Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Знакомство с фольклором происходит у маленького человечка с самого раннего детства. С первых месяцев жизни младенец слышит ласковый голос матери, улавливает его интонацию, учится различать настроение. Самый родной в мире человек поет малышу колыбельные песни, и через них кроха чувствует любовь и заботу, с которой мамочка нежно обращается к нему. Становясь старше, ребенок учит наизусть забавные стихи, запоминает загадки и считалки. Все это формирует его как личность, помогает развиваться: происходит тренировка памяти, мышления, воображения, внимания и речи.

Детский фольклор - неотъемлемая часть жизни каждого маленького человечка. Без него не происходит становление ребенка как личности, становится невозможным развитие эмоциональной сферы. Ведь когда мать поет своему малышу колыбельную песню, он эмоционально реагирует на нее: успокаивается, чувствует комфорт и удовлетворение. развивают физическую активность ребенка, помогают ему влиться в коллектив сверстников, стать его частью. Загадки способствуют развитию интеллектуальных способностей.

Жанры детского фольклора известны всем: всевозможные загадки, пестушки, заклички, считалки, потешки... Их знание нередко становится своеобразным «пропуском» в детский коллектив: ребятишки часто рассказывают друг друга разные страшилки, дразнилки, считалки. Именно поэтому ребенок, который не посещает детский сад, а воспитывается дома, может не знать того, что дети передают друг другу, и в дальнейшем ему становится трудно адаптироваться в среде сверстников. Фольклор в детском саду - своя, особенная реальность, необходимая для полноценного роста и развития крохи.

Колыбельные песни

Колыбельная - это первый с которым ребенок знакомится, придя в этот мир. Малыш еще не умеет говорить, понимать окружающую действительность, но посредством колыбельной песни становится причастным к этому миру. Голос матери звучит ласково и нежно. Она трепетно гладит своего малыша по голове.

Никогда после он не испытает по отношению к себе такой абсолютной любви, как в раннем младенчестве, когда он любим не за какие-то заслуги, а сам по себе, просто потому, что он есть. Вот на что способен детский фольклор. Колыбельные песни убаюкивают младенца, дарят чувство совершенного покоя, радости, счастья, успокоения. Малыш растет счастливым, часто улыбается, ему снятся радужные сны.

Примеры детских колыбельных песен:

Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали Дашеньку качать,
Стали Дашеньку качать,
Стала Даша засыпать.

Спи, сыночек мой, усни
Люли, люшеньки, люли...
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В поле цветушки взрастут,
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли, люшеньки, люли,
Ты, сыночек, крепко спи.

Баю-баю-баюшки,
Да прискакали заюшки,
Люли-люли-люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать,
Да стал мой милый засыпать.

Пестушки

Значение слова «пестушка» происходит от «пестовать», «воспитывать». Мать, которая поет своему младенцу пестушки, выполняет разные действия, показывает, где у малыша ножка, где ручка, и на самом деле незаметно учит его понимать сигналы внешнего мира. Чувствуя ласковые прикосновения материнских рук, ребенок одновременно получает и эмоциональную составляющую взаимодействия, и духовную, и информационную. Чем больше мама уделяет внимания малышу, тем лучше для его развития, тем скорее он запомнит, что ножки нужны, чтобы «топать по дорожке», а ручками можно звонко хлопать в ладошки. Примеры детского фольклора в жанре пестушек можно встретить в любых детских книжках, ориентированных на возраст от нескольких месяцев до полутора-двух лет.

Потешки

Потешки известны как жанр, где создается элементарная игровая ситуация и проигрывается какая-то простая деятельность. Цель потешек - развеселить, добиться от ребенка ответной реакции.

Например, когда играют с малышом в «ладушки», то от крохи требуется выполнять несложные действия - хлопки. Кроме этого, у ребенка обязательно поднимается настроение, он весело хохочет. Все эти радостные эмоции приносит фольклор. В детском саду потешки могут применяться в качестве развлекательно-познавательной деятельности, например, после дневного сна, когда нужно взбодрить малышей. Потешки предназначены для ребят от полутора до трех лет.

Примеры детских потешек:

Идет, идет петушок,
Набок колпачок,
Красная бородка,
Костяная головка,
Сам рано встает
И другим спать не дает,
На заборах сидит,
Больше всех кричит.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок!
На соломе спал,
Раным-рано встал,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Молодичка - добра
Сапожки дала.
Не успел он их сносить,
Как другие стал просить.

На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
ДЕСЯТЬ маковых колечек,
ДЕВЯТЬ сушек,
ВОСЕМЬ плюшек,
СЕМЬ лепешек,
ШЕСТЬ ватрушек,
ПЯТЬ коржей,
ЧЕТЫРЕ пышки,
ТРИ пирожных,
ДВЕ коврижки
И ОДИН калач купил -
Про себя не позабыл!
А для женушки - подсолнушки.

Танцевала репка с маком,
А петрушка с пастернаком,
Кукуруза с чесноком,
Наша Таня с казаком.
А морковка не хотела
Танцевать, танцевать,
Потому что не умела
Танцевать, танцевать.

Детские игры

Детский фольклор достаточно многообразен. Многие не знают, что к нему можно отнести и подвижные детские игры. Хороводы, пляски, танцы - это все неотъемлемая составляющая Как правило, игры подразумевают большое скопление детей и приемлемы только в детском коллективе. Посмотрите, понаблюдайте за ребятишками, с каким воодушевлением они играют друг с другом!

Подвижные игры часто подразумевают выполнение всяческих спортивных упражнений. Дети охотно соревнуются друг с другом в беге, прыжках в длину и высоту, танцах. Если найти правильный подход к этим занятиям и все хорошо организовать, то детский фольклор в жанре игр становится достаточно интересным и полезным предприятием.

Дразнилки и поддевки

Какой ребенок ни разу не слышал стишков наподобие «Жадина-говядина»? Едва малыш поступает в детский сад, как на него обрушивается целый ком различных выражений и дразнилок. Часто они употребляются детьми к месту и не к месту, лишь по случайному стечению обстоятельств. Тем не менее, все это детский фольклор. Дразнилкиучат социальному общению, и их не стоит запрещать, а тем более - наказывать за это детей. Если запретить им пользоваться поддевками, дети все равно придумают что-нибудь свое.

Как это ни странно, подобные стишки помогают почувствовать себя социально значимой личностью. Ребенку гораздо проще общаться со сверстниками, если он знает детский фольклор. Дразнилки исполняют роль своеобразного определителя, позволяющего понять, насколько малыш вхож в коллектив, умеет в нем ужиться и понимает законы его существования. Таким образом, даже самый маленький ребенок, оказавшись в незнакомой групп, быстро разберется, что к чему.

Загадки

Русский детский фольклор не был бы столь богатым, если бы среди всего его разнообразия не существовало загадок. Что может быть занимательнее и необычнее, чем разгадывание рифмованных (а иногда и не очень) метафорических выражений? Дети очень любят необычные и красивые загадки, посвященные животным, природе, бытовым предметам. Вот каким занимательным может быть детский фольклор! сами дети, основываясь на собственных преставлениях о жизни и призывая на помощь богатую фантазию. Стоит сказать, что дети очень быстро запоминают тексты разных иносказательных описаний и ловко вставляют их при необходимости.

Шуточные загадки пользуются особенной популярностью среди детей: они с особым интересом задают столь "мудреные" вопросы друг другу. Тот, кто не может ответить, должен отгадать еще два-три подобных высказывания. Это самый интеллектуальный вид устного народного творчества, представляющий детский фольклор. Загадки распространены и на детской площадке среди ровесников, они встречаются на занятиях в детском саду. Прежде всего, эти миниатюры развивают внимание, память, стимулируют воображение, умение мыслить неординарно, творчески подходить к решению задачи. Примеры детского фольклора это подтверждают. Судите сами:

Из нее пьют молоко, чай, сок (кружка).

Этот предмет помогает людям договориться, когда они не могут увидеться друг с другом (телефон).

Этот предмет нужен для того, чтобы выводить на бумаге красивые надписи (карандаш, ручка).

Загадка помогает узнавать новое, учиться чему-нибудь. К примеру:

Сама говорить не умеет, но много рассказывает (книга).

Как называют человека, который любит бездельничать? (лентяй).

Оранжевый и спелый, всем ребятам в радость (апельсин).

Плачет тучка, а ее слезы поливают землю (дождь).

Висит груша - нельзя скушать (лампочка, люстра, светильник).

Охраняет дом, не пускает посторонних (собака).

Как у нашего дружка коготки-царапки, кто же он? (котенок)

Страшилки

Пожалуй, это самая интересная тема как среди младших школьников, так и среди подростков. Известно, что дети часто любят попугать своих сверстников невероятными загадочными историями, после которых страшно засыпать.

Это очень забавно и весело. Кто-то рассказывает историю, от которой холодеют руки и все внутри замирает, а все остальные слушают и потом еще долгое время после завершения рассказа «переваривают» услышанное. Детский фольклор, проявляющийся в форме страшилок, пользуется невероятной популярностью. Самое интересное заключается в том, что дети всегда с удовольствием слушают подобные истории, даже если они и вызывают у них страх.

Примеры детских страшилок:

1. Лесное чудовище

В одном лесу появилось страшное чудовище, которого все боялись. Мышь ли в лесу случайно проскочит или зайчишка серенький пробежит - огромное страшилище его обязательно съест. Большая беда заключалась в том, что чудовища этого никто никогда не видел, а если и встречался с ним нос к носу, то живым уже не возвращался. Дошло до того, что лесные обитатели боялись высунуть нос из своих домишек - настолько напугало их это чудище. А вы не боитесь, что монстр внезапно выйдет из лесу и направится в город? Тогда и вы окажетесь в опасности! Ребята, конечно, трусят: кому хочется попасться в лапы к лесному чудовищу? Из дому лишний раз не выходят, оглядываются по дороге в школу: вдруг следом за ними страшилище лесное крадется? Так и не поймали монстра, а может, его и не было никогда?

2. Кот-людоед

Жил-был на свете такой кот, который любил лакомиться людьми. Он был огромных, просто гигантских размеров, а потому мог проглотить целого слона, не то что человека. Люди, прослышав про это злобное животное, стали бояться выходить на улицу поздно вечером и ночью, так как нападал он исключительно в это время. Чаще всего подобные случаи наблюдались в полнолуние или незадолго до его наступления. В другое время никто про гигантского кота ничего не слышал. Не было известно и его местонахождение. Кота искала полиция, на него охотились разные смельчаки, но поймать "изверга" так и не удалось. Поговаривали даже о том, что это сам черт обращается в кота, чтобы причинять зло. Представляете, каково это - ходить по улицам и не быть уверенным в том, что ты сегодня вернешься домой живым? Матери стали прятать своих детей, мужья и отцы вооружились вилами и однажды пошли в лес. Хотели встать на защиту своих семей, которых кот-людоед вознамерился уничтожить. Долго они пытались отыскать мерзкое животное, но это оказалось непросто. Все дело в том, что кот-людоед был чрезвычайно хитрым и ловко умел замаскировать себя: едва к нему приближались, как он делался невидимым. Мужики вызывали его на бой, он прятался и делал вид, что его здесь нет. Его называли трусом и подлецом - кот никак не реагировал. А однажды случилось такое: в один из домов как-то проник обыкновенный серый кот с темными отметинами на груди и утащил у хозяйки кусок сала. Когда его поймали, он внезапно растворился в воздухе и сгинул. Наверное, это и был кот-людоед...

Стихи

Много поклонников есть и у детских стихов. Такие замечательные детские авторы, как Агния Барто, Самуил Маршак, Сергей Михалков, известны всем и каждому. Их произведения любит весь мир и знает наизусть. Дети легко запоминают забавные рифмованные строчки, которые вызывают улыбку и хорошее настроение. Запоминание стихов тренирует активность мозга, развивает память, мышление, воображение, внимание и речь. Малые жанры детского фольклора особенно любимы детьми.

Примеры детских стихов:

ДУМАЙ, ДУМАЙ...

Это Вовка, вот чудак!
Он сидит угрюмый,
Сам себе твердит он так:
"Думай, Вовка, думай!"

Заберется на чердак
Или мчится, вот чудак,
В дальний угол сада;
Сам себе твердит он так:
"Думать, думать надо!"

Он считает, что от дум
У него мужает ум.

А Маруся, ей пять лет,
Просит Вовку дать совет
И сказать: во сколько дней
Ум становится умней?

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!..

Песни

Детские песни часто звучат на занятиях в детском саду. Под музыку выполняются различные ритмичные движения: танцы, игры и т. д. Все это также относится к категории « » .

Песни исполняются под самую различную музыку и на самую разнообразную тематику. В основном преобладает тема народного творчества. Детский народный фольклор пользуется особой популярностью. Русские песни разучивают даже с трехлетними детьми, поскольку их тексты очень легко запоминаются.

Считалки

Считалки помогают детям определять очередность в различных играх. Замечено, что вместо того, чтобы просто договориться между собой, кто за кем следует, ребятишки почему то предпочитают считаться. В качестве считалки обычно выступает короткое стихотворение, наделенное динамичностью и представляющее значительный интерес. Может быть, именно такой подход позволяет им иногда избегать лишних споров и разногласий, которые нередко приводят к ссорам внутри детского коллектива. Эти стишки тоже представляют собой детский фольклор. Считалки замечательны тем, что помогают определиться в выборе игры заранее и не тратить время на споры, что очень важно для сохранения внутреннего микроклимата. Кроме того, это просто забавные произведения устного народного творчества, легко запоминающиеся, веселые, добрые. Таким образом, очень полезным оказывается детский фольклор. Считалки как нельзя лучше подходят для любых игр. И только попробуйте начать отговаривать деток пользоваться этим чудесным инструментом! Мало того, что уже через пять минут они все перессорятся, так еще и испортят настроение всем, кто в данный момент окажется поблизости.

Примеры детских считалок:

Тише, мыши, кот на крыше,
а котята ещё выше.
Кот пошёл за молоком,
а котята кувырком.
Кот пришёл без молока,
а котята ха-ха-ха.

Раз, два, три, четыре, пять,
Научились мы считать.
Ну а дальше мы не знаем,
Может, вместе посчитаем?

Шесть - конфеты любим есть,
Семь - мы помогаем всем,
Восемь - мы друзей в беде не бросим.
Девять - учимся на пять,
Десять - кончили считать.

Кони, кони, кони, кони,
Мы сидели на балконе.
Чай пили, чашки били,
По-турецки говорили.

Жили-были у жилета
Три петли и два манжета.
Если вместе их считать,
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь, в чём секрет?
У жилета нет манжет!

Таким образом, детский фольклор имеет большое значение в контексте русского устного народного творчества. Изучать этот пласт культуры обязательно нужно, потому что дети - большие выдумщики и мастера придумывать забавные загадочные истории. При внешней похожести продуктов творчества все они оказываются уникальными и неповторимыми по своей сути.

Ребята, изучая всевозможные загадки, считалки, стихи, песни, принимая участие в подвижных и интеллектуальных играх, получают на будущее полезный урок. Детский фольклор развивает творческое мышление, учит анализировать, размышлять, относиться с величайшим вниманием к звучащему слову, любить и беречь природу. Фольклористы специально ездят по деревням и собирают материал для своих практических исследований.

Напоследок добавим, что жанры детского фольклора не исчерпываются перечисленными в этой статье произведениями. Существуют еще прибаутки, приговорки, всевозможные кричалки и оралки. Все эти направления только подчеркивают красоту и многообразие устного народного творчества.

Проводится игра-приветствие.

Дай скорее руку мне,

А потом всей стране,

А потом стране другой —

Мы обняли шар земной.

Вопросы воспитателя родителям

Когда и как, по вашему мнению, надо начинать знакомить детей с трудом взрослых?

Как вы воспитываете в ребенке чувство патриотизма?

Как вы объясняете ребенку, что такое семья?

Когда и как надо начинать воспитывать в ребенке чувство интернационализма?

Как вы объясняете ребенку, что такое Родина?

Назовите народные промыслы Подмосковья.

Родители заполняют анонимные анкеты, они складываются в отдельную папку для дальнейшего анализа и обсуждения.

Погружение в тему

Народное творчество — целебный родник житейской мудрости, радости, любви. Оно раскрывает истинные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Народное искусство в совокупности всех его видов и направлений обладает большими воспитательными возможностями. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни, труде, добре и зле, учатся понимать прекрасное. В процессе чтения и обсуждения художественных произведений развивается их собственное творчество, богаче становится речь.

Народное искусство — будь то сказка, песня, декоративное искусство, потешка или поговорка — это части единого целого, дополняющие друг друга. Нельзя себе представить русский обряд без песни, пляски, частушки, русского национального костюма.

С русским фольклором ребенок знакомится в самом раннем, грудничковом, возрасте в виде колыбельной песни. Родной человек — мама или бабушка ровным, тихим голосом напевно и протяжно исполняет ее, при этом спокойно похлопывает ребенка по спинке. Это оказывает на него успокаивающее действие, он ощущает чувство защищенности, внимание со стороны взрослых.

Баю-баю-баю-бай,

Глазки, ляля, закрывай.

Отец ушел рыбу ловить,

Мать пошла пеленки мыть,

Дедушка дрова рубить,

Бабушка уху варить,

Нянюшка детей кормить.

Не меньший воспитательный эффект оказывают на ребенка русские народные песенки, потешки, пестушки. В них содержится веками отобранный и практически проверенный материал, который несет в себе любовь и красоту, создает положительный эмоциональный фон.

О чем они рассказывают?

В деревне играют свадьбу. Все окна в избе, где происходит обряд, облепили ребятишки. А сколько их на печке и на полатях — трудно сосчитать! Дети ловят каждую реплику, запоминают каждое слово. Происходящее формирует у ребенка норму поведения, которую он принимает под влиянием собственных положительных эмоций и которой следует в дальнейшем всю жизнь.

Тяжела работа в поле. Под палящими лучами солнца девушки жнут рожь, вяжут снопы. Звучит протяжная песня о тяжелой доле русской крестьянки, непосильном труде.

Закончился трудовой день в поле, а дома свое хозяйство — скотину накормить, корову подоить, в избе прибрать. К вечеру девушки так и падают с ног. Но тут послышались звуки гармошки — усталость как рукой сняло! Собрались девушки и парни хороводы водить, песни петь. А на березе, на пряслах, как воробьи, — ребятишки. Их пока не берут в хоровод: «Малы еще. Пусть подрастут!» А они вслушиваются и всматриваются во все происходящее. Впитывают сердцем саму суть родной культуры.

Так, из поколения в поколение передается на Руси народная мудрость, названная иностранным словом «фольклор».

Огромной любовью у детей пользуются сказочные повествования. Ребенок встречается с ними в самом раннем детстве. В русской народной сказке заключаются богатое содержание, языковые средства выразительности, которые дети начинают использовать в собственной речи. Сказка вводит ребенка в воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые запоминаются на всю жизнь.

Знакомясь с произведениями народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

«Без труда не вынешь и рыбку из пруда», — говорит отец своему шестилетнему сыну. А сын-то от горшка два вершка, но уже помощник отцу в любой работе: сено ли с лугов привезти, за дровами ли в лес съездить. Велика сила народной мудрости. Дети понимают и запоминают меткую образность и краткость пословиц и поговорок.

К сожалению, в последнее время образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение наших детей. В данном случае необходимо предоставить ребенку возможность познать истоки национальной культуры и искусства. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно- прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения России.

Глава го Домодедово Леонид Павлович Ковалевский — ярый приверженец народного искусства в плане воспитания молодежи, настоятельно рекомендующий руководителям образовательных учреждений и культуры отказаться от празднования зарубежных Дня Валентина, Хэллоуина и др. «На Руси существует своя, накопленная веками и просеянная через жизненное сито культура. Русь богата своими праздниками с зажигательными плясками, озорными частушками, задушевными, протяжными песнями. Народное творчество, музыкальный фольклор должны найти свое почетное место в воспитании подрастающего поколения», — говорил он на встрече с общественностью. Его рекомендации были услышаны. В го стало доброй традицией отмечать народные праздники — Рождество, Святки, Масленицу. Второй год большой интерес вызывает праздник День святых Петра и Февронии — праздник любви, верности, самопожертвования. Коллективами ДОУ были также приняты к сведению слова о необходимости воспитания дошкольников в русле русской национальной культуры.

Проводится игра «В деревеньке Родничок». Зал оформлен в русском стиле — уголок избы с подворьем.

Воспитатель

Есть в Подмосковье уголок

Под названьем «Родничок».

Там, словно в детской книжке,

Живут наши малышки.

Танцуют, играют, шалят,

Труд ручной ценят,

Традиции чтят.

Кто с детишками живет,

Кто их за руку ведет?

Послушайте, ребятки,

Новую загадку.

В этой молодице прячутся сестрицы.

Каждая сестрица для меньшей — темница.

Отгадайте, кто это.

Дети . Матрешки.

Входит Матрешка.

Матрешка

Я — подмосковная матрешка.

У меня простой наряд,

На платке моем горошки,

Глаза весело блестят.

Матрешка выполняет танцевальные движения под веселую музыку.

Любим мы с детьми играть,

Но Машутке пора спать —

Будем Машеньку качать,

Будем песню напевать.

1-й ребенок (качает куклу Машу под колыбельную песню)

Вот уж ноченька кончается,

Зорька в небе занимается.

Дети и Матрешка подходят к керамическому петушку.

2-й ребенок

Петушок, петушок — золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка,

Деткам спать не даешь?

Дети и Матрешка подходят к керамической корове.

3-й ребенок

Рано-рано по утру

Пастушок — ту-ру-ру-ру.

А коровки в лад ему — Му-у-у!

Дети и Матрешка подходят к керамической лошадке.

4-й ребенок

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости!

Матрешка

Нас туда уже зовут,

Хороводы не ведут,

В игры не играют,

Нас с вами поджидают.

Проводится хороводная игра «Шла коза по лесу». Игроки образуют круг, один игрок — «коза» — становится в центре. Все участники идут по кругу в правую сторону, а «коза» — влево. Затем «коза» выбирает одного игрока, выводит его на середину круга, и они вместе делают движения в соответствии со словами песни. Остальные участники, стоя в кругу, повторяют движения.

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Головкой покачаем, качаем, качаем.

И снова начинаем, начинаем, начинаем...

«Коза» и выбранный игрок выводят другую пару участников и повторяют движения. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в центре круга.

Не одна я к вам пришла,

Своих сестренок привела —

Кукол деревянных,

Красивых да румяных.

Матрешка достает разъемную игрушку, показывает ее детям.

Что умеют наши матрешки?

Поиграем с ними немножко?

Матрешка достает кукол одну за другой, дети их считают.

Матрешки выстроились в ряд —

Как красив у них наряд!

Какие мастер краски взял

И наряд их расписал?

Дети отвечают.

Теперь садитесь поудобней,

Навострите ушки.

Мы с сестрицами сейчас

Споем для вас частушки.

Частушки исполняют Матрешка, дети в костюмах маленьких матрешек и родители.

1-й ребенок

Хоть я ростом не высок,

Я частушки пропою

Про землю Подмосковную.

Мама (или папа)

В Домодедовском районе

Очень весело живем.

Мы в «Название ДОУ» детишек водим,

На работу в порт идем.

Папа (или мама)

А в «Название ДОУ» их зовут

Веселые затейники.

Ребятишек в этой группе —

Словно в муравейнике.

2-й ребенок

Здесь и петь мы будем,

И плясать мы будем.

Но лишь солнышко зайдет,

Маму ждать мы будем.

3-й ребенок

В саду мы как котята,

На улице — щенята.

И веселые весь день,

Как желтые цыплята.

Мама (или папа)

В Подмосковье у нас

Матрешка родилась.

Игрушка деревянная,

Красивая, румяная.

Матрешка

Я — нарядная матрешка,

В краю вашем родилась.

Поиграйте со мной, дети,

Будет весело у нас.

Воспитатель

Хватит песни распевать,

Пора нам с вами поиграть.

Ехала белка на тележке,

Продавала всем орешки,

Кому два, кому три,

Выходи из круга ты.

Таким образом выбирается водящий. Участники встают в круг, водящий — в центр, с закрытыми глазами. Участники водят хоровод, один из них поет.

Становись скорей в кружок.

Участники останавливаются, водящий подходит к игроку, который пел, ощупывает его голову, плечи и пытается угадать, кто это. Если он угадывает, водящим становится узнанный игрок.

Матрешка

Вот так живет наш уголок

Под названьем «Родничок».

Здесь играем и поем,

И растем, растем, растем.

Проводится мастер-класс. На экране (или стене) — карта Московской области. На столах — силуэты матрешек (по количеству детей).

Воспитатель . Много в Подмосковье славных мест. Одно из них — Сергиев Посад (показывает на карте). Леса здесь дремучие, густые. Поэтому все промыслы связаны с обработкой дерева — это богородская игрушка, абрамцево-кудринская резьба по дереву и знаменитая на весь мир матрешка.

Рассмотрите ее повнимательнее. Она приземистая, толстая. Наряд ее простой, не отличается ярким орнаментом. В руках матрешка держит петушка или куколку.

У вас на столах силуэты матрешек. Лицо матрешки — портрет вашего ребенка. Нарядите их.

Родители вместе со своими детьми с помощью красок и кистей украшают двусторонний силуэт матрешки.

Подведение итогов. Разговор о патриотическом воспитании.

От редактора

Сборник «Жаворонушки» составлен молодым увлеченным собирателем фольклора Г Науменко, который предлагает читателю свои записи-наблюдения в особой области русского народного творчества, связанной с детьми. Г Науменко уже несколько лет выезжает в летнее время в разные области и районы РСФСР (Смоленскую, Калужскую , Калининскую, Ивановскую, Московскую). Часть записей сделана им в районах севера (Муезерском и Медвежьегорском районах Карельской АССР). Записи производились им с 1962 г. по 1974 г. с помощью магнитофона и лишь небольшая их часть слуховые.

Страница за страницей раскрывается в первой части книги светлый мир, окружающий ребенка с самой колыбели, любовь и внимание взрослых к малышам. А затем, во второй части, в произведениях самих детей раскрыто чисто детское восприятие окружающей жизни и непосредственный отклик ребятишек на те или иные явления природы.
Непритязательные напевы, нередко простые повторяющиеся попевки или речитативные возгласы сочетаются с самобытным поэтическим языком многочисленных и жанрово-разнообразных произведений.
Неизбежные при показе одного жанра или вида народного творчества интонационные повторы и близость ритмических формул компенсируются многообразием поэтических образов и возможностью проследить вариантные различия.

При знакомстве с материалом следует учитывать особый характер исполнения — большую агогическую свободу (ускорения, ферма-то, переход с пения на говорок и т. п.).
В сборнике нашли свое отражение устные произведения народного творчества, составляющие его наследие. Это наследие органично вплетается в жизнь современной советской деревни. В процессе своей работы автор сборника обращался к детям разного возраста. Ребятишки охотно спели собирателю современные школьные песни советских композиторов, неприхотливые по мелодии школьные частушки. Доверчиво раскрыли они и свои тайнички: поведали собирателю ю своих детских забавах и песенках по тому или иному случаю, которые не всегда удается увидеть и услышать взрослым, так как дети нередко застенчиво прячут от взрослых свои игры и забавы.
Не претендуя на полное и систематическое освещение темы — «детское народное творчество», Г Науменко дает все же большой материал, который широко знакомит читателя с мало обследованной областью русского народного творчества и показывает некоторые из его разновидностей с напевами впервые (детские трудовые припевки, приговорки, скороговорки, считалки и др.).
В сборнике делается также попытка объединить и в известной степени систематизировать по жанрам и видам собранный материал.

Наряду с широко известными и детям и взрослым играми, сказками и детскими песенками в сборнике можно найти много нового и интересного: зааукивание грибов, ягод, цветов, подражание голосам птиц, скороговорки и т. п.
Сборник адресован самому широкому кругу всех интересующихся русским народным творчеством. Он имеет определенную познавательную ценность и дает возможность его практического использования. Мы обращаем внимание на богатую поэтическую речь, яркий реализм и национальную самобытность скромных по напевам произведений, которые при добром внимании могут привлечь к себе и исследователя фольклора и работника детского сада, композитора и поэта, и руководителя детского коллектива самодеятельности.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»

Развлечение

по теме «Устное народное творчество»

в подготовительной к школе группе компенсирующего вида

(дети с ТНР от 6 до 7 лет)

«Народные посиделки»

Направление: воспитание духовно - нравственных ценностей

Выполнила: воспитатель

Шведчикова Светлана Николаевна

п. г. п. Малиновский

Актуальность проведенного мероприятия:

Показывая красоту русского языка в устном народном творчестве, выраженное в пословицах, загадках, играх, традициях, сказках, обрядах мы формируем у детей интерес к детскому фольклору, русской народной культуры. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Цель: Поддерживать интерес детей на непрерывной связи истории прошлого и настоящего.

Задачи:
Образовательная. Расширять знания детей о жизни и обычаях наших предков, о русском народном фольклоре.
Развивающая. Формировать устойчивый интерес к истокам русской народной культуры.

Воспитательная. Воспитывать желание соблюдать традиции русского народа.
Предварительная работа:

Знакомство детей со старинной утварью. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр. Беседа по иллюстрациям «Масленица».

Методы и приемы: словесный – беседа (вопросы к детям); наглядный – использование ТСО (рассматривание); игровой – дидактическая игра, подвижная игра, пальчиковая гимнастика (выполнение игровых действий детьми).

Оборудование: в группе оформлена русская горница : имеется печь, прялка, коромысло, ведра, лавка, чугунок, ушат, самовар, сундук, корзинка и другие предметы домашнего обихода.

ИКТ Ноутбук, телевизор, презентация с картинками из сказок, игра «Пословицы в картинках», блины.

Предполагаемый результат: дети различают и называют предметы народного быта, умеют ими пользоваться; знают народные сказки, пословицы, загадки, играют в народные игры; знают традиции праздника Масленицы.

Форма организации: фронтальная.

Ход мероприятия

Дети находятся в группе, входит хозяюшка и приглашает детей в горницу

Организационный момент.

Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим ко мне в избу. Рассаживайтесь поудобнее.

Дай Бог тому, кто в нашем дому,

дорогим гостям, милым детушкам,

чтобы хорошим было все:

и житье, и бытье, и здоровьице!

Основная часть

Хозяюшка. Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дел или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

Хозяюшка. «Что такое посиделки?

Ответы детей.
Хозяюшка.

    Посиделки - это общение людей, отдых.

    Это время проведения досуга.

    Себя показать да других посмотреть.

    Девушки и парни хвалились новыми нарядами.

    На посиделках рассказывали сказки, обменивались пословицами, поговорками, загадывали загадки, соревновались в уме, находчивости.

    Пряли пряжу, вышивали, украшали узорами головные уборы и рубахи, вязали кружева, посуду расписывали, плели лапти, корзины, и многое другое делали, что в хозяйстве пригодится.

Хозяюшка. Отдых - это не безделки.

Время игр и новостей,

Начинаем посиделки,

Для друзей и для гостей

Хозяюшка. Домом жить - не лукошко шить.
Дом вести - не лапти плести.
Ребенок. Хозяюшка в дому, что оладушка в меду
Она прибирает, она подтирает,
Одним - одна за всё отвечает

Хозяюшка. Да, работы у меня много.

Всем известно, что без труда не вынешь рыбку из пруда.

В моей волшебной корзине есть пословицы в картинках, возьмите по одной картинке соедините их и назовите пословицу.

Дети выполняют задание.

Хозяюшка. Ай да молодцы! Знаете вы пословицы.

Раздаётся шорох. Появляется домовёнок Кузя.

Кузя . Здравствуйте, дети! Что вы тут делаете? Я спал за печкой и услышал ваши голоса, вот и решил заглянуть. А почему вы сегодня такие нарядные? (Ответы детей).

Ребенок . А у нас посиделки.

Кузя . Молодцы, мы тоже раньше на посиделки собирались попеть да поплясать, себя показать, на других посмотреть, обменивались поговорками, загадки загадывали. А вы умеете отгадывать загадки? Вот я сейчас проверю.

Кузя загадывает загадки

У печи стоит предмет,

Он тяжелый спору нет.

Но зато в хозяйстве нужен-

В нем сготовить можно ужин. (Чугунок)

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдает,

Сам в угол идет. (Ухват)

Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)

Стоит кошка - четыре ножки. (Скамейка)

Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)

Четыре ноги,

Да брюхо. (Самовар)

Три братца пошли на речку купаться.

Два купаются, третий на берегу валяется.

Искупались, вышли, на третьем повисли. (Ведра на коромысле)

У туши - уши, а головы нет. (Ушат)

Чем больше я верчусь,

Тем больше становлюсь. (Веретено)

Кузя . Молодцы, загадки вы хорошо знаете.

А сейчас мы поиграем,

Подзадорим всех гостей

От улыбок светлых ваших

Станет радостнее всем

Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Хозяюшка. О чем говорилось в игре?

Дети. О народных сказках.

Хозяюшка. Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Кузя . Ох, устал я, пойду спать, а вы уж посмотрите на мои волшебные сказки.

Кузя дарит волшебную книгу сказок

Хозяюшка. Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

(иллюстрации на компьютере «Русские народные сказки»).

Дети называют сказки по иллюстрациям на слайдах.

Хозяюшка. Что - то усталый вид у вас.

Делу время, а потехе час.
Поспешите все сюда,
Ждёт вас русская игра.

(Дети играют в русскую народную игру « Гори, гори ясно»)

Хозяюшка. Отгадайте ка ребята

Что на сковородку наливают,

да в четверо сгибают (блины)
Хозяюшка. На какой народный праздник блины являются главным угощением?

Ребенок. Блины - главное угощение на Масленицу.

Ребенок Блин напоминает солнце - горячее, весеннее. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.

Ребенок Блины начинали, есть уже с понедельника, обильно поливая их маслом. Оттого и название такое у праздника – Масленица.

Пришла Масленица годовая,
Наша гостья дорогая!
Она пешей к нам не бывает,
Все на кониках приезжает.
Ее коники вороные,
У них гривы золотые,
А саночки расписные.

Хозяюшка. Масленица приходится на конец февраля – начало марта и длится целую неделю. Каждый день имеет своё название.

Дети называют дни недели масленицы:

«Понедельник - встреча».
«Вторник - заигрышем». В этот день начиналось веселье и разнообразные гулянья, строительство снежной крепости, игра в снежки, катание с гор на санях.
«Среда – лакомка». Это день семейный. Вся семья ест блины

«Четверг – разгул, Широкая Масленица». В этот день развлекались и устраивали всякие забавы. В старину это были кулачные бои, но без крови и синяков, катание на тройках, взятие снежной крепости.

«Пятница – Тёщины вечёрки». Теперь уже зятья у себя дома с румяными блинами принимали тёщ.

«Суббота –Золовкины посиделки». Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. Золовки приходили в гости к молодым невесткам, пробовали их блины и получали подарки.
Воскресенье – «Прощёный день». Последний и самый важный для Масленицы. Родные и знакомые приходят друг к другу в гости. И перед праздничным обедом просят друг у друга прощения за большие и малые обиды.

В воскресенье прощались с Масленицей, сжигали её на костре.
О масленице не принято было печалиться, ведь вместе с нею в костре сгорали все старые беды, болезни и невзгоды.

Тары, тары, тары бары,

Выпьем чай из самовара.

С блинами вкусными.

Дорогие гости проходите к столу да угощайтесь на здоровье.

Наш педагогический коллектив ставит задачу – показать детям красоту русского языка посредством знакомства с устным народным творчеством. Мы стараемся почерпнуть знания об истоках, формах русского фольклора из специальной литературы, общения с людьми старшего поколения. Особое внимание обращаем на произведения детского фольклора.

Знакомя детей с формами и средствами языковой выразительности фольклорных произведений, мы используем разнообразные приемы: беседы, речевые игры, чтение художественной литературы, во время которого особое внимание уделяем русскому прикладному искусству, включаем детей в участие в обрядах, играх, хороводах, погружаем в мир народной музыки, игру на русских народных музыкальных инструментах. Во время такого взаимодействия детям открывается занимательный и яркий мир народного творчества.

В течение нескольких лет в нашем детском саду функционирует фольклорная группа «Веселая слобода», в состав которой входят воспитанники подготовительных групп. Она принимает активное участие в подготовке и проведении детских фольклорных праздников, включающих обрядовые сценки, отражающие быт крестьян российской деревни и сезонные явления природы.

В учреждении организован мини-музей «Преданья старины», в котором дети, под руководством взрослых ближе знакомятся с историей быта, искусством русского народа. Предметы музея можно потрогать, узнать удивительную историю судьбы каждой старинной вещи, поиграть с ней.

Развлечение «Веселая слобода»

(с детьми подготовительной к школе группы).

Цель. Приобщать детей к традициям русского народа – посиделками, совершенствовать умение участвовать в совместной игре с другими детьми, вести себя адекватно в обществе детей и взрослых, закрепить умение применять полученные навыки общения в игровых ситуациях.

Оформление зала. Расписная печь, столы с домашней утварью: самоваром, горшками, крышками и т.д., деревянные лавки, сундук, половники, вышитые полотенца, скатерти, прялка, веретенце, расписные ложки.

Материалы и оборудование. Аудиозаписи русских народных песен: « К вам гости пришли», «Крутись веретенце», «Ой, вставала я ранешенько», «Веселый хоровод», «Русская народная пляска», «Блины»; бубенцы, деревянные ложки, трещотки; блины для угощения детей; для игры «Карусель» — разноцветные ленточки на палке (высотой 2 м); клубочки, валенки, платочки, пяльцы, нитки, спицы, лапоть, шаль.

Персонажи. Хозяйка, Хозяин, Домовой – взрослые.

Порядок работы.

Дети стоят перед залом. Хозяйка посиделок — воспитатель в русском народном костюме – входит в зал. Звучит русская народная мелодия. Хозяйка обращается к зрителям.

Хозяйка. На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль на светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Дети входят в зал, кланяются хозяйке.

Хозяин. Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться.

Хозяйка. Рады видеть у себя в гостях, в своей горлице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю, по-старинному – посиделками называется. Веселья да радости вам.

Дети исполняют русскую народную песню «К нам гости пришли».

Хозяйка. Гость на двор – хозяину радость. Красному гостю – красное место. Будьте как дома, присаживайтесь.

Девочка. Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не устоим.

Хозяин. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик. Гости – люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка. Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка. Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка. Давно мы вас ждем – поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Мальчик. Ехали мы мимо, да завернули до дыму.

Дети садятся на лавки.

Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно, всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Ребенок. Гостям – то, известное дело, хватило места, да не тесно ли хозяевам?

Хозяйка. В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком.

Хозяин. Погуляем на празднике нашем.

Нигде не найдете вы праздника краше.

Хозяйка. А как вечер наступает, весь народ гулять идет, хороводы начинает водить.

Под русскую народную мелодию дети водят хоровод.

Хозяйка. Небылицы в лицах

Сидят в темницах – светлицах.

Щелкают орешки,

Да творят насмешки.

Ни короткие, ни длинные,

А такие, что в самый раз,

Как от меня — до вас.

Дети исполняют шутливые диалоги.

1 диалог.

— Федул, что губы надул?

— Кафтан прожег!

— А велика ли дыра то?

— Один ворот остался.

2 диалог.

— Тюха, есть хочешь?

— Нет, я перекусил!

— А что перекусил?

— Да съел краюшку хлеба.

— А ты бы ее в горшке со сметаной мочил.

— Да в горшок не влезла.

3 диалог.

— Не проходил, ли тут мальчик?

— Маленький?

— Маленький

— Рыженький?

— Рыженький.

— В красной рубашке?

— В красной рубашке.

— Босоногий?

— Босоногий.

— Нет, не проходил.

Хозяйка. На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец.

И на дудочке игрец.

И блоху он подкует,

Дом добротный возведет,

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет.

Хозяин. Какие же девицы – красавицы к нам пожаловали! Как песню начнут спевать, да ниточку в клубочек мотать – заслушаешься, залюбуешься.

Девочки мотают клубочки и поют русскую народную песню без музыкального сопровождения «Крутись веретёнце». Мальчики «подшивают» валенки или имитируют выполнение какой-то другой хозяйственной работы.

Хозяйка. Ай, да песня хороша, развернулась впрямь душа.

И клубочки хороши, ровно скатаны. Ай, да девицы, ай, да красавицы.

Хозяин. А вы, ребятушки, что призадумались? Призадумались, закручинились! Вижу, вижу, что и вам поплясать захотелось. Покажите свой талант.

Дети исполняют русскую народную пляску.

Слышен стук, чихание. Из-за печи показывается взрослый в расписной рубахе, парике – «Домовой».

Хозяйка. Милости просим, гость дорогой.

Проходи, повеселись с нами.

Домовой. Какой я вам гость?

Хозяйка. А, кто же ты? Что за «неведома зверушка»?

Домовой. А вот и врёшь. Я, можно сказать, век здесь живу. Дом, можно сказать, на мне держится. А они явились – да с песнями, да с инструментами! Где справедливость? Одним — все, а другим ничего?

Хозяйка. Зачем к нам пожаловали?

Домовой. Мне друг Нафаня прислал письмо: «Кузька, ты большой стал, домовитый, умный – учи скороговорки». А я один не могу справиться. Помогите мне, а то ничего что-то не получается.

Обращается к детям за помощью. Дети показывают свое умение произносить скороговорки.

1 ребенок. Три сороки тараторки

Тараторили на горке.

2 ребенок. Летят три пичужки

Через три избушки.

3 ребенок. Вёз корабль карамель

Наскочил корабль на мель.

4 ребенок. Мамаша Ромаше

Дала сыворотки из-под простокваши.

Хозяин. Какие молодцы! Славно, славно у вас получилось! И у тебя, домовой, все получилось.

Домовой. Делу – время, потехе – час. Кто будет играть со мной сейчас?

Домовой приглашает детей поиграть в игру « Карусель». В центре зала устанавливается шест с разноцветными лентами. Дети берутся за ленточки и начинают бежать по кругу в соответствии с ускоряющимся ритмом русской народной мелодии. После 2 – 3 кругов бега музыка затихает, и на карусели приглашаются покататься другие дети.

Домовой. А сейчас для вас, ребятки,

Загадаю я загадку.

Знаю, знаю наперёд –

Вы, смекалистый народ!

Без нее мы как без рук,

На досуге – веселушка

И накормит всех подруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает.

Девочка. Звонкие, резные

Ложки расписные.

От зари и до зари

Веселятся ложкари.

Дети под русскую народную мелодию играют на ложках.

Хозяин. Вот так ложки-веселушки,

Так и просятся в частушки.

1 ребенок. Лодырь да бездельник —

Им праздник и в понедельник.

2 ребенок. Ныне лягушки, завтра гуляшки,

Останешься без рубашки.

Хозяйка. Там, где песня льется, там легче живется!

Запевайте-ка песню шуточную, прибауточную.

Исполняется русская народная песня « Ой, вставала я ранешенько».

Хозяин. Как известно всем, подружки –

Мастерицы петь частушки

И вы, парни не зевайте, девчатам тоже помогайте.

Дети исполняют частушки под русские народные мелодии.

Частушки.

Как гармошка заиграла,

И пустились ноги в пляс.

Мы веселые частушки

Пропоем сейчас для вас.


Мы частушки запоем,

Запоем мы громко.

Затыкайте ваши уши,

Лопнут перепонки.

Не хотела я плясать,

Стояла и смеялась.

Как гармошка заиграла,

Я не удержалась.

Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки.

У березки, у сосенки

Тоненькие веточки.

А мы бойкие девчонки,

Все мы как конфеточки.


А у нас во дворе

Крякали утята.

А я с печки босиком

Думал, что девчата.

Я надену бело платье,

Буду в нем красавца,

Пусть лентяи не подходят,

Пока не исправятся.

Мы пропели вам частушки,

Вы скажите от души.

Хороши частушки наши,

И мы тоже хороши.

Хозяйка. Веселил нас много раз

Русский танец перепляс.

Сколько удали, задора,

Сколько радости во взоре!

Ребенок. Много танцев нам известно,

Мы их любим танцевать

А на этих посиделках

Русскую хотим плясать.

Мальчик и девочка исполняют русский танец .

Хозяин. Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным.

Домовой. И я есть хочу.

Хозяйка. Чем же, гости дорогие, вас угостить?

Домовой. Блинов хочу!

1 ребенок. Спасибо, хозяева, за добрые слова, но мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели…

Дети исполняют народную песню « Блины». По окончании песни Хозяйка достает блины из печи.

Хозяйка. Гости, будьте все здоровы!

Вот, блины мои готовы! (Угощает детей блинами.)

1 ребенок. Посидели, повеселились,

Пора и честь знать.

2 ребенок. Спасибо, хозяин с хозяйкой,

За веселье да за угощенье.

3 ребенок. Мы славно гуляли

На празднике нашем,

Нигде не найдете

Вы праздника краше.

4 ребенок. Так будьте здоровы, живите богато,

А мы уезжаем до дому, до хаты.

Хозяйка. Ну, повеселились, пора и нам за работу браться.

Хозяин. Пойду дрова рубить, воду носить, буду печь топить.

Хозяйка. До свидания, дети.

Хозяин. До свидания, взрослые.

Дети под музыку уходят из зала .

Булгакова С. заведующая,Лисенкова Т. старший воспитатель,

детский сад «Солнышко»,

п. г. т. Залегощь, Орловская область.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь