Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Тема: Подготовка к постановке звука [Ш].

Цель: подготовка артикуляционного аппарата обучающегося к постановке звука [Ш].

Задачи:

1. образовательные:

Создать психологическую готовность к вызыванию звуков речи;
формировать длительную воздушную струю;

2. коррекционно – развивающие:

  • развивать мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление;
  • развивать фонематический слух, упражняя в выделении из звукового потока;

3. воспитательная: воспитывать доброжелательность, умение взаимодействовать с педагогом.

Оборудование:

  • демонстрационный материал – предметные картинки;
  • индивидуальный материал – картинки с изображением предметов, кусочек ватки.

Ход занятия

I. Орг. момент. — Здравствуй! Давай друг другу улыбнемся. Присаживайся поудобнее.

II. Мимическая гимнастика. — А сначала проведем разминку мышц лица.
Нахмурить брови. Поднять брови (удивиться). Улыбнуться. Улыбнуться так, чтобы были видны зубы. Выдвинуть губы вперед. Улыбнуться. Нахмурить брови. Поднять брови.

III. Артикуляционная гимнастика. — Сейчас разомнем язычок.

Упр. «Лопаточка». — Высунь широкий язык, расслабь его и положи на нижнюю губу. Язык не дрожит. Удержи его в таком положении.

«Чашечка». — Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потя¬нуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении 10 секунд.

«Вкусное варенье». — Приоткрой рот, высунь широкий язык. Представь, что на верхней губе у тебя варенье, нужно облизать языком верхнюю губу и убрать в глубь рта.

«Грибок». — Широкий язык нужно присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы «ножка грибка» (уздечка языка) натянулась. Удержи в таком положении.

IV. Дыхательная гимнастика.

«Фокус». — Хорошо! А сейчас мы с тобой покажем фокус. Язык клади на верхнюю губу, как при упражнении «Вкусное варенье». Делай глубокий вдох носом, я тебе кладу ватку на кончик носа, тебе нужно ее сдуть, выдохнув через рот.

«Парус». — Посмотри, перед тобой парус и три акулы, тебе необходимо сбить парусом акулы. Для этого делай глубокий вдох носом, не поднимая плеч, спинку держим ровно. Выдыхаем через рот, тонкой струей на парус, направляя его в сторону акул.

V. Развитие мелкой моторики. — Теперь мы разомнем наши пальчики. Посмотри сколько зверей к нам пришло.

Медвежонок в гости шел.
К рыжей белке он зашел,
В гости и ежу…
Даже к серому зайчишке
Заходил наш бурый мишка.

VI. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Поймай звук». — Давай поиграем с тобой в игру «Поймай звук». Я буду произносить звуки, услышав звук [Ш] хлопни в ладоши. Будь внимателен!

Произносятся звуки: [ З ],[ Щ ],[ Ж ],[ С ],[ Ш ],[ Ц ], [ Ш ], [Х].

— Теперь я дам тебе картинки, посмотри на них внимательно. Покажи мне рисунки, в которых прячутся слова со звуком [Ш].

Слова: щетка, апельсин, звезда, вишня, шапка, щука, шкаф.

VII. Развитие памяти и внимания. — «Сейчас я покажу тебе картинки. Внимательно рассмотри их, назови и запомни. Далее ты закроешь глаза и я уберу одну картинку, а когда откроешь глаза должен сказать, какого изображения не стало».

VIII. Итоги занятия.

— Молодец! Наше занятие подходит к концу. Тебе понравилось занятие?
— Какие слова тебе запомнились?
— Молодец, хорошо работал! Занятие окончено. Яровенко С.В.
учитель — логопед, Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №78 VIII вида.

Конспект логопедического занятия по устранению оптической дисграфии.

Цель: Дифференциация букв И-У на письме.

Задачи:

  1. Учить различать буквы И-У на письме
  2. Развивать фонематический анализ и синтез.
  3. Развивать зрительную память и зрительно- пространственную ориентировку.
  4. Активизировать словарь.
  5. Развивать самостоятельность и аккуратность.

Ход занятия.

  1. Сядет тот, в чьём имени есть буква И.
  2. Сядет тот в чьём имени есть буква У.
  3. Сядут все остальные.

Развитие пространственных представлений .

Нарисовать точку, ниже- крестик, справа от точки- круг. Нарисовать кружок, справа от него крестик, сверху крестика поставить точку.

Сообщение темы . Рассмотрите элементы букв и составьте буквы.

Какие буквы у вас получились? Сегодня на уроке мы будем говорить о буквах И-У.

Что вы можете о них сказать? (гласные).

Звук У- гласный 1 ряда, он не обозначает мягкость согласных.

Звук И – гласный 2 ряда, он обозначает мягкость согласных.

Будем подчёркивать их красным цветом.

Развитие фонематического восприятия .

Послушайте звуки и поднимите соответствующую карточку с буквой У-И.

Звуки: П,А,О, Щ, И, У, В, О…

Хлопните, если услышите слог со звуком У.

Слоги: ПО,ПИ,ТИ, ЖУ, ЧИ, КУ..

Хлопните, если услышите слог со звуком И.

Слоги: МИ,ДИ, ХИ, ТУ,ДУ,ПА..

Расшифровать символы . Образец на доске.

Вместо стрелки вправо –И, вместо стрелки вниз –У

Отгадайте загадки, ответы зашифруйте человечками.

Найдёшь их в озёрах, В излучинах рек И в бочках с водой На витринах аптек. (пиявки)

По волнам гуляет зонтик,

Если встретите- не троньте!

Вот так чудо, вот так диво!

Зонтик жжётся, как крапива. (медуза)

Стой, платва и караси!

И пощады не проси:

Я хозяйка здесь в пруду,

На охоту я иду! (щука)

По сути- зверь, а с виду- рыба,

Огромен, я его боюсь,

А догадаться вы могли бы,

Кто пищу цедит через ус? (кит)

Эта рыба - людоед,

Не просись к ней на обед. (акула)

В реках африки живёт

Злой зелёный пароход!

Кто б на встречу ни поплыл

Всех проглотит…..(крокодил).

Подбери и запиши слова наоборот. Выдели И-У.

Широкий-

Неряшливый-

Длинный-

Красивый-

Письменный-

Скучный-

(узкий, аккуратный, короткий, уродливый, устный, интересный)

Запишите слова в 2 столбика с буквами И-У.

М___л п___ть шп___лька м____шка.

Вставьте пропущенные буквы И-У.

ш___т____ть ____к____с_____ть м____льтф_____льм

м____жч____на ____гр___шка м_____ск____л

п___тн___к п___гов___ца р___к____

к___н___ца к____р___ца л___ч____к___

Соберите рассыпанные буквы И-У.

а, у, и, т, л, к а,у, л, ц, и т,с, ф, и, у, г, и,р

ж, и, п, у, р,а,н н, к, и, ш,у,в и, у,у, з, м, д,р.

(улитка, улица, фигурист, пружина, кувшин, изумруд).

Назови ласково.

Кувшин- кувшинчик бусы-

Изба- бинт-

Клумба- ухо-

Вилка- миска-

Игрушка- курица-

Шуба- голубь-

Пихта- будильник-

Измени слова по образцу . Как назвать эти слова одним словом? Ответ зашифруй человечками.

Рубанок- рубанки тяпка-

Отвёртка- топор-

Пила - дрель-

Молоток- лопата-

Сверло- напильник-

Загадка. Цветок в воде родится,
А воды не боится. Кувшинка (Детям выдаётся раскраска кувшинки).

Литература:

  1. Коррекция нарушений письменной речи. Под редакцией Яковлевой Н.Н.2004 год.

Предварительный просмотр:

Буквы А-Я после твёрдых и мягких согласных.

Дифференциация согласных, твердость и мягкость которых обозначается буквами А-Я.

Цели:

  1. Формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и словосочетания;
  2. Закреплять навыки звукового, слогового анализа и синтеза слов;
  3. Формировать фонематическое восприятие;
  4. Развивать мелкую моторику;
  5. Обогащать и уточнять словарный запас;
  6. Совершенствовать грамматические формы речи;
  7. Развивать коммуникативные навыки;
  8. Воспитывать умение осуществлять самоконтроль;
  9. Воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности.

Ход урока

  1. Приветствие. Проверка готовности к занятию.

Учитель: На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят) Наши уши внимательно слушают и все … (слышат) Голова запоминает и … (думает)

2. Постановка цели занятия

– Сегодня мы будем учиться различать на слух твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами. Узнать с какой парой гласных букв мы будем работать, вы сможете, выполнив первое задание.

Возьмите листы с заданиями и синюю ручку, в центре верхней строки запишите дату и поставьте точку.

В ряду букв найдите слова. пвгрядвгакаегрязьрлапвемячнарцуксадвыуцмаквфц

Какие слова вы нашли? (ряд, грязь, мяч, мак, сад)

Сравним эти слова по написанию. Что общего в написании этих слов? ( одна гласная буква в середине слова.)

Чем отличаются эти слова? (В одних словах гласная буква А, а в других буква Я. )

На какие две группы можно разделить эти слова?

Распределите эти слова по группам. Я на доске, а вы на своих листочках.

Подчеркните гласные буквы красным цветом.

Обозначим твердость или мягкость согласного перед гласной буквой.

Каким цветом обозначим твердость согласного? (Синим.)

Каким цветом обозначим мягкость согласного? (Зеленым.)

Как звучат согласные перед буквой А? (Твердо.)

Как звучат согласные перед буквой Я? (Мягко.)

Сформулируйте тему нашего занятия.

После ответов тема появляется на доске: “Буквы А- Я после согласных”

3. Основная часть

1. Дифференциация А-Я на уровне слога:

Потренируемся различать твердые и мягкие согласные на слух:

Если я произнесу слог или слово с мягким согласным, поднимите зеленый круг; если с твердым согласным – поднимите синий круг (у уч-ся на партах два круга: зеленый и синий) .

Ба, та, ля, ка, мя, тя, ся, за; лак, мак, ряд, грязь, мяч, мак, сад, рад.

Пальчиковая гимнастика:

Пальцы – дружная семья Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их) Вот большой! А это – средний. Безымянный и последний – Наш мизинец, малышок! (поочередно прижимаем пальчики обеих рук к ладоням) У-у-у! Указательный забыли. Чтобы пальцы дружно жили, Будем их соединять. И движенья выполнять… Мы рога козы покажем.

(Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем рога поднимаем к голове)

И рога оленя даже ….(широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем ветвистые рога к голове) Мы про зайку не забудем – Ушками водить мы будем. (Выдвигаем вперед указательные и средние пальцы обеих рук, поднимаем к голове. Двигаем пальцы, наклоняем их вперед, а потом сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем.) Чтобы четко говорить, Надо с пальцами дружить. (Каждый палец руки присоединяем поочередно к большому.)

Закончите стихотворения, вставляя слова с гласными А-Я.

Дождик, дождик, поливай- Будет хлеба__________. (урожай)

Весна готовит свой парад, Весь мир весне весёлой_________. (рад)

Я сижу, едва не плача: Очень трудная_________ (задача)

Дом на рельсах тут как тут, Всех умчит он в пять минут. Ты садись и не зевай, Отправляется _______ (трамвай)

Если всё ты будешь знать, То получишь в школе _________(пять)

Вставьте пропущенные буквы А-Я.

кв___др___т, х___л___т, шл___п___, м___л____р, ш___пк___, ц___пл____, т__жесть, кр__сить, ст__рый, т__нет, гл___з, т__щит, к__мень.

Вставить недостающий слог РА-РЯ. (игра с мячом).

ИГ___ МЕ___ ДЫ___

НО____ ФА___ СЕ___

БУ___ ЗА____ ГИ____

Вставьте недостающий слог ДА-ДЯ .

ДЯ___ ВО___

МО___ ВОЛО___

Игра в мяч .

У лисы- лис__т___.

У белки- бельч__т__.

У ежа- еж__т__.

У волка- волч__т__.

У зайца- з__йч__т___.

Вставьте нужные по смыслу слова.

Надо …….игру начинять

Мама будет……. пирог рыбой начинать

Скульптор ……… глину мял

Дима ещё очень …. мал

Сын ….. как мама…. глядит

Гладит

Юра был….., что попал в первый….. рад

Ряд

Цветок у Вали…. завал

На дороге после урагана …. завял

Приятный запах у … маты

В спортивном зале тяжёлые … мяты.

Записать слова в три столбика .

А Я А-Я

Арбуз Маяк Автомат Мост земляника моряк аист яблоко обезьяна лилия

Какое слово лишнее? (мост)

Собери и запиши слова из букв . Объясни их значение. Отметь мягкость – твёрдость согласных перед гласными А-Я.

д,д,я, я н,н,я,я к,р,т,о,а,н

З,м,л,е,я к,р,я,а,о,г

Вставьте пропущенные буквы А-Я. «Подружи слова».

Хитрая б___бочк___

Ловкая мышк___

Пушистая зме___

Серая обезь___н___

Ядовитая кошк____

Яркая лис____

Заключительный этап

– Какие согласные мы учились различать на слух? – С какой парой букв мы работали на занятии? – Какая из букв обозначает мягкость согласного на письме? – Какая из букв обозначает твердость согласного на письме?

Литература.

  1. Коррекция оптической дисграфии. Мазанова Е.В.
  2. Весело, забавно, интересно. Дидактический материал по профилактике и коррекции дисграфии у учащихся начальной школы С-Пб 2008 год.
  3. Занимательные занятия логопеда для школьников. Яворская О.Н.2014год.
  4. Козырева Л.М.Тайны твёрдых и мягких согласных 2007 год.

Конспект логопедического занятия

с учащимися 2 класса МОУ «Удомельская средняя общеобразовательная школа №4», имеющими логопедическое заключение «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Учитель-логопед

МОУ «Удомельская общеобразовательная школа №4»,

Тема занятия: Ударение. Ударный слог.

Цели: Закрепить знания о гласных звуках, о смыслоразличительной роли ударения.

Закрепить навык правильной постановки ударения в словах.

Расширять словарный запас, развивать умение подбирать обобщающие слова.

Развивать внимание, память, мышление.

Воспитывать у учащихся любовь к русскому языку, готовить их к овладению орфоэпическими нормами современного русского литературного языка.

1.Оргмомент.

Упражнения для рук «Кулак, ребро, ладонь», «Замочки».

Установка на правильное произношение звуков Л, Р. Проговаривание чистоговорок.

2. Проблемная постановка цели занятия.

Упр. «Помоги Незнайке». Логопед зачитывает предложения:

Ваза стОит на столе.

Книга стоИт сто рублей.

На двери висит железный зАмок.

Принцесса пришла в свой красивый замОк.

В комнате висят полкИ с книгами.

ПОлки идут на войну.

Какие ошибки допустил Незнайка в этих предложениях?

Для чего нужно уметь правильно ставить ударение в словах? (Ударение

помогает различать слова, проверять написание гласных, на которые не падает ударение, делает речь красивой и выразительной).

3. Актуализация опорных знаний.

Работа с таблицей «Гласные буквы».

Назвать гласные буквы 1 ряда.

Назвать гласные 2 ряда.

Ответить на вопросы:

Сколько гласных букв в русском языке?

Какие гласные буквы записаны в первом ряду?

Какие гласные буквы записаны во втором ряду?

Сколько гласных букв может быть в одном слоге?

Как называется гласная буква, на которую падает ударение?

Как называется гласная, на которую не падает ударение?

4. Изучение темы занятия.

а) Работа со схемами односложных и двусложных слов:

Наблюдение над структурой односложных слов. Работа со схемой односложного слова. (Схемы слов по мере их изучения вывешиваются на доске).

Наблюдение над структурой двусложных слов с ударением на первом и на втором слогах. Работа со схемами двусложных слов.

б) Выполнение задания. Рассмотреть картинки, разложенные на столе, и подобрать их к соответствующим схемам.

Запись слов в тетрадь в три столбика: сыр, рысь, шкаф, ручка, чашка, репа, топор, лимон, арбуз.

В) Наблюдение над произношением слов, ритмом (хлопки, выделение ударного слога более громким стуком карандаша по столу).

Физминутка

Динамическое упражнение «Как живешь?»

Упражнение для рук с массажным мячом.

Упражнение для глаз.

г) Работа со схемами трехсложных слов с ударением на первом, втором, третьем слогах.

Наблюдение над структурой трехсложных слов.

д) Выполнение задания. Рассмотреть картинки, разложенные на столе, и подобрать их к соответствующим схемам (с ударением на первом, втором, третьем слоге)

Запись слов в три столбика: барабан, виноград, огурцы, корова, ракета, радуга, цыплёнок, яблоко, курица.

е) Наблюдение над произношением и ритмом трехсложных слов.

  1. Лексическая работа.

Вспомните слова, которые мы записали, и назовите:

Овощи, фрукты, животных, птиц, посуду, продукты питания, инструменты, мебель.

  1. Наблюдение над орфоэпическими нормами современного русского литературного языка.

Упр. «Помоги Незнайке». Логопед рассказывает учащимся о том, что очень важно уметь правильно произносить слова русского языка. Каждый культурный человек следит за своей речью, умеет правильно ставить ударение в словах. Давайте поможем маленькому Незнайке научиться произносить слова правильно.

Работа над словами бАнты, шАрфы, тОрты, крАны, свЁкла.

Произношение, запись слов в тетрадь, постановка ударения, составление предложений.

  1. Закрепление изученного материала.

Письмо предложения по памяти с предварительным заучиванием на слух, зрительно и с составлением схемы предложения:

В лесу у ёлки сидит пушистый зайчик.

Самопроверка.

Выделение гласных звуков, слогов, постановка ударения.

Назвать ударный слог в каждом слове.

  1. Подведение итогов занятия.

Какую тему мы сегодня повторяли? Для чего важно уметь правильно ставить ударение? Какие слова мы помогли запомнить Незнайке?

Оценка деятельности учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Цели занятия:Образовательные:- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;- обогащение лексики по теме «Живот...

Цель: Выработка четкой дифференциации звуков [с-ш] в слогах и словах.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: совершенствовать технику чтения на материале слоговых таблиц, активизировать словарный запас по темам: «Магазин», «Овощи и фрукты», «Игрушки».
  2. Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и восприятие (звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов), развивать зрительно-пространственное восприятие, артикуляционную моторику, работать над развитием уровня концентрации и распределения внимания, слухового внимания и памяти, аналитического мышления.
  3. Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению заданий.

Оборудование:

  • магнитные буквы,
  • слоги,
  • зеркала,
  • наборное полотно,
  • слоговые таблицы,
  • наклейки с изображением овощей и фруктов,
  • картинки с изображением прилавка,
  • «ценники»,
  • карточки - «деньги» - слоговые схемы,
  • игрушки,
  • фишки для выполнения звукового анализа,
  • наклейки с изображением животных.

Организационный момент.

Игра «Давайте познакомимся».

Встаем в круг, держимся мизинцами. Первый игрок называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое и т.д.

Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

Если вы правильно выполните задание, то узнаете, куда мы с вами сегодня отправимся.

Сейчас я буду говорить вам комплименты, хвалить вас. Ваша задача – выделять третий звук каждого слова и обозначать его соответствующей буквой:

  • заМ ечательные
  • стА рательные
  • доГ адливые
  • прА вдивые
  • раЗ витые
  • прИ лежные
  • поН ятливые

Дети выкладывают на доске слово «МАГАЗИН» из букв магнитной азбуки.

Слоговой анализ.

Что возьмем с собой в магазин?

У вас под столешницами есть карточки. Что это? (Слоги).

Почему вы считаете, что это слоги? (В каждой части есть гласный).

Составьте из этих слогов слова:

  • сум-ка
  • ко-ше-лёк

(Кошелек – это маленькая карманная сумочка для денег.)

Зачем нам нужны эти предметы?

Сегодня за ваши правильные ответы я буду давать вам вот такие «деньги». А зачем, вы узнаете немного позже.

Характеристика звуков «с-ш». Артикуляционная гимнастика.

Выделите первый звук в слове «сумка». Произнесите его. В каком положении губы («улыбка») , зубы («заборчик») , язык («чистим зубы») , воздушная струя (холодная узкая воздушная струя по «желобку») (Звук С – согласный, т.к. есть преграда, глухой – голосовые связки не работают, твердый.)

Выделите третий звук в слове «кошелек». Произнесите его. В каком положении губы («окошечко») , зубы («сближены») , язык («чашечка») , воздушная струя (сильная, теплая, широкая) . Дайте характеристику этому звуку. (Звук Ш – согласный, т.к. есть преграда, глухой – голосовые связки не работают, всегда твердый.)

В чем главное отличие этих звуков? (При произношении этих звуков разное положение языка и губ.)

За правильные ответы: карточки – «деньги» <Приложение 1 >.

Сообщение темы занятия.

Посмотрите внимательно на наборное полотно. Кто сможет назвать тему занятия?

Сегодня мы не только пойдем в магазин, но и будем учиться различать звуки «с-ш».

Развитие фонематического слуха.

А для этого немного поработаем со слоговой таблицей <Приложение 2 >. Я называю слог, ваша задача – как можно быстрее найти этот слог в таблице и поставить на него свой указательный пальчик.

Слоги: шо, сы, су, си, ша, со, шу, са, ши.

Развитие зрительно-пространственного восприятия.

Итак, мы отправляемся в магазин. Назовите продукты, которые вы видите (груша, персик, свекла, капуста, петрушка, картошка, редиска, слива) <Приложение 3 >. В какой магазин мы пришли?

Продавец не успела выложить продукты на полки <Приложение 4 >. Поможем ей?

  • положите грушу на верхнюю полку слева;
  • справа от груши – картошку;
  • под картошкой – капусту;
  • на вторую полку справа положите редиску;
  • над редиской – персик;
  • между картошкой и персиком – сливу;
  • под грушей – свеклу;
  • слева от редиски – петрушку.

Назовите, что вы положили на первую полку (груша, картошка, слива, персик) ; на вторую полку (свекла, капуста, петрушка, редиска).

Продавец вам очень благодарна, вы помогли ей разложить продукты на полки.

За правильные ответы: карточки – «деньги».

Развитие аналогического мышления.

Посмотрите внимательно на первую полку. Что там лишнее? (Картошка.)

Почему? (Это овощ, а все остальное – фрукты).

Посмотрите на вторую полку. Что там лишнее? (Петрушка.)

Почему? (В слове «петрушка» звук «ш», а во всех остальных словах – «с»).

За правильные ответы: карточки – «деньги».

Дифференциация букв «с-ш».

Но в магазине каждый товар подписан и на нем указана цена. Давайте и мы поможем продавцу подписать ценники <Приложение 5 >. Но здесь что-то не так, что именно? (Пропущены буквы «с» и «ш»).

Вставьте в слова пропущенные буквы «с» или «ш».

Назовите слова, в которые вы вписали букву «с», «ш».

Вы справились с заданием. (карточки – «деньги» )

Развитие слогового анализа.

Отправляемся в следующий магазин. В каком магазине мы оказались? (В магазине игрушек).

У вас есть деньги, но вы можете купить только ту игрушку, название которой соответствует схеме на вашей карточке – «денежке», т.е. в названии игрушки должно быть столько же слогов, сколько и на схеме. Обратите внимание, на схеме показано, в каком слоге стоит звук «с» или «ш». Вы должны четко произнести слово по слогам и отдать «денежку» продавцу.

Развитие звукового анализа.

Выберите любую игрушку из тех, которые вы купили. Выполните звуковой анализ этого слова.

Итог занятия.

В каких магазинах мы сегодня побывали? Какие еще магазины вы знаете?

Какие звуки мы называли сегодня чаще всего? В чем их главное отличие?

Рефлексия.

В начале занятия я говорила, что вы внимательные, умные, старательные. Я не ошиблась! Вы – молодцы!

Выберите на память о сегодняшнем занятии наклейку, в названии которой есть звук «ш».

Коррекционно-образовательная цель:

  1. Учит работать с деформированным текстом.
  2. Формировать умение находить и исправлять речевые ошибки в предложениях.
  3. Совершенствование навыков беглого и осмысленного чтения.
  4. Предупреждать ошибки, связанные с нарушенным порядком слов.

Коррекционно-развивающая цель:

  1. Развитие психических процессов: память, мышление, воображение.
  2. Развитие слухового восприятия и внимания.
  3. Развитие мелкой моторики рук, тактильного гнозиса.
  4. Развивать умения грамотно выражать свои мысли.
  5. Развивать вербально-логическое мышление, слоговой анализ.

Коррекционно-воспитательная цель:

  1. Формирование усидчивости
  2. Формирование эмоционально-положительного настроя на работу.

Оборудование: карточки с заданиями, кроссворд, рассыпанные буквы, картинки путаницы, слова, деформированного текста, орехи, рабочие тетради, картинки к схеме пересказа.

Ход занятия

  1. I . Организационный момент

— Возьмите орех и проведите им между ладонями, по тыльной стороне левой, правой ладони, проведите им по «снежному кому».

  1. II . Основная часть.
  • Кроссворд

— Посмотрите, у вас на столах карточки. Слава, прочитай задание.

Задание: разгадай кроссворд, вставив пропущенные буквы, и узнай ключевое слово.

— Вам нужно разгадать ключевое слово. Какая буква пропущена в первом слове, втором, третьем, … .

— Но у вас в кабинете есть подсказка. Мы можем пойти по одному из двух путей, либо разгадывать кроссворд, либо найти подсказку сразу и узнать ключевой слово. (Если дети выбирают вариант с подсказкой, то время у них ограниченно – 1 минута. Не найдя за это время подсказку, они разгадывают кроссворд.)

Подсказка : на доске буквы, из которых можно составить слово: СНЕЖИНКА).

(учащиеся записывают буквы в карточках).

После того, как слово будет записано, один ребенок выкладывает это слово на доске из буквю

— Посмотрите на доску. Какая-то путаница. На столе сапожки, под столом лепёшки. Исправьте путаницу.

Следующая: овечки в речке, караси у печки; дед в печи, дрова на печи; под столом портрет, над столом табурет.

— Как нужно правильно сказать? (на столе лепёшки, под столом сапожки; овечки у печки, караси в речке; дед на печи дрова в печи; над столом портрет, под столом табурет).

  • Работа с деформированным текстом

— Открывайте тетрадь, отступите одну строчку вниз, запишите число.

— Я сегодня уронила книгу и из нее выпали все слова. Я их собрала, но не знаю правильно ли.

— Леша, прочитай первую строчку.

Подарил, детям, ежика, дедушка.

— Скажите, правильное предложение или нет? (нет)

— Давайте составим предложение правильно. Кто? – Дедушка. Дедушка что сделал? – подарил. Дедушка подарил кому? – детям. Дедушка подарил детям кого? – ёжика.

— Ксения, прочитай предложение, которое у нас получилось.

— Следующую строчку читает Юра.

Летом, сенях, он, в, жил.

— Похоже на предложение? (нет)

— Давайте составим.

Кто? – он. Он что делал? – жил. Он жил в какое время года? – летом. Он жил летом где? – в сенях.

(Один ребенок работает у доски, остальные в тетрадях).

— Следующую строчку читает Слава.

Ёж, в, уснул, норе, зимой.

— Кто? – ёж. Еж что сделал? – уснул. Еж уснул в какое время года? – зимой. Еж уснул зимой где? – в норе.

— Следующую строчку читает Ксения.

Ежик, голодный, весной, придет.

— Какой? – голодный. Голодный кто? – ежик. Голодный ежик что сделает? – придет. Голодный ежик придет, в какое время года? – весной.

— Последнюю строчку читает Юра.

Берегитесь, мыши!

Кто? – мыши. Мыши что делайте? – берегитесь.

— Прочитай еще раз весь текст Ксения.

— Прочитайте два раза весь текст в тетради. Теперь закройте тетрадь и перескажите текст. (На доске опорные картинки)

Все дети пересказывают текст.

III . Заключительная часть

  • Домашнее задание

Дома, вам нужно будет самостоятельно прочитать предложения и исправить их. Исправленные предложения записать в тетрадь.

  • Итог занятия

— Молодцы! Вы очень хорошо выполняли все задания. Закрывайте тетради и наводите порядок у себя на столе.

Название: Занятие логопеда в начальной школе. Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса с ОВЗ «Работа над деформированными предложениями».

Должность: учитель-логопед первой квалификационной категории
Место работы: МКОУ «Специальная школа № 80»
Месторасположение: город Новокузнецк, Кемеровская область

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь