Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Какое значение в повседневной жизни имеет агитационная речь, которая, на первый взгляд, нужна политикам, ведущим, дикторам, но не инженерам или бухгалтерам? На самом деле мы, сами того не замечая, очень часто являемся сподвижниками людей на совершение тех или иных действий.

К примеру, учителя, преподаватели, бригадиры и многие другие специалисты сталкиваются с необходимостью организовать людей на какое-то мероприятие (повышение квалификации, субботник и другие), но многие из этих людей не понимают, зачем им это нужно. Вот тогда и приходится приводить примеры, аргументы в пользу данного события, описывать его преимущества. Это и есть агитационная речь.

Безусловно, политики тоже пользуются данным приемом, но у них уровень подготовки другой, да и речь имеет более колоссальное значение. Когда необходимо убедить значительную часть населения в том, чего люди, в принципе, не очень-то хотят, только ораторское искусство способно помочь.

Агитационная речь включает три основных пункта:

  1. Постановка проблемы, которая есть у слушателей (либо они должны подумать, что она у них есть).
  2. Те меры, которые конкретно вы предлагаете для решения проблемы.
  3. И самое главное – преимущества, которые публика получит от принятия вашей точки зрения.

Считается, что усилить эффект от речи можно с помощью статистических данных, но только вот мало-мальски соображающие люди тут же отпрянут от вас, если вы будете злоупотреблять этим приемом. Каждый человек из аудитории понимает, что не бывает все так идеально, как вы пытаетесь показать. Так что лучше упомянуть хотя бы какие-то изъяны, но не переусердствуйте – пусть они будут незначительными.

Часто бывает, что агитационная речь произносится перед людьми, не настроенными принимать взгляды оратора. Тогда очень важно почувствовать, что конкретно вызывает неодобрение – вы, ваши идеи или их недополученная выгода? Если первое, то стоит прерваться, не нужно давить на тех, кто априори не воспринимает вас как авторитетную личность.

Видео: Ораторское искусство - Как запомнить свою речь

Если аудитория недовольна идеями, то важно подобрать блестящую аргументацию и ярко описать преимущества. При этом стоит помнить о реальности происходящего, не нужно обманывать слушателей и обещать им Так как для украшения речи все же нужна выдумка, то ею не стоит полностью пренебрегать, но в случае появления претензий вы должны суметь объяснить, почему данную идею воплотить в жизнь не удалось.

Всегда должна предшествовать агитационной. Вы здороваетесь с публикой, вкратце описываете причину того, почему все здесь собрались. Важно при подготовке вступления знать, какая будет аудитория, для какой цели вы там находитесь, какие интересы объединяют этих людей, допустимо ли использовать диалектизмы и, самое главное, сколько у вас времени. Краткость и яркость здесь лучше, чем многословность. Таким образом, приветственная речь – неотъемлемая часть любой большой речи, которую вам предстоит произнести перед публикой.

Скажу сразу, что эффект будет лишь после регулярных занятий, не обязательно продолжительных, 15-25 минут в день вполне достаточно. Упражнений здесь два, их можно применять как вместе, так и чередовать ежедневно.

Видео: Ораторское искусство от Наталии Махно. Как научиться говорить спонтанно.

Первое заключается в чтении и заучивании скороговорок, начиная с русского и постепенно переходя на другие языки. Второе – чтение вслух произведений классики. Сама тренируюсь с Ф. М. Достоевским, сложно было поначалу, язык в прямом смысле заплетался, но занятия расширяют наш тезаурус (словарь).

Итак, для овладения инструментом агитации необходимы ежедневные тренировки, способствующие, если объяснять простыми словами, улучшению навыков говорения. В этом нам поможет методика развития речи, которая у разных авторов описывается неодинаково. Выбирайте ту, что понравится и подойдет именно вам.



Внимание, только СЕГОДНЯ!

Какое значение в повседневной жизни имеет агитационная речь, которая, на первый взгляд, нужна политикам, ведущим, дикторам, но не инженерам или бухгалтерам? На самом деле мы, сами того не замечая, очень часто являемся сподвижниками людей на совершение тех или иных действий.

К примеру, учителя, преподаватели, бригадиры и многие другие специалисты сталкиваются с необходимостью организовать людей на какое-то мероприятие (повышение квалификации, субботник и другие), но многие из этих людей не понимают, зачем им это нужно. Вот тогда и приходится приводить примеры, аргументы в пользу данного события, описывать его преимущества. Это и есть агитационная речь.

Безусловно, политики тоже пользуются данным приемом, но у них уровень подготовки другой, да и речь имеет более колоссальное значение. Когда необходимо убедить значительную часть населения в том, чего люди, в принципе, не очень-то хотят, только ораторское искусство способно помочь.

Агитационная речь включает три основных пункта:

  1. Постановка проблемы, которая есть у слушателей (либо они должны подумать, что она у них есть).
  2. Те меры, которые конкретно вы предлагаете для решения проблемы.
  3. И самое главное - преимущества, которые публика получит от принятия вашей точки зрения.

Считается, что усилить эффект от речи можно с помощью статистических данных, но только вот мало-мальски соображающие люди тут же отпрянут от вас, если вы будете злоупотреблять этим приемом. Каждый человек из аудитории понимает, что не бывает все так идеально, как вы пытаетесь показать. Так что лучше упомянуть хотя бы какие-то изъяны, но не переусердствуйте - пусть они будут незначительными.

Часто бывает, что агитационная речь произносится перед людьми, не настроенными принимать взгляды оратора. Тогда очень важно почувствовать, что конкретно вызывает неодобрение - вы, ваши идеи или их недополученная выгода? Если первое, то стоит прерваться, не нужно давить на тех, кто априори не воспринимает вас как авторитетную личность.

Если аудитория недовольна идеями, то важно подобрать блестящую аргументацию и ярко описать преимущества. При этом стоит помнить о реальности происходящего, не нужно обманывать слушателей и обещать им Так как для украшения речи все же нужна выдумка, то ею не стоит полностью пренебрегать, но в случае появления претензий вы должны суметь объяснить, почему данную идею воплотить в жизнь не удалось.

Всегда должна предшествовать агитационной. Вы здороваетесь с публикой, вкратце описываете причину того, почему все здесь собрались. Важно при подготовке вступления знать, какая будет аудитория, для какой цели вы там находитесь, какие интересы объединяют этих людей, допустимо ли использовать диалектизмы и, самое главное, сколько у вас времени. Краткость и яркость здесь лучше, чем многословность. Таким образом, приветственная речь - неотъемлемая часть любой большой речи, которую вам предстоит произнести перед публикой.

Скажу сразу, что эффект будет лишь после регулярных занятий, не обязательно продолжительных, 15-25 минут в день вполне достаточно. Упражнений здесь два, их можно применять как вместе, так и чередовать ежедневно.

Первое заключается в чтении и заучивании скороговорок, начиная с русского и постепенно переходя на другие языки. Второе - чтение вслух произведений классики. Сама тренируюсь с Ф. М. Достоевским, сложно было поначалу, язык в прямом смысле заплетался, но занятия расширяют наш тезаурус (словарь).

Итак, для овладения инструментом агитации необходимы ежедневные тренировки, способствующие, если объяснять простыми словами, улучшению навыков говорения. В этом нам поможет методика развития речи, которая у разных авторов описывается неодинаково. Выбирайте ту, что понравится и подойдет именно вам.

В данной статье приведена . «Бросить курить проще простого, — говорил Марк Твен. – Я делал это сотни раз!» Сами курильщики признают вредность это занятия, но все же делают это. А в результате вредят своему здоровью, как установила современная медицина, и попадают в никотиновую зависимость. Поэтому курить не нужно, даже лучше и не начинать.

Если вы обеспокоенны сбережением своего здоровья и считаете свою жизнь высшим благом, то выбросьте пачку немедленно, не подставляйте себя под «табачный» удар.

Проблема курение – это одна из наиболее распространенных проблем. Сотни курильщиков изо дня в день ищут способ, как избавится от удавки, которая хомутом лежит на шее – от сигареты. Вы только подумайте, сколько здоровья, денег, времени вы ежедневно теряете на перекурах!

Если рассматривать человека, как существо разумное, то нелогичность его поведения, когда он курит, сразу бросается в глаза. А уж если вредить своему организму, то нужно приносить и пользу. Вспомните, когда в последний раз вы делали зарядку, совершали пробежку, закалялись? И соотнесите это число с количеством выкуренных сигарет. Сразу становится понятно «откуда дует ветер», ведь мы при всех современных благах общества продолжаем себя гробить. «Дурной пример заразителен», — не перестаю удивляться всей глубине мудрости нашего народа, который изрек столь актуальную мысль.

Итак, почему мы попадаем в этот капкан никотиновой зависимости? Возможно, кто-то хотел выглядеть «крутым», или хотел влиться в модную компанию. Скорее всего, вы еще скажете, что курение помогает вам справляться со сложными ситуациями, успокаивает нервы. Так я вам заявляю – это все детские отмашки! Мы же взрослые люди и должны понимать, что хорошо, а что плохо и вредно для нас.

Сложно представить себе курильщика, который не информирован о вреде. Даже на пачках с сигаретами выделяется место под предупреждение. «Курение вызывает рак», «Курение во время беременности вредит вашему ребенку» — знакомо? Так может вам стоит, наконец, прислушаться к голосу разума и избавится от этой злостной привычки?

Все, что производит сигарета, негативно сказывается на нашем здоровье. Судите сами: в сигаретном дыме, том, который мы вдыхаем, содержаться сотни тысяч химических соединений. Среди них есть и смола, и никотин, и угарный газ.

Смола – это то вещество, которое в основном является причиной развития раковых заболеваний. А известно ли вам, что отравляющее действие никотина ранее применялось в качестве крысиного яда? Только мы, в отличие от мышек, травимся добровольно. Это не говоря о том, что сигаретный дым препятствует попаданию кислорода к тканям органов, влияет на слизистые оболочки дыхательных путей.

Множествам болезней всего одна причина – курение! Готовы ли вы идти на такой риск? Ведь потом былого здоровья будет не вернуть.

Курение – это страшная напасть для общества, а искоренить эту вредную привычку очень трудно. Курильщики, пора задуматься об этом уже сегодня, ведь именно от вас зависит здоровье будущего поколение. Неужели за прихоть нужно платить такой высокой ценой? Откажитесь от курения! Посмотрите вокруг, сегодня уже не модно курить. Давайте лучше жить в здоровой стране.

Мы должны благодарить Колумба не только за открытие Америки, но это он привез на контингент табак еще в далеком тысяча четыреста девяносто втором году.

Стоит только однажды сделать затяжку, выкурить сигаретку, и регулярность в потребности никотиновой доли вам обеспечена. Неужели не пугает зависимость, от какой-то пачки сигарет.

Если курить постоянно, то все вокруг пропитывается дымом, как будто человека окунули в никотиновый ореол, и за ним не видно истинных вещей. Нельзя, в полной мере, насладится запахом цветов, вкусом пищи. Подумайте об этом, прежде чем совать в рот сигарету.

А как это неудобно быть курильщиком. Ведь общество обеспокоено своим здоровьем, во многих ресторанах запрещено курить, так же нельзя дымить на остановках общественного транспорта в аэропорту. Зачем вам лишние переживания, напряжение от того, что нет никакой возможности «затянутся», постоянные оглядки на службы порядку и боязнь получить штраф, если не удалось сдержаться. Позвольте себе эту роскошь: чувствовать себя человеком, не поддавайтесь ни на какие приманки, не курите!

Прочитав данную статью — агитационная речь против курения , вы смело сможете выступать на различных мероприятиях.

Тема № 3

Секреты подготовки публичной речи

«Поэтами рождаются. Ораторами становятся», - это высказывание Цицерона в наше время можно подтвердить различными примерами. На основании лучших речей знаменитых или не очень известных людей риторика изучает общие закономерности, связанные с созданием и произнесением высказываний различных видов и жанров, и на основе этого опыта многих поколений дает более конкретные рекомендации.

В лекции 1 мы говорили о том, что речь строится на основе риторического канона. В этой лекции мы рассматриваем в большей степени этап выражения, продумывание конкретных приемов организации и подачи материала в речи.

Есть общие принципы, которые необходимо соблюдать при подготовке любого публичного выступления:

    Принцип краткости , но, следует добавить, достаточности. Известно, что при сходном содержании краткое выступление обычно оценивается аудиторией как «более деловое». Но все же выступление должно быть достаточно длинным, чтобы слушатели смогли усвоить передаваемую им информацию.

    Принцип последовательности . Выступление должно быть подчинено одной теме, вынесенной в заглавие. Каждый фрагмент также должен раскрывать основную тему.

    Принцип усиления состоит в том, что речевое воздействие на слушателей должно наращиваться от начала выступления к его концу. Имеется в виду усиление эмоционального накала изложения с помощью интонационных средств, расположения аргументов по степени убедительности и т.д.

    Принцип результативности , поскольку каждое выступление должно содержать вывод, призыв к действию, рекомендации. Вывод должен не только подразумеваться, но и обязательно формулироваться словесно.

    Принцип структурированности : информация, которая предлагается слушателям, должна быть структурирована, чтобы ее удобнее было воспринимать и излагать и т.д.

Как же нужно построить речь, чтобы она наилучшим образом учитывала особенности восприятия слушателей?

В этом отношении еще Аристотель разработал трехчастную структуру речи:

    вступление,

    основная часть,

    заключение.

При этом давно замечено, что если оратор даже хорошо знает, что и как ему нужно сказать в основной части, то вступление и заключение речи всегда и для всех представляют определенную трудность. И в тоже время всем известно, что в речи действует закон края, благодаря которому лучше всего запоминается начало и конец выступления, поэтому именно этим частям выступления мы уделим большее внимание.

Каковы задачи вступления? Каким оно должно быть?Задачи вступления:

    психологическая – закрепление контакта, внимания и интереса, создание необходимого настроя у аудитории;

    стратегическая – указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости.

Вступление неоднородно по своей структуре. Первое, что четко выделяется в нем, - обращение. Обращение можно одновременно является и контактоустанавливающим средством, и способом привлечения внимания и средством диалогизации, вовлечения слушателя в мысленный диалог с выступающим.Выделяются следующие варианты вступления:

    слова о времени, месте, где проходит выступление, недавно произошедшем событии;

    обращение непосредственно к интересам аудитории: вопросы жизни и смерти, благосостояния, престиж, несправедливость, сострадание и т.д.;

    юмористическое замечание;

    обращение к конфликту (при этом под конфликтом традиционно понимается столкновение противоположно направленных целей, позиций, интересов, взглядов и т.д.);

    обращение к своим чувствам и переживаниям, а также рассказ о каких-то случаях, произошедших с вами или вашими знакомыми;

    обращение к историческому эпизоду, цитирование известной личности;

    краткое изложение целей и задач выступления;

    использование парадоксального цитирования;

    риторический вопрос, который одновременно активизирует внимание аудитории, эмоционально воздействует на нее и позволяет сформулировать основную проблему речи.

Можно разработать и другие виды вступлений, но, обдумывая вступление, которое предполагается использовать в конкретной речи, нельзя забывать, что его нужно соотнести с темой и обсуждаемой проблемой. Мало того, в одной из частей вступления четко должна быть сформулирована тема и тезис (основная мысль, требующая доказательства или раскрытия).Вступление должно быть естественным и неразрывно связанным с остальными частями речи как в содержательном плане, так и с точки зрения стиля. Мы совершенно согласны с О.Ю. Князевой в том, что, использовав яркое, необычное вступление, оратор и дальше должен вести речь в избранной тональности. Если же после творчески построенного, эмоционального зачина оратор переходит к сухим, штампованным фразам и монотонному повествованию, равновесие речи нарушается, и контакт с аудиторией пропадает. Помнить следует также о том, что вступление должно быть лаконичным (традиционно не более 1/8 всего выступления), ведь не ради его произнесения оратор вышел на трибуну! Основная функция вступления, как говорилось выше, - установление контакта со слушателями, возбуждения интереса к теме и к личности оратора, создание у аудитории эмоционального настроя и готовности к восприятию основной части публичной речи.

Мы обратили ваше внимание на важность таких структурных элементов, как вступление и заключение, и рассмотрели варианты первого из них, но на трибуну оратор выходит все-таки ради главной (основной) части, в которой и раскрывается тема речи. Пути раскрытия основного содержания могут быть различны. Они зависят, во-первых, от характера аудитории, во-вторых, от вида речи, поскольку логика изложения в информирующей речи отличается от логики рассуждения в аргументирующей речи. Это связано, в первую очередь, с тем, что цель информирующей публичной речи – сообщение слушателям новой для них информации, а цель убеждающей речи – поиск новой истины, и логика выступает здесь как орудие познания. Какими же могут быть методы изложения материала?

    Индуктивный способ – это способ, при котором изложение материала происходит от предъявления отдельных фактов к обобщению.

    Дедуктивный способ – такой способ изложения материала, когда от общего идут к частному, от общих положений и законов – к конкретным фактам и явлениям, их подтверждающим.

    Способ аналогии . Под аналогией понимается сходство, тождество, подобие. Пользуясь методом аналогии в речи, мы не просто упоминаем о сходстве каких-либо явлений, а делаем умозаключение, что, если два явления обладают двумя или несколькими сходными признаками, то они, вероятно, сходны и в других проявлениях.

    Исторический (хронологический) и пространственный способы. Первый используется в тех случаях, когда нужно описать последовательность действий, событий, биографию какого-либо лица и т.д. Второй предполагает изложение материала с использованием особенностей развития, истории, культуры страны или какого-то района.

Таким образом, выбор способа изложения материала зависит от типа речи (аргументирующая или информирующая), соответственно, от цели, которую ставит перед собой оратор (убедить или подвигнуть на какое-либо действие; сообщить сведения, проинформировать), а также от характера материала (биография какого-либо деятеля, описание процесса, анализ возникшей проблемы, критика чего- или кого-либо и т.д.) и количественного и качественного состава аудитории, о чем необходимо говорить отдельно.

Не менее важной частью ораторского выступления является заключение. Роль заключения очень велика – это то, с чем слушатель уйдет из аудитории, это логическое завершение речи. При этом неудачное вступление может прикрыть удачная основная часть, а неудачное заключение не спасет ничто.Функции заключения:

    повести итог сказанному, суммировать, обобщить все мысли, высказанные в основной части

    кратко повторить основные тезисы речи, еще раз подчеркнуть основную мысль и важность ее для слушателей

    наметить пути развития идей, высказанных оратором

    на основе речи поставить задачи перед слушателями

    закрепить и усилить впечатление, произведенное содержанием речи.

О чем же надо помнить, продумывая заключение?Во-первых, о том, какие цели реализуются в этом структурном элементе любой речи. Цели эти во многом определяются типом речи и жанровой принадлежностью ее. Особая концовка может быть у воодушевляющего выступления: это или пожелание, или выражение надежды на что-либо, или эмоциональный лозунг (Так пусть же…). В аргументирующей, информирующей и агитационной речи заключение, как правило, сводится к следующему: суммирование сказанного; закрепление и усиление впечатления, произведенного речью; призыв к действию.Во-вторых, необходимо, чтобы заключение было выдержано в том же стиле, в том же ключе, что и вступление, и основная часть. Хотя при этом заключение может быть более эмоциональным, более пафосным, более афористичным, поскольку предполагается, что эмоциональное воздействие этого структурного элемента на аудиторию гораздо сильнее.Кроме того, важно, чтобы заключение переходило в концовку речи: этикетные формулы благодарности за внимание и прощания, формулы призыва, пожелания и т.д. При этом нередко заключение и концовка бывают соединены в единой целое.Какие же виды заключений существуют?

    подытоживающее повторение;

    призыв, который может иллюстрироваться афоризмом, цитатой, поговоркой и т.д.

    интригующая концовка, в которой не все договорено до конца, а слушателям самим предлагается сделать вывод;

    обращение к аудитории;

    тактический способ, намечающий выход из сложившейся ситуации с помощью называемых конкретных действий (этот вариант считается одним из наиболее эффективных в агитационной речи);

    иллюстративная концовка, включающая развернутую метафору, притчу, аллегорию.

Вариантов произнесения заключения существует много, но необходимо выбрать тот, который соответствовал бы типу и жанру речи, стилистике предыдущей части, характеру аудитории и самого оратора а, самое главное, способствовал бы реализации цели, поставленной им.Произнося заключение, необходимо помнить, что нельзя заканчивать речь и тут же возвращаться к недосказанному: «Ах, да, я еще хотел сказать, что… ». Так же, как и во вступлении, не рекомендуется извиняться: «Извините, я, по-видимому, утомил вас излишне долгими разговорами…» . Нежелательно заканчивать выступление шуткой, особенно если обсуждались серьезные проблемы, так как в этом случае у аудитории останется ощущение легкости и несерьезности происходящего. Нельзя оставлять у слушателей ощущение безысходности, даже если в самом выступлении говорилось о серьезных и трудно решаемых проблемах. Обязательно нужно показать возможность выхода из создавшегося положения, наметить перспективы. Завершать выступление нужно на оптимистической ноте.И, наконец, невозможно оставить речь без заключения вообще. Опыт показывает, что очень часто даже самые внимательные слушатели после окончания выступления самостоятельно не могут сформулировать поставленных проблем, выделить главное.Как же привлечь внимание аудитории и удержать его на протяжении всей речи?В самом начале речи необходимо сделать паузу, дать возможность успокоиться самому и сосредоточиться аудитории. Кроме того, эти несколько секунд нужны, чтобы слушатели составили о выступающем самое первое впечатление. Если нет ни кафедры, ни трибуны, ни стола, говорящему лучше встать прямо перед ними, на расстоянии 2-3 метров от первого ряда. Такое расположение выступающего даже предпочтительнее. Во время начальной паузы оратору необходимо установить зрительный контакт с аудиторией, то есть обвести взглядом собравшихся, посмотреть им в глаза. Установившийся визуальный контакт нельзя терять ни на минуту. Вот в чем одна из причин того, что написанный текст нельзя читать: даже если читающий время от времени поднимает глаза на слушателей, зрительный контакт с аудиторией постоянно прерывается.Но овладеть вниманием мало, главное – удержать его на протяжении всей речи. Что будет способствовать поддержанию внимания на всем протяжении речи?

    Логически стройное изложение материала.

    Сохранение интригующих моментов, затронутых во вступлении, или наличие «конфликтов» в речи, о которых было объявлено во вступлении.

    Обращение к разнообразным средствам наглядности: ярким примерам для подтверждения теоретических положений, диаграммам, запоминающимся метафорам и сравнениям, аналогиям.

    Речевая динамичность выступления, которая предполагает использование интонационных и голосовых средств (пауз, повышений и понижений голоса, изменение его громкости, темпа речи, изменение логического ударения и т.п.), а также кинетической (двигательной) системы общения (взгляда, мимики, жестов, телодвижений, положения в пространстве).

    Использование языковых средств поддержания внимания: обращений к аудитории, повторов, риторических вопросов.

    Диалогизация всей речи (выступление построено в форме вопросов и ответов самого же оратора, слушатели вовлечены в мысленный диалог с говорящим).

    Использование кратких отвлечений от темы, юмора для активизации внимания аудитории.

    Лаконичность выступления не в ущерб содержательной стороне.

Тема № 4

Искусство привлекать сторонников

Сфера общения, связанная с политикой, предполагает, что один человек, каким бы сверхталантливым он ни был, не в состоянии реализовать свои планы и самореализоваться как правящий политик, если у него не будет сильной команды сподвижников и огромной армии сторонников, поэтому задача разъяснения и распространения своих идей, привлечения на свою сторону как можно большего числа людей – это задача, которая стоит перед каждым политиком и каждым политическим объединением. А это значит, что умение агитировать для политика – это основа основ.

Каковы же особенности и цели агитационной речи?

Агитационную речь от других видов речей отличает, прежде всего, то, что она всегда направлена на побуждение к действию. Агитационная речь воздействует на слушателя так, чтобы агитируемый почувствовал потребность сделать то, о чем его просит агитатор.

Это возможно только тогда, когда

    у обоих участников процесса агитации есть что-то, их объединяющее;

    цели каждого и их установки не противоречат друг другу;

    агитатор пользуется доверием агитируемого.

В самом общем виде главная цель агитационной речи состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения, поэтому задача агитатора состоит в том, чтобы

    найти то, что изначально объединяет агитатора и агитируемого;

    развить и укрепить общее между ними;

    заинтересовать агитируемого в ценностях конкретной политической организации;

    проинформировать его относительно деятельности этой организации;

    заинтересовать его в приобщении к деятельности этой организации;

    организовать агитируемого поддержать данную политическую организацию участием в конкретных политических акциях.

Как это сделать?

Прежде всего – установить и упрочить коммуникативный контакт с человеком, чтобы понять, стоит ли его агитировать, а если да, то подготовить почву для этого.

Соответственно агитационная речь должна содержать

    необходимые для агитации факты,

    пробуждать нужные эмоции агитируемых,

    приводить к их согласию выполнить то действие, к которому побуждает агитатор.

Прямая политическая агитация всегда апеллирует к общественному благу и гражданственности. При этом она основывается на оценке пользы и вреда для страны в целом, для каких-то определенных групп населения, к которым принадлежит данная аудитория, в частности. На основании этого агитация всегда проводится ЗА что или против чего-либо, исходя из ценностей и потребностей людей.

Основными потребностями людей, по А. Маслоу, являются потребности материального существования, в безопасности, в любви, в самореализации, в самоактуализации. Кроме того, в сотрудничестве, в понимании, в осмыслении и в идентификации себя. (А.И. Юрьев). Эти потребности являются общими для всех людей и могут различаться для тех или иных личностей лишь в иерархическом отношении.

В социальных науках принято различать универсальные ценности, групповые и индивидуальные. Универсальные ценности – это свобода, демократия, справедливость и т.д. Групповые ценности – активность, правдивость и др. Индивидуальные ценности – дружба, здоровье, слава, надежда. Все эти группы ценностей могут использоваться при агитации.

При этом необходимо иметь в виду, что агитация всегда предполагает явное или скрытое противопоставление (раньше/сейчас; сейчас/ в будущем; мы/они и т.п.) и явную оценочность (хорошо/плохо; хорошо/еще лучше; плохо/еще хуже и т.д.). Можно обращаться к тому, что если сделаешь, будет хорошо, или к тому, что если не сделаешь, будет плохо (или и к тому, и к другому одновременно). В агитационной речи нужно показать, что то, что мы сообщаем, лично касается этих конкретных людей с их понятными нам потребностями и ценностями; что то, о чем мы говорим, поможет им решить какую-то важную для каждого из них проблему.

Не менее важные средства агитации – конкретность и подтверждение слов делом, ибо «долго путь наставлений, краток и убедителен путь примеров» (Сенека). Соответственно, речь нужно связывать с тем, что делаешь сам и с тем, что делает организация, за которую ты агитируешь. Примеры в агитационной речи важно связывать с непосредственными событиями или явлениями, характерными для жизни агитируемых, приводить самые свежие, еще не потерявшие своей эмоциональной силы примеры. Кроме того, важна доходчивость примеров, то есть их яркость и доступность для понимания, популярность именно в этой аудитории.

Агитационная речь всегда воздействует не только за счет логической стороны, но и за счет эмоциональной. Агитатору обязательно нужно пробудить в слушателях те эмоции, которые помогут ему достичь цели. При этом предпочтительнее обращаться не к самим эмоциям, а к фактам, вызывающим нужные эмоции.

В то же время чрезмерно активное воздействие, повышенная экспрессивность и напор могут быть обоюдоострым оружием: сила воздействия может быть равна силе отталкивания, а не притяжения. Это вызывает защитный барьер общения и его логичное следствие – уход от общения (физический или психологический) или активное противодействие вплоть до агрессии. В результате вы достигнете противоположной цели – навсегда поселите отрицательные ассоциации с тем политическим образованием, относительно которого агитировали. А со сторонниками высокий градус эмоций в агитации также неуместен. Следовательно, «нагревайтесь» постепенно, под контролем критерия целесообразности.

Это особенно важно иметь в виду при агитации в группе слушателей, потому что в этом случае у каждого из них активизируются процессы мышления и эмоционального восприятия, более глубокая эмоциональная реакция одних передается другим, в результате у слушателей, как правило, возникает психологическое единство (как результат действия механизма психического заражения). Если агитация воспринята положительно – то положительная, если отрицательно – то резко негативная, особенно в том случае, когда именно так воспринимает речь лидер этой группы. Следовательно, при агитации важен дифференцированный подход к слушателям.

В связи с этим различают две формы агитации: прямую (открытую) и косвенную (скрытую), которые различаются и по степени ее интенсивности. Открытая агитация носит яркий наступательный характер. Она используется тогда, когда у агитатора есть полная уверенность в том, что его речь будет воспринята положительно. Если же такой твердой уверенности нет, агитацию целесообразно вести более осмотрительно, осторожно. В этом случае косвенное воздействие будет осуществляться за счет самих фактов и их интерпретации, а не за счет эмоционально подчеркнутого призыва к определенному действию. Например, можно проинформировать слушателей о Движении, собрании, акции и т.д., а далее в зависимости от реакции слушателя решать, переводить ли речь в дальнейшем в агитационную или нет. Если ваша речь была убедительна и содержала нужную информацию, ненавязчивая агитация в не меньшей степени может достичь цели.

Обратите внимание на то, что агитационная речь в любой форме не должна в начале содержать прямое выражение своей основной цели, то есть нельзя сказать: я пришел вас агитировать, я вас сейчас сагитирую и т.д. В начале речи нужно говорить о слушателях, их оценках происходящего, информировать о Движении и его целях, а только в конце – побуждать прийти на собрание Движения и присоединиться к нему. В то же время в основной части речи агитация всегда будет скрыто присутствовать, поскольку агитатор будет говорить о преимуществах Движения, его целях, идеологии и т.д.

А вот закончить агитационную речь необходимо призывом к конкретному действию и информацией обо всех условиях осуществления этого действия (если агитируете прийти на собрание – где, когда, как долго оно будет проходить, кто в нем будет принимать участие и т.д.).

При любой форме агитации агитатор должен оставаться коммуникативным лидером . Лидерство в общении, как правило, реализуется в следующем речевом поведении: он выступает инициатором общения, устанавливает и поддерживает контакт, прямо выражает свои речевые намерения, ведет беседу, руководит развитием и сменой тем, задает выясняющие и уточняющие вопросы, завершает общение и подводит его итоги. Коммуникативное лидерство, таким образом, оказывается средством структурирования общения и придания ему большей целенаправленности. Все это остается справедливым и для агитации. Соответственно, как только агитатор перестает быть коммуникативным лидером, он не справляется со своей задачей.

Такая ситуация общения предполагает повышенные требования прежде всего к личности агитатора , ибо «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит ». Прежде всего, агитатор должен быть яркой личностью, лидером, потому что только в этом случае он сможет кого-то привлечь к себе, а затем и к своей речи. Агитатором может быть только такой человек, который искренне убежден в том, что он поступает правильно, в согласии со своей совестью и что он не пожалеет о том, что агитировал за эту политическую организацию. В противном случае агитатор будет бороться прежде всего со своими внутренними психологическими проблемами и барьерами, что сделает его речь в лучшем случае недостаточно убедительной. Кроме того, агитатор должен хорошо не только знать, но и понимать то, чем и с какой целью занимается та политическая организация, за которую он агитирует, иначе он ничего не сможет толком объяснить, а значит, опять-таки не достигнет цели.

И не менее важно, чтобы агитатор владел речью, знал, что, когда, кому и для чего он говорит, умел бы сформулировать (и неоднократно переформулировать) четко и доступно любую свою мысль.

Речевые действия агитатора зависят не только от цели и содержания его речи, но и от той фазы коммуникативной ситуации, в которой происходит общение в данный момент.

Основными фазами успешной коммуникации являются

    вступление в контакт,

    упрочение взаимодействия,

    основная часть взаимодействия,

    прекращение контакта (выход из него).

В каждой фазе коммуникации складывается особый уровень взаимодействия между партнерами, который требует своих средств для привлечения и удержания внимания к речи.

Прежде всего это, конечно же, само содержание речи. Именно оно должно быть интересным и важным для слушателей, отвечать их потребностям и запросам.

Кроме того, сама форма изложения должна быть захватывающей, чтобы внимание не ослабевало. Не даром Квинтилиан подметил: «Кто охотно слушает, тот лучше понимает и легче верит».

К специальным средствам привлечения внимания относятся в первую очередь несловесные средства: жесты, мимика, расположение в пространстве, поза человека, его телодвижения, взгляд, звуки голоса, интонация, даже особенности его внешности и одежды. Это тем более важно, что чаще всего мы их используем неосознанно и они воспринимаются также на подсознательном уровне. Нужно учесть, что несловесные средства начинают «работать» еще до того, как произнесены первые слова: мы друг друга видим и сразу понимаем, хочется ли вступать с ним в общение, обоюдно ли это желание, кто в каком настроении находится и т.д. Несловесные средства сопровождают всю нашу речь и часто продолжаются после ее окончания (вспомните жесты прощания и соответствующие взгляды). Все это объясняет, почему несловесные средства мы рассматриваем в первую очередь.

В первой фазе общения – фазе установления контакта несловесные средства играют часто определяющую роль. В этой фазе каждому партнеру необходимо преодолеть барьеры незнакомости (познакомиться), нейтральности (оценить друг друга по возможности положительно) и молчания (начать говорить). И от того, кто как на кого посмотрит, улыбнется ли, сделает ли шаги навстречу, от того, какими будут жесты и мимика – от всего этого зависит, состоится ли контакт вообще и каким он будет по эмоциональной окраске.

В следующих фазах общения несловесные средства (в частности, поза, положение в пространстве, мимика и жесты) должны постоянно подтверждать внимание и интерес собеседников друг к другу и к речи каждого, но особую роль приобретает голос, его звучание и те интонации, с помощью которых передается отношение говорящего к собеседнику и предмету речи, подчеркиваются наиболее важные ее моменты. В агитационной речи интонация – это одно из важнейших средств убеждения, поэтому ей нужно уделять особое внимание в речи.

Привлекает внимание и удерживает его в течение речи также такое специальное средство, как обращение. К нему нужно проявить особую осторожность, так как именно обращение задает тональность речи и позволяет произвести отбор партнеров по общению по принципу «свой/чужой». Например, обращение «товарищ» сейчас будет говорить прежде всего о преклонном возрасте или коммунистических симпатиях того, кто так обратился. «Гражданин», скорее всего, напомнит о стражах порядка. «Братья и сестры» мы слышим преимущественно от представителей религиозных организаций. «Россияне», «Граждане России» подходит только для массовых мероприятий. В связи с этим становится ясно, что выбор правильного обращения для осуществления коммуникативного контакта – это половина успеха . В других фазах общения обращение подкрепляет, поддерживает взаимодействие и привлекает наибольшее внимание слушателя к той части высказывания, которой предшествовало обращение. Кроме того, обращение по имени – это средство проявления уважения и внимания в собеседнику, что также повышает доверие к говорящему и положительную эмоциональную оценку его личности.

Еще одним эффективным средством привлечения внимания и установления контакта является вопрос , который предполагает высокую компетентность того, к кому обращаются, в данной области знаний. И в дальнейшей речи важно время от времени использовать вопросные формы разного плана для создания диалога или хотя бы его видимости. К таким вопросным формам относятся собственно вопросы, вопросно-ответные единства, риторические вопросы и т.д. Особенно успешно и разнообразно можно использовать вопросно-ответное единство, когда оратор задает вопрос и сам на него отвечает: оно создает ситуацию непринужденного разговора со слушателями. Как и с чем нам бороться? С обстоятельствами, мешающими перестраиваться нашей жизни, с людьми, воплощающими старые, отжившие представления о том, как должно развиваться наше общество...

Не стоит пренебрегать и образными средствами речи, тем более, что «мы говорим не столько уху, сколько глазу », а значит, наша речь обязательно должна давать пищу воображению – внутреннему зрению.

В агитационной речи очень важно не только привлечь внимание, но и обеспечить ощущение общности партнеров. С этой целью мы часто используем обороты, которые подразумевают наше единство (воображаемое или реальное) в каких-либо вопросах: «Как мы с вами знаем... Как нам говорят... Мы все вместе... » и т.п. Этот компонент общения позволяет установить личные доверительные отношения, на основе которых и передаваемая информация воспринимается как личностно адресованная, ненейтральная, что особенно необходимо при агитации. Кроме того, в числе средств диалогичности можно назвать формы повелительного наклонения (подумайте, посмотрите, обратите внимание и т.д.). Таким образом, для того чтобы овладеть искусством общения в целом и в процессе агитационной речи в частности нужно учиться постоянно думать о собеседнике в процессе общения: следить за тем, понимают ли вас; стремиться предвосхитить ответную реакцию собеседника; постоянно воссоздавать их внутреннюю психологическую ситуацию по внешним признакам; заботиться о том, чтобы не создавать барьеров в общении.

Cтраница 1


Агитационная речь требует от слушателей большего, чем другие виды речи. Слушатели должны отозваться на призыв тут же, на месте, и от всей души. Их нужно заставить проникнуться доверием к вам и к тому, что вы говорите, доверием безусловным и идущим от доброй воли. Слушатели должны понять вас и преисполниться нетерпением сделать все, что вы от них хотите.  

Задача оратора в агитационной речи состоит в том, чтобы убедить своих слушателей мыслить и действовать определенным образом. Сам оратор, его действия, его слова - все помогает или, наоборот, мешает решению этой задачи. Логические и психологические доводы - частные средства, объединяющие разнообразное содержание речи и направляющие его к одной цели - вызвать соответствующий отклик у слушателя.  

Построение главной части агитационной речи нередко соответствует тому или иному плану из рекомендованных нами для информационных речей в главе X. Но обычно один из планов, подлежащих обсуждению далее, окажется наиболее целесообразным в отношении воздействия, причем планы не являются взаимоисключающими и меют только ориентировочный характер. Некоторые другие виды построений могут иногда оказаться самыим лучшими. Главное - составить себе ясный план, ведущий к цели в данном конкретном случае.  

Теоретическими рассуждениями или агитационными речами, указывал Ленин, убедить середняка нельзя - для этого ему нужен собственный опыт.  

К сожалению, статистика в агитационных речах становится объектам ошибочного или злостного применения. Во-первых, велик соблазн приводить только данные, говорящие в пользу поставленной оратором цели и оставлять без внимания все остальные. Во-вторых, (большинство статистических данных допускает различные толкования, ввиду чего может всегда служить интересам оратора.  

Статистика имеет важное значение как доказательство в агитационных речах, поскольку в последних затрагиваются сложные социальные и экономические вопросы. Статистические данные довольно убедительны я часто приводятся вместе с примерами; это делает речь более доходчивой и конкретной.  

Умозаключения о причинной зависимости более всего необходимы в агитационных речах, но и во многих речах информационного характера тоже можно встретиться с вопросами о причинах и следствиях, и оратору приходится их описывать, объяснять, перечислять. Например, он ставит себе цель объяснить вредные для здоровья результаты перегрева на солнце и каждому из них посвятить особый раздел. Или он сначала описывает следствие и затем указывает причину или ряд причин, как видно из приводимого ниже примера.  

Тем не менее перечень мотивов, составленный для применения в агитационных речах, окажется небесполезным. Каждый из этих мотивов имеет, разумеется, свою противоположность. Желание поступать честно, например, можно возбудить, вызвав отвращение к бесчестному поведению. Стремление к физическому благополучию возникает в результате изображения страданий, обусловленных слабым здоровьем.  

Приводимый здесь образец развития - один из наиболее важных и обычных в агитационной речи. Выражения удовлетворить потребность и решить проблемы часто встречаются в характеристике плана данного вида. Когда приходится отстаивать те или иные изменения или, наоборот, противостоять им, вы должны суметь доказать, 1) что существует или отсутствует потребность в переменах, или в том, чтобы недостатки были упразднены, или в том, чтоб проблема была решена. Если вы отстаиваете перемены, вам следует доказать, 2) что они удовлетворяют назревшую потребность, ликвидируют зло или решат проблему. Обычно, если вы противостоите предлагаемым изменениям, вы должны доказать, что они не удовлетворят потребности, не исправят зла или не решат вопроса.  

Четыре цели, свойственные заключению информационной речи, в одинаковой мере уместны и в заключении агитационной речи.  

Наоборот, всякое установление связей между фактами, ведущее к заключению (и поэтому каждый раздел агитационной речи), представляет логическое рассуждение. Суть в том, что некоторые планы по своей общей структуре совпадают с формой единого логического процесса, в то время как другие включают сочетания различных видов рассуждении.  

Как будет видно при обсуждении методов логической мотивировки в главе XI, значительная часть обоснований в агитационной речи представляет доводы, исходящие из аксиоматического или принципиального положения; дело обстоит именно так и не иначе, поскольку данная оценка совпадает с совокупностью везде и всюду признаваемых истин. Более того, такие истины не всегда приводятся; они считаются совер. Здесь оратор исходит из молчаливо признаваемого принципа, что демократический образ действий лучше при всех условиях.  

На виду всего мира, констатируя этот факт в своей программе, мы факел социальной революции поднимаем не в смысле только агитационной речи, - поднимаем, как новую программу, говоря всем народам Западной Европы: Вот то, что мы с вами вынесли из опыта капиталистического развития. Вот каков был капитализм, вот как он пришел к империализму, и вот та эра социальной революции, которая начинается и в которой первая роль по времени выпала на нашу долю. Мы выступим перед всеми цивилизованными странами с этим манифестом, который не будет только горячим призывом, который будет абсолютно точно обоснованным, получающимся из фактов, всеми социалистическими партиями признаваемых. Тем яснее будет противоречие между тактикой этих партий, теперь изменивших социализму, и теми теоретическими предпосылками, которые все мы разделяем, которые в плоть и кровь каждого сознательного рабочего перешли: развитие капитализма и переход его в империализм. Мы должны поэтому это основное повторить, чтобы тем яснее показать трудящимся массам Западной Европы, в чем обвиняют их руководителей.  

Вступительные стадии, планирование главной части и заключения будут подвергнуты детальному обсуждению в главе X о плане информационной речи и в главе XII о плане агитационной речи. Здесь мы заняты только вопросами конспекта.  

Что бы ни было избрано вами во вступительной части речи, к - каким бы убедительным планам и методам вы ни прибегали, каковы бы ни были ваши завершающие призывы - все следует развивать в соответствии с той определенной реакцией аудитории, к которой вы стремитесь. В агитационной речи приходится иметь дело не только с фактами и мнениями, но и с вопросами, затрагивающими поведение и порой глубоко затаенные желания слушателей. Поэтому ключ успеха в том, насколько приемлемы ваши идеи, планы и методы. Решение вопроса, на каком совете из изложенных в данной главе следует остановиться в каждом отдельном случае, зависит не от первого впечатления, не от того, как хорошо он выглядит на бумаге, а от того, поможет ли данный совет завоевать внимание и покорить сердца слушателей. Развивая аргументацию, не забывайте, что избранные вами приемы должны вызвать чувство уважения к вам и удовлетворить все требования пытливой критики слушателя по окончании речи.  

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь