Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Среди предложений 7–18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного наречия и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


(1)Это был первый настоящий бой Кати. (2)Артиллерийская подготовка началась перед рассветом, под её прикрытием заняли исходные позиции.

(З)Накануне вечером писали письма. (4)Только Кате писать было некуда: все родные погибли. (5)Так что терять в бою ей, по сути, было нечего - кроме собственной жизни. (6)Но её она, молодая девчонка, после перенесённых страданий, к сожалению, уже мало ценила.

Когда вы писали в последнем выпуске «Извинения Джеффу Пуллуму за неправильное написание его имени», наверняка вы имели в виду «ошибочно»? Они напоминают мне, что люди путаются, когда использовать много таких пар, а не просто неправильно и ошибочно. Одна из причин заключается в том, что форма из двух предполагает, что первое является прилагательным, а второе - наречием, с неправильным только для использования существительных и неправильного изменения глаголов. Но неправильное также может быть наречием.

Приведём примеры определения средств связи в небольшом тексте

Быстрое и простое правило заключается в том, что ошибочно появляется перед изменением глагола и неправильным после глагола. Как и большинство таких правил, это даже не половина истории. Руководства по стилям и грамматики для учащихся стараются дать более полное руководство, по-разному заявляя, что, если ситуация формальная, ошибочно может быть лучшим выбором в любой из этих позиций; если наречие приходит перед глаголом, ошибочно - единственно возможная форма; если глагол является общим коротким, например, делать, получать, иметь или идти, он часто формирует заданную фразу, в которой неправильный выбор является идиоматикой; неправильный предпочтителен после глагола, когда предполагаемое значение «является непригодным или нежелательным способом или направлением» или «неправильным»; если это означает «ложно», то неверно - правильная форма; если за ним следует «это» предложение, то ошибочно используется.

(7)И вот он, бой. (8)Танк, в котором они находились, мотало из стороны в сторону, трясло так, что Катя едва удерживалась на сиденье. (9)«Если так будет дальше, как же стрелять?» - думала она. (10)Хотя её дело было не наводить пушку, а подавать снаряды. (11)Тужливо рыча, машины настырно карабкались вверх, от моторов, пущенных на полные обороты, жара стояла несусветная, ещё пахло соляркой, забивало отработанными газами, свежим воздухом тянуло только через технические зазоры и смотровую щель.

Слова одной тематической группы

В более общем плане, английский делает гораздо меньшее различие между наречиями и прилагательными, чем те, кто считает, что более простые грамматические книги. Может быть, лучше классифицировать такие слова под общим названием модификатора; часто форма модификатора не соответствует правилу, которое мы узнали в детстве о добавлении - чтобы делать наречия. Множество слов, которые похожи на прилагательных, могут выступать в качестве наречий, особенно на идиоматическом английском языке: «старайтесь», «поворачивайте на резкие левые», «держитесь крепко», «он слишком сильно расплылся», «стол был завален файлами», «Он зарылся глубоко в его память», «оставьте его как можно дольше», «корабли были широко расставлены», «научите его держать перо вправо».

(12) Тут по раскалённой от боя броне танка что-то застрекотало, однако Катя не сразу осознала, что их обстреливают. (13)Всё дальнейшее слилось для неё в сплошной грохот, дым, крики в переговорном устройстве. (14)Лупили то подкалиберными, то бронебойно-зажигательными, то осколочными снарядами. (15)Катя не понимала, что происходит снаружи, не могла ещё по видам снарядов, подаваемых ею, определить обстановку. (16)Она только слышала грохот; её, такую хрупкую и маленькую девушку, дёргало вместе с огромной машиной. (17)Страха, как ни странно, Катя вовсе не испытывала: она плохо соображала, что к чему, только слышала команды и выполняла их. (18)Бой шёл как бы сам по себе, а она была сама по себе.

Релевантные научные источники

Их иногда называют плоскими наречиями. Чтобы суммировать все это, во фразе «неправильно называть свое имя» неправильное является идиоматически правильным, но ошибочно приемлемым, хотя формальным и менее распространенным. У писателей постоянно есть правила, брошенные на них слева, справа и в центре. Покажи, не говори! Прекратите использовать так много тегов диалога! Трудно получить слова на странице, не говоря уже о том, как их там положить. В «Птичьей птице Энн Ламотт» она говорит, что для того, чтобы не быть перегруженным, писателю нужно сосредоточиться на коротких заданиях.

(19) И тут вдруг случилось нечто неожиданное и дикое: машина как бы провалилась, после чего Катю подкинуло, ударило больно сверху, внутренность танка наполнило теперь вовсе нестерпимым жаром и тяжёлыми угарными запахами, а после в один миг погасли плафоны освещения.

(20) Командир открыл крышку башенного люка, Катя протиснулась вслед за ним.

Она обращается к однодюймовой раме на своем столе и как эта маленькая рамка рисунка напоминает ей сосредоточиться на кусочках размером с укусы всей истории. В принципе, если вы сосредоточитесь на одной маленькой вещи за раз, история в конечном итоге соберется вместе, чтобы создать целое. Если стремящиеся авторы сосредотачиваются на одном аспекте ремесла одновременно, этот процесс будет казаться менее сложным. Вы можете выиграть конкурс блога, даже если вы выиграли раньше.

Потому что они приходят естественным путем, и мы часто используем их в повседневной речи. Но в художественной литературе слишком много наречий и клише ослабляют вашу прозу. Это считается «ленивым письмом», потому что это означает, что нам не нужно показывать, что происходит. Если в вашей рукописи слишком много наречий и клише, это, скорее всего, означает, что эмоции, которые вы испытывали при написании, не будут так же переводить читателю. Никогда не недооценивайте слабость наречий и клише. Вы будете удивлены, насколько ярким будет ваше письмо, когда они будут подорваны.

(21)Оказалось, танк ухнулся в бомбовую воронку, без посторонней помощи было не выбраться. (22)Катя вспомнила, сколько раз им напоминали, твердили, требовали повторять вслух железный закон: если танк подбит, но не горит, экипаж обязан защищать боевую технику до конца. (23)И Катя приготовилась биться до конца, ведь это был её воинский долг. (24)В этот момент она видела немцев: они были так близко, как никогда, почти рядом, бежали, строчили из шмайсеров. (25)«Всё, - подумала Катя, - сейчас конец».

Конечно, клише существуют потому, что они происходят из того, что многие из нас испытывают в реальной жизни, и вы можете утверждать, что они «относительны», поэтому почему бы не использовать их? Но способ, которым человек переживает вещи, не всегда одинаковый. Как писатели, ваш долг - сделать читателей опытом вашей истории с уникальной точки зрения.

Прежде чем мы подробно рассмотрим, как наречия и клише ослабить прозу, и как вы можете их подорвать, сначала вам нужно понять, что они не всегда будут проблемой. На самом деле вам не нужно заходить за борт, пытаясь устранить каждый наречие и клише в вашей рукописи. Потому что иногда они просто работают. Конечно, это также сильно зависит от голоса вашего персонажа.

(26) Но, как ни странно, даже сейчас она страха не ощутила: слишком невероятно было всё происходящее вокруг этой молодой женщины, у которой война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни...

(27) Катя дёрнула цепочку револьверной заглушки, высунула в отверстие рыльце автомата и начала лупить, не видя немцев, наугад, и ждала: сейчас, вот-вот... (28)Она почему-то увидела: часы на щитке приборов остановились - было девять часов двадцать минут.

Например, иногда проще писать: «Она слегка постучала в дверь». Не каждое действие должно быть поэтическим и уникальным. Иногда вам нужно точно написать, что делает кто-то, потому что это не так важно, чтобы привлечь внимание. Кроме того, если мы просто написали: «Она постучала в дверь», мы понятия не имели, громко это или нет. И если бы это действие было не таким уж значительным, было бы слишком многословным сказать что-то вроде: «Она постучала в дверь, как будто ее рука была такой же легкой, как перо».

Неопределенные местоименные наречия

Но учтите это: что, если свет этого человека в дверь был первостепенным для истории? Что, если это был момент ожидания? Что, если за этой дверью был человек, которого этот человек боялся? Что, если этот человек ожидал словесного злоупотребления для прерывания? Тогда это «легкое стук в дверь» будет иметь значительную цель, да?

(29) Они с командиром отбились-таки и сохранили танк, вот только механик Генка погиб. (30)В сентябре сорок четвёртого сержант Екатерина Мушкина, отмеченная орденом, стала командиром танка. (31)Не женой, не матерью, не хранительницей семейного очага - командиром танка.

(по В.П. Ерашову*)

*Валентин Петрович Ерашов (1927-1999) — русский писатель, автор многочисленных произведений о войне.

Это в вашей рукописи по какой-то причине. Вы помещаете это, чтобы ваши читатели чувствовали то же самое чувство, которое чувствует ваш персонаж. И никакое наречие или клише, как вы можете видеть, не привлечет внимание к тому моменту интенсивности, как что-то созданное для него исключительно. Итак, давайте попробуем нашу руку, чтобы сделать этот момент поп. Как насчет, - постучала она в дверь. Это звучало в ушах, как топор к туше.

Итак, как это лучше передает намеченные чувства? Итак, как именно мы можем подойти к подрывной деятельности наречий и клише? Для начала, играйте с сравнениями и метафорами, когда вы пытаетесь передать эмоции, и для действий используйте сильные глаголы, чтобы показать, как это происходит в реальном времени. Положите одиноко выглядящего мужчину, носящего мусор на заброшенную улицу.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Предложение 9 соединяется с предыдущими при помощи указательного наречия «так» и личного местоимения «она».

в 12-м нет личного местоимения, которое бы связывало его с 11-м.

Ответ: 9

Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская работа по рус­ско­му языку 05.03.2014 ва­ри­ант РУ10701.

Правило: Средства связи предложений в тексте. Задание 23

Перейдём к теоретической части

Возможно, звук можно услышать из двух кварталов, где ваш рассказчик ждет автобуса, который никогда не прибывает. В дополнение к показательным, сослагательным наклоном является другой способ глаголов и императив. Вы уже знаете нормальную форму, показательную. Он выражает реальный мир и называется формой реальности. Если вы хотите узнать больше о показательном, вы также можете посмотреть наш текст. Обязательным, возможно, вы знаете это с латыни, является командная форма. Вы также можете узнать больше о императиве здесь.

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, называются текстом (от лат. textum - ткань, связь, соединение).

Очевидно, что все предложения, разделенные точкой, не изолированы друг от друга. Между двумя соседними предложениями текста есть смысловая связь, причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями. Смысловые отношения между предложениями различны: содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; содержание двух или нескольких предложений могут быть сопоставлены одно с другим; содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или прояснять один из его членов, а содержание третьего - смысл второго и т.д. Целью задания 23 является определение типа связи между предложениями.

Здесь давайте посмотрим на сослагательное наклонение. Это выражается возможным, поэтому мы называем его формой возможности. В литературном языке, или если вы хотите говорить правильно, хорошему немецкому, используйте сослагательное подобие следующим образом.

С его помощью вы выражаете то, что другие сказали или выражают другие заявления, которые не от вас. Вы создаете сослагательный уступ, который мне нравится. Чтобы сформировать сослагательное я, вы прикрепляете к стержню глагола соответствующее конъюнктивное окончание. Вы формируете стебель в сослагательном явлении с настоящим стеблем слова.

Формулировка задания может быть такой:

Среди предложений 11-18 найдите такое (ие) , которое (ые) связано(ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, наречия и однокоренных слов. Напишите номер(а) предложения(ий)

Или: Определите вид связи между предложениями 12 и 13.

Помните, что предыдущее - НА ОДНО ВЫШЕ. Таким образом, если указан промежуток 11-18, то искомое предложение находится в пределах, обозначенных в задании, и верным может быть ответ 11, если это предложение связано с 10-м тем, которым указано в задании. Ответов может быть 1 и больше. Балл за успешное выполнение задания задание - 1.

В этой таблице вы найдете соответствующую подотрасс. Макс сказал, что ты не убежал. Сабина сказала, что Франц слишком много учится. Таблицу о концах можно найти выше. Франц никогда не прыгает с 5-метровой башни! Ты поможешь мне, ты сказал! Вы можете найти некоторые задачи, чтобы проверить свои новые знания.

Разряды местоименных наречий

Правильное использование наречий значительно обогатит французский язык ваших учеников. Наречия не только важны для выражения негативных идей, но и придания предложениям деталей и точности. Когда ученики учатся делать наречия регулярной частью своего письма и речи, вы должны рассмотреть раскадровки, чтобы дополнить их практику. Проекты раскадровки способствуют личному изучению контента и предоставляют возможности совместной совместной работы, которые некоторым ученикам может понадобиться для освоения сложных концепций.

Перейдём к теоретической части.

Чаще всего мы используем такую модель построения текста: каждое предложение сцепляется с последующим, это называется цепной связью . (О связи параллельной скажем ниже). Мы говорим и пишем, соединяем самостоятельные предложения в текст по несложным правилам. Вот в чём суть: в двух соседних предложениях речь должна идти об одном и том же субъекте .

Французские наречия, студенческие мероприятия и графические организаторы

Поскольку ученики видят, как наречия обогащают иллюстрированную сцену, они лучше поймут, как они обогащают разговор и письмо.

Французское отрицание с симпатиями и антипатиями

Когда студенты начнут свои курсы французского языка, они научатся выражать радость и неприязнь. Вдохните свою жизнь в свои упражнения на ранней практике, позволяя учащимся высказать свое мнение по их выражению. Для зрителей это поможет увеличить их базовую лексику.

Формулировка задания может быть такой

Следите за каждой строкой, попросив учащихся выбрать определенную категорию для каждой строки. Младшие студенты могут воспользоваться избранными темами, чтобы помочь им организовать свои категории. Практикуйте растение с несколькими глаголами, ученики сидят между глаголами, такими как нападающий, поклонник, девитер и префектор. Следующий пример показывает использование отрицания с множеством глаголов, чтобы избежать повторения глагола более одного раза.

Всё типы связи принято делить на лексические, морфологические и синтаксические . Как правило, при соединении предложений в текст могут быть использованы одновременно несколько видов связи . Это существенно облегчает поиск искомого предложения в указанном фрагменте. Остановимся детально на каждом из видов.

23.1. Связь при помощи лексических средств.

1. Слова одной тематической группы.

Слова одной тематической группы - это слова, обладающие общностью лексического значения и обозначающие сходные, но не одинаковые понятия.

Для этой деятельности вы будете выражать свои симпатии и антипатии в четырех разных категориях. Подумайте о своих предпочтениях в отношении книг, занятий спортом, музыки, занятий, фильмов, одежды, продуктов питания, животных, погоды или других предметов.

Для каждой темы ваша раскадровка будет иметь две колонки. В колонке вы выражаете то, что вам нравится, в сопровождении вашего предпочтения. В противоположном столбце вы пишете предложение, которое называет что-то в той же категории, что вам не нравится. Это тоже должно сопровождаться иллюстрацией.

Примеры слов: 1) Лес, тропинка, деревья; 2) здания, улицы, тротуары, площади; 3) вода, рыба, волны; больница, медсёстры, приёмный покой, палата

Вода была чистой и прозрачной. Волны набегали на берег медленно и бесшумно.

2. Родовидовые слова.

Родовидовые слов - слова, связанные отношением род – вид: род – более широкое понятие, вид – более узкое.

Примеры слов: Ромашка - цветок; берёза - дерево; автомобиль - транспорт и так далее.

Примеры предложений: Под окном всё так же росла берёза . Как много воспоминаний связано у меня с этим деревом ...

Полевые ромашки становятся редкостью. А ведь это неприхотливый цветок .

3 Лексический повтор

Лексический повтор - повтор одного и того же слова в одинаковой словоформе.

Теснейшая связь предложений выражается прежде всего в повторе . Повтор того или иного члена предложения - главная особенность цепной связи. Например, в предложениях За садом находился лес . Лес был глух, запущен связь строится по модели «подлежащее - подлежащее», то есть названный в конце первого предложения субъект повторяется в начале следующего; в предложениях Физика есть наука . Наука должна пользоваться диалектическим методом - «модель сказуемое - подлежащее»; в примере Лодка причалила к берегу . Берег был усыпан мелкой галькой - модель «обстоятельство - подлежащее» и так далее. Но если в первых двух примерах слова лес и наука стоят в каждом из рядом стоящих предложений в одинаковом падеже, то слово берег имеет разные формы. Лексическим повтором в заданиях ЕГЭ будет считаться повтор слова в одинаковой словоформе, использованный с целью усиления воздействия на читателя.

В текстах художественных и публицистических стилей цепная связь посредством лексического повтора имеет нередко экспрессивный, эмоциональный характер, особенно когда повтор находится на стыке предложений:

Вот исчезает с карты Отечества Аральское море .

Целое море !

Использование повтора здесь использовано для усиления воздействия на читателя.

Рассмотрим примеры. Дополнительные средства связи мы пока не берём во внимание, смотрим только на лексический повтор.

(36) Я слы­ша­ла, как очень храб­рый че­ло­век, про­шед­ший войну, ска­зал од­на­ж­ды: «Бы­ва­ло страш­но , очень страш­но». (37) Он го­во­рил прав­ду: ему бы­ва­ло страш­но .

(15) Как пе­да­го­гу, мне до­ве­лось встре­чать мо­ло­дых людей, жаж­ду­щих яс­но­го и чёткого от­ве­та на во­прос о выс­ших цен­но­стях жизни. (16) 0 цен­но­стях , поз­во­ля­ю­щих от­ли­чать добро от зла и вы­би­рать луч­шее и до­стой­ней­шее.

Обратите внимание : разные формы слов относятся к другому виду связи. Подробнее о различии см. в пункте о формах слова.

4 Однокоренные слова

Однокоренные слова - слова с одинаковым корнем и общим значением.

Примеры слов: Родина, родиться, рождение, род; рвать, обрыв, разорваться

Примеры предложений: Мне повезло родиться здоровым и крепким. История моего рождения ничем не примечательна.

Хоть я и понимал, что отношения нужно разорвать , но не мог этого сделать сам. Этот разрыв был бы очень болезненным для нас обоих.

5 Синонимы

Синонимы - слова одной и той же части речи, близкие по смыслу.

Примеры слов: скучать, хмуриться, грустить; веселье, радость, ликование

Примеры предложений: На прощание она сказала, что будет скучать . Я знал, что тоже буду грустить по нашим прогулкам и разговорам.

Радость охватила меня, подхватила и понесла... Ликованию , казалось, не было границ: Лина ответила, ответила наконец!

Нужно отметить, что синонимы трудно находятся в тексте, если нужно искать связь только при помощи синонимов. Но, как правило, наряду с таким способом связи используются и другие. Так, в примере 1 есть союз тоже , об этой связи пойдёт речь ниже.

6 Контекстные синонимы

Контекстные синонимы - слова одной и той же части речи, которые сближаются по значению только в данном контексте, поскольку относятся к одному предмету (признаку, действию).

Примеры слов: котёнок, бедолага, шалун; девушка, студентка, красавица

Примеры предложений: Котёнок живёт у нас совсем недавно. Муж снял бедолагу с дерева, куда тот забрался, спасаясь от собак.

Я догадался, что она студентка . Девушка продолжала молчать, несмотря на все усилия с моей стороны разговорить её.

Эти слова в тексте найти ещё труднее: ведь синонимами их делает автор. Но наряду с таким способом связи используются и другие, что облегчает поиск.

7 Антонимы

Антонимы - слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу.

Примеры слов: смех, слёзы; горячий, холодный

Примеры предложений: Я сделал вид, что мне приятна эта шутка и выдавил из себя что-то наподобие смеха . Но слёзы душили меня, и я быстро вышел из комнаты.

Слова её были горячими и обжигали . Глаза же леденили холодом. Я будто попал под контрастный душ...

8 Контекстные антонимы

Контекстные антонимы - слова одной и той же части речи, противоположные по смыслу только в данном контексте.

Примеры слов: мышка - лев; дом - работа зелёный - спелый

Примеры предложений: На работе этот человек был серой мышкой . Дома же в нём просыпался лев .

Спелые ягоды можно смело использовать для приготовления варенья. А вот зелёные лучше не класть, они обычно горчат, и могут испортить вкус.

Обращаем внимание на неслучайное совпадение терминов (синонимы, антонимы, в том числе контекстные) в этом задании и заданиях 22 и 24: это одно и то же лексическое явление, но рассматриваемое под разным углом зрения. Лексические средства могут служить для связи двух стоящих рядом предложений, а могут и не быть связующим звеном. При этом они всегда будут средством выразительности, то есть имеют все шансы быть объектом заданий 22 и 24. Поэтому совет: выполняя задание 23, обращайте внимания на эти задания. Больше теоретического материала о лексических средствах вы узнаете из правила-справки к заданию 24.

23.2. Связь при помощи морфологических средств

Наряду с лексическими средствами связи, используются и морфологические.

1. Местоимение

Связь при помощи местоимений - это связь, при которой ОДНО слово или НЕСКОЛЬКО слов из предыдущего предложения заменяется местоимением. Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое местоимение, какие бывают разряды по значению.

Что необходимо знать:

Местоимения - это слова, которые используются вместо имени (существительного, прилагательного, числительного), обозначают лица, указывают на предметы, признаки предметов, количество предметов, не называя их конкретно.

По значению и грамматическим особенностям выделяется девять разрядов местоимений:

1) личные (я, мы; ты, вы; он, она, оно; они);

2) возвратное (себя);

3) притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой); в качестве притяжательных используются также формы личных : его (пиджак) , её (работа) , их (заслуга).

4) указательные (этот, тот, такой, таков, этакий, столько);

5) определительные (сам, самый, весь, всякий, каждый, иной);

6) относительные (кто, что, какой, каков, который, сколько, чей);

7) вопросительные (кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда? куда? откуда? зачем? почему? каков?);

8) отрицательные (никто, ничто, ничей);

9) неопределённые (некто, нечто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто).

Не забывайте, что местоимения изменяются по падежам , поэтому «тебе», «мне», «о нас», «о них», «никому», «каждого» - это формы местоимений.

Как правило, в задании указано, КАКОГО разряда должно быть местоимение, но это необязательно, если в указанном периоде нет других местоимений, выполняющих роль СВЯЗУЮЩИХ элементов. Нужно чётко осознавать, что НЕ ВСЯКОЕ местоимение, которое встречается в тексте, является связующим звеном .

Обратимся к примерам и определим, как связаны предложения 1 и 2; 2 и 3.

1) В нашей школе недавно сделали ремонт. 2) Я закончил её много лет назад, но иногда заходил, бродил по школьным этажам. 3)Теперь они какие-то чужие, другие, не мои....

Во втором предложении местоимений два, оба личные, я и её . Какое из них является той скрепочкой , которая соединяет первое и второе предложение? Если это местоимение я , то что оно заменило в предложении 1? Ничего . А что заменяет местоимение её ? Слово «школу » из первого предложения. Делаем вывод: связь при помощи личного местоимения её .

В третьем предложении местоимений три: они, какие-то, мои. Со вторым связывает только местоимение они (=этажи из второго предложения). Остальные никак со словами второго предложения не соотносятся и ничего не заменяют . Вывод: второе предложение с третьим связывает местоимение они .

В чём практическая важность понимания этого способа связи? В том, что можно и нужно употреблять местоимения вместо существительных, прилагательных и числительных. Употреблять, но не злоупотреблять, так как изобилие слов «он», «его», «их» порой приводит к непониманию и неразберихе.

2. Наречие

Связь при помощи наречий - это связь, особенности которой зависят от значения наречия.

Чтобы увидеть такую связь, нужно знать, что такое наречие, какие бывают разряды по значению.

Наречия - это неизменяемые слова, которые обозначают признак по действию и относятся к глаголу.

В качестве средств связи могут быть использованы наречия следующих значений:

Времени и пространства : внизу, слева, рядом, вначале, издавна и подобные.

Примеры предложений: Мы приступили к работе. Вначале было тяжело: не получалось работать в команде, не было идей. Потом втянулись, почувствовали свои силы и даже вошли в азарт. Обратите внимание : Предложения 2 и 3 связаны с предложением 1 при помощи указанных наречий. Такой тип связи называется параллельной связью.

Мы взобрались на самую вершину горы. Вокруг нас были только вершины деревьев. Рядом с нами проплывали облака. Аналогичный пример параллельной связи: 2 и 3 связаны с 1 при помощи указанных наречий.

Указательные наречия . (Их иногда называют местоименными наречиями , так как они не называют, как или где происходит действие, а лишь указывают на него ): там, тут, туда, тогда, оттуда, потому, так и подобные.

Примеры предложений: Прошлым летом я отдыхала в одном из санаториев Белоруссии . Оттуда практически невозможно было позвонить, не говоря уже о работе в интернете. Наречие «оттуда» заменяет целое словосочетание.

Жизнь текла своим чередом: я учился, мама с отцом работали, сестрёнка вышла замуж и уехала с мужем. Так прошло три года. Наречие «так» обобщает всё содержание предыдущего предложения.

Возможно использование и других разрядов наречий , например, отрицательных : В школе и в вузе у меня не складывались отношения с ровесниками. Да и нигде не складывались; впрочем, я от этого не страдал, у меня была семья, были братья, они заменили мне друзей.

3. Союз

Связь при помощи союзов - самый распространённый тип связи, благодаря которому между предложениями возникают различные отношения, связанные со значением союза.

Связь при помощи сочинительных союзов : но, и, а, зато, также, или, однако и других. В задании может быть указан тип союза, а может и не быть указан. Поэтому следует повторить материал о союзах.

Подробно о сочинительных союзах рассказано в специальном разделе

Примеры предложений: К концу выходного дня мы невероятно устали. Но настроение было потрясающее! Связь при помощи противительного союза «но».

Так было всегда...Или это мне так казалось.. .Связь при помощи разделительного союза «или».

Обращаем внимание на то, что очень редко один лишь союз участвует в образовании связи: как правило, одновременно используются лексические средства связи.

Связь при помощи подчинительных союзов: ибо, так что . Очень нетипичный случай, так как подчинительные союзы связывают предложения в составе сложноподчинённого. На наш взгляд, при такой связи имеет место намеренный разрыв структуры сложного предложения.

Примеры предложений: Я был в полном отчаянии...Ибо не знал, что предпринять, куда идти и, самое главное, к кому обратиться за помощью. Союз ибо имеет значение так как, потому что, указывает на причину состояния героя.

Экзамены я не сдал, в институт не поступил, помощи от родителей просить не мог и не стал бы этого делать. Так что оставалось одно: найти работу. Союз «так что» имеет значение следствия.

4. Частицы

Связь при помощи частиц всегда сопутствует другим видам связи.

Частицы ведь, и только, вот, вон, лишь, даже, же вносят дополнительные оттенки в предложение.

Примеры предложений: Позвоните родителям, поговорите с ними. Ведь это так просто и одновременно сложно - любить.. .

Все в доме уже спали. И только бабушка тихо бормотала: она всегда перед сном читала молитвы, выпрашивая у сил небесных лучшей доли для нас.

После отъезда мужа стало пусто на душе и пустынно в доме. Даже кот, обычно носившийся метеором по квартире, лишь сонно зевает и всё норовит забраться ко мне на руки. Вот на чьи руки опереться бы мне... Обратите внимание, связующие частицы стоят в начале предложения.

5. Формы слова

Связь при помощи формы слова состоит в том, что в рядом стоящих предложениях одно и то же слово используется в разных

  • если это существительное - числе и падеже
  • если прилагательное - роде, числе и падеже
  • если местоимение - роде, числе и падеже в зависимости от разряда
  • если глагол в лице (роде), числе, времени

Глаголы и причастия, глаголы и деепричастия считаются разными словами.

Примеры предложений: Шум постепенно нарастал. От этого нарастающего шума становилось не по себе.

Я был знаком с сыном капитана . С самим капитаном судьба меня не сводила, но я знал, что это лишь дело времени.

Обратите внимание : в задании может быть написано «форм слова», и тогда это ОДНО слово в разных формах;

«форм слов» - и это уже два слова, повторяющихся в соседних предложениях.

В различии форм слова и лексического повтора заключается особая сложность.

Информация для учителя.

Рассмотрим в качестве образца сложнейшее задание реального ЕГЭ 2016 года. Приводим полностью фрагмент, опубликованный на сайте ФИПИ в «Методических указаниях для учителей (2016 год)»

Затруднения экзаменуемых при выполнении задания 23 вызывали случаи, когда условие задания требовало различения формы слова и лексического повтора как средства связи предложений в тексте. В этих случаях при анализе языкового материала следует обратить внимание обучающихся на то, что лексический повтор предполагает повтор лексической единицы с особой стилистической задачей.

Приводим условие задания 23 и фрагмент текста одного из вариантов ЕГЭ 2016 г.:

«Среди предложений 8–18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения».

Ниже приведено начало текста, данного для анализа.

– (7)Какой из тебя художник, когда ты землю родную не любишь, чудак!

(8)Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9)Он предпочитал портрет, плакат. (10)Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей.

(11)Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12)Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13)Август стоял жаркий и безветренный. (14)Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15)Он снимал избу у лесника. (16)Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17)На озере Берг прожил около месяца. (18)Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок.

Предложение 15 связано с предложением 14 с помощью личного местоимения «он» (Ярцев).

Предложение 16 связано с предложением 15 с помощью форм слова «лесник» : предложно-падежной формы, управляемой глаголом, и беспредложной формы, управляемой именем существительным. Эти словоформы выражают разные значения: значение объектное и значение принадлежности, и использование рассматриваемых словоформ не несёт стилистической нагрузки.

Предложение 17 связано с предложением 16 при помощи форм слов («на озере – на озеро»; «Берга – Берг» ).

Предложение 18 связано с предыдущим при помощи личного местоимения «он» (Берг).

Верный ответ в задании 23 данного варианта – 10. Именно предложение 10 текста связано с предыдущим (предложение 9) с помощью лексического повтора (слово «он» ).

Необходимо отметить, что среди авторов различных пособий нет единого мнения, что считать лексическим повтором - одно и то же слово в разных падежах (лицах, числах) или в одной и той же. Авторы книг издательства «Национальное образование», «Экзамен», «Легион» (авторы Цыбулько И.П., Васильевых И.П. , Гостева Ю.Н., Сенина Н.А.) не приводят ни одного примера, при котором слова в различных формах считались бы лексическим повтором.

При этом очень сложные случаи, при которых слова, стоящие в разных падежах совпадают по форме, рассматриваются в пособиях по-разному. Автор книг Сенина Н.А видит в этом формы слова. И.П. Цыбулько (по материалам книги 2017 года) видит лексический повтор. Так, в предложениях типа Я видел море во сне. Море звало меня у слова «море» разные падежи, но при этом несомненно есть та самая стилистическая задача, о которой пишет И.П. Цыбулько. Не углубляясь в лингвистическое решение этого вопроса, обозначим позицию РЕШУЕГЭ и дадим рекомендации.

1. Все явно не совпадающие формы - это формы слова, не лексический повтор. Обратите внимание, что речь идёт об одном и том же языковом явлении, что и в задании 24. А в 24 лексические повторы - это только повторяющиеся слова, в одинаковых формах.

2. Совпадающих форм в заданиях на РЕШУЕГЭ не будет: если и сами лингвисты-специалисты не могут в этом разобраться, то выпускникам школы это не под силу.

3. Если на экзамене попадутся задания с подобными трудностями, смотрим на те дополнительные средства связи, которые помогут определиться с выбором. Ведь у составителей КИМов может быть своё, отдельное мнение. К сожалению, так может быть.

23.3 Синтаксические средства.

Вводные слова

Связь при помощи вводных слов сопутствует, дополняет любую другую связь, дополняя оттенками значений, характерными для вводных слов.

Конечно, необходимо знать, какие слова являются вводными.

Его приняли на работу. К сожалению , Антон был слишком амбициозен. С одной стороны , компании нужны были такие личности, с другой - он не уступал никому и ни в чём, если что-то было, как он говорил, ниже его уровня.

Приведём примеры определения средств связи в небольшом тексте.

(1)Мы познакомились с Машей несколько месяцев назад. (2)Мои родители ещё не видели её, но не настаивали на знакомстве. (3)Казалось, она тоже не стремилась к сближению, что меня несколько огорчало.

Определим, как связаны предложения в этом тексте.

Предложение 2 связано с предложением 1 при помощи личного местоимения её , которое заменяет имя Маша в предложении 1.

Предложение 3 связано с предложением 2 при помощи форм слова она/ её : «она» - это форма именительного падежа, «её» - это форма родительного падежа.

Кроме того, предложение 3 имеет ещё и другие средства связи: это союз тоже , вводное слово казалось , ряды синонимичных конструкций не настаивали на знакомстве и не стремилась к сближению .



ПРАВИЛО. В отрицательных наречиях под ударением пишется приставка не‑ , а без ударения – ни‑ .

ПРИМЕРЫ: некогда, никогда.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Ударение в отрицательном наречии ставится исходя из смысла фразы.

УПРАЖНЕНИЕ. Определите, где в выделенных наречиях нужно поставить ударение. Вставьте пропущенную букву (е или и).

Своим делом человек должен заниматься так, словно помощи ему искать н…где (Галифакс). Н…где так сильно не ощущаешь тщетность людских надежд, как в публичной библиотеке (С. Джонсон). Н…когда не говори «н…когда!» (Неизв.). Инквизиция – учреждение, н…когда занимавшееся аттестацией научных сотрудников (М. Звонарев). В хороших делах мы раскаиваемся н…чуть не реже, чем в дурных (У. Хэзлитт). Пусть это дорога в н…куда, но зато мы первые (А. Давидович). Кто лежит на земле, тому н…откуда падать (Латинская посл.). Это произвело на его ум столь глубокое впечатление, что больше он не подавал н…каких признаков жизни (Б. Шоу). Всю жизнь проведет глупец подле мудрого и н…мало не познает истины, как н…когда ложка не поймет вкуса пищи (Индийская посл.). Если что можно доказать делом, то на это н…зачем тратить слова (Эзоп). Сущность бога шаровидна и н…сколько не схожа с человеком; он весь – зрение и весь – слух, но дыхания в нем нет; и он весь – ум, разумение и вечность (Ксенофан). Для достижения успеха надо ставить цели н…сколько выше, чем те, которые в настоящее время могут быть достигнуты (Макс Планк). Дороги, которые н…куда не ведут, заводят дальше всего (Ж. Вольфром).

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в основной библиотеке Sci.House

Воспользуйтесь формой поиска

§ 37. Отрицательные и неопределенные наречия.

релевантные научные источники:

  • Морфология и словообразование. Курс лекций

    | Лекция(и) | 2016 | Россия | docx | 0.35 Мб

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь