Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

В этой статье ведется речь о том, что в каждом возрастном периоде поведению, а так же умственному развитию и интересам ребенка присущи особые психологические характеристики. Как в процессе развития знания и умственные способности ребенка постепенно углубляются, формируется отношение к окружающему миру, происходит становление личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое развитие ребенка 4–5 лет

В каждом возрастном периоде поведению, а так же умственному развитию и интересам ребенка присущи особые психологические характеристики. В процессе развития знания и умственные способности ребенка постепенно углубляются, формируется отношение к окружающему миру, происходит становление личности ребенка.

В связи с тем, что к четырем годам словарный запас ребенка увеличивается, и он начинает пользоваться более сложными фразами и предложениями ему необходимо больше читать - в этом возрасте ребенок очень легко запоминает прочитанное, что помогает ему правильно излагать свои мысли и составлять предложения. Детскую библиотечку стоит пополнить книжками с загадками, так как в возрасте четырех лет ребенок очень любит отгадывать загадки.

В четыре года ребенок уже уверенно держит в руках карандаш, рисует разные знакомые ему предметы окружающие его. Любит рисовать маму, папу и животных. Ребенку полезно раскрашивать познавательные картинки: овощи, фрукты, животных, транспорт, профессии людей и т. д. Необходимо развивать координацию движения, готовить руку ребенка к письму. В этом возрастном периоде ребенок все еще ориентируется на подражание взрослым, он копирует их действия, манеру поведения, повторяет слова и выражения и даже интонацию в речи. Поэтому необходимо тщательно следить не только за тем, как вы общаетесь с ребенком, но и с окружающими.

В период от четырех до пяти лет у ребенка формируются нравственные эмоции - чувство дружбы и долга, чуткость, доброта. Прежние эмоции становятся более глубокими - радостное чувство от общения с окружающими перерастает в чувство симпатии, привязанности - складывается система эмоциональных отношений.

В этот возрастной период развивается память, закладываются основы мыслительной деятельности. Ребенок может делать самостоятельные суждения, высказывать свое мнение. В этом возрасте дети любят «игры-угадайки». Так же в этом возрасте ребенок любит слушать, как вы читаете ему книги. С ребенком нужно играть в игры, которые помогут ему сформировать собственное мнение, попробовать себя в какой-то роли. Для этой цели лучше всего подходят наборы врача, парикмахера, игрушечный телефон, кукольный домик с мелкой мебелью, машинки и т. д.

В этом возрасте ребенок настолько легко схватывает все на лету и впитывает в себя, что его легко многому научить. Всегда поощряйте его любознательность, интерес к чему-либо, в процессе игры объясняйте все, что его интересует, рассказывайте что-то новое. Честно и доступно отвечайте на все его вопросы. Вместе рассматривайте одинаковые картинки, на одной из которых изменены малозаметные детали. Такую игру можно назвать «Что лишнее? », «Найди отличие? », «Чего не стало?». Не предъявляйте к ребенку повышенных требований, дети не способны заниматься больше 10 минут не отвлекаясь.

Возраст четырех-пяти лет благоприятный период для развития имеющихся способностей - музыкальных, художественных, умственных, двигательных. Если ребенок проявляет особое внимание к чему-либо, следует поощрить и удовлетворить его интерес, помочь ему в выбранном им занятии. Неспособных детей не бывает, есть только те, чей потенциал был не замечен и не раскрыт. Важно не упустить момент и сделать это вовремя.

В этом возрасте у ребенка присутствуют определенные страхи, он боится потерять любовь и внимание взрослых. Это проявляется в том, что у ребенка могут возникать различные фобии - он отказывается засыпать один, боится темноты и замкнутого пространства. Ваше пристальное внимание и забота помогут ему преодолеть страхи и неуверенность в себе. Больше общайтесь с ребенком, вызывайте у него разнообразные положительные эмоции. Общайтесь с ним на равных, ребенок это очень ценит. Как можно чаще принимайте участие в занятиях дома, на улице, во время игр, спортивных занятий. Хорошее воздействие на психологическое развитие ребенка оказывают ежедневные спокойные прогулки перед сном.

Каждый ребенок уникален, некоторые из них требуют огромного терпения от родителей. В свою очередь родители должны вникнуть в проблемы детей, потратить на них больше времени. Главная задача грамотно помочь ребенку в преодолении всех его страхов. К пяти годам ребенок значительно повзрослел, на этом этапе необходимо ему помочь правильно сформировать отношение к окружающему миру, развивать его нравственные эмоции и умственные способности.


Психическое развитие ребенка 4-5 года жизни

Возраст от4-5 лет - период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойней, послушней, покладистей. Все сильней становиться потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

Социальная ситуация развития ребенка 4-5 лет характеризуется появлением новой формы общения с взрослым: внеситутивно-познавательной, т.е. выходящей за рамки непосредственно данной ситуации. Благодаря развитию речи дошкольник уже может общаться не только по поводу того, что прямо сейчас перед глазами, но и по поводу того, что только представляется. Общение в 4 - 5 лет становится более отвлеченным, «теоретическим». Ребенок начинает задавать массу вопросов, детей этого возраста иногда называю "почемучками". Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения - познавательный. Взрослый для ребенка 4 -5 лет источник знаний, способный ответить на все вопросы

В этом возрасте проявляется стремление к самостоятельности, ребенок меньше нуждается в опеке взрослого, многое может делать сам. Обратная сторона самостоятельности - заявление о своих правах, попытка установить свои правила.

Ребенок стремиться управлять собой, своими эмоциями и поступками. Однако это не всегда получается. Помогите ребенку, поощряя его хорошие поступки. Существует золотое правило: «Поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению»

Вам как родителям важно:

  1. Понять каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать (их не должно быть много)
  2. Вместо запретов предлагать альтернативу. Запрет рождает чувство вины, злость, протест - будьте к этому готовы.
  3. Говорите ребенку о своих чувствах, он должен научиться понимать, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные поступки
  4. Не перегружайте совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные поступки и ошибки вызывают постоянное чувство вины, страх перед наказанием, мстительность, пассивность
  5. При ребенке не нужно рассказывать страшные истории, подобная информация может стать сверх сильным раздражителем. Важно выслушивать ребенку, разделять с ним его страхи, позволяя ему переживать их вместе с вами.
  6. Быть открытым к вопросам ребенка

Отношения со сверстниками играют большую роль в становлении личности ребенка, он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу. Все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Игра в середине дошкольного детства проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 - 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим. Игровое действие выполняется уже не ради самого действия, а ради отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью. Предлагайте ребенку для игр не только законченные по своей форме игрушки, но и не оформленные предметы, не имеющие четкой функции.

Воображение играет исключительную роль в психической жизни дошкольника. Отдельные предпосылки воображения складываются еще в раннем возрасте, однако наиболее интенсивно оно развивается именно в дошкольном возрасте. Дошкольник создает в игре воображаемую ситуацию, развивает ее, экспериментирует. Значительный шаг в развитии воображения связан с усвоением речи, задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. К 4 - 5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Ребенок становится способен действовать в плане общих представлений.

Память В данном возрасте ребенок может целенаправленно запоминать, но память в основном носит непроизвольный характер. Все что его заинтересовало, запоминается как бы само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия (дни недели…). К пяти годам начинает формироваться сознательное запоминание и воспоминание, при этом обязательно нужно, что бы ребенок хорошо понимал, что он заучивает.

Мышление ребенка 4 лет перестает быть наглядно - действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Ребенок может устанавливать простые причинно - следственные отношения между событиями и явлениями. Психические процессы становятся более опосредованными, в качестве средств восприятия выступают сенсорные эталоны, а в качестве средств образного мышления - наглядные модели. Для данного возрастного отрезка характерно значительное увеличение активности и самостоятельности познавательной деятельности детей.

Моторика Ребенок 4-5 лет отличается хорошим психомоторным развитием, Все совершенней становиться ручная умелость. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей в продуктивных видах деятельности

Психическое развитие ребенка 6 года жизни

Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение с взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.
С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Конечно, обучение было вплетено во все виды деятельности ребенка и в ранних возрастах. Он учился лепить, вырезать, конструировать, делать аппликации и т. д. Но такое обучение еще не содержало системы, характерной для усвоения знаний. Теперь настало время постепенного перехода к такому обучению, когда ребенок может и хочет делать то, что требует от него взрослый.
Как показывает опыт психологического консультирования детей младшего школьного возраста, проблемы в обучении чаще всего связаны с их недостаточной социальной зрелостью и несформированностью произвольного поведения. При этом интеллектуальное развитие ребенка может быть даже очень высоким.
Вот какие жалобы высказывают родители и учителя начальной школы:
- Ребенок не подчиняется предписанным правилам поведения в школе.
- Не слушает объяснений учителя, занимается своими делами.
- Вместо тетради достает из ранца игрушки и играет во время урока.
- Трудно привлечь внимание ребенка, если не обращаешься конкретно к нему.
- Ребенок долго не может успокоиться и приступить к уроку.
- Во время занятий разговаривает с другими детьми, может встать и ходить по классу.
- Не дослушав вопрос учителя, выкрикивает ответ с места.
- За домашние задания не усадить. Уроки может делать до позднего вечера, постоянно отвлекаясь на посторонние дела.
- Если что-то не получается, все бросает и отказывается от выполнения уроков вообще.
Думаю, что такая перспектива вас не устраивает, а значит, вы со всей ответственностью отнесетесь к развитию социальных навыков поведения вашего ребенка в условиях группового обучения. Ребенок должен понять, что само по себе желание еще не повод для действий и что сначала нужно думать, а потом делать.
Но, конечно, принцип постепенности должен выполняться неукоснительно. Большую часть времени ребенок должен заниматься тем делом, которое ему интересно; он по-прежнему ощущает большую потребность в игре. Поэтому и обучение, становясь более целенаправленным, должно все-таки носить в целом игровой характер.
Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.

Руководство взрослого должно быть направлено на постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и не очень интересного.
Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов.
Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов.
Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск, восприятие утрачивает свой первоначальный аффективный характер. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). З нает и называет части тела, различает руки и дифференцирует их место расположения. Овладевает ориентировкой на себе и использует данную систему отсчете в разных жизненных ситуациях. Выражает словами месторасположение предметов по отношению к себе, к другим предметам. Доступна ориентировка на плоскости листа. Узнает предметы по тактильному восприятию и обозначает словом.
Более трудным для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела.
На основании наглядно-действенного мышления , которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое. Средством решения задачи становится образ. Ребенок хорошо узнает предметы на схематичных изображениях, существенный перелом происходит в понимании причинности. Ребенок уже переходит от отражения внешних причин к выделению скрытых внутренних; недефференцированное, глобальное понимание причин сменяется точным объяснением и заменяет обобщенную закономерность. Понимание причинности говорит о чувствительности к противоречиям, об элементах критичности мышления. Критичность проявления в реакции ребенка на небылицы, перевертыши. Ребенок замечает в них несоответствие с действительностью. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как: анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование. Установление причинно-следственных связей, способствует тому, что ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.
Занятия с ребенком могут улучшить показатели мышления в 3-4 раза.
У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но даже в этом случае забывание происходит очень быстро. Родители пятилетних детей часто удивляются, что дети так быстро забывают какую-то информацию.
Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая. Уже сейчас можно обучать детей разным способам запоминания, используя игровой материал, рисунки и т.д.
В занятиях с ребенком следует развивать все виды памяти, но стремиться все-таки к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.
Как уже было сказано, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра , в процессе которой развивается воображение. Именно воображение дает возможность ребенку представить себя во время игры летчиком, моряком, шофером и т. д.
Некоторых родителей пугает чрезмерное (как им кажется) фантазирование ребенка, и они спрашивают: "А нормально ли это?" Для пяти-шестилетнего ребенка фантазирование является необходимой предпосылкой творческого отношения к действительности. Неустанная работа воображения - это один из путей, ведущих к познанию и освоению мира. Проявляя устойчивый интерес к играм, игрушке, подбирая предметы в соответствии с ролью, участвуя в создании игровой обстановки, ребенок без лишних усилий развивает так необходимую для него произвольность. Ребенок 5-6 лет активен в ролевом диалоге. Учитывает интересы окружающих, доброжелателен.

В эмоционально-волевой сфере происходит смещение аффекта к началу деятельности. Аффект становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка. Появляются такие эмоции как сочувствие другому, сопереживание. Последовательно развивается соподчинение мотивов. Успех деятельности остается сильным стимулом, но многих побуждает к деятельности и неуспех. Появляется способность оценивать свое поведение сточки зрения моральных норм. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой скрытой форме. Проявляется интерес к миру взрослых, стремление быть похожими на них, интерес к новым выдам деятельности, установление и сохранение положительных взаимоотношений в семье, д/с. Ребенок чувствителен к оценкам взрослых. Мотивом деятельности нередко выступают стремления завоевать симпатию сверстников, которые им нравятся, самолюбие, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы.
На шестом году жизни ребенка следует обратить самое серьезное внимание на развитие его речи. Все ли звуки ребенок произносит правильно? Не "съедает" ли начала и окончания слов? Умеет ли связно выражать свои мысли? и т. д. Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили "нет", значит, нужно "бить" тревогу. и обязательно нужно обратиться за консультацией к специалисту - логопеду.

По общему мнению детских психологов, на шестом году жизни ребенка следует начинать учить чтению. Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой, особенно, если вы готовили его к этому. Вы постоянно разговаривали и играли со своим ребенком, отвечали на его вопросы и стимулировали его познавательные интересы, много читали, разучивали стихи и несложные песенки. Многие родители вместе с детьми собирают кубики с картинками по каждой букве алфавита: М - муравей, Я - яблоко, и т. д. А еще можно над каждой картинкой написать соответствующую букву и каждый день, рассматривая картинки, просить, чтобы ребенок назвал эту букву. Такие занятия очень нравятся детям.

Для чтения вслух выбирайте яркие, красочные книжки с интересными сюжетами; "волшебные книжки" очень хороши для этой цели. Пусть ребенок сам выбирает книжку. Посадите его на колени или рядом с собой на диване, в кресле, чтобы он мог "читать" вместе с вами. Это очень важно с точки зрения развития интереса к процессу чтения, не говоря уже о том, что эмоционально сближает вас друг с другом.
Бывают такие случаи, когда родители приводят на консультации своего ребенка семи-восьми лет, который уже ходит в школу, но никак не может научиться читать, или считать (решать примеры), или пишет с огромным количеством ошибок. Родители жалуются на своего ребенка: "Он ничего не хочет делать, мы измучились с ним. За уроки его не посадить, отказывается от любых занятий. Школу ненавидит" и т. д. За этим обычно следует отказ от посещения школы, неуправляемое поведение, а то и поиск подходящей компании "товарищей по несчастью". У них общая беда - ущемленное чувство собственного достоинства.
А ведь всего этого можно было избежать. Если бы родители занимались с ребенком, они вовремя заметили бы эти проблемы и обратились за помощью к специалистам (психологам, логопедам), которые помогли бы своевременно преодолеть трудности будущей школьной жизни. (В пять лет можно уже сделать относительный прогноз трудностей, с которыми столкнется ребенок, когда начнет обучение в школе.) Чтобы избежать трудностей в школьном обучении, занимайтесь со своим ребенком.
Возрастные особенности развития общей и мелкой моторики : ребенок хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, учится кататься на коньках, играть в хоккей. Ловит мяч двумя руками. Отбивает мяч о землю одной рукой 10 раз подряд (не сходя с места). Удерживает равновесие стоя на одной ноге. Исполняет различные танцевальные па под музыку. Рисует карандашами, цветными мелками. Складывает из бумаги поделки, лепит из пластилина. Аккуратно вырезает картинки. Бьет молотком по гвоздю. Устанавливается четкое доминирование правой или левой руки. Развитость тонкой моторики - основной показатель готовности к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом: руки, голова и язык связаны одной ниточкой, и любые нарушения в этой цепи приводят к отставанию.

Помимо занятий продуктивной деятельностью, прекрасными средствами для развития тонкой моторики являются: а) искусство оригами - создание из бумаги разнообразных изделий. Этой технике, пришедшей к нам из Японии, посвящены специальные издания (книги по оригами продаются в наших магазинах); б) искусство завязывания узелков из веревочек (также изданы учебные пособия).
Всегда поощряйте занятия ребенка, если они связаны с тренировкой пальцев рук.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка 4 лет необходимо обратить внимание на такие признаки, как стремление ребенка делать как взрослые, причем не только родителям, но и другим людям. Даже некоторые из игр малыша строятся на этих подражаниях. В этом возрасте ребенок понимает смысл слов, а также начинает воспринимать интонацию сказанного, то есть он чувствует грусть, иронию, недовольство и так далее в сказанном ему. Также четырехлетний малыш отлично пользуется единственным и множественным числом, различает женский и мужской род, но наряду с этим, может перепутать завтрак с ужином или завтра и вчера.

Психическое развитие четырехлетнего ребенка характеризуется также тем, что он может играть один, придумывая себе игры, но как только ему это надоедает, начинается поиск подходящей компании. При игре с другими ровесниками, четырехлетние дети не ссорятся с ними, так как уже умеют идти на уступки, относиться критически к себе и уступать. Характерно в это время и отсутствие лени, ведь каждое из поручений, которое дали взрослые, малыш старается выполнить.

В случае если поведение ребенка отличается от перечисленных признаков, то лучше обратиться к психоневрологу или психологу. Специалист после осмотра даст рекомендации, как откорректировать существующие нарушения, назначит лечение или занятия.

У ребенка в четыре года наблюдается очень хорошее психомоторное развитие. Он очень вынослив и может длительное время гулять. Именно во время этих прогулок, получая новые эмоции и впечатления, малыш расширяет круг своих знаний об окружающем мире.

Ручная умелость, которая становится все совершеннее, оказывает прямое влияние на психическое развитие ребенка 4 лет. А именно ребенок начинает овладевать координацией зрительного контроля и мелких движений ручками. Многие дети рисуют с огромным энтузиазмом, так как координация между моторным и зрительным развитием составляет наибольшее достижение именно в возрасте 4 лет.

Как уже говорилось, дети после 4 лет не только самозабвенно рисуют, но и играют. Игры становятся все сложнее, они уже становятся сюжетно-ролевыми, групповыми и моделирующими. Ребенок в этом возрасте легко может играть один, придумывая самостоятельно сюжет, распределяя роли, подчиняясь определенным правилам и жестко контролируя выполнение тех самых правил.

Так дети учатся общаться со сверстниками при помощи игр и контролировать поведение, подчиняясь игровым правилам. Однако то, что у ребенка просто замечательно получается в игре, намного хуже выходит при аналогичных требованиях взрослых. Во время игры у детей наблюдаются необычайная терпеливость, дисциплинированность и настойчивость. При этом у них развивается сообразительность, творческое воображение, нравственные установки и волевые качества.

Для психического развития ребенка 4 лет очень важно, чтобы взрослые относились к его игре очень серьезно и всячески поддерживали любые стремления к играм.

У ребенка этого возраста должна быть возможность развивать свои игровые фантазии. Ему нужно разрешать использовать в играх, казалось бы, ненужные для этого вещи: бруски, палки, железяки и прочее. Все это может понадобиться в игре, ведь детскую фантазию предугадать просто невозможно.

Именно игры оказывают сильнейшее влияние на психическое развитие ребенка 4 лет. При их помощи дети реализуют свое стремление быть самостоятельными, моделируя жизнь взрослых. В это время они открывают для себя мир человеческих отношений, общественных людских функций и различных видов деятельности.

Стоит отметить, что такие скачки в развитии ребенка возможны только благодаря его развивающейся речи. Поэтому на этот момент также необходимо обратить внимание, так как речь является неким фундаментом для психического развития ребенка.

Обилие информации не всегда хорошего качества, а самое главное далекой от истины, делает некоторых родителей, особенно молодых мамочек, излишне тревожными и даже истеричными. Речь о том, что мамочки постоянно сравнивают темпы и уровень развития своего малыша с некими стандартами, которые либо находят в интернете, либо в беседе со своими подругами. Частенько сравнение получается не в пользу их чада. При этом такая оценка крайне субъективна и может принести только вред, как мамочке, так и ребенку. Поэтому мы остановимся на нескольких моментах того, каким должно быть психическое развитие ребенка 4 лет, согласно официальной медицине. Мы не претендуем на истину в последней инстанции, но попытались в статье собрать самую важную информацию по данному вопросу.

Психическое развитие ребенка 4 лет: норма и отклонения

К четырем годам ребенок уже становится маленьким взрослым. Нет у него ещё очень мало того, что делает человека взрослым в полном смысле этого слова, но зато появились абсолютно все зачатки будущих качеств и чувств. К тому же, в возрасте четырех-пяти лет ребенок подобен губке – подобное ей он впитывает в себя абсолютно все новое: впечатления, поведенческие навыки, новые слова и знания. Вот почему так важно, чтобы психическое развитие ребенка 4 лет проходило в нормальных условиях.

Нужно помнить, любое грубое слово, оскорбление, окрик, относящиеся даже не к нему, малыш воспринимает очень остро и как пазл вставляет в собственную картину окружающего мира. Поэтому, если ваше чадо в подростковом возрасте будет вам хамить и обзывать вас, то вините в этом только себя, значит, в детстве вы позволили себе такое же поведение при ребенке или в отношении ребенка.

Итак, в четыре годика нормой считается, когда малыш уже полноценно воспринимает интонацию, с которой говорят другие люди. К этому возрасту он уже должен научиться различать грусть, радость, печаль, злость, иронию, доброту, раздражение или недовольство. В 4-летнем возрасте у ребенка по определению не должно быть проблем с отличиями женского и мужского рода, он должен четко отличать завтрак от обеда и от ужина, утро от вечера, лето от зимы.

Полноценно развивающаяся психика ребенка дает абсолютно адекватные реакции уже в этом возрасте на солнечную хорошую погоду или на дождливый пасмурный день, на улыбчивого доброжелательного человека или на угрюмую и злобную личность. Именно в этом возрасте формируется любовь к природе, к кошкам, собакам, у ребенка появляются первые желания завести домашнего питомца, пока ещё не настойчивые, но уже вполне осознанные.

Признаки нормального развития ребёнка

Чтобы оценить психическое развитие ребенка 4 лет необходимо обратить внимание на такие признаки, как стремление ребенка делать как взрослые, причем не только родителям, но и другим людям. Даже некоторые из игр малыша строятся на этих подражаниях. В этом возрасте ребенок понимает смысл слов, а также начинает воспринимать интонацию сказанного, то есть он чувствует грусть, иронию, недовольство и так далее в сказанном ему. Также четырехлетний малыш отлично пользуется единственным и множественным числом, различает женский и мужской род, но наряду с этим, может перепутать завтрак с ужином или завтра и вчера.

Параллельно психическое развитие ребенка 4 лет обуславливает и определенную социальную активность. Малышу уже интересно не только играть одному, но и привлекать к этому процессу других малышей. Таким образом, уже в этом возрасте начинает формироваться отношения маленького человека с социумом. В норме четырехлетние детки не конфликтуют со своими ровесниками – в этом возрасте ещё не пробудилось конкурирующее начало. Четырех и пяти летние детки очень отзывчивы, им ещё не знакомо состояние лени.

Психика ребенка в этом возрасте открыта всему новому, и он с радостью выполняет любое поручение взрослых без претензий и обид. Если же уже в эти юные годы ребенок капризен, склонен к конфликтам, не подчиняется взрослым и даже родителям, то тогда имеет смысл отвести малыша к детскому психологу. Возможно, речь идет об индивидуальных психофизиологических особенностях ребенка, а может быть и о каких-то отклонениях в психическом развитии.

Редакция сайт желает здоровья Вам и Вашим малышам. Не забывайте заботиться и беречь своих деток с первых дней жизни.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь