Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Наученная горьким опытом старых актеров, наколовшихся на рекламе сомнительных товаров, молодежь осторожничает и соглашается продвигать только проверенную продукцию, в основном технику. К тому же надо заметить, что гонорары в этом бизнесе в сравнении с предыдущими годами значительно выросли. Несколько лет назад Орбакайте за продвижение чая для похудения получила около 10 тыс. долларов. Лариса Долина советовала средство для стройной фигуры «всего» за $7 тысяч, Чичерина - прохладительный напиток за $3 тысячи. Валерия наелась йогурта, по ее словам, всего за $200, остальной ее гонорар составлял бартер.

Если вы поклонник аргентинских актеров, вам больше не нужно становиться поклонником программы, чтобы наслаждаться ими. Серьезно, нет необходимости следовать за ними изо дня в день в теленовелле или в полосе нравов. Возможно, у вас есть другие занятия и у меня нет времени садиться каждую ночь или каждый вечер перед телевизором, чтобы посмотреть выступление вашего любимого артиста.

Также не важно, чтобы вы самозванец перед устройством каждую среду - или вторник или четверг - между одиннадцатью и двенадцатью часами ночи, чтобы следить за единицей, в которой выделяется этот великий герой. Потому что, если честно, увидеть его на некоторое время, ему, возможно, придется проглотить много сцен от других актеров, которые ему не нравятся.

Теперь же, по слухам, модная актриса Анастасия Заворотнюк рекламирует соки за гонорар в 100 тыс. долларов. Гонорар Софии Ротару за согласие стать «лицом» рекламной кампании украинского подсолнечного масла составил $200 000. А Олег Меньшиков обошелся швейцарской часовой компании уже в миллион долларов. Столько же заплатили производители пиццы Михаилу Горбачеву. По слухам, Чулпан Хаматова согласилась на рекламу часов с бриллиантами за 150 тысяч долларов. Бывший телеведущий Леонид Парфенов раскручивал телевизоры за $100 000.

Кандела Руджери хотела разъяснить свой фальшивый роман Родриго Нойи и втянуть ее

По этой причине лучше всего увидеть танду. Разве что, когда ворона летает, не повторяясь и не дуя, делая краткое перечисление, уже так много великих фигур, которые находятся на съемочной площадке, что фикции будут в опасности. Давайте посмотрим, великий аргентинский актер Рикардо Дарин преподает как минимум три фильма в год. Но для более двух на один в входах, которые вы используете, кинотеатр стоит целое состояние. И правда в том, что Дарин, как и обычный человек, который только хочет насладиться пивом и порцией моцареллы, очень хорошо работает на бумаге, праздничные черные очки остаются варварами и им нечего завидуть темному герою Снега черный.

А Дмитрий Певцов красуется на плакатах за рулем иномарки не за деньги, а за настоящий автомобиль.Зарабатывать на рекламе незазорно. Откликнуться на предложение стать «лицом» надежных презервативов или престижного банка - дело вкуса и гонорара. Но нередко один рекламный ролик может перечеркнуть многолетнюю карьеру актера, надолго превратив его в «гражданина-кариеса» или «барышню-запор». Например, певец Дмитрий Маликов с горечью признал, что реклама шампуня против перхоти, в которой он снялся, ударила по его имиджу так, что он даже был вынужден подстричься. Но еще долго раздавались возмущенные возгласы, мол, Маликов «осыпал» всю страну своей перхотью.

То же самое можно сказать о Гильермо Франчелле. Конечно, он видел раз и в тысячу раз повторения замуж с детьми, до такой степени, что он уже знает анекдоты наизусть. И также уверен, что что-то страх дал ему в клане, в кино, когда его призвали интерпретировать Архимеда Пуччо.

В кремах для предметов также есть отличные исполнители, более отвращенные, возможно, к юмору. Там - всегда в рекламных объявлениях - вы можете увидеть великий Энрике Пинти, продающий кремы против диабета. Столь важной была эта роль, что даже Мерседес Моран понял ее.

Показатель миллионера, который отклонил Лаурита Фернандес

Если молодые звезды участвуют, Лали Эспосито оставил привычки шахты Эсперанса и сценарии, в которых она торжествует как поп-дива, чтобы продвигать преимущества шампуня. В попытке помочь также Марсела Клоостербойер. Другой главный герой Ниве Негра, Леонардо Сбальялья, пародировал свою работу в другом великолепном фильме, чтобы продать витаминный комплекс, который позволял ему получать энергию с утра до ночи.

А Александр Балуев, призывавший с экрана всех лысеющих граждан спасаться в дорогой клинике, навлек на себя просто гнев мужчин, считающих каждый волосок. После удачной рекламной кампании актер появился на том же экране... лысым! Пришлось оправдываться, что это прическа для очередной роли.

После участия Виктора Павлова в продвижении средства от простатита актера просто замучили сочувствующие поклонники. И Павлов, говорят, с сожалением вспоминает тот момент, когда согласился на эту роль из-за денежных проблем.Спроси на улице любого, кто такой Семчев, и моментально получишь ответ: «Толстяк». Именно с этой рекламой к актеру пришла популярность, но «переиграть» своего «толстяка» ему до сих пор не удалось. Александр признается, что пожалел об участии в проекте - мало того, что реклама подпортила ему имидж и карьеру, так по сей день он слышит окрики на улице: «Ты где был? Пиво пил?»

Кроме того, в некоторых случаях это помогает им не терять популярности и все еще присутствовать в домах. Теперь это поражает количество, которое сегодня на экране. Было бы невозможно собрать их вместе для полоски или для теленовелы. Помимо иронического тона в перечислении, то, что мы здесь описываем, - это актеры, которые ставят свое лицо и свой престиж, чтобы «продать» продукт. Ни в одном из этих случаев не была введенная в заблуждение реклама из социальных сетей, о предполагаемой романтике между красивой блондинкой и уродливым мальчиком.

Насколько лозунг «У вас есть ваша вещь» и для более преднамеренно благих намерений, которые были даны сторонами, эта максима шоу, в котором говорится: «Они говорят хорошо или плохо, но они говорят», не всегда действительны. Иногда лучше распознать ошибку. Различные инструменты, внедряемые игроками интернет-рекламы и для них, позволяют измерять его влияние с помощью ключевых показателей эффективности, чтобы определить цели, достигнутые для обеспечения лучшей отдачи от инвестиций. Благодаря онлайн-рекламе, это качественные критерии, которые выдвигаются через все более широко используемые СМИ.

Актриса Татьяна Ташкова, известная по фильму «Уроки французского», рассказывает: «После выхода рекламы с моей «тетей Асей», ходящей в гости с отбеливателем, меня попросили уйти с телевидения, где я тогда вела передачу «Иванов, Петров, Сидоров». И перестали приглашать на пробы». Актриса не ожидала таких последствий и даже интересовалась у французских коллег: мол, у вас тоже из-за рекламы с работы увольняют? На что те удивились, дескать, напротив, это даже престижно.

Различные участники интернет-рекламы?

В отличие от традиционных средств массовой информации, онлайн-реклама позволяет проводить целенаправленное и качественное распространение, что позволяет понять роль различных заинтересованных сторон. Интернет-реклама включает все действия по продвижению продукта, услуги, бренда или организации в группу пользователей Интернета или мобильных пользователей. Мы все еще можем сказать, что использование интерактивных цифровых инструментов для продвижения продуктов и услуг в контексте персонализированных и прямых отношений с потребителями.

Как признается актер Евгений Стычкин, участие в ролике моющего средства (он сыграл молодого человека, который на вопрос Инны Ульяновой: «Что за шум, а драки нет?» - говорил: «Будет, сейчас хозяйка вернется, и будет») едва не стоило ему карьеры. По его словам, режиссеры часто отказываются приглашать актеров, на которых «штамп рекламы». И Стычкин зарекся сниматься в рекламе.

Он соединяет четырех актеров, каждый из которых занимает место выбора. Это рекламодатели, которые являются медиа-агентствами и рекламодателями, издателями или издателями, рекламными агентствами и интернет-пользователями. Это медиа-агентства и рекламодатели. Рекламодатель - это лицо, организация, компания или бренд, который хочет рекламировать или продавать свой бизнес. В случае интернет-рекламы это спонсорская организация рекламной кампании в Интернете.

Теперь случается, что мы говорим о прямом дикторе. В этом случае рекламодатели, которые в контексте малоинвестиционной кампании выбрали не запрашивать медиа-агентство, а самостоятельно разрабатывают и внедряют рекламную кампанию. Медиа-агентство - это структура, которой клиент или рекламодатель доверяет свои рекламные кампании. Он предлагает рекламодателю возможность продвигать свои продукты и услуги. Агентство связи изучает кампанию, предлагает различные действия, которые должны быть выполнены, качественно определяет различные средства распространения, хорошие места для покупки по сравнению с аудиторией рекламодателя и управление всеми партнерствами в отношении издателей.

Рассказывают, что юные и начинающие актрисы соглашаются рекламировать тампаксы. Как показывает жизнь, такие опыты ставят крест на их будущем. - Не стоит начинать карьеру с рекламы прокладок. Я знаком со многими режиссерами, которые сразу отказываются смотреть актрис, запятнанных подобной рекламой, - признается режиссер Александр Стриженов.

Медиа-агентство также отвечает за контакты с различными рекламными агентствами, и даже бывает, что у него есть собственное руководство. В некотором роде медиа-агентство играет роль посредника между рекламодателями и редакторами и редакторами. Наконец, он должен будет измерить рентабельность запланированных кампаний.

Что такое цифровое рекламное агентство?

В предыдущем абзаце мы рассказали вам об управлении рекламой и о взаимоотношениях между медиа-агентствами и этими советами. Цифровое рекламное агентство выступает в качестве посредника между различными медиа-медиа, которые он объединяет, и другими игроками в интернет-рекламе. Он продает рекламное пространство, которое у него есть для рекламодателей и медиа-агентств. Рекламная сеть также может иметь несколько ролей.

Особые условия контрактов порой не оставляют выбора - купив лицо актера, компания покупает и его будущее. Екатерина Стриженова, ставшая лицом производителя шампуней, рассказывает, что по условиям договора вся ее семья вынуждена пользоваться исключительным этим средством.

Поговаривают, что Олег Меньшиков порядком устал от рекламных туров и фотосессий для часовой компании, лицом которой является. По условиям он не имеет права давать интервью, обязан носить только часы этой марки и демонстрировать любовь к ним. А разрыв контракта грозит актеру немалыми штрафными санкциями.

Во-первых, он играет коммерческую роль в том, что он продает рекламное пространство на сайтах издателей с соответствующей аудиторией рекламодателям и медиа-агентствам. Поэтому он набирает сумму у этих вышеупомянутых актеров. Это также случается с ним, если внешнее рекламное агентство возвращает суммы издателям после вычета его комиссии. Наконец, она также обеспечивает регулярную рекламу. Таким образом, это контроль, который гарантирует, что пространства всегда обновляются, без прерывания во времени.

Тогда есть техническая поддержка. Он состоит из управления сайтом, выбора издателей, формата рекламы, визуального контроля, переписи или создания баннеров и визуальных средств, программы отображения и т.д. как только кампания запущена, она выполняет действия по выполнению работы. Наконец, последнее, но не менее важное: отдел рекламы в Интернете дает точную оценку полученных результатов. Он обрабатывает такие результаты, как отчеты кампании, квитанции, счета-фактуры и т.д.

Утверждение, что наши люди больше доверяют мнению знаменитых людей, чем здравому смыслу, быстро превратили в деньги продавцы сомнительных препаратов. Осуждать актеров сложно: многие в тот момент оказались совсем без средств к существованию. Другие так же, как и их зрители, доверились рекламщикам.Вероятно, не самые приятные эмоции испытала лирическая героиня отечественного экрана Галина Польских, узнав, что средство для похудения, которое она рекламировала, будет запрещено и снято с производства из-за опасного воздействия на клапаны сердца. А вот продвижение некоего оздоровительного комплекса привело к смерти москвички Галины Ушаковой. Она увидела на экране свою любимую актрису Лидию Федосееву-Шукшину и заказала на дом такой же препарат за $300. Инструкции к нему не было. А в капсулах оказались смертельные для Галины вещества. После скандала ролик сняли с показа, счета фирмы арестовали. А Лидия Федосеева-Шукшина дала слово не идти на поводу у рекламщиков.

Издатель - это тот, кто предлагает рекламодателям, агентствам или медиа-агентствам использовать свои платформы в качестве рекламных носителей. Его все еще называют издателем. Издатель основан на количественной и качественной аудитории своих платформ, полученных посредством анализа данных аналитическими инструментами и использует их в качестве аргументов.

Итак, если этот издатель истощает целевую аудиторию рекламодателей, они вступают в отношения с ним через медиа-агентства и рекламные агентства. С другой стороны, издатели также могут продавать свои места непосредственно рекламодателям и агентствам или выбирать субподрядные работы с советами.

Крупно пожалел, что клюнул на большой гонорар, и актер Леонид Куравлев. На пару с Вахтангом Кикабидзе он хвастался с экранов циркониевым браслетом, который, мол, отлично помогает ему от гипертонии. Во многих газетах вскоре появились статьи с громкими заголовками: «Не верь Куравлеву! Не верь Кикабидзе!» Общества защиты прав потребителей, заваленные жалобами от обманутых гипертоников, выступали с просьбами не доверять этой рекламе.

Чтобы приобрести эту аудиторию, издатель должен иметь качественный контент, соответствующий четко определенной аудитории. Наиболее часто используемые форматы - это баннеры, все еще называемые показом рекламы. Пользователь является пользователем сети связи, которая изменила мир: Интернет. Это означает, что человек, который использует веб-браузер для посещения веб-сайтов.

Пользователь находится в центре цифровой рекламы. Во всех рекламных кампаниях в Интернете он является целью. Он также формирует аудиторию, которую издатели предлагают рекламодателям, медиа-агентствам и агентствам цифровой рекламы. У интернет-рекламы впереди светлое будущее. Возможность манипулировать данными, доступными на рекламных платформах, позволяет предвидеть потребности клиентов, понимать процесс покупки и, следовательно, знать, кому предлагать свои услуги или продукты. Кроме того, в рамках кросс-канальной стратегии вполне возможно синхронизировать традиционные рекламные действия и действия онлайн-рекламы.

Приманкой оказались и другие знаменитые актеры: Лев Дуров рекламировал пищевую добавку для лучшей работы мозга, Игорь Кириллов - винные капсулы, которые якобы помогают сердечникам.Из актеров одна Наталья Фатеева извинилсь перед зрителями.- Мне стыдно, что я из-за денег согласилась рекламировать снятие сглаза, порчи и проклятия. Благодаря моему появлению в этой рекламе люди поверили в эту чушь и, возможно, пострадали. Возможно, кто-то и верит, что актрисе Вере Алентовой гладкую кожу подарил крем, но только не пластические хирурги, говорящие, мол, знаем мы истинный секрет ее омоложения.

Оксана Пушкина, не скрывающая, что делала уколы красоты, почему-то рекомендует бороться с морщинами с помощью крема. Героиня «Зимней вишни» Елена Сафонова утверждает, что свежесть ее лицу подарил витаминный комплекс, а врачи говорят, что без пластики здесь не обошлось. Лариса Удовиченко рекламировала клинику красоты, в которой без пластических операций дарят нежнейшую кожу. При этом умолчала о своих серьезных косметических процедурах. Правда, с клиникой актриса порвала отношения: врачи, ссылаясь на то, что Удовиченко их постоянная клиентка, предлагали пациентам запрещенные стволовые клетки. Певица Ирина Салтыкова советовала женщинам чудо-средство для увеличения груди, тогда как, по слухам, обзавелась выдающимся бюстом на столе пластического хирурга.

Многие делают пластические операции, а потом рассказывают в рекламе, будто похорошели от действия крема, - говорит актриса Ирина Печерникова, не скрывающая истинную причину своего преображения. - Рекламщиков можно понять. Если они позовут молоденькую девушку, зачем ей крем, она и так свежа? Если актрису, которая не делала пластику, - пропадает эффект от рекламы. Конечно, ни один крем не сможет настолько разгладить кожу, что 45-летняя дама будет выглядеть 30-летней. Жаль только обманутых зрителей и покупателей, которые верят любимому артисту.

Актер воплощает историю, задуманную режиссером. И чтобы результат получился хорошим, попотеть приходится обоим: актеру нужно качественно пройти пробы, а режиссеру – найти своего персонажа, договориться с продюсером и удовлетворить клиента. В своих лучших снах я вижу, как в один прекрасный день открываю результаты видеопроб, а там сплошь новые классные лица – все игровые, аккуратные и точно по брифу. И сразу прямо в папке помечен отбор из 10-15 лучших вариантов. Мне очень хочется, чтобы после этого текста все красивые и дерзкие люди с игровым потенциалом ринулись в актерские базы. Но я прекрасно понимаю, что это утопия, и сейчас я объясню, почему.

Одни и те же лица бесят не только зрителя

Как попасть в телевизор, а если и не в телевизор, то в рекламу? Все очень примитивно. Нужно отрабатывать актерские навыки, следить за собой, записать хорошие видеопробы и ходить на кастинги. Может показаться смешным, но в нашей индустрии везет не талантливым, а настойчивым. Конкуренция в Беларуси очень маленькая, и все, кто хоть более-менее подходит для съемок, снимались уже много раз. Именно поэтому из телевизора и с видеоплееров в интернете в рекламных паузах на вас смотрят одни и те же лица.

На эту тему: Как работник психоневрологического диспансера соосновал новый театр и продал свою музыку иностранному лейблу

Когда снимаешь рекламный ролик, всегда ищешь своего идеального актера. Он должен быть определенного типажа, он должен уметь вжиться в нужную роль и соответствовать определенным параметрам внешности. И если удалось найти нужного актера, роль в сценарии сразу оживает в определенном образе. Ты понимаешь, как он будет двигаться, говорить, какая у него будет мимика, интонации. Ты получаешь нужный результат.

Ребята, вы серьезно думаете, что это реально? Вы знаете, сколько людей участвует в решении о том, будет сниматься актер в ролике или нет? Во-первых, это кастинг-менеджер или агент, который подбирает варианты, а потом зовет актеров на пробы. Во-вторых, ассистенты режиссера, которые фильтруют материалы проб и показывают режиссеру тех актеров, кто проходит по критериям актерская игра/соответствие образу. Затем продюсер, который может завернуть любого, потому что, к примеру, актер хочет слишком высокий гонорар. В третьих, режиссер. Тут работает сложная и требовательная комбинация из игровых качеств, личных предпочтений, видения образа и сценария целиком, соответствия целевой аудитории, набора образов, мыслей, ассоциаций. Потом кандидатов отбирает рекламное агентство – креативный директор, иногда арт-директор. И затем клиент, а иногда и несколько клиентов: бренд-менеджер, маркетинг-директор, и даже руководитель компании.

Кого мы пытаемся найти? Ну, конечно, звезд, игровых и красивых. Но проблема в том, что таких можно пересчитать по пальцам. Многие минчане очень красивые, но есть нюансы, которые мешают их красоте пробиться в мир камер, софитов и 16-часовых съемочных смен.

У актеров два греха: лень и непрофессионализм

Во-первых, наши актеры ленятся. Ленятся привести себя в нормальный вид перед кастингом, ленятся спросить агента о типаже, которого ищет режиссер. Они даже ленятся отыграть роль перед камерой. Люди, вы серьезно? Вы ехали в час пик по пробкам на кастинг, потом еще ждали своей очереди, и вам даже лень отрепетировать роль и расчесаться перед выходом к камере? Минск полон людей, которые хотят получить что-то «на халяву», но протянуть руку и взять «приз», хотя результат лежит рядом, люди часто ленятся. Поэтому реальная конкуренция между актерами действительно очень маленькая, я бы даже сказала, что ее нет.

Признаюсь, я прошу продюсеров показывать мне только профессиональных актеров, но документы на пробах никто не проверяет, и иногда попадаются неигровые шедевры. Над ними мы зло шутим, называя «бревнышками».

Я могу понять страсть к съемкам, но мне неясно их желание «проскочить на авось». Хочешь сниматься – идешь учиться на актера, или хотя бы в школу актерского мастерства, делаешь упражнения, оттачиваешь опыт.

Но часто происходит так: три неуверенных шага в сторону камеры, глаза вправо-влево, «здесь стоять?», «сюда смотреть?», «а что говорить?», «ой, я что-то застеснялась», «а можно еще раз начать?» Какой кайф в том, чтобы стоять перед камерой на пробе, краснеть и бояться промычать три слова? Часть ребят относится к пробам, как к развлечению, и меня это бесит.



На эту тему: Плевать на возраст, главное - харизма! Восемь самых красивых рекламных историй

Недавно мы снимали бьюти-ролик для беларуского бренда косметики, и нам нужна была героиня 40+. Красивая, ухоженная, игровая и в наших условиях почти нереальная. Посмеялись, погоревали и выбрали вместе с продюсерами из невероятного количества претенденток 3-5 вариантов (и это притом, что обычная выборка на кастинге – 20-30 хороших вариантов). Нашлась фантастически красивая женщина с правильными чертами лица, но явно не актриса. Поэтому под нашу модель я продумала сложную гиперболизированную историю о героине, которая основывалась на нашем сценарии. И актриса вдруг преобразилась – прямо в кадре. Глаза заблестели, во взгляде и движениях появилась уверенная надменность – точно то, что было нужно. Это была очень хорошая работа на площадке и хорошая игра. Но это риск, и это может не сработать. Поэтому если есть выбор, я всегда предпочту профессиональных актеров.

Неидеальные люди телевизору не нужны

На самом деле, выбрать классного актера для каждой роли – это одна из самых важных режиссерских задач. Для своих роликов я прошу делать расширенные видео-пробы, записывать не только стандартное задание «представьтесь, отыграйте пару эмоций», но и проиграть пару ситуаций из будущего ролика. Обожаю настоящих актеров. Они приходят на пробу и играют одновременно и роль, и себя. Они не корчатся, не пытаются выжать из себя то, чего нет. Они спокойно и серьезно слушают задание, и потом за секунду происходит трансформация всего образа: мимики, языка жестов и движений – ролик сам дорисовывается вокруг нужного актера. А потом еще секунда, и все – актер снова стал самим собой, магия закончилась.

Хорошие актеры профессионально работают на площадке, они умеют филигранно ходить по крестикам, не стрелять глазами по сторонам и доигрывать дубли до конца, не закатывая глаза посредине, если что-то не получилось. Плохого актера можно загримировать, причесать, до неузнаваемости изменить образ, но заставить его классно сыграть не получится. Кстати, если актер приходит на пробы неаккуратным, если его кожа или волосы в плохом состоянии, то это тоже, чаще всего, будет впустую потраченное время. Потому что при утверждении актеров рекламное агентство и клиент будут смотреть на образ, который они увидели на кастинге. И так как реклама у нас пока показывает только «идеальных людей», неидеальных просто отметают.

Про идеальных людей – отдельная история. Европейские, и, в последние годы, российские и украинские ролики уходят от глянцевости. Этот же тренд изредка проскакивает и у нас, но целиком мы доползем до него только через несколько лет. Наш клиент все равно чаще выбирает идеальных, потому что «у нас же приличная компания, приличный продукт!»

На эту тему: «Девушки, милые, не носите синтетику – это так вредно!» Ведущая Катерина Раецкая рассказывает про свой стиль

В реальности мне хочется все драматизировать, а в работе мне хочется найти интересные образы и гиперболизировать эти необычные черты. Для меня очень важно, чтобы актер запомнился, я хочу раскрыть красоту образа и характера, а не только показать обертку. Ведь это же круто, когда роль трогает зрителя за живое, когда ролик вас задевает или веселит. В конце концов, классные образы – это интересная история, а, значит, и эффективная реклама.

Я мечтаю о времени, когда наша реклама придет к тому, чтобы нести не только бурную радость и веселье, но и обычные человеческие ценности. Но это очень долгий путь. Бренды должны быть готовы стать разными. Клиенты должны стать готовыми принимать смелые решения и утверждать смелый креатив от рекламных агентств. И тогда я смогу рассказывать зрителю своими роликами очень разные, живые, интересные, сумасшедшие и нетривиальные истории. Кричащие и очень короткие, или длинные, которые хочется смотреть, как маленькое кино.

«После 30-ти вам уже не нужно быть красивым»

Те, кто не ленится заниматься своей карьерой, становятся узнаваемыми рекламными лицами, а самые старательные растут дальше и начинают сниматься в эпизодах сериалов или кино. Можно ли стать лицом бренда и срубить баснословный куш? У нас такой практики нет. Есть отдельные клиенты, которые делают серийные ролики, и эта серийность действительно отражается на гонораре актеров. Но тут нет карьерного роста: тебя снимают в рекламе сока, и это совсем не значит, что захотят снимать в остальных роликах.

На эту тему: Почему ходить в минский Большой театр опасно для психики

К слову, если вам очень хочется, никогда не поздно начинать. Я часто ищу для своих героев актеров постарше. Но после 30 лет азарт сниматься, видимо, пропадает, и без того скудный выбор актеров становится еще меньше. Кстати, после 30-ти вам уже не нужно быть красивым, важны лишь актерские данные и ухоженность. Нижнего рубежа для возраста тоже нет. На площадке нередко нужны дети. Эта тема, правда, заслуживает отдельного материала. Толпы мам, которые мучают своих стесняющихся детей, и тащат их на пробы… Этот настойчивый задор, очереди, волнение, готовность сниматься бесплатно – только снимите! Удивляюсь этим женщинам и одновременно смеюсь с их энтузиазма. Но тут тоже все просто: нужно, чтобы ребенок мог играть и подходил под критерии образа, больше нет никаких секретов.

Что делать, чтобы двигаться? Можно заказать запись актерской пробы и зарегистрироваться во всех актерских базах. Можно самостоятельно записать пару видеовизиток и сэкономить время на паре проб, пройти в минус-выборку и потом сразу попасть на коллбэк к режиссеру на финальную пробу перед съемкой.

А если вас выбрали, не играйте в пафосную звезду. Капризность точно не идет на пользу актерской карьере.

Недавно мы снимали ролик, актриса приехала на площадку с утра после долгого пути без отдыха. Возможно, другим не видно, но ее нервозное и напряженное состояние отразилось и на картинке, и на настроении работы с группой. С актрисой я работала не первый раз, но именно на этой съемке дзен между нами пропал – хотя повлияли еще и пощипывающий грим, танцы, сложные движения и очень длинная смена. С другой стороны, у меня есть супер-красивая и игровая актриса, с которой я бы пошла и в огонь, и в воду, и в сложные съемки. Она снималась часами, работала в холод, выстаивала перед камерой несколько смен и отлично отыгрывала, несмотря даже на температуру. Просто не надо лениться и считать себя звездой. И если хотите – дерзайте, нам очень не хватает «свежих» лиц.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь