Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

В настоящее время довольно часто на уроках в начальной школе учителя используют скороговорки. В некоторых учебных программах для данного жанра народного творчества отведено определённое количество часов. Несомненно, опытный педагог может доступно объяснить детям, что такое скороговорка, выявить её особенности, разъяснить различия и сходства с иными жанрами народного творчества. Но в учебной программе не учтён такой важный момент, как история возникновения скороговорок. Эта тема очень важна, но, к сожалению, исторических сведений по этой теме немного.

Произведения данного жанра представляют собой особенные увлекательные явления, которые можно встретить как в детской, так и во взрослой литературе. Тем не менее далеко не все могут доступно объяснить, что такое скороговорка. Наверняка многие вспомнят, как захватывала магия слов в текстах типа следующего: «Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке - рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку - цап!». В данном случае представлена одна из вариаций данной скороговорки, которых можно встретить огромное количество.

Происхождение скороговорок

Если обратить внимание на сборники фольклорных произведений, то можно заметить, что скороговорок в них представлено немного. Особенно это заметно при сравнении с количеством, к загадок либо произведений иных жанров народного творчества. Даже не в каждом источнике можно найти само определение понятия "скороговорка". На основании некоторого количества текстов по поводу происхождения скороговорок можно сделать вывод, что появились они очень давно, но точное время не указано ни в одном источнике.

Первое собрание скороговорок

В 1862 году В. Даль впервые опубликовал скороговорки в хрестоматийном труде. В отдельном разделе он чётко объяснил, что такое скороговорка, и опубликовал целое собрание сочинений по данной тематике. Заслуга В. Даля заключалась ещё и в том, что он сделал первые попытки систематизации произведений данного жанра народного творчества. Он выделил для скороговорок конкретный научный термин. Кстати, занимателен и тот факт, что по сравнению с загадками и пословицами, которых отмечено было более тридцати тысяч, скороговорок он привел всего лишь сорок девять. Количественные показатели существенно различаются, что сразу бросается в глаза. Интересно заметить, что большая часть скороговорок была рассчитана не для детского восприятия, а, скорее, для взрослого по своему смысловому значению. Среди отмеченных сорока девяти скороговорок только пять можно отнести к "детской" категории.

Определение скороговорки по В. Далю

В. Даль вложил особый смысл в толкование скороговорки. Для развития речевого аппарата, по его мнению, следует обязательно включать подобные тексты в программу обучения. Необходимость использования В. Даль обосновал тем, что с их помощью можно упражнять детей в быстром произношении. Внимание должно обращаться не только на темп произношения, но и на чистоту. Было отмечено, что в скороговорке встречаются звуки, которые могут "сталкиваться" друг с другом. Это задумано для того, чтобы затруднить быстрое произношение. Очень часто смысловое значение скороговорки включает в себя пословицу. К примеру, в скороговорке «Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался» говорится о том, что всё делается не так, как следует, то есть неудачно и невпопад.

Разнообразие скороговорок

Если анализировать все скороговорки, которые собрал в своих трудах В. Даль, то сразу можно отметить, что их диапазон довольно широк. Классифицируются они по разным признакам. К примеру, по размеру они могут быть короткими и длинными. Отдельной группой отмечены произведения с повторами либо без них. Выделяют также смешные скороговорки. Для речи в зависимости от построения можно использовать произведения на одном звуке либо на нескольких. Такие тексты очень часто используют логопеды и воспитатели речевых групп дошкольных учреждений для проведения у которых необходимо отработать постановку определённого звука. В зависимости от возможностей восприятия разделяют произведения, рассчитанные на детей, и те, которые недоступны детскому пониманию, то есть сложные скороговорки.

Схожесть скороговорок с прочими жанрами народного творчества

При изучении скороговорок как полноценного жанра народного творчества был сделан вывод, что по своему содержанию и строению они похожи на некоторые иные разновидности народного творчества. Например, в ходе анализа были выявлены общие признаки между скороговорками и пословицами. Также схожие черты были отмечены и с поговорками. При тщательном рассмотрении прибауток также было отмечено, что произведения этих жанров перекликаются друг с другом. Описанные выше заключения были сделаны на основании сравнения трудов В. Даля и И. Снегирёва. Некоторые тексты из сборника И. Снегирёва похожи на скороговорки, которые представлены в работах В. Даля.

Издания оригинальных скороговорок

После того как В. Даль опубликовал свои труды, на протяжении довольно длительного времени никто не брался за подобную работу. И только в начале двадцатого века в некоторых изданиях постепенно начали появляться необычные произведения данного жанра народного творчества. К примеру, отдельно хотелось бы отметить ценный вклад в развитие данной области литературы крупнейшего знатока фольклора Прикамья дореволюционного времени В. Серебрянникова. Спустя ещё некоторое время, в 1964 году, более тридцати текстов этого жанра были собраны под одной обложкой. Если рассматривать вторую половину двадцатого века, то самыми значимыми фигурами в области данного жанра были В. Аникин, М. Булатов, А. Разумов, Н. Колпаков. Отдельно хотелось бы выделить среди прочих авторов Г. Науменко, который издал сборник большого формата по фольклору. В нем были собраны исключительно русские скороговорки. Плодотворной деятельностью в области скороговорок характеризуются труды таких авторов, как И. Фридрих, М. Новицкая и другие.

Авторские скороговорки

В двадцатом веке было отмечено весьма интересное явление - появились авторские русские скороговорки. Но стоит отметить, что изначально среди таковых было выявлено лишь одно произведение данного жанра Д. Хармса под названием «Иван Топорышкин». Среди многочисленных публикаций в детских книгах и журналах Детгиза большая часть скороговорок были отмечены как народные. Специалисты, которые занимались записывание фольклорных произведений данного жанра, фиксировали их как произведение народного творчества. Однако благодаря труду В. Лунина под названием «Загадки. Скороговорки», изданном в 1999 году, удалось подтвердить авторство многих скороговорок, которые до определённого времени считались достоянием народа. К примеру, автором всем известной скороговорки о кукушке, кукушонке и капюшоне является И. Демьянов. В. Лунин посвятил данной тематике отдельный раздел своей книги. Анализируя информацию, которая представлена в разделе, можно найти много народных скороговорок, которые полностью совпадают с авторскими текстами. В настоящее время некоторые скороговорки в сборниках представлены с указанием имени конкретного автора, а есть и такие, которые до сих пор публикуются как народные.

Значение скороговорок для развития речи

Очень нравятся детям скороговорки смешные. Но независимо от разновидности, все они полезны для всестороннего развития. Если выделять главную цель скороговорок, то это будет совершенствование речи. Для развития речи полезно использовать разные по характеристикам скороговорки. Для дикции, к примеру, прекрасно подойдут тексты на одном либо нескольких звуках. Полезно использовать подобные произведения для формирования выразительной, понятной и осмысленной речи. Скороговорки для детей незаменимы в плане закрепления навыка правильного понимания смысла слов. Они учат детей запоминать смысловое значение услышанного. При заучивании скороговорок часто случаются ошибки в произношении, но не стоит воспринимать их с осуждением. Наоборот, можно вместе с ребёнком посмеяться над тем, как интересно у него получилось произнести слово.

Методика занятий по разучиванию скороговорок

После того как вы чётко уяснили, что такое скороговорка, можно приступать к планированию и организации серии занятий с использованием текстов этого жанра. Чтобы заучивание было максимально эффективным, необходимо придерживаться ряда определённых правил. Следует выработать у детей интерес к подобным занятиям и желание заниматься. В начале занятия следует не торопясь проговорить скороговорку с расстановкой. Потом нужно повторить скороговорку шёпотом, но так, чтобы все звуки в словах были чётко слышны. Не стоит торопиться во время проговаривания. Следующим этапом будет громкое произношение. Обратите внимание на то, чтобы каждый звук был произнесён максимально чётко. Только после того, как текст был произнесён тихо и громко, можно постепенно приступать к произношению в быстром темпе. Чёткость и разборчивость являются главными правилами, которых следует придерживаться при заучивании конкретной скороговорки. Для дикции, например, полезно проговаривать произведения с разной интонацией. Тренировку необходимо продолжать до тех пор, пока все звуки не будут произнесены правильно и разборчиво. Последним этапом разучивания станет произношение текста без запинок.

Способы работы с детскими скороговорками



Существует множество интересных и занимательных форм организации деятельности детей по изучению и заучиванию скороговорок. К примеру, многим детям нравится учить скороговорки следующим образом: взрослый даёт в руки ребёнку мяч. На каждый слог или слово по желанию дети подбрасывают мяч и разборчиво проговаривают текст. Этот способ интересен присутствием игрового элемента с использованием мяча. Как правило, дети довольно долго способны тренироваться таким образом. Как вариант, можно предложить ребёнку проговаривать текст, при этом перебрасывая мяч с одной руки в другую. Аналогично можно организовать занятия без использования мяча. В таком случае проговаривать текст можно под похлопывание ритма в ладошки. При заучивании скороговорок можно предложить ребёнку выполнить определённое условие: «Проговори, не сбившись, 5 скороговорок подряд». Это научит его работать на результат. Через некоторое время можно попросить ребёнка повторить эти 5 скороговорок ещё раз, чтобы закрепить навык. Взрослым хотелось бы настоятельно порекомендовать проводить занятия с детьми по заучиванию скороговорок регулярно. Систематические упражнения в правильном произношении будут способствовать формированию речевого аппарата, а также всестороннему развитию детской личности.

Нёс Петро ведро,
Ведро било Петра в бедро.
Пнул Петро ведро,
Ведро не ядро, но летело быстро.

Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.

Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами,
А врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.

По двору, подворью, в добром здоровье.

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

Добры бобры идут в боры.

Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.

Мама Ромы моет раму,
На районе роют яму.

Сорока за строчкою строчка
Строчит сорочатам сорочки.

До того заврался, что аж врунометр взорвался.

Еле-еле Елизар,
Едет-едет на базар.
А с базара, а с базара,
Не догонишь Елизара.

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

Был в саду переполох -
Там расцвел чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

Стаффордширский терьер ретив,
А черношёрстный ризеншнауцер резв.

Из-под Костромы, из-под Костромшины шли четыре мужчины.
Говорили они про торги, да про покупки,
Про крупу, да про подкрупки.

У Ерёмы и Фомы кушаки – во всю спину широки,
Колпаки переколпачены, новы,
Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.

Стоит копна с подприкопеночком,
А под копной перепелка с перепеленочком.

Сыворотка из-под простокваши.

Королева кавалеру
Каравеллу подарила,
Королева с кавалером
В каравелле удалилась

Скок, сорока,
Скок, сорока,
Слепа с ока,
Крива с бока.

Мама шьет сорочку дочке.
Строчит строчки на сорочке.
Срочно строчит сорок строчек:
Растет дочка, как росточек.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Рисовала Лариса акварелью нарциссы.
Георгины гуашью рисовала Наташа.

Подорожник по дороге
Собирал прохожий строгий.
Выбирал себе прохожий
Подорожник подороже.

Скороговор скороговорил, выскороговаривал,
Что все скороговорки перевыскороговорит,
Но, заскороговорившись, выскороговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Трудновато с коромыслом по пути к колодцу мыслить.

Из шкурки курки чудные шкварки.

Калеченый клюв колченогой курицы корявым крючком в кормах колупается.

Поршень – не шершень:
не жужжит, тихо скользит.

Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.

Барабашка шебуршит.

Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

Прыжок с перепредподвыподвертом.

Из-под пригорка, из-под подвыподверта зайчик приподвыподвернулся.

Мы рубль девальвировали-девальвировали, да не выдевальвировали

Жили-были три японца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндрони.
Жили-были три японки: Циби, Циби-Дриби, Циби-Дриби-Дримпомпони.

Родились у них дети: Шах у Циби, Шах-Шарах у Циби-Дриби, Шах-Шарах-Шарони у Циби-Дриби-Дримпомпони.

У Карла кораллы. У Клары кларнет.
Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет.
У Карла кораллов нет, у Клары кларнета нет.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

Сшит колпак, да не по-колпаковски;
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать,
Надо все скороговорки переговорить, перевыскороговорить
И тогда так заговоришь,
Словно реченька зажурчишь.

От города да города Звенигорода,
на такси не дорого до другого города.

Гитаристы реверберировали, реверберировали, да не выреверберировали.

На дворе-подворье погода размокропогодилась
из-за дизиптиконова дизиптикона дизиптиконовича,
а так же из-за трансформерова трансформера трансформеровича.

Жили-были три китайца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндрони.
А в другом коридоре жили-были три китайки: Циби, Циби-Дриби, Циби-Дриби-Дримпомпони.
Вот женился Як на Циби, Як-Цин-Драк на Циби-Дриби, Як-Цин-Драк-Циндрони – на Циби-Дриби-Дримпомпони.

Во дворе трава, на траве дрова.

Триста три тиристора, тридцать три транзистора.

Сиреневенький бронетранспортерчик
С переподвыподвернутой ножкой.

Граф Пато играет в лото
Графиня Пато знает про то, что граф Пато играет в лото,
А граф Пато не знает про то, что графиня Пато знает про то, что граф Пато играет в лото.

Течёт речка,
Печёт печка.

Я вся такая выкультяпистая, кого хочешь перевыкультипну и заперевыкультипну.

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

Рапортовал, да не дорапортовал,
А стал дорапортовывать, зарапортовался.

Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

Вахмистр с вахмистршей,
Ротмистр с ротмистршей.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба
Говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену.

Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.

Повар Пётр, повар Павел.
Пётр плавал, Павел плавал.

Четырнадцатая артиллерийская бригада имени Джавахарлара Неру.

Карл клал лук на ларь.
Клара крала лук с ларя

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.

Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

Экзистенции коррелировали, коррелировали, да не выкоррелировали.

Повар Павел, повар Пётр.
Павел парил, Пётр пёк.

Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб: “сено граблями, краб, грабь!”

Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала.
Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Говорил командир про полковника и про полковницу,
про подполковника и про подполковницу,
про поручика и про поручицу,
про подпоручика и про подпоручицу,
про прапорщика и про прапорщицу,
про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова,
дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров!
Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить стать;
Наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

Скороговорки

Основные понятия: определение, происхождение, особенности, приемы организации текста.

Определение . Скороговорки представляют собой небольшое произведение, состоящее из одной или двух фраз. Оно строится на сочетании (повторении) слов и звуков, затруднительных для произношения, особенно при быстром их произнесении. «Скороговорки отличает предельная уплотненность труднопроизносимых и не всегда благозвучных согласных» (Капица, с. 174). В них специально подбирались слова с скоплением трудно произносимых слогов.

Приведем несколько скороговорок, записанных от детей:

Сшит колпак, везен колпак, да не по-колпаковски.

Надо его переколпаковать да перевыколпаковать.

Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.

Тур туп, тупогуб.

У быка губа тупа.

Сыворотка из-под простокваши.

Приведем аналогичные по звучанию английскую и немецкую скороговорки:

The rain in the Spain are main in the plain.

Sechs und sechzig schok sachische sechsige shutz Weke.

Происхождение . Первое собрание русских скороговорок опубликовал В.И. Даль в составе «Пословиц русского народа» (1862). Приведенные им тексты показывают, что в древности скороговорки бытовали в среде взрослых и относились к разновидностям «тайной речи». Об этом свидетельствуют многочисленные записи этнографов, сделанные в разных концах земли. Освоение тайных языков обычно связывалось с обрядом посвящения в полноправные члены племени. Отсюда происходят такие древние тексты, как «Семь те стрел каленых, страшилище» или «Круг прорублю, мать приведу, сестру выведу». В последнем примере речь идет об обряде инициации, во время которого девушку проводили через разрыв в магическом круге.

В другой группе текстов сохранились следы верований в магическое значение некоторых чисел:

На семеры сани,

По семеро в сани,

Летят три пичужки

Через три пустых избушки.

Со временем тексты утратили ритуальное значение, переходили из взрослой среды в детскую и использовались в качестве инструмента для развития речи ребенка и совершенствования произношения. Не случайно «скороговорки» иногда называют «чисто говорками».

Особенности . Широко распространены скороговорки со «сложным и богатым звуковым оформлением»: аллитерациями, повторами, внутренними рифмами, ассонансами.

Ехал грека через реку,

Видит грека в реке рак,

Сунул грека руку в реку,

рак за руку греку цап!

Хохлатые хохлушки

Хохотом хохотали:

Ха! Ха! Ха!

В скороговорках часто используется форма ритмизованной прозы, иногда рифмованной. В этом случае аллитерации могут выполнять функцию рифмы:

Шел Саша по шоссе, сосал Саша сушку.

Развитие жанра . Мельников отмечает, что склонность детей к словотворчеству приводит к обновлению содержания скороговорок:

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Приведем ее английский аналог:

Three green geese in a green field grazing

Grey were the geese and green was the grazing.

Дети изобретают «несуществующие, хотя и ясные по смыслу слова: «перебелорылить», «перекол паковать», «размокропогодиться», «вылапотничать».

В скороговорках проявляется влияние заумных считалок, используемых для развития артикуляции речевого аппарата. Именно поэтому скороговорки часто и плодотворно используются логопедами для обучения произношению тех или иных звуков: «Жирная жужелица жалобно жужжит».

Из книги Народный быт Великого Севера. Том II автора Бурцев Александр Евгениевич

Прибаутки, Перегудки, припевы, присказки, скороговорки, счет и задачи * * * Шапку долой, а що: глянь: все бо бояре. * * * Эй, Господи Боже, да э-э! Эй, пособи, да э-э! Эй, нам опружить, да о-о! Эй, нам поутюжить, да о-о! Эй, мой куманек, Эй, миленький дружочек! Эй, ты кума - ста! Эй, вечер ты

автора Смирнова М В

Из книги Скороговорки в речевом тренинге автора Смирнова М В

СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ «дзяканий» и «тсяканий» Авдейка индеец, а Дианка индианка.В аптеке - аптекарь, в библиотеке - библиотекарь.В дубе дятлово дупло, дятлу в том дупле тепло.В темной-темной комнатенке не найти тебе котенка.Вадим не подводит, но Вадима

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Русский детский фольклор: учебное пособие автора Колядич Татьяна Михайловна

Скороговорки Основные понятия: определение, происхождение, особенности, приемы организации текста.Определение. Скороговорки представляют собой небольшое произведение, состоящее из одной или двух фраз. Оно строится на сочетании (повторении) слов и звуков,

Что такое скороговорка? Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки иногда еще называют «потешками» или «чистоговорками». На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова. Что такое скороговорка? Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки иногда еще называют «потешками» или «чистоговорками». На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова.


Шаг 1 Для начала стоит проговорить текст медленно. Сначала проговаривайте скороговорку или сложное слово медленно, будто по слогам. Главная задача на этом шаге - правильно выучить скороговорку. Для примера возьмем скороговорку: «На дворе трава, на траве дрова». Очевидные сложные буквы здесь – это Р, Д и Т. Соответственно разбиваем скороговорку на слоги и медленно произносим, чётко выговаривая буквы Р, Д и Т: «На Дво-Ре ТРа-ва, на ТРа-ве ДРо-ва». Шаг 1 Для начала стоит проговорить текст медленно. Сначала проговаривайте скороговорку или сложное слово медленно, будто по слогам. Главная задача на этом шаге - правильно выучить скороговорку. Для примера возьмем скороговорку: «На дворе трава, на траве дрова». Очевидные сложные буквы здесь – это Р, Д и Т. Соответственно разбиваем скороговорку на слоги и медленно произносим, чётко выговаривая буквы Р, Д и Т: «На Дво-Ре ТРа-ва, на ТРа-ве ДРо-ва».


Шаг 2 Когда вы сможете выговорить чистоговорку медленно, четко и ясно, отчеканивая каждый звук, беззвучно проработайте артикуляцию. Попросите близкого человека - пусть он прочитает по вашим губам. Шаг 3 Отработав движения губ, произнесите текст шёпотом. Не шипя, а шёпотом! Звуки, которые вы произносите должны быть тихими, но четкими! Шаг 2 Когда вы сможете выговорить чистоговорку медленно, четко и ясно, отчеканивая каждый звук, беззвучно проработайте артикуляцию. Попросите близкого человека - пусть он прочитает по вашим губам. Шаг 3 Отработав движения губ, произнесите текст шёпотом. Не шипя, а шёпотом! Звуки, которые вы произносите должны быть тихими, но четкими!


Шаг 4 После того, как вы четко прошептали чистоговорку, настало время проговорить её вслух. Произносите медленно и четко. Помните: чтобы научиться говорить быстро - нужно научиться говорить медленно! Шаг 5 Теперь, когда вы полностью выучили и проработали текст, можете произнести его с разной интонацией, в разных "стилях". Попробуйте проговаривать скороговорки как стихотворение: плавно и напевно. Потом продемонстрируйте скорость вашей речи. Затем можете попробовать спеть фразу. Шаг 4 После того, как вы четко прошептали чистоговорку, настало время проговорить её вслух. Произносите медленно и четко. Помните: чтобы научиться говорить быстро - нужно научиться говорить медленно! Шаг 5 Теперь, когда вы полностью выучили и проработали текст, можете произнести его с разной интонацией, в разных "стилях". Попробуйте проговаривать скороговорки как стихотворение: плавно и напевно. Потом продемонстрируйте скорость вашей речи. Затем можете попробовать спеть фразу.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь