Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь


Сложное предложение - это структурно-семантическое единство. Какими средствами, за счет чего это единство достигается?
Средства связи частей сложного предложения:
  1. Основным средством связи частей сложного предложения являются союзы. Союзы соединяют части сложносочиненного и сложноподчиненного предложения.
Все союзы традиционно делятся на сочинительные и подчинительные. Отличаются они а) сферой употребления и б) местом расположения в предложении.
  1. В сложноподчиненном предложении роль связующего элемента могут выполнять также союзные слова, которые являются членами предложения. Сфера употребления союзных слов - сложноподчиненные предложения. В функции союзных слов выступают местоимения и наречия. Есть три "коварных" слова: что, когда и как, - которые могут выполнять в предложениях функцию союза или союзного слова.
  2. В сложных предложениях могут встретиться соотносительные (указательные) слова: то, так, те, всякий, каждый и под., - которые употребляются в главной части сложноподчиненных предложений и указывают на обязательное наличие придаточной части. Когда грамматисты говорят о словах-скрепах в сложном предложении, они обычно пользуются двумя терминами, называя эти слова соотносительными словами или указательными словами.
Сферой употребления соотносительных слов являются сложноподчиненные предложения. Соотносительные слова отличаются от союзов следующими свойствами:
  • соотносительные слова являются членами предложения, а союзы не являются;
  • соотносительные слова употребляются в главной части сложноподчиненных предложений, союзы - в придаточной;
  • с помощью соотносительных слов устанавливается более тесная связь между главной и придаточной частями;.
  • соотносительные слова как бы высвечивают ту мысль, которую развивает придаточное предложение.
Н-р, И нынче я уверен в том,
Что быть бы мне в краю отцов Не из последних удальцов

Еще по теме Средства связи частей сложного предложения.:

  1. А9. Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи.
  2. § 3. Грамматические средства связи частей бессоюзного сложного предложения.
  3. СРЕДСТВА СВЯЗИ ЧАСТЕЙ В СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
  4. СРЕДСТВА СВЯЗИ ЧАСТЕЙ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
  5. § 5. Грамматические средства связи частей сложносочинённого предложения.
  6. 333. Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении
  7. 105. Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении
  8. 28. Сложное предложение. Средства и способы выражения отношений между частями сложного предложения. Сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь.
  9. 42. Сложное синтаксическое целое (ССЦ) и абзац. Средства и способы связи между предложениями в ССЦ.
  10. Сложносочиненные предложения (ССП). Структурно-семантические признаки ССП. Средства связи частей в ССП: сочинительные союзы, типизированные лексические элементы, соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых и др.

>>Русский язык: Значение и строение сложного предложения. Основные виды сложных предложений". Средства связи между частями сложного предложения. Интонация в сложных предложениях.

Значение и строение сложного предложения . Основные виды сложных предложений". Средства связи между частями сложного предложения. Интонация в сложных предложениях.

Сложные предложения.- это предложения, которые состоят из двух и более частей. Части по форме однотипны с простыми предложениями, но в составе сложного предложения они образуют единое смысловое и интонационное целое.

На письме части сложного предложения могут выделяться парной запятой пли разделяться, в зависимости от синтаксической ситуации, одиночной занятой, точкой с занятой, двоеточием или тире.

В зависимости от средств связи между частями сложные предложения делятся на бессоюзные и союзные сложные предложения.

В союзных сложных предложениях части предложения соединяются с помощью интонации и союзов или слов, выступающих в роли союзов.

Сложные союзные предложения делятся на две группы: сложносочинённые и сложноподчинённые .

В сложносочинённых предложениях части связаны с помощью сочинительных союзов и, а, но, да, зато, ни - ни, и - и, или - или и т. д. Части сложносочинённого предложения равоправны и не зависят одна от другой. На письме части сложносочинённого предложения в основном разделяются одиночной занятой: Ночь уж ложилась на горы, и ту мет начинал бродить по ущельям (М. Лермонтов).

В сложноподчинённых предложениях части связаны с помощью подчинительных союзов и слов, выступающих в роли союзов что, чтобы, если, где, когда, потому что и т. д. В этих предложениях части неравноправны: одна часть зависит от другой, поэтому в них выделяются главная , поясняемая, и придаточная , поясняющая, уточняющая, части. На письме придаточная часть отделяется от главной занятой: Хлеб, если проголодаешься, всегда бывает свеж и пахуч .

В бессоюзном сложном предложении части предложения соединяются только с помощью интонации: Стояла ясная осенняя ночь, луна озаряла поредевшие листья (Ф. Искандер) . В зависимости от смысла части бессоюзного сложного предложения могут разделяться одиночной запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире.

Сложные предложения по сравнению с простыми предложениями помогают передать больший объём информации.

1. Выборочно-распределительная работа

І. Работа в парах . Выразительно прочитайте данные в упражнении предложения вслух, соблюдая интонацию, с которой произносятся союзные и бессоюзные предложения.

ІІ. Выпишите пословицы в такой последовательности: 1) сложные предложения, связанные сочинительными союзами (сложносочинённые предложения); 2) сложные предложения, связанные подчинительными союзами (сложноподчинённые предложения); 3) сложные предложения, связанные по смыслу без помощи союзов (бессоюзные сложные предложения). Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?

1. Вечер покажет, каков был день. 2. Учи других, и сам поймёшь. 3. Глупа та птица, которой гнездо своё не мило. 4. Корова черна, да молоко бело. 5. Всё минется, одна правда останется. 6. Дитя не заплачет - мать не знает. 7. Не давай себе воли - не будет неволи. 8. Деньги не щепки: на полу не подымешь. 9. Смелый там найдёт, где робкий потеряет. 10. Пашню пашут - руками не машут. 11. Зелен
виноград не сладок, млад человек не крепок. 12. Вор не паутина всегда крадёт, а всегда берегись. 13. Закон как паутина: шмель пролетит, а муха останется. 14. Попытка не пытка, а спрос не беда. 15. Глуп совсем, кто не знается ни с кем. 16. Всем надобно желать, чтобы друга сыскать. 17. Лучше худое отложить, чтобы после не тужить. 18. Лето припасает - зима поедает.

ІІІ. Объясните написание не со словами. Укажите в упражнении случаи раздельного написания не с именами существительными и краткими прилагательными, вызванные скрытым противопоставлением. Подчеркните эти слова как члены предложения. Сформулируйте правило «Как распознать скрытое противопоставление».

Части сложного предложения могут быть разными по составу грамматической основы : двусоставные (двоскладні), односоставные (односкладні). Виды односоставных частей: определённо-личные (означсно-особові), неопределённо-личные (неозначено-особові), безличные (безособові), назывные (називні)

2. Пунктуационно-орфографическая работа

І. Спишите предложения, вставляя пропущенную частицу ни в отрицательных местоимениях. Расставьте пропущенные занятые;.

ІІ. Подчеркните грамматические основы в каждой части сложного предложения, укажите тин сказуемого.

ІІІ. Найдите односоставные предложения и в скобках укажите их вид: определённо-личные (опр.-л.), неопределённо-личные (неопр.-л.), безличные (безл.), назывные (п.). Односоставных предложений какого вида нт в данном упражнении? Назовите неполные предложения.

1. Я там чуть-чуть не умер с голода да ещё вдобавок меня хотели утопить(М. Лермонтов) . 2. Мне двадцать четыре года я самый настоящий инженер-электрик (А. Вампилов) . 3. Словно кричат что-то да...чего не разберёшь (А. Островский). 4. Было видно что ей...чего не хотелось делать (В. Белов) . 5. Когда я проснулся в доме уже...кого не было. 6. Я ей...чего не сказал чтобы не волновать её (Ф. Искандер) . 7. Она сразу же сказала ему что не знает... о каких таких родственниках и...когда с ними не встречалась (Ф. Искандер) . 8. Мама и папа спорили о моём воспитании а я не подчинялся...кому чтобы...кого не обитель (А. Алексин). 9. Дверь у Гусевых...когда не запиралась - не потому что доверяли людям а потому что теряли ключи (В. Токарева).

IV. Укажите предложение с косвенной речью.

3. Выборочно-распределительная работа

I. Выпишите предложения в такой последовательности: 1) сложные предложения с причастным оборотом : 2) сложные предложения с деепричастным оборотом: 3) сложные предложения с обособленными приложениями; 4) сложные предложения с вводными словами и обращениями, вставьте пропущенные буквы и дефисы (место пропуска дефиса не обозначено). Расставьте пропущенные запятые.

1. Я схватил бумаги и поскорее унёс их боясь чтоб штабе капитан но раскаялся (М. Лермонтов) . 2. Прямо перед глазами было окно по которому движется плоская щёточка дворник очищающая стекло (В. Липатов) . 3. Я пошёл к соседу старику к Олёше Смолину чтобы попросить помощи (В. Белов) . 4. Опять застучал по крыше дождь но Воронцов завёрнутый в плащ-палатку н..чего не видел и не слышал (В. Распутин) . 5. Единстве..ый вое..ый корабль ныне ставший кораблём музеем первым встал на защиту городка однако весь его экипаж погиб в бою. 6. Старики помещики сверстники Хвощинского рассказывают что он когда-то слыл за редкого умницу (И. Бунин). 7. Друзья советчики умудрё..ые опытом настаивали чтобы он н.. о чём н..кому не рассказывал. 8. Это значит сударь что вам наследства вашего не видать н..когда(Н. Островский). 9. Матушка и тётка не раз творили, что она несомне..о была в своё время красавица (И. Лесков). 10. Я проводил её крепко накрепко предупредив чтобы она н..кому н..когда не открывала по вечерам дверь (Ф. Искандер).

ІІ. Объясните написание не с разными частями речи.

4. Слушание с опорой на текст

І. Прослушайте текст. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте его. Передайте содержание текста в 4-5 предложениях.

ІІ. Выпишите примеры сложных предложении разных типов: бессоюзное, сложносочинённое, сложноподчинённое. Выпишите предложения, включающие прямую речь и диалог, повторно запишите их в виде косвенной речи.

Я вспомнил, как в детстве ждал дня рождения и в ночь перед ним долго не мог уснуть. Сердце никак не успокаивалось, оно громко и часто стучало от волнения. Я ворочался и уговаривал себя заснуть, понимая, что, как только я засну, сразу наступит завтра. То есть надо уснуть - и день рождения настанет. Но из-за того, что я так напряжённо об этом думал, именно от этого и не мог уснуть, ворочался, громко издыхал или.лежал и слушал тишину в других комнатах, тиканье часов да звуки редко проезжавших машин. Как же я ждал дня рождения!

Хотя чего я ждал? Я знал заранее, что утром мне мама даст белую рубашку, потому что в школе в день рождения мне нужно быть нарядным. Родители меня поздравят, но сразу все подарки не дадут, придётся ждать вечера. В школу я брал с собой конфеты, чтобы всех
угостить. Учительница в начале первого урока сообщала классу, что у меня сегодня день рождения, и не тревожила потом вопросами и не вызывала к доске.

Вечером ко мне приходили друзья, бабушка и тётя с маленькой моей троюродной сестрой. Все дарили какую-нибудь ерунду, бабушка дарила книгу и тайком от всех совала мне в руку сложенную вчетверо купюру. «Купи себе что-нибудь и сходи в кино», - шептала она.

Родители дарили, конечно, что-то ценное, не всегда то, что я хотел, но всё же ценное. Друзья, пришедшие меня поздравить, сначала родительским подарком восхищались, но вскоре находили в нём массу недостатков и раскритиковывали его, доводя меня чуть ли не до слёз. Потом мы ели, потом пили чай с маминым тортом. Потом недолго «бесились», ссорились, кто-то уходил раньше остальных. Мне казалось, что мои приятели затевали какую-то интригу против меня, и вообще недостаточно мне благодарны за праздник и угощение. Потом папа праздник заканчивал.

Всё! Давайте-ка по домам! Завтра в школу, - говорил он, - за уроки-то ещё не садились.

Ребята уходили, и становилось пусто...
(Е. Гришковец)

5. Устное сочинение

Работа в группах . Составьте устное высказывание о праздновании дня рождения, используя опорные слова, данные в тематическом словаре, и Фото "День рождения".

Тематический словарь :

День рождения, семейный праздник, гости, поздравления , пожелания, угощение, торт, подарки, сюрпризы, развлечения, радость, хлопоты.

Восстановите пропущенные слова и пропущенные реплики диалога. Прочитайте составленные диалоги по ролям.

У меня вчера был день рождения.
-
- Мама, отец, мамина сестра с мужем и двумя детьми, моими двоюродными братом и сестрой, бабушка и дедушка.
-
- По это же семейный праздник. Конечно же, пришли самые родные. А с друзьями мы устроили целое шоу: разыграли сюжет Фабрика звёзд».
-
- Да подарков много: …, … , … .Но больше всего мне понравились … , … , … .

7. Домашнее задание

Вариант 1 . Из упражнения 5 спишите часть, посвященную празднованию дня рождения. В сложных предложениях подчеркните грамматические основы, обосновав таким образом постановку запятых между частями (ложного предложения.

Вариант 2. Напишите сочинение-повествование о каком-либо событии, связанном с днём рождения, - как вы ждали этот праздник, как у вас приходил этот день, - или расскажите о самом памятном дне рождения, эпизоде илиподарке.

А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Русский язык онлайн, электронные издания бесплатно, конспекты уроков, рефератов, бесплатные учебники по русскому языку, домашние задания вопросы и ответы

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации

Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения

Тема: Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложного предложения.
Цели:
1) закрепление навыка различия простых и сложных предложений;
2) классификация сложных предложений и средств связи между их частями;
3) употребление запятой между частями сложного предложения.

Человеку нужна тишина, чтобы слышать, как дышит трава,
Чтобы верить, что речка жива,
Чтобы думать о песне в ночи,
Чтобы слышать, что пушка мертва и что сердце любимой стучит, -
Человеку нужна тишина

Ход урока
I. Оргмомент
Слово учителя: Сегодня я позволю себе использовать в качестве эпиграфа слова Василия Кулёмина.
Л. - проявлять интерес к культуре своего народа.
Слайд 1
С помощью какой синтаксической конструкции автор выразил своё отношение к потребности человека жить в тишине, жить в мире?
- Сложное предложение.

Сколько грамматических основ в этом СП? - 10.
С помощью чего соединены части?
- с помощью союзов, интонации.
По наличию или отсутствию союзов между частями СП делятся на типы. Пора уже назвать тему.
Слайд 2. (часть1)
Л.- воспринимать речь учителя, непосредственно не обращённую к учащемуся
II. Объяснение нового материала
Какие же типы предложений существуют?
Слайд 2 (часть 2)
П. - высказывать предположения
Чтобы различить типы союзных сложных предложений, нужно знать типы союзов.
Выполните упражнение «Союзный дождь»
Разделите страницу на две части.
Слева - сочинительные, справа - подчинительные.
Слайд 3.
Слайд 4.
П. - классифицировать объекты
Р. - корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших ошибок.
III. Закрепление.
Конструирование предложений.
Слайд 5
Запишите получившиеся предложения, подчеркните грамматические основы.
Составьте из двух данных простых предложений сложносочиненное и сложноподчиненное.
Любовь к Родине начинается с любви к матери. Человек начинается с отношения к обеим.
- Любовь к Родине начинается с любви к матери, а человек начинается с отношения к обеим.

С горем и радостью ребёнок идет к матери. Он находит у неё понимание.
- С горем и радостью ребёнок идет к матери, потому что он находит у неё понимание.
Укажите тип предложения в скобках
П. - классифицировать объекты


Составьте из данных простых предложений сложноподчиненное и бессоюзное
На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.

На свете не существует человека роднее и ближе матери, так как ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.

На свете не существует человека роднее и ближе матери: ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.
Укажите тип предложения в скобках.
Назовите средства связи между частями предложения.
П. - классифицировать объекты
П. - преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Р. - корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Мы записали примеры предложений всех типов.
Как отличить союзное от бессоюзного?
Как отличается сложноподчинённое от сложносочинённого?
При помощи стрелки зависимости и смыслового вопроса покажите зависимость одной части от другой.
В параграфе 8 на странице 43 найдите, как называются части СПП.
К. - воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи.
Сложные предложения с разными видами связи.
Из данных трёх предложений составьте такое сложное предложение,
в котором бы встретились разные виды связи.

Ребёнок - зеркало своей мамы. Ему хочется быть похожим на неё. Она самая добрая и ласковая из живущих.

Ребёнок - зеркало своей мамы, и ему хочется быть похожим на неё, потому что она самая добрая и ласковая из живущих.
К. - характеризовать признаки объекта, относящие его к определённому классу
П. - преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

IV. Самостоятельная работа (по уровням)
Абитуриент
Расставьте знаки препинания в предложениях. Укажите тип предложения.
Помните, что кроме сложных существуют ещё и простые предложения.
Наступит время, и города шире раздвинут свои стены и впустят к себе леса, поля и дикую природу. (__ССП_)Людям на земле отведено очень небольшое место, и они живут в окружении природы. (_ССП_) Она легко может взять обратно всё, что необходимо человеку. (_СПП_) Ей ничего не стоит смести нас с лица земли своим дыханием или затопить водами океана, чтобы ещё раз напомнить человеку, что он не так всемогущ, как думает. (_СПП_) Если мы не будем ощущать природу рядом с собой, мы позабудем, какой она может быть грозной и могущественной. (_СПП_) И тогда в один прекрасный день она придёт и поглотит нас. (__ПП_)

Студент
Расставьте знаки препинания в предложениях. Подчеркните грамматические основы.
Помните, что если части сложного предложения сильно распространены или в них уже есть запятые, между частями сложного предложения ставится точка с запятой.
Тихо было всё на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колёса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она всё поднималась и наконец пропадала в облаке, которое ещё с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что больно было дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространялось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром…

Бакалавр
Выполните задания в формате ОГЭ. Будьте внимательны.
1. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
По залитому лунным светом тротуару ветер гнал осенние листья, и казалось, что идущая навстречу девушка не переступает по плитам, а скользит над ними, подгоняемая ветром и листвой. ____3___
2. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Земля была устлана опавшими листьями, и ноги Монтэга погружались в них, словно он переходил вброд сухую шуршащую реку, которая пахнет гвоздикой и тёплой пылью: сколько разных запахов. ___5___
3. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Твоя планетка такая крохотная,(1) - продолжал Маленький принц,(2) - ты можешь обойти её в три шага. И просто нужно идти с такой скоростью,(3) чтобы всё время оставаться на солнце. Когда захочется отдохнуть,(4) ты просто всё иди,(5) иди… И день будет тянуться столько времени,(6) сколько ты пожелаешь. ______3,4,6______
4. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Взрослые вам,(1) конечно,(2) не поверят. Они воображают,(3) что занимают очень много места. Они кажутся самим себе величественными,(4) как баобабы. А вы посоветуйте им сделать точный расчёт. Им это понравится,(5) они ведь обожают цифры. Вы же не тратьте время на эту арифметику. Это ни к чему. Вы и без того мне верите. ______3_____
5. Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1)Кто-то достал из кармана клочок бумаги, чиркнул спичкой, на огонёк положили пучок травы и горсть сухих листьев, потом стали подбрасывать ветки, они шипели и трещали, но вот наконец костёр вспыхнул, разгораясь всё жарче и жарче. (2) Взошло солнце, и люди медленно отвернулись от реки, молча придвинулись к костру, низко склоняясь над огнём. (3)Лучи солнца коснулись их затылков. __1___
Л. - мотивировать свои действия, выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.
П. - классифицировать объекты.
К - анализировать и исправлять деформированный текст.
Р. - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

V. Рефлексия
С какими типами сложных предложений мы познакомились?

VI. Домашнее задание.
§ 8 (выучить, уметь составлять схемы предложений)
Упражнение 63 (дополнительные задания 1 и 2)
VII. Итоги урока.
Сегодня отвечающие получают отметки, и каждый узнает свой результат за самостоятельную работу на следующем уроке.
До завтра.
Спасибо за урок.

Перечень учебно-методического обеспечения:
1. Русский язык. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2015.
2. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2014. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. - М.: Интеллект-Центр, 2014.
3. http://festival.1september.ru/articles/553654/

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь