Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Обряд "Открытия небесных врат" проходил сегодня, 15 мая, с 11.00 в Улан-Удэ на территории шаманского центра "Тэнгэри" в микрорайоне Комушка. Это ежегодный ритуал встречи весны и пробуждения богов. Этим молебном открывается "шаманский сезон" 2016 года, когда люди снова могут обращаться к богам с просьбами и молитвами, сообщает ИА UlanMedia.

Считается, в это время небожители пробуждаются от зимнего сна, в котором пребывают после ритуала закрытия небесных врат. После проведения весеннего молебна считается, что врата на небе снова открыты, и к божествам снова можно обращаться с пожеланиями, проводить молебны-тайлганы. Этот период продлится до нового обряда закрытия небесных врат, который проводят осенью, - сообщил пресс-секретать шаманского объединения "Тэнгэри" Денис Илыгеев.

Отметим, что это двенадцатый тайлган открытия, с тех пор, как шаманы Бурятии возобновили прерванную традицию. Обряд проводится по "стандартной" схеме: расставляется "тахил" - ряд столиков с ритуальными принадлежностями и угощениями для божеств - сладостями и белой пищей. Перед тахилом ставят "священную рощу". Для нее срубают молодые березы, вкапываемые основаниями в землю на месте ритуала. Деревья имеют разную высоту, одни просто спиливают, другие выкапывают с корнем – в зависимости от предназначенной роли. Они определяют и порядок установки рощи – существует строгая схема. Всего их шесть видов. "Ур-модын" - "главное дерево", с корнем, ставится во главе рощи. За ним справа – "Эсэгэ-модын" ("дерево-отец), тоже с корнем, самое высокое дерево. Слева – "Эхэ-модын" ("дерево-мать"), оно чуть ниже. Между "Ур" и "Эсэгэ" вкапывается "Залан" - дерево удачи, оно ещё ниже. За ними в три ряда вкапывается девять невысоких деревьев "дэлбэргэ", совсем позади – дерево "Сэргэ", встречающее богов, своего рода, коновязь. По высоте оно как дерево "Ур". Березы украшаются бело-голубыми ленточками, символизирующими серебро и желто-красными – "золото". На макушки повязывают хадак, символизирующий синее небо. Деревья, что с корнями, украшают дополнительно ритуальными птичьими гнездами, вырезанными из ткани фигурками духов-онгонов, внутренностями жертвенного барана. Вываренное мясо самого барана ставится на специальный столик перед деревом "Ур", туда же при оживлении возлагают сладость-"боовы".

Ритуальные угощения. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Отметим, что популярное слово "шаман" - на самом деле эвенкийское "саман" - "неистовствующий". У бурят же использовалось слово "боо" - "поющий".

Обряд начинается с камлания, чтоб привлечь внимание потусторонних сущностей. Затем проводится ритуал "оживления" священной березовой рощи.

Следующий этап обряда – шаманский транс с вселением в тело родовых духов. Шаман надевает металлическую "корону", служащую своего рода антенной, доводит себя до неистовства, начиная дергаясь и нечленораздельно что-то рычать и выкрикивать. В этот момент к шаману, в которого вселился дух, можно подойти, встав на колени, назвать имя и род и попросить совета в какой-то проблеме. Рычащий шаман благословляет легким ударом по спине посоха-"бардыка". Второй шаман переводит просителю его ответ.

Затем - ритуал подношения жертвенного барана у рощи, сооруженной возле строящегося шаманского храма. Затем новый сеанс транса, когда с неба "спускают" божеств. Теперь в тело шамана вселяются уже не родовые духи, а сошедшие небожители. Сначала обычно призывают Белого Старца, он же Саган Убгун или Бурхан Саган Гарбал. Потом главного из "тринадцати хатов" Бухэ-нойона. Тринадцать хатов – это главные божества, покровительствующие сибирскому региону, но есть еще более высокие небожители. Прихожане в этот момент должны с поклонами подносить ритуальные шарфы-хадаки, называть себя и свой род, чтоб получить благословление.



У священной рощи. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Для прихожан на территории оборудованы сидячие места, чтоб наблюдать за ритуалом, стол, на который можно поставить свои подношения. Традиционно это молоко, чай, печенье, конфеты, сливочное масло и водка.

В завершение проходит обряд "отправления рощи". Березы вынимают из земли, проносят по кругу мимо прихожан, чтоб те могли испросить удачи, коснувшись головой корней. Затем деревья возлагают на жертвенный костер, где сгорают также собранные хадаки и мясо жертвенного барана. Потом шаманы испрашивают удачи у шести сторон света, в этот момент прихожане также должны поклоняться шести сторонам, призывая удачу возгласом "ахре". Потом читается молебен за удачу пришедших, составивших списки. Завершается обряд разбрасыванием шаманами жертвенных угощений вокруг себя. Всего молебен занимает около четырех часов. "Шаманский сезон-2016" считается открытым.



Шаманы камлают у березовой рощи. Фото: Василий Тараруев, UlanMedia

Точной даты привязки у ритуала нет, но по традиции он проводится в середине мая. Отметим, что в 2015 году Открытие небесных врат состоялось также 15 мая. Следующим крупным молебном ожидается тайлаг у священной скалы "Пять пальцев" в Мухоршибирском районе.

Можно также добавить, что сейчас шаманы объединения "Тэнгэри" участвуют в съемках художественно-исторического фильма "Путь народа", премьера которого состоится в начале 2017 года. Что касается строительства шаманского храма на территории центра "Тэнгэри", по словам Дениса Илыгеева сроки его "ввода в экспулатацию" также сильно откладываются в связи с кризисом, хотя первоначально завершить строительные работы предполагалось уже летом 2016.

В шаманском центре Улан-Удэ прошел молебен, символизирующий пробуждение небесных сил
Очередной ежегодный шаманский молебен-тайлган «Открытие небесных врат » состоялся в Улан-Удэ 20 мая, на территории шаманского центра «Тэнгэри » на Комушке. Ритуал символизирует пробуждение богов, природы и всего живого после зимы, открытие неба мольбам людей. Это уже тринадцатый ритуал «открытия» с тех пор, как в Бурятии возобновили прерванную традицию. Согласно ей, в этот день шаманы воздают знак уважения небожителям, проснувшимся от зимнего сна, и с этого дня можно молить небеса о помощи, чтоб это лето несло благополучие, мир и согласие на бурятской земле.

Мероприятие прошло удивительно хорошо, погода выдалась хорошей, устоявшейся. Вознесли хвалу высшим божествам, попросили для людей счастья и благополучия, и чтобы в 2017 году «сезон молебнов» прошел на высшем уровне, - говорит глава центра «Тэнгэри » Баир Цырендоржиев.

Вначале было торжественное , где Баир Цырендоржиев произносил торжественную речь, шаманы по очереди представлялись, называя себя и свой род. После этого шаманы заняли места за столами-«тахил» напротив священной березовой рощи, и началось камлание по стандартной последовательности ритуала. Призывали родовых духов-покровителей, божеств-хранителей региона, тринадцать верховных хатов. Молебен сопровождался жертвоприношениями, сеансами шаманского транса. Как всегда прибыло немало зрителей, - и прихожан-шаманистов, и просто любопытных гостей, желавших посмотреть обряд.

Как поясняют шаманы центра «Тэнгэри », этот молебен означает «открытие шаманского сезона» в этом году, после которого считаются действенными посвящения в шаманы, угощения духов, прочие обряды. Этот период продлится до осени, когда пройдёт тайлган «Закрытия небесных врат ».

В минувшие выходные в рамках Национального рыбацкого фестиваля «Петропавловская уха» на территории Свято-Никольского храма г. Улан-Удэ, по благословению настоятеля храма иеромонаха Николая (Щербакова),
19.07.2019 В православном детском саду «Иван да Марья» при поддержке Фонда Президентских Грантов завершен второй этап проекта «Детский центр без барьерного общения „Кот Леопольд“»,
19.07.2019 Улан-Удэнская и Бурятская епархия

Ирина Мащицкая окончила московский архитектурный институт. С 2002 года член Международного художественного фонда. Ее работы находятся в коллекции Российского Фонда Культуры, в Центральном Государственном Музее современной истории России, а также в частных и корпоративных коллекциях в России и за рубежом. Масштабные персональные выставки художницы проходили в ЦДХ («Облако Неведения», 2001; «Музыка Сфер», 2002); в Российском Фонде Культуры (2002); Московском Художественном Фонде (2002); Музее современной истории России («Эпидемия Любви», 2003); Смольном Соборе в Санкт-Петербурге (2007); в Государственном институте искусствознания (2009). В феврале – марте этого года в Международном Центре Рерихов прошла выставка «Открытие Врат Неба». В экспозиции были представлены 32 работы, в том числе две программные работы художника: многочастная композиция «Вечная истина» (2001) и триптих «Облако Неведения» (2001).

«Воздействие острого угла треугольника на круг может быть столь же ошеломительно по результату, как изображение перста Господня, дотрагивающегося до пальца Адама в произведении Микеланджело», — сказал известный российский художник В. Кандинский.
Врата Небес открыты всегда. Но видимо, бывают периоды, когда человек наиболее восприимчив к потоку исходящей из них духовной энергии. Для Ирины Мащицкой это был период с 2000 по 2006 год, когда ею было написано более 300 живописных и графических работ. Этому предшествовали годы напряженного духовного поиска, изучения различных религий и философских систем. Но само обращение к живописи было спонтанным. Она вдруг ощутила, что для нее это способ раскрытия своей природы. Позже, размышляя о своем понимании искусства, Ирина с удивлением обнаружила, что ее взгляды перекликаются с буддийскими принципами дхармического искусства (искусства, соответствующего учению Будды). Прежде всего, — считает художница, — мотивация творца должна быть бескорыстной. Он не должен гнаться за модой, славой или деньгами, ориентироваться на рынок или стараться произвести впечатление на зрителя. «Цель творчества самоотдача, а не удача, не успех…», — сказал как-то поэт Б. Пастернак. Конечно, важно владеть мастерством, но еще более важно состояние ума, в котором художник приступает к работе. В нем не должно быть нервозности, гнева, зависти, никаких отрицательных эмоций, ведь все они оставляют отпечатки на картине, а через нее впитываются зрителями. Надо также освободить сознание от обыденности: обычных забот и проблем, и от привычного видения мира. Медитация делает процесс творения спонтанно-созерцательным. Мир явлений воспринимается с чувством изначального добра, мира и красоты, конфликт угасает, и именно это позволяет увидеть реальность ясно и полностью. «Я» художника исчезает. Он становится одновременно и создателем, и зрителем. Иногда даже новичок может взять кисть и, будучи в правильном состоянии ума, создать шедевр. «Мне кажется, что художник — это не профессия. Рамки профессии предполагают ограничение, ограничение своего развития. Когда мы доводим свою восприимчивость и искусство до совершенства мы не можем быть никем! Это Путь. Быть художником — это не род профессиональной деятельности, это жизнь и бытие».


КРАСКИ «ПЕРВОГО ПОЦЕЛУЯ» И «ШАР ПОЗНАНИЯ»
Абстрактную живопись не обязательно анализировать. Символы, формы, цвета – это древнейший всеобщий язык, который использует наше подсознание, для общения с тем, что мы называем нашим «я». Треугольники и круги, квадраты и прямоугольники, сферы и ромбы, все это можно увидеть и в христианских, и в буддийских храмах, и на стенах египетских пирамид, и в пирамидах индейцев доколумбовой Америки. Это доказывают исследования замечательного психолога и философа Карла Густава Юнга. С ним были согласны многие основоположники абстракционизма. В своем искусстве они пытались выразить невыразимое, раскрыть суть, «душу» вещи, а не воспроизвести ее облик. Василий Кандинского считал, что лучше всего для этой цели использовать цвета и формы. «Форма, даже если она совершенно абстрактна и подобна геометрической, имеет свое внутреннее звучание, она является духовным существом…». Цвета воздействуют на зрителя как физически, вызывая те или иные ощущения: радости, восторга, или наоборот, раздражения — это воздействие поверхностно; так и психически, «когда при внимательном всматривании обнаруживается психическая сила краски и цвет доходит до души». Так что, чем внимательнее зритель, тем больше духовных глубин он может открыть, следуя за художником.
Картины Ирины Мащицкой способны передать и незабываемые краски «Первого поцелуя», и, «Волнение души», вызванное симфонией Шостаковича, и тревожный, колючий холодок «Одиночества».
Необычно и по-особенному звучит в творчестве Ирины вечная тема любви. «Соединение сердец»: в сфере (символ гармонии) два треугольника, вершины которых устремлены друг к другу, их соприкосновение рождает любовь, новую сферу, новую гармонию.
Прав был Кандинский: «Воздействие острого угла треугольника на круг может быть столь же ошеломительно по результату, как изображение перста Господня, дотрагивающегося до пальца Адама в произведении Микеланджело». В своем высшем проявлении Любовь – это сила, способная созидать и поддерживать миры: мужское и женское начало, Дух и Материя, объединенные вместе, создают «Полярную Звезду», которая светит стольким душам, ищущим путь в нашем мире.
НАПИСАТЬ ПОЛЕТ МЫСЛИ
Особое значение придает художница возможностям, заложенным в человеческом сознании, «Полету мысли», преодолевшей рамки и ограничения обыденного мышления, и свободно парящей в небесных сферах.
Эта тема развивается в картине «Шар познания. Туннель реальности». Шар познания – это «дух, достигший состояния, когда не существует времени и пространства, мысль материальна и не материальна, и на любой вопрос есть ответ». Туннель – это путь, по которому сознание входит в это состояние, он же позволяет ему вернуться обратно, не теряя связи с землей.
Полиптих «Вечная Истина» — самая любимая картина Ирины, и самая значимая для нее. Она представляет собой черный квадрат из 16 квадратов-клейм. В центре — «Вечная Истина»: «всегда существующая, всегда непознанная, всегда притягательная» духовная субстанция, в которой соединились «Вера, и Надежда, и Милосердие. В ней мощь, беспредельность и бесконечность». Картина родилась из медитации на распятие Христа. Это Он – Свет, в самом сердце Тьмы, Его, прибитые к кресту руки, уже как бы раскрыты для полета от тьмы к свету, от страданий и смерти к Жизни Вечной. Сопереживание распятию было таким сильным, что художница ощутила, что и ее душа проходит этот путь. «Прорыв сквозь Черный Квадрат был настолько необходим Душе, что она требовала этого, – требовала настойчиво и с потрясающей силой. Проход в другое измерение… Длинный, длинный коридор, и ты – снаряд внутри... Свет, Свет, Свет... Больше ничего, кроме неподвластного желания двигаться туда, где Душа была, и была неоднократно. Радость возвращения. Радость встречи. Счастье».
Но далеко не всех интересуют бесконечные возможности человеческого духа и полеты из тьмы к свету. Триптих «Облако неведения» показывает нам удивительный город, покоящийся на огромном цветке мака. Мак – это божественный огонь духа внутри человека. Для того, чтобы он раскрылся, душа должна вначале должна очиститься испытаниями и страданиями, проявить настойчивость, упорство и терпение в преодолении трудностей. Их символизируют горы, на которые надо подняться, чтобы попасть в город. Внутри города мы видим храмы всех религий. Среди них нет главенствующего. Задача каждого храма в том, чтобы развить в душе высшую любовь. Только тогда душа способна перейти в мир духа, символизируемый светящимся золотистым шаром. Но большинство людей живут окутанные облаком неведения, эта возможность скрыта от них. Красные маки – души, которые христиане называют блаженными, буддисты – просветленными, должны напоминать оставшимся, что врата небес открыты и для них.
Татьяна ПРАВОТОРОВА

День открытия Небесных врат. Доброе время всем!)) December 21st, 2017

Также сегодня День всех йога-тантр, день Циу Марпо (защитник монастыря Самье), день Пяти Дакинь (после захода Солнца) и Белой Тары - до захода Солнца.

Главная комбинация

Земля-ветер - "Истощение". Возможна потеря пищи, скота, богатства. Возможно воровство, грабёж, разрушение, горе. Но благоприятно выполнять ритуалы притягивания благополучия и процветания.

Большая комбинация

5 "Молодость". Все начинания реализуются.

Созвездие дня

(20) Имеет великий элемент "земля". В этот день хорошо давать наставления по учению, слушать их, строить дом на новом месте, становиться друзьями на основе клятвы, кроить одежду, возводить объекты поклонения, исполнять обряд невесты, похоронный обряд по усопшему совершать перекочевку, обшивать дом. Воспрещается выносить вещи из дома на сторону, отправляться в дорогу.

День недели

Четверг - день Юпитера. Проявляет свою силу если Юпитер находится в созвездии Рыб или Стрельца.

Благоприятно: становиться монахом, давать посвящения, брать обеты, делать ритуал освящения, жениться, поминать усопших, шить и надевать новую одежду, сеять, совершать добродетельные поступки, рисовать мандал, делать огненное подношение, давать наставления, возводить на трон, делать прижигание и кровопускание, изготовлять лекарственные составы, заниматься гаданием и астрологией, строить дом, устанавливать очаг, переезжать в новый дом, варить пиво, начитывать мантры, надевать украшения, заниматься торговлей, подавлять вампиров, строить храм, устанавливать опоры для Тела, Речи и Ума Будды, шить, водружать знамя, выполнять работу связанную с деревом или драгоценными камнями, выполнять практику переноса сознания, усмирять лошадь или быка, скакать на лошади, нанимать рабочих или прислугу, заключать мирное соглашение, устраивать праздники и представления, сажать цветы и деревья, мыть волосы, делать ритуал отбрасывания препятствий и огненный ритуал "Хом", заниматься магией, помогать родителям, проводить собрания и совещания, приглашать божеств, дарить людям радость, совершать добродетельные и силовые действия, отправляться в дорогу в любом направлении, кроме западного.

Неблагоприятно: вызывать гром, хоронить, давать клятву, вести военные действия, хворать, отдавать домашний скот, стричь волосы и ногти, выполнять ритуал "Дос" или "Сор", сажать в тюрьму, заниматься ремеслами.

Лунный день

День не благоприятен для маленьких детей. Последствия стрижки или бритья волос сегодня: богатство. Хорош для отравления в дорогу, покрытия юрты. Воспрещается рыть колодец.

Животный признак дня

Благоприятно: возводить на трон, совершать добродетельные поступки, вызывать гром, молнию и град, воздвигать опору для Тела, Речи и Ума Будды, гневные ритуалы, подавление вампиров, обращаться с просьбой к божествам, устрашающие действия, усмирять врагов и злых духов, становиться монахом, духовные практики, подношения, освящение, посвящение, битва, сражение, забирать имущество, праздник, натягивать кожу на барабан.

Неблагоприятно: строить лодку, мост, прокладывать тропы в горах, кровопускание, прижигание, устанавливать мельницу, копать землю, вызывать дождь, выносить покойника, плакать, кричать, стонать в любом направлении стороны света.

Парка дня

Благоприятно: обращаться с просьбой к божествам, надевать украшения, сажать деревья, закладывать фундамент дома.

Неблагоприятно: подавлять злых духов, рубить деревья, давать клятву.

Мева дня

"ШЕСТЕРКА БЕЛАЯ"

Благоприятно: обращаться с просьбой к божествам, ритуал притягивания процветания, омовение, покаяние, переезжать на новое место, проводить свадьбу.

Неблагоприятно: плакать, стонать, издавать горестные звуки, пачкать одежду или тело, проявлять гнев или злобу, омрачать себя кровосмешением

Местоположение энергии Ла

у мужчин: в икроножных мышцах левой ноги
у женщин: в икроножных мышцах правой ноги
у животных: голени задних лап

Местонахождение Ла нельзя травмировать или подвергать хирургическому воздействию, прижиганию, кровопусканию и т.п.

"Защитники Учения"

Сегодня "Защитники Учения" движутся с юго-запада на северо-восток. При выполнении любых гневных ритуалов или действий опираться на энергию "Защитников" и следовать по направлению их движения, а подношения делать повернувшись к ним лицом.

Сегодня "Наги" остаются в своих обителях.

"Восемь классов"

Сегодня "Восемь классов" появляются на северо-востоке и движутся на юго-запад. Во время выполнения гневных ритуалов нежелательно встречаться с живыми существами "Восьми классов" лицом к лицу.

"Дракон"

Сегодня до полудня "Дракон" движется с юго-запада на северо-восток. При выполнении гневных или насильственных действий нельзя встречаться лицом к лицу с "Драконом".

"Черная демоница Земли"

Сегодня в полночь в наш мир в поисках жертвы проникает "Черная демоница земли" - сестра "Дракона". В это время нельзя совершать ни похоронные, ни свадебные ритуалы, нельзя осуществлять чрезмерно жестокие действия - иначе, будешь охвачен гневом, вставшей из-под земли "Черной демоницы". В особенности, необходимо отбросить все действия, связанные с огнем, дымом или углем.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь