Обычно недоношенным считается ребенок, рожденный на сроке менее 37-ми недель, а также при весе малыша менее 2500 граммов вне зависимости от срока беременности. Недоношенность бывает 4-х категорий. Рассмотрим, каковы внешние признаки недоношенного ребенка.
Недоношенный ребёнок — это такой же новорожденный ребенок, как и другие, отличающийся от зрелого новорожденного недоразвитыми функциями организма.
Любой новорожденный, появившийся на свет весом менее 2.500 г. и ростом менее 48 см, считается недоношенным. Он рождается обычно до конца 37-й недели беременности.
Недоношенные дети относятся к отдельной группе новорожденных.
Группа недоношенных подразделятся на ряд подгрупп, но чаще всего их подразделяют на две основных: несозревших до 1.500 г веса и несозревших от 1.500 до 2.500 г.
Насчитывают 4 степени, которые базируются на показателях роста и веса недоношенного малыша.
Чем выше степень недоношенности, тем сложнее будет выходить кроху. Основная проблема таких малышей – не недостаток веса, а слишком низкое развитие жизненно важных систем и органов организма.
В основном недоношенный ребенок обладает всеми характеристиками новорожденного ребенка, он лишь менее созрел. И все же отдельные части тела отстают в размерах и развитии от других. Эта несоизмеримость у детей, родившихся через меньшее количество лунных месяцев, проявляется из-за того, что формирование отдельных органов и систем было незавершенно. Так, например, череп имеет округлую или яйцевидную форму и только перед концом срока беременности (10 лунных месяцев) несколько удлиняется. Подкожный жировой слой выражен намного меньше, поскольку главным образом он создается перед концом беременности, поэтому недоношенный ребенок имеет в некотором роде специфический внешний вид.
Процент рождаемости недоношенных детей непостоянен и неодинаков во всех странах мира. В основном он колеблется от 8 до 12% от общего количества родившихся детей…
Причины недоношенности детей примерно в 50% случаев неизвестны.
Считается, что из всех возможных причин особенное влияние на рождение недоношенных детей оказывают:
Мы уже говорили, что около 50% причин еще не изучено в достаточной степени. Есть и новые толкования, согласно которым причины недоношенности могут исходить и от отцов. Считается, что для успешных родов имеет значение, когда сперматозоиды совершенно зрелы и способны к оплодотворению.
Как было уже сказано выше, недоношенный ребенок рождается с менее созревшими органами, зрелость которых достигается параллельно с увеличением веса. Такой ребенок мало подготовлен к жизни во внешней среде, трудно адаптируется и быстро поддается различным заболеваниям. Развитие недоношенного ребенка по месяцам — об этом стоит поговорить подробнее.
Для таких детей характерен вес менее 1 килограмма, цвет кожи красно-фиолетовый. Кожные покровы со складками и покрыты пушком (лануго). Внешне малыши худенькие, но не истощенные. Если присутствуют признаки истощения – это говорит о наличии гипотрофии. Из-за отсутствия сосательных, глотательных и дыхательных рефлексов, жизнеобеспечение малышей производится медицинской аппаратурой. Зачастую такие дети не умеют плакать, а большую часть времени спят. Движения у них редкие и вялые из-за пониженного мышечного тонуса.
Случаи родов до 29 недель крайне редкие.
Внешне эти детки напоминают малышей рожденных на более ранних сроках, однако присутствуют отличия, которые в последующем уменьшают вероятность негативного проявления ранних родов. Чаще всего детей помещают в инкубатор в котором поддерживаются постоянные температурные режимы и влажность, дополнительно подается кислород.
Детей рожденных на данном сроке уже можно вскармливать через зонд грудным молоком. У них начинают появляться движения.
Не смотря на то, что дети, рожденные в этот срок, уже умеют открывать глаза, плакать и более активно двигаются, им все так же необходимо постоянное наблюдение врачей.
Вес у этих малышей превышает 1500 грамм, они умеют самостоятельно дышать.
Если у ребенка отсутствуют проблемы с дыхательной системой, то его можно кормить из бутылочки или грудью.
Уменьшается вероятность появления проблем со здоровьем, состояние детей, которые были рождены в этот срок улучшается.
К рискам рождения в данный срок можно отнести несовершенство терморегуляции и желтуху. Вес у таких детей приближен к норме, проблем со здоровьем практически не наблюдается.
В 3 месяца начинают концентрировать свое внимание на источниках звука.
В 2,5 месяца начинают концентрировать свое внимание на источниках звука.
В 4 месяца удерживают в вертикальном положении голову.
В 7 месяцев переворачиваются со спины на живот, а в 8 с живота на спину.
Начиная с 9 месяцев, пробуют самостоятельно садиться.
Ближе к году дети пытаются вставать.
Начиная с 1 года 2 месяцев, дети пытаются с делать свои первые шаги.
После года произносятся первые слова.
В 2 месяца начинают концентрировать свое внимание на источниках звука.
Начиная с 7 месяцев, пробуют самостоятельно садиться.
В 10 месяцев дети пробуют вставать.
Начиная с 11, дети пытаются с делать свои первые шаги.
После 11 месяцев произносятся первые слова.
В 1,5 месяца начинают концентрировать свое внимание на источниках звука.
В 2 месяца удерживают в вертикальном положении голову.
В 6 месяцев переворачиваются со спины на живот, а в 7 с живота на спину.
Начиная с 6 месяцев, пробуют самостоятельно садиться.
Ближе к 9 месяцам дети пытаются вставать.
Начиная с 11 месяцев, дети стараются с делаьт свои первые шаги.
В 11 месяцев произносятся первые слова.
Высокая вероятность заражения инфекционными заболеваниями, которые могут привести к осложнениям. Набор веса минимальный. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 4-5 см. Если развитие крохи протекает нормально, должен возникнуть сосательно-глотательный рефлекс. Если он отсутствует, кормление следует осуществлять с помощью зонда. Если дыхательный рефлекс плохо развит, следует прибегать к искусственной подаче кислорода.
Набор веса ускоряется. Это хороший показатель, так как говорит о том, что ребенок развивается. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 2-3 см. Кормление грудью – тяжелое испытание для неокрепших детей, поэтому их необходимо докармливать сцеженным молоком с помощью ложки.
Вес должен вырасти в 1.5 раза. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 2.5 см. Основной задачей родителей в этот период является контроль климата в помещении, где спит кроха и смена положения тела ребенка во время бодрствования и сна.
Малыш уже поднимает головку, удерживает ее, фиксирует взгляд и издает звуки. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 1.5 см.
Начинает улыбаться и хватает руками предметы, которые интересуют его. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 1.5 см.
Недоношенные малыши к этому возрасту догоняют в развитии своих сверстников. Вес у них должен увеличиться в 2 раза. Прибавка в росте составляет в среднем 2-5 см. Увеличивается окружность головы до 1.5 см. Они способны отличить своих родных от чужих людей, играют с игрушками и поворачивают голову.
Прибавка в росте составляет в среднем 1-3 см. Увеличивается окружность головы до 0.5-1 см. Игра становится более активной. Карапуз переворачивается с живота на спинку.
Прибавка в росте составляет в среднем 1-3 см. Увеличивается окружность головы до 0.5-1 см. Перевороты даются малышу уже легко. Появляются попытки к ползанию.
Прибавка в росте составляет в среднем 1-3 см. Увеличивается окружность головы до 0.5-1 см. Берет в руки кусочки еды без посторонней помощи, встает на ноги, придерживаясь за опору, активно играет.
Прибавка в росте составляет в среднем 1-3 см. Увеличивается окружность головы до 0.5-1 см. Детки активно ползают, играют, произносят всевозможные звуки, активно реагируют на свое имя.
Прибавка в росте составляет в среднем 1-3 см. Увеличивается окружность головы до 0.5-1 см. Начинают произносить слоги. Главное для родителей в этот период не торопиться и не учить ребенка ходить.
Масса тела недоношенных при рождении колеблется в большом диапазоне. Как правило, меньшей массе соответствует большая степень недоношенности. Между детьми с разной степенью недоношенности имеются существенные отличия, касающиеся процесса адаптации к внеутробной жизни, психомоторного развития и прибавок массы тела на первых месяцах жизни. Различными будут и методы их выхаживания. Для сравнительной характеристики выделяют 4 степени недоношенности:
Дети с массой тела при рождении меньше 1500 г считаются глубоко недоношенными.
Однако эта классификация не подходит для детей с внутриутробной гипотрофией. Для их характеристики применяем классификацию, в которой степень недоношенности соответствует гестационному возрасту ребенка:
Степень недоношенности |
Срок беременности, нед. |
Степень недоношенности |
Срок беременности, нед. |
Степень внутриутробной гипотрофии определяем по дефициту массы тела. За нормальную массу тела условно принимаем нижнюю границу предела, соответствующего данному гестационному возрасту, указанного выше. Отношение дефицита массы тела к минимальной для этого гестационного срока массе тела в процентах показывает степень внутриутробной гипотрофии.
Выделяем 4 степени внутриутробной гипотрофии: при I дефицит массы тела составляет 10% и меньше; при II - от 10,1 до 20%; при III - от 20,1 до 30% и при IV - свыше 30%.
Приведем примеры.
1. Ребенок с массой тела 1850 г родился на сроке 35 нед. Дефицит массы составляет (2000-1850):2000X100=7,5%. Диагноз: недоношенность I степени, внутриутробная гипотрофия I степени.
2. Ребенок с массой 1200 г родился на сроке 31 нед. Дефицит массы составляет (1400-1200):1400X100=14,3%. Диагноз: недоношенность III степени, внутриутробная гипотрофия II степени.
3. Ребенок с массой 1700 г родился на сроке 37 нед. Дефицит массы составляет (2300-1700):2300X100=26%. Диагноз: недоношенность I степени, внутриутробная гипотрофия III степени.
4. Ребенок с массой 1250 г родился на сроке 34 нед. Дефицит массы составляет (1800-1250):1800X100=30,5%. Диагноз: недоношенность II степени, внутриутробная гипотрофия IV степени.
Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, недоношенным ребенком считается малыш , который родился в сроке от 22 до 37 полных недель (154—259 полных суток, считая от первого дня последней менструации) независимо от массы тела и роста при рождении.
Всех преждевременно рожденных детей специалисты разделяют на несколько групп в зависимости от срока беременности на момент их появления на свет (срока гестации, или гестационного возраста плода).
Врачам важно знать гестационный возраст на момент рождения ребенка, так как это позволяет предвидеть возникновение многих проблем и обеспечить адекватную медицинскую помощь как женщине, так и ребенку .
Также недоношенных и маловесных детей специалисты разделяют на несколько групп в зависимости от массы тела при рождении. Маловесным считается ребенок любого срока гестации, у которого при рождении масса тела составляла менее 2500 г. К этой категории относится абсолютное большинство недоношенных детей. В зависимости от веса при рождении различают новорожденных:
Гестационный возраст новорожденного ребенка можно определить с помощью соответствующей бальной системы с учетом суммарной оценки показателей нервно-мышечной и физической зрелости. На сегодняшний день чаще всего используют шкалу Ballard (шкала Баллард, JL Ballard, 1991), которая позволяет определить гестационный возраст ребенка в интервале от 20 до 44 недель.
С помощью этой шкалы срок внутриутробного развития новорожденного можно определить с точностью до 2 недель. При установлении степени зрелости обязательно учитывается срок беременности, при котором произошли роды. Оценку по шкале Ballard проводят сразу после стабилизации состояния ребенка.
Кроме определения гестационного возраста, врачам также важно провести оценку внутриутробного развития малыша. Ведь даже при доношенной беременности бывает, что рост и развитие новорожденного ребенка на момент его появления на свет отстают от гестационного возраста. Для того чтобы оценить внутриутробное развитие ребенка, нужно сравнить антропометрические показатели ребенка при рождении (массу тела, длину тела и окружность головы) с соответствующими нормативами для его гестационного возраста по перцентильним кривым внутриутробного развития.
В следующих таблицах показан средний вес при рождении, длина и окружность головы недоношенных детей в разные периоды гестации для каждого пола.
Вес, длина и окружность головы по гестационному возрасту для мальчиков |
||||
Гестационный возраст |
Длина |
Окружность головы |
||
40 недель |
3,6 кг |
51 cм |
35 cм |
|
35 недель |
2,5 кг |
46 cм |
32 cм |
|
32 недель |
1,8 кг |
42 cм |
29,5 cм |
|
28 недель |
1,1 кг |
36,5 cм |
26 cм |
|
24 недель |
0,65 кг |
31 cм |
22 cм |
Вес, длина и окружность головы по гестационному возрасту для девочек |
||||
Гестационный возраст |
Длина |
Окружность головы |
||
40 недель |
3,4 кг |
51 cм |
35 cм |
|
35 недель |
2,4 кг |
45 cм |
31.5 cм |
|
32 недель |
1,7 кг |
42 cм |
29 cм |
|
28 недель |
1,0 кг |
36 cм |
25 cм |
|
24 недель |
0,6 кг |
32 cм |
21 cм |
Все преждевременно рожденные дети имеют характерный вид, указывающий на их незрелость:
непропорциональное телосложение;
Чем меньше гестационный возраст ребенка и его масса тела при рождении, тем более он уязвим и тем больше усилий со стороны медицинских работников и родителей необходимо для его выхаживания. Например, у детей, появившихся на свет между 32-й и 36-й неделями беременности редко возникают серьезные проблемы, и только в исключительных случаях им на короткое время может понадобиться дыхательная поддержка в виде искусственной вентиляции легких. Однако такие малыши могут иметь проблемы с поддержанием температуры и кормлением. Очень часто они нуждаются в дополнительном согревании, для чего их помещают в кувез или кроватку с подогревом. Также им тяжело самостоятельно сосать грудь и их необходимо докармливать сцеженным грудным молоком по зонду или альтернативным способом (с помощью шприца без иглы, ложечки, чашечки). Оптимальным методом согревания и выхаживания для таких деток является метод «мама-кенгуру». Тем не менее, несмотря на незрелость органов и систем, шанс выжить и благополучно в дальнейшем расти и развиваться у этой категории детей достаточно высок.
Дети, рожденные в сроке 23-25 недель , имеют меньший уровень выживаемости - 25-75%, в зависимости от срока гестации и сопутствующих состояний. Также из-за выраженной незрелости у большинства этих детей в будущем существует высокий риск формирования нарушений в развитии (слабость мышечного тонуса, двигательные расстройства, снижение слуха и зрения, проблемы в обучении и поведении).
Современные методы оказания неотложной помощи и выхаживания недоношенных детей, рожденных в сроке от 26 до 28 недель гестации , позволяют большинству детей сохранить жизнь, но у них выше риск развития инвалидности, чем у детей более старшего гестационного возраста.
У детей, родившихся в сроке от 28 до 32 недель , из-за незрелости легких будут более серьезные проблемы с самостоятельным дыханием, и им с большей вероятностью будет необходима помощь в виде вспомогательной (СРАР) или искусственной вентиляции. Также у этой категории детей чаще возникают другие проблемы, связанные с незрелостью: они более уязвимы в отношении инфекции, нарушений мозгового кровообращения, кровоизлияний, неспецифического энтероколита (НЭК), развития проблем со зрением (ретинопатия). Для их выхаживания требуется больше времени, усилий, терпения и ресурсов. Однако при современном уровне неонатальной помощи шанс выжить у таких детей достаточно высок - 95-98 %. И многие из этих детей растут в дальнейшем абсолютно здоровыми.
Степень и сумма признаков недоразвития зависят от срока недоношенности. Вес составляет от 1000 до 2500 г. Рост ниже 45 см. Обращают на себя внимание диспропорция развития: голова по сравнению с туловищем велика и значительно превышает размеры грудной клетки, шея длинная, тонкая, конечности худые. Подкожно-жировой и мышечный слой развиты слабо. Кожа тонкая, иногда морщинистая, покрыта первородным пушком. Ушные раковины мягкие, несформированные. Пупочное кольцо расположено в нижней трети живота. У девочек половая щель зияет вследствие недоразвития больших половых губ. У мальчиков яички находятся не в мошонке, а в паховом канале или в брюшной полости. Крик у недоношенных детей слабый, пискливый. Отмечаются непрерывные подергивания мимических мышц лица («гримасничание») даже во сне.
Кроме перечисленных выше признаков, все недоношенные дети отличаются особенностями поведения вследствие морфологической и функциональной незрелости центральной нервной системы. В отличие от доношенных детей, у которых к моменту рождения имеются безусловные рефлексы, у недоношенных детей в первое время после рождения некоторые безусловные рефлексы отсутствуют или функционально еще недостаточно созрели, например сосание, глотание, дыхание и особенно теплорегуляция. Поэтому недоношенному ребенку в течение первых месяцев жизни нужно создать необходимые условия внешней среды и обеспечить специальный уход. При наличии соответствующих знаний у медицинского персонала эти условия могут быть созданы в каждом доме ребенка. Знакомство с физиологическими особенностями недоношенных детей является основным условием успешной борьбы за сохранение их жизни.
Наиболее характерной особенностью недоношенных детей является несовершенство теплорегуляции. Температура тела у них сильно колеблется в зависимости от температуры внешней среды. Перегреть или охладить недоношенного ребенка очень легко. Незрелость подкорковой регуляции сказывается в нестойкости температуры тела, в большой лабильности ее вследствие отсутствия взаимосвязи между теплопродукцией и теплоотдачей, т. е. между химической и физической теплорегуляцией. Наряду с этим большая поверхность теплоотдачи по сравнению с массой тела и слабое развитие подкожно-жирового слоя способствуют быстрой потере тепла. Длительность этого периода колеблется в пределах 2-3 месяцев и зависит от степени недоношенности, условий внутриутробного существования, характера родов и внешней среды, созданной ребенку с первых дней жизни.
Недоношенных детей с момента рождения необходимо регулярно и правильно согревать. Температура помещения, где находятся недоношенные дети, должна быть не ниже 20-25° при систематическом проветривании. Одновременно необходимо дополнительно согревать детей в кроватках. Наиболее удобным обогревательным прибором для детей с весом ниже 1500 г является кроватка-грелка конструкции М. С. Пампулова с автоматической электрической регуляцией. В некоторых случаях можно пользоваться ванночкой-грелкой. Она представляет собой двустенную металлическую ванночку, между стенками которой налита горячая вода (температура 65-70°). Такую ванночку можно сделать из двух детских ванночек разных размеров из оцинкованной жести; ванночки вставляют одну в другую, сохранив расстояние между стенками и дном, и запаивают, оставив воронкообразное отверстие для наливания воды и сделав в нижней части ванночки кран для выливания воды.
Можно добиться нормальной температуры тела у всех недоношенных детей, обложив их резиновыми грелками. Температура воздуха, непосредственно окружающего ребенка, должна быть доведена до 28-33°. Стойкая нормальная температура тела свидетельствует о правильном согревании и является основным условием для нормального развития ребенка. Неправильное согревание, ведущее к резким колебаниям температуры тела, значительно повышает заболеваемость и смертность недоношенных детей. Учитывая большую поверхность теплоотдачи по отношению к массе тела недоношенного ребенка, необходимо укутывать для лучшего сохранения тепла, причем открытым следует оставлять только лицо.
Наиболее подходящей одеждой для недоношенного ребенка является кофточка с капюшоном (кофточка-кимоно с пришитым к ней чепчиком и зашитыми рукавами). Ребенка завертывают в подгузник, пеленку из тонкой байки, байковое одеяло и укладывают в конверт (чехол из бумажной материи размером 100х35 см с простеганным ватником или сложенным байковым одеялом). С обеих сторон и к ногам кладут грелки и поверх всего укрывают ребенка байковым, фланелевым или тонким шерстяным одеялом. Обычно к концу первого месяца жизни большинство недоношенных детей уже не нуждается в специальном согревании. Тогда можно постепенно снимать конверт, кофточку с капюшоном, грелки, дополнительное одеяло.
Недоразвитие центральной нервной системы, в первую очередь подкорковой регуляции, и своеобразное анатомическое строение грудной клетки (горизонтальное направление ребер, узость дыхательной трубки, высокое стояние диафрагмы, вялость мускулатуры) оказывают влияние на характер дыхания недоношенного ребенка. Обычно у таких детей в течение первого, второго месяцев жизни наблюдается склонность к остановкам дыхания, к лабильности его амплитуды и ритма. Эти явления ведут иногда к приступу асфиксии, требующему оказания немедленной помощи. Для предупреждения расстройств дыхания недоношенным детям устраивают высокое изголовье. Такое положение облегчает диафрагмальное дыхание, которое у них преобладает. Наряду с этим всем недоношенным детям в течение первого месяца жизни необходимо вводить кофеин, который возбуждает дыхательный центр и вызывает более глубокую амплитуду дыхательных движений. С этой же целью рекомендуется давать кислород в течение 5-10 секунд до и после каждого кормления, перевертывания, купания. Большое значение имеет и правильное согревание, так как нередко первые приступы асфиксии появляются после охлаждения ребенка, которое ведет к еще большему снижению возбудимости дыхательного центра. Длительность введения кофеина и кислорода зависит от индивидуальных особенностей ребенка, колеблясь в пределах от 15 дней до 2 месяцев.
Вскармливание недоношенных детей является очень серьезным процессом. У большинства недоношенных детей первое время после рождения отсутствует сосательный рефлекс, а у некоторых и глотательный. В этом периоде наиболее удобно кормить детей с помощью зонда (для этого употребляется резиновый катетер № 13-15, соединенный со стеклянной воронкой). При кормлении с помощью зонда необходимо строго соблюдать следующие правила: 1) вводить зонд через рот, так как введение его через узкое носовое отверстие может вызвать асфиксию и механическое повреждение сухой слизистой оболочки носовых ходов; 2) до и после введения зонда давать ребенку в течение 5-10 секунд кислород; 3) вводить зонд только в то время, когда ребенок совершенно спокоен. Соблюдение этих несложных правил при кормлении с помощью зонда ограждает от осложнений.
Зонд рекомендуется вводить через одно кормление, т. е. при семиразовом кормлении четыре раза. При остальных кормлениях пользуются соской, ложечкой или пипеткой, в зависимости от функциональной зрелости ребенка. Кормление при помощи зонда, являясь «щадящим» методом, способствует лучшему нарастанию веса. Применение зонда высвобождает также много времени у медицинского персонала и позволяет улучшить уход за недоношенными детьми. Если дети еще не глотают, то кормление с помощью зонда можно чередовать с кормлением через нос пипеткой или ложечкой, но не под повышенным давлением. С этой целью капают молоко из пипетки на верхнюю губу ребенка, у самого носового отверстия. Молоко втягивается с током воздуха и медленно стекает по задней стенке глотки в пищевод. Вводить пипетку в нос при кормлении нельзя, так как может возникнуть приступ асфиксии. При кормлении через нос можно пользоваться чайной или кофейной ложечкой. Ложечку наполняют молоком до половины, подносят к носовому отверстию ребенка и слегка наклоняют.
При появлении глотательного рефлекса можно вводить молоко в рот с помощью ложечки, соски или же прикладывать ребенка к груди, пользуясь первое время накладкой для облегчения сосания. Мать сцеживает молоко в накладку, откуда ребенок его высасывает. При правильном уходе у недоношенных детей сравнительно быстро появляются сосательный и глотательный рефлексы, после чего процесс кормления значительно облегчается.
Недоношенных детей до и после кормления грудью следует взвешивать и в случае необходимости докармливать сцеженным грудным молоком. Установлено, что в течение первого месяца жизни недоношенный ребенок неспособен высосать больше половины полагающейся ему порции, так как он устает быстрее, чем насыщается. Поэтому глубокий сон, в который погружаются такие дети после сосания груди, не является показателем сытости, а свидетельствует о большом утомлении в результате непосильного для ребенка процесса сосания.
При кормлении недоношенных детей следует учитывать еще одну их особенность. При насильственном открывании рта язык ребенка может остаться плотно прижатым к твердому небу. Если это не будет своевременно устранено, то молоко попадет под язык и выльется обратно. Если сосок попадает под язык, ребенок не может сосать. В этих случаях необходимо шире открывать рот ребенка, и тогда язык принимает нормальное положение.
Недоношенных детей следует кормить через 3 часа 7 раз в сутки. Детей с весом ниже 1500 г в течение первых двух недель жизни можно кормить через 1,5-2 часа, т. е. 8-10 раз в сутки. Для всех детей необходим шестичасовой ночной перерыв, в течение которого ребенку вводят физиологический раствор с 5-10% раствором глюкозы (40,0-70,0 в сутки). Это очень важно для лучшего нарастания веса и борьбы с обезвоживанием, к которому недоношенные дети очень склонны. Такой режим кормления ведет к более интенсивному нарастанию веса и роста, снижению заболеваемости и смертности среди недоношенных детей. Среднесуточное количество пищи равно около 1/5 веса ребенка и составляет 120-130 калорий на 1 кг веса.
При вскармливании недоношенных детей большое значение имеет не только количество пищи, но и качественный ее состав. Наилучшей пищей для недоношенного ребенка является грудное молоко. Но некоторые дети плохо прибавляют в весе при кормлении одним грудным молоком. В таких случаях хороший результат дает прибавление белка в виде-1-2% плазмона или 2-4%: творога к суточному количеству пищи. Плазмон разводят в десятикратном количестве грудного молока и доводят на медленном огне до кипения при непрерывном помешивании. Полученную кашицеобразную массу прибавляют к сцеженному грудному молоку 2-4 раза в течение суток. Свежеприготовленный творог, сычужный, самосквашенный или приготовленный из кефира, протирают 2 раза через мелкое сито и также разводят в десятикратном количестве грудного молока. Этот творог дают в 2-4 приема, добавляя его к грудному молоку. Быстрая порча творога ограничивает возможность его широкого применения. Детям в этом периоде можно давать 2-3 раза в день пахтанье (с 1-2% муки и 3-5% сахара) или кефир (цельный, кефир с 10% сахарного сиропа в количестве 10% суточной нормы питания).
У женщин, родивших преждевременно, в первые дни после родов, обычно нет молока. Таким матерям нужно уделить серьезное внимание. Систематическое сцеживание молока помогает наладить лактацию. Обучить мать сцеживанию молока - прямая обязанность медицинского персонала.
Недоношенному ребенку лишь в течение первых трех месяцев жизни нужно специальное вскармливание. В дальнейшем его вскармливают, как всех детей грудного возраста. При неудовлетворительном нарастании веса прикорм кашей следует начинать с 4-5 месяцев и соответственно раньше назначать фруктовую и овощную пищу.
Основным условием является введение новой пищи дробными, маленькими количествами в сочетании с грудным молоком, начиная с 10 мл.