Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Научно-популярный стиль изложения (или подстиль, т. е. разновидность научного стиля речи) чрезвычайно важен для живой передачи знаний, для того, чтобы не прерывалась культурная традиция. Выдающимися мастерами популярного изложения были В. О. Ключевский, И. Л. Андроников, Д. С. Лихачев, М. Мамардашвили.

Широко известен следующий эксперимент: были отобраны две равные по уровню знаний группы студентов. В течение месяца первая группа воспринимала в видеозаписи лекции выдающихся ученых, в другой же вел занятия обычный преподаватель. Результаты обучения во второй группе оказались значительно более высокими по сравнению с первой, что объясняется, во-первых, непосредственным общением преподавателя с аудиторией, предназначенностью его речи конкретному адресату, ее вариативностью в зависимости от изменения условий общения, а во-вторых, использованием не сугубо научного, а научно-популярного стиля изложения. Специфика академического красноречия заключается не в механической передаче знаний, а в их порождении, в умении лектора публично мыслить и заражать аудиторию своей увлеченностью в поисках истины, что невозможно без овладения научно-популярным стилем изложения.

Использование этого стиля не упрощает, а делает содержание речи понятным и интересным слушателю, необходимым, своим. Он предполагает варьирование стратегии и тактики речи в аудиториях разных типов, преодоление барьеров восприятия, включение средств речевого контакта и привлечения внимания. Слушающему должна быть ясна логика изложения, понятны переходы от одной части к другой. Разумеется, популярное изложение предполагает иной, более медленный темп речи.

В книге В. В. Одинцова «Речевые формы популяризации» (М., 1982) названы следующие принципы популярного изложения:

- «перевод» с абстрактного (секвестр - сокращение бюджетных расходов);

Конкретизация речи при помощи имен собственных, дат и т. п.;

Художественность, предполагающая проблемность изложения, варьирование типов речи (описания, повествования, рассуждения) и точек зрения, использование различных приемов воздействия, тропов и фигур, средств диалогизации и установления контакта с аудиторией.

Своеобразие популярного изложения обусловлено парадоксальной природой объяснения. Это не то же самое, что определение, в основе которого лежит формальная логика доказательства. Вспомним определение любого понятия или явления из школьного или вузовского учебника. Оно всегда требует расшифровки, конкретизации. Например: инфляция - обесценение бумажных денег вследствие выпуска их в обращение в размерах, превышающих потребности товарооборота.

Определение, в отличие от объяснения, не может базироваться на отрицании, на аналогии, на повторе, на описании или повествовании. Для определения используются лаконичные предложения типа Остров - это часть суши, со всех сторон окруженная водой. Для объяснения же используется другая структура речи: развернутая, ступенчатая, с многочисленными повторами, возможно, вопросно-ответная.

Существует множество способов объяснения понятий, назовем только некоторые из них:

Демонстрация предмета или явления - простейший и очевидный способ объяснения;

Указание на объем понятия (авуары - это не деньги вообще, а только те, которые находятся в иностранных банках);

Сравнение, аналогия;

Перечисление признаков (еж - маленький, колючий, любит яблоки, сворачивается в клубок и т. д.);

Словарное толкование (конгениальный - не сверхгениальный, а близкий по духу);

- указание на этимологию (происхождение) слова (инфляция от лат. inflatio - вздутие).

Владение научно-популярным стилем речи пригодится любому человеку, который хочет добиться взаимопонимания в ситуациях делового, бытового и семейного речевого общения.

вверх

Для официально-деловой сферы характерны специфические отношения между партнерами по общению: в контакт вступают не только физические лица («живые люди»), а так называемые юридические лица, т. е. учреждения, предприятия, фирмы, и другие коллективы, обладающие самостоятельным юридическим статусом, в том числе коллектив самого высокого ранга - государство. Должностное лицо, подписывающее деловую бумагу, выступает лишь как посредник. Например, декан, ставящий визу на заявлении студента, является посредником, выполняющим волю коллективного субъекта - университета или государства в целом, поскольку его действия диктуются не его симпатией или антипатией к студенту, а правилами (конституцией страны, трудовым законодательством, уставом университета и т. д.), которым и подчиняется его воля.

Для обслуживания сферы деловых отношений используется особый стиль - официально-деловой.

Приведем в качестве примера эпизод обсуждения и вынесения приговора Катюше Масловой в романе Л. Н. Толстого «Воскресение».

Петр Герасимович, довольный своей победой, согласился.

- Но заслуживает снисхождения, - прибавил купец.

Все согласились. Только артельщик настаивал на том, чтобы сказать: «нет, не виновна».

-Да ведь оно так и выходит, - разъяснил старшина, - без умысла ограбления, и имущества не похищала. Стало быть, и не виновна.

-Валяй так, и заслуживает снисхождения: значит, что останется, последнее счистить, - весело проговорил купец.

Все так устали, так запутались в спорах, что никто не догадался прибавить к тексту: да, но без намерения лишить жизни.

Нехлюдов был так взволнован, что и он не заметил этого. В этой форме ответы и были записаны и внесены в залу суда. <...>

Председатель прочел и, видимо, удивленный развел руками и обратился к товарищам, совещаясь. Председатель был удивлен тем, что присяжные, оговорив первое условие: «без умысла ограбления», не оговорили второго: «без намерения лишить жизни». Выходило, по решению присяжных, что Маслова не воровала, не грабила, а вместе с тем отравила человека без всякой видимой цели.

-Посмотрите, какую они нелепость вынесли, - сказал он члену налево. -Ведь это каторжные работы, а она не виновата. <...>

-А ведь мы, батюшка, постыдно наврали, - сказал Петр Герасимович, подойдя к Нехлюдову, которому старшина рассказывал что-то. - Ведь мы ее на каторгу закатали.

-Что вы говорите? - вскрикнул Нехлюдов, на этот раз вовсе не замечая неприятной фамильярности учителя. <...>

-<...>Мне сейчас секретарь говорил, - прокурор подводит ее под пятнадцать лет каторги. <...>

-Я в это время выходил из комнаты, - сказал Петр Герасимович. - А вы-то как прозевали?

- Я никак не думал, - сказал Нехлюдов.

-Вот и не думали.

- Да это можно поправить, - сказал Нехлюдов.

-Ну, нет, теперь кончено.

Присяжные заседатели, случайно сделав ошибку в тексте, в дальнейшем не могут повлиять на приговор: за них говорит «бумага» - документ, составленный ими и существующий отныне самостоятельно, подчиняющий себе действия как заседателей, так и расположенных к обвиняемой судей. В реальности нередки ситуации, когда личное мнение должностного лица находится в противоречии с необходимостью следовать «букве закона». Для того чтобы свести к минимуму субъективность при принятии особо важных решений, мнение коллектива представляет не одно лицо, а несколько, о чем свидетельствуют подписи на документе.

Таким образом, в сфере деловых отношений общение ведется не только по модели человек - человек, но и по моделям человек - коллектив, коллектив - коллектив.

Реальный, живой человек здесь тоже выступает в особой роли - он рассматривается партнером по коммуникации в отвлечении от его индивидуальных особенностей, склонностей, черт, т. е. абстрактно. Учитываются только данные, которые являются значимыми для понимания ситуации. Такой подход необходим для того, чтобы при рассмотрении бесчисленного множества конкретных ситуаций не утонуть в мелочах и подробностях, не имеющих отношения к существу дела и в конечном счете все равно не оказывающих влияния на принятие решения. Почему делового человека не удовлетворит, например, такой текст доверенности, в шутку составленной К. Чуковским?

Доверенность

Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит.

Для текста такого небольшого объема слишком много лишней информации: 1) связанной с предшествующими самой ситуации размышлениями автора доверенности об этическом облике лица, которому он поручает получить свою зарплату: «он, как будто, человек честный», 2) связанной с прогнозированием событий, которые последуют после данного эпизода: «надеюсь, денег моих не растратит». Сущность же самой ситуации - окончательное решение, к которому в результате размышлений пришел автор документа, - остается неизменной и может быть выражена словом «доверяю». Предельно абстрагированное восприятие лиц в этой ситуации проявляется в официальном именовании их по функции, т. е. по действию, которое они выполняют: тот, кто доверяет, - «доверитель», тот, кому доверяют, - «доверенное лицо».

Абсолютное большинство ситуаций в результате подобной процедуры абстрагирования также может быть выражено глаголами: «гарантирую», «прошу», «приказываю», «извещаю» и т. д. Такие слова называются ключевыми словами; они определяют не только ситуацию, но и тип (жанр) документа, который уместно использовать: гарантийное письмо, заявление, приказ, повестка и т. д.

Деловое общение стремится свести отношения к однотипным, т. е. стандартным ситуациям, тем самым создается стандартизованная речевая манера официального стиля.

Жанры официально-делового стиля в значительной степени определяют форму и содержание текста. В официально-деловом стиле регламентируется не только собственно форма (композиция и использование тех или иных слов и выражений), но и состав элементов содержания, которые носят название реквизитов. Так, в доверенности необходимы такие реквизиты, как 1) указание полного имени того, кто доверяет (т. е. поручает вместо себя произвести какие-либо действия); 2) указание данных документа, подтверждающих его личность; 3) указание полного имени того, кому доверяют (т. е. того, кто будет совершать порученные ему действия); 4) указание данных документа, подтверждающих его личность, 5) указание, какие именно действия поручается выполнить доверенному лицу, 6) указание на то, кто выступает в роли свидетеля, подтверждающего правильность данных сведений (учреждение, обычно печать отдела кадров). Все элементы содержания и формулировки документа этого типа столь определенны и постоянны, что основные компоненты текста могут быть представлены в почти готовом виде. Так, скажем, в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена для его сотрудников предлагается такой вариант:


Фактическую информацию в такую «матрицу» (трафарет) внести уже легко: она не требует специальных знаний в области употребления языка.

Безусловно, не все деловые бумаги подчиняются столь жесткой регламентации. Можно назвать группу документов, в которой обязательным элементом является только оформление заголовка (например, объяснительная записка), в других определяются лишь основные содержательные элементы и их последовательность (например, заявление, деловое письмо).

Выбрав жанр документа, человек определяет свои дальнейшие действия: он 1) либо только заполняет «пробелы» в уже готовом тексте-матрице (действительно данном ему в виде отпечатанного бланка или хранящемся в памяти); 2) либо составляет текст по определенной модели; 3) либо, написав заголовок, обозначающий жанр документа, вынужден сам подыскивать необходимые слова и работать над композицией текста. Только на первый взгляд кажется, что именно третий тип деловых текстов удобен и привлекателен, поскольку предоставляет автору свободу. На самом деле, при работе именно над таким типом текста интеллектуальные затраты наиболее значительны: необходимо самостоятельно подбирать синтаксические конструкции, подыскивать лексику и обороты для формулировок. Тексты-трафареты и тексты-модели вызывают трудности только на первых порах, пока идет знакомство с образцом и его освоение, - чем чаще мы обращаемся к ним, тем проще и быстрее идет их создание (или восприятие информации, которую они передают); этот процесс настолько программируем и поддается контролю, что может быть даже перепоручен машине - компьютеру.

Жанры, которые были названы, - это жанры канцелярско-административного подстиля, наиболее широко используемой в повседневной практике разновидности официально-делового стиля. Наряду с ним выделяются и другие - законодательный подстиль, дипломатический подстилъ.

Формирование разновидностей официально-делового языка было продиктовано спецификой общения в разных обласях деловой жизни: законодательный подстиль обслуживает сферу правовых отношений между гражданами, дипломатический - межгосударственные отношения, административно-канцелярский - деловые отношения между учреждениями, организациями и гражданами.

Основная функция официально-делового стиля - императивная, т. е. функция волеизъявления, приказания (imperativ): большая часть деловых документов направлена на то, чтобы побудить (заставить) адресата выполнить определенные действия: предоставить летний отпуск, прийти на собрание, вступить в торговые отношения с соседним государством и т. д. Однако реализоваться она может по-разному. В наиболее жесткой форме побуждение выражает неопределенная форма глагола - инфинитив (вспомним знаменитую фразу из «Ревизора» Гоголя: А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!). Та же фраза с повелительным наклонением: Приведите (или подайте?) сюда Ляпкина-Тяпкина! звучит не столь категорично. Даже формы, специально предназначенные для передачи приказания, уступают инфинитиву в этой функции по силе воздействия (ср. предложения со словами обязан, должен, приказываю и др.). Эти языковые средства, использование которых указывает на недопустимость уклонения от действия, особенно характерны для законодательного подстиля, а также для некоторых жанров канцелярско-административного, например, приказа. В других жанрах канцелярско-административного стиля жесткость побуждения заметно ослаблена: так, в жанре заявления используется форма прошу предоставить отпуск вместо формы повелительного наклонения предоставьте мне отпуск. В деловых письмах используются слова предлагаем, приглашаем принять участие и т. д.

Выражение эмоциональности в канцелярском подстиле носит специфичный и завуалированный характер, хотя составителям служебных документов нередко приходится давать оценку действиям другого предприятия или организации, объяснять собственное поведение, предупреждать и даже обвинять. При этом используются такие, например, формы: К сожалению , должны сообщить Вам; несмотря на неоднократные напоминания; данные Вами обещания не выполняются; вынуждены напомнить Вам и т. п.

Воздействующая функция является одной из основных и в дипломатического подстиле. В дипломатическом тексте, поскольку партнеры - два соседних государства или главы этих.

Государств – не находятся в отношении подчинения, в качестве средства воздействия используется именно язык . Поэтому жанры дипломатического подстиля, такие, как нота (официальное обращение одного правительства к другому), коммюнике (официальное сообщение по вопросам международного значения), меморандум (дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-нибудь вопрос, вручаемый представителю другой страны), дипломатическое письмо , обладают яркими языковыми особенностями. Приведем в качестве примера дипломатическое письмо:

ПИСЬМО МИНИСТРА

ВНЕШНИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТРУ ПО ДЕЛАМ ЕВРОПЫ

И ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ШВЕЦИИ

Уважаемый господин У. Динкельшпиль,

В связи с подписанием сего числа Российско-шведской Декларации и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о торговых отношениях имею честь подтвердить достигнутую между сторонами договоренность о нижеследующем.

В целях создания организационной основы для консультаций по развитию торгового и экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Королевством Швеция Стороны учреждают Наблюдательный комитет.

… В случае Вашего согласия с вышеизложенным имею честь предложить, чтобы настоящее письмо и Ваш ответ идентичного содержания составили бы договоренность между нашими правительствами.

Примите, господин У. Динкельшпиль, уверения в моем высоком к Вам уважении.

Министр внешних экономических связей

Российской Федерации

С.Глазьев

Господину Ульфу Динкельшпилю,

Министру по делам Европы и внешней торговли Швеции.

Средства дипломатического подстиля настолько своеобразны, что они легко узнаются, и потому могут с успехом использоваться в качестве стилизации даже в текстах, предназначенных для детей. В послании, которое в повести К. С. Льюиса «Принц Каспиан» пишет мальчик-король, несмотря на экзотический, сказочный антураж, даже неискушенный читатель сразу же улавливает специфику языка дипломатического подстиля: это 1) экспрессия, передающаяся как эмоционально окрашенной лексикой, часто высокой и устаревшей («бедствие», «возлюбленный и царственный брат», «благороднейший орден», «честная битва», «кровавое и противоестественное убийство», «добрый господин» и др.), так и экспрессивным синтаксисом (в этом тексте прежде всего обращают на себя внимание однородные ряды, компоненты которых не вводят новую информацию, а усиливают впечатление: «побуждаем, предлагаем и бросаем вызов»; «по дару Аслана, по избранию, по праву и по завоеванию»; «и по нашему дару, и по законам тельмаринцев»; «в предательстве и в утаении права владычества» и др.); 2)использование историзмов - «орден» в значении «духовно-рыцарская организация»; 3) клише - «дать полномочия», «доказать победой», «для предотвращения пролития крови» и др.; 4) комплиментарная лексика - «ваша светлость»; 5) смягченность формулировок при передаче отрицательной информации (эвфемизмы) - «ваша светлость дважды виновата»:

Питер, по дару Аслана, по избранию, по праву и по завоеванию, Верховный Король над всеми королями в Нарнии, Император Одиноких островов и Лорд Кэр-Параваля, Рыцарь благороднейшего ордена Льва - Миразу, сыну Каспиана Восьмого, некогда лорду-протектору Нарнии, теперь величающему себя королем Нарнии, приветствие. <...>

Для предотвращения пролития крови и во избежание всех других бедствий, происходящих от войн, начатых в королевстве Нарнии, наше желание - рисковать нашей царственной особой от имени верного нам и возлюбленного Каспиана в честной битве, дабы доказать победой над вашей светлостью, что вышеупомянутый Каспиан - законный король Нарнии под нами и по нашему дару и по законам тельмаринцев, а ваша светлость дважды виновата: в предательстве и в утаении права владычества над Нарнией вышеупомянутого Каспиана, в кровавом и противоестественном убийстве вашего доброго господина и брата - короля Каспиана, девятого в этой династии. Поэтому мы охотно побуждаем, предлагаем и бросаем вызов вашей светлости на вышеупомянутую битву, и посылаем эти слова через нашего возлюбленного и царственного брата Эдмунда, некогда короля под нами в Нарнии, герцога равнины Фонарного столба, графа Западных болот, Рыцаря ордена Стола, которому мы даем все полномочия определить с вашей светлостью условия вышеупомянутой битвы - Дано в нашем жилище в Аслановом кургане в двенадцатый день месяца Зеленой листвы в первый год правления Каспиана Десятого Нарнийского (Клайв С. Льюис. Хроники Нарнии).

Несмотря на довольно существенные различия между разными жанрами официально-делового стиля, все-таки общих черт у всех разновидностей делового языка гораздо больше. Известный языковед Л. В. Щерба сформулировал своеобразие делового стиля так: «Язык законов требует прежде всего точности и невозможности каких-либо кривотолков; быстрота понимания не является уже в таком случае исключительно важной». Стремление к точности и объективности определяет почти все языковые особенности официально-делового стиля. Остановимся на некоторых из них, имея в виду прежде всего канцелярский подстиль.

Такая черта, как объективность, безусловно, наиболее ярко проявляется в лексике. Потребность продемонстрировать независимость содержания от настроения, чувств, эмоций продиктовала отказ от средств выражения экспрессии. В деловом стиле не используются слова и выражения, содержащие какой-либо намек на неформальные отношения общающихся, в нем недопустимы диалектизмы, жаргонизмы, просторечные слова. Их использование свидетельствует о низком культурном уровне автора официального письма или документа. Вспомним эпизод из фильма «Место встречи изменить нельзя», когда в уголовном розыске задержанная начинает текст заявления со слов «Я, Манька Облигация...», «забыв» о существовании у нее фамилии и полного имени Мария, не содержащего, в отличие от «Маньки», оттенка пренебрежения.

Состав литературной лексики, используемой в официальном стиле, имеет свои особенности: разговорная лексика, которая используется в ситуации дружеского общения, исключается, а в книжной заметную роль играет своеобразный пласт так называемых канцеляризмов, в числе которых есть и архаизмы (нижеподписавшийся, надлежащий и др.).

Требование точности изложения заставляет отказываться от использования синонимов и предпочитать повторение одного и того же наименования. Для делового стиля характерно использование полных наименований и их «заменителей» - сложносокращенных слов и аббревиатур, позволяющих, с одной стороны, сохранить точность, а с другой стороны, избавить текст от излишней громоздкости. Ср.: Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена и РГПУ им. А. И. Герцена; общество с ограниченной ответственностью и ООО, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и ГИБДД. Для этой же цели удобным оказывается и наименование по действию: доверитель (тот, кто доверяет), заявитель (тот, кто заявляет) и т. д.

В создании объективности и точности официально-делового стиля используются многие языковые средства, характерные для научного стиля: отказ от использования личного местоимения «я» (оно сохраняется в личных документах - заявлении, доверенности, автобиографии, а также в объяснительной и докладной записках); использование главным образом нейтрального порядка слов, отказ от экспрессивных моделей построения предложения. Сходство проявляется и в повышенной частотности имен существительных, в том числе отглагольных, и в наличии сложных, состоящих из нескольких компонентов словосочетаний (многие из которых образуют устойчивые словосочетания, употребляются как штампы), и в «нанизывании родительного падежа», и в пристрастии к производным предлогам (здесь на первый план выходят предлоги, передающие прежде всего причинно-следственные отношения: в связи, ввиду, по причине и т. д.).

Так же, как научный стиль, официальный тяготеет к употреблению форм настоящего времени, которое здесь предстает в конкретном, историческом значении. За точку отсчета (т. е. настоящее) принимается время составления документа, которое фиксируется в нем датой. Это число и есть тот момент, по отношению к которому определяется прошлое и будущее, и, соответственно, получают наполнение глагольные времена.

Если научный текст можно назвать текстом динамическим, поскольку он строится так, чтобы отразить движение научной мысли, то деловой текст принципиально статичен - он должен зафиксировать определенную ситуацию, ее сущность, а с этой целью выделить ее компоненты и установить связи между ними. Строение текста отражает структуру такой ситуации. В тексте, написанном в официально-деловом стиле, - самые объемные предложения, они могут насчитывать десятки слов. Такая синтаксическая усложненность создается и за счет многокомпонентных словосочетаний, и за счет параллельных конструкций, особенно однородных рядов.

Большую роль в создании текста играют такие, как абзацирование, рубрикация, выделение ключевых слов текста шрифтом.

Научно-популярный подстиль

– одна из стилистико-речевых разновидностей науч. функц. стиля, выделяемая (по сравнению с собственно научным) на основании реализации "дополнительных" задач коммуникации – необходимости "перевода" специальной науч. информации на язык неспециального знания, а именно – задач популяризации науч. знаний для широкой аудитории.

В совр. лингвостилистике вопрос о статусе науч.-популярного типа речи в системе функц. стилей рус. языка не решен окончательно. Одни лингвисты (Р.А. Будагов, И.Р. Гальперин, М.Н. Кожина, М.П. Сенкевич, Т.А. Тимофеева, Н.М. Разинкина, Л.А. Баташева и др.) рассматривают сферу научной популяризации в рамках науч. функц. стиля как его вариантную разновидность – подстиль. Науч. функц. стиль и науч.-популярный подстиль, находясь в близких родо-видовых отношениях, имеют в своей основе как общее (единая целевая установка, общая коммуникативная задача – передача суммы науч. знаний), так и различающее их (частные коммуникативные задачи, различные сферы функционирования).

Другая позиция по этому вопросу принадлежит М.К. Милых, Н.Н. Маевскому, Н.Я. Сердобинцеву, Г.А. Васюченко и др., которые рассматривают науч.-популярный тип речи как самостоятельный функц. стиль. При этом в основание классификации стилей кладутся такие экстралингвистические факторы, как задачи и цель общения, характер взаимоотношения между автором и читателем, а также содержание сообщения (см.: Н.Н. Маевский , с. 5). Для подобной модели функц. стиля в качестве базовых экстралингвистических факторов избраны, таким образом, весьма значимые и стилеобразующие, однако либо не все базовые факторы функц. стилей, либо вторичные (см. Функциональный стиль; ).

Как подстилевая разновидность науч. функц. стиля, Н.-п. п. сохраняет основные специфические особенности, характерные для науч. стиля: в науч.-популярной литературе излагаются знания, добытые в сфере науч. деятельности; содержание науч.-популярной литературы (в основном, в главном) то же, что и в собственно науч. литературе. Основные стилеобразующие экстралингвистические факторы, которые определяют закономерности функционирования в речи языковых средств Н.-п. п., те же, что и в собственно науч. стиле. Отличие Н.-п. п. от собственно науч. стиля – в указанных "дополнительных", частных задачах коммуникации: для науч.-популярной литературы это задача донесения до неспециалиста в доступной форме достоверных науч. знаний.

Учитывая наличие вышеуказанных признаков науч.-популярной литературы, общих с собственно научной, и несколько видоизмененных вторичных экстралингвистических факторов ("осложненность" целей и задач общения, упрощенность, облегченность содержания), целесообразно стилевой аспект науч.-популярной литературы определять как подстиль единого науч. функц. стиля (М.Н. Кожина ).

Науч.-популярная литература, как правило, имеет своим читателем неспециалиста, однако в совр. науч. коммуникации можно отметить тенденцию к расширению адресации науч.-популярных произведений. Так, выделяют три формы популяризации: общеобразовательную, интранаучную (удовлетворяющую профессиональные запросы специалистов, стремящихся выйти за пределы узкой специализации в рамках своей науки) и интернаучную (восполняющую междисциплинарные интересы ученых).

В текстах, рассчитанных на массового читателя, каковой и является науч.-популярная литература, ярко проявляется их прагматический аспект – направленность на определенный тип читателя. Фактор дифференцированной адресации науч.-популярных произведений усиливает их роль "связующего звена" между специалистами разных областей знаний, а также различных возрастных групп читателей. Поэтому известные классификации науч.-популярной литературы построены на учете типа адресата. У Н.Н. Маевского это классификация по возрастному принципу; существуют также классификации, учитывающие другие особенности читателей, напр. подготовленность аудитории к восприятию науч. знания (Э.А. Лазаревич ).

Науч.-популярная речь имеет стилистически контаминированную природу. С одной стороны, будучи разновидностью науч. стиля, она излагает науч. информацию, то есть содержание науч.-популярной литературы то же, что и собственно научной. Отсюда – некоторые конституенты собственно науч. речи наличествуют и в науч.-популярном произведении. Это прежде всего общенаучная лексика и термины (правда, последние функционируют здесь несколько иначе, чем в науч. речи) – (Л.А. Баташева ). Рассказывая о науч. поиске, совр. автор науч.-популярного текста, как правило, показывает готовый его результат, при этом намеренно опускается большая часть логических доказательств и аргументации, поскольку популяризатор старается сделать текст и доступным, и увлекательным.

Приемы подачи терминов в науч.-популярном произведении, сравнительно с собственно научным, имеют свои особенности. Так, наряду с характерными для науч. стиля дефинициями типа "родовой признак + видовое отличие", в науч.-популярном произведении обнаруживается целый ряд приемов введения терминов, используемых лишь в науч.-популярной литературе: краткая расшифровка значения только в скобках (Атомы, несущие на себе положительный заряд (катионы ), откладываются на катоде ); в сноске; при помощи образных средств (Ген, который берет верх , называется доминантным, а который уступает – рецессивным ) и т.п.

С другой стороны, прагматика науч.-популярного произведения, "фактор адресата" (Н.Д. Арутюнова ) определяет его специфику, своеобразие его построения как текста "нежесткого типа" (Н.М. Разинкина , 1989, с. 125) по сравнению с текстами иного типа. Языковая антиномия отправителя и получателя речи имеет здесь свое специфическое выражение: для достижения адекватного прагматического эффекта в науч.-популярном произведении (любой адресации) необходима максимально открытая выраженность в нем установки на ответную реакцию читателя, построение такой языковой стратегии субъекта речи, которая обеспечивала бы потенциальную обратную связь, т.е. реализацию диалогических отношений (М.Н. Кожина ).

Экспрессивность (выразительность) науч. речи как средство оптимальной коммуникации в данной сфере является одним из сущностных ее признаков (М.Н. Кожина, Н.Я. Милованова, Н.М. Разинкина ). Для науч.-популярного произведения наличие признака "экспрессивность" тем более обязательно. Особого внимания заслуживают экспрессивные синтаксические показатели стилевой организации науч.-популярного текста, т.к. именно в синтаксической структуре особенно ярко проявляются наиболее характерные черты стиля.

В науч.-популярном произведении экспрессивные синтаксические средства играют важную роль в выполнении коммуникативной задачи науч.-популярного текста, они организованы в нем на уровне всего текста: выступают как средства выражения и компоновки событийных, предметных и эмоционально-оценочных компонентов текста. Они располагаются в "узловых" местах науч.-попул. произведения: в заголовках, в абсолютном начале и конце текста, в местах, где формулируется основная тема, ставится проблема, решаются гипотезы и т.п. При этом они служат как для образования коммуникативно-дискурсной рамки произведения (включающей элементы, определяющие вступление в речь, выход из речи, членение речи), так и эмоционально-оценочной рамки (мобилизующей внимание и интерес адресата, выражающей авторскую оценку и т.п.). Таким образом, средства экспрессивного синтаксиса в науч.-популярном произведении помогают переходу от замысла к готовому науч.-популярному тексту, подчиняются при этом стилеобразующему принципу науч.-популярного изложения – принципу доступности и наглядности.

Это прежде всего вопросо-ответные комплексы (ВОК) и парцеллированные конструкции (ПК). ВОК – своеобразный способ создания плана адресата; с помощью ВОК реализуется коммуникативная ориентация автора на управление вниманием читателя: это имитация диалога между автором и читателем, способ установления обратной связи с читателем путем активизации его внимания. Можно выделить также информативную функцию ВОК: они способствуют расчлененному усвоению мысли; вводят термины, дефинируют их. В оценочной функции выступают риторические вопросы: обычно они заключают в себе экспрессивно окрашенное отрицание (напр.: А какой же он, если разобраться, новый? ). Можно назвать также функцию композиционной связности: ВОК создают композиционный каркас науч.-популярного произведения. Это группа вопросов, функционирующих в заглавиях, подзаголовках и внутренних заглавиях. При этом ответом на заглавие-вопрос может быть вся статья или ее часть (см., напр., Н.В. Кириченко , 1990, с. 52–53).

Многообразна роль парцеллированных конструкций (ПК) в науч.-популярном произведении. Они детализируют сообщение, как бы упрощая структуру высказывания, в то же время делают его более обозримым. В описании при конкретизации изображаемого ПК выделяют детали общей картины, наиболее существенные моменты, напр.: "биосфера" включает в себя все части нашей планеты. И атмосферу, и океан, и все части земной поверхности. Нередко ПК выступают как средство выражения точки зрения автора, создавая иронический план повествования, напр.: Впрочем, довольно эмоций. Нас просили написать. Мы написали. Мы написали бы сдержаннее, если бы не пробовали сам продукт. Но мы пробовали. А вы, уважаемый читатель, скорее всего, и не видали его.

Широко используются в науч.-популярном произведении средства словесной образности, в том числе метафоры. Причина широкого распространения стилистического приема метафоры в науч.-популярном изложении прежде всего в том, что метафора – способ стимулирования творческого восприятия читателем науч.-популярного текста. Неожиданность, непредсказуемость, оригинальность метафоры позволяют выходить за пределы привычных представлений (в то же время метафора обусловливает ассоциативное обращение к вещам, явлениям обыденного мира), пробуждает творческую активность читателя, стимулирует возникновение у него нового знания.

Ведущей функцией метафоры в науч.-популярном произведении, является раскрытие сущности науч. понятия – познавательная, эвристическая функция. Указывают, что метафора часто вводит науч. термин. Однако функции метафоры в науч.-популярном изложении гораздо многообразнее: к метафоре прибегают при введении нового знания, а также для трактовки старых, известных науч. положений, напр.: …для охоты за бозонами специально переоборудован ускоритель. Ср.: охота за бизонами . Особый, оценочный характер приобретает метафора в тех частях науч.-популярного текста, где речь идет об изложении каких-либо новых концепций, теорий.

В целом науч.-популярном тексте метафоры могут выполнять роль конструктивного элемента: метафоры, не создавая худож. образа, могут перекликаться даже на расстоянии, образуя некую систему. Весьма частотны такие примеры, когда метафора размещается на уровне целого текста, главы или части текста, участвуя в объяснении сложного процесса, помогая автору развить науч. мысль, объяснить сложную проблему (см., напр.: Н.В. Кириченко , 1991, с. 70–73).

Таким образом, в структуре конкретного науч.-популярного текста маркированные экспрессивные синтаксические средства (и не только синтаксические) играют важную роль в выполнении коммуникативной задачи науч.-популярного текста, помогают реализации стилеобразующего принципа науч.-популярного изложения – принципа доступности и наглядности.

Решению общей коммуникативной задачи науч.-популярного произведения подчинены и элементы композиционно-смысловой структуры науч.-популярных текстов: особого рода интродуктивный предтекст, характерный для жанра современной науч.-популярной статьи, так называемый заголовочный комплекс, эпиграф.

Таким образом, специфика науч.-популярного произведения обусловлена прежде всего ориентацией на особый тип читателя и необходимостью наиболее оптимального выполнения основной задачи науч.-популярного текста – задачи популяризации науч. знания. Вместе с тем стилистико-речевые средства и особенности Н.-п. п. и науч. стиля во многом совпадают, различаясь лишь частотностью употребления, большей функц.-стилевой вариативностью и коммуникативными задачами.

Рассматривая полевую модель науч. стиля, следует учесть, что помимо "чистых" форм науч. речи и подстилевых, периферийных, характеризующихся дополнительными, сравнительно с собственно научными, задачами существуют синкретичные образования, находящиеся на пересечении нескольких стилей, соответственно – вмещающие в себе их черты. Так, напр., существуют научно-художественные тексты, представляющие собой своеобразный гибрид двух соответствующих стилей. Сложно квалифицировать подобные образования: они представляют собой переходную стилевую сферу, находясь именно на пересечении двух стилей.

Принципы изложения науч.-популярного произведения были разработаны еще в ХIХ в. Д.И. Писаревым, а позже также другими исследователями (см. – М.Н. Кожина , 1966, с. 180–185, 196–206).

Лит. : Разинкина Н.М. О преломлении эмоциональных явлений в стиле научной прозы // Особенности языка научной литературы. – М., 1965; Ее же: Функциональная стилистика. – М., 1989, ч. 2, гл. 3; Кожина М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. – Пермь, 1966; Ее же: О диалогичности письменной научной речи. – Пермь, 1979; Ее же: Стилистика русского языка. – 3-е изд. – М., 1993; Степанов А.В. Проблемы стиля научно-популярной литературы // Вопросы стилистики, МГУ, 1966; Сердобинцев Н.Я. Выразительность как средство становления научно-популярного стиля литературного языка // Проблемы лингвистической стилистики. – М., 1969; Его же. К истории научно-популярного стиля // Вопросы стилистики, в. 2. – Саратов, 1976; Тимофеева Т.А. Некоторые речевые приемы популяризации в научно-популярной литературе: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Саратов, 1969; Иваницкий В.Ю. Наука и ее популяризация. – М., 1972; Моль А. Социодинамика культуры. – М., 1973; Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и редактирование научных произведений. – М., 1976; Полищук Г.Г. Приемы научно-популярного изложения. – М., 1977; Лазаревич Э.А. Искусство популяризации науки. – М., 1978; Медведев А.Р. К вопросу о микрокомпозиции научно-технических текстов // Стиль научной речи. – М., 1978; Маевский Н.Н. Особенности научно-популярного стиля: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Ростов-на-Дону, 1979; Сорокин Ю.А. Смысловое восприятие текста и библиопсихология // Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, А.М. Шахнарович. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. – М., 1979; Кажан В.И. Об особенностях определений терминов в учебной, научной и научно-популярной литературе (на материале наименований сплавов) // Языковые средства дифференциации функциональных стилей современного русского языка. – Днепропетровск, 1982; Милованова Н.Я. Экспрессивность в стиле научной прозы: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Баку, 1982; Одинцов В.В. Речевые формы популяризации. – М., 1982; Кислицына С.В. Лингвостилистические средства научно-популярного изложения: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 1984; Сковородников А.П. Экспрессивные стилистические конструкции современного русского литературного языка. – Томск, 1984; Милевская Т.Е. Средства выражения речевого контакта в русском языке (Вопросно-ответный комплекс в научно-популярных произведениях): Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Л., 1985; Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. – М., 1985; Нистратова С.Л. Коммуникативная направленность и стилевая дифференциация синтаксических средств выражения адресованности речи в письменных и устных сферах коммуникации на научные темы: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 1985; Баташева Л.А. Варианты толкования терминов в разных типах научной речи // Вопросы стилистики. Межстилевая и внутристилевая вариантность языковой системы, Изд-во Саратовского ун-та, 1986; Ее же: Приемы популяризации в разных типах научной речи: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Л., 1986; Ее же: Некоторые принципы подачи терминов в научно-популярной литературе (на материале лингвистических работ) // Вопросы стилистики. Стилистика художественной речи, Изд-во Саратовского ун-та, 1988; Славгородская Л.В. Научный диалог. – Л., 1986; Кириченко Н.В. Специфика выражения коммуникативной задачи предтекстов в композиционно-смысловой структуре научно-популярной статьи // Функциональные разновидности речи в коммуникативном аспекте. – Пермь, 1988; Ее же: Функционирование средств экспрессивного синтаксиса в текстовой структуре научно-популярного произведения // Типология текста в функционально-стилевом аспекте. – Пермь, 1990; Ее же: Роль метафоры в организации текстовой структуры научно-популярного произведения // Функционально-стилевые аспекты различных типов текста. – Пермь, 1991; Харченко Н.П. Функционально-стилевая дифференциация языка и статус научно-публицистического текста // Статус стилистики в современном языкознании. – Пермь, 1990.

Научно-популярный стиль

Функциональные стили речи - исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка , выполняющая определенную функцию в общении.

Существует 5 функциональных стилей:

  • научный - значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая лексика)
  • официально-деловой - официальная переписка, правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция)
  • публицистический - характерны отвлеченные слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый)
  • разговорный - отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность
  • художественный - используется в художественной литературе

Научный стиль

Научный стиль - стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля - наука , адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.

Основная его функция - сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.

Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры - научная статья, учебная литература , монография , школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность), отвлечённость, обобщённость.

Официально-деловой стиль

Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства , делопроизводства , административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов , приказов , постановлений, характеристик , протоколов , расписок, справок. Сфера применения официально-делового стиля - право , автор - юрист , правовед , дипломат , просто гражданин . Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений.

Этот стиль существует исключительно в письменной форме речи, тип речи - преимущественно рассуждение . Вид речи - чаще всего монолог , вид коммуникации - общественная. Стилевые черты - императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности.

Основная функция официально-делового стиля - информационная (передача информации). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Публицистический стиль

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации . Он встречается в жанрах статьи , очерка , репортажа , фельетона , интервью , ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики , логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью.

Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

Разговорный стиль

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика .

Обычная форма реализации разговорного стиля - диалог , этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика , жесты , окружающая обстановка.

Художественный стиль

Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи.

Эмоциональность художественного стиля значительно отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Научно-популярный стиль" в других словарях:

    Урок астрономии (короткометражный фильм) реж. Семён Райтбурт Научно популярный фильм жанр (вид) кинодокументалистики, задачей которого является обнародовать научные сведения, факт и результаты ис … Википедия

    Научно-популярный подстиль - – одна из стилистико речевых разновидностей науч. функц. стиля, выделяемая (по сравнению с собственно научным) на основании реализации дополнительных задач коммуникации – необходимости перевода специальной науч. информации на язык неспециального… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    Научно популярная литература литературные произведения о науке, научных достижениях и об учёных, предназначенные для широкого круга читателей. Научно популярная литература направлена как на специалистов из других областей знания, так и на… … Википедия

    Научно популярное телевидение одно из средств популяризации науки. Содержание 1 Телепередачи 1.1 Российские 1.2 Американские … Википедия

    Основная статья: Функциональные стили речи Научный стиль функциональный стиль речи литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств,… … Википедия

    Основная статья: Функциональные стили речи Научный стиль функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств,… … Википедия

    Артур Чарльз Кларк Arthur C. Clarke Псевдонимы … Википедия

    Популяризация науки процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей (имеющих определенный уровень подготовленности для получения информации). Популяризация науки, «перевод» специализированных… … Википедия

    Популяризация науки процесс распространения научных знаний в современной и доступной форме для широкого круга людей (имеющих определенный уровень подготовленности для получения информации). Популяризация науки, «перевод» специализированных… … Википедия

Стили научной речи - это стили устных и письменных текстов следующих жанров: научной монографии, научной статьи, диссертации, автореферата, рецензии, аннотации, резюме (письменная форма монологической речи); лекции, научного доклада (устная форма монологической речи), а также научной дискуссии (устная форма диалогической речи).

Каждый из названных жанров научной речи обладает своей спецификой, хотя общие черты научного стиля (точность, логичность, абстрактность и объективность изложения) будут присущи им всем, равно как и основной арсенал используемых здесь языковых средств.

1. Стиль научной монографии и научной статьи

Специфическая черта жанров научной монографии и научной статьи, как показали работы исследователей, состоят в политекстуальности (Баженова 2001). Поскольку содержанием научных текстов является вербализованное научное знание, то автор с неизбежностью должен отразить в таком тексте элементы той научно-познавательной деятельности, результатом которой и явились добытые научные знания. Ситуация научно-познавательной деятельности называетсяэпистемическоп ситуацией (М.П. Котюрова) и включает такие аспекты: онтологический (связанный с предметным содержанием научного знания), методологический (связанный с про­цедурой получения знания) и аксиологический (связанный с ценностной ориентацией ученого и вхождением нового знания в научную парадигму). (Котюрова 1994:35-41). Каждый из этих аспектов эпистемической ситуации находит отражение в тексте научной статьи и монографии (более полное - в монографии, более краткое - в статье), что и определяет композиционно-речевую структуру текстов этих жанров, а именно: в них оказываются включенными микротексты (или субтексты), каждый из которых реализует определенную интенцию, определенную установку автора: 1) установка на представление нового знания формирует субтекст нового знания; 2) установка на отражение механизмов и методов познавательной деятельности формирует методологический субтекст (это раскрытие методов и методик анализа изучаемого материала, описание теорий и эксперимента, с помощью которых добывалось научное знание); 3) установка на изложение ранее добытых научных знаний, предпо-сылочных знаний, которые послужили основой для получения нового знания, формирует субтекст старого знания; 4) выражение оценки старого знания (оценка теорий, полемика с какими-то другими концепциями и т. д.) формирует оценочный субтекст, к которому относится также субтекст авторизации (авторской оценки сообщаемого); 5) управление вниманием адресата, установление с ним определенного контакта - субтекст адресации. «Отражая определенные аспекты знания, субтексты формируют различные смысловые уровни текста - предметный, концептуальный, методологический, аксиологический, прагматический и др. Данные смыслы, интегрируясь в процессе восприятия, обеспечивают целостность научного произведения» (Баженова 2001:91).

Например: Выше я обратил внимание на то, что арктические цивилизации прямо зависят от состояния экологических систем низких, особенно экваториальных широт. Это связано с сезонно неустойчи­вым и суровым климатом приполярных областей. На долгие зимние месяцы вегетация в Арктике прерывается. В результате прерывается связь зеленых растении с Солнцем. Приостанавливается работа эко­логического механизма, посредством которого регулируется газовый состав атмосферы. В этих крайне неблагоприятных для Арктики условиях перемещение воздушных масс не только относительно смягчает климат, но и сохраняет устойчивым газовый состав атмосферы. Более того, сезонные перемещения огромного количества живого вещества в полярные широты из низких в значительной степени определяет жизненный уклад народов севера. (...) Не удивительно поэтому, что в Арктическую программу сотрудничества входят также проекты, совместные с государствами Африки, включая Южно-Африканскую Республику. (А.А. Никольский. Охрана животного и растительного мира в аспекте международного сотрудничества).

Здесь в субтекст нового знания включаются оценочный субтекст - субтекст авторизации - и методологический субтекст, показывающий связь между отдельными положениями теории.

Эта идея политекстуального устройства научного текста хорошо согласуется с внутренней формой самого термина «текст» (который в латинском языке означает «ткань»). Не случайно Г.-Г. Гадамер определяет текст с опорой на этимологическое значение слова: «Текст - это текстура, ткань, т. е. целое, образуемое отдельными нитями, тесно переплетенными, лишь одной ткани присущим образом» (Гадамер 1991:142).

Характер речевой реализации каждого субтекста специфичен. Так, субтекст нового знания с неизбежностью включает рационально-логические структуры, куда входят и дефиниции, и строго логическое развертывание тезиса, т. е. рассуждение, доказательство (см. вышеприведенный пример)

Субтекст старого знания, кроме прочего, обязательно включает содержание чужих высказываний (отсылки к работам предшественников, упоминание фамилий ученых, занимавшихся сходными проблемами и т. п.). Эти отсылки даются в форме или цитат, или пересказа, или косвенной речи. Таким образом, возникает чередование нового и старого знания, что создает особую структуру научного текста, благодаря которой расширяются фоновые знания адресата, актуализируются старые знания и акцентируется новизна авторской концепции.

В жанрах научной монографии и научной статьи спорадически могут появляться эмоционально-экспрессивные языковые элементы. (Их использование здесь зависит полностью от авторской ин­дивидуальности). Например: Ахматова в своих воззваниях к лицам не только перечисляет субстантивные определения, между которыми нет непосредственно логической связи, но иногда обставляет их подробным указанием всех внешних аксессуаров, наделяя имя глагольными функциями. ...Необходимо отметить, что обращение у Ахматовой -никогда не простой эмоциональный жест, номинативный выкрик, но всегда эмоциональная характеристика (В.В. Виноградов. О поэзии Анны Ахматовой.).

2. Стиль диссертации на соискание ученой степени

Стиль диссертации на соискание ученой степени характеризует письменный жанр монологичной научной речи, адресованный кругу специалистов и реализующий в целом те же авторские интенции, что и жанр научной монографии. Между ними, однако, есть некоторые различия в содержательной стороне и в языковом воплощении. Эти различия связаны с тем, что научная монография, отражая добытые автором научные знания, рассчитана на всех ученых, интересующихся данной проблемой, а диссертация - на более узкий круг компетентных специалистов, призванных рассматривать ее как научную квалификационную работу, т. е. работу, отвечающую определенным требованиям, соответствие которым и должно служить основанием для присуждения ее автору искомой ученой степени. Поэтому текст диссертации с точки зрения формы более стандартизован и должен включать определенные композиционные части.

В аспекте содержания в диссертации большую роль приобретает субтекст старого знания, так как автор должен, во-первых, обнаружить знание научной литературы по исследуемой проблеме, а во-вторых, показать соотношение своей концепции или теории с уже накопленными научными знаниями (согласие, несогласие с извес­тными научными положениями, аргументация соответствующей позиции). С точки зрения языкового воплощения в диссертации имеются определенные композиционно-речевые структуры, которых может быть лишена монография: это выдвижение гипотезы, указание на актуальность исследования, обязательная формулировка общей цели и частных задач, доказательство новизны, теоретической значимости и практической ценности полученных научных результатов, а также описание методов и методик анализа (субтекст методологический). Например:

Теоретическое значение предпринятого исследования заключается в изучения лексики и особенностей лексической сочетаемости в сопоставительном аспекте.

В системе языковых средств, используемых в этом жанре, фактически исключены экспрессивно-эмоциональные элементы, что также отличает его от жанров научной монографии и научной статьи, где такие элементы, как было отмечено выше, хотя и спорадически, могут появляться, как в вышеприведенной выдержке из работы В.В. Виноградова о поэзии А. Ахматовой.

Этот жанр научной речи наиболее строго кодифицирован, поскольку именно он выполняет роль не только научной работы, но и официального документа, являющегося основой решения квалификационной-комиссии. Его структура стабильна и включает введение, основную часть и перечень публикаций автора по теме диссертационного исследования (иногда еще резюме на русском и иностранном языке). Во введении дается общая характеристика реферируемой диссертационной работы: отмечается актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость научного исследования, формулируется научная гипотеза, общая цель и частные исследовательские задачи, характеризуются методы и частные методики анализа, материал, подвергавшийся анализу, а также структура работы; указывается, где диссертационная работа прошла апробацию. В основной части автореферата кратко излагается содержание диссертации.

Как видно из этой композиционно-содержательной характеристики жанра автореферата диссертации, этот текст также отличается политекстуальностью, однако в силу небольшого объема, некоторые субтексты могут здесь редуцироваться (например, прецедентный субтекст). И все же инвариантная модель политекстуальности характеризует в одинаковой степени тексты рассмотренных четырех жанров научной речи.

4. Аннотация научной работы

Аннотация научной работы представляет собой очень краткую ее характеристику, в которой указываются: 1) тема, 2) основные проблемы, 3) новизна исследования, а также (не всегда) 4) адресат (кому работа предназначена). Аннотация располагается перед текстом научной работы и помогает читателю сориентироваться, насколько она может быть ему интересна и полезна. Например:

(1) Сборник посвящен сложным и недостаточно разработанным проблемам функционирования просторечия в структуре современного русского языка, взаимодействия разговорных и просторечных элементов с литературным языком на уровне лексики, грамматики, орфоэпии и стилистики. Особое внимание уделяется вопросам нормы и ее лексикографической кодификации.

(2) В книге на обширном и новом материале русской словесности рассматриваются главные проблемы теоретической стилистики. Основное внимание уделено мало разработанному и не представленному в действующих учебниках разделу - «Стилистика текста».

Книга предназначена прежде всего для студентов и аспирантов филологических специальностей, а также будет полезна и интересна школьникам старших классов и всем, кто интересуется русской словесностью.

В отличие от жанра диссертации и автореферата диссертации, где о новизне говорится впрямую, «в лоб» (Новизна предпринятого исследования состоит в том, что.,.), в аннотации этот микротекст включен в перечисление проблем (Сборник посвящен...недостаточно разработанным проблемам) или в характеристику материала (на обширном и новом материале...).

Аннотация может быть предпослана также художественному произведению, но тогда ее стиль может быть охарактеризован как научно-популярный (см. ниже).

5. Резюме статьи или книги

Резюме статьи или книги очень напоминает аннотацию, так как содержит также краткую характеристику работы, но отличается от нее рядом признаков: во-первых, оно помещается после работы, являясь как бы лаконичным заключением, подведением итогов, а аннотация, как было отмечено, всегда предпосылается работе, помогая читателю сориентироваться в ее содержании и основной проблематике; во-вторых, резюме должно содержать не только номинацию проблемы, но и лаконичное изложение того, как эта проблема решена, т. е. показать основной итог исследования; в-третьих, здесь, в отличие от аннотации, никогда не указывается адресат. Например (резюме ав­тореферата диссертации «Предложения-высказывания с семантикой "состояние" в современном русском языке», представленной на соискание ученой степени кандидата филологических наук):

В диссертации на базе «концепции фокуса», в основе которой лежит теория прототипа, предложен многоаспектный анализ предложений-высказываний с семантикой «состояние», причем проводится описание полевой структуры изучаемой семантики как моноцен­трической. Выделяется 7 семантических признаков, характеризую­щих семантику «состояние», объясняются семантические особенности изучаемых высказываний с точки-зрения насыщенности каждого признака, анализируются все языковые средства выражения этой семантики.

Во всех перечисленных жанрах научной речи используются рационально-логические структуры, а эмоционально-риторические структуры им не свойственны, даже если аннотируется научно-популярная работа, стилю которой наличие эмоционально-риторических структур не противопоказано (см. вышеприведенный пример аннотации 2). Система речевых средств призвана обеспечить создание образа автора как объективного и толерантного исследователя, чуждого речевой агрессии.


6. Стили научно-популярной речи

Научно-популярные стили речи - это стили научно-популярных статей, книг, учебников и учебных пособий, лекций, аннотаций к художественным и научно-популярным произведениям. Они уже давно привлекали к себе внимание, так как роль научно-популярных текстов устной и письменной формы всегда была весь­ма значительной: ведь они адресовались к широкой аудитории, будучи призваны популяризировать в обществе добытые учеными научные знания. Эта коммуникативная цель определила такие черты научно-популярных стилей, которые, с одной стороны, сближают их с «чисто» научными стилями монографии, научной статьи и диссертации (передача научных знаний), а е другой, - с газетно-публицистическими стилями (обращенность к массовой аудитории и воздействие не только рациональное, но и эмоциональное). Однако эти черты сходства отнюдь не означают, что в научно-популярных текстах механически соединяются особенности перечисленных стилей. Даже то, что в них можно отметить различные стилевые особенности, говорит об их специфике: ведь к широкой, массовой аудитории обращены не только политические речи ораторов (публицистические стили речи), но и речи священнослужителей, так что сама обращенность к массовой аудитории еще не задает наличия каких-то определенных функционально-стилевых черт соответствующей речи. В частности, газетно-публицистическому стилю в целом необходимо такое свойство, как доступность, и это проявляется в стилях публичной речи (в митинговых выступлениях, в выступлениях в СМИ и т.д.), но оно задано здесь не только характером адресата, но еще и требованием быстроты передачи информации (газетные тексты - это тексты-однодневки, они информируют читателя о сиюминутных событиях и часто воспринимаются «на ходу»; устные выступления названных жанров также не могут быть слишком длинными), отсюда та­кая их черта, как наличие стандарта. (См. газетно-лублицистический стиль). А научно-популярные тексты совсем не обязательно должны отвечать последнему требованию.

Д.И. Писарев указывал на следующие основные особенности научно-популярных стилей речи:

«Во-первых, популярное изложение не допускает в течении мыслей той быстроты, которая совершенно уместна в чисто научном труде... В популярном сочинении каждая отдельная мысль должна быть развита подробно, так, чтобы ум читателя успел прочно утвердиться на ней, прежде чем он пустится в дальнейший путь, к логическим следствиям, вытекающим из этой мысли. Если вы будете утомлять ум вашего читателя слишком быстрыми переходами, то получите тот же результат, который произвело бы отсутствие мостиков: читатель ошалеет и совершенно потеряет из виду общую связь ваших мыслей.

Во-вторых, популярное изложение должно тщательно избегать всякой отвлеченности, каждое общее положение должно быть подтверждено осязательными фактами и пояснено примерами» (Писарев 1903:149-150; цит. по: Одинцов 1980:74). Таким образом, сближаясь с такими стилями научной речи, как стиль научной монографии, научной статьи, диссертации, научно-популярные стили речи в то же время и отличаются от них, в частности, меньшей степенью абстрактности изложения и наличием эмоционально-экспрессивных средств; сближаясь с газетно-публицистическим и стилями речи своей понятностью, доступностью, наличием экспрессии, они в то же время и отличаются от них научной тематикой и коммуникативно-прагматическими целями (приобщение массовой аудитории к научному знанию). Примером научно-популярного стиля может служит стиль лекции К.А.Тимирязева «Растение-сфинкс» (о лишайниках):

Научно-популярные стили речи предполагают использование в текстах не только рационально-логических структур, но и эмоционально-риторических, что как раз и связано с конкретизацией, с необходимостью подтвердить яркими примерами излагаемые научные положения. Например, определению понятия сила трения в школьном учебнике физики предпосланы микротексты, относящиеся к коммуникативно-смысловому типу динамическое описание и объяснение:

Санки, съезжающие с горы, как бы быстро они ни скользили, обязательно постепенно замедляют свой ход и останавливаются. Мальчик на коньках, разогнавшись на льду, будет скользить по нему некоторое время, а затем тоже остановится. Почему это происходит? Потому что в направлении, противоположном движению, на каждое движущееся тело действует сила. Это сила трения. Итак, сила, действующая на движущееся тело в направлении, противоположном направлению движения, называется силой трения.

В научно-популярном изложении каждый новый термин непременно объясняется, а кроме общекнижных и специальных, обладающих научной функционально-стилевой окраской языковых средств, используются эмоционально-экспрессивные и разговорные элементы; например:

(1) Студенты нередко имеют возможность читать монографии, учебники, статьи того или иного ученого и слушать его лекции на те же темы. И если лектор не «читает по бумажке», то устный текст прочитанной в аудитории лекции будет отличаться от письменного текста раздела или главы на ту оке тему в учебнике. (Здесь абстрактное научное положение о различиях между устной и письменной формами речи конкретизируется упоминанием о студентах и их занятиях, т. е. приводится в виде конкретной ситуации; используется разговорное выражение «читать по бумажке».)

(2) Многие из нас прекрасно помнят, что был такой период, когда во фразе "дом отца" - "отца" было определением. И вообще полагалось все, что относится к существительному, считать определением. А потом сказали: нет, это не научно. И с большим пафосом, с большим воодушевлением начали говорить, что единственно научное рассуждение следующее: если имеется прилагательное, то это определение, а если существительное в косвенном падеже, то это не определение
(Л.В. Щерба. ПримерыА.И. Горшкова). (Здесь также используются конкретизирующие повествовательные микротексты, эмоционально-риторические структуры, разговорный синтаксис.)

Кроме того, в научно-популярных стилях распространены метафоры, сравнения, образные средства и другие тропы, риторические фигуры и т. д., призванные «оживить» речь, заинтересовать читателя и поддержать его интерес. Например, в научно-популярной книге о русской орфографии «И все-таки она хорошая!» М.В. Панов часто использует риторические вопросы, чтобы приблизить изложение к читателю, имитируя беседу с ним, а также эмоционально окрашенные (восклицательные) предложения, разговорные конструкции, тропы:

(1) Любить орфографию, гордиться ею? Возможно ли это? И, главное, за что любить и чем гордиться? Мне бы хотелось в этой книжке рассказать, почему русская орфография достойна уважения и даже благодарности, несмотря на все ее недостатки. Недостатки есть, даже немало - и все-таки она хорошая! Вот я и буду спорить с теми, кто не ценит высоких достоинств нашего письма, буду стараться их переубедить.

(2) ...Ударный забрал всю силу выдоха себе, остальным слогам осталось мало. Поэтому-то в заударных слогах гласный [а] всегда заменяется гласным [ъ].

К научно-популярным стилям речи, как было сказано, можно отнести стиль лекции (устная форма речи).

Такие особенности, как разъяснение терминов, обстоятельное раскрытие каждого положения, подкрепление его конкретными примерами, - эти черты жанра лекции являются общими для нее и для письменной формы научно-популярной речи (научно-популярных статей, книг). Однако специфичными для лекции будут некоторые речевые средства, призванные установить контакт с аудиторией. Это обращения, вопросы: Вам понятно? Как вы думаете? Что это может значить? Иными словами, большую, чем в «чисто» научных стилях, роль приобретает субтекст адресации. Кроме того, в »том жанре речи в большей степени проявляется личность самого тора, который в более эксплицитной форме выражает свои лич-ые оценки излагаемых научных взглядов (возрастает роль субтекта авторизации). Например:

Я уже неоднократно говорил и буду настаивать на мысли, что семантико-синтаксический аспект организации предложения, хотя и неразрывно связан с формальным, но все же это именно отдельный аспект и отождествлять его с формальным никак нельзя. (Е.Н. Ширяев)

При описании особенностей стиля лекции исследователь неизбежно затрагивает и сферу риторики, так как возникает вопрос об особенностях речевого поведения лектора, проблема речевого мастерства лектора. Умение вести диалог с аудиторией: установить контакт, привлечь и удержать ее внимание (еще в большей степени это касается жанра диспута, дискуссии) - это проблема не только и не столько стилистики, сколько риторики, так как кроме собственно стилистических особенностей речи, должны быть вскрыты те пси­хологические, логические, поведенческие особенности, которые призваны обеспечить коммуникативную успешность речи.

Аннотация к научно-популярному или художественному произведению также может быть выдержана в научно-популярном стиле речи, так как аннотация призвана не только дать объективное пред ставление о книге, чтобы сориентировать читателя, но призвана еще и заинтересовать, даже заинтриговать его, чтобы он непременно купил эту книгу. Поэтому точность научного стиля, использование книжных языковых средств сочетается здесь с экспрессивностью газетно-публицистического стиля. Например:

«Скорпион» - напряженный триллер. Рассказывает о соблазнах и катастрофах, которые таит в себе сегодняшний день. Школьный учитель становится барменом в дорогом кафе, а его жена - содержанкой богатого мафиози. Через сколько испытаний и потрясений им придется пройти, чтобы вновь обрести себя...

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь