Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

У вас в браузере отключен java script, вам надо его включить или вы не сможете получить всю информацию по статье «Задержка психоречевого развития и симптомы проявления».

Задержка психоречевого развития - основные симптомы:

  • Агрессивность
  • Нарушение концентрации внимания
  • Избегание общества
  • Ребенок не поворачивается к источнику звуков
  • Трудности в распознании речи
  • Трудности в соединении слов в фразы
  • Преобладание наглядно образной памяти
  • Нарушение логического мышления
  • Отсутствие собственной речи
  • Нарушения письма
  • Склонность к стереотипному поведению
  • Инфантильность
  • Искажение артикуляции звуков
  • Ребенок не произносит слова самостоятельно
  • Плохое развитие слухового восприятия
  • Мозаичность запоминания материала

Задержка психоречевого развития – заболевание, которое характеризуется нарушением темпа психического развития ребёнка. В большинстве случаев это заболевание обусловлено отклонениями в развитии нервной системы, в частности головного мозга. Последнее может быть обусловлено массой этиологических факторов, не исключение и неправильный образ жизни родителей. По международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) данной патологии присвоен код F80. Возможно ли полностью вылечить это заболевание, может сказать только врач после обследования пациента. Чем раньше будет диагностировано это расстройство, тем больше шансов на выздоровление ребёнка.

Следует отметить, что грубая задержка психоречевого развития чаще всего диагностируется у детей после 5 лет. Это обусловлено тем, что в этом возрасте ребёнок начинает активно общаться с окружающими и должен адаптироваться социально. Поэтому очень важно своевременно обращать внимание на все проблемы в развитии малыша.

Этиология

Клиницисты отмечают, что задержка психоречевого развития практически никогда не является самостоятельным заболеванием. В преобладающем количестве случаев - это следствие патологических процессов центральной нервной системы, в частности головного мозга.

В целом выделяют такие заболевания, которые могут привести к развитию этого расстройства:

  • инфекционные заболевания, которые поражают головной мозг, нервную систему (один из самых распространённых – );
  • (кислородное голодание плода);
  • врождённые патологии ЦНС;
  • лейкодистрофия;
  • патологии сосудов головного мозга и ликвородинамики;
  • психические заболевания.

К предрасполагающим факторам для развития такого расстройства у детей следует отнести:

  • перенесённые инфекционные заболевания матери во время беременности;
  • неправильный образ жизни будущей матери во время вынашивания ребёнка – курение, распитие спиртных напитков, приём наркотических средств, нервные переживания, стрессы;
  • травмы ребёнка при родах, тяжёлая беременность;
  • перенесённые ребёнком тяжёлые заболевания в раннем возрасте (до 2–3 лет);
  • сложная психоэмоциональная обстановка в семье;
  • тяжёлая психологическая травма;
  • генетические, хромосомные заболевания, которые приводят к торможению развития;
  • неправильное воспитание ребёнка – чрезмерная опека или, напротив, грубое обращение, моральное и физическое насилие малыша.

Следует понимать, что сама по себе ЗПРР - это следствие определённых патологических процессов или психиатрических заболеваний. Поэтому изначально нужно устранять первопричинный фактор.

Симптоматика


В большинстве случаев нарушения в речевом и психическом развитии явно просматриваются у детей в возрасте 4–5 лет. О нарушениях развития речи могут говорить такие признаки:

  • отсутствие реакции на звуки и обращения в возрасте до одного года;
  • неактивные попытки повторить слова или отдельные буквы в возрасте до 1,5 лет;
  • ребёнок не произносит слова самостоятельно, не может выполнить простое действие в возрасте 2–2,5 лет;
  • в возрасте 2,5–3,5 лет ребёнок не может соединять осмысленно слова в целые фразы;
  • искажение артикуляции некоторых звуков;
  • речевая инактивность;
  • практически полное отсутствие собственной речи, начиная с трёх лет. Малыш может только повторять заученные фразы не осмысленно, которые чаще всего слышит в своём окружении.

Со стороны психического нарушения возможно проявление такой общей клинической картины:

  • слуховое восприятие развито хуже, чем зрительное;
  • ребёнку сложно объяснить то, что он хочет, он испытывает трудности с формированием целостных образов;
  • концентрация на определённых предметах или ситуациях у ребёнка вызывает затруднение;
  • может присутствовать синдром ;
  • мозаичность запоминания материала;
  • наглядно-образная память преобладает над вербальной;
  • низкая мыслительная активность;
  • ребёнок не может сделать самостоятельно вывод, построить простейшую логическую цепочку, объяснить то, что он сказал без помощи взрослого;
  • (нарушение письменной речи);
  • аффективные реакции;
  • инфантильность;
  • резкая смена настроения;
  • эмоциональная нестабильность;
  • двигательная неловкость, недостаточность координации движений.

Проявления ЗПРР необходимо диагностировать с элементами аутизма. В таких случаях патологический процесс может дополняться следующими аутичными симптомами:

  • ребёнок склонен к приступам агрессии не только относительно окружающих, но и себя. При недовольстве или прочих провоцирующих факторах малыш может себя бить, кусать, причинять другое физическое воздействие;
  • не вступает в эмоциональный контакт с окружающими, в том числе и близкими людьми. В некоторых случаях ребёнок может не реагировать позитивно даже на родителей;
  • склонен к стереотипному поведению - длительное время может монотонно совершать одни и те же движения или действия;
  • избегает общества сверстников, при нахождении в незнакомом помещении может истерить, плакать;
  • не знает, как обращаться с игрушкой, может использовать её не по назначению, не проявляет интереса к новым игрушкам и развлечениям;
  • не понимает обращённой к нему речи.

При наличии даже 1–2 вышеназванных симптомов, следует обращаться за медицинской помощью к логопеду и детскому психоневрологу. Следует понимать и то, что наличие некоторых вышеописанных признаков ещё не говорит о том, что у ребёнка ЗПРР, однако, исключать этот фактор также не стоит. Своевременная диагностика существенно повышает шансы на полное выздоровление.

Диагностика

В этом случае требуется консультация группы специалистов - , детского , детского и , . Обязательно проводится физикальный осмотр пациента со сбором не только семейного анамнеза, но и анамнеза жизни и заболевания.

Инструментальная диагностика включает в себя следующие методы:

  • дуплексное сканирование артерий головы;
  • КТ и МРТ головного мозга;
  • ЭхоЭГ;
  • нейропсихологическое тестирование.

Лабораторные инструменты диагностики, в этом случае, проводятся лишь по показаниям.

Также обязательно прохождение дополнительных методов обследования – психодиагностика и оценка речевого развития. В этом случае могут проводиться:

  • диагностическое обследование речи;
  • денверский тест психомоторного развития;
  • шкала психомоторного развития по Гриффитс;
  • диагностика по шкале Бейли;
  • шкала раннего речевого развития.

Следует отметить, что клинические проявления у детей с задержкой психоречевого развития в пять лет могут быть проявлением и других заболеваний. Поэтому в некоторых случаях требуется проведение дифференциальной диагностики для того, чтобы подтвердить или исключить наличие таких заболеваний:

На основании полученных результатов обследований, врачами ставится диагноз, избирается наиболее эффективная тактика лечения, и даются общие рекомендации родителям.

Лечение

Как лечить это заболевание правильно, может сказать только квалифицированный медицинский специалист-психоневролог. В этом случае, лечение должно начинаться как можно раньше и только комплексно.

Приём медикаментов сводится к минимуму. В зависимости от текущей клинической картины врач может назначить такие препараты:

  • седативные;
  • ноотропные;
  • витаминно-минеральный комплекс.

Основа лечения должна состоять из физиотерапевтических процедур, занятий у логопеда и детского психолога. Очень важно правильное взаимодействие родителей с ребёнком, поэтому консультации у психолога могут проводиться с родными ребёнка.

Что касается физиотерапевтических процедур, то чаще всего назначают магнитотерапию – это позволяет активизировать работу коры головного мозга.


Кроме этого, могут быть показаны:

  • лечебная физкультура - занятия в спортзале, плаванье;
  • арт-терапия;
  • курсы мануальной терапии.

Лечение также может проходить и в домашних условиях - врач может расписать комплекс упражнений и рекомендаций, которые родители должны выполнять вместе с ребёнком. Это развитие мелкой и крупной моторики, а также развивающие игры, которые направлены на улучшение памяти и внимания.

Важно понимать, что такие занятия должны проводиться регулярно и продолжительно. Кроме этого, очень важно то, какая психоэмоциональная обстановка в окружении ребёнка. Малыша следует оградить от стрессов, психологического давления, эмоциональных перегрузок, и тем более морального и физического насилия.

Кроме расписанных врачами занятий, следует принимать во внимание и общие рекомендации:

  • питание ребёнка должно быть полноценным, сбалансированным, своевременным и регулярным;
  • обязательны прогулки на свежем воздухе ежедневно;
  • активные, подвижные игры;
  • взаимодействие малыша с окружающими людьми, его социальная адаптация.

Следует понимать, что чем раньше будет начата терапия этого расстройства, тем выше шансы того, что ребёнок дойдёт до нужного уровня развития и социально адаптируется. В то же время, нужно понимать, что лечение этого заболевания может длиться не один год.

Прогноз и профилактика

Прогноз будет зависеть от этиологии заболевания и того, на какой стадии было начато активное лечение. Что касается профилактики, то следует выделить такие рекомендации:

  • систематическое обследование у детского логопеда, невролога, психолога;
  • исключение травм головы и ЦНС;
  • своевременное и правильное лечение всех заболеваний;
  • ведение здорового образа жизни во время беременности.

Если в семейном анамнезе присутствуют генетические хромосомные заболевания, то рекомендуется перед зачатием ребёнка проконсультироваться у генетика.

По роду деятельности мне приходится встречаться с 2 противоположностями в родительском отношении к ребёнку. Первые - сверхобеспокоенные родители, которые, когда ребёнок в 2 года не говорит развёрнутыми фразами, бьют тревогу. А как же! По словам соседки тёти Маши её малыш уже все стихи Барто наизусть читает!
И вторая группа родителей - это те, которые упорно не замечают проблем в развитии ребёнка, и только когда врачи однозначно ставят задержку в развитии, обращаются к специалистам. Иногда я сталкиваюсь с настолько запущенными случаями, что бывает горько говорить родителям, что помощь запоздала, и теперь можно лишь немного адаптировать ребёнка к жизни в обществе. Так что же такое задержка речевого развития и задержка психоречевого развития?

Когда ребенок должен начать говорить?
В 1 год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов (чашка, кровать, мишка, мама, гулять, купаться и т.п. повседневные предметы и действия). Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. На слова «где мишка?» - повернуть голову к мишке, а на просьбу «дай руку» - протянуть руку.
В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов.
В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносить практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?». Ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные - большой, высокий, красивый, горячий и т.д.
В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и т.д.). С точки зрения неспециалиста легко выявить, что у трёхлетки проблемы с речью следующим образом - пусть вашего малыша послушает незнакомый с ним человек. Если он понимает 75% сказанного вашим крохой, а между взрослым и ребёнком складывается простая диалоговая речь - то всё в порядке. Речь ребёнка в 3 года должна изменяться по родам, числам. То есть, если на вопрос «хочешь конфетку?» ребёнок отвечает «хочешь» вместо «хочу» - это уже отклонение в развитии.

Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?
Успокоим сначала сверхпугливых родителей и бабушек. Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Если ваш малыш в год говорит не 10 слов, а 7, то тревогу бить не стоит. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Причём для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.
Обыватели считают, что есть некая зона, область мозга, отвечающая за развитие речи. В реальности речь формируется только при согласованной работе обоих полушарий мозга. Для полноценного и своевременного речевого развития нужно, чтобы гармонично развивались как правое полушарие, которое отвечает за эмоционально-образную сферу, пространственное мышление и интуицию, так и левое полушарие, отвечающее за рационально-логическое мышление. У мальчиков пучок нервных волокон, соединяющих оба полушария, тоньше, чем у девочек, и развивается медленнее. Поэтому бывает, что обмен информацией между полушариями затруднён, из-за чего мальчикам сложнее облечь свою мысль в форму грамматически правильного высказывания. Если нет мозговых и психических отклонений в развитии, при раннем небольшом отставании в речевом развитии, мальчик с помощью специалистов преодолеет его. Более того, именно мужчины обладают более развитой образной речью, отчего писателей и поэтов-мужчин на порядок больше, чем женщин.
Одновременно стоит предупредить родителей мальчиков, что нельзя запускать ситуацию, и если отклонение от нормы значительно, обязательно бить тревогу. В связи с гендерными особенностями развития, именно среди мальчиков высок процент отклонений в речевом и психоречевом развитии. Приведём несколько примеров. Среди заикающихся детей мальчиков вдвое больше, чем девочек. Среди страдающих алалией (почти полное отсутствие речи при сохранном слухе) - мальчиков втрое больше, и такое же количество деток с дизартрией (когда ребенок испытывает трудности при произнесении очень многих звуков и его речь почти не понятна окружающим).
Что считается речью? До возраста 2,5 лет допустимо, если ребёнок говорит «малышковым языком». Словами считаются не только полноценные «мама» и «папа», но и «би-би» вместо «машина», «кар-кар» вместо «ворона», и «куп-куп» вместо «идём купаться». Ребёнок может придумывать собственные обозначения предметам. Если ребёнок упорно называет макароны «камани» - это тоже слово. Допустимо, чтобы одно и то же сочетание звуков использовалось для обозначения разным предметов («ки» - киска, носки, кинуть).
Но если ребёнок в 2,5 года не пытается говорить фразами из 3-4 слов вроде «мама дё куп-куп» (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу. В принципе, внимательные специалисты могут отметить задержку речевого развития на достаточно раннем периоде.
Перечислим признаки значительной задержки речевого развития:
- Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
- Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.
- Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
- Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
- Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
- Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
- Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
- Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
- Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения - это признак серьёзного отклонения в развитии.
- Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту - это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
- Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)

В чём различие Задержки речевого (ЗРР) и Задержки психо-речевого развития (ЗПРР)?
Задержка речевого развития - это когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме. Это тот случай, когда ребёнок всё понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо.
Задержка психо-речевого развития подразумевает, что у ребёнка наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера.
Если до 4 лет постановка диагноза ЗПРР достаточно редка и случается только при наличии серьёзных заболеваний, то старше 5 лет только у 20% детей с проблемами с речью остаётся диагноз ЗРР. Если до 4 лет ребёнок осваивал мир, мало вступая в коммуникативные связи, то с этого возраста основную массу информации он получает именно в общении со взрослыми и сверстниками. Если речь реьбёнку малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из из задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, формируется задержка ПСИХОречевого развития (ЗПРР). Поэтому если врачи поставили вашему крохе ЗРР, не стоит, как страус, прятать голову в песок и ждать, что «само всё пройдёт». ЗРР отражается на формировании всей психики ребенка. Если общение с окружающими затруднено, это препятствует правильному формированию познавательных процессов и влияет на эмоционально-волевую сферу. Ожидание без лечения и занятий с дефектологом 5-летнего возраста часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе.
Иногда задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Они неловкие, часто падают, травмируются, налетают на предметы. Характерная примета - это длительное приучение к горшку, когда в 4,5-5 лет у ребёнка продолжают случаться «оказии».

В чем же причина возникновения у ребёнка ЗРР и ЗПРР?
Следует понимать, что ЗРР и ЗПРР - это не самостоятельные заболевания, а следствия неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно - нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или же психических расстройств. Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем.
Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.
Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков - разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с задержками психо-речевого развития в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается.
Отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, но они воздействуют на психическое развитие. Поэтому ЗРР и ЗПРР часто диагностируется у близнецов и двойняшек, у детей, растущих в двуязычных семьях или плохой языковой среде.
Существенную роль играет, конечно, наследственный фактор. Хотелось бы остановиться отдельно на этом момента. Часто приходят мамочки с пятилетним ребёнком, который практически не говорит. Спрашиваю, чего вы ждали год назад, полтора года назад? Ведь чем раньше начать коррекцию и лечение, тем выше результат! Мамы пожимают плечами и рассказывают, что, мол, свекровь говорит, что папа ребёнка заговорил только в 4 года и сразу фразами, и дядя поздно заговорил. И ничего, оба в люди выбились.

Дорогие мамочки! Если по рассказам родни вы, ваш муж или дядя-тётя и иной близкий родственник заговорил поздно, то это сигнализирует, что у вашего ребёнка уже есть генетическая предрасположенность к ЗРР. От поколения к поколению ЗРР носит всё более тяжёлые формы. Необходимо понимать, что активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается. Если у ребёнок ВООБЩЕ нет речи, даже словоподражания в 6 лет, вероятность, что он заговорит, равна 0,2%. Если же ребёнку исполнилось 8 лет, то ему придётся осваивать альтернативные методы коммуникации - жестовую, карточную, письменную, но активной речи в общем понимании у него уже не будет.
Поэтому ждать, что всё само рассосётся- это крайне безответственная позиция!

Помощь каких специалистов и когда может понадобиться ребенку с задержкой речи?
К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды - это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно говорить различные звуки, а этим можно эффективно заниматься лишь с 4-5 лет. Но мы с вами уже знаем, что ждать до 5 лет в случае с ребёнком с ЗРР крайне опасно.
Итак, сначала вам потребуется достаточно детальная диагностика для выявления причин патологии развития речи.
Детям с задержкой речевого развития показана оценка слуха (обследование у сурдолога)
Для оценки развития используют соответствующие возрасту тесты: денверский тест психомоторного развития, шкалу раннего речевого развития (Early Language Milestone Scale), шкалу Бейли для оценки развития грудных детей (Bayley Scales of Infant Development).
Из беседы с родителями и наблюдений выясняют, каким образом ребенок сообщает о своих потребностях. В отличие от общей задержки развития и аутизма, при снижении слуха, моторной апраксии мышц лица и первичных нейрогенных расстройствах речи дети способны выражать свои нужды.
Выясняется, нет ли моторной апраксии мышц лица, что выявляется в виде затруднений при кормлении и неспособности повторять движения языком.
Сравнивают понимание и воспроизведение речи.
Сведения о домашнем окружении ребенка и его общении помогают выявить недостаточную стимуляцию речевого развития.
Для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу. Могут потребоваться специализированные анализы работы мозга - ЭКГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и подобные обследования.
Практически 100 % детей с ЗПРР и ЗРР необходимо медикаментозное лечение.

С какого возраста начинается работа по преодолению задержек в развитии?
Чем раньше, тем лучше.
Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если рано установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития.
Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику. Специалисты по развитию речи, педагоги-корректологи также начинают работы с детьми с 2-2,5 лет.
Логопеды - помогают «поставить» звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ. Большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет.

Какие существуют методы лечения ЗРР и ЗПРР?
Лекарственная терапия - среди препаратов которые применяются для лечения ЗПРР есть и те которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум). Все назнаначения делаются ТОЛЬКО врачом-неврологом или психиатром. Заниматься самолечением опасно, ведь препарат, который помог ребёнку вашей подруги, может быть противопоказан вашему ребёнку.
Электрорефлексотерапия и магнитотерапия позволяют выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности. Высокая эффективность электрорефлексотерапии связана с дополнительным лечебным воздействием на гидроцефалию. Однако этот действенный метод запрещён для применения детям с судорожным синдромом, эпилепсией и психическими расстройствами. Противопоказаний для магнитотерапии нет.
Альтернативные методы лечения - иппотерапия (лечения лошадьми), дельфинотерапия и т.п. методы должны также подбираться индивидуально.
Однако только лекарственная помощь таким детям приносит мало результата, если не подкреплена педагогическим воздействием. Основной задачей работы учителя - дефектолога является повышение уровня психического развития детей: интеллектуального, эмоционального и социального.
Педагог обеспечивает коррекцию (исправление и ослабление) негативных тенденций развития; предупреждает появление вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. В работе учитель - дефектолог использует наглядные, практические, технические средства реабилитации и проводит коррекционные занятия в игровой форме по индивидуальному плану. Нет общей методики, которая помогает абсолютно всем, необходим индивидуальный подход.
Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития, не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком. Дефектолог помогает выбрать направление той работы, которую ежедневно и ежечасно придётся проводить родным ребёнка.

Немного о методах коррекционной работы.
В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка.
Например, активно используются пальчиковые игры.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.
Неолбходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики - конструктор, паззлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры и примитивные вышивки.
Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.
В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики), развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются, не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.
Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.
Любые занятия должны проводиться по системе, поэтому необходимо заниматься ежедневно и под контролем специалиста. Как правило, малышу 3 лет достаточно посещать дефектолога 1 раз в неделю, если родители готовы в полном объёме проделывать дома заданное специалистом. Ребёнку 4,5-5 лет и старше нужно встречаться со специалистом не менее 2 раз в сутки, а в случае с ЗПРР лучше сочетание нескольких специалистов. Например, 2 раза в неделю ребёнок занимается с дефектологом по общему развитию, а 2 раза в неделю - с музтерапевтом или арттерапевтом.
с 5 лет, если развитие пассивной речи достаточно и нет задержки психического развития, необходимо начать занятия с логопедом.
Дети со значительной задержкой речевого развития должны посещать не общее дошкольное заведение, а специализированные психоневрологические или неврологические ясли, затем логопедический детский сад. Если ЗРР или ЗПРР не преодолены до 7 лет, не стоит настаивать на том, чтобы ребёнок посещал обычную школу. Согласитесь на специальное коррекционное заведение, где ребёнку будет обеспечено усиленное внимание специалистов и адаптированная школьная программа.
В заключение, подчеркну ещё раз, что если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите - срочно обратитесь к специалистам! Если коррекцию речевых расстройств начинать в раннем возрасте, то велика вероятность, что уже в 6 лет ваш ребёнок не будет ничем отличаться от ровесников.

В этой статье:

Существуют определенные нормы речевого развития детей. Обычно речь проявляется активнее всего начиная с первого года жизни. Уже к 5 годам дети хорошо осваиваются с использованием родного языка: могут складывать предложения, составить рассказ, поддержать беседу. Конечно, кто-то начинает говорить раньше, у кого-то речь богаче. Главное, чтобы отличия от нормы были минимальными.

Если же в 4-5 лет ребенок еще не говорит или использует только звуки и простые слова, то это серьезная задержка развития. Может быть и так, что кроха развивался нормальными темпами, а потом что-то стало мешать ему. Проблема может быть как физиологического характера, так и психологического. В любом случае необходимо лечение, ведь задержка речевого развития может стать преградой для дальнейшей учебы.

Часто отставание проявляется у детей, которые перенесли психологическую травму. Тут нужно вовремя начать работать с психологом. Родители тоже должны принимать участие в процессе лечения – тогда результатов добиться будет легче.

Нормальное развитие речи у детей

Дети учатся говорить совершенно потрясающим образом. Задумайтесь: вам никто не объяснял правил родного языка – вас немного поправляли, но никто не учил говорить. За первые 3 года ребенок делает огромный скачок в развитии речи: от криков и звуков до полноценных предложений, связанного рассказа. В норме процесс протекает примерно так:

У кого-то все это происходит чуть раньше, у кого-то позже. Обычно девочки начинают говорить раньше мальчиков. Развитие ребенка всегда индивидуальный процесс. Небольшое отставание не страшно, но если ребенок не начал говорить к 2 годам или к 3 не может строить предложения, то это уже повод для беспокойства. Вам нужно обратиться к специалисту, который определит, что именно пошло не так.

Причины ЗРР

Специалисты выделяют 2 группы причин, по которым могла произойти задержка речевого развития:

  • физиологические отклонения, заболевания;
  • психологические проблемы.

Если причина в заболевании или физиологии, то все понятно. Ребенку нужно лечение, а возможно, и операция. Основные причины:



Если же ребенок здоров, но не говорит в 3 или 5 лет, тут уже причина в чем-то другом.

Очень важно, чтобы родители уделяли ребенку внимание, разговаривали с ним. Тогда у него существует нормальная потребность в коммуникации посредством устной речи, и он будет развивать свою речь, чтобы удовлетворить эту потребность. Если же у родителей нет времени или желания разговаривать с ним, читать ему вслух, петь, то малышу попросту незачем учиться говорить.

Задержка речевого развития может происходить из-за того, что ребенок переживает психологический дискомфорт. Например, видит постоянные ссоры родителей, драки,

применение силы. Гораздо страшнее, если эта агрессия направлена на него. Тогда ребенок может глубоко уйти в себя, замкнуться. В этом случае ему необходима помощь психолога и дефектолога.

Также важна роль телевизора. Например, вы хотите занять малыша и включаете ему мультфильмы, причем поступаете так регулярно. Это приводит к тому, что у ребенка развивается активное слушание, но не речь. Он не видит необходимости говорить, ведь телевизор его не слышит, не отвечает. Сейчас появляется много детских программ, которые направлены на общение с ребенком. Герой задает вопрос, обращаясь непосредственно к малышам, а у них есть возможность ответить. Это хорошо, но все же нормального живого общения ничто не заменит.

Общение с другими детьми очень важно. Они могут играть вместе, бегать, знакомиться - все это важная часть речевого развития. Они учатся друг у друга, перенимают слова, жесты, учатся распознавать звуки.

Виды

Задержка речевого развития не означает, что ребенок молчит. Он может говорить, строить фразы, произносить слова – только не в то время, когда этого требует график развития. Например, в 2 года нужно уже знать от 50 до 100 слов, строить простые предложения, но малыш начал делать это только в 5-6 лет. Или же в 5 лет еще не говорит, а только произносит звуки, указывает пальчиком, дергает за руку, чтобы обратить внимание на себя. Выделяются некоторые типы данного расстройства:

  • проблемы с артикуляцией речи;
  • ребенок говорит хорошо, но очень мало, практически все время молчит;
  • со слухом все хорошо, но вашу речь он не понимает, как итог - и сам не говорит;
  • разные комбинации указанных расстройств.

Все это тоже относится к проблеме задержки речевого развития. Особенно тяжело работать с детьми, которых привели только через 1-2 года после возникновения проблемы.

Как определить, что у ребенка задержка речевого развития?

Вам нужно следить за графиком развития ребенка. Есть некоторые моменты, которые необходимо контролировать:



Лучше обратиться к специалисту при первых признаках проблемы, особенно если развитие шло нормально, а потом вдруг остановилось. У некоторых детей до 2-3 лет все соответствует норме, но дальше они перестают улучшать речь, так как отсутствует потребность развиваться. Это опасное состояние, которое необходимо контролировать и лечить.

Вам поможет специалист

От ребенка 4-5 лет логопед хочет услышать связный рассказ. Сейчас кроха должен использовать все части речи (кроме сложных: деепричастий, причастий).

Если есть проблемы в этом возрасте, то необходимы занятия с логопедом или дефектологом. Важно не упустить время.
Сейчас еще можно исправить многие дефекты и нивелировать задержку, но потом будет гораздо тяжелее, если вообще что-то получится. Кроме того, не забывайте: с диагнозом «задержка речевого развития» малыша не возьмут в школу. Или же порекомендуют специальную школу коррекционного типа.

Часто бывает так, что о задержке стало известно еще в 2-3 годика. Нужно начинать работу со специалистом. Многие логопеды советуют на первых порах просто больше времени уделять общению – так дефект может пройти сам собой. Тогда на новом приеме в 4 года диагноз снимается. Или же, при необходимости, начинается более серьезное лечение.

Если до 5 лет развитие речи шло нормально, а потом прекратилось, скорее всего, имеет место причина психологического характера. У детей тоже могут быть стрессы и депрессивные периоды. Обратите внимание на то, как ведет себя малыш:

Он радостный, довольный?

У него есть любимые игрушки, игры?

Он общается с другими детьми, играет с ними?

Вы проводите с ним достаточно времени, разговариваете, читаете вслух?

Он проявляет интерес к творчеству, у него есть хобби?

Если на большинство вопросов вы ответили «нет», значит, причина кроется в этом. Малыш находится в состоянии психического дискомфорта и от этого замыкается в себе. Проблема не в речи, а в его состоянии, которое мешает нормальному развитию.

Терапия и лечение

Любая задержка речевого развития должна быть взята под контроль, и чем раньше, тем лучше. Это не просто терапия у врача 1 или 2 часа в неделю, а целый комплекс занятий. У

детей должно быть достаточно практики – только тогда они начинают говорить правильно.

Первое, что вам нужно сделать, это проконсультироваться с врачом. Он даст вам направления на исследования физического и психологического состояния малыша. Дальше следуйте советам лечащего врача и соблюдайте все необходимые требования.

Лекарственная терапия

Обычно детям 5 лет с задержкой речи прописывают стимулирующие препараты для мозга. Они активизируют деятельность нейронов, стимулируют речевой центр мозга. Принимать их необходимо по особой схеме, которая

индивидуальна для каждого ребенка. Кроме того, может потребоваться какая-то иная терапия на усмотрение врача. Когда, если имеет место психологическое расстройства, лекарственная терапия необходимо.

Нужно понимать, что только от лекарств малыш не заговорит. Это лишь одна часть комплекса необходимых процедур. Но лекарственные препараты могут быть очень эффективны как помощь мозгу. Часто после начала приема процесс работы с малышом идет быстрее.

Современные виды лечения

Способы лечения подбираются индивидуально. Хорошо работает – занятия в океанариуме с дельфинами. Они очень быстро находят общий язык с ребенком. К тому же в воде малыш расслабляется – проходят тревоги, нервозность. Вместе с дельфином можно учиться, общаться. Работать

должен квалифицированный специалист по дельфинотерапии. Попробуйте – это отличный метод, который подходит большинству детишек.

Иппотератипия - занятия с лошадьми. Эти животные тоже хорошо влияют на ребенка. Обычно уже после нескольких недель терапии появляются первые результаты. Многие специалисты говорят, что такие решения для детей самые простые, хотя подбираются индивидуально.

Помощь корректолога

Если у ребенка есть проблемы психического развития, которые связаны с отставанием в развитии речи, работать с ним должен корректолог . Он занимается целым комплексом проблем, в том числе выясняет, нет ли у малыша отставания в психическом или умственном развитии.

После таких занятий повышается концентрация внимания, улучшается память. Специалист показывает малышу, как сосредоточиться, что нужно для этого делать. Бывает, что для детей 5 лет это и есть так необходимая информация, которую недодали родители.

Работа с психологом

Может быть так, что некая психологическая травма не дает малышу начать нормально разговаривать. Если появились очень заметные дефекты речевого развития, а физиологических причин этому нет, стоит отвести малыша к детскому психологу. Обычно 2-3 занятий хватает, чтобы специалист дал свое заключение. Возможно, потребуется долгая работа с профессионалом, если:



Это лишь некоторые примеры травмирующих ситуаций. Главное понять, есть ли такие ситуации в его жизни или нет. Родители тоже должны пройти беседу с психологом. Задержка речевого развития может быть следствием сильного испуга ребенка: он пережил что-то, чего не может понять, объяснить. Нормальная реакция детской психики - замкнуться, забыть, не говорить об этом.

Массаж

Если есть проблемы с артикуляцией, то назначается массаж шейного отдела. Так стимулируются голосовые связки, горло. Часто массаж дает положительные результаты, но использовать только массаж без других мер не имеет смысла.

Занятия дома с малышом

Любая терапия поможет только в том случае, если родители принимают активное участие в работе. Дома нужно усиленно стимулировать речь. Как это сделать:



Это отличная возможность:

  • показать малышу, как правильно строить предложение;
  • научить использовать все части речи;
  • обогатить его словарный запас;
  • «вытянуть» его из состояния погружения в себя.

Если родители не будут помогать терапии, эффекта придется ждать дольше. Если же работать активно, то в 5 лет можно снять задержку речевого развития, и это позволит малышу пойти в обычную школу.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь