Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Существует немало способов классификации голоса. Наиболее широко распространена классификация голосов по их диапазону. Здесь также имеется много разновидностей, но основными считаются следующие:

Сопрано – диапазон: с 1 -с 3

Например: Галина Вишневская, Тамара Синявская, Белла Руденко, Анна Нетребко, Рене Флеминг (Америка), Чечилия Бартоли, Рената Тебальди,

Драматический тенор Мощный, эмоциональный полный теноровый голос с большим количеством выносливости, Джон Викерс - хороший пример. Драматический баритон Полный, внушительный, мощный, хороший пример - Брин Терфель. Это всего лишь несколько классификаций, которые подразделяются на подклассы, охватывающие все типы вокального диапазона и тона.

Все ссылки открываются в новом окне. Сайт со статьями о двух основных подходах к обучению мальчиков, чьи голоса меняются, в том числе информация по-разному меняется голос мальчиков и советы по выбору музыки для подростков, направленные на хоровое сообщество и голос учителей. Расширение вокального диапазона Часть 1 - Неклассический подход Джинни Девы.

Меццо-сопрано – диапазон: а-а 2

Например: Фьоренца Коссотто, Джульетта Симионато, Стивенс Райз (Америка)

Контральто – диапазон: g-f 2

Например: Валентина Левко, Евгения Сегенюк, Биляна Ковач (Черногория), Кэтлин Ферриер (Англия)

Тенор – диапазон: d-a 1

Например: Пласидо Доминго, Энрико Карузо, Джон Викерс (Канада), Владислав Пьявко, Николай Гедда, Лучано Паваротти, Рамон Варгас, Хосе Каррера, Марио Ланца.

Расширение вокального диапазона Часть 2 - Неклассический подход Джинни Девы. Расширение вокального диапазона Часть 3 - Неклассический подход Джинни Девы. Денежные заметки Документация элитного пения, проект документации по сбору исследовательских данных, призванный количественно оценить некоторые из измеряемых аспектов пения голоса.

Определения голоса и диапазоны Цель уточнения значений и использования названий, присвоенных высоким мужским голосам. Продолжайте читать, чтобы узнать, как узнать, каков ваш тип голоса. Сопрано, меццо-сопрано, контральто, контртенор, тенор, баритон или бас; все, что вам нужно знать, находится в этом посте.

Баритон – диапазон: G-g 1

Например: Лео Нуччи, Сэмюэль Рэми, Тито Гобби, Дмитрий Хворостовский, Муслим Магомаев.

Бас – диапазон: E-e 1

Например: Борис Гмыря, Александр Ведерников, Борис Христов, Максим Михайлов

Тип голоса определяется тесситурой, в которой он проявляет свои наилучшие свойства. Певческие голоса условно подразделяют на драматические и лирические, а также лирико-драматические, при наличии свойств обоих разновидностей. Эти различия в звучании голоса прежде всего имеют отношение к тембру.

Характеристики - переменные в определении типа голоса

Выяснение типа вашего голоса - это не только вопрос о вашем вокальном диапазоне, но и в разных характеристиках. Все вместе ваш тип голоса является результатом следующих голосовых переменных. Это потому, что много раз телосложение определяет, какие роли оперные певцы собираются на прослушивание. Если вы поете в хоре или слушаете уроки голоса, вы, вероятно, уже были классифицированы как сопрано, меццо-сопрано или контральто, если вы женщина, и контртенор, тенор, баритон или бас, если вы мужчина. Но действительно ли вы уверены, что вас классифицировали правильно?

Говоря о драматическом сопрано, мы вспоминаем голос Марии Каллас, Галины Вишневской, Джесси Норман, Любови Казарновской.

К драматическим тенорам относятся Энрико Карузо, Николай Фигнер, Владислав Пьявко, Владимир Атлантов.

Драматические баритоны: Сергей Лейферкус, Титта Руффо и другие.

Лирический голос имеет меньшую плотность, он более лёгкий, более светлый по тембру, мягкий, романтичный, чувственный. Этот голос хорошо передаёт мягкую любовную лирику, светлые чувства и переживания. Лирические голоса лучше звучат в верхней тесситуре, для драматических наиболее выигрышна середина. Пожалуй, драматический голос более выразителен, однако, лирические голоса обычно более популярны.

Проверьте свой голос в соответствии со следующими спецификациями.

Сопрано - самый высокий женский голос. У всех сопрано есть способность спеть высшие ноты с легкостью. Широко распространено мнение, что чем выше певец может петь, тем лучше певец. Это не может быть дальше от истины, поскольку диапазон определяется нашим физическим состоянием и размером голосовых связок, а не тем, насколько мы профессиональны.


Когда сопрано разделяется пополам, она будет петь нижнюю мелодию, поскольку ее тембр темнее и тессутура ниже, чем сопрано.

Из лирических теноров хорошо известны Луччано Паваротти, Николай Гедда, Иван Семёнович Козловский, из баритонов можно упомянуть Дмитрия Хворостовского, Муслима Магомаева. Прекрасным лирическим сопрано обладали Мария Биешу, Тамара Милашкина, Рената Скотто, Антонина Нежданова.

Есть также голоса, в которых гармонично объединены оба типа тембровой окраски. Их называют лирико-драматическими. К известным представителям таких голосов можно отнести из мужских голосов Владимира Атлантова, Пласидо Доминго, Энрико Карузо (тенора). Из женских голосов можно назвать Марию Каллас , Джоан Сазерленд (Австралия), Монсеррат Кабалье, Анну Нетребко , которая сначала приобрела известность, как лирическое сопрано, но после рождения сына голос претерпел изменения и певице стал доступен репертуар драматического сопрано.

Хотя в опере меццо-сопрано чаще всего занимают вспомогательные роли и роли в брюках, т.е. мужские роли, есть заметные исключения, подобные Кармену и Розине в Севильском цирюльнике, где примадонна - меццо-сопрано.


В хоре контральто обычно знают как альт и поют вспомогательную мелодию сопрано. Это не означает, что контральтос не так важен.

Напротив, потому что истинные альты трудно найти, у настоящего альто больше шансов на соло-носителя, чем на сопрано. Но, к сожалению, она еще не была обнаружена. Эта практика может быть очень вредной, особенно для молодых девушек, которые напрягают свои голоса, чтобы петь ниже, чем они могут, и могут нанести необратимый ущерб. Директор, возможно, не будет счастлив сделать это, поскольку у хоров обычно больше сопрано, чем у альтов, но настаивают на том, что они, по крайней мере, проверяют вас.

3.Понятия: «диапазон» и «тесситура».

Понятие «диапазон» обычно не вызывает сложностей с определением. Обычно под этим термином подразумевают высотный диапазон, то есть область колебаний, которые создаются голосовыми связками. При этом надо уточнить, что если речь идёт о вокальном диапазоне, то имеются в виду лишь те колебания, которые вызывают музыкальные звуки, а не какие-либо другие.

Если вы думаете, что можете быть контртенором, прочитайте мой пост, чтобы узнать, действительно ли вы являетесь контртенором или, вместо этого, фальсистом.


Контртенор - самый редкий из всех типов голоса. Контртенором является певец мужского пола, который может петь так высоко, как сопрано или меццо-сопрано, используя естественный резонанс головы.

Хотя чрезвычайно уникальный, контратенор не является оперным типом голоса, так как исторически это были кастраты, которые были бы выбраны для женских оперных ролей - женщине не нравилось петь в опере. Вместо этого контртенеры пользовались популярностью в религиозных хорах, где женщинам также не разрешалось участвовать.

Считается, что диапазон певца должен включать в себя не менее двух октав. Обычно в самых крайних точках диапазона, как вверху, так и внизу, голос звучит уже не так легко, появляется напряжённость, ухудшается качество звука. Поэтому в добавление к двум основным, активным октавам, в которых голос звучит мощно, ровно, без напряжения, добавляется «запасная» терция сверху и снизу, что в сумме будет составлять уже почти три октавы. Эти октавы у каждого голоса расположены на разной высоте, в зависимости от его классификации (см.«Классификация певческих голосов»).




Тенор - это самый высокий мужской тип голоса, который вы найдете в типичном хоре. Первая причина заключается в том, что в хорах не так много людей, которые поют в хорах. Вторая причина заключается в том, что большинство мужчин, певцов или нет, подпадают под тип голоса баритона. Многие баритоны будут пытаться использовать эту технику для классификации как тенор, а некоторые будут успешными; вы узнаете, кто они из-за красных лиц, пытаясь спеть высокие ноты в мелодической линии тенор. 🙂.

Понятие «Тесситура» относится к произведению, а не к голосу. Этим словом определяется высота подавляющего большинства нот в произведении по отношению к голосу (а точнее, к крайним участкам этого голоса) предполагаемого солиста.

Если солисту долго придётся петь на «верхушках», или, наоборот, на крайних низах своего голоса, то голос при этом будет уставать, то это означает, что тесситура для данного голоса слишком высокая (или низкая) и лучше в таком случае изменить тональность произведения.

Типы детских голосов




Баритон - самый распространенный тип мужского голоса. Хотя общий, баритон совсем не обычный. Напротив, вес и сила его голоса придают баритону очень мужественное чувство, то, что в опере используется в роли генералов и, прежде всего, дворян. Дон Джованни, Фигаро, Риголетто и Набукко - все баритоны.

В хоре баритон никогда не узнает подробности своего голоса, так как ему придется петь либо с тенор, либо с басами. Большинство баритонов с высокой тесситурой предпочитают петь с тенорами и, соответственно, те, у которых нижняя тесситура петь с басами.

Для голоса певца родной будет та тесситура, в которой он поёт легко, без напряжения. Можно также сказать, что тесситура – это высотный диапазон мелодии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Если вы поете тенор и не можете достичь высших нот с легкостью или поют бас и не можете достичь нижних нот естественно, вы, скорее всего, баритон, и вы не должны беспокоиться об этом. Пусть ваши коллеги-певцы помогут.


Бас - самый низкий мужской тип голоса, и, таким образом, бас поет самые низкие ноты, доступные по-человечески.

С каждой крайностью трудно найти истинных басов, и это почти невозможно в более молодые времена, когда мужские тела все еще развиваются. Хотя в басах хора могут быть довольно монотонные мелодические линии, в опере у них есть большой выбор ролей на выбор. Басы используются как злодеи и другие темные персонажи, смешные баффы и роли комиксов, драматические принцы, благородные отцы героинь, пожилые священники и многое другое.

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Существует множество систем классификации певческих голосов. Некоторые из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь; другие -- насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца; и др.

Поющие голоса и вокализации отличаются от пола в женском и мужском голосах, за исключением нескольких исключений. Соответствующие гендерные вокальные настройки отличаются шириной тональной полосы, но не являются фиксированными и непреодолимыми ограничениями. Кроме того, есть пение голоса.

Обучение и обучение человеческому голосу за умелую песню - это длительный и интенсивный процесс. Монтсеррат Кабалье тренировал погружение в своем бассейне в течение четырех минут, чтобы укрепить свои легкие. Во многих частях Италии женщинам не разрешалось публично выступать. Вот почему они использовали «обработанных» мужчин и мальчиков, которые пели эти женские голоса и скользнули в так называемые «рок-роли». Они кастрировали мальчиков в раннем возрасте, смогли начать свое вокальное обучение очень рано и не должны были ожидать изменения вокальной системы из-за сильного разрыва в их голосах.

Чаще всего используется классификация, учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, получается множество разновидностей. Каждая группа голосов делится на более узкие подразделения

Сопрано -- высокий

Колоратурное

Лирико-колоратурное

Большую часть времени родители решили обрезать своих сыновей в надежде получить экономические выгоды для семьи через певческую карьеру своего сына. Этот расчет произошел только в редких случаях. Голоса Фальсета и контртеносы - это женские голоса, голоса которых не кастрированы.

Сопран - самый популярный женский голос, поэтому различие в ролях варьируется в лирике, юном драматическом, драматическом, очень драматическом и цветном опране. Меццосопран - средний женский голос между сопрано и альтом. Один различает лирический, драматический и цветной мезосопран. Старый использовал средний шаг женщин, сегодня это глубокий женский голос, сравнимый с мужским басом.

Лирическое

Лирико-драматическое

Драматическое

Меццо-сопрано (средний)

Высокое (лирическое)

Низкое (драматическое)

Контральто (низкий)

Как сопрано в женщинах, тенор является самым популярным мужским голосом. Теноры сочетают голова и сундуки. Баритон - это голос среднего человека и лежит между тенор и басом. Если баритон переходит на бас, это называется баритовым баритоном. Есть лирические, кавалерийские, героические, характерные баритоны. Фальцет - это высокий мужской голос, чистый голосовой голос.

Это самый высокий мужской голос. Это достигается головами и фальцетом. Контртенеры поют голоса, которые раньше были кастратами. Племянники пели сопрано или альт, так высокие женские голоса. Эти «промахи» сыграли важную роль в операх века; некоторые из них стали очень известными.

Тенор (высокий)

Лирический (di grazia)

Меццо-характерный (spinto)

Драматический (di forza)

Баритон (средний)

Тенор-Баритон

Лирический

В дополнение к сольным ариям голосов, музыкальное выражение становится особенно красивым, когда разные голоса представлены в общих ариях и выступлениях. Выдающаяся редкая комбинация тенор и альт в «Луизе Миллер» Верди. Существует одна опера с только женскими голосами: Джакомо Пуччини, «Суор Анжелика». Колоратура, особенно сопрано, является неотъемлемой частью итальянских опер. Следует различать виртуозную и драматическую колоратуру. Первое - это индивидуальное представление вокальных и вокальных способностей певца, а второе - выражение роли в роли и композиции, Такие, как «попадание в безумие».

Драматический

Бас (низкий)

Высокий (cantanto)

Центральный

Низкий (profundo)

Существует также категория певцов-мужчин, поющих в диапазоне женского голоса. Этот тип голосов редок, но до сих пор используется, в основном, в опере. В музыке барокко многие роли были написаны для кастратов -- певцов мужского пола, которым в мальчишеском возрасте была сделана операция кастрации для сохранения высокого, как у женщины, голоса. В современном вокальном исполнительстве эти роли может исполнять контратенор (певец, владеющий развитой техникой пения фальцетом).

Какие виды бывают?

В голосе сопрано есть вокальная часть сонара цветуты. Агнес Балтза, Сесилия Бартоли, Тереса Берганса, Грейс Бамбри, Мэрилин Хорн, Мария Фелишия Малибран, Марта Модл. Этторе Бастианини, Ренато Брасон, Владимир Черноу, Дитрих Фишер-Дискау, Тито Гобби, Херманн Прей.

Елена Обрашова, Мариан Андерсон, Габриэлла Бесанзони. Хосе ван Дам, Николая Гьяурова, Руджеро Раймонди, Федора Шалапина. Франческо Бернарди, Карло Броши, Гаэтано Майорано, Джованни Карестини, Джамбаттиста Веллути. Человеческий слуховой диапазон примерно в диапазоне от 20 Гц до 000 Гц, что соответствует примерно 10 октавам. Для сравнения, диапазон зрения составляет всего около одной октавы.

Голос профессионального оперного певца -- это две октавы полноценного однородного звучания со сглаженными регистровыми переходами. Кроме того, предполагается вверху и внизу диапазона некий «запас» возможностей примерно в пределах терции для более свободного взятия, удобства и естественности при исполнении предельных нот.

По словам Владимира Маторина, в оперном мире существует поговорка: «Басы -- пьяницы, баритоны -- бабники, тенора -- дураки!»

Все звуки, которые можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте, бывают высокими, средними и низкими. Музыканты, когда говорят о высоте звуков, пользуются термином «регистр», подразумевая целые группы высоких, средних или низких звуков.

В глобальном смысле женские голоса поют звуки высокого или «верхнего» регистра, детские голоса - звуки регистра среднего, а мужские - звуки низкого или «нижнего» регистра. Но это верно лишь отчасти, на самом деле всё гораздо интереснее. Внутри каждой из групп голосов и даже внутри диапазона каждого отдельного голоса тоже есть разделение на высокий, средний и низкий регистр.

Так, например, высоким мужским голосом является тенор, средним - баритон, а низким - бас. Или, ещё пример, у певиц самый высокий голос - сопрано, средний голос вокалисток - это меццо-сопрано, а низкий - контральто. Окончательно усвоить разделение мужских и женских, ну заодно и детских голосов на высокие и низкие, вам поможет вот эта табличка:

Если говорить о регистрах какого-либо одного голоса, то у каждого из них есть и низкие звуки и высокие. Например, тенор поёт и низкие грудные звуки, и звуки высокие фальцетные, не доступные басам или баритонам.

Итак, основные виды женских певческих голосов - это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Они различаются, прежде всего, диапазоном, а также тембровой окраской. К числу тембровых свойств можно отнести, например, такие, как прозрачность, лёгкость или, наоборот, насыщенность, сила голоса.

Сопрано - женский самый высокий певческий голос, его обычный диапазон - две октавы (целиком первая и вторая октава). В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом. Если говорить о художественных образах, то лучше всего высокий голос характеризует молодую девушку или какого-нибудь фантастического персонажа (например, фею).

Сопрано по характеру звучания разделяют на лирическое и драматическое - вы и сами легко можете представить себе, что партии девушки очень нежной и девушки сильно страстной не может исполнять одна и та же исполнительница. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами и фиоритурами в своём высоком регистре, то такое сопрано называют колоратурным.

Контральто - уже говорилось о том, что это самый низкий из женских голосов, притом очень красивый, бархатный, к тому же и очень редкий (в некоторых оперных театрах нет ни одного контральто). Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков.

Ниже приводится табличка, в которой называются примеры оперных партий, которые часто исполняют те или иные женские певческие голоса:

Основных мужских голоса всего три - это тенор, бас и баритон. Тенор из них самый высокий, его высотный диапазон - ноты малой и первой октав. По аналогии с тембром сопрано, исполнителей, обладающих этим тембром, разделяют на теноров драматических и теноров лирических. Кроме того, иногда упоминают такую разновидность певцов, как «характерный» тенор. «Характер» ему придаётся каким-нибудь фоническим эффектом - например, серебристостью или дребезжанием. Характерный тенор просто незаменим там, где требуется создать образ седовласого старика-старца или какого-нибудь хитреца-пройдохи.

Баритон - этот голос отличается своей мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Диапазон звуков, которые может спеть баритон, заключается в пределах ля большой октавы до ля первой октавы. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы.

Бас - голос самый низкий, может петь звуки от фа большой октавы до фа первой. Басы бывают разные: одни раскатистые, «гудящие», «колокольные», другие жёсткие и очень «графичные». Соответственно и партии персонажей для басов отличаются разнообразием: это и героические, и «отцовские», и аскетические, и даже комические образы.

Наверное, вам интересно узнать, какой же из мужских певческих голосов самый-самый низкий? Это бас-профундо, иногда певцов с таким голосом называют также октавистами, так как они «берут» низкие ноты из контроктавы. Кстати, мы ещё не упомянули о самом высоком мужском голосе - это тенор-альтино или контртенор, который совершенно спокойно поёт почти женским голосом и с лёгкостью достигает высоких нот второй октавы.

Как и в предыдущем случае, мужские певческие голоса с примерами их оперных партий отображены в табличке:

В 1928 году профессор Е. Н. Малютин организовал при Московской консерватории первую лабораторию экспериментальной фонетики и фониатрии. Современные фониатрические кабинеты оснащены оборудованием для микроларингоскопии, ларингостробоскопии, фиброларингоскопии, спектрального анализа голоса, микрохирургии гортани. В этих кабинетах осуществляются диспансерное наблюдение и лечение лиц вокальных и речевых профессий, отбор поступающих в консерватории, музыкальные и театральные училища. Врачи отоларингологи-фониатры работают в крупных оперных театрах, консерваториях. В г. Куйбышеве фониатрические кабинеты функционируют в областной больнице им. М. И. Калинина и в нашей клинике.

Какое наслаждение испытываем мы, слушая хорошее пение, особенно классический оперный репертуар, задушевные романсы, русские народные песни, бравурные неаполитанские песни! Очень сильное эмоциональное воздействие на человека оказывает опера -- основной жанр музыкального театра. Ведь в ней объединены вокально-инструментальная музыка, драматургия, изобразительное искусство и нередко хореография. Богатство и разнообразие художественных средств, воздействующих на слушателей-зрителей, способствует формированию у них нравственности, высоких моральных качеств и прежде всего милосердия, столь необходимого в нашей врачебной профессии.

Как готовящиеся стать врачами, так и сами врачи должны бывать в опере, знать классический оперный репертуар, иметь представление о певческом голосе.

Певческий голос характеризуется более широким диапазоном по сравнению с разговорной речью. Если диапазон разговорного голоса не более одной октавы (от 4 до 6 тонов), то диапазон певческого -- две октавы, а иногда и более. В 1960 году мне. довелось присутствовать на концерте знаменитой перуанской певицы, талантливой киноактрисы и очень красивой женщины Имы Сумак, обладавшей голосом необыкновенно широкого диапазона -- в четыре октавы. Пение Имы Сумак глубоко народно. Она дочь одного из вождей индейского племени инков. В прошлом инки были могущественным народом с высоко развитой культурой. Жили они в Андах, на территории современных государств Перу, Боливии, Эквадора и Чили. Нынешние потомкн инков сохранили древние обычаи, богатый фольклор. экзотическую музыку и мелодичные песни. Они-то и приобрели особо яркое звучание в исполнении Имы Сумак. Можно полностью согласиться с одной из латиноамериканских газет, которая писала об этой феноменальной певице: когда Има Сумак, чей голос, кажется, идет из глубины океана и достигает высочайших вершин Андов, исполняет свои песни, она великолепно передает всю гамму человеческих переживаний от любви до ненависти.

В пении различают грудной звук (грудной регистр) и фальцет (головной или фальцетный регистр). Как уже говорилось, в образовании звука главную роль играют поперечные колебания голосовых складок -- кнутри и кнаружи. Именно они в полном объеме имеют место при грудном регистре. При фальцетном регистре голосовые складки расслабляются, колеблются лишь их края; голосовая щель закрыта не полностью, имеет эллипсоидную форму. Фальцет (от итальянского слова falso -- ложный) -- способ формирования высоких звуков, превышающих по частоте естественный грудной регистр.

Высота голоса человека зависит в основном от частоты колебаний голосовых складок, а это в свою очередь зависит от их длины, ширины, упругости и натяжения. Последнее осуществляется перстнещитовидной мышцей, которая особенно развита у певцов-профессионалов и которую Н. П. Симановский метко назвал музыкальной мышцей, поскольку она действует как колок у скрипки: при своем сокращении наклоняет кпереди щитовидный хрящ, приближает его к перстневидному и тем самым обеспечивает натяжение голосовых складок. Эта мышца играет важную роль в образовании фальцетного звука.

Тембр, или окраска, -- важнейшее качество и выразительное средство голоса, особенно певческого. Характеризуя тембр, обычно определяют его как "приятный", "мелодический", "металлический", "глухой", "мягкий" и т. д. Формируется тембр благодаря сопутствующим основному тону призвукам -- обертонам (гармоникам). Они возникают как в голосовой щели при колебаниях голосовых складок, так и при прохождении звука через резонаторные полости (обертоны "надставной трубы"). При этом различают постоянный и подвижной (меняющийся) типы резонаторов. К резонаторам постоянного типа относится, например, твердое небо, крутизна которого, как и форма других резонаторов этого типа, имеет индивидуальные особенности, что во многом определяет различный характер тембра голоса. Подвижной тип резонаторов обеспечивает возможность изменения тембра в процессе пения или речи и наряду с изменением высоты и силы голоса используется для выражения эмоций певцом, драматическим актером, лектором. Хотя тембр в значительной мере природное качество, однако он может быть улучшен посредством специальных упражнений для голоса.

Основой классификации певческого голоса является его высота. Среди мужских голосов различают бас, баритон и тенор, среди женских -- контральто, меццо-сопрано и сопрано. В этих видах голосов выделяют определенные подвиды. При установлении вида певческого голоса наибольшее значение придается длине и ширине голосовых складок. Самые длинные и широкие они у баса (длина 24--25 мм, ширина 3--4 мм), самые короткие и узкие у сопрано (длина 14--19 мм, ширина 1,5--2 мм). Размеры складок устанавливают при непрямой ларингоскопии, используя для большей точности гортанное зеркало, градуированное в миллиметрах.

Basso profundo отличает густое, мощное звучание низких нот (очень низкие, так называемые басы-октависты особенно красиво звучат в хорах). Пример: партия "Кончака" в опере А. П. Бородина "Князь Игорь" в исполнении М. Д. Михайлова.

Basso contante более подвижен, у него звучные верхние ноты, яркий центральный участок диапазона. Примеры: партии Ивана Сусанина в опере "Жизнь за царя" М. И. Глинки, Гремина в опере П. И. Чайковского "Евгений Онегин", Бориса Годунова в одноименной опере М. П. Мусоргского; исполнители Ф. И. Шаляпин, М. О. Рейзен, А. П. Огнивцев, Е. Е. Нестеренко.

Баритон занимает среднее положение между басом и тенором, диапазон от А ("ля" большой октавы) до а1 ("ля" первой октавы). Подразделяется на драматический и лирический.

У драматического баритона наиболее звучны низкие тоны. Примеры: партии князя Игоря в одноименной опере А. П. Бороднна, Томского в опере П. И. Чайковского "Пиковая дама" с его известной песенкой "Если б милые девицы..." на стихи Г. Р. Державина "Шуточное желание", в которых нет нн одной буквы "р"; исполнители Титта Руффо, П. 3. Андреев, А. И. Батурин, А. П. Иванов.

Лирический баритон обладает более мягким тембром, верхние ноты у него звучнее низких. Примеры: партии Жермона в "Травиате" Дж. Верди, Евгения Онегина в одноименной опере П. И. Чайковского, Роберта в "Иоланте" П. И. Чайковского; исполнители: С. И. Мигай, П. М. Норцов, П. Г. Лисициан, А. Я. Пономаренко.

Тенор -- высокий мужской голос, его диапазон составляет от c ("до" малой октавы) до с-2 ("до" второй октавы). Подразделяется на два основных подвида: драматический и лирический. Драматический отличается горячим, ярким тембром, сильным звуком, особенно на верхних нотах, низкие звуки достаточно густые. Примеры: партии Отелло в одноименной опере Дж. Верди. Хозе в опере Ж. Бизе "Кармен", Германа в опере "Пиковая дама" П. И. Чайковского, Садко в одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова; исполнители Энрико Карузо, И. В. Ершов. Н. К. Печковский, Марио дель Монако, В. А. Атлантов. Ю. М. Марусин.

Лирический тенор обладает мягким задушевным тембром, легкой подвижностью, на верхах красиво использует фальцет. Примеры: партии Альмавивы в опере "Севильский цирюльник" Дж. Россини, Ленского в опере П. И. Чайковского "Евгеннй Онегин", Дубровского в одноименной опере Э. Ф. Направника; исполнители Л. В. Собинов, Беньямино Джильи, С. Я. Лемешев, И. С. Козловский, Н. М. Гедда.

Иногда выделяют третий подвид -- лирико-драматический тенор, который может исполнять партии лирического и драматического репертуара. Однако вряд ли оправдано такое выделение: ведь хороший певец-тенор обычно не замыкается в рамках узкого диапазона и определенного характера партий, он способен петь весь теноровый репертуар. Знаменитого итальянского драматического тенора Энрико Карузо называли певцом с тысячью голосов. Однажды -- это было в 1918 году в Филадельфии -- он даже спел арию, предназначенную для... баса, заменив внезапно заболевшего во время представления оперы Дж. Пуччини "Богема" баса Антонио де Сегурола.

Вспоминаю замечательного ленинградского певца и великолепного актера -- ученика К. С. Станиславского Николая Константиновича Печковского, которого слушал во многих операх. Он обладал очень красивым и выразительным драматическим тенором, но наряду с партиями драматического репертуара (Отелло, Хозе, Герман) блестяще исполнял и лирическне -- например, Ленского в "Евгении Онегине", Альфреда в "Травиате". В то же время Сергей Яковлевич Лемешев, один из самых лучших лирических теноров, пел партию Германа в "Пиковой даме" и даже снимался в этой роли в кино.

Контральто -- самый низкий из женских голосов, его диапазон f ("фа" малой октавы) -- f2 ("фа" второй октавы), тембр густой, плотный, на низких нотах напоминает мужской голос. Примеры: партии Вани в "Жизни за царя" М. И. Глинки, Кончаковны в "Князе Игоре" А. П. Бородина, Зибеля в "Фаусте" Ш. Гуно; исполнители: Мария Малибран, Н. А. Обухова, В. Н. Левко.

Меццо-сопрано занимает промежуточное положение между контральто и сопрано, диапазон от а ("ля" малой октавы) до а2 ("ля" второй октавы), характеризуется мягкими, глубокими, низкими нотами. Примеры: партии Кармен в "Кармен" Ж. Бизе, Амнерис в "Аиде" Дж. Верди, Любаши в "Царской невесте" Н. А. Римского-Корсакова; исполнители: Полина Виардо, М. П. Максакова, И. К. Архипова, Е. В. Образцова, И. П. Богачева.

Драматическое сопрано отличается мощным звуком на всем диапазоне, особенно сильные верхние ноты; на низких нотах напоминает меццо-сопрано. Примеры: партии Аиды в "Аиде" Дж. Верди, Ярославны в "Князе Игоре" А. П. Бородина, Лизы в "Пиковой даме" П. И. Чайковского; исполнители Э. К. Павловская, Г. К. Держинская, Е. К. Катульская, Т. А. Милашкина.

Лирическое сопрано по силе уступает драматическому, но в звуке больше мягкости, теплоты, задушевности. Примеры: партии Татьяны в "Евгении Онегине" П. И. Чайковского, Маргариты в "Фаусте" Ш. Гуно, Микаэлы в "Кармен" Ж. Бизе; исполнители А. В. Нежданова, Е. А. Степанова, Л. И. Масленникова.

Колоратурное сопрано -- голос подвижный, гибкий, со свободными верхами, легко удаются украшения вокальной партии -- виртуозные пассажи и мелизмы (трели, форшлаги, морденты, групетто). Примеры: партии Царицы Ночи в "Волшебной флейте" Моцарта, Людмилы в "Руслане и Людмиле" М. И. Глинки, Виолетты в "Травиате" Дж. Верди; исполнители Аделина Дипковская, В. В. Барсова, И. И. Масленникова, Б. А. Руденко.

Рассмотрим некоторые особенности детского певческого голоса. Он подразделяется на низкий -- альт и высокий -- дискант.

Диапазон альта от а ("ля" малой октавы) до е2 ("ми" второй октавы), дисканта -- от с1 ("дой первой октавы) до g2 ("соль" второй октавы). Детские певческие голоса отличаются мягкостью, "серебристостью" звучания, ограниченностью силы звука. До 7 лет имеет место фальцетное (головное) звукообразование, к 13 годам -- и грудное. У мальчиков в 14--16 лет, а у девочек в 12--14 лет в связи с половым созреванием голос претерпевает мутацию, изменяются его высота, сила и тембр. Во время мутации у мальчиков голос понижается на октаву, у девочек -- на 2 тона. У девочек при первом появлении менструаций (menses) может наблюдаться "беспричинная" охриплость, кашель. Во время мутации не следует кричать громко и долго читать вслух. Занятия пением при спокойно протекающей мутации голоса допустимы, но с использованием ограниченного диапазона и непродолжительные по времени -- до получаса в день. Если же мутация протекает неблагоприятно (с выраженной охриплостью, быстрой утомляемостью голоса, сокращением его диапазона), пение должно быть прекращено.

Лица вокальных и речевых профессий -- певцы, драматические актеры, участники художественной самодеятельности, педагоги, лекторы должны соблюдать определенные правила гигиенического и санационного характера, обеспечивающие нормальное функционирование голосового аппарата. К первым относятся закаливание организма, физические упражнения, занятия спортом, укрепляющие органы дыхания, отказ от курения и употребления алкоголя, ограничение приема острой и соленой пищи. Нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности. Следует избегать неумеренной речевой нагрузки, сильно утомляющей голос. Недопустимо пение в больном состоянии, а для женщин также во время менструаций. При пении в период menses нередко возникает охриплость, голосовые складки смыкаются недостаточно, возможны кровоизлияния в них. Что касается правил санационного характера, то особенно важны своевременные врачебные консультации по поводу затруднения носового дыхания и обеспечение его восстановления, элиминация очагов инфекции в полости рта, в области верхних дыхательных путей и уха.


курсовая работа , добавлен 29.06.2009

Основы вокальных принципов. Метафизическое понимание певческого голоса. Дыхание как основа пения. Процесс дыхания, его применение на практике. Типы голосов по Мазетти. Положения мимических мышц при артикуляции. Национальные языковые особенности в пении.

дипломная работа , добавлен 20.06.2011

Творческая личность Ф. Пуленка. Кантата "Лик человеческий". Художественная концепция кантаты. Анализ поэтического текста номера "Страшна мне ночь". Музыкально-выразительные средства, вокально-хоровой анализ. Партии сопрано, альтов, теноров и басов.

реферат , добавлен 29.11.2013

Творческий портрет композитора Калинникова Виктора Сергеевича и его произведения. Краткая биография и характеристика творчества Никитина Ивана Саввича. Мелодизация голосов и полифония. Обработки народных песен. Хоры, написанные на стихи русских поэтов.

реферат , добавлен 05.06.2015

Программные аудиоредакторы, позволяющие в домашних условиях записать и качественно обработать звучание собственного голоса для создания аудиозаписи. Перечень необходимого оборудования. Типы используемых звуковых карт. Сборка домашней студии звукозаписи.

презентация , добавлен 19.06.2014

Гигиена голоса, основные недостатки начинающего певца. Некоторые правила выполнения вокальных упражнений, диафрагмальное дыхание, проверка работы дыхательных мышц. Выполнение упражнений на снятие тонуса с голоса и зажатости артикуляционного аппарата.

реферат , добавлен 11.11.2010

Определение понятия концерта, а также его специфики и классификации. Рассмотрение основных отличий сборного концерта от театрализованного. Предложение методических рекомендаций и практических программ по организации и проведению различных концертов.

контрольная работа , добавлен 07.05.2015

Выработка основных показателей певческого голосообразования и тренаж соответствующих мышц при помощи упражнений. Упражнения для освобождения скованной челюсти, способствующее расширению диапазона, помогающие непроизвольному равномерному выдоху.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь