Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Многие родители задаются вопросом, когда ребенок начинает говорить букву Р – и по каким причинам он не может самостоятельно справиться с этой задачей. Считается, что именно эта буква – последняя в списке освоения детьми, и справиться с ней малышам труднее всего.

Когда ребенок в возрасте 5 или 6 лет, это оптимальное время для глубокого освоения буквы Р. Если ребенок заменяет ее другими звуками или же произносит гортанное Р, нужно обратиться к логопеду. Важнее всего – определить причину такого произношения, а затем избавить ребенка от нее, чтобы в дальнейшем не было картавости.

Нередко эту букву ребенок начинает четко выговаривать в 3 годика – и часто это происходит в форме игры. Например, малыш может начать четко произносить «р» во время игр с машинками, копируя звук мотора. Кстати, подражание звукам, которые издают машины, самолеты, вороны – это самые настоящие упражнения, рекомендованные логопедами.

Не обязательно дожидаться определенного возраста, чтобы узнать, сможет ли ребенок выговаривать все звуки. Артикуляционную гимнастику можно выполнять и раньше – это поможет. Начиная с 4 лет, родители могут организовать выполнение ребенком специальных упражнений для выработки правильного произношения звука Р. Для этого потребуется настенное зеркало, перед которым должны разместиться взрослый, показывающий упражнения, и ребенок, повторяющий за ним. Обязательно нужно учесть, что взрослый не должен просить ребенка произнести именно звук Р, поскольку чрезмерное старание может стать причиной неправильного, горлового произношения.

Вот несколько упражнений, которые можно выполнять перед зеркалом. Рот широко открывают, произнося звук Д, сильно ударяют языком по бугоркам за верхними зубами (20 секунд). Это упражнение призвано разработать подвижность кончика языка.

С широко открытым ртом поднять и выгнуть язык таким образом, чтобы кончик упирался в небо, а средняя часть – в бугорки за верхними передними зубами. Удерживая язык таким образом, считают до 10. Выполняют упражнения 2 или 3 раза. Их делают для того чтобы обеспечить растяжку подъязычной связки.

Широко улыбаясь, в то же время слегка покусывают кончик языка до 10 раз. Это упражнение предназначено для активизации мышц языка.

С широко открытым ртом кончик языка размещают за верхними зубами, затем перемещают его на нижние зубы. Так повторяют 20 раз. Это упражнение необходимо для выработки координации языка.

Широким языком «барабанят» за верхними зубами, стараясь при этом произнести звук Д. Одновременно чистым указательным пальцем быстро «расшатывают» язык из стороны в сторону, создавая тем самым рокочущий звук. Постепенно, начиная с такой искусственно созданной вибрации, ребенок научится выполнять нужные движения языком без помощи рук.

Чтобы упражнения возымели нужный эффект, их нужно выполнять без излишней спешки, каждый день, поощряя успехи ребенка и проявляя внимание и терпение при его неудачах. Как только ребенок станет произносить звук Р, нужно приступать к правильному произнесению слогов с гласными, а затем и слов.

В современном мире очень важно говорить красиво. Ведь встречают человека не только по одежке, но и по произношению. Но имеется определенный процент людей, у которых произношение буквы «Р» вызывает проблемы. Таких людей еще называют картавыми.

Проблема картавости зарождается в дошкольном периоде, а в подростковый период прогрессирует и укрепляется с годами. Но как же не упустить момент зарождения дефекта и как научить ребенка говорить букву «Р» вовремя?

К исправлению произношения буквы «Р» нужно приступать как можно раньше, привлекая к этому логопедов или используя специальные методики. Взрослому человеку самостоятельно избавиться от такого дефекта очень сложно, а порой и нереально.

Когда в идеале ребенок должен начать выговаривать букву «Р»

Многие родители начинают бить тревогу, когда их малыш в год не может выговорить букву «Р». Но вам стоит понять, что до трех лет такой сложный звук ему очень трудно освоить. В таком возрасте ребенок только начинает осваивать речь, поэтому буквы могут просто проглатываться.

Отец и сын делают упражнения на правильное произношение букв

А вот если он в 4 года напрочь игнорирует все рычащие звуки, то тут следует принимать меры. Для этого можно заниматься с ним дома самостоятельно, а можно обратиться к логопеду. Если же ребенок уже достиг школьного возраста, то тут просто необходима помощь специалиста.

Помните, подход к проблеме, когда ребенок плохо говорит букву «Р», должен быть комплексным. Упражнения со специалистом должны обязательно чередоваться с занятиями дома.

Истоки проблемы

Основными дефектами при произношении буквы «Р» выступают:

  • Невнятное окончание;
  • Упускание в некоторых словах буквы «Р»;
  • Замена «Р» на букву «Л»;
  • Гортанное произношение.


Причиной данной проблемы могут быть:

  1. Физиологические проблемы. Для исключения или подтверждения этого варианта обратитесь к стоматологу. Иногда у языка ребенка может быть короткая уздечка, или же мышцы лица не слишком хорошо развиты. В этом случае приписываются речевые упражнения, а в особо сложных случаях – возможно даже хирургическое вмешательство;
  2. Слабо развитый артикуляционный аппарат. Чтобы это подтвердить, посетите логопеда. Он проведет обследование на предмет наличия патологий, поражающих кору головного мозга. Если они отсутствуют, то ребенку приписывается комплекс упражнений, позволяющих исправить неправильное произношение буквы «Р».

Часто ребенок не говорит букву «Р» и по вине родителей. Они сами произносят ее неразборчиво, а ребенок просто копирует их манеру. Также проблемы могут возникнуть и из-за отсутствия слуха, так как он просто не понимает, как нужно выговаривать эту букву.

1) Какие бывают способы пеленания новорожденного ? Практические советы для молодых мам.
2) Основные ошибки родителей при обучении ребенка плаванию мы рассказывали в этой статье .

Игровые упражнения – лучший помощник родителей

Если вы взялись учить ребенка говорить букву «Р», то важно сделать это так, чтобы для него все проходило в игровой форме. Ни в коем случае не применяйте грубый тон, даже в том случае, если у ребенка что-то не получается. И никогда не думайте о том, что ваша затея провальная, так как неуверенность малыши чувствуют очень хорошо.


Мама и дочь тренируются правильно произносить буквы, читая интересную книжку

К маленькому ребенку, который только начал говорить, предъявляйте меньше требований. Вполне возможно ваша помощь в освоении этой сложной буквы ему и не потребуется. Если же вы все-таки боитесь упустить момент, то поиграйте с ребенком в слова.

Подготовьте карточки с животными, фруктами и растениями, в которых присутствует звук «Р», и акцентируйте внимание на нем в процессе игры. Малышу такая игра будет интересной, поэтому он и сам со временем захочет поиграть в нее.

1) Выбираем детские прически для маленьких модников и модниц.
2) При каких заболеваниях мамам противопоказано, а при каких — разрешено грудное вскармливание, .

Несколько способов, позволяющих освоить букву «Р»

Если вы решили пока справляться с проблемой самостоятельно, то рассмотрим основные упражнения для произношения буквы Р:

  • «Моторчик». Для этого нужно положить большой палец под язык. Двигая языком от щеки к щеке, постарайтесь «рычать»;
  • «Язычок чистит зубки». Сделайте широкую улыбку и проводите по задней стенке зубов язычком. В этом упражнении нужно следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась;
  • «Лошадка». Тут просто нужно изображать стук копыт, цокая языком;
  • «Хулиган». Высовывайте расслабленный язычок и, болтая им вверх-вниз, пытайтесь рычать. Это упражнение малышу понравится, ведь можно подразнить маму безнаказанно!
  • «Змейка». Тянитесь к подбородку и носу языком, покусывайте кончик языка, чтобы активизировать нужные мышцы.

Этот комплекс упражнений рассчитан на растяжку связок во рту, а также расслабление языка на время произношения некоторых звуков. Это является базой, перед тем как исправить произношение буквы «Р».


Маленькая девочка тренируется произносить буквы правильно с профессиональным врачом логопедом

После этого можно выполнять упражнения, направленные именно на произношение трудных звуков:

  • Повторяйте почаще словосочетания со звуками «Т» и «Д»;
  • Пытайтесь произносить с ребенком скороговорки, в которых имеется буква «Р»;
  • Ежедневно произносите с расслабленными губами «брр!», а затем звонко выстреливайте «тррр!».

Результат таких упражнений себя не заставит долго ждать, если вы будете проводить их регулярно. Если же усилия остаются безрезультатными, то вам все-таки понадобится помощь специалиста.

Если вы пытаетесь научить ребенка говорить букву «Р», то обязательно следите за тем, как он выговаривает слова с нею. Если же вы замечаете, что ребенок попросту ленится, то ни в коем случае не ругайте его!

Сделайте вид, будто вы его совсем не понимаете, и попросите четко повторить сказанное. Наилучших результатов таких упражнений можно получить только в процессе игры, когда малыш не утомляется. А нам остается только лишь пожелать вам прекрасных результатов!

27.08.2014

Речь ребенка формируется постепенно, начиная первых нечленораздельных младенческих звуков. Затем наступает период гуления, рычания и прочих «разговоров» на своем, младенческом языке. Этот процесс имеет свои закономерности, и готовит артикуляционный аппарат ребенка к человеческой речи.

Примерно в возрасте 4-6 месяцев, кроме однотонных звуков, которые произносил малыш до сих пор, тренируя дыхание, он начинает экспериментировать с разнообразными звуками. Причем, его интересует их соединение, уровень громкости и продолжительность.

К 9-10 месяцам, среди всеобщего обилия звуков различной громкости, произносимых малышом уже можно услышать знакомые – такие как «ма», «па» и т.д., но это еще не осознанное использование речи, а только подготовка к ней.

Первые осознанные слова или слоги, наделенные смыслом в лексиконе ребенка появляются после 1-1,5 лет. Причем процесс этот исключительно индивидуальный и сроки варьируют не хуже чем при выходе первого зуба.

В среднем к 1,5-2 годам малыш уже имеет определенный пассивный запас слов, которые он понимает и несколько – которые может произнести. С этого времени развитие речи пойдет довольно активно, если с ребенком не забывать общаться. Он с удовольствием и старанием пытается повторять слова за говорящими взрослыми.

В периоде между 2 и 3 годами ребенок учится объединять слова в пары и целые короткие фразы из 2-4 слов.

К 4 годам практическое большинство малышей уже могут высказать свои пожелания словами, могут запоминать и повторять короткие стишки и маленькие песенки.

Логопеды определяют такие нормы развития речи детей до 5 летнего возраста:

  • К трем годам ребенок должен иметь минимальный словарный запас, уметь называть знакомых людей и предметы. В этом возрасте не считается отклонением, если ребенок переставляет слоги в словах, сокращает или упрощает слова, как ему удобно.
  • А так же, не произносит раз сложных для детской атрикуляции звуков – шипящих («ч», «ш», «ж», «щ»), свистящих («з», «с», «ц») а так же очень сложный звук «р»
  • После четырех лет постепенном в речи ребенка появляются шипящие и свистящие. К 4,5 годам, когда все больше развивается артикуляция все эти звуки малыш уже использует, но еще допустимы некоторые пропуски и непроизнесение 1-2 сложных звуков
  • Все звуки должны использоваться в речи ребенком старше пятилетнего возраста. Начиная с этого возраста, если малыш не произносит какие либо звуки, в том числе – «р», стоит обратиться к логопеду, чтобы специалист помог ребенку освоить сложные звуки.

С такой проблемой родители сталкиваются довольно часто. Редкое исключение, когда к трем годам ребенок говорит правильно и выговаривает все буквы. Возможно, многие родители много занимаются с малышом, но просто не хотят об этом хвастаться. Заговорил – вот и замечательно. А есть и такие малыши, которые ходят на занятия к логопеду долго и занимаются усердно, а результата не видно.

О возрасте

Во сколько же лет считается правильным выговаривать все буквы? Врачи говорят – до того, как ребенок пойдет в школу, то есть – в дошкольном возрасте. Во сколько? Тут все индивидуально и зависит от способностей самого ребенка. Если у маленького человечка речь чистая и правильная, значит, он развивается правильно. Если нет – стоит задуматься и начать заниматься с малышом.

В каких случаях необходимы занятия:

  1. Чтобы ребенок разговаривал правильно, нужно чтобы мышцы губ, языка и неба были хорошо развиты.
  2. При произношении слов, дыхание ребенка было не прерывистым, а правильным.
  3. Ребенок должен слышать те слова, которые ему говорят, правильно. Поэтому ваша речь должна быть четкой, без проглатывания окончаний и без «сюсюканий».
  4. Разговаривать с малышом нужно так, чтобы он хорошо видел артикуляцию.
  5. Если ребенок все же искажает услышанное слово, делайте акцент сначала на слова, которые легче произнести и терпеливо повторяйте ему каждое слово правильно.
  6. Бывает, что у ребенка имеются врожденные патологии ротовой полости, и он не сможет правильно заговорить. Обратитесь за помощью к врачу.

Ошибки

  1. Самые распространенные ошибки в произношении самой трудновыговариваемой буквы в алфавите, когда четырех-пятилетний ребенок учится произносить звук «р» и у него не получается. Тогда он прибегает к легкому варианту и меняет ее на букву «л» или вообще проглатывает букву «р». Это очень плохо, так как, взрослея, ребенок привыкает к такому произношению, и тогда исправить такой дефект будет тяжело.
  2. Не нужно заставлять ребенка заниматься силой, ни в коем случае нельзя кричать на малыша. Занятия должны проходить в дружелюбной атмосфере, при полном взаимопонимании.

Пять шагов к успеху

  1. Нужно как можно больше разговаривать с ребенком, гуляя на улице – рассказывайте ему обо всем, что видите.
  2. Лучше всего, если вы начнете беседы с ребенком с младенческого возраста, а еще лучше – с самого начала беременности. Малыш будет постепенно привыкать к тембру вашего голоса, к интонации, позже – начнет различать звуки.
  3. С совсем маленьким ребенком и с новорожденным не «сюсюкайтесь», произносите слова сразу правильно, выговаривайте все буквы нежным мягким голосом. С самого рождения ваше чадо будет привыкать к правильной чистой речи.
  4. Читайте ребенку много детских книжек.
  5. Когда ваш малыш пытается вам что-то сказать, не перебивайте его, слушайте внимательно и затем вместе еще раз произнесите сказанное ребенком, поправляя его.

О самом главном

Знаете ли вы, как на самом деле произносится этот трудный звук?

  1. При произношении звука «р» зубы должны быть не плотно прижаты, а открыты на расстояние примерно в 1 сантиметр.
  2. Губы должны быть приоткрыты.
  3. Язык должен быть похож на «чашечку», его боковые края должны быть прижаты к задним коренным зубам, а сам кончик язычка приподнят вверх к началу роста зубов (небо). Язык должен плотно прикасаться с бугорками передних зубок и вибрировать и дрожать от выдыхаемого воздуха.

Фундамент успешных занятий

Чтобы ваши занятия проходили легко и непринужденно, а главное – плодотворно, необходимо придерживаться простых правил:

  1. Станьте на один уровень с ребенком, так, чтобы он мог видеть ваши глаза и следить за вашим произношением
  2. Малыша можно посадить к себе на коленки и самостоятельно делать . Дети взрослее смогут сидеть отдельно и повторять ваши действия.
  3. Массаж проводить ежедневно, но не больше, чем пять-семь минут. Занятия – в игровой форме около 15 минут. Если ребенок маленький – время сокращается.
  4. Не делайте все и сразу, лучше разбейте массаж и гимнастику на артикуляцию по разным дням. День – массаж и гимнастика, второй день – проговаривание букв и скороговорок.

Как сделать массаж правильно. Поставьте перед собой ребенка и говорите то, что сейчас будете делать:

  • погладьте нежно пальцами область вокруг бровей и произносите «Мы себя любим, мы себя приголубим»;
  • затем переходим на массаж носа (крылья и немножко дальше). Говорим: «Вот какой красивый носик, наш носик – курносик» ;
  • далее поглаживаем кожу вокруг губ, скул и до ушей, и в обратном порядке, возвращаясь снова к губам. Говорим: «Наши ушки – на макушке». «Наш роток не молчунок»;
  • легко постукивайте кончиками пальцев по этим зонам, затем поглаживайте руками, следите, чтобы движения рук были сначала навстречу друг к другу, затем в обратную сторону.

Основные упражнения

Мы с вами научились делать массаж лица и изучили основные правила. На этом этапе мы научимся главному – упражнениям, с помощью которых будем день за днем идти к успеху.

Шарик. Надуваем щеки так, как будто надуваем воздушный шарик. Напоминаем ребенку, как надуть шарик, можно взять один и надуть его поочередно. А затем показать это упражнение без предмета. Не забываем делать и массаж.

Паровоз. Как гудит паровоз? Все знают? Сейчас и проверим. Сложим губки в трубочку и громко начинаем дудеть. Отдыхаем и затем снова губки вытягиваем в трубочку и «рисуем» кружочек, сначала по часовой стрелке – затем против часовой стрелки.

Смайлик. Учимся улыбаться. Пусть ваш малыш улыбнется маме, папе, бабушке и дедушке, любимой игрушке. А затем приступим к дополнению, растягиваем губы в улыбке и собираем обратно в трубочку. Это упражнение делаем пару минут.

Целуемся. Чмокаем мамочку в щечку. Затем губки ставим в трубочку и громко чмокаем, чтобы звук был похож на звук поцелуя. Не забываем отдыхать. Упражнение делаем пару минут.

Играем в лошадку. Цокаем язычком, как лошадка. Говорим лошадке – стоп. Не понимает? Тогда нужно сказать на языке лошадок – тпрррр. Губы должны быть расслаблены. Не увлекайтесь этим упражнением, так как нервные окончания губ раздражаются.

Гладим зубки. Во рту нужно кончиком языка погладить все зубки, верхние – слева-направо и справа-налево, и нижние точно также. Затем облизать губки язычком по кругу в одну сторону и в противоположную.

Самый длинный язычок. Посоревнуйтесь с ребенком, у кого самый длинный язык. Дотянитесь кончиком языка до носа, затем – до подбородка. Не забывайте за массаж, нужно нежно погладить лицо и шею, руками «умыть» лицо, растереть лоб, нос.

Маленькие секреты

Секрет первый. Развивайте у ребенка мелкую моторику рук. Можно нанизывать бусины на нитку, перебирать крупы и макароны. Можно вместе в малышом сделать картину из крупы. Также хорошо развивает пальчики лепка из пластилина, соленого теста. Во время занятий не молчите – повторяйте скороговорки и потешки. Выполняйте гимнастику для пальчиков.

Секрет второй. Научите ребенка часто-часто повторять букву «д». Такое упражнение способствует правильному расположению языка, тренировке мышц языка и со временем у ребенка начнет получаться произносить звук «р».

Если вы будете уделять своему любимому сыночку или дочечке достаточно внимания, очень скоро ваши усилия оправдаются и ваш ребенок заговорит правильно.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь