Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

March 26th, 2017 , 12:33 pm

Все успешные люди имеют привычку при первых же контактах внимательно прислушиваться к словам , которые вы говорите и к тому, как вы формулируете свои мысли.

Достаточно немного послушать человека, чтобы понять, что на самом деле у него в голове.



Почему?

Потому что через вашу речь проецируется то, что происходит у вас в подсознании, особенно, когда вы спокойны, не заинтересованы или в состоянии злости.

Впуская в свою жизнь человека, помните, что вы впускаете часть своей судьбы.

Избегайте общения с «токсичными» людьми, имеющими «дефицитное» мышление, но в тоже время умейте с ним корректно общаться и обходиться, не встревая в ненужные конфликты.

Такие люди находятся на низком уровне вибраций, их «болезнь» заразна. Вы не должны быть «помойной ямой» для их проблем.

Они не задумываются о том, что, если твердить одно и то же, то это «одно и то же» будет постоянно с ними происходить. В мире много людей, которые не хотят избавляться от проблем и чужеродных программ, и вы не несете ответственности за результаты их жизни.

Ваше поведение и образ мышления практически полностью контролируется вашим окружением.
Вы становитесь похожими на тех, с кем больше всего контактируете. Вы представляете собой психоэнергетическое среднее трех-пяти человек, с которыми чаще всего общаетесь.

Задумайтесь: Кто вас окружает? Какую музыку вы позволяете себе слушать? Какие фильмы вы смотрите? Какую информацию и эмоции вы впускаете в себя, смотрите ли вы новости, какие? Не являетесь ли вы “придатком” к своему телевизору, если это ваше постоянное окружение? На что и на кого вы тратите свободное время?

Окружение имеет большое влияние еще на один аспект вашей жизни – на вашу энергетическую безопасность.

Ваша сила определяется тем количеством энергии, которое вы способны принять у Вселенной, накопить, сберечь и реализовать.

Энергетически взаимодействуя с другими людьми, мы сталкивается с разными типами эмоциональных вибраций, как позитивными, так и негативными, и эти вибрации могут нарушать ваш энергетический баланс.

Поэтому старайтесь избегать «некорректного» общения, или хотя бы минимизируйте его. В таких случаях помните о контроле над своими эмоциональными реакциями, слушайте собеседника «вполуха», отвлеките себя мыслями о чем-то другом, читайте про себя молитву.

Не давайте никому питаться вашей энергией, пресекайте попытки отнять ее у вас...(с)

Заговори, чтобы я тебя увидел» - сказал Сократ более двух тысяч лет
назад. Это высказывание философа - ключ к пониманию важности умения
говорить. Качество речи является визитной карточкой человека, мерой
профессионализма и критерием интеллекта. «А в работе риэлтора - это, безусловно, один из базовых профессиональных навыков. И если несовершенная речь рядового сотрудника может отразиться на количестве сделок, то недооценка этого фактора руководителем может привести к печальным последствиям для всей компании. Я не раз была свидетелем грустных ситуаций, когда даже очень опытные руководители, люди талантливые и профессиональные, умеющие виртуозно работать с любым клиентом, блестяще вести деловые переговоры, оказавшись перед телекамерой или просто выступая перед большой аудиторией, теряются, комкают заготовленный текст, говорят бесцветным, сдавленным голосом, теряя в результате часть имиджа.
А ведь умение говорить публично, в особенности для руководителя, - это такой же необходимый навык, как вождение машины для водителя или игра на фортепиано для пианиста. Как справиться с волнением перед выступлением? Как донести свою мысль до слушателей? Как справиться с «вредной» аудиторией и блестяще ответить на каверзные вопросы? Как вести себя перед телекамерой? Что нужно, а чего не следует говорить в интервью для прессы? Для решения этих проблем существуют специальные технологии и они действительно работают! Люди, прошедшие специальное обучение ораторскому мастерству, получают надежный навык публичной речи.
Наше время можно по праву назвать Ренессансом риторики как науки: количество книг и статей, посвященных теории и практике риторики, разнообразным коммуникативным стратегиям и тактикам, огромно. Но, как известно, сколько ни говори «халва» - во рту слаще не ста¬нет. Пока все эти замечательные находки научной мысли остаются исключительно в распоряжении ученых, то пользы от них немного. Между тем, отечественная система образования уделяет риторической грамотности слишком мало внимания. Безусловно, опытные риэлторы интуитивно используют то, что называется «теорией риторики», нарабатывая с годами «фирменные» приемы воздействия на клиента, сглаживания конфликтных ситуаций, ответов на каверзные вопросы и т.д. Но зачем изобретать вело-сипед?
Когда мы готовимся к выступлению, интервью или беседе с клиентом, то, прежде всего, думаем, ЧТО нужно сказать. В то время как не менее важным является то, КАК мы это говорим. Ведь, по многочисленным исследованиям, содержание речи обеспечивает всего 10% успеха в профессиональном общении. Остальные 90% зависят от того, как вы ее произносите.
Давайте поразмыслим: что означает «говорить хорошо», определим исходные параметры хорошей речи. «То, что оскорбляет уши - не может проникнуть в душу человека» - справедливо указывал древнеримский оратор Квинтилиан. Созданию привлекательного образа говорящего способствует, прежде всего, так называемый «воспитанный» голос - приятный, гибкий, звучный. Комфортное звучание голоса вызывает у слушателя желание вас слушать. Основой такого звучания является правильное дыхание, ведь речевое дыхание отличается от обычного: в нем выдох примерно в 15-20 раз продолжительнее вдоха. И чтобы фраза звучала красиво и выразительно, дышать нужно через нос, используя при этом нижние отделы легких (так называемое диафрагмально-реберное дыхание), и дышать нужно экономно. Вы можете проверить качество своего речевого дыхания с помощью простого упражнения: попробуйте на одном (!) выдохе посчитать вслух «Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…» Если не удалось досчитать хотя бы до 33-х «Егорок» - вам есть над чем здесь работать.Не менее важны правильная четкая дикция, приятный для слуха тембр, выразительный интонационный контур фраз, «умные» паузы (для того, чтобы привлечь или от&течь, или попросту отдышаться и вспомнить, что говорить дальше, причем незаметно для слушателей). А как важно сделать свою речь не только приятной для слуха, но и понятной (особенно, если аудитория разнородна или вы не вполне уверены в остроте ума собеседника)! Здесь тоже есть свои правила. В частности:
Правило 1. Говорите короткими и простыми фразами. Ученые установили, что среднестатистический взрослый человек не воспринимает смысл сказанного, если фраза содержит больше, чем 13 слов.
Правило 2. Говорите понятными чело¬веку словами. Это замечательно, что у вас богатый словарный запас, возможно, у вашего собеседника он еще больше. Но дело в том, что в оперативной памяти человека содержатся слова так называемого активного словаря. Вот их и желательно включать в свою речь. А редкоупотребительные заимствованные слова или сложную, особенно для неосведомленного человека, профессиональную терминологию оставьте для статей или деловых писем. Ведь в устной речи они требуют дополнительного времени для понимания а иногда и вовсе переключается на размышления о том, что же такое, например, «эффективный девелопмент» или «Мультилистинговая Система». Если же избежать использования таких терминов нет никакой возможности - корректно напомните их значение, например, с помощью таких фраз: «Я использую этот термин в таком значении…», «Я вкладываю в это слово следующий смысл…».
Правило 3. Делите свою речь на порции с помощью пауз или переключения с одного канала восприятия на другой (скажем, теория — примеры - картинка). Наше сознание устроено таким образом, что информация воспринимается порциями (или квантами), и если условие порционности не соблюдается, то слушатели быстро устают и просто перестают вас слушать.
Правило 4. Повторяйте! Повторяйте! Главную идею необходимо повторить хотя бы три раза (а лучше - семь!). Ведь у слушателя нет возможности вернуться к тому что вы ему сказали, а с первого (а иногда и со второго) раза бывает довольно сложно понять основную мысль. Запомнили? Даже со второго раза бывает сложно понять основную мысль.
Правило 5. Используйте ассоциации: сравнения, примеры, истории, метафоры, отсылающие вашего слушателя к тому что ему известно из жизненного опыта. Дело в том, что человек не может усвоить информацию, которая является для него абсолютно новой. Чтобы понять новое, сделать его содержанием своего сознания, необходимо установить связь с уже известным. Рисуйте картинки, наполняйте образы жизнью, эмоцией, дайте собеседнику возможность «увидеть» цифры, «потрогать» звуки, «ощутить» слова.
Эти правила - лишь малая толика профессиональных секретов опытных ораторов. Кстати, практически во всех странах с развитой рыночной экономикой, начиная с США и Японии, специальная риторическая подготовка включена в обязательный образовательный минимум. И это неслучайно: ведь справиться с волнением, наладить контакт с аудиторией, найти нужные слова, подобрать неотразимые аргументы, заставить свой голос звучать уверенно и выразительно - все это не так просто, все это требует знаний и тренировки. К счастью, сегодня эти технологии стали более доступными. Этому способствует, прежде всего, обилие на прилавках книжных магазинов специальной литературы по искусству речи, тематические Интернет-рассылки. Но, как утверждают психологи, человек запоминает 10% того, что он слышит, 50% того, что он видит, и 90% того, что он делает. Поэтому наиболее эффективным способом получить нужные знания и, главное, выработать необходимые навыки является курсы и тренинги по ораторскому мастерству. На таких тренингах обучение ведется в интенсивном интерактивном режиме, с обязательным использованием видеосъемки, увлекательными индивидуальными и групповыми упражнениями, а для корпоративных клиентов может составляться индивидуальная программа, максимально соответствующая текущим бизнес-потребностям.
Очень точно сказал Харви Маккей: «В жизни бывают два момента, когда вы остаетесь в полном одиночестве: непосредственно перед смертью и непосредственно перед началом публичного выступления…» Да, когда вы уже один на один с аудиторией или с клиентом - не поможет никто. Но какой же смысл, готовясь к выступлению или интервью, оставаться в одиночестве? Самое правильное и самое надежное в этом случае - обратиться к профессионалам. И результат не заставит себя ждать: ведь умение говорить убедительно и красиво - это, без преувеличения, мощное оружие, позволяющее достигать своих самых смелых целей и овладевать самым ценным - умами слушателей.

Заговори, чтобы я тебя увидел…


Сократ

Панфилова И.М., педагог дополнительного образования

Высшей квалификационной категории,

МОУ ДОД Быковский Центр Развития

Творчества Детей и Юношества

Значимость речи в жизни современного человека трудно переоценить. Недаром во все времена выдающиеся мыслители придавали большое значение умению чётко и красиво выражать свои мысли. Вспомним, что утверждал Антон Павлович Чехов: «…Для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать».

Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ребёнка - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе развития детей, обеспечивающим успехи в учебной деятельности.

Количество детей с трудностями овладения письмом и чтением увеличивается год от года. К сожалению, эти трудности могут сохраняться и во взрослой жизни.

В связи с вышесказанным по просьбам родителей в МОУ ДОД Быковский Центр Развития Творчества Детей и Юношества под руководством А.В.Мордвинцевой была открыта группа « Совёнок –грамотейка». Цель программы данного объединения - в игровой форме содействовать развитию речи детей, воспитывать познавательный интерес к родному языку, развитие высших психических функций как основы развития языка.

Задачи:

  1. формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
  2. развитие метапредметных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
  3. формирование и развитие фонематических процессов;
  4. уточнение и расширение лексического запаса;
  5. формирование и развитие грамматического строя речи;
  6. формирование полноценной связной устной и письменной речи.

Новизна данной программы состоит в формировании ведущих компетенций личности ребёнка:

  1. коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
  2. информационная - умение работать со всеми видами информации;
  3. автономизационная - умения саморазвития;
  4. социальная - умение жить и работать с другими людьми;

Основной контингент детей – от 7 до 12 лет

В разработанной программе предусмотрена работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь)

Научно-практическая основа

Во–первых, психологами и педагогами доказано, что знания усваиваются лучше в ситуации дидактической игры. Самое главное - дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог - участники одной игры. Нарушается это условие - и педагог становится на путь прямого обучения. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр в обучении:

  1. функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
  1. функция формирования психических новообразований;
  2. функция формирования собственно учебной деятельности;
  3. функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
  1. функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
  2. функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения.

В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный процесс увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Во-вторых, проблемы в овладении языком существуют не в отдельности, а образуют целый комплекс. Грамотность складывается из трёх основных блоков:

  1. Нейропсихологический, включающий в себя функциональную готовность ребёнка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для осуществления деятельности письма;
  2. Социально –педагогический. Важно учитывать характер общения ребёнка со взрослым, его игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению;
  3. Психологический, который предполагает определённый уровень мотивации ребёнка к занятиям письму, чтению и обучению вообще.

А.Р. Лурия считал, что « акт письма не является результатом деятельности какого – либо одного

« центра»; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга» (А.Р.Лурия,1969)

Все отделы мозга А.Р.Лурия разделил на три блока:

блок

название

симптомы нарушений

коррекция

первый

Блок регуляции тонуса и бодрствования

Ребёнок быстро утомляется, быстро перестаёт воспринимать информацию, вертятся. Роняют карандаши, строят рожи, мешают другим.

Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток - выполнять дыхательную гимнастику, специальный массаж. Организовать правильный режим питания.

второй

Блок приёма, хранения и переработки информации

Проблемы с памятью и трудностями пространственной ориентации -зеркальное написание букв, замена букв, трудности удержания информации в кратковременной памяти.

Упражнения на развитие памяти, внимания

третий

Блок программирования, регуляции и контроля

Ребёнок не соблюдает правила, не может себя контролировать, даже если хочет: правила знает, а пишет с «дурацкими» ошибками. Может не соблюдать общие нормы поведения.

Упражнения на развитее произвольности.

Структуры мозга, функциональная несформированность которых мешает усвоению школьных предметов, со временем созреют при благоприятных условиях, но к этому времени ребёнок может упустить уже очень многое из школьного материала, что может привести к развитию чувства неуверенности, страху, неврозу.

Итак, мы хотим направить наши занятия на работу не только по развитию речи, но и развитию памяти, внимания, произвольности; активацию мыслительной деятельности; мышечную релаксацию, что создаст благоприятные условия для развития необходимых структур мозга.

Данные занятия будут полезны и детям без речевых недостатков, так как высокий уровень речевого развития способствует формированию мышления, памяти, внимания, регуляции поведения. А умение красиво говорить, точно и правильно излагать свои мысли – необходимое условие эффективного обучения в школе и успехов в будущей карьере и взрослой жизни.

Литература

Глозман Ж.М., Курдюмова С.В., Сунцова А.В. Развиваем мышление.

М.:Эксмо, 2010

Соболева А.Е., Емельянова Е.Н.Русский язык. Пишем грамотно.

М.:Эксмо, 2009

Сунцова А.В., Курдюмова С.В. Развиваем память. -М.:Эксмо, 2010

Федеральный государственный образовательный стандарт.URL: http://standart.edu.ru/

Материалы интернет-сайтов.


«Заговори со мной, чтоб я тебя увидел», - некогда сказал Сократ. Человека можно одеть в какую угодно одежду, окружить предметами, создающими иллюзию о его вкусах, взглядах на жизнь, внутреннем мире; человеку можно дать блестящее образование - но сущность его не ускользнёт от внимательного собеседника. Как ни странно, именно нематериальные слова, которые, как пар, выходят изо рта человека и растворяются - а на самом деле бережно хранятся - где-то в пространстве и времени, «скажут» о человеке всё.

Нам нечасто приходится задумываться о сущности понятия «слово». Разве что в то время, когда учим своих детей говорить. Иногда такая необходимость возникает достаточно неожиданно, как, например, у меня в связи с сессией дочери. Филологический факультет, тот же, который когда-то закончила я сама... И вот мы уже вдвоём листаем учебники по языковедению, которые удалось достать, и пишем ответы на вопросы.

Для начала нужно дать характеристику слова как языковой единицы.

Любой носитель языка может выделить в своём либо чужом потоке речи отдельные слова - филологического образования для этого не нужно. В то же время ни одно из определений, данных лингвистами, не учитывает всех нюансов этого понятия. Некоторые учёные считают, что охарактеризовать его при помощи слова невозможно, что понятие слова не совместимо с нашим представлением о конкретной единице языка. Слова очень разные в пределах одного языка, а что уж говорить о сравнении слов, которые относятся к разным языкам (сравните: школа, учиться, и, для, ку-ку, англ . a, the).

Но ведь надо же дать ответ, и мы выбираем самое подходящее - «звук либо комплекс звуков, за которыми закреплено определённое лексическое значение», - и радостно начинаем заполнять белое поле, стараясь не думать о том, что определение неточное, оно подходит и для морфем, и для предложений. И почему в украинском «залізниця» - это одно слово, а «железная дорога» - два? И что же тогда говорить об английском «вставать» - to get up? Сколько здесь слов: одно, два, а может, три? Прекрасно, и это только начало!Возникновение языка...

Опять несколько учебников - и версии, версии, версии...

Помню, как когда-то в школе я очень ждала, когда нам начнут преподавать биологию. Дело в том, что я была уверена: именно на этом уроке нам объяснят тайну жизни, ну как же ещё может начинаться такой предмет! Разница между жизнью и смертью для меня была совершенно непостижимой. Как и большинство детей, я не могла сформулировать вопрос так, чтобы меня поняли. Самой большой загадкой была работа сердца. Почему оно стучит? Что заставляет его работать? Конечно, тогда я не нашла ответа. Но биология всё должна была прояснить. И вот наконец-то первый урок... К сожалению, мне не удастся заинтриговать читателя: все на этом уроке были и сами всё слышали.

Разочарование, подобное тому, детскому, я испытала, разбирая некоторые гипотезы о возникновении языка.Но оставим тему экзаменов, ведь и в обычной жизни есть над чем поразмыслить. Самые обыкновенные слова, которые мы ежедневно употребляем, иногда можно увидеть в совершенно ином свете. Возьмём хотя бы звукоподражательные слова. Наша речь имеет такое свойство: своей внешней звуковой стороной, сочетанием гласных и согласных она характеризует предмет, независимо от того смысла, который вложен в содержание слова. В словах «квакать», «жужжать», «мяукать», «кукушка», «хохот», «топот» звуковая форма указывает на то, что квакает лягушка, мяукает кошка, мычит корова и так далее. Если изучающему русский язык известно значение слов «лягушка», «кошка» и «корова», то о смысле приведённых сказуемых он догадается по одной звуковой форме, так как слова эти носят в себе элемент звукоподражания. Как здесь не вспомнить об аллитерации - повторении одинаковых или однородных согласных, которые придают особую выразительность сказанному. Так, в поговорке «От топота копыт пыль по полю летит» звукоподражательным является слово «топот»: звуками «т», «п», «т» передаётся идея слухового ощущения; в слове «копыто», взятом отдельно, этой идеи нет, но она усиливается благодаря повторению согласных и новому согласному «к». А вот другой пример использования слова «топот», но уже из украинской литературы:

Наступ потвор. Впертість убивць.
Тупіт чобіт.
Ближчає. Дужчає. Глибшає. Тяжчає.
(Н. Бажан)

Повторением согласных «п», «т», «б», «ж», «ш» создаётся выразительный звуковой образ печально известного марша немецкой армии.

И раз уж мы затронули украинскую речь, позвольте дать несколько примеров из фразеологии, которые я очень люблю приводить своим ученикам. Для начала ответьте на вопрос: что нужно делать, чтобы о тебе сказали, что ты ведёшь себя, «як чумацька воша»? На самом деле всё очень просто - важничать. Вот ещё один фразеологизм, который не так легко сразу понять. Какое качество человека имеется в виду, если мы говорим о нём, что он «коту хвоста вузлом зав’яже»? Он ещё «з вареної крашанки курча висидить», «з-під стоячого підошву випоре», в него «і в ступі не влучиш». Теперь понятно, что речь идёт о сообразительном человеке. В противовес ему человек бестолковый - «ні цоб ні цабе»; если всё совсем плохо - «шкандибає на голову», если просто легкомысленный - «в нього цвіркуни в голові тріщать».

Но будем серьёзнее. Существует множество понятий, которые мы привычно выражаем словами, но не способны осмыслить, представить. Создатель, бесконечность, любовь, рай, ад - первое, что приходит в голову из этого ряда. Думаю, что эти слова ещё ждут нашего понимания. Когда-то обновлённый человек увидит всё иначе, шире. Ну а пока - имеем то, что имеем.Мне очень нравится афоризм Сократа, о котором я вначале вспоминала. Но, на мой взгляд, он не приемлем для филолога. Заговорить? Да пожалуйста! Словами можно играть, манипулировать, за ними удобно прятаться. Их можно затаскать так, что пользоваться ими будет неловко и банально. Вспомните образцы сочинений старшеклассниц из «Тома Сойера» Марка Твена. Сам автор охарактеризовал их так: «Одним из признаков, которым отличались эти сочинения, была сознательная, любовно взлелеянная меланхоличность; кроме того, расточительный и безудержный наплыв „высоких слов“, дальше - глупая манера лепить куда только можно особенно „яркие“ выражения и обороты, замусоливая их по самое никуда; а особенно бросалась в глаза и тягостно поражала назойливая и невыносимо убогая мораль, которая каждый раз помахивала своим куцым хвостом в конце каждого такого произведения».

Как часто мы забываем, что лаконичность - признак совершенства. Не зря редакторы любят повторять, что полностью отредактированный текст - это афоризм.

Наши давние предки пользовались очень небольшим количеством слов. Но с каким же благоговением они к ним относились! Одна из теорий возникновения такого фольклорного жанра, как загадка, утверждает, что своим появлением она обязана табу: люди не осмеливались называть определённые предметы или явления, чтобы не вызывать их дух, не осмеливались тревожить. Поэтому о них говорилось метафорически. Для нас загадка - это сжатое, аллегоричное описание событий, явлений, которые нужно разгадать. Мы лишь улыбаемся, когда слышим, что предки не называли существо, на которое шли охотиться, «чтобы оно не услышало», и не задумываемся: может, в чём-то они были умнее нас. Мы обращаемся к Богу, употребляя при этом обыкновенные слова, и не только верим, но и знаем, что нас слышат, - то есть осознаём эту важную функцию слова. В то же время сами не считаем нужным следить за тем, что говорим. Мы призываем Господа в свидетели своим «ей-Богу», и делаем это не только тогда, когда говорим правду. А уж произносить имя Творца всуе нам «Сам Бог велел». Если бы человек всегда мог помнить, что судить его будут как раз по тем словам, которыми он судил других, что своими словами он фактически творит себе суд, - он был бы несколько осторожней.

Древо нашего языка очень разрослось, переплелось с другими растущими вблизи деревьями. Но для выполнения основного задания человека - для спасения души - необходимо не так уж и много. В конце концов, можно обойтись двумя словами: «Господи, помилуй».

На человеке лежит огромная ответственность за пользование таким непостижимым словом. Конечно, филологу чаще, чем другим, приходится задумываться над сущностью этого понятия, поэтому мне очень хочется быть лаконичной, выдержанной, осторожной со словами. Старательно примерять их ещё до использования, а не сгребать в кучу перед исповедью, с досадой отмечая, что куча эта совсем не отличается от своих старших сестричек. И знаете, что в этой ситуации успокаивает встревоженную совесть? Правильно, слова.

В данном случае - слова Шекспира: «Мне легче научить двадцать человек, как правильно поступать, чем быть одним из этих двадцати и следовать своим же поучениям».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь