Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

v синтаксический анализ сложносочинённого предложения (ССП)

План разбора:

2. Найти границы простых предложений в составе сложного, составить схему ССП.

1[Ты опоздал на много лет], но 2[всё-таки тебе я рада] (А. Ахматова)

Схема предложения :

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, соединённых сочинительным союзом НО со значением противопоставления; запятая ставится перед союзом но.

v синтаксический анализ сложноподчинённого предложения (СПП)

План разбора:

1. Подчеркнуть главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и обозначить, чем они выражены (какой частью речи).

2. Найти границы простых предложений в составе сложного, составить схему СПП.

3. Дать характеристику предложению:

  • по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное;
  • по интонации – восклицательное, невосклицательное;
  • по количеству основ – сложное;
  • по типу сложных предложений – сложноподчинённое (СПП);
  • указать количество простых предложений в составе сложного;
  • указать, каким союзом или союзным словом соединены простые предложения в составе сложного;
  • вид придаточного предложения – изъяснительное, определительное, обстоятельственное (с подвидами);
  • объяснить расстановку знаков препинания.

Образец выполнения синтаксического разбора простого предложения:

1[Мальчишки глядели вслед грузовику], 2(пока тот не отъехал за перекресток).

Схема предложения :

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое, состоит из двух простых предложений, первое простое является главным; простые предложения в составе сложного соединены союзным словом ПОКА, это СПП с придаточным обстоятельственным меры и степени. Между первым и вторым простыми предложениями стоит запятая.

v синтаксический анализ сложного бессоюзного предложения (БСП)

План разбора:

1. Подчеркнуть главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и обозначить, чем они выражены (какой частью речи).

2. Найти границы простых предложений в составе сложного, составить схему БСП.

3. Дать характеристику предложению:

  • по цели высказывания – повествовательное, побудительное, вопросительное;
  • по интонации – восклицательное, невосклицательное;
  • по количеству основ – сложное;
  • по типу сложных предложений – бессоюзное (БСП);
  • указать количество простых предложений в составе сложного;
  • указать средство связи простых предложений в составе сложного – смысловая или интонационная связь;
  • объяснить расстановку знаков препинания.

Урок Дата

Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений.

Цель : научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;

закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;

Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся и воспитание чувства дружбы.

Развивающие: продолжить формирование компетенций учащихся: регулятивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; познавательной – преобразование информации: текст-схема.

Тип урока урок обобщения и закрепления знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1.Учащиеся представляют самостоятельно составленные 5 сложносочиненных предложений, разбирают их синтаксически, строят схемы.

2.Фронтальный опрос

Какие предложения называются ССП? Из каких частей состоит ССП?

С помощью каких союзов соединяются предикативные части ССП?

Какое значение имеют ССП в зависимости от союза, связывающего части?

Какие знаки препинания ставятся в ССП?

III. Сообщение темы урока.

1 . Чтение образцов устного и письменного синтаксического разбора.

Схема синтаксического разбора предложения:

1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.

3. Охарактеризовать предложение по наличию грамматических основ: простое или сложное

Если простое предложение: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать предложение по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное предложение: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

1.Пример синтаксического разбора простого предложения:

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный разбор:

Повест., невоскл., прост., двусост., г/о ученики и ученицы учатся , распростр., осложн.однород.подл.

2.Пример синтаксического разбора сложного предложения:

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицатеьное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный разбор:

Повеств., невоскл., сложн., связь союзн., ср-во связи подч.союз потому что , СПП. 1-е ПП: односост, с гл.чл – сказ. не задали, распр., не осложн. 2-е ПП: двусост., г/о мы с классом поехали, распр., не осложн.

Пунктуационный разбор предложения

Схема пунктуационного разбора предложения:

1) Пронумеровать знаки препинания. 2) Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков). 3) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного).

4) Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.

Образец пунктуационного разбора предложения:

[Спросив, 1 ( которая посмирнее ), 2 Пьер влез на лошадь, 3 схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, 6 (что очки его спадают ) 7 и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев), 8 поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, 10 с кургана смотревших на него]. (Л. Толстой)

Объяснение знаков препинания:

1) Точка в конце предложения.

В конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

2) Знаки препинания между частями сложного предложения.

Это сложноподчинённое предложение с тремя придаточными:

1 и 2 – запятые выделяют придаточное внутри главного;

6 и 8 – запятые выделяют придаточные внутри главного;

7 – запятая не ставится, т.к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом «и».

3) Знаки препинания между однородными членами предложения.

Обособление обстоятельств и определений:

3 и 4 – запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

5 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

9 – запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

10 – запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.

2. Запись предложения для письменного синтаксического разбора сложносочиненного предложения. Построение схемы. Комментарии.

3. Составление собственных сложносочиненных предложений по аналогии, синтаксический разбор, построение схемы.

4. Запись предложения для пунктуационного разбора. Построение схемы.

5. Составление собственных сложносочиненных предложений по аналогии, пунктуационный разбор, построение схемы.

IV. Закрепление изученного материала. Работа по вариантам.

Задание.выполнить упражнение

V. Итог урока.

Домашнее задание. § , упр..

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

УРОК № 12

Тема. Знаки препинания. Синтаксический разбор сложносочиненных предложений

Цель: углубить знания учащихся о сложном предложении; закрепить навыки расстановки знаков препинания; развивать навыки синтаксического разбора; воспитывать культуру речи.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Сколько голов, столько умов, а отвечать одной голове.

Русская пословица

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

(Учитель выборочно проверяет тетради.)

Общая тема «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях».

1 группа

Составьте сообщение на тему «Запятая в сложносочиненном предложении с соединительными союзами» (можно предложить учащимся составить лингвистическую сказку, историю, рассказ на заданную тему); проиллюстрируйте сообщение собственными примерами.

2 группа

Составьте сообщение на тему «Отсутствие запятой в сложносочиненном предложении» (можно предложить учащимся составить лингвистическую сказку, историю, рассказ на заданную тему); проиллюстрируйте сообщение собственными примерами.

3 группа

Составьте сообщение на тему «Сложносочиненное предложение с противительными союзами. Тире в сложносочиненном предложении» (можно предложить учащимся составить лингвистическую сказку, историю, рассказ на заданную тему); проиллюстрируйте сообщение собственными примерами.

4 группа

Составьте сообщение на тему «Сложносочиненное предложение с разделительными союзами. Отличие сложносочиненных предложений от простых с однородными членами» (можно предложить учащимся составить лингвистическую сказку, историю, рассказ на заданную тему); проиллюстрируйте сообщение собственными примерами.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

(Учитель может предложить учащимся ознакомиться с теоретическим материалом учебника.)

Порядок синтаксического разбора сложного предложения.

1) Определить, союзное или бессоюзное это сложное предложение.

2) Если предложение союзное, указать, сложносочиненное оно или сложноподчиненное.

3) Назвать простые предложения, входящие в состав сложного.

4) Выделить союзы и определить их значение.

5) Объяснить постановку знаков препинания.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

(Учащиеся выполняют упражнение по выбору учителя.)

После выполнения задания, учащиеся обмениваются тетрадями для взаимопроверки.

Запишите предложения под диктовку; выделите грамматические основы.

1) Ночь уже ложилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям.

2) Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво.

3) После грозы все блестело и сверкало и дышалось легко.

4) Луна светила очень сильно, однако ее свет с трудом пробивался сквозь туман.

5) Не то дым шел от костра, не то туман поднимался над болотом.

6) Второй удар о землю - и мы понеслись, подскакивая и подымая пыль, в кромешный мрак аэродрома.

7) Тропа выровнялась, побежала вперед, миновала последний ложок и привела караван к крутому обрыву.

8) На горе то расстилался лес малахитового оттенка, то тянулись курчавые заросли, то блестели на солнце травянистые поляны, то темнели прорези ущелий, или краснели скалы с орлиными гнездами.

Устно выполните синтаксический разбор предложений (на выбор учителя).

3. Самостоятельная работа с текстом.

Прочитайте текст; расставьте необходимые знаки препинания; выпишите предложения в такой последовательности: а) сложносочиненные предложения с простыми, соединенные союзом и; б) бессоюзные предложения; в) сложносочиненные предложения, в которых два простых имеют общий второстепенный член. Выполните синтаксический разбор 4 и 8 предложений.

Весна пришла

Все время держалась настоящая весенняя погода. По ночам подмораживало и звезды усеивали темное небо. В ночном воздухе чувствовалась легкая весенняя свежесть. А дни стояли солнечные и лес весь день рисовался на голубом безоблачном небе. С утра ветерок резко развевал дым над трубами караулки. Заря ярко краснела из-за черного леса. В затишье сильно пригревало и южная сторона избы и завалинки около нее оттаивали и темнели. А потом около грязного порога образовывалась лужа корни деревьев окружились прогалинами прилетели жаворонки снег в полях разрыхлел и начал быстро таять.

(По И. Бунину)

4. Перевод текста с украинского языка на русский.

Переведите текст с украинского языка на русский язык и запишите; расставьте и объясните знаки препинания, сравните с украинским текстом.

Хліб... За цим словом - уся історія людства, з давніх-давен до сьогоднішнього дня.

Сьогодні нам підкорилися моря і річки і космос розкрив перед нами зоряні безмежні простори. Завжди й в усьому силу наснагу для перемоги давав нам хліб і нині у вік науково-технічного прогресу хліб залишився першоосновою життя символом величі і нездоланності мірилом усіх цінностей. І не тільки матеріальних а й духовних. Великою копіткою невтомною працею рук людських дається нам хліб і в цьому його святість і висока цінність.

Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

Беседа с учащимися.

1) Что такое сложное предложение?

2) При помощи чего простые предложения объединяются в сложные?

3) Какие существуют виды сложных предложений?

4) Что такое бессоюзные предложения?

5) Что такое союзные предложения?

6) На какие группы делятся союзные предложения?

7) Какие предложения называют сложносочиненными?

8) Какие смысловые значения можно выразить в форме сложносочиненного предложения с соединительными союзами (разделительными, противительными)?

9) Обособляются ли части сложносочиненного предложения?

10) Когда в сложносочиненном предложении не ставится запятая?

11) Когда в сложносочиненном предложении ставится тире?

12) Каков порядок синтаксического разбора сложносочиненных предложений?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал, подготовиться к контрольной работе.

2. Выполнить упражнение из учебника по выбору учителя.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь