Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

В этом возрасте малыш проявляет интерес ко всему окружающему миру, что требует повышенного внимания и ухода. Именно сейчас зарождается будущая инициативность, активность или чувство неуверенности в себе и беспомощности, поэтому проявления самостоятельности в любом случае нельзя подавлять, а нужно умело направлять в необходимое русло и поощрять.

Что умеет малыш в 10 месяцев

Ваш ребенок уже хорошо ползает, самостоятельно садится, сидит и встает, держась за опору, переступает вдоль опоры. Некоторые малыши уже пробуют отходить от опоры, стараются держать равновесие. Умение находиться в вертикальном положении - настоящее достижение, которым дети очень гордятся и совершенно необходимо, чтобы родители также эмоционально воспринимали маленькую победу своего ребенка.

Сейчас зарождается игровая деятельность, раньше всего у девочек : они кормят кукол, умывают их, подражая маме. Происходит бурное речевое развитие: малыш внимательно вслушивается в речь взрослых, понимает некоторые слова и пытается воспроизвести сочетания звуков.

В возрасте 10 месяцев у ребенка сформировались следующие умения и навыки :

Способность сидеть без опоры, ползти за игрушкой, подниматься, опираясь на протянутые к нему руки, ходить возле опоры, держась за нее
знает свое имя и отзывается на него, знает имена близких, названия окружающих предметов, может показать на картинке называемых животных, показать части своего тела, по просьбе взрослых
понимает и выполняет простые просьбы: "дай", "иди" и др.
повторяет за взрослыми слоги и сочетания звуков
использует в общении несколько "слов", понятных ситуативно, как минимум 1-2 "слова", например: ляля, мама, дай
воспринимает шутки, обращенные к нему и смеется в ответ
напевает песенки
берет маленькие предметы двумя пальцами: большим и указательным и производит с ними осмысленные действия
катает машинки, толкает мячик, бросает игрушки
играет на первых музыкальных инструментах: барабан, ксилофон
пытается строить из кубиков
вставляет или вкладывает один предмет в другой
умеет пить из кружки, пользоваться ложкой
проявляет интерес и любопытство к другим детям, к их играм
спокойно относится к высаживаниям на горшок.

Физическое развитие


После девятого месяца физический рост немного замедляется, сейчас происходит упор на овладение телом, контроль над движениями. В среднем, за десятый месяц ребенок прибавляет 400-450 граммов веса и на 1,5 см вырастает. Таким образом, его вес к концу 10 месяца составляет 9000 - 9500 г, а рост около 70-75 см.

Нет ничего страшного, если малыш набирает рост или вес немного быстрее или медленнее, но необходимо насторожиться, если он резко выбивается из нормативного коридора роста или веса.

Не беспокойтесь, если вы видите отчетливую разницу между двигательным развитием детей этого возраста. Кто-то уже ходит, а другие предпочитают только ползать. "Ползунков" не стоит торопить, им просто комфортнее ползать, нежели ходить. Они пойдут, только чуть позже. Некоторые дети начинают ходить в возрасте 15 месяцев.

Распорядок дня


Режим дня может различаться индивидуально: время кормления, засыпания и количество сна. Подстраивайтесь под своего малыша, но обязательно придерживайтесь постоянного расписания. Кормите и укладывайте в одно и тоже время, ломка привычного режима или скользящий график будет вызывать только , капризы и плохое настроение.

Сон


Обычно в возрасте 10 месяцев дети спят по ночам от 10 до 12 часов. И еще два дневных сна примерно по 2 часа. Спокойные малыши спят больше, крепче и при просыпании долго могут отходит от сна, не проявляя активности. С гиперактивными малышами ситуация с точностью наоборот: они расходуют больше энергии, меньше и гораздо беспокойнее спят, быстрее устают и чаще капризничают. В таких случаях, можно укладывать малыша в кроватку пораньше на час или два.

Спокойному длительному ночному сну способствует купание перед сном, а во время купания - проветривание комнаты, затем мелодичные колыбельные и кормление - мамино присутствие, и молоко доставят удовольствие малышу, успокоят и подействуют как снотворное.

Прогулки


Несмотря на то, что сейчас ребенку интересно и дома, не забывайте про ежедневные прогулки. Пребывание вне дома становится все увлекательнее. Малыш с удовольствием наблюдает за людьми, детьми, изучает окружающий мир. Продолжайте показывать ему новое: берите его с собой в магазин, сходите с ним в гости или в развлекательный центр для самых маленьких.

Летом огромную функцию развития выполняет возня в песочнице. Обычно в песочнице много детей и малыш может внимательно изучать общие правила игры, подражать и учиться самым простым действиям : насыпать песок в ведерко, строить замки, копать совочком и т.д.

Летом гулять можно долго, оптимально два раза в день по 2 часа. Зимой количество и длительность прогулок сокращается. В морозный день можно выйти на 30 минут, этого времени будет достаточно, чтобы квартира проветрилась, а малыш подышал свежим воздухом.

Кормление


Грудное вскармливание по-прежнему является основным (как и искусственные смеси для вскармливания), но к концу последней декады первого года уже не способно обеспечить полноценное . В грудном молоке уже не хватает протеина, калия, меди, цинка и других веществ, в количестве, необходимом для подросшего малыша. Поэтому нужные вещества добираются из продуктов, которые были введены до 10 месяцев.

Новых продуктов в рационе практически не появляется, расширяется меню только за счет новых вариантов блюд из уже имеющегося набора. В возрасте 10 месяцев малыш должен есть каждый день мясо и, если нет , то раз в неделю нежирную вареную рыбу. Ежедневная необходимая порция этих продуктов около 50 граммов.

Кормите малыша 4-5 раз в день, чередуйте блюда, предлагайте разнообразные овощные пюре, супчики, кашки, творог и фрукты, на которые нет .

Суточная норма пищи составляет примерно 1 литр, без учета грудного молока. Возможно, ребенок будет съедать за один прием чуть больше или чуть меньше 200-250 граммов, это зависит от индивидуальных физиологических особенностей. Не пытайтесь кормить малыша насильно или оставлять ненасытившимся, позвольте развиться собственному чувству меры.

Отказ от груди

Между 9 и 12 месяцами многие дети уже не нуждаются в сосании, становятся более независимы во всем, менее упрямы и довольно спокойно относятся к отнятию от , чем в более младшем или более старшем возрасте. Решение о прекращении грудного вскармливания у некоторых женщин принимается легко и просто, у других же вызывает большие душевные колебания. Но, когда бы ни произошло отнятие от , это событие всегда важно и для матери и для ребенка, не только в физическом, но и эмоциональном плане, поэтому отнеситесь к этому шагу серьезно.

Игры и игрушки


В 10 месяцев для полноценного развития ребенку необходимы следующие игрушки :
игрушки на колесиках: животные, машинки, которые можно катать
мячи резиновые и пластмассовые
наборы баночек, мисочек и коробочек с крышками, которые можно вынимать и складывать, открывать и закрывать
разнообразные пирамидки с надевающимися кольцами
кубики
музыкальные и заводные игрушки
резиновые зверушки
куклы и мягкие игрушки.


В роли игрушек иногда могут выступать обычные бытовые вещи, посуда, одежда: не ограничивайте ребенка, позаботьтесь только, чтобы предмет и манипуляции с ним были безопасными.


Полезные игры и занятия с 10- малышом на развитие мелкой моторики :
перекладывание, пересыпание мелких предметов: бусин, фасоли, крупы, макаронных изделий из одной емкости в другую
пальчиковое рисование: красками на бумаге, а также рисование по песку, муке, мелкой крупе
пальчиковые игры, типа "Ладушки" или "Сорока-ворона"
игры с ленточками, шнурками, узелками
игры в песочнице лопаткой, грабельками, строительство замков, наполнение и игры с формочками.


Обязательно играйте совместно с малышом, демонстрируйте ему разнообразные действия с предметами, побуждайте повторять за вами, овладевать все более сложными манипуляциями. Позаботьтесь, чтобы ребенка окружали разнообразные игрушки и предметы: по размеру, цвету, форме, текстуре. Богатая природная среда в этом возрасте способствует ускоренному интеллектуальному развитию малыша.

Речевое развитие


В играх развивайте речь малыша. Называйте предметы, изображения животных, произносите звуки, имитирующие речь животных. Например: "Это мышка, она пищит: пи-пи-пи". Такие речевые игры способствуют не только развитию речи, но и речевого и . Со временем малыш не только запомнит как "говорит" мышка, но и сможет сам ответить на такой вопрос.

Не забывайте о чтении книг, сказок, стишков, рассматривании картинок. Малыш уже может сам показывать, где нарисована рыбка, а где птичка. В его голове происходит активный процесс по соединению образа и слова. Прислушивайтесь к его лепету, поощряйте любые попытки говорить.

Уделите максимум внимания безопасности малыша


Малышу уже не хватает выделенной игровой площадки, пришло время активного осваивания территории. Обеспечьте безопасность доступного пространства :
приобретите заглушки-предохранители для розеток
проверьте, что будет, если ребенок потянет на себя край скатерти или провод от торшера
играйте с мелкими деталями только совместно, в остальное время следите за тем, чтобы никаких винтиков, которые можно быстро отправить в рот, не было на пути у малыша
следите за острыми, режущими предметами, не оставляйте их на виду, также не оставляйте в зоне доступности горячую кашу или чашку с
лекарства храните в недоступном для детей месте
на улице также, как и дома, обращайте внимание на любые источники опасности. Даже в песочницах нередко можно встретить осколки от стекла, мусор или железо.


Парадокс, но чем более самостоятельной становится кроха, тем больше времени требует. Если первые три месяца малыш только спал и ел, то сейчас он неутомим : ползает, дотягивается до любых доступных поверхностей и предметов, открывает все шкафы, достает все их содержимое, тянет вас за одежду, постоянно что-то говорит по-своему, требует игр и внимания. Желательно, чтобы кто-то помогал вам с ребенком и хотя бы раз в неделю освобождал от присмотра и занятий с ним. Ритм, который задают малыши, очень быстро выматывает, не допускайте накопления раздражения и, уж тем более, вымещения его на крохе.

Достигнув 10 месячного возраста, малыш ни секунды не сидит без дела. Он продолжает активно исследовать окружающее пространство, осваивая новые навыки и приобретая новые знания.

Физическое развитие малыша – рост и вес ребенка в 10 месяцев

Физические параметры развития ребенка в 10 месяцев лежат в пределах:

К 10 месяцам у большинства малышей вырастает до 6 зубов – 2 нижних средних, 2 верхних средних и 2 боковых верхних резца. Дети в этом возрасте подрастают в течение месяца на 1-1,5 см и прибавляют в весе 400-500 грамм, а чересчур активные детки – не более 300 грамм.

Чему научился малыш к 10 месячному возрасту

К 10 месяцам маленький человечек многому научился, стал более самостоятельным и общительным. Ребенок с удовольствием контактирует как с взрослыми, так и с маленькими детьми.

К этому времени ребенок:

  • Умеет пользоваться ложкой и пить и кружки.
  • Без поддержки сидит с ровной спиной, ходит, держась за опору или руку взрослого, быстро ползает.
  • Самостоятельно встает, реагируя на протянутые к нему руки.
  • Умеет откусывать и пережевывать небольшие кусочки пищи.
  • Выполняет в процессе игры простые действия – укачивает куклу, катает машинку или мячик, собирает и разбирает пирамидку, строит башни из кубиков.
  • Осваивает пинцетный захват – берет мелкие предметы двумя пальчиками.
  • Самостоятельно забирается на кровать, диван, кресло или слезает с них.

Психоэмоциональное развитие ребенка в десять месяцев

Речь ребенка

В 10 месяцев кроха, продолжая непрерывно лепетать, произносит короткие слова, уже понимая при этом их смысл (Ляля, баба, дядя).

Родители должны совершенствовать и развивать речь ребенка, для чего уделять общению с ним достаточно времени:

  • Продолжать знакомство с окружающими предметами и явлениями – яркое солнышко, красивые цветочки на клумбе, зеленая травка или пушистый снежок
  • Расширять пассивный словарный запас , называя малышу все предметы и явления, к которым кроха проявляет интерес
  • Побуждать ребенка произносить звуки , которых еще нет в его лексиконе, то есть формировать активный словарный запас малыша
  • В разговоре с ребенком использовать простые предложения из подлежащего и сказуемого или доступные сознанию ребенка обороты речи.
Действия с предметами Десятимесячный ребенок осознанно выполняет многие действия – катает машинку, качает куклу, хлопает в ладоши или мастерит домик из кубиков. Ребенок учится манипулировать одновременно двумя предметами , например, пододвинуть палочкой от пирамидки далеко лежащий предмет, посадить в кузов машинки игрушку и повозить ее.

Теперь малыш не только раскидывает и разрушает все подряд, но и с большим удовольствием занимается созиданием – строит или собирает разбросанные предметы в коробку . Ребенок не просто производит хаотичные движения, а действует целенаправленно, радуясь похвалам мамы, когда цель достигнута.

Становление личности На 11 месяце жизни малыш уже активно проявляет черты характера – упрямство или покладистость, общительность или замкнутость, дружелюбие или агрессивность. В этом возрасте происходит становление личности маленького человечка . Теперь, подчас, не малыш выполняет требования взрослых, а родители идут на поводу у крохи, подчиняясь его требованиям и желаниям.

Малыш начинает ставить под сомнения запреты взрослых, он теперь не сразу отказывается от нежелательных действий (к примеру, выплескивая чай из кружки или запихивая в ротик посторонний предмет, небезопасный для здоровья), кроха не реагирует на возгласы взрослых, упрямо продолжая начатое дело. Малыша интересует, что произойдет, он как бы испытывает родителей на прочность.

Пройдет немного времени и малыш начнет вести себя как положено, так что взрослым стоит набраться терпения и спокойно относиться к экспериментам ребенка.

Контакты и социальное развитие В 10 месяцев малыш , чем раньше идет на контакт с посторонними людьми, старается что-то сказать, чтобы привлечь к себе внимание . Ребенок уже осознает различные настроения тех или иных людей. Осознавая себя, как личность, малыш ищет не просто внимания близких, но и плодотворного сотрудничества с ними. Малыш не только выполняет несложные поручения старших, но и сам находит для себя занятия. Нужно поощрять стремления крохи к самостоятельности.

На 11 месяце жизни ребенок позиционирует себя, как взрослого человека. Он точно копирует поведение родителей по отношению к окружающим людям, явлениям и событиям . Поэтому мамы и папы должны быть осмотрительны в своих действиях, так как малыш одинаково быстро впитает в себя как положительную, так и отрицательную модель поведения.

Память ребенка В возрасте 10 месяцев ребенок знает названия многих предметов, уверенно находит их глазами. Малыш может показать ручкой, где находится мама, папа или бабушка, любимая игрушка или источник звука. Ребенок хорошо знает, где лежат его игрушки, может воспроизвести действия, которым его научили несколько дней назад . Кроха узнает свои книжки по красочным иллюстрациям и может подсказать маме, какую из сказок он хотел бы послушать.

Ребенок на 11 месяце жизни усвоил, что предметы существуют независимо от того, видит их малыш или нет. Ребенок научился запоминать связь между действиями , к примеру, если открыть ящик, можно достать игрушки, а если доползти до кухни – увидеть маму.

Игры и занятия с 10 месячным ребенком

В этом возрасте малышу требуется больше разнообразных впечатлений. Речь идет не только о новых игрушках, но и обстановке, людях, играх и занятиях.

Ребенку пора расширять кругозор, для чего увеличивать его круг общения, знакомить с новыми местами, явлениями или действиями.

В 10 месяцев нужно активно поддерживать развитие речи.

Ребенок лучше запоминает слова, когда он производит с предметами какие-либо действия. Поэтому игра остается лучшим развивающим элементом для малыша.

  1. Небольшие сценки из жизни . Давая ребенку какую-либо игрушку или предмет, озвучивайте свои и его действия: «Возьми машинку, положи в нее кубик и покатай!» Выходя из комнаты, помашите крохе ручкой «Пока, пока!», пусть малыш помашет вам в ответ. Входя в комнату, скажите ребенку «Здравствуй!», протяните к нему свою руку и пожмите его ладошку.
  2. Изучаем процесс приготовления пищи . Готовя обед, завтрак или ужин берите малыша с собой на кухню. Покажите малышу, что и из каких продуктов вы готовите. Малыш вполне способен запомнить, что каша варится из крупы, а супчик – из овощей. Покажите крохе, как вы моете и чистите овощи, мешаете ложкой молочную кашу или варите компот. При этом, знакомьте малыша с такими понятиями, как горячее и холодное, кислое и сладкое, жидкое и густое.

Так как развитию речи способствует совершенствование мелкой моторики, нужно продолжать игры и занятия, развивающие ручки ребенка:

  • Переливание жидкости или игра с сыпучими материалами . Во время купания в ванной или летом на даче, дайте малышу, сидящему в воде, 2 стаканчика или любые емкости с широким горлышком. Покажите крохе, как черпать воду из ванной и переливать из стаканчика в стаканчик. Занятие придется ребенку по душе. То же самое малыш может делать, используя сыпучие предметы, например, крупу. Такие занятия укрепляют мышцы рук и обучают синхронизации движений.
  • Игра в рыболова . Во время купания положите в ванночку несколько мелких, но не тонущих предметов, например, пластмассовые шарики или рыбки. Дайте малышу небольшой ковшик или ситечко и предложите поймать рыбок. Упражнение развивает глазомер и мелкую моторику.
  • Лепим из пластилина . Скатайте колбаску и разрежьте ее на несколько частей. Покажите крохе, как скатать из кусочка пластилина шарик и прилепить его на бумагу или картон. Научите кроху разминать небольшие кусочки пластилина, это способствует развитию и укреплению пальчиков.
  • Надевание браслета на руку . Возьмите пластмассовый браслет или колечко и наденьте на свою, а потом на детскую ручку. Покажите малышу, как нужно держать браслет, чтобы его было удобно надевать. Обычно такие манипуляции получаются у малыша с 3-4 раза.

Особенности питания ребенка в 10 месяцев

В этом возрасте детки очень подвижны, поэтому для их полноценного развития требуется восполнять растраченную за день энергию.

Питание малыша должно быть сбалансированным, насыщенным витаминами и минералами, чтобы костно-мышечная система ребенка развивалась в соответствии с его возрастом.

В рационе ребенка уже присутствуют такие , как мясо и рыба. Теперь, когда малыш является обладателем не менее шести зубов, можно отказаться от пюре в баночках и готовить ребенку почти взрослую пищу.

  1. Завтрак малыша должен быть питательным и полезным . Для этого подойдут молочные кашки из гречневой, геркулесовой или рисовой крупы. Не менее полезны для крохи творожок и фруктовые пюре.
  2. В обед ребенок должен обязательно съедать первое блюдо , например, овощной супчик. Мясное пюре пора заменить паровыми котлетками, тефтелями или фрикадельками. Малыш, у которого уже выросли зубки, вполне может прожевать такую пищу. Рыбу можно давать крохе в виде котлет или небольших кусочков без костей, приготовленных на пару, отваренных или запеченных в духовке.
  3. Ужин малыша должен быть легким . Для него подходят овощные или фруктовые пюре и кефир.
  4. В течение дня нужно давать малышу погрызть небольшой очищенный кусочек яблока или морковки. Кроме этого, кроха не откажется от вкусного сухарика или баранки. Ребенку в 10 месяцев необходимо разрабатывать первые зубки, для чего нужно грызть, кусать и пережевывать пищу.

Чтобы малыш рос здоровым и развитым ребенком, нужно уделять ему максимум внимания, окружая кроху заботой и любовью.

В 10 месяцев ребенок может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова «иди», «сиди», «лежи» и другие. Самостоятельно играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь. Самостоятельно с опорой поднимается и опускается с невысокой лестницы.

Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие его отношение к происходящему. На данном этапе использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Подражает взрослому в артикуляционных упражнениях, играх с язычком.

В 10 месяцев ребенок умеет пользоваться ложкой и пить из чашки или поильника. Хорошо откусывает и жует маленькие кусочки твердой пищи. Спокойно относится к высаживанию на горшок.

По просьбе взрослого может сделать выбор между игрушками, предметами одежды, блюдами, определяя, что нравится больше, а что меньше или вообще неприемлемо. Развивайте в крохе это умение – оно жизненно важно для становления его психики.

В 10 месяцев ребенок охотно выполняют различные поручения, да и сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу (а именно так чаще всего оказывается), мама должна своевременно придти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам.

Самостоятельность малыша также надо поощрять. У ребенка, например, могут быть свои обязанности, с которыми он уже вполне в силах справиться. Вы накрываете на стол – карапуз кладет ложки. Собираетесь на прогулку – он выбирает, какие надеть колготки или свитер: красные или синие. К тому же при таком подходе кроха будет знать, что ожидает его в ближайшее время – обед, прогулка или чтение сказок.

Предсказуемая среда всегда более комфортна для ребенка, а догадаться, что в голове у мамы, он никак не может. Надо ли удивляться протесту со стороны малыша, когда он вдруг должен бросить любимый мячик и идти за стол?…

Ваш малыш растет, а его скорости набирают оборот. Дети-гонщики – именно так можно охарактеризовать малышей в этот период. Что бы они ни делали – играли, путешествовали по дому – карапузы демонстрируют энергичность и расторопность. Детям доставляет наслаждение игра в «догонялки». Если мама при этом аплодирует и хвалит маленького бегуна, он может повторить свой «забег» на бис.

Для крохи не представляет труда различить настроение окружающих. С некоторыми особо наблюдательными малышами могут даже случаться приступы ревности. Ребенок может расплакаться, если в центре всеобщего внимания вдруг оказался кто-то другой. Примерно в этом же возрасте малыш лучше запоминает текущие события и довольно успешно справляется с простыми проблемами. Попробуйте положить ему нелюбимую еду, как он немедленно оттолкнет ложку. Если вы засунете крохе под кофточку какую-нибудь игрушку, он сразу поднимет нижний край одежки, и игрушка выпадет.

Учимся понимать друг друга
С каждым днем малыш все лучше понимать значение слов. Когда у него спрашивают: «Где мама?», «Где папа?», он переводит взгляд с одного родителя на другого. Кроха уже выполняет простые команды и, услышав: «Дай мне ложку», протягивает ее. Но будет лучше, если мама подкрепит свою просьбу протянутой рукой или обратится с просьбой в то время, когда сынишка или дочурка смотрит на ложку. Для малыша это интересная игра, и если он один раз понял, что нужно делать, он будет с удовольствием играть снова и снова.

Начиная соединять звучание слов с их значением, ребенок строит свой образный словарь. И хотя большая часть детского лепета может быть всего лишь звуковой игрой, малыш уже начинает произносить некоторые слова в соответствующем контексте. Первыми словами девятимесячного карапуза, скорее всего, будут слова, обозначающие близких людей, или те, которыми мама сопровождает привычные действия.

На этой очень ранней «разговорной» стадии главную роль играют родители. Если на удачную попытку малыша сказать какое-либо слово мама и папа реагируют бурным восторгом и повышенным вниманием к своему говорящему чаду, ребенок начинает понимать, что правильно употреблять слова. Когда малыш выполняет словесную просьбу и его сообразительность отмечается родительским энтузиазмом, он будет стараться еще больше.

В играх ребенок также стремится к взаимодействию с родителями. Огромную радость доставит крохе игра в «телефон». Возьмите игрушечный аппарат и по очереди с сыном или дочкой говорите в трубку. Мама имитирует звонок, берет трубку и придумывает какие-нибудь короткие фразы, типа: «Привет, как дела? Ты кушаешь кашу?» Потом передает трубку ребенку и говорит: «Теперь поговори ты». Очень скоро малыш привыкнет к телефону и обязательно пробормочет какие-то свои «фразы», перед тем как положить трубку.

Двигательные навыки ребенка в 10 месяцев
К 10 месяцам большинство детей хорошо ползает. Теперь же им предстоит освоить еще один вид передвижения – медвежью походку (на четвереньках). Это своего рода переходная ступень от человека ползущего к человеку прямоходящему.

Маневрировать между препятствиями малыш учится на вытянутых руках и ногах. Достигнув цели, ребенок осторожно выпрямляется и начинает шагать вдоль подходящих предметов. Такая тренировка полезна для его мускулов и суставов. Она помогает равномерно нагрузить ноги и стопы и постепенно выработать чувство равновесия.

Однако в то время, когда одни дети заметно проявляют свои новые двигательные навыки – стоят, передвигаются, вскарабкиваются на ступеньки, слезают с дивана, другие, по мнению обеспокоенных родителей, как бы застывают в своем развитии. Если ваш малыш относится ко второй категории, волноваться не стоит: у всех малышей бывают вершины и относительные спады.

Развитие детей 10 месячного возраста как нельзя лучше характеризует фраза «шаг назад – два шага вперед». Возможно малышу, быстро усвоившему новое, необходимо потренироваться и закрепить свои достижения, и только потом освоить что-то другое.

Вижу, слышу, ощущаю…
Многие дети 10 месячного возраста уже выбирают себе любимую игрушку. Забытый в гостях зайчик или плюшевый медвежонок способен создать в семье кризисную ситуацию. Если ребенка в отсутствие старого «друга» стараются утешить новой игрушкой, она яростно отвергается. Несмотря на проблемы, которые способна вызвать «любимая игрушка», эта ранняя привязанность представляется важным событием в развитии крохи. Она свидетельствует об умении малыша прекрасно различать предметы.

Маленький человечек уже помнит, как выглядит любимая игрушка, даже когда ее нет рядом. Способность ребенка различать звуки проявляется в этом возрасте так же заметно, как и умение различать предметы по их внешнему виду. Особенно внимательно малыш относится к звукам, помогающим ему понимать происходящие события: звон ключей говорит карапузу о том, что пришел папа, а хлопнувшая дверь холодильника сообщает, что скоро ужин.

Ребенок не только хорошо различает предметы и звуки, но и немного умеет «планировать» свои действия. Если, например, перед его любимой машинкой поставить препятствие в виде другой игрушки, малыш оттолкнет игрушку в сторону и достанет автомобильчик. Нечто подобное проявляется и в том, как ребенок держит в руках знакомые вещи.

Всего два месяца назад любой предмет, оказавшись в руках малыша, проходил через определенную стадию детских опытов: его рассматривали, трясли, били, брали в рот и т.д. Теперь, когда ребенок берет что-нибудь в руки, его действия целенаправленны, и он знает предназначение предметов. Он трясет погремушку, потому что она существует именно для этого. Чашку он подносит ко рту, кусочек фольги комкает, в колокольчик звонит.

Так же вы можете наблюдать у своего вашего чада еще одно увлечение. Положив игрушку в коробку, малыш тут же опрокидывает эту коробку, снова кладет туда игрушку, и история повторяется. Такие повторяющиеся действия можно рассматривать, как своеобразный вариант игры «в прятки». Ребенок проверяет, продолжает ли существовать игрушка, спрятанная в коробку.

Теперь, когда карапуз осознает постоянство предметов, его привлекают самые разнообразные варианты» пряток». Увидев, что вы зажали в кулаке маленькую игрушку, ребенок будет стараться раскрыть ваш кулак. Малыш изобретает собственные игры – ему нравится открывать кухонные шкафчики, доставать оттуда всякие кастрюльки, сковородки и раскидывать их по дому. Увы, надежды на то, что эта игра скоро потеряет для крохи интерес, практически нет.

Занятия с ребенком 10 месяцев
Дайте любимому чаду коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Пусть там будут лоскутки грубой и шелковистой материи, включите в этот набор маленький квадратик линолеума, кусочек бархата или атласа, губку. Вынимая из коробки кусочки тканей и складывая их обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.

Разложите перед малышом игрушки, перевернув их вверх ногами, и посмотрите, исправит ли малыш «положение» своих друзей. Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть кроха попытается снять крышку. Если у него это не получится, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку – пусть продолжит старания. Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из трех игрушек и попросите карапуза дать вам ее. Если он сделает это правильно, изобразите бурный восторг.

Дайте в руки малышу цветной мелок или толстый цветной карандаш и покажите, как им можно оставлять следы на бумаге. В этом возрасте дети готовы и к встрече с красками. Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, и пусть малыш протащит через нее все шарфики. Понаблюдайте. Сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубу.

Наблюдая, как кроха старается открыть коробочку или надеть колечко на пирамидку, не следует стразу бросаться ему на помощь. Вы видите, что данное действие малышу по силам, так пусть старается и дальше. Но не дожидайтесь разочарований: если ребенок взялся за что-нибудь непосильное, помогите ему.

Физическое развитие детей 10 месяцев
Покатите мячик к ребенку и, тогда малыш вернет его вам, отправьте мячик снова к крохе. Предложите другим членам семь присоединиться к вам. Для этой цели лучше всего подходит мягкий мячик. Если ребенок научился подтягиваться и подниматься на ножки, держась за что-нибудь, но еще не знает, как обратно сесть, помогите маленькому человечку, протянув ему конец полотенца или какой-нибудь палки; так вы облегчите малышу возвращение в сидячее положение.

Дети любят следовать команды. Поддерживайте своего «подпрыгивающего» карапуза и командуйте ему: «Оп-оп!» Когда ребенок перестает прыгать, прекращайте командовать. Из этой игры может получиться забавная серия остановок и движений. Малыш будет получать удовольствие от слов, и в то же время такая игра будет полезной тренировкой для его мышц.

В 10 месяцев ребенок продолжает активно развиваться, в целом в возрасте до 1 года изменения видны чуть ли не каждый день. Строгих норм, конечно, быть не может – каждый малыш индивидуален (это видно на любом видео, на котором заснята хотя бы небольшая детская группа), но все же есть примерные параметры, и на них стоит ориентироваться заботливым родителям.

Физическое развитие

Поскольку все рождаются с разным ростом, весом и другими физическими показателями, норма не может быть четко определенной. Также имеет значение наследственность и качество прикорма, а мальчики физически обычно опережают девочек. Таблица, приведенная ниже, показывает соотношение данных физического развития ребенка в 10 месяцев.

Остальные параметры можно перечислить и без таблицы. В 10 месяцев у ребенка уже есть несколько зубов: сначала появляются передние – по 2 вверху и внизу, а затем 2 боковых верхних резца. За месяц малыш подрастает в среднем на 1-1,5 см, а в весе прибавляет примерно 400-500 г, хотя очень активным удается набрать чуть меньше - около 300 г. Данные таблицы не являются строго определенными и если какие-либо показатели имеют небольшое расхождение с указанными цифрами, это не должно вызывать сильное беспокойство, даже если у малыша недобор веса или небольшой рост.


В 10 месяцев малыш обычно может похвастаться несколькими зубами, хотя срок их появления и темпы роста тоже зависят от индивидуальных особенностей ребенка

Приобретенные навыки

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Когда 10 месяцев ребенок уже достиг, он накопил определенный набор умений и навыков, активно продолжает учиться новому (рекомендуем прочитать: ). Он начинает проявлять стремление к самостоятельному познанию мира, а также все с большим удовольствием общается с новыми людьми, в том числе и с другими детишками.

Какие действия на 10 месяце жизни малыш уже совершает уверенно или же постигает с явными успехами:

  1. Кушает при помощи ложки и пьет из кружечки.
  2. Самостоятельное сидение без опоры – пройденный этап, который он прошел в полгода. Теперь малыш уже хорошо ползает и начинает осваивать ходьбу. Первые шаги он делает, держась за какую-либо опору.
  3. Хватается за протянутые к нему руки и самостоятельно встает.
  4. Вполне справляется с мягкой пищей – передними зубками откусывает небольшие кусочки и пережевывает их.
  5. Во время игры совершает несложные действия – катает машинку, собирает пирамидку, перекладывает предметы.
  6. Осваивает пинцетный захват, т.е. старается брать предметы двумя пальцами – указательным и большим.
  7. Умеет взбираться на невысокую поверхность (диван, кровать)и слезать с нее без посторонней помощи.

Есть дети, чье развитие идет более или менее интенсивно. Это не отклонения, а просто индивидуальные особенности. В таком случае имеет смысл проконсультироваться с педиатром, чтобы развеять свои опасения.

Психоэмоциональное развитие

В таком возрасте у малыша уже довольно хорошо заметны определенные черты характера. Психическое развитие детей проявляется во взаимодействии с другими людьми, в обращении с различными предметами, в том, какие занятия они для себя выбирают. Родителям нужно быть внимательными к личности как мальчика, так и девочки.


Малыши в этом возрасте очень разборчивы, с удовольствием контактируют с другими детьми

Речь

Ребенок в 10 месяцев постоянно лепечет. И хотя пока его речь непонятна взрослым, иногда он уже начинает осознанно выговаривать простые знакомые слова («мама», «баба», «ляля»). Эти попытки нужно поощрять и всячески способствовать развитию речи у ребенка:

  1. Пополнять пассивный словарный запас, т.е. проговаривать названия всех окружающих предметов.
  2. Формировать активный словарный запас, побуждая малыша повторять новые слова и звуки, которые он еще не произносит.
  3. Постоянно обращать внимание ребенка на окружающие явления природы.
  4. Называя предметы и явления, использовать односложные простые предложения, которые легче запоминаются.

Очень важно при этом не сюсюкать, а четко выговаривать все звуки и слова, чтобы ребенок слышал правильное произношение. От этого во многом зависит, какой будет речь вашего крохи.

Игры и действия с предметами

Достигнув 10 месяца жизни, ребенок осваивает занятия, которые отличаются целенаправленностью и осознанностью. Он уже не просто так хватает и бросает предметы. Раньше он только вытаскивал игрушки из коробки, а теперь старается сложить их обратно. Если дать ему набор кубиков, он увлеченно начнет составлять их один на другой и строить башенки.

Крошка пробует и более сложные действия - например, он не только усадит куклу в машинку, но попытается покатать ее. Если поощрять малыша похвалой за каждое достижение, это будет вдохновлять его на новые открытия.

Формирование личности

В 10 месяцев у ребенка настолько явными становятся особенности характера, что они уже заметны не только внимательной маме, но и другим окружающим. Особенно часто дети любят проявлять упрямство, при этом запреты они совершенно игнорируют.

С 10 и до 11 месяцев для ребенка это нормально - в таком возрасте воспитывать малыша практически бесполезно. Лучше проявлять наблюдательность, тем не менее, давая понять, что хорошо, а что плохо. Пройдет какое-то время, и кроха начнет реагировать на советы и замечания.

Контакты и социальное развитие

Детям всегда важно быть в центре внимания, но теперь они уже стремятся к общению и взаимодействию, для них важно построить диалог и добиться понимания.

Не менее интересным становится для малыша самому находить себе занятия. Этот интерес нужно поддерживать и поощрять, так как дети, не приученные к самостоятельности, будут капризными и эгоистичными.

Память

В 10 месяцев у ребенка прекрасная память. Он хорошо запоминает названия предметов и явлений, знает и может показать всех членов семьи, а также подает игрушки, которые у него попросят. Малыш знает простые игры, которым его учили («ладушки», «сорока-белобока»), быстро запоминает содержание книжек, которые ему постоянно читают, может показывать определенные картинки, когда мама их называет.

Итоговая таблица

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность Малыш способен недолго стоять самостоятельно - без опоры и поддержки. Активно ползает. Держась за руку взрослого может передвигаться чередующимся или приставным шагом.
Действия с предметами Играет с другим ребенком, выполняет действия по указанию взрослого. Теперь малыш оперирует предметами и игрушками по-разному (если раньше он все тянул в рот, махал каждой игрушкой, то теперь он не обязательно это делает). Учится выполнять сложные действия: берет мяч из рук другого, отдает его; открывает и закрывает коробки; умеет прятать игрушки; снимает кольца со стержня; вынимает втулки с отверстий и др.
Понимание речи Дает предметы и игрушки взрослому по просьбе «Дай» - находит их среди многих и выбирает (взрослый при этом на предмет не указывает). Реагирует на вопрос «Где…?» независимо от месторасположения предмета/игрушки.
Самостоятельная речь В речи появляются новые слоги - их он повторяет за взрослым. Автономная речь (понятная только близким) становится более разнообразной.
Интеллект Деятельность ребенка становится более произвольной и целенаправленной.

Питание

В 10 месяцев ребенок тратит много сил, постоянно находясь в движении, поэтому для восполнения растраченной энергии, а также для гармоничного развития, питание малыша должно быть полноценным, сбалансированным, содержать необходимое количество витаминов и микроэлементов. Известный педиатр Евгений Комаровский советует особое внимание уделять костно-мышечной системе, поскольку ребенок много двигается.

К 10 месяцам рацион ребенка состоит в основном из супов, каш, творожков и фруктов. Обязательно нужно учитывать индивидуальную склонность к аллергии. Сколько должен есть карапуз в этом возрасте? Кушать малышу нужно минимум 4 раза в день, суточная норма потребляемой пищи должна быть около 1 л (грудное молоко в этом объеме не учитывается).


Основная часть рациона малыша в 10 месяцев все еще состоит из кашеобразных и жидких блюд, однако в него можно включить также вареные овощи, мясные продукты
  • Завтрак

Распространено мнение, что именно в первой половине дня (примерно с 10 до 12 часов) человек должен получать максимальное количество калорий, поэтому первый прием пищи малыша должен быть особенно питательным и насыщенным полезными веществами. Обычно это гречневая, рисовая или геркулесовая каша на молоке, также полезно добавить творожок и фруктовое пюре.

  • Обед

Состоять он должен из первого, второго и третьего. На первое обязателен суп – овощной или на легком бульоне, на второе – котлетки, тефтельки или фрикадельки, приготовленные на пару. Такую мягкую пищу 10-месячный малыш уже вполне может пережевать, имея несколько зубов, поэтому от мясного пюре смело стоит отказываться. Рыбу также можно готовить на пару, в виде котлет, отваривать или запекать в духовке. На третье – сок или компот из сухофруктов.

  • Ужин

Пюре из овощей или фруктов либо нежирный кефир больше всего подходят для ужина. Не нужно перегружать пищеварение малыша слишком насыщенной и плотной пищей перед сном - лучше, когда ужин простой, легкий и быстро усваивается. Нужно учитывать также и то, что в детском рационе еще присутствует грудное молоко.

  • Перекусы

Помимо основных приемов пищи малышу на 10 месяце в течение дня нужно давать что-нибудь, что он сможет грызть и откусывать - это может быть яблоко, груша или другой нетвердый фрукт без кожуры, а также сухарик или баранка. Кроме получения дополнительных витаминов ребенок будет развивать жевательный рефлекс и массировать десны, которые доставляют ему неудобства в период прорезывания других зубов.

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Узнаем предметы на ощупь

Игра 1. «Ищем клад»

Игра направлена на совершенствование тактильного восприятия ребёнка. Узнавание предметов на ощупь является важным источником информации об окружающем мире и основой тонких движений. Благодаря ему действия ребёнка в ближайшем будущем станут более точными, и часть из них он сможет выполнять без зрительного контроля. Это необходимо для самостоятельного одевания, выполнения гигиенических процедур, игры на музыкальных инструментах и др.

Вам понадобятся

Глубокая миска или небольшой таз диаметром не менее 30 см, 4 небольших резиновых игрушки для купания, 1 кг гречневой крупы.

План игры

1. Высыпьте гречку в миску и распределите её равномерным слоем по дну. 2. Покажите малышу две игрушки и на его глазах закопайте их в гречку. 3. Выразите удивление из-за исчезновения игрушек. Спросите у ребёнка, куда они спрятались? 3. Начните искать игрушки в гречке вместе с малышом, а затем предоставьте ему возможность сделать это самостоятельно. 4. Когда ребёнок найдёт игрушки, порадуйтесь вместе с ним. 5. Повторите игру с другой парой игрушек.

Родителям на заметку

1. Вместо таза или миски можно взять прямоугольную коробку, однако малышу будет трудно найти игрушки, если они окажутся в углу. 2. Игрушки могут быть не из резины, однако они должны иметь обтекаемую форму, чтобы гречке было некуда забиться. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Обучение и общение:: наблюдаем за малышом

В этом возрасте мальчики весят 8,2-10,2 кг при росте 71,0-75,6 см, соответствующие показатели для девочек: 7,5-9,5 кг и 69,0-73,9 см*.

Многие дети уже умеют стоять и очень гордятся своим новым навыком. Нередко, утром кроха приветствует родителей, стоя в кроватке: держась за бортик, он громко лопочет, приглашая маму и папу разделить с ним радость победы. Другие дети не стремятся начать ходить как можно быстрее, а вместо этого совершенствуют свои «ползунковые» способности, ведь уверенно ползающий малыш перемещается по комнате быстрее ровесника, который делает первые шаги.

Прямой зависимости между умственными способностями и двигательными навыками у детей нет. Малыш, который пошел раньше, не обязательно научится читать или решать примеры быстрее своих ровесников. Не торопите события, каждый ребенок научится ходить, когда будет к этому готов.

Новое достижение малыша - умение рвать бумагу. Вам придется убрать подальше все ценные книги и фотоальбомы. Подарите ребенку для «тренировки» несколько разноцветных журналов. Следите за тем, чтобы он не поранился о края журнальных листов.

Детям этого возраста нравится не только опустошать всевозможные емкости, но и складывать в них разные предметы. Убрать несколько игрушек в ящик не составляет для ребенка него особого труда, то попытка положить одну формочку в другую может закончиться неудачей. Крохе пока трудно понять, что из двух похожих предметов нужно выбрать меньший по размеру и поместить его в более крупный.

Многие малыши уже умеют складывать башни из кубиков, но разрушать их им по-прежнему нравится больше, чем строить.

Десятимесячный ребенок различает по голосу всех, с кем часто общается, и замечает изменения в настроении окружающих людей по интонации, с которой они разговаривают. В этом возрасте уже можно учить ребенка сопереживать эмоциям другого человека: например, пожалеть маму, если она устала, погладив ее по голове или обняв за шею.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Обучение и общение:: понимаем малыша

В этом возрасте дети иногда настолько поглощены своими занятиями, что практически не замечают присутствия зрителей. Улыбки, ласковые прикосновения и слова поддержки со стороны родителей по-прежнему важны для малыша, но не в такой степени, как раньше.

Детские игры постепенно усложняются. Еще недавно ребенку нравились занятия, которые были основаны на общении, а теперь на первое место выходят игры с разнообразными предметами. Малыш может самостоятельно достать игрушку из ящика и принести ее, инициируя игру. При этом он приглашает родителей и гостей играть по определенным правилам, например, передавать какой-нибудь предмет из рук в руки или перекатывать его по полу.

Десятимесячный малыш обычно дружелюбен и общителен, особенно на «своей» территории. Он с удовольствием «поговорит» с новым человеком, правда, используя свой собственный малопонятный язык. Зато общаясь с близкими людьми, малыш может будет стараться произносить «настоящие» слова, значение которых он уже знает.

Если раньше передвижение крохи полностью зависело от родителей, то теперь он может самостоятельно решать, куда ему отправиться. Малыш смело покидает маму и исследует новые места. В качестве «гаранта безопасности» ребенок возьмет с собой любимую игрушку, особенно если цель экспедиции - другая комната или место, откуда мамы не видно.

За пределами своего дома не все дети так решительны и готовы продолжать исследовать мир вокруг. Поначалу ребенок будет чувствовать себя относительно безопасно только около родителей. Если малыш все же решится отойти подальше, то будет искать маму и папу глазами и периодически звать их, чтобы убедиться, что они рядом. Некоторые дети предпочитают вообще не расставаться с родителями в незнакомой обстановке. Если в комнату зайдет кто-нибудь чужой, они будут тесно прижиматься к маме или папе, пока незнакомец не выйдет.

Питание

В этом возрасте ребенку ежедневно необходимо 400-500 г материнского молока (или адаптированной молочной смеси в случае невозможности грудного вскармливания).

Если ваш врач одобрил введение прикорма, то в десять месяцев малыша уже можно знакомить с самыми разными продуктами, в основном, в виде пюре. Еда вызывает живой интерес у детей не только с точки зрения вкуса. Любые продукты им нужно пощупать, размазать, раскрошить и посмотреть, как они будут выглядеть на разных поверхностях. Это вполне естественный процесс, так дети изучают свойства разных предметов. Будьте терпеливы, не ругайте кроху за его «исследования» и запаситесь клеенкой, бумажными полотенцами и специальным фартучком для малыша.

Примерный вариант сочетания грудного вскармливания и прикорма для десятимесячного ребенка может выглядеть следующим образом: первый завтрак – грудное молоко (200 г); второй завтрак - каша (180 г), половина яичного желтка и фруктовый сок (30 мл); обед – мясное пюре (70 г), овощное пюре (130 г), фруктовый сок (40 мл); полдник – печенье (5 г); ужин – фруктовое пюре (130 г), творог (50 г) и материнское молоко как докорм; поздний ужин – материнское молоко (200 г).

Добавьте в кашу кусочки фруктов или ягоды, например, банан, яблоко, землянику или чернику. Также в кашу можно добавить половинку яичного желтка, в котором содержатся минеральные вещества и витамины, необходимые для здоровья малыша. Детям, склонным к запорам, можно приготовить пюре из чернослива на ужин и добавить чернослив в утреннюю кашку.

Помните, что детей в возрасте до двенадцати месяцев не зря называют «грудными»: в первый год жизни главная и самая полезная еда для малыша – материнское молоко.

Примечание:

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Десятимесячные дети активно двигаются и проводят много времени, играя на полу. Поэтому купать ребенка можно чаще – не только перед вечерним сном, но и перед дневным. Днем можно ополоснуть ребенка под душем. Температура воды для купания должна быть приближена к температуре тела малыша – 33-34°С.

Для укрепления иммунитета можно проводить закаливающие процедуры: воздушные ванны при температуре воздуха 18-20°С длительностью около 30 минут; влажные обтирания или, если малыш любит купаться, обливания.

Обливая малыша с помощью душа, держите лейку на расстоянии 20-30 см от ребенка. Начальная температура воды должна быть не более 36°С, каждую неделю постепенно понижайте температуру на один градус и доведите ее до 28°С. Именно эта температура оптимальна для закаливания ребенка в возрасте до одного года. Начинайте обливание со спины, затем полейте животик и грудь, затем левое и правое плечо. Голову малыша поливать не нужно. После обливания обязательно вытрите кроху насухо.

Обливания можно проводить через 20-25 минут после зарядки или массажа, сразу после сна или через 30-40 минут после кормления.

Свежий воздух необходим ребенку круглый год. Отправляясь на улицу, одевайте малыша по погоде. Детская одежда для активных занятий должна быть удобной и не сковывать движений.

Если десятимесячный ребенок во время ежедневной прогулки предпочитает сладко спать в своей коляске, проследите за тем, чтобы ему было комфортно. Теплая погода часто бывает обманчива: летом захватите на прогулку запасное одеяльце на случай холодного ветра. В холодное время года укутайте малыша потеплее и не допускайте резких перепадов температуры. Если вам придется какое-то время провести в теплом помещении (например, в магазине), снимите с ребенка хотя бы один слой одежды. Не забывайте, что перегрев и переохлаждение могут быть одинаково опасны.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Поход в супермаркет, поездка к бабушке или прогулка в парке не только разнообразят жизнь мамы и малыша интересными впечатлениями, и но и помогут приобрести новые навыки.

В хорошую погоду повозитесь с малышом на земле или в песочнице. Соберите коллекцию камней или рассортируйте по кучкам листья и прутики. Покажите ребенку, что камушки или листики могут быть не только разной формы, но и разного цвета.

Формочки или стаканчики, которые можно вставлять друг в друга, помогут малышу понять, что такое размер и количество. Положите перед крохой игрушки и покажите, как формочка поменьше помещается в формочку побольше. Начните с двух формочек и постепенно увеличивайте их количество.

Чтобы познакомить ребенка с понятием формы, сыграйте с ним в игру «найди угощение». Для этого возьмите три коробочки - две квадратной формы и одну круглую, на глазах у ребенка положите печенье в круглую коробку, затем закройте все коробочки крышками и поставьте их перед малышом. Возможно, сначала малышу потребуется подсказка, но скоро он научится отличать предметы по форме и запоминать, в какую именно банку вы положили лакомство.

Привяжите тесемку к любимой игрушке малыша и закрепите другой конец тесемки на ручке детского стульчика. Крохе понравится дергать за веревочку, чтобы достать игрушку. Чуть позже ребенок научится возить машинку, держа веревочку в руке, и это станет одной из любимых его игр.

Малыш уже хорошо знает близких родственников в лицо, и ему нравится узнавать их на фотографиях. Листайте вместе семейные альбомы, попросите ребенка показать на разных фотографиях бабушку или дедушку, маму или папу.

Дети обожают музыку и начинают двигаться, когда слышат ритмичную мелодию. Танцуйте с малышом, используйте бубен или маракасы, чтобы малыш мог лучше почувствовать ритм.

Помогите крохе развить координацию движений разных групп мышц в новом для него вертикальном положении. Малыш с удовольствием будет доставать игрушку из недр большой пустой коробки, наклоняясь за ней через ее край. Можно положить любимые детские игрушки повыше - на столик или диван: чтобы достать их, ребенку придется встать на цыпочки и потянуться за игрушкой обеими руками.

Сон

В этом возрасте дети спят обычно 13 часов в сутки*. Некоторые малыши упорно пытаются отказаться от дообеденного сна или сократить его до 20 минут. Большинству мам пока удается сохранить привычный режим дня: долгий ночной сон и два перерыва на сон днем.

Даже самостоятельному и независимому малышу, который не требовал много внимания в течение дня, перед сном необходимо присутствие родителей. Иногда кроха отказывается закрывать глаза, боясь потерять маму из вида, или просыпается среди ночи и начинает плакать и кричать без видимой причины.

В той или иной степени, через стадию «страха разлуки» с родителями проходят все дети. Наберитесь терпения и помогите малышу перерасти свои страхи. Если ребенок расплакался – обязательно приласкайте его. Если малыш обычно спит в своей кроватке, помогите ему успокоиться и заснуть, взяв на руки.

Малыш чувствует себя гораздо увереннее, если придерживаться определенной последовательности событий, поэтому режим занимает важное место в его «правильной» картине мира. Старайтесь не нарушать ритуалы, связанные со сном, которые сложились в вашей семье.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Родителям десятимесячных первооткрывателей нелегко соблюдать баланс между «полезным» и «безопасным».

Для развития мелкой моторики и органов осязания малышам полезно возиться в песке, земле, играть с камушками и прутиками. Будьте готовы к тому, что ребенок испачкается, не мешайте ему раскапывать и пересыпать песок и подбирать с земли разнообразные предметы, но при этом внимательно наблюдайте за тем, чтобы в рот малыша не попало ничего вредного.

Ручки малыша после таких игр необходимо сразу обтереть влажной салфеткой или помыть, так как кроха может потянуть их в рот или потереть кулачками глазки по пути домой. Не забывайте промывать ребенку глаза перед сном: после активных прогулок и игр на улице в них могут попасть пыль или песок.

У любой мамы в сумке всегда найдется пачка влажных салфеток и бутылка воды.

Умение рвать бумагу на кусочки - важная веха в развитии ребенка, но в типографской краске могут содержаться вредные вещества, а края бумаги могут поранить нежную кожу. Все эксперименты с бумагой, фольгой, газетами и журналами можно проводить только под строгим контролем взрослых.

Так как малыш ни минуты не сидит спокойно, падения и мелкие ссадины неизбежны. Обязательно включите в список вещей первой необходимости пластырь. Чтобы скорее успокоить кроху, если он поранится, выбирайте пластырь ярких веселых расцветок и обязательно расскажите ребенку, что волшебные котики, мишки, рыбки, зайки и т.п., нарисованные на пластыре, помогут пальчику, ладошке или коленке скорее выздороветь.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь