Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Одним из главных факторов, благодаря которому человек издавна может защититься от капризов погоды, является производство тканей и одежды. С момента появления в давние века такая индустрия динамично развивалась, и сегодня потребителю представлены самые разнообразные материалы, изготовленные как из натуральных, так и синтетических компонентов.

В зависимости от типа производства, тканевые изделия принято условно разделять на несколько категорий. Основными среди них являются:

  1. Натуральные. В их числе шерсть, хлопок, лен. Данной категория изготавливается из сырья растительного и животного происхождения.
  2. Искусственные. К ним относятся вискоза, люрекс, ацетат. Данная разновидность может создаваться из органических и неорганических компонентов. В частности это могут быть целлюлоза и белок, а также металл и стекло, соответственно.
  3. Синтетика. Наиболее востребованным сырьем здесь является полиэстер, поливинил, полиамид. Ткани этого класса создаются из полимерных нитей.

Ассортимент современных тканей велик, и связано это не только с возможностями применения различного сырья. Окончательные характеристики готовый материал приобретает посредством обработки и использования технологий при изготовлении. При этом характеристики и свойства чаще всего определяет тип переплетения.

Виды и особенности

Среди разнообразия вариантов, внимание потребителя привлекают характеристики тканей, используемых в пошиве одежды. Чаще всего это:

Полиэстер

Недорогая синтетика, которая производится из полиэфирных волокон. Поверхность по внешнему виду схожа с шерстью, а по свойствам - к хлопку. Отличительными особенностями, которые позволяют шить недорогую одежду, становятся прочность, износостойкость и способность изделий долго сохранять первоначальный вид. Кроме того, характеристики ткани обеспечивают легкость в стирке, сводя до минимума уход за одеждой. Материал быстро высыхает, и легко меняет форму под воздействием температур. Это раскрывает перед дизайнерами широкие возможности при создании складок, декорировании одежды, штор, занавесей и прочее.

Хлопок

В производстве хлопковой ткани используются мягкие и тонкие волокна, скрученные по оси. Материал отличается высокой прочностью, стойкостью к химическому воздействию и способностью сохранять первоначальные характеристики даже при длительном воздействии таких факторов, как ультрафиолет, влага, высокие и низкие температуры. Ткань и одежда имеют средине показатели гигроскопичности 18-20%, поэтому медленно сохнет. Единственным недостатком материала является низкая способность к сохранению формы и риск усадки при неправильном уходе. Изделия из хлопка быстро мнутся, что не всегда удобно в бытовых условиях. К числу достоинств такого материала причислены: необычайная мягкость, воздухопроницаемость, долговечность. Сфера применения хлопковых тканей широка. Материал становится отличным решением при пошиве одежды и спецодежды, постельного белья, обивки для мебели и пр.

Жаккард

Крупноузорчатая ткань, получаемая при использовании технологии переплетения основы и уточных нитей. Высокие эстетические характеристики и сложность производственного процесса делают материал продуктом элит-класса. В создании полотна используется натуральное сырье, среди которого как хлопчатобумажные и льняные, так и шерстяные и шелковые нити. В современном производстве также могут быть использованы синтетические волокна, а также сочетание искусственных и натуральных компонентов. Технология изготовления позволяет получать однотонные ткани и полотно с цветными вставками. Эффект «гобелена», при этом, достигается особыми способами окрашивания. Сегодня жаккард широко используется в пошиве верхней одежды, обивки для мебели и прочих изделий. Стоимость материала во многом определяет сырье, а также используемые технологии обработки ткани.

Шелк

Натуральная ткань, для создания которой применяется нить из кокона шелкопряда. Востребованность и необычайная популярность такого полотна обусловлена широкими возможностями в изготовлении одежды, при которых обыватель получает изысканную одежду, комфортную в ношении. Современные технологии позволяют создавать искусственный шелк. Однако, ценность такого материала, как и характеристики, существенно отличаются от настоящего, изготовленного из шелковой нити. Прежде всего, к ним относятся уникальный блеск, гладкость и прочность: показатели, которые достигаются благодаря многоступенчатому производству и особенностям нитей шелкопряда.

Фетр

Как и войлок, фетр создается с использованием технологии валяния шерсти. Процесс выполняется вручную, а его результатом становится получение кусков материала. В отличии от более плотного аналога в производстве фетра применяется тонкий козий или кроличий пух, благодаря которому ткань и приобретает свои характерные особенности. Создание материала сегодня несколько отличается от технологии, используемой в давние времена. С появлением синтетических нитей, стало возможным получение гладкого или ворсистого полотна, которое также может подразделяться на замшевый или длинноворсовый подвид фетра. Чаще всего такой материал применяется для пошива одежды, которая соприкасается с телом. Это могут быть шляпы, шарфы, пальто и пр. Благодаря особой текстуре ткани, такая одежда способна сохранять тепло и создавать комфорт при ношении.

Флис

Синтетическая ткань, которая сегодня является одной из самых востребованных в пошиве одежды и изделий, предназначенных для быта. В производстве полотна используется сочетание нескольких видов искусственных волокон, основным среди которых является полиэстер. Результатом применения такой технологии становится получение ткани, отличающейся легкостью, устойчивостью к воздействию влаги и неприхотливостью в уходе. Различные методики производства, при этом, существенно расширяют диапазон толщины материала. Сегодня флис широко используется для изготовления повседневной одежды и подкладки. Антипилинговое покрытие, которым часто отличаются современные ткани, при этом, обеспечивают максимально длительный срок эксплуатации без потери первоначальных характеристик. Основными достоинствами материала являются гигроскопичность, легкость, эластичность. Среди характеристик, обеспечивающих комфорт при ношении одежды из флиса, можно отметить воздухопроницаемость, способность быстро высыхать после стирки, минимальные условия ухода и хранения.

Бязь

Плотная ткань, изготовленная из хлопчатобумажных нитей. Благодаря использованию технологии полотняного переплетения производители получают прочный материал, широко используемый человеком в быту. Основными подвидами бязи, пользующимися популярностью современного обывателя, являются суворая, беленая, набивная и гладкокрашеная ткань. Различные методики изготовления позволяют создавать полотно с высокими характеристиками, которое повсеместно используется для изготовления постельного белья, скатертей, штор и занавесей и пр.

Вельвет

Хлопчатобумажная ткань (может быть и синтетической), отличающаяся повышенной плотностью. Особенностью материала является наличие лицевой стороны, покрытой ворсистыми рубчиками, и изнаночной - гладкой поверхности. Среди характеристик ткани можно отметить высокую эластичность, прочность, долговечность. Одежда, создаваемая из вельвета, очень теплая, приятная на ощупь, отличается долговечностью. Преимуществом такого материала становится доступная цена. Среди недостатков следует отметить риск усадки и потери внешнего вида при неправильном уходе. В современном производстве одежды используется несколько подвидов вельвета, среди которых: корд, рубчик и фасонный вельвет.

Велюр

Полотно с мягким ворсом, отличается бархатистостью и высокой эстетической привлекательностью. Материал данной категории относится к продуктам премиум-класса, и широко используется для пошива теплой, практичной, плотной и устойчивой к износу одежды. Современное производство позволяет получать несколько подвидов велюра. Основными среди них являются: бархат и драп. Также к велюровым тканям относятся не только хлопчатобумажные материалы, но и полотна, изготовленные из фетра и кожи.

Материал, который получают из натурального сырья искусственным путем. Особенностью такой ткани является способность быть похожей (в зависимости от используемой технологии) на лен, шелк или шерсть. Продукция из вискозы очень популярна. Это обусловлено доступной ценой и возможностью получить одежду повседневного ношения, отличающуюся максимальным сроком эксплуатации. В производстве предметов бытового значения сегодня используется три вида вискозы: шпательная, техническая и текстильная, однако, для пошива одежды подходит лишь последняя категория.

Гипюр

В современной промышленности гипюр изготавливается из нескольких типов синтетических волокон, или с их добавлением. Основными особенностями являются прозрачность, малый вес, жесткость. К недостаткам можно отнести низкую устойчивость к разрыву и требовательность к условиям ухода, ношения и хранения.

Кашемир

Отличительной характеристикой материала является чрезвычайная мягкость и нежность. Такая особенность достигается за счет сложного производства и саржевого плетения, в котором используется нить, сработанная из пуха кашемировых коз. Высокая стоимость полотна, как и одежды из кашемира обусловлены комфортом, эстетичностью и гипоаллергенностью. Считается, что настоящий кашемир может быть изготовлен из пуха животных проживающих только в Пакистане, Индии, Непале и Китае. Это связано с тем, что при попытках воссоздать полотно из шерсти обычных коз, все уникальные свойства кашемира теряются.

Мохер

Материал изготавливается из шерсти ангорской козы. Самой распространенной разновидностью сегодня являются однородные ткани белого цвета, которые отличаются мягким люстровым блеском. Уникальный эффект такого изделия обеспечивает технология, в которой используется переходной волос. Результатом становится упругая пушистая ткань, отличающаяся высоким сопротивлением на разрыв, упругостью и долговечностью. Природный блеск, свойственный мохеру, при этом, не исчезает даже после окрашивания.

Сатин

Ткань изготавливается хлопчатобумажных волокна, путем сатинового плетения. Отличается гладкостью и шелковистостью поверхности, в которой преобладают уточные нити. Наиболее востребованными сегодня являются набивной и отбеленный сатин. Такой материал широко используется в производстве постельного белья, подкладочной ткани и повседневной одежды. Реже сатин применяется для изготовления мужских рубашек и летних платьев.

Фатин

Современный фатин отличается сетчатой структурой, которая обеспечивает ткани струящуюся легкость. Материал изготавливается из полиэстера, что делает его однородным и необычайно прочным на разрыв. Основной сферой использования фатина является создание декоративных элементов одежды. Также мягкая ткань используется в оформлении подарков, декорировании интерьеров. Характеристики сетчатого фатина позволяют успешно использовать его в качестве канвы для вышивки.

Шифон

Легкая струящийся материал с несколько рыхлой фактурой изначально изготавливалась из шелка и креповой пряжи. Сегодня в производстве используются искусственные составляющие, способные обеспечить большую прочность на разрыв и эстетическую привлекательность. Популярность материала данного типа обусловлена широким выбором разновидностей. Самими известными и востребованными из них являются: креп-шифон, жаккардовый шифон, двусторонний шифон и атласная разновидность. В изготовлении дизайнерской одежды также используются шифон с люресом, шанжан, перлшифон и пр. Элементы одежды, созданные из данного материала, отличаются изяществом, легкостью и комфортом в ношении.

Сегодня рынок просто переполнен таким видом продукции, как ткани. Порой для самостоятельного пошива одежды очень тяжело выбрать тот материал, который бы идеально подходил. Очень важно знать определеннее свойства и состав определенной материи, когда приобретаешь готовое изделие. Рассмотрим подробнее основные свойства тканей.

Также важно знать, где их применить, для чего они используются чаще всего при пошиве различного рода текстиля.

Основные виды тканей

  • Ажур . Для его получения ажурной ткани могут применять хлопок, шелк или шерсть. Обладает рельефным орнаментом. Часто задействуют во время изготовления свадебных, карнавальных или праздничных платьев. Еще ажур активно применяют для создания отделки или аксессуаров.
  • Альпака . Этот вид шерстяной ткани характеризуется своей легкостью и естественным цветом. Для нее свойственно наличие 22 натуральных оттенков и существуют крашеные варианты. Для альпака характерен шелковистый блеск. Это ткань с блеском, или как её называют блестящая ткань.
  • Ангора . Этот тип шерстяной материи получают из пуха ангорских кроликов. Производство ткани основано на использовании пряжи не из 100% ангоры. Немаловажную роль в полученных свойствах материи играет акрил. Причина в том, что ангорка сильно облазит. Но, несмотря на значительное добавление акрила, эта ткань не должна подвергаться стирке или даже намоканию. Чистка должна проходить при помощи химических или механических способов. Возможно применять для вышивания крестом. На фото – ткань для пошива платьев Эпонж:
  • Атлас. Материал атласного плетения на основе шелка или льна. Поверхность материи издает блеск и гладкость. Атлас активно задействуют при процессе производства платьев и блузок и декоративных элементов. Ее популярность постоянно растет при использовании во время обивки мебели и пошива штор.
  • Афлаген. Для тех, кто хочет получить стильное и изысканное пальто, нужно использовать именно этот материал. Афлаген - это шерстяная материя, обладающая полосами разного тона, чередующимися друг за другом.
  • Бархат . Этот вид ткани может изготовлять из шелка, а его лицевая поверхность обладает коротким ворсом. Что касается цветового решения, то бархат может быть выполнен в одном цвете или иметь орнамент. Его активно применяют как отделочный материал.
  • Батист . Его активно используют при изготовлении женских блузок и белья. Основными характеристиками ткани можно считать легкость и плотность. Чаще всего она прозрачная или с кружевами.
  • Бифлекс . Для этого вида материи эластичность составляет 200–300%. В ее составе присутствует эластан. Активно применяют при производстве купальников, лосин, спортивных изделий. вы найдете подробное описание ткани бифлекс.
  • Бостон . Это гладкокрашеная материя, в основе которой положена чистая шерсть и ткань в рубчик , которые расположенные под острым углом относительно продольной нити. Для ткани свойственная высокая стойкость к износу и равномерная плотность. Ее применяют при пошиве спецодежды.
  • Вельвет . Этот вариант хлопчатобумажной материи получают из тонкой пряжи. На ее поверхности присутствует ворс, а расположение ворсовых рубцов происходит вдоль нити основы. Из вельвета производят эффективные костюмы, пальто, куртки. Ещё её называют костюмной тканью.
  • Виши . Клетчатая ткань, выполненная в двух цветах. Основным цветом является белым. Задействую при пошиве сорочек для мужчин, скатертей и прочих элементов декора.
  • Вольта . Шелковистая материя, в основе которой положена хлопчатобумажная пряжа. Ее фактура схожа с батистом. Вольта может быть с набивным изображением или выполненная в однотонном цвете. Активно применяют при производстве изделий для лета.
  • Вуаль . Это гладкий, упругий и полупрозрачный материал. Ее поверхность может быть гладкоокрашенной или мелкоузорчатой. Применяют в процессе декорирования женских платьев, а так же используется для изготовления штор.
  • Габардин . Вид шерстяной ткани, которая характеризуется высокой упругостью. На ее поверхности присутствуют выпуклые пересекающиеся рубчики. По причине высокой плотности габардин задействуют при изготовлении верхней одежды. можно прочитать о свойствах ткани габардин.
  • Газ . Это общее название прозрачных и тончайших тканей из шелка. Применяют для производства шарфов, косынок и отделочных элементов.
  • Гарус . Ткань, на поверхности которой присутствует обоюдосторонний узор. Получают ее из низкосортного хлопка. Основными характеристиками являются грубость и плотность. Применяют при изготовлении домашней и рабочей одежды.
  • Гипюр . Ткань, поверхность которой представлена повторяющими плетеными фрагментами. Они могут быть из шелковых или хлопковых волокон.
  • Дамаск . Этот вариант представляет собой сочетание шелковой или х/б материи с атласом. Задействуется для создания декоративных деталей и при пошиве женского белья.
  • Дамаст . Нетянущаяся материя с узором растительного характера. Ее задействуют при пошиве корсетов.
  • Драп . Для такой шерстяной матери характерная высокая плотность и тяжесть. Плетение полуторослойное или двухслойное, а поверхность представлена войлообразным застилом. Самыми популярными разновидностями драпа являются ратин, кастор, велюр, гладкий драп.
  • Жаккард . Материя, на поверхности которой присутствует сложный рисунок. Его получают при помощи вплетения на ткацком танке, используя особую технологию. Жакарад – это крупноузорчатая материя. можно посмотреть описание жаккарда с фото.
  • Интерлок . Трикотажная ткань на основе хлопка, обладающая двумя гладкими поверхностями. Обладает отличной растяжимостью, а после деформации может снова принять первоначальную форму. Обеспечивает отличную воздухопроницаемость. Использует интерлок при изготовлении маек, футболок и детской одежды. По ссылке читайте подробнее о том, что за ткань интерлок .
  • Кашемир . Такой материал отличается своей легкостью. Кашемир может быть полушерстяным, шерстяным, х/б и шелковым. Является отличным вариантом для изготовления теплых платьев и легких пальто.
  • Кулирка . Трикотажная материя на основе хлопка, обладающая минимальной толщиной. Ее лицевая сторона представлена диагональными косичками. Растягиваться она может только в ширину. Основными преимуществами кулирки являются легкость и гигроскопичность. Ее используют для пошива повседневной одежды для детей. Читайте подробно, что за ткань кулирка .
  • Ламе . Этот вариант материи очень похож на атлас. Он получен из шелка и имеет яркие эффектные нити. Изнаночная сторона ламе напоминает креп, а лицевая имеет перелив и блеск.
  • Лен . Материя, в основе которой положены льняные волокна. Она прекрасно пропускает воздух, а пошитые изо льна изделия – отличный вариант для жаркой погоды.
  • Майа . Материал, для производства которого используют хлопок. Характеризуется майа легкостью, воздухопроницаемостью, полупрозрачностью и пористой поверхностью. Обладает муаровым эффектом, малой плотностью и набивным узором. На фото – ткань для пошива мебели:
  • Марлевка . Хлопковая материя, толщина которой меньше батиста. Обладает легким жатым эффектом. Отличный материал для изготовления рубашек и блузок, носить которые актуально летом.
  • Омбре . Материя, в основе которой положен естественный или вискозный шелк с продольными линиями. В некоторых случаях омбре может иметь узор. Применяют при производстве галстуков и одежды для женщин, иногда добавляются синтетические материалы.
  • Органди . Материал, на поверхности которого присутствует мелкоузорчатое плетение. В основе органди положен вискозный шелк. Материя характеризуется своей легкостью и прозрачностью (прозрачная ткань). Применяют в качестве отделочных элементов и при пошиве платьев для девочек.
  • Патриотик . Материал, представленный в виде серого цвета. В процессе производства примялись волокна черного и белого оттенка. Задействуется при пошиве костюмов и сорочек для мужчин.
  • Поплин . Натуральная материя, характеризующаяся высокой плотностью. Ее лицевая поверхность покрыта мелким рубчиком. Причина в том, что нити основы выполнены из более плотного материала. Поплин из шелка – это отличное решение для пошива нарядных платьев. можно посмотреть отзывы о ткани поплин.
  • Сукно . Материя с высокой плотностью. Ее получают в ходе валяния, в результате чего и достигается такая высокая плотность. Применяют в процессе пошива различной верхней одежды.
  • Тафта . Этот материал должен быть знаком тем, кто красовался на каком-нибудь мероприятии в красивом бальном платье. Хорошо смотрится шелковая фата . Именно для этих целей тафту и используют. Этот материал тонкий, гладкий и шелковый.
  • Твид. Материя из шерсти высокой плотности. Ее изготовление основывается на использовании толстой некрученой пряжи с добавлением разноцветных волокон, мертвого волоса или непса. Благодаря такому составу удается придать ткани декоративность. Поверхность твида может быть абсолютно любая. Это прекрасное решение для тех, кто решил приобрести пальто, костюм или платье на его основе.
  • Фатин . Это сетчатая материя, в основе которой положен капрон, полиэстер и нейлон. Применяют при пошиве юбок и подъюбников. Иногда применяется для изготовления фаты.
  • Фланель . Материал обладает мягкой поверхностью, с обеих сторон которой имеется насечь. Для ее получения используют хлопок, шерсть. Применяют при пошиве пальто и костюмов.
  • Флизелин . Клеевое полотно, которое характеризуется высокой жесткостью, упругостью, стойкостью к износу и прочностью. В его составе присутствует хлопок и нити капрона. Задействуют при прокладке в отдельные детали в целях придания женственности.
  • Шелк . Естественная материя, предполагающая наличие искусственных и естественных волокон. Для получения искусственных волокон применяют коллодий, растворенный в спирте с эфиром. Натуральные волокна добывают из кокона тутового шелкопряда. Возможно применение для пошива парашютов.
  • Шерсть . Этот вид материи могут получать из пряжи таких животных:
    • овцы;
    • козы;
    • кролика;
    • верблюда;
    • собаки.

    На сегодняшний день отсутствуют изделия, высекаемые из чистой шерсти. В процессе получения материи к пряже добавляют другие волокна для придания прочности и эластичности. Одной разновидностью этой материи является камвольная шерсть. Ее активно применяют для изготовления бильярдного сукна, благодаря чему поверхность для игры становится ровной и гладкой. Часто используют в изготовлении парусного материала, но только в сочетании с иными материалами.

  • Шифон . Тонкий материал, в основе которого положены волокна шелка и хлопка. Для шифона характерна полупрозрачность, поэтому его задействуют при пошиве шарфов, блузок и летних платьев.
  • Эпонж . Материя, с главной стороны которой имеется губчатая поверхность. Для ее образования нити скручивают в узлы, петли. Различают эпонж шелковый, полушелковый и хлопчатобумажный.

Выбор материала - это очень ответственное задание, особенно если его приобретение связано с пошивом одежды. От выбранного варианта будет зависеть не только ваш внешний вид, но и комфорт. Поэтому постарайтесь тщательнее изучить состав и свойства той материи, которую желаете использовать для пошива изделий.

Видео

Данное видео расскажет Вам о разных видах тканей.

Блестящая ткань – для самых сияющих нарядов

Блестящая, переливающаяся всеми цветами одежда неизменно притягивает к себе взгляды. Вне всякого сомнения, обладательница такого платья всегда будет в центре внимания. Какие блестящие ткани выпускает текстильная промышленность, их свойства, характеристики и особенности пошива – подробно в нашей статье.

Пик моды на мерцающие и переливающиеся ткани пришелся на 80-е – начало 90-х годов ХХ века – разгар многоцветного стиля диско. После этого в течение двух десятилетий блестящую одежду можно было увидеть лишь на театральных подмостках или концертных площадках. Но все когда-то возвращается. И в наши дни сияющие платья, блузки, жилеты, головные уборы, сумки можно снова увидеть не только в ночном клубе, но и в обычной повседневной обстановке.

Блеск и сияние в тканях достигаются различными средствами. Основными являются следующие:

  • особое переплетение нитей, дающее гладкую блестящую поверхность;
  • состав волокон, благодаря которому полотно переливается;
  • специальное напыление;
  • вплетение металлических нитей;
  • использование пайеток.

Каждая группа тканей имеет свои особенности. Рассмотрим их более подробно.

Шик и блеск атласных и сатиновых тканей

Уже само слово «атлас», которое в переводе с арабского означает «гладкий», говорит о внешнем виде материала. Какие бы изделия ни шили из него – свадебные платья, постельные принадлежности, шторы или скатерти, – все они смотрятся просто «блестяще».

Такой внешний вид ткани достигается за счет особого переплетения, которое так и называют – атласным. Его отличительным признаком является преобладание на поверхности нитей основы, полностью перекрывающих уток. Такая структура позволяет использовать для производства смесовые волокна: на лицевую сторону выходят шелковые, а изнанка будет хлопчатобумажной или синтетической.

Кстати, в качестве основы не всегда используются волокна шелка. Полученная атласным переплетением ткань ластик является на 100% хлопковой, но тем не менее тоже обладает приятным отливом. Ее применяют при пошиве платьев, юбок, рубашек, сорочек и другой одежды. Часто можно увидеть шторы, скатерти, салфетки, выполненные из ластика.

Еще одно переплетение нитей, при котором полотна получают характерный блеск, – сатиновое. Оно является прямой противоположностью атласному: на лицевую поверхность выходят нити утка, а основные прячутся под ними.

Сатин – самый красивый и дорогостоящий из всех хлопчатобумажных материалов. Постельное белье, сшитое из него, поражает своей великолепной блестящей поверхностью. Самым качественным считается мако-сатин, для производства которого используют только определенные сорта хлопка, выращенного в Индии и Египте.

Восточные переливы органзы и тафты

В отличие от натуральных, многие синтетические волокна блестят и переливаются по своей природе и не требуют специальных ухищрений при производстве. Такие сияющие ткани применяют чаще не для пошива одежды (за исключением вечерних и сценических костюмов), а в производстве домашнего текстиля.

Придать интерьеру восточный колорит помогут гардины из органзы – великолепной блестящей ткани, сделанной из полиэстера. Иногда в материал добавляют натуральный шелк и вискозу, что только увеличивает ее сияние и переливчатый эффект.

С той же целью производители выпускают несколько модификаций органзы: крэш – с фактурой растрескавшегося стекла, жатка – со множественными заломами и складками или со специальным напылением.

Интересно знать! Особой популярностью у любителей блеска пользуется органза шанжан или, как ее именуют в обиходе, «хамелеон». За счет особого переплетения разноцветных нитей поверхность под различным углом зрения играет новыми красками.


Для производства еще одной полиэстеровой ткани – тафты – используются туго скрученные волокна, соединенные простым полотняным переплетением. Именно это и придает материалу характерное сияние.

Тафта используется для пошива вечерних и свадебных нарядов, карнавальных и театральных костюмов, красивых палантинов и шалей. Из этой ткани часто делают шторы для гостиных, кабинетов или залов, диванные валики и подушки, скатерти, покрывала и различные декоративные украшения. Многих привлекает блестящая обивка из тафты на диванах, стульях и креслах.

И органза, и тафта приносят в повседневную жизнь элементы праздника. С такими тканями помещения выглядят изысканно и по-сказочному богато.

Материалы с напылением: всегда в центре внимания

Нанесение на ткань тончайшего металлизированного слоя производится в специальных агрегатах под вакуумом. Частички порошка оседают на поверхности, прочно соединяясь с волокнами. В качестве основы используется все тот же 100%-й полиэстер.

Существуют материалы с однотонным напылением или выполненным в виде причудливых рисунков и узоров. Блеск может быть как насыщенным, так и приглушенным, более деликатным, но в любом случае он всегда придает материалам неповторимый шарм.

Металлизированные ткани используются не только для пошива красивой одежды. Их применяют при изготовлении портьер и модных рулонных штор. В этом случае покрытие играет не только декоративную роль, но и служит для отражения солнечных лучей, что снижает температуру в помещении и приносит комфорт.

Интересно знать! Блестящие шторы из ткани с жемчужным напылением смотрятся органично в любом интерьере. Помимо защиты от света они обладают грязеотталкивающими и антистатическими свойствами, которые достигаются при помощи специальных пропиток.

Ткани с люрексом – искушение и соблазн

Именно так в переводе с английского звучит слово «люрекс», и это вполне соответствует действительности. Нарядные платья, блузки, юбки, нижнее белье, колготки и чулки – вот далеко не полный перечень изделий, которые благодаря люрексу выглядят особо привлекательно и сексуально.

К слову говоря, люрексом называется не ткань, а всего лишь тончайшая металлизированная нить, которую вытягивают из алюминиевой, медной или никелевой фольги . Производят его в США, Италии, Японии и, конечно же, в Китае. Такие нити можно примешивать к любым волокнам – хлопковым, синтетическим, шелковым и даже шерстяным. Весьма привлекательно смотрятся трикотажные изделия из пряжи, в которую вплетены металлизированные нити.

Одной из самых дорогих и богатых тканей с люрексом считается парча. Изначально в нее добавлялись настоящие золотые или серебряные волокна. В последнее время в целях удешевления и снижения веса полотна используют тонкую фольгу в полиэстеровой оболочке, окрашенной в различные цвета.

Из парчи шьют концертные наряды, исторические костюмы для театральных постановок, массивные занавеси и драпировки. Многие невесты предпочитают шить свадебные платья из этого дорогого и, несомненно, самого роскошного материала.

Еще одной блестящей во всех смыслах тканью, заслуживающей внимания, является ламе, что в переводе с французского означает «металлическая пластина». Материал во многом похож на парчу, но в несколько раз тоньше, а следовательно, и легче.

Лицевая сторона полотна имеет сверкающую поверхность с матовыми узорами, а изнанка является ее полной противоположностью. Такая фактура позволяет модельерам и дизайнерам воплощать самые интересные идеи. Ламе используется для вечерних нарядов, театральных и маскарадных костюмов, портьер, покрывал и других изделий. Ткань очень хрупкая и легко разрушается под воздействием даже незначительных нагрузок.

Интересно знать! Металлизированная ткань ламе хорошо проводит электрический ток. Поэтому из нее шьют жилеты, способные реагировать на малейшее прикосновение шпаги, которые надевают спортсмены-фехтовальщики.

Люрексовую нить часто добавляют в жаккардовые или гобеленовые ткани. Шторы, портьеры, покрывала и мебельная обивка из таких полотен имеют по-настоящему королевский вид.

Ткани с пайетками: красота требует жертв

Это не просто знакомый всем оборот речи, а истина, поскольку такие полотна очень капризны не только в кройке и пошиве, но и в носке. В качестве основы в большинстве случаев выступает легкая хлопчатобумажная ткань, например, шифон, или синтетическая сетка.

Пайетки бывают двух типов: из тонкого металла или пластилекса . Способы крепления на материю тоже отличаются. Их пришивают нитками или наклеивают. Ткани с пайетками, посаженными на клей, стоят довольно дешево. Но носить такую одежду нужно предельно аккуратно, чтобы в первый же день не лишиться большей части «красоты».

С нитками дело тоже обстоит непросто. На качественных (но, естественно, более дорогих) полотнах нить, которой они пришиты, вплетена в сам материал, поэтому обрыв одной–двух штук не повлечет особых последствий. В более бюджетных вариантах нить находится сверху, и при ее разрыве можно потерять множество украшений.

Фасон следует выбирать самый простой, с минимальным количеством швов. Для работы нужно использовать тонкие иглы, которые будут легко прокалывать пайетки.

В большинстве случаев изделия лучше посадить на чехол, чтобы металлические детали не царапали и не раздражали кожу. Стирать такую одежду нужно только вручную, без отжима и выкручивания. В глажке они, как правило, не нуждаются.

Интересно знать! Изделия из ткани с пайетками очень трудно сострачивать на машинке. Для облегчения задачи опытные мастерицы советуют смачивать материал бесцветным синтетическим маслом.

Сегодня сверкающие и переливающиеся полотна снова в тренде. Но чтобы выглядеть действительно стильно, важно не переборщить с сиянием и блеском. Вот несколько рекомендаций от ведущих модельеров:


Блестящие ткани включают в свои коллекции многие дизайнерские студии: Dolche&Gabbana, Alexander McQueen , Gucci, Max Mara и другие. Каждая модница может выбрать ту степень сияния, которая подходит только для нее.

Приобретая ткань, часто руководствуется эмоциями. Просто понравилась ткань или модель платья в журнале и вам захотелось купить подходящую по цвету и узору ткань. Но для того, чтобы сшить одежду определенного назначения, имеющую те или иные свойства, нужно подобрать ткань с соответствующими характеристиками, свойствами. Нужно разбираться хотя бы в общих чертах, какие бывают виды тканей, и знать их основные отличия.

Покупая ткань, в первую очередь исследуйте ее на ощупь. Проверьте, хорошо ли она драпируется, насколько прочна, не слишком ли она тянется в длину и ширину и приятна ли для кожи.
Оберните ткань вокруг кисти руки и посмотрите, мягкая она или жесткая, легкая или тяжелая. Сожмите участок ткани рукой и проверьте, сильно ли она мнется. Все это позволит вам определить, подходит ли ткань для выбранной вами модели одежды.

Кроме того важно проверить подвержена ли ткань усадке. Для этого проутюжьте ее по изнаночной стороне горячим утюгом с паром кусочек ткани (или уголок). Если ткань садится, нужно прогладить весь кусок. Иногда, придется провести влажно-тепловую обработку и даже постирать отрез ткани в тепловой воде, прежде чем приступить к раскрою деталей.

Характеристики основных видов тканей


Отличаются высокой гигиеничностью, хорошо стираются, утюжатся, достаточно прочны и красивы. По толщине и внешнему виду эти ткани очень разнообразны - от тонких и нежных тканей, типа маркизет, батист, до плотных и прочных - джинсовая ткань, брезент. Выпускаются как из чистого хлопка, так и с примесью с другими натуральными и искусственными волокнами.


Немного грубее по внешнему виду, чем х/б ткани. Очень гигиеничны, прочны, износостойки, хорошо стираются и гладятся. Ткани из чистого льна сильно мнутся, при добавлении химических волокон приобретают упругость и несминаемость. Ткани из высококачественных сортов льна имеют мягкий шелковистый блеск, пластичны и упруги, используются для изготовления женской и детской одежды, столового и постельного белья.


(натуральные) отличаются хорошими гигиеническими свойствами, достаточной прочностью, износостойкостью. Имеют красивый блеск, который проявляется в разной степени, в зависимости от характера крутки нити и способа переплетения - от матового, нежного на прозрачном креп-шифоне, до плотного, глубокого на атласе и креп-сатине. Шелковые ткани нежны, легки, пластичны, прекрасно драпируются. Они хорошо стираются и хорошо гладятся. Креповые ткани слабо мнутся, но обладают высокой "обманчивой" усадкой, которая исчезает при проглаживании во влажном виде.


Также обладают хорошими гигиеническими свойствами, хорошо сохраняют тепло, что используется для изготовления верхней одежды. Шерстяные ткани имеют очень богатый ассортимент. От тонких и полупрозрачных креповых тканей для нарядной женской одежды, до толстых, объемных пальтовых тканей типа драп и твид. Они обладают хорошей пластичностью, упругостью, прочностью. Чистошерстяные ткани имеют недостаток - свойлачиваемость, что после стирки ухудшает внешний вид и ведет к значительной усадке.

Легкие блестящие шелка с гладкой переливающейся поверхностью. К недостаткам их относятся неудовлетворительные гигиенические свойства, сминаемость и невысокая прочность, особенно при намокании. После стирки требуется утюжка во влажном виде, иначе ткань плохо разглаживается.


Имеют шелковистую поверхность, обладают высокой прочностью и устойчивостью формы, красивым внешним видом. Выпускаются в широком ассортименте - от нарядных платьевых тканей до пальтовых и специальных. Эти ткани негигроскопичны, легко стираются, обладают водо - и грязеотталкивающими свойствами и несминаемостью. Недостатком этих тканей является потеря прочности и цвета от длительного воздействия солнечного света.
Утюжить одежду из таких тканей можно только слабо нагретым утюгом, так как при повышении температуры они расплавляются. Эти ткани широко применяются для изготовления межсезонной и специальной одежды.


Вырабатывают из нитей, содержащих различные волокна. Ассортимент таких тканей разнообразен: это и костюмно-платьевые ткани, по внешнему виду напоминающие шерстяные и льняные, и хлопчатобумажные, и различные плащевые ткани с имитацией поверхности от хлопка до шелка и шерсти. Ткани имеют разную степень гигиеничности, но, как правило, все несминаемые, хорошо стираются и гладятся, сохраняют форму и обладают достаточной прочностью.

Трикотажная ткань - это вязаное полотно (или изделие) из одной или нескольких нитей. Получается трикотаж переплетением нитей с образованием петель на вязальных машинах различных типов. В трикотажном производстве используют почти все виды нитей и пряжи, производимые для текстильного производства. При изготовлении изделий из трикотажного полотна необходимо учитывать некоторые его особенности. Так, трикотаж гораздо растяжимее, чем ткань, причем он тянется практически во всех направлениях (тогда как ткань хорошо растягивается только под углом 45°). Эту особенность следует учитывать, определяя величину припусков на свободу облегания.

Многие виды трикотажного полотна практически не осыпаются, что позволяет не обметывать внутренние срезы деталей изделия. Но при прорубании нитей у изделий из трикотажа может происходить распускание цепочки петель, что очень портит изделие. Поэтому подбирать иглы и нитки при работе с таким полотном нужно очень тщательно и выполнять машинные строчки на небольшой скорости.

Из-за большой растяжимости трикотажа при стачивании деталей швы следует слегка растягивать (чтобы в процессе эксплуатации не порвались нитки швов) или стачивать их строчкой "зигзаг". Для стачивания срезов современных трикотажных тканей можно использовать только четырехниточный оверлок.
См. Какой купить оверлок .

В основные швы изделия, несущие большую нагрузку (плечевые, швы втачивания рукавов, шов соединения лифа с юбкой), необходимо проложить укрепляющую тесьму или узкие полоски ткани.
Трикотажные полотна почти не мнутся, но менее гладить их приходится, поэтому осторожно выбирайте режим нагрева утюга; трикотаж, содержащий синтетические волокна, не выдерживает высоких температур. Перед раскроем полотно из синтетики следует хорошо прогладить, чтобы оно дало усадку до того, как изделие будет сшито.

Основные свойства тканей

При раскрое, пошиве и влажно-тепловой обработке необходимо учитывать такие свойства тканей, как усадка и прорубаемость.
Усадка - это свойство изменять размеры при хранении, стирке, влажно-тепловой обработке. Для проверки степени усаживаемости нужно смочить край ткани (с кромкой) и проутюжить. Если в этом месте кромка вытянулась, ткань может дать усадку, поэтому перед раскроем ее следует декатировать. Синтетические ткани и изделия из них (тесьма, ленты) могут давать довольно сильную усадку при проглаживании - термофиксации.

Прорубаемость - это повреждение ткани иглой при строчке. Этим отличаются ткани с большой плотностью и из крученых нитей типа креповых, ткани, содержащие вискозные волокна, и аппретированные. Особенно опасно прорубание для трикотажного полотна. Поэтому машинные иглы и нитки для таких материалов следует выбирать особенно тщательно, следить, чтобы иглы были остры, частота строчки реже, скорость работы машины нужно уменьшить.

Прокладочные и клеевые материалы

Кроме вышеперечисленных тканей для пошива, в швейной промышленности, да и в быту, все больше используются нетканые материалы. Их ассортимент достаточно широк - это разные виды ватина, прокладочные материалы, такие как флизелин, синтепон и др.


Флизелин и прокламелин являются лучшими заменителями прокладочной ткани - бортовки, коленкора, бязи и т. п. Они не растягиваются, не линяют и не дают усадку, хорошо сохраняют форму, их легко раскраивать и шить. Если на них нанесено клеевое покрытие, то значительно облегчается технологическая обработка изделия. Детали прокладки, выполняемые из клеевого флизелина или других клеевых материалов, выкраиваются без припусков на швы. Накладываются они на изнаночную сторону изделия клеевым покрытием и проглаживаются горячим утюгом. Клей расплавляется и склеивает ткань с флизелином.


Ватин - это нетканый материал, полученный из распушенных и равномерно распределенных волокон простроченных на специальных машинах. Ватин различается по составу (хлопчатобумажный, шерстяной), толщине полотна, способу скрепления волоков.


Очень хорошей утепляющей прокладкой для куртки, стеганых пальто и других видов одежды является синтепон - нетканый материал, полученный синтетических волокон. Он гораздо легче ватина, упругий, не теряет форму и не сваливается. Синтепон не гигроскопичный, благодаря чему сильно не намокает и легко высушивается. К тому же он выпускается белого цвета и при стирке утепленных вещей не линяет и не оставляет пятен на ткани верха. Изделие после стирки сохраняет форму и не теряет объемности.
См.также

В настоящее время промышленность предлагает огромный ассортимент различных тканей для одежды , каждая из которых имеет свои особенности, структуру и свойства. Свойства тканей определяются характеристиками входящего в их состав волокна. Сегодня материалы для шитья выпускают на основе натуральных и химических волокон.

Натуральные ткани и волокна, идущие на их производство, могут быть растительного, животного и минерального (асбест) происхождения. В первую группу (растительных тканей) включены те, которые изготовлены из волокон хлопчатника, стеблей льна, конопли, джута, дрока и т. п. Группу натуральных тканей животного происхождения представляют шерстяные, а также изготовленные из пуха овец, коз, кроликов, викуньи, ламы, верблюдов, альпаки.

Самостоятельную группу волокон животного происхождения составляет натуральное шелковое волокно, которое представляют собой застывшие выделения из особых желез гусениц шелкопряда.

Химическое волокно условно делят на 2 группы: искусственное и синтетическое. Первые получают посредством специальной переработки сырья, которое имеет минеральное, растительное или животное происхождение. Синтетическое волокно производят способом синтеза исходных веществ, в качестве которых могут выступать газ, нефть, каменный уголь и пр.

Из искусственных тканей наибольшую популярность приобрели вискозные (получаемые на основе раствора полимера целлюлозы), ацетатные (изготавливаемые путем обработки раствора ацетилцеллюлозы), а также медно-аммиачные. Химические синтетические ткани изготавливают из капронового, лавсанового, хлоринового и нитронового волокна.

Свойства тканей

Как уже было замечено выше, все ткани различаются по свойствам, которые зависят от качества и характерных особенностей исходного сырья. Ниже предложены характеристики наиболее распространенных и часто используемых в швейном деле тканей.

Хлопчатобумажные ткани. Это один из наиболее распространенных материалов для изготовления одежды, белья, а также аксессуаров домашнего обихода. Популярность их обусловлена высоким качеством и особыми свойствами, к числу которых можно отнести гигроскопичность, прочность и высокую степень гигиеничности.

Выполненные из хлопчатобумажных тканей изделия отличаются привлекательным внешним видом. К тому же их легко стирать и гладить.

Хлопчатобумажные ткани выпускают как с использованием чистого сырья (хлопка), так и с добавками (натуральным и искусственным волокном).

Льняные ткани. Равно как и хлопчатобумажные, льняные ткани относятся к группе плательно-бельевых. В сравнении с первыми они несколько грубее по фактуре, однако не уступают им в гигиеничности, износостойкости и прочности, легко стираются.

Известно, что ткани, изготовленные из чистого льна, сильно мнутся и их довольно трудно гладить. Добавление в процессе производства к исходному сырью искусственного или синтетического волокна позволяет придать льняным тканям значительную большие упругость и несминаемость.

Для тканей, изготовленных из высококачественных сортов льна, характерны шелковистость, блеск, пластичность и упругость.

Натуральные шелковые ткани. Ткани из натурального шелкового волокна имеют очень привлекательный внешний вид. Их главные характеристики – гигиеничность, износостойкость и прочность. Шелк отличается характерным блеском, степень которого зависит от способа переплетения и вида крутки нитей основы и утка.

Шелковое полотно легкое и нежное по фактуре. Оно пластично, что позволяет драпировать его при шитье одежды, его легко стирать и гладить. Шелковые ткани креповой группы устойчивы к сминанию.

Шерстяные ткани. Исходным сырьем для производства шерстяных тканей являются шерсть и пух животных (овец, кроликов, ламы и т. д.). Ткани из шерсти характеризуются прочностью, гигиеничностью. Кроме того, они хорошо сохраняют тепло.

В зависимости от толщины нитей шерстяные ткани бывают тонкими (креповые) и толстыми (драп, твид). Тонкое шерстяное полотно отличается легким шелковистым блеском.

Ткани из шерсти пластичны, мягки, прочны. Добавление в сырье волокон других видов позволяет сделать их более упругими, устойчивыми к свойлачиваемости (образованию катышков) и сминанию.

Вискозные ткани. По химическому составу вискозные ткани сходны с льняными и хлопчатобумажными. Равно как и последние, они отличаются гигиеничностью и имеют привлекательный внешний вид. Кроме того, их легко стирать.

Особенно популярен в швейном производстве вискозный штапель, основными характеристиками которого являются легкий шелковистый или матовый блеск, мягкость, пластичность, текучесть, благодаря которым его можно драпировать.

Главным недостатком вискозного полотна является сравнительно низкая прочность (особенно при увлажнении). К тому же после стирки оно дает значительную усадку и легко сминается.

Указанные выше негативные свойства вискозных тканей в процессе их производства уменьшают путем добавления в исходное сырье синтетического и иных видов волокна.

Ацетатные ткани. Эти ткани относятся к группе искусственных, различаются по внешнему виду и фактуре. В большинстве случаев ацетатное полотно своей блестящей и гладкой поверхностью напоминает шелковое.

Ацетатные ткани имеют ряд существенных недостатков, среди которых следует указать легкую сминаемость, невысокую гигиеничность, сравнительно низкую прочность. Глажению такое полотно подвергается лишь во влажном состоянии.

Полиамидные ткани. Главными свойствами полиамидных тканей являются привлекательный внешний вид, прочность, устойчивость к сминанию, низкая гигроскопичность. Такие ткани

отличаются шелковистой поверхностью. Их легко стирать. Помимо прочего, к главным преимуществам полиамидного полотна относятся высокие грязе– и водоотталкивающие свойства.

Среди недостатков следует упомянуть снижение прочности и уменьшение яркости цвета при длительном воздействии солнечных лучей, а также быстрое впитывание жира.

Смесовые ткани. Смесовыми называют ткани, при производстве которых было использовано волокно нескольких видов. Большинство таких тканей характеризуется повышенной устойчивостью к сминанию, гигиеничностью и прочностью. Как правило, их легко стирать и гладить.

Трикотажное полотно

Трикотажным называют полотно, изготовленное из одной или нескольких нитей. Его производят с использованием специальных вязальных машин.

При пошиве и эксплуатации изделий из трикотажа учитывайте его основные свойства. Главной характеристикой трикотажного полотна является значительная в сравнении с другими тканями растяжимость. При этом растянуть его можно в разных направлениях.

Одним из достоинств трикотажа является низкая сыпучесть. Благодаря этому края выкроенных деталей можно не обрабатывать, оставляя срезы открытыми. Однако к повреждению полотна может привести прорубание нитей, что впоследствии приводит к распусканию петель.

Нетканое полотно

Нетканые материалы – синтепон, флизелин, прокламелин и пр. – используют главным образом для укрепления основных деталей кроя.

Флизелин – современный материал, широко применяемый в швейном производстве для выполнения прокладочных деталей. Сегодня он заменил такие прокладочные ткани, как коленкор, бортовка и бязь.

Прокладками, выкроенными из него, чаще всего укрепляют пояса, воротники и манжеты.

Синтепон , некогда заменивший такой популярный подкладочный материал, как ватин, изготавливают из синтетического волокна.

Главными характеристиками синтепона являются упругость, способность сохранять тепло и удерживать форму. Помимо этого, он негигроскопичен, вследствие чего не промокает. Его легко стирать и сушить.

Алфавитный указатель тканей

АЖУРНАЯ ТКАНЬ: тканый или трикотажный материал с тонкими, похожими на кружевные сквозными узорами.

БАРХАТ: ткань с густым, длинным (2-3мм), прямым ворсом. Бархат зачастую кроится в направлении против ворса.

БАТИСТ: легкая ткань полотняного переплетения из тонковолокнистого хлопка, льна, шерсти или вискозы.

БЕЛЬСЕТ: ткань из микроволокна с похожей на кожицу персика ворсистой и мягкой поверхностью, имитация велюровой кожи.

БУКЛЕ: ткань с неровной, узловатой поверхностью, которую образует пряжа с утолщениями.

ВЕЛЬВЕТ, БАРХАТ В РУБЧИК: собирательное название бархатных тканей с продольными рубчиками разной ширины, от очень узких до широких (1).

ВЕЛЮР: собирательное название мягких ворсистых тканей с густым коротким ворсом.

ВИШИ: двухцветная ткань в контрастную прямоугольную клетку, из хлопка или смешанных волокон.

ВОРСОВЫЙ ЭЛАСТИК: тонкое джерси с ворсистой поверхностью, напоминающей бархат.

ВУАЛЬ: прозрачная ткань полотняного переплетения, чаще всего из хлопка.

ВЯЗАНОЕ ПОЛОТНО: материал, имитирующий ручное вязание (9).

ГАБАРДИН: плотная ткань из хлопка, шерсти или из химических волокон с ярко выраженным мелким диагональным рубчиком на лицевой стороне, идущим всегда слева снизу направо вверх.

Рубчик придает габардину эффект ткани в полоску (5).

ГЛЕНЧЕК: ткань с рисунком из наложенных друг на друга клеток. Клетки могут отличаться по цвету или быть тон-в-тон (6).

ГОБЕЛЕН: пестрая узорчатая ткань приглушенных цветов с расплывчатыми переходами от одного цвета к другому.

ДВУХСТОРОННЯЯ ТКАНЬ: собирательное название тканей, которые имеют две различные лицевые стороны.

ДЕНИМ: джинсовая ткань, у которой окрашена только нить основы. Уточная нить - белая. Благодаря такому переплетению лицевая сторона чаще всего синяя или черная, а изнаночная - белая (2).

ДЖЕРСИ: собирательное название разнообразных трикотажных материалов, от легкого джерси-поло до толстого шерстяного джерси.

ДЖИНСОВЫЕ ТКАНИ: ткани преимущественно хлопчатобумажные, часто с небольшим ворсом. Предварительно выстиранные для того, чтобы придать характерный для джинсовой одежды слегка поношенный вид.

ДРАП: мягкие объемные ткани с длинным ворсом.

ДЮВЕТИН: так называемый фальшивый бархат - ткань атласного переплетения из хлопка или вискозы с утолщенными уточными нитями. После крашения ткань начесывают, и она становится шероховатой.

ДЮШЕС: очень блестящий высококачественный сатин из шелковых или химических волокон.

ЖАККАРД: собирательное название всех тканей, в узоре которых чередуются различные виды переплетения нитей. Применение разных нитей для основы и утка (например, матовой и блестящей, светлой и темной) усиливает этот эффект (7).

ЖОРЖЕТ И КРЕП-ЖОРЖЕТ: ткань ИЗ сильно перекрученных нитей креповой крутки имеет неровную, мелко структурированную поверхность. Ткань мягкая, струящаяся на ощупь - «песчаная».


ИСКУССТВЕННЫЙ МЕХ: собирательное название для тканей или трикотажных материалов, покрытых густым ворсом, которые хорошо имитируют натуральные меха и очень различны по длине ворса и расцветке.

КЛОКЕ: креповая двухслойная тканье «пузырчатой» поверхностью. В процессе отделки нижний слой ткани стягивается, и верхний слой образует неравномерные вздутия. Клоке нельзя утюжить.

КОЖА: натуральные шкуры животных. Различают наппа-кожу (лайковую) с гладкой поверхностью и кожу велюр с ворсистой поверхностью.

КРЕП: собирательное название тканей с зернистой, узлистой поверхностью, приобретенной благодаря креповой крутке пряжи, переплетению нитей или тиснению на ткани.

КРЕП С ПРОДОЛЬНЫМИ СКЛАДКАМИ: искусственный креп с поверхностью, напоминающей древесную кору.

КРЕПДЕШИН: тонкая тканье неровной поверхностью из пряжи креповой крутки полотняного переплетения, имеет зернистую поверхность.

КРИНКЛ, КРЭШ: жатые ткани. Складки часто замяты в долевом направлении и выражены более или менее сильно.

КРУЖЕВО: существует много разновидностей кружев: вышитые (плауэнские), тканые (машинные), плетенные на коклюшках (валансьенские) или вязанные крючком (басонные).

ЛАВАБЛЬ: хорошо переносящая стирку легкая креповидная струящаяся ткань, с гладкой поверхностью, из шелковых или химических волокон.

ЛАМЕ: блестящая, переливчатая ткань с металлическими и другими блестящими эффектными нитями.

ЛОДЕН: средние и тяжелые шерстяные ткани, очень плотные, благодаря валянию, и очень ноские. Ворсистый лоден - покрытая длинным, прилегающим в одну сторону ворсом ткань, сукно-лоден - тканье матовой поверхностью без ворса, напоминающей фетровую.

МАТЛАССЕ: двойная ткань с рельефным, как бы «стеганым» узором.

МАХРОВАЯ ТКАНЬ: объемная мягкая ткань из петлистой пряжи.

МОКРЫЙ ШЕЛК: шелковая ткань, которая после стирки и трения приобрела слегка пушистую «персиковую» поверхность. Мокрый шелк не стирают, а отдают в химическую чистку.

МУАР: ткань репсового переплетения с тонкими нитями основы. Имеет волнистый узор, который наносится при тиснении (каландрировании).

МУСЛИН: легкая и неплотная ткань полотняного переплетения, преимущественно хлопчатобумажная или шерстяная.

ОРГАНЗА: прозрачная жесткая ткань полотняного переплетения.

ПАЛЕТ: ткань или трикотажный материал с нашитыми сверкающими пластинками из металла.

ПАНБАРХАТ: очень блестящая бархатная ткань с прессованным ворсом.

ПАПИЙОН: шерстяной поплин с мелким поперечным рубчиком.

ПЕПИТА: ткань в мелкую светло темную клетку (6).

ПИКЕ: ткань с рельефным рисунком, напоминающим машинную строчку.

ПЛОТНАЯ ТАФТА: средней плотности хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.

ПОДКЛАДОЧНАЯ САРЖА: ткань, у которой обе стороны «лицевые»: одна поверхность креповая, матовая, а другая - блестящая, гладкая.

ПОПЛИН: ткань репсового переплетения, которое образуется очень тонкими нитями основы и более толстыми нитями утка.

РЕПС: ткань с ярко выраженными рубчиками, чаще всего поперечными.

РИБАНА: эластичное полотно с видимыми поперечными переплетениями нитей. Как на изнаночной, так и на лицевой стороне можно разглядеть своеобразные косички из мелких петелек пряжи. В основном ткань рибана применяется для отделки готовых изделий – для формирования манжетов, воротников и т.д. Однако она может использоваться и как основной материал для пошива белья или предметов гардероба.

«РИМСКОЕ ДЖЕРСИ»: тяжелый мало-эластичный двухсторонний трикотаж, чаще всего из высококачественной натуральной шерсти, с обеих сторон имеющий лицевые петли.

САРЖА: грубая хлопчатобумажная ткань с диагоналевым эффектом.

САТИН: очень гладкая, мягко падающая ткань с блестящей поверхностью.

ТРИКОТАЖ С МАХРОВОЙ/ВОРСОВАННОЙ ИЗНАНОЧНОЙ СТОРОНОЙ: полотно из хлопка или смеси хлопка с другими волокнами (8).

СИРСАКЕР: ткань, у которой вся поверхность или отдельные полосы напоминают древесную кору. У настоящей ткани с этим названием эффект достигается благодаря особому переплетению нитей, у «фальшивой сирсакер» - благодаря отделке (химической обработке) ткани.

СУКНО: шерстяная ткань полотняного переплетения, которая благодаря валянию и заключительному начесу приобретает поверхность, напоминающую войлок.

ТАФТА: ткань из натурального шелка или химических волокон. Жесткость приобретается в процессе отделки (химической обработки), и поэтому тафта сильно мнется.

ТВИД: ткань из грубой шерстяной узловатой пряжи, имеющая вид ручной отделки. Основа и уток часто бывают разной окраски.

ТЕРМОВЕЛЮР: пушистая ткань с двухсторонним ворсом, очень теплая, воздухопроницаемая.

ТКАНЬ «В ЕЛОЧКУ»»: ткань саржевого переплетения с ярко выраженными диагонально направленными полосками (4).

ТКАНЬ «КУРИНАЯ ЛАПКА»»: ткань с мелким рисунком, напоминающим клетку. Для ткани типичны зубчики на углах клеток (3).

ТРИКОТАЖ В РУБЧИК: эластичный материал с чередующимися лицевыми и изнаночными петлями.

ТЮЛЬ: прозрачная сетчатая ткань, часто с сотовой структурой.

ФАСОННАЯ: тканье мелким узором, который образуется сменой вида переплетения. Чаще всего с матово-блестящим эффектом.

ФИЛ-А-ФИЛ: ткань со ступенчатым мелким рисунком, который образуется чередованием светлых и темных нитей основы и утка.

ФЛАНЕЛЬ: собирательное название тканей из хлопка, вискозы или шерсти, с одно- или двухсторонним начесом.

Как узнать вид материала

Чтобы проверить какой именно у вас материал, поднесите зажженную спичку к узенькой полоске ткани.

Натуральные растительные волокна (хлопок, лен, конопля) легко поджигаются. Горят большим ярким пламенем. Ощущается запах жженой бумаги. После сгорания остается воздушный пепел серо-белого цвета.

Натуральные животные волокна (шерсть) горят медленно. Пламя слабое, подрагивающее. Ощущается характерный запах паленого волоса. Зола черная или коричневая, легко крошащаяся.

Натуральный шелк. При горении ощущается запах паленых волос, менее неприятный, чем при горении шерсти. На конце горевшей нити образуется обугленный хрупкий шарик, легко дробящийся.

Искусственные волокна (вискозный шелк, хлопкоподобные и шерстеподобные) горят быстро ярким пламенем, как растительные волокна. Ощущается запах жженой бумаги. Пепел светлый.

Полиамидные волокна горят без запаха и одновременно плавятся. После удаления из огня горение прекращается. На конце горевшей нити образуется медленно остывающая пластическая масса, сильно обжигающая. Остынув, она превращается в твердый шарик.

Полиэфирные волокна горят как полиамидные, но более устойчивы к повышенной температуре.

Полиакрилонитрильные волокна горят без запаха и плавятся. После удаления из огня продолжают гореть, превращаясь в пластическую массу. Остынув, образуют твердый шарик.

Ткань имеет широкое применение. Ее могут использовать не только для пошива одежды, но и для пошива штор. Шторы являются важной часть любого интерьера, ведь с помощью их можно наполнить помещение уютом и комфортом. На сегодняшний день, ткани для штор представлены в широком ассортименте, что позволяет подобрать наиболее подходящий вариант и воплотить любой дизайнерский замысел.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь