Как бы ни было важно сотрудничество, оно не является нашей конечной целью. Отсутствие сотрудничества приносит родителям разочарование и стресс, поэтому всегда родители упоминают о нем в первую очередь.
Иногда родители говорят: «Я просто хочу, чтобы мой ребенок был счастлив». Вполне понятно, что мы хотим видеть наших детей счастливыми, но, если сделать это своей целью, она постепенно поведет семью вниз по наклонной плоскости. Когда мы стремимся сделать наших детей счастливыми, мы оказываемся заложниками детских «хочу» вместо «надо». Желания и потребности часто имеют мало общего. Нашим детям нужно больше спать, есть больше овощей, меньше смотреть телевизор, выполнять свои домашние обязанности и т. д. А они хотят совсем другого: ложиться как можно позже, есть нездоровую пищу и смотреть телевизор целый день! Горькая ирония заключается в том, что попытки сделать наших детей счастливыми часто приводят к прямо противоположному результату: дети становятся неудовлетворенными, немотивированными и не ценят те вещи и удовольствия, которые у них есть.
Таким образом, вместо того чтобы сосредоточиться на том, что наши дети хотят, давайте сосредоточимся на том, что им нужно, тогда мы сможем дать им те навыки, с которыми они смогут сами себя сделать счастливее. Интересно, что чем больше мы даем нашим детям того, что им нужно, тем больше они на самом деле хотят!
Чего же мы хотим для наших детей, когда они войдут во взрослую жизнь? Какие навыки нужны им, чтобы вести продуктивный образ жизни и создавать достойные отношения? Ответ, который я слышу чаще всего, доверие, и на то есть весомая причина. Уверенные в себе дети становятся самостоятельными и получают удовлетворение оттого, что делают какие-то вещи для себя. Они становятся более гибкими и легче приспосабливаются к новому и отличному от них окружению, легко справляются с любыми невзгодами.
Когда они в конечном итоге покидают родной дом, поступают в институт и находят работу, у них есть необходимые жизненные навыки для успешного совершения этих значительных шагов во взрослую жизнь.
Важные жизненные навыки
Вот лишь небольшая выборка жизненных навыков, которым мы хотим обучить наших детей:
✓ Мы хотим, чтобы наши дети ответственно обращались с деньгами.
✓ Мы хотим, чтобы они умели безопасно пользоваться общественным транспортом.
✓ Мы хотим, чтобы они умели держать свои вещи в чистоте и в порядке.
✓ Мы хотим, чтобы они умели готовить.
✓ Они должны чувствовать себя уверенно в магазинах, ресторанах и банках.
Все эти жизненные навыки добавляются к самостоятельности. Самостоятельность - это очень важное качество, которое шире сотрудничества, хотя именно сотрудничество первоначально волнует большинство родителей, которые приходят ко мне за советом и на тренинги. Когда ребенок сотрудничает, он делает то, что ему говорят, с первого раза и не возмущаясь. А когда ребенок самостоятельный, ему больше не нужен родитель или учитель, который говорит ему, что делать и как это делать. Самостоятельный ребенок или подросток достиг той стадии, где он сам себе говорит, что надо делать, и сам вспоминает, когда это нужно сделать, в девяноста процентах случаев.
Когда ваши дети будут послушными, опытными и ответственными, они станут самостоятельнее, увереннее в себе и счастливее. Жизнь семьи станет намного приятнее. И как только ваши дети смогут делать что-то для себя сами, вам придется делать все меньше и меньше для них, таким образом, у вас появится больше времени для себя. Вы почувствуете удовлетворение и уверенность, осознавая, что ваши дети активно овладевают навыками, привычками и ценностями, которые для вас важны.
Самостоятельность
Конечно, мы все знаем, что гораздо быстрее и легче застелить кровать или загрузить посудомоечную машину самому, чем учить ребенка, шаг за шагом, день за днем. Но очень важно не сдаваться! Обучение и тренировка - это те инвестиции, которые принесут прибыль намного быстрее, чем родители могут себе представить. Когда мы продолжаем делать для наших детей то, что они могут сделать сами, мы непреднамеренно лишаем их возможности стать самостоятельными и уверенными в себе. Делая вместо наших детей то, что они могут сделать для себя сами, мы подаем отрицательное сообщение, как будто считаем, что они не справятся с этим заданием либо что они не обязаны это делать. Сами того не осознавая, мы можем легко скатиться до роли прислуги! Так что я вам рекомендую: каждый раз, когда вы делаете что-то вместо своего ребенка, подумайте: «Что из этого он может научиться делать сам для себя?» - и начните его учить, как это делать. Он будет гордиться собой, и вы почувствуете удовлетворение, привив ему еще один жизненный навык!
Самостоятельность - это ступенька на пути к уверенности в себе. Чем больше наши дети делают для себя сами, тем увереннее они становятся. Привычка сотрудничать - это только основа, фундамент, который помогает нашим детям меньше сопротивляться, когда их просят что-то сделать, а это, в свою очередь, помогает им охотнее делать что-то для себя.
Цели воспитания - это главный вопрос педагогики, который определяет содержание, методы и результат воздействия на ребенка. Именно от их правильного выбора зависит, каким вырастет человек, какие у него будут личностные качества и характер.
Для начала необходимо разобраться, что же означают эти понятия. Принято считать, что целью является тот результат, к которому стремишься. Задачи же, в свою очередь, отвечают на вопрос, с помощью каких действий этого можно добиться.
Любое воспитание всегда на что-то направлено, независимо от того, выражается оно в мельчайших актах или широкомасштабных государственных программах. Воздействие на ребенка непрерывно, постоянно устремлено в будущее и предполагает определенный итог.
Цель воспитания - это заранее прогнозируемый результат в подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе, в его формировании и личностном развитии. Его может достичь педагог в процессе своей работы только через выполнение более конкретных задач.
Например, учитель хочет повысить уровень информированности учащихся о ВИЧ-инфекции. То есть в результате ребята должны иметь представление о данном заболевании. Для этого педагогу нужно будет решить несколько задач: рассказать, что такое ВИЧ-инфекция, какими способами передается, как можно предотвратить заражение, познакомить с вариантами обследования, а также проверить уровень усвоения материала.
Как видно, если правильно определить воспитания, то можно грамотно выстроить свою работу. Это даст возможность понять, развитию каких качеств, умений и навыков способствовать, а также какие знания формировать.
Если говорить о целях воспитания, то в первую очередь выделяют индивидуальные и общие. Гуманистическое направление в педагогике выступает за их совмещение и единство, что, конечно, правильно и нужно в процессе обучения.
Цель воспитания является общей, если она направлена на формирование качеств у всех людей. Можно сказать, что это некий социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к исполнению определенных функций, в которых большего всего нуждается общество на данном этапе развития. Ее также называют целью-идеалом, которая сочетает в себе политические, экономические, правовые, биологические, нравственные и эстетические представления о гармонично развитом, совершенном человеке и его значении в социальной жизни.
Индивидуальная цель воспитания - это развитие определенного, отдельно взятого индивидуума. На этом акцентируется внимание по той причине, что каждый человек неповторим и уникален, со своим особенным набором возможностей и устремлений. Именно поэтому важно подбирать линию развития в индивидуальном порядке.
Человек как член общества зависит от него, подчиняется его законам, нормам и требованиям. Потому обязательным условием в определении результата воспитания является совмещение индивидуальной и общей целей.
Прежде всего, выбор цели воспитания определяет потребность общества в людях определенного типа. С другой стороны, результат воздействия на ребенка будет отражать достигнутый уровень развитости социума. Доказательством является тот факт, что в различных общественно-экономических формациях были свои цели воспитания. Это проиллюстрируем на примере изменения приоритетов в такие эпохи, как первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная и капиталистическая.
Так, в доисторическом обществе всех детей учили готовить пищу, мастерить одежду и охотиться на животных. То есть цель воспитания сводилась к вооружению знаниями и навыками, которые просто необходимы для выживания. При рабовладельческом строе в приоритет ставилась роль обладателя, знатных детей учили завоевывать чужие земли и защищать свои. Простой же люд воспитывал свое поколение, исходя из ценности покорности и физического труда. В эпоху феодализма прививали качества джентльмена и рыцаря-добродетеля. Период капитализма развивал активных и деятельных людей-предпринимателей. Вместе с тем во все времена высоко ставили такие вечные ценности, как добро, истина и красота.
Также в большинстве своем цель воспитания определяет политика и идеология государства. В любой стране развитие ребенка всегда направлено на укрепление сложившихся общественных отношений. Кроме того, на выбор целей воспитания оказывает влияние социальное развитие, научно-технический прогресс, возможности образовательных учреждений и становление педагогической науки. Помимо перечисленных факторов немалое значение имеет психическое созревание и физиологические особенности человека.
Все это, конечно, просто необходимо учитывать в работе педагога и при определении результата развития ребенка.
Исходя из вышесказанного, стало понятно, какого гражданина хотели получить в ту или иную эпоху. Но как же обстоят дела с целью воспитания в современном мире?
В настоящее время упор делается на гуманистическое направление. Согласно ему, нужно создавать условия для формирования всесторонне развитой и гармоничной личности. Именно она сегодня является ориентиром формулировки целей и задач педагогики.
Гуманистическое направление считает, что для всестороннего развития важно акцентировать внимание на умственном, физическом, трудовом, экономическом, нравственном, экологическом и эстетическом воспитании.
Рост ребенка в интеллектуальном плане можно назвать ключевым. Именно ум помог человечеству отделиться от животного мира, создать все блага цивилизации и обеспечить социально-экономический прогресс. В ходе усвоения знаний дети получают определенные умения и навыки, учатся понимать окружающую действительность, явления природы, пробуют выстраивать свою жизнь, используя на практике полученную теоретическую информацию.
Также важной целью воспитания является физическое развитие. Оно способствует укреплению здоровья и формированию таких качеств, как смелость, дисциплинированность, настойчивость, решительность и ответственность. Трудовое воспитание прививает любовь к любой работе, будь она бытовой или профессиональной. Знание основ экологических дисциплин поможет сберечь окружающую среду и понять детям, как можно уменьшить расход природных ресурсов.
Эстетическое воспитание вырабатывает умения создавать прекрасное вокруг себя своими руками. У детей уже в раннем возрасте формируются взгляды, вкусы и идеалы, которые основаны на национальных особенностях и достижениях цивилизации. Цель нравственного воспитания - это создание высокоморального человека, который понимает убеждения, привычки поведения и нормы, принятые в социуме. Детей важно научить уважительно относиться к обществу, людям, самому себе и труду. должно ценить честность, ответственность, порядочность, милосердие и другие качества, которыми должен обладать гражданин страны.
Цель достигается путем решения определенных задач. И сфера образования имеет немалое значение в воспитании детей. Перед дошкольными учреждениями стоят следующие задачи:
Цели и задачи воспитания школьного образования сводятся к следующему:
Стоит отметить, что решение этих задач актуально для любой возрастной группы. Однако содержание и приоритет отличаются в разные периоды школьной жизни.
Наверное, никто не сомневается, что семья оказывает самое сильное влияние на воспитание ребенка. В окружении близких людей, родителей и родственников формируются все личные качества.
Семейное воспитание представляет собой сложную систему, так как большое значение имеет целый ряд факторов. Это биологическое здоровье родителей и ребенка, наследственность, материально-экономическое состояние, социальное положение, образ жизни, место проживания, родственные взаимоотношения. В каждом отдельном случае все эти факторы проявляются по-разному и переплетаются в уникальную цепочку, создавая конкретные условия для воспитания. Исходя из этого, можно сказать, что семьи по-своему понимают цели воспитания. Это, к сожалению, не всегда верное представление, и оно зачастую вредит детям.
Семья как ячейка общества должна выполнять несколько функций, чтобы ребенок вырос здоровой и полноценной личностью:
При реализации этих задач в семье родителям важно помнить, что наиболее полно раскрыть детский потенциал можно через использование привлекательных для ребенка видов деятельности.
Что такое принцип? Это исходное или основополагающее положение, которым руководствуется педагог, когда организует процесс воспитания. Цель при этом определена заранее, и она не может быть достигнута, если не соблюдать определенные принципы.
Итак, чем же должен руководствоваться педагог в своей деятельности?
Педагоги и родители при осуществлении принципов, целей и задач могут использовать разные методы воспитания.
Начнем с определения этого понятия. Методами являются конкретные способы и пути воздействия на поведение, сознание, волю и чувства. По-другому можно сказать, что это приемы управления деятельностью, в процессе которой осуществляется развитие и самореализация личности. Это некие ходы, которые помогают осуществить достижение заданной цели. нужно использовать с умом. Правильный выбор гарантирует успех, удачный результат.
Традиционно выделяют четыре группы методов: убеждения, приучение (упражнения), стимулирование деятельности и самовоспитание. Рассмотрим каждый вид более подробно.
Методы убеждения предполагают сознательное восприятие некоторых ценностей, что формирует личные убеждения, взгляды, идеалы и влияет на развитие отношений. При таком способе воздействия используются следующие приемы: увещевание, рассказ, разъяснение, беседа, наставление, совет, внушение и требование.
Приучение представляет собой многократное повторение каких-либо действий с осознанием результатов и цели воспитания. Это, как писал великий педагог А. С. Макаренко, упражнение в верном поступке. Для этого необходимо регулярно выполнять одно и то же, чтобы действие стало привычной формой поведения. В процессе своей жизни у ребенка появляется множество привычек. И хорошие из них нужно поощрять и превращать в качества личности. Для развития маленьких детей важно использовать игровые ситуации, в которых участники смогут понять суть происходящего и попробовать себя в разных ролях.
При стимулировании деятельности важно показать перспективы, создать настроение радости и ожидания награды в результате деятельности. При таком методе воспитания можно использовать несколько приемов. Это поощрение (похвала, вручение чего-то материального), наказание (неодобрение, порицание, замечание, осуждение, выговор) и соревнование.
Этот метод связан с ситуациями, когда ребенок сам учится понимать, какая основная цель воспитания, ставить ее перед собой, предвидеть результаты и двигаться к ним. Детей просто необходимо подталкивать к такому способу развития. Человек изначально активен с рождения и способен к самовоспитанию. Осуществляя его, ребенок может самообучаться, самообразовываться и самосовершенствоваться.
Чтобы помочь детям в этом непростом деле, педагогам и родителям нужно только наметить общий план и отдельные действия в работе. При этом важно делать упор на самооценку, самоанализ, самоконтроль, самоотчет и личные обязательства. При таком методе воспитания у ребенка формируются нравственные и волевые качества личности, которые в будущем очень помогут в жизни.
Подводя итог, можно сказать, что ведущее место в развитии детей занимают задачи, цели, принципы и методы. Их правильный выбор поможет сформировать гармоничную и всестороннюю личность.
Целенаправленность - одна из главных характеристик воспитания.
Цель воспитания - это ожидаемое изменение в человеке (или группе людей), осуществленное под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.
Процесс формулировки цели, как правило, аккумулирует сложившееся в культуре отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.
Выделяют два уровня целей воспитания:
1. социальная цель, отражающая те качества, которые должны быть сформированы у всех людей
2. цель личностная, зависящая от особенностей отдельной личности.
Цель выражает общую направленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач.
Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Задач, определяемых целью воспитания, обычно много, цель конкретной воспитательной системы всегда одна . Именно цели определяют различие воспитательных систем. В современном мире существует разнообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем.
Какие факторы определяют выбор цели воспитания?
Факторы воспитания:
1. потребности общества в воспитанной личности
2. идеология
Прежде всего это потребности общества в человеке определенного типа . Поэтому цель воспитания всегда отражает достигнутый уровень развития общества.
Доказательством этого является изменение целей воспитания в разных общественно-экономических формациях. Так, в период феодализма цель воспитания для детей феодалов заключалась в воспитании джентльмена, обладающего «рыцарскими добродетелями». Цель воспитания в период капитализма: воспитание предприимчивого хозяина, предпринимателя.
Другим фактором выступают идеология , политика государства и правящих классов. Не существует ни одного государства, даже самого демократичного, где цели воспитания не направлялись бы на укрепление сложившихся общественных отношений и были бы оторваны от политики и идеологии правящего класса. Помимо этих факторов на цели воспитания влияют темпы научно-технического и социального прогресса, уровень развития педагогической теории и практики, возможности образовательных учреждений и пр.
Вместе с тем, на протяжении веков в качестве целей воспитания принимались такие вечные нравственные ценности , как «добро» (поведение на благо другого), «истина» (как руководство при оценке действий и поступков), «красота».
Наиболее полное раскрытие они получили в цели воспитания всесторонней и гармонично развитой личности. Ее формулировка впервые была предложена в работах античных философов (Сократа, Платона, Аристотеля). В дальнейшем в понятие всестороннего гармоничного развития личности вкладывался различный смысл.
В современной трактовке цель гуманистического воспитания звучит как создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом. Такая постановка цели предполагает гармонию самости и социумности личности. Самость отражает внутренний план развития личности, всесторонность представлений о ее «Я». Социумность отражает внешний мир развития личности, прежде всего социальные связи. Самость и социумность - это две взаимосвязанные стороны личностного проявления и соответственно два направления ее самосозидания и саморазвития. Следует подчеркнуть, что такая формулировка цели воспитания глубоко гуманистична, поскольку позволяет признать приоритет индивидуальности человека, открывает возможность самому человеку отвечать за свою жизнь, за раскрытие своих способностей и своего творческого потенциала. Второй особенностью такой постановки цели гуманистического воспитания является ее динамизм, что связано с понятиями саморазвития и самореализации, которые подчеркивают необходимость активности и движения к достижению идеала.
Цель гуманистического воспитания находит отражение в целях образовательных учреждений . В современной общеобразовательной (полной) школе цель воспитания звучит следующим образом: способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности , всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Данная цель реализуется в конкретных задачах воспитания. Так, в области умственного воспитания школьников на первый план выходят такие задачи, как: формирование научного мировоззрения, развитие умственных сил и способностей учащихся, развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности, формирование готовности к постоянному самообразованию. Эти задачи решаются в нравственном, трудовом, эстетическом, физическом воспитании.
План лекции:
1. Характеристика воспитания как общественного явления и воспитательной деятельности педагога.
2. Основы педагогической технологии.
3. Семейное воспитание, его цели и задачи.
Воспитание в педагогическом процессе
План лекции:
1. Характеристика воспитания как общественного явления и воспитательной деятельности педагога.
3. Семейное воспитание, его цели и задачи.
1. Характеристика воспитания как общественного явления и как воспитательной деятельности педагога.
Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Данное понятие употребляется как в широком, так и в узком смыслах. Воспитание в широком смысле представляет собой общественное явление, как воздействие общества на личность, подрастающее поколение. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов (воспитателей) и воспитанников по реализации целей обучения и воспитания в условиях педагогического процесса. В первую очередь, это относится к формированию у человека личностных качеств, взглядов, убеждений, ценностей и норм.
Воспитание в широком смысле – передача накопленного социального опыта, норм, ценностей от старших поколений младшим.
Воспитание в узком смысле – специально организованное воздействие на человека со стороны общественных институтов (педагога) с целью формирования у него определенных качеств личности, ценностей, норм, взглядов и т.д.
Воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений (Лихачев Б.Т.).
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее общая классификация включает в себя умственное (интеллектуальное), нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяются также гражданское, политическое, поликультурное, эстетическое, этическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства, воспитание в детских, юношеских организациях (например, в турклубах – туристское воспитание), воспитание в специальных образовательных учреждениях. По стилю отношений между воспитателем и воспитанником различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются гуманистическое, прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.
Гуманистическое воспитание – представления о воспитании, целью которого является гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического взаимодействия.
Воспитание физическое – воспитание, направленное на физическое развитие человека, тренировку двигательных навыков, повышение иммунитета и работоспособности человека, а также силы воли и характера.
Воспитание умственное – воспитание, которое направлено на развитие интеллектуальных способностей личности, интереса к познанию окружающего мира и себя, формирование культуры учебного труда.
Воспитание нравственное – воспитание, основой которого являются этические требования современного общества и соответственное формирование у личности морально-нравственных норм, ценностей, нравственного поведения.
Воспитание трудовое – воспитание, предполагающее социально-трудовую адаптацию человека к жизни в обществе, развитие трудовых качеств личности (добросовестности, трудолюбия, ответственности), формирования положительного отношения к труду и миру профессий, создания условий для профессионального самоопределения личности.
Формирование личности начинается только тогда, когда происходит внешних знаний, ценностей, норм, опыта, правил поведения во внутренний психический план, в убеждения, установки, поведенческие реакции, т. есть наблюдается процесс интериоризации , создание внутренних структур человеческой психике благодаря усвоению внешней социальной деятельности. Таким образом, с позиции психологии воспитание есть процесс интериоризации.
Воспитание – многофакторный процесс. В процессе воспитания происходит влияние как объективных, так и субъективных факторов. Объективными факторами являются:
Субъективными факторами могут служить:
Выделяется целая совокупность задач воспитания личности :
1. Философско-мировоззренческая подготовка молодежи и оказание ей помощи в профессиональном и личностном самоопределение.
2. Выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности и общении.
3. Формирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения и отношений.
4. Воспитание гражданских чувств, качеств и поведения.
5. Умственное воспитание, формирование опыта познавательной деятельности, способности к творчеству, потребности в непрерывном образовании и самообразовании.
6. Экологическое образование и воспитание.
7. Развитие культуры чувств и опыта межличностного общения;
8. Эстетическое воспитание, приобщение личности к общечеловеческим ценностям и традициям, способности воспринимать произведения искусства, природу, прекрасное.
9. Физическое воспитание, развитие потребности в здоровом образе жизни.
10. Формирование позитивного отношения к труду и готовность к трудовой деятельности.
Концепция воспитания современной личности:
2. Основы педагогической технологии.
Понятие технология в современной науке и практике понимается достаточно широко:
Главное, что любая технология позволяет четко описать достижение поставленных целей по этапам (шагам), выбрать наиболее оптимальный путь достижения этих целей, впоследствии возможность воспроизводить данную технологию другими.
Педагогический процесс также нуждается в конкретизации и постановке четких целей обучения и воспитания личности и ее последовательной и эффективной реализации. Под педагогической технологией понимают следующее.
Педагогическая технология - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. [ЮНЕСКО]
Педагогическая технология связана с педагогическим мастерством. Совершенное владение технологией и есть технологическое мастерство педагога. Содержание педагогической технологии как совокупность педагогических умений и навыков подразумевает следующие:
Питюков В.Ю. выделяет следующие слагаемые педагогической технологии , раскрывающие специфические направления деятельности педагога в процессе воспитательной работы: технология педагогического общения, технология педагогической оценки, технология педагогического требования, технология педагогического разрешения конфликта, технология информативного речевого и демонстрационного воздействия, технология организации групповой деятельности, технология создания ситуации успеха, технология психотерапевтического воздействия, технология создания проблемной ситуации и другие.
Выделяются следующие методы воспитания :
Формы организации воспитательной работы зависят от поставленных целей, содержания работы, возраста учащихся, степени их воспитанности, проявляемых интересов, опыта и мастерства педагога. Воспитательная работа может организовываться как в школе на уроках, внеклассная (внешкольная) работа, дома – семейное воспитание, в рамках различных детских и юношеских организаций, детских оздоровительных лагерях и т.д. В советское время были распространены формы воспитания в условиях деятельности пионерских и комсомольских организаций.
В настоящее время используются различные формы воспитательной работы, классифицируемые по количеству участников:
Существует ряд принципов организации воспитательной работы с обучающимися (воспитанниками):
3. Семейное воспитание, его цели и задачи
Семейное воспитание - система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Семья служит одним из самых важных и сильно воздействующих социальных институтов на развивающуюся личность, она является естественной средой для воспитания ребенка. Говорят, что ребенок начинает улыбаться улыбкой мамы или другого человека ее заменяющую. Именно в семье ребенок получает первые знания и умения, нормы и правила поведения, формирует отношение к самому себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Кроме этого, ребенок все основные знание об окружающем мире, свое будущее мировоззрение ребенок формирует до 5-летнего возраста, когда он большую часть времени проводит в кругу семьи, значимых для него людей.
В современном обществе преобладает моногамная, супружеская семья – родители и их дети. Большой процент российских семей также являются неполными, когда отсутствует один из родителей, чаще всего это папа. По существующему законодательству о семье именно родители несут полную ответственность за воспитание детей вплоть до полного его совершеннолетия (18 лет).
Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу.
Целью семейного воспитания является формирование и развитие личности, таких личностных качеств, которые помогут человеку эффективно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолевать жизненные трудности, а также создание условий для личностного и профессионального самоопределения ребенка.
Задачами семейного воспитания являются:
Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:
При этом можно выделить некоторые практические советы, направленные на гуманное семейное воспитание ребенка. Вот эти правила:
Литература
Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека или группы людей; предполагаемый идеальный результат деятельности. Цель воспитания как социального явления - теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности , идеальных требований к ее сущности , индивидуальности , образованности , свойствам и качествам , умственному , физическому , нравственному , эстетическому развитию и отношению к жизни.
Цель воспитания задается обществом, государством или отдельными социальными группами, как, например, в частном образовании или в системе духовного образования, но и там оно обусловлено социальным заказом. Без осознания воспитательных целей вся педагогическая деятельность теряет четкость и смысл: «Что сказали бы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить... То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности» (К. Д. Ушинский) . Цель воспитания есть отражение его целенаправленности и целесообразности. Это то начало, которое раскрывает социальную и историческую сущность воспитания, определяет направление, содержание, формы и методы воспитания. В этом проявляется функциональное назначение цели.
На определение государством социального заказа воспитательно-образовательной системе большое влияние в современном мире оказывают общемировые тенденции и установки. Все страны, которые подписались под Международной Декларацией прав ребенка (1959) и Конвенцией ООН о правах ребенка (1989), не могут не учитывать того, что говорится в этих документах о целях и задачах воспитания и образования детей.
В Принципе 10 Декларации написано: «Он (ребенок) должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей». В Принципе 7 определены общие цели образования: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества». В ст. 29 Конвенции о правах ребенка эта цель уточняется:
«Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:
Приоритетами современного воспитания и педагогики во всем
цивилизованном мире считаются:
Аурелио Печчеи, создатель Римского клуба и его Президент до 1984 г., уже в тс годы отмечал, что необходима смена приоритетов в системе социально-педагогических ценностей: «От концепции, ориентированной на человеческие потребности и их удовлетворение, к другому понятию, в основе которого лежало бы человеческое развитие, а главной целью стало бы самовыражение и полное раскрытие возможностей и способностей человеческой личности », добавим, гармоническое развитие, которое предполагает, прежде всего, определенное соотношение между задачами, которые ставит перед собой человек, и имеющимися у него внутренними резервами для их достижения и возможностями, которые ему может предоставить государство и общество.
Цель воспитания носит, как и само воспитание, конкретноисторический характер и меняется со сменой исторической ситуации. Так, например, идеал афинского воспитания в Древней Греции складывался из понимания гармонии телесных и духовных сил, уже в Древнем Риме больший акцент получает задача практической подготовки воспитанников, в Средние века - рыцаря, крестьянина, ремесленника, религиозного служителя - и так в каждой исторической ситуации, в чем и проявляется диалектика цели воспитания, т.е. постоянное ее изменение в соответствии с новыми историческими условиями. «Образованность определяет человека, который сформирован конкретно-историческим идеалом » (К. Ясперс).
На цель и характер воспитания влияют уровень экономического развития общества, темпы научно-технического и социального развития, развитие педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, характер и качество подготовки педагогических кадров, темпы и возможности развития детей.
Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.
Выделяют три уровня целеполагания в воспитании:
Идеал воспитания (первый уровень) - образ конечного результата воспитательной деятельности всего общества. Это тот социальный заказ, воспитательный идеал, который формируется в обществе.
Социальный заказ в сфере образования определяется в Законе об образовании - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации». Его характер в первую очередь определяется принципами государственной политики в области образования.
Гуманистический характер образования и формирование гуманной личности как цель образования определяются, прежде всего, принципами 3 и 7 ст. 3:
«3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования...
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление нрава выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания».
Дальнейшее подтверждение этой гуманистической направленности можно найти во всем документе. Так, в ст. 12 «Образовательные программы» (п. 1) зафиксировано:
«Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями».
Ш. А. Амонашвили
«Считаете ли вы, что гуманное отношение к ребенку является главенствующей идеей воспитания?
Я только то и делаю, чтобы доказать вам, насколько важно воспитывать детей в духе гуманности, гуманными средствами, в гуманном педагогическом процессе. Воспитание ребенка - это не тот случай, когда цель оправдывает средства. Цель в педагогическом процессе достигается только соответствующими средствами. Гуманная цель требует гуманного подхода к ребенку. Цель в воспитании не есть конечный результат, она достигается постепенно, она растянута по всей протяженности педагогического процесса, она растворяется не только в содержании, но и в методах воспитания. Авторитарный педагогический процесс не в состоянии достичь гуманной цели воспитания свободной личности, ибо всеми своими средствами в течение длительного времени, измеряемого годами, он лишает ребенка возможности присваивать человеческую культуру в условиях проявления своей истинной природы» .
Уровень воспитательных устремлений и задач воспитания (второй уровень) - образ социально желаемой подготовленности личности на уровне воспитательных устремлений , т.е. реализация социального заказа в конкретных образовательно-воспитательных системах. На этом уровне идеальный социальный заказ, безусловно, трансформируется, так как он уточняется и корректируется в документах различных ступеней руководства образованием, в сознании и понимании руководства и педагогического коллектива конкретной школы, дошкольного учреждения, высшей школы и др., в сознании и понимании этих целей конкретным учителем, воспитателем, родителями. Каждый педагог и воспитатель в этой цепочке реализуют общий социальный заказ в формировании нужной обществу личности, но вкладывают в это свой подход, свое видение как самого идеала, так и путей его достижения. Отсюда разнообразие воспитательных и образовательных технологий, моделей и т.д. и получаемых результатов.
Уровень цели и смысла жизни человека , его потребности в самореализации (третий уровень) - с позиций гуманистической парадигмы педагогического взаимодействия более значимый для каждой конкретной личности. Обществу нужна определенная личность, но личность растущего человека не средство решения чьих-то задач, это уникальное и неповторимое сочетание таких качеств, возможностей и собственных устремлений, что игнорировать их нельзя. Ф. М. Достоевский считал, что человек, потерявший высшую идею свою, может быть, не существует вовсе.
На протяжении тысячелетий на первом месте стояли цели первого уровня и достижение их через решение задач на втором уровне. Цели и смысл жизни человека не являлись основополагающими.
Гуманистическая у личностно-ориентированная педагогика на протяжении всего периода своего существования пытается сделать целью процесса организованного взаимодействия ребенка. Человек, его возможности, его понимание смысла собственной жизни, своего появления и существования на этом свете - вот, что должно волновать все социальные науки и педагогику как прикладную философию.
Человек - мера всех вещей, ради человека существуют сама образовательно-воспитательная система и каждый конкретный воспитатель , учитель и педагог , ради человека и полноценности раскрытия его потенциала и полноты жизни существуют само общество и государство.
«Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом», - возглашал римский поэт Децим Юний Ювенал. Речь идет о том, что обществу нужны не только физически, но и социально здоровые личности, что и должно обеспечивать достижение целей всех уровней целеполагания. С социальной точки зрения, здоровье понимается как возможность организма адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека. Межведомственной комиссией Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения определено, что здоровье - ведущий системообразующий фактор национальной безопасности. Здоровье как эквивалент и выражение свободы деятельности человека является общественным богатством. Социальное здоровье есть динамическая совокупность свойств и качеств личности , обеспечивающая гармонию между потребностями человека и общества , являющаяся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной цели , самоактуализацию. Это состояние , процесс , результат , при котором биопсихические и социальные возможности личности способствуют установлению равновесия с социальной средой путем адаптации и конструктивной активизации в ней , следуя нравственным социальным нормам. Механизмами формирования социального здоровья являются социальная адаптация, социализация и инкультурация, социальное развитие и социальное воспитание (Е. II. Приступа).
При утверждении личностно-ориентированного подхода в педагогике происходит смена репродуктивной парадигмы воспитания, направленной на воспроизводство установившихся образцов и стандартов, на креативную, творческую парадигму, ориентированную на ценности, имеющие отношение к человеческой природе и способам осознания им собственного опыта.
Цель воспитания в современных условиях - влияние на развитие потребностей и способностей личности к саморазвитию, что достигается, если в процессе воспитания у воспитанников формируются потребности и способности к самопознанию, интересу к своему Я, своим отношениям и возможностям; потребности и способности к самоопределению, к разумным жизненным выборам деятельности, отношений, позиций, целей с точки зрения своего развития; потребности и способности к самореализации (самоактуализации); потребности и способности к личностной саморегуляции, регуляции своего психического и физического состояния, притязаний и самооценки; потребности и способности в совместном развитии, развитии себя через развитие других (С. Д. Поляков).
Таким образом, ясное понимание воспитательных целей определяет успешность их достижения и оптимальность выбираемых путей и средств.
Контрольные вопросы и задания
А. Как вы поняли, что такое диалектика цели воспитания?