Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Вам понадобится:

  • Разноцветные лоскуты ткани. Идеально подойдет хлопок: он не деформируется, не «садится» при стирке и надолго сохраняет цвет.
  • Ткань для подклада тоже лучше брать хлопковую.
  • Утеплитель. Наиболее удобный вариант - волюменфлиз (объемный флизелин с клеевым покрытием). Он может быть из полиэстера, хлопка, шерстяной.
  • Широкая бейка для окантовки изделия.
  • Иглы для ручной работы, нитки, наперсток, булавки, ножницы, колесико-резец, коврик для резки, швейная машинка, утюг.

Шаг 1

Все начинается с подбора ткани. ­Традиционно такие одеяла шились из остатков материи, но все-таки лучше потратить время и поискать подходящие для будущего одеяла узоры. Ткани должны не только сочетаться друг с другом по цвету, но и быть одинаково плотными.

Шаг 2


Сложность композиции зависит только от фантазии. Главное, очень аккуратно сшить все кусочки друг с другом. Именно поэтому новичкам будет легче работать с крупными квадратами. Узоры обычно строятся из блоков: ты сшиваешь маленькие лоскуты вместе так, чтобы стал виден узор (например, звезда или многоугольник), и повторяешь получившийся блок несколько раз. Продумав узор, сложи один блок, не сшивая его, и посмотри еще раз внимательно: пока еще сочетание тканей можно изменить.

Шаг 3

Рассчитай размеры лоскутов, не забыв о припусках на швы по 0,75 см, и раскрои ткань. Обязательно отрежь резаком кромки ­ткани, края должны быть ровными. Отмерь и раскрои нижнюю часть (с припуском в 5−10 см) и утеплитель.

Шаг 4


Сложи лоскуты лицевой стороной внутрь и сшей их друг с другом на машинке. Затем прогладь лоскутки и швы. Будь аккуратна, ткань ни в коем случае не должна топорщиться.

Шаг 5

Когда узор верхней части будет полностью сформирован, еще раз прогладь утюгом всю композицию.

Шаг 6


Приступай к разметке для стежки. Обычно ее делают твердым карандашом H2. Стежка может быть ориентирована на блоки, а может не зависеть от них и изгибаться сложным контуром.

Шаг 7

Сметывание. Теперь нам нужно соединить утеплитель с верхней и нижней частями. Разложи все три части одна на другую и сколите булавками по краям. Швом «вперед иголкой», не сильно натягивая нитку, сметай слои. Сначала диагонально - от центра к углам. Затем от центра к серединам сторон. И в заключение - «решеткой» по вертикали и горизонтали, делая линии через каждые 10−15 см.

Шаг 8


Отверни припуски нижней части и приметай их к утеплителю. Это нужно для того, чтобы при последующей стежке тебе не мешали волокна флизелина и не сыпалась ткань. Стежка может быть ручной и машинной. Машинная сделает одеяло более рельефным, плотным и не очень пластичным. При ручной стежке одеяло получается более мягким и пышным.

Шаг 9

Оформление краев изделия. Проще всего сделать это с помощью окантовочной полосы ткани или готовой бейки. Сложи ее пополам изнаночной стороной внутрь и прогладь. Начинай пришивать кант с середины каждого края одеяла (лучше зафиксировать его булавками). Сначала к нижней стороне, затем к лицевой.

июня 2017

Каждое лоскутное изделие уникально: повторить его в точности просто невозможноЕсли посмотреть многочисленные фото или видео, где изображены лоскутные вещи в интерьере, диву даешься – такая рукотворная красота однозначно украшает любой дом. Для начинающих мастериц пэчворк – техника, в которой можно найти себя, и начинать украшать дом своими руками. И первой же работой может стать одеяло в стиле пэчворк, или покрывала в той же технике.

Пэчворк-одеяло из квадратов

Начать нужно с повторения чужих ошибок. Правда, повторения теоретического. Нередко такая огромная, сложная работа заканчивается разочарованием – что-то рукодельнице в одеяле не нравится.


От простого к сложному: если вы новичок в данной технике, лучше начать с составления простых блоков

Итак, главные ошибки начинающих:

  • Цветовая гамма. Не пытайтесь объять необъятное. Найдите фото цветового круга (спектра), где вы увидите все варианты сочетания цветов. Слишком пестрое одеяло подойдет не всякому интерьерному стилю. Некоторые сочетания все-таки нужно учитывать, посмотрите и на видео, детально рассматривая, как выглядит в конкретной обстановке лоскутное одеяло.
  • Ткани должны быть одинаковы по толщине и структуре.
  • Все швы нужно разутюживать очень тщательно, любой мастер-класс делает на этом акцент.
  • Во время сборки можно допустить растяжение краев – будьте внимательны в этом процессе, могут деформироваться детали покрывала.
  • В узоре должна быть общая логика – четкие схемы, картинки, а не лоскутный хаос.

Любой мастер-класс пересмотрите, перечитайте несколько раз. Не обделите вниманием и схемы: схемы позволяют не запутаться.

Лоскутные одеяла в интерьере (видео)

Мастер-класс: одеяло пэчворк

Сначала, конечно, стоит собрать все необходимые инструменты и материалы воедино. Убедитесь, что все необходимое у вас есть.

А именно:

  • Лоскутки ткани для квадратов;
  • Схемы или выкройки;
  • Картонный шаблон, сделанный своими руками (можно и пластиковый);
  • Ножницы;
  • Булавки;
  • Нитки;
  • Швейная машина.


Для работы с тканью своими руками, прежде всего, необходимо подготовить рабочее место со всем необходимым

  • Определитесь с рисунком. Для начинающих предпочтительны одеяла с крупным рисунком или узором (примеры посмотрите на фото). Так как вам предстоит сшить одеяло из квадратов, узор может быть достаточно простым, геометрическим (змейка, мозаика).
  • Выбор ткани. Вам нужны достаточно яркие лоскутки, которые пойдут на лицевую сторону. Понадобится и однотонное полотно для изнанки, а также синтепон для прослойки. Если вы выберите ткани одинаковой фактуры, при первой стирке они не сморщатся.
  • Для начинающих не менее важен точный крой. Для этого и существуют шаблоны, они могут быть картонными или пластиковыми (примеры можно увидеть на фото). Раскладывая шаблоны, учитывайте направление долевой нити.
  • После кроя нужного количества квадратов, приступайте к сборке. Лоскутки прикладываются друг к другу лицевой стороной, а сшить их нужно по линии разметки с изнанки. Все делайте согласно условиям цветовой схемы. После того, как лицевая часть будет сшита, хорошо ее проутюжьте.
  • На столе или другой ровной поверхности разложите ткань для изнаночной части покрывала (одеяла). Сверху кладите синтепон, ткань расправляйте своими руками. Утеплитель выкраивайте с некоторым запасом с каждой из сторон. Утеплитель обязательно нужно простегать, иначе он будет «гулять» по одеялу. Схемы для стежки всегда одни и те же – от центра по краям.
  • Мастер-класс близится к развязке. Вам нужно все три слоя приколоть иголками или булавками. Слои выравнивайте по самому верхнему. Осталось только сшить. Тесьма по краям поможет не сыпаться одеялу, поэтому не пожалейте время на то, чтобы пришить тесьму или нечто подобное.


Прежде чем начинать резать ткань, важно определиться с расцветкой и орнаментом

Касательно квадратов: чтобы упростить работу, используйте схемы на бумаге. На схему вы выкладывайте квадраты (количество их от 48 и больше), и так вы не собьетесь, что с чем сшивать. Сделайте фото такой выкладки, которое тоже вам будет служить ориентиром.

Одеяло в стиле кантри своими руками (видео)

Как сшить одеяло в стиле пэчворк: цветовая подборка

Мастер-класс дополнят и подсказки для начинающих о том, как выбрать цвета для одеяльца, сшитого своими руками. Для такого покрывала из квадратов нужно подбирать лоскутки, которые хорошо сочетаются.

Рассмотрим комбинации самых популярных цветов:

  • Красный сочетается синим, желтым, серым и зеленым;
  • Желтый можно подчеркнуть зеленым, синим, коричневым, золотистым;
  • Бордовый «дружит» с зеленым, розовым, серым и синим;
  • Серый сочетается с черным, красным, розовым, зеленым, голубым, желтым, синим;
  • Коричневый подойдет к бежевому, желтому, золотистому.

Если вы не хотите сделать слишком пестрое одеяло, три цвета – золотая середина. Детское одеяльце может быть более пестрым, и лоскутные частички в нем могут быть со смешными и веселыми рисунками.


Грамотно подобранная цветовая гамма позволит лоскутному одеялу стать важным элементом интерьера


Прежде чем начинать работу, лоскутки необходимо выстирать и отутюжить

Лоскутные одеяла в стиле пэчворк

А теперь совет для начинающих, как своими руками украсить такие одеяла. К примеру, вы делаете одеяло из квадратов в подарок ребенку. Сегодня стало традицией дарить одеяльце-пэчворк новорожденному. Своими руками на одном из квадратов можете сделать праздничную вышивку. Пожелания, дату рождения малыша или авторскую подпись.

Для начинающих мастеров важно показать класс: украсить одеяло можно оригинальной тесьмой, или же сделать лоскутную вставочку из какой-то особенной ткани. Часто в одеяльца переделываются старые детские вещи, с которыми подольше не хочется расставаться.

Считается, что вещи, созданные своими руками из старых вещей, несут особую энергию. Так что вы можете сделать одеяльце-оберег или для ребенка, или для взрослого.

Любую работу в пэчворке, созданную своими руками, или снимайте на видео в процессе изготовления, или делайте фото. Это поможет вам в дальнейшем, и может быть, для кого-то еще станет подсказкой.

Одеяло пэчворк (видео мастер-класс)

Пэчворк – искусство превращения маленьких, самих по себе ничего не значащих лоскутков во что-то цельное, весомое, большое. Галерея фото таких работ вдохновляет мастериц на свои открытия в этой технике, а вещи служат долго и могут даже передаваться из поколения в поколение.

Пэчворк одеяло (фото)

Технику шитья из кусочков ткани называют пэчворком и признают одним из видов декоративно-прикладного искусства. Он уже не считается сугубо утилитарным направлением, когда неимущие слои общества использовали отходы материи, чтобы изготовить лоскутное одеяло своими руками или другую необходимую в хозяйстве вещь. Пэчворк превратился в искусство - из него делают постельные и кухонные принадлежности, занавески, брендовую одежду и даже красочные панно.

Квилтинг или пэчворк

Техника изготовления вещей из лоскутков может называться квилтингом. Начинающие мастерицы не всегда могут разобраться, чем он отличается от пэчворка.

Хоть техники и похожи между собой, существуют отличия. Пэчворк - узкое понятие, он подразумевает собственно лоскутное шитье. Квилтинг в дословном переводе с английского означает «стежка» (прошивание). Он объединяет две или несколько техник, в том числе вышивку. Изделия получаются объемными благодаря стежке. Так что пошитое из кусочков ткани своими руками одеяло, даже самое простое, все-таки выполнено в технике квилтинг, включающей в себя пэчворк.

Из лоскутков ткани можно сшить что угодно, например, исключительно практичные вещи, или воплотить свои самые смелые идеи, отпустив фантазию в свободный полет. Одна из техник пэчворка так и называется - «крейзи» («безумный»), правда, для начинающих мастериц она слишком сложна.

Шить из лоскутков своими руками непросто. Работа требует времени, усидчивости и аккуратности.

Фурнитура и инструменты для рукоделия

Для пэчворка нужен определенный набор инструментов. Ниже приведен исчерпывающий список , возможно, что-то вам не потребуется:

Изготовление лекал

Это только кажется - произвольно нарезаем куски ткани и шьем из лоскутков своими руками что угодно. Шаблоны в пэчворке играют ту же роль, что и выкройка при создании одежды. Именно с их изготовления начинается работа над изделием.

Одни и те же шаблоны могут использоваться многократно, поэтому для их создания берут прочный материал, лучше всего прозрачный пластик, через который можно видеть рисунок ткани. Сначала вычерчивается нужный элемент (квадрат, ромб, треугольник), затем добавляется припуск на шов и проводится второй контур.

Готовый шаблон похож на рамочку. По его наружному контуру вырезают детали будущего изделия, а по внутреннему сшивают.

Подбор и подготовка ткани

Необязательно использовать для рукоделия специальную ткань для пэчворка - подойдет любая понравившаяся. Возможно, необходимые материалы найдутся дома - кусочки, оставшиеся после пошива одежды или старые, но не ветхие вещи. У каждой ткани свои особенности:

В качестве прокладки (среднего слоя) используют синтепон или ватин.

Любую ткань нужно подготовить перед кроем , иначе в процессе эксплуатации изделие может полинять, дать усадку, перекоситься:

  1. Старые вещи распарываются, на них обрезаются все швы, а на новой ткани - кромка.
  2. Следующий этап - стирка. Если с хлопком и джинсовой тканью это не составляет проблемы, то шерсть и шелк раскладывают в один слой на мокрой простыни или полотенце, скатывают в рулон и оставляют на 2−3 часа.
  3. Тонкий материал желательно накрахмалить.
  4. Влажную ткань гладят с изнанки по долевой нити. Лучше использовать утюг с парогенератором.

Правила создания изделий из лоскутков

Пэчворк - довольно сложное искусство. Здесь нельзя «взять и сделать». Нужно все четко спланировать, соблюдать последовательность действий и не нарушать правила. Интересно, что начинать лучше с изготовления крупных вещей. Пошить покрывало гораздо проще, чем, скажем, кухонную прихватку, а время на работу уйдет одинаковое.

Идея и эскиз

В продаже есть наборы для пэчворка, состоящие из минимального набора инструментов, кусочков ткани, готовых схем и подробной инструкции. Но стоят они дорого, да и придумать узор самостоятельно гораздо интереснее. Если не пользоваться готовыми комплектами, можно получить эксклюзивную вещь, одновременно разгрузив дом от ненужных лоскутков и старой одежды.

Существует множество техник пэчворка, например:

  • простыми блоками - Английский парк, Быстрые квадраты, Масленка;
  • шитье по шаблону - Загадка Соломона;
  • по основе - Обезьяний хвост, Русский квадрат;
  • крейзи;
  • ляпачиха или йо-йо.

Идеи можно придумать самостоятельно, подсмотреть, работая в интернете или с фотографиями. Одеяло из лоскутков своими руками сделать легче всего. К тому же оно пригодится в хозяйстве, поразит окружающих, да и мастерица сможет понять, стоит ли заниматься пэчворком или лучше переключиться на что-то другое.

Сначала нужно создать эскиз. С подбором цветов может помочь цветовой круг. На первых порах лучше выбрать несложный узор из квадратов, использовать ткани одинаковой фактуры нескольких принтов. Лучше всего вырезать один блок лоскутков, разложить на белой простыни и проверить, гармонично ли сочетаются цвета.

Затем рисуется схема, на которой будут обозначены форма и размеры деталей, проставлены номера, закрепленные за каждой группой лоскутков. Исходя из этого подсчитывается количество деталей.

Правильный крой

Начинающим мастерицам легче всего будет шить лоскутное одеяло из элементов, одинаковых по форме и размеру - квадратов, прямоугольников, треугольников. Чтобы изделие выглядело аккуратным, все фрагменты должны быть равновеликими. Именно для этого нужны шаблоны.

Лекало накладывается на ткань, границы очерчиваются мелом или мылом. Вырезать деталь нужно по внешнему краю, сшивать - по внутреннему.

Величина припуска на шов зависит от типа ткани - чем она плотнее (тонкая шерсть, джинс) или сложнее в крое (шелк), тем больший нужен отступ. Драп, толстую шерсть кроят сразу по внутреннему краю шаблона. Если детали сшивать, получится утолщение, способное испортить внешний вид готового изделия. Такая ткань строчится «зигзагом» встык, но лучше предварительно «посадить» фрагменты на кусочки флизелина и стачать края.

При крое обязательно учитывается направление долевой нити - у квадратов она должна быть параллельной одной из сторон, у треугольников - перпендикулярной основанию. Если пренебречь этим требованием, готовое изделие перекосится.

Последовательность сборки

Сборка сложных изделий обязательно проводится так: сначала пришиваются мелкие детали, затем крупные. Это позволит сохранить узор, избежать перекосов и деформации.

Большинство поделок в технике пэчворк состоят из блоков. Например, в составленном из квадратов или треугольников одеяле сначала сшивают фрагменты полосами, а затем уже объединяют их в большое изделие.

Лоскуток к лоскутку приметывают по внутреннему краю разметки нитками или скрепляют булавками. Затем кусочки сшивают на машинке. После этого припуски заутюживаются. Только потом блоки сшивают в единое полотно.

Глажка изделия

Проутюживание сшитых фрагментов важнейший этап сборки , пренебречь им - значит испортить изделие:

  • гладить желательно по лицевой стороне;
  • шов заутюживают под фрагмент темной окраски;
  • все припуски одного блока заглаживают в одну сторону, следующего - в противоположную;
  • во избежание перекосов полосы утюжат вдоль;
  • для проблемных тканей используют отпариватель.

От горячего утюга синтепон портится. Его гладят при низкой температуре, используя парогенератор или влажную ткань.

Основы квилтинга

Завершающим этапом при пошиве объемных вещей, предусматривающих наличие подкладки и утеплителя, является стежка. Она прочно соединяет три слоя изделия, не дает ему перекоситься при стирке или чистке, сбиться ватину или синтепону. Узоры стежки могут быть очень сложными, выполняться разноцветными нитями.

Подкладку и утеплитель выкраивают по возможности из цельного куска ткани, добавив к размеру лицевого полотна около 5 см с каждого края. Сначала стегают верхнюю и внутреннюю часть, затем соединяют с изнанкой. Это делается для того, чтобы избежать деформации готового изделия.

Стегать можно на машинке или вручную в такой последовательности:

  • ткань разглаживают руками от середины к краям на ровной поверхности;
  • слои скрепляют булавками;
  • сшивают углы полотен;
  • стегают всегда от середины к периферии;
  • край одеяла окантовывают тканью или лентой.

Простейший мастер-класс

Для изготовления первого изделия в стиле квилтинг можно воспользоваться мастер-классом с пошаговой инструкцией. Сшить лоскутное одеяло своими руками легче всего в технике быстрых квадратов. Готовое изделие будет иметь размер 220х200 см, раппорт - 20х20 см, материал - ситец.

  1. Делаем расчеты. Нам потребуется 110 квадратов, прибавим с каждой стороны по 0,5 см на швы. Каждая деталь будет иметь размер 21Х21 см. Естественно, полотно не безразмерное. Ситец выпускают разной ширины, удобнее всего использовать 150 см. Потребуются 16 полос длиной 21 см, из каждой можно вырезать 7 квадратов (2 останутся лишними).
  2. Для удобства и меньшего расхода ткани будем использовать 4 разных принта - по 4 полосы длиной 84 см. Учитывая усадку, материала нужно взять больше.
  3. Стираем, крахмалим и утюжим ткань.
  4. С помощью шаблона размечаем материал и вырезаем по наружному краю.
  5. Раскладываем детали на белой простыни и придумываем последовательность их соединения в узор.
  6. Сметываем квадраты точно по внутренней разметке, прошиваем на машинке.
  7. Заутюживаем швы.
  8. Собираем лицевую часть одеяла, сшивая блоки между собой.
  9. Убираем наметку, проглаживаем.
  10. Выкраиваем из ватина утеплитель, а из бязи - изнаночное плотно. С каждой стороны оставляем на припуск 3−5 см.
  11. Соединяем ватин и лоскутное полотно, сшиваем углы, сметываем, начиная с середины.
  12. Если на машинке нет лапки для квилтинга, используем строчку «зигзаг». Швы можно класть поверх мест соединения квадратов или рядом с ними. Строчим в направлении от середины одеяла к краям.
  13. Отдельно пристегиваем подкладку.
  14. Обрабатываем край одеяла. Можно использовать одну из используемых тканей или контрастную ленту. Ее ширина должна быть равна удвоенному припуску изнаночного полотна и прокладки плюс 1 см на шов.
  15. Вручную или машинкой закрепляем уголки изделия.

Одеяло готово!

Лоскутные одеяла: фотогалерея

























Сшить хорошее одеяло своими руками – работа не из особо сложных, но кропотливая. Привлекательно с ней то, что, сэкономив немалую сумму, даже начинающая мастерица сможет получить вещь, буквально во всем превосходящую покупные, и к тому же уникальную. Попробуйте определить, где на рис. дорогое фабричное одеяло. И как оно смотрится в сравнении с остальными.

Все самоделки на рис. выполнены в разных видах техники лоскутного шитья, и недаром. Большинство самодельных одеял именно лоскутные. Сшить лоскутное одеяло своими руками отнимет немало времени, но даст большие возможности для творческого самовыражения и означает дополнительную экономию: если вы и не профессиональная швея-надомница и у вас не накапливаются обрезки ткани, то ее отходы можно приобрести на любом швейном производстве на вес и недорого. В магазинах «Умелые руки», «Все для творчества» и т.п. продаются уже рассортированные по цветам, расцветке и видам ткани наборы лоскутов специально для шитья в технике пэчворк; стоят они дороже производственных отходов, но не в разы. Поэтому большая часть материала статьи посвящена именно лоскутным одеялам, хотя мы задержимся также на гладкокрытых, модульных и плетеных.

Размеры

Поскольку сделать кровать к одеялу или подогнать ее к нему, понятное дело, трудно, то пошив одеяла ведется под размер кровати. Если ваша кровать(и) фабричная покупная(ые), то к ней/к ним подойдут одеяла какого-то из следующих размеров:

  • Евро – 210х200 или 200х200 см.
  • Двуспальные, смотря по росту и комплекции пары – 210х180 (маленькие худышки), 215х175 (полненькие коротышки), 200х200 (средний рост и комплекция), 220х240 (большие).
  • Полутораспальные – 215х155 или 205х150.
  • Односпальное – 200х150.
  • Детские – 150х120 (преим. для мальчиков) или 140х110 (более девчоночьи).
  • Для новорожденных – в размеры стола для пеленания плюс по 12-15 см в каждую сторону. Типовой размер 120х120 см.

Размеры одеяла к существующей кровати подбираются так, чтобы его края (бахрома, кружево, оборка, рюш) на застеленной кровати без лежащих не доставали до пола на 12-15 см, иначе кромка одеяла будет пачкаться. Также одеяло на свободной кровати не должно сбиваться в ногах или головах, не то утеплитель поползет. По размеру одеяла определяют количество необходимых для пошива материалов.

Конструкция

Сшить одеяло элементарно просто только на первый взгляд, и это касается не только его простегивания, о котором далее пойдет особый разговор. Вы не пробовали стирать пропотевшее одеяло? Скажем, после загрипповавшего? Если да, то знаете, что в машинку оно не всегда влезает и как тяжела его ручная стирка. И во что после нее может превратиться ваша работа, потребовавшая, возможно, нескольких месяцев плотно занятых вечеров. Так что давайте посмотрим, как лучше сшить одеяло, чтобы с ним потом хлопот было поменьше и пореже.

Одеяло, как известно, состоит из подбоя (испода), утеплительного вкладыша и покрышки. Чтобы утеплитель не полз и не сбивался, весь пирог или простегивается, или же подбой с покрышкой образуют пододеяльник, в который помещается вкладыш. Последний вариант вследствие стараний рекламщиков, проталкивающих дорогую продукцию, в последнее время не особо в ходу, но для самодельного одеяла из лоскутков его желательно рассмотреть в первую очередь, т.к. в таком случае большинство проблем со стиркой одеяла и заменой вкладыша отпадает. Вкладыш изнашивается всегда быстрее покрышки, а стирка без него покрышки с исподом равнозначна стирке 2-х простыней. Если окно под вкладыш в середине покрышки нежелательно по соображениям дизайна, то в ногах можно сделать из ткани подбоя широкую пройму с внутренним карманом-подворотом, как в наволочке. Это, кстати и полностью снимает проблему выворотного шва; любая швея сразу поймет, насколько упрощается пошив.

В одеяле со сменным вкладышем всего одно «но»: если кровать без изножья, то вкладыш выперет карман и ткань подбоя окажется на виду. Избежать этого, не прибегая к тоже заметным и твердым застежкам любого рода, можно с помощью широкой каймы и/или выбора соответствующего материала подбоя (см. далее). И еще раз кстати, одеяло с вставным вкладышем может быть и летним не утепленным. Но мы опять уперлись в материалы.

Материалы

Покрышка одеяла может быть любой, лишь бы на кожу не влияла и смотрелась. Покрышки одеял для новорожденных, а также походных, дачных для гамака и т.п., используемых на открытом воздухе, лучше делать из плащевых тканей. Покрышку толстого зимнего одеяла – из тонкой мебельной обивочной. Для долговечности одеяла очень важно, чтобы покрышка была прочнее подбоя; кроме того, такое решение позволит вписать одеяло в интерьер спальни. Но вот с подбоем и вкладышем дело немного сложнее.

Подбой

На подбой чаше всего пускают х/б полотно, сатин или саржу; в дорогих моделях шелк. Х/б текстиль всем хорош, кроме того, что легко пачкается, преет пропотевший и довольно быстро протирается. Поэтому х/б подбой делают в одеялах для детей и младенцев, появившихся на свет в теплое время года; на подбой одеяльца для зимнерожденного лучше брать бязь или байку. В эпоху памперсов проблема влагостойкости изнутри, слава богу, не актуальна.

Сатин, саржа и шелк легки, прочны, абсолютно паропроницаемы, не накапливают в себе грязь. Но – скользки. Кому-то нравится, когда одеяло ласкает тело, а кто-то, наоборот, и в пижаме под таким ворочается, пытаясь все-таки заснуть. Кроме того, одеяла со скользким подбоем не рекомендованы соням-вертячкам: сползают, сбиваются.

В таком случае оптимальным выбором будет бамбуковое полотно: х/б или вискоза с добавкой тончайших волокон бамбука. То, что пишут о его якобы чудодейственных для здоровья и уникальных теплотехнических свойствах – вранье несусветное. Что поделаешь, маркетологи народ, мягко говоря, своеобразный. Если им босс строго-настрого запретит приукрашивать под угрозой пожизненного отлучения от корпоративов и бонусов, у них просто дыхание прервется и не откроется снова. Однако у бамбукового полотна и без насильственного проталкивания и так немало реальных достоинств:

  1. Гипоаллергенно, антистатично.
  2. На ощупь – как х/б.
  3. Износостойкость на порядок выше, чем у х/б и почти такая же, как у шелка.
  4. Высокая паропроницаемость и очень низкая скважность для твердых частиц; попросту – дает свободно испаряться поту, не накапливая в себе грязь.
  5. Высокая механическая прочность.
  6. Тянется слабее даже шелка: если сделать подбой из бамбукового полотна в одеяле со сменным вкладышем и проймой с карманом в ногах, но изнанка не вылезет наружу. Во всяком случае, оборки в 5 см шириной хватит, чтобы испод одеяла никогда не показался на глаза.

Вкладыш

Утепляют одеяла чаще всего синтетическими волокнистыми материалами: синтепоном (основа – силикон, поз. 1 на рис.) или холлофайбером (основа пропиленовая, поз. 2). Подушечки модульных одеял (см. далее) удобно набивать синтепухом, поз. 3. Это тот же синтепон, только не листами, а в виде лохматых гранул. Для утепления одеял листовой синтепон и холлофайбер берут плотностью 150-200 и толщиной 5-8 мм.

Одеяло с утеплителем из синтепона легче и дешевле, чем из холлофайбера, но от стирки синтепон слеживается быстрее. Оба эти материала теплы, необычайно легки, безвредны, в т.ч. для маленьких детей, но собственная влагоемкость у них невелика, т.е. они легко отпотевают и отсыревают. Т.к. материалы нетканые, одеяла с вкладышами из них обязательно нужно простегивать, иначе утеплитель быстро собьется в ком. А стежка одеяла на синтепоне требует особых приемов работы, т.к. он сколький и ползет между подбоем и покрышкой, но при этом охотно цепляется за иглу и нить.

Вкладыш одеяла из флиса, того самого, из которого шьют куртки и теплое белье, (поз. 4), несколько тяжелее и дороже, но взамен имеет массу достоинств. Флис – ткань, так сказать, для наружного применения, прочная, теплая и стойкая. Паро- и влагопроницаемость его неоднородна: от пушистой стороны к плотной хорошая, а наоборот низкая, т.е. пот он поглотит и выпустит наружу, а пролитому на одеяло кофе просочиться к телу будет трудно.

Флис не ползет и почти не тянется. Вкладыш в одеяло из него можно сделать сменным и не мучиться с простегиванием или же простегать одеяло с несменным вкладышем по упрощенной, на порядок менее трудоемкой схеме, см. далее. В последнем случае одеяло можно будет стирать безо всякого: флис, как тканый материал, стирке подлежит вполне.

Автор данной публикации прошлой осенью взял, да и заменил жаккардовое верблюжье одеяло вкладышем из бельевого флиса (он дешевле курточного); понадобилось только сшить отрезы вдоль и сделать оверловку. И что же? Одеяло стало легче, но зимой грело не хуже. А в межсезонье, когда отопление было уже отключено, кондиционер включать еще рано было и температура в квартире скакала от ниже санитарной нормы до +27, под одеялом с флисовым вкладышем было одинаково комфортно. И к сведению: жаккардовое одеяло из натуральной шести хакасских верблюдов размером 210х250 по теперешним ценам обойдется где-то в 3000 евро. Хотя сносу ему, конечно, нет и не предвидится в любых мыслимых и немыслимых условиях эксплуатации.

Лоскутные

Лоскутное одеяло издавна шили себе в приданое девушки на выданье, и отнюдь не по бедности, а как свидетельство своих усидчивости, трудолюбия, мастерства и художественного вкуса; пошивом одеял из лоскутков занимались и боярышни с принцессами. На Западе последние уже в замужестве частенько также ткали гобелены, с чем вошла в историю супруга Вильгельма Завоевателя: на ее творении запечатлена история покорения Англии норманнами.

С началом советской власти лоскутным одеялам была объявлена война такая же нещадная, как и церквям. С подачи небезызвестных тов. Инессы Арманд и Александры Коллонтай. Причину такой нетерпимости можно понять, если вспомнить «теорию стакана воды» последней и следующий из нее известный лозунг 20-х годов прошлого века: «Комсомолка не должна отказывать комсомольцу!». В чем – тт. Коллонтай и Арманд ханжески умалчивали, но безобразные комсомольские оргии ведут начало именно с тех времен.

К слову, и товарищи убежденные партийцы своего не упускали. На любом партсобрании актив с серьезными лицами, но со жгучим нетерпением в душе ждал «шестого вопроса». Принято было «по бумажке» на одном парсобрании рассматривать 5 вопросов, а «шестой вопрос» это была пьяная вакханалия после.

К «рассмотрению шестого вопроса» частенько привлекались и «перспективные» комсомольские активистки, были бы в наличии. Из теперешних деятельниц откровенно-нацистского толка можно выискать не менее 10 разной степени известности, во время оно подвизавшихся в данной ипостаси и свято веривших в великое светлое будущее. Свое уж точно и только на своих естественных данных, безо всяких там выдающихся способностей, великих трудов и свершений. А потом вдруг на тебе – перестройка, разоблачения, перелом и полный облом карьеры. Ну как тут не остервенеть вконец? Однако покончим с тем, что под одеялом иной раз творится и вернемся к одеялам как таковым.

Стили и композиции

Наиболее трудоемки, но и ценятся больше всего одеяла, сшитые из каких попало лоскутов и обрывков. На работу уходили годы, а чтобы собрать этот хаос так, чтобы смотрелось, нужны недюжинные способности. За лоскутное одеяло в стиле хаоса (поз. 1 на рис.) в Англии, напр., ценители отдают до 8000 фунтов и более.

От раскроя чаще всего остаются клинья и полосы. Первые как сами собой просятся в спиральную композицию (поз. 2), а из полос шьют лоскутные одеяла в стиле зебра или ручеек, поз. 3. Последние ценятся почти наравне с хаотическими, как несколько менее трудоемкие, но более зрелищные.

Модульные

Модульные (блочные) лоскутные одеяла отличаются от «настоящих беспорядочных» тем, что лоскуты сшиваются в геометрически правильные модули, которые затем обрезаются по шаблону (см. рис. справа). Это упрощает и ускоряет работу в разы, но и ценность изделия в глазах знатоков снижается, т.к. определяется уже преимущественно художественными достоинствами одеяла. Поэтому блоки чаще всего шьют квадратные. 5-ти, 6-угольники и др. совместимые без зазоров фигуры сильно усложняют работу, а зрелищно одеяло если и выигрывает, то немного.

Одеяла в стиле «блочного хаоса», поз. 4 на рис. выше, более любительские, т.к. их трудоемкость относительно невелика. На аукционах в среднем ценовом сегменте хорошо расходятся блочно-сборные лоскутные одеяла в стиле пашня (поз. 5) и огород, поз. 6. Названы они так потому, что несколько похожи на аэрофотоснимки местности данного типа. Также средне, но повыше, котируются одеяла в стиле лоскутного меандра, поз. 7, блочно-геометрическом, поз. 8 и 9, а также шахматном, поз. 10, если они выполнены со вкусом и выдумкой.

Примечание: все блочно-сборные лоскутные одеяла могут шиться т. наз. выворотными, с поперечными, продольными или теми и другими швами между блоков на лице, поз. 11.

Пэчворк

Блочно-модульное лоскутное шитье – это уже зарождение техники пэчворк и ее разновидности квилтинга (не путать с квиллингом из бумаги!). В сборном пэчворке модули (блоки) сшиваются друг с другом, как в простом лоскутном шитье, а при квилтинге нашиваются на сплошную основу. Принципиально пэчворк отличается от простого лоскутного шитья тем, что лоскуты заранее подбираются и готовятся под изделие. Напр., в наборах для пэчворка лоскуты нередко уже обрезаны в размер и продаются комплектами для конкретной вещи с приложением схем пошива блоков и сборки.

Техника пэчворк недаром завоевала мировую популярность: в ней можно в домашних условиях создавать поистине шедевры швейного искусства практически в любом национальном и/или традиционном стиле; некоторые образцы см. на фото. Чаще всего используется геометрическая сборка из блоков правильной формы, но возможны также варианты зебры, ручейка, волны и др. Зримого хаоса пэчворк не приемлет, его узор всегда смысловой и определенным образом организован. Если простое лоскутное шитье ближе к абстракционизму в изобразительном искусстве, то пэворк это уже полноценный модерн.

Абстракционизм не лишен глубокого смысла, но ему, кроме выдающего мастера, нужен и не менее сведущий зритель-ценитель. Поэтому абстракция легко подделывается пустопорожними бездарями. Модерн также лишен жестких канонов, но показывает свою суть явно и отличить в нем успех от никчемных потуг способен почти каждый. Это вторая важная причина популярности пэчворка.

Схемы и блоки

Стандартные размеры блока пэчворка от 10х10 до 30х30 см с шагом в 5 см. Простые схемы блоков пэчворка, как, напр. угловая спираль и лесенка, можно составлять самостоятельно на клетчатой бумаге, см. рис.; цифрами обозначаются номера расцветок тканей согласно выбранным образцам. Размер блока получается исходя из наименьшей допустимой ширины элемента узора по лицу, равной 1,5 припускам на подвертку, т.е. для большинства тканей 15 мм (см. далее, о технике шитья).

Как работать со схемами

В поиске по запросам «лоскутное шитье блоки», «пэчворк блоки», «блоки для лоскутного шитья», «блоки для пэчворка» вываливается множество образцов. Но это будут или упрощенные схемы с буквенным указанием уровней (верхняя часть на рис.), или просто образцы элементов узора (внизу на рис.), на основе которых нужно разработать выкройки в размер и сделать раскладку наличных лоскутов по расцветке.

Разработка полной схемы швейного изделия в технике пэчворк производится поэтапно следующим образом:

  • На клетчатой бумаге строятся схемы выбранных блоков в натуральную величину;
  • По схемам производится раскладка образцов ткани до получения требуемого эстетического эффекта. Желательно оперировать сразу со всеми избранными блоками, так будет легче добиться общего зрительного эффекта;
  • Бумажная заготовка каждого блока делается в количестве, необходимом для пошива всей вещи;
  • На бумажных схемах цветными маркерами приблизительно отмечаются выбранные расцветки;
  • Бумажные заготовки раскладываются в натуральном размере и оценивается общий эффект;
  • Если какой-то блок/блоки эстетически «не лезут», повторяем пп. 1-3;
  • Когда вещь смотрится вроде бы как надо, избранные блоки нумеруются или обозначаются буквами, чтобы не спутать с нумерацией образцов ткани;
  • Вычерчивается полный чертеж изделия (образцы см. на рис. ниже) с указанием размеров, нумерацией тканей и блоков.

Последний пункт – камень преткновения для начинающих любительниц/любителей пэчворка, его часто просто упускают из виду. А потом оказывается, что «кось попёрла» (косить пошло по геометрии и по цвету), и найти, где таится зачаток огреха в сумятице этих простых вроде фигурок очень трудно.

О схемах для детей

К разработке схем детских вещей в технике пэчворк предъявляются дополнительные требования, обусловленные особенностями еще не вполне сложившегося детского зрения и психики. Лоскутное детское одеяло, напр., нужно разрабатывать следующим образом:

  1. Крупные блоки нежелательны, лучше работать в модуле 10х10 см.
  2. Мелкие детали узора не должны мельтешить; сложных криволинейных контуров желательно избегать.
  3. Более крупные значащие блоки (заполненные рисунком) нужно чередовать с фоновыми поменьше.
  4. Повторы одного и того же значащего блока в продольных и поперечных рядах недопустимы.
  5. Также недопустимы яркие, насыщенные, кричащие цвета.
  6. Фоновый цвет в квилтинге нужно выдерживать в области наибольшей чувствительности детских глаз: бледно-желтым, салатовым, бледно-голубым.
  7. Весьма и весьма желательна симметрия рисунка относительно продольной оси при нечетном количестве продольных рядов, т.е. должен быть центральный ряд.

Пример правильного построения схемы детского одеяла – пэчворк дан на рис. Модуль – 10х10 см. Полный размер (170х130 см) рассчитан на вырост. Рисунок значащих блоков может быть и другим, удовлетворяющим указанным выше требованиям.

Технология

Обрезка лоскутов

Это подготовительная, но весьма трудоемкая и ответственная операция; припуск нужно давать не менее 7,5 мм, иначе потом швы покрышки расползутся. Для обрезки лоскутов в размер и по форме в магазинах (швейных, «Для творчества», «Умелые руки») продаются резаки и доски с самозатягивающимся покрытием; на их лицевую сторону нанесена координатная сетка. Покрытие шероховатое, ткань на нем держится.

Резак еще можно заменить лезвиями безопасной бритвы (3-5 на одеяло), но, если вы шьете лоскутное одеяло в стиле хаос или из хаотически набранных блоков, то замену «самозарастающей» дощечке найти трудно. Ножницами точно получается только у опытных закройщиц, а фанера и картон быстро исчеркиваются резаком до полной непригодности.

Если вы работаете в технике пэчворк, когда для одной вещи требуется довольно много одинаковых фрагментов, дело проще. Тут самое время припрячь благоверного, если только он не прилип намертво к пиву с футболом: шаблоны для резки нужно вырезать из фанеры в виде 2-х совершенно одинаковых половин с крыльями на припуск. Лоскут-заготовка вкладывается между ними (слева на рис.), и половинки совмещаются. Это нетрудно, т.к. края половинок шаблона легко прощупываются сквозь ткань. Затем шаблон сжимается пальцами или малой столярной струбциной.

Специальный резак (недешевый, между прочим) к такому шаблону не нужен: даже очень тонкая и «тянучая» ткань совершенно точно обрезается бритвенным лезвием. К примеру, всего одного такого составного шаблона достаточно, чтобы нарезать лоскутов для весьма эффектного одеяла в стиле флик-фляк (справа на рис.).

Пошив и окантовка

Сшивка лоскутов между собой и пошив покрышки одеяла из блоков, как и его окантовка, существенных отличий от других швейных работ не имеют. Величина припуска и минимально допустимый размер заготовки указаны выше; простейший способ окантовки – косая бейка. Обо всем прочем для начинающих предлагаем подборку видео:

Как сшивать лоскуты:

Мастер-класс по пошиву лоскутного одеяла своими руками:

Окантовка одеяла в технике пэчворк:

Простегивание

Простежка теплого одеяла с несменным вкладышем – операция еще более ответственная и трудоемкая, чем подготовка фрагментов. О фигурной стежке (волна, листья, чешуя и т.п.) начинающим лучше и не вспоминать. Фигурная стежка одеял производится на весу: заготовку-пирог распяливают горизонтально в раме, а по размеченным заранее на покрышке швам все 3 слоя материалов фиксируют булавками. Лучше всего простые прямые булавки. На их острия накалывают кусочки пробки, они крепко держат пирог и предохраняют от уколов.

Когда-то фигурную стежку делали вручную, сейчас для нее используются специальные швейные машины без стола и с длинными, подвижными в 2-х направлениях консолями. Занимает такой агрегат большую комнату. Нам же желательно обойтись обычной швейной машинкой. Лучше, конечно, машинка с шагающей лапкой, но такие дороги. Гораздо дешевле будет купить или сделать самому (ему, не вам) специальную лапку для простежки к обычной швейной машинке, см. напр. след. ролик:

В любом случае рабочие приемы при простегивании одеяла следующие:

  • По разметке швов пирог фиксируют от смещения слоев английскими булавками.
  • Растопыренными пальцами правой руки расправляют пирог по всей толщине непосредственно перед лапкой. Если вкладыш синтепоновый, это требует солидного навыка.
  • Сложенными пальцами левой руки подтягивают материал за лапкой. Тут тоже нужен опыт и чувство материала, чтобы тянуть точно в такт подаче ткани грейфером (зубчиками). Не дотянул – слоенка сморщилась и/или шов ушел; перетянул – нить запуталась, игла застряла или сломалась.

Примечание: нить для простегивания одеяла нужно брать гладкую и прочную полиэстерную №40 или №50.

Стеганое одеяло – пэчворк обычно простегивают т. наз. свободной стежкой, см. напр. видеоурок:

Вообще же для скользких вкладышей из синтепона и холлофайбера с использованием обыной швейной машитны рекомендована схема линейно-диагональной стежки (слева на рис. ниже):

  • От центра к коротким краям простегивают поперек.
  • Затем то же – от центра к длинным краям.
  • Тоже от центра – по диагоналям к углам.
  • От середины, параллельно любой из диагоналей, попеременно с одной и другой стороны – к противолежащим углам.
  • То же, от другой диагонали к остальным 2-м углам.

Линейно-диагональная стежка не избавляет от огрехов, неизбежных при стежке на обычной машинке, но сгоняет их к краям и углам, где пирог можно обрезать. Поэтому, если одеяло простегивается таким способом, его окантовка и окаймление производятся в последнюю очередь. Если же в одеяле вкладыш из флиса, то дело опять-таки значительно упрощается: тогда оделяло можно простегать конвертом (справа на рис.); шаг расширения прямоугольников – от 10 до 25 см (для флиса).

Другие одеяла

Для самых маленьких

Обыкновенное одеяло для новорожденного нужно шить, как сказано выше: размер 120х120 см, летний подбой х/б полотно; зимний – фланель, бязь или байка. Покрышка из плащевки, утеплитель однозначно синтепоновый: холлофайбер грубоват, флис тяжеловат, а синтепон до 2-3 лет продержится. Простежка обязательна, но технологическая «вредность» синтепона в данном случае особо не навредит, т.к. вещь небольшая и не напоказ.

На волне всеобщего увлечения трасформируемостью (эх, вот если бы еще – огрызок огурца в полный стакан… шутка) «продвинутые» мамы активно интересуются и одеялами для новорожденных – трансформерами. Но что тут интересно, оригинальная публикация (см. рис.) начинается словом «теоретически», а далее подчеркивается, что смысл этого новшества преимущественно экономический.

Что же помешало автору идеи блеснуть энтузиазмом? Застежки-молнии. Представьте себе, что на вашем одеяле сбоку и в головах молнии. И вы просыпаетесь с из отпечатками на боку. Или, что никак не лучше, замочек сдвинулся и защемил вам волосы или что-то еще. А каково в таком случае будет маленькому с его тонкой нежной кожицей?

В общем, не тот это случай, когда эргономикой можно жертвовать ради функциональности. Не говоря уже о моральном значении вещи. Есть патенты на обручальные кольца с щипчиками для ногтей и ключом для пивных пробок, но смысла-то в них? Если уж так хочется на рождении малыша малость сэкономить или руки ради его вещей приложить, то лучше будет сшить самый обычный конверт на выписку из роддома; выкройка дана на рис. Его можно будет сохранить и показать потом ребенку: смотри, вот сюда ты когда-то весь помещался.

Модульное

Как устроено и шьется/вяжется модульное одеяло, показано на рис. Его достоинство – технологическая простота, никаких выворотных швов, точного раскроя и подгонки. Но вообще-то это вариант более покрывала на диван: если в спальне холодно, то по промежуткам между подушечками и тело холодит.

Коврик, плед или одеяло?

И напоследок еще одно одеяло: из помпонов. Оно относится к типу плетеных одеял. Требует довольно много пряжи, но эффектно, тепло, хорошо «дышит» и очень просто технологически, даже шить или вязать не надо уметь. Сработать одеяло из помпонов можно за вечер.

Как делается одеяло из помпонов понятно из рис. К нему можно добавить, что для теплых вещей нитей на пересечениях нужно по 80-120, т.е. по 50-60 в каждом поперечном и продольном пучке. Соответственно, гвозди должны выступать не менее чем на 100 мм. Больше нитей в пучке делают для одеяла и коврика, тогда расстояние между гвоздями нужно брать 3,5-4 см. Для пледа шаг забивки гвоздей увеличивают до 5-7 см, а нитей в пучки навивают по 40-50.

Плести одеяло из помпонов лучше всего на раме, а не на доске: удобнее перевязывать перекрестья ветвей, а раму можно разобрать и спрятать. На доске в городской квартире можно сплести разве что накидку на табурет, а на раме в обычной жилой комнате и двуспальное одеяло.

Хвостики узелков, связывающих перекрестья пучков нитей, оставляют с лицевой стороны (где будут помпоны). Обычно на основу оставляют 1/4-1/3 пучка, т.е., навив 12-20 нитей, переходят на другой цвет. Перерезают соответственно 3/4-2/3 пучка, так и образуются помпоны. Краевые пучки перерезают последними, когда полностью сформировано полотнище.

Часто бывает так, что нам жалко выбрасывать старую одежду, которую мы не носим, хотя она еще не износилась, и хранить ее не хочется, ведь она занимает много места. Дальновидные хозяйки решают эту проблему очень просто: пускают эту ткань на пэчворк и изготавливают из нее лоскутное одеяло.



Особенности

Пэчворк – это направление в рукоделии, в рамках которого из лоскутов и разноцветных обрезков ткани создаются различные вещи, начиная от маленьких поделок и декоративных подушечек и заканчивая одеялами и пуфиками. Название этого вида рукоделия говорит само за себя: оно произошло от английского слова «patchwork», где «patch» – это заплатка, «work» – работа.

Лоскутное одеяло является самым популярным изделием в пэчворке, особенно для начинающих мастеров и любителей рукоделия. Одеяло в этом стиле может иметь различные узоры и орнаменты или изображать конкретные предметы, все зависит от техники исполнения и воображения мастера.



Сейчас пэчворк превратился в целое стилистическое направление, в рамках которого работают также и профессиональные дизайнеры квартир. И все же лучшие работы в пэчворке принадлежат мастерам-любителям, которые сделали это занятие своим хобби и вдохнули в него жизнь и любовь.

Культура пэчворка настолько самобытна, что подходит для декора комнат с совершенно разными по стилю интрерьерами, а не только для помещений в деревенском или Кантри стиле, как обычно думают обыватели. Лоскутные стеганые одеяла и подушки вполне гармонично дополнят и дизайны в стиле Хай-тек и Лофт.



Несомненным плюсом одеял в стиле пэчворк является их доступность. Их часто можно встретить в магазинах, а при необходимости и сшить самостоятельно. Материалы очень просты и доступны, их можно найти в любом доме – достаточно заглянуть в шкаф и перебрать старые вещи. В остальном хозяйке поможет пара простых схем-техник пэчворка, швейная машинка и капелька воображения.

Техники

Создание любого изделия в пэчворке предполагает поэтапное выполнение алгоритма, который зависит от той или иной техники. Техника определяет, какие шаблоны и выкройки необходимо будет использовать мастеру для пошива изделия:

  • Традиционный пэчворк – это самая распространенная техника для создания крупных изделий. Для начала необходимо сшить из множества лоскутков единое цельное полотно, а затем с помощью набивки образовать из него одеяло. Рисунок из лоскутков обычно располагается только на верхней части будущего одеяла, но есть и двусторонние модели, где узор располагается с обеих сторон изделия. В традиционной технике используются лоскуты только прямоугольной или квадратной формой.

Разновидностью традиционного пэчворка является техника «американский квадрат». Здесь также используются прямоугольные и квадратные формы ткани, но выстроены они по определенной схеме.


  • Иногда по цвету квадраты располагаются по рядам от темного к светлому, образуя градиент. Такая техника носит название «акварель». В рамках этой техники за основу берутся пастельные тона.
  • Следующая техника называется «крейзи-пэчворк», или сумасшедшие лоскутки. Принцип шитья тот же, что и в традиционном пэчворке. Разница лишь в том, что в данной технике используются лоскутки абсолютно разных форм и размеров. Они могут быть кривыми, маленькими, большими, иметь множество углов или не иметь их вовсе. Одеяла в этой технике могут украшаться дополнительной вышивкой, лентами, пайетками, пуговицами, бусинами, бисером или тесьмой, которую обычно накладывают поверх швов, чтобы скрыть их.
  • Изделия, созданные в технике вязаный пэчворк , или пэчворк крючком, внешне очень похожи на традиционную технику, если бы не одно различие. В это виде пэчворка обрезки и лоскуты не пришивают друг к другу на машинке, а вручную связывают нитями. Это более кропотливая работа. Некоторые хозяйки создают одеяла полностью из скрепленных вязаных лоскутков.



  • Одеяла в японской технике пэчворка обычно стеганые, а лоскутки вырезаны из шелковой ткани. Рисунок, в который складываются лоскуты, основывается на геометрии: ромбах, квадратах, прямоугольниках и уголках. Иногда лоскутки вырезаны в форме пчелиных сот.
  • Техника «колодец», которая также именуется «избой из бревен», предполагает объединение расположенных по спирали прямоугольных лоскутов вокруг квардрата, который занимает центр одеяла.


  • В основе техники «шахматка» лежат небольшие квадраты, расположенные в шахматном порядке. Обычно при создании такого одеяла используются контрастные цвета.
  • Техника с названием «русский квадрат» в некоторой степени повторяет национальный узор. В центре лоскутного одеяла располагается несколько сшитых вместе небольших квадратов, к которым по бокам прилегают треугольники разных цветов. Ближе к периферии изделия снова начинают использоваться квадраты.



Более опытные рукодельницы не ограничиваются перечисленными техниками и придумывают свои. Лоскутки можно комбинировать абсолютно в любом порядке, поэтому четких законов и запретов для этого вида рукоделия нет. Можно творить, как душе угодно!

Для разных стилей

Считается, что вещи в пэчворке используются в простых стилях типа Прованс . Однако интерьер с акцентами на текстиле из лоскутков может быть выполнен не только в деревенском, но и в ряде современных стилей типа Лофт, Кантри, Арт-деко, морском или этно . Лоскутные вещи не упростят их, а наоборот, смягчат и станут ярким придающим уют акцентом.



Для обывателей лоскутное одеяло ассоциируется с чем-то русским и простым, однако это глубокое заблуждение. Рисунок пэчворка может быть выстроен в виде мозаики или аппликации. К тому же лоскутные одеяла могут повторять не только русский национальный орнамент, но и этно-узоры разных народов мира.



Подходящие материалы

В пэчворке нет определенных установок насчет выбора ткани. Изначально этот вид рукоделия задумывался как способ практичного использования старых вещей. Поэтому в одном изделии можно комбинировать ткани разных фактур и форм – это только добавит ему самобытности. Так что при создании одеяла из лоскутков можно использовать обрезки любых тканей, которые придутся вам по душе.

Другое дело, что не любая ткань податлива в использовании. Мастера по пэчворку уверены: лучший материал для лоскутного одеяла – это ситец. Все потому, что хлопчатобумажную ткань легче резать, по бокам ситцевых лоскутков не будут торчать нитки, на такой ткани сложно поставить затяжку, ее легко гладить. Машинная строчка на такой ткани не поползет и выйдет ровной.


Можно выбрать лоскутки из любых старых вещей:

  • Из джинсов получаются самые оригинальные модели. Особенно если взять джинсовую ткань разных оттенков – от светло-голубого до глубокого синего. Можно расположить кусочки в произвольном порядке, а можно составить из них градиент.
  • Добиться оригинального узора поможет сочетание лоскутков из трикотажа или детских вещей. Как правило, вещи для детей изготавливаются из цветастых яркий тканей.Зачастую они имеют веселый и неповторимый узор, а такие принты как нельзя кстати подходят для яркого лоскутного одеяла. Именно такие получаются и из трикотажных тканей.



  • Довольно смелым вариантом является использование таких материалов, как шелк, органза и штапель. Эти капризные ткани требуют определенного мастерства, поэтому новичкам с ними работать не рекомендуется. Однако бывалый мастер может сотворить из них чудо. Так, например, любое лоскутное одеяло заиграет по-новому, если наложить органзу в качестве дополнительной ткани поверх яркого материала.




Лоскутное одеяло должно быть не только красивым, но и теплым. Особенно если оно используется не в качестве покрывала, а в как полноценное одеяло. В этом случае материал должен быть теплым и приятным на ощупь. Такими характеристиками обладают шерсть и драп:

  • Возможно, шерсть не так богата в выборе цвета и выглядит массивной, но зато она теплая и мягкая. Шерстяное лоскутное одеяло обычно создают в практических целях – согреться в морозы, поэтому в холодную погоду оно будет кстати. К тому же шесть проста в эксплуатации. Она не мнется и почти не пачкается, а потому будет всегда выглядеть ухоженно. Шерстяное одеяло хорошо держит форму, а сам материал очень прочный и потому прослужит долгие годы.
  • Драп вполне может заменить шерсть, поскольку обладает почти теми же особенностями. Этот материал так же хорошо держит форму, поэтому им можно накрыть любую кровать, и одеяло будет смотреться очень опрятно. Драп долго изнашивается и не мнется. Он очень долго держит цвет и не выгорает. Наконец, драп такой же теплый, как и шерсть, поэтому будет незаменим в холода.


Наполнители, утеплители

Лоскутное одеяло может быть как тонким, больше походя на покрывало, так и утепленным. Создать теплое одеяло просто – главное, найти и вшить между внешней и нижней лоскутной частями будущего изделия греющий материал. К слову, таких материалов может быть несколько:

  • Так, например, многие рукодельницы берут за основу тонко нарезанный неплотный поролон. Он хорошо держит форму, не скатывается внутри одеяла комками, эластичный и прочный. Поролон обладает низкой изнашиваемостью, поэтому одеяло с такой набивкой прослужит дольше.


  • Синтепон также является неплохим вариантом для набивки одеял. Это гипоаллергенный упругий материал, обладающий хорошим теплосберегающим эффектом. Он сохраняет тепло лучше, чем поролон, именно поэтому его чаще используют при пошиве зимней одежды. К тому же вещи из синтепона обычно очень мягкие и легкие. Этот материал сделает одеяло объемным, придав ему уютный вид. Однако синтепоном лучше набивать стеганые одеяла, в противном случае материал может со временем скататься и распределиться внутри изделия неравномерно.
  • В качестве набивки одеяла иногда используется ватин. Это нетканый материал, изготовленный из измельченных и спрессованных обрезков ткани. Ватин считается достаточно теплым и приятным на ощупь, но в отличие от синтепона и поролона, он довольно быстро изнашивается.
  • Еще одним нетканым материалом, пригодным для набивки одеял является холлофайбер. Он появился не так давно, но уже прочно занял свое место в набивке различных изделий. По своему внешнему виду и свойствам холлофайбер очень сильно напоминает синтепон, хотя технологии их производства существенно отличаются. Холлофайбер считается экологически безопасным для здоровья продуктом. Он устойчив к стирке и различного рода деформациям, не накапливает пыль. Этот материал хорошо пропускает воздух, но при этом сохраняет тепло. Под одеялом из холлофайбера зимой будет не холодно, а летом – не жарко.

В некоторых случаях выбор набивки зависит от типа внешнего материала одеял. Например, для более тонких и неподатливых материалов типа шелка больше подойдет тонкий поролон или ватин, потому что они изготавливаются пластами, а значит, придадут толщину и форму бесформенному изделию.


Размеры

Размеры любого (и в том числе лоскутного) одеяла определяются исходя из размеров спального места, параметров его владельца, его активности во время сна и личных предпочтений.

Так, расчет размерной сетки одеяла на односпальную кровать будет варьироваться от 180-190 см по длине и до 130 см по ширине. Для детских кроватей длина одеяла будет достигать не более 160 см.




Для полутороспальных кроватей подойдут как крупные размеры одеял, так и средние. Все зависит от потребностей человека. По длине одеяло для полуторки также остается в пределах 190-200 см, тогда как по ширине колеблется от 140 до 180 см. Места под таким одеялом будет настолько много, что в него можно будет укутаться целиком.

Спецификой двуспальных кроватей и кроватей в королевском размере являются их огромные габариты. Хорошим решением для таких кроватей станет объемное лоскутное одеяло, значительно превышающее стандартные размеры. Длина таких одеял может достигать 200 и более см, а ширина – от 2 до 4 метров.


Существуют нестандартные размеры кроватей, одеяло для которых может достигать 5-ти метров. Однако таких моделей относительно немного, поэтому постельное белье и одеяла для них обычно изготавливаются на заказ.

Цвета и рисунки

Традиционным, а заодно и самым распространенным узором для лоскутных изделий в стиле пэчворк является геометрия. Обычно классические схемы в пэчворке делятся на две категории:

  • Изделия из квадратов. Квадрат – это первостепенный элемент, который часто является центром композиции. Даже самое простейшее покрывало, изготовленное только из квадратных лоскутков украсит любое постельное место.
  • Из треугольников. Треугольный рисунок на лоскутном одеяле выглядит более мелким и пестрым, чем квадратный. Чаще разноцветные треугольники составлены в таком порядке, что образуют квадрат. Отлично будет смотреться на любом лоскутном одеяле рисунок, основанный на чередовании фигур.


Различные схемы из обычных квадратов, прямоугольников, ромбов, треугольников и многоугольных фигур пользуются большой популярностью, однако есть и другие варианты рисунков для лоскутных одеял.

Пэчворк не ограничивает мастеров в выборе рисунка. Помимо привычной геометрии, можно создавать целые аппликации из ткани. К примеру, можно расположить на одеяле изображения героев любимых книг и фильмов. Для детских одеял можно использовать изображения любых мультяшных героев. Ребенку такое креативное полотно непременно понравится.

Неплохим подарком будет лоскутное покрывало, созданное в виде мозаики или коллажа с фотографиями. Такое одеяло обязательно поднимет настроение его владельцу, ведь милые сердцу кадры всегда будут перед глазами.



К созданию лоскутного одеяла можно подойти креативно и сделать его тематическим. Например, в аппликации можно использовать новогодние или рождественские мотивы, изобразив нарядную елку со звездочкой на верхушке. Также можно приурочить тему полотна ко Дню рождения или Дню Святого Валентина. Можно пофантазировать на тему Хеллоуина или Пасхи. При желании любую идею можно воплотить в пэчворке.

Насчет цветовой палитры никаких правил нет: можно использовать любые оттенки любого цвета. Это могут быть пестрые синтетические лоскутки с разными принтами и расцветками, а могут быть и однотонные обрезки в пастельных тонах.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь