Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания у детей первого года жизни, что называется «правильным ползанием», как помочь малышу научиться ползать.

Когда ребенок начинает ползать

В первой статье цикла о развитии ползания у малышей мы разберемся с вами:

— что такое «правильное ползание» и чем оно отличается от рефлекторного ползания и подползания,

— когда появляется ползание у младенца и какое оно бывает (пошаговый календарь развития ползания у малыша),

— от чего зависит полноценное развитие ползания у ребенка,

— в чем его значение ползания в развитии младенца.

Во втором полугодии первого года жизни развитие движений и овладение ползанием – одна из ведущих линий в развитии крохи. Ползание особенно активно развивается у малышей в возрасте 6-9 месяцев.

Когда ребенок начинает ползать: что такое «ползание»

Малыш не сразу начинает ползать. Сначала малыш ползает по-пластунски или на животе, это движение может появиться и в 6 месяцев, и раньше. Но это не есть ползание. Это движение называется «подползание».

«Правильное ползание» — это ползание на четвереньках, а не подтягивание на руках. Если ребенок только подтягивается на руках и не встает на четвереньки, то его ножки в движении не участвуют и в дальнейшем отстают в развитии.

В правильном ползании одновременно перемещаются разноименные ручки и ножки ребенка (правая нога и левая рука, затем левая нога и правая рука), что развивает мозг малыша и требует хорошей координации движений и чувства равновесия.

Именно такое передвижение малыша и называют «ползание». И именно такое ползание исключительно полезно для общего развития ребенка.

Значение ползания для развития ребенка

Почему же ползание так важно для малыша и почему нам — взрослым — важно создать для развития ползания все условия:

Первое. Ползание в возрасте 6-10 месяцев укрепляет мышцы рук, ног, спины, брюшного пресса, шеи. Ползание по своей сути – это первая форма самостоятельного передвижения малыша. Научившись ползать, малыш начинает сам садиться и вставать, ходить с опорой, переступать вдоль барьера в кроватке, менять свою позу.

Замечено, что детки, которые своевременно начинают ползать и ползают активно, как правило, потом легче и быстрее научаются садиться и вставать (обратите внимание: не «сидеть», а «садиться и вставать», это более важное движение для ребенка), ложиться, вставать и опускаться, держась за опору, стоять.

Второе. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки и является профилактикой плоскостопия. Поэтому важно, чтобы ребенок научился ползать раньше, чем сидеть или вставать на ножки.

Третье. В ползании ребенок становится более самостоятельным и активным, знакомится со свойствами и качествами предметов, расширяется его жизненный опыт и кругозор, формируется ориентировка в окружающей его среде. Это содействует хорошему психическому развитию ребенка. Кроме того, ползающий ребенок становится намного более активным, учится достигать желаемых целей.

Согласно исследованиям Т.Л. Богиной здоровье ребенка определяется его двигательной активностью. Среди детей с нарушениями здоровья 50% имеют низкую двигательную активность, 30% отстают в развитии основных движений. Причем двигательная активность влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на его общее развитие.

Чем разнообразнее движения младенца, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг малыша, тем лучше он будет развит и интеллектуально в том числе (Щелованов Н.М., Кистяковская М.Ю.)

Четвертое. В ползании активно и гармонично развивается мозг малыша и взаимодействие правого и левого полушария мозга. Т.к. в ползании одновременно двигаются разноименные руки и ноги ребенка (он переставляет правую руку одновременно с левой ножкой, а левую руку вместе с правой ногой). Именно поэтому ползание не просто для ребенка, так как требует хорошей координации движений.

Как видим, ползание – это то движение, которое жизненно необходимо младенцу для его гармоничного развития. Когда же и как появляется ползание в жизни ребенка и почему многие детки сейчас не ползают, а сразу встают на ножки и начинают ходить?

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания

У младенца первых месяцев жизни наблюдается так называемый «рефлекс ползания» . Иногда Вы можете видеть в ютубе и в соцсетях сообщения о том, что вот они – современные детки – уже ползают, хотя недавно из роддома. Это не ползание! Это лишь рефлекс, который есть у любого здорового малыша.

В чем проявляется этот рефлекс ползания? Если новорожденного положить на животик (с третьего – четвертого дня жизни), то в таком положении он начнет как бы ползти, то есть делать ползающие движения телом. Если к его подошвам поставить ладонь, то младенец рефлекторно от нее оттолкнется ножками и ползание усилится. Координации движений ручек и ножек у младенца при этом не наблюдается.

Такой ползающий рефлекс используют для развития мышц, разгибающих ноги, у деток от полутора до 3 месяцев.

Ползающий рефлекс наблюдается в первые месяцы жизни малыша и существует до четвертого месяца жизни ребенка, затем он должен исчезнуть.

Как же появляется настоящее ползание у ребенка? Этот процесс занимает несколько месяцев.

К концу первого полугодия жизни (в возрасте 5 месяцев) малыш может длительно лежать на животе, опираясь ладошками; крепко упираться ногами при поддержке подмышки. А также переворачивается со спинки на живот.

На шестом месяце жизни развивается подползание – подготовительное к ползанию движение.

Что такое «подползание» — давайте уточним значение этого слова. Ребенок в этом возрасте может расставить выпрямленные ручки (если они уже окрепли) и опираясь на ладони, приподнять свое тело. Если он видит впереди себя интересную игрушку, то он пытается подтянуться на руках поближе к этому заинтересовавшему его объекту. Чтобы помочь подползанию ребенка можно создать опору для его стоп. Например, подставить под его стопы свою ладонь как опору. Или использовать валик, скатанный из одеяла.

В возрасте с 6 месяцев в положении на животе малыш высоко поднимает голову, поворачивает ее в стороны, опирается на вытянутые ручки, легко переносит центр тяжести с одной руки на другую, тянется к игрушке. Встает на четвереньки.

В 6-7 месяцев малыш переворачивается с живота на спину и немножко проползает вперед, вбок или даже назад. Он настойчиво пытается приблизиться к понравившейся ему игрушке.

Это базовые предпосылки для дальнейшего развития ползания.

Если ребенок в 5-6 месяцев много лежит на животике, он быстрее научится ползать, а затем и вставать и сидеть. Движения ползания обычно впервые возникают у ребенка, когда он, лежа на животе, пытается достать лежащую перед ним игрушку.

Это важно знать: Ползание полезнее чем сидение. Ведь, сидя, ребенок быстро устает. В положении «сидя», уронив игрушку, уже не может ее достать, уже не хочет во время бодрствования лежать на животе и требует его посадить.

К 7 месяцам малыш уже может ползать. Сначала малыш чаще всего ползет назад или по кругу. Тогда нужно поманить его игрушкой, скоро он научится и ползанию вперед, а также заползанию на возвышение и сползанию с него. Учите в возрасте 7 месяцев малыша заползать на небольшое возвышение (плоскую подушку из поролона на полу) и сползать с нее. Игры для этого Вы найдете в продолжении этой статьи (см. ссылку в конце этой статьи).

В 8 месяцев ребенок ползает много, быстро и в разных направлениях. В 7-8 месяцев малыш доползает до игрушки (находящейся от него на расстоянии 1-2 метра) сразу или с кратковременным отдыхом – отвлечением. Ползет он любым способом (конечно, наиболее полезно ползание на четвереньках), меняя направления ползания.

С 8 месяцев малыш уже ползает не только по ровной поверхности, но и может заползти по ступенькам маленькой детской горки на небольшую высоту или заползти на плоскую подушку, лежащую на полу.

Обратите внимание: эти нормы ориентировочны и рассчитаны на детей, с которыми ежедневно или хотя бы систематически занимаются гимнастикой дома и для которых дома созданы все условия для развития ползания. Например, может быть такая ситуация: ребенку никогда не давали возможности ползать на полу, он был постоянно в кроватке, в манеже или на руках у взрослых. Гимнастики с ним не делали. У малыша также не было возможности потренироваться в заползании на плоское возвышение. Такой малыш абсолютно здоров от рождения, но не сможет, естественно, влезть на горку в 8-9 месяцев как это сказано выше, т.к. просто не имеет опыта таких движений! Он не сделает этого не потому что у него есть проблемы и ему нужны лекарства, а потому что с ним просто этим никто не занимался. Скорее всего, такой малыш сразу перейдет к вставанию и ходьбе, минуя этап ползания. Что делать в таком случае? Гимнастика и двигательные игры помогут дать этому малышу необходимый и жизненно важный для него опыт движений и двигательной активности. И он быстро всему научится с Вашей помощью.

В связи с этим примером появляется такой вопрос: возникает ли ползание само по себе как результат созревания головного мозга ребенка или требует нашей помощи в развитии? Давайте с этим разберемся. Это очень важно понять, ведь часто по умению ползать сравнивают детей как по показателю их уровня развития. А это не так!

Когда ребенок начинает ползать: надо ли учить малыша ползать и делать гимнастику?

В течение долгого времени люди полагали, что овладение ребенком движениями на первом году жизни – это результат исключительно созревания его мозга. И взрослым достаточно только обеспечить питание и гигиенический уход за младенцем.

Однако изучение М.Ю Кистяковской развития движений у детей первого года жизни доказало, что темп и последовательность развития движений зависят от условий жизни ребенка и взаимодействия с ним окружающих его людей.

Мы учим ползанию ребенка и проводим с ним специальную гимнастику не ради факта «пополз или не пополз», а ради гармоничного и полноценного физического и общего развития ребенка и профилактики серьезных заболеваний в будущем.

У детей с которыми с рождения взрослые систематически занимались гимнастикой, наблюдается более хорошая осанка, хорошая координация движений, быстрота, ловкость не только в подвижных играх, но и в бытовых действиях, быстрое овладение всеми основными видами движений (бег, ходьба, прыжки, лазание, катание, бросание и ловля, метание). Плохое развитие мышц в младенческом возрасте приводит к нарушениям осанки, плоскостопию и другим проблемам в здоровье ребенка в дальнейшем (Голубева Л.Г.)

Как мы видим, развитие ползания и его совершенствование у малыша будет во-многом зависеть от нашей правильной тактики воспитания крохи, от того, занимались ли взрослые с ребенком ежедневной гимнастикой, создали ли дома условия для ползания, правильно ли общались с малышом.

Когда ребенок начинает ползать: индивидуальные различия в ползании

Если малыш к шести – семи месяцам научился становиться на четвереньки, то обычно он сразу начинает ползать, опираясь на ладони и колени («правильное ползание»). Если же малыш еще не встал на четвереньки, то сначала он поползет на животе, и только потом освоит ползание на четвереньках.

Обычно дети в 8 – 9 месяцев уже ползают на четвереньках, но есть дети которые вообще не ползают на четвереньках, а сразу подтягиваются, встают на ножки, передвигаются вдоль опоры и начинают затем ходить.

Все дети ползают и начинают ползать по-разному. Некоторые малыши начинают сначала ползать взад или вбок, и им потребуется несколько дней или недель чтобы начать ползать вперед. Другие детки скользят на ягодицах или на коленях с опорой на ладони, и только затем переходят к ползанию на четвереньках. Или не переходят. Есть дети, которые начав ползать по-пластунски, так и не переходят на ползание на четвереньках и сразу же начинают вставать и ходить.

Обычно если с малышом занимаются дома систематически гимнастикой и дома есть условия для ползания, то он овладевает ползанием на четвереньках без проблем и активно ползает. Ведь наиболее полезно для малыша сначала начать ползать, а затем уже вставать на ножки.

Сроки овладения ползанием никак не влияют на сроки овладения ходьбой. Активно ползающий ребенок может пойти поздно. А мало ползающий малыш может начать ходить рано.

Многие детки не ползают только потому что у них нет такой возможности! Они постоянно в коляске, кроватке или в манеже или на диване, огороженном стульями для безопасности, и у них нет возможности попрактиковаться в умении вставать на колени и руки и попробовать координировать свои движения и подползти к интересному для них объекту. Такие дети сразу же встают на ноги и начинают ходить.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Нужно помнить, что для ребенка полезнее, когда ползание появляется раньше ходьбы и сидения. Если ребенок без ползания начинает сидеть и ходить, то его мышечный аппарат еще не готов к удерживанию тела в вертикальном положении. В результате возникают ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и создаются тем самым предпосылки к нарушению осанки в дальнейшем.

В целом в физическом развитии ребенка первого года жизни действует одно главное правило: важнее и целесообразнее чтобы ребенок сначала овладел моторными функциями (это перемещение тела в пространстве, и ползание относится как раз к моторной функции), и только затем – статическими функциями (сохранение одного положения тела в течение нескольких секунд, например, сидение в неподвижной позе). Поэтому важнее учить детей не сидеть, а ползать, а затем — садиться; учить не стоять, а вставать.

Когда ребенок начинает ползать: какие факторы влияют на ползание малыша и его развитие

Какой должна быть поверхность для ползания

Чтобы шестимесячный ребенок начал ползать, нужно предоставить ему как можно большее пространство для исследования (пол). Если пол холодный, то можно постелить на него большое теплое одеяло. Для ползания нужна твердая большая поверхность (не стол, не кроватка и не мягкий диван). Если ребенок большинство времени проводит на руках у взрослых или в кроватке, он не будет стремиться ползти, хотя здоров. Именно в этих случаях обычно ребенок без ползания сразу встает на ножки и начинает ходить, что неблагоприятно для развития опорно – двигательного аппарата.

Чтобы вызвать стремление ползти кроме твердой большой поверхности вокруг ребенка должны быть яркие привлекательные игрушки. Но их не должно быть слишком много, чтобы внимание ребенка было сконцентрировано на достижении желанной для него цели.

Как правильно использовать игрушки для развития умения ползать

Для развития ползания используют игрушки, отвечающие трем требованиям :

1) они новые или явно привлекательные для малыша,

2) игрушка должна быть устойчивой,

3) игрушка должна быть удобна для захватывания ручкой ребенка.

На какое расстояние от ребенка класть игрушки:

а) Сначала игрушки кладут на такое расстояние, чтобы, вытянув руки, ребенок почти касался их кончиками пальцев.

б) Если ребенок уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние (1 метр), далее расстояние можно будет постепенно увеличивать (до 2 метров).

Чтобы ребенок пополз к игрушке нужно обратить его внимание на игрушку, например, пошевелить ей или позвучать. Иногда приходится на глазах ребенка чуть придвинуть игрушку к малышу, чтобы он начал к ней стремиться.

Как помочь ребенку, если он «не хочет» ползти к игрушке. Иногда несмотря даже на большое явное желание малыша поползти к игрушке, он никак не может начать ползти. Или ползет не вперед, а назад от игрушки или вбок. Тогда нужно помочь ребенку. Мы подставляем ладонь к его стопам (к подошвам) так, чтобы он мог оттолкнуться от нашей ладони. Когда ребенок оттолкнется и немножко подползет к игрушке, чуть-чуть отодвиньте игрушку. Если ребенок и при опоре не отталкивается на Вашу ладонь, то согните его ножки в тазобедренном суставе и отведите в стороны (положение «лягушечка»), ножки немного согнуты и подставьте ладонь. Малыш оттолкнется от ладони. И так повторите 2- 3 раза, после чего дайте малышу возможность получить радость от достижения игрушки и ее обследования.

После того, как малыш дополз до игрушки, пусть он вдоволь с ней позанимается как хочет и насладиться результатом своих усилий.

Нельзя для развития ползания использовать катающиеся игрушки (мяч, тележка, машинка), т.к. они далеко укатываются от малыша от прикосновения его ладошки. А нам нужно, чтобы ребенок смог после ползания насладиться исследованием достигнутой им цели – желанной игрушки. Такие катающиеся игрушки типа мяча можно использовать только тогда, когда ребенок уже ползает, и мы хотим активизировать это уже освоенное ребенком движение.

— Нужно знать, что ребенок поползет не сразу. И не надо от него этого сразу же ожидать. Сначала он пытаясь достичь игрушку может даже поползти назад, а не вперед, и лишь после нескольких попыток сообразит, как ему двигаться вперед и координировать движения рук и ног.

Если ребенок ползает к игрушке на животе, то можно «подсказать» ему другой способ – четвереньки. Подведите свои руки под животик малыша и приподнимите его так, чтобы он встал на четвереньки. Помогите ему поползти вперед, показывая игрушку чуть впереди. Иногда для этого используют широкое полотенце, подведенное под живот малыша.

Как можно побудить ребенка ползать к игрушке? Пример игры — занятия

Мне задали этот вопрос на одной из встреч с читателями сайта, поэтому я отвечаю на него подробно и даю подробную инструкцию о том, как это можно сделать.

Вся игра займет примерно 3 минуты за один раз. Ее можно повторять ежедневно с разными игрушками и новыми предметами.

Очень важно: во время игры в поле зрения ребенка должна быть только демонстрируемая игрушка. Все остальные предметы и игрушки уберите подальше так, чтобы малыш их не видел. Также проследите, чтобы в глаза ребенка не бил свет от лампы или от солнца при взгляде на игрушку. И постарайтесь сделать так, чтобы ничего его не отвлекало от игрушки.

Первая часть игры- занятия. Демонстрация игрушки.

Положите малыша на животик. Поставьте на расстоянии 20-30 см от него игрушку – например, неваляшку. Она и яркая, и привлекательная, и звучащая, и двигающаяся! Покачайте неваляшку, чтобы она начала звучать и пропойте песенку. Например: «Та-та-та, та-та-та! Вот какая красота! Та-та-та! Та-та-та! Дотянись-ка до меня» (слова песенки – В. Ветрова). Потом покажите, как неваляшка ходит: «топ-топ-топ», как она поет «ля-ля-ля», как она качается «кач-кач-кач». Если у вас другая игрушка – устройте подобную демонстрацию с ней.

После этого сделайте небольшую паузу.

Вторая часть. Захватывание игрушки ребенком.

Скорее всего, Ваш малыш потянется к этой игрушке во время демонстрации или после нее. Похвалите его за это, погладьте, скажите ободряющие слова. Если малыш потянулся к игрушке, но не смог дотянуться – то придвиньте игрушку поближе к малышу. И вновь повторите небольшую демонстрацию – например, покачайте наваляшку. Пусть малыш снова к ней потянется и так продолжайте. Когда малыш сможет взять игрушку – дайте ему поиграть с ней и порадоваться достижению.

Повторяйте с разными игрушками, и Ваш малыш начнет проявлять активность и поймет, что он может использовать ползание для достижения желанных целей. Постепенно увеличивайте расстояние до игрушки, чтобы малыш смог ее достичь способом не просто дотягивания или подползания, а настоящего ползания.

Если Вы делаете с малышом ежедневную гимнастику (о ней — в продолжении этой статьи), то поставьте свою руку как опору для ножек малыша, он оттолкнется от руки и продвинется вперед к игрушке. Это движение ему уже знакомо по упражнению «Лягушечка». В дальнейшем малышу уже не будет требоваться опора, и он научится ползать уже без Вашей помощи.

Когда нужно обратиться за консультацией к неврологу

Если ползание и его предпосылки вовремя не появилось у малыша, то нужно знать, какие особенности развития малыша требуют консультации у невролога:

— Если ребенок не поворачивается со спины на живот в 5 месяцев,

— Если у ребенка слабая опора на руки в положении на животе, а в вертикальном положении тела он опирается на передний край стопы (встает на кончики пальчиков на опоре на ножки).

— Если ребенок не встает на четвереньки, не сидит с опорой на руки к 7 месяцам,

— Если ребенок не ползает на четвереньках, неустойчиво сидит, не встает у опоры в 9 месяцев,

— В случае повышенной утомляемости ребенка.

В продолжении этой статьи:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Добрый день, дорогие читатели! Ползание – естественный этап в развитии малышей. Но для родителей он свидетельство роста и взросления ненаглядного крохи. Именно поэтому нетерпеливые мамочки часто торопят наступление этого периода и беспокоятся, когда их малыш никак не начнет передвигаться на четвереньках. Чтобы у вас, дорогие читатели, не возникало лишних вопросов, разберемся, когда дети начинают ползать.

Беседуя между собой на форумах, родители часто называют цифру 6 месяцев. Многие считают, что в полгода малыш должен научиться , но и передвигаться на своих четырех.

На самом деле, эта цифра абстрактна и не подтверждена исследованиями. Известный врач доктор Комаровский на вопрос, во сколько месяцев ребенок обычно начинает ползать, отвечает, что грудничок сам начнет производить нужные действия, когда будет к этому готов.

Чем же могут помочь ему взрослые? Подготовить мускулатуру с помощью упражнений, закалить, обеспечить поступление кальция и витамина Д в организм (для профилактики ), чтобы ползание не превратилось в тяжелый труд. На формирование навыка ползания оказывают влияние четыре фактора:

  • состояние здоровья;
  • физическое развитие (вес, мускулатура);
  • особенности темперамента (подвижные дети раньше начинают двигаться);
  • психологический климат в семье.

Чем выше показатели по всем параметрам, тем раньше кроха начнет делать свои первые шаги на четвереньках.

Кстати, редко такое бывает, но некоторые груднички вообще пропускают этот этап развития и сразу встают. Так что вопрос, в каком возрасте дети начинают активно ползать, не всегда можно считать корректным.

Первым показателем того, что кроха скоро встанет на четвереньки, является навык . Половина дела сделана. Теперь нужно укрепить мускулатуру и отправляться в путь.

Бенджамин Спок, автор книги «Ребенок и уход за ним», выводит следующие усредненные цифры: 5-6 месяцев – тренировка навыка ползания, к 7 месяцам дети уже хорошо передвигаются. Врачи неврологи ориентируются на довольно широкий временной промежуток – от 5 до 9 месяцев. Если на данном этапе ползание отсутствует, а кроха не проявляет попыток к движению, можно говорить о наличии патологии.

Родителям нужно учесть и тот факт, что есть разные виды ползания. На форумах можно встретить заявления суматошных мамаш, утверждающих, что их дети начали ползать в 3-4 месяца. Если вы из их числа, то, скорее всего, вы принимаете барахтание и попытки малышей сдвинуться с места, лежа на животе, за полноценное ползание. Увы, это еще не полноценный навык.

Виды передвижения

Дети не начинают ползать «вдруг», «в один момент». Они проходят несколько этапов, на которых демонстрируют различные виды передвижения:

Ползание ребенка по-пластунски

Родителям может казаться, что грудничок передвигается, как гусеница, на животе, шевеля всем телом. Ползать по-пластунски дети начинают в 4-5 месяцев. Направление движения может быть разным: вперед, вбок, назад. Взрослым стоит набраться терпения: кроха вскоре будет уверенно ходить на четвереньках.

Ползание малыша на животе

На следующем этапе малыш подтягивает под себя ноги, отталкивается ими и совершает своеобразный прыжок. Ползать на животе ему пока удобнее, поскольку руки еще не достаточно сильные, чтобы удержать вес тела.

Раскачивание вперед и назад

Мой ребенок начинал свое ползание с раскачиваний. Это был очень забавный процесс, потому что, сын это мог делать на протяжении часа не останавливаясь. Просто стоять на четвереньках и качаться назад и вперед.

Ползаем на четвереньках и сидим


После длительных тренировок грудничок начинает ползать на четвереньках и сидеть. Это так называемое перекрестное ползание, когда малыш координирует движения рук и ног. Ползание прекрасно развивает, малыши в восторге от собственной скорости и ловкости. Родителям остается только поддерживать их в этом начинании и радоваться новым успехам.

Непривычные способы ползания

Иногда дети выбирают нестандартные виды ползания: на спине, на попе, подгибая одну из ног. Кроха не знает, как это – правильно ползать, поэтому предпочитает оптимальный для себя способ. Родителей беспокоит такая ситуация. Как из нее выйти?

Как правильно ползать ребенку?

Можно показать крохе, как нужно правильно передвигаться на четвереньках. Направьте его руки и ноги, если это необходимо. Возможно, через некоторое время он порадует вас.

Правильное ползание предполагает выдвижение вперед одной руки и противоположной ноги. Затем они меняются. Однобокое передвижение (когда выдвигается правая нога и рука или наоборот, только левые конечности) считается неверным.

Тревоги родителей могут возникать и по поводу того, что малыш уже ходит на четвереньках, но еще не сидит. Это нормальная ситуация. Ребенок начинает ползать раньше, а когда освоит стиль по-пластунски, обычно пытается садиться.

Но врачи рекомендуют: форсировать события не стоит. Сидение создает сильную нагрузку на позвоночник, к которой организм может быть еще не готов. Развивайте ползание: оно укрепляет кости и мышцы. Когда придет время, малыш обязательно сядет.

Если ребенок не ползает…


В 10 месяцев малыши обычно обладают развитыми навыками ползания. Вопрос, когда дети начинают активно ползать на четвереньках, для родителей отходит на второй план. Но так происходит не всегда.

Если грудничок не пытается ползать, стоит показать кроху невропатологу. Существуют патологии, при которых передвижение на четвереньках становится невозможным:

  • неразвитость связочно-мышечного аппарата;
  • избыточный вес;
  • хронические или врожденные заболевания, ослабляющие организм;
  • травмы, вывихи конечностей;
  • слишком тугое пеленание;
  • наследственность.

Порой причиной становится лень, отсутствие мотивации или просто уравновешенный характер, когда ребенок направляет свои усилия на развитие речи, мелкой моторики, а крупная моторика остается вне его внимания.

В этом случае стоит повышать мотивацию. Например, покажите грудничку новый красивый предмет и поставьте его на расстоянии. Не давайте игрушку в руки! Стимулируйте малыша сделать несколько шагов на четвереньках.

Но прежде чем начинать действовать, убедитесь с помощью врача, что у ребенка нет серьезных патологий, и он готов к нагрузкам. Вот теперь можно и поползать!

Проводя параллель между животным миром и миром людей можно сделать заключение, что человеческий детеныш, пожалуй, самое беспомощное создание в мире. Связанно это со способностью человека к прямохождению, а именно с особенностями строения позвоночника, ведь, чтобы заслужить такую привилегию ходить прямо необходимо иметь хорошо развитую мускулатуру и навыки которые развиваются постепенно в течение первого года жизни. В период развития малыша этап, когда ребенок начинает ползать, является одним из самых важных для укрепления мускулатуры спины и развития его мозговой деятельности. Именно ползание позволяет ребенку делать новые открытия, и само-совершенствоваться в своих достижениях.

Многие родители совершают ошибку, ограничивая дитя в его стремлениях ползать, мотивируя тем, что это опасно и пересаживают в ходунки, тем самым создавая дополнительную нагрузку на осанку и тазобедренные суставы. Несомненно, стремление к тому, чтобы ребенок поскорее начал , это хорошо, но и пропускать этап ползания, ни в коем случае не следует.

Рефлекс ползания, отмечается у новорожденных сразу после рождения. Если перевернуть ребенка на животик и предоставить ему под пяточки опору в виде своих ладоней, он начинает отталкиваться и продвигаться вперед. Такие движения еще не осознанны и производятся рефлекторно без участия мозговой деятельности. К трем, четырем месяцам такой рефлекс исчезает .

После трех месяцев дети проявляют способности к самостоятельному переворачиванию со спины на живот, в этот период многие уже начинают , что способствует развитию мускулатуры спины и брюшных мышц. Период, когда дети начинают ползать напрямую зависит от того , и проявлять интерес к окружающему миру.

Первые попытки могут проявляться в пять шесть месяцев. С каждым месяцем мышцы все больше развиваются, самостоятельно перебирать в руках предметы и дотягиваться до игрушек происходит развитие синхронизации движений и активное развитие моторики. Движения становятся все более осознанными, а не произвольными. К семи месяцам малышу становиться не достаточным, ограниченное пространство и он проявляет первые попытки передвигаться по-пластунски. Полноценное же ползание на четвереньках у большинства детей начинается в 8-9 месяцев.

Различают следующие этапы ползания

До того, как ребенок начинает полноценно передвигаться на четвереньках, ему необходимо пройти несколько этапов, которые способствуют закреплению приобретенных навыков.

  1. Ползание на животе. На этом этапе малыш передвигается за счет подтягивания туловища, опираясь на руки. Основная нагрузка идет на сгибающие мышцы рук и локтевые суставы.
  2. Промежуточный этап, в котором участвуют ноги, которые до этого являлись просто балластом. Ребенок начинает по-очереди подтягивать к рукам сначала одну потом вторую ногу стоя на коленках и опираясь на ладони. В этот период многие дети начинают передвигаться задом наперед, отползая в обратном направлении, или совершать неуверенные, но правильные движения, с задействованием перекрестных движений ног и рук.
  3. Третьим этапом можно назвать уверенное передвижение на четвереньках, когда движение одной руки вперед сопровождается перекрестным движением ноги, при этом все движения производятся четко и слажено.

Какие можно применять упражнения

В ребенке природой заложено стремление к развитию и познанию окружающей среды, это то, что заставляет малыша преодолевать трудности и неустанно тренировать свое тело. Чтобы помочь ему поскорее научиться ползать, можно выполнять с ним некоторые упражнения направленные на улучшение координации движений и умения управлять своим телом.

Упражнения на развитие мускулатуры рук

  • Очень полезна ходьба на руках. Для этого выкладываем малыша на сгиб своего локтя, фиксируя другой рукой, и держим под небольшим уклоном над столом. Ребенок начинает искать опору руками, передвигая ладонями.
  • Малыша выкладываем на живот, яркую игрушку подвешиваем на уровне чуть выше его глаз. Малышу, для того, чтобы до нее дотянуться, придется делать упор на одну руку, а второй захватить игрушку.

Занятие на фитоболе

  • Выкладываем малыша на мяч, спинкой вверх, придерживая за подмышки. Легко покачиваем мяч взад – вперед, при этом спинка малыша начинает немного выгибаться, укрепляя мышцы необходимые для процесса ползания.
  • Не меняя положения на мяче, перехватываем ребенка за стопы одной рукой, и придерживаем спинку второй. На пол выкладываем игрушку, и опускаем ребенка на мяче так, что бы он пытался дотянуться до нее, передвигая ручками.

Упражнение ходунки

Это упражнение способствует закреплению навыков ползания на коленях. На открытом пространстве, лучше на полу выкладываем высокий валик или подушку. Укладываем ребенка грудью на подушку, а колени в согнутом состоянии ставим на пол. Становясь с противоположного конца подушки, понемногу подтягиваем ее к себе, при этом малыш вынужден передвигать коленями, поспевая за своим туловищем.

Упражнение лучше делать на нескользкой поверхности или надеть защитные наколенники для ползания.

Провоцируем малыша к ползанию

Нежелание ребенка ползать можно объяснить природной апатичностью, или неблагоприятной обстановкой в семье. В то же время данное действие является естественным процессом на пути к становлению личности и, ограничивая ребенка в возможностях проявить свои способности, мы наносим непоправимый вред его развитию .

Для того чтобы у ребенка была возможность безопасно ползать, почаще выкладывайте его на ровное открытое пространство, лучше пол, покрытый теплым пледом или одеялом, который не собирается в ком при движении. Для стимуляции ползания необходимо заинтересовать его яркими предметами, игрушками, главное, что бы объектов желания не было слишком много.

Сконцентрируйте его внимание на чем-то одном, провоцируя к ползанию.

Если игрушек будет слишком много, ребенок может просто растеряться, и остаться на месте, созерцая их на расстоянии.

Хорошо действует метод собственного примера, покажите, как легко можно передвигаться по пространству стоя на четвереньках. В то же время можно посмотреть на мир глазами ребенка, а заодно и приметить небезопасные в процессе такого вида передвижения предметы, которые вы раньше не замечали.

При каждом новом продвижении крохи, одобряйте его словами и всячески подбадривайте, это, несомненно, придаст ему уверенности и рассеет все страхи, если таковые имелись.

Привет, дорогие читатели! С появлением малыша, каждая мама придирчиво следит за его развитием по дням. Да что там, по часам! Одним из долгожданных моментов является, когда ребёнок начинает ползать. А так ли это необходимо?

Ведь есть детки, которые сразу начинают сидеть, вставать и ходить, минуя период ползания. Давайте разбираться вместе.

Моя доча поползла по-пластунски до этапа сидения. А после того, как стала уверенно садиться, научилась елозить на четвереньках. Всё получилось само собой. Но знаю немало деток, которые миновали этот чудесный этап, не успев порадовать своих родителей. А хорошо ли это?

Вот что даёт этап ползания:

  • Развитие координации движения. Не зря всегда считалось, что у ползающих карапузов лучше развит вестибулярный аппарат.
  • Укрепление мускулатуры.
  • Развитие мышления и интеллектуальных способностей.
  • Свобода действий. Ух, как же много интересного кругом! Дайте же дитю это изучить! Ну в благоразумных, конечно, пределах. Чтобы ничего не перевернул на себя и не прищемил себе пальчики.

Современная педиатрия считает, что это нужно для подготовки мускулатуры перед тем, как ребёнок встанет и пойдёт. Так лучше укрепляются группы мышц. Поэтому, если ваш карапуз сперва , а потом пошёл, лучше проконсультируйтесь у педиатра. Я не говорю сейчас об отставании в развитии. Ни в коем случае. Просто доктор сможет сказать, насколько хорошо у малыша развит мышечный корсет. И правильно ли это в вашем случае.

Если кроха всё же не пополз, а мускулатура не готова к ходьбе, вы никак ни принудите его. Но и остановить его ходьбу вы тоже не в силах. Да и ни к чему. В таких случаях чаще назначается массаж. Профессиональный на тренировку мускулатуры. Но если у вас ещё есть время, малыш пока не пошёл, можно попробовать побудить ребёночка к ползанию самостоятельно.

Как научить ползать?

А что, разве есть такие методы? Есть. И не один. Только скажу по секрету, если само чадо к этому не готово, вряд ли чего выйдет. Зато, мышцы подкачаете)).

Итак, есть ряд методов, довольно эффективных, как помочь маленькому наследнику.

  1. Первым и важным условием является выкладывание грудничка на живот, с самого раннего этапа. По статистике, детишки, которых чаще выкладывали, раньше начинают ползать.
  2. Положить валик под грудку. Это даст определённый толчок, чтобы кроха начал перемещаться в пространстве.
  3. У лежащего на спинке крохи сгибайте ножки в позу лягушки. Затем выложите дитя на животик, а под пяточки поставьте свои руки. Подталкивая слегка карапуза, дайте ему возможность оттолкнуться самостоятельно.
  4. Не забудьте на расстоянии положить интересную игрушку. Нам это помогло. Возможно и вам пригодится этот нехитрый манёвр.
  5. Упражнение на фитболе. Выложите ребёночка на мяч животом вниз, покачивайте из стороны в сторону. Это разовьёт чувство координации и подскажет ребёнку, что можно перемещаться в пространстве самостоятельно.
  6. Делайте зарядку. Казалось бы, но обычные подъёмы ручек и ножек в стороны помогают укреплять мускулатуру.
  7. Почаще выкладывайте чадо на пол, застеленный одеялом. Вряд ли он поползёт в кроватке или манеже. Давайте простор!
  8. Если есть возможность, приобретите специальную наклонную горку. Выкладывайте туда карапуза, головкой вниз. Естественно, со страховкой! Хоть высота и небольшая, но первый раз малыш может испугаться. Но если приучите, получите приятный бонус: так чадо быстрее и лучше будет развивать координацию. Кстати, необязательно тратиться. Достаточно будет обычной широкой доски под наклоном, застеленной одеялом.

Такие нехитрые действия помогут детёнку освоить столь нужный навык. Но все делают эту процедуру по разному. Какие способы существуют?

Способы

Месяцев с 3 детки начинают вертеться по или против часовой стрелки. Обрадованные мамы спешат принимать этот манёвр за попытки ползти. Но это не так. Это просто метод перемещения в пространстве, скорее необоснованный ничем.

В общем, эти манипуляции не означают, что кроха будет ползать. Возможно, он относится к тем детишкам, которые сразу встали и пошли. А что касается тех, кто всё-таки сперва пополз, есть несколько способов, излюбленных детьми:

  • По-пластунски. При этом попа поднимается вверх, коленки поджимаются под себя, ребёнок отталкивается и движется вперёд. Не знаю, как вам, мне лично это напоминает гусеницу. С этого начинала моя дочка.
  • Назад. Да, не удивляйтесь, вдруг чадо начнёт движение назад, а не вперёд. Это нормально. Да и какая разница, как развивать мышцы?
  • Сидя на попе. Ваш малышок уже умеет сидеть? Тогда не удивляйтесь, если увидите, как он поджимает одну ногу, а второй отталкивается. Ребёночку не важно, каким способом добиваться поставленной цели.
  • На четвереньках. Этот навык появляется не всегда сразу. Толчком является становление крохотули на четвереньки и раскачивание. Совершенствуется мастерство ползания на коленях к 10 месяцам. Так что запасайтесь пока ползунками!

Есть ещё виды передвижения. Например, перекаты с одного бока на другой, вокруг своей оси и другие вариации. Это уже изобретательность дитя. Но уж если малышок начал такие действия, скоро он всё равно встанет на четвереньки, и поползёт в правильном направлении.

Норма

Мы разобрались, что ползание момент очень полезный. Но что считать за норму? Как мама я вас понимаю. С каким трепетом ждёшь каждого этапа. И если он запаздывает, родитель думает, а всё ли в порядке с малышом?

Ползти детки начинают с 7 до 9 месяцев. У кого-то раньше, у кого-то позже. И спешу успокоить, если ваш малышок минует этот этап, это не значит, что он отстаёт в развитии. Главное, чтобы мышечный корсет был готов к более сложным действиям.

При этом дитя может использовать каждый из приведённых выше способов. В любом случае, это действия, направленные на развитие. Если вас что-то смущает, консультируйтесь с врачами. Они осмотрят и дадут рекомендации, которые вы, как ответственный родитель, будете соблюдать.

Безопасность

Ваш кроха пополз? Поздравляю! Надеюсь, теперь на одно переживание стало меньше? Да, но добавилась другая проблема - безопасность. На пути может находиться множество опасных предметов. Как тут уберечь дитятко? Есть несколько способов:

    Чистота полов. Я не сторонница уборки с химикатами, но обычной водой и шваброй старалась смахивать пыль каждый день. Сегодня дитя ползёт строго по одеялу. А завтра ему захочется забрести подальше. Не будете же останавливать карапуза! Пылесосьте и протирайте, блюдите чистоту!

    Никаких мелких предметов на пути! Засунет в рот и сообразить не успеете!

    Обязательно защита на дверцы шкафов! Не знаю детей, которые бы не старались приоткрыть завесу тайну, и проверить, что лежит в ящичках!

    Острые углы. Старайтесь оградить малыша от встречи с этими неприятными сюрпризами. Как? Я собирала одеяла и стелила возле ножек стола, кровати и шкафа. А что придумаете вы?

    Лестница. Вот это очень опасное препятствие. Если есть в доме лестница, обязательно ставьте ворота, чтобы избежать стремительных падений.

    Температура в доме. Важное дополнение. Ведь карапузу должно быть комфортно. Ограждайте от сквозняков и холодного пола. Обязательно стелите одеяло.

    Провода, розетки. Не знаю, почему, но эти предметы являются одними из любимых для маленьких исследователей. На самом деле, это очень серьёзно. Обязательно вставляйте защитные колпачки в розетки. А провода прячьте в коробки.

    Животные. Я всегда считала, что дети должны общаться с четвероногими друзьями. И, как правило, они ладят друг с другом. Но, давайте лучше перестраховываться и контролировать это общение. Даже в целях гигиены, особенно на первых порах. Думаю, ничего хорошего не будет, если кроха наглотается шерсти от Мурзика или Шарика. Так что везде должна быть мера, дорогие читатели!

Кажется, всё, что хотела сегодня рассказать. Возможно у вас есть вопросы? Не стесняйтесь, задавайте их в комментариях! А ещё делитесь своим опытом. Во сколько начал ползать ваш малышок? Каким образом? Как тренировали и помогали ему? Делитесь. И не забудьте стать подписчиками блога! До новых встреч. Пока!

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь