Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Свадебные приметы, традиции и обычаи

Свадьба относится к наиболее важным событиям в жизни не только невесты и жениха, но и их семей, родственников и близких друзей, которые приглашены на это знаменательное событие. Разумеется оно окружено рекордным количеством суеверий, некоторые из которых пришли к нам из глубины веков и насчитывают не одно тысячелетие своей истории, а другие рождаются прямо на наших глазах, но всё же прочно занимают место в сознании тех, кому еще предстоит сыграть этот удивительный обряд.

Если ретроспективно анализировать с древних времен до настоящего времени брачно-семейные отношения на Руси, можно заметить, что они подверглись существенным изменениям. Однако основой их по-прежнему остаются отношения между мужем и женой, которые после свадьбы отделяются от родителей и начинают жить «своим домом», что опять-таки восходит ко временам позднего каменного века, неолитического общества, когда наблюдался распад общинных отношений и единицей общества уже считалась семья, жившая отдельно.

Вот только некоторые приметы, связанные со свадебной поездкой. Еще с тех времен, когда основным средством передвижения была лошадь, пошел обычай ехать в разных каретах (телегах, повозках) как жениху, так и невесте. В наше время, разумеется, для этих целей используются машины, но все равно смысл остался неизменным — жених и невеста добираются до загса в разных автомобилях, причем невеста едет со своими подругами, а жених — со своими друзьями.

Еще до того как невеста окажется в свадебной машине, жених, согласно опять-таки существующему обычаю, несет ее на руках до самой машины, хотя в последнее время этот ритуал соблюдается всё реже и реже, преимущественно в Западной Европе и Соединенных Штатах. Согласно тем же обычаям путь до машин жениху и невесте устилают лепестками роз, чтобы совместная жизнь у них была такой же яркой, красивой и романтичной как лепестки этих цветков.

Откуда же пришел к нам обычай украшать свадебные машины лентами и цветами и что он означает? Родом из Западной Европы, этот обычай представляет собой несколько измененную, очень древнюю традицию так называемых «невестиных бантов», получившую в нынешнем виде наибольшее распространение в XVII-XIX веках. Красавица-невеста отправлялась в церковь на венчание в сопровождении нескольких мальчиков, которые несли веточки цветущего розмарина, считавшегося цветком невесты, и узенькие полоски ленты, так называемые «невестины банты», которые завязывались на руках и считались гарантией счастливой семейной жизни. В начале XX века этот обычай стал постепенно забываться, но практика украшать предметы, относящиеся к свадьбе, осталась, правда сами банты перекочевали сначала на свадебные экипажи, а затем и на автомобили.

На Руси издавна существовала традиция устраивать свадебные сговоры и справлять свадьбы с праздника Покрова (14 октября) до Кузьмина дня (14 ноября). Вымаливая себе «вторую половину», девушки и парни в эти дни вспоминали все известные любовные заговоры, которые на Покров имеют особую силу. Считалось, что обряд свадьбы непосредственно связан с поклонением огню как животворящему началу и Солнцу — как образу небесного огня, пробуждающего землю. В последний день девичества невеста плакала у пылающего очага. Входя в дом мужа, невеста направлялась прежде всего к очагу, специально разжигаемому в этот день.

С днем свадьбы связаны и многие другие обряды и поверья. Хотя этот праздник и считался радостным и торжественным, невеста с момента появления свахи в доме до самого венчания в церкви, по обычаю, должна была не переставая плакать и сокрушаться о своей судьбе, выказывая тем самым почтение к родителям и благодарность за годы жизни, проведенные под отчим кровом. В день сватовства назначается день следующей встречи, когда жених должен явиться за ответом. Окончательный сговор и назначение дня свадьбы отмечали застольем в доме невесты. По старинной традиции, невесту символически «пропивали»: сваты и родители невесты пили за договор о будущей свадьбе, в залог нерушимости которого жених перед уходом брал у невесты платок и кольцо.

А вот как воспринимали обычай бить посуду на свадьбе наши предки. Первый бокал с шампанским молодожены разбивают на счастье. Обычай бить посуду на счастье во время свадьбы можно назвать интернациональным. На второй день свадьбы в русских деревнях начинали бить глиняные горшки. К тому же разбившийся горшок считался доказательством целомудренности невесты, а вот если горшок оставался целым, туго приходилось бедной девушке. Ведь разубедить окружающих, что она честная, было очень сложно. Да и вообще считалось: чем больше осколков, тем больше счастья.

Кое-где в Европе существовал обычай, по которому родители невесты после венчания выбрасывали из верхнего окна дома блюдо с пирогами. Хорошим знаком считалось, если блюдо разбивалось на большое количество осколков.

Обычай разбивать посуду на счастье существовал не только в России. Так, в Йоркшире (Англия) до сих пор существует традиция разбивать блюдо. Само блюдо дают в руки жениху, на нем находятся кусочки свадебной лепешки. Жених должен через голову невесты бросить это блюдо на дорогу. В это время детишки должны проворно расхватать кусочки пирога. В том случае если блюдо не раскололось на мелкие кусочки, дружок жениха должен растоптать его ногой. Чем больше насчитывалось разбитых кусочков блюда, тем больше счастья, как предполагалось, можно было ожидать у молодых.

Отец и мать невесты встречают молодых хлебом-солью, ведут к столу и усаживают на шубу, вывернутую шерстью вверх. Считается, что это приносит богатство и достаток в дом. Во время всего пира новобрачные не должны пить и есть, а дружок и подружка жениха и невесты следят за тем, чтобы молодые сидели, тесно прижавшись друг к другу («так, что кошка между ними не пробежит»). Гости пируют до позднего вечера, бьют посуду на счастье, славят молодых. Традиционный возглас «Горько!» связан с обычаем подносить каждому из гостей стопку водки, выпив которую, он должен подтвердить, что это была действительно водка, крикнув: «Горько!

А вот и некоторые приметы, связанные с обрядами бракосочетания и свадебными торжествами.

Свадебные приметы

■ Когда молодожены садятся за свадебный стол, необходимо, чтобы они сидели на одной скамье — тогда семья будет крепкой и слаженной, иначе брак может оказаться неудачным.

■ Новобрачных за столом, по древним обычаям, надо посадить на шубу, вывернутую вверх шерстью, чтобы жили богато и с достатком.

■ Жених и невеста всегда должны находиться рядом друг с другом и не позволять, чтобы между ними кто-нибудь вставал, иначе разойдутся. Человек, который появлялся между ними, являлся провозвестником несчастья в семейной жизни. А кроме того считалось, что тот, кто станет между молодоженами, и будет причиной их расставания.

■ Не пригласить всех родственников — к выяснению отношений. В принципе к этой примете можно отнестись с известной долей юмора и не принимать ее всерьез, но задуматься над ней на досуге всё же не помешает.

■ Та девушка, которая поймает букет, брошенный невестой, следующая выйдет замуж, причем в следующем году. Особенно эта примета популярна в последние десятилетия, под влиянием американских фильмов.

■ Подруги не должны мыть посуду после свадьбы, а то быть ссоре с молодоженами.

■ Много гостей на свадьбе — к хлопотам. К этой примете тоже можно отнестись как к шуточной, фольклорной. Вероятно она исходит от пословицы «Бедному жениться — ночь коротка».

■ Хорошее угощение на свадьбе — к частым гостям в доме.

■ Жених и невеста не должны фотографироваться порознь на свадьбе — иначе они расстанутся.

■ Монеты, положенные во время свадьбы в рюмки жениху и невесте, нужно хранить дома под скатертью, тогда семья будет жить богато.

■ Если, возвращаясь из загса, первой в дом заходит невеста — она будет руководить в семье, если жених — он будет хозяином.

■ Если на свадьбе связать лентой две бутылки шампанского и не пить их, а оставить — молодожены обязательно отпразднуют годовщину свадьбы и рождение первого ребенка.

■ Если во время свадьбы с невесты упало украшение — дурное предзнаменование.

■ Если дарят столовые принадлежности (особенно с ножами), отдайте монетку — иначе быть раздорам.

■ Жених не должен видеть свадебного платья до дня свадьбы и не должен накануне свадьбы видеться с невестой.

■ Неудача поджидает невесту, если до свадьбы она увидит себя в зеркале в полном свадебном наряде.

■ Если у невесты на свадьбе порвалось платье, то свекровь будет злая.

■ Дождь или снег в день свадьбы — к счастью.

Существует множество примет, касающихся венчальных свечей. Вот например, считается, что тот из молодоженов, у которого венчальная свеча догорит раньше, умрет первым, а если она выпадает из рук, то это уж совсем считалось не к добру. Также не предвещало ничего хорошего неровное горение венчальной свечи, которая таким образом «волновалась» о старших в доме.

Если в день свадьбы шел дождь, то это считалось отличным предзнаменованием, но плохо если свадьбу играли зимой и разыгрывалась метель — согласно приметам, из молодой семьи выдувалось всё богатство.

Если после обряда венчания свадебный кортеж поехал по другой дороге, то это считалось отличным предзнаменованием, так как теперь муж и жена будут жить новой жизнью и не вернутся к прежней.

А что можно было предпринять, если девушка не хотела выходить замуж за того, кого ей прочили в мужья? Предприимчивые сваты старались во что бы то ни стало завладеть старой обувью и веником девушки, так как в этом случае она все равно должна была выйти замуж, даже помимо своего желания, за нелюбимого человека.

Некоторые приметы, связанные с проведением обряда венчания, насчитывают несколько столетий, и в нынешнем веке их также стараются соблюдать, свято веря в их действенность.

■ Перед венчанием невеста должна чуть-чуть поплакать — брак будет счастливым. Лучше всего, если эти слезы будут от напутственных слов родителей, а не из-за каких-то накладок или проблем.

■ Когда невеста отправляется в церковь/загс, мать передает дочери семейную реликвию: кольцо, крестик, брошь, браслет и пр., чтобы эта вещь находилась с ней при венчании, оберегая ее.

■ Венчальные свечи жених и невеста должны задуть одновременно — к долгой совместной жизни.

■ После венчания молодые должны посмотреться в одно зеркало — к удаче, к дружной и счастливой жизни.

Сейчас модно брать кредиты на проведение свадебных торжеств, да это и понятно — все-таки отличный повод повеселиться с размахом, да и запоминается это событие у одних надолго, а у других — и на всю жизнь. В общем, хочется, чтобы торжества прошли на самом лучшем уровне, вот и приходится деньги одалживать, брать кредиты... А вот в старину это считалось дурным признаком, так как по поверьям, семья, справившая свадьбу на одолженные деньги, всю жизнь будет отдавать долги и не иметь своих собственных денег.

Перед тем как сесть за свадебный стол, молодые должны разбить тарелку и вместе переступить через осколки, чтобы не ссориться в браке.

Свадебный торт разрезает невеста, жених поддерживает нож. Кусок торта с основным рисунком жених кладет на тарелку своей суженой, следующий кусок невеста преподносит жениху, а потом уже — гостям. Эта примета к взаимному согласию и помощи друг другу.

Если три года подряд в годовщину бракосочетания свадебной скатертью застилать стол, то молодые вместе проживут до старости.

Ну и конечно же, редкая свадьба даже в наше время обходится без традиционного свадебного каравая, о котором тоже сложено немало поверий и суеверий. Символ семейного счастья — свадебный каравай выпекают несколько женщин под руководством крестной матери жениха или невесты. Никогда не приглашают участвовать в этом ритуале вдов, разведенных или бездетных женщин: считалось, что их несчастливая судьба может повлиять на будущее молодой семьи.

В общем, примет о свадьбах существует великое множество, не все из них предвещают добро, но ведь и не все из них обязательно сбываются. Если верить в силу любви и не обращать внимание на мелкие неурядицы во время свадьбы, то ничего плохого и не случится. Главное — всегда верить в доброе и на всё смотреть с юмором.

В последнее время наблюдается увеличение интереса к африканской культуре и традициям. Некоторые фирмы, специализирующиеся на организации свадеб, даже предлагают услуги проведения свадьбы в африканском стиле. Экзотично, не правда ли? Но пожалуй стоит заранее узнать о некоторых приметах и обычаях свадьбы в Африке. Их — множество, и мы предлагаем вам некоторые из них.

Для начала важно, чтобы перед предстоящей свадьбой в дом, где будут жить молодые, вползла змея, — это считается хорошим предзнаменованием, знаком благосостояния и счастья в семейной жизни. Хозяйка дома в этом случае предлагает змее миску с парным молоком и просит остаться. И уж совсем отличным знаком считается, если змея попробовала угощение, — быть счастью в доме.

Также существует достаточно распространенный запрет на внутриплеменные любовные взаимоотношения; согласно поверьям многих племен, это несет беду и несчастья всему племени и разумеется тем мужчине и женщине, которые вопреки традициям полюбили друг друга.

Во время проведения самой свадебной церемонии хозяева дома, в котором разыгрывается это действо, читают заклинания и молитвы о благополучии дома, призывают духов предков быть благосклонными к ним, а также просят о достатке, благополучии и здоровье для всех. Примечательно, что аналогично традициям европейской церемониальной магии, африканцы в конце каждой молитвы-заклинания произносят хором «Да будет так».

Обычай перепрыгивать на свадьбе через метлу распространен не только на свадьбах древних и современных язычников, это непременный атрибут свадебных церемоний многих африканских племен. Жених с невестой во время свадьбы должны перепрыгнуть через метлу, что символизирует начало создания собственного домашнего очага.

Два любящих сердца решили создать новый союз. Впереди множество приятных хлопот по подготовке торжества. Самое время вспомнить, какие существуют В России большинство пар старается придерживаться хотя бы самых основных. Все обычаи несут в себе смысловую нагрузку, о которой мы часто уже не помним, выполняя все неписанные правила, скорее, по привычке, чтобы было, как у всех. Попробуем разобраться, что символизируют обычаи и традиции на свадьбе в России.

Свадебное платье

Первое, что приходит в голову, когда вспоминаешь свадебные традиции в России, - это свадебное платье. Романтичное и воздушное, скромное и невинное, роскошное и элегантное - оно может быть любым, главное, чтобы невеста чувствовала себя в нем самой красивой в свой день. Несмотря на это, большинство девушек выбирают белые наряды. И лишь в редких случаях соглашаются на то одеяние, в котором кто-то уже выходил замуж. Обычно это мамино платье, если у нее сложился счастливый брак. Почему именно белое и новое? Цвет этот символизирует юность и невинность. Поэтому многие женщины, выходя замуж во второй раз, выбирают синий или вариации цвета шампанского, считая, что свой белый наряд они уже надевали. Новое платье символизирует новую жизнь, которая начинается со дня заключения брака.

Кстати, белый цвет в традиции свадьбы в России пришел из Европы. Издавна наши девушки выходили замуж в красных платьях, что символизировало плодородие. Мода изменчива, в том числе и на свадебные образы. Многие современные невесты стремятся уйти от традиционных цветов, добавляя к своему наряду яркие или, наоборот, нежные ленты или другую отделку. Красный сейчас выбирают только самые неординарные и экстравагантные особы.

Фата

История фаты как атрибута свадебного наряда насчитывает около двух тысяч лет. Римские невесты скрывали лица под вуалью в знак скромности, целомудрия и тайны. Лишь после церемонии муж мог снять эту завесу с любимой. На Востоке же фата не украшала молодую, а держалась между будущими супругами, чтобы они не могли касаться друг друга до своей первой ночи.

Свадебные традиции в России обязывают невест, первый раз выходящих замуж, надевать фату. Если брак второй, то это становится ненужным. Сегодня к этому обычаю относятся уже не так серьезно. Фата воспринимается, скорее, как аксессуар, дополняющий прическу, наряду с диадемой например. Иногда вместо нее надевается маленькая вуалька, прикрепленная к шляпке. Можно и вовсе обойтись без этого элемента гардероба.

Старое и новое, взаймы взятое и немножко голубого

Этой фразой традиции в России описывают в целом наряд невесты. «Новое» - это, несомненно, платье - символ вхождения в чистую и светлую семейную жизнь. «Старое» - обычно это украшения, передающиеся в семье от матери к дочери. Не обязательно вести речь о фамильных бриллиантах, вполне допустимо использовать какую-то деталь материнского свадебного наряда. Эта вещь будет символизировать связь между поколениями, ту частицу родительского тепла, которую они вложили в свою дочь и которую она принесет в свою собственную семью. «Взаймы взятое» - это вещица, которую одолжили подруги. Она будет означать, что рядом с молодой семьей всегда будут друзья и близкие люди, всегда готовые помочь и поддержать. Голубой же цвет в наряде является символом мира и гармонии в будущей семье. Он может использоваться в отделке платья и аксессуарах. Часто надевается голубая подвязка.

Кольца

Свадебные традиции в России, как и в других странах, не обходятся без обмена кольцами. Молодые люди, собирающиеся пожениться, сегодня выбирают украшения из драгоценных металлов - золота, серебра, платины, гладкие или с камнями, украшенные резьбой и гравировкой. И все же традиционные обручальные кольца - гладкие, без вставок и украшений. Почему же так? Кольцо - бесконечная прямая, без начала и конца. Оно символизирует долгую будущую семейную жизнь. Каждый камешек или неровность, по народным поверьям, означают какое-то несчастье на пути молодой семьи, так как кольцо замкнутое, неприятности будут повторяться раз за разом, по кругу. Вот и выбирают чаще всего гладкие ободочки.

Благословение

Обсуждая традиции свадьбы в России, нельзя забыть о важном обычае получения родительского благословения. Именно оно дает счастливую путевку в семейную жизнь. Отсутствие же родительского одобрения до сих пор может считаться весомой причиной для того, чтобы свадьба не состоялась. Каждого из молодоженов утром в день торжества должны благословить матери или крестные.

Выкуп

Как и много лет назад, современная традиционная свадьба в России не обходится без обряда испокон веков существует в нашей стране. Он символизирует переход девушки из родительского гнезда в семью мужа. Сакральный смысл этого обряда практически утерян, сейчас выкуп превратился в веселое действо, рассчитанное на развлечение гостей. Жениху приходится проявлять недюжинную смекалку, чтобы справиться со всеми заданиями, которые приготовили ему подруги невесты. Часто они помогают продемонстрировать, как хорошо будущий муж знает любимую и какую райскую жизнь он ей обещает. Если задание не выполнено, приходится откупаться деньгами или конфетами - от самых маленьких участниц. Подмогой жениху выступают его друзья. Порой им удается прорваться, пропустив часть заданий. В любом случае выкуп - один из самых веселых обрядов.

и бутоньерка жениха

С букетом невесты связаны лучшие русские свадебные традиции (и самые красивые). Раньше жених составлял его сам. Он мог нарвать цветов в поле или попросить любого из соседей срезать понравившееся растение в саду. В такой просьбе обычно не отказывали. Сегодня редкая девушка позволит жениху заказать букет в салоне без ее одобрения, все же он является одним из главных свадебных аксессуаров и должен гармонично вписаться в образ. Жениху же не позволяется видеть платье заранее, поэтому он вряд ли сможет подобрать цветы самостоятельно.

Впервые свою роль букет играет на выкупе невесты. Когда будущий счастливый супруг преодолевает все препятствия, он дарит свой букет любимой. Выкуп прекращается в тот момент, когда она берет букет в руки - это означает согласие. Дальше девушка должна вынуть один цветок из букета и приколоть его на грудь жениха. Отсюда пошла традиция бутоньерки. Она всегда состоит из тех же цветов и сходным образом оформлена.

Обычай бросать в толпу незамужних подруг букет невесты, и второй - подвязку друзьям жениха, пришел к нам из Европы. Не так уж часто всем известная примета срабатывает, но веселая традиция прекрасно прижилась. И гости ее с удовольствием поддерживают. Основной букет обычно берегут, для бросания заказывают второй, меньших размеров, который может забрать себе поймавшая его девушка, иногда используют искусственные цветы.

Осыпание молодоженов зерном

После окончания церемонии бракосочетания, обычно на выходе из ЗАГСа, гости, ожидающие молодоженов, выстраиваются по обеим сторонам выхода, образуя тоннель, сквозь который жених на руках проносит невесту, и осыпают их зерном, мелкими монетками или лепестками роз. Это действие входит в свадебные традиции народов России и многих других стран. Могут использоваться разные предметы, но смысл обряда один и тот же. Он символизирует пожелания счастья, богатства и плодовитости новоиспеченной семье.

Хлеб-соль

При входе в дом, где будут жить новобрачные, молодых ожидают родители жениха с хлебом-солью - праздничным караваем. Его украшают изображением лебедей, гроздьями рябины и другими символами богатства, верности и плодовитости. Хлеб символизирует богатство и благополучие, которого желают молодой семье, а соль должна защищать их от злых сил. Молодые должны откусить каждый по кусочку каравая и съесть. Есть и примета - кто больший кусочек ухватит, тот будет главой семьи.

Есть и другие свадебные традиции в России, связанные с прибытием в новый дом. Жених непременно должен перенести невесту через порог на руках. Этот обычай должен защитить ее от сглаза, болезней и прочих напастей. Если девушка не вошла на своих ногах, то ее и не было в этом месте.

Еще для молодых расстилали шубу мехом вверх - символ богатства. Кто первый на нее встал на колени, тот и глава семьи.

Битье посуды на счастье

Многие в России родом из деревень. Обычай бить посуду на счастье тоже оттуда. На второй день после торжества было принято бить глиняные горшки. Если посудина разбилась, значит девушка вышла замуж чистой и непорочной. Если даже трещины не появилось, на невесту могли начать наговаривать. Считалось, чем больше осколков, тем больше счастья встретят молодые на своем пути.

Новые свадебные обряды

В каждом городе существуют свои вариации свадебных традиций и свои места, куда молодые обязательно должны заехать во время прогулки после ЗАГСа. В их числе обязательно фигурирует мост, через который жених должен перенести невесту на руках, чтобы она не коснулась ногами земли. Часто на ограждения моста вешаются замочки с указанием даты свадьбы и именами молодоженов. Вместе они запирают их и выбрасывают ключ в воду, как бы скрепляя свой союз и выбрасывая единственную возможность его разрушения. Иногда на счастье привязываются ленточки на деревья.

Сакральный смысл свадебных обрядов зачастую уже никому не известен. Их воспринимают лишь как старые добрые традиции и способ увеселения гостей. И все же большинство пар, вступающих в брак, стремятся следовать известным им обычаям, веря, что так смогут сделать свой брак более удачным.

Сегодня свадьба уже не является комплексом сложных обрядов, как это было во времена наших предков. Мода и время меняют наше представление о свадебной церемонии и вносят свои коррективы. Однако некоторые свадебные обряды все же сохранились, хотя и в несколько «модернизированном» варианте.

Свадьба – это некое волшебное таинство, являющееся для каждого из нас важным событием в жизни. Она свидетельствует о приобретении семейного очага. В связи с этим существует огромное количество обрядов, традиций и примет. Любой свадебный обряд имеет свою историю и несет глубокий смысл. Тщательное соблюдение свадебных традиций являлось для наших предков в некоторой степени возможностью «повлиять» на будущую жизнь. Современные свадебные обряды являются лишь дополнением к свадебному застолью, большинство из нас даже не знает и не задумывается об их значении. В наше время свадьба является праздничным мероприятием, организованным в меру возможностей, представлений и знаний организаторов этого события.

Традиция знакомиться родителям друг с другом перед свадьбой дошла до наших дней. Обычно в этот день за празднично накрытым столом родители обсуждают организацию свадьбы и материальную сторону вопроса.

Также в наше время сохранилась традиция накануне свадьбы проводить мальчишники и девичники. Как правило, это вечеринка-прощание со свободной девичьей (холостой) жизнью, на которой присутствуют близкие подружки (друзья) невесты (жениха). Мальчишник и девичник проводятся в разных местах. Эта традиция не такая старая, как, например, обычай покрывать голову невесты фатой. Данному обряду уже несколько тысяч лет. Фатой покрывали голову и лицо невесты, в первую очередь, чтобы защитить от порчи и сглаза. К тому же фата символизирует чистоту, невинность, скромность и непорочность новобрачной. После церемонии заключения брака только муж вправе поднять фату.

Обряд выкупа невесты у подружек и родителей также соблюдается в наши дни. Сегодня это самая веселая, красивая и зрелищная часть свадьбы. Жениху предстоит преодолеть ряд испытаний, блеснуть интеллектом, силой и эрудицией, чтобы получить право обладать дамой своего сердца.

Обряд церковного венчания в наши дни снова возрождается. Все чаще влюбленные хотят соединить свою любовь не только перед общественностью, но и перед лицом Бога. Раньше после венчания молодоженов было принято осыпать зерном. Данное действо выступало в качестве пожелания богатства, прочности отношений, иметь много детей. Вместо зерна во многих странах сегодня используют рис, изюм, конфеты, деньги, лепестки роз, зерно или орехи. Значение этого обряда сохранилось. Только осыпать сегодня молодоженов могут при выходе из ЗАГСа (если не предусмотрено венчание в церкви). Дорогу из церкви до дома молодых было принято посыпать цветами. Данный обряд несколько напоминает языческий. В наши дни эту традицию соблюдают больше из-за ее красоты и торжественности момента.

Традиция на свадьбу надевать белое платье появилась относительно недавно, около двухсот лет назад, во время правления Екатерины. Изначально свадебное платье невесты на Руси должно было иметь красный цвет. Белый цвет символизирует чистоту и непорочность, поэтому свадебное платье белого цвета стало означать вступление девушки в новую жизнь. Именно белый цвет стал обязательной символикой свадьбы.

Обряд обмена новобрачными кольцами появился еще в Древнем Египте. Круг считался символом вечности, поэтому круглое кольцо стало символизировать бесконечное счастье и любовь между мужем и женой.

Сегодня принято, чтобы жених покупал обручальные кольца, свадебное платье и туфли для невесты, а родители невесты готовят ей «приданое» (постельное белье, полотенца, посуду, мебель). Конечно, сегодня бывает и так, что собирать приданое, в общем-то, и не нужно, поскольку у невесты итак уже все есть (квартира с мебелью и техникой и т.п.). Поскольку видеть невесту до свадьбы в свадебном платье – плохая примета, невеста может взять на себя покупку платья. Раньше невеста сама готовила себе приданое: шила, вышивала, готовила украшения. Свадебные туфли также покупала невеста на сбереженные средства, что демонстрировало родственникам ее хозяйственность и бережливость.

Зарегистрировав брак, молодожены с гостями едут на свадебную прогулку по памятным местам своего города или села.

После регистрации брака молодоженов по сохранившейся традиции родители жениха встречают хлебом с солью. Новобрачные поочерёдно откусывают или отламывают кусочек хлеба. У кого отломанный кусок будет больше, тому и быть хозяином в семье.

Поцелуй новобрачных заключает в себе сакраментальный смысл, он объединяет души молодой пары в единое целое. Прилюдный поцелуй жениха и невесты извещает присутствующих при этом действие о своем объединении в одну семью. Отношения молодых до бракосочетания имели целомудренный характер, поэтому очень важно, что поцелуй осуществляется в присутствии родителей и родственников.

Традиция красть невесту имела место еще у русских славян. Например, у вятичей и северян существовали игры под названием «межи селы», где во время игр, песен и плясок мужчины выбирали себе невест и уводили к себе в дома. Отсюда и пошла традиция похищать невест, которая символизировала прощание с родителями и отцовским домом и переход в дом жениха, в новую семью. Обычно кражей невесты занимались дружки жениха. Жениху необходимо было либо суженую, либо дать выкуп за нее. Современные свадьбы сохранили эту веселую традицию.

Традиция бросать свадебный букет пришла к нам совсем недавно из европейских стран. Все незамужние подружки невесты собираются в кучу, а невеста, встав к ним спиной, кидает букет. Считается, что та, которая поймает букет, скоро выйдет замуж. Подобный обряд существует и для друзей жениха, который, сняв с ножки невесты подвязку, бросает ее холостым друзьям. Тот, кто поймает первым, тот в ближайшем будущем женится.

Сегодня появилась традиция бить посуду на свадебном торжестве. Обычно это делается на счастье. Сегодня бьют бокал жениха или невеста, а также тарелки. По образовавшимся осколкам определяют, кто у пары родится первым: если осколки крупные, значит мальчик, если мелкие – девочка.

Новая свадебная традиция – связывать бутылки шампанского на счастье. Данное действо свидетели могут осуществить либо вначале, либо в конце свадебного пира. Первую бутылку молодые выпивают на первую годовщину семейной жизни, а вторую – в день рождения первого ребенка.

Ни одна свадьбе не обходится без свадебного торта (пирога, каравая), который символизирует изобилие, радость и удачу в семейной жизни. Его высота может самой различной, а вот форма обычно круглая.

Есть еще один современный свадебный обряд, согласно которого в полночь невеста, стоя в кругу танцующих подруг с закрытыми глазами, надевает свою фату на голову одной из них. Девушке, которой повезет, посчастливится в скором времени выйти замуж.

Очень красивая и романтичная традиция, которую все чаще соблюдают молодожены, – это традиция вносить невесту в дом на руках. Наши предки считали, что подобное действо защитит невесту от порчи и злых духов.

А еще сегодня молодожены любят отпускать в небо двух голубей, на лапы которых привязываю розовую и голубую ленточки. По ним и определяют, кто родится у пары первым. Обычно это делают на свадебной прогулке или перед зданием, где намечен свадебный пир. Кроме этого, существует масса других новых свадебных традиций: вешание замков с именами жениха и невесты на дерево или перила моста, битье бутылки шампанского на мосту и т.п.

Еще одной интересной и веселой традицией на свадьбах является одаривание молодоженов. Родители, свидетели и гости дарят молодым ценные и необходимые в быту вещи (технику, посуду, мебель и т.п.). При этом процесс дарения сопровождается интересными прибаутками, шутками и пожеланиями.

По традиции молодожены после свадьбы отправляются в свадебное путешествие , чтобы провести медовый месяц в романтической обстановке.

Несмотря на существующие обряды и традиции, только молодые вправе решать, соблюдать их нет на собственной свадьбе. Главное, что свадьба сохранила важное, сакральное значение - переход от свободной холостой к семейной жизни, со своими радостями и обязанностями.

Роман Акимов

Ведущий
мероприятий

Классические свадьбы. Свадебные традиции, свадебные обычаи, программа свадьбы

Статья 2007 года взорвала в ту пору свадебный Интернет, показав, что даже классические свадьбы могут быть другими. Спустя 10 лет, обновляя сайт, я увидел в аналитике, что в месяц к этой статье до сих пор приходит более 100 обращений и решил сохранить этот материал практически неизменным, но внеся некоторые правки с учётом времени.

Современная классическая свадьба

Многих пугает определение "классическая свадьба". В моей трактовке оно означает - отсутствие тематики, но наличие всех основных свадебных элементов, адекватных традиций, программы ведущего, возможно - приглашённых артистов. Уже в 2007 году я стал интегрировать в классические свадьбы элементы, которые были в те годы характерны только для тематических свадеб.

Если Вы остановились на классической форме проведения Вашей свадьбы, то это не означает, что всё должно быть стандартно и банально. В этой статье я отвечаю на самые распространенные вопросы по классическим свадьбам , рассказываю о свадебных традициях и о том, на какие опорные моменты надо обратить внимание при общении с Вашим ведущим, при разработке свадебного сценария. Все фото и видеоматериалы, которыми иллюстрирована эта статья - со свадеб, которые были организованы нашим свадебным агентством «Лавка Чудес» .

В наши дни современные свадьбы сильно шагнули вперёд. Теперь, чтобы удивить гостей уже не нужно придумывать запредельно оригинальную тематику. Давайте посмотрим ролик с одной из наших свадеб и убедимся в том, что современная классическая свадьба может быть действительно необычной и яркой.

Современная классическая свадьба

Красивая классическая свадьба с выездной церемонией бракосочетания, потрясающим декором, выступлениями артистов и звёзд - Стаса Пьехи, ВИА "Самоцветы" и других. Организатор мероприятия - агентство "Лавка Чудес".

При работе со своими молодожёнами я делаю акцент на три главных опорных момента: свадебные традиции (что Вам нужно и хотелось бы видеть, а что нет), интерактивы и музыкальная концепция свадебного вечера. Разумеется, ещё есть поздравления гостей, которых не надо напрягать и они должны быть строго по желанию.

Начну со свадебных традиций, из которых до наших дней дошло всего шесть (если речь идёт не о национальных свадьбах).

Тут важно определить для себя и сразу же прописать в сценарий – что из этого всего Вам нужно, а от чего не грех отказаться.

Скажу сразу моё личное мнение. Все эти свадебные традиции могут быть на свадьбе, а могут и не быть. Это уже как Вам самим комфортнее. То, что я рассказываю о них - никак не означает, что всё это необходимо воплотить на Вашем празднике.

Встреча молодожёнов Каравай и прочее

Как может проходить встреча молодожёнов? Как сделать встречу оригинальной, а если есть каравай, то что с ним делать?

Сначала несколько слов на тему необычных появлений молодожёнов на классической свадьбе. Есть ошибочное мнение, что приезд молодожёнов должен быть обусловлен тематикой свадьбы. Например, на пиратской свадьбе, или свадьбе в стиле кругосветного путешествия - молодожёны приплывают на яхте, гандоле, или лодке, на Бондиану - прилетают на вертолёте, а на свадьбе «Формула Любви», или «Золушка» должна быть карета. Всё это так. Но что мешает на современной классической свадьбе повторить всё описанное выше? Наши молодожёны неоднократно проделывали всё это. Ещё 10-15 лет тому назад. Такие мелочи делают обычную классическую свадьбу — необычной и оригинальной.

Итак, классическая встреча жениха и невесты. Прежде чем рассказать об этой традиции, я хочу сразу внести свою рекомендацию. На мой взгляд, на встрече молодожёнов вполне логично отказаться от таких «традиционных» атрибутов, как рис, монеты, пшено и конфеты. Нет никакой гарантии, что всё это полетит Вам под ноги, а не в причёску, за шиворот, или в глаза. Самый оптимальный вариант - лепестки роз, или лепестки роз с пневмоконфетти. Иногда на встречах молодожёнов используют мыльные пузыри, но есть шанс того, что на платье невесты могут остаться разводы.

Современная свадьба — это во многом показатель вкуса и эстетики молодожёнов. В этой связи, если говорить об идеальной организации свадьбы, то на встрече молодожёнов лепестки роз не должны подаваться гостям из «АШАНовских» пакетов. Для этого существуют «специально обученные» свадебные аксессуары: корзины, кулёчки для лепестков роз. Такие «мелочи» тоже не бывают лишними. Именно из внимания к деталям и строится идеальная свадьба.

Традиционная встреча молодожёнов проходит, как правило, с хлебом солью. Часто молодожёны не хотят этого, но соблюдают эту традицию из уважения к старшему поколению. Женихи и невесты часто задают вопрос: «А хлеб нужно кусать, или ломать?» . По классике жанра, конечно же, нужно кусать, потому что - кто больше откусил, тот по преданию, - самый главный в семье. Но многие невесты банально не хотят портить свой макияж, поэтому и появилась «традиция» в доброй половине случаев – ломать, а не кусать хлеб. Молодожёны часто спрашивают: «А хлеб макать в соль нужно?» На самом деле – макать не нужно (но всё равно макают и будут макать!). Суть этой свадебной традиции в том, чтобы «насолить друг другу»! Чтобы этот эпизод – насолить друг другу - был самой горькой и последней солью в Вашей жизни. Именно такие слова чаще всего говорят при проведении этой традиции мамы молодожёнов. Но если есть желание макнуться в солонку с куском каравая, то почему бы и нет!?












Встреча молодожёнов на свадьбах

Несколько фотографий разных лет с этапа встречи молодожёнов со всеми элементами того, о чём я писал выше.

Скрыть описание

На этапе встречи молодожёнов присутствуют фужеры с шампанским. Молодожёны пьют из фужеров на брудершафт, после чего бросают через левое плечо «на счастье». Свадебные фужеры это отдельная тема. Дело в том, что часто молодожёны не знают, что свадебные фужеры это своего рода «переходящее знамя», потому как из них пьют потом (на годовщину свадьбы, на рождение ребёнка и на последующие годовщины) те самые две бутылки (шампанского, вина, или коньяка), которые стояли на свадебном столе (если стояли, конечно, потому что эта традиция тоже уходит в историю). В этой связи, не стоит на этапе встречи молодожёнов у ресторана разбить эти самые заветные фужеры. Для битья у ЗАГСа (у большинства ЗАГСов уже давно запретили бить посуду) и ресторана необходимо заранее приобрести фужеры, которые нужно передать в ресторан с родителями, друзьями, или оставить там накануне. В противном случае - рестораны с радостью предоставят Вам свои фужеры, которые будут заботливо вбиты в общий счёт далеко не по оптовым ценам. В наши дни — современные пары активно пренебрегают этой традицией и не бьют бокалы вообще. Остаётся добавить, что свадебные фужеры в идеале оформляются в стилистике общей концепции свадебного декора.

После встречи молодожёнов на современных европейских свадьбах принято делать централизованное поздравление. Суть этого действа в том, чтобы гости освободили руки от цветов, вручили конверты с «открытками» (деньгами), сделали фото с молодожёнами при быстром поздравлении и заняли свои посадочные места, согласно плану рассадки. На этом этапе также немаловажно учесть такие детали, как план рассадки, денежный бокс, возможно даже - рассадочные карточки с именами гостей. У последних есть свой минус - при европейской рассадке (а именно так в наши дни проходит 99,9% свадеб), обязательно кто-нибудь окажется сидящим боком, или даже спиной к молодожёнам. Могут возникнуть недопонимания и обиды: «Почему меня так посадили? Что этим хотели сказать?» (люди же разные бывают). Поэтому, самый оптимальный вариант - указать для гостей в плане рассадки, или в свадебном приглашении номер столика и предоставить гостю самому занять любое понравившееся место.

Продолжая тему свадебных аксессуаров, добавлю, что большой популярностью на современных свадьбах пользуется Книга Пожеланий, в которую гости, начиная с фуршета, пишут свои пожелания молодожёнам. Дизайн свадебной Книги Пожеланий также должен совпадать с общей концепцией оформления, поэтому самый идеальный вариант, чтобы Вам делали свадебный декор под ключ одни и те же люди, отвечая за весь результат работы. Бывает ещё «Дерево пожеланий», куда можно повесить своё пожелание, но оно не совсем «рентабельно», потому что книга всегда останется компактной книгой, а разрозненные записочки на дереве - это уже достаточно крупногабаритный груз. Бывают и свадебные пресс-воллы, которые гости расписывают в течении вечера, и много других интересных фишек.

Разжигание семейного очага

Ещё одна свадебная традиция, которая всё реже и реже встречается на современных свадьбах.

Традиция «разжигание семейного очага» пошла с древней Руси. Молодожёны возвращались домой из церкви и родители топили им печь, передавая тем самым своё тепло, любовь, заботу и опыт. В наши дни традиция модифицировалась и стала иметь более упрощённую форму: родители с тонкими горящими свечами в руках одновременно зажигают толстую свечу, которую молодожёны держат в своих руках. Это может быть как просто свеча, так и свеча, которая находится в фарфоровом домике. Свадебному ведущему важно знать ситуацию в семье, потому что если родители, например, в разводе, то нет никакого смысла воплощать эту традицию, или же сделать этот обряд, но силами мам.


Семейный очаг на свадьбе

Почему-то многие ведущие проводят этот обычай в самом конце свадьбы, считая, что тема горящих свечек трогательна и актуальна именно в конце вечера. На самом деле, семейный очаг, подобно свадебным фужерам, является, как я уже сказал выше – «переходящим знаменем», и зажигается на последующие семейные торжества (например, годовщина свадьбы), являя собой своеобразную нить времени. В этой связи, не совсем правильно и грамотно зажечь его в самом конце застолья, чтобы практически тут же потушить! Семейный очаг должен по полной программе «отработать свою тему» на свадьбе и не сгореть при этом (бывает и такое, когда молодожёны используют «икеевскую таблетку» в фарфоровом домике вместо хорошей массивной свечи). Семейный очаг логично зажечь после того, как родители скажут своё первое слово за столом. Второй очень важный момент, связанный с семейным очагом это то, что многие ведущие доводят этот обычай до абсурда и гротеска. В надежде «выбить слезу» у родителей и гостей, ведущие часто предлагают продолжить этот обряд тем, что абсолютно все гости «прикуривают» от семейного очага свои свечи, зачастую под какую-нибудь «продвинутую» композицию наподобие «Родительский дом, начало начал…» и дружно качаются с горящими свечами в руках. Подобная акция якобы символизирует то, что дом молодожёнов всегда открыт для этих гостей. Я согласен, что огонь всегда красив и фотогеничен, но считаю полным абсурдом превращать свадьбу в погост.

Первый танец молодожёнов

Первый танец молодожёнов многие ведущие почему-то часто стараются обставить толпой гостей со свечками в руках, или выложить банальное сердечко из свечек, в котором молодожены должны станцевать, не запалив при этом платье невесты. Хотя, может быть, в таком экстриме и есть своего рода фишка?! 🙂 Всё это, безусловно, зависит от Вашего вкуса.

Первый танец идеально делать в конце первого часа праздника, чтобы молодожёны и гости смогли спокойно перекусить после ЗАГСа и прогулок, отдохнуть, прийти в себя, а возможно даже - взять тайм-аут и повторить первый танец в перерыве. Вариантов первого танца много: от классики, до миксовых композиций (из 2-3 и более песен), построенных на разрушении стиля. Не обязательно делать свадьбу тематической, чтобы исполнить оригинальный первый танец молодожёнов. Бывает, что первый танец становится настоящим флешмобом - к нему подключаются подруги невесты и друзья жениха. Иногда молодожёны танцуют одну минуту, чтобы фотограф и видео-граф могли сделать репортажные фото, а потом свадебный ведущий приглашает гостей присоединиться к молодожёнам. В последние годы именно этот вариант стал самым популярным на современных свадьбах.













Свадебный танец молодожёнов

Фотографии первых танцев молодожёнов с моих свадеб разных лет.

Скрыть описание

Букет невесты подвязка или бутоньерка

Как можно разыграть букет невесты и подвязку/бутоньерку на свадьбе?

Букет невесты может быть просто брошен в толпу незамужних девушек (классика жанра), может быть просто передан в руки лучшей незамужней подруге (особенно, когда некому ловить, кроме неё), букет может быть разыгран в лотерею, или разыгран во вращающемся кругу девушек. Вариантов много на самом деле. Бывают и ещё более креативные формы. Часто невесты спрашивают на встречах: «А что это за идея с букетом-дублёром и обязательно ли нужно делать букет-дублёр?» На самом деле идея букета-дублёра не нова. Изначально она пошла от того, что невесты часто выбирают очень хрупкие цветы, которые не предназначены для того, чтобы их кидали, ловили, сталкивались лбами… В этом случае невесты стали заказывать второй (более крепкий) свадебный букет, или даже пластиковый эквивалент. Бывает, что букет невесты чересчур креативный и кидать его даже не безопасно (к примеру, в основе букета заложен кокосовый орех!). В таких случаях тоже кидают букет дублёр (хотя кокосовый орех также летал в моей практике и даже кактус летал)!

Жених бросает в толпу неженатых мужчин подвязку невесты, которую либо снимает зубами с её ноги (изжившая себя архаика, которая встречается крайне редко), либо – руками; бывает, что невеста сама отдаёт подвязку в руки своему супругу. Иногда роль подвязки играет бутоньерка жениха (европейский вариант). Бутоньерка - это один цветок, или несколько цветков, которые являются аксессуаром мужского костюма и носятся в петлице. Подвязка невесты и бутоньерка жениха также могут быть разыграны более оригинальными способами. Например, на международной неделе шоуменов, выступая как спикер, я рассказал одну из своих фишек, как бутоньерку можно разыграть при помощи «напёрстков». Предлагаю Вашему вниманию ещё одну находку, которая была реализована мной всего на одной свадьбе.

Свадебный торт

Что происходит с тортом на свадьбах? Свадебный торт, как традиция. Варианты судьбы первых кусков.

Сейчас даже на классической свадьбе часто делают такие торты, которым позавидует любая тематическая свадьба. Торжественный вынос свадебного торта с последующей фотосессией и традиционным разрезанием молодожёнами первого куска рука об руку - бессменный атрибут любой свадьбы. Конечно, бывают исключения, когда весь торт полностью состоит из пирожных (или капкейков), тогда его разрезать уже не нужно. Всё реже и реже молодожёны просят, чтобы первый кусок торта был продан с аукциона. И слава Богу! Это понимание пришло далеко не сразу — лет 10-15 назад приходилось иногда доказывать, что этот вариант самый приличный. Самый правильный вариант– молодожёны отдают куски торта родителям – жених отдаёт родителям невесты, а невеста – родителям жениха. Но в таком случае пропадает идея первого куска. Получаются «первые четыре куска». В редких случаях, молодожёны просят продать с аукциона пятый кусок свадебного торта, потому что первые четыре ушли родителям. Такой кусок я в шутку называю «первый пятый кусок»! Я знаю, что некоторые ведущие умудряются хоть не за дорого, но, тем не менее, продать все куски свадебного торта. На мой взгляд, это уже откровенный перебор! Несмотря на то, что мне удавалось продать первый кусок торта даже за 300.000 рублей, я считаю, что аукционы и денежные конкурсы — всё-таки не формат современных свадеб.













Торты на свадьбах

Примеры некоторых тортов на свадьбах, которые я проводил.

Скрыть описание

Подведение итогов по традициям свадеб

Вот, собственно говоря, все основные свадебные традиции , которые Вам нужно проанализировать и решить – что из этого всего Вам подходит, а от чего лучше отказаться, или трансформировать. Все эти традиции Ваш ведущий должен грамотно изложить на первой встрече и определить вместе с Вами – как это будет происходить, в какой момент, и в какой форме?! Сюда можно добавить только (но это не относится к классическим свадебным традициям) — ответное слово молодожёнов в самом конце вечера.

Современная мода и тенденции добавляют к классике жанра ещё и танец невесты с папой, возможно — танец жениха с мамой, песочную церемонию. Но песочная церемония это вообще гавайская тема, которую почему-то с года 2009 активно используют на современных свадьбах, выдавая за «традицию».

Программа современной классической свадьбы

Что дороже классика, или тематика? Что делать на свадьбе без конкурсов и интерактивов?

Музыка на свадьбе Работа диджея

В моём любом свадебном сценарии есть обязательный пункт «Вводная для диджея», в котором даётся описание музыкальной программы праздника. Как правило, в большинстве случаев все хотят видеть: отсутствие дешёвой отечественной попсы, наличие euro-pop, диско-80-ых, латино. Если молодожёны и их гости музыкальные гурманы, клаберы, или эстеты, то музыкальная программа действительно скрупулезно собирается под их чутким руководством. Справедливости ради замечу, что мой диджей очень часто выполняет полный плей-лист молодожёнов. Бывают и такие случаи, когда молодожёны составляют абсолютно весь список композиций, потому что «им так спокойно». Для нас это в принципе не проблема, хотя диджею бывает сложно состыковать эти композиции по скорости, тональности, биту, не говоря уже о жанрах — он реально сводит музыку вживую, играет на свадьбах на виниле.

Особенностью лично моей работы стало то, что в команде работает виджей - человек, который на протяжении 6 часов работает с огромным экраном, создаёт на нём различные видеоэффекты, титры, трансляции, поддерживает конкурсную программу ведущего, играет видеоклипы. Нескромно, но объективно замечу, что для свадебного рынка Москвы это пока что - космос, высшая математика. Но когда-нибудь к этому постепенно придут и другие ведущие — они поймут насколько больше возможностей от работы с экраном, или плазменными панелями.

P.S (2017 года): Этот прогноз был написан в статью 2007 года в 2009 году!

Интересные фишки на свадьбу

У каждого времени есть свои фишки, что хорошо заходит, становится трендом. Есть вещи, которые зависают во времени и эксплуатируются годами.

Мы всегда стремимся создавать новые тенденции в организации и проведении современных свадеб, придумываем необычные сценарные ходы, видео-фишки, яркую анимацию. Когда-то очень давно мы удивляли наших молодожёнов переозвученными (идеально сделанными) поздравлениями первых лиц государства; в одном свадебном сезоне на наших свадьбах завсегдатаями стали живые пантеры, тигры и львы. В сезоне 2011 года на одной нашей свадьбе в ресторане «Турандот» невеста захотела, чтобы вместо свидетелей рядом с ней и её мужем сидели живые совы! Мы успешно реализовали и такой каприз! Потрясающая фотосессия прошла с долматинцами в нарядах невесты и жениха. Словом, мы никогда не останавливаемся на достигнутом!

Дети на свадьбах

Я сам уже папа и люблю детей, но объективно говоря, для детей надо либо создать все условия на свадьбе, либо не брать их туда вовсе!

Я согласен с тем, что дети это - цветы жизни, но не всегда понимаю родителей, которые берут совсем маленьких детей на свадьбу и тем более - оставляют их там без присмотра. Уж сколько раз на таких брошенных детей наступали, задевали во время танцевальных блоков, не говоря уже о том, что они бегают и дышат в зонах для курения, кричат во время тостов и поздравлений. Это не всегда умиляет гостей и не всегда нравится самим молодожёнам. Вариантов решения проблем всего два. Самый простой - кто привёл ребёнка, тот за него и в ответе (но это не всегда работает), более красивый вариант - когда молодожёны не хотят возлагать на своих гостей дополнительные расходы по найму няни на время проведения свадьбы и приглашают специальных аниматоров, которые следят за детьми, играют с ними в разные игры. Мы постоянно практикуем второй вариант на своих свадьбах.

Лично я, как человек у которого одно из образований — высшее педагогическое, всегда найду общий язык с ребёнком, но свадьба это всё-таки не детский праздник. Нужно уделять главное внимание молодожёнам и гостям вечера, а с детьми лучше заниматься тем, кто постоянно работает по этому направлению.

Эту проблему я очень колоритно и наглядно обозначил в одном из своих выпусков серии «Свадьбы 21 века». Многие говорят, что жёстко, но зато честно!

"Дети на свадьбах" - видео-обзор Романа Акимова

Есть такие на всю голову родители, которые считают, что их ребёнок - это главный информационный повод на свадьбе друзей... Свадебные порталы убеждают, что дети на свадьбах это мило, однако, реальные невесты в большинстве случаев думают иначе... Давайте посмотрим - как дети могут украсить Вашу свадьбу...

Современная свадьба Эпилог

Вот, собственно, все основные составляющие, которые важно не упустить во время подготовки к современной классической свадьбе, а точнее сказать - к банкетной её части: обычаи/традиции, шоу-программа свадебного ведущего и общая музыкальная программа вечера и его наполнение.

Как видите, у современной классической свадьбы великое множество нюансов, которые должны быть под контролем. Для постоянной свадебной логистики, идеальной реализации и контроля всего того, о чём я написал выше необходим профессиональный организатор, свадебный распорядитель. Тем более, что организация свадьбы, это не только организация банкетной части, о которой я писал выше, а значительно шире. Во всём том, что происходит задолго до свадьбы и непосредственно в свадебный день также кроется масса нюансов и всевозможных вариантов того, как красиво и грамотно построить свой свадебный день, а главное - не допустить серьёзных ошибок. Если Вашему мировоззрению близко всё то, о чём я пишу в этой статье и Вы видите своё мероприятие именно в таком формате — обращайтесь, я буду рад помочь Вам в создании Вашей идеальной свадьбы!

Предложу идеальное решение для свадьбы

Обращайтесь, чтобы убедиться, что мой опыт и профессионализм это то, чего так не хватает Вашей свадьбе!

О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности.

Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.

Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц. У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.
Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт.

Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества.
Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия — Ладо (Лада).

Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви.
Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.

До самого начала нашего столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживались две резко различавшиеся части: церковный обряд "венчания" и собственно свадьба, "веселье" — семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Иерархи православной церкви в своих посланиях и в XVI в., и в первой половине XVII в. продолжали порицать все элементы народного свадебного обряда как "волхования", не имеющие ничего общего с христианской религией, но, по-видимому, не только не запрещали, а даже предписывали священникам принимать ближайшее участие во внецерковной части обряда.

Сами высшие церковные иерархи занимали важные места в свадебном поезде и за пиршественным столом. Даже в церкви наряду с обрядами предписываемыми правилами православного богослужения, совершались в присутствии духовных лиц действия, этими правилами не предусмотренные. Например, новобрачный пил вино из стеклянного стакана, который затем разбивал, а осколки растаптывал.

В церкви после совершения православного обряда, когда руки новобрачных уже были соединены над алторем, невеста падала жениху в ноги, прикасаясь головой к его обуви, а тот накрывал ее полой кафтана. Из церкви жених и невеста уезжали порознь — каждый к своим родителям. Здесь их осыпали житом, и празненство как бы начиналось сызнова: невеста пировала со своими родичами, а жених со своими.

Вечером невесту привозили в дом отца жениха, но и там она не снимала покрывала и не разговаривала с женихом в течение всего свадебного пира, который длился три дня. Только по прошествии трех дней молодые супруги уезжали в свой собственный дом, где давали общий заключительный пир.

В обрядах русской свадьбы причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. К ним можно отнести, например, множество действий оберегающих участников свадьбы от враждебных сил. Эти действия должны способствовать благополучию брачущихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях и напоролась на иголки. Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами, подменяли невесту и.т.д. От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды. Были обряды, обеспечивающие молодым многодетность и богатство. К ним относили осыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу выветренную вверх мехом. Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, совместные еду и питье, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком.

Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры игры и танцы. В форме причетов невеста прощалась с родным домом, своим девичьем головным убором и девичьей косой. Как во всяком драматическом произведении в свадебном обряде был свой постоянный состав действующих лиц — "чинов", исполнявших определенные традицией роли. Центральными фигурами были жених и невеста. Невеста должна была выражать благодарность родителям за то, что они ее "вспоили и вскормили". А с момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько оплакивала свою девичью жизнь. Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты, ближайшие родственники, крестные родители, а также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты и др.

Дружка (дружко) — представитель жениха — главный распорядитель на свадьбе, следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы. В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому — старшего боярина. В южнорусском обряде назначались каравайници готовившие обрядовый каравай. Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки.

Невеста в дни предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии: сговоренка, т.е. просватанная, княгиня молодая — до венца, молодуха после венца и брачной ночи. Жених также именовался князем молодым, а за тем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок полотенце на плечах. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.

Тема брака постоянно присутствовала в жизни подрастающего поколения. Например, вся добрачная жизнь девушки была подготовкой к замужеству. Поэтому ее приучали к заботам будущей матери и хозяйки. Буквально с рождения мать начинала готовить ей приданное. К 16-17 годам девушка становилась невестой. Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные "смотры" ("смотрины") невест. Они помогали найти подходящую невесту, выяснить экономическое положение ее семьи, узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать "ровню". Смотрины устраивались в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам, а также на Крещенье.

Обычно недели через две или через месяц после смотров мать жениха, взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать ту девушку которая, которую облюбовала на общественных смотринах.

Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых приходился на святки. Задумав женить сына, родители начинали искать ему невесту, узнавали, у кого есть "девушка на выданье". Желание сына учитывалось, но не всегда было решающим, т.к. девушка должна была отвечать требованию родителей. Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23-25 лет) считали "перестарками", "вековухами" и женихи избегали их, думая, что они с пороком. Такое же недоверие и подозрение вызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, перестарки).
Первые браки обычно заключали с соблюдением всех обычаев и обрядов свадебного ритуала. Так же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками, ранее не состоявшими в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами не сопровождались свадебными обрядами.

Время свадеб определялось земледельческим календарем — обычно свадьбы играли в свободные от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел церковный календарь, т.к. в посты свадеб "не играли". Большинство браков приходилось на осень, от Покрова (1 октября) и до Филилипова заговенья (14 ноября), а так же на зиму от Крещения до Масленницы. В некоторых местах все же сохранялась древняя традиция играть свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи.
Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный.
Первый период начинался негласным семейным советом — "сходом" в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха. Сам жених в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение невесты, ее поведение и здоровье, родословную.

Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя. Существовало несколько способов сватовства, например, родители жениха ехали в дом невесты и начинали переговоры. В других случаях в дом невесты засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями. Обычно сватами были духовные родители жениха — крестный отец или мать, или же кто-нибудь из родственников.

Иногда прибегали к помощи профессиональных свах. Для сватовства выбирали легкие дни, избегая постных: понедельника, среды и пятницы. Во многих местах свахи брали с собой палку, кочергу или сковородник с целью "выгрести девку". Посещение сватов повторялось 2-3 раза, а то и более. Первое посещение рассматривалось как "разведка". Родители невесты накрывали на стол: ставили хлеб, соль, зажигали лампады и свечи.

После согласия на замужество дочери определялась величина кладки, т.е. количества денег, даваемых родными жениха на покупку нарядов для невесты и на свадебные расходы, а так же размеры приданного (личного имущества невесты состоящего из одежды и обуви — его называли еще сундуком или корабьем).

Через два — три дня, после выказанного общими сторонами согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривали хозяйство жениха. От того насколько оно понравиться зависело продолжение или прекращение "дела". Если осмотр хозяйства жениха заканчивался благополучно, то через несколько дней "сторону жениха" приглашали на смотрины невесты, где она показывалась во всех своих платьях и проявляла наличие всех своих трудовых навыков — пряла, шила и.т.д. Невеста на этом этапе имела право отказаться от жениха. Чаще всего смотрины заканчивались пиром. После пира подружки невесты провожали жениха до дома. Он приглашал их к себе и щедро угощал.
Заключительным этапом первых переговоров был сговор, проходящий в доме невесты через два — три дня после смотрин. Невеста после сговора называлась "сговоренкой".

Успешные переговоры на сговоре заканчивались, как правило, рукобитьем. Отец жениха и отец невесты, как при торговых сделках подавали друг другу руки, обернутые в платки или полы кафтана. После рукобитья и пира, который нередко продолжался всю ночь, утром отворяли ворота, чтобы каждый мог зайти и посмотреть на жениха и невесту.
Богомолью придавалось особое значение — "Богу помолись, значит, дело сватовства закончено". После благословения жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами — обручались. Достигнутое на сговоре согласие сторон обычно заканчивалось совместным пиршеством — запоем.

После сговора начинали период подготовки к свадьбе. Он мог длиться от одной — трех недель до месяца и более. У сговоренки менялся образ жизни и внешний вид. Она почти не выходила из дома (в отличие от жениха) и причитала. Считалось, чем невеста больше плачет, тем легче ей будет жить в семье мужа.

Последний день перед свадьбой именовался девичником, где невеста порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом. Как правило, девичник состоял из целого комплекса обрядовых действий: изготовление красоты (ударение на О), расплетание косы, мытье в бане, прощание с красотой (волей) и передача ее подругам, угощение участников обряда женихом. В некоторых местностях в последний день в доме жениха устраивался молодешник, на котором жених прощался со своими товарищами и с холостой жизнью. В этот же вечер родню жениха отправляли с подарками в дом невесты. Если жених ехал сам, его сборы сопровождались особыми ритуалами и наставлениями. Вслед за женихом уезжали его гости. Невесту тоже наряжали, нарядившись, невеста умывалась водкой (вином) и садилась с подругами ждать жениха. Вскоре (к часам 9-10 вечера) приезжали сваты. На девичник жених привозил корзину с туалетными принадлежностями, а иногда и подвенечное платье, а подругам дарил ленты. По окончании стола, перед уходом жениха невесту прятали. Жених искал ее среди подруг, ему подсовывали старух, пока он не давал подругам выкуп.
К свадьбе пекли специальный обрядовый хлеб — каравай. В русской свадьбе хлеб олицетворял жизнь, достаток, благополучие и счастливую долю. Приготовление свадебного хлеба и его раздача занимали важное место в свадебном обряде.

День свадьбы был кульминацией всего свадебного действа. В этот день в домах жениха и невесты совершались ритуалы, подготавливавшие их к бракосочетанию и выражавшие согласие и благословение семьи на этот брак. После венчания, уже в доме новобрачных, исполнялись обряды, приобщающие молодую к новому хозяйству и положению замужней женщины.
Утро проходило в хлопотах и приготовлениях к венцу. Невесту одевали, возможно наряднее. Когда жених приезжал, с него требовали выкуп, за право проехать и войти в дом невесты. Затем родители благословляли дочь и отпускали в церковь, вслед за этим в дом жениха обычно привозили приданное.

Существовало несколько вариантов поездки к венцу. По одним — невеста и жених ехали в церковь вместе, по другим — врозь. Благословив своих детей, родители передавали в распоряжение дружки и свахи (сами родители в церковь не ездили). Дружко выйдя во двор с женихом (если жених ехал из своего дома) и поезжанами (другими участниками свадьбы) ходил по двору с иконой, а сваха, стоя на повозке рассеивала хмель. Обойдя три раза с иконой вокруг, дружко испрашивал у всех присутствующих благословение жениху на брак. После этого отправлялись в церковь. На прощание желали: "Дай Бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить". Жених ехал торжественно, привесив к дуге колокольчики, лошадей жениха покрывали белыми полотенцами. Невеста же приезжала в церковь без особого шума, с одним повоздником ("плаксой"). Перед венчанием они сходились, в чьей нибудь избе и здесь жених брал невесту за руку, обводил ее три раза вокруг себя, слегка дергал косу, как бы показывая, что невеста лишается своей воли и должна подчиниться воле мужа. Обычно свадебный поезд выезжал нечетом, т.е. нечетным количеством лошадей.
В среднерусских губерниях, напротив, дружки с буйством разгоняли встречных. Выезжая со двора, поезжане поздравляли друг друга с "молодецким выездом".
Погода в день венчания имела особое значение. Считалось, если "снег и дождь на свадебный поезд — богато жить", "дождь на молодых — счастье", "вихрь с пылью на встречу поезду — не к добру", "красный день свадьбы — жить красно, да бедно", "метель на свадебный поезд — богатство выдут".

Обряд венчания состоял из обручения и возложения брачных венцов — собственно венчание совершаемое священником. Во время обручения священник спрашивал у жениха и невесты об их обоюдном и добровольном согласии вступить в брак и надевал кольца.
Церковное венчание давало юридическую силу. Однако брак с венчанием, но без свадьбы не поощрялся.

Венчание сопровождалось множеством магических обрядов: было принято перед женихом и невестой разметать дорогу по церкви веником, под ноги брачущихся расстилали платок или полотно и бросали деньги, чтобы избежать "голой жизни". Жених и невеста старались наступить друг другу на ногу, и тот, кто успевал это сделать первым, имел "верх" в семейной жизни. Строго следили, чтобы между женихом и невестой никто не прошел (дабы никто из них не нарушил супружеской верности). Стоя перед венцом, невеста крестилась "покрытой" т.е. не голой рукой (чтобы богато жить). Много поверий было связано с венчальной атрибутикой: кольцом, свечами, венцами. Считалось, что уронить во время венчания обручальное кольцо "не к доброму житью". А тот, кто под венцом свечу выше держал, "за тем и большина" (главенство в семье).

Венчальные свечи старались задувать разом, чтобы жить вместе и умереть вместе. Подвенечную свечу берегли и зажигали при первых родах.

После венчания в церковной сторожке или ближайшем доме, невесте заплетали две косы и укладывали вокруг головы — "окручивали молодую по бабьи". Свахи жениха невесты, заплетавшие косы плели на перегонки, — чья сваха первая заплетет косу, такого пола будет первенец. После этого молодой надевали женский головной убор — повойник. Этот обряд знаменовался переходом невесты в группу замужних женщин.
В доме молодого новобрачных ждали. Женщины — односельчанки выходили встречать свадебный поезд к околице, завидев его, начинали петь песни. Встречающие у дома, родственники и гости стреляли вверх из ружья, молодых обсыпали хмелем и зерном, у ворот раскладывали огонь и переводили их через него. Родители благословляли новобрачных — отец иконой, мать хлебом и солью. В некоторых местностях хлеб разламывали над головами молодых и каждый и каждый из них должен был хранить его до конца жизни. После благословения молодые кланялись в ноги, стараясь сделать это одновременно, чтобы жить дружно. Их усаживали за стол, на лавки, покрытые шубами, приговаривая: "шуба тепла и мохната, — жить вам тепло и богато". Обычно свекровь или кто-то из родни жениха с помощью ухвата, сковородника раскрывали молодую невесту, т.е. снимали с нее покрывало (позднее фату). Затем здоровались с ней и подносили подарки.

Первый стол обычно назывался "свадебным". Молодые, хотя и сидели за ним, но ничего не ели. В честь молодых произносили поздравления и пожелания. Вскоре их уводили в другое помещение и кормили ужином. Затем молодые снова возвращались к поезжанам. К этому времени накрывали второй стол, называемый "горным". На этот стол приезжали родственники новобрачной. Их встречали у крыльца, подавая каждому по рюмке водки.
Приехавшие рассаживались за столом по старшинству — мужчины с одной стороны, женщины с другой. За горным столом молодая одаривала родственников мужа, кланялась им, обнимала их и целовала. Тогда же она должна была назвать свекра — батюшкой, а свекровь — матушкой. Во время пира девушки пели песни. По окончании стола молодые, выйдя, падали родителям в ноги, чтобы те благословили их на брачное ложе.

Его устраивали в каком нибудь не отаплиевом помещении: в хлеву или конюшне, в бане, в отдельной избе. Брачную постель стелили с особым тщанием. Иногда рядом с брачной постелью клали какие-нибудь орудия крестьянского или ремесленного труда с тем, чтобы у новобрачных рождались сыновья и были хорошими работниками. Молодых обычно провожали дружка и сваха. Проводы сопровождались музыкой и шумом, вероятно, такое оформление имело значение оберега. Сваха и дружка осматривали постель и помещение, чтобы не было каких-нибудь предметов, способных навести "порчу" на молодых, и, дав последние советы и наставления, желали им счастья и благополучия. Молодых угощали вином. Спустя час или два, а в некоторых местах и ночь, приходили будить и поднимать молодых.

Обычно этот обряд совершали те же, кто и провожал их на брачную постель, и вели новобрачных в избу, где продолжался пир. Молодые принимали поздравления. Во многих местностях было принято демонстрировать окровавленную рубашку новобрачной. Если молодая оказывалась непорочной, ей и ее родне оказывали большие почести, если же нет, то подвергали всяческому поруганию.

Во многих местностях обряды, связанные с "бужением" сопровождались баней. Ее топили подружье, свахи, дружки, крестные. Проводы в баню проходили с шумом, песнями и музыкой. Перед молодыми разметали дорогу вениками. Впереди процессии шел дружка и нес разукрашенный и покрытый платком веник. Со временем обряд второго дня постепенно стал заменяться обливанием водой, валянием молодых в снегу, даже просто посещения нетопленой бани. После бани молодые катались по селу, заезжая в дома родственников и приглашая их на следующее застолье.
Застолье второго дня называлось — "сырный стол". Во время сырного стола совершалось разрезание сыров. Дружко по старшинству вызывал сначала родственников молодой, затем молодого и просил их принять угощение от молодых — водку и закуску, и положить что-нибудь "на сыры".
Наиболее распространенным обрядом второго и третьего дня было первое посещение новобрачной источника или колодца, во время которого молодая обычно кидала в воду деньги, кольцо, краюшку хлеба отрезанную от венчального каравая или пояс.
Другим, не менее распространенным обрядом, были пояски ярки. Родственники молодой приходили в дом ее мужа и заявляли о пропаже девушки. Начинались поиски. К ним выводили новобрачную. Они признавали ее за свою, но после осмотра находили много изменений и отказывались от своих прав.

Продолжающиеся свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры. Рядились в разных зверей, цыганами, солдатами. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую.
Третий день обычно был заключительным. Нередко в этот день устраивали испытания молодой. Заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, но при этом всячески мешали, — разливали воду, опрокидывали тесто, испытывая ее терпение. Избавить молодую от всех испытаний мог только муж, угостив всех водкой.

Одним из ответственных и достаточно распространенных обрядов было посещение зятем тещи ("хлебины"). Молодого теща угощала блинами и яичницей. Нередко в этот приезд зять демонстрировал свое отношение к ней, зависевшее от того сумела ли она воспитать дочь, и сохранить ее целомудрие или нет. После угощения зять разбивал посуду о пол. Во многих деревнях посещение тещи заканчивалось подачей разгонного пирога, означавшего коней свадебного гуляния.

Обычно свадебные торжества продолжались три дня, у богатых длились дольше. Специальных обрядов в эти дни не совершали, как правило, повторялись различные развлечения, шли застолья с угощением, то в доме молодой, то в доме мужа.
Крестьянский свадебный обряд послужил основой городского.

В условиях города он значительно изменился, как в целом, так и в деталях. К середине XIX в. в ритуалах горожан наблюдались общие и специфические черты, отличающие их от крестьянской традиции: ослабление магии элементов, усиление роли профессиональных свах, большее распространение брачных контрактов, изменения в ритуальной пище и порядке застолий, замена плясок танцами, а фольклорного репертуара городскими песнями. Это позволяет говорить об уже сложившихся городских формах свадебной обрядности.
Примерно с 80-х годов XIX в. под воздействием нарастающей демократизацией общественной и культурной жизни России произошли изменения в социальных и бытовых отношениях горожан, что так же сказалось и на свадебном обряде.

Октябрьский переворот 1917 г. и последующее за ним объявление войны религии подвергли нападкам, осмеянию и запретам традиционный свадебный обряд. В течение всего советского периода существовали как бы две основные формы свадебного обряда: официальная (государственная) и традиционная.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь