – исследование действующих причин. Поэтому суть естествознания Бэкон видел в физике. Знания о природе используются для улучшения практической жизни. Механика занимается применением знания действующих причин. Применением знания конечных причин занимается «естественная магия». Математика, по Бэкону, не имеет собственной цели и есть лишь вспомогательное средство для естествознания.

Видение Бэкона позволило ему увидеть этот новый научный способ взглянуть на мир до того, как он когда-либо существовал. И все же истинный гений Бэкона заключается в методах, которые он предоставил, чтобы сделать это видение возможным. Бэкон понял, что его европейцы никогда не узнают ничего нового, пока они продолжали искать ответы в Библии или в работах классических философов. Независимо от того, насколько глубоко они думали об этих концепциях, независимо от того, сколько аргументов они могли бы придумать, ученые Европы, по сути, на протяжении столетий наступали на одну и ту же землю.

Однако взгляды Фрэнсиса Бэкона носили двойственный характер: его представления о мире не могли еще быть свободными от апелляции к Богу, он признает двоякую форму истины – научную и истину «откровения».

Исходя из познавательных задач, Бэкон выстраивает онтологию . В решении проблемы субстанции он принадлежал к материалистам , т.к. считал, что материя сама является причиной всех причин, не будучи сама обусловлена никакой причиной. Для описания материи он использует традиционное понятие формы. Но у Аристотеля форма идеальна, Бэкон же понимает форму как материальную сущность свойств предмета. По его представлению, форма – это род движения материальных частиц, из которых состоит тело. Свойства и качества предмета также материальны. Простые формы являются носителями определенного числа основных свойств, к которому может быть сведено все многообразие свойств вещей. Элементарных свойств вещей в природе столько же, сколько и простых форм. К таким формам – свойствам Бэкон относит цвет, тяжесть, движение, величину, тепло и пр. Подобно тому, как из небольшого количества букв алфавита составляется огромное число слов, так из комбинаций простых форм составляется неисчерпаемое количество предметов и явлений природы. Таким образом, каждую сложную вещь Бэкон рассматривает как сумму простых составных форм, что означает принцип механицизма, т.е. сведения сложного к простому – к первоэлементам. Количественную сторону вещей он относит тоже к одной из форм, но считает, что она недостаточна для определения вещи.

Бэкон предложил новый способ разблокировать секреты природы: научный эксперимент. Природа хаотична, и многие факторы влияют на все, что мы воспринимаем. Простое падение листа с дерева связано с законами вытягивания листьев, законами метеорологии, управляющими ветром, и законами аэродинамики, определяющими, как лист реагирует на этот ветер. В природе эти законы все перепутаны, поэтому мы не знаем, какие законы управляют тем, что более того, явная неравномерность природы делает почти невозможным измерение.

Фрэнсис Бэкон - основоположник эмпиризма

Нет двух одинаковых листьев, и даже если бы они были, падают одинаково, из-за множества других влияющих на них факторов - ветра, их положения, их высоты - все это. Как мы можем надеяться узнать что-либо от природы, когда природа настолько беспорядочна?

Материалистическая позиция Бэкона в понимании природы содержала в себе и диалектические позиции: движение, например, считал неотъемлемым внутренним свойством материи. Он даже выделял различные формы движения, хотя в тот период было принято рассматривать лишь одну – механическую, простое перемещение тел.

Материализм Фрэнсиса Бэкона носил ограниченный характер. Его учение предполагает понимание мира как материального, но по своему существу состоящего из конечного числа основных частей, ограниченных количественно и качественно. Это воззрение получило дальнейшее развитие в метафизическом материализме новоевропейской философии.

Решение Бэкона было простым, но глубоким. Чтобы узнать о Природе, нам нужно вытащить Природа из ее зоны комфорта. Нам нужно добавить природу в место, где мы контролируем как можно больше факторов и заставляем ее выполнять снова и снова. Только тогда мы можем начать устранять факторы, которые путают наши попытки понять природу. - Так о чем говорил Бэкон?

Преимущества экспериментальной науки

Скажем, мы пытаемся определить законы, влияющие на падение листьев. Как мы видели выше, на то, как падает каждый лист, влияет множество факторов: ветер, сопротивление воздуха и сила тяжести. Более того, поскольку ни один из двух листьев не отличается от одного и того же листа, и каждый лист выпадает из другой точки, мы можем наблюдать, как падает тысяча листьев и не приближается к нашим ответам. Представьте, что вы пытаетесь узнать что-либо из этого хаоса. Вам нужно взвешивать и измерять каждый лист.

Двойственность позиции Бэкона проявилась и в учении о человеке .

Человек – двойственен. По своей телесности он принадлежит природе и изучается философией и наукой. Но душа человека – сложное образование: она состоит из разумной и чувственной души. Разумная душа входит в человека «божьим вдохновением», поэтому исследуется теологией. Чувственная душа имеет черты телесности и является предметом философии.

Что будем делать с полученным материалом

Вам нужно бегать с рулеткой, выясняя, из какой ветки вываливается каждый лист. Вам нужно записывать, откуда ветер и как быстро, в каждый момент. Вам нужно измерять плотность воздуха под каждым отдельным листом. Короче говоря, изучение чего-либо из случайного падения листьев с дерева практически невозможно.

Таким образом, первым способом, которым мы могли бы применить теорию Бэкона, было бы сбросить один и тот же лист с одной и той же высоты снова и снова, тем самым контролируя хотя бы некоторые из этих факторов. Теперь вместо того, чтобы беспокоиться о том, как все листья падают, просто пытаясь понять, как этот лист падает.

Вклад Фрэнсиса Бэкона в науку и философию имел огромное значение, поскольку в противовес схоластике он выдвигает новую методологию, направленную на подлинное познание природы, ее внутренних законов. По сути дела его творчество открыло новую историческую форму философии – новоевропейскую.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Тем не менее, мы все еще продолжаем получать самые разнообразные формы поведения от нашего выпавшего листа, так как иногда ветер дует, а иногда он не будет. Если бы мы продвинули наш эксперимент в помещении, мы могли бы устранить еще один фактор - влияние ветра.

Но даже с этим улучшением наш лист все еще не всегда падает точно так же, хотя мы приближаемся. Простые законы гравитации все еще путаются сопротивлением воздуха. Поэтому снимите коэффициент воздух. Позвольте нам положить наш лист в колокольню и снять воздух.

И если бы вы этого не знали, то каждый раз лист падал одинаково с одинаковой скоростью. Если мы повторим этот процесс и тщательно его измерим, мы можем определить, что падающий лист ускоряется со скоростью 8 метров в секунду в секунду. И если бы мы расширили это и попробовали это с другими объектами, мы обнаружили бы, что в вакууме все: от листьев до перьев до баскетбольных мячей до медунок падает со скоростью 8 метров в секунду в секунду. что мы обнаружили закон гравитации.

Все темы данного раздела:

МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ.
Философия является одной из важнейших составляющих духовной культуры человека, особой формой мировосприятия, поэтому выделение особенностей философского знания, предмета философии и определение ее

Философия – это концептуализированная система взглядов на мир в целом и на отношения человека к этому миру.
Место философии в жизни человека и общества определяется двояким образом: 1. Как обобщенная сущностная информация о мире в целом и отношении человека к этому миру; 2. Как комплекс

Теперь Бэкон не обнаружил этого закона, - сказал Исаак Ньютон, несколько десятилетий спустя. Однако Ньютон сделал это открытие, следуя подходу Бэкона. Возьмите то, что мы видим в природе из хаоса природы, и возимся с ними в той среде, в которой мы управляем. В этом суть научного метода. основополагающая работа в этой области заработала ему титул «Отец экспериментальной науки».

Итак, мы видели, как Бэкон служил пророком этой новой научной эпохи. Мы видели, как его экспериментальный метод заложил основы современной науки. Только этих вкладов было бы достаточно, чтобы написать имя Бэкона, большое на страницах истории. Тем не менее Бэкон сделал больше, чем предсказал научную революцию, и его вклад не ограничивался научным методом. Пожалуй, самым большим вкладом Бэкона в мир науки был его невероятный оптимизм и энтузиазм. Бэкон не просто предсказывал и кодифицировал науку - он продал его миру.

ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.
Прежде всего, следует отметить, что философия обладает мировоззренческим характером, т. е. представляет мир через призму человека, не исключая его из единой системы:

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.
Особенности философского знания определяют предмет философии. Предметное самоопределение философии складывалось в зависимости от истории ее развития. Ранняя философия видела свою главную з

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ.
Современное философское знание объемно по своему содержанию. Можно выделить отдельные разделы и дисциплины философии, при этом имея ввиду, что все они между собой взаимосвязаны, взаимозависимы, пос

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ.
Философия как особая форма знания с момента своего возникновения и в последующем развитии всегда выделялась характером своих проблем, которые раскрывали сущность бытия и человеческого существования

Философия Древней Индии.
Возникновение философии Древней Индии относится примерно к середине I тысячелетия до нашей эры, когда стали складываться государства. Особенность социального устройства заключалась в кастовом рассл

Древнекитайская философия.
Философия Древнего Китая имела много общего с древнеиндийской: своими корнями она также уходит в мифологию и религию, резко не размежовываясь с ними. Но религиозная традиция не получила столь интен

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Античная философия сформировалась в VII-VI в.в. до н.э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она существенно отличалась от древневосточной. В историю фил

Школа элеатов.
Школа элеатов сложилась в VI в. до н. э. в Южной Италии в городе Элее. Главные представители этой школы – Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс. Учение элеатов – новый шаг в становлении древнегреческо

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.).
С творчества Сократа начинается второй период античной философии, исключительно важный в последующем развитии мировой философии. Он закрепляет основные формы философствования и развивает их дальше

Демокрит (ок. 470 – 370 гг. до н.э.).
Демокрит являлся представителем так называемого атомистического материализма, продолжая идеи ионийского философа Левкиппа. Онтология. Демокрит занимался широким кругом вопросов фило

Платон (427 – 347 гг. до н.э.).
Платон продолжил учение своего учителя Сократа о решающей роли знания общего, но расширил его применение не только в этике, но в других разделах познания. Общие понятия он называл эйдосами,

Аристотель (384 - 322гг. до н.э.).
Среди учеников Платона выделился гениально одаренный мыслитель Аристотель, создавший самобытное философское учение – одно из величайших в древнегреческой философии. Онтология. Учени

Киники.
Термин «киник» в древнегреческом языке звучал как «собачий», отсюда – «собачья философия». Поведение, которое вытекало из их учения, шокировало окружающих своей экстравагантностью. Они исходили из

Скептицизм.
Первое течение скептицизма охватывало период от IV в. до н.э. до III в. до н.э., второе от I в. до н.э. до II в.н.э. Постклассический период античной философии смещает ее проблематику в ст

Эпикуреизм.
Главный представитель и родоначальник направления – Эпикур (341 -270 гг. до н.э.). Основная задача эпикурейцев – создание этики – учения о поведении человека, приводящем к с

Стоицизм.
Школа стоиков (конец IV – III в. до н.э.) основана Зеноном из Китиона на Кипре (ок. 366 – 264 гг. до н.э.). Так же как и эпикурейцы, стоики главной задачей философии

Неоплатонизм.
Главное в неоплатонизме – это учение о потусторонности, сверхразумности, сверхбытийности первоначала всего сущего и о мистическом экстазе как средстве приближения к этому первоначалу. Круп

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Средневековая культура рождает новую философию, которая была ориентирована на религиозные позиции христианства. Христианство возникает в I- II столетиях в Римской империи, а затем распространяется

Фома Аквинский.
Творчество Фомы Аквинского (1225-1274 гг.) относится уже к периоду поздней средневековой философии – к схоластике. Особенность его философии в том, что он в отличие от Августина опирается не на нео

Западноевропейская философия Нового времени.
Начавшийся в период Ренессанса новый способ философствования закрепляется и развивается в последующий период и получает название: философия Нового времени. Этому способствовали социально-экономичес

Рене Декарт.
Французский философ Р.Декарт (1596 – 1650 гг.) происходил из семьи дворянина, получил образование в привилегированной школе, некоторое время служил в армии. Основная его творческая жизнь прошла в Н

Джон Локк.
Крупным представителем английского материализма, продолжателем Бэкона и Гоббса был Д.Локк (1632 – 1704). Он обосновал принцип материалистического сенсуализма – происхождение всех знаний из чувствен

Бенедикт (Барух) Спиноза.
Рационализм, развитый Декартом, хотя и вызывал возражения со стороны сенсуалистов, получил свое дальнейшее развитие в трудах виднейших философов того времени, например, Б.Спинозы (1632 – 1677) – ни

Джордж Беркли.
Английский философ Д.Беркли (1684 – 1753) вошел в историю философии как представитель субъективного идеализма и агностицизма. Образование он получил в Дублинском университете, занимался в основном

Давид Юм.
Английский философ, психолог, историк и экономист Д.Юм (1711 – 1776 гг.) был современником Д.Беркли. Он обучался в Эдинбургском университете, однако преподавательской работой практически не занимал

Французский материализм XVIII века.
В XVIII в. во Франции широко распространился и получил свое новое развитие материализм в философии. Этому послужило бурное развитие естествознания и духовная ситуация в целом, ориентированная на ос

Иммануил Кант.
И.Кант (1724 – 1804 гг.) был не только философом, но и крупным ученым в области естествознания: космогонии, физической географии, антропологии. Философское творчество Канта делится на два периода.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Выдающийся представитель немецкой классической философии Г.В.Ф.Гегель (1770 – 1831 гг.) впервые в систематической форме представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е.

Людвиг Фейербах.
Последним из выдающихся философов немецкой классической философии был Л. Фейербах (1804 – 1872). В отличие от других представителей он развивал материалистическое направление в философии, продолжив

Карл Маркс (1818 – 1883 г.г.) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895 г.г.) создали учение, которое получило название диалектический материализм.
Философские понятия и построения марксизма во многом продолжают традиции классической немецкой философии, прежде всего объективного идеализма Гегеля и антропологического материализма Фейербаха.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
С принятием христианства на Руси в X веке центрами духовной культуры стали церкви и монастыри, в которых создавались не только церковные книги, но и летописи, а позднее всевозможные поучения, имевш

Славянофилы.
Общественная мысль России XVIII века находилась под влиянием французского Просвещения и одновременно идей просвещенного абсолютизма. Д.С.Аничков, С.Е.Десницкий, И.А.Третьяков, А.Я.Поленов, Я.П.Козе

Революционные демократы.
Формирование и развитие в России революционно – демократической идеологии связано прежде всего с именами В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева,А.И.Герцена, Н.П.Огарева, Н.Г.Чернышевского. В

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ.
С середины XIX века в философии произошли глубокие изменения в общей ориентации философских учений. В первую очередь – это переход от классической философии к неклассической: отход от классических

Неопозитивизм.
Неопозитивизм, логический эмпиризм явился третьим этапом позитивизма (сер. XIX в.). Его видные представители: Б.Рассел, Р.Карнап, П.Витгенштейн и др. Неопозитивизм, продолжая эмпирическую традицию

Постпозитивизм.
Идеи, отдельные принципы неопозитивизма сохранились в постпозитивизме, хотя общее у них лишь интерес к науке и научному познанию, стремление научными методами решать философские пр

Герменевтика.
Герменевтика – древнее слово, обозначало умение толковать непонятное. В современном понимании она представляет собой учение о понимании и интерпретации документов, содержащих смысловые связи, и о п

Психоанализ.
З. Фрейд ввёл психоанализ в ранг философско-антропологических принципов. В этом учении осуществлялся переход от внешнего описания изолированных психических явлений к раскрытию лежащих в их основе «

Экзистенциализм.
Экзистенциализм (от лат. Exsistentia – существование), или философия существования – философское направление, получившее широкое распространение во многих европейских странах. Его основные представ

КАРТИНА МИРА И ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
Проблема мира является составной частью философского учения. Только через понятие мира, его сущности, законов развития и существования человек может познать самого себя, определить свое место в мир

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ БЫТИЯ.
Философское осмысление мира в качестве своей исходной категории рассматривает категорию «бытие». В этой категории обозначается существование мира, окружающего человека, и самого человека с его созн

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ.
Способом существования бытия выступает движение. Движение – это особый диалектический процесс, сочетающий в себе противоположные составляющие:устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывност

ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ.
Диалектикакак принцип миропонимания, противоположный метафизике, рассматривает мир в его целостности и постоянном развитии. Но это не только учение о мире, но и ме

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ.
Мир существует в пространстве и времени: «основные формы всякого бытия – писал Энгельс – суть пространство и время, бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как быти

Ds2=dx2+dy2 +dz2-c2t2.
На основании новейших открытий был сделан вывод, что сами пространство и время производны от конкретных физических событий и взаимодействий. Они не являются самостоятельными сущностями. Реально тол

ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА.
Человеческая деятельность обусловлена сознанием, поэтому место человека в мире, восприятие окружающего продиктовано именно этим свойством. Понятие сознания – одно из наиболее сложных философских по

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЗНАНИЮ. ПОНЯТИЕ ИДЕАЛЬНОГО.
В гносеологическом подходе сознание выступает как противоположность материи. Под сознанием понимается способность идеального (психического) отражения действительности, превращение объективного соде

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ СОЗНАНИЯ.
При онтологическом подходе сознание изучается в единстве со своим материальным носителем при непременном понимании их относительной противоположности. Это единство прослеживается по ряду н

СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует ещё бессознательное. Бессознательное– это совокупн

СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА.
Изучение человека является стержнем философии, всех ее составных частей: онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии и др., поскольку специфика философского знания – в его антропоориентированн

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА.
Человек – часть природы, существо биологическое, как высший вид млекопитающих – Homo sapiens. В этом смысле он обладает определенной совокупностью видовых признаков, которые могут претерпева

ДУХОВНАЯ СТОРОНА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
Определить человека можно через специфические формы его общения с миром, которые опосредованы и обусловлены его духовностью. Именно она дает качественное своеобразие его существованию. Раз

СОЦИАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ.
Становление человека как такового связано с развитием общественных отношений в отличие от природных. Индивидуальное формирование человека также протекает только во включенности его в общественные о

СМЫСЛ ЖИЗНИ И НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
Проблема смысла человеческого бытия, смысла жизни, назначения человека относится к числу вечно актуальных. Люди живут, действуют, изменяют себя и историю, а для чего? В философии существуе

ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ.
Познавательное отношение к действительности вытекает из деятельностной сущности человека. Его жизнедеятельность осуществляется посредством преобразовательного воздействия на окружающий мир и на сам

ПОЗНАНИЕ КАК ВИД ОБЩЕСТВЕННОЙ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Познавательная деятельность как особый вид духовной деятельности включена в общую структуру общественной деятельности, поэтому она не отделена от других видов, в том числе и от материальной деятель

ПОНЯТИЕ ЗНАНИЯ.
В процессе познавательной деятельности вырабатываются знания. Что обозначается понятием «знание»? Чаще всего принималась отражательная концепция знания – знание понималось как отражение. Но в какой

ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ.
При характеристике знания возникает проблема его истинности. В гносеологии существует несколько трактовок истины, например: 1. Истина – это соответствие знаний действительности (корреспонд

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.
Наиболее рельефно познавательная деятельность человека проявляется в научном познании, т.к. именно наука по отношению к другим формам общественного сознания более всего нацелена на познавательное о

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВА.
Жизнедеятельность человека протекает во взаимосвязи с другими людьми. Даже если какое-либо проявление его жизни непосредственно не выступает в форме коллективного (совершаемого совместно с другими

СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
В обществе выделяются три главные подсистемы, или сферы: производственно-деятельностная, социально-политическая и духовная. Они представляют собой также сложные образования – системы, которые облад

Идеология.
В широком смысле идеология понимается как совокупность идей, оценок, суждений, на которых строится понимание и отношение к тем или иным предметам, явлениям, процессам социальной действительности. С

Правовое сознание. Философия права.
Существуют различные типы правопонимания. Так, с точки зрения либертарно – юридического подхода, предмет философии права – это право (как сущность) и закон (как публично – властное, официаль

Философия и религия.
Философский анализ религии отличается от подходов конкретных религиоведческих дисциплин. Философия изучает религию как одну из форм ценностного отношения к миру, которая имеет корни в родовой приро

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.
Человеческая жизнедеятельность протекает на основе его целей, мотивировок поступков, интересов, страстей, веры и многих других идеально – целеполагающих компонентов. Можно ли в этом случае говорить

ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ.
Феномен культуры носит столь всеобщий, всеобъемлющий характер для человеческой жизнедеятельности, что определить понятие «культура» сложно. Исследованием культуры занимаются многие отрасли знания (

ЭЛЕМЕНТЫ И СТРОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.
Поскольку культура понимается как совокупность устойчивых форм – образцов деятельности, то логично предположить, что в качестве ее элемента может быть взят любой регулятив, структурирующий эту деят

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.
Во второй половине XX века в обществе произошли глубокие изменения: изменился сам человек и его место в мире. Можно заключить, что формируется новое общество. Его называют постиндустриальным, инфор

ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМА.
Прогрессирующие влияние науки и техники в современном обществе накладывает глубокий отпечаток на сам характер существования человека. Радикальные изменения: перемены в условиях участия людей в сист

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.
Глобальные проблемы означают всеобщие проблемы, затрагивающие жизнь всего человечества. Это совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогр

ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО.
Строя перспективы развития человека и человечества, следует учитывать сложность самого этого феномена: духовность, социальную сущность и природно–биологическое существование. Задача сложна, посколь

НОВЫЕ ПУТИ ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУЩЕГО.
Успехи современной науки и техники в исследовании биологической природы человека, выявление его природно – биологического своеобразия (эволюцию, типы нервной деятельности, законы биологического рег

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.
Абсолютная идея – основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную, конкретную всеобщность, т.е. субстанцию. Абстракция

Бэкон, которого Маркс назвал истинным родоначальником английского материализма и вообще опытных наук новейшего времени, был на семнадцать лет старше Гарвея и в то время неизмеримо выше его стоял на общественной лестнице. Потомственный аристократ, он сделался и потомственным государственным деятелем, заняв в конце своей карьеры самый высокий после короля пост в государстве.

Но все это не имело никакого отношения к причинам, сблизившим с ним Гарвея. Объединила их наука...

В детстве Бэкон был слабым, болезненным, и как это часто бывает с такими детьми, рано развился в умственном отношении. Юность его прошла в кругу молодых буржуа, переживающих первый приступ золотой лихорадки. В тринадцать лет он уже поступил в Кембриджский университет, где, как позднее и Гарвей, изучал схоластические науки - философию и теологию. Как и Гарвей, он пришел в Кембридж полным надежд и стремлений постичь тайны природы, а покинул его горько разочарованным в премудростях официальной науки. Он чувствовал, что во всей системе научного знания нужно произвести решительный переворот, приблизить это знание к практической жизни, сделать его достоверным и точным.

Окончив университет, Бэкон, скептически настроенный по отношению к науке, занялся созданием собственной карьеры.

Жизненный путь Фрэнсиса Бэкона, казалось бы, был предопределен заранее: сын лорда-хранителя большой печати, выросший в богатой и праздной среде, он должен был пойти по дороге своего отца.

Покинув на время Англию, он уехал в Париж, где был представлен английскому послу и включен в состав английской миссии. Окружающих поражала в Бэконе тонкость его наблюдений, яркость и меткость даваемых им политических характеристик. Отдельные дипломатические поручения, которые давал ему посол, он выполнял охотно и добросовестно, благодаря чему довольно скоро завоевал прочное положение в дипломатических кругах.

Но дипломатическая карьера неожиданно прервалась смертью отца. Бэкон вернулся на родину и одновременно вернулся к науке. Погрузившись в изучение трудов древних философов, он начал готовить выступление против них. Как раз в это время произошла знаменательная встреча, оказавшая большое влияние на философские взгляды Бэкона: в одном аристократическом доме он познакомился с Джордано Бруно и на всю жизнь запомнил и смелые, горячие выступления Бруно и весь его обаятельный облик.

Вскоре и сам Бэкон выступил с публичной лекцией, в которой легко было заметить яркий след, оставленный в его сознании речами Бруно: Бэкон защищал принцип движения Земли и беспредельность пространства.

Нападки представителей схоластической науки не помешали его продвижению по службе: после вступления на престол Якова I Бэкон получил звание рыцаря, затем последовательно назначался штатным адвокатом при дворе, генерал-прокурором, лордом-хранителем большой печати и, наконец, получил высшую государственную должность лорда-канцлера.

Вокруг Бэкона группировались наиболее талантливые поэты и ученые того времени. Гарвей был в их числе.

Как попал простой врач в дом знаменитого лорда-философа? Возможно, что его ввел туда в качестве врача один из его первых знатных пациентов - граф Арондель, близкий друг Бэкона. Став сначала домашним врачом, Гарвей вскоре сделался желанным гостем и собеседником, а затем и одним из любимых и почитаемых друзей Бэкона.

Бэкон в своих философских трудах немало внимания уделял медицине. Существует специальный трактат Бэкона, посвященный этой науке. Взгляды, изложенные в этом трактате, выглядят вкратце так.

Медицина не может быть предметом бесплодных умствований, основанных на вымысле и фантазии. Она должна опираться на данные естествознания, а для этого в нее должен быть внесен эксперимент. Опыт - вот насущная необходимость медицины! И опыт на живом организме - вивисекция. У человека и животных есть общие принципы строения и функционирования организма, и поэтому, несмотря на различия между человеком и животными, результаты вивисецирования животных можно с известными оговорками перенести на человека. Со времен Парацельса, уподобившего человека "микрокосму", медики не видят всей сложности человеческого тела и упрощенно подходят к нему. В этом беда медицины. И ее шаткость.

Между тем сложность и многосторонность человеческого тела делают его хрупким и склонным к частым расстройствам.

"Это сложное, нежное и изменчивое строение тела человека, - пишет Бэкон, - сделало из него как бы музыкальный инструмент тщательной и трудной отделки, легко теряющий свою гармонию".

Только хорошо подготовленные теоретически и связанные с практикой медики могут быть настоящими врачами. Только практика и эксперимент могут создать правильную теорию, пусть даже процесс создания ее идет не столь быстро. Что толку от скорых заключений, если они неверны?! Ведь даже "хромой, который идет верной дорогой, может обогнать рысака, если тот бежит не по настоящей дороге; даже больше, - чем быстрее бежит рысак, раз сбившийся с пути, тем дальше оставит его за собой хромой".

Врач должен изучить различия в строении органов у отдельных лиц, так как от этих различий часто зависит течение болезней.

В конце трактата Бэкон говорит о трех задачах медицины, вполне современно звучащих и в наши дни. Медицина должна: во-первых, сохранять здоровье; во-вторых, излечивать болезни; в-третьих, продлевать жизнь человека. Изучать болезни нужно у постели больного, вести запись течения заболевания, иначе говоря - "историю болезни"; на основании такого собранного и обработанного материала нужно составить книгу по диагностике и терапии отдельных болезненных форм.

Надо думать, взгляды эти были близки Гарвею. Основоположник индуктивного метода (Индуктивный метод, индукция - способ рассуждения от частного к общему, от фактов к обобщениям ) в философии, Бэкон теоретически распространял этот метод на медицину: медицина должна строиться на основе анализа и следовать в своих выводах данным опыта. В век отвлеченной схоластической философии, пагубно воздействовавшей на медицину, точка зрения Бэкона была более чем прогрессивна - это была единственно правильная точка зрения. Гарвей и сам придавал огромное значение опыту, он уже успел убедиться, как много значит экспериментальный метод исследования для установления истины. Неудивительно, что философия его знаменитого друга оказалась вполне созвучной его собственному мировоззрению.

Гарвей первый оправдал в своей научной деятельности слова Бэкона: "Чтобы знать правду, нужно знать причины". Основатель экспериментальной физиологии, он доказал на деле, что узнать истину можно только на основании опытных данных.

Гарвей был естествоиспытателем, впервые показавшим пример строгого, методически проведенного экспериментального исследования в физиологии и медицине. То, что Бэкон проповедовал на словах, Гарвей осуществлял на деле. Именно это обстоятельство и должно было духовно сблизить Гарвея и Бэкона. В Гарвее Бэкон зорким взглядом философа разглядел не только великого физиолога, но и великого натуралиста, явившегося, наконец, миру, чтобы на конкретном примере показать всю силу экспериментального метода.

Несомненно, Бэкону импонировала и научная смелость молодого врача и то, что он отнюдь не был узким специалистом. Гарвей занимался физиологией, сравнительной и патологической анатомией, эмбриологией и практической медициной. Судя по всем данным, Бэкон был в курсе его исканий, его кропотливых поисков доказательства той истины, которую он подсмотрел в человеческом организме и которая ему самому к тому времени была уже совершенно ясна.

Бэкон не раз был свидетелем того, как его собственные рассуждения о необходимости индуктивного метода в науке проводит в жизнь Вильям Гарвей.

Не раз знаменитый философ высказывал ничем еще не прославившемуся тогда другу свои взгляды на его деятельность:

Индуктивный метод древен, как сама наука. Самый древний алхимик, утопая в бредовом сумбуре, ощупью находил иногда научные истины; астролог случайно подмечал и иногда правильно излагал вполне научные явления. Но только ты впервые создаешь этот метод в чистом виде, в сознательной форме, как единственно возможный для науки.

Гарвей был отличным собеседником, и Бэкон любил проводить за разговором с ним долгие часы. В роскошном доме Бэкона они часто сиживали вдвоем за чашкой кофе - любимым напитком Гарвея - и говорили о философии и медицине, о начавшемся возрождении этих наук. Бэкон, как истый аристократ, любивший витиеватую речь, сказал однажды о своем эмпирическом методе в философии:

После моей смерти этот светоч, зажигаемый рукой моей среди мрака, окружающего философию, быть может, осветит путь потомству...

Гарвей молча сжал Бэкону руку. Надо отдать ему справедливость - он не только умел интересно говорить, он еще умел и молчать; он обладал редким в людях качеством - даром внимательнейшего слушателя. Высокий, чистый его лоб, красивый излом бровей, напряженный взгляд умных глаз - все выражало полное внимание к словам собеседника, одобрительную или осуждающую реакцию на эти слова.

История жизни двух человек - Гарвея и Бэкона - не оставила нам следов того, как реагировал младший из них на катастрофу, разразившуюся над головой старшего. Не над головой философа Бэкона - над лордом-канцлером. Можно только предполагать, каким страшным ударом явилась эта катастрофа для Гарвея, бывшего образцом честности и бескорыстия.

Трудно укладывается в голове тот факт, что Бэкон, сделавший такой значительный вклад в материалистическую философию, создавший эмпирический метод в этой науке, философ по всему складу своего ума, философ по призванию, в своей частной жизни был совсем другим человеком. Ради денег он пожертвовал своей совестью, разрушил свою карьеру, запятнал свою честь...

Английское правительство оказывало всемерное содействие развитию торгового капитала, видя в нем новые источники для обогащения казны. В царствование Елизаветы и Якова I для этой цели широко практиковались два способа: выдача патентов и предоставление монополий.

Патенты выдавались лицам, изобретающим новые методы производства и обязующимся использовать их к "наивящей пользе государства". Монополии предоставлялись отдельным лицам либо в "вознаграждение за заслуги", либо ввиду "особых государственных соображений". И владельцы патентов и владельцы монополий должны были отдавать в казну определенную часть получаемых прибылей.

Очень часто и монополии и патенты выдавались отнюдь не по соображениям государственной пользы, а для того, чтобы дать возможность нажиться влиятельному при дворе лицу. В таких случаях лицо, получившее их, не занималось само производством, а переуступало свои права за более или менее крупную сумму какому-нибудь оборотистому предпринимателю.

В конце шестнадцатого - начале семнадцатого века монополии раздавались направо и налево, и немало людей нагрело на этой раздаче руки.

В числе таких людей оказался и лорд-канцлер Бэкон. На нем лежала обязанность скреплять своей подписью монополии, которые государство давало отдельным лицам и торговым компаниям. И так как взятки при английском дворе брали решительно все - и сам король, и министры, и депутаты палаты лордов - Бэкон не счел нужным ставить себя в "особое" положение: он брал наравне с другими и нисколько не задумывался над нравственной стороной такого рода поступков.

Но все, как говорится, до поры до времени. Наступил момент, когда палата лордов, сама не отличавшаяся неподкупностью, вынуждена была возроптать против откровенно-циничного взяточничества, господствовавшего среди высшей знати.

22 января 1621 года, в день, когда Бэкону исполнилось шестьдесят лет, в парламенте обсуждалась речь короля о новых кредитах. Недовольные требованием денег, депутаты заговорили о многих злоупотреблениях при выдаче монополий и патентов и прямо указали на лорда-канцлера, требуя расследования его действий.

Расследование вела специальная комиссия. Бэкон во всем признался и был предан суду. На этом и окончилась его общественная деятельность.

Уединившись, он отдался Науке, но не оставлял надежды вернуться ко двору. Он писал письма королю, подавал ему государственные советы, не скрывая своего желания вернуться в столицу.

Надежды его не оправдались.

2 апреля 1626 года, наблюдая действие холода, как фактора замедляющего разложение мертвой ткани, Бэкон простудился и тяжело заболел. 9 апреля он скончался.

Для Гарвея это были годы сосредоточенной работы над трактатом, которому суждено было перевернуть все представления об анатомии и физиологии живого организма. Погруженный в науку, он, однако, не мог не знать о суде над своим другом, его осуждении, добровольном изгнании и смерти. Никаких документов, в которых раскрывалось бы отношение Гарвея ко всем этим печальным событиям, не сохранилось. Но, зная Гарвея, можно с достаточной достоверностью представить, какова была его реакция...

Утратив Бэкона-лорда-канцлера, дельца и корыстолюбца, он навсегда сохранил благодарную память о Бэконе-философе и друге, так и не сумевшем в частной жизни оторваться от разлагающего влияния своего класса и своего времени.

http://плекс.рф/ средство для стирки мембранных.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь