Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Здравствуйте, Makeup Lovers. Как вы считаете, с чего начинается макияж? Может быть, с набора кисточек или с покупки палетки теней? В основе макияжа, как и при разработке веб-сайта, рекламной листовки, оформлении витрины магазина, лежит знание теории цвета.

Существует множество описаний теории цвета применительно к разным областям (веб-дизайн, реклама, макияж и т.п.), но лично я нигде еще не встречал материала в удобоваримой и примлемой для меня форме – так, чтобы и понять, и запомнить, и суметь рассказать, как говорится, если ночью разбудят.

Я склонен полагать, что большинство людей, интересующихся макияжем с точки зрения хобби или профессии визажиста, являются визуалами (визуал – человек, воспринимающий бо̀льшую часть информации с помощью зрения). А для визуала что главное? Картинка. Поэтому в этой статье я постараюсь представить материал в виде логичных блоков, максимально его визуализировав, и надеюсь, что это форма окажется полезной, легкоусвояемой и запоминающейся.

Итак, теория цвета

Целью познания теории цвета в макияже является выбор подходящей индивидуальной цветовой гаммы.

В основе теории цвета лежит цветовой круг, который предложил швейцарский художник, теоретик нового искусства и педагог, Иоганнес Иттен. Цветовой круг Иттена представляет собой спектр, разделенный на 12 цветов.

Давайте разберем по порядку, из каких же цветов состоит данный цветовой круг, и к какой из «групп» можно каждый такой цвет условно отнести.

Основные цвета

Основными называются три главных чистых цвета, не имеющих каких-либо посторонних оттенков: желтый (верх цветового круга), красный (правая нижняя часть цветового круга) и синий (левая нижняя часть цветового круга). Желтый, красный и синий являются главными, базовыми или основными цветами (далее – основные цвета), поскольку только эти цвета невозможно получить при смешивании других цветов.

Дополнительные цвета

Дополнительными называются те цвета, которые получаются при смешивании двух основных цветов (желтый + красный; красный + синий; синий + желтый) в равных пропорциях. Дополнительными являются следующие три цвета, расположенные на цветовом круге:

оранжевый = желтый + красный

фиолетовый = красный + синий

зеленый = синий + желтый

Производные цвета

Производными называются те цвета, которые получаются при смешивании одного основного цвета (желтый, красный или синий) с одним из дополнительных цветов (оранжевый, фиолетовый или зеленый). Производными цветами являются следующие шесть цветов цветового круга:

желто-зеленый = желтый (основной) + зеленый (дополнительный)

желто-оранжевый = желтый (основной) + оранжевый (дополнительный)

красно-оранжевый = красный (основной) + оранжевый (дополнительный)

красно-фиолетовый = красный (основной) + фиолетовый (дополнительный)

сине-фиолетовый = синий (основной) + фиолетовый (дополнительный)

сине-зеленый = синий (основной) + зеленый (дополнительный)

Наглядно все перечисленные выше цвета цветового круга и способы их получения представлены на рис.ниже.

Все цвета, расположенные на цветовом круге, можно поделить на светлые и темные

К светлым цветам относятся следующие цвета: желтый (основной); оранжевый, зеленый (дополнительные); красно-оранжевый, желто-зеленый, желто-оранжевый, сине-зеленый (производные).

Тогда как темными цветами являются: красный, синий (основные); фиолетовый (дополнительный); красно-фиолетовый, сине-фиолетовый (производные).

Кроме того, все цвета, расположенные на цветовом круге, делятся на теплые и холодные

Обратите внимание на то, что цветовой круг состоит из шести теплых и шести холодных цветов.

Теплыми являются те цвета, в которых желтая составляющая преобладает над синей: красный, желтый (основные); оранжевый (дополнительный); красно-оранжевый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый (производные).

Холодными , соответственно, являются те цвета, в которых синяя составляющая преобладает над желтой: синий (основной); фиолетовый, зеленый (дополнительные); желто-зеленый, сине-зеленый, сине-фиолетовый (производные).

Ахроматические и нейтральные цвета

А как же черный и белый цвета – наша любимая классика, спросите вы? Так вот черный и белый цвета, а также все расположенные между ними области серых тонов, являются ахроматическими, нейтральными или бесцветными цветами (далее – ахроматические цвета), где наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, а наиболее темным – черный.

Черный и белый цвета универсальны, и сочетаются со всеми остальными цветами цветового круга, за редкими исключениями. Ахроматический (серый) цвет или нейтральный коричневый цвет, не являющийся ахроматическим, можно получить путем смешивания основного цвета с дополнительным, а тон (насыщенность) полученного серого или коричневого цвета зависит от пропорций, в которых смешиваются указанные цвета.

Как это работает в макияже?

Теплые цвета следует сочетать с темными ахроматическими тонами (темно-серый и черный), а холодные — со светлыми ахроматическими тонами (светло-серый и белый).


Белый цвет визуально уменьшает яркость прилегающих к нему цветов, делает их более темными. Черный цвет, наоборот, повышает их яркость и делает более светлыми. Также черный и белый цвета повышают контрастность прилегающих к ним цветов. Некоторые оттенки нейтрального коричневого цвета могут сочетаться с рядом оттенков ахроматического серого цвета, однако бежевый цвет, являющийся оттенком коричневого, теряется на сером фоне.

Цвета-антагонисты

Как вы уже успели заметить, основные и дополнительные цвета расположены на цветовом круге друг напротив друга. И это неслучайно. Пара основного и дополнительного цветов, расположенных друг напротив друга, называется вторичными цветами или цветами-антагонистами, потому что такая пара имеет свойство подчеркивать друг друга. Цветами-антагонистами являются следующие пары:

Красный – зеленый

Желтый – фиолетовый

Синий – оранжевый

Цвета-антагонисты в паре заставляют друг друга казаться ярче и контрастнее. Вы можете оценить это, посмотрев на иллюстрации выше. Красный и зеленый как будто светятся, не так ли?

Как это работает в макияже?

Вот самые простые примеры.

Для того чтобы скрыть покраснения на коже, используется корректор зеленого цвета, который наложением на красный цвет дает ахроматический белый и нейтрализует покраснение.

Для того, чтобы замаскировать темные круги под глазами, используют персиковый корректор, который нейтрализует синий подтон.

Для того, чтобы освежить желтоватый тон лица, используют лиловую базу, которая несколько осветляет кожу и придает сияние.

Контрастные цвета

Эти сочетания являются максимально броскими и навязчивыми, в которых один цвет подчеркивает глубину другого. При этом двигаться по цветовому кругу для определения контрастных цветов можно как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки. Таким образом, для каждого цвета можно подобрать 2 контрастных.

Из группы основных цветов контрастными по отношению друг к другу являются все цвета: желтый, красный и синий. То есть указанные цвета могут сочетаться в любой комбинации в паре (красный и синий; красный и желтый; желтый и синий) или, при желании, в тройке.

Из группы дополнительных цветов контрастными по отношению друг к другу являются также все цвета: оранжевый, зеленый и фиолетовый. То есть указанные цвета могут сочетаться в любой комбинации в паре (оранжевый и зеленый; оранжевый и фиолетовый; зеленый и фиолетовый) или, при желании, в тройке.

Из группы производных цветов можно составить следующие контрастные тройки цветов (при этом вовсе необязательно использовать тройки — два цвета также прекрасно смотрятся вместе):

Красно-оранжевый – сине-фиолетовый – желто-зеленый

Желто-оранжевый – красно-фиолетовый – сине-зеленый

Желто-зеленый – красно-оранжевый – сине-фиолетовый

Сине-зеленый – красно-фиолетовый – желто-оранжевый

Чем же отличаются цвета-антагонисты от контрастных цветов, спросите вы? По сути, и те и другие образуют наиболее яркие пары вместе, и их сочетания дают нам простор для фантазии, творчества и самовыражения в подборе одежды и макияжа.

Как это работает в макияже?

Например, тени фиолетового оттенка могут выгодно подчеркнуть зелень радужки глаза. Помада цвета фуксии (красно-фиолетовый) очень выигрышно подчеркивает голубые глаза (сине-зеленый).

Такие сочетания очень хорошо применяются, например, в макияжах для фотосессий, когда вам нужно создать яркий и кричащий образ.

Соседние цвета

3 оттенка, находящихся рядом друг с другом на цветовом круге, также прекрасно сочетаются между собой. Смотрите сами:

Такие оттенки очень хорошо работают в моно-макияже, то есть когда вам нужно выполнить макияж в одной цветовой гамме.

Оттенки

Наверное, вы задаетесь вопросом, где же на этом цветовом круге такие оттенки, как хаки, шоколад, вишня, слива, винный, розовый и т.п.? Дело в том, что эти оттенки получаются путем смешивания каждого из 12 цветов круга с нейтральным серым, при этом за тон отвечает степень его «серости» — смотрите сами:

  • если смешать красно-фиолетовый с белым, который является самым светлым ахроматическим оттенком, мы получим розовый;
  • если смешать красно-фиолетовый с темно-серым из линейки ахроматических, получим вишневый.

Вот так образуются бирюзовые, ореховые и мандариновые оттенки.

Итог

Итак, мы познакомились с теорией цвета, которая лежит в основе макияжа. Теперь мы знаем, что цветовой круг состоит из 12 цветов, 3 из которых являются основными (чистыми), 3 дополнительными (полученными при смешивании двух основных цветов) и 6 производными (полученными путем смешивания основных с дополнительными); что существует целая вечность ахроматических цветов (черный, белый и все оттенки серого) и оттенков коричневого цвета, получаемых путем смешивания некоторых основных цветов с некоторыми дополнительными в разных пропорциях; что цвета делятся на теплые и холодные, светлые и темные; существуют контрастные цвета и цвета-антагонисты, представляющие собой наиболее яркие и кричащие комбинации.

Чтобы макияж смотрелся стильно и дорого должны быть соблюдены несколько правил — цвета косметики должны не просто идти и подходить тебе, но и сочетаться между собой. Профессиональные визажисты не просто умеют подбирать цвета, они владеют богатыми знаниями теории цветов. Если вы хотите научиться делать качественный макияж самостоятельно, вам обязательно пригодятся эти знания! В материале вы найдете все о правильных сочетания цветов в макияже глаз. Берите на заметку!

Как подобрать оттенок теней к цвету глаз?

В первую очередь необходимо определиться, какого эффекта мы хотим достичь, так как цвет теней может и сделать глаза ярче, углубить цвет, и успокоить, приглушить оттенок радужки. В этом нам поможет цветовой круг. Есть 2 вида сочетания – по подобию и по контрасту. Все мы знаем, что теплые оттенки, например, в одежде хорошо сочетаются с теплыми, а холодные – с холодными. Но когда дело касается макияжа глаз, здесь более выигрышно будет смотреться сочетание по контрасту.

На фоне терракотовых смоки айс голубые глаза будут намного ярче сиять, как два бездонных океана, тогда как голубые тени буду перетягивать внимание на себя и делать глаза более тусклыми. То же происходит с зелеными глазами – они заиграют изумрудом на фоне фиолетовых или розовых теней и будут казаться серыми на фоне теней своего же цвета. Ореховые, янтарные, карие глаза – им по контрасту подходят холодные синие и голубые цвета, а от коричневых и желтых лучше отказаться.
Абсолютными счастливчиками могут считаться девушки с серыми, а также с очень темными, почти черными глазами. Серые глаза – это два маленьких хамелеона, которые в зависимости от обрамления могут давать тот или иной оттенок. Добавить больше голубого? Тогда используем бежевые и коричневые тени. Хотим больше зеленого? Берем лиловые, пурпурные или бордовые цвета.
С черными глазами – совсем другая история. Они сами по себе очень яркие, выразительные и выделяющиеся, поэтому никакой другой цвет не может перекрыть глубину их оттенка, хотя в основе черного лежат коричневый и красный пигменты. Абсолютным контрастным цветом для черных глаз будет белы. Поэтому мы используем белые, серебристые, металлические тени и белый карандаш на верхнее или нижнее веко. В остальном же – никаких ограничений!


Как сочетать тени для глаз между собой?

Вот мы и подобрались к более сложной теме сочетания цветов, ведь мало кто использует только один цвет теней даже в повседневном макияже. Но все намного проще, чем кажется. Во-первых, пастельные оттенки любого цвета все сочетаются между собой. А во-вторых, мы берем тот же цветовой круг и следуем четырем незамысловатым правилам сочетания оттенков.
1. Сочетание оттенков в пределах одного цвета. Играем с яркостью и насыщенностью в пределах одного оттенка. Например, за основной цвет берем оранжевый, дополняем его более насыщенным цветом того же оттенка и пастельным золотистым.
2. Сочетание оттенков по аналогии. Это сочетание включает в себя оттенки, которые соседствуют на цветовом круге. Синий хорошо сочетается с зеленым, зеленый с желтым, желтый с оранжевым и так далее.
3. Контрастное сочетание. Сочетаем противоположные оттенки так же, как мы говорили о сочетании с цветом глаз. Играем на контрастах, меняем пропорции – какой-то цвет будет базовым, а другой будет маленькой, но изящной деталью макияжа.
4. Основное сочетание. Это понятие включает в себя сочетание цветов, которые расположены одинаково далеко друг от друга на цветовом круге. Их также можно сочетать между собой в разной насыщенности и яркости.

Твитнуть

Класснуть

В предыдущей статье Rae Morris. Секреты мастерства от визажиста с мировым именем. Уход за бровями, использование накладных ресниц. Часть 5 вы узнали о том, как ухаживать за бровями и секреты использования накладных ресниц.

В данной статье речь пойдёт о макияже глаз, о подборе цветовой гаммы для глаз .

У всех нас есть свои цвета и группы оттенков. Они призваны сохранить гармонию наших естественных цветов и подчеркнуть наше главное достоинство - глаза . Помните: глаза - это первое, на что люди обращают внимание, глядя вам в лицо. Глаза, а затем - губы. Чтобы правильно подобрать цвета для макияжа глаз, следует хоть немного в этом разбираться.

Итак, что нам нужно знать, собираясь делать макияж глаз.

Хайлайтеры - создают эффект широко открытых глаз. Хайлайтеры обычно имеют тот оттенок, который подчеркнёт или сделает более ярким естественный цвет ваших глаз.

Контрастные цвета - цвета, абсолютно противоположные цвету ваших глаз, они смешиваются на цветовом круге. Эффект яркости и выразительности естественного цвета достигается за счёт контраста.

Нейтральные оттенки - они считаются нейтральными, потому что состоят из различных комбинаций трёх основных цветов: жёлтого, красного и синего. Все оттенки коричневого цвета считаются нейтральными. Коричневые тени для век подходят всегда и всем.
Тёплые коричневые оттенки с доминирующим жёлтым цветом подойдут женщинам с зелёными, зелёно-карими и светло-карими глазами.
Более холодные коричневые оттенки с доминирующим синим цветом подойдут женщинам с тёмно-карими, голубыми, светло-зелёными и светло-зелёно-карими глазами.
И те, и другие оттенки получаются при смешивании трёх основных цветов.

Металлический блеск - эти суперсияющие металлические оттенки бывают тёплыми, холодными и нейтральными. Здесь работает принцип - чем меньше, тем лучше. Блеск этих теней не останется незамеченным (кстати, хайлайтеры также бывают с металлическим оттенком), поэтому если ваша кожа не идеальна, остерегайтесь - металлические оттенки выдают все дефекты и не скрывают мелких морщинок. При работе с ними следует избегать проблемных областей.

Акцентирование цветом - при акцентировании цветом используются ткани ярких, насыщенных оттенков. Наносить их нужно в небольших количествах в области верхнего или нижнего века, например, у линии ресниц или во внешних/внутренних уголках глаз.

Глаза отражают все наши попытки создать определённый образ и определяют общее восприятие лица, включая его форму. Удачный макияж глаз - это 50 % успеха. Именно поэтому визажист Rae Morris в первую очередь красит глаза, потом - всё остальное.
Это, во-первых, позволяет избежать такой неприятной вещи, как осыпавшиеся тени. Они осыпаются как раз после того, как вы нанесли тональное средство. Приходится брать салфетку и вытирать, как следствие, тональная основа тоже стирается и приходится наносить её снова (прим. Rae Morris указывает, что лучше всего следы от теней удаляет сорбитоловый крем).
Во-вторых, часто бывает так, что времени заниматься макияжем нет (например, утром, собираясь на работу) и большинство женщин ошибочно используют это время, чтобы нанести тональный крем. Но в первую очередь следует уделить внимание макияжу глаз, потому что глаза требуют гораздо больше времени и деликатности в обращении. А тональный крем можно нанести и по дороге на работу в машине или в метро, или прямо на работе в уборной, прежде чем зайти в офис.
Если вы сначала накрасили глаза и остались недовольны результатом, косметику можно осторожно удалить и начать макияж заново. При этом вовсе необязательно удалять всю косметику с лица. Помните: макияжу глаз всегда должна предшествовать подготовка (см. часть 3), веки - самая жирная область лица и не стоит её делать ещё более жирной.

Как сделать красивый макияж глаз

Красиво накрасить глаза - это значит уметь подчеркнуть свои достоинства. Для этого следует определиться с такими факторами:
- какого цвета ваши глаза;
- какую форму они имеют;
- что вам не нравится в ваших глазах.


Цветовая гамма глаз

Голубые глаза

Зелёные глаза

Карие глаза

Зелёно-карие глаза

Нейтральные оттенки

Разрез глаз


Маленькие глаза

Маленькие глаза можно визуально увеличить. Подкрутите ресницы (и, конечно, не забудьте про тушь), а нижние веки подведите белым карандашом (не водостойким). Отдельные накладные реснички на верхнем веке у внешнего уголка глаза также помогут увеличить ваши глаза.


Слишком большие, круглые глаза (навыкате)

Линии подводки не должны быть идеально строгими и чёткими, растушёвывайте и закругляйте края. Запомните: чёткие линии красиво обрамляют глаза, но сразу же привлекают внимание к их форме и размеру. На нижнем веке рисуйте стрелки тёмным карандашом, это визуально уменьшает глаза. Все тёмные оттенки следует наносить на внешнюю поверхность глаза, отступив две трети от внутреннего уголка. Если вы хотите создать эффект «дымчатых» глаз, не следует повторять естественные линии глаза. Внешние очертания должны больше напоминать квадрат. Вся хитрость состоит в том, чтобы наложить тени в форме прямоугольника, вытянув внешние уголки глаз. Повторять круглые очертания глаза в данном случае просто запрещено. Не следует также накладывать хайлайтер в центре внешнего века. Накрасьте тушью только верхние ресницы.


Тяжёлые веки

Если у вас тяжёлые веки, наносить тени следует только во внутренних уголках глаз (внизу и вверху). В этом случае, открыв глаза, вы увидите тени на веках, но при этом не скроетесь под их тяжестью. Большую роль играет форма бровей. Чересчур изогнутые брови подчеркнут тяжёлые веки, поэтому предпочтительнее прямые совсем чуть-чуть изогнутые брови. Откажитесь от холодных оттенков.


Близко посаженные глаза

Если у вас близко посаженные глаза, используйте хайлайтер во внутренних уголках глаз. Дымчатые и тёмные оттенки, эффект растушёвки и накладные ресницы вы можете позволить себе только во внешних уголках глаз. Запомните: подводка, светлые и металлические оттенки - во внутренней части глаза, тёмные и дымчатые - во внешней, чтобы «направить» ваши глаза в стороны. Если нанести тёмные тени на всё веко, проблема станет ещё более заметной.


Несколько вариантов макияжа глаз

Бронзовые глаза

В стиле техно

В стиле ретро

Цветоведение — это наука , которая состоит из нескольких разделов. Один из них соприкасается с областью физики, в других исследуется наше зрительное восприятие, разрабатывается классификация цветов, устанавливаются законы цветовой гармонии. Сама теория цвета очень сложная и обширная. Особой популярностью в области искусства цвета пользуется цветовой круг Иоганнеса Иттена, который является основополагающим при изучении цветоведения.

Согласно цветовому кругу, существует 3 главных цвета (желтый, красный, синий), которые размещаются в равностороннем треугольнике. Эти цвета называются основными или первичными, так как их нельзя получить в чистом виде путем смешивания. При смешивании двух основных мы получаем цвета второго порядка: оранжевый, фиолетовый, зеленый. Шесть оставшихся цветов образованы при смешивании цветов первого и второго порядка: красно-фиолетовый, красно-оранжевый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-оранжевый, желто-зеленый. Два цвета считаются дополнительными, если они расположены на противоположных сторонах цветового круга.

Дополнительные цвета

Основные пары дополнительных цветов: желтый и фиолетовый, красный и зеленый, синий и оранжевый. С помощью 2 дополнительных цветов можно получить особо красивые оттенки серого. Расположенные рядом, эти цвета зажигают друг друга до максимальной яркости и взаимно уничтожают — при смешивании. Дополнительные цвета часто используют в цветовой коррекции лица (чтобы нивелировать недостатки кожи клиента или подчеркнуть природный цвет глаз).

Схема подбора цветовых пигментов (тени) с учетом цвета радужной оболочки глаза

Цвета делятся на хроматические (цветные) и ахроматические, бесцветные (черный, белый и целый ряд серых оттенков). Выигрышно использовать ахроматические цвета для создания ч/б фото. Хроматические цвета обладают тремя качествами:

1) основной признак, по которому первичный цвет отличается от других, называется цветовым тоном;

2) насыщенность цвета (чистота цвета) — чем ближе цвет к спектральному, тем он насыщеннее, при добавлении черного, белого и серого он теряет свою насыщенность;

3) светлота (яркость) — спектральный цвет смешивается с белым.

Виды контрастов

Теплые и холодные тона.

Теплыми цветами принято называть желтый, оранжевый и красный. В группу холодных тонов входят синий, зеленый и фиолетовый. Краснооранжевый и сине-зеленый являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Если мы подходим к цвету со стороны теплого полюса, мы видим его теплые оттенки, если со стороны холодного полюса — видим холодные. В итоге можно сказать, что все холодные тона отличает наличие синего оттенка, а все цвета теплой группы — наличие желтого. Следует помнить, что макияж, выполненный только в холодных оттенках, будет смотреться спокойным, как бы неживым. Создать равновесие помогут теплые тона и наоборот. Теплые цвета всегда кажутся ближе своего расположения. Их функция приближать, увеличивать. Холодные оттенки, наоборот, отдаляют, уменьшают. Визажисты пользуются этим принципом для коррекции и создания форм лица и тела.

Нейтральные тона : бежевый, кремовый, светло-серый и все их неопределенные оттенки.

Контраст светлого и темного цветов.

Контраст по насыщенности.

Цветовые гармонии

1) Однотонная гармония основана на сочетании цветов, созданных на базе одного цветового тона, который присутствует в каждом из них. Эти цвета отличаются между собой по светлоте и насыщенности. Часто используются в свадебном, деловом макияже.

2) Гармония родственных цветов (аналоговая триада). К родственным в цветовом круге относят все промежуточные между двумя основными цвета, включая только один из образующих. Такая гармония основывается на наличии в используемых тонах примесей одних и тех же первичных оттенков. Пример: чистый желтый + желто-оранжевый + оранжевый.

3) Гармония родственно-контрастных цветов-это самый обширный вид цветовых сочетаний. Соединение цветов, расположенных в соседних четвертях цветового круга. Пример: желтый + оранжевый + фиолетовый + синий.

Сочетая цвета, можно варьировать их яркость и насыщенность, в итоге получая сотни различных комбинаций.

В колористике немаловажную функцию выполняет свет. Создавая макияж при искусственном освещении, нужно учитывать, что оттенки теряют 1/3 собственного цвета. А значит, make-up должен быть сделан в более насыщенных тонах. Однако макияж губ, выполненный в насыщенных красных оттенках, превращается в темно-коричневый.

Хочу подытожить словами великого В. Гете: «В отблесках цвета — наша жизнь. Цвет оказывает известное действие на чувство зрения, а через него — на душевное настроение».

Цвет способен украсить человека, подчеркнуть его индивидуальность, придать образу яркость, а взгляду — выразительность.

Теория цвета в сфере make-up основана на так называемом цветовом круге. Он представляет собой спектр, состоящий из двенадцати цветов. И чтобы уметь грамотно сочетать цвета, необходимо знать, какие характеристики имеет каждый из них и в какую группу он входит.

Колористика для визажистов
Основные цвета

К основным цветам относят: красный, синий, желтый. Они образуют группу главных либо базовых цветов. Объясняется это тем, что их невозможно создать при смешивании остальных тонов, находящихся в цветовом круге.

Колористика для визажистов
Дополнительные цвета

Такими считают цвета, которые создаются при сочетании двух базовых цветов. Например, смешивая желтый и красный, получается оранжевый. Если смешать красный и синий, то получится фиолетовый, а при сочетании желтого и синего – зеленый.

Колористика для визажистов
Производные цвета

Колористика для визажистов
Ахроматические цвета

К данной группе относят классический белый и черный, а также всевозможные оттенки, расположенные между ними. Данную цветовую группу еще называют нейтральной либо бесцветной.

Колористика для визажистов
Цвета-антагонисты

Досконально изучив расположение цветов в цветовом спектре, можно понять, что главные и дополнительные цвета располагаются друг напротив друга. И сочетание этих двух цветов составляет пару цветов-антагонистов. Каждый из них гармонично подчеркивает другого и выглядит ярче и контрастнее.

Данная группа используется в макияже не только для того, чтобы создать яркий и броский мейк ап. С помощью гармоничного сочетания можно легко скрыть некоторые косметические изъяны. К примеру, использование корректирующего средства зеленого цвета, который накладывается на красный, можно получить белый ахроматический. Подобная манипуляция зачастую применяется для устранения покраснений на коже лица. Покраснения нейтрализуются, а цвет лица выравнивается.

Колористика для визажистов
Контрастные цвета

Это два цвета в цветовом спектре, между которыми находится три промежуточных цвета. В мейк ап эти цвета используются для того, чтобы каждый из них подчеркивал глубину другого. Такой подход открывает новые возможности в воплощении самых смелых, дерзких и эпатажных идей и позволяет создавать яркий и броский макияж.

Кроме этого, все цвета, которые располагаются на цветовом круге, можно подразделить на холодные и теплые, а также на светлые и темные. Такое условное разделение в цветовом спектре помогает создать поистине безупречный make-up, который идеально будет подходить к выбранному образу.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь