Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

23 мая Минск посетит с концертом новый проект Михаила Турецкого — « ». Этот коллектив состоит из десяти участниц, обладательниц уникальных разновидностей тембра сопрано: от драйв-сопрано до сопрано-латино.

Накануне концерта девушки рассказали поклонникам о своих предпочтениях в моде и макияже…

Дарья Львова
, драйв-сопрано: «В повседневной жизни предпочитаю носить что-нибудь удобное, больше всего привлекает стиль casual. В моем гардеробе в большом количестве присутствуют джинсы, футболки, майки, джемпера, разнообразные толстовки. Это существенно облегчает жизнь, позволяет выглядеть стильно, но в то же время не сковывает движения, позволяя расслабиться. Я обычно хожу без макияжа. Легкий тон и румяна, этого для меня достаточно в повседневной жизни».

Следующий список может быть водоворот, учитывая субъективность категории. Действительно, выбор моих десяти любимых песен Сондхейма - это абсурдная задача «Выбор Софи». Это означает, что многие из его величайших песен слишком привязаны к тем персонажам и ситуациям, которые могут быть приятными вне этих контекстов, и поэтому не имеют права на этот список.

Особенно это касается песен из мюзиклов, которые Сондхайм написал с Джеймсом Лапином - в воскресенье в парке с Джорджем, в лесу и страстью. «Ты мог убить человека сумасшедшим». Музыка вызывает особое движение в поп-культуре, прекрасно воплощая ее, одновременно поворачивая ее на голову - в этом случае группы девушек эпохи Эндрюс Сестер.

Ольга Бровкина , колоратурное сопрано: «Предпочитаю классические и не очень брюки, совершенно разные платья, люблю искать новые возможности комбинирования своего гардероба. Люблю каблук, но не откажусь от полумужских ботинок без каблука, озорных балеток или цветных кед! Считаю, что макияж должен быть легким и натуральным и лишь подчеркивать естественность».

Лирика использует эту почти головокружительную бодрость, почти безумно веселую эстетику, чтобы разоружить слушателя в монологе, который является первым развлечением, а затем резкой и удивительно уязвимой. Прошло несколько десятилетий с тех пор, как кто-то серьезно подтолкнул мысль о том, что песни Сондхейма не мелодичны. Правда в том, что музыка Сондхейма составлена ​​для дальнейшего драматического момента, а не для того, чтобы зацепиться за поп-чарты. Этот волнующий, парящий пеан меня тает от первого меланхолического звука.

- Какой Михаил Турецкий как руководитель?

Труднее для серийных номеров, содержащих несколько персонажей, для работы вне мюзиклов, за которые они были написаны, но «Теперь ты знаешь» от «Веселого мы вместе». Это идеальная метафора, и ее богатая поэзия настроена на тотальную мелодию. Вы слышите это один раз, и вы понимаете это полностью. Послушайте его сто раз, и вам еще нужно поразмыслить. Компания представляет собой мюзикл о жизни в большом городе, и «Ещё сотня людей» захватывают этот опыт. Лирика делает это что-то вроде песни о том, как они спешат, пытаясь превозносить множество социальных событий, которые летают в столичной жизни, неоднократно подчеркивая огромное количество всего этого в титульной фразе «еще сто человек».

Евгения Фанфара , драматическое сопрано: «Постоянные переезды, гастрольная жизнь диктуют свою форму одежды, она должна быть удобной и комфортной. Что касается макияжа, мне нравится живое лицо: слегка подкрашенные реснички, ВВ-крем и блеск для губ всегда можно найти в моей косметичке».

Затем, когда идет инструментальное сопровождение, хористская часть лирики замедляется для краткого, бездыханного покоя, мерцания безмятежности, столь необходимого сна, который вы, наконец, можете найти в Манхэттене, после того, как все бары закрыты и даже пьяницы на улице споткнулись куда-то свалиться. Только Сондхейм мог написать песню, которая так занята и красива.

Лирика предлагает ездить на непреодолимо скользком склоне романтической навязчивой идеи от повседневной кофейной чашки и дневных дел, чтобы расспросить о собственном здравомыслии. Это не красиво, но бог, это мило. С таким количеством песен Сондхейма, написанных в разных музыкальных стилях, трудно идентифицировать звук Сондхейма. Песни из «Веселого мы вместе», похоже, являются хорошими кандидатами на это, потому что это шоу Сондхейма о персонажах своей эпохи, второе половина 20-го века. Если Стивен Сондхейм - моя поп-звезда, то «Не день идет» - это его бас-гитара с вершиной графика.

Тамара Мадебадзе , джаз-меццо сопрано: «Мне нравятся необычные, эксклюзивные вещи, handmade, которые часто встречаются в единичном экземпляре и зачастую вне времени и моды. Я предпочитаю обувь без каблука, но еще больше люблю ходить босиком… по песчаному берегу моря!»

Ольга Бровкина, колоратурное сопрано

Пока, когда я «Вокруг»так сладко и, казалось бы, просто, легко забыть о его происхождении. Сегодня Ловет демонов рыскает повсюду, он имеет в виду сегодня, как Суини Тодд наверху, разрезая людям горло. Такие настроения могут быть брошены трижды в бесчисленных других балладах, но страшные проливы, которые вдохновляют их в Суини Тодде, делают песню сладкой и простой да, но и с большой глубиной и целостностью.

Вот почему Нет, пока я «вокруг»встречается не как сиропообразный и сахарин, а как настоящий и чувственный. «Бродвейский ребенок» настолько непреодолимо мелодичный и причудливо остроумный, в первый раз, когда вы его слышите, вы клянетесь, что вы все это знали всю свою жизнь. Сондхеймская подкладка этих злющих, сердечных, старых пэров почти не отличается от оригинала сами песни, так же раскрывающие, под солнечным внешним видом, неустанное стремление к успеху шоу-бизнеса. Таким образом, Сондхайм дает нам песню, которая отлично работает, как кажется, и также может быть вывернута наизнанку.

Анна Королик , фолк-сопрано: «Знать, какие вещи «в тренде», какие модные новинки появились, помогает одеваться со вкусом, быть всегда разной и стильной, менять имидж. Естественная красота, подчеркнутая легким макияжем, на мой взгляд, в этом сила молодой девушки!»

Виктория Вуд , лирическое сопрано: «У меня любимый стиль — smart casual. Мне очень нравится это сочетание — удобные вещи на каждый день вместе со строгими элегантными вещами».

- Программа может меняться от концерта к концерту?

Вы наслаждаетесь этим широким появлением этого количества, в то же время думая о том, что говорит о ее жизни, что она делает это, а это заставляет вас наслаждаться ею, делая это еще больше. Песня была настолько распространена в популярной культуре, что когда Крусти Клоун исполнил ее на «Симпсонах», миллионы американских детей школьного возраста не подумали: «Что это за странная, сложная Сондхейм, не знакомая моим молодым ушам?» а скорее: «О, этот старый каштан». И причина ясна. Многие авторы песен идут на яремную силу, но Сондхейм идет туда, когда он является неотъемлемой частью рассказа, который он рассказывает, и это имеет значение.

Валерия Девятова , соул-сопрано: «Бывает, душа просит праздника, и тогда я наряжаюсь без повода, просто для себя. Я отдаю предпочтение удобной обуви, но, если такая обувь на каблуках, то это двойное удовольствие! Потому что любая женщина, одевая каблуки, чувствует себя красивее и лучше».

Евгения Фанфара, драматическое сопрано

Все более раннее начало полового созревания перестраивает легендарный хор мальчиков в Лейпциге. Хор хора Томаса, слева: Фрэнк Бонсонг-Сеговия, сопрано, 12; Максимилиан Хохманн, тенор, 16; Драган Лаутеншлягер, альт, 11; Клаудио Гемса, бас, 16; Клавдий Пильц, альт, 11; и Пол Фогель, тенор.

Школьница и обед, но перед репетициями досуга, сопрано и альты хора Св. Томаса в Лейпциге, Германия, пытались осваивать свои скейтборды, в то время как тенор и басы целовали своих подруг и писались. Среди них ходил учитель латынь и хор, Торалф Шульце, каждый из которых анализировал интимность тренера, называя возрастом, когда голос каждого хориста ломался и как долго он сидел, прежде чем снова спеть с хором.

Ивета Рогова , сопрано-латино: «В повседневной жизни я одеваюсь спортивно, лаконично и удобно. Комфорт и удобство на первом месте. За модой особо не слежу. Скажу больше — равнодушна. Предпочитаю одевать то, что идет лично мне, даже если это вне современных тенденций. Кроссовки, ботинки, кеды — мой стиль. В обыденной жизни отдаю должное хорошей туши и ВВ-крему. Помадами и тенями не пользуюсь вообще».

Томас и побывать в государственной школе поблизости. Шульце вошел в общежитие мальчиков, назвал «выпускником», и поднялся по лестнице, протягивая руку красивому молодому басу. Адриан, - сказал Шульце, с облегчением улыбаясь. Он был. Половое зрение всегда важно, неудобно и горько, но, возможно, нигде больше, чем здесь. С тех пор хор стал чем-то вроде исторической программы воссоздания Баха - дань уважения его величайшему музыкальному режиссеру; не совсем колониальный Уильямсбург, но медленно в этом направлении.

Каждый будний день хор репетирует под руководством Георгия Кристофа Биллера, сурового человека с дикими волосами. Каждую пятницу, когда они не ездят в Германию или за границу, они поют мотет в Санкт-то, в выходные, как и в течение как минимум 200 лет, хор обычно исполняет композицию Баха.


Оцените, пожалуйста, этот материал, выбрав желаемое количество звезд

Оценка читателей сайт: 4.8 из 5 (6 оценок )

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!

Но сохранение наследия Баха стало более сложным. Проблема с сопрано. Томас, как и во всех мальчишеских хорах, самый дорогой из тех певцов с нерушимыми голосами - самый ценный. Как цветы, которые являются самыми красивыми перед смертью, эти мальчики обладают наибольшей силой, выносливостью и техникой. Есть ученые, которые говорят, что в день Баха голоса некоторых мальчиков не изменились до тех пор, пока уже голоса мальчиков меняются раньше, намного раньше. Медицинских записей, отслеживающих половую зрелость по истории, не существует, но Джошуа Гольдштейн, председатель отдела демографии в Калифорнийском университете в Беркли, проанализировал модели смертности среди мальчиков, которые могут проявлять повышенный риск и, как следствие, начало полового созревания, Это означает, что мальчики являются сопрано на более короткое время.

Статьи раздела

30 июля 2017 Вика Свит – известный тренер и фитнес-модель. Эту эффектную девушку трудно не заметить: редко встретишь белоруску в мире бодибилдинга. Шесть лет назад Вика кардинально изменила себя и теперь помогает другим двигаться к совершенству. Как оставаться женственной, имея накачанное тело, и в чем секрет хорошей фигуры, Вика Свит рассказала в нашем интервью...

Чтобы сохранить хорошо укомплектованный участок сопрано, Сент-Томас должен начать с и обучить больше мальчиков. Для размещения растущего числа новобранцев хор создал новый, более крупный выпуск из стекла и стали. Шульце ткнул головой в некоторые из жилых помещений мальчиков, обеденные кровати, грязные столы и картины из рок-групп и красивых женщин, прикрепленных к стене. На протяжении веков хористы всех возрастов жили вместе в люксах, пожилые заботились о младших в Св. Но разрыв между «знающими и незнающими» или «бородатыми и неподготовленными» мальчиками, как выразились различные музыкальные ученые, - это становится шире.

02 мая 2017 Еще десять лет назад никто и представить себе не мог, что профессиональные фото новорожденных малышей в фотоальбомах белорусских семей станут нормой, а этот жанр детской фотографии станет так популярен в стране. Мы поговорили о перспективах этого направления и секретах мастерства с первопроходцем этого жанра в Беларуси – фотографом Натальей Мирончук...

Мальчики входят в хор в начале четвертого класса, в возрасте. Некоторые из них все еще скучают по своим матерям; несколько звонят домой ночью и просят спать там. Но девять лет спустя, когда выпускники Томанеров закончили школу и хор, многие больше не подходили к модели ангельского хориста. Один из углов сюиты мог быть в дворянском доме: свободные веса, пивные бутылки, дезодорант, футбольные мячи.

Шульце, похоже, не беспокоился о беспорядке в коллегиальном стиле. Одной из его целей является воспитание того, что он называет нормальными мальчиками, которые умеют расслабляться и наслаждаться вне репетиции. То, что он заботится, так же как и все на улице. Покидая свиту, по дороге в его офис, Шульце прошел в прачечной, на стойках для одежды, набитых костюмами Томанерса: синие куртки и брюки для старших мальчиков, теноры и басы; матросская униформа для сопрано и альтов. Младшие костюмы Томанерса были лучше, чем одеяния и оборки, судьбы мальчиков в других хорах.

26 апреля 2017 «Поймать» Елену по мобильному – легче дозвониться до Кремля. То же самое касается и интервью. Но в один из вечеров Саше Варламову это удалось. Интервью получилось неожиданным, местами провокационным и очень личным. И надо признать, эта беседа по скайпу оказалась непохожей ни на одно из тех интервью, которые кто-либо брал у Елены ранее. Простой и искренний разговор, в котором каждый позволил себе быть самим собой и на разных этапах которого сложно было понять, кто же и у кого все-таки берёт интервью…

"Хор Турецкого": состав группы

Но кто хочет носить большой инфантильный матросский воротник в подростковом возрасте? Он приезжает жить у выпускника в 9 лет. Он находится на уровне хора, если он уходит в 12 лет для голосовой перерыва, у нас всего два года вместе, чтобы получить музыку. Гонка как сумасшедшая, чтобы подготовиться между ними. Некоторые из них позже вернулись в школу, в то время как у других было свободное время до их дневных уроков и репетиций. В кирпичном здании возле выпускника, называемого Вилла, Биллер сидел за роялем, одетым в черную водолазку и черные брюки.

13 апреля 2017

13 апреля 2017 «Поймать» Елену по мобильному - легче дозвониться до Кремля. То же самое касается и интервью. Но в один из вечеров Саше Варламову это удалось. Интервью получилось неожиданным, местами провокационным и очень личным. И надо признать, эта беседа по скайпу оказалась непохожей ни на одно из тех интервью, которые кто-либо брал у Елены ранее. Простой и искренний разговор, в котором каждый позволил себе быть самим собой и на разных этапах которого сложно было понять, кто же и у кого все-таки берёт интервью…

Биллер, которому 58 лет, является 16-й Томаскантор со времен Баха. Бах почти не был томаскантором; ему предложили работу только после того, как два других человека отказались. Около 10 минут на репетиции сопрано молодая певица в футболке Рона Джона открыла тяжелую дверь и заняла свое место среди 10 других сопрано. Биллер поднял грозную бровь.

Валерия Девятова, соул-сопрано

«Почему ты не присоединился к нам раньше?» Спросил Биллер по-немецки. «Я играл в футбол», - сказал мальчик. Стыдно, но не стыдясь, сопрано село под старинную люстру. Позади него сидел мальчик на голову выше его, Гарри Поттер выглядел похожим на Лукаса - тонким, с круглыми очками, отличной осанкой и широкими волосами. Раньше он похвалил старшего мальчика, сказав: «Ты почти готов возглавить секцию сейчас». Но как долго Лукас мог сохранить эту роль? Половое созревание обычно представляет собой трехлетний или четырехлетний процесс с воспалением роста, которое начинается до изменения голоса.

Валентина Оберемко, «АиФ»: Девушки, Михаил Турецкий пообещал, что все, кто придет в Кремль 27 и 28 декабря, попадут в сказку. Что это будет за сказка такая?

Ольга Бровкина: На самом деле мы тоже попадем в эту загадочную сказку, потому что будем приглашенными гостями. И они от нас, так же как и от зрителей, всё держат в тайне. Это большая интрига! Но от случайных источников, которые так же случайно заглядывали к нам в репетиционный зал, мы узнали, что Хор Турецкого исполнит новый репертуар. И надеемся, что несколькими нашими песнями сможем украсить вечер и внести новогоднее настроение в этот концерт. Какие именно будем петь песни, не расскажем, но обязательно споём про снег.

— Ваш коллектив «SOPRANO Турецкого» появился 5 лет назад, в нём, как и в Хоре Турецкого, было 10 человек, но осталось 7. Остальные не выдержали?

Дарья Львова: Надо начать с того, что отбор в наш коллектив был объявлен в знаменательный день — 8 марта 2009 года. На него пришли около 300 девушек. Было три тура, конкурс был достаточно жёсткий, девочки постоянно находились в напряжении, потому что не знали, кто пройдёт. Кому-то звонили и говорили: «Вы нам подходите», кому-то долго не звонили, и девочки расстраивались. После трёх туров нас осталось 40 человек, и мы начали репетировать. Так продолжалось три-четыре месяца. Помимо пения мы занимались хореографией, фитнесом, делали всё, чтобы стать краше и лучше. 27 ноября 2009 года был утверждён окончательный состав, в который вошли 10 человек, и мы полетели на наши первые гастроли в Швейцарию. Сейчас нас осталось 7 — кто-то ушёл, кто-то вышел замуж, кто-то просто понял, что это не их путь. Остались самые выносливые.

«SOPRANO Турецкого». Фото: www.russianlook.com

Инь и ян

— Несмотря на то что общество у нас считается прогрессивным, в нём каждый день мужчины конкурируют с женщинами. А как у вас обстоят дела с конкуренцией?

Валерия Девятова: Какая может быть конкуренция между мужчиной и женщиной? Мы разные начала, инь и ян. Поэтому мы смотрим на них и ими восхищаемся. Они старше нас в два раза, опытнее нас, мы учимся у них чему можем. Хотя, конечно, мужская половина говорит, что женский вариант хора милее, а ярые фанатки мужского хора, естественно, за них.

— То есть у вас фанаты — мужчины, у Хора Турецкого — женщины?

Анна Королик: На самом деле я часто слышу, что мы очень нравимся женщинам, так что к нам на выступления ходит не только сильный пол — заглядывают и поклонницы Хора Турецкого.

— Начальник, Михаил Турецкий, вашей половине своего коллектива делает поблажки? Хотя бы пораньше с работы отпускает, в отличие от своих подчинённых-мужчин?

Тамара Мадебадзе: Он достаточно строг в работе, но не тиран. У него всегда есть свое мнение и своя позиция. Но мы иногда пользуемся своими чарами, и он, как настоящий мужчина, поддается, смягчается, глядя на нас. Хотя есть один нюанс. Он трудится с утра до ночи и любит, чтобы и остальные следовали его примеру. Так что, если он к нам пришёл на репетицию, раньше никого не отпустит.

— Работа артиста действительно предполагает занятость 24 часа в сутки. Семьи не протестуют?

Ивета Рогова: Привыкли. Все знают, что это наше призвание, наш выбор. Поэтому дома принимают нас такими, какие мы есть. Да мы уже сами с девочками одна семья.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь