Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Оставил громадное наследие из литературных сочинений, представленное 58 речами, рядом трактатов и большим количеством писем (свыше 800).

Марк Туллий Цицерон

Философское и ораторское образование Цицерон получил сначала в Риме, потом в Афинах, Малой Азии и на Родосе. Занимал последовательно все высшие государственные должности. Вся жизнь Цицерона, а также его литературное творчество неразрывно связаны с политическими событиями римской республики. Что касается политических взглядов Цицерона, то они не были постоянными. Первоначально он выражал в своих сочинениях и речах интересы всаднического сословия, к которому он принадлежал по происхождению, и выступал против нобилитета. Таковы его речи против бывшего наместника римской провинции Сицилии Верреса , который безжалостно грабил страну, Цицерон выступал обвинителем по просьбе жителей провинции. Он тщательно готовился к судебному процессу: собрал огромный фактический материал, подготовил необходимых свидетелей и выступил с разоблачением преступной деятельности Верреса. Цицерон произнес на первой сессии судебного процесса две речи, а до второй сессии дело не дошло, так как Веррес вынужден был признать себя виновным. Однако Цицерон издал все семь речей «Против Верреса», где нарисована картина хищнического поведения и произвола наместников при управлении провинциями и круговой поруки внутри римской знати (нобилитета).

В нем излагаются и критикуются три этические системы, наиболее известные в день Цицерона, эпикурейца, стоика и Академии в Антиохе. Наиболее сложная из философских трудов Цицерона у нее было меньше читателей, чем его менее технические очерки о моральные темы.

Литературное значение Цицерона

И темы, которые он обрабатывает, никогда не потеряют своего интереса. Название «О концах товаров и злов» означает объяснение. Именно Аристотель поставил этическую проблему в форме вопроса: «Что такое Телос или Конец, высшая цель человеческой деятельности, в достижении которой лежит Его Доброе или Благополучие?» Для Аристотеля Телос не связан только цель, но завершение, и он нашел ответ на свой вопрос в полном развитии и правильном осуществлении способностей человеческой природы и, в частности, явно человеческих способностей Разума.

Затем Цицерон перешел на сторону сенатской партии, стремясь примирить интересы двух сословий.

Речи Цицерона

Следует отметить время консульства Цицерона (63 г. до н. э.), когда он разоблачил заговор Катилины. К этому периоду относятся его речи против Катилины. Катилина был членом сената, он происходил из знатного патрицианского рода. Заговор Катилины созрел в ходе предвыборной борьбы 64 г. до н. э. за консульскую власть (между Катилиной и Цицероном). Катилина привлек на свою сторону большое число приверженцев из различных слоев общества, выдвинув основным своим лозунгом программное требование «об отмене старых долгов». Политическая программа Катилины носила неопределенный характер и сводилась к намерению захватить власть. Цицерон, будучи консулом, созвал экстренное заседание сената, на котором присутствовал и Катилина. Здесь он произнес свою первую речь «против Катилины ». Эта речь была очень эффектна, построена по всем правилам ораторского искусства и имела большой успех. Цицерон в весьма мрачных красках обрисовал действия заговорщиков и личность главы заговора, назвав его «врагом отечества» и присовокупив много позорящих эпитетов. Основным тезисом речи было требование к Катилине – покинуть Рим, что тот и осуществил после этого заседания сената. Цицерон в последующие дни произнес перед народом и перед сенатом еще три речи «против Катилины». Все четыре речи были им изданы. Вместе с тем, несмотря на успех речей, разоблачивших заговор, Цицерон, после того как истек срок его консульских полномочий, был вынужден удалиться в изгнание, опасаясь нараставшего недовольства казнью без суда сторонников Катилины.

Жизнь Интеллекта была Лучшей, Главной Доброй; и меньшие Товары были Средством для достижения этого Конец. Таким образом, было введено понятие возрастающей шкалы Товаров, и это сказалось на толковании термина Телос. Телос понимается как означающий не столько цель или цель усилий, сколько конечную или экстремальную точку серии, самую верхнюю пользу. К этому, естественно, противостояла крайняя минусовая ценность, верхняя, или, скорее, нижняя, злая. Как титул для своей книги он бросает эту фразу во множественное число, что означает разные взгляды на «Главное добро и зло».


Речь Цицерона против Катилины. Картины Ч. Маккари, 1889

Четырнадцать речей Цицерона направлены против Марка Антония , который после убийства Цезаря (44 г. до н. э.) претендовал на роль его преемника . В этих речах, получивших название «Филиппики », так как по своему духу они напоминали речи Демосфена против македонского царя Филиппа, Цицерон призывает сенат отстоять свободу республики против тирана. Когда цезарианцы (Антоний , Октавиан и Лепид) образовали второй триумвират , а сенат оказался не способен к сопротивлению, Цицерон, внесенный по настоянию Антония в проскрипционные списки (списки лиц, объявленных вне закона), был убит. Речи Цицерона наполнены разносторонним содержанием и отличаются высоким мастерством. И судебные, и политические речи провозглашают высокие моральные принципы, осуждая корыстолюбие, невежество и жестокость. Образцом речи, выходящей за рамки привычных для римлян речей на форуме, является речь «В защиту поэта Архия» (62 г. до н. э.). Отстаивая право Архия считаться римским гражданином, Цицерон развивает мысль о том, что поэзия является не только благородным искусством, но и важным для общества средством, воздействующим на мысли и чувства граждан. Именно в этой речи оратор излагает свои взгляды на искусство и поэзию. Значительный интерес представляют и сочинения Цицерона по теории красноречия: «Оратор» (о совершенстве стиля), «Об ораторе» (система образования оратора) и «Брут», где излагается история римского красноречия. Цицерон говорит о задачах оратора, о необходимости выбора соответствующего стиля, требует полноты выражения мысли, обилия выразительных средств. Задачи, стоящие перед оратором, Цицерон сформулировал таким образом: «Красноречивым оратором будет такой, речь которого как на суде, так и в совете будет способна убеждать, услаждать, увлекать. Первое вытекает из необходимости, второе служит удовольствию, третье ведет к победе, ибо в нем больше всего средств к тому, чтобы выиграть дело. А сколько задач у оратора, столько есть и родов красноречия: точный, чтобы убеждать, умеренный, чтобы услаждать, мощный, чтобы увлекать, – и в нем-то заключается вся сила оратора» (Оратор, 21, 69; пер. М. Гаспарова). Наиболее ответственным моментом Цицерон считал само произнесение речи перед собравшимся народом. Литературный язык речей и сочинений Цицерона представляет нечто среднее между двумя основными направлениями в риторике: азианизмом (пышным цветистым стилем) и аттикизмом (простым сухим стилем). С течением времени Цицерон все более склонялся к строгому и умеренному типу красноречия. Большое значение он придавал ритму речи, чередованию кратких и долгих слогов, благозвучности клаузул (концовок) отдельных периодов речи. Цицерон был лучшим мастером политической речи в Риме. Он в совершенстве владел ораторскими художественными средствами, усиливающими патетический характер речи: восклицаниями (О tempora! О mores! – О времена, о нравы!), риторическими вопросами («До каких пор, Катилина, ты будешь злоупотреблять нашим терпением?»), обращениями к богам (О di immortales! – О бессмертные боги!), фиктивными речами, вкладываемыми в уста аллегорических персонажей (например, в первой речи против Катилины он говорит от имени родины), метафорами (дерзость Катилины он уподобляет рывкам необузданной лошади) и т. п. Все произведения Цицерона отличаются прекрасной стилистической обработкой. Совершенно справедливо за Цицероном признается заслуга создания римской классической прозы, нормализованного латинского языка.

Следовательно, в названии и в некоторой степени в методе, де Финигус можно сравнить с такими современными произведениями, как «Типы этической теории» Мартино и методы этики Сиджвика. Цицерон относится к типу, не известному в английской жизни, как к государственному деятелю, который также является учеником и писателем. С юности он стремился сыграть роль в общественных делах, и первым шагом на пути к этой амбиции было научиться говорить. Он подошел к греческой философии как часть либерального образования для политической карьеры, и он смотрел на нее как на предоставление тем для практики в ораторском искусстве.

Философские сочинения Цицерона

Философские взгляды Цицерона, освоившего и изложившего в своих сочинениях достижения ряда греческих философских школ,– эклектичны. Для нас ценность его философских произведений определяется прежде всего обстоятельностью изложения античных философских теорий, которые не сохранились в других источниках. Широкая образованность и литературный талант помогли ему создать интересные произведения на этические и моральные темы («О пределах добра и зла», «Тускуланские беседы», «О старости»). Трактат «О дружбе», написанный как и большинство философских произведений Цицерона в форме литературного диалога, представляет несомненный интерес с точки зрения аргументации нравственных проблем на широком конкретном историческом материале, начиная с полулегендарных времен римской истории (Кориолан , Спурий Мелий) до времени, близкого участникам диалога (говорится о братьях Гракхах). Дружба возникает при естественном стремлении людей друг к другу, а основой дружбы, по мнению, высказываемому в сочинениях Цицерона, является «добродетель». «При выборе же между дружбой и общественными интересами решение может быть только в пользу второго. В дружбе должен быть незыблем закон – не просить друга о бесчестных действиях и самому таковых не совершать, уступая его просьбам; ибо позорно и никак не приемлемо оправдание, относящееся как к другим поступкам, так и к случаю, если кто-нибудь сознается в действиях, во вред государству совершенных ради друга» (XII, 40; пер. В. О. Горенштейн).

Политические сочинения Цицерона

Но его реальный интерес к нему пошел глубже; изучение его сформировало его разум и очеловечивало его характер, и он любил его до конца своей жизни. В молодости он услышал главы трех главных школ Афин, Федра Эпикурянина, Диодота стоика и Филона Академика, который приехал в Рим, чтобы избежать беспорядков Митрадацкой войны. Когда он был запущен в общественной жизни, он ушел в возрасте 27 лет, чтобы посвятить еще два года философии и риторике. Ни один отрывок более ярко не показывает, что Афины и ее воспоминания предназначались для культивируемого Романа.

Трактат «Об обязанностях» – сочинение в трех книгах, написано Цицероном не в форме диалога, а как наставление к сыну Марку относительно поведения человека и его поступков. Это и нравственные предписания, и отступления политического характера с привлечением исторических примеров. Цицерон стремится к убедительности, используя для этого всю полноту своей эрудиции и литературное мастерство. Рекомендуя следовать определенным обязанностям, именуемым в соответствии с терминологией стоиков нравственно прекрасными, Цицерон говорит, что они рассчитаны не на каких-то выдающихся мудрых людей, но «побуждают к доблести всех тех, кому свойственна эта естественная склонность» (III, 16; пер. В. О. Горенштейн). Таким образом, адресат сочинения выходит за пределы формального обращения к сыну Цицерона, это широкая аудитория молодых римлян, намеренных вступить на путь государственной карьеры.

В Афинах Цицерон посещал лекции эпикурейского зенона и академического Антиоха. Перейдя к Родосу, чтобы работать под руководством ведущих профессоров риторики, он встретил Посидония, самого известного стоика того времени. Он вернулся в Рим, чтобы окунуться в свою карьеру в качестве защитника и государственного деятеля; но его Письма показывают, что он продолжает учебу в своих интервалах досуга.

В течение многих лет стоический Диодот был заключенным своего дома. Его раннее эссе в риторике, де Интентио, появилось до его двадцати пяти лет; но его первые значительные работы по риторике и по политической науке, де-Ораторе, репухлике и легибу были написаны после его возвращения из ссылки в 51-м году, он стал губернатором Киликии; и он больше не писал, пока поражение Помпея в Фарсале не уничтожило его надежды на Республику. После его примирения с Цезарем и возвращения в Рим осенью 46 года Цицерон возобновил писать на риторике.

Политические сочинения Цицерона

Известны два политико-философских сочинения Цицерона: «О государстве» и «О законах». Оба имеют форму литературного диалога. В трактате «О государстве» Цицерон опирается на греческое учение о трех формах правления (монархии, аристократии и демократии) и на теорию греческого историка II в. до н. э. Полибия , считавшего, что в Риме все эти три формы правления находятся в правильном сочетании. Основными вопросами, которые обсуждаются в диалоге «О государстве», являются теория о лучшем государственном устройстве и рассуждения о лучшем государственном деятеле. Цицерон излагает различные точки зрения. В подтверждение мнений дискутирующих лиц им привлекаются многие примеры из римской истории, что значительно повышает ценность сочинения. С особой выразительностью звучат эти исторические факты в рассуждениях о деятельности выдающихся греческих и римских мужей, стоявших во главе государств при различных общественных устройствах. Однако идеал правителя так и не находит в этом сочинении Цицерона своей окончательной формулировки. Наиболее четко выделяются в качестве необходимых для политического деятеля такие свойства, как разум и хладнокровие, а также отсутствие низменных страстей. Добротность государственного строя, согласно Цицерону, возможна тогда, «когда благополучие, равноправие и спокойствие граждан вверены постоянной власти, справедливости и мудрости одного человека, проявляющейся во всем» (II, XXIII, 43; пер. В. О. Горенштейн). Таким образом, дискуссия о лучшем государственном деятеле сводится в данном сочинении Цицерона к обсуждению нравственной проблематики правителя. Что касается мнения Цицерона о наилучшем государственном строе, то в диалоге обнаруживается четкая тенденция защиты смешанных форм правления, находит свое теоретическое обоснование проводившаяся в свое время Цицероном политическая линия на «согласие сословий».

Разгромленный публичной и частной печалью, он заперся в одном из своих загородных домов и искал отвлечения внимания в непрекращающейся литературной Морке. Он задумал идею, как он подразумевает в предисловии к Финихусу, о предоставлении последней службы своей стране, принося сокровища греческой мысли в пределах досягаемости римской общественности. Семь месяцев спустя Брут был одним из убийц Цезаря.

Такая масса работы, столь быстро произведенная, вряд ли могла быть оригинальной, и на самом деле она не претендовала на это. Он был разработан как своего рода энциклопедия философии для римских читателей. План Цицерона состоял в том, чтобы поочередно взять каждый главный отдел мысли и представить на нем теории ведущих школ, приложив к каждой теории критику своих противников. Не было и его работы той степени независимости, которая заключается в ассимиляции мысли других и переделать его в форме собственного писателя.

В диалоге «О законах» развиваются и дополняются мысли, которые Цицерон раньше высказал в сочинении «О государстве». Речь идет о проблеме естественного права. Основа этого права – не мнения людей, но естественный закон, существующая справедливость. «Руководствуясь природой, отличают не только право от бесправия, но и вообще все честное от позорного» (I, XVI, 44; пер. В. О. Горенштейн). Цицерон считал, что для увековечивания естественного права и природной справедливости надо отразить в законах «обычаи предков», высоко чтимые в республиканском Риме. Это сочинение написано архаическим латинским языком, чтобы отразить связь со стариной. Участниками диалога являются сам Цицерон, его брат Квинт и друг Аттик.

Он просто выбрал недавнюю рукописную книгу по каждой стороне рассматриваемого вопроса и воспроизвел ее на латыни, охватывая проходы непрерывной экспозиции в рамках диалога и добавляя иллюстрации из римской истории и поэзии. Он откровенно передает дело в письме Аттикусу: Вы скажете: «Каков ваш метод в таких композициях»?

Философские сочинения Цицерона

В «Финибусе»он оценивает свою работу немного выше, не без справедливости, и претендует на роль критика, а также переводчика его властей. Этот метод письма был созвучен с собственной позицией Цицерона в философии. С момента его ранних исследований в Фило он был признанным приверженцем Новой Академии и, как таковой, поддерживал скептическое отношение к вопросам знания. На мораль он был более позитивным хотя и без логической основы для своих принципов, он принял вердикт общей моральной совести его возраста и страны.

Письма Цицерона

Эпистолярное наследие Цицерона представляет большую историческую ценность, так как письма отражают обстановку жизни самого Цицерона и адресатов его писем. Письма адресованы разным людям – брату Квинту, дочери Туллии, другу Аттику и др. В зависимости от корреспондентов меняется характер писем не только по содержанию, но и по языку. Это образцы стилистического искусства, в которых Цицерон умеет передать тончайшие смысловые оттенки, отразить индивидуальность образов своих современников.

Эпикурейство, которое он ненавидел как деморализующий. Стоики отталкивали его своей жестокостью и узостью, но привлекали его своей строгой моралью и возвышенностью богословие. Его компетенция в отношении интерпретации греческой мысли в Риме была квалифицированной, он много читал и слышал главных учителей того времени. Но с увлечением и энтузиазмом он не сочетал ни глубины понимания, ни научной точности. его услуги по философии не должны быть недооценены. Он ввел новый стиль изложения, обильный, красноречивый, беспристрастный и урбанистический, и он создал философскую терминологию в Латынь, которая перешла на языки современной Европы.

Литературное значение Цицерона

В заключение отметим, что Цицерон признан создателем римской классической прозы. Его язык (речи, трактаты, письма) составляет норму так называемой классической латыни. Стиль прозаических сочинений Цицерона высоко оценивала уже античная критика. На основе его языка формировалась и «новолатинская» гуманистическая проза. Политические деятели французской революции XVIII в. в своем политическом красноречии опирались на ораторское искусство Цицерона, пользовались его ораторскими и сочинительскими приемами.

Финибус состоит из трех отдельных диалогов, каждый из которых посвящен одной из главных этических систем. Показатели каждой системы и второстепенные собеседники являются друзьями младших дней Цицерона, все из которых были мертвы, когда он писал, в Индексе будут найдены краткие заметки. Роль критика Цицерона берет себя на себя.

Сцена проложена на вилле Цицерона в окрестностях Кумы, на прекрасном побережье, немного севернее Неаполя. Като и критиковалась с точки зрения Антиоха Цицероном. Третий диалог восходит к гораздо более раннему периоду в жизни Цицерона. Его дата - 79 лет и его сцена Афины, где Цицерон и его друзья с нетерпением посещают лекции по философии. Остальные присутствуют брат и двоюродный брат Цицерона, а его друг и корреспондент Титус Помпоний Аттикус, убежденный эпикурей, ушел в Афины из гражданских беспорядков в Риме и больше не возвращался более двадцати лет.

  • < Назад
  • Вперёд >

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Переводы лучше делать через карту, а не Яндекс-деньгами.

И Эпикур, и Зено, основатель стоицизма, начали преподавать в Афинах около двадцати лет спустя. Дата знаменует новую эру в греческой мысли, как в греческой жизни. Спекулятивная энергия исчерпала себя; школы Платона и Аристотеля проявили мало энергии после смерти их основателей. Просвещение подорвало религию, но философы, казалось, ничего не соглашались, кроме того, что вещи не то, что они появляются; и недоверие простого человека к их выводам превратилось в систему скептицизма Пирро. Между тем внешний порядок тоже изменился.

Для Платона и Аристотеля хорошая жизнь могла быть только в свободном городском государстве, как маленькая независимая Которые они знали, но теперь они оказались под властью Македонии, и барьер между греками и варварами уступал место. Эпикурейство и стоицизм, однако антагонистические, имеют определенные общие черты, соответствующие потребностям периода. Философия была систематизирована и попала в три признанных отдела. Логика, физика и этика; и для обеих школ первое место занимало третье отделение.


Марк Туллий Цицерон (3 января 106 до н. э., Арпинум — 7 декабря 43 до н. э., Формиа) — древнеримский политик и философ, блестящий оратор.

Цицерон родился в семье, принадлежавшей к сословию всадников, получил великолепное образование, с детства преуспевал в учёбе.

Одну из первых своих речей, дошедших до нас, «В защиту Росция», Цицерон произнес в порицание вольноотпущенника и любимца диктатора Суллы, что было рискованным шагом во время, когда Сулла широко использовал проскрипционные казни с целью избавления от неугодных. Опасаясь мести диктатора, выигравший процесс Цицерон отправился в Афины, где продолжил изучать философию и риторику.

Обе школы предложили догму, а не спекуляцию; образ жизни человека как человека, а не как гражданин Греции. Оба отказались от идеализма, не видели реальности, сохраняющей материю, и приняли чувственный опыт как знание. Оба изучали мир природы только для того, чтобы понять положение человека. Оба искали счастье в безопасности от изменений в судьбе и находили его в спокойствии, безмятежности от страха и желания. Но здесь соперничающие учителя расходились: Эпикур стремился к миру в освобождении воли человека от закона природы, Зено в подчинении ему, и в своих представлениях о природе они глубоко различались.

После смерти Суллы он вернулся в Рим, где начал выступать защитником в суде. В 75 до н. э. Цицерон был избран квестором и получил назначение в Сицилию, где руководил вывозом зерна в период нехватки хлеба в Риме. Своей справедливостью и честностью он заслужил уважение сицилийцев, однако в Риме его успехи были практически не замечены.

Формальная логика Эпикур отвергалась как бесполезная, но он поднял проблему знания под заголовком «Канон». Канон или измерительный стержень, критерий истины, снабжены ощущениями и путями или чувствами удовольствия и боли. Признание Эпикуром последнего как качеств любого состояния сознания и в отличие от ощущений зрения, слуха и т.д. знаменует собой заметное развитие в психологии. Сенсации и чувства определяют наше суждение и волю соответственно, и они все «истинные», т.е. реальные данные опыта. Так же пролепсис или предубеждения, благодаря которым мы узнаем каждое новое ощущение, т.е. наши общие понятия, поскольку это скопления прошлых ощущений.

Более широкую известность Цицерон приобрел после дела Верреса, бывшего наместника Сицилии. В 70 до н. э., подавая против Верреса иск о вымогательстве, сицилийцы обратились к Цицерону за помощью, помня о его ораторских талантах. Преторы, подкупленные Верресом, так затянули разбирательство, что не оставили Цицерону времени для произнесения речи, однако он настолько умело представил судьям доказательства и показания свидетелей, обвинявших наместника во взяточничестве, вымогательствах и прямом грабеже сицилийцев, что его выступление решило дело, и Веррес был вынужден отправиться в изгнание. В 69 году до н. э. Цицерон избирается курульным эдилом, а в 66 до н. э. — претором.

Мнения верны только тогда, когда они подтверждены или, в случае тех, которые касаются незаметных объектов, когда не противоречат, с помощью реальных ощущений. Таким образом, Эпикур, как бы грубо, не был логически обоснован индуктивной наукой. Он полностью изложен в великой поэме современника Цицерона, Лукреция, который проповедует учение своего хозяина с религиозным пылом как Евангелие избавления от духа человека. Эпикур принял атомную теорию Демокрита, согласно которой первичными реальностями являются бесконечное количество мелких частиц материи, неделимых и нерушимых, движущихся своим собственным весом через бесконечное пространство пустоты или Пустоты.

В 63 году до н. э. Цицерон был избран на должность консула, будучи первым за предыдущие 30 лет «новым человеком», достигшим этого поста. Его избранию способствовало то, что его соперник, Катилина, открыто говорил о своей готовности к революционным преобразованиям в случае получения должности консула. Это сильно обеспокоило римлян, и предпочтение было в итоге отдано Цицерону.

Наш скоропортящийся мир и все, что он содержит, состоит из временных кластеров этих атомов, чередующихся с пустотой. Бесчисленные другие миры рядом постоянно формируются и растворяются. Эта вселенная идет сама по себе: есть боги, но они не принимают участия в ее руководстве; они живут жизнью безмятежного блаженства в пустых пространствах между мирами.

Человеческая душа, как и все остальное, материальна; он состоит из атомов наименьшего и самого подвижного сорта, заключенных более грубыми атомами тела, и рассеивается, когда тело растворяется смертью. Поэтому смерть означает исчезновение. Таким образом, человек был освобожден от суеверий, которые преследовали его счастье, - боязнь богов и страх перед смертью. Но худшая тирания осталась, если все, что происходит, вызвано неумолимой судьбой. Здесь идет учение о Свинте, которое Цицерон высмеивает, но которое имеет важное значение для системы.

После поражения на выборах, Катилина начал готовить заговор с целью захвата власти, который Цицерону удалось раскрыть. Четырьмя сенатскими речами против Катилины, считающимися образцами ораторского искусства, Цицерон вынудил Катилину бежать из Рима в Этрурию. В последовавшем заседании Сената, которым он руководил, было решено арестовать и казнить без суда тех заговорщиков, которые остались в Риме, так как они представляли собой слишком большую угрозу государству, и обычные в таких случаях меры — домашний арест или ссылка — были бы недостаточно эффективны. Юлий Цезарь, присутствовавший на заседании, выступал против казни, однако Катон своей речью, не только обличавшей вину заговорщиков, но также перечислявшей подозрения, падавшие на самого Цезаря, убедил сенаторов в необходимости смертного приговора.

В этот период слава и влияние Цицерона достигли своего пика; восхваляя его решительные действия, Катон назвал его «отцом отечества».

В 60 г. до н. э. Юлий Цезарь, Помпей и Красс объединили ресурсы с целью захвата власти, образовав Первый Триумвират. Признавая таланты и популярность Цицерона, они сделали несколько попыток привлечь его на свою сторону. Цицерон, поколебавшись, отказался, предпочтя остаться верным сенату и идеалам Республики. Однако это оставило его открытым для нападок оппонентов, в числе которых был трибун Клавдий, невзлюбивший Цицерона с тех пор, как оратор дал против него показания на судебном процессе.

Клавдий добивался принятия закона, осуждавшего Цицерона на изгнание, как человека, казнившего римских граждан без суда и следствия. Цицерон обратился за поддержкой к Помпею и другим влиятельным лицам, однако не получил её; кроме того, он подвергся физическим преследованиям со стороны приверженцев Клавдия. В апреле 58 г. до н. э. он был вынужден уйти в добровольное изгнание. В его отсутствие закон был принят, его имущество конфисковано, а дома сожжены. В сентябре 57 г. до н. э. Помпей занял более жесткую позицию по отношению к Клавдию (причиной тому послужили нападки трибуна). Помпей прогнал его с форума и добился возвращения Цицерона из ссылки.

В 51 году до н. э. он был назначен по жребию наместником Киликии, где успешно правил, пресек мятеж каппадокийцев, не прибегая к оружию, а также нанес поражение разбойничьим племенам Амана, за что получил статус «императора» . Вернувшись в Рим, Цицерон застал усугубившееся после смерти Красса противостояние между Цезарем и Помпеем. В ходе гражданской войны Цицерон после долгих колебаний принял сторону Помпея, однако понимал, что на данном этапе вопрос уже не в том, будет ли Рим республикой или империей, а в том, кто — Цезарь или Помпей — будет императором, и считал оба варианта плачевными для государства.

После битвы при Фарсале (48 г. до н. э.) Цицерон отказался от предложенного ему командования войском Помпея, и после стычки с Помпеем Младшим и другими военачальниками, обвинявшими его в предательстве, перебрался в Брундизий. Там он встретился с Цезарем и был им прощен. Во время правления Цезаря он ушёл с политической сцены Рима, так и не сумев примириться с диктаторством, и занялся сочинением и переводом философских трактатов.

После убийства Цезаря в 44 г. до н. э. Цицерон вернулся к политике, решив, что со смертью диктатора республика может быть восстановлена. В борьбе за власть между Марком Антонием и молодым Октавианом, наследником Цезаря, он принял сторону последнего, считая, что сможет манипулировать юношей и с его помощью добиться власти. С целью ослабления оппозиции Антонию, он произнес 14 направленных против него речей, которые он назвал «филиппиками» по аналогии с речами Демосфена, в которых он обличал Филиппа Македонского. Однако, когда Октавиан, благодаря поддержке, оказанной ему Цицероном, пришёл к власти, он заключил союз с Антонием и Лепидом, образовав Второй Триумвират. Антоний добился того, чтобы имя Цицерона вошло в проскрипционные списки «врагов народа», которые триумвиры обнародовали немедленно после образования союза.

Цицерон был убит при попытке к бегству в декабре 43 г до н. э. Убийцы уже догоняли их. Цицерон приказал рабам, несущим его: «Поставьте тут же паланкин», а потом, высунув голову из-за занавеси, подставил шею под нож убийцы. Его отрубленные голова и руки были доставлены Антонию и затем помещены на ораторской трибуне форума.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь