Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования . Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в - Постной и Цветной.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

  • епископ Александр Милеант
  • Ю. Рубан
  • Праздники Рождественского цикла Ю. Рубан
  • Двунадесятые праздники прот. Александр Мень
  • Тропари двунадесятых праздников

Праздники христианские

Праздники христианские - определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл - воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии - реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда - исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов - (минейного) и (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n - 13 дней, - для XX-XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) - до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять - «двенадцать») (см. ). , как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, - преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник - Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники - прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные - на Западе, западные - на Востоке (Василий Великий - Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается (букв. «праздниковедение») - вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

Церковные православные праздники делят на великие, средние и малые. К великим относятся Пасха, двунадесятые и недвунадесятые. В эти дни богослужения в церквях проходят с особой торжественностью.

Пасха

Пасха (полное церковное название - Светлое Христово Воскресение) - важнейшее и самое светлое событие в церковном календаре христиан. Дата праздника уникальна для каждого года, определяется по солнечно-лунному календарю и попадает в период с 4 апреля по 8 мая. Пасха посвящена воскресению Иисуса Христа после распятия. В этот день принято посещать богослужения, освящать в церквях куличи и крашеные яйца, накрывать праздничный стол, устраивать гуляния. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!», на которые полагается отвечать: «Воистину воскрес!».

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники - 12 важнейших праздников православного календаря, посвященных событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Их разделяют на две категории: непереходящие и переходящие.

Двунадесятые непереходящие праздники

Двунадесятые непереходящие праздники имеют фиксированную дату, каждый год приходятся на одно и то же число.

Рождество Христово - 7 января
Праздник установлен в честь появления на свет Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, накрывать праздничный стол, ходить по домам и петь колядки. Люди приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», на которые полагается отвечать: «Славим Его!». Празднику предшествует 40-дневный Рождественский пост.

Крещение Господне (Святое Богоявление) - 19 января
Праздник установлен в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. В этот день принято освящать воду в церквях, купаться в проруби.

Сретение Господне - 15 февраля
Праздник установлен в память о встрече в Иерусалимском храме Симеона Богоприимца с маленьким Иисусом при совершении обряда посвящения Богу. Встреча произошла на 40-й день после рождения Иисуса. В этот день принято молиться, ходить в церковь, освящать свечи.

Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля
Праздник посвящен возвещению Архангелом Гавриилом Деве Марии о зачатии и будущем рождении Сына Божьего. В этот день принято посещать богослужения, освящать просвиры в храмах, подавать милостыню, заниматься благотворительностью.

Преображение Господне - 19 августа
Праздник посвящен воспоминаниям о Божественном преображении Иисуса перед учениками во время молитвы на горе Фавор. В этот день принято освящать в церкви яблоки, груши, виноград, чтить память умерших родственников.

Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа
Праздник посвящен воспоминанию об успении (смерти) Божией Матери. В этот день верующие люди ходят в церковь, молятся Пресвятой Богородице, освящают хлеб, подают милостыню. Празднику предшествует Успенский пост.

Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября
Праздник установлен в честь появления на свет Девы Марии - матери Иисуса Христа. В этот день принято посещать церковь, молиться Пресвятой Богородице, заниматься благотворительностью.

Воздвижение Креста Господня - 27 сентября
Полное название праздника - Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Он установлен в честь обретения в Иерусалиме около горы Голгофы Креста, на котором распяли Иисуса. В этот день принято соблюдать строгий пост, молиться за свое здоровье и здоровье близких людей.

Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря
Праздник посвящен введению маленькой Марии - матери Иисуса Христа - в Иерусалимский храм для посвящения Богу. В этот день в храмах проводят торжественную службу, прихожане молятся Деве Марии.

Двунадесятые переходящие праздники

Двунадесятые переходящие праздники имеют уникальную для каждого года дату, которая зависит от даты празднования Пасхи и перемещается вместе с ней.

Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)
Праздник отмечается за неделю до Пасхи. Посвящен торжественному появлению Иисуса Христа в Иерусалиме накануне Его мученических страданий и смерти. В этот день принято освящать в церкви вербу, хлестать веточками членов семьи, приговаривая при этом: «Не я бью, верба бьет!» или «Верба хлест, бей до слез!».

Вознесение Господне
Полное название праздника - Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Отмечается на 40-й день после Пасхи. Праздник посвящен вознесению Иисуса Христа на небеса. В этот день принято посещать богослужения в церквях, молиться, подавать милостыню.

День Святой Троицы (Пятидесятница)
Празднуется на 50-й день после Пасхи. Праздник установлен в честь сошествия Святого Духа на апостолов и Деву Марию. На Троицу принято посещать торжественную службу в церкви, украшать храмы и дома ветками деревьев, устилать пол свежей травой, устраивать праздничный обед, устраивать гуляния и ярмарки.

Недвунадесятые праздники

Недвунадесятые праздники - 5 великих праздников Православной Церкви, посвященных рождению и смерти Иоанна Предтечи - крестителя Иисуса Христа, апостолам Петру и Павлу, явлению Богородицы, обрезанию Господню.

Обрезание Господне - 14 января
Праздник установлен в воспоминание о совершении над младенцем Иисусом иудейского обряда обрезания. В этот день в храмах проходят праздничные богослужения, люди ходят по домам, поют засевальные песни и желают хозяевам добра, благополучия.

Рождество Иоанна Предтечи - 7 июля
Полное название праздника - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Посвящен рождению Иоанна Предтечи - крестителя Иисуса Христа. В этот день люди посещают богослужения, освящают в церкви воду, травы и цветы.

Святых апостолов Петра и Павла - 12 июля
Праздник посвящен воспоминанию о перенесении мощей святых апостолов Петра и Павла. В этот день рыбаки молятся об успешной рыбалке, устраиваются ярмарки и гуляния.

Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября
Праздник посвящен воспоминанию о мученической смерти Иоанна Предтечи - крестителя Иисуса Христа. В этот день принято посещать богослужения, соблюдать строгий пост.

Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября
Праздник установлен в честь явления Девы Марии святому Андрею Юродивому. В этот день принято посещать храмы, обращаться с молитвой к Пресвятой Богородице о здоровье, заступничестве, счастливой семейной жизни.

Средние и малые православные праздники отличаются меньшей торжественностью богослужения.

Вседневные по своей сути не являются праздниками. Это дни памяти святых.

Православные посты - периоды воздержания от пищи животного происхождения.
По длительности посты делятся на многодневные и однодневные. В году 4 многодневных и 3 однодневных поста. Также постными днями являются каждая среда и пятница (в сплошные седмицы в эти дни нет поста). Посты разнятся по степени строгости, вплоть до полного воздержания от пищи.

Сплошные седмицы - недели, в которые нет поста в среду и пятницу. В году 5 таких седмиц.

Дни поминовения усопших - дни всеобщего поминовения умерших христиан. В году 8 таких дней.

Христианство, как и любая религия, в определенные дни календаря чтит святых или отмечает события в жизни церкви. Христианские праздники коренятся в древние обрядовые традиции, связанные с конкретными этапами, видами хозяйственной деятельности, годовым астрономическим или календарным циклом. Условно их разделяют на всехристиянські (признанные православной, католической, большинством протестантских церквей) и конфессиональные (отмечаются только отдельными конфессиями). Важнейшие из них относятся к двунадесятых праздников - двенадцати важнейших после Пасхи праздников, которые церковь отмечает торжественными богослужениями.

Рождество Христово. Это один из основных праздников христианства, связанное с рождением Иисуса Христа. В католицизме оно отмечается 25 декабря, в православии (относится к двунадесятых праздников) 7 января. Утверждаясь в разных странах, этот праздник вобрал в себя обряды и обычаи других религий, народных праздников, приобретая новые черты, которые соответствовали христианским догмам.

Сама традиция Рождества своими источниками достигает в первобытные культовые действия. Главную роль в его догматическом смысле церковь отводит учению о рождении Иисуса Христа, который появился, чтобы искупить грехи людей, указать человечеству путь к спасению. Ведь в Древнем Египте, например, 6 января праздновали день рождения бога воды, растительности, обладателя загробного мира Осириса. В Древней Греции того же дня праздновали рождение Диониса. В Иране 25 декабря отмечали рождение бога солнца, чистоты и правды - Митры.

В Киевской Руси праздник Рождества Христова пришло вместе с христианством в X веке. и слилось с зимним древнеславянским праздником - святками (длились на протяжении 12 дней - с 25 декабря (7 января) до 6 (19) января). Православная церковь всячески пыталась заменить их праздником Рождества Христова, но существующие у восточных славян праздники и обычаи укоренились настолько глубоко, что она вынуждена была совмещать церковные праздники с народными. Так, колядки церковь соединила с евангельским повествованием о вифлеемскую звезду, которая возвещала о рождении Христа. "Языческих" колядки превратились в хождение христославів со звездой по домам. К прославлению Христа широко привлекали детей. Верующие благодарили им подарками.

С 1990 года. день Рождества Христова является официальным праздничным днем на территории Украины.

Крещение Господне (Водохрища, Водосвятие, Богоявление). Оно является одним из главных праздников в христианстве. В православии принадлежит к двунадесятых праздников. Католики отмечают 6-го, православные - 19 января. Введено оно в память о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Его еще называют Богоявлением, поскольку, согласно Евангелию, во время крещения на Иисуса сошел с небес Бог-Дух Святой в виде голубя.

В христианстве оно было введено во 2-й половине II ст., и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым. В IV ст. этот день начали праздновать отдельно. Церковь рассматривает его как "праздник просвещения" народов, поскольку, согласно учению, именно с крещения Иисус начал просвещать их светом евангельской истины.

Этот праздник всегда отмечали очень торжественно. Главный его обряд-это освящение воды в церкви и в проруби. К проруби отправлялся крестный ход, звучали торжественные молебны. Освящение воды в храмах совершается и в наши дни.

Окропление водой существовало во многих дохристианских религиях. Одухотворюючи явления природы, люди одухотворяли и воду как важный источник жизни. Христианство на ранних стадиях своего развития не знало обряда крещения, оно его заимствовало несколько позднее из древних культов, которые обряда "очистки" человека от любой "скверны", "нечисти" с помощью воды отводили важную роль. Согласно древним верованиям вода очищала людей от "нечистой силы", "демонов". Поэтому у древних народов существовал обычай окроплювати водой новорожденных.

Сретение. Отмечают его как один из двунадесятых праздников 15 февраля по случаю встречи (сретения) праведника Симеона с младенцем Иисусом, которого родители принесли в Иерусалимский храм на сороковой день после рождения для представления Богу. Именно тогда Симеон предсказал Иисусу его посланницьку миссию Спасителя людей. Об этом говорится в Евангелии от. Луки. Вводя праздник, церковь заботилась не только о распространении идей христианства, но и о "правды фактам" биографии Христа, подчеркивания обязанности верующих приносить в храм младенцев в течение 40 дней после рождения. Кроме того, церковь пыталась оградить христиан от древних культов, поскольку римляне в феврале отбывали "очищение", покаяние, соблюдали пост, считая, что перед началом весенних полевых работ необходимо "очиститься от грехов" и "нечистой силы" жертвоприношениями духам и богам. Главный очистительный обряд приходился на 15 февраля, когда люди с факелами в руках изгоняли злых духов зимних холодов и болезней.

Сторонники православия длительное время не признавали Сретение. Позже они придали ему значение праздника очищения. Именно таким оно предстало на Руси, утвердившись, в основном, как церковный праздник. В народном сознании Сретение знаменовало конец зимы и начало весенних хозяйственных забот, о чем свидетельствует и народное поверье: "на Сретенье зима с летом встречается".

Вход Господень в Иерусалим. Это дванадесяте праздник отмечают в последнее воскресенье перед Пасхой. Бытовая его название Вербное воскресенье, перед днем страстной недели, приуроченного "упоминаниям о страданиях Христа".

По календарю оно непосредственно примыкает к Пасхе и не имеет постоянной даты. Введено оно в IV ст. как важный этап подготовки к Пасхе. В основе библейская легенда о въезде Иисуса Христа с апостолами в Иерусалим, сопровождаемый творением чудес. Народ радостно приветствовал Сына Божьего пальмовыми ветвями.

На Руси ритуальное значение пальмовых ветвей перенесено на ветки вербы, которые распускаются в это время, и, согласно народному поверью, защищают от злых духов. Празднование входа Господня в Иерусалим призвано побудить верующих открыть свои сердца для учения Христа о воскресении и вечное спасение, как это сделали жители Древнего Иерусалима.

Вознесение Господне. Отмечают его на сороковой день после Пасхи. А сам момент вознесения на небо воскресшего после казни Христа завершает его земную биографию. В быту очень распространено и осталось сугубо церковным. Своим содержанием порождает у верующих мысль о бренности земной жизни и нацеливает их на христианское подвижничество ради достижения "вечной".

Христианская теология утверждает, что вознесение Христа открывает праведникам путь на небо, в воскресение после смерти. Эта идея существовала еще задолго до возникновения христианства. Верования в вознесении на небеса людей, героев и богов были распространены среди финикийцев, иудеев и других народов.

Троица (Пятидесятница). Праздник, установленный в честь сошествия Святого Духа на учеников Христа в пятидесятый день после его воскресения, вследствие чего они заговорили на разных языках, которых прежде не знали. Призвано сосредоточить внимание верующих на голосе церкви, которая несет "Божье слово", привлечь их к проповедованию христианства другими "язык", то есть другим народам. Отмечается на пятидесятый день после Пасхи. В православии принадлежит к двунадесятых праздников.

Представление о божественной троице существовали задолго до христианства. В процессе становления христианской религии возникла необходимость связать ее со сказаниями Ветхого Завета. Поэтому в новозаветных книгах Христа представлено как сына древнееврейского бога Яхве, как ипостась единого Бога, что засвидетельствовал шаг христианства от политеизма к монотеизму. Соответственно христианство позаимствовало много иудейских праздников, в том числе праздник Пятидесятницы. У древних евреев оно возникло с переходом их к земледелию и было связано с завершением жатвы, которые продолжались "семь седмин", то есть семь недель, сопровождалось приношением хлеба из нового урожая местным полевым духам и божествам. Христианство дало ему новое обоснование.

В большинстве восточных славян праздник Троицы слился с местным праздником семиком (другое название - "троицу"), позаимствовав его бытовой смысл. Древние славяне семик связывали с завершением весенних работ, пытаясь задобрить духов растительности в период цветения и жатвы. Важным элементом православного праздника Троицы поминовение духов умерших родственников (поминальная суббота). В Украине с 1990 года. Троица является официальным праздничным днем.

Спас. Это один из трех праздников, посвященных Спасителю Иисусу Христу. В его основе евангельское повествование о преображении Христа, который в конце своей земной жизни привел своих учеников (Петра, Иакова, Иоанна) на гору и во время молитвы полностью изменился: лицо его засияло, одежда его стал белым, блестящим, а голос с неба подтвердил его божественное происхождение. Христианское учение утверждает, что Иисус хотел закрепить в учениках веру и доказать им, что он действительно Сын Божий.

Именно с этим событием связан праздник Преображения ("яблочный" спас), который отмечают 19 августа. В этот день не только славят Иисуса Христа, но и освящают яблоки, другие фрукты (по народному обычаю, с тех пор их можно потреблять).

Важная особенность Спаса, как и многих других праздников, заключается в сочетании христианского пафоса с календарной обрядностью и обычаями очищения от злых духов. Например, во время празднования "медовый" спасу ("маковея"), которое происходит 14 августа, в церкви освящают свежий мед. Установлен в 1164 г. в честь победы византийцев над мусульманами. Особенно почитаем этот день в отечественном православии, поскольку считается, что именно 14 августа крестился великий киевский князь Владимир. Третий - "хлебный" спас отмечают 29 августа, приурочивая его к окончанию жатвы и начала озимого сева. Христианство связывает его с чествованием нерукотворного образа Христа, запечатленного на полотенце и переданного им Авгарю, царю Эдессы.

Во многих приходах Спасу праздника есть и престольными (храмовыми).

Воздвижения Креста Господня. Один из двунадесятых праздников, посвященных культу Креста как символа христианской веры. С крестом церковь связывает несколько событий. По преданию, римский император Константин перед одним из крупнейших своих сражений имел видение: на небе осиянный крест с надписью "Этим побеждай!". Той же ночью императору явился во сне сам Иисус Христос и посоветовал взять в сражение знамя с изображением креста. Константин так и сделал, кроме того, приказал своим легионерам нарисовать знак креста на щитах. В битве Константин одержал победу и с тех пор уверовал в чудодейственную силу креста, хотя исторические факты свидетельствуют, что в ознаменование победы Константин повелел отчеканить монеты с изображением языческих богов, которые, как он верил, помогали ему в битве с врагами.

Церковь установила этот праздник в память о получении матерью римского императора Еленой в IV ст. креста, на котором был распят Иисус Христос. Чтобы его видел народ, крест подняли (воздвигли) на горе Голгофе, где Христос был казнен, а на месте, где крест был найден, построили храм, освящение которого состоялось 13 сентября 335 г.

Воздвижение Креста Господня торжественно отмечается 27 сентября. Оно сопровождается пышными ритуалами. Во время богослужения выносят украшенный цветами крест и устанавливают его посередине храма. Церемония сопровождается звоном, церковными песнопениями.

Верующие почитают крест как символ христианства как символ искупления, страдания и спасения, считая, что каждый человек, как и Христос, должен преодолеть свой "крестный путь".

Богородичные праздники. Они охватывают праздника в честь Девы Марии - матери Иисуса Христа (Богородицы). Это Рождество Богородицы, Введение в храм Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, праздник Успения, Покрова (первые четыре относят к двунадесятых) и много праздников в честь "чудотворных" икон Богородицы.

В чествовании Марии Богородицы имеющиеся следы почитания древними народами богини земли, которая родила спасителя, божьего сына - бога растительности. На создание образа христианской Богородицы оказали представления древних египтян о богине Ізіду. Христианство изображает Богородицу "царицей небесной", крылатой небожителькою, "окутанной в солнце". На голове у нее венок из двенадцати звезд. Древнеегипетскую богиню Ізіду также изображали царицей небесной, считая, что она родила божественного сына, спасителя Гора. Христианская Богородица имеет общие черты с богиней сирийцев и финикиян Астартой.

Древние народы поклонялись этим богиням, считая их божествами плодородия земли и скота, заступницями земледелия.

Из дохристианских религий позаимствовала церковь и идею непорочного зачатия. Согласно мифам народов Древнего Востока от непорочных матерей родились Митра, Будда, Заратуштра. Именно эти мифы и послужили к созданию христианской легенды о "непорочное зачатие" Девы Марии.

Рождество Богородицы (Малая Пречистая). Церковь связывает его с древними земледельческими осенними праздниками, приуроченными к завершению уборки урожая. В этот день подчеркивается, что Божия Матерь является большой праведницей, помощницей и заступницей людей, покровительницей сельского хозяйства, которая "рождением Христа" сделала первый шаг к их "вечного спасения". Празднуют 21 сентября.

Введение во Храм Богородицы. Связано с преданием трехлетней Марии на воспитание в Иерусалимский храм. Устанавливая этот праздник, церковь преследовала прежде всего цель убедить родителей в необходимости приводить в церковь ребенка в раннем возрасте. Празднуют 4 декабря.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Празднуют его по случаю получения Марией вести от архангела Гавриила, что она родит ребенка от Святого Духа. На Руси этот праздник церковь связывала с началом весенне-полевых работ ("освящение" семена и пр.) и приметами о будущем урожае. Празднуют 7 апреля.

Первая Пречистая. Церковь отмечает его как день памяти Божьей Матери. Церковное толкование этого праздника много чем напоминает давньосирійське сказания о смерти Кибелы - богини плодородия. На Руси праздник Успения слилось с древнеславянским языческим праздником сбора урожая и принесение хлеба и плодов в жертву духам. Празднуют 28 августа.

Покрова Богородицы. Это праздник связан с видением Богородицы, которое якобы появилось в 910 г. во Влахернском храме Богородицы в Константинополе. Во время ночного богослужения юродивый Андрей, принят к лику святых, и его ученик Епифаний якобы видели, как Богоматерь, которую обступили ангелы и святые, появилась над ними, помолилась о спасении мира от бед и страданий, распростершееся над всеми белое покрывало.

На Русь праздник пришел вместе с православием, церковь использовала его для вытеснения осенних языческих праздников, что устраивались по окончании полевых работ. Отмечают его 14 октября.

В Украине праздник Покровы очень уважаемое, оно впитало традиционное почитание женщины, матери, женского начала в целом, олицетворяемого в образе земли-матери. Особым было отношение к этому празднику украинского казачества.

Пасха (Пасха). Это одно из самых значимых христианских религиозных праздников. Установлен он первыми христианами в память о страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа.

Исторически праздник происходит от обычая некоторых древних народов Ближнего Востока (вавилонян, египтян, евреев), которые занимались скотоводством, приносить во время весеннего праздника в жертву духам ягнят, телят с первого приплода. Они верили, что этим задабривают злых духов, и те уже не будут уничтожать скот и насылать на нее болезни. С переходом к земледелию как искупительную жертву духам приносили испеченные из зерна нового урожая хлеб, лепешки, фрукты и тому подобное. Эти земледельческие праздники слились с скотарською Пасхой и переняли ее название. их объединяло надежду на чудодейственную добрую силу божеств, которые умирают и воскресают.

Христианство позаимствовало эту традицию, воплотив ее в учении о жертвенной смерти Иисуса Христа. Но основная идея - самопожертвование Бога ради людей сохранилась. Религиозная суть обряда осталась такой, как и тысячелетия назад: принесением жертвы очистить людей от зла, болезней, несчастий и трагедий.

Идея спасения, хотя бы после смерти, получила значительное распространение, особенно среди простонародья. Образ Христа, который добровольно принял мученическую смерть, словно призывает терпеть земные страдания. Утверждаясь и развиваясь, христианское учение разработало церемонию празднования Пасхи, и с II ст. этот праздник стал одним из главных.

Неделя перед Пасхой называется Великим, или Страстной, поскольку его дни связанные со Страстями Господними. Особенно важные дни наступают с четверга, который называют "чистым". Он связан с Тайной Вечерей Иисуса Христа с апостолами.

Материальным воплощением воскресения являются пасхальные яйца (в Украине - крашенки, писанки) символ жизни, весны, солнца, в христианстве символ искупления греха человека.

В Киевской Руси празднование Пасхи было введено в X веке. Здесь оно слилось с местными славянскими весенними праздниками. Древние славяне весной перед началом сельскохозяйственных работ устраивали праздник солнца, что "воскресает". В те дни они приносили жертвы духам и божествам растительности, стремились удовлетворить духов умерших предков. Христианская Пасха впитала в себя многие из древнеславянских религиозных обрядов, в том числе общественные семейные трапезы, в которых готовили хлеб, сыр, яйца, копченое мясо и тому подобное.

Поскольку в раннем христианстве празднование воскресения Христа совпадало с иудейской Пасхой, на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) соборах было решено праздновать Пасху в первое воскресенье после полнолуния, которая наступала или в день весеннего равноденствия (21 марта), или после него. Но обязательным было празднование Пасхи в другой день, чем у иудеев. По лунному календарю весеннее полнолуние приходится на одно и то же число, за солнечным на разные числа и даже в разные дни недели. Поэтому Пасха не имеет точно установленного календаря. Отмечают его в пределах 35 дней.

Для более точного определения даты празднования Пасхи на каждый год были сделаны соответствующие вычисления, которые называют пасхалиям. В православии они остались неизменными до сих пор. В католицизме формула этих вычислений претерпела некоторые изменения, поэтому не всегда обе церкви празднуют Пасху одного и того же дня.

Православные праздники

Цели:
- расширить кругозор учащихся;
- стимулировать интерес к православным традициям, обрядам;
- воспитать такие качества у детей как добро, смирение, милость, терпение.
Оборудование: тематический материал, наглядное пособие - картинки, календари, четки, крестик, книги.
Ребята сегодня мы с вами поговорим о необычной для вашей повседневной жизни теме: О православных праздниках. Вы можете подумать: «А зачем нам это надо? Это неинтересно». Но не все так, как вам кажется. Если вы посмотрите вокруг, то увидите, что нас окружают предметы православной религии.

Вы, ваши друзья, родители, бабушки и дедушки носят крестики, которые вручают вам ваши крестные папа и мама при крещении. У вас есть крестные родители? Они говорят с вами о Боге, молитвах, церкви? Это входит в их обязанности. Крестные должны не только радоваться вашим успехам, восклицать: как вы выросли за последнее время, дарить подарки на праздники, но и должны развивать в вас духовное начало, говорить с вами о жизни Христа, учить добру.
Среди других вещей вы можете заметить православные календари. Замечали? Где вы их видели? Кроме основной функции такой календарь содержит информацию о постах, событиях, связанных с жизнью святых и не только. Ребята вы знаете, что такое пост? Это, простыми словами, отрезок времени при котором запрещается употребление в пищу некоторых видов продуктов, запрещаются развлечения, игры.
У вас есть семейная библиотека? Так вот, среди книг, которые в ней находятся, вы можете встретить Библию. Вы знаете, что такое Библия?
Практически в каждом доме висят иконы. У вас дома есть иконы? Как вы думаете, для чего они? Что такое молитва? На икону молятся, а точнее тому святому, который изображен на иконе.


Но лучше всего молиться в церкви. Считается, что это дом Божий и молитвы, произнесенные здесь, быстрее будут услышаны Господом Богом. Вы были в церкви? Что вы там заметили? Вы могли заметить на запястье у священника четки. Они нужны ему при чтении молитв. Определенные молитвы следует читать по нескольку раз, поэтому, чтобы не сбиться со счету он перебирает бусы. Мы можем еще много привести примеров подобных вещей: иконки в машинах, статуэтки в виде ангелов и т.д. Но мы решили, что вам будет скучно слушать о православии, как таковом, поэтому мы расскажем вам о православных праздниках. Ведь праздник - это день радости и торжества по поводу чего-нибудь.
Долгое время в нашей стране об этих праздниках говорить было не принято, хотя отмечали их во многих домах. Речь идет о праздниках религиозных. Страна наша большая и многонациональная, и уживаются на ее просторах разные религии. Есть такие места, где мирно соседствуют храмы разных вероисповеданий. И все же большую часть населения России составляют православные христиане, поэтому основное внимание мы уделим православным праздникам.
Ребята, какие вы можете назвать православные праздники? Религиозные праздники занимали важное место в жизни народа, и во все времена основные праздники приурочивались к циклам природы, к началу и к концу полевых работ. Праздничными обрядами сопровождались наступление весны, первая пахота, сбор урожая. И в православном церковном календаре можно найти отголоски древних землевладельческих обрядов.
Каждый христианский праздник связан с библейской легендой. Верующие люди, участвуя в праздниках, как бы заново переживают великие события жизни Христа и его близких.
Праздников у Русской православной церкви множество, но среди них выделяются основные, называемые двунадесятыми (поскольку их двенадцать).
Начинается церковный год осенью. До Петровских реформ с сентября начинался
в России и гражданский год. Но, поскольку сейчас календарное новогодие приходиться на первое января, разговор о христианских праздниках начнем с Рождества.

РОЖДЕСТВО И СВЯТКИ
Рождество-1 января Святки- с 7 по 19 января
Рождественской недели
Скрипучие шаги.
Нецелевые цели
Под вектором ноги.
Рождественских морозов
Вполне раешный стиль
И воздух - бело-розов
И сладок, Как ваниль....

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - один из самых главных христианских праздников. В нашу жизнь Рождество «вернулось» совсем недавно. В недалеком прошлом о нем не принято даже было упоминать, зато сейчас это один из немногих государственных праздников, нерабочий день.
Ребята, что вы знаете о Рождестве?


Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями. Колядки, хождение со звездой, ряжение.
В гости на Рождество принято звать самых близких людей, но это не значит, что не могут собраться друзья, одноклассники. Важно, чтобы всем было хорошо в этот праздник, и никто не должен скучать в одиночестве.
В этот праздник принято колядовать. Вы можете сказать, что такое колядки? А вы знаете какие-нибудь колядки?
Колядки - это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало кто знает сейчас эти песни. Но почему бы в весёлой, шутливой форме не поздравить хотя бы соседей по лестничной площадке?.. А те за поздравления и шутки - прибаутки угостят печеньем, пряниками, конфетами. В старину колядовщики пели: «Ты нас будешь дарить - мы будем корить! Коляда, коляда! Подавай пирога!»

Рождественские Частушки
Ой, да каждой зимушкой Мы с подружкой Зинушкой,
Шутками заряжены,
Всюду ходим ряжены...
Всласть поем- стараемся,
а не повторяемся:
Все - преесе колядочки
Собраны в тетрадочке.

Сергей Белорусец

Рядились медведями стариками, чертями петрушками - ну чем не современный маскарад? И если для встречи Нового года специально готовился «сногсшибательный» вечерний наряд - почему бы на Рождество не нарядиться в нехитрый костюм с маской и не дать себе «разрядку» в игре, забаве? Ведь ряженым доступно и дозволяется всё! Конечно в разумных пределах, чтобы не обидеть хозяев дома, не нанести непоправимого ущерба в виде разбитой вазы или чашки. С Рождества до крещения (19 января) продолжаются святки. В это время принято веселиться, развлекаться, но с умом и пользой. У школьников каникулы, и днем на свежем воздухе,можно устроить праздник «Зимние забавы». А уж забав этих, из далеких времён пришедших от наших предков - славян, великое множество. Здесь и катание на санках с горы - кто дальше, и соревнования конькобежцев, и метание снежков - в цель и на дальность и санные поезда для малышей.... В общем, «мороз невелик, а стоять не велит» - пусть посоревнуются ребята в силе и ловкости, а потом - чай с пряниками и конфетами. А можно- с печеньем и булочками, специально для Рождества выпеченные в виде свинок, коровок, ягнят и овечек.
А вечером - посиделки. Это тоже давняя традиция: в русских деревнях с наступлением зимы девушки в складчину снимали избу, где долгими зимними вечерами пряли, вышивали, вязали и обязательно пели.
Но святочные посиделки - особенные. На них работу не брали, приходили, чтобы отдохнуть, повеселиться. А главное посмотреть на жениха и невесту. Времена изменились, но почему бы не устроить посиделки - с песнями. Танцами и играми?
Если мало этих традиционных святочных забав - есть ещё шарады, викторины, фокусы, познавательные игры и гадания.

Рождественские обычаи разных стран
БОЛГАРИЯ

Здесь принято передавать из поколения в поколение старинную серебряную монету, которую на Рождество запекают в особый пирог - погачу. Перед тем как резать пирог, его внимательно осматривают: пузыри на поверхности означают семейное счастье. А самым счастливым в этом году будет тот, кому достанется кусок пирога с монеткой.

ПОЛЬША

В сочельник в доме, где соблюдаются обычаи старины, во все четыре угла ставят необмолоченные снопы хлеба, под скатерть кладут сено, а на праздничный стол ставят особый прибор - память об ушедших навсегда членах семьи.
В этот вечер никто не должен чувствовать себя забытым, поэтому на семейный сочельник принято приглашать одиноких людей.

ВЕНГРИЯ

Традиционное рождественское блюдо - чеснок с мёдом. А в рождественские вечера перед домом, где есть девушка на выданье, юноши устраивают шутливые представления ряженых - суженый, кому вручить награду поцелуй.

ФРАНЦИЯ

В цикл французских рождественских праздников входит День святой Екатерины, покровительницы девушек. Раньше в этот день высаживались молодые деревца, а улицы городов и сёл наполнялись толпами девушек в собственноручно сшитых нарядных чепцах.

Зимняя викторина по книге В. Бианки «/Тесная газета»

1. Где раки зимуют?
2. Что птицам страшнее зимой - холод или голод?
3. Если зайцы начали белеть поздно, какой ждать зимы - ранней или поздней?
4. Что такое «Кузница дятла»?
5. Какой ночной хищник появляется у нас только зимой?
6. Что такое «заячья скидка»?
7. Где зимой и осенью спят вороны?
8. Когда от нас улетают последние чайки и утки?
9. С какими птицами осенью и зимой водят компанию дятлы?
10. Что называют следопыты «выволокой»?
11.Вез рук, без ног - в избу просится?
12.Двое светят, четверо стелют, один спать ложится?
13.В воде родится, а воды боится?
14.Чернее сажи, белее снега, выше дома, ниже травы?
15.По земле ходит, неба не видит, ничего не болит, а всё стонет?

Этот праздник православные христиане отмечают 19 января. Крещение - один из двух двунадесятых праздников. Установлен он был в честь крещения Иисуса Христа в водах священной реки Иордан. Среди вас все крещеные? Никогда не поздно креститься. Иисус крестился, когда ему было 33 года.
В этот день главным является освящение воды в церкви и проруби (эту прорубь, специально сделанную для водосвятия, называют Иорданью). После молитвы верующие омываются святой водой и берут ее с собой, веря, что вода эта обладает чудодейственной силой. И действительно, такая вода очень долго остается свежей, не портится. Кстати, на Крещение особым считается и снег: говорят, он выбелит всякую ткань лучше, чем солнце и зола; если крещенский снег бросить в колодец, вода в нем не иссякнет; этим снегом можно вылечиться от многих болезней.

ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА
7 дней, за 8 недель до Пасхи Февраль - март

Начинаем проводы зимы -
И согласно праздничной программе
До ворот проводим зиму мы.
А весна уже не за горами.

Сергей Белоусец

Этот древний народный праздник не закреплен за определенным числом календаря. Масленица относится к «переходным» праздникам, связанным с Пасхой. Празднуют Масленицу на последней неделе перед Великим постом, который длится семь недель и заканчивается Пасхой. Во время Великого поста церковь предписывает верующим воздерживаться от некоторых видов пищи, увеселений и развлечений - вот народ и стремится повеселиться «впрок». А название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять - вот и пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей.
Масленица - самый веселый, шумный народный праздник. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. Конечно, сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды, но узнать о них будет интересно многим. Ведь Масленица - это не только блины, которые бывали в прежние времена и дома, и в гостях, и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции.
Понедельник - «встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай.
Вторник - «заигрыш», в это день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами.
Среда - «лакомка». Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи - все на стол мечи!» на первом месте в ряду угощений, конечно, блины.
Четверг - «разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни). Главное мужское дело в этот день - оборона снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.
Пятница - «тещины вечера», в этот день зять едет «к теще на блины», а теща зятя привечает, угощает.
Суббота - «золовкины посиделки». Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощение - бесчисленные блины.
Воскресенье - «прощеный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу.
Зиму принято изображать в виде соломенного чучела, обряженного в женское платье. В начале Сырной недели чучело с комической торжественностью встречают, а в последний день с шумом, смехом, плачем и шутками сжигают на огромном костре.

МАСЛЕНИЦА У РАЗНЫХ НАРОДОВ
Шотландия

Здесь на Масленицу было принято печь «постные лепешки». В сложенные вместе ладони насыпали горсть овсяной муки, затем муку крепко сжимали в ладонях и погружали в холодную воду, а полученный шар выпекали в очаге прямо в горячей золе.
Выпечку блинов шотландцы считают важным актом, в котором стараются принять участие все члены семьи: один смазывает маслом сковороду, другой льет на нее тесто, третий переворачивает блин...

Англия

В одном из английских городов уже много лет проводятся соревнования в беге женщин с блинами. В 11.45 раздается звон «блинного колокола». Каждая женщина бежит с горячей сковородкой и блином. Правила соревнования предписывают, что участницы должны быть не моложе 18 лет; на каждой обязательно - фартук и косынка; во время бега нужно не менее трех раз подбросить блин на сковороде и поймать его. Первая женщина, которая передаст блин звонарю, становится чемпионкой блинных гонок на год и получает в награду... поцелуй звонаря.

Дания

В школах в эти дни проводятся театральные представления, концерты. Школьники обмениваются знаками дружбы, передают своим друзьям через знакомых шуточные письма без указания обратного адреса. Если мальчик получит такое письмо от девочки и угадает ее имя, то на Пасху она подарит ему шоколад.

Россия

Помимо всего прочего, Масленица в России считалась праздником молодоженов -ведь время с Рождества до Масленицы было временем свадеб. Поэтому во время всех масленичных затей особое внимание обращалось на молодые супружеские пары, катание с гор и объезд вокруг деревни на тройках устраивались в первую очередь для них. Именно на молодоженов возлагалась почетная обязанность пробудить природу от зимней спячки.

ПРАЗДНИК ПРАЗДНИКОВ - ПАСХА
Высчитывается по специальным таблицам -
Пасхалиям Март - Апрель


Православные христиане называют этот день «праздником праздников и торжеством торжеств». Это самый главный день православного церковного года. В этот день отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник.
Надо сказать, что Пасху празднуют не только православные христиане, но и представители других «ветвей» христианства. Подобные праздники есть и в других религиях. Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она - начало весны, пробуждение природы.
Празднование Пасхи - многовековая традиция, поэтому мы просто расскажем о том, как на Руси издавна принято встречать Светлое Христово Воскресение.
Пасхе предшествует семинедельный Великий пост, когда верующие воздерживаются от определенных видов пищи. Неделю перед Пасхой называют Страстной седмицей (неделей). Каждый день седмицы связан с событиями последних дней из земной жизни Христа.


В день накануне Пасхи - Великую Субботу - старые и молодые, верующие и колеблющиеся собираются в храмах на молитву. «Спускаются сумерки. Храмы и дворы церквей полны. В эту ночь сюда тянет даже тех, кто относится к вере с презрением и насмешкой. Многие заражаются каким-то особенным торжественным настроением, словно ждут чего-то» - так писал об этом моменте православный священник Александр Мень.
В храм приносят особую пасхальную пищу, чтобы освятить ее. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году, - пасхальный кулич, творожную пасху, пасхальные крашеные яйца.
Наступает полночь - Великая Суббота сменяется Светлым Христовым Воскресением, начинается крестный ход.
Но праздник Пасхи - это не только молитвы. У этого праздника всегда была и «развлекательная» сторона, правда, несколько приглушенная. Какие же развлечения приняты на Пасху? Во-первых, застолье. После семинедельного поста снова можно позволить себе любую пищу - какую душа пожелает. Устраивались всевозможные игры с пасхальными яйцами, хороводы, катание на качелях.


На Пасху принято было «христосоваться» - поздравлять друг друга с праздником, при этом родным и близким дарили крашеные яйца - символ жизни.

ПАСХАЛЬНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ РАЗНЫХ НАРОДОВ
РОССИЯ

Непременной принадлежностью праздника были игры с пасхальными яйцами -катание и битье. Катали яйца по специальному желобу - чем дальше укатится. При битье выигрывал тот, у кого скорлупа яйца оставалась неповрежденной - он забирал себе надбитое яйцо соперника. Находились хитрецы, ходившие «биться» с каменными яйцами, - можно представить, что ждало этих мошенников, когда обман вдруг раскрывался.

ФРАНЦИЯ

Здесь на Пасху принято устраивать пикники, главное блюдо на которых - омлет. Обязательным подарком у французов является красное яйцо. В катании яиц побеждает тот, кто сумеет бросить свое яйцо так, чтобы оно столкнулось с яйцом, скатившимся ранее.

БЕЛЬГИЯ, НИДЕРЛАНДЫ

В этих странах битье яиц- командная игра. Приготовленные яйца окрашены в зеленый, желтый и красный цвета. По сигналу противники сходятся, и каждый старается нанести удар так, чтобы разбить скорлупу яйца игрока другой команды. Победитель забирает яйцо.
Для детей - своя игра: «Охота за зайцами». Взрослые прячут пасхальные яйца в саду, среди кустов и деревьев. Дети наполняют ими маленькие корзиночки и, опустошив собственный сад, спешат к родственникам и знакомым.

АНГЛИЯ

Здесь повсеместно распространен обычай надевать на Пасху новое платье. Если это невозможно - хотя бы какую-либо новую часть одежды, чаще всего перчатки.
Вот мы и подошли к концу нашего мероприятия. Конечно сегодня вы услышали далеко не о всех православных праздниках, их великое множество, но с основными вы познакомились и теперь знаете, как они проводились раньше, как сейчас, и как проводятся в других странах. Что еще нового вы узнали сегодня? Понравилось вам мероприятие?

Традиции и обычаи православных праздников.

Объект исследования: традиции и обычаи православных праздников.

Цель исследования: узнать как можно больше о традициях и обычаях православных праздников: Рождество Христово, Крещение, Пасха, Троица.

Задачи исследования:

· способствовать формированию уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа;

· развивать познавательную мотивацию, стремление знать как можно больше исторических сведений о традициях празднования народных праздников;

· познакомиться с историей основных православных праздников и их обычаями;

· провести анкетирование среди учащихся школы, с целью выявления их отношения к этим праздникам.

Методы исследования:

Поисковый (сбор информации);

Анкетирование;

Обобщение.

Введение.

Мы празднуем огромное количество праздников: личных, государственных, церковных. При этом мы выполняем определенные действия, например, идем на митинг или купаемся в проруби. А вот почему мы это делаем? Многие скажут, что так принято, так делают все. Но за каждым, даже общепринятым действием, стоит определенный смысл. В нашу современную жизнь вошло много иноземных праздников: день святого Валентина, День Матери, День города – за всем этим многообразием теряется исконно-русская культура, наши православные праздники и обычаи.

В 988г. Была крещена Русь, крещена в Православие. И с этого момента, чтобы в нашей стране не случилось, вера всегда спасала русских людей. И так было потому, что наши предки чтили свои корни, знали православные праздники и соблюдали традиции.

Православной церковью установлено 12 главных праздников. Их называют двунадесятыми.

1. Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября .

2. Воздвижение Креста Господня – 27 сентября .

3. Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря .

12. Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа .

Главным праздником является Пасха.

В своём проекте мы остановимся на четырёх наиболее почитаемых православных праздниках, а так же престольном празднике села Копыл, дне памяти архистратига Михаила.

Рождество Христово.

Праздник Рождества празднуют 7 января. Перед этим праздником идет 40-дневный Рождественский или Филиппов пост. Дева Мария и ее муж Иосиф отправились из Назарета в Вифлеем. В тот год императором Августом проводилась перепись населения. Каждый иудей должен был записаться в том месте, где родился и где жили его предки. А так как Мария и Иосиф были уроженцами Вифлеема, то они отправились в этот город. Путь занимал 40 дней, поэтому, столько длится пост. Мария ждала ребенка, поэтому они хотели поскорее найти прибежище для ночлега. Но так как город был переполнен, то место им нашлось только в хлеву. День накануне Рождества называется Рождественский сочельник. Этот день строгого поста, только после захода солнца разрешается, есть сочиво: разваренный рис с медом и фруктами, «оладьи» медовые да пироги постные.

По старинному преданию, накануне Рождества, в самую полночь отверзаются небесные врата, и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий. «Пресветлый рай» во время этого торжественного явления открывает взорам праведных людей все свои сокровища неоценимые, все свои тайны неизъяснимые. Все воды в райских реках оживают и приходят в движение; источники претворяются в вино и наделяются на эту великую ночь чудодейственной силой; в райских садах на деревьях распускаются цветы и наливаются золотые яблоки. Если кто о чем будет молиться в полночь, о чем просить станет - все исполнится-сбудется, как по - писаному, - говорит народ.

Когда Христос родился, на небе зажглась яркая звезда. Именно поэтому на Рождество ставят ель как символ вечной жизни и венчают ее звездой – символом Вифлеемской звезды. На Рождество принято дарить подарки, и этот обряд так же не случаен. Новорожденного Христа пришли поприветствовать волхвы Мельхиор, Гаспар, Валтасар с подарками. Они принесли золото, ладан и смирну. Мы тоже одариваем друг друга в этот день с пожеланиями здоровья и долголетия. Церковь и люди ликуют по поводу совершившегося в этот день события – соединения человека и Бога, которое стало началом спасения человечества от рабства греху и смерти.

Празднование Рождества Христова в царских палатах 16-17в. начиналось еще накануне, рано утром. Царь делал тайный выход. Сперва, он посещал Большой тюремный двор. Выслушивал жалобы колодников – одних освобождал по своему царскому милостивому изволению и скорому суду, другим облегчал узы, третьим выдавал по рублю и по полтине на праздник. Всем «сидельцам» тюремным, по приказанию государя, назначался на великие дни праздничный харч.

Затем государь оделял из своих рук всякого встречного бедняка. Возвратившись в палаты, царь шел в покои на отдых. Отдохнув и переодевшись, он шел в церковь.

Таким образом, государи московские и «все Руси» любили ознаменовывать все великие праздники делами благотворения.

Крещение.

Крещение Господне – 19 января. В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегу реки Иордан и крестил людей, Иисусу исполнилось 30 лет. Он так же пришел на реку Иордан, чтобы получить крещение от Иоанна. После совершения крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись над ним небеса, и Иоанн увидел дух Божий, спустившийся на Христа в виде голубя. И услышали все голос с небес: «Сие есть Сын Мой возлюбленный, в котором мое благоволение». При погружении Сына Божия в реку, вода изменилась, приобрела живую силу, стала святой. Она исцеляла души и тело людей, погружающихся в реку. С тех пор каждый год священники освещают источники: реки, озера, колодцы и скважины. При этом они произносят особые молитвы и погружают в воду крест. Одной капли освященной воды достаточно, чтобы вся вода стала святой. В течение трех дней, мирянам в храмах раздают крещенскую воду, которая хранится весь год. На Руси на Крещение существовали крещенские купания. Считалось, что в этот день нужно окунуться в прорубь для очищения души и тела. Прорубь делали в виде креста, и называлась «Иордань».

В крещенский сочельник православные люди ставят мелом на все дверях, на всех оконных рамах знаки креста, чтобы огородить свое жилье от нечистой силы.

С праздником Крещения связано в народной Руси немало поверий, относящихся к судьбе человека, например, если кто-нибудь крещен в этот день, - то по слову народной мудрости, быть ему счастливейшим человеком на земле. Добрым предзнаменованием считается, если поженятся в этот день.

Народные приметы, связанные с праздником Крещения.

ü Снегу под Крещенье надует – хлеба прибудет.

ü Привалит снегу вплоть к заборам – плохое лето. Есть промежек –урожайное.

ü Если вечером под Крещенье ярким светом блестит на небе звездная россыпь – хорошо в этом году овцы будут ягниться.

ü Если заметет на Крещенье метель, - будет снегом снежить чуть не до самой Святой.

ü Коли в Крещенье собаки много лают, - будет вдоволь всякого зверья и дичи.

ü Снег хлопьями – к урожаю, ясно – к недороду.

ü В Крещенский полдень синие облака – к урожайному году.

ü На Крещенье день теплый – хлеб будет темный.

Пасха – праздник всех праздников.

Светлое Христово Воскресение – Пасха. Пасха в переводе с древнеиудейского языка означает «спасение». Но древние евреи спасались от египетского ига, а мы, православные, в этот день празднуем спасение человеческой души. Праздник великой Пасхи был утвержден в городе Никее в 325г. нашей эры. Пасха празднуется только в воскресенье и никогда не бывает в одно и тоже число.

Пасхальному воскресенью предшествует период поста, когда люди едят постную пищу. Этот пост длится 40 дней, начинается он в понедельник после Прощенного Воскресенья и заканчивается в субботу перед великим воскресным праздником. Этот пост служит напоминанием о том, что Иисус Христос 40 дней молился и постился в пустыне.

На Пасху особенно торжественно звонит благовест. Всю Светлую Седмицу, любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь праздника.

В этот день мы едим куличи, которые символизируют Голгофу, гору, на которой был распят Христос.

Приветствуем друг друга иначе. Мы говорим: «Христос Воскресе!» и на это слышим ответ «Воистину Воскресе!».

Красим яйца. Красное яйцо является символом чуда. Есть притча, что Мария Магдалина пришла к императору Рима с целью славить Христа. Но к императору нужно было приходить с подарками, а у нее ничего не было, кроме куриного яйца, которое она ему и преподнесла. Закончив проповедь, Мария собиралась уйти. Но император сказал: «Скорее это яйцо покраснеет, чем я поверю всему, что ты сказала!». И произошло чудо – яйцо покраснело.

С этих пор принято на Пасху дарить крашеные яйца.

Царь, бояре, богатые люди в этот день раздавали щедрую милостыню: одаривали заключенных, больных, бедняков деньгами, новыми вещами, расписными пасхальными яйцами.

Кроме расписных натуральных яиц готовили еще и сувенирные. Яйца вытачивали из дерева, и расписывала по золоту яркими травными узорами. Художники-ювелиры прославили фирму Фаберже фантазией в изготовлении пасхальных сувениров из золота и серебра с эмалями и драгоценными камнями . Удивительны красные и синие лаковые яйца из папье-маше делали иконописцы Палеха и Мстеры. Они украшали их миниатюрами с христианскими сюжетами. Некоторые деревянные яйца покрывали масляной или эмалевой краской и рисовали на них яркие цветные узоры, изображения святых или просто буквы «Х» и «В» - Христос Воскресе. Называли такие яйца в разных местах по-своему: «крашенками», «писанками», «мазанками».

В 18-19в., кроме костяных и деревянных, стали изготавливать яйца из стекла и хрусталя с резьбой; из драгоценных металлов и камней; из фарфора, и даже шитые бисером и шелком.

В русских городах, начиная с конца 19в. и до начала20в., обычай дарить пасхальные яйца стал для всех обязательным.

Обычаи, посвященные пасхальному яйцу.

1. Пасхальные яйца можно хранить в течение года, до следующей Пасхи. Остатки пасхальных яиц зарывали в землю.

2. В старые времена пасхальные яйца зарывали в кадку с зерном, которое готовилось для посева. Этим можно было предположить, что хозяев ждет богатый урожай.

3. Люди, строившие свои дома, вмуровывали крашеное яйцо в фундамент дома. Это яйцо служило оберегом от злых сил, от разрушения дома.

4. Если шли в поле и брали с собой крашеное яйцо, то его подбрасывали вверх, чтобы хлеба были высокими.

5. И сегодня яичную скорлупу от крашеных яиц собирают и разбрасывают по полям для лучшего урожая.

6. Когда скот впервые выгоняли в поле, то крашеным яйцом катали им по хребту животного, чтобы оно становилось сытым и круглым как яйцо.

7. Яйца использовали для лечения болезней людей. К примеру, осколок ячной скорлупы нанизывали на шерстяную нитку и носили его на теле от простуды и лихорадки.

8. Пасхальное яйцо используется для поминания умерших. Считалось, что если прийти на могилу умерших с пасхальным яйцом, которое тебе подарили первому в пасхальное воскресенье, то можно будет через яйцо общаться с умершими родственниками.

9. Крашеные яйца принято дарить друг другу на счастье и здоровье. Это символ доброго расположения людей друг к другу.

10. Раньше расписные яйца дарили невесты своим женихам, а женихи невестам в знак любви и верности.

А знаете ли вы, что…

─ самый древний узор пасхальных яиц – геометрический;

─ на пасхальных яйцах встречается часто узор в виде листьев дуба. Дубовый лист – это символ гармонии красоты и силы.

─ в росписи пасхальных яиц чаще всего присутствуют красный, желтый, зеленый, голубой, синий, коричневый цвета.

o Красный цвет – знак счастья, света;

o желтый цвет – знак солнца;

o зеленый цвет – знак жизни;

o голубой цвет – знак неба;

o синий цвет – цвет ночи и таинства;

o коричневый цвет – цвет земли.

─ часто в росписи пасхальных яиц встречаются треугольники, которые обозначают единство духа, разума и тела, единство настоящего, прошлого и будущего, единство семьи – мама, папа, ребенок, единство земных стихий – земли, воды, огня.

─ Карл Фаберже – мастер-ювелир, который впервые в 1895г. По заказу императора Александра третьего изготовил золотое пасхальное яйцо, которое было выполнено из белой эмали в золотой короне с рубинами.

─ Большинство пасхальных яиц Карла Фаберже включало какой-нибудь сюрприз. Например, в яйце, которое было сделано в 1891г. Прячется модель крейсера «Память Азова».

─ всего было изготовлено ювелирных изделий в виде пасхальных яиц фирмой Кала Фаберже – 56.

─ в России можно полюбоваться коллекцией ювелирных пасхальных яиц в экспозиции Оружейной палаты Московского Кремля.

Троица.

Троица – пятидесятница. Празднуется на 50-й день после Пасхи в первое воскресенье лета. На Руси этот праздник был похож на встречу Нового года, только на Новый год наряжали елку, а на Троицу - березку.

Троицу считали девичьим праздником. Девушки брали с собой угощенье – пироги, ватрушки – и шли в лес, где находили нарядную березку. Завязывали на ее ветвях бантики и просили исполнить их желания. В Троицын день принято было плести венки из цветов, загадывать желания и бросать венки в воду. Если венок поплыл, то желание сбудется.

На Троицу не разрешалось ссориться. А если между кем-то затевалась ссора, таким людям сразу же приказывали поцеловаться через веночек. Считалось, что так люди становились родственниками-кумовьями, а кумовьям нельзя ссориться между собой, а можно только дарить друг другу подарки. Но это были языческие обряды.

В этот день под куполами храма, как под благодатным небом, славит Святую Троицу не только человек, но и вся природа: травы, цветы, деревья.

В этот день все украшают и храмы, и свои дома березовыми ветвями и яркими цветами в честь Духа Божия. А в деревнях застилают полы свежей травой – и как чудесно пахнет в каждой избе!

НАШЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.

Традиции и обычаи праздников в селе Копыл.

Люди нашего села унаследовали от своих предков многие традиции, частично дошедшие до наших дней:

· на Рождество славили Христа, ходили ряженые, кто первым заходил в дом, того сажали у порога на шубу и они говорили: « Козляточки водитесь, теляточки телитесь, курочки неситесь» с целью, чтобы в этом доме водилось хозяйство. Христославцы получали конфеты, блинцы, пряники, а иногда деньги – 1 копейку, редко 10 копеек. Под праздник давали тайное подаяние: принесут какую-нибудь вещь или продукты, положат на пороге, постучат в окно, а сами уходят.

· Пасха считался самым великим и долгожданным праздником. К нему долго готовились. Убирали дом, готовили различные кушанья. 40 дней постились. На Пасху катали крашеные яйца, обменивались ими, трезвонили в колокола, в поле не работали всю пасхальную неделю. Обязательно сами пекли куличи, до обедни никто ничего не ел. Делились продуктами с бедными и больными, кормили их. Если на праздник приходила нищинка, ее сажали за стол, считалось, что сам Господь посетил этот дом.

· на Троицу украшали дом веточками деревьев, а полы застилали травой. Ходили на кладбище с ветками. Красили яйца травой в зеленый цвет.

· на Крещенье купались в проруби. Крещенской водой кропили весь дом, двор, одежду. Пищу вкушали после окропления водой. Рисовали мелом крестики на дверях.

· Престольным праздником в Копыле считался Михайлов день. В этот день в селе справлялось наибольшее число свадеб. Церковные коновязи переполнялись лошадьми с наряженными упряжками. Венчающимся парам не было конца. Копыл славился веселыми свадьбами с тягучими старинными песнями, с голосистыми гармонями, с задорными плясками. В этот престольный праздник Копыл ломился от гостей, приезжавших в каждый дом из других деревень. Для престольного дня хозяева заранее заготавливали угощение: варили мясо, натирали лапшу и сдобные пышки, пекли блинцы. К чаю специальными щипцами измельчали глудки (сахарные головы). На стол ставили огромный самовар и после угощения долго-долго «гоняли» чаи.

Анкетирование.

Мы провели анкетирование среди учащихся нашей школы:

· - Какой из православных праздников для вашей семьи самый любимый?

· - Что он означает для вас? Какие чувства будит в вашей душе?

· - Как вы готовитесь к данному празднику?

Выяснили, что наибольшее предпочтение дети отдают праздникам Пасхи и Рождества. С наступлением этих праздников на душе становится приятно, светло, радостно видеть улыбки на лицах прохожих и слышать поздравления, чувствуешь добро. К каждому празднику идет подготовка: готовятся вкусные угощения, делается уборка в доме. К празднику Пасхи освещают куличи, красят яйца, на Рождество славят Христа и получают за это гостинцы, деньги, подарки. Во время праздников в доме перед иконами зажигают лампады.

Обобщение.

Знакомство с обычаями православных праздников, проведенное исследование позволило сделать вывод, что некоторые традиции в нашем селе Копыл чтутся и соблюдаются.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь