Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Окт 25

Что означает выражение «яблоко раздора»

Значение и происхождение фразеологизма "яблоко раздора"

Под значение этого фразеологизма «яблоко раздора» подразумевают обстоятельства, действия или просто неудачно сказанные слова, из-за которых друзья становятся врагами, соседи недоброжелателями, а государства из добрых партнеров превращаются в непримиримых противников. Самое интересное, что часто предмет этих разногласий ничтожно мал, а последствия, как правило, разрушительны и непредсказуемы.

И как показывает история таких «яблок» было немало за все время существования человечества. Легенда же о «яблоке раздора» является одной из самых интересных и поучительных в древнегреческой мифологии.

Пелей и Фетида.

А началось все с того, что Прометей (бог, защитник людей от произвола богов) предупредил Зевса (бог-громовержец, повелевающий всем миром), что от его брака с Фетидой (морская нимфа) родится сын, который станет могущественнее Зевса и свергнет его. Зевс не стал жениться на Фетиде,а на место жениха посоветовал выбрать Пелея (сын царя Эака). Ведь по пророчеству этот брак способствует рождению легендарного героя Ахиллеса. Боги согласились с доводами Прометея и одобрили этот союз, но при условии, что Пелей победит Фетиду в поединке.

Сообщить Пелею о воле богов поручили богу огня и покровителю кузнечного ремесла Гефесту. Узнав свою судьбу, Пелей прокрался в грот, где любила отдыхать Фетида, укрылся и стал ожидать появление своей будущей жены. И когда Фетида вошла в грот из морской пучины, Пелей схватил ее своими могучими руками. Пытаясь вырваться из цепких объятий, Фетида превращалась то в змею, то в львицу, то в воду. Но Пелей удержал Фетиду, тем самым победив ее. Теперь они должны были пожениться.

Свадьбу решили отпраздновать в пещере кентавра Хирона. Под руководством покровителя искусств Аполлона звучала кифара, пели музы, прославляя Пелея, Фетиду и их будущего сына. Хариты (богини веселья и радости) и оры (богини времен года) водили хороводы. И подарки были на загляденье. Бог морей Посейдон подарил коней, Хирон - копье, остальные боги - разные доспехи. Короче, как сейчас говорится, зажигали боги.

Лишь одной богини раздора Эриды не было на празднике. Зная ее скверный характер, ее на свадьбу не пригласили. Затаив обиду, коварная Эрида решила отомстить. Невидимая веселящимся, подбросила она на стол золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей».

Разгорелся жуткий спор между Герой (богиня брака), Афиной (богиня войны и мудрости) и Афродитой (богиня красоты и любви). Кому же должно достаться яблоко? Но отступать никто не хотел. За разрешением этого спора решили обратиться к Зевсу. Но он пошел на хитрость. Ведь Афина была его дочерью, Гера являлась его женой, а Афродита вообще богиня красоты. Так, чтобы никого обидеть, Зевс поручил Гермесу (бог торговли и красноречия) передать это злосчастное яблоко пастуху Парису, который и должен был сделать выбор в отношении самой «прекраснейшей».

Парис.

На самом деле Парис был сыном царя Трои Приама. Просто, еще накануне рождения Париса его матери Гекубе приснился страшный сон. В нем вместо сына у Гекубы родился горящий факел, и этот факел послужил сожжению всей Трои. Рассказала об этом сне Гекуба своему мужу Приаму, который обратился за разъяснениями к прорицателю. Тот предсказал, что рожденный его женой ребенок станет виновником разрушения всей Трои. Напуганные таким предсказанием родители велели пастуху Агелаю отнести новорожденного ребенка на гору Иду и бросить его на произвол судьбы.

Но судьба была благосклонна к Парису. Его нашла и выкормила медведица. Через несколько дней Агелай, решив проверить, что произошло с малышом, наткнулся на него. Пораженный, что брошенный малыш еще жив, Агелай взял его к себе домой и воспитал как своего сына. Назвал пастух малыша Парисом. Вот и вырос царский сын в семье пастуха. Среди своих сверстников Парис выделялся ловкостью, силой и красотой. Спасая стада от диких зверей, а своих товарищей от разбойников, прослыл храбрецом и заслужил уважение. Спокойно и счастливо жил Парис, не подозревая о своей судьбе.


Суд Париса.

Но вернемся к легенде о «яблоке раздора». Итак, представ перед Парисом и отдав ему яблоко, Гермес поведал волю богов, изложил, так сказать, суть проблемы. Смущенный Парис стоял в нерешительности, разглядывая представших перед ним прекрасных богинь (прям как на конкурсе красоты) и не решаясь отдать кому-либо предпочтение. Тогда богини стали убеждать Париса отдать яблоко именно ей, обещая разные награды. Афина предложила победы и военную славу, Гера - господство над Азией, а Афродита - любовь самой прекраснейшей из смертных женщин. Парис выбрал последнее, отдав яблоко Афродите.

С тех пор Афродита всячески помогала Парису во всех его начинаниях. А Гера с Афиной, возненавидев Париса, да и всех троянцев, поклялись стереть Трою с лица земли.

И, надо признать, все выполнили свои обещания. Афродита действительно помогла Парису украсть прекрасную Елену - жену легендарного героя Менелая. Это послужило поводом для начала войны между Троей и Спартой. А Гера с Афиной всячески помогали спартанцам, мстя троянцам за «суд Париса», и добились своего - Троя была разрушена и сожжена.

Вот так безобидный предмет послужил причиной непримиримой вражде и большой войне.

«Яблоко раздора» в искусстве.

Впервые это выражение «яблоко раздора» попадается в одном из трудов римского историка Марка Юниана Юстина, жившего во втором веке, в значении предмета вражды и спора.

В 1633 году фламандским художником Якобом Йордансом (19 мая 1593 г. - 18 октября 1678 г.) написана картина «Золотое яблоко раздора», ныне находящаяся в музее Прадо города Мадрида.

В национальном музее Каподимонте города Неаполя находится фарфоровая скульптура 18-го века работы Филиппо Тальолини, на которой Парис отдает «яблоко раздора» Афродите.

Когда Пелей, сын Эака, вступал в брак с дочерью Нерея Фетидой, на брачный пир к нему, на гору Пелион, сошлись все небожители: все они пожелали почтить тот пир своим присутствием и осчастливить новобрачных дарами. Пришли Зевс с Герой, владыки Олимпа, Афина и Арей – на этот раз безоружные, Аполлон и Артемида, Афродита и Гефест, хоры ор, харит и муз и все нереиды, сестры новобрачной. Весело было на пиру у Эакова сына. Отрок Ганимед, кравчий Зевса, наполнял кубки благовонным нектаром; Аполлон, златокудрый бог, играл на кифаре, а музы пели сладкозвучные песни; хариты и оры, взявшись за руки, плясали веселую пляску, и в их хоровод вмешивались Арей, Гермес и другие божественные юноши. Из всех бессмертных одна только Эрида, богиня раздора, не участвовала в веселом пиршестве. Гневаясь на то, что ее исключили в тот день из сонма богов, Эрида бродила вблизи Пелиона и измышляла месть, думала, как бы смутить пир. Не замечаемая никем, она приблизилась к собранию богов и бросила в их среду золотое яблоко, сорванное с дерева Гесперид; на том яблоке написано было: "Превосходящей всех красотою". Тотчас поднялись три богини: Гера, Афина и Афродита, и все три объявили притязание на яблоко. Ни одна из них не хотела уступить первенства другой; долго спорили они и обратились к Зевсу, требуя, чтобы он присудил, кому владеть яблоком. Из-за спора богинь стали называть его «яблоком раздора». Но Зевс уклонился и не захотел быть судьей в том споре; он передал яблоко Гермесу и велел ему идти с богинями в троянскую землю, на гору Иду: пусть там рассудит богинь Парис, пусть он порешит, которой из трех должно принадлежать яблоко раздора.

Парис был сыном троянского царя Приама и Гекубы. Перед тем как родиться ему, Гекуба видела страшный сон, который снотолкователи объяснили так: Гекуба родит сына, и сын тот уготовит гибель Трое и всему царству Приама. Лишь только родился младенец на свет, царь Приам призвал одного из пастухов своих, по имени Агелай, – и велел ему отнести новорожденного на вершину Иды и там бросить. Спустя пять лет Агелай нашел младенца невредимым: его вскормила медведица; пастух взял мальчика к себе, воспитывал его как собственного сына и назвал Парисом. Так рос сын троянского царя между пастухами, и вырос, и стал красивым и мощным юношей. Не раз случалось ему защищать стада и самих пастухов от нападения хищников и диких зверей; за мужество и силу, которую оказывал в подобных случаях Парис, он получил имя Александр («защитник мужей»). Мирно текли первые годы юности Париса; был он счастлив дружбою с нимфой Эноной, дочерью бога реки Кербена, – вместе бродили они по лесистым отрогам обильной потоками Иды, и не желал и не искал Парис другого счастья. Лучше было бы для него, если б он и навсегда остался в безвестности, не покидал бы тех мест, где прошли первые годы его безмятежно счастливой юности!

Однажды стоял он на вершине лесистой Иды, под тенью сосен и дубов, и играл на пастушеской свирели; вокруг него, на лугу, наелись быки и овцы. Вдруг видит Парис, что к нему идет вестник богов Гермес и с ним – три богини; объятый страхом, юноша обратился в бегство, но Гермес остановил его и успокоил. "Не бойся, Парис, – вскричал Гермес, и не беги от нас! Этих богинь прислал к тебе Зевс: ты должен решить, которая из них превосходит других красотою; той, которую найдешь лучшей, и отдай это яблоко, вызвавшее раздор между нами".

Суд Париса о яблоке раздора. Аттическая гидрия конца VI в. до Р. Х.

Тут Гермес вручил Парису золотое яблоко раздора и исчез. Богини приблизились к юноше, ставшему, по воле Зевса, судьей красоты их. Гера и Афина, верховные богини Олимпа, понадеялись на свое величие и достоинство и не употребили никаких средств, чтобы придать себе большую прелесть. Афродита же не так поступила: она надела блестящую, цветистую одежду, пропитанную благовониями весенних цветов; хариты и оры расчесали ее пышные кудри и украсили их цветами и золотом. Юноша Парис был так ослеплен лицезрением богинь, что не мог судить о виде и красоте их и думал только о достоинстве даров, которые обещали ему богини. Гера, могущественнейшая из богинь, первая подошла к Парису и обещала, если он присудит яблоко раздора ей, дать ему силу и власть, обещала сделать царем над Азией и Европой; воинственная Афина, богиня мудрости, подошла вторая и сказала, что готова дать ему славу побед, славу первого между героями и мудрецами; после Геры с Афиной к оробевшему юноше приблизилась Афродита, стоявшая доселе поодаль; ласково взглянув на Париса, она с улыбкой взяла его за руку и обещала ему в обмен на яблоко раздора величайшее счастье в любви – обладание Еленой, прелестнейшей из всех смертных жен, подобной красотою самой Афродите. Очарованный красотой богини и прельщенный ее обещаниями, Парис отдал яблоко раздора Афродите. С тех пор она стала верной защитницей и помощницей Париса; Афина же и Гера возненавидели не только его, но и Трою, – с того часа стали они помышлять о том, как бы погубить отчизну Париса. Таким образом, яблоко Эриды было не только причиной вражды между первыми богинями Олимпа, но и породило распрю и гибельную, многолетнюю войну между двумя народами Европы и Азии. Начало же распрям положено было на брачном пиру родителей Ахилла, одного из славнейших героев Троянской войны.

Вскоре после суда о яблоке раздора в судьбе Париса произошла перемена. Случилось это так. Гекуба не могла забыть о своем злополучном сыне, брошенном, по воле отца, в лесистых пустынях Иды; терзалась царица сердцем и не могла утешиться. Чтобы развеять ее печаль, Приам учредил в память сыну блистательные игры и назначил в награду победителю прекраснейшего быка из стад своих, пасшихся на Иде. Оказалось, что лучший из быков царя Приама был в стаде Париса; юноша не мог расстаться со своим любимцем и сам повел того быка в город. Когда увидел Парис состязания царевичей и знатнейших юношей Трои и соседних городов, захотелось и ему испытать свою силу; стал он бороться на тех самых играх, которые учреждены были ему в память, – и победил всех царевичей троянских, даже Гектора, Деифоба и Идопея. Это раздражило царственных юношей, и Деифоб извлек из ножен меч и намерен был поразить им дерзкого пастуха. Парис прибег тогда к алтарю Зевса; у алтаря стояла Кассандра, вещая дочь старца Приама: взглянув на юношу, она прозрела в нем Приамова сына, в память которому и установлены были игры. Велика была радость родителей, обретших сына; любуясь на него, они повели его в свои царственные чертоги. Кассандра, провидевшая будущие судьбы своего рода, противилась принятию Париса в дом Приама, но ее, по обыкновению, никто не хотел слушать. Приамовой дочери послан был от Аполлона дар провидения, но за ее непокорность вещий бог наложил на нее великую кару: никто не давал веры предсказаниям прозорливой девы.

По материалам книги Г. Штолля «Мифы классической древности»

Русский язык невероятно богат и красноречив. Особую прелесть ему придает использование идиоматических оборотов. Посредством метких фраз можно очень точно выразить свою мысль. Кроме того, фразеологизмы, безусловно, украшают не только разговорную, но и письменную, художественную речь. Справедливости ради, стоит отметить, что многие идиомы принадлежат не только русскому народу, но и имеют аналоги в других странах и обязаны своим происхождением другим нациям. Поговорим об одном из них. «Яблоко раздора». Фразеологизм этот берет начало в древнегреческой мифологии. Кстати, мифы разных народов - один из самых крупных источников происхождения крылатых выражений.

Мы обязаны знаменитой легенде о споре трех богинь идиомой «яблоко раздора». Миф этот повествует о событиях, послуживших причиной Великий Зевс хотел взять в жены прекрасную Фетиду, дочь титана. Однако Прометей предсказал ему, что рожденный ею сын свергнет с престола собственного отца. А потому отдал ее фессалийскому царевичу Пелею. На свадьбу были приглашены все И лишь одну Эриду, богиню раздора, не позвали, помня о ее скверном характере. Но затаила богиня обиду, бродила неподалеку от пещеры Хирона, где шумел веселый пир. Придумала она, как отомстить за оскорбление. Взяла она и написала на нем одно-единственное слово: «Прекраснейшей». А после подбросила его на пиршественный стол. Именно этот фрукт получил в дальнейшем название «яблоко раздора».

А все дело в том, что золотое яблоко и надпись на нем увидели три Афродита и Афина. Богини - тоже женщины и им, как и всем дамам, тоже свойственно считать себя самыми прекрасными. Каждая из них утверждала, что яблоко предназначено именно ей. Рассудить их попросили богини Громовержца. Однако Зевс решил схитрить. Ведь Гера - его жена, Афина - дочь, а Афродита была, поистине, прекрасна. Тогда поручил он Гермесу, чтобы тот отдал яблоко Парису, сыну царя Трои. Юноша не знал, что он царевич, ведь он был выращен пастухами. Именно на Париса возложил Зевс обязанность назвать одну из богинь самой прекрасной. Каждая пыталась привлечь молодого человека на свою сторону. Гера пообещала ему власть и могущество, контроль над Азией, Афина предлагала ему воинские победы и мудрость. И лишь Афродита угадала тайное желание Париса. Она сказала, что поможет ему получить любовь прекрасной Елены, и Леды, жены Атрея Менелая, царицы Спарты. Именно Афродите отдал Парис яблоко.

Гера и Афина возненавидели его и поклялись извести. Афродита же выполнила свое обещание и помогла ему украсть Елену. Это стало поводом для начала войны. Менелай решил наказать троянцев и вернуть свою жену. А в результате Троя была уничтожена.

А фраза «яблоко раздора» стала крылатой благодаря римскому историку Юстину, жившему во II веке. Он употребил его впервые в значении причины споров, вражды, чего-то небольшого, что приводит к крупным распрям. «Яблоко раздора» называют также «яблоком Эриды или Париса». В нашей речи мы часто употребляем эту идиому. Так, очень часто говорят: «Яблоко раздора прокатилось между ними», - если речь идет о некогда друживших, а ныне враждующих из-за пустяков людях.

18.09.2018 18.02.2019 Александр Фирцев


Из Древней Греции, которую ещё называют родиной философских выражений, в современность пришел фразеологизм «яблоко раздора », обозначающий причину ссоры.

Данная идиома — яркий пример украшения художественной речи, где каждый может увидеть свой смысл, но, заложенная много веков назад, его суть, останется неизменной. Откуда получило начало одновременно сладкое и противоречивое выражение?

Значение фразеологизма

История знает несколько упоминаний о «яблоке», а именно в работах Ликофрона, Гомера, Гигина и Стасина. Как известно, Юстин – римский историк 2 века, впервые ввёл в речевое употребление «яблоко раздора» в качестве фразеологизма, вкладывая в него такие значения как «причина спора», «первопричина конфликта», «мелкие разногласия, приводящие к серьезным последствиям».

За века в художественной речи встречались подобные выражения «яблоко Эриды», «яблоко Париса», но наиболее употребляемой идиомой осталась «яблоко раздора».

Также можно встретить выражение «кинуть яблоко раздора», например, между друзьями, знакомыми, родственниками, что означает поссорить или найти точку недовольства между людьми, что приведет к крупной конфликтной ситуации.

Происхождение фразеологизма

Древняя Греция подарила обществу большое количество преданий о богах, смелых героях, сильных неизведанных животных, мудрецах, предательстве друзей, неразделенной любви. Значение фразеологизма «яблоко раздора» берет свое начало в сказании о трёх богинях, спор которых стал причиной начала Троянской войны.

Мудрый Зевс, когда пришло время жениться, видел своей супругой дочь Титана – Фетиду. Но, Прометей, когда узнал о таком выборе Зевса, предостерег его, уверив, что её ребёнку суждено забрать престол отца. Фетида была отдана царевичу Пелею. Их свадебное торжество посетили приглашенные боги Олимпа, кроме Эриды – богини раздора, которая, оскорбленная таким неуважением, подбросила на свадебный пир золотое яблоко с начертанным на нем словом «прекраснейшей». Такой «подарок» стал причиной раздора между Герой, Афиной и Афродитой.

Обнаружив красивое яблоко на столе, каждая из них доказывала, что именно ей оно предназначается. Необходимо было рассудить девушек, но Зевс не знал, как это правильно сделать, ведь Гера являлась его женой, Афина – любимой дочерью, а в красоте Афродиты никто не мог усомниться. Было решено отдать объект спора сыну царя Трои – Парису, который рос среди обычных людей и не знал о своей предначертанной судьбе.

Когда яблоко было в руках Париса, богини стали обещать награду за право считаться самой прекрасной. Афина предлагала ему стать героем, который не проиграет ни одной битвы, а также, достойной уважения, мудрости. Гера даровала власть, великую силу и могущество, но только Афродита знала, чего тайно юноша желает: любви Елены – царицы Спарты и супруги Менелая.

Богиня красоты и любви пообещала молодому парню помочь выкрасть Елену, и она выполнила данное обещание, Парис получил желаемое, а Афродита была награждена яблоком и званием «самой красивой». Такие события стали причиной начала войны между Спартой и Троей, в которой троянцы проиграли битву. В результате разногласий и вражды многие погибли, в том числе и сам Парис.

Таким образом, яблоко, подброшенное Эридой, стало причиной, на первый взгляд, несерьезного спора между богинями, который, в последствии, перерос в военный конфликт представителей древнейших государств, оставивший яркий след в греческой мифологии.

Дань искусству

Примечательно, что данное выражение стало источником вдохновения фламандского живописца Якоба Йорданса, который в 1633 году написал картину под названием «Золотое яблоко раздора».

В данный момент произведение его творческой деятельности можно лицезреть в мадридском музее Прадо.

Скульптор Филиппо Тальолини также решил увековечить значение фразеологизма «яблоко раздора» в одноименной скульптуре, где изобразил процесс передачи Парисом яблока Афродите. Шедевр искусства 18 века можно увидеть в национальном музее Каподимонте в Неаполе.

- «Прекраснейшей». В борьбу за право обладать заветным плодом вступили три богини - Венера, Минерва и Юнона. Однако никто из присутствующих на празднике не осмелился выбрать единственную обладательницу яблока, опасаясь навлечь на себя гнев оставшихся двух богинь.Тогда они решили, что приз должен им присудить сын Гекубы и Приама – Парис. Юноша в младенчестве был брошен в горах, т.к. по предсказанию оракула, он станет причиной войны и разрухи в родном . Но Париса спас, воспитал и обучил своему ремеслу простой пастух. Юношу полюбила прекрасная нимфа Энона, и он ответил взаимностью.Но, оставив свою возлюбленную, Парис поспешил на гору, где богини ждали его решения. Минерва, которая предстала первой, пообещала в обмен на яблоко наделить мудростью. Отдать плод он пообещал и Юноне, но когда он увидел прекрасную Венеру с ее волшебным поясом, и услышал, что в обмен на яблоко она подарит ему невесту, такую же по красоте как сама, без колебаний отдал яблоко ей. Минерва и Юнона были в бешенстве и пообещали отомстить за решение. Стремясь выполнить свое обещание, Венера послала Париса в Трою с целью открыться родителям и отправиться с флотом в Грецию. Полностью положившись на слова богини, юноша бросил прекрасную Энону и с группой молодых пастухов отправился принять участие на празднике в Трое. Участвуя в состязаниях, он привлек к себе внимание Кассандры, которая была его сестрой и обладала даром пророчества. Указав членам своей семьи на Париса, она рассказала о его происхождении и предупредила, что юноша погубит свой род.Однако родители не стали опасений и, желая загладить вину перед сыном, стремились выполнить все, что он пожелает. Но, не переставая слушать Венеру, Парис делает роковой шаг, отправившись с флотом в Грецию, где богиня помогла ему похитить жену спартанского царя – Елену. Из–за этого и была развязана Троянская война, погубившая город, и разрушившая всю Париса.Выражение «яблоко раздора », является примером фразы, которая живет веками и не имеет срока давности. В настоящее время, данное высказывание стало в своем роде эвфемизмом для всякой малозначимой вещи или любого события, которое может в будущем привести к самым непредсказуемым, масштабным, а иногда и разрушительным последствиям. Выражение стало , обозначающим причину ссоры и вражды.

Источники:

  • яблоко раздора значение фразеологизма в 2019

Обычные яблоки являются одними из самых популярных фруктов в мире. И это неудивительно, ведь они очень вкусные и обладают множеством полезных свойств. Без такого фрукта трудно себе представить кухню европейских народов. Ко всему прочему, яблоко представляет собой символ, который тесно связан с культурными традициями, искусством и фольклором многих народов.

Яблоко - универсальный символ

Как ни странно, такой простой фрукт - яблоко - имеет очень много значений и культуре разных стран. У одних народов оно означает весеннее возрождение и радостную любовь, а у других - раздор и запретный плод. Двойственный характер любви между и мужчиной также символизирует этот косточковый фрукт.

В качестве примера можно привести яблоко древнеримской богини Цереры, которое повергает людей в страстное безумие. Ему противопоставлен другой символ - романтичная и нежная «яблоня ».

В народном фольклоре яблоко означает надежду на очень удачное бракосочетание и крепкие семейные узы. Немало крылатых «яблочных» выражений вошли в культурный фонд русского языка.

Яблоко – запретный плод

Существует известная о том, что запретный плод всегда сладок. По Библии яблоко дало людям знание, способность различать добро и зло. Но также оно привело первых людей на земле к грехопадению.

Ева не только дерзнула сорвать и вкусить этот плод, но и передать его Адаму. Последствие оказалось ужасным - изгнание на землю из рая. Тем не менее яблоко олицетворяет и райское блаженство. Многие исследователи считают, что название легендарного острова Авалон в переводе с валлийского (уэльского, кимрского) языка означает «яблоко».

Яблоко – символ вечной молодости

Яблоко нередко упоминается в сказаниях и мифах различных народов как символ неувядающей и красоты.

О способности таких фруктов возвращать и сохранять молодость также повествуют многие русские народные сказки.

Древнегреческий герой Геракл добыл у сестер-нимф Гесперид эти волшебные фрукты, которые сулили своему обладателю вечную юность. Кроме этого, скандинавский бог Локи также не хотел . И чтобы предотвратить этот процесс, он просто украл молодильные яблоки.

«Яблочная» символика в культуре славян

У яблоко символизировало не только здоровье, счастливый брак, плодородие и достаток, но и тайну жизни и смерти. Считалось, что именно этот плод помогает хранить в памяти живых образ ушедших. В связи с этим древние славяне к своих предков всегда подносили яблоко.

Косточковый плод не обошел стороной и свадебные торжества. На них использовали не только сам фрукт, но и ветки яблони. Принять яблоко в подарок означало для согласие на . Ветками яблони зачастую украшали свадебный праздничный стол.

«Яблоко » - выражение загадочное, поэтичное, интригующее и неоднозначное. Во всяком случае, единого мнения по поводу трактовки его значения нет. Оказывается, возможны различные толкования.

Какой же это плод?

На этот счет нет единого мнения. С одной стороны, во « любви» речь идет о яблоке. С другой – довольно известна версия, согласно которой « любви» назывались… помидоры. И она не лишена оснований. Помидоры или томаты были завезены в Европу в 16 веке с Американского континента. И назывались они действительно яблоками, вернее «поми дель Перу», или Перуанское яблоко – так окрестили их испанцы за внешнее сходство с известными им фруктами.

Сначала они считались декоративным растением, плоды которого несъедобны, но в 18 европейцы уже с удовольствием употребляли их в пищу. В Великобритании эти плоды были известны как «яблоки любви», это произошло из-за того, что итальянское выражение pomo d"oro, что переводилось как «золотое яблоко», было неверно понято как pomo d"amore и переведено как «яблоко любви».

Джон Жерар, англичанин, знаток лекарственных растений, стал одним из тех, кто первым решился выращивать томаты в Европе.

И все-таки яблоко!

Но все-таки само яблоко тоже вполне соответствует понятию «яблоко любви». Свидетельств этому находится множество.

Округлый плод символизировал единство и целостность. Красный цвет его кожицы у многих народов ассоциировался с любовью и страстью. Цветы яблони – розовато-белые и нежные использовали для украшений новобрачной как символ быстро уходящей и невинности.

В Древней Греции к яблоку было особое отношение. Упоминание об этом плоде то и дело встречается в мифах. Именно яблоко с надписью «Прекраснейшей» стало первопричиной Троянской войны – отсюда известное выражение « ». Гея преподнесла Гере яблоко в день ее бракосочетания с Зевсом, и Геракл также должен был привезти яблоки Гесперид.

В обрядах и ритуалах яблоко также играло не последнюю роль. Из него готовили кушанья на празднованиях в честь богини Артемиды – вечной . Молодожены в Афинах, перед тем как лечь на брачное ложе, делили между собой яблоко. Предложенное яблоко воспринималось как знак любви.

В Средние века о колдовской силе яблок не забыли. Яблоко, разрезанное поперек и имеющее пятиконечный срез сердцевины, ассоциировалось у алхимиков с пятью основными элементами. На средневековых гравюрах, изображающих грехопадение, именно яблоко протягивает Ева Адаму.

Соответственно, древо познания добра и зла, с которого был сорван этот плод, изображали в виде яблони.

Плод использовали для приготовления любовных и приворотных зелий, и современные чародеи, следуя традиции, также используют яблоко в своих приворотных ритуалах.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь