Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

1.Д/И «Подумай и ответь» - формировать представление о том, чего у каждого человека по два и по одному;

2.Д/И «Какая комната?» - моем руки – ванная комната, … .

3.Д/И «Что мы делаем?» - коридор – в коридоре мы одеваемся, обуваемся когда выходим на улицу, … .

4.Д/И «Что изменилось?» - закрепить цифры в пределах 5.

5.Д/И «Чего не стало?» - упражнять в образовании форм род. Падежа мн.ч. существительных.

6.Д/И «В кругу с мячом» - учить подбирать слова – друзья к заданным словам (печка – речка).

7. Д/И «Медведь и пчелы» - форм. умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста.

1.Д/И «Для чего это нужно? – закрепить название предметов мебели и их назначение;

2.Д/И «Назови части предмета» - закрепить название предметов мебели, из каких частей состоит.

3.Д/И «Найди общее» - сравнивать предметы мебели.

4.Д/И «Что лишнее?» - развитие логического мышления, внимания.

5.Д/И «Опиши предмет» -учить описывать предметы мебели, узнавать их по описанию.

6.Д/И «Что бывает такой формы?»

7.Д/И «Отвечай быстро» - развитие гибкости и быстроты мышления, расширение понятийного аппарата, развитие творческих способностей, речи.

1.Д/И «Отгадай» - закрепить счет в пределах 10.

2.Д/И «Что за чем?» - закрепить части суток.

3.Д/И «Кислое, горькое, сладкое» - кислое –лимон, квас, яблоко;

4.Д/И «Первое, второе, третье, десерт» - на каждое слово дети называют несколько блюд. Кто больше вспомнит.

5.Д/И «Скажи наоборот» - подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы – антонимы (слова с противоположным значением).

6.Д/И «Найди свой домик» - закрепить геометрические фигуры.

7.Д/И «Не ошибись» - развивать зрительное внимание, реакцию на визуальный сигнал.

1.Д/И «К какому виду относится?» - сахарница – чайная посуда, салатница – столовая, …;

2.Д/И «Из чего сделана?» - закрепить предметы посуды, из какого материала сделана.

3.Д/И «Как называется?» - посуда для сахара – сахарница, …;

4.Д/И «Отбери правильно» - классифицировать посуду на чайную и столовую.

5.Д/И «Кто больше назовет действий» - активизировать глаголы, образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо и т.д.).

6.Д/И «Что стало не так?» - развивать внимание.

7.Д/И «Знаешь ли ты?» - закреплять знания о видах спорта.

Декабрь.

1 неделя.

2 неделя.

3 неделя.

4 неделя.

«Зима»

«Зимние забавы»

«Одежда»

«Новогодний праздник»

1.Д/И «Найди свое место» - учить ориентироваться в пространстве и отражать в речи направление;

2.Д/И «Назови цифру» - закрепить цифры в пределах 10;

3.Д/И «Скажи наоборот» - подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы – антонимы;

4.Д/И «Когда это бывает?» - закрепить зимние приметы;

5.Д/И «Снаружи, внутри, около, между» - закрепить понятия «внутри», «снаружи», «около», «между»;

6.Д/И «Найди спрятанную игрушку» - учить ориентироваться в пространстве.

7.Д/И «Похож- не похож» - учить сравнивать предметы; развивать наблюдательность, мышление, речь.

1.Д/И «Кто больше назовет действий» - активизировать глаголы, образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо).

2.Д/И «Какая команда быстрее построится» - закрепить счет и цифры в пределах 10, ориентировка в пространстве.

Елена Ефимчева
Картотека сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе

Сентябрь

Поликлиника.

Цель. Продолжать знакомить детей с деятельностью медицинского персонала. Формировать умение творчески развивать сюжет игры . Воспитывать уважение к профессии врача.

Детский сад.

Цель. Закрепить знания детей о работе медсестры, врача, прачки, повара, дворника, заведующей и других работников детского сада. Воспитывать интерес и уважение к их труду. Развивать у детей чувство благодарности за труд взрослых для них, желание оказывать им посильную помощь. Развивать умение применять полученные знания и умения в коллективной творческой игре.

сюжет игры . Закрепить знания о функционировании магазина. Формировать навыки культурного поведения в общественных местах.

Путешествие на пароходе.

Цель. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры . Формировать представление о видах водного транспорта, о значимости труда взрослых -работников порта для городов и сел страны.

Правила уличного движения.

Цель. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры . Закрепить знания названий машин, правил поведения на улице и в общественном транспорте.

Военный корабль.

сюжет игры . Формировать у дошкольников конкретные представления о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Расширять знания детей о подвигах воинов-моряков. Дать детям представления о типах военных кораблей : подводная лодка, крейсер, эсминец, ракетный катер, танкодесантный корабль. Воспитывать у детей чувство патриотизма, гордость за свою Родину, восхищение героизмом людей.

сюжет игры . Расширять и закреплять знания детей о разных формах почтовой связи : почта, телеграф, телефон, радио. Воспитывать чуткое и внимательное отношение к товарищам и близким.

Столовая.

Цель. Закреплять культурные навыки, умение сервировать стол. Расширять знания о том, как готовится еда. Воспитывать уважение к труду поваров.

Библиотека.

Цель. Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры . Создавать интерес к работе в библиотеке. Продолжать знакомить с правилами пользования книгой. Пробуждать у детей интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное отношение к ним.

Парикмахерская.

Цель. Продолжать знакомить детей с деятельностью парикмахера. Формировать умение творчески развивать сюжет игры . Воспитывать уважение к профессии парикмахера.

Цель. Знакомить и приучать дошкольников к режиму школьной жизни. Продолжать учить детей реализовывать и развивать сюжет игры .

Цель. Продолжать учить детей развивать сюжет игры . Дать детям понятие, что в магазине существуют разные отделы, кассы, за которыми работают кассиры. Помочь детям в распределении ролей и подготовке атрибутов . Воспитывать навыки культурного поведения в общественных местах.

Строительство завода.

Цель. Формировать у дошкольников конкретные представления о строительстве, о его этапах. Закрепить знания и рабочих профессиях. Воспитывать уважение к труду строителей.

Парикмахерская.

Цель. Дать детям понятие, что в парикмахерской работают дамский, мужской и детский мастер. Учить детей устанавливать очередность в выполнения главной роли. Воспитывать доброжелательное отношение между детьми во время игры.

Космонавты.

Цель. При строительстве ракеты уточнить знания детей ее частей - нос, люки, отсеки, иллюминаторы, пульт управления. Воспитывать у дошкольников ответственного отношения к учению. Совершенствовать физическую подготовку . Учить самостоятельно развивать сюжет игры .

Поликлиника.

Цель. Продолжать знакомить детей с кабинетом отоларинголога, с работой врача - окулиста и обязанностями медсестры. Дать детям понятие, что очки по рецепту можно заказать и купить в оптике. Воспитывать уважение к профессии врача.

Детский сад.

Цель. Учить детей самостоятельно распределять роли между собой, объединять несколько сюжетов в одной игре . Воспитывать отзывчивость, доброжелательные отношения.

Рыболовецкое судно.

Цель. Познакомить детей с трудом рыбаков. Дать элементарные знания для чего они ловят так много рыбы. Развивать интерес к игре. Формировать положительные взаимоотношения между детьми.

Цель. Уточнение знаний детей правил поведения на проезжей части дороги. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры .

Больница.

Цель. Дать детям элементарные знания, что в больницу кладут тяжелобольных людей. В больнице работают врачи разных специальностей, медсестры, повара, нянечки. Все они заботятся о скорейшем выздоровлении пациента. Учить детей заботится о ближних, уметь сопереживать и оказывать помощь в трудную минут}".

Цель. Продолжать знакомить дошкольников с работой учителя, распорядком дня учеников. Учить детей развивать сюжет игры .

Цель. Расширять кругозор детей, продолжать знакомить с различными отделами в магазинах. Познакомить с магазином, в котором продают ткани. Закрепить действия продавца, покупателя, кассира. Закрепить знания о функционировании магазина.

Цель. Продолжать знакомить детей с работой почтальона - доставляет письма, газеты, журналы, телеграммы. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры .

Цель. Закрепить представления детей о театре. Развивать интерес в игре. Формировать положительные взаимоотношения между детьми.

Пограничники.

Цель. Дать элементарные знания о службе пограничных войск - учения и тренировки солдат, дрессировка собак, охрана границы. Воспитание у детей смелости и выносливости.

Цель. Дать детям знания о том, что артисты выступают не только в театре. Они ездят с гастролями по разным городам, выступают с гастролями перед солдатами. Развивать интерес к игре.

Больница.

Цель. Знакомство детей с хирургическим отделение, работой хирурга - делает операции, работой медсестры - берет кровь на анализ, делает процедуры, которые назначает врач. Формировать умение творчески развивать сюжет игры . Учить детей справедливо распределять роли в игре.

Столовая.

Цель. Дать детям знания о работе поваров и официантов в столовой, о том, что посетители знакомятся с меню, заказывают блюда. Воспитание чуткости, внимания. Закреплять культурные навыки поведения за столом и в общественных местах.

Цель. Продолжать закреплять знания сигналов светофора, умение переходить улицу в установленных местах. Воспитывать правила поведения на улице и в общественном транспорте.

Цель. Формировать умение творчески развивать сюжет игры . Учить детей справедливо распределять роли в игре. Побуждать детей воспроизводить в игре бытовой и общественно полезный труд взрослых.

Цель. Знакомить с работой продавцов и кассира в обувном магазине. Помочь детям в подготовке атрибутов и места для игры. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми во время игры.

Цель. Продолжать учить детей четко играть роль взятую на себя. Капитан с матросами ведет корабль по курсу, врач следит за здоровьем команды, кок готовит еду. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры . Формировать представления о значимости труда взрослых работников речного порта.

Библиотека.

Цель. Познакомить детей с работой читального зала, о правилах поведения в нем - нельзя шуметь, книги для чтения выдаются по формулярам, хранятся они на стеллажах. Создать интерес к работе в библиотеке. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Космонавты.

Цель. Воспитывать ответственное отношение к учениям, подготовке к полетам . Развивать знания о работе космонавтов - изучение звезд, грунта. Космонавтов проверяют врачи. Учить самостоятельно развивать сюжет игры .

Поликлиника.

Цель. Познакомить детей с работой рентгенолога, раскрыть смысл деятельности медицинского персонала. Формировать умение творчески развивать сюжет игры . Воспитывать чувство уважения к профессии врача, медсестры.

Цель. Помочь детям в распределении ролей, подготовке места для игры . Воспитывать у детей чуткости, стремления проявлять заботу и внимания к окружающим. Зоопарк.

Цель. Закрепить и обогатить знания о животных, об их внешнем виде, повадках. Формировать умение творчески развивать сюжет игры . Воспитывать доброе отношение к животным.

Цель. Продолжать знакомить детей со школьными принадлежностями, обязанностями учеников. Напомнить детям о том, что учитель учит ребят читать, писать, рисовать и т. д., ученики выполняют домашнее задание. Воспитывать чувство уважения к труду учителя.

Российская Армия.

Цель. Формировать умение творчески развивать сюжет игры . Развивать у дошкольников конкретные представления о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащать знания детей о подвиге воинов-танкистов и воинов-моряков. Расширять представления детей о типах военных кораблей. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, восхищение героизма людей.

Строительство.

Цель. Формировать у дошкольников конкретных знаний и представлений о строительстве, о его этапах. Закреплять знания о рабочих профессиях. Формировать умение творчески развивать сюжет игры . Воспитывать уважение к труду строителей.

Детский сад.

Цель. Закрепить знания детей о режиме в детском саду, об обязанностях сотрудников дошкольного учреждения - заведующей, завхоза, воспитателей, помощников воспитателей и других. Воспитывать чувство уважения к труду взрослых.

Елена Акишина
Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы

Аннотация

Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей. Данная картотека предназначена для воспитателей подготовительной группы детского сада . В картотеке представлены различные игры на развитие внимания, воображения, логического мышления и т. д.

«Забавный счёт»

Цель : развитие внимания, навыков счёта закрепление знания цифр и чисел.

Оборудование : для игры понадобятся две таблицы, с 20. В каждом кружочке написано число от 1 до 20 в произвольном порядке.

«Времена года»

Цель : закрепить знания о времени года.

Оборудование : Конверты с пазлами с изображением времени года.

«Угадайка»

Цель : упражнять детей в счёте.

Оборудование : коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку.

Содержание. В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например : игрушка спрятана под чашкой с цифрой 5. Игрок спрашивает : "Под второй?". - "Нет, больше".

«Найди фигуру»

Цель : упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Оборудование : модели геометрических фигур, картинки , на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей, загадки о геометрических фигурах

«Сложи из палочек»

Цель : упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.

Оборудование : счетные палочки на каждого ребенка.

«Кто быстрее подберет коробки»

Цель : учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.

Оборудование : 6-8 коробок разного размера.

Содержание. Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга, педагог объясняет задание : «Коробки расставлены вперемешку : длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие0Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру. Вызывает детей, дает им по одной коробке. Потом дает команду : «Коробки, равные по длине, станьте на место!» (или по ширине, высоте) . Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд (например, от самой высокой до самой низкой) .

«Встань на свое место»

Цель : упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Оборудование : два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

«Расскажи, что видишь»

Цель : учить овладевать пространственными представлениями.

«Звездочки»

Цель : упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Оборудование : карточки с нарисованными на них звездачками от 1 до 10.

«Где какие фигуры лежат»

Цель : учить классифицировать фигуры по 2 свойствам.

Оборудование : набор фигур.

«Как расположены фигуры»

Цель : учить детей располагать геометрические фигуры на плоскости.

Оборудование : 2 таблицы, на которых посередине нарисована 1 фигура и вокруг нее (вверху, внизу, справа, слева, по одной фигуре, лист бумаги, конверт с моделями геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) .

Содержание. Воспитатель вывешивает таблицу с геометрическими фигурами и объясняет задание : «Внимательно рассмотрите таблицу, запомните, как расположены фигуры и разместите свои фигуры на листе точно так же. Чтобы хорошо все запомнить, надо рассмотреть таблицу в следующем порядке : сначала назвать фигуру, расположенную посередине, затем вверху и внизу, справа и слева. Кто хочет рассказать, как те положены фигуры? После этого В. поворачивает таблицу обратной стороной к детям. Выполнив задание, дети рассказывают, как они разместили фигуры, сверяют результат своей работы с образцом, исправляют ошибки. Могут быть даны аналогичные задания.

«Когда это бывает»

Цель : закрепить знания о частях суток.

Оборудование : модель суток, картинки .

«Кто первый»

Цель : развитие внимания.

Содержание. Воспитатель вывешивает картинку , на которой в ряд слева направо или сверху вниз изображены предметы. Обязательно договариваемся договаривается, откуда начинать пересчет предметов : слева, справа, сверху, снизу. Хлопает в ладоши несколько раз. Дети должны посчитать количество хлопков и найти предмет, которая стоит на указанном месте. Кто первым назовет предмет, становится водящим.

«Клумба»

Цель : закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними.

Оборудование : наборное полотно с 2 полосками, предметные картинки с изображением цветов (по 7 штук, карточки с 2 свободными полосками.

Содержание. На наборном полотне в 2 ряда точно один под другим, расположены по 6 рисунков маков и астр. В. говорит : «Представьте себе, что это клумба и на ней в два ряда растут цветы. Сколько маков? Давайте все вместе сосчитаем! Можно сказать, сколько астр, не пересчитывая их? Почему это можно сказать? Давайте проверим. Коля, громко сосчитай астры! Сейчас я пересажу маки и астры. В. размещает маки вплотную друг к другу и увеличивает расстояние между астрами. Что изменилось? Как теперь растут маки? Астры? Поровну ли теперь цветов? Как можно доказать, что цветов поровну? (Добавляет 1 мак) . Сколько стало маков? Как мы получили 7 маков? Каких цветов теперь больше (меньше? Как доказать, что маков больше? Какое число больше? (меньше :6 или 7?) Как сделать, чтобы было видно, что маков больше, - чем астр?

«Путешествие»

Цель : учить ориентироваться в пространстве.

«Сколько разных игрушек»

Цель : закрепление знаний об основном правиле счета : считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет.

Оборудование : наборы игрушек, числовые фигуры с количеством кружков от 6 до 10 (по 3-4 карточки на каждое число ) ; карточки , на которых нарисованы разные предметы в количестве от 5 до 10 (по 3-4 карточки на каждое число , (причем предметы расположены по-разному : по кругу, в два ряда, по вертикали или горизонтали) 1-2 карточки на каждого ребенка .

Содержание. Воспитатель ставит на стол три группы предметов в ряд и спрашивает : «Как узнать, сколько разных игрушек?» 0дному ребенку предлагает сосчитать какие-либо игрушки слева направо, а другому - эти же игрушки - справа налево. В заключении спрашивает : Как дети считали игрушки? Изменился ли результат счета? И делает вывод : «Когда нужно узнать, сколько предметов, их можно считать в любом направлении, результат получится один и тот же». В. помещает на доску 3 числовые фигуры, а карточки с изображением предметов раскладывает на столе рисунками вниз. Затем обращается к детям : «На столе лежат карточки рисунками вниз . Те, кого я вызову, должны взять по одной карточке , сосчитать, сколько предметов на ней нарисовано, найти на доске карточку , на которой нарисовано столько же кружочков, и поставить под нею свою. Выиграет тот, кто правильно и быстрее других сделает это».

«Найди парную картинку »

Цель : ориентировка на плоскости листа; учить описывать расположение геометрических фигур на карточках .

Содержание. На доске вывешивается 7-8 карточек , парные к ним раскладываются на столе рисунками вниз. Задание : «Сейчас мы поиграем в игру «Найди парную картинку «Тот, кого я вызову, возьмет одну из карточек на этом столе , назовет, какие фигуры на ней нарисованы и где они расположены. Затем найдет такую же карточку среди висящих на доске и поместит под ней свою».

«Игра с флажками»

Цель : знакомить с составом числа 10 из двух меньших единиц.

Оборудование : 10 флажков разного размера и цвета, набор предметных картинок разных видов птиц и цветов (по 12 штук) .

Содержание. «Сколько всего флажков? Как составлена группа из 10 флажков ? Поскольку флажков каждого цвета? Который по счету последний флажок?» Затем вызывает 2 детей, одному из них предлагает отобрать и поставить слева в ряд 10 картинок разных видов птиц , а другому справа -10 разных видов цветов. Выполнив задание, дети рассказывают, сколько у них картинок разных предметов птиц (цветов и сколько их всего) . «Поровну ли картинок птиц и видов цветов ? По сколько их?»

«С Мальвинами»

Цель : дать детям представление, что при увеличении любого числа на 1, получается следующее по порядку число.

Оборудование : набор из 5 Мальвин.

Содержание. Воспитатель ставит на стол Мальвин и спрашивает : «Сколько Мальвин я поставила? Сколько станет Мальвин, если я добавлю еще 1? Как получилось 2 Мальвины? Если добавить еще 1 Мальвину, то, сколько их станет и почему?» (Количество Мальвин доводится до 5) . Воспитатель следит, чтобы дети объясняли, как получилось следующее число. К какому числу предметов, сколько добавили, и сколько их стало? Как получалось 5 Мальвин? Как же мы получили новое, следующее по порядку число? Воспитатель уточняет ответы детей : «Правильно, всегда, когда мы добавляли 1 Мальвину, Мальвин получалось больше, получалось новое, следующее по порядку число. Давайте проверим еще раз».

«Домики»

Цель : учить детей пользоваться меркой для определения высоты.

Оборудование : 5 наборов : в каждом наборе 5 домиков высотой 5, 10, 15, 20, 25 см.

«Разделим пополам»

Цель : научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам.

Оборудование : полоска и круг из бумаги; у каждого ребенка - по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке .

Содержание. Воспитатель : «Внимательно слушайте и смотрите. У меня бумажная полоска, я сложу ее по полам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я разделила полоску? Верно, я сложила полоску пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равны ли части? Вот одна половина, вот - другая. Сколько я половинок показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной? Педагог уточняет : «Половина-это одна из 2-х равных частей. Половинами называются обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила 2 равные части? Что больше : целая полоска иди половина? и т. д.».

«Кто больше, а кто меньше?»

Цель : закрепить счет и порядковые числительные; развивать представления : «высокая» , «низкая» , «толстая» , «худая» , «самая толстая» ; «самая худая» , «слева» , «справа» , «левее» , «правее» , «между» . Научить ребенка рассуждать.

«Как зовут девочек?» В одном городе жили-были неразлучные подруги : Аня, Оля, Маша, Зина, Катя и Валя. Посмотри внимательно на картинку , возьми палочку (указку) и покажи, кого, как зовут, если : Валя - самая высокая, Маша, Зина и Катя одного роста, но Катя - самая толстая из них, а Зина - самая худая; Аня- самая низкая. Ты сам можешь узнать, кого зовут Олей. Теперь покажи по порядку девочек : Аня, Оля, Маша, Катя, Зина, Валя. А теперь покажи девочек в таком же порядке : Валя, Катя, Маша, Зина, Оля, Аня. Сколько всего девочек? Далее ребята отвечают на вопросы «Кто где стоит?»

«Числа, встаньте по порядку»

Цель : упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.

Содержание. Воспитатель вызывает всех детей и раздает им по числовой фигуре и говорит : «Вы теперь не дети, а числа. Числа, встаньте по порядку! Правильно построились числа? Сейчас они нам скажут, какое из них и на сколько больше или меньше какого? Число 1 говорит числу 2 : «Я меньше тебя на 1» . Что ему ответит число 2? (Число 2 отвечает : «Я больше тебя на 1» ). А что ты скажешь числу 3? и т. д.

«Заполни прямоугольник»

Цель : Упорядочивание предметов по различным признакам.

Оборудование : набор геометрических фигур, различных по цвету и форме.

Содержание. Первый игрок кладет в прямоугольники, не обозначенные цифрами, любые геометрические фигуры, например красный квадрат, зеленый круг, желтый квадрат. Второй игрок должен заполнить остальные клетки прямоугольника так, чтобы в соседних клетках по горизонтали (справа и слева) и по вертикали (снизу и сверху) были фигуры, отличающиеся и по цвету, и по форме. Исходные фигуры можно менять. Игроки тоже могут меняться местами (ролями) . Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок при заполнении мест (клеточек) прямоугольника.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»

Дид. игра «Звуковые шапочки»

Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.

Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».

Дид. игра «Закончи слово»

Цель :

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош - ка, гла - за).

Дид. игра «Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Дид. игра «Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

Дид. игра «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный) ».

Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

Дид игра «Волшебные кубики»

Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.

Ход: Ребенку предлагают собрать какое - нибудь слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов - названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].

Дид. игра «Веселый поезд»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка - билет.

Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

Дид. игра «Нужные знаки»

Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.

Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.

Дид. игра «Найди братца»

Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: Предметные картинки

Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б"], [б] и [б"] - братцы. Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

Дид. игра «Красный - белый»

Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.

Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.

Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет - белый. Звуки: [ф], [ш], [щ"].

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь