Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Квест для учащихся 5, 6, 7, 8 классов — готовый набор красочно оформленных заданий, с помощью которых учителя или родители смогут устроить в школе или дома для учеников 5, 6, 7, 8 классов увлекательный командный квест с поиском спрятанного сюрприза, возможно деление игроков на 2-3 команды.

Все задания полностью готовы - нужно только выбрать из них наиболее подходящие по ключевым словам, распечатать и непосредственно перед началом игры разложить в соответствии с продуманной цепочкой поиска.

Готовые сценарии для проведения квеста. Подробную информацию можно посмотреть, нажав на интересующую картинку.

О комплекте

  • Данный комплект поможет интересно и оригинально поздравить школьников как с началом учебного года в День знаний 1 сентября, так и с окончанием учёбы (на последнем звонке, на выпускном вечере), а также провести увлекательную познавательную игру по любому случаю:) Подарите школьникам весёлое незабываемое приключение!
  • В квесте предусмотрено большое разнообразие универсальных мест в школе или дома, где можно спрятать загадки и сам сюрприз.
  • Нет навязанной цепочки поиска, задания можно прятать в любой последовательности, что очень удобно для организатора квеста.
  • Не обязательно использовать все варианты заданий, можно сделать любое количество этапов (максимально 12 этапов).
  • Интересные и разнообразные задания на основе словесных игр. Большинство заданий связано с определенными школьными предметами. Загадки не очень сложные, но и не примитивные, они больше рассчитаны на смекалку и сообразительность, чем на какие-то специфические знания. Выбор широкий, поэтому вы обязательно сможете составить цепочку поиска на свой вкус!
  • Комплект предназначен для учащихся 5, 6, 7, 8 классов , однако он может быть интересен и для взрослых людей.

С помощью данного комплекта можно организовать квест:

  • для двух или трёх команд: каждый вид задания выполнен в нескольких вариантах, с разными ключевыми словами - для того, чтобы у команд были равные шансы, и победа зависела от быстроты реакции и сообразительности игроков;
  • для одного игрока или для одной команды игроков: в этом случае у организатора игры будет выбор наиболее удобных мест в лесу для составления цепочки поиска, в каждом виде заданий нужно выбрать вариант с самым подходящим ключевым словом.

Оформление комплекта

Оригинально начать квест-игру можно с помощью специальной открытки . Она устойчивая и готовится всего несколько минут (подробности в комплекте), в середине - первая подсказка; формат открытки - А4. В готовом виде она выглядит таким образом:

оформление заданий

Описание заданий

(в скобках указаны ключевые места, где можно спрятать подсказки и сюрприз)

  1. Подсказка «Зашифрованные пословицы» ( журнал, цветок, чайник ). Увлекательное задание на ассоциативное мышление. Нужно отгадать, какие известные пословицы русского языка зашифрованы картинками.
  2. Подсказка «Литературное произведение» ( батарея, газета, зонтик, рюкзак ). Непростое задание на сообразительность: нужно вырезать 9 квадратов с буквами и сложить их в один большой квадрат так, чтобы можно было прочитать название литературного произведения.
  3. Подсказка «Математические термины» ( кладовка, столовая, тумбочка ). Отличное задание на смекалку, занимательные ребусы.
  4. Подсказка «Символы стран мира» ( картина, лестница, растение ). Интересное задание на эрудицию.
  5. Подсказка «Ботанический филворд» ( ваза, шкаф, пакет, дверь, лампа, парта ). Хорошее задание, требующее от игроков сосредоточенности и собранности.
  6. Подсказка «Зоологический шифр» ( фотоаппарат, холодильник, кастрюля, конверт, ведущий, фортепиано, актовый зал, вестибюль ). Сначала с помощью ключа нужно расшифровать буквы, а затем составить из них слово.
  7. Подсказка «История древнего мира» (дневник, учебник, вешалка ). Интересная викторина в виде теста.
  8. Подсказки «Английский язык» ( окно, стол, стул ), «Немецкий язык» (стол, стул). Загадки про животных.
  9. Подсказка «Цветная путаница» (занавеска, компьютер, телевизор ). Занимательное задание на составление анаграмм, нужно восстановить перепутанные названия цветов.
  10. Подсказка «Музыкальные инструменты» ( зеркало, к оробка, тарелка, спортзал ). Игрокам нужно будет не только найти ключ к хитрому шифру, но и вспомнить названия музыкальных инструментов.
  11. Подсказка «Спортивная» ( коридор, тетрадь, телефон ). С помощью картинок и всего только одной подсказанной буквы разгадать кроссворд.
  12. Подсказка «Пазл» (глобус, калькулятор, микроскоп, подставка для ручек и карандашей, портфель, фоторамка, часы ). Несложное, но занимательное задание: нужно собрать пазл и по восстановленной картинке узнать место, где находится следующая подсказка.
  • открытка для начала квеста
  • рекомендации по подготовке и проведению квеста + удобная табличка для составления цепочки поиска
  • задания и ответы (за каждым заданием сразу же следует ответ, а для удобства и наглядности все ответы оформлены так же, как и сами задания)

Комплект предлагается в электронном виде - вам нужно самостоятельно распечатать всё необходимое на цветном принтере (открытка и задания отлично смотрятся на обычной офисной бумаге).

Формат комплекта: задания и ответы — 97 стр., инструкция — 4 стр. (файлы pdf), открытка для начала квеста (файл jpg)

После нажатия на кнопку будет осуществлен переход в корзину Robo.market

Оплата осуществляется через платежную систему Robo kassa по защищенному протоколу. Вы можете выбрать любой удобный способ оплаты.

В течение часа после успешной оплаты на указанную вами почту придут 2 письма от Robo.market: одно из них с чеком, подтверждающим произведённый платеж, другое письмо с темой «Заказ на Robo.market #N на сумму N руб. оплачен. Поздравляем с успешной покупкой!» — в нём ссылка на скачивание материалов.

Пожалуйста, указывайте адрес почты без ошибок!

Идея для сценария . Уже достаточно долгое время в мире модные всякие “шпионские” штучки, “игры разума”, секреты и квесты. Голливудские фильмы часто и снимают по таким вот сюжетам - что-то нужно найти, разгадать и так далее. Герой, который разгадывает “загадку” спасает мир и получает приз. Почему бы не перенести сюжет в игровую форму для праздника?

Использовать любовь к поиску приключений, разгадыванию загадок в организации захватывающей и впечатлительной вечеринки.

То есть, организовать квест. Обычно, квест организовывается в масштабе города или какой-то территории. Есть пешие и автоквесты. Мы же предлагаем вам организовать мини-квест, который бы поместился в зал для празднования вечеринок.

Место. Подойдет любое, достаточно просторное помещение. Учитывайте количество гостей, разбейте их на команд. В одной команде должно быть минимум 3 участника. Максимум - 5.

Дресс-код.
Идеальный дресс-код - футболка и джинсы.
Можете подарить всем гостям при входе на вечеринку интересные значки с надписями про квест или “армейские” медальоны. На значок или медальон можно написать тему квеста, дату проведения, замысловатй девиз. А еще лучший вариант - подарить всем участникам футболки с надписями о квесте.

Декор. Не помешает декорировать помещение всякими “шпионскими” штучками, бутафорскими картами, подсказками, лицами известных шпионов и агентов (вполне подойдет лицо Джеймса Бонда), картами с воткнутыми красными флажками. Также можно создать коллажи из вырезок газет, где обвести некоторые слова или предложения красным фломастером. Часть декора может быть непосредственно и частью подсказок и самого квеста.

Сценарий праздника.

Сразу оговоримся, что сценарий праздника нужно будет дополнительно детализировать и продумывать, как впрочем и все другие вечеринки.
Итак, основной задачей режиссера квеста является продумывание хороших заданий для команд. Квест - это поэтапная игра с подсказками, разгадывая которые, участники приближаются к финалу. Кто быстрее всего разгадает квест, тот и становится победителем. Участники действуют в командах, однако они выполняют действия не одновременно, а как считают нужным. Они могут искать, обсуждать, рисовать, думать...
Организатор и ведущие время от времени могут направлять, если уже действия вообще зашли в тупик.
1. Выберите тематику квеста. Это может быть дизайн, история города или страны или даже эпохи, тема музыки или кино...

2. Приступите к написанию сценария и подготовке реквизита.

3. Вот идеи квестов и примеры их создания.

Тема - “Секреты 90-х”.
Создаем задания для участников квеста. У нас будет 4 задания, вы можете добавлять больше заданий.

1-е задание.

Написать список политических деятелей 90-х годов. На задание дается 3 минуты. Команды подают списки после окончания времени. Та команда, которая выигрывает, получает подсказку (метку) о следующем задании на 5 минут раньше других.

2-е задание.
Расшифровать события 90-х из зашифрованного сообщения.
“В начале девяностых части кино не стало....
Июнь стал счастливым для Бориса ровно на два срока...
812 9119 - немного не точно, но все же, - создали что-то из трех букв...”

Расшифровка “1990 год - умер Виктор Цой. С 1991 по 1999 год Борис Ельцин был Президентом. 8 декабря 1991 года было подписано соглашение о создании СНГ.”
Кто точнее всего выполнит задание, тот и получает право искать метку - например, приносят поднос с печеньем.

3-е задание.

Рассказать 1-минутную историю (каждое слово в этой истории должно начинаться на букву “д”), про сценариста, режиссера и продюсера фильма 1997 года, который начинается на букву “Т” и заканчивается на букву “к”.
Подготовка - 2 минуты.

Фильм - Титаник, сценарист, режисер и продюсер - Джеймс Камерон, вот почему на "д".

4-е задание.

Пушок, Золотой мальчик, Десятка, Звёздный бочонок, Микеланджело от футбола - это Анодарам, то есть - …. (13 букв - имя собственное) и он - … (9 букв).

Необходимо расшифровать сообщение - "Анодарам" - наоборот Марадона, то есть, - Диего Марадона, спортсмен.

Метки. Метки - это те самые подсказки, которые позволяют находить и выполнять задания, а иногда и позволяют в расшифровке и выполнении самого задания, что естественно приближает к финалу и победе.

Метки могут быть такими.
1. Метка из газетных вырезок. Из них составляется история, которая включает в себя какие-то “особенные” слова. Эти слова должны быть как-то особенно выделены. Например, красным цветом. Они могут также выделяться по стилистике.
Например, мы выделяем слово соглашение жирным шрифтом “8 декабря 1991 года в Белоруссии подписано соглашение о создании СНГ.” Тогда, следующее задание нужно искать за плакатом с надписью “соглашение”. Плакат должен находится на видном месте - его элементарно нарисовать обычными красками на ватмане.

2. Метками могут быть кусочки письма, порванного на части.
Письма можно написать на разноцветной бумаге. Потом письма нужно порвать и кусочки разложить по всему залу. Участники должны будут собирать листочки “своего” письма и складывать их одно к другому, а потом читать сообщение. При этом подсказки должны быть одинаковыми на всех “письмах”.

3. Метками могут быть печеньки с подсказками внутри. На подносе находится много печенек, чтобы получить наибольшее количество подсказок нужно раскрыть наибольшее количество печенек. Но!, главным условием является также и съесть печенье, иначе воспользоваться подсказкой будет невозможно.

4. Метками могут быть кусочки льда, внутрь которых спрятаны сообщения.

Таким образом, чтобы не запутаться, лучше объяснить участникам, что квест - это чередование заданий и меток. Последнее задание в квесте содержит в себе либо подсказку (метку) о местоположении “клада” либо содержит “клад” уже в себе.

Сегодня поговорим о квестах, или приключениях.
Кратко предыстория: я сейчас в одной организации, которая очень любит своих сотрудников. Периодически поддерживает участие сотрудников в марафонах по городу, заплывах на лодках и прочее. Имея необъятный опыт проведения различных ивентов на передпредыдущей работе, я решил предложить провести квест по городу. Идея оказалась внезапно поддержана с естественным последствием: вот наконец-то мы и нашли того, кто это все организует. Ну и чтобы Вам было проще, я расскажу что и как стоит организовать, чтобы вышло все пучком!

Итак:
1. Механика
2. Маршрут
3. Задания
4. Призы
5. Информирование участников

1. Механика:

Итак, начать нужно с механики:
1.1. определите цели
1.2. определите количество и ожидаемый состав команд
1.3. продумайте, как происходит процесс игры и что приводит к победе.

И перед тем, как рассмотреть подробнее, рассказываю, как НЕ НАДО делать. Мы проводили корпоратив. Я погворил с ивент-агентством и рассказал, что бы мы хотели бы. Я заказал что-то вроде «Кода Да Винчи» - квест с интелектуально-развлекательными заданиями. Идея была хороша, но реализация была «ни к черту». Было довольно скучно: некоторые задания были слишком простыми, некоторые слишком замысловатыми и трудно-играемыми. В механике не продумали цели, состав команд. Процесс был продуман нормально.

1.1. Цели:
Для нашего текущего квеста я определил следующие цели:

Сплотить коллектив (Teambuilding),
- показать достопримечательности города (Хайльбронн),
- прорекламировать спонсоров (обычно спонсоры поддерживают поведения различных мероприятий. Участники «забегают» к спонсору, знакомятся, например, с рестораном. Спонсор или угощает, или может проспонсировать призы для комманды в конце квеста) ,
- развлечь народ,
- создать дух состязания (не конкурренции и не ненависти, не перепутайте. А то народ быстро начинает делить команды на «своих» и «врагов» и последних ненавидеть).

1.2. Количество и состав команд
Количество важно, т.к. команды Вам придется оправить разными маршрутами. Команды должны пройти одни и те же точки. Имея три команды и три точки, Вы рискуете создать момент, когда две команды стоят на одной точке: одна еще не закончила, а вторая еще не начала. Я исходил из соображения 3 команды по 5-10 человек, 5 точек. Больше 10 человек – командам становится трудно перемещаться. Это уже толпа. Меньше 5 – трудно разгадывать задания. Но это для моего случая. Если Вы организовываете игру на весь город, то и команды могут быть побольше, а для перемещения понадобятся машины.

1.3. Процесс игры:
Существует множество вариантов: на время, на очки, на прохождение (кто дойдет до финиша). Выбирайте, что нравится. Я выбрал «на очки».

Командам дается 2,5 часа времени. Три команды начинают от здания офиса. Каждая получает первую загадку и эта загадка указывает путь к первой «точке».

На каждой точке находится ведущий. Можно обойтись и одними загадками, спрятанными в условленном месте. Но ведущий поможет управлять процессом игры, сможет проследить, чтобы участники правильно поняли задание, разгадали его не слишком быстро и не слишком медленно. Он следит за развлечением народа, создает антураж и раздает очки.

Ведущего можно выбирать из внутреннего резерва, можно нанять профессионального актера. Все зависит от того, сколько у Вас денег и сколько у Вас талантов в коллективе. Подсказка: обычно таланты есть, скрыты, но всегда готовы поучаствовать!
У нас пять точек, роли для ведущих подбираются таким образом, чтобы они «дополняли достопримечательность». Это в моем случае. Если Вы не собираетесь показывать народу достопримечательности, то пойдут любые роли.

В нашем случае:

Монах у церкви Килианскирхе,
- Рыцарь у памятника Кэтхен (героиня рыцарского произведения, по истории родом из Хайльброна),
- Шерлок Холмс у башни Гьотцентурм. Шерлок Холмс выбран не случайно, кто смотрел второй фильм «Шерлок Холмс» с Дауни младшим, тот вспомнит, что часть сюжета разворачивается именно в Хайльброне.
- Гадалка у здания ратуши. А просто так, хорошо ассоциируется с астрономическими часами на ратуше.
- Безумный ученый у здания Эксперименты. Это тут такой местный научно-развлекательный центр, где дети и взрослые могут ознакомится с естественными науками в форме игр.

Вы можете использовать роли бездомных в парке, шпионов у завода, танкиста возле танка, коих у нас ко дню победы в каждом городе! Ваша фантазия и только!

2. Маршрут
Для прокладывания маршрута я просто взял карту города с нанесенными достопримечательностями. Также зашел на страницу википедии и посмотрел, что пишут там. Там же есть фотографии, а Googlemaps поможет Вам расчитать расстояние между точками. У нас самое большое расстояние вышло около 800 метров, самое короткое около 100. Естественно маршрут можно проложить так, чтобы расстояние было всегда большим, выбирая следующей максимально уддаленную точку. Можно наоборот прокладывать не запутанный маршрут, а кратчайший. Я исходил из расчета около 20 минут от точки до точки и около 20 минут на решение задания.

Прокладывайте маршрут в зависимости от цели. Если Вы проводите квест для молодых и поджарых, для которых «показать себя» и поиграть мышцами – дело принципа, то выбирайте удаленные точки и давайте заведомо мало времени. Если Вы проводите игру с участием людей в возрасте или хотите показать достопримечательности, то «беготней» Вы утомите людей и не дадите им времени рассмотреть красоты города. Отталкивайтесь от целей.

3. Задания
Задания должны быть разнообразными и нтересными. Не делайте однотипные задания. «Постарайтесь не перестараться» со сложностью и не переборщить с простотой. Потренируйтесь на других людях. У нас для тренировки есть как минимум 5 ведущих (внутренний резерв). Посмотрите, за сколько ведущие решают задание. Определите стоимость задания, например, 20 очков. После 10 минут «нерешения» – подсказка. Подсказка «-5» очков. Вторая – еще «-5» очков.

Подготовьте запасные задачи. Бывает разное. Вот примеры непредвиденных случаев:
- кто-то знает эту задачу и решит ее за 1 минуту,
- ведущий нечаянно проговорился,
- оказывается, что задание трактуется двояко и возможны разные варианты правильных ответов,
- задание слишком сложное и даже после 3-й подсказки не решается,
- что-то из необходимых материалов (тара, например) ломается или бьется,
- пр.

Если у Вас будет запасное задание, то проигрывающей команде можно дать шанс заработать дополнительные очки. Тем, кто слишко быстро справляется, можно предложить задержаться и «донабрать» очков. Сломался инвентарь – ничего, есть запасное задание. Короче, запаситесь инетересными задачами, протестируйте, обучите ведущих и будет Вам счастье!

Пример плохого задания:
Задание само по себе ничего, но его многие знают. Я знал и решил за 1 минуту. Если помните, в фильме «Крепкий орешек 3» нужно было набрать в канистру 5 литров воды, имея только 3-х и 7-и литровые канистры. Решается не сложно. Если задание новое, то нужно подумать. Но если Вы его один раз решили, то решите и второй. Даже если условия чуть изменятся и нужно будет в 11 литровую канистру набрать 8 литров, имея только 11-и, 3-х и 4-литровую канистры.

3. Задания

Примеры заданий, которые я запланировал:
- игра детектив
- логические
- исторические
- математические
- артистические
- шарады/ребусы
- игра дегустация

Игра детектив:
Я взял идею , немного ее переделав под детектив. Например, Шерлок Холмс рассказывает:

«Это было сложное дело. Убитого нашли в парке. Было видно, что он как раз посетил парикмахера, причем хорошего: отличная стрижка и гладкая выбритость говорили сами за себя. По ране я определил, что орудием убийства была опасная бритва. Подозрение сразу же пало на парикмахера.

В городе было всего два парикмахера. Я захшел к обоим. Превый меня встречал в чистом салоне, зеркала блистели, ножницы и бритвы были акккуратно разложены на столе, да и сам мастер был гладко побрит, хорошо подстрижен, был улыбчив и выглядел опрятным. Второй парикмахерский салон меня неприятно удивил: там было довольно грязно и неубрано, инструменты были убраны в незакрытые выдвижные ящики. Сам мастер приветлив, хоть и неопрятен и плохо подстрижен. Впечатление в общении он производил вцелом положительное.

Я вышел на улицу. Я называю такие дела «делом на одну трубку». Пока я докурил свою трубку, дело уже было разгадано. Вы же поняли, кто был убийцей, или?»

История проста, но почему-то многие «зависают». Думаю сильно отвлекаются на описательные моменты, в то время как решение скрывается в одной фразе.

Для интереса можете «уложить» помощника ведущего в виде трупа, одеть как полагает время «конец 19-го века», сделать накладной «порез» на шее. Это мелочь, но народ точно будет заинтригован. Настроение обеспечено, даже если «труп» засмеется или даст подсказку.

Логические:
«Пляшущие человечки». Раздаете картинку с засекреченным текстом. Говорите, что послание – это название следующей цели и как к ней пройти. Как подсказку говорите, что, например, каждый человечек с флажком означает конец или начало слова. Задание не сильно сложное, но и не легкое. Лучше дать подсказку, которая будет собержать пару букв. Например, сказать, что там есть точно слово «река» или «мост» или какое хотите. Важно, чтобы у людей появились первые буквы и, тем самым, ключ к разгадке. Если вспомните Холмса и «Таинственную надпись», то исходным было количество гласных. Их не так много в алфавите и они обызательно есть в каждом слове. Поскольку не все в курсе, насколько часто в языке употребляются гласные и согласные, то стоит дать подсказку понадежнее.

Исторические:
Викторина с вопросами, псовященными данной достопримечательности, или городу, или персонажу. Мне друзья подкинули интересные вопросы по церкви Килианскирхе, типа: сколько на ней колоколов, какова высота главной башни, кто изображен наверху, чем он вооружен, и т.п.

Обратите внимание на две вещи:

Не путайте порядок вопросов. Выше Вы увидели, что я сначала спрашиваю, кто изображен наверху (ответ, например, рыцарь). И следующий вопрос, чем он вооружен. Видя второй вопрос, понятен ответ на первый. Поэтому лучше вопросы не записывать, а слушать из уст ведущего, совещаться минуту и давать ответ.

Если вопрос на угадывание, например, высота башни, то ведущему стоит предложить, что «я могу дать 10 очков за правильный ответ на этот вопрос. Ошибка на каждый метр будет отнимать 1 балл». Высота башни – 62 метра. Если команда дает ответ «70», то получает 2 балла. За вопросы по-проще, давайте меньше баллов, за по-сложнее – больше. Избегайте чистого угадывания: пару вопросов положительно раззадорят людей, но одно лишь угадывание убьет в людях желание думать.

На одном мероприятии мне задали вопрос, сколько нужно кВатт*час энергии, чтобы отопить наше здание. Соревновались несколько команд. Я буквально за день до того выбирал тариф для оплаты коммунальных услуг и знал, что семья из 3-х человек на квартиру в 90 м.кв. потребляет в среднем 13000 кват*часов энергии. Прикинул в уме, сколько «квартир» уместилось бы на одно этаже здания. Умножил на количество этажей. Добавил поправку на то, что холл будет требовать больше энергии, т.к. большая площадь, часто открываемая дверь. Плюс высокие потолки. Т.е. накинул еще 20%, т.е. на 1 1/5. Вышло что-то около 500 000. Правильный ответ был 600 000. Такие задачи используют в МакКинзи при приеме на работу (кому интересно, у меня отдельный на эту тему). Они не совсем на угадывание. Вы можете очень близко все предположить. Цель также проверить логичность мышления. Дерзайте!

Математические:
Судоку. Судоку есть разных уровней сложности. Раздайте несколько листиков, чтобы сразу все члены команды могли разгадывать. Отметьте некоторые пустые клетки кружечками. Цифры из этих клеток могут составлять координаты следующей цели. Можете просто перечислить внизу 5 возможных целей. Нужную можно угадать, вписав цифру в поле с кружечком. Интересно, хоть и не сильно интерактивно. Но, кто еще не разгадал финт: коллективно решать такую задачу быстро, а каждый по-отдельности – долго. Игра на «командный дух». Интересно, поймут ли соревнующиеся, что нужно не соревноваться, а сотрудничать, записывая на общий лист угаданные цифры. Координация сыграет большую роль. Это для тех, кто додумается.

Если народ скучает, ведущий должен развлекать, шутить, предлагать подсказки и альтернативные задачи. Математические задачи скучнее и интереснее одновременно. Все зависит от людей и настроения. Создайте настроение!

Артистические:
Игра в «Крокодила» известна всем. Можете взять за идею также «Алиас», американскую версию этой игры. Цель проста: не говоря ни слова, показать жестами нужно слово. Начертывать жестами буквы нельзя.

Две идеи:

Напишите список слов с прейскурантом баллов. Выберите сначала одного человека из команды, со временем поменяйте на другого, чтоб несколько людей попробовали свои силы. Дайте ему прейскурант и пусть показывает. За более простые слова давайте 1 очко, за сложные – на ваше усмотрение. Проще всего конкретные существительные, сожнее абстрактные или из нескольких слов. Простое - «трамвай», среднее – «креативность», сложное – «многофакторный анализ» или «подзолистые почвы сибири».

Можете подключить несколько команд. Кто-то один показывает слова, остальные угадывают. Балл идет той команде, которая угадала. Само собой, показывать слова должны попеременно люди из разных команд. Такая версия игры называется «пиратство». Ее классно ставить в конце квеста, когда народ уже перезнакомился. Тут прикол в том, что нужно не просто показать слово, а показать его так, чтобы свои поняли, а чужие нет. Когда люди уже пообщались и «поиграли», у них появляются свои «воспоминания», интересы, язык. Можете попробовать сначала обычную версию, а потом «пиратство», чтоб уровнять команды в очках. Принцип игры меняется и та команда, которая была лучше, может внезапно стать хуже. Ну или как повезет.

Шарады/ребусы:
Я не буду приводить пример. Просто вспомните молодость и посмотрите готовые варианты в интернете. Иначе Вам потребуется умение писать стихи (для шарад) и умение рисовать (для ребусов).

Игра-дегустация:
Мое изобретение. Просто как жизнь. Местный регион славится своими винами, которые я кстати, не переношу - совсем не мои вкус. Так вот, есть ведущий, переодетый рыцарем. Перед ним стол, бокалы и три бутылки вина. История:

«Бедный рыцарь не знал, как найти свою возлюбленную. Он ее видел только один раз и сразу полюбил. Он знал лишь, что она из семьи виноделов. Их вина из винограда сорта «Лембергер» славились на весь мир. В гроде было еще две семьи. Одна делала вина из винограда сорта «Замтрот», другая славилась винами из «Троллингер». И вот сейчас у него было три бутылки отборного вина каждой из этих семей. Создатели первой бутылки живут …, второй …, третьей …. Где же ему искать свою возлюбленную?»

Задача не так сложна, как кажется. Эти вина сильно отличаются по вкусу. Особенно «Замтрот». Вам наверняка придется сконцентрироваться на других винах. Я рекомендую сухие вина из сортов винограда «Каберне Совиньон», «Мерло» и, например, «Карменере». Берите чилийские или аргентинские – относительно недорого и каберне будет как каберне, а не как «что выросло». Многие (особенно здесь) кичатся тем, что хорошо разбираются в винах. Вот есть шанс попробовать.

Для подсказок: опишите вкусы вин в терминах дегустаторов. И скажите, как правильно пробовать вина. Условно: кончик языка отвечает за сладость, правый и левые края – за кислоту, дальняя часть – за терпкость. Этого достаточно, чтобы быстро понять, какое на вкус вино. Кроме того у Каберне вкус резче с нотками черной сомродины. У мерло мягче. Про Карменере почитайте сами. Но выбирайте такое, что трудно перепутать, например, каберне. Это и удовольствие – немного «пригубить», - и рост в своих глазах «научится пробовать и понимать», и просто разнообразно. Такого никто не ожидает.

4. Призы
Призы должны быть командными. А еще каждая команда должна что-то получить. У вас из всего три. Это не так много. А еще можно сделать «кубок» и на него нанести имена победителей. И поставить кубок на видное место. В следующем году – другой кубок, или смена таблички. Будет интересно и весело! Многолетняя традиция.

5. Подготовка участников
Составьте список того, что участникам нужно иметь с собой. Ваши намеки уже создадут настроение. «Компас и карта» заставят вспомнить, как ими пользоваться; «машина» даст понять, что нужно будет много ездить; «ручка и блокнот» намекнут на логические задачи. Я бы такие мелочи подготовил сам, чтоб народ не сильно догадывался и не пугался. Пусть будет сюрприз, но!: ОБЯЗАТЕЛЬНО предупредите об удобной обуви, о том, что после игры планируется фуршет (чтоб кто за рулем не брали машину или расчитывали на оплату стоянки), о том, что мероприятие займет 2-2,5 часа и будет связано с большими расстояниями. Прикиньте, как пройдет игра, если дамы придут на шпильках. Такая мелочь убьет настроение любой команды. Да, раздайте ведущим аптечки: пластырь, аспирин, лоперамид. А то знаете…

Вместо послесловия
Я участвовал в одном подобном мероприятии. Та была система штрафов – некоторых отправляли на «остров штрафников». Если нарушение было. Или можно было обменять подсказку на «члена команды». Так вот, на острове было грустно и одиноко. Меня туда сослали за что-то в конце игры. Там была накрыта полянка: водка, икра, лосось, коньяк, лимоны, пр.. Но там было грустно, народ чувствовал себя «лузерами», да и пить не хотелось. Лучше придумайте отдельные задания для «сосланных». Типа судоку, ребусов, и прочего, чтобы самостоятельно освободиться и догнать своих.

И самое главное, это нужно заучить как мантру и заранее никого не предупреждать. Внимание, серьезное лицо, все на низком старте и Вы гворите:

«Внимание, вот корзина Вашей команды. Прошу сложить все часы, кошельки и мобильные телефоны!»

Игра без интеренета со смартфона, без часов и денег на такси сразу становится погружением в иную реальность: только карта, только компас, только задание, для решения которого хватит своего ума, своих талантов и своих друзей!

Сказать ребенку «посиди на месте» все равно, что отправить в заточение! Дети не любят сидеть без дела, особенно в выходные дни. Чем же занять непосед, если нет возможности выехать на природу или в город? Квесты для детей – отличный вариант для времяпровождения, ведь можно устроить самые разные конкурсы: в движении, логические загадки, задания на внимательность. Продумывать квест так же увлекательно, как и разгадывать его! Поэтому родителям, решившим создать такой удивительный праздник, не нужно бояться. А чтобы приготовления прошли легко и весело, мы подобрали для вас главные советы по конкурсу.

Тематика и оформление квеста для детей

Прорабатывая сценарий квеста для детей, в первую очередь подумайте о теме. Конечно, при выборе нужно учитывать предпочтения и возраст детей. Если вы проводите квест для девочек, можно продумать задания, главной целью которых станет спасение короны от злой ведьмы. Мальчишки с удовольствием будут искать клад, бороться со злодеями из детских фильмов или компьютерных игр. Также можно не посвящать соревнования какой-то определенной темы, а пускать детей по лабиринту заданий. также могут включать конкурсов виде квеста для детей, главное в таком случае, поддержать тематику праздника.

Средства связи для игры-квеста

Поиск клада по запискам для детей – игра, которая известна нам с детства. Будет здорово, если вы учтете особенности современного поколения, и разнообразите передачу заданий: можно записать задания в ребусах, спрятать записки, отправить голосовое сообщение ведущему, или напечатать плакат. Вот еще несколько необычный идей для подачи заданий:

  • Можно написать текст молоком на листке, положить в конверт вместе со свечкой и спичками, с помощью прогревания бумаги огнем надпись проявится. (Конкурс для детей постарше).
  • Еще один вариант – спрятать записки в контейнере с крупой и предложить найти и достать записку с помощью китайских палочек.
  • Также можно написать текст на бумаге белым восковым мелком. Задача ребенка – закрасить лист красками, чтобы текст стал заметен.

Лабиринт

Нарисуйте на асфальте мелом лабиринт. Путем жеребьевки выберете несколько участников, которые по очереди пройдут дорогу. Но не все так просто: участнику завязывают глаза, и другие помощники подсказывают, как ему двигаться к «выходу» лабиринта. Дети дают советы по очереди, по одному слову за раз, примерно это звучит так: «иди», «стой», «крутись», «стой», «иди».

Волшебное зелье

Задание: сделать «мертвую воду» прозрачной. Чтобы добиться черного цвета, добавить в воду щепотку крахмала и несколько капелек йода. «Противоядие» - тиосульфат натрия, который можно купить в любой аптеке. Чтобы усложнить задание, пробирки покрасьте в разные цвета, и прикрепите к ним по загадке. Правильно угадывая ответ каждой из них, вы убираете неподходящую бутыль, а наткнувшись на сульфат, отдаете с победным возгласом.

Без памяти влюблен

Злой волшебник отнял память у ведущего, и чтобы восстановить ее, участники должны потренировать свои навыки памяти. Потребуется доска, расчерченная на 10 граф и столько же небольших разных предметов, расположенных на ней в хаотичном порядке ведущим. Дети пару минут изучают их расположение на доске, а затем пытаются расставить предметы по своим местам. Развивать зрительную память очень полезно для детей, поэтому такие задания очень важно включать в квесты для детей. Конечно, участники могут угадать не все места, а значит исход конкурса тоже должен иметь несколько вариаций. Подготовьте несколько вариантов для дальнейших действий, например, в случае низких результатов выполнять следующее задание юным участникам придется со связанными руками.

Как и всякая игра, квесты для детей требуют особых правил:

  • Во-первых, все игры должны быть безопасными.
  • Во-вторых, нужно учитывать возраст юных конкурсантов, подбирая задания для всех.
  • В-третьих, важны призы. Кто бы что ни говорит о духе состязательности, каждый ребенок обрадуется подаркам. В их роли могут быть билеты в кино или парк аттракционов, торт или детская игра на большую компанию. Если вы решили раздать небольшие сувениры, выбирайте предметы, поддерживающие по тематике выбранный сценарий квеста для детей.

Пишет в doshkoliata - http://doshkoliata.livejournal.com/320113.html

Кладоискатели - игры и идеи

Решила все-таки сделать еще одну классификацию игр
На этот раз захотелось собрать в один пост игры, которые можно использовать, как задания при поиске карты в игре поиск клада. А также просто на детских праздниках.


Причем, когда нам в детстве родители устраивали игру в кладоискателей, у нас было две команды. Сам клад - для команды-победителя. И обязательно были поощрительные призы (почти тоже самое, что и в заветном сундуке) для команды, кто не нашел клад или нашел вслед за первой командой. Поэтому здесь постараюсь привести именно те игры, которые подходят под это. И еще, немного о том, как я себе представляю поиск клада. Сперва, надо найти карту по подсказкам. Затем по карте ищем клад. Можно игру удлинить (так веселее) - сначала находится не вся карта целиком, а половинка. Если играют две команды, то изначально изготавливаем две карты, соответственно 4 половинки (можно прятать вместе, можно по отдельности, в зависимости от того, как напишите игру). На этой половинке карты можно написать легенду (это кроме самой карты), в которой зашифровываем, где спрятана вторая половина. А когда обе половинки вместе - просто поиск клада по карте. Если игра на улице, желательно, чтобы местность была более или менее знакомая. А если Вы там в первый раз, то игру проводить лучше день на третий, когда все немного освоятся и поймут примерно где что.
А теперь о моем видении самого начального процесса (подсказки для поиска карты). А теперь немного о самом начале - задания и подсказки, чтобы найти карту. Тут могут быть несколько вариантов. Например, детям нужно собирать ответы на все вопросы, а потом из всех ответов они смогут определить, где искать карту. Или же пошаговая стратегия J. Каждый ответ на задание ведет их к подсказке (подсказки должны быть не совсем явными). Дети могут пройти все задания и получить все подсказки или догадаться раньше и тогда раньше другой команды перейти на другой этап игры. Или можно сделать цепную реакцию, как я это называю. Даете задание, дети с ним справляются, и ответ на это задание приводит их к следующему заданию-подсказке, и так по цепочке они доходят до финального вопроса, ответом на который будет местонахождение карты. Не все задания подходят под такой тип. Т.е если у вас командная игра и задание кто перечислит больше (чего-то) (например, игра из какой сказки или угадай сказку), то какая-то команда выиграет, а какая-то проиграет. Тут должно быть разное развитие событий. Например, выигравшая команда, переходит к следующему заданию с подсказками (цепочка). А проигравшая команда выполняет еще какое-то задание на этом уровне. И только после того, как справится, перейдет дальше к заданиям по поиску карты. Но тут вопрос справедливости. У одной команды получается такая фора по поиску основного клада. Мой опыт из детства показывает, что не всегда клад находит команда, которая лучше отвечала на вопросы. Но, чтобы никому не было обидно, можно сделать так, что поиск сокровищ (или второй половины карты) начинается только тогда, когда обе команды получат первые половинки карт. А за успешное прохождение первого этапа, победитель может получить какое-то вознаграждение. Простите, что немного сумбурно написала, сложно описать, все, на самом деле, очень просто.
Очень жду добавлений по заданиям-играм.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь