Научный стиль речи, его особенности и разновидности
Цель: актуализировать знания об особенностях научного стиля речи, познакомить с разновидностями (подстилями) научного стиля, продолжить подготовку учеников к выполнению заданий единого государственного экзамена
Задачи :
закрепить знания об особенностях научного стиля речи и его разновидностях;
развивать умения в определении изобразительно-выразительных средств языка;
развивать интерес к исследовательской деятельности;
подготовить учащихся к самостоятельному написанию творческой работы в научном стиле;
совершенствовать культуру учебно-научного общения в устной и письменной форме.
Методы и приёмы работы : анализ и синтез изученного материала, наблюдение, творческая работа, работа со справочной литературой, исследовательская работа, самостоятельная работа, тестирование
Вступление
Научный стиль речи
является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.
Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Создание в греческом языке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного (александрийский период). В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия XVIII века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. XVIII века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу XIX века.
Повторение основных признаков текста научного стиля
(1)Метафора не нуждается в доказательстве ее семантической производности. (2)Как бы ни были разнообразны взгляды ученых на сущность этого явления, данное свойство никем не отрицается. (3)Однако неоднозначно решается вопрос о статусе самой семантической единицы и способах ее описания. (4)Эти два момента оказываются тесно связанными между собой, поскольку признание в качестве носителя метафоры той или иной единицы влияет на характер объяснительной модели. (5)В какой-то мере выбор угла зрения на метафору определяется самой неоднородностью материала, которая обусловлена различной степенью образности. (6)Так, в зависимости от яркости образа выделяются языковые (генетические), общепоэтические и индивидуально-авторские метафоры.
(Т. Симашко)
К какому стилю речи относится текст?
к публицистическому
к научному
к художественному
к официально-деловому
Каков тип речи текста?
описание с элементами рассуждения
рассуждение
повествование
описание
С помощью каких языковых средств связаны 1 и 2 предложения?
указательное местоимение
лексический повтор
контекстный синоним
указательное местоимение и контекстный синоним
Какое слово должно быть на месте пропуска в 6 предложении текста?
несмотря на это
Какая из перечисленных особенностей не является специфической для данного текста?
логичность
точность
отвлеченность и обобщенность
субъективность
Основные признаки научного стиля и их выражение в языке
Работа с учебником, составление таблицы
Логичность | повтор существительного в сочетании с указательным местоимением наречия, указывающие на последовательность мысли вводные слова |
Точность |
прямое значение слов |
Отвлеченность и обобщенность | абстрактные понятия слова с отвлеченным значением мн.ч. от абстрактных и вещественных существительных употребление слов среднего рода глаголы в отвлеченно-обобщенном значении будущее время глаголов = настоящему глаголы несовершенного вида преобладание местоимений 3 лица частое употребление кратких прилагательных |
Объективность | восклицательные предложения почти не используются не используются местоимения Я и глаголы 1 лица ед.ч. часто используются односоставные неопределенно-личные, безличные, определенно-личные предложения |
Проверка домашнего задания
Какие синтаксические особенности научного стиля можно отметить в этом тексте?
Разновидности (подстили) научного стиля
Проанализируйте тексты, определите, что их объединяет эти тексты и в чем их различие.
Выявляя особенности текстов, придерживайтесь следующего плана:
кому адресован текст?
какова цель создания текста?
Каковы его особенности?
К какому жанру относится данный текст?
Ведущая роль слова в системе языковых средств определяет его место в стилистике языка: слово является основной стилистической единицей. Лексическая стилистика изучает лексические средства языка, давая оценку использования слова в конкретной речевой ситуации и вырабатывая рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях.
Используя достижения современной семасиологии, лексическая стилистика изучает слово во всем многообразии системных связей, существующих в языке. Такой подход выдвигает на первый план изучение синонимов, антонимов, многозначных слов, паронимов, служащих средством наиболее точной передачи информации. В центре внимания лексической стилистики находятся стилистическое расслоение лексики, оценка архаизмов и неологизмов, слов ограниченного употребления, анализ закономерностей использования стилистически значимых лексических средств в различных сферах общения.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2007.
В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями.
Термин «функциональный стиль» подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.
Считается, что существуют две ступени владения языком: первая – это знание грамматики, определенного количества слов, умение построить предложение, высказывание, общаться на языке с другими его носителями; вторая ступень владения языком подразумевает умение дифференцировать речь с точки зрения стиля, строить текст, подбирая языковые средства с учетом цели высказывания, ситуации, собеседника, формы общения (устной, письменной). Овладение первой ступенью родного языка происходит естественно, иностранного - после изучения грамматики, запоминания определенного количества слов (по разным оценкам, от 2 до 5 тысяч) и приобретения навыков и умений построения текстов из этих слов.
Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование: Учебное пособие для 9 – 11 классов общеобразовательных школ. – Ростов н/Д: МарТ, 2001.
(1)Основная функция научного стиля – информировать читателей о новом научном результате, полученном автором работы. (2)Однако текст при этом обычно строится не как голая передача информации, а как приглашение читателя к совместному рассуждению. (3)Поэтому в научных текстах часто встречаются формы 1-го лица множественного числа: рассмотрим, перейдем, обратим внимание.
(4)Часто говорят об отстраненности или даже сухости научного изложения. (5)Это ощущение возникает из-за того, что в научных текстах почти не бывает эмоционально окрашенных выражений, в них отсутствуют намеки, нет (или почти нет) восклицательных предложений, прямой речи, диалогов.
(6)Яркая черта научного стиля – большое количество специальных терминов. (7)Это также связано с его информативностью: значение научного термина всегда определено более строго и узко, чем значение обычного слова, что обеспечивает точность понимания. (8)Например, разговорному слову простуда в медицинской терминологии соответствует целый букет названий: острое респираторное заболевание, катар верхних дыхательных путей, аденовирусная инфекция и т.п.
Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – М: Аванта, 204.
Собственно научный | Учебно-научный | Научно-популярный |
|
Кому адресован | Ученый, специалист | Учащиеся | Все интересующиеся |
Описание новых фактов | Обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом | Ознакомление с интересными фактами |
|
Особенности | Большое количество специальных терминов, не имеющих пояснения. Сложные предложения | описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов, их пояснение | Употребление специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами. |
Научная статья | Детские энциклопедии |
Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три подстиля:
Научный . Адресат этого стиля - учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.
Научно-учебный . Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.
Научно-популярный . Аудитория при таком стиле обычно без специальных знаний в данной области. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик «историческая/техническая справка» или «это интересно» до научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю).
Домашнее задание
Написать текст научного стиля (4 – 5 предложений) об одной из разновидностей научного стиля.
Итог. Проанализируйте текст научно-популярного стиля.
1. К какой разновидности научного стиля относится данный текст?
2. Выберите из перечня черты, присущие стилю данного текста (запишите номера)
обязательность, фиксированность формы
однозначность выражения при сохранении насыщенности содержания
отбор языковых средств с установкой на их общедоступность
наличие канцелярской фразеологии
преобладание простых предложений
подчинение синтаксической организации текста изобразительным целям
преобладание абстрактной лексики
3.Укажите, к какому типу речи относится текст
____________________________________________________________________________
4.Определите, какое предложение текста связано с предыдущим при помощи противительного союза.
____________________________________________________________________________
5.Из первого абзаца выпишите слово со значением «роль, значение чего-либо».
___________________________________________________________________________
6.На примере второго абзаца проиллюстрируйте мысль: «Для данного стиля характерно частое использование отглагольных существительных».
7.Выпишите метафору из 3 абзаца.
_____________________________________________________________________________
8.Есть ли в 1 предложении однокоренные слова.
____________________________________________________________________________
9.Выпишите словосочетание, объясняющее большое употребление большого количества терминов в текстах данного стиля.
____________________________________________________________________________
10.Выпишите слово со значением «совокупность приемов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях языковой практики, слог.
_____________________________________________________________________________
Ход урока
I . Актуализация. - Наш сегодняшний урок посвящен подготовке к написанию сочинения-рецензии по тексту научно-популярного подстиля. Работа имеет практическую направленность, поскольку в части «С» Единого государственного экзамена присутствуют тексты данного вида. Учитель объявляет цели урока. Вспомним, что мы с вами знаем о стилях языка. Какие две основные формы языка существуют? (Язык разговорный и язык книжный.); Книжный, или литературный, язык функционирует в определенных сферах деятельности, в зависимости от этого различают различные стили языка. Какие, нам поможет вспомнить стихотворение поэта В.А.Синицына. Артисты говорят в гримерной, Твой друг беседует с тобой – Стиль это просто... (разговорный ), А не какой-нибудь иной. Рассказ читаешь или стих, Роман, поэму, пьесу – Знай, в них... (художественный ) стиль, Стиль очень интересный. Еще есть стиль... (публицистический ) – Статей в журнале политическом, Газетных очерков, заметок – Запомни также стиль и этот. А биографию открой – увидишь… (официально-деловой). А правила когда мы учим, Употребляем стиль... (научный). - Что обозначало слово «стиль» в древности и как мы понимаем значение данного слова сейчас? Слово стиль происходит от латинского stylus – остроконечная палочка. В древности оно означало заостренную с одного конца и закругленную с другого палочку, стержень из металла, кости. Заостренным концом писали, другим – в виде лопаточки – стирали неудачно написанное, чтобы писать снова. Отсюда выражение «Чаще поворачивай!», т.е. исправляй, переделывай, переписывай. Слово стиль стало со временем означать качество написанного. В чем же состоит суть стилистики? Суть стилистики – умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль от другого. Основываясь на материале учебника (с. 196), назовите наиболее важные признаки, которые отличают каждый стиль: 1. С какой целью говорим? 2. В какой обстановке говорим? 3. Речевые черты. 4. Языковые средства выражения. 5. Стилевые черты речи. Обратимся к упражнению 384 учебника, прочитаем отрывок из статьи Д.С.Лихачева «Будьте осторожны со словами». Можем ли мы на основании этого текста сделать вывод об особенностях научного стиля речи? Исходя из названых признаков, назовите основные черты научного стиля речи: 1. Сообщение научных сведений, научное объяснение фактов. 2. Используется в официальной обстановке. 3. Научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация. 4. Терминологическая и профессиональная лексика. 5. Строгая логичность, объективность текста, смысловая точность; отвлеченность и обобщенность. Чем тексты научно-популярного подстиля отличаются от текстов научного стиля? Сравним два текста – первый из толкового словаря, второй – материал упражнения 370 учебника.Учитель читает отрывок словарной статьи, ученик - текст упражнения 370.
Батискаф (от греч. Bathes – глубокий и skaphos – судно), глубоководный самоходный аппарат для океанографических и т.п. исследований. Состоит из стального шара-гондолы (в котором помещается экипаж 1-3 человека, приборы) и поплавка-корпуса, заполненного более легким, чем вода, наполнителем (обычно бензином). Плавучесть регулируется сбрасыванием балласта и выпуском бензина. Движется с помощью гребных винтов, приводимых в действие электродвигателями. Первый батискаф построен швейцарским физиком О.Пиккаром в 1948 г. В 1960 г. на батискафе Триест достигнуто дно Марианского желоба в Тихом океане (ок. 11 т. м). О чем эти тексты? О батискафах. Как назван батискаф в тексте учебника? («Аппарат для штурма человеком максимальных глубин», «ныряющее блюдце», «металлический дом-лаборатория».) Какой текст воспринимать легче, интереснее? Текст учебника, потому что в нем содержание приближено к языку простого человека, научные факты излагаются в занимательной форме. Текст учебника написан в научно-популярном подстиле. Использование этого стиля не упрощает, а делает содержание речи понятным и интересным слушателю. Представим отличительные черты научного стиля и научно-популярного подстиля в виде таблицы. Научный стиль | Научно-популярный подстиль |
- объективность и отвлеченность от конкретного и случайного; - логическая доказательность и последовательность изложения; - точность и ясность, лаконичность.Взвешенность оценок: научная статья отличается сугубо научным изложением информации, отсутствием эмоциональности | - предназначен для читателя, интересующегося вопросами науки; - терминологическая лексика присутствует в минимальных количествах;- научные понятия вводятся с опорой на бытовое сознание читателей, на их практический опыт, поэтому в таких текстах встречаются эмоционально-экспрессивные элементы, сравнения, метафоры, аналогии |
Языковые средства, характерные научному стилю: ▪ научная лексика (терминология); ▪ повторение ключевых слов; ▪ абстрактные понятия (отглагольные существительные); ▪ конкретная лексика - для обозначения общих понятий; ▪ словосочетание «существительное + существительное в родительном падеже»; ▪ сложные предложения; ▪ прямой порядок слов.Роль этих языковых средств: строгая последовательность в изложении, смысловая точность, достоверность | Языковые средства, делающие текст популярным: ▪ примеры для иллюстрации отдельных научных положений; ▪ сравнение; ▪ перифраза; ▪ вводные слова; ▪ модальные частицы; ▪ риторические восклицания. Они упрощают язык науки, делают его доступным, понятным для широкого круга читателей; привлекают внимание к поднятой в тексте научной проблеме |
Детская энциклопедия «Я познаю мир»
С чего начать свое сочинение? Существует несколько основных способов начала сочинения.1. Начать с указания проблемы, её актуальности, значимости – составление риторических вопросов. Например: Какие вопросы волнуют сегодня родителей призывников? Что происходит в сегодняшней российской армии? Жизнь в армии – это служба или выживание, школа мужества или наказание? Об этом размышляет в своём тексте В.Матвеева. 2. С размышления на тему, которая затрагивается в тексте . Например: Мучительные, тревожные вопросы встают сегодня перед родителями призывников. Нет доверия к российской армии. Страшно отдавать в армию своего сына: армия перестаёт быть школой мужества, и солдату приходится, скорее всего, не служить, а выживать. Нелегко искоренить дедовщину, издевательство над молодыми солдатами, унижение человеческого достоинства, жестокость и насилие. Об этом текст В. Матвеевой. 3. С краткого сообщения о писателе, являющемся автором текста . Например: В творчестве И.С.Тургенева изображается загадочность души русского человека; души крестьянина, который, несмотря на тяжкое крепостничество, сохранил в себе щедрость, открытость, любовь к свободе. Глубина души, неподдельность, искренность, тяга к воле раскрываются в русской народной песне. Об этом же говорится и в данном тексте. 4. С лирического размышления. Например: Как удивительно прекрасна природа, пробуждающаяся от долгого зимнего сна! Март улыбнётся тепло – оживает всё окружающее. Щедро и приветливо распахнёт апрель ворота – и затрещит, загудит, запоёт, забурлит весна. Именно об этом текст Л.Н.Толстого.Когда мы можем использовать данные варианты начала?Первый и второй варианты начала сочинения обычно используются при работе с текстом публицистического и научно-популярного стиля. Третий и четвёртый рекомендуются при составлении рецензии к тексту художественного стиля. Третий вариант приемлем только в том случае, если имеется представление о творчестве писателя.Поработайте с текстом и создайте свои варианты начала сочинения, начните с указания проблемы, её актуальности, значимости или начните с размышления на тему, которая затрагивается в тексте (3-4 минуты). Пример : Как был установлен характер движения крови по организму? Почему не просто создать искусственное сердце? В чём недостаток искусственного сердца? Об этом говорится в тексте из энциклопедии.Пример: Человек далеко ушел в своих познаниях о возможностях и строении своего организма. Но пока не изобретен эликсир бессмертия, люди задумываются о том, как помочь тем, чей организм поражен болезнью. О познании человеческого организма, о достоинствах и недостатках использования искусственного сердца мы можем прочитать в статье из детской энциклопедии «Я познаю мир».Обратимся к структуре нашего сочинения.
Начало сочинения | 1. С указания проблемы, её актуальности - риторические вопросы;2. С размышления на тему, которая затрагивается в тексте |
Проблема (научная) | Определяется исходя из темы конкретного текста |
Нет (может быть, если есть выход на общественную проблему) | |
Характерные признаки стиля | Логичность, точность, отвлечённость и обобщённость |
Сообщение научных данных, фактов на доступном для массового читателя (слушателя) языке |
Анализ урока
В базисном учебном плане 2004 года на Федеральном уровне введен русский язык для старших классов. Мною используется в работе учебник по русскому языку под редакцией А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой. Учитывая, что этот учебник дает возможность учителю проявить творческий подход в отборе материала к уроку, я предлагаю в своей модели отразить возможности такой реализации.Данный урок рассчитан на средний уровень подготовки школьников, класс достаточно компетентен в вопросах лингвистики, языка и коммуникативности.Этот урок представлен в разделе «Стили речи», по типу относится к уроку развития речи. Он продолжает знакомить учащихся с таким понятием, как научный стиль, его особенности; учит распознавать его среди других стилей речи, использовать специальную лексику, предложения с различными конструкциями, свойственные данному стилю, готовит к написанию сочинения-рецензии на ЕГЭ.В научном стиле речи выделяется несколько подстилей, одним из которых является научно-популярный подстиль. Его используют при написании научно-популярной литературы, газетных статей, научно-популярных журналов, а также в выступлениях ученых и специалистов перед массовой аудиторией. Этот стиль наиболее доступен и учащимся, и это дает основание посвятить урок теме «Языковые особенности научно-популярного подстиля речи. Подготовка к написанию сочинения рецензии по научно-популярному тексту».Данная тема рассматривается на материале учебника с привлечением дополнительного материала (текстов), связанного с сопоставлением научного стиля и научно-популярного подстиля речи.При проведении этого урока использованы репродуктивный и продуктивный методы работы. Репродуктивный метод использован на этапе чтения текстов, в том числе и лингвистических. Продуктивный – на всех этапах урока:▪ составление тезисов;▪ сопоставление текстов;▪ анализ текста.Это объясняется тем, что третья ступень обучения школьников рассчитана на самостоятельную работу учащихся.На данном уроке использованы следующие приемы: - беседа;- работа с учебником,- анализ лингвистического текста;- создание собственного текста;- составление монолога на лингвистическую тему;- составление тезисов;- выборочное письмо;- морфологический анализ текста;- синтаксический анализ текста.Виды учебной деятельности учащихся разнообразны: это чтение лингвистического текста и текстов научного и научно-популярного текстов и их анализ, составление монолога на лингвистическую тему, составление тезисов, выборочное письмо, орфографический и пунктуационный анализ текста.Виды речевой деятельности прослеживаются на всех этапах урока : говорение, слушание, чтение, письмо. Объем видов речевой деятельности на каждом этапе обучения меняется в зависимости от цели.Результативность отслеживается на уровне устных ответов учащихся, выборочного письма, самостоятельного составления текста. Основной способ контроля из всех названных – устный ответ и создание вторичного текста.Тип урока – комбинированный. I . Актуализация. Цель – создание положительной мотивации к восприятию темы, а также закрепление представлений о стилистике русского языка, научном стиле речи и научно-популярном подстиле речи. Учебный материал представлен речевой ситуацией. Метод актуализации – продуктивный с элементами репродуктивного. Приемы актуализации: речевая ситуация, беседа, анализ научного и научно-популярного текста. Виды деятельности учащихся: говорение, слушание, письмо. Результативность отслеживается в монологах учащихся. II . Объяснение нового материала. Цели этого этапа работы: - помочь учащимся осознать языковые особенности научно-популярного подстиля речи и показать функциональное назначение текстов данного подстиля; - расширить активный словарный запас учащихся. Учебный материал – учебник, лингвистический текст. Метод – репродуктивный с элементами продуктивного. Приемы: беседа, работа с лингвистическим текстом. Виды деятельности учащихся: анализ лингвистического научного и научно-популярного текстов, составление монолога на лингвистическую тему, составление тезисов, орфографический анализ текста, выборочный пунктуационный анализ текста. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо. Результативность отслеживается на уровне устных ответов учащихся и в выборочном письме.III . Закрепление. Цели :- научить опознавать тексты научно-популярного подстиля;- научить отбирать языковой материал для написания сочинения-рецензии;- расширить активный лексический запас учащихся;- развивать культуру речи.Учебный материал: используется дополнительный дидактический материал.Метод закрепления – продуктивный с элементами репродуктивного.Приемы закрепления: анализ лингвистического текста.Виды деятельности учащихся: анализ текста, выборочное письмо, рецензирование ответов учащихся самими учащимися.Виды речевой деятельности учащихся: чтение, говорение, слушание, письмо.Результативность отслеживается на уровне устных ответов и выборочным контролем письменных работ.IV . Итог. Цель – выявление знаний и умений, полученных учащимися на данном уроке при определении особенностей научно-популярного подстиля речи и написании сочинения по научно-популярному тексту.Учебный материал отсутствует, т.к. идет закрепление.Метод продуктивный, т.к. создается собственный текст на лингвистическую тему.Приемы: речевая ситуация.Виды деятельности учащихся: составление монолога на лингвистическую тему.Виды речевой деятельности: говорение, слушание.Результативность – на уровне устных ответов, ответа на вопрос.V . Домашнее задание. Цели :- развивать умения опознавать и анализировать текст научно-популярного подстиля;- создавать собственный текст на основе научно-популярного;- совершенствовать культуру речи.Вид деятельности – работа с текстом.VI . Оценка. На уроке оцениваются индивидуальные ответы учащихся и работа группы в целом. Критериями рецензирования ответов служат полнота ответов, их правильность, последовательность, наличие примеров и грамотное языковое оформление. При выставлении оценки учитываются все виды речевой деятельности учащихся, т.е. оценка носит комплексный характер.* Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. М., 2006.
Требования Государственных образовательных стандартов ВПО к профессиональной подготовленности специалистов и бакалавров негуманитарных специальностей определяют, что выпускник вуза должен уметь решать задачи, связанные с анализом
В последней четверти ХХ – начале ХХI вв. со всей очевидностью наблюдаются существенные изменения в образе жизни людского сообщества, что налагает ряд требований к образованию как функции социума, обеспечивающей воспроизводство и развитие последнего.
Раздел 1. Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ § 1. Текст и его основные признаки § 2. Тестовые задания § 3. Средства и способы связи предложений в тексте § 4.
Защита состоится 21 апреля 2011 г. в 10.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.027.01 в Волгоградском государственном педагогическом университете по адресу: 400131, г.
кафедра немецкого языка переводческого факультета Московского государственного лингвистического университета (зав. кафедрой проф. Любимова З.М.); доктор филологических наук, проф.