Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Сегодня рынок просто переполнен таким видом продукции, как ткани. Порой для самостоятельного пошива одежды очень тяжело выбрать тот материал, который бы идеально подходил. Очень важно знать определеннее свойства и состав определенной материи, когда приобретаешь готовое изделие. Рассмотрим подробнее основные свойства тканей.

Также важно знать, где их применить, для чего они используются чаще всего при пошиве различного рода текстиля.

Основные виды тканей

  • Ажур . Для его получения ажурной ткани могут применять хлопок, шелк или шерсть. Обладает рельефным орнаментом. Часто задействуют во время изготовления свадебных, карнавальных или праздничных платьев. Еще ажур активно применяют для создания отделки или аксессуаров.
  • Альпака . Этот вид шерстяной ткани характеризуется своей легкостью и естественным цветом. Для нее свойственно наличие 22 натуральных оттенков и существуют крашеные варианты. Для альпака характерен шелковистый блеск. Это ткань с блеском, или как её называют блестящая ткань.
  • Ангора . Этот тип шерстяной материи получают из пуха ангорских кроликов. Производство ткани основано на использовании пряжи не из 100% ангоры. Немаловажную роль в полученных свойствах материи играет акрил. Причина в том, что ангорка сильно облазит. Но, несмотря на значительное добавление акрила, эта ткань не должна подвергаться стирке или даже намоканию. Чистка должна проходить при помощи химических или механических способов. Возможно применять для вышивания крестом. На фото – ткань для пошива платьев Эпонж:
  • Атлас. Материал атласного плетения на основе шелка или льна. Поверхность материи издает блеск и гладкость. Атлас активно задействуют при процессе производства платьев и блузок и декоративных элементов. Ее популярность постоянно растет при использовании во время обивки мебели и пошива штор.
  • Афлаген. Для тех, кто хочет получить стильное и изысканное пальто, нужно использовать именно этот материал. Афлаген - это шерстяная материя, обладающая полосами разного тона, чередующимися друг за другом.
  • Бархат . Этот вид ткани может изготовлять из шелка, а его лицевая поверхность обладает коротким ворсом. Что касается цветового решения, то бархат может быть выполнен в одном цвете или иметь орнамент. Его активно применяют как отделочный материал.
  • Батист . Его активно используют при изготовлении женских блузок и белья. Основными характеристиками ткани можно считать легкость и плотность. Чаще всего она прозрачная или с кружевами.
  • Бифлекс . Для этого вида материи эластичность составляет 200–300%. В ее составе присутствует эластан. Активно применяют при производстве купальников, лосин, спортивных изделий. вы найдете подробное описание ткани бифлекс.
  • Бостон . Это гладкокрашеная материя, в основе которой положена чистая шерсть и ткань в рубчик , которые расположенные под острым углом относительно продольной нити. Для ткани свойственная высокая стойкость к износу и равномерная плотность. Ее применяют при пошиве спецодежды.
  • Вельвет . Этот вариант хлопчатобумажной материи получают из тонкой пряжи. На ее поверхности присутствует ворс, а расположение ворсовых рубцов происходит вдоль нити основы. Из вельвета производят эффективные костюмы, пальто, куртки. Ещё её называют костюмной тканью.
  • Виши . Клетчатая ткань, выполненная в двух цветах. Основным цветом является белым. Задействую при пошиве сорочек для мужчин, скатертей и прочих элементов декора.
  • Вольта . Шелковистая материя, в основе которой положена хлопчатобумажная пряжа. Ее фактура схожа с батистом. Вольта может быть с набивным изображением или выполненная в однотонном цвете. Активно применяют при производстве изделий для лета.
  • Вуаль . Это гладкий, упругий и полупрозрачный материал. Ее поверхность может быть гладкоокрашенной или мелкоузорчатой. Применяют в процессе декорирования женских платьев, а так же используется для изготовления штор.
  • Габардин . Вид шерстяной ткани, которая характеризуется высокой упругостью. На ее поверхности присутствуют выпуклые пересекающиеся рубчики. По причине высокой плотности габардин задействуют при изготовлении верхней одежды. можно прочитать о свойствах ткани габардин.
  • Газ . Это общее название прозрачных и тончайших тканей из шелка. Применяют для производства шарфов, косынок и отделочных элементов.
  • Гарус . Ткань, на поверхности которой присутствует обоюдосторонний узор. Получают ее из низкосортного хлопка. Основными характеристиками являются грубость и плотность. Применяют при изготовлении домашней и рабочей одежды.
  • Гипюр . Ткань, поверхность которой представлена повторяющими плетеными фрагментами. Они могут быть из шелковых или хлопковых волокон.
  • Дамаск . Этот вариант представляет собой сочетание шелковой или х/б материи с атласом. Задействуется для создания декоративных деталей и при пошиве женского белья.
  • Дамаст . Нетянущаяся материя с узором растительного характера. Ее задействуют при пошиве корсетов.
  • Драп . Для такой шерстяной матери характерная высокая плотность и тяжесть. Плетение полуторослойное или двухслойное, а поверхность представлена войлообразным застилом. Самыми популярными разновидностями драпа являются ратин, кастор, велюр, гладкий драп.
  • Жаккард . Материя, на поверхности которой присутствует сложный рисунок. Его получают при помощи вплетения на ткацком танке, используя особую технологию. Жакарад – это крупноузорчатая материя. можно посмотреть описание жаккарда с фото.
  • Интерлок . Трикотажная ткань на основе хлопка, обладающая двумя гладкими поверхностями. Обладает отличной растяжимостью, а после деформации может снова принять первоначальную форму. Обеспечивает отличную воздухопроницаемость. Использует интерлок при изготовлении маек, футболок и детской одежды. По ссылке читайте подробнее о том, что за ткань интерлок .
  • Кашемир . Такой материал отличается своей легкостью. Кашемир может быть полушерстяным, шерстяным, х/б и шелковым. Является отличным вариантом для изготовления теплых платьев и легких пальто.
  • Кулирка . Трикотажная материя на основе хлопка, обладающая минимальной толщиной. Ее лицевая сторона представлена диагональными косичками. Растягиваться она может только в ширину. Основными преимуществами кулирки являются легкость и гигроскопичность. Ее используют для пошива повседневной одежды для детей. Читайте подробно, что за ткань кулирка .
  • Ламе . Этот вариант материи очень похож на атлас. Он получен из шелка и имеет яркие эффектные нити. Изнаночная сторона ламе напоминает креп, а лицевая имеет перелив и блеск.
  • Лен . Материя, в основе которой положены льняные волокна. Она прекрасно пропускает воздух, а пошитые изо льна изделия – отличный вариант для жаркой погоды.
  • Майа . Материал, для производства которого используют хлопок. Характеризуется майа легкостью, воздухопроницаемостью, полупрозрачностью и пористой поверхностью. Обладает муаровым эффектом, малой плотностью и набивным узором. На фото – ткань для пошива мебели:
  • Марлевка . Хлопковая материя, толщина которой меньше батиста. Обладает легким жатым эффектом. Отличный материал для изготовления рубашек и блузок, носить которые актуально летом.
  • Омбре . Материя, в основе которой положен естественный или вискозный шелк с продольными линиями. В некоторых случаях омбре может иметь узор. Применяют при производстве галстуков и одежды для женщин, иногда добавляются синтетические материалы.
  • Органди . Материал, на поверхности которого присутствует мелкоузорчатое плетение. В основе органди положен вискозный шелк. Материя характеризуется своей легкостью и прозрачностью (прозрачная ткань). Применяют в качестве отделочных элементов и при пошиве платьев для девочек.
  • Патриотик . Материал, представленный в виде серого цвета. В процессе производства примялись волокна черного и белого оттенка. Задействуется при пошиве костюмов и сорочек для мужчин.
  • Поплин . Натуральная материя, характеризующаяся высокой плотностью. Ее лицевая поверхность покрыта мелким рубчиком. Причина в том, что нити основы выполнены из более плотного материала. Поплин из шелка – это отличное решение для пошива нарядных платьев. можно посмотреть отзывы о ткани поплин.
  • Сукно . Материя с высокой плотностью. Ее получают в ходе валяния, в результате чего и достигается такая высокая плотность. Применяют в процессе пошива различной верхней одежды.
  • Тафта . Этот материал должен быть знаком тем, кто красовался на каком-нибудь мероприятии в красивом бальном платье. Хорошо смотрится шелковая фата . Именно для этих целей тафту и используют. Этот материал тонкий, гладкий и шелковый.
  • Твид. Материя из шерсти высокой плотности. Ее изготовление основывается на использовании толстой некрученой пряжи с добавлением разноцветных волокон, мертвого волоса или непса. Благодаря такому составу удается придать ткани декоративность. Поверхность твида может быть абсолютно любая. Это прекрасное решение для тех, кто решил приобрести пальто, костюм или платье на его основе.
  • Фатин . Это сетчатая материя, в основе которой положен капрон, полиэстер и нейлон. Применяют при пошиве юбок и подъюбников. Иногда применяется для изготовления фаты.
  • Фланель . Материал обладает мягкой поверхностью, с обеих сторон которой имеется насечь. Для ее получения используют хлопок, шерсть. Применяют при пошиве пальто и костюмов.
  • Флизелин . Клеевое полотно, которое характеризуется высокой жесткостью, упругостью, стойкостью к износу и прочностью. В его составе присутствует хлопок и нити капрона. Задействуют при прокладке в отдельные детали в целях придания женственности.
  • Шелк . Естественная материя, предполагающая наличие искусственных и естественных волокон. Для получения искусственных волокон применяют коллодий, растворенный в спирте с эфиром. Натуральные волокна добывают из кокона тутового шелкопряда. Возможно применение для пошива парашютов.
  • Шерсть . Этот вид материи могут получать из пряжи таких животных:
    • овцы;
    • козы;
    • кролика;
    • верблюда;
    • собаки.

    На сегодняшний день отсутствуют изделия, высекаемые из чистой шерсти. В процессе получения материи к пряже добавляют другие волокна для придания прочности и эластичности. Одной разновидностью этой материи является камвольная шерсть. Ее активно применяют для изготовления бильярдного сукна, благодаря чему поверхность для игры становится ровной и гладкой. Часто используют в изготовлении парусного материала, но только в сочетании с иными материалами.

  • Шифон . Тонкий материал, в основе которого положены волокна шелка и хлопка. Для шифона характерна полупрозрачность, поэтому его задействуют при пошиве шарфов, блузок и летних платьев.
  • Эпонж . Материя, с главной стороны которой имеется губчатая поверхность. Для ее образования нити скручивают в узлы, петли. Различают эпонж шелковый, полушелковый и хлопчатобумажный.

Выбор материала - это очень ответственное задание, особенно если его приобретение связано с пошивом одежды. От выбранного варианта будет зависеть не только ваш внешний вид, но и комфорт. Поэтому постарайтесь тщательнее изучить состав и свойства той материи, которую желаете использовать для пошива изделий.

Видео

Данное видео расскажет Вам о разных видах тканей.

Виды тканей. От А до Я. Часть 1

Т кань - текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей. Систему нитей, идущих вдоль ткани, называют основой, а систему нитей, расположенных поперек ткани, - утком. Соответствующие нити называют основными и уточными. Переплетение нитей в ткани - одно из основных показателей строения ткани.

Ткани отличаются от трикотажных полотен, выработанных путём вязания, то есть образования взаимосвязанных петельных рядов, нетканых материалов (к которым относятся также валяльно-войлочные и холстопрошивные материалы).
На этом рисунке под номером 1 и красным цветом продемонстрированы нити основы. Под цифрой 2 синим цветом - уток.

Для изготовления любой ткани необходимо какое-либо исходное сырье. В зависимости от его происхождения, все ткани можно разделить на три основные группы:
1. Натуральные ткани (лен, хлопок, шелк, шерсть) - их изготавливают из природного сырья животного или растительного происхождения.
2. Искусственные (ацетат, вискоза, ткани с люрексом) - получают из природных материалов органического (белок, целлюлоза) и неорганического происхождения (стекло, металл).
3. Синтетические ткани (поливиниловые, полиэстерные, полиамидные ткани) - создают из искусственно полученных полимерных нитей.

Но итоговые характеристики и окончательный внешний вид той или иной ткани зависит не только от того, какое сырье было использовано при ее изготовлении. Во многом особенные свойства ткани определяет тип ткацкого переплетения.

[А]
Ажур
- это разновидность ткани со сквозным орнаментом. Она может быть изготовлена из различных видов пряжи (шелковая, хлопковая, шерстяная), вручную или на станке. Наиболее популярным ажур был в первой половине 19 века.


Сегодня ажур очень активно используется при изготовлении свадебных платьев.

Так же это могут быть какие-то небольшие детали одежды.


Да и в целом, на сегодняшний день ажурные ткани не потеряли свой актуальности. Их можно очень часто встретить в качестве отделки.

Акрил - синтетическое волокно, часто смешивают с другими волокнами, чтобы сделать ткань теплее.
Аксамит - золотая или серебряная ткань с травами и разводами, плотная и ворсистая, как бархат. Чтобы выдержать тяжесть золотых (или серебряных) нитей, ткань формировали из шести нитей - двух основных и четырех уточных. Узор на ткани делали с помощью крученой золотой нити.

Альпака - эту разновидность ткани изготавливают из шерсти одноименных животных, живущих в Перу и Боливии. Их шерсть очень ценна, а сами альпаки безумно милые животные.


Ткань из этой шерсти получается очень легкой, мягкой и тонкой, и имеет небольшой природный блеск.

Из 100% альпаки или из смеси ее с другими видами шерсти или синтетическими волокнами, изготовливают теплую одежду, верхнюю одежду, шерсть, из которой получаются прекрасные вазянные изделия.

А так же делают прекрасные мягкие пледы.


Алтабас - плотная шелковая ткань с орнаментами или фоном из золотой или серебряной нити, разновидность парчи. Алтабас ценился очень высоко и применялся для нужд царского двора, церкви.

Ангора (ангорская шерсть) - эту ткань делают из шерсти ангорских кроликов и коз, которых бережно разводят на фермах в Европе, Японии и др. странах.


Эта шерсть очень очень мягкая, нежная и шелковистая. Часто ее используют при изготовлении детской одежды, а так же различных вязаных изделий. Ее природный цвет белый, хотя ее часто окрашивают.


Атлас - ткань с очень блестящей поверхностью особого типа переплетения. Ткань гладкая, как подкладочная, иногда атлас применяют и для подкладки,атлас ментенон - на темном или светлом фоне затканы цветы, будто вышиты; трианон - фон и рисунок контрастного цвета, рисунок на ткани - листья с букетами гвоздик, помпадур - атлас темных оттенков с затканными гирляндами золотистого цвета.

Ацетат - химическим путем полученное волокно, может быть добавлено к другим материалам для получения шелковистости. Это великолепная вспомогательная ткань. Может растворяться в ацетоне. Это свойство ткани используют для отделки изделий.
Ацетатный шелк - шелк из искусственного волокна, впервые полученного в США химиками Celanese Corp. of America в 1925 году.

[Б]
Байка
- мягкая шерстяная или бумажная ткань с длинным ворсом. Первоначально шерстяная байка окрашивалась в каштановый цвет, позже ее стали делать самого разнообразного цвета и даже в клетку. Со второй половины XIX века изготавливают в основном хлопчатобумажную байку разных сортов, цвета.

Баратея - изначально шерстяная ткань с примесью шелка или хлопка. Очень гладкая, часто в рубчик.
Бареж - ткань в технике газового ткачества из шелка, шерсти, хлопка. Названа по местечку Бареж во Франции. Была очень популярна в России в первой половине XIX века. Ткань очень непрактична в носке. В XX веке она вышла из употребления.

Бархат (велюр - французское название бархата) бывает тонкий и блестящий (например, панбархат), матовый, толстый или плюшевый. В любом случае для него типичен стоячий в определенном направлении ворс. Есть также бархат структурной выделки или с узорами, из хлопка или искусственного шелка. Бархат в рубчик - это ткань в рубчик. Вареный бархат - коротковорсовый мягкий бархат в рубчик, который можно стирать и гладить. Шерстяные велюровые ткани с обеих сторон имеют грубоватую ворсовую поверхность. В XVII веке бархат стали вырабатывать в Москве. Уже знали бумажный бархат - бархатель (позже его называли плисом).

Ее главная отличительная черта - ворс. Он может быть разной длины, матовый или блестящий, но он всегда гладкий. Бархат делают из хлопковых, шелковых и синтетических волокон.


Сегодня бархат часто используют не для изготовления одежды, а для отделки различных изделий, например шкатулок, футляров и т.д.


Одежда из бархата сложна в уходе, но тем не менее модельеры иногда используют бархат при создании своих коллекций, как женских, так и мужских.

Батист - мягкая, тонкая хлопчатобумажная ткань, имеющая полотняное переплетение нитей. Батист изготавливается из натуральных и искусственных волокон. Батист бывает льняной и хлопчатобумажный. Льняной выше качеством, из длинных ровных волокон.

Эта ткань появилась впервые в г. Камбре, где ее создал фламандский ткач Батист. Ткань на самом деле удивительная. Оно одновременно очень легкая, даже немного прозрачная, и при этом довольно плотная, нежная на ощупь.


Из батиста шьют очень много разных предметов одежды, и легкие платья, и блузки, и детскую одежду, а так же носовые платочки и нижнее белье.

Бельсет - ткань из микроволокна с ворсистой и мягкой поверхностью, похожей на кожицу персика. Имитация велюровой кожи.
Болонья - капроновая плащевая ткань с односторонним водонепроницаемым покрытием. Ткань названа в честь итальянского города Болонья, где впервые изготовили эту ткань.

Бостон - плотная чистошерстяная ткань саржевого переплетения, в две или более нитей. Названа так по породе овец бостон, разводимых в Англии. Обычно бостон - ткань темных, густых тонов - синего, черного, иногда коричневого, с двусторонней выделкой. Была актуальна до конца 60-х годов XX века.

Брезент - грубая, плотная, льняная или хлопчатобумажная ткань, пропитанная водоупорным и противогнилостным составом. Применяется для спецодежды, чехлов.
Брокат - вид шелковой ткани, как правило, тяжелой и плотной, отличительной чертой которой является рисунок - вышитый или вытканный золотыми или серебряными нитями. Иногда добавляют цветные нити.


Брокатель - легкая и изящная шелковая ткань с небольшими золотыми или серебряными букетами, оттененными иногда цветными нитками. Ткань была модной в конце XVII века, из нее шили летнее платье.

Букле - шерстяная ткань с узелковой поверхностью и нерегулярно расположенными петельками. В шерстяную ткань простого переплетения вводится пряжа фасонной куртки, отчего на ее поверхности образуются петли и узелки. Из толстого букле шьют пальто и костюмы, тонкое идет на платье.

Бумазея - мягкая бумажная ткань саржевого, реже полотняного переплетения с начесанным ворсом на изнанке. Первоначальное название ткани - бумажная. Из этой ткани шьют нижнее белье, детские веши. В отличие от байки выпускалась крашеной, с орнаментами.

Буфмуслин - хлопчатобумажная ткань, очень тонкая, почти прозрачная, разновидность кисеи. Особенно ценилась эта ткань в XVII - начале XIX века. Позже в платьях из этой ткани ходили лишь молоденькие девицы, а дамы использовали буфмуелин для домашней одежды.

Бязь - бумажная прочная, довольно грубая ткань, вид толстого миткаля. Широкая бязь называется "полотно". Используется в основном для изготовления постельного белья.Бязь шла на подкладку кафтанов, ширинки (платки). Была двух сортов: простая - шиля; лучшая, более тонкая, с последующей отбелкой - ханагай.

[В]
Ватин
- вязаное полотно с односторонним и двусторонним начесом, выработанное с применением мягких толстых нитей; слой волокон, соединенных между собой определенным способом, например трикотажно-прошивным. Используется для утепления одежды.

Вельвет - ткань, созданная на основе хлопка и вискозного шелка. Типична выработка с рубчиком с различной высотой ворса на лицевой стороне. Вельвет очень прочен.

Ткань имеет много различных наименований. Например, манчестерский вельвет, вельвет с широким рубчиком, вельвет с узким рубчиком, бархатистый вельвет, хлопчатобумажный вельвет, вельвет с орнаментом, эластичный вельвет. Вельвет-корд имеет широкие рубчики (около 5 мм) и высокий ворс. Вельвет-рубчик с узкими рубчиками (2-3 мм) и низким ворсом.Вельвет фасонный имеет рисунок, состоящий из комбинаций гладкой и ворсованной поверхности.

Вельветон (или обезьянья кожа) - прочная, плотная, ветронепроницаемая хлопчатобумажная ткань, из которой обычно шьют спортивную одежду. Имеет бархатистую поверхность, с лицевой стороны начесанный, заглаженный ворс. Напоминает замшу.
Будучи разновидностью бархата, вельвет вошел в обиход россиян со второй половины XIX века под заимствованным названием.

Велюр - общее название материалов, поверхность которых ворсистая и отчасти напоминает бархат. Сюда относятся не только ткани (хлопчатобумажные, шерстяные, искусственный шелк), но и фетр, кожа. В некоторых странах велюром называют бархат и вельвет.

Велюр - ткань с бархатистой поверхностью, образуемой мягким ворсом. Встречается несколько разновидностей. Велюр-бархат - мягкий бархат с ворсом из вискозного шелка на полотне из креповой ткани натурального шелка. Драп-велюр - чистошерстяная тонкосуконная ткань с густым, коротко постриженным, начесанным ворсом на лицевой стороне.

Верблюжья шерсть - подшерсток или пух одногорбого верблюда. Верблюжью шерсть часто обрабатывают, не окрашивая, и используют для изготовления пальтовых тканей. У неокрашенной шерсти светло-коричневый цвет.

Вигонь - мягкий материал или пряжа из шерсти животных рода лам, распространенных в некоторых странах Латинской Америки. Шерсть этого вида ламы получить очень сложно (животное надо только вычесывать, а не стричь). Поэтому вигонью обычно называют ткань из отходов хлопка в смеси с шерстью. Сходство вигони с тканью из шерсти викуньи (вида ламы) лишь внешнее: цвет - коричневый или бурый, лицевая поверхность слегка пушистая за счет вкрапления шерстяных нитей. Но она в отличие от высококачественных шерстяных волокон не ноская. В XX веке ткань встречается редко, а пряжа вигонь распространена широко.

Вискоза - искусственное волокно из целлюлозы, а также ткань на его основе. Часто вискоза входит в состав смесовых тканей, например со льном или шелком. На основе вискозы с добавлением натуральных волокон получали разные виды тканей, например штапель. Вискоза в чистом виде имеет много недостатков: дает усадку при намачивании, утрачивает прочность.

Виши - название этой клетчатой ткани происходит от французского города Виши, где она была создана в 1850 году. Раньше узор в мелкую клетку выполнялся только красным или синим с белым цветом. Теперь с белым сочетают и другие цвета. Чаще всего этот узор встречается на хлопчатобумажных тканях.Когда-то ткань использовали для постельного белья и одежды сельских жителей. Сейчас из нее шьют мужские сорочки, платья в фольклорном стиле, а также занавески, скатерти и салфетки.

Вуаль - прозрачная ткань полотняного переплетения, чаще всего из хлопка.

[Г]
Габа
- очень плотное белое сукно, применявшееся для изготовления верхней одежды. Отличалось высокими водоотталкивающими свойствами.

Габардин - очень плотно сотканная ткань с особым переплетением хлопка и шерсти или искусственным волокном. Из-за прочности габардин часто используют для женских и мужских костюмов и пальто. Современные габардины изготавливаются со специальной водоотталкивающей пропиткой. Цвет ткани в основном серый, реже синий. На лицевой поверхности габардина можно разглядеть выраженные диагональные рубчики.


Габардин очень плотный, но при этом вполне легкий. Обладает по-своему важными свойствами - хорошей износостойкостью и некоторой водонепроницаемостью. За его качества, габардин часто используют при изготовлении женских и мужских костюмов, верхней одежды, плотных женских платьев.

На фото выше мужские брюки белого цвета от Marc Jacobs.
А еще габардин часто используют при пошиве профессиональной одежды.

Газ - легкая, тонкая, прозрачная шелковая или хлопчатобумажная ткань особого газового переплетения, у которой нити утка и основы сохраняют пространство. Способ ткачества обуславливал сорт газа. Это могли быть атлас, саржа или полотно.


Газ может быть хлопчатобумажного и шелкового происхождения. Из-за тонкости, газ можно использовать самостоятельно в многослойном виде, например для такой юбки.

Сегодня газ часто применяют при пошиве свадебных платьев.


Гарус - род шерстяной ткани, получившей название по городу Аррасу во Фландрии, где первоначально ее вырабатывали.

Гипюр - кружевное полотно, составленное из шитых иглой или сплетенных на коклюшках фрагментов, которые соединены между собой тонкими связками. В целом, схож с ажуром, потому что это тоже своего рода кружево. Раньше гипюр делали на коклюшках, сейчас для его изготовления используют машинный способ.

Делают гипюр из очень тонких нитей (тоньше, чем в ажуре), которые могут быть шелковые, хлопчатобумажные, с добавлением синтетических волокон или люрекса. Гипюр трудно использовать в качестве самостоятельно и основной ткани в одежде, хотя некоторых дизайнеров это не останавливает.

Так же, как и ажур, гипюр часто используют в свадебной моде, но в основном для изготолвения аксессуаров - фаты, перчаток.

Глазет - от французского слова - "глянцевитый". Парча с цветной шелковой основой и вытканными на ней золотыми и серебряными узорами. Из глазета шили, например, нарядные камзолы (XVIII-XIX века).
Гленчек - шерстяная или смесовая ткань с особым узором (клетка, состоящая из основного квадрата и квадрата поверх него).

Гобелен - художественно-декоративная ткань, изготавливаемая машинным способом. Ткань названа по французской королевской мануфактуре, учрежденной в 1662 году в Париже на улице Гобеленов - мастеров, красильщиков пряжи. Тогда они производили гобелен ручным способом. В настоящее время ткань используется для обивки мебели, на портьеры, а также для жакетов, сумок. Из более тонкого гобелена шьют платья, галстуки и шарфы. Материал неяркий, волокна окрашены натуральными красителями.

Гризет - в старину легкая дешевая ткань, платье серого цвета. Материал шелковый или шерстяной одноцветный с тканым рисунком. Сначала был только серого цвета, но в XIX веке изготавливался также красным, зеленым, синим.

Гриделин - ткань серого цвета в мелкую полоску, чаще в черную, иногда - в белую. В XIX - начале XX века название относилось только к шерстяным тканям. Из гриделина шили визитные брюки. Сейчас название ткани исчезло из употребления, хотя подобные материалы продолжают выпускаться.
Гро - в старину название шелковых, самых плотных тканей: гро-гро, гроденапль, гродетур.

[Д]
Дама
- плотная одноцветная ткань с вытканным узором из любого сырья. Термин восходит к сирийскому городу Дамаск, где начали производить ткани такого типа. Обычно все ткани типа дама были двусторонними, их можно было использовать как с одной, так и с другой стороны.

Дамаск - шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань полотняного или крепового переплетения, иногда в комбинации с атласом. Хлопчатобумажный Дамаск используется для изготовления женского белья, в декоративных целях, шелковый - в основном для декорирования изделий.
Дамаскет - ткань, похожая на парчу с атласным фоном и золотыми цветами.

Дамассе - в переводе с французского - "узорчатый". Пластичная, обычно шелковая ткань, на блестящей поверхности которой располагается матовый рисунок. Дамассе, как и другие жаккардовые полотна, традиционно применялась для подкладки, обивки мебели, но в последнее время все чаще используется для изготовления нарядных блуз и платьев.

Дамаст - хлопчатобумажная ткань белого цвета с блестящим цветочным узором по матовому фону. Обычно используется для изготовления скатертей, постельного белья и т.п.

Деворе - загадочная ткань! Единственное, что могу про нее рассказать, это то, что при ее изготовлении используется химическая вытравка (выжигание) части волокон ткани, благодаря которой на ней появляются узоры. Я так и не смогла найти описание сути этого процесса.


Деворе ткань довольно тонкая, прозрачная, и ее часто используют при пошиве штор.


А еще иногда технику деворе используют на других типах ткани. Например, на фото ниже, на молодом человеке рубашка из батиста деворе.

Деним - очень прочная, плотная хлопчатобумажная ткань для джинсов. Известна с конца прошлого века, тогда и возникло ее название, которое в переводе с французского означает "из Нима". Ним - город во Франции, где создали эту ткань для рабочей одежды.


Изначально, деним предполагался как одежда для рабочих. Ведь джинсовую ткань отличает высокая плотность, прочность, хорошая износостойкость.


Сегодня деним может обладать самыми разными характеристиками, быть плотным или тонким, однотонным или с рисунком. И используют его для изготовления всех видов одежды для людей обоих полов всех возрастов.


Джерси - название группы плательных тканей из тягучего тонкого шерстяного трикотажа, а также трикотажная шерстяная или шелковая ткань и изделия из нее. Ткань не пользовалась спросом. Ее сочли жесткой, малоэстетичной, бежевый цвет, в который она была окрашена, назвали бедняцким.

Она мягкая, гладкая, хорошо растягивается, мало мнется, не требует сложного ухода, красиво ниспадает при драпировке.


Популярность ткань джерси приобрела благодаря смелости Коко Шанель. Когда эта ткань только появилась на острове Джерси (Нормандские острова), Шанель не побоялась рискнуть и скупить ткань у ее изобретателя. Тогда джерси была не особо популярна. Но после того, как Шанель сшила из него первая пальто, а затем платье-рубашку - о джерси заговорили все.


В настоящее время из ткани джерси шьют женские платья, юбки, жакеты, кардиганы и другие предметы гардероба.

Джингхэм - двухтонная бумажная ткань в полоску или клетку. Применяют для пошива одежды и в рукоделии.
Диагональ - шерстяная или хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения с характерным тканым рисунком - косыми выпуклыми рубчиками. В XX веке ткань темно-синего или защитного цвета используют в основном для шитья форменной одежды.

Драдедам - очень легкое сукно полотняного переплетения, обычно светлое, иногда с орнаментом в полоску. В XIX веке имел спрос у городской бедноты - из ткани шили одежду, платки. В XX веке ткань вышла из употребления.

Драп - очень толстая и мягкая шерстяная или полушерстяная ткань с ворсистой изнаночной и гладкой лицевой поверхностью. Драп одновременно плотный и мягкий, довольно теплый и прочный. На его лицевой поверхности имеется так называемый войлокообразный застил, благодаря которому на ткани не видно переплетения волокон основы и утка, но поверхность ткани остается довольно гладкой. Драп так же может быть и двулицевым, тогда обе стороны скрывают переплетение.


Из драпа чаще всего шьют женские и мужские пальто, не имеющее сложных деталей, а так же костюмы, или по отдельности юбки, брюки жакеты и пиджаки.

Дюветин - ткань атласного переплетения из хлопка или вискозы с утолщенными уточными нитями. После крашения ткань начесывают, и она становится шероховатой. Дюветин называют еще фальшивым бархатом.
Дюшес - благородная, очень блестящая гладкая ткань из шелка или искусственных волокон, которая используется для вечерних платьев или в качестве подкладки для высококачественной женской одежды.
[Ё]
Елочка
, ткань в елочку - узор на ткани напоминает елочки. Переплетение волокон - по рубчику и диагонали.

[Ж]
Жаккард
- ткань, названная по фамилии французского изобретателя Ж. М. Жаккарда. Около 1800 года он создал машину для выработки крупноузорчатых тканей за счет раздельного управления каждой нитью основы. Получавшиеся в результате этого узоры были названы его именем.

Жоржет и креп-жоржет - ткань из сильно перекрученных нитей креповой крутки имеет неровную, мелко структурированную поверхность. Ткань мягкая, струящаяся, похожая на шифон, на ощупь - песчаная.

[З]
Замша
- мягкая кожа, выделанная дублением и пропиткой жирами из шкур телят, коз и оленей. Имеет бархатистый вид. Как ткань используется для пошива верхней одежды.

Различают искусственную замшу, ледерин (искусственная кожа) и кожу. Изделия из этих материалов не требуют тщательной отделки, припуски не обрабатывают. Объем уменьшается за счет припусков: на один оставляют 3 мм, на другой 6 мм. При крое используйте грузики, булавки лучше не применять - они оставляют следы на ткани. Если прижимная лапка прилипает к коже, поменяйте ее на тефлоновую.

Зефир - тонкая нежная хлопчатобумажная ткань из отбеленной скрученной пряжи в виде мелких клеток, а также шерстяная ткань из лучших пород овечьей шерсти. Она кажется мягкой и струящейся. Из ткани шьют рубашки и блузки.

[К]
Каламкар
- ситец ручной набивки.
Камвольные ткани - тонкие шерстяные ткани, выработанные из пряжи гребенного плетения, с гладкой пушистой поверхностью, не очень прочные.

Камка - двусторонняя узорная шелковая тонкая ткань. Сочетание сатинового и полотняного переплетения создавало особый оптический эффект. В XVI-XVII веках из камки шили шубы, кафтаны, телогреи, шапки, рукава, кушаки, штаны, чулки, наволочки, одеяла. С XVIII века камку стали называть штофом. В XIX веке название ткани вышло из употребления.

Камлот - плотная шерстяная или полушерстяная ткань обычно темного цвета. Известна в России с XVIII века, сырьем для нее служила верблюжья шерсть. Одежду из камлота могли позволить себе лишь состоятельные люди. Ныне камлот забыт, хотя подобные ткани из верблюжьей шерсти продолжают выпускаться.

Камчатка - узорная льняная ткань для столового белья, полотенец.
Канифас - плотная хлопчатобумажная ткань с рельефным тканым рисунком в виде полос.
Капрон - синтетическое волокно, используется для производства тканей, трикотажа. Отличается высокой износостойкостью, эластичностью, несминаемостью.

Каракуль - шкурки ягненка в возрасте 1-3 дней каракульской породы, ценный мех, отличается очень упругим, плотным, шелковистым, блестящим волосяным покровом, образующим завитки различной формы.
Каракульча - шкурки ягнят-недоносков (утробного развития 4,5-5,5 месяцев) каракульской породы овец. Ценный мех, отличается низким блестящим шелковистым волосяным покровом с более или менее выраженным муаровым рисунком.

Кашгора - благородная ткань из шерсти кашгорской козы, разводимой в Новой Зеландии. Ткань обладает блеском и легкостью кашемира и очень прочна.

Кашемир - тонкая легкая шерстяная или полушерстяная ткань, имеющая на поверхности диагональный рубчик, которая появляется благодаря диагональному переплетению. Из кашемира темного цвета шьют школьные форменные платья и фартуки. Набивной кашемир используется на платки, шали, платья. Очень популярны кашемировые пальто.

Настоящий кашемир производят из шерсти крохотных ягнят гималайской козы (ее тоже называют кашемир).


Кашемир довольно мягкая и легкая ткань.


Из кашемира шьют не только пальто, а так же платья, блузки, кардиганы и другую женскую и мужскую одежду.



Кисея - тонкая редкая ткань, в настоящее время хлопчатобумажная Кисея выпускалась цветной, расшитой шелком или другими цветными нитями.

Клоке - двухслойная ткань с пузырчатой поверхностью, сотканная на двух основах, которые располагаются одна над другой. Ее делают из шерсти, хлопка или искусственных волокон. Нижняя сторона ткани - гладкая, натянутая, а верхняя имеет выпуклый, пузырчатый рисунок. Из нее шьют куртки, платья. С эффектом клоке выпускают и хлопчатобумажные ткани - их подвергают специальной обработке, чтобы добиться эффекта жатости, шероховатости. Клоке нельзя утюжить.

Коверкот - плотная ткань саржевого переплетения с характерными мелкими точками на темном фоне, очень похожа на габардин. Вырабатывается шерстяной, полушерстяной, штапельный и бумажный коверкот. В России ткань появилась в конце XIX века. В середине XX века ткань считалась престижной, одежду из нее в сочетании с велюровой шляпой носили солидные советские служащие.

Кожа - выделанная кожа животных. Уже в Древней Греции из кожи делали обувь. В VIII веке до нашей эры из нее изготавливали перчатки. В XVIII веке из кожи производили как обувь, так и головные уборы, штаны. Позже ее используют еще более широко. Первые автомобилисты и авиаторы были одеты в кожу с головы до ног, В 1965 году Пьер Карден широко использует этот материал для своих изделий.

Козлик - шкурка козлят возраста до 1 месяца, а также козлят-недоносков различных пород коз. Меховая шкурка имеет тонкий волос, мягкий, глянцевитый, довольно низкий, с муаровым рисунком или гладкий.

Коленкор - дешевая бумажная ткань типа плотного миткаля, белая или одноцветная.Коленкор был очень широко распространен в XVIII-XIX веках. В конце XX века использовался в качестве бельевой ткани.
Кракле (в переводе с французского - потрескавшийся). Поверхность этой ткани напоминает креп и имеет пузырчатую структуру. Это ткань из хлопка или искусственных волокон, поэтому хорошо подходит для блузок и платьев.

Крашенина - грубый крашеный холст. В XIX веке из крашенины шили крестьянские рубахи.
Крепы - название очень большой группы тканей, которые вырабатываются из разных волокон, но все они имеют мелкошероховатую поверхность. Эффект крепа достигается, во-первых, за счет очень сильной крутки волокон; а во-вторых, нерегулярною скрещивания нитей. Семейство крепов включает в себя: креп-жоржет, крепдешин, креп-сатин, креп-марокен.

Они широко используются в пошиве одежды общего назначения. Одежду из этой ткани шить легко, т.к. она в меру эластичная, имеет четкую линию грани, что удобно для кроя. Ткань также используется в качестве укрепляющих деталей. Она более блестящая и прозрачная, чем крепдешин.


Например, креп-жоржет часто используют при пошиве женских платьев.

Крепдешин - нежная шелковая ткань, приобретающая свой типичный матовый вид при использовании особого вида переплетения. Креп-жоржет - обычно шелковая очень тонкая и прозрачная ткань, имеющая общие черты с шифоном и крепдешином. Но креп-жоржет плотнее и зернист на ощупь. Шерстяную ткань, полученную этим видом переплетения, тоже называют жоржетом. Креп китайский - шелковый, набивной креп. Крепон - шерстяной креп. Креп-марокен - шелковый, плотный и мягкий, однотонный или узорчатый креп. Креп-рашель - креп золотистого цвета. Креп-сатин - шелковый креп, мягкий, обычно однотонный, отличающийся сочетанием шероховатой поверхности с одной стороны и гладкой блестящей с другой.

Отличительными чертами крепдешина являются матовая и слабоблестящая поверхность и мелкая зернистость на лицевой поверхности.


Крепдешин используют при пошиве в основном женской одежды: блузок, платьев, а так же для платков и шалей.

Крепдешин был довольно популярен в 60-е годы, поэтому можно встретить много винтажных крепдешиновых платьев.

А еще эту разновидность шелка часто используют для рисования по ткани в технике батик.

Кретон - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения (нить утка несколько тоньше нити основы). Из предварительно окрашенной пряжи, с текстильным орнаментом в виде клетки или полос. В XIX веке использовался очень широко для одежды менее обеспеченных людей, а также в качестве обивки мебели.

Кринкл, крэш - жатые ткани. Складки часто замяты в долевом направлении и выражены более или менее сильно.

Кримплен - одно из синтетических полотен. Объемное, пластичное, мягкое. Не мнется, легко стирается. Первое время пользовался невероятной популярностью, однако в последние годы уступил всякого рода смесовым тканям, которые больше напоминают натуральные ткани.

Кружево - полоска или кусок текстиля, получаемого путем шитья, вязания или плетения. Кружево появилось в Европе на рубеже XV-XVI веков. Первое кружево шилось иглой, называлось оно "стежок в воздухе". В России первые кружева были металлическими, из золотых и серебряных нитей - ими отделывали одежду знати.В 1837 году была изобретена машина для изготовления кружев. Они стали дешевле и пошли на отделку женского белья.
Кружевное полотно - прозрачная ажурная ткань с рисунком, образуемым путем сочетания уплотненных и разряженных мест с отверстиями, которые получаются за смет сплетения нитей.

Кумач - бумажная ткань, как правило, ярко-красного цвета (от арабского "кумаш"). В старину бытовал синий и другого цвета кумач.



Плотная ткань – лучшая защита от холода

Плотные ткани незаменимы в холодные осенние и зимние дни. Они спасают от стужи и ветра, даря покой, тепло, уют и комфорт. Разнообразие современных плотных материалов позволяет использовать их не только для пошива одежды, но и во многих других сферах жизнедеятельности человека.

Чтобы правильно подобрать ткань для пошива того или иного изделия, необходимо смотреть не только на ее внешний вид, но и внимательно ознакомиться со всеми свойствами.

Одной из важных характеристик материала является плотность – вес одного квадратного метра, выраженный в граммах. Чем большее количество нитей приходится на единицу площади, тем плотнее будет материал. Имеет значение и толщина нити – чем она меньше, тем легче ткань.

От плотности материала напрямую зависят и другие параметры – гигроскопичность, воздухопроницаемость, износостойкость .

Самая высокая плотность – от 300 до 1000 г/м2 – у искусственной и натуральной кожи, а также у обивочных, портьерных и технических тканей. Ткани для пальто, курток и костюмов имеют плотность от 200 до 400 г/м2. Для сравнения: плотность батиста или шифона – от 50 до 70 г/м2.

Состав

Плотные ткани изготавливаются как из полностью натурального сырья: льна, хлопка, шерсти, так и с добавлением искусственных или синтетических волокон, наделяющих материал новыми свойствами.

Плотный хлопок в подавляющем большинстве случаев служит для производства домашнего текстиля:

  • пододеяльников, простыней и наволочек;
  • полотенец;
  • покрывал и скатертей;
  • штор и занавесок.

Для изготовления зимней одежды х/б материал не применяется, поскольку не обладает достаточными теплосберегающими качествами. Ткани из 100% льна являются достаточно плотными по природе, а при добавлении к ним синтетических волокон с успехом применяются для обивки и декорирования мягкой мебели. Из льняного плотного полотна шьют подушки, скатерти, портьеры.

Их натуральных волокон изготавливают плотные ткани особого назначения. К ним относятся:

  1. Брезент – чрезвычайно прочное полотно повышенной плотности, проходящее специальную пропитку водоотталкивающими и огнеупорными материалами. Из него делают палатки, тенты, рюкзаки, рукавицы, спецодежду для военных или пожарных.
  2. – плотная грубая ткань, получаемая из джутовых или конопляных волокон. Основное применение – упаковка различных товаров, спецодежда. В последние годы стало весьма модным изготавливать из мешковины различные декоративные интерьерные предметы – панно, народных кукол, обереги и т. п.
  3. Холст – плотная льняная ткань с жесткой структурой, без которой не может обойтись ни один художник, работающий с масляными красками.

Помимо этого, существует большое количество плотных тканей, использующихся для изготовления одежды или для бытовых целей.

Разнообразие

Среди всех тканей повышенной плотности наибольшей популярностью пользуются следующие:

  1. – ткань в косой рубчик, она идеально подходит для пальто, курток и костюмов.
  2. – материал с сатиновым переплетением, устойчивый к трению и износу. В основном используется для изготовления рабочей одежды.
  3. – хлопчатобумажная ткань, все джинсы пошиты именно из нее.
  4. Кретон – материал, идущий на обивку диванов, кресел и другой мягкой мебели.
  5. – очень красивая ткань с богатыми рисунками, подходящая как для нарядных платьев, так и для украшения интерьера.
  6. Бязь – хлопковое полотно, из которого делают простыни, пододеяльники, пеленки, рабочую одежду.

Свойства, присущие материалам с повышенной плотностью, рассмотрим на примере вельвета, байки и дайвинга.

Вельвет – мечта модниц 80-х

Вельвет – плотная ткань с ворсом, разделенным продольными полосами, «в рубчик». Традиционно этот материал делали только из хлопковых волокон, однако в последнее время добавление нитей вискозы или полиэстера позволило сделать вельвет более прочным и износостойким.

Королевская ткань

Именно так дословно переводится слово «вельвет» с французского. И действительно, со времен средневековья, когда впервые ткачи научились получать «ворсовую» ткань и распушать ее определенным образом, вельвет считался изделием для избранных.

Вельветом обивали мебель во дворцах, из него шили шторы, декорировали кареты. Технология производства ткани была настолько засекречена, что едва не затерялась в глубине веков.

В конце XIX века вельвет дошел и до России, где его сразу же взяли на вооружение в качестве интерьерного материала. И только во второй половине XX столетия вельвет стал основой для пошива одежды.

Трудно представить себе молодежь 80–х годов прошлого века без модных вельветовых брюк или курток. В настоящее время из вельвета делают много различных изделий:

  • пальто, костюмы, юбки, брюки;
  • комбинезоны для детей и взрослых;
  • изделия для интерьера – покрывала, занавеси, шторы, диванные подушки;
  • обивку для мебели – кресел, диванов, стульев, пуфов;
  • чехлы для автомобилей;
  • детскую и домашнюю обувь.

Достоинства и недостатки вельвета

Игра света в ворсинках рубчиков придает вельвету благородное сияние, за счет которого ткань смотрится необычно и креативно.

К положительным сторонам вельвета также относятся:

  • износостойкость – материал долгое время сохраняет отменный внешний вид;
  • несминаемость, устойчивость к деформациям;
  • мягкость и бархатистость – несмотря на плотность, ткань приятна на ощупь;
  • теплосбережение. Одежда из вельвета долго сберегает тепло, не пропуская к телу холод.

Но даже у такой замечательной ткани имеются недостатки:

  • вельвет с синтетическими добавками электризуется;
  • ткань притягивает пыль и мелкий мусор;
  • материал нуждается в достойном уходе.

Как правильно ухаживать за вельветом

Чтобы вельветовые изделия как можно дольше не теряли своей красоты, требуется обеспечить им соответствующий уход:

  1. Прежде чем стирать вельветовую вещь, нужно обязательно вытряхнуть из нее пыль и вывернуть наизнанку.
  2. Вода не должна быть горячее 400С, режим на машинке выставить для деликатной стирки.
  3. Крупные изделия из вельвета – шторы, покрывала и т. п. – лучше отдавать в химчистку.
  4. Сушить вельвет нужно в расправленном состоянии, избегая попадания прямых солнечных лучей. Не допускается сушка вельветовой одежды на батареях отопления.
  5. Вместо обычной глажки для вельветовых изделий лучше применить режим отпаривания.

Важно знать! Восстановить утраченный вид вельветовых изделий можно, применив следующий метод: замочить вещь на несколько часов в 2,5%-ном растворе нашатырного спирта, а затем прополоскать в холодной воде и высушить в горизонтальном положении.

Байка – ощущение детства

Эта уютная, мягкая, теплая ткань – идеальный материал для распашонок, пеленок, ползунков и чепчиков. Изготавливается она путем полотняного или саржевого переплетения хлопковых или полушерстяных волокон. Байка имеет двухстороннее ворсовое покрытие, замечательно согревающее тело.

История появления байки

То, что байка, как и вельвет, ведет свою историю со времен средневековья – не вызывает сомнения. Уже тогда большим спросом пользовались плащи и костюмы из этого материала – они надежно укрывали от непогоды и защищали от холода.

Споры ведутся из-за названия ткани: одни считают, что оно произошло от французского «baie» – шерстяная ткань, поскольку первые образцы материала производились именно из шерсти.

Другие утверждают, что латинское слово «badius» – темно-коричневый – как нельзя лучше объясняет наименование материала, ведь в средние века его не красили и он имел бурый оттенок.

В Россию байка пришла вместе с реформами Петра I, который по достоинству оценил ее удобство, мягкость и прочность и приказал использовать для пошива верхней одежды для солдат.

Со временем байка стала любимой одеждой для прогулок, верховой езды, охоты как мужчин, так и женщин.

Применение байки

В настоящее время существуют две разновидности байки – хлопчатобумажная и шерстяная. Из хлопковой производят:

  • одежду для младенцев и маленьких детей;
  • рубашки и толстовки для мужчин;
  • женские домашние платья, халаты и сарафаны;
  • спортивные костюмы;
  • пижамы и ночные рубашки.

Шерстяная байка используется немного в других целях, из нее можно сделать:

  • демисезонную одежду – пальто, куртки, ветровки;
  • теплые одеяла и пледы;
  • стельки для обуви;
  • подкладку для одежды.

Байка выпускается как однотонная, так и с различными принтами.

Несомненные преимущества байки

Это чрезвычайно комфортный и мягкий материал, состоящий из сплошных достоинств:

  1. Прочность. При всей кажущейся нежности и мягкости байка обладает достаточной устойчивостью к механическим воздействиям.
  2. Гигиеничность. Ткань не вызывает раздражения кожи и аллергических реакций.
  3. Гигроскопичность. Байка замечательно не только впитывает, но и испаряет влагу.
  4. Износоустойчивость. Материал настолько долговечен, что многие детские вещи, не теряя своего внешнего вида, передаются в семьях из поколения в поколение.

Случается, что с целью удешевления материала в натуральную байку добавляют вискозные волокна. Это ухудшает некоторые показатели ткани, в частности, снижает ее теплосберегающие качества.

Важно знать! Уход за байковыми изделиями очень прост. Ткань с легкостью переносит любые режимы стирки и отжима. Гладить ее лучше всего с изнаночной стороны, чтобы не нарушить ворсовое покрытие.

Дайвинг – новинка среди плотных тканей

Среди большого количества материалов внимания заслуживает дайвинг — плотная синтетическая ткань нового поколения.

За свою способность к облеганию тела дайвинг часто называют «второй кожей». Это происходит благодаря уникальному составу материала – он на 60% состоит из полиамида, а остальные 40% разделили между собой полиэстер и эластан.

Что шьют из дайвинга

Существует два вида этой плотной ткани:

  1. Микродайвинг – гладкий материал, из которого шьют лосины, леггинсы, топики, юбки. Иногда его используют при создании театральных костюмов, вечерних нарядов, одежды для торжественных случаев.
  2. Супердайвинг – основа костюмной ткани для пловцов, гимнастов, атлетов.

Супердайвинг на флисе используется для пошива зимней одежды для горнолыжников и альпинистов.

Уникальные свойства дайвинга

Помимо повышенной плотности и прочности дайвинг обладает рядом отменных качеств:

  1. Износостойкость. Материал не линяет, не растягивается, не садится и не вытягивается. Сколь долго бы не служил костюм из дайвинга, он сохраняет свой первозданный вид.
  2. Гигроскопичность. Ткань отлично пропускает влагу.
  3. Воздухопроницаемость. Несмотря на полную «синтетичность», тело в одежде из дайвинга «дышит».
  4. Простота ухода. Изделия легко отстирываются от грязи и быстро высыхают.
  5. Несминаемость. Одежда из дайвинга не мнется и не требует глажки.

Нужно учесть! Температура воды для стирки изделий из дайвинга не должна превышать 400С, иначе вещь может «сжаться». Нельзя применять отбеливатели и хлорсодержащие порошки. Сушить лучше всего в тени, чтобы ультрафиолетовые лучи не спровоцировали разрушение волокон ткани.

Ткани с повышенной плотностью востребованы во многих отраслях. Ознакомившись со всем их разнообразием и характеристиками, можно легко подобрать материю для нового нарядного платья или костюма, а также для обновления домашнего интерьера.

Приобретая ткань, часто руководствуется эмоциями. Просто понравилась ткань или модель платья в журнале и вам захотелось купить подходящую по цвету и узору ткань. Но для того, чтобы сшить одежду определенного назначения, имеющую те или иные свойства, нужно подобрать ткань с соответствующими характеристиками, свойствами. Нужно разбираться хотя бы в общих чертах, какие бывают виды тканей, и знать их основные отличия.

Покупая ткань, в первую очередь исследуйте ее на ощупь. Проверьте, хорошо ли она драпируется, насколько прочна, не слишком ли она тянется в длину и ширину и приятна ли для кожи.
Оберните ткань вокруг кисти руки и посмотрите, мягкая она или жесткая, легкая или тяжелая. Сожмите участок ткани рукой и проверьте, сильно ли она мнется. Все это позволит вам определить, подходит ли ткань для выбранной вами модели одежды.

Кроме того важно проверить подвержена ли ткань усадке. Для этого проутюжьте ее по изнаночной стороне горячим утюгом с паром кусочек ткани (или уголок). Если ткань садится, нужно прогладить весь кусок. Иногда, придется провести влажно-тепловую обработку и даже постирать отрез ткани в тепловой воде, прежде чем приступить к раскрою деталей.

Характеристики основных видов тканей


Отличаются высокой гигиеничностью, хорошо стираются, утюжатся, достаточно прочны и красивы. По толщине и внешнему виду эти ткани очень разнообразны - от тонких и нежных тканей, типа маркизет, батист, до плотных и прочных - джинсовая ткань, брезент. Выпускаются как из чистого хлопка, так и с примесью с другими натуральными и искусственными волокнами.


Немного грубее по внешнему виду, чем х/б ткани. Очень гигиеничны, прочны, износостойки, хорошо стираются и гладятся. Ткани из чистого льна сильно мнутся, при добавлении химических волокон приобретают упругость и несминаемость. Ткани из высококачественных сортов льна имеют мягкий шелковистый блеск, пластичны и упруги, используются для изготовления женской и детской одежды, столового и постельного белья.


(натуральные) отличаются хорошими гигиеническими свойствами, достаточной прочностью, износостойкостью. Имеют красивый блеск, который проявляется в разной степени, в зависимости от характера крутки нити и способа переплетения - от матового, нежного на прозрачном креп-шифоне, до плотного, глубокого на атласе и креп-сатине. Шелковые ткани нежны, легки, пластичны, прекрасно драпируются. Они хорошо стираются и хорошо гладятся. Креповые ткани слабо мнутся, но обладают высокой "обманчивой" усадкой, которая исчезает при проглаживании во влажном виде.


Также обладают хорошими гигиеническими свойствами, хорошо сохраняют тепло, что используется для изготовления верхней одежды. Шерстяные ткани имеют очень богатый ассортимент. От тонких и полупрозрачных креповых тканей для нарядной женской одежды, до толстых, объемных пальтовых тканей типа драп и твид. Они обладают хорошей пластичностью, упругостью, прочностью. Чистошерстяные ткани имеют недостаток - свойлачиваемость, что после стирки ухудшает внешний вид и ведет к значительной усадке.

Легкие блестящие шелка с гладкой переливающейся поверхностью. К недостаткам их относятся неудовлетворительные гигиенические свойства, сминаемость и невысокая прочность, особенно при намокании. После стирки требуется утюжка во влажном виде, иначе ткань плохо разглаживается.


Имеют шелковистую поверхность, обладают высокой прочностью и устойчивостью формы, красивым внешним видом. Выпускаются в широком ассортименте - от нарядных платьевых тканей до пальтовых и специальных. Эти ткани негигроскопичны, легко стираются, обладают водо - и грязеотталкивающими свойствами и несминаемостью. Недостатком этих тканей является потеря прочности и цвета от длительного воздействия солнечного света.
Утюжить одежду из таких тканей можно только слабо нагретым утюгом, так как при повышении температуры они расплавляются. Эти ткани широко применяются для изготовления межсезонной и специальной одежды.


Вырабатывают из нитей, содержащих различные волокна. Ассортимент таких тканей разнообразен: это и костюмно-платьевые ткани, по внешнему виду напоминающие шерстяные и льняные, и хлопчатобумажные, и различные плащевые ткани с имитацией поверхности от хлопка до шелка и шерсти. Ткани имеют разную степень гигиеничности, но, как правило, все несминаемые, хорошо стираются и гладятся, сохраняют форму и обладают достаточной прочностью.

Трикотажная ткань - это вязаное полотно (или изделие) из одной или нескольких нитей. Получается трикотаж переплетением нитей с образованием петель на вязальных машинах различных типов. В трикотажном производстве используют почти все виды нитей и пряжи, производимые для текстильного производства. При изготовлении изделий из трикотажного полотна необходимо учитывать некоторые его особенности. Так, трикотаж гораздо растяжимее, чем ткань, причем он тянется практически во всех направлениях (тогда как ткань хорошо растягивается только под углом 45°). Эту особенность следует учитывать, определяя величину припусков на свободу облегания.

Многие виды трикотажного полотна практически не осыпаются, что позволяет не обметывать внутренние срезы деталей изделия. Но при прорубании нитей у изделий из трикотажа может происходить распускание цепочки петель, что очень портит изделие. Поэтому подбирать иглы и нитки при работе с таким полотном нужно очень тщательно и выполнять машинные строчки на небольшой скорости.

Из-за большой растяжимости трикотажа при стачивании деталей швы следует слегка растягивать (чтобы в процессе эксплуатации не порвались нитки швов) или стачивать их строчкой "зигзаг". Для стачивания срезов современных трикотажных тканей можно использовать только четырехниточный оверлок.
См. Какой купить оверлок .

В основные швы изделия, несущие большую нагрузку (плечевые, швы втачивания рукавов, шов соединения лифа с юбкой), необходимо проложить укрепляющую тесьму или узкие полоски ткани.
Трикотажные полотна почти не мнутся, но менее гладить их приходится, поэтому осторожно выбирайте режим нагрева утюга; трикотаж, содержащий синтетические волокна, не выдерживает высоких температур. Перед раскроем полотно из синтетики следует хорошо прогладить, чтобы оно дало усадку до того, как изделие будет сшито.

Основные свойства тканей

При раскрое, пошиве и влажно-тепловой обработке необходимо учитывать такие свойства тканей, как усадка и прорубаемость.
Усадка - это свойство изменять размеры при хранении, стирке, влажно-тепловой обработке. Для проверки степени усаживаемости нужно смочить край ткани (с кромкой) и проутюжить. Если в этом месте кромка вытянулась, ткань может дать усадку, поэтому перед раскроем ее следует декатировать. Синтетические ткани и изделия из них (тесьма, ленты) могут давать довольно сильную усадку при проглаживании - термофиксации.

Прорубаемость - это повреждение ткани иглой при строчке. Этим отличаются ткани с большой плотностью и из крученых нитей типа креповых, ткани, содержащие вискозные волокна, и аппретированные. Особенно опасно прорубание для трикотажного полотна. Поэтому машинные иглы и нитки для таких материалов следует выбирать особенно тщательно, следить, чтобы иглы были остры, частота строчки реже, скорость работы машины нужно уменьшить.

Прокладочные и клеевые материалы

Кроме вышеперечисленных тканей для пошива, в швейной промышленности, да и в быту, все больше используются нетканые материалы. Их ассортимент достаточно широк - это разные виды ватина, прокладочные материалы, такие как флизелин, синтепон и др.


Флизелин и прокламелин являются лучшими заменителями прокладочной ткани - бортовки, коленкора, бязи и т. п. Они не растягиваются, не линяют и не дают усадку, хорошо сохраняют форму, их легко раскраивать и шить. Если на них нанесено клеевое покрытие, то значительно облегчается технологическая обработка изделия. Детали прокладки, выполняемые из клеевого флизелина или других клеевых материалов, выкраиваются без припусков на швы. Накладываются они на изнаночную сторону изделия клеевым покрытием и проглаживаются горячим утюгом. Клей расплавляется и склеивает ткань с флизелином.


Ватин - это нетканый материал, полученный из распушенных и равномерно распределенных волокон простроченных на специальных машинах. Ватин различается по составу (хлопчатобумажный, шерстяной), толщине полотна, способу скрепления волоков.


Очень хорошей утепляющей прокладкой для куртки, стеганых пальто и других видов одежды является синтепон - нетканый материал, полученный синтетических волокон. Он гораздо легче ватина, упругий, не теряет форму и не сваливается. Синтепон не гигроскопичный, благодаря чему сильно не намокает и легко высушивается. К тому же он выпускается белого цвета и при стирке утепленных вещей не линяет и не оставляет пятен на ткани верха. Изделие после стирки сохраняет форму и не теряет объемности.
См.также

Акрил — бумажное синтетическое волокно с рядом доказанных высоких качеств. Формоустойчивое, защищенное от моли.

Альпака — лёгкая ткань из шерсти лам альпака в технике полотняного или саржевого переплетения, а также шерсть одноименного домашнего животного. Шерсть мягкая, тонкая, с шелковистым блеском, очень ценная.

Атлас — плотная шёлковая или полушёлковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью.

Ацетат — вискоза с ацетатной основой. Ткань легкая и гладкая. Легко стирается, формоустойчивая.

Бархат — ткань с разрезанным ворсом, которую получают посредством особого переплетения нитей: четыре попарно образуют верхнюю и нижнюю основу, а пятая — ворс. Бархат с высоким ворсом называют плюшем. Ещё существует уточный бархат, который называют полубархатом, плисом или вельветом.

Батист — хлопчатобумажная мягкая или хлопчатобумажная с шелком, плотная, легкая и нежная на ощупь ткань, которая вырабатывается полотняным переплетением из очень тонкой гребенной пряжи в основе и утке.

Букле — грубая ткань полотняного переплетения, из фасонной пряжи, имеющей крупные узелки, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, в основе и утке́ или только в утке, в результате чего ткань приобретает шишковатую поверхность.

Вельвет — хлопчатобумажная ткань с густым ворсом и продольными рубчиками на лицевой стороне, по фактуре напоминающая бархат. Используется для пошива одежды и обуви.

Велюр — название некоторых материалов, имеющих мягкую ворсовую бархатистую лицевую поверхность

Вискозное волокно, вискоза — искусственное целлюлозное волокно, получаемое переработкой природной целлюлозы. Производится в виде текстильных и кордовых нитей и штапельного волокна.

Войлок — плотный нетканый текстильный материал из валяной шерсти. Изготавливается обычно в виде полотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения.

Габардин — шерстяная ткань, вырабатываемая из мериносовой пряжи, очень тонкой, кручёной в два конца для основы, и менее тонкой, одинарной — для утка. Благодаря применению особого вида переплетения — сложной саржи, на лицевой поверхности образуется резко выраженный мелкий рубчик, идущий наклонно под углом 60-70°.

Гипюр — плетёное кружево с выпуклым узорным рисунком, в котором элементы рельефного неправильного узора соединены между собой тонкими связками.

Гобелен — шерстяная, хлопковая, шелковая на ощупь мягкая безворсовая ткань с добавлением синтетических волокон. Вырабатывается эта ткань сложным крупноузорчатым переплетением из трех, четырёх и более систем нитей; она двухслойная, тяжелая или среднетяжелая, крупноузорчатая, гладкокрашеная или меланжевая.

Деграде - ткань любой плотности и любого состава с плавным переходом от одного цвета к другому.

Джерси — основовязанное (из многих нитей) трикотажное полотно из шерстяных, хлопчатобумажных, шелковых, вискозных или синтетических нитей. Обладает определенной эластичностью и способностью растягиваться.

Жаккард — плотная ткань с крупным узором. При этой технологии тканого переплетения рельефный рисунок вплетается в основу. Количество нитей как основы, так и утка может достигать нескольких сотен, ткань выполняется на специальных жаккардовых ткацких станках.

Жоржет — шерстяная, легкая, очень тонкая, полупрозрачная ткань, на ощупь жестковатая. Вырабатывается полотняным переплетением (в основе плотность нитей значительно выше, чем в утке). Выпускается гладкокрашеной и напечатанной. Эта ткань похожа на креп-жоржет. Из жоржета шьют дамские нарядные платья, блузы.

Креп — шелковая ткань, обычно однотонная. Благодаря особой выделке имеет шероховатую поверхность, будто с бугорками.

Крепдешин — шелковая ткань с умеренным блеском, поверхность мелкозернистая вследствие применения в утке попеременно крепа левой и правой крутки. Вырабатывается ткань полотняным переплетением из шелка-сырца в основе и крепа в утке; она может быть гладкокрашеной и напечатанной. Из крепдешина шьют блузки, платья, изготовляют шали.

Креп-жоржет — шелковая ткань, тонкая, полупрозрачная, более блестящая, чем крепдешин. Вырабатывается полотняным переплетением, из крепа в основе и утке, отличается жесткостью, упругостью, сыпучестью. Из данной ткани шьют платья, блузки, используют для отделки.

Креп-сатин — шелковая ткань, относящаяся к группе тканей из искусственных нитей и представляющая собой ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой стороной и матовой с креповым эффектом изнанкой (поверхностная плотность — 250 г/м²). Обе стороны могут использоваться как лицевые.

Креп-шифон — ткань, относящаяся к креповой подгруппе группы тканей из натуральных шелковых нитей, вырабатываемая полотняным переплетением из перекрученного шелка-крепа в основе и утке (поверхностная плотность — 25 г/м²). Для креп-шифона характерна матовая поверхность.

Кружево декоративные элементы из ткани и ниток. Общим признаком всех видов кружева является ажурный узор, образованный разнообразными переплетениями нитей. Кружево используется для пошива одежды (юбок, блузок, платьев ит.д.), в оформлении одежды, в частности, рукавов, воротничков, а также женского нижнего белья.

Крэш — жатая ткань. Долговечные складки, морщины и заломы, которые создаются на ткани благодаря длительному воздействию пресса.

Лайкра — высокорастяжимое (до 400 %) волокно, применение которого в смеси с другими обеспечивает высокую растяжимость и эластичность полотна. Нашло широкое применение при выработке полотен, используемых для изделий, плотно облегающих фигуру человека — купальников, спортивной одежды, платьев, брюк и пр.

Лоден — шерстяная ткань, тяжелая или среднетяжелая, на ощупь грубая. Поверхность ткани увалена, застил закрывает ткацкое переплетение.

Льняная ткань — это ткань с гладкой поверхностью и матовым блеском, получаемая изо льна. Льняное волокно получают из кожицы растения. Лен считается однолетним растением семейства льновых. В настоящее время самые качественные ткани производят в Италии, Бельгии и Ирландии, а больше всего этой ткани выпускается США и Канада.

Манчестер - ткань уточно-ворсового переплетения.

Махровая ткань (просторечное название — «махра») — это натуральная ткань, поверхность которой состоит из ворса (петель основных нитей). Ворс может быть как одинарным (односторонним), так и двойным (двусторонним). Кроме односторонней и двухсторонней, различают также ткань с рельефным рисунком в структуре махры и ткань со стриженным ворсом (стриженная махра).

Мохер — пряжа из шерсти ангорской козы. Мохер достаточно прочен, легок, хорошо сохраняет тепло.

Муар — шелковая ткань с волнистыми разводами.

Муар-антик — муар с крупными разводами.

Муслин — тончайшая ткань из хлопка, льна или шелка с полотняным переплетением. Часто использовался для платьев или штор.

Набивная ткань — ткань, поверхность которой украшена печатным рисунком. Первоначально набивная ткань вырабатывалась ручным способом — набивкой (набойкой). Впоследствии термин «Набивная ткань» стали применять также для тканей, на которых рисунок наносится тканепечатающими машинами.

Органза — тонкая жесткая прозрачная ткань, сделанная из полиэстера, шёлка или вискозы.

Парусина — тяжёлая плотная конопляная, льняная или полульняная ткань из толстой пряжи.

Парча — тяжёлая ткань из шёлка или полиэстера с узором, выполненным металлическими нитями с золотом, серебром или их сплавами с другими металлами. Часто металлическая нить (или сплющенная металлическая нить — ленточка) навивается на льняной, шёлковый, хлопчатобумажный уток.

Пике — ткань, трикотажное полотно, вырабатываемое из хлопчатобумажной пряжи или химических волокон сложным переплетением. Плотная хлопчатобумажная ткань в два утка с рельефными поперечными рубчиками или реже выпуклыми геометрическими узорами на лицевой стороне. Узор обычно бывает мелкий, несложный (ромбы, квадратики, соты), полоска практически не встречается. Из хлопчатобумажного пике шьют летние платья, костюмы, летние шляпы, детскую одежду, бельё. Также идёт на отделку, воротнички и т. п. Пике из искусственного шёлка выпускается с продольными рубчиками на лицевой стороне. Оно используется только как плательная ткань.

Полиуретановые волокна или эластомерная полиуретановая нить — это синтетическая нить, получаемая на основе полиуретановых каучуков.

Поплин — хлопчатобумажная, шелковая или шерстяная ткань (т. н. ложнорепсовая или рубчиковая), плотная, блестящая, гладкая, мягкая. Вырабатывается полотняным переплетением. Вследствие того, что уточные нити распрямлены, а плотность основных нитей больше, чем уточных, лицевая сторона и изнанка ткани созданы из основных нитей, образующих мелкий поперечный рубчик.

Репс — хлопчатобумажная или шёлковая ткань, образованная переплетениями, производными от полотняного переплетения — осно́вный или уто́чный репс. У основного репса более длинные (усиленные) основные перекрытия, чем уточные, у уточного — наоборот, уточные перекрытия длиннее основных.

Рогожа — грубая хозяйственная ткань. Первоначально производилась из волокон растения рогоз (отсюда и название), а позже и из лыка (мочала). Назвать рогожу тканью (в сегодняшнем понимании) можно только условно. Используется для шитья юбок, костюмов, брюк и другой одежды.

Саржа — хлопчатобумажная, шёлковая или искусственная ткань с диагональным переплетением нитей; вырабатывается в основном гладкокрашеной и набивной. Используется как подкладочная, платьевая, техническая и т. п. ткань.

Ситец — лёгкая хлопчатобумажная гладкокрашеная или набивная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из сурового миткаля с помощью красильно-отделочных операций. Обыкновенно плотность ситца составляет от 80 до 100 г/м². Ситец используется для пошива лёгкой верхней одежды, мужских сорочек, постельного белья.

Стёганое полотно (стёганая ткань) — это прошитые насквозь два куска ткани, между которыми находится слой ватина или ваты

Тартан — плотная шерстяная ткань в клетку, используемая для пошива одежды.

Тафта — разновидность глянцевой плотной тонкой ткани полотняного переплетения из туго скрученных нитей шёлка, хлопка или синтетических органических полимеров (Химические волокна). Применяется для пошива нарядной и вечерней одежды, декора и обивки мебели, изготовления товаров народного потребления и художественной гимнастики.

Твид — шерстяная ткань, эластичная, среднетяжелая, мягкая на ощупь, с небольшим ворсом, обычно саржевого (диагонального) переплетения. Бывает меланжевая, мулинированная ткань, чаще с цветными узелками. Из данной ткани шьют дамские платья, юбки, костюмы, пальто, а также мужские пиджаки, брюки и головные уборы.

Тик — плотная ткань саржевого или полотняного переплетения нитей с продольными широкими пестроткаными или печатными цветными полосами. Вырабатывается из льняной или хлопчатобумажной пряжи. Используется для матрацев, мебельных чехлов, занавесей и т.д.

Тюль — лёгкая прозрачная сетчатая гладкая или узорчатая ткань (хлопчатобумажная, полушёлковая и др.). Гладкий тюль вырабатывается из двух систем нитей на тюлевых машинах; он используется для изготовления и отделки женского платья и белья, а также штучных изделий (сеток, вышивок и т. д.). Тюль узорчатый, или гардинный, вырабатывается на гардинных или кружевных машинах и применяется для занавесей, покрывал, накидок и др

Фатин — лёгкая сетчатая ткань средней жёсткости, вуаль из полиэстерной нити. Полупрозрачная, матовая или блестящая. В отличие от тюля, фатин всегда гладкий и однородный. Применяется для изготовления балетных пачек, пышных подъюбников (для свадебных и бальных платьев), а также предметов тканого декора: лент, бантов, искусственных цветов и т.д. Также фатин используется как основа для вышивки и вязания крючком.

Фланель — хлопчатобумажная, шерстяная или полушерстяная ткань полотняного или саржевого переплетения, с пушистым двусторонним или односторонним равномерным редким начёсом.

Флок — очень практичный материал, по удобству использования (очистка, уборка) сравним с натуральной кожей, но в отличие от неё свободно «дышит» в жару и не дубеет в мороз. Имеет высокую степень непромокаемости. Имеет поверхность, приятную на ощупь. Может окрашиваться в различные цвета. Бывает с тиснением и так называемый «флок на флоке» — многослойное покрытие.

Хлопок — волокно растительного происхождения, покрывающее семена хлопчатника. Хлопок идет на текстильную обработку для получения хлопчатобумажной пряжи.

Шанжан или Хамелеон — ткань хлопчатобумажная или шелковая, пестротканая, любой плотности, с контрастной фактурой основы и утка. Применяя различно окрашенные нити для основы и утка при выработке гладких тканей, получают эффект переливающегося цвета, т. н. эффект «шанжан».

Шёлк — мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона шелкопряда. Длина шелковой нити из одного кокона достигает 800—1000 м. Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме, отражает свет, что вызывает красивое переливание и блеск.

Шёлковый шантунг — это лёгкая шелковая ткань с хаотичным уплотнением нитей; из неё шьют сорочки, блузы, платья, костюмы.

Шифон — очень тонкая и лёгкая шёлковая ткань из туго скрученных нитей, чем достигается её прозрачность. В качестве волокна также может быть использован полиамид.

Шотландка — ткань, вырабатываемая из хлопчатобумажной, шерстяной пряжи, различных химических нитей саржевым переплетением с рисунком в крупную клетку, типичным для тканей национальной шотландской одежды. Шотландку используют для пошива школьной формы, платьев и верхних мужских сорочек. Второе, менее распространённое, но более правильное название узора шотландки и самой ткани — тартан, то есть плотная шерстяная ткань в клетку, используемая для пошива шотландских юбок — килтов.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь