Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

§1. Буквы и звуки русского алфавита

Цель этого урока – научиться различать звуки и буквы, найти разницу между ними.

Очень важно понять, что буква и звук – это не одно и то же. Звук – это то, что мы слышим и произносим. Буква – это то, что мы видим и пишем. Таким образом, буква – это знак для обозначения звука на письме.

Но это вовсе не означает, что количество букв и звуков в русском языке совпадает. Как нам известно, все буквы представлены в алфавите. Алфавит – это перечень букв в определенном порядке. Аа – «а», Бб – «бэ», Вв – «вэ», Гг – «гэ», Дд – «дэ», Ее – «е», Ёё – «ё», Жж – «жэ», Зз – «зэ», Ии – «и», Йй – «й», Кк – «ка», Лл – «эль», Мм – «эм», Нн – «эн», Оо – «о», Пп – «пэ», Рр – «эр», Сс – «эс», Тт – «тэ», Уу – «у», Фф – «эф», Хх – «ха», Цц – «цэ», Чч – «че», Шш – «ша», Щщ – «ща», ъ – «твердый знак», Ыы – «ы», ь – «мягкий знак», Ээ – «э», Юю – «ю», Яя – «я».

Русский алфавит называют кириллицей или кириллическим.

В разных языках количество букв разное. В русском языке их 33: 10 гласных, 21 согласная, ь и ъ.

Гласные буквы: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.

Согласные: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Есть еще твердый и мягкий знаки.

§2. Отличия букв и звуков

Используются эти буквы для обозначения 43 основных звуков: 6 гласных и 37 согласных. Буквы ъ и ь звуков не обозначают вовсе.

Гласные звуки: а, и о, у, ы, э. Они могут быть ударными или безударными.

Согласные звуки делятся на глухие и звонкие, твердые и мягкие. Причем, твердые и мягкие звуки в русском языке обозначаются одной и той же буквой.

Например:

в слове «торт» твердый [т] обозначен буквой т «тэ»

в слове «терем» мягкий звук [т’ ] обозначен буквой т «тэ».

Существуют в русском языке буквы, которые могут обозначать два звука. Это буквы е, ё, ю, я. Если эти буквы стоят в абсолютном начале слова (ель, ёж, юла, якорь), либо после другой гласной (переезд, воюет), либо после ъ или ь знаков (подъезд, полью), то они обозначают два звука [йэ], [йо], [йу], [йа].

Т.е. все буквы русского язык делятся на три группы:

1) буквы, которые звуков не обозначают;

2) буквы, обозначающие два звука;

3) буквы, обозначающие один звук.

К первой группе относятся буквы ъ, ь, которые не обозначают никаких звуков: день, объем.

Ко второй группе относятся буквы е, ё, ю, я.

К третьей – все остальные.

Так как буква – это знак (такой же знак, как например, скобки, кавычки, многоточие и др.), то существуют и правила начертания букв. Эти правила изучаются в разделе графика .

Отметим, что буквы бывают прописные и строчны́е (мы иногда говорим: большие и маленькие). Каждая буква имеет свой печатный и рукописный вариант.

§3. Краткие итоги урока

Подведем итоги.

Звуки – минимальная единица звучащей речи, их мы слышим и произносим. Буквы – это знак для обозначения звука на письме.


Давайте построим схему и обобщим в ней свои знания о звуках.

Итак.

Все звуки делятся на гласные и согласные. Гласные могут быть ударными и безударными. Всего гласных звуков 6, а букв, их обозначающих, 10. Согласные могут быть твердыми и мягкими, глухими и звонкими. Согласных букв 21, они служат для обозначения 37 звуков. Твердый и мягкий знаки звуков не обозначают.

Обратите внимание! Количество букв и звуков различно.

Литература:

1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенццова Л.А. Русский язык. 5 класс. – М.: Просвещение, 2008-2012.

2. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2000.

3. Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.:ИД «Литература», 2012.

4. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа.

5. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. - Ярославль: Академия Развития, 1998.

6. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн.для учащихся/Под ред. Л.П.Крысина – М.: Просвещение, 1995.

7. Поурочные разработки по русскому языку, 5 класс. Егорова Н.В. – М.: Вако, 2013.

8. Уроки русского языка. Пособие для учителей к учебнику С.И.Львовой. Васильевых И.П. – М.: Мнемозина, 2010.

9. Бурлак Е.Г., Прокопенко И.Н. Занимательная грамматика.- Ростов-на-Дону: Феникс; Донецк: Кредо, 2006.

10. Шибаев А.А.Язык родной, дружи со мной. – Л.: Детская литература, 1991.

Для визуального оформления использовались источники:

Современная русская графика отличается рядом особенностей, складывавшихся исторически и представляющих определенную графическую систему. Русская графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква. В русском алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, могут иметь несколько звуковых значений.

Так, например, буква с может обозначать такие звуки:

1. [с] (суда, сад),

2. [с"] (сюда, сядь),

3. [з] (сдача, сбор),

4. [з"] (косьба, сделка),

5. [ш] (сшить),

6. [ж] (сжать).

Значение буквы с в каждом из шести случаев различно: в словах суда и сюда буква с не может быть заменена никакой иной буквой, такая замена привела бы к искажению слова. В этом случае буква супотреблена в своем основном значении. В остальных словах буква с выступает во второстепенных значениях и допускает замену определенными буквами, при которой сохраняется обычное произношение слов (ср.: сдать - «здать», косьба - «козьба», сшить - «шшить», сжать - «жжать»). В последнем случае буква с обозначает звуки, которые заменяют звук [с] в определенных позициях, соответственно живым фонетическим законам, свойственным русскому литературному языку.

Таким образом, при многозначности букв русская графика различает главные и второстепенные значения букв. Так, в слове дом буква о употребляется в главном значении, а в слове дома - во второстепенном значении.

Второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы:

1. буквы, лишенные звукового значения;

2. буквы, обозначающие два звука;

3. буквы, обозначающие один звук.

К первой группе относятся буквы ъ, ь, не обозначающие никаких звуков, а также так называемые «непроизносимые согласные» в таких, например, словах: солнце, сердце и т.п.

Ко второй группе относятся буквы: я , ю , е [э], ё .

К третьей группе относятся буквы, обозначающие один звук, т.е. все буквы русского алфавита, за исключением букв, входящих в первую и вторую группы.



Третья особенность русской графики - наличие в ней однозначных и двузначных букв: к первым относятся буквы, имеющие одно основное значение; ко вторым - имеющие два значения.

Так, например, буквы ч и ц относятся к числу однозначных, так как буква ч во всех положениях обозначает один и тот же мягкий звук [ч"], а буква ц - твердый звук [ц].

К двузначным буквам относятся:

1. все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости;

2. буквы, обозначающие гласные звуки: я, е, ё, ю.

Двузначность указанных букв русского алфавита находится в связи со спецификой русской графики - именно со слоговым принципом ее.

Слоговой принцип русской графики заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог. Такой слог, т.е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных. В современном русском языке согласные звуки, парные по твердости-мягкости, имеют фонематическое значение, т.е. служат для различения звуковых оболочек слов. Однако в русском алфавите отсутствуют отдельные буквы для обозначения парных по мягкости-твердости согласных звуков, так что, например, буква т употребляется и для твердого, и для мягкого звука [т] - (ср.: станут - стянут).

Отсутствие в русском алфавите отдельных букв для парных по твердости-мягкости согласных звуков компенсируется наличием в нашей графике двояких начертаний гласных звуков. Так, буквы я, о, у, э, ы указывают на твердость предшествующего согласного, парного по твердости-мягкости, а буквы - я, ё, ю, е, и - на мягкость (ср.: рад - ряд, мол - мёл, тук - тюк, сэр - сер, был - бил). Таким образом, буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости, двузначны: без учета последующей буквы нельзя определить, твердым или мягким является парный по твердости-мягкости согласный звук. Только в конце слова и перед согласными (правда, не всегда) мягкость согласных, парных по твердости-мягкости, обозначается особой буквой ь.

Слоговой принцип применяется также к обозначению согласного звука [j] (йот), причем это применение осуществляется лишь внутри слов. Согласный звук йот обозначается особой буквой й только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным (ср.: пой - пойте, лей - лейте, весной, слепой и т.п.). Во всех прочих положениях звук йот вместе со следующим гласным звуком обозначается одной буквой, а именно: я - , ё - , е - , ю - . Такое значение букв я, ё, е, ю имеет место: 1) в начале слова (ср. яма, ёж, юг, ель); 2) после гласных (моя, моё, поеду, мою); 3) после разделительных знаков ъ и ь (объявить - обезьяна, объём - собьём, съезд - устье, конъюнктура - вьюга).

Применение слогового принципа в русской графике представляет очень удобное решение вопроса о передаче на письме твердых и мягких согласных, а также звука йот (сокращение количества букв, значительная экономия места путем устранения написаний с йотом). Однако слоговой принцип проводится в русской графике далеко не последовательно. Главнейшее отступление от слогового принципа - обозначение гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости. Так, после всегда твердых согласных [ж], [ш], [ц] гласные звуки обозначаются, вопреки слоговому принципу, буквами и, е, ё, изредка ю, я (ср. жир, ширь, жест, шест, жёлоб, шёпот, брошюра, жюри, парашют, цифра, цепь, Коцюбинский, Цявловский и т.п.); после всегда мягких [ч], [щ], вопреки слоговому принципу, пишутся буквы а, о, у (ср. чаша, чокнуться, чудо, пища, Щорс, щука и т.п.). Эти отступления от слогового принципа в современной русской графике сложились исторически. В современном русском языке звуки [ж], [ш], [ц] не имеют мягких разновидностей, а звуки [ч], [щ] - твердых разновидностей. Поэтому твердость и мягкость этих звуков обозначается самими согласными буквами, которые являются однозначными и не требуют обозначения последующими гласными буквами.

Частные случаи отступлений от слогового принципа: 1) написания иноязычных (чаще французских) слов с ьо вместо ё (ср.: бульон - бельем и т.п.); 2) написание сложносокращенных слов с ьо, ьа, ьу и йу (ср. сельокруг, сельаэродром, Дальуголь, стройучасток); 3) написание в начале иноязычных слов йо вместо ё (ср. еж, ёрш - йот, йод, Йоркшир, Нью-Йорк).

Кроме указанной непоследовательности в применении слогового принципа, можно отметить в русской графике отсутствие обозначения ударного слога в слове, а также особой буквы для звука ["] (ср. дрожжи, визжу, езжу и т.п.).

Тема занятия: "Буквы Ь - мягкий - и Ъ - твёрдый - знаки, не обозначающие никаких звуков".

Цели занятия:

1) "Познакомить детей с навыками письма и прочтения Ь и Ъ знаков";
2) " Через игру, игровые формы обучения включить детей в активную работу по освоению знаний, умений, навыков чтения и письма";
3) "Пробуждать и развивать у детей желания и потребности самостоятельного расширения и углубления полученных на занятии навыков первоначальной грамоты".

Ход занятия

I. Оргмомент. Проходит традиционно по ранее описанным схемам. Учитель, правда, напоминает учащимся о том, что пятница - это день особый. День, когда подводятся итоги проделанной работы, а на урок приходит или прилетает один из персонажей любимых сказок. На этот раз к нам прилетит Карлсон.

II. Проверка домашнего задания также проходит традиционно. При этом особое внимание уделяется стихотворению Ф. И. ТЮТЧЕВА.
Учитель спрашивает: Можете ли вы назвать слова из стихотворения Ф. Тютчева, где встречаются звуки, которые обозначаются буквами, изученными уже нами в качестве элементов других букв? Ребята назовут много таких слов. Но для разбора по уже ранее описанному образцу рекомендуем разобрать некоторые слова, где встречается мягкий знак. А остальные такие слова просто назвать. При разборе выяснится, что мягкий знак не только смягчает или показывает на мягкость предшествующего согласного, но и, порой, разделяет, разъединяет согласные от гласных. Примером может служить слово "льётся".

II. Изучение нового материала.
На сегодняшнем занятии свою работу мы можем осуществить в двух аспектах:
1) - в упрощённом и 2) - в усложненном.
В первом варианте нам достаточно на картинке посмотреть (выявить) место Ь и Ъ знаков в классическом и структурном алфавитах и чётко для себя уяснить, что Ь и Ъ знаки - это буквы, не обозначающие никаких звуков. Они лишь указывают на мягкость или твёрдость произнесения звуков тех букв, которые стоят перед изучаемыми знаками. Можно также рассказать детям о том, что изучаемые буквы исполняют разделительные функции.


Ребята, внимательно всмотритесь в картинки и выполните ряд заданий. А именно:
1) найдите и обведите "спрятавшиеся" в рисунках буквы и их элементы;
2) раскрасьте эти картинки;
3) на клавиатурах компьютера и мобильного телефона найдите изображения изучаемых букв и закрасьте их.

Сейчас важно узнать, что мягкий знак - это буква, не обозначающая никакого звука. Эта буква, как уже говорилось, указывает на мягкость предшествующего согласного и разделяет согласные от гласных: "льёт", "пьёт", "шьёт". Учитель пишет на доске эти слова и говорит: - Я пишу слова для наглядности, но вы, кроме мягкого знака, из этих слов не знаете ни одной буквы.
После слов учителя вдруг затарахтел пропеллер Карлсона, который подлетел к доске и стёр у каждого написанного слова по мягкому знаку, сказав:
-А теперь прочитайте получившиеся слова без мягкого знака, а то не играю!
Дети загрустили, так как не знали ни одной буквы из написанных на доске. Выручила учительница: Карлсон, - обратилась она к в меру упитанному человечку, - а без мягких знаков, которые ты постирал, это слова - не слова. Послушай сам: лёт, пёт, шёт.
-Не играю, я так не играю. Из двух последних слов не получилось, а разве лёт - это не слово? Например, красивый лёт Карлсона?
-Правильней было бы сказать полёт, а не лёт, - попыталась возразить учительница, но её перебил Карсон:
-Нет, нет, не играю. Ты меня обманываешь, а эти,- Карсон показал на учеников, - и вовсе не умеют читать. С ними не интересно. Я так не играю. Прилечу, когда они немного подучатся. Буду уносить у них из слов ь и ъ знаки. Смеху будет! А пока до свидания. И Карсон улетел.


ПРИМЕЧАНИЕ

Описание игровой ситуации, связанной с прилётом Карлсона - это не догма, а модель, образец возможной, вами придуманной иной игровой ситуации. Но, поверьте, такие фрагменты, вкраплённые в ткань урока - просто необходимы. Они оживляют урок, стимулируют у учащихся познавательные потребности.

-Ребята, - обратилась учительница к учащимся, - вывод надо сделать один: побыстрей учиться читать и писать. Кстати, с помощью мягкого знака мы можем прочитать и написать слово "ось". Это слово, кстати, можно писать и с заглавной буквы, когда оно обозначает название, к примеру какой-нибудь фирмы. Я знаю издательство, которое называется " Ось - 89 ".
-Итак, вместе сначала читаем О-Ось , паузы нет, значит слово состоит из одного слога; слышим гласный звук [о] и согласный мягкий звук [с"]. На его мягкость показывает мягкий знак в конце слова. Продолжаем работу: комментируем свои действия - Пишу заглавную гласную букву О, соединяю её с согласной буквой эс, пишу саму согласную букву эс, соединяю её с буквой мягкий знак - ь. Образовалось слово Ось.

-А кто из вас, ребята, знает значение слова "ось"? В ответ - молчанье.

-В таких случаях, - поясняет учитель, - хорошо помогают толковые словари. Открываю толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и читаю:

" ОСЬ - 1 . Стержень, на котором держатся колёса, вращающиеся части машин, механизмов. 2. Проходящая через геометрическую фигуру или тело воображаемая линия, обладающая только ей присущими свойствами. Ось симметрии. Ось вращения. Земная ось. 3. Переносное. То, вокруг чего развёртываются события, сосредоточиваются действия. Ось событий ."
-Как видите, - продолжает учитель, - сколько много значений имеет это маленькое слово. Не все значения для вас пока понятны, но это совсем не страшно. Вы их поймёте чуть позже. А сейчас я хочу показать пример того, как надо проводить звукобуквенный анализ слова "ось". Это слово имеет три буквы, но два звука, так как буква ь, входящая в состав слова никакого звука не обозначает. В дальнейшем мы будем часто проводить такие анализы. В русском языке есть четыре гласные буквы, которые в некоторых ситуациях обозначают два звука. Но об этом позже, а сейчас послушайте.

Домашнее задание. Как всегда всё повторить. Заполнить прописи-раскраски и странички в рабочих тетрадях со всеми пройденными (изученными) буквами, а также слогами и словами. Выучите наизусть стихотворение А. Н. ПЛЕЩЕЕВА об осени. При этом обратите внимание на те буквы, которые вы уже изучили. Вдумайтесь в их роль в слове. Найдите слова, в которых слышатся звуки [г], [г"], [ы].


Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В тёплые края.

Усложнённый вариант разработки можно начать, к примеру, в таком разделе урока, занятия, как: "Подводящая беседа" . Здесь речь пойдёт о таком сложном и глобальном понятии, как - "слово", ибо его мы будем, так или иначе, касаться на каждом занятии по обучению детей грамоте.

- На прошлых занятиях, говорит педагог, - мы подробно говорили о звуках, буквах, слогах. На сегодняшнем занятии перед изучением нового материала, я хочу подробней поговорить и более подробно разобрать понятие "Слово" . С этой целю я почитаю вам выдержки из своей книги "Интенсивное обучение грамоте". - М, 1998. Читаю текст.
Тема урока: "Cлово и его части".
I. Оргмомент. Взаимные приветствия. Короткая беседа о дате и особенно дне проведения занятия. При этом следует обратиться в толковому словарю и зачитать детям: "ПЯТНИЦА - пятый день недели. Семь пятниц на неделе у кого-нибудь (о том, кто часто меняет свои мнения, решения). Из-под пятницы суббота (из-под верхней одежды видна нижняя)". Затем уместно повести разговор о смысле и значении приведённых в словаре поговорок, а также поговорить с детьми в том, что название дня недели связано с цифрой 5 и числом пять, связав этот разговор с математикой, тем более, что разговор о временах года, осени, сентябре, количестве недель, дней, минут и секунд сентября не заканчивается… Этот разговор продолжается в различных аспектах…

Проверка домашнего задания проводится по описанной ранее схеме, но хотим настоятельно убедить будущих пользователей разработки ещё и о том, что "отныне и навсегда" ранее пройденный материал ДОЛЖЕН В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ, ПУСТЬ КОРОТКО, В РАЗНЫХ АСПЕКТАХ, НО ПОВТОРЯТЬСЯ, ПОВТОРЯТЬСЯ И ПОВТОРЯТЬСЯ… С этого момента учащиеся должны из уст учителя и своих товарищей постоянно при опросе слышать о "тексте" и его слагаемых, о предложении, о системе, о том, что из элементов букв конструируются буквы, из букв -слова, из слов- предложения, а из предложений - тексты… Каждый раз, неустанно.

Такое повторение домашнего задания постепенно перерастёт в следующий раздел урока - изучение нового материала.

Этот раздел можно начать с прочтения отрывка из "Азбуки-сказки".

Юрий Михайлович читает текст Константина Паустовского:


Любитель разбирать слова

Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и смущённо усмехнулся.

И вот скажи на милость! Бывает же так, что пристанет одно слово и не даёт покоя... Идёшь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, - и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? Да ничего не получается. Познаний у меня нет... Я лесной человек - простой обходчик.


- А какое слово к вам привязалось сейчас? - спросил я.

Да вот тот самый "родник". Я это слово давно приметил. Всё его обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода рождается. Родник родит реку, а река льётся-течёт через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ. И все эти слова как бы родня между собой. Как бы родня! - повторил он и засмеялся.

Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.

Конечно, можно, - ответил Юрий Михайлович. - Правда, на этой нашей встрече я планировал почитать с вами по картинкам...

Нет, - твёрдо потребовали дети, - по картинкам мы дома почитаем вместе с родителями. - Нам хочется быстрей узнать: почему лесной обходчик сравнил слова "родник", "родина", "народ" со словом "родня"? Разве могут быть слова друг с другом в родственных отношениях? И могу ли у языка быть корни?

Я знаю, - сказала Светлана, - только про корни цветов, других растений…

Да, корни бывают не только у растений, - ответил Юрий Михайлович, - но и у слов. - Корнем в слове является его основная, неизменняющаяся часть слова без приставок, суффиксов и окончаний. Об этом мы ещё много раз будем говорить, а пока мы, как лесной проходчик из рассказа К. Паустовского, тоже позабираем слово "родник", но уже с помощью " Словаря русского языка " С.И. Ожегова.

-Читаю: " Родник - Водный источник, текущий из глубины земли, ключ ". - Смотрим далее: " Ключ - 1. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка. 2. Приспособление для отвинчивания или завинчивания, откупоривания, приведение в действие механизма. 3. Переносное. То, что служит для разгадки, понимания чего-нибудь, овладения чем-нибудь. Ключ к разгадке тайны. Ключ к шифру. (Ключ к овладению знаниями - К.В.М.).4. Знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот. 5. Вытекающий из земли источник, родник". - Как видим слово "ключ" имеет несколько значений. Одно из них совпадает по смыслу со словом родник. В русском языке слова или выражения, совпадающие или близкие по значению с другим словом или выражением, называются синонимами. Таким образом, слова родник и ключ являются синонимы. У слова родник есть и другие синонимы.

А теперь познакомимся со значением слова "источник" . Читаю в том же словаре: " Источник - 1. Водная струя, вытекающая на поверхность из-под земли. Целебный источник. Горячий источник. Источник минеральной воды. 2. То, что даёт начало чему-нибудь, откуда исходит что-нибудь. Источник света. Источник всех зол. Сведения из верного источника. 3. Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование" . Как видим, одно из значений слова "источник" является синонимом слова "родник" .

А вот и ещё один синоним этого замечательного слова:

" Исток - 1. Место, где начинается водный источник (река, ручей). 2. Начало, первоисточник чего-нибудь. Истоки древней культуры".

Как интересно! А давайте чаще совершать путешествия в страну слов с помощью наших словарей, - воскликнул Незнайка.

Юрий Михайлович, - обратилась к учителю Наташа, -, а почему лесной обходчик слова "родник", "родина", "народ" назвал "роднёй" , а Вы слова - синонимами? Мне кажется, что все эти слова связаны между собой. И находятся они в каком-то своём родстве. - Я не права? - спросила Наташа.

Да, - ответил Юрий Михайлович, - во многом ты права: действительно, все перечисленные тобой слова связаны между собой. Но связаны по-разному. - Но чтобы ответить на твой вопрос я дожжен ещё озвучить несколько предложений из "Толкового словаря".

Читаю: " Родина - 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого -чего-нибудь, возникновения чего-нибудь. Москва - его родина. Индия - родина шахмат." - " Народ - 1. Население государства страны (или Родины - курсив мой: К.В.М. ). 2. Нация, национальность, или народность. 3. Люди, группа людей."

То есть мы с вами, являясь группой людей, а значит и народом; родились и проживаем в нашей стране - России, которая является нашей Родиной или Отечеством, нашим истоком... Выходит, что слово Родина связана со словом родник , и все перечисленные слова также связаны между собой единым смыслом. Эти слова показывают еще и на связь людей, нас с вами, с природой .

Слова, - продолжал объяснять Юрий Михайлович, - "род ник", "род ина", "на род" имеют общий или одинаковый корень и поэтому называются однокоренными или родственными. Лесной обходчик назвал их роднёй.

Слова же "родник", "ключ", "источник", "исток" связаны между собой по смыслу, но не имеют общего корня. Поэтому родственными словами их не назовёшь. Им придумали другое название - синонимы.

- Продолжаю читать выдержки из
"Словаря русского языка" С.И. Ожегова:

" Корень - 1.Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и высасывания из неё воды и питательных веществ. " 2.Внутрення, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.. 3. Перен . - Начало, источник, истоки чего-нибудь. - Вот это да! - оторвавшись от Словаря, воскликнул Юрий Михайлович. - Истоки чего-нибудь. - Оказывается и слово корень является синонимом слов родник, источник, ключ, исток. - Каков Русский язык! Теперь становятся совсем понятными слова писателя Константина Паустовского: " Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка".

Но дочитаем до конца, и, кажется, найдём ответ на другой вопрос: "4. В языкознании: основная, значимая часть слова, вычленяемая в нём после отделения окончания, приставок и суффиксов".

Таким образом, как я уже вам говорил, слова в русском языке делятся не только на слоги, но и на приставки, корни, суффиксы, окончания . Они, как и слоги, и составляют слова. Но об этом - позже.


ПРИМЕЧАНИЕ

Авторы разработки привели объёмный фрагмент из "Азбуки-сказки". Это вовсе не означает учителю на уроке воспроизводить его полностью. Ему следует исходить из конкретной ситуации урока. Можно после прочтения рассказа Константина Паустовского сразу перейти к разъяснению понятия "слово". Можно схематично рассказать своими словами сюжет путешествии героев сказки, а затем перейти к объяснению всё того же понятия "слово". Объяснение, как всегда, начинается с обращения к толковым словарям. Там мы находим:

СЛОВО , - а, мн. слова, слов, словам, ср. 1. Единица языка , служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок. Знаменательные и служебные слова. Происхождение слов. Слово в слово (о переводе, пересказе: буквально). Не нахожу слов или не хватает (нет) слов для чего-нибудь (не в состоянии выразить что-нибудь от волнения, возмущения). Слово за" слово (о постепенном развитии разговора, спора ; разг). В одно слово (употребляется в случаях, когда двое или многие сказали одновременно и то же; разг.). Слова не добьёшься от кого-нибудь (трудно вызвать на разговор). Словом не обмолвился кто-нибудь (не произнёс ни слова, промолчал; разг.). Двух слов связать не может кто-нибудь (перен.: о том, кто не умеет понятно изложить свою мысль; разг., неодобр.). 2. ед. Речь , способность говорить. Дар слова. 3.. обычно мн. Разговор, беседа, что-нибудь сказанное. Понять друг друга без слов. Рассказать в немногих словах. Спасибо на добром слове (за хорошие, добрые слова). Перейти от слов к делу. Передать что-нибудь на словах (устно). Взять свои слова обратно (отказаться от сказанного). Добр только на словах (на самом деле не добр). Со слов кого-нибудь (как сказал кто-нибудь). На" слове и на сло"ве ловить кого-нибудь (требовать исполнения обещанного, а также подмечать ошибку, несообразность в том, что сказано; разг.). Рассказать своими словами (не буквально, передавая только содержание). По словам кого-нибудь (как говорит или как выражается кто-нибудь). 4. ед. Публичное выступление, речь в собрании. Вступительное слово. Заключительное слово докладчика. Последнее слово подсудимого. 5. Речь на какую-нибудь тему, повествование, рассказ (устар. и высокопарн.). "Слово о пользе стекла" Ломоносова. "Слово о полку Игореве". 6. ед . Право , позволение говорить публично. Свобода слова. Взять слово (выступить перед собравшимися). Дать слово кому-нибудь. Лишить кого-нибудь слова. Прошу слова (заявление о желании высказаться). 7. ед. с определением. Мнение, вывод (часто о достижениях в какой-нибудь области). Сказать своё веское слово. Слово за Вами (Вы должны высказать своё мнение, решить). Новое слово в технике. По последнему слову науки. 8. Обычно ед. То же, что обещание. Дать слово сделать что-нибудь. Верить на" слово. Не сдержать слово. Взял с него слово молчать. 9. мн. Текст к музыкальному произведению. Романс на слова Пушкина. Вначале было слово (книжн.) - утверждение примата мысли, разума, воли. К слову пришлось (разг.) - о том, что сказано кстати, по поводу чего-нибудь. К слову сказать , вводное слово - то же, что кстати (в 3 значении). Не то слово! (разг.) - реплика, выражающая одновременно подтверждение и мысль о необходимости более сильной, категорической оценки. Устал? - Не то слово! Я просто с ног валюсь. Одним словом, вводное слово - то же, что словом. Слов нет, вводное слово - конечно, это так, но... Слов нет, он красив, но не в моём вкусе. //уменьш. Словечко , -а, ср.(к 1 значению). //прилаг. Словесный , -ая, -ое (к 1, 2 и 3 знач.).

Из определения видно, что понятие "слово" имеет несколько значений. Некоторые из них уже знакомы учащимся. На этом можно подробно остановиться и развернуть беседу с учащимися. Можно учащимся представить подготовленную Юрием Михайловичем, табличку, из которой наглядно видна структура слова, его составляющие части. Табличка наглядно иллюстрирует то обстоятельство, что и понятие "слово" можно трактовать как систему, в некотором роде ткань, полотно. Но проблема заключается в том, что не все включённые в табличку понятия учащиеся обязаны изучать. Они отсутствуют в программе. Их этого положения есть выход. Во-первых, не обязательно учащимся представлять именно так, как это дано в разработке (разработка дана учителю как руководство к действию, а не как инструмент для обязательного исполнения. Во-вторых, данный материал можно представить своими словами, уяснив только смысл, мысль авторов разработки. В-третьих, можно представить фрагмент диалога героев сказки на разрабатываемую тему:

"-Какая замечательная таблица! - воскликнул Буратино. По ней сразу можно понять из каких частей состоит слово. В ней даются определения, то есть значение понятий составляющих слова!

Юрий Михайлович, если СЛОВО состоит из частей, которые взаимосвязаны между собой, то само СЛОВО ведь можно смело называть системой?- спросил Сосо.

Умница, Сосо, - похвалил Сосо Юрий Михайлович. Я специально на таблице показал взаимосвязь частей, составляющих целостную систему, которую мы называем словом. Дал схему, для того, чтобы вам было легче запомнить составляющие этой системы, ибо, как вы помните, легко запоминается лишь то, в чём есть система… Знать многое о приставках, корнях, суффикса и окончаниях очень важно и полезно, так как с этими понятиями связано очень и очень много орфограмм. Очень важно в слове видеть эти составляющие, уметь их находить…

Так мы продолжаем сочинять нашу сказку-быль? - спросил Илья. Развитие конфликта продолжается? Только теперь не только между буквами и звуками, но и между приставками, корнями, суффиксами и окончаниями?

Ты прав, Илья, развитие конфликта продолжается, - сказал Юрий Михайлович. Но давайте понаблюдаем за танцами приставок.

СЛОВО


Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок.


ПРИСТАВКА


1. Морфема , стоящая перед корнем.
(
Морфема - минимальная значимая часть слова; корень, приставка, суффикс, постфикс).

2. Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых (родственных слов)

КОРЕНЬ


1. Основная, значимая
часть слова, вычленяемая в нём после отделения окончания, приставок и суффиксов.

2. Это - общая часть родственных слов. Родственные слова также называются однокоренными.
В корне заключено общее значение всех однокоренных слов.
Без корня не может существовать слово)

СУФФИКС


1.Морфема, находящаяся между корнем и окончанием.
2. Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых (родственных) слов)

ОКОНЧАНИЕ


1.В грамматике: то же, что флексия.
(Флексия - изменяющаяся при склонении или спряжении часть слова, находящаяся в конце словоформы).


2. Это значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Окончание не служит для образования родственных слов. С помощью окончания образуются формы одного и того же слова.

Но как бы не поступил в данном случае учитель, представленная табличка, уверены, поможет ему в практической работе.

Далее после таких разъяснений следует обратиться к Прописям-раскраскам, на примере которых и на доске объясняется правила написания следующего элемента букв. При этом опять же уместно напоминание о том, что чем быстрей ребята научатся писать элементы букв, тем быстрей и легче им будет в дальнейшем писать буквы.

Задание на дом будет состоять из пожеланий учителя составить дома несколько предложений, в частности, об осени, о сентябре; нарисовать несколько картин или рисунков (можно с произвольной тематикой); дописать соответствующий раздел прописей и заполнить несколько строчек с изучаемым элементом буквы в рабочих тетрадях.


ПРИМЕЧАНИЕ

Как показывает опыт, "пятничные" уроки должны носить особую, сказочную, во-первых, окраску, а, во-вторых, они должны быть повторительно-обобщающими. Ребятам это обстоятельство преподносится в качестве дара, дара за из напряжённый труд в течение всей недели. А вот теперь, в пятницу, на исходе недели подводятся итоги их труда. На урок приходи, к примеру, Волк или иной герой сказки и как бы наблюдает за деятельностью ребят, вместе с учителем оценивает их труд. По ходу излагает рождающиеся на ходу сказочные сюжеты. В этот момент очень удачно проходят диалоги с разъяснениями сложных вопросов пройденного материала".

В усложненном варианте та же тематика может раскрываться по следующему сценарию:

По ходу Вашего путешествия к таинственному замку (См. на страницах 6-23 книгу Кузнецов В.М., Кузнецова Р.Д., Кузнецова Н.В. "Учимся русскому языку играя" и раздел сайта www..) вы, дорогие дети, 1) научились прописывать (заколдовывать) те буквы "Алфавита русского языка",



которые являются базовыми элементами всех остальных букв;


2) познакомились с некоторыми таинствами чтения, то есть волшебного превращения букв в звуки; соединения звуков и букв - в слоги, слова, предложения, тексты; (Читай об этом подробней на страницах 10-11 книги Кузнецовых "Учимся русскому языку играя", а также смотри раздел сайта www.сайт под рубрикой "Азбука-сказка"; выучи стихотворение Буратино:

Буква к букве - выйдет слог.
Но у слога мало слов.
К букве - слог, и к слогу - слог…
Получилось больше слов!
А из слов, мои друзья,
Выйдут предложения!
А из них, в один присест, -
Получился славный текст.

3) помогли "весёлым человечкам" и озорной компании возвратить в "Азбуку-сказку" две гласные буквы "О", "Э", "Эс".
Теперь настала пора возвращения в "Азбуку-сказку" и остальных беглецов. Сегодня, дорогие дети, мы займёмся изучением следующих базовых букв - базовыми мы их называем потому, эти буквы является одними из основных элементом всех других букв -, имя им - Ь (мягкий знак) и Ъ (твёрдый знак). Поэтому темой нашего сегодняшнего занятия будет:
"Буквы Ь и Ъ, не обозначающие никакого звука".

Цели занятия:
1) "Познакомить детей с навыками письма и прочтения Ь и Ъ знаков";
2) "Через игру, игровые формы обучения включить детей в активную работу по освоению знаний, умений, навыков чтения и письма";
3) "Пробуждать и развивать у детей желания и потребности самостоятельного расширения и углубления полученных на занятии навыков первоначальной грамоты".

Но прежде чем непосредственно перейти к теме нашего занятия, нам необходимо проверить выполнение ваших домашних заданий, вспомнить ранее изученный материал, поговорить о сегодняшнем дне недели, месяце, текущем времени года. Такой разговор будет частицей всех наших будущих занятий.

Такие беседы, как правило, проводятся в рамках таких структурных частей занятия, как: "Оргмомент" и "Подводящая беседа" .

Предлагаю несколько фрагментов, иллюстрирующие обозначенные формы такой работы.

Педагог, старший товарищ предлагает ответить на следующий примерный перечень вопросов: Какие книги помогают узнавать значения тех или иных слов? Что такое буква? Звук? Слог? Слово? Предложение? Текст?
Какой сегодня день недели? Какой месяц? Время года? Можете ли вы назвать отличительные черты времён года, каждого месяца?

Перечисленный, другой перечень вопросов в тех или иных вариациях должны звучать на каждом занятии. На каждом уроке-занятии, по нашим рекомендациям, должны присутствовать прошлое в форме уже изученного материала; настоящее , в форме изучаемого материала, и - будущее , в форме перспективы, элементов так называемого опережающего обучения, в таких случаях педагог даёт детям малыми порциями тот сложный материал, который по программе должен изучаться даже в отдалённом времени. При этом учитель, педагог не должен стесняться заглядывать в учебники, справочный материал, в толковые словари. Таким образом, старший наставник наглядно учит ребёнка работать с книгой - одной из важнейших задач обучения. Своим примером педагог демонстрирует, подчёркивает мысль о том, что каждого образованного человека Толковый словарь, в частности, "Толковый словарь А.И. Ожегова" должен стать настольной книгой.

Разворачивается беседа по обозначенному кругу вопросов.

Ответы на другие предложенные выше вопросы можно найти в отрывке книги Кузнецовых "Учимся русскому языку играя" на страницах 10 -11. Этот отрывок можно прослушать, открыв раздел Азбука-сказка" сайта www.сайт , или прочитать:

IV. Изучению нового материала.

Открываем наши "Азбуки - сказки" на страницах 36 - 37.


Внимательно всмотритесь пока в первую, расположенную слева, страницу раскрытого разворота нашей книги и скажите: что на ней изображено?

Молодцы. Совершенно правильно. В левом верхнем углу страницы расположились на бесцветном фоне (на всевозможных поясняющих схемах Ъ и Ь знаки, не образующие никаких звуков, представляются без цвета) Ь (мягкий знак) и фигура шахматного коня. В правом верхнем углу той же страницы также на бесцветном фоне изображён Ъ (твёрдый знак).

На экране компьютера, - говорит педагог, - представлена "ось" в форме штанги, к которой подходит лягушка. Шутливый сюжет картинки, изображённой на экране рисованного компьютера, побуждает детей к более активной работе с этим графическим полотном: а) поиском и обведением "спрятавшихся" в рисунке букв и их элементов; б) раскрашиванию рисунка; в) прочтения напечатанного слова "ОСЬ" ; д) поиска и закрашивания на изображённой клавиатуре компьютера изучаемых Ь и Ъ знаков. Такая работа помогает быстрей запомнить изучаемые буквы, а также тренировать мышцы неокрепших пальчиков малышей.

А теперь вы сможете легко вывести на экран своего уже не нарисованного, а рабочего компьютера сначала буквы Ь, Ъ; затем слово - ОСЬ, и предложения: Э-э-э, Ось; О-о-о-, Ось! Эти изображения на экране компьютера вами, дети, легко прочитываются. Таким образом, вы одновременно учитесь читать, писать и работать на компьютере!

Аналогичная работа проводится и по изображениям на правой стороне разворота, где показан рисованный мобильный телефон.

И всё это вам легко понять и исполнить. А вот понять глубоко механизм чтения, превращения букв-значков в звуки и наоборот совсем нелегко. Трудно ребёнку сразу усвоить что согласные звуки бывают твёрдыми, когда после них стоит твёрдый знак, о котором вы пока ничего или мало чего знают, и гласные буквы первого ряда (а, о, э, у, ы) - так называют гласные буквы, которые стоят в первом ряду "Структурного алфавита" - показывается Этот Алфавит, изображённый на. с. 13. Из-за того, что до сегодняшнего занятия вы пока получили и усвоили мало нужной информации, вы будете с большими затруднениями понимать механизм того, как согласные звуки становятся мягкими, когда после букв их обозначающих становится мягкий знак, а твёрдыми, когда то же самое происходит с Ъ (твёрдым знаком). Ещё трудней усваивается в начальный период, так сказать "разделяющая" функция изучаемых букв. Но педагог говорит обо всём этом и показывает наглядно в "Структурном алфавите" и гласные первого ряда; и гласные второго ряда; и особенно Ь, и Ъ знаки. Добавляя каждый раз к уже ранее сказанному новую информацию, с новыми иллюстрациями и примерами. С этой целью мы предоставляем для вас материал, опубликованный в методическом пособии Кузнецовых "Интенсивное обучение грамоте", -М., 1998. Вот некоторые из них: c. 100 -104.

После оргмероприятий и короткого опроса, учитель обратился к учащимся со следующими словами:
- Мне показалось, что вы не совсем хорошо усвоили материал, связанный с йотированными гласными и буквами Ь и Ъ знаки. Кроме того, мне бы очень хотелось, чтобы вы при выполнении домашних заданий почаще собирались вместе, придумывали различные игры и играли в них. Поэтому я хочу прочитать вам в "тяжёлый день" - понедельник отрывок из "Азбуки-сказки". Из него вы узнаете: как однажды весёлая компания сообща готовила домашнее задание и о Карлсоне в его новом амплуа, то есть новой роли. Я думаю, что этот весёлый человечек как-нибудь прилетит к нам на урок и вместе с Волком приготовит вам свои сюрпризы. Не удивляйтесь: отрывок начинается с конца одной из встреч Юрия Михайловича со своими воспитанниками. Надеюсь, что вы будете слушать внимательно и по ходу дела включаться в ту работу, которую выполняли весёлые человечки и их друзья - ваши сверстники.

"-А мне тоже очень захотелось, - заговорил Буратино, - с новыми гласными составить новую слоговую таблицу. Буратино попытался начертить таблицу, но опять был остановлен Юрием Михайловичем:

Нет, достаточно на сегодняшний день. Вы итак хорошо потрудились. Сочиняйте новые таблицы дома, а на следующей нашей встрече все их покажете.

Малыши и весёлые человечки нехотя стали расходиться по домам.

И тогда находчивый Марк предложил:

Предлагаю сообща выполнить наше домашнее задание. Я приглашаю всех к себе в гости.
И весёлая компания направилась в квартиру Марка. Там их встретили гостеприимные хозяева, угостив чаем и сладостями. Немного поиграв, малыши и весёлые человечки отправились в комнату Марка, где он играл и выполнял домашние задания.

В гостях у Марка

Комната Марка всем очень понравилась. Здесь было много книг и разных игрушек. Но внимание всех привлёк человечек с пропеллером.

А это кто? - спросил Незнайка.

Ты не знаешь Карлсона, который живёт на крыше, а иногда прилетает к Марку в гости? - спросил с обидой в голосе в меру упитанный человечек с пропеллером на спине. - Тогда... я с вами не играю. Я обиделся не только на Незнайку, но и на всех вас. Я тоже не умею читать и писать и хочу заняться этим весёлым делом. А вы без меня ходите к Юрию Михайловичу. А мне тайком приходится подсматривать за вами из окошка... Поэтому я тоже кое-чему уже научился...

Милый Карлсон, не сердись, - сказала Светлана. Мы виноваты перед тобой. Давай вместе готовить домашнее задание, а завтра мы возьмём тебя с собой к Юрию Михайловичу. Уверена - он очень обрадуется...

Ну, хорошо, - заговорил Карлсон, - я буду с вами играть, если вы сможете прочитать и написать моё имя...

После этих слов все стали выводить в своих тетрадях имя любимого сказочного героя.

Все малыши и весёлые человечки написали так: Карлсон.

Один Буратино отличился и написал имя любимого героя немного по-другому:


После чего заговорил:

Читаю: Карл - пауза - слышу гласный звук [а ] - сон - слышу гласный звук [о]. В слове Карлсон два гласных звука, а значит оно состоит из двух слогов. Эти слоги закрытые и каждый из них образует отдельное слово. Первое слово - Карл - так могут назвать человека. Второе слово - сон. Поэтому я эти два слова-слога разделил чёрточкой. Слово Карлсон обозначает имя, поэтому пишется с большой буквы. Все буквы этого слова мне хорошо известны, и я могу легко ещё раз его написать. И Буратино ещё раз вывел имя своего нового друга:


Заглянув ко всем в тетради, Карлсон сказал: "Я с вами играю..."

Весёлая компания вместе с новым другом принялась дружно выполнять домашнее задание Юрия Михайловича. Так как прописи уже были заполнены, друзья решили прописать все известные буквы в рабочих тетрадях. Но чтобы не забыть порядок написания букв, малыши и весёлые человечки положили перед совой Алфавит Юрия Михайловича с возвратившимися буквами:

Письменные задания были выполнены, и весёлая компания стала думать: чем же отличаются друг от друга гласные первого и второго ряда? В чём сходство и различие гласной И и йотированных?

Главное отличие гласных первого ряда от гласных второго ряда в том, что первые указывают на твёрдость предшествующего согласного, а вторые на их мягкость, - сказала Светлана.

А отличие в том, что все гласные первого ряда обозначают один звук, а почти все гласные второго ряда, кроме гласной И, обозначают два звука, - добавила Наташа.

Но учтите, гласные второго ряда йотированные, когда они находятся в словах, то не всегда обозначают два звука. После согласных здесь они всегда обозначают один звук, - сказал Марк.
- Два звука они обозначают, когда становятся после гласных, в начале слова и после разделительных мягкого и твёрдого знаков, - добавил Илья.

Я люблю мягкий знак, - вдруг вмешался в разговор Карлсон. С ним хорошо играть в прятки.

Как это? - спросил Буратино.

Читай, Буратино, вот эти слова. И Карлсон положил перед Буратино из разрезных букв слова: КОНЬ, МЕЛЬ, ЕЛЬ, УГОЛЬ.

Буратино без труда прочитал все четыре слова.

А теперь отвернись, - предложил Карсон. И когда Буратино отвернулся, Карсон у каждого слова отнял по мягкому знаку и спрятал их от Буратино и сказал:

Читай опять.

Буратино удивлённо смотрел уже на другие слова: КОЛ, МЕЛ, ЕЛ, УГОЛ . Все захохотали.

А Карлсон не унимался: - А теперь загадка для всех. Кто не отгадает - с тем не играю.

И Карлсон из разрезных букв быстро составил табличку:


Какие буквы надо поставить впереди, чтобы получились слова?

Пока малыши и весёлые человечки думали, Карлсон,спланировав, набросал перед своей схемой разрезные буквы:



и стал читать: СЕМЬЯ, СЫРЬЁ, СКАМЬЮ, КОЛЬЕ.

- Так нечестно, - обиделся Буратино, - дал загадку всем, а сам всё прочитал. Загадай ещё.

- Ну, хорошо, - обрадовался Карлсон.- Какой знак надо подставить в словах:

СЕЛ, СЕМЯ, УГОЛКИ, СЕЛИ.

- Это лёгкий вопрос, - тоже обрадовался Буратино. - Если в словах СЕМЯ и УГОЛКИ подставить Ь, то получатся новые слова: СЕМЬЯ и УГОЛЬКИ . Если же в слова СЕЛ и СЕЛИ подставить Ъ , то получатся также новые слова: СЪЕЛ и СЪЕЛИ .
- А можно мне для вас и Юрия Михайловича на нашей встрече предложить подарок? - спросил Карлсон.

- Кто ж отказывается от подарков? - удивился Марк. - Покажи, что за подарок?

- Я на отдельных нарезных квадратиках подписал к каждой согласной Ь. С помощью таких квадратиков можно конструировать новые слова. Например, к слогу ХО я прикладываю свой квадратик РЬ , то получится слово ХОРЬ , а к слогу СО квадратик с ЛЬ , то получится слово СОЛЬ. Посмотрите на мои квадратики: МЬ, ЛЬ, НЬ, РЬ, СЬ, ЗЬ, ГЬ, КЬ, ХЬ, ЧЬ, ЩЬ. Эти мои Квадратики можно расположить по-другому и к ним уже тогда можно подставлять слоги и слова:


КОНЬ, КОРЬ, ЛАНЬ, ЛАРЬ, ЦАРЬ


- Хороший подарок ты подготовил для всех нас, дорогой Карсон. Я тоже хочу для всех показать и свой подарок. Тебе больше нравится Ь , а мне - Ъ , так как он более постоянен. Твой любимый мягкий знак становится и между согласными, и после согласных в конце слова, и перед гласными. А мой любимый Ъ становится только перед йотированными гласными. Он им предан, - сказал Буратино. - Я в его честь тоже, как и ты, Карлсон, составил табличку из разрезных квадратиков, с помощью которых можно также сконструировать много слов: ЪЯ, ЪЁ, ЪЮ, ЪЕ . Эти квадратики можно тоже расположить по-другому: Какие буквы, слоги можно поставить перед, моими конструкциями, а какие после, чтобы в итоге получились слова? Думайте, составляйте, конструируйте. Тем более, что у каждого из вас есть разрезная азбука.

Познакомиться, а при необходимости скачать материалы для самостоятельной работы из разделов "Живая азбука", "Учимся писать", "Учимся читать" сайта www.сайт

А не пора ли нам, - обращается рассказчик к детям, - узнать: что же происходит с героями нашей " Азбуки - сказки"? И послушать выдержки из сочиняемой сами детьми "Азбуки-сказки":

"- А теперь настало время знакомства с другими буквами, которые мы тоже попытаемся возвратить в Азбуку и Алфавит. Предлагаю внимательно посмотреть на "Структурный алфавит" и выбрать следующую возвращаемую букву, - сказал Владимир Михайлович. - Этой буквой будет…

ГЭ , - подхватила Светлана. - Эта буква звонкая, эта буква громкая…

Так говорить нельзя, - перебил Светлану Андрей, - буква не может быть ни громкой, ни мягкой. Она всего лишь значок, который может обозначать и мягкие, и твёрдые звуки… Я предлагаю в нашу Азбуку-сказку возвратить сразу две буквы, которые не обозначают никаких звуков. Этими буквами являются Ь и Ъ знаки. - Помните, как нам рассказывало Солнце, - продолжал Андрей, - Буква "Мягкий знак" , не обозначая никакого звука, указывает на мягкость предшествующего согласного и является одной из основных базовой букв алфавита русского языка. Самое время начать изучение именно этих букв. Писать же Ь и Ъ совсем легко. Мы их уже прописывали в качестве элемента букв. - И слов с предложениями пока, - продолжал рассуждать Андрей, - с помощью Ь и Ъ знаков образовалось совсем мало . Их очень легко прочитать…

Дети, вы наглядно видите и в этом случае, - вмешался в разговор учитель, - как из элементов складываются, конструируются буквы, из букв слоги и слова. Мы с вами начинаем с помощью букв ткать и вышивать ткань, полотна пусть пока маленьких, но уже текстов.

Так нечестно, - неожиданно заговорил Незнайка. - Вы обещали разрешить сочинять свою сказку, во время обучения играть… Где Ваше обещанное волшебство? Где таинство? Мы только и слышим одни Ваши ботанические поучения.

А где наши игры? - поддержал Незнайку Буратино.

Правы, и наш дорогой Незнайка, и наш уважаемый Буратино - поддержал весёлого человечка Карлсон. -Пора мам перейти к играм, а иначе - я с вами не играю… Свет, ты мастерица сочинять… Начинай нашу собственную сказку!

Хорошо, - с охотой откликнулась Светлана и начала своё сказочное повествование:

Мы с вами уже знаем, что гласные звуки [о] и [э] обозначаются гласными буквами по имени "О" и "Э" . А два согласных звука: - твёрдый [с] и мягкий [с"] обозначаются тоже одной согласной буквой по имени "С". А как прозвучит эта буква - твёрдо или мягко - могут нам, детям, показать буквы, которых назвали мягким (Ь) и твёрдым (Ъ) знаками. Тем и были они горды. Но часто, сидя рядышком, они грустили о том, что сами собой не могут обозначить ни одного звука, когда они берутся за руки, то из пары не получается ни слога, ни даже маленького слова. И вот однажды их грустное одиночество нарушил треск пропеллера Карлсона.

О ком или о чём грустит сладкая парочка? - обратился к Ь и Ъ знакам прилетевший Карлсон.

Две грустящие буквы поделились с Карлсоном своими печалями. - Не грусти, - весело проговорил в ответ весёлый человечек. Я сейчас расскажу вам две сказки, и вы сразу повеселей. Давайте и мы послушаем обе сказки М.Хаткиной , которые рассказал друзьям Карлсон:

Жили-были в азбуке буквы, разные - гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.

Вот как-то С пошла в гости к Я. (Согласная из синего домика пошла к гласной из красного.) И вы, ребята, покажите это на слоговых лентах или в замке структурного алфавита. Л к Е (прочитаем), Д к И (дети хором читают), Т к Ё. Какие это согласные? (Мягкие.)

Буквы жили - не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половину буквы Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

Что ты за буква? - возмущались они.

Вот это буква Ь (мягкий знак), - говорит и показывает детям воспитатель (учитель).

Она, - продолжает воспитатель (учитель), - не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.

Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимой занятие. Послушаем, что это за слова. Но они зашифрованы загадкой.

Без головы, а в шляпе,
Одна нога - и та без сапога. (Гвоздь)

Стали буквы составлять слово гвоздь.
ГВОЗД - получилось.

Что-то у нас не получается! - говорили буквы. - звук [д] в слове "гвоздь" мягкий, а у нас твёрдый. - И говорит: - Встану я и обозначу мягкость Д, - и быстро пристроилась в конце.

Что получилось? (Гвозди)

Лучше я встану, - сказала Я. (Гвоздя)

У нас опять ничего не получится, ведь ты обозначаешь звук [а], - сказали буквы.

Что же делать? Ребята, подскажите!

Дети: - Надо поставить Ь (мягкий знак)

Иди к нам, мягкий знак, - позвали буквы.

Он с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в конец.

Что получилось? (Гвоздь)

Развеселились буквы, всем захотелось дружить с буквой Ь (мягкий знак)

ЧТО УМЕЕТ МЯГКИЙ ЗНАК?

Однажды буквы-волшебницы решили устроить вечер чудес на морском берегу. Когда гласные буквы показали всё, что они приготовили, вперёд вышел Мягкий Знак.

Я тоже умею превращать слова! - заявил он.

Буквы удивились: обычно Мягкий Знак сидел тихо в сторонке. И вдруг - такое заявление!

Никто не поверил Мягкому Знаку. Затаил он обиду на всех окружающих.

Вот, смотрите, - говорит, - блюдо. А на блюде - чудесные пенки с малинового варенья.

Угощайтесь! Буквы взяли большие ложки и подошли к блюду. И вот тут Мягкий Знак влез в самую середину слова "пенки"… В тот же миг вкусные пенки превратились в обыкновенные пеньки! Буквы чуть зубы себе не поломали! А Мягкий Знак показывает им на море:

Видите, плывёт по волнам кораблик! Везёт мел для стройки. А теперь смотрите, что будет!

И Мягкий Знак встал в конце слова "мел". В ту же минуту перед корабликом оказалась мель! Кораблик наскочил на неё - и едва не перевернулся!

Хватит! Перестань! - кричат гласные. - Мы тебе верим!

А Мягкий Знак никак не может остановиться.

Видите, - кричит, - мол? Он охраняет берег от морского прибоя. Ой-ой-ой, что сейчас будет!

И встал в конце слова "мол". Тут же огромный каменный мол превратился в жалкую бледную бабочку - моль. Моль вспорхнула и улетела. А на морской берег хлынули могучие волны.

Спасайся кто может! - закричали буквы и бросились в рассыпную. Первым пустился наутёк Мягкий Знак. Он выскочил изо всех превращённых слов. Маленькая бабочка моль снова превратилась в надёжный мол. Волны, ворча, убрались с берега и спрятались за молом.

Слово "мель" превратилось в мел, и кораблик продолжил свой путь.

А неаппетитные пеньки сделались чудесными ароматными пенками! И буквы принялись уплетать угощение! Мягкому Знаку тоже дали облизнуть ложечку. Ведь он пообещал с этих пор творить только добрые чудеса!

А я хочу рассказать вам сказку сказу про твёрдый и мягкий знаки, - заявила Наташа и приступила к своему повествованию:

Однажды по дороге твёрдой походкой шёл Твёрдый Знак.

Не сочините ли вы для меня какую-нибудь сказку? - остановил его Восклицательный знак. - Я подарю её Восклицательному знаку. Сегодня у меня день рожденья.

Не! - твёрдо ответил Твёрдый знак.

Неужели не сочините? - опечалился Вопросительный знак.

Нет и только нет! - сказал Твёрдый знак ещё твёрже.

Но почему? - удивился Вопросительный знак.

Не хочу! Не буду! Не желаю! - Твёрдый Знак стоит на своём очень твёрдо.

Вопросительный Знак вопросительно смотрел на дорогу. По дороге в мягких тапочках шёл Мягкий Знак.

Не сочините ли вы для меня какую-нибудь сказку? - обратился к нему Вопросительный знак.
- Мне, честно говоря, не хочется, - мягко сказал Мягкий Знак. - Но я попытаюсь… так и быть.

И вот вечером Вопросительный Знак прибежал к Мягкому Знаку за сказкой.

Жаль… мне очень жаль, - промямлил Мягкий Знак, - но, право, я не умею сочинять сказки. И он заплакал.

Но почему же вы мне сразу не сказали? - рассердился Вопросительный Знак.

Вы были так любезны, - прошептал Мягкий Знак, - и я не смог вам отказать сразу. Я не люблю отказывать. И он заплакал ещё сильнее.

Вопросительный Знак расстроился:

Извините, но я не могу вас утешить. Я опаздываю. На день рожденья.

Он бежал по дороге и думал: "Что же я скажу, если Восклицательный Знак спросит, где подарок???"

Но Восклицательный Знак ничего не спросил. Он воскликнул:

Ура! Наконец-то! Пришёл мой друг - Вопросительный Знак! Как я рад!

(Э. Мошковская)

Интересная сказка, но пора играть, - уверенно заявил Буратино.

Ты прав, Буратино, - перебил друга Карандаш. Я выучил несколько стишков на тему "На кого похожи буквы "Ь" и "Ъ" знаки? И нарисовал несколько картинок сначала на тему про Ь:

На что (кого) похожа буква Ь



Буква Р перевернулась -
Мягким знаком обернулась. (В. Степанов)

Мягкий знак живёт беспечно.
Он без кепки ходит вечно
. (А. Шибаев)

Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой,
Вот так.
Букву капелька смягчит -
Слово мягко прозвучит. (А. Шибаев)


Белка хвостик изогнула,
У пенёчка отдохнула.
Распушила хвост,
Да так -
Стал похож на мягкий знак! (Е. Тарлапан)

Я волшебник. Захочу -
Появлюсь и превращу
МЕЛ, которым пишут в школе.
В МЕЛЬ, опасную на море.
Кто волшебник - отгадай,
Выше руку поднимай!
(А. Шибаев)

Мягкий знак - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
(А. Шибаев)


На что (кого) похож Ъ

Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик -
Твёрдый знак,
Чтобы не облиться. (В. Степанов)

Опершись на длинный хвост,
В цирке кобра встала в рост:
- Ш-ш-ш-ш…
Я вам не угрожаю -
Твёрдый знак изображаю.
(Е. Тарлапан)

Как мы пишем
Твёрдый знак?
- Твёрдый знак мы пишем так:
Колесо и спичка,
Позади косичка. (А. Потапова)

Вы уже нас замучили своими сказками и похожестями, пора поиграть в какую-нибудь игру повеселей, - сказал Буратино и стал громко декламировать свои читалочки и считалочки:
Читалочки:

Лось шагает очень важно,
Он могучий и отважный.

Мышь скребётся под ковром,
Хочет поиграть с котом.
(В. Кузнецов)


Мягкий знак -
Волшебный знак!
Не звучит для нас никак!
Только помогает,
Буковки смягчает.
Иногда,
Чего кривить,
Может их он разделить.
(В. Кузнецов)

Всем внимание: секрет!
Мягкий знак как элемент
Для детей - подарок. (находка)
Научись его писать
(А. Шибаев)

Считалочки:
- Раз, два, три, четыре, пять:
Ты не спрятался опять?
Оглянись и посмотри,
Куда можно на счёт три
Спрятаться немножко!
А я считаю: два, три,… пять… -
Кто не спрятался -
Я не виноват!

Раз, два, три, четыре, пят…, -
Вышел зайчик погулять…!
Раз, два, три, четыре, шест…!
Волк хотел зайчонка съест…!
- Заяц, ты пропал совсем!
Раз, два, три, четыре - сем…!
Раз, два, три, четыре, во всем…!
Заяц ветку в волка бросил!
И пустился со всех ног наутёк!


Первоклассница Светлана никак не может запомнить название буквы Ъ.

- Таня, это твёрдый знак, - сказал учитель. Повтори.
- Твёрдый знак, - ответила Светлана.
Через несколько минут:
- Света, так какой же это знак?
- Крепкий.
- Не крепкий, а твёрдый. Запомнила?
- Да, это твёрдый знак.
Через несколько минут:
- Светлана, так какой же это знак?
- Жёсткий.


Весёлые стихи про Ь знак.


Вьюга хлещет так и сяк,
Бьёт в лицо крупой сыпучей,
Очень жёсткой и колючей,
Несмотря на мягкий знак. (Я. Аким)

…Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно.
Мягкий знак перечеркнуть -
И свободен водный путь.
Мягкий знак стоит в сторонке,
Не мешает никому,
Но тихонько и легонько
Обращаются к нему.
Соль зовёт, и день, и пень -
А помочь ему не лень!
Хоть и тихий он на вид -
За себя он постоит!
Всё короче наша тень,
Это значит скоро день.
Тень растёт, уходит прочь,
Это значит - скоро ночь. (В. Лунин)

Вставь пропущенную букву


Кузнечик влез на старый пен…,
Он пел там песенки вес… ден…
К нам давно из дальних стран
Завезён цветок тюл…пан.
А теперь в любом саду
Я весной его найду.
(М. Хаткина)

Ван…ка-встан…ка, ван…ка-встан…ка, -
Удивительный какой!
Ван…ке-встан…ке, ван…ка-встан…ке
Колыбел…ную не пой!
Не клади его в кроват… -
Всё равно не будет спат…!
(М. Хаткина)

Профессор собирался в пут…,

Ёж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съёжась, выставил иголки -
Объегорил злого волка. (В. Лунин)

Объявляется банкет!
Все объедки сдай в буфет!
Объясняю: в цирке есть
Те, кто их желает съесть!
(В. Берестов)
Было сели, стало съели.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник? -
Твёрдый знак.
Твёрдый знак нам нужен тоже.
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье. (С.Маршак)

Впереди весёлый день!
Не пускайте в сердце лень!
Себе скомандуем: подъём!
И настежь окна распахнём.
(М. Хаткина)
На пенёк Мишутка сел,
Пирожок Мишутка съел
Под высокой елью… Карлсон его решил проучить. Как только его друг отвернулся, он подписал Ь знак ко всем словам, напечатанным Буратино. Появились совершенно новые слова:
УГОЛЬ, МЕЛЬ, ЕЛЬ, БРАТЬ, СТАЛЬ, ШЕСТЬ .
Карлсон после это с улыбкой потирал руки и загадочно улыбался. Ему самому понравилась сочинённая им самим шутка.

1. Сконструируй новые слова, переместив мягкий знак в середину из исследующих слов: день, пень, уголь, окунь, зверь, огонь. (Деньки, пеньки, угольки, окуньки, зверьки, огоньки)
2. Чем кончается осень? (Мягким знаком)
3. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных шестов с заострёнными концами? (Коля - колья)
4. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак? (Марья, Дарья, Софья)
5. Заполни занимательные модели:
- - - ь (конь, лось, боль, мель, соль)
- - - ь - - (пальто, письмо, коньки)
- - - ь - (Марья, Дарья, Софья)
6. Найди слова с разделительным мягким знаком. Подчеркни их:

Пью лью шью бью
пьёт льёт шьёт бьёт
платье альбом пальто воробей

7. Впиши слова с разделительным мягким знаком:

А) Снежная буря ВЬ- - -
Б) Домики для пчёл У- Ь -
В) Мать, отец, дети С- - Ь -
Г) Животное О - - - Ь - - -
Д) Ягоды, спаренные в сахаре В- - - -Ь -
(вьюга, ульи, семья, обезьяна, варенье)

8. Напиши названья животных. Обратись при этом за помощью в раздел "зооазбука" нашего сайта www.сайт
А) - - - Ь
Б) - - - - Ь
В) - - - - - Ь
Г) - - - - - - Ь

9. Допиши буквы:
- - ЛЬ
- - ЛЬ
- - ЛЬ
- - ЛЬ
10. Назови слова, в которых есть мягкий знак в словах, обозначающих месяцы (июнь, июль, сентябрь, ноябрь, декабрь …)

11. Найди на карте страны, края и города, в названии которых есть буква мягкий знак (Астрахань, Куршавель, Кубань, Польша…) . Мысленно или с помощью компьютера осуществите туда путешествие.
Твёрдый знак.

2. Задания Буратино

На занятия к детям пришли сказочные герои - Буратино и Карлсон. Буратино принёс сюрприз. Напечатал слова и доволен. Он думает, что мы их не прочитаем:
СЕЛ, СЕМ, СЕЛИ, СЕЛА.
Карлсон его решил проучить. Как только его друг отвернулся, он подписал Ъ знак ко всем словам, напечатанным Буратино. Появились совершенно новые слова:
СЪЕЛ, СЪЕМ, СЪЕЛИ, СЪЕЛА .
Карлсон после это с улыбкой потирал руки и загадочно улыбался. Ему самому понравилась сочинённая им самим шутка.
А вот на следующие четыре вопроса, сочинённые Буратино, Карлсон ответить не смог. Помогите ему, ребята!

1. Сможешь ли ты заполнить занимательные модели:
А) - ъ- - - (съезд, подъезд, съели)
Б) - - - ъ - - -(подъезд, разъезд)
В) - - ъ - - -(объезд, подъезд)

2. Найди слова с разделительным твёрдым знаком. Подчеркни их:
съехать въезд объяснить съел
въехать съезд разъяснить съела
отъехать отъезд разъяснение съели

3. Впиши слова с разделительным твёрдым знаком:
А) Недоеденные куски ОБ- - - - -
Б) Вход в здание ПО - - - -
В) Неисправность ИЗ- - -
Г) Пригодный для еды С - - - - - - - -
(Объедки, подъезд, изъян, съедобный)

Фонетика — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки и их чередования, а также ударе-ние, интонация, слогораздел.

Графика — это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотноше-ние со звуками речи.

Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и со-ответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обо-значают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).

Гласные и согласные звуки

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

1. Гласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

2. Согласные звуки — это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.

а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твер-дости-мягкости : [б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук — [лук] и люк — [л′ук].

б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соот-носительные пары но твердости-мягкости, то есть в языке суще-ствуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш ′], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягкие).

Примечания:

  • у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
  • звук [ш ′] обозначается на письме буквой щ;
  • черта сверху обозначает удвоенный (долгий) звук . Например, щека — [ш ′ика], чаща — [чаш ′а], ванна — [ван а], касса — [кас а]. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] — ванна.

в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] — [п], [б′] — [п′], [в] — [ф], [в′] — [ф′], [г] — [к], [г′] — [к′], [д] — [т], [д′] — [т′], [з] — [с], [з′] — [с′], [ж] — [ш]. Ср.: бить — пить, год — кот, жить — шить.

г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соот-носительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х′].

3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′]. Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′]. Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухи-ми и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухи-ми. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка — ло[т]ка, сказка — ска[с]ка, воз — во[с]. Возможно и об-ратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звон-кими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Напри-мер, косьба — ко[з′]ба, просьба — про[з′]ба.

Обозначение мягкости согласных на письме

В русском языке мягкость согласных обозначается следую-щими способами:

1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза — [пол′за], лось — [лос′] и др.

Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости со-гласных в следующих случаях:

а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья — лис[т′йа], бе-лье — бе[л′йо];

б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) — нож (2 скл., м.р.);

в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глаго-ла), а также наречий: вскачь, навзничь.

2. Посредством букв и, е, ё, ю, я, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные зву-ки [и], [э], [о], [у], [а]: лес — [л′эс], мёд — [м′от], лил — [л′ил], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

3. При помощи последующих мягких согласных: винтик — [в′ин′т′ик], слива — [с′л′ива].

Звуковое значение букв е, ё, ю, я

1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:

  • в начале слова: например, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;
  • после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, дают — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;
  • после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи — соловь[йи].

2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшеству-ющего согласного в позиции после согласных, парных по твер-дости-мягкости: мех — [м′эх], нёс — [н′ос], люк — [л′ук], мял — [м′ал].

Памятка:

  • Звуки [й], [л], [м], [н], [р] — звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
  • Звуки [х], [ц], [ч], [ш ′] — глухие (не имеют пары по твер-дости-мягкости)
  • Звуки [ж], [ш], [ц] — всегда твёрдые.
  • Звуки [й], [ч], [ш ′] — всегда мягкие.

Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) — это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля 1 .

При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.

Порядок фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (по школьной традиции):

1. Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове.

3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках).

4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):

  • характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или без-ударный;
  • характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твер-дости-мягкости, звонкости-глухости.

5. Укажите количество звуков и букв.

Образцы фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (базовый уровень)

Земле — зем-лé
з[з′] — согласный, мягкий, звонкий
е[и] — гласный, безударный
м[м] — согласный, твердый, звонкий
л[л′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
__________
5 букв, 5 звуков

Чернеют — чер-нé-ют
ч[ч] — согласный, мягкий, глухой
е[и] — гласный, безударный
р[р] — согласный, твердый, звонкий
н[н′] — согласный, мягкий, звонкий
е[э] — гласный, ударный
ю[й] — согласный, мягкий, звонкий
[у] — гласный, безударный
т[т] — согласный, твердый, глухой.
___________
7 букв, 8 звуков

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь