Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Ирина Хантимерова
«Листопад». Организация прогулки во второй младшей группе с учетом ФГОС

«Листопад » Организация прогулки во второй младшей группе с учетом ФГОС

Цель : Показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие – «листопад » .

Программное содержание :

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, побуждать детей подкармливать птиц, не ломать ветки кустарников и деревьев.

Накапливать представление о осенних явлениях в природе : становится холодно, люди надевают теплую одежду, листья желтеют , падают на землю, птицы улетают на юг.

Активизировать речевую деятельность детей (называть цвет, размер листьев , вид дерева.)

Подготовка к прогулке : наблюдение за состоянием погоды, рассматривание иллюстраций, беседы о приметах осени

Ход прогулки

Дети выходят из детского сада на улицу, строятся паровозиком и "едут" на свой прогулочный участок . (Приехали) .

НАБЛЮДЕНИЕ

Воспитатель : Ребята, давайте остановим наш паровозик и посмотрим какой сегодня замечательный день. Как красиво кругом. А кто мне напомнит, какое сейчас время года?

Дети : Осень!

Воспитатель : А как вы догадались?

Дети : (Ответы детей)

Воспитатель : Молодцы! Вы всё правильно сказали.

Послушайте стихотворение. Н. Вересокиной.

Снова в гости к нам пришла

Осень золотая,

Листья с веточек летят

с ветерком играя.

Посмотрите, как много листвы на земле . Это потому что летят листья с деревьев и кустарников. Ветра, кажется, и нет, а листья все падают и падают на землю. Это листопад . Листопад бывает осенью . Улетают птицы в тёплые края. А листьям тоже хочется улететь вместе с птицами. Много-много листочков отрываются от веточек, но они не могут далеко улететь. Вот и падают на землю, как золотой дождь. Листья разные-разные ! Давайте возьмём в руки по листочку и скажем , какого он цвета.

(Воспитатель помогает каждому малышу определить : с какого дерева упал лист , его цвет и форму, предложить сравнить листья по размеру .)

С чем можно сравнить форму листа ? (Например - лист клена напоминает ладошку человека, раскрыть пальцы руки веером, положить на листик ) Игра малой подвижности : «Листопад »

Воспитатель.

Дети давайте представим вы листочки , а я ветер. Когда я скажу «ветер» , вы кружитесь по участку, летаете. А как только я скажу «нет ветра» , вы должны тихо, медленно опуститься на землю (присесть на корточки) .

(Игра проводится в среднем темпе 2-3 раза.)

Воспитатель.

Листья падают на землю и шепчутся друг с другом – шуршат. Вот так (воспитатель вместе с детьми подбрасывают листья )

Воспитатель.

Листики падают на дорожку , на траву, на крышу. А что будет, если листик упадет в лужу , пруд, речку? Как вы думаете, утонет или нет? (проводится эксперимент- таз с водой) Представьте – это лужица. Опускаем листик . Что происходит? Почему листики не тонут ?

Они легкие

Воспитатель.

Как листик плывет ?

Дети. Как кораблик

Воспитатель. Вот как много разноцветных корабликов на воде.

Дети посмотрите, за нами воробушек наблюдает. Он очень любопытный.

Оказался всех храбрей

Наш дворовый воробей.

Холодов не испугался

С нами на зиму остался.

Скоро станет совсем холодно, мы с вами уже надели куртки и шапки. Птицы улетают в теплые края, потому что им скоро нечего будет есть.

Чтобы воробьи и другие птицы перезимовали с нами и радовали нас, их надо подкармливать.

Воспитатель.

Что любят есть птицы?

Семечки, хлебные крошки, зерно.

Воспитатель.

У меня в корзине есть угощение для наших маленьких друзей, сейчас я выложу корм в кормушку. Давайте отойдем подальше, чтобы не пугать птиц, которые прилетят в нашу столовую.

Воспитатель.

Дети, пока птицы собираются на обед мы с вами соберем самые красивые листочки для аппликации . (трудовая деятельность)

Какие молодцы собрали так много листочков , мы славно потрудились,теперь можем поиграть.

Подвижная игра «Воробышки и автомобиль»

Цель : Бегать в разных направлениях, не наталкиваясь находить свой домик, действовать по сигналу

Дети встают за линию, начерченную на земле или обозначенную палочками – это дом.

Воспитатель с обручем в руках на противоположной стороне. Дети воробышки перепрыгивают линию и бегают в разные стороны по площадке. На слова воспитателя, «автомобиль едет, летите в гнёзда» воробышки бегут в дом.

Игры с выносным материалом (песочные наборы)

Воспитатель

Ну что наигрались? Предлагаю вам отдохнуть в нашем кафе, попить чаю с пирожками. (Сюжетно –ролевая игра «Кафе» )

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Дидактическая игра "Угадай что это?».

Цель : формирование тактильного чувства, развитие мелкой моторики. Закрепление понятий «овощи» «фрукты»

Оборудование : Мешочек,овощи фрукты

Публикации по теме:

Организация целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук в технике «пластилинография» с учетом ФГОС до Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как в этом возрасте дети обладают.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с учетом ФГОС «Путешествие в математику» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с учетом ФГОС «Путешествие в математику» Бакирова Диляра Мидесовна. МБДОУ детский сад №124.

Конспект прогулки в средней группе "Листопад" Подготовил воспитатель: Тенибаева Л. А. Цель:систематизировать знания детей о сезонных.

Цель: Формировать у детей представления об этом времени года. Ход прогулки:- Ребята, почему участок сегодня совсем другой? Какая сегодня.

Конспект прогулки зимой во второй младшей группе Цель: формировать у детей представление о зиме. Задачи: 1. Продолжать учить, знакомить детей со свойствами снега: холодный, в тепле тает,.

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) для детей второй младшей группы «Листопад, листопад литья желтые летят» Программные задачи: Образовательные: Учить сравнивать свойства предметов, находить общее свойство предметов; освоение счета до двух на основе.

Организация и проведение прогулки в ДОУ в соответствии с ФГОС до (старшая группа) День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ,.

Библиотека изображений:

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

Приступая к работе с детьми 2—4 лет в условиях прогулки, следует выстраивать педагогический процесс с учетом феномена раннего детства.

Раннее детство — особый период в развитии ребенка, который имеет ряд кардинальных отличий от последующих периодов его жизни.

1. У детей раннего возраста наглядно-действенное мышление. Жизненный опыт их невелик. Малыш может понять только то, что находится непосредственно перед его взором (радуга, метель, листопад) и с чем он может сам действовать (приседать или тянуть руки вверх, определяя, что резеда —низкие цветы, а золотой шар —высокие и т.п.).

2. Детям раннего возраста присуще чувственное познание действительности. Только включая в работу органы чувств (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус), малыш начинает понимать, что такое огурец и морковь, где что растет и т.п. Взрослый, решая задачи образовательной области «Познание», обогащает малышей знаниями об окружающем мире.

3. При организации прогулки следует учитывать особенности детей этого возраста:

Быстрая утомляемость и отсутствие тормозных процессов, что ставит перед взрослым задачу следить за самочувствием малышей, осуществлять смену видов деятельности;

Малая выносливость работоспособности коры головного мозга, неумение сосредоточиваться диктуют необходимость дозирования новых сведений (рассказ о жизни зимующих птиц, первые сведения о времени года и т. п. могут длиться не более 3—4 минут);

Отвлекаемость (на прогулке поводов для этого предостаточно);

Затруднения при запоминании (поэтому показы, беседы нужно проводить ярко, эмоционально и обязательно предусматривать повторение).

4. Организуя работу с детьми, необходимо удовлетворять их потребности. Например, потребность в ярких впечатлениях, в интересных действиях приводит к тому, что дети охотно идут на прогулку, находятся в хорошем настроении, активно участвуют в предлагаемых мероприятиях.

На прогулке созданы все условия для удовлетворения детской потребности в двигательной активности, что позволяет взрослому осуществлять задачи образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд» и др.

Особо следует уделять внимание удовлетворению потребности детей в самостоятельном познании окружающего мира. Это дает взрослому возможность решать такие задачи образовательной области «Познание», как формирование целостной картины мира, расширение детского кругозора и др.

Но главная потребность малыша —потребность в общении со взрослым. Отсюда и требования к взрослому, к его личностным качествам. Воспитатель должен обладать такими качествами, как: открытость, доброжелательность, любовь к детям, чувство юмора, чувство прекрасного и др., что позволит ему эффективно осуществлять основные направления социально-личностного, художественно-эстетического развития и др.

Большие требования предъявляются и к профессиональному мастерству воспитателя: постоянное совершенствование собственных знаний, творческий подход к работе, умение выстраивать с детьми субъект - но-субъектные отношения.

5. В раннем детстве ведущим видом деятельности является предметно-игровая деятельность. Наряду с ней под руководством взрослого формируется сюжетная игра, в которой первые игровые действия объединяются в сюжеты, в которой ребенок с помощью взрослого осваивает ролевые действия и ролевое поведение, учится вести ролевой диалог. Таким образом решаются задачи таких образовательных областей, как: «Социализация», «Познание», «Коммуникация» и др.

В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.

В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки —до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15° С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.

Прогулка родителей с ребенком или непосредственная работа гувернера с одним—двумя детьми или педагога прогулочной группы численностью до 4—5 человек не требуют особой организации. Прогулка с детьми младшего возраста в дошкольном учреждении должна быть правильно организована. В целях успешного решения комплекса всех воспитательно-образовательных задач при работе с детьми как младшей подгруппы (возраст 2—3 года), так и старшей (возраст 3—4 года) следует продумать организацию работы взрослых, распределение обязанностей между воспитателем и младшим воспитателем (няней).

Основную работу с детьми осуществляет воспитатель. Младший воспитатель помогает ему во всем. В целях охраны жизни и здоровья детей оба взрослых, начиная рабочий день (до приема детей), внимательно осматривают весь участок; нет ли поломанного оборудования, битого стекла, каких-либо нежелательных предметов и т.д. В летнее время на участке могут оказаться грибы, незнакомые ягоды в укромных уголках площадки, палки с шипами и заостренными концами и пр.

Планируя целевую прогулку за пределы дошкольного учреждения, оба взрослых должны хорошо узнать место, где будут останавливаться дети, предусмотреть все необходимое в пути, чтобы ничто не угрожало жизни малышей. Младший воспитатель сопровождает детей в целевых прогулках, может подключиться и старший методист дошкольного учреждения.

При организации прогулки на участке дошкольного учреждения младший воспитатель помогает подготавливать необходимый материал, создавая на участке игровую среду. Во время проведения воспитателем наблюдений с одной подгруппой младший воспитатель следит за остальными играющими детьми; в холодный период года помогает воспитателю заменять у малышей промокшие варежки, пораньше заводит в помещение младших и тех, кто устал, замерз, и т.д.; в теплое время следит, чтобы у детей постоянно было питье, вода в рукомойнике. К концу прогулки, если позволяет температура воздуха, помогает воспитателю раздеть детей, оставив в трусиках и панамках, чтобы они побегали босиком по траве и песку (в целях закаливания, а также профилактики плоскостопия), а затем вымыть им ноги.

Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности.

Создание условий для эффективного проведения прогулок

Помимо стационарно установленного оборудования, на участок следует выносить дополнительный материал, который служит для закрепления, уточнения, конкретизации знаний детей об окружающем мире, а также тренирует их наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы. Это наборы определенных видов объектов, выполненных из пластмассы, гипса или дерева.

1-й набор: сказочные персонажи, знакомые детям. В зимнее время это Дед Мороз и Снегурочка, в летнее —девочка Машенька с братиком Ванечкой и др. (высота каждой фигуры 40—60 см). Дети рассматривают их, вместе со взрослым вспоминают любимые сказки, недавние праздничные или новогодние события. Иногда в руках у Машеньки появляется корзинка. Дети замечают, начинают предполагать, куда собралась девочка. Так зарождается интересная беседа.

2-й набор : знакомые детям игрушки-животные — медвежонок, лиса, заяц, волк, белка, олень. Одни сидят на задних лапах (высота 60 см), другие стоят (высота до 80 см) или лежат. Для поддержания интереса детей и развития их внимательности время от времени в оформление объектов вносятся сюрпризные моменты: зимой медвежонку надевают малахай, волку— варежки; в летнее время лисе надевают яркий платок, а то и румяный колобок можно посадить на нос! Зайцу можно надеть то юбку, то фартук, мишке — красную рубаху, волку—лапти и т. д.

3-й набор : знакомые детям игрушки-птицы— ворона, воробей, голубь, сорока, снегирь, синица (длина 10—15 см, высота 5—7 см). Дети самостоятельно находят их, рассматривают строение тела, показывают характерные движения, голосовые реакции птиц.

Эту атрибутику расставляют по всему участку, не более 4—5 фигур одновременно. Заменять их следует через 10—12 дней, тем самым поддерживая устойчивый интерес детей к ним.

Можно стационарно установить щит (40 х 60 см, подставка до 60 см). На него взрослый вывешивает красочно оформленную иллюстрацию знакомой сказки, время от времени заменяя ее другой («Три медведя», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Снегурушка и лиса» и др.). Заметив новую иллюстрацию, дети останавливаются у щита, с интересом рассматривают ее и с помощью воспитателя могут вспомнить сюжет всей сказки.

В летнее время с целью развития наблюдательности и умения замечать изменения в одном из спокойных мест участка можно организовать «озеро», врыв в землю небольшой тазик и обложив края дерном. В яркий солнечный день возле него загорают на травке куклы, плавают по воде уточки. В пасмурную погоду у «озера» сидит рыбак. Такие изменения в сюжете не оставляют детей равнодушными. Выйдя на прогулку, дети спешат посмотреть, что происходит на «озере».

В зимнее время среди запушенных снегом кустов с горки спускаются лыжники и саночники (соответственно одетые куклы). В течение дня здесь могут произойти изменения, например, упали набок санки. Кто из детей заметит это первым? В следующий раз на пригорке появится заяц, а из-за кустов за ним будет следить волк или лиса. Каждый раз найдется повод и для наблюдений, и для развернутой беседы с детьми по поводу сюрпризных моментов. Здесь необходима фантазия взрослого.

Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку.

В зависимости от сезона вход на веранду могут украшать гирлянды из цветов, снежинок или осенних листьев. К перилам веранды на уровне глаз малышей можно прикреплять султанчики, ветряные мельницы (в руки этот материал давать не следует во избежание травм).

По краям дорожек желательно протянуть разноцветные шнуры и ленты, снежные валы украсить орнаментом из разноцветных льдинок. Украшения служат и игровым материалом. Между деревьями на ярком шнуре могут висеть колокольчики, разноцветные погремушки. Задача ребенка— пройти пригнувшись (летом проползти) так, чтобы игрушки не зазвучали. Затем нужно подняться и дотянуться до бубна, висящего рядом, и ударить по нему ладошкой.

Достаточное количество игрового материала сделает прогулку более насыщенной и интересной. Ошибка педагога обычно состоит в том, что на прогулку выносят игровой материал, изъятый из употребления в группе (машины без колес, куклы без париков и т.д.).

Интерес детей к зимней прогулке поддерживается продуманным подбором игрового материала. Он должен быть красочным и интересным, необходимым в игре для каждого. Это сюжетные игрушки разных размеров (медведи, зайцы, лисы, белки и пр.) и куклы в зимней одежде, а к ним —саночки, коляски, каталки, грузовые машины, мячи, сумочки, корзиночки. К концу прогулки, когда дети чувствуют усталость, можно включать на участке музыку для поддержания настроения.

Летом дети много времени проводят на прогулке, поэтому территория участка должна быть оснащена игровым материалом, необходимым для организации разнообразных видов детской деятельности (по аналогии с оснащением групповой комнаты).

Перечень игрового материала в теплое время года

Дидактические игрушки. Сборно-разборные матрешки, пирамидки, лото.

Моторные игрушки . Мячи и обручи грех размеров, пластмассовые шары, кегли, вожжи с бубенцами, каталки и коляски для кукол.

Технические игрушки . Легковые, грузовые автомобили, пожарные и санитарные машины, молоковозы и фургоны, самосвалы с простейшими механизмами, пароходы, самолеты, вертолеты, ракеты; телефон, велосипеды, самокаты.

Сюжетно-образные игрушки и все необходимое для развертывания игр в кукольном уголке. Наборы кукол разных размеров, спальня, кухня, столовая, коробка для хранения кукольного белья, коробка для хранения сезонной кукольной одежды.

Игрушки-наборы. Домашние животные и птицы, лесные звери и птицы,

Строительный материал . Детали из набора М. Агаповой «Малыш» и пластмассовые конструкторы.

Музыкальные игрушки . Погремушки, колокольчики, бубны, органчики.

Наборы игрушек для игр с песком и водой.

Игрушки-забавы. Озвученные волчки, народные игрушки-забавы, заводные игрушки.

Весь этот материал должен храниться в специальном блоке, построенном на участке или неподалеку от него.

Дети младшего дошкольного возраста играют индивидуально или объединившись небольшой подгруппой (2—3 человека), поэтому игрушки необходимо размещать по всей территории участка. За столиком в тени на траве можно полистать книгу, посмотреть картинки, на веранде поиграть с дидактическими игрушками. У входа на веранду стоит гараж с техническими игрушками, стеллаж с моторными игрушками. На веранде находятся уголки для развертывания сюжетных игр (кухня, спальня, наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин), уголок ряженья. Для свободного использования детям предлагаются разноцветные юбки на резинке, фартучки, косыночки, веночки, сумочки, зонтики, бусы и браслеты из ракушек и желудей. Наряженные дети играют и свободно передвигаются по участку. С другой стороны веранды находятся полочки, на которых хранится разнообразный природный материал и все необходимое для лепки и рисования.

Песочный дворик должен располагаться под тентом. Обычно он представляет собой ящик на подставках с прибитыми по краям бортиками, дети имеют возможность играть стоя и свободно передвигаться вдоль него, развертывая сложные постройки с использованием строительного и природного материала. Песок периодически очищают, меняют, перемешивают, увлажняют и пополняют.

Для разнообразных игр с водой детям предлагается небольшой переносной бассейн на траве, который они сами наполняют водой. В свободное пользование детям не дают такие игрушки, как мелкая мозаика, чтобы избежать травм.

Дети могут играть с понравившимися игрушками по всему участку, главное — чтобы они помнили, где что хранится, и после завершения игры самостоятельно расставляли весь игровой материал по местам.

Условия для активизации движений детей

Одной из особенностей младшего дошкольного возраста является потребность детей в активных и разнообразных движениях. В летнее время эта потребность полностью удовлетворяется. Дети беспрепятственно и достаточно подолгу ходят, совершая целевые прогулки за пределы дошкольного учреждения. На своем участке они увлеченно бегают, лазают по лестницам-стремянкам, съезжают с горок, качаются на качелях, катаются на машинах и велосипедах. Широко используются условия местности: с небольшого пригорка можно сбегать, узенькую неглубокую канавку перешагнуть и т.д. Дети пролезают сквозь дуги, обручи, влезают в ящики, шагают по пенечкам-«гусенице», бревну в виде крокодила, сбивают шарами кегли, играют с мячами. В то же время малыши имеют возможность отдохнуть, сидя на скамеечках, расставленных по всему участку, спокойно понаблюдать за играющими сверстниками. Под кружевной тенью деревьев, на траве желательно расстилать легкое одеяло, на котором дети могли бы покувыркаться, поползать, а то и просто полежать, глядя на синее небо и легкие белые облачка.

Особое внимание удовлетворению потребности детей в двигательной активности нужно уделять в зимнее время, когда движения несколько ограничены одеждой, а погодные условия не дают возможности много и разнообразно двигаться по участку, как это было в теплое время года.

Большая часть площадки должна быть расчищена от снега, чтобы дети могли свободно побегать, попрыгать. Постройки из снега, расположенные по всей территории, не только служат для украшения участка, но и стимулируют движения малышей. По собственному желанию дети могут влезать на спину сооруженных из снега кота, петуха, зайца, подлезать под оленя или слоненка. Можно также прокатить под каждой снежной фигурой мячи, шары; бросать снежки в корзину снеговика, белого медведя; попытаться набросить серсо на длинную шею гуся, хобот слоненка. По спине снежного крокодила можно ходить, упражняясь в равновесии; через его лапы перешагивать (высота передних и задних лап разная). Детям интересно влезать на огромную ледяную черепаху, а затем съезжать с нее на скатках. Следует отметить, что санки, особенно детям 2—3 лет, давать не следует во избежание травм. Вместо санок им можно предложить самодельные мягкие скатки: вырезанные в виде цветка, рыбки, грибка куски сукна, поверху расшитые разноцветными нитками, с подшитой снизу клеенкой. Дети могут их носить, садиться на них на скамейке, наблюдая за происходящим вокруг.

В стороне, от одного конца участка до другого можно соорудить лабиринт с разветвлениями и тупиками. Высота стен снежного лабиринта не должна превышать 40—50 см, чтобы взрослый мог видеть находящихся в нем детей; ширина стен 25—30 см. Снежные валы служат для упражнений в равновесии и перелезании. Ширина дорожек лабиринта позволяет детям беспрепятственно разойтись на них. Поверхность дорожек должна быть сглажена. Дети могут украшать склоны вала лентами, разноцветными шнурами, закрепляя их специально заготовленными пластмассовыми штырями (длиной до 15 см), а также узорами из разноцветных льдинок. Свободно передвигаясь по лабиринту, дети могут добежать до конца и встретить там белого медведя, а остановившись в одном из тупиков, разглядывать, например, вырубленный из снежного вала теремок и его обитателей, при желании поиграть с ними.

Для того чтобы попасть в отдаленную часть участка, детям необходимо преодолеть то или иное препятствие: перелезть через бревно, наклонившись, пройти через воротца, перешагнуть через снежный порожек высотой в 10—15 см, перейти через мостик и т.д.

На расчищенной от снега центральной площадке дети с удовольствием бегают по дорожкам, обозначенным краской; одни дорожки извилистые, другие прямые или замкнутые. Можно свободно перешагивать или перепрыгивать из одного разноцветного круга в другой. Можно затеять игру вокруг крупных снежных фигур (снеговика, белого медведя и т.д.). Это и прятки, и перебежки от одной фигуры к другой.

Помогая взрослым сооружать постройки из снега, дети много и разнообразно двигаются: приносят снег в ведерках, раскладывают цветные льдинки, сгребают снег в центр или отбрасывают его в стороны.

Для такой активной деятельности малыши должны быть правильно одеты. Одежда должна быть удобной, достаточно легкой, не сковывающей движения, чтобы не вызывать у ребенка досаду и разочарование. Взрослый должен продумывать организацию прогулки таким образом, чтобы дети не замерзали и в то же время не перегревались.

Увлеченные разнообразной деятельностью, дети постоянно находятся в бодром настроении, с удовольствием откликаются на все предложения взрослого и нередко высказывают недовольство тем, что прогулка подошла к концу.

Структурные компоненты прогулки

Непременным условием успешного развития и воспитания младших дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. Эта задача успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом.

Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают эстетические представления. Таким образом, наблюдение-—один из главных компонентов прогулки.

Детей следует привлекать к активным мыслительным операциям, к выполнению разнообразных движений по ориентировке на местности, к воспроизведению действий обследования предлагаемых объектов для того, чтобы систематизировать вновь приобретенные знания и закрепить полученные ранее. Широкое включение в этот процесс зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных и вкусовых ощущений способствует более глубокому познанию окружающего мира, оставляя в сознании ребенка увлекательные и незабываемые впечатления. Дидактические задания следует считать структурным компонентом прогулки детей раннего дошкольного возраста.

Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный со взрослым трудовой процесс. По мере усвоения трудовых навыков они выступают в роли равноправных партнеров, а затем уже по собственной инициативе увлеченно действуют с разнообразным природным материалом, испытывая радость от полученных результатов. Выполняя одновременно и трудовые, и дидактические задания, дети заняты интересным и полезным делом. Именно в этой непринужденной обстановке каждый ребенок приобретает положительные качества и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками.

Вследствие новых видов деятельности на прогулке возникают ситуации, вызывающие новые отношения детей со взрослым и со сверстниками. Идет интенсивное формирование личностных качеств каждого ребенка. Таким образом, трудовые действия детей также следует считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки.

Ребенок постоянно и разнообразно двигается на участке. В теплое время года потребность в активных движениях удовлетворяется полностью. Зимой эта проблема стоит довольно остро. При норме 10 тысяч шагов задень младшие дошкольники по собственной инициативе могут сделать лишь 1200—1500 шагов, в то время как при продуманной организации прогулки и педагогически правильном руководстве они показывают результаты до 6000 шагов. Таких результатов ребенок достигает без каких-либо усилий для себя, увлеченно двигаясь по участку в процессе выполнения дидактических заданий, активно участвуя в организованных подвижных играх, занимаясь интересной самостоятельной деятельностью. Очевидно, что подвижные игры и игровые упражнения также являются обязательным компонентом каждой прогулки.

Таким образом, структурными компонентами прогулки являются:

Разнообразные наблюдения;

Дидактические задания;

Трудовые действия самих детей;

Подвижные игры и игровые упражнения.

Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. Кроме того, они выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части того основного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке.

Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 3 до 5 минут (в общей сложности все компоненты прогулки занимают 15—20 минут) и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависимости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдений, настроя детей эти структурные компоненты могу! осуществляться в разной последовательности. Например, в пасмурный морозный день дети, выйдя на прогулку, сразу же включаются в подвижную игру, что неизменно поднимает их эмоциональной тонус. В знойное летнее время дети сразу же приступают к трудовым действиям — наполняют бассейн водой, чтобы затем использовать ее в течение всей прогулки.

Каждый из компонентов прогулки оказывает влияние на развитие, воспитание и формирование личностных качеств младших дошкольников.

В течение года в обязательном порядке проводится и вечерняя прогулка. В это время воспитатель дополнительно занят встречей с родителями, поэтому на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия.

На фоне играющих детей педагог может что-то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним—двумя малышами на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры-развлечения, понаблюдать с ребятами за каким-либо необычным явлением или событием, которое они сами заметили. Главное — сделать так, чтобы на прогулке детям не было скучно.

Структурные компоненты прогулки (наблюдения, дидактические игры-задания, первые трудовые действия, подвижные игры) проходят на фоне самостоятельной игровой деятельности, которая занимает основную часть времени пребывания детей на свежем воздухе и требует постоянного контроля со стороны взрослого.

В теплое время года , подготавливая все необходимое для развертывания разнообразных игр, воспитатель остается их организатором и участником.

На участке дети хотят заняться тем, что их интересует. Одни хотят самостоятельно побегать, попрыгать, полазать. Другие с упоением крутят педали велосипеда, а третьи спешат заглянуть во все углы, отметить, что изменилось. Если малыш самостоятельно нашел для себя интересное дело, взрослый может только отметить этот положительный факт и создать все условия, чтобы его не нарушить. Более того, на участке необходимо создавать условия для первых детских экспериментов. В песочницу можно положить сига, воронки, пластмассовые бутылочки с горлышком разного диаметра; в тени под деревьями поставить столик с набором небольших ящичков, заполненных камешками, шишками, каштанами, желудями. Рядом на столике можно разместить наборы разноцветных лоскутков разных видов тканей, небольшие пластмассовые баночки с крышками разных форм и размеров, маленькие ключики с замочками, калейдоскопы, магниты с набором разных по фактуре предметов, детские бинокли, зеркальца, лупы (последние дети могут использовать под контролем взрослого).

Отдельно располагается столик с дидактическим материалом и книжный уголок с наборами книг, картинок, альбомов. Следует также предусмотреть материалы для лепки и рисования.

На веранде следует периодически вывешивать картины для рассматривания, располагать все необходимое для сюжетных игр (кухня, спальня, уголок доктора, парикмахера, продавца).

Игры с песком относятся к любимым играм детей. Только на прогулке в теплое время года малыши имеют возможность полностью удовлетворить свое желание действовать с этим природным материалом. Дети подолгу увлеченно играют с песком, исследуют его свойства.

Конечно, и без руководства взрослого дети приобретают некоторый опыт: по цвету и на ощупь различают влажный песок или сухой. Сухой оставляют без внимания, из влажного делают домики-холмики, пытаются формировать куличики. Но без направленного руководства взрослого дети не смогут выполнить задуманные игровые действия. Орудуя совком, они большей частью просыпают песок мимо формочки, набирают в нее песок не до верха, забывают похлопать совком сверху, утрамбовывая его, а перевернув формочку, не знают, что надо постучать по донышку и только тогда осторожно снять ее. Не получая желаемого результата, дети отвлекаются, начинают шалить: рассыпают песок во все стороны, бросаются им, закапывают мелкие игрушки, разрушают постройки других детей.

Для того чтобы игры с песком не приобрели стойкий навык однообразной и разрушительной деятельности, взрослый должен с самого начала учить детей правильно использовать его в играх, обогащать их представления о свойствах и качествах песка, предлагать дополнительный материал для усложнения, продолжения, разворачивания игр.

В начале года (осенью) перед взрослым стоят задачи ознакомления детей со свойствами песка; обучения умению правильно пользоваться совочком и формочкой, первым игровым приемам при сооружении домиков-холмиков. В летнее время следует напомнить детям то, чему их уже обучили, а затем следить, что и как они сооружают; направлять, усложнять игру и подсказать, как можно использовать природный материал. Младшим детям можно предложить сделать птичий двор (показать мелкий игровой набор домашней птицы), старшим —сделать детскую площадку для кукол (клумбу, скамейку, дорожки вокруг и т. п.).

Целенаправленный подбор мелких игрушек и предметов (разнообразные машинки, самолеты, вертолеты, маленькие коляски и куклы, детали строительного материала), а также широкое включение в игру природного материала (камешки, ракушки, шишки, веточки, палочки, листики, травинки, луговые цветы) создают условия для развития творческой игры. Детям интересно, когда взрослый предлагает принести песок в песочницу.

Организуя, направляя и усложняя игру, следует учитывать и индивидуальные возможности каждого ребенка. Одному надо показать, объяснить, взять его за руку и насыпать совком песок в формочку, другому только подсказать: «А забор вокруг твоего дома будет?», а с третьим посчитать, сколько куличиков он уже сделал.

Задача взрослого заключается и в том, чтобы привить детям навыки совместных игр.

Каждый строит для своей куклы дом. Выстроили —и получилась улица. Воспитатель спрашивает: «Сколько на ней домов?», подсказывает, как их можно украсить ракушками, выложить строительным материалом тротуар, дорогу. Дети разворачивают игру: поехали машины налево, направо, прямо, куклы пошли друг к другу в гости и т.д. Теперь воспитатель уже может изредка подойти к песочнице, словом усложнить, направить игру: «А гараж для машин где?» Все дружно сооружают общий гараж, а там уже появилась идея построить аэропорт, парк для прогулок кукол. Вырастает целый город с улицами, мостами. Сочетание песка со строительным и природным материалом внове для детей (этим можно заниматься только на прогулке), увлекает их, позволяет возводить интересные и сложные постройки.

Природный материал широко применяется детьми в сюжетных играх в качестве заместителей: песок с водой —каша; листики—тарелочки, салат, материал для зонтика; камешки, желуди—угощение, конфеты; палочки, веточки—ложки, вилки, ножи, забор. Из глины (пластилина, теста) дети лепят зверушек, посуду для игры, угощение, всевозможные украшения.

Дети любят играть и в одиночку. За столиком малыш высыпает из ящичков и корзиночек камешки, ракушки, шишки, желуди, а затем опять рассортировывает их сам, рассматривает отдельные ракушки, долго вертит в руках камешек необычной конфигурации, примеряет желудям их шляпки. Другие ребята несут корзиночки с природным материалом к месту своих игр. Каждый сначала рисует палочкой на песке или мелом на асфальте всевозможные рисунки (елочку, цветок, флажок), потом по контуру выкладывает природный материал. Воспитатель лишь должен вовремя подсказать ребенку всевозможные действия.

Ознакомление со свойствами воды проходит во время специально организованных игр-занятий под строгим контролем взрослого.

Такие игры-занятия можно организовать только в теплое время года и проводить их в конце прогулки. Вода возбуждает ребенка, поэтому вначале необходимо научить его правильному, аккуратному обращению с ней: не плескать через край, не делать резких движений и т.д. Вначале дети просто опускают ладошки в воду, шевелят пальчиками. Воспитатель констатирует: вода прозрачная, ласковая; можно показать, как она окрашивается в разные цвета. Затем демонстрирует свойства воды, используя разнообразный игровой материал, предоставляет каждому возможность ощутить ее температуру, попутно развертывая игры: купание кукол, стирка их белья, мытье игрушек, занятия с цветными шариками. Опуская на дно игрушки, дети замечают, что одни остаются на дне, а другие тут же всплывают на поверхность. Почему? Объяснение может дать только взрослый, организуя игру-занятие «Тонет —плавает».

В жаркое время года воспитатель предлагает детям на прогулке принять участие в интересных делах: наполнить бассейн (ванночку) водой, увлажнить песок, учит пользоваться лейкой при поливе огорода, цветника. Дети охотно включаются в такие действия. С удовольствием сами моют руки после игр с песком, не отказываются вымыть ноги после прогулки.

Зимой начинаются интересные игры со снегом. Дети вместе со взрослым украшают свой участок постройками (город, поляна с цветами и грибами из льдинок, снежная клумба), сооружают их, чтобы потом использовать при игре: забрасывать в корзину снеговика снежки, ходить по «крокодилу», упражняясь в равновесии, и т.д. Строят дома (Снегурочке и другим сказочным персонажам), лепят всевозможные постройки, вспоминая сказки «Три медведя», «Теремок». В зимнее время следует остановить играющих в догонялки детей, проверить, не перегрелись ли малыши; не нужно ли заменить варежки тем, кто закончил украшать очередную постройку цветными льдинками.

Незабываемые впечатления от целевых прогулок в парк, на опушку леса, к водоему надолго остаются у детей. Они могут идти в течение 20 минут на расстояние до 300 м без отдыха. Смена обстановки, новые впечатления, которые не получишь на территории детского сада, свобода движения —все это стимулирует активность малыша, позволяет ему более глубоко осмыслить явления и события окружающего мира. Целевые прогулки заканчиваются свободными играми детей на своем участке.

Обычно у малышей на прогулке радостное настроение. Взрослый поддерживает активность детей, которые по собственной инициативе прыгают, заметив кузнечика: «Ты прыгаешь лучше самого кузнечика. Молодец! И кузнечику нравится. Сидит он, любуется, не хочет покидать нас» или: «Угадайте, дети, кому подражает наш Андрюша?» Мальчик старательно переваливается с ноги на ногу, рычит. Ребенок доволен, что взрослый заметил его действия. Одиночные действия детей чередуются с игровыми действиями 2—3 детей.

На прогулке взрослому предоставляется возможность тонко, деликатно, не подавляя активности малышей, обогащать, усложнять их первые игровые действия, включаясь в их игру: «Я тоже свою дочку буду кормить!» По ходу игрового действия взрослый демонстрирует образцы предметов-заместителей, останавливает детей удивленным вопросом: «Вы уже сварили борщ? А я не успела! Помогите мне, а потом дружно покормим обедом своих детей». В ход идут листики (капуста), тарелки; палочки (макароны, ложки, ножи); травинки (вермишель) и др. Приготовили обед, покормили кукол, и тут же взрослый объявляет: «После обеда детям спать!» Так обогащенные игровые действия объединяются в сюжет. Теперь уже после купания кукол дети стирают кукольное белье, гладят и т. п. А то вдруг проснулась дочка и заплакала. Что с ней: заболела или приснился плохой сон? Это уже решать «маме». Доктор всегда придет на помощь. В первое время роль доктора, парикмахера, продавца взрослый берет на себя, сам ведет игру, включая ребенка в ролевой диалог, демонстрируя ему ролевое поведение. Для обогащения ролевого поведения он в свободное время предлагает всем детям поиграть: «Вы будете котята (мышата, ежата, щенки и т.п.). Как все бегают, радуются? Как себя ведут, когда заболеют, испугаются?» и т.п. Такие ролевые действия нравятся детям, помогают им активно участвовать в сюжетных играх.

Например, взрослый готовится провести сюжетную игру «Доктор Айболит». В тени дерева он расстилает одеяло, где будут сидеть зрители. Ставит столик для доктора со всем необходимым: детский градусник, стетоскоп, шприц, прозрачные бутылочки с разноцветной жидкостью (йод, зеленка, микстура (розовая вода), ватные капли (желтая вода) и др.), пипетка, ушные палочки, ложечки, кусочки лейкопластыря, ваты, бинты, косыночки и др. Рядом кроватка для больного, ванночка с водой, полотенце, шампунь.

Взрослый объявляет: «Кто хочет играть со мной в доктора Айболита, разбирайте больных зверушек, а остальные садитесь, смотрите, как мы играем».

Добрый доктор Айбоит,

Он под деревом сидит

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

Воспитатель обращается к девочке с лисенком: «Ну, что скажете, мама? Что болит у вашего сыночка? (В случае затруднения говорит сам.) Вижу, вижу, не спал ваш сынок, плакал, видно ушки болят». Ставит градусник: «Да, температура высокая. Дадим ему лекарства (в ложечку наливает розовой воды). Не бойся, малыш, выпей —и поправишься! (Щупает ушки.) Покапаем тебе в ушки (капает), завяжем платочек, и посидите теперь немножко.

Кто следующий? Папа, как зовут вашу дочку (заиньку)? Вижу, хромает она. Какая ножка болит? Вот эта? Давайте помажем ножку зеленкой, заклеим лейкопластырем, чтобы грязь не попала. Посидите в тени, скоро все пройдет.

А это кто у нас охает? Это мишка-топтыжка с больными зубами! А он, верно, забыл, что нельзя много меда есть, правда? Вы, папа, не давайте ему много сладостей или он не слушается? Ай-ай-ай! Какой непослушный сынок! Видно, что он еще и зубы не чистит. Вот вам и результат. Сходите в аптеку, купите зубную пасту, щетку и каждый день чистите зубы, а пока я привяжу к щеке лекарство (листик). (Завязывает щеку платком.)

Вот еще одна больная, да такая грязная обезьянка Фрося. Она у меня часто бывает, потому что не слушает родителей: ни папу, ни маму. А дедушку с бабушкой слушает? Тоже нет? Тогда мы сами возьмемся за ее воспитание, сначала умоем шаловливую Фросю».

Воспитатель вместе с ребенком умывает обезьянку, приговаривая:

Водичка, водичка,

Умой Фросе личико...

«Вот теперь ты чистая, мы тебя послушаем, — продолжает воспитатель.—Дыши, не дыши (слушает стетоскопом, заглядывает в ушки, просит открыть пошире рот, ставит градусник). У Фроси температура. Сделаем укол. Потерпи немного, зато выздоровеешь скоро. Дадим тебе микстуру, положим в кроватку, а мама тебе песенку споет».

Воспитатель спрашивает у каждого пациента: «Ну, как ты себя чувствуешь? Уже тебе легче стало? Больше не болит?» и т. д.

Обращаясь к Фросе, он предлагает детям прочитать стихотворение:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

«А вы, ребята, умываетесь, руки моете?» — спрашивает взрослый.

Когда все звери выздоровеют, на радостях все начинают танцевать, петь песни, водить хороводы.

Можно также обыграть с детьми ролевое поведение шофера, пассажиров, строителя и др.

Подобные игры стимулируют речевую активность детей, обогащают их знаниями, формируют умение включаться в ролевой диалог.

Через некоторое время взрослый сможет выполнять второстепенные роли (пациента, покупателя, клиента парикмахерской и др.) или выступать в роли мамы, папы, которые, например, привели в поликлинику больного, и др. Пройдет еще немного времени, и дети будут по собственной инициативе разыгрывать знакомые сюжеты. Взрослый должен будет только создавать игровую среду, деликатно со стороны руководить ходом сюжетной канвы (усложнять, подсказывать отдельные игровые действия персонажей).

Дети любят выполнять движения без предметов: перебегать с места на место, взбегать на пригорок и сбегать с него, лазать по лесенкам, качаться на качелях. Такую деятельность следует поощрять, поскольку она способствует развитию основных видов движений. Свободно передвигаясь по участку, дети упражняются в более уверенном и четком их выполнении.

Но вот воспитатель замечает, как упорно один малыш карабкается на ледяную черепаху, а другой старается удержать равновесие на спине «крокодила». Педагог должен быть рядом: остановить того, кто перевозбудился; подстраховать того, кто только осваивает новое для себя движение; проследить, чтобы дети не толкались, не мешали друг другу. Взрослый не оставляет без внимания малыша, упорно добивающегося своего: «Молодец, какой храбрый!»

Педагог должен отмечать, как долго занят ребенок, не утомился ли, и вовремя переключить на другой вид деятельности; после игр с высокой степенью активности увлечь спокойными играми — предложить рисовать, лепить, играть с куклами в кукольном уголке.

Для рисования красками дети могут взять кисти, краски, большие листы ватмана и расположиться прямо на полу веранды. А можно рисовать на асфальте или на песке, сопровождая рисование песней или стихотворением.

Приглашая отдельных детей на занятия лепкой, воспитатель обсуждает с ними, что они собираются лепить, из какого материала. На выбор им предлагается пластилин, глина, тесто (на 1 стакан муки 1/3 стакана воды, 2 столовые ложки соли, 1 чайная ложка растительного масла; для подкрашивания теста используется стержень фломастера или гуашь).

Одни ребята лепят морковки. Воспитатель предлагает им: «Носик сделайте острый, как клювик у цыпленка. Пусть он своим носиком прямо в небо из земли торчит». Дети сначала недоуменно смотрят на взрослого, по его виду догадываются: шутит! Начинают смеяться, а педагог продолжает, обращаясь к тем, кто лепит огурец: «Если прячется в земле вся морковка, да еще и носиком вниз, тогда и огурцу нечего острый нос делать, пусть с таким лежит-полеживает в сырой земле!» Дети хохочут. Взрослый удивляется: «Опять не так сказал? Тогда свеклу ярко-бордовую, на солнце загорелую нужно будет повесить на куст, а кабачок рядом...»

Дети из розовой и голубой глины сами лепят зайчат, заодно считают их, затем относят и ставят рядом с муляжом на участке: «Смотри, мама-зайчиха, твои детки-зайчата прибежали к тебе!»; лепят угощение для медведя: грибы, ягоды.

В тени деревьев за столиком двое малышей рассматривают картинки в книге сказок В. Сутеева. Воспитатель предлагает ребенку (с хорошо развитой речью): «Читайте вместе, ты будешь утенком, а Саша —цыпленком. Начинайте!» И «цыпленок» с удовольствием ждет, когда можно будет произнести свое: «Я тоже!» Дети учатся взаимодействовать.

Нередко во время прогулки дети вдруг проявляют видимую на первый взгляд агрессивность к живому объекту, которая, по сути, является одним из видов исследовательских действий: стараются прихлопнуть ногой муравьишку, придавить игрушкой жучка. Это следует сразу же пресекать: вовремя остановить малышей, объяснить, к чему это может привести. А еще лучше успеть предотвратить их действия: «Какой трудяга этот муравьишка! Тащит, старается, из сил выбивается, а не отпускает такую длинную соломинку. Какой молодец!» К месту сказанные четверостишие, поговорки или куплет песни обостряют восприятие малыша, способствуют созданию ярких образов.

Задача взрослого — поддерживать инициативу каждого ребенка, развивать его любознательность. Увидев, что малыш с любопытством следит за пробегающей по дорожке букашкой, воспитатель произносит: «Интересно, куда это спешит малышка-букашка? Как такая крошка будет перебираться через бревно? Повернет к тебе или ко мне?» Эти слова способствуют более длительному наблюдению, поддерживают целенаправленное восприятие детьми живого объекта, развивают их воображение.

Ребенок наблюдает за работой муравьев, к нему присоединяются еще двое малышей. Воспитатель произносит: «Терпение и труд все перетрут!» Детям понятен смысл поговорки, так как в это время муравьи потащили свою добычу дальше, успешно преодолев крохотную канавку.

Встретив медленно двигающуюся божью коровку, можно вместе с ребятами рассмотреть ее с помощью лупы, одновременно приучая их бережному обращению с крохотными существами, обогащая их словарный запас яркими сравнениями, эпитетами. Можно прочитать четверостишие «Божья коровка, улети на небо...»

Иногда во время наблюдения воспитатель замечает, что кто-то из детей держится настороженно, старается быть поближе к взрослому, отказывается гладить щенка. Педагог не настаивает. В свободное время он может подойти с этим малышом к щенку еще раз, вместе понаблюдать, а потом и погладить его. Тесный эмоциональный контакт со взрослым поможет ребенку преодолеть собственную робость.

У детей могут возникнуть конфликты из-за места у столика с песком, из-за санок для кукол. Воспитатель непременно разберется в такой ситуации. Одна из задач педагога — создавать на прогулке атмосферу доброжелательности и симпатии к сверстникам: не упускать момент, обратить внимание оказавшихся рядом детей на товарища, помогающего малышу втащить санки с куклой на горку, на ребенка, который помогает друзьям достроить большую башню. Такой микроклимат чутко воспринимается детьми, прочно поддерживается ими. Ребята стараются помочь воспитателю и своим товарищам: сами выносят игрушки, выводят малышей за руку, придерживают дверь, когда те выходят или входят в помещение.

Не прекращается работа по формированию бережного отношения к животным и растениям. Увидев поздней осенью редкие ягоды, дети вслед за взрослым произносят: «А малину только птичкам!», так как уже знают: все меньше и меньше у птиц корма. Воспитатель обязательно заметит и не преминет похвалить тех, кто по собственной инициативе принес свежей травки кролику. Воспитание доброго и бережного отношения к окружающему миру —важная задача педагога.

Дети должны учиться первыми приветствовать всех. Младшие говорят: «Здравствуйте!», старшие произносят: «Доброе утро! Добрый день!» Вышли на прогулку и говорят хором: «Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, солнце золотое!» Ворона прилетела, закаркала—дети ей в ответ кричат: «Здравствуй, здравствуй, тетушка ворона! Как поживаешь?» Прощаясь с наблюдаемыми объектами, дети тренируются в произношении разнообразных фраз-прощаний, запоминают их.

В процессе соответствующей работы воспитателя доброжелательность становится нормой поведения каждого ребенка. Приведем пример. Бежит букашка и вдруг остановилась. Дети подбадривают ее: «Смелее, беги! Не бойся нас, мы тебя не обидим!» Залаяла собака, дети возмущенно: «Ты что на нас лаешь? Мы добрые люди!» Упал малыш, старший товарищ помогает подняться, отряхивает его от снега и бодро произносит: «Не беда!» Добрых дел много: нужно купать «дочек», стирать им белье, угощать друзей, сооружать постройки из снега, украшать их льдинками, поливать растения, кормить птиц. И так каждый день. Взрослый всегда рядом, в любой момент он поможет словом, советом, делом.

Дети чутко реагируют на изменения погоды. Взрослый должен поддерживать их эмоционально-положительный настрой. Одно дело — выйти на прогулку после щедрого весеннего дождика, когда все вокруг сияет, и в унисон детскому настроению произнести:

Дождь закапал

И прошел,

Солнце в целом свете!

Или создать лирическое настроение прощания, прочитав стихотворение «Паутина полетела...» (или М. Ходяков «Если на деревьях листья пожелтели...»; см. приложение).

Совсем другое дело, когда с самого утра зарядил мелкий дождик, который портит всем настроение и который все ругают. И тогда воспитатель может показать его детям в необычном ракурсе, выразительно прочитав стихотворение «Дождик-трудяга» (см. приложение), чем вызовет у них теплые чувства, удивит, заставит задуматься.

У воспитателя всегда найдется время для робких, застенчивых детей, которых не следует оставлять без внимания. Ребенок будет рад, если взрослый затеет с ним игру типа «Купите лук, зеленый лук», «Привяжу я козлика», «Отличные-пшеничные» или отметит, что он по собственной инициативе навел порядок в кукольном уголке на веранде: «Маленький, да удаленький!» или «Дело мастера боится!».

Дети чутко реагируют на юмор, слушая такие стихотворения, как: «Про бычка» П. Воронько, «Ворона» П. Золотова. В хмурый зимний

день у ребенка заметно поднимается настроение, когда взрослый, собираясь поправить его одежду, прочитает стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик», а затем, поправляя варежку, еще раз повторит:

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Ищешь, ищешь — и найдешь.

Здравствуй, пальчик!

Как живешь?

Помогая застенчивому малышу достать носовой платок, взрослый с улыбкой произносит: «Береги нос в сильный мороз!»

Проблем с носами детишек хватает и весной. Взрослый обращается к малышу: «Костик, помнишь загадку про сосульку? (Напоминает.) А у тебя нос на сосульку похож. Непорядок! Давай исправим!» Дети обязательно оказываются рядом, слушают, улыбаются. Воспитатель говорит: «Подходите, у кого сосулька вместо носа. Нам сосульки не нужны, нам нужны симпатичные носики-курносики!» Все смеются.

Во время общения с детьми взрослому следует как можно чаще вставлять в свою речь эпитеты, сравнения. Детям это очень нравится. А короткие стихотворные тексты и незатейливые песни незаметно становятся достоянием малышей. Увидев надвигающуюся тучу, дети подхватывают песню:

Разве ты не видишь, туча,

Без тебя намного лучше!

Улетай скорее, улетай!

Именно в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок уже свободно владеет речью, необходимо будить его мысль, поддерживать и укреплять любознательность. С этой целью нужно постоянно ставить перед ним разнообразные вопросы: из чего строят гнезда вороны; зачем кошка лижет своего котенка; где солнце, когда идет сильный дождь? Взрослый задает вопросы —и ребенок начинает задавать свои, учится вести диалог. На прогулке нерешенных вопросов великое множество. Время пообщаться с каждым или с небольшой группой ребят тоже всегда найдется. Так у малышей формируется стойкое желание все узнать, все понять. Тесные и доверительные отношения с педагогом помогают ребенку непринужденно держаться со сверстниками и взрослыми, чувствуя себя спокойно и уверенно.

Педагог должен активизировать детей, включая их в первые диалоги, например, в потешку «Курочка-рябушечка», или рассказать находящимся рядом с ним детям, что на мельнице мелят муку, из муки пекут пироги и пряники. Затем дважды прочитать потешку «Кисонька-мурысенька», чтобы дети смогли понять суть происходящего. После такой предварительной

подготовки можно предложить желающему быть «кисонькой-мурысень- кой». Взрослый задает вопросы, «кисонька» отвечает. При этом малыш, замирая, ожидает концовку, чтобы сбежать от расплаты. Теперь уже желающих быть в роли «кисоньки» достаточно. Грусти как не бывало. В дождливую погоду дети на веранде с удовольствием включаются в разыгрывание потешки: «Наши уточки с утра...» Дети отвечают: «Кря-кря-кря!» и т. д.

Пока дети заняты рассматриванием книг, строительным материалом или игрой в кукольном уголке, с желающими можно поиграть в сказки-отгадки. Взрослый с таинственным видом начинает: «Жили-были дед и баба. И была у них курочка Ряба...» Дети сразу же называют сказку.

Взрослый хвалит и продолжает: «Вы молодцы! Эту сказку узнали, а узнаете ли эту: "Жили-были дед и баба. Вот однажды дед просит: "Баба, испеки мне..." Узнали сказку?» Если нет, то можно ее продолжить.

Следует отмечать, кто в таких играх оказывается постоянно рядом. Если это медлительные, малоподвижные дети, то стоит увлечь их играми другого плана, помочь им включиться в общую игру. Например, воспитатель предлагает ребенку: «Давай посмотрим, какие следы ты оставишь на снегу? Здесь чистый снег. А я?» Тут же подходят и другие дети и оставляют по очереди на свежевыпавшем снегу свои следы, сравнивают их величину и рисунок.

Следует помочь детям влиться в общую игру: взять за руку, подбодрить, предложить вместе выполнить игровые действия. Такое внимание, чуткое отношение взрослого, своевременная поддержка вселяют в ребенка уверенность, помогают быстрее стать активным участником общих дел, открыть для себя прелесть свободных движений, радость общения со сверстниками.

Воспитатель не только следит, направляет, усложняет игру. Организуя индивидуальные игры с детьми, он упражняет каждого именно в тех движениях, которые ему даются с трудом. Например, показывает малышу, как нужно ловить мяч ладонями рук, не прижимая их к груди. Обучая прыжкам, следит, чтобы ребенок при их выполнении мягко опускался на ноги, полусогнутые в коленях. Играя в догонялки, предлагает сначала бежать в одном направлении. Когда малыш освоится, научится быстро бегать, можно менять направления. После таких индивидуальных упражнений дети легко включаются в общие игры.

Особо ценно общение воспитателя с малышом в первые дни его пребывания в среде сверстников. Педагог должен уделять как можно больше внимания и ласки такому ребенку, подбадривать его словом, помогать быстрее освоиться в окружающей обстановке, познакомиться с другими детьми. Дети не должны чувствовать себя одиноко. Взрослый и несколько детей (по желанию) приглашают новеньких малышей пройти с ними по участку и посмотреть, во что здесь можно поиграть. Так завязываются дружеские отношения между детьми. Чтобы новенькие быстрее освоились в коллективе, запомнили имена сверстников, можно, объединив двух-трех детей в игре в мяч, предложить: «Бросай мяч Оле!», «Ирочка, кати мяч Танюше!» Так незаметно малыш входит в детский коллектив.

Чтобы повысить эмоциональный настрой такого малыша, нужно просто обнять его, улыбнуться, сыграть с ним в игры-забавы типа «Сорока-белобока», «Ладушки», «Пальчик-мальчик», походить по дорожке в такт потешке:

Большие ноги Шли по дороге...

Можно обратиться к девочке с потешкой: «Катя, Катя (Соня, Аня и т.д.) маленька...» или «Купите лук...». В потешку «Ножки, ножки, куда вы бежите...» можно вставить имя любого ребенка. Главное, чтобы ребенок понимал, что потешка адресована именно ему, и радовался. В теплое время года можно сесть вдвоем на скамейку в спокойном месте и почитать отрывки из «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака, побуждая ребенка к совместным действиям: «Как отказывается тетя утка?» и т.п. Глядишь, и заулыбается малыш. В следующий раз можно предложить взгрустнувшему ребенку индивидуальную игру, например, «Мячик».

В начале учебного года нередки случаи, когда и более старшие дети на первых порах держатся настороженно, отказываются от контактов со сверстниками. На прогулке этот барьер исчезает быстрее. Стоя в стороне от играющих, новенькие дети невольно увлекаются игрой и всем своим видом, непосредственными положительными эмоциями высказывают свое отношение к происходящему. Воспитатель не настаивает на том, чтобы они обязательно принимали участие в общих играх. Пройдет немного времени, ребенок освоится, а взрослый вовремя поможет включиться в совместную увлекательную игру.

Малышам нравится, когда на прогулке между старшими и младшими детьми организуется совместная игра. Здесь у малышей и примеры для подражания, и помощь старшего товарища, и закрепление дружеских отношений с ним. Для старших это ситуация, когда можно показать свои умения, знания и получить в ответ восторженную реакцию малышей. Это и демонстрация доброжелательности, внимания, желания прийти на помощь. Всех радует катание на санках (старшие везут, младшие катаются). Нравятся детям и подвижные игры-упражнения, например, игра «Мы!».

Старшие и младшие дети стоят произвольно, образуя большой круг, чтобы не мешать друг другу и в то же время видеть всех.

Воспитатель медленно читает (или напевает) текст. Старшие дети действуют согласно словам текста, младшие подражают движениям старших:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головами. Да, да, да!

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

Дети соединяют руки. Воспитатель не торопит никого, ждет, когда все возьмутся за руки, встает в круг:

И бегаем кругом,

И бегаем кругом!

Педагог должен следить, чтобы старшие дети не бежали быстро, координировали собственные движения с движениями малышей.

Если детям было весело и интересно на прогулке, если взрослый удовлетворил все их потребности, играл с ними, пел и танцевал, то они возвращаются в группу в хорошем настроении.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь