Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Казанский психолог И.М. Юсупов создал методику изучения уровня эмпатийных тенденций. Цель теста – определение уровня эмпатии (сопереживания), то есть способности поставить себя на место другого человека и умения к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Как мы помним, эмпатия – одна из составляющих эмоционального интеллекта, категории, необходимой для грамотного и успешного лидера.

Авторы особо обнаружили, что наиболее важные отрицательные отношения между эмпатией и агрессией были обнаружены в исследованиях, в которых использовались методы анкетирования для оценки эмпатии; хотя другие методы оценки также показали отрицательные, но не существенные отношения. В этом исследовании приводятся данные, свидетельствующие о роли эмпатии как ингибитора агрессивного и антиобщественного поведения, однако возникает необходимость учитывать различные факторы, чтобы лучше понять отношения между эмпатическими ответами и внешними поведениями, такими как возраст, существование различных типов расстройств поведения в детстве и подростковом возрасте, а также индивидуальные различия в эмпатии развития индивидуумов.

Определение уровня эмпатии

В тесте нужно оценить несколько утверждений. Ответы не расцениваются как положительные или отрицательные, поэтому рекомендуем отвечать честно. Долго над ответами не раздумывайте, отвечайте то, что первое пришло в голову.

Отвечать нужно так. Прочитав утверждение, отметьте в бланке свой ответ соответственно его номеру. Ваши ответы могут быть «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Когда заполните бланк нужно количество ответов в соответствующей умножить на определенный балл. Скажем, если вы ответили «часто» пять раз, то ваш суммарный балл в этой колонке - 15. Посчитайте баллы по каждой колонке и суммируйте их - получите общий балл вашей эмпатии. Ни одно из утверждений пропускать нельзя.

Кроме того, значительное ухудшение признания эмоций у других и дефицит правильной интерпретации взгляда у других людей. Аналогичным образом, было обнаружено, что этим подросткам трудно интерпретировать выражения лица гнева и отвращения, а также ощутимую трудность в «чтении» взгляда других. То есть, они показали дефицит, чтобы вывести эмоциональные состояния других в соответствии с выражением их взгляда. Результаты этого исследования интересны, особенно из-за трудностей, возникающих при интерпретации взгляда, поскольку эта способность играет важную роль в социальных взаимодействиях, поскольку она выполняет коммуникативную функцию, в которой передаются и усиливаются социальные сигналы или наказываются социально приемлемого или предосудительного поведения.

Список вопросов

  1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
  2. Взрослых детей раздражает забота старших.
  3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
  4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю такие, в которых в основном звучит современная музыка.
  5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
  6. Больному человеку можно помочь даже словом.
  7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя людьми.
  8. Старые люди, как правило, беспричинно обидчивы.
  9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
  10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
  11. Я равнодушен к критике в свой адрес.
  12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
  13. Я всегда все родителям прощал, даже если они были не правы.
  14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
  15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
  16. Родители относятся к своим детям справедливо.
  17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
  18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
  19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.
  20. Фильмы и книги могут вызывать слезы только у несерьезных людей.
  21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
  22. В детстве я приводил домой бездомных собак и кошек.
  23. Все люди необоснованно озлоблены.
  24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
  25. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
  26. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
  27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
  28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
  29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
  30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
  31. Из затруднительных конфликтных ситуаций человек должен выходить самостоятельно.
  32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
  33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
  34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои коллеги иногда задумчивы.
  35. Беспризорных домашних животных следует уничтожать.
  36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я перевожу разговор на другую тему.

Бланк

Согласована группа исследований, которые указали на важность признания эмоций в других как важного фактора для установления эмпатических процессов и что наличие дефицита в этих способностях увеличивает вероятность появления поведенческих проблем в детстве и подростковом возрасте. Другие авторы также нашли аналогичные результаты. Результаты этого исследования показали статистически значимые различия между группами.

В другой группе исследований значительный дефицит был обнаружен в теории разума у ​​детей с агрессивным поведением и у подростков с диссоциальным расстройством. Теория разума - это измерение социального познания и относится к способности интерпретировать поведение других в ментальном контексте, то есть способность субъекта приписывать мысли, чувства, идеи и намерения других людей и использовать эту способность предвидеть и влиять на поведение других. Согласно вышеизложенному, существуют исследования, в которых предлагается гипотеза о наличии недостатков в эмоциональной коммуникации и социальной чувствительности у детей и подростков с проблемами поведения.

Номер утверждения

Никогда или нет

Почти всегда

Всегда или да

Ключ

Образец, принадлежащий государственным школам в Кембриджшире, состоял из 79 детей с общим средним возрастом 11 лет. Результаты этого исследования в тесте на взоры показали, что подростки мужского пола оцениваются ниже, чем женщины. Для оценки социального познания использовалась адаптация профиля социально-познавательной оценки, который оценивает способность к обработке эмоциональной информации у детей и подростков. Результаты этого исследования показали когнитивную и аффективную тенденцию детей в использовании когнитивных стратегий для решения социальных ситуаций посредством агрессивного и враждебного поведения и положительную оценку этих стратегий как эффективных методов достижения целей, независимо от эмоциональных сигналов, которые другие дети Они проявляются.

Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности ответов. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили пункты 11, 13, 15, 27 ответами «да, всегда»? Если это так, то скорее всего, вы не были откровенны с собой. Результаты тестирования будут достоверными, если по всем перечисленным утверждениям дано не более трех неискренних ответов, при четырех уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти - можете считать, что работа выполнена напрасно.

Согласно вышеизложенному, некоторые авторы утверждают, что недостатки в интерпретации и чтении выражений эмоций являются прогностическими факторами диссоциального поведения или, по крайней мере, характеристиками людей с низкими социальными способностями и способностями. Процессы, связанные с теорией разума, можно рассматривать как важный прогностический фактор для развития антисоциального и психопатического поведения во взрослой жизни; такие навыки являются предпосылкой для создания эмпатических ответов, которые облегчают подавление антиобщественного поведения.

Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Очень высокий уровень эмпатийности — от 82 до 90 баллов. У человека болезненно развито сопереживание. В общении он тонко реагирует на настроение собеседника, высокочувствителен, раним. Может страдать при виде раненого животного или переживать от случайного холодного приветствия своего шефа. Нередко он испытывает комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом опасаясь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает его. Обостренная впечатлительность порой долго не дает ему заснуть. Будучи расстроен, он нуждается в эмоциональной поддержке со стороны. Человек с очень высоким уровнем эмпатийности бывает близок к невротическим срывам. Ему следует позаботиться о своем психическом здоровье.

Эти эмпатические ответы способствуют позитивному поведению, например, помогают другим и предотвращают или уменьшают антиобщественное поведение, в том числе агрессию и преступность. Эти результаты были изучены у взрослых с антисоциальным расстройством личности. Долан и Фулэм изучали теорию разума как фактор, связанный с патогенезом антисоциального поведения. Результаты этого исследования не показали существенных различий между контрольной группой и группами с антисоциальным расстройством, связанным с задачами, которые измеряли теорию ума.

Высокий уровень эмпатийности — от 63 до 81 балла. Человек чувствителен к нуждам и проблемам окружающих, великодушен, умеет многое прощать. С искренним интересом относится к людям. Эмоционально отзывчив, коммуникабелен, умеет устанавливает контакты и находит общий язык с окружающими. Обычно он старается избегать конфликтов и находить компромиссные решения. Окружающие ценят его за душевность. Адекватно относится к критике в свой адрес. В оценке событий больше доверяет своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитает работать с людьми, нежели в одиночку. Регулярно нуждается в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах он не всегда аккуратен в точной и кропотливой работе.

Однако можно было подтвердить, что в группе с антисоциальным расстройством те, кто выполнил критерий психопатии, получили худшие результаты в лапы. С другой стороны, в тесте эмоционального выражения группа с не-психопатическим антисоциальным расстройством показала большие ограничения в задаче распознавания основных эмоций.

Наконец, в этом исследовании сделан вывод о том, что дефицит в теории разума в этих субъектах связан скорее с их неспособностью предположить перспективу другой, чем из-за их отсутствия заботы о поведении, вредном для других. Они также указывают на важность адекватного развития эмпатии, теории разума и интеллектуального функционирования как предикторов и ингибиторов таких расстройств или, с другой стороны, факторов риска, которые могут быть связаны с появлением агрессивного поведения и антиобщественное.

Нормальный уровень эмпатийности — от 37 до 62 баллов. Этот уровень присущ большинству людей. Окружающие не могут назвать такого человека толстокожим, но в то же время он не относится к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонен по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Ему не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении этот человек внимателен, пытается понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств становится нетерпелив. Предпочитает деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следит за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняется прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому получается, что их поступки для него оказываются неожиданными.

Предложение этого исследования является актуальным и дополняет описание теории ума с измерениями эмпатии, что позволяет лучше понять эти конструкции в детской и подростковой психопатологии. Другим примечательным элементом этого исследования является то, что он интегрирует использование мер исполнения с использованием мер самоотчета для оценки эмпатии и теории разума, что позволило собрать данные, которые подтверждены с обеих сторон.

Вторая цель заключалась в создании прогностических факторов диссоциативного поведения у подростков. Средний возраст составлял 16 лет, а социально-экономический статус был низким и средним. В Колумбии социально-экономическая страта понимается как социальная классификация, которая учитывает уровень бедности владельцев жилой недвижимости, предоставление государственных услуг и их расположение. Существует шесть социально-экономических слоев. Все участники этого исследования согласились участвовать добровольно и подписали информированное согласие.

Низкий уровень эмпатийности — от 12 до 36 баллов. При этих итоговых значениях проявлений эмпатии человек испытывает проблемы в установлении контактов с людьми, некомфортно ощущает себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих зачастую кажутся ему непонятными и лишенными смысла. Чаще он отдает предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Такой человек склонен к точным формулировкам и логичным решениям. Вероятно, у него немного друзей, а тех, кто в их числе, он больше ценит за ясный ум и деловые качества, нежели за чуткость и отзывчивость. Нередко и люди ему платят аналогично: бывают ситуации, когда такой человек чувствует свою отчужденность, окружающие не слишком балуют его своим вниманием. Но это исправимо, если он раскроет свой «панцирь» и станет внимательнее всматриваться в поведение своих родных и считать их потребности своими.

Во всех случаях как подростки, так и их родители или опекуны разрешали участвовать в исследовании. В нем описаны данные выборки и общее количество выборки в зависимости от типа учреждения. Кроме того, были использованы критерии Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам, что указывает на то, что несовершеннолетний, который представляет три или более поведения, которые настойчиво нарушают основные права других людей посредством агрессии людей или животных, разрушения имущества других лиц, мошенничества или грабежа и серьезных нарушений правил.

Очень низкий уровень эмпатийности — 11 баллов и менее. Эмпатийные тенденции личности не развиты. У человека сложности с инициацией диалога, он обычно находится в стороне в группе коллег, сокурсников, одноклассников. Особенно проблематичны для него контакты с детьми и лицами, которые значительно старше его. В межличностных отношениях обычно оказывается в неуклюжем положении, во многом не находит взаимопонимания с окружающими. Любит острые ощущения, спортивные состязания предпочитает занятиям искусством. В деятельности слишком центрирован на себе. Такой человек может быть очень продуктивен в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядит положительно. Он склонен с иронией относиться к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносит критику в свой адрес, хотя реакцию свою может не демонстрировать. Нуждается в гимнастике чувств.

Он может использоваться врачами после краткой тренировки. Неклинические интервьюеры должны получать более интенсивную подготовку. Это показатель общего интеллекта у детей, подростков и взрослых в широком возрастном диапазоне. Его применение индивидуально, а его приблизительная продолжительность составляет 30 минут. Индекс межличностной реактивности. Это показатель эмпатии самоотчета, состоящий из 28 предметов, распределенных в четырех суб-шкалах по 7 пунктов каждый, которые измеряют четыре отдельных измерения глобальной концепции эмпатии: Перспектива, Фэнтези, Эмпатическая Концерн и Личный Бедствие.



Диагностика уровня эмпатии (И.М.Юсупов)

Шкалы: эмпатия к родителям, животным, пожилым людям, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям

Назначение теста

Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, пожилым людям, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям.

Взятие перспективы измеряет способность понимать и воспринимать точку зрения другого человека. Фэнтези оценивает воображаемую способность идентифицировать и помещать себя на место вымышленного персонажа. Справедливость конструкции подшкалей подтверждается корреляциями с другими мерами эмпатии. Для оценки теории разума использовались два инструмента.

Испытание дурака. Этот тест измеряет способность обнаруживать, когда кто-то говорит что-то неуместное, но без плохих намерений, потому что это было или могло быть вредным для другого человека. То есть, этот тест позволяет установить социальную чувствительность во взаимодействии с другими. Этот потенциал развивается между 9 и 11 годами. Субъекту говорят: Я собираюсь прочитать вам несколько коротких рассказов и задать вам несколько вопросов о них. Истории представлены один за другим в фиксированном порядке, каждый на отдельном листе.

В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответов:

«не знаю» (0);

«никогда или нет» (1);

«иногда» (2);

«часто» (3);

«почти всегда» (4);

«всегда или да» (5).

Каждому варианту ответа соответствует числовое значение (указано в скобках): 0, 1, 2, 3, 4, 5.

Текст помещается перед участником, и экзаменатор читает его вслух. Тестирование взгляда. Стимул состоит из 36 глазных изображений разных актеров. Они представлены по одному в фиксированном порядке. Взгляд представляет собой сложные ментальные состояния, определенные Барон-Коэн и др. таких как те, которые связаны с атрибуцией убеждения или намерения для человека. Каждый стимул имеет вокруг него четыре слова, которые описывают эмоции, в которых участник должен выбрать тот, который лучше всего описывает то, что человек думает или чувствует.

Участнику предлагается: Для каждой пары глаз выберите, какое слово лучше всего описывает то, что думает или чувствует человек на фотографии. Вы можете почувствовать, что применимо более одного слова, но, пожалуйста, выберите только одно слово, слово, которое вы считаете наиболее подходящим. Участнику также предоставляется глоссарий со всеми словами, и ему рекомендуется проконсультироваться с ним, если он не знает смысла ни одного из них или попросит оценщика сделать это вслух. Вы получаете один балл за каждый правильный ответ; общий максимальный балл - это данные, полученные из исследования в латиноамериканском контексте в нормальной популяции.

Инструкция к тесту

Предлагаем оценить несколько утверждений. Ваши ответы не будут оцениваться как хорошие или плохие, поэтому просим проявить откровенность. Над утверждениями не следует долго раздумывать. Достоверные ответы те, которые первыми пришли в голову. Прочитав в опроснике утверждение, в соответствии с его номером отметьте в ответном листе ваше мнение под одной из шести градаций: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Ни одно из утверждений пропускать нельзя.

После отбора людей с помощью вероятностной выборки оценки проводились в учреждениях. Группа по оценке была составлена ​​из клинических специалистов из учреждений и членов исследовательской группы по основным и прикладным нейронаукам Университета Луиса Амиго, все из которых прошли подготовку по применению тестов. Протокол оценки был одобрен комитетом по биоэтике вице-ректората Фунлама. Оценки продолжались примерно полтора часа и проводились в одном сеансе в тихих, удобных и тихих местах.

Для сравнения средств испытаний, применяемых в обеих группах, были проведены параметрические и непараметрические тесты для установления различий между группами. Чтение ума в глазах. Испытуемая пересмотренная версия: исследование с нормальными взрослыми и взрослыми с синдромом Аспергера или аутизмом с высоким уровнем функционирования.

Если в процессе работы у испытуемого возникнут вопросы, то экспериментатор должен дать разъяснения так, чтобы испытуемый не оказался сориентированным на тот или иной ответ.

Тест

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы».

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя людьми.

8. Старые люди, как правило, обижаются без причин.

9. Когда в детстве я слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Обработка и интерпретация результатов теста

Следует начинать с определения достоверности данных. Для этого необходимо подсчитать, сколько ответов определенного типа дано на указанные номера утверждения опросника:

«не знаю»: 2, 4, 16, 18, 33;

«всегда или да»: 2, 7, 11, 13, 16, 18, 23.

Кроме того, следует выявить:

Сколько раз ответ типа «всегда» или «да» получен на оба утверждения в следующих парах: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36;

Сколько раз ответ типа «всегда» или «да» получен для одного из утверждений, а ответ типа «никогда» или «нет» для другого в следующих парах: 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28.

После этого суммируются результаты отдельных подсчетов. Если общая сумма 5 или более, то результат исследования недостоверен; при сумме, равной 4, результат сомнителен; если же сумма не более 3, результат исследования может быть признан достоверным.

При недостоверных и сомнительных результатах целесообразно, если это возможно, выяснить причины отношения испытуемого к исследованию. Следует иметь в виду, что помимо нежелания обследоваться или стремления преднамеренно давать противоречивые, неискренние ответы, недостоверные результаты могут быть обусловлены, например, нарушением некоторых психических функций, их развития, а также социальным инфантилизмом.

При достоверных результатах исследования дальнейшая обработка данных направлена на получение количественных показателей эмпатии и ее уровня. Единая метрическая униполярная шкала интервалов позволяет, пользуясь ключом-дешифратором, получить характеристику эмпатии на основании данных, которые представляют все диагностические шкалы и дают характеристику отдельных составляющих эмпатии.

Ключ к тесту

Шкала Номер утверждения

Номер Проявление эмпатии к:

I Родителям 10, 13, 16

II Животным 19, 22, 26

III Пожилым людям 2, 5, 8

IV Детям 25, 29, 32

V Героям художественных произведений 9, 12, 15

VI Незнакомым или малознакомым людям 21, 24, 27

С помощью таблицы на основании полученных балльных оценок диагностируется уровень эмпатии по каждой из составляющих и в целом.

Уровень Количество баллов

По шкалам в целом

Очень высокий 15 82-90

Высокий 13-14 63-81

Средний 5-12 37-62

Низкий 2-4 12-36

Очень низкий 0-1 5-11

Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Уровневые характеристики эмпатии

82 до 90 баллов – это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении вы, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас свое эмоциональное состояние. Вы плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает вас. В то же время вы сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, вы нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своем психическом здоровье.

63 до 81 балла – высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.

37 до 62 баллов – нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но чаще вы держите их под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому их поступки порой оказываются для вас неожиданными. Вы не отличаетесь раскованностью чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

12-36 баллов – низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, вы цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же: случаются моменты, когда вы чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют вас своим вниманием. Но это исправимо, если вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение своих близких и принимать их потребности как свои.

11 баллов и менее – очень низкий уровень эмпатийности. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны для вас контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неуклюжем положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно перено сите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.

Источники

Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М.Юсупов) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.153-156 Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М.Юсупов) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.114-118


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь