Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Наученная горьким опытом старых актеров, наколовшихся на рекламе сомнительных товаров, молодежь осторожничает и соглашается продвигать только проверенную продукцию, в основном технику. К тому же надо заметить, что гонорары в этом бизнесе в сравнении с предыдущими годами значительно выросли. Несколько лет назад Орбакайте за продвижение чая для похудения получила около 10 тыс. долларов. Лариса Долина советовала средство для стройной фигуры «всего» за $7 тысяч, Чичерина - прохладительный напиток за $3 тысячи. Валерия наелась йогурта, по ее словам, всего за $200, остальной ее гонорар составлял бартер.

Теперь же, по слухам, модная актриса Анастасия Заворотнюк рекламирует соки за гонорар в 100 тыс. долларов. Гонорар Софии Ротару за согласие стать «лицом» рекламной кампании украинского подсолнечного масла составил $200 000. А Олег Меньшиков обошелся швейцарской часовой компании уже в миллион долларов. Столько же заплатили производители пиццы Михаилу Горбачеву. По слухам, Чулпан Хаматова согласилась на рекламу часов с бриллиантами за 150 тысяч долларов. Бывший телеведущий Леонид Парфенов раскручивал телевизоры за $100 000.

А Дмитрий Певцов красуется на плакатах за рулем иномарки не за деньги, а за настоящий автомобиль.Зарабатывать на рекламе незазорно. Откликнуться на предложение стать «лицом» надежных презервативов или престижного банка - дело вкуса и гонорара. Но нередко один рекламный ролик может перечеркнуть многолетнюю карьеру актера, надолго превратив его в «гражданина-кариеса» или «барышню-запор». Например, певец Дмитрий Маликов с горечью признал, что реклама шампуня против перхоти, в которой он снялся, ударила по его имиджу так, что он даже был вынужден подстричься. Но еще долго раздавались возмущенные возгласы, мол, Маликов «осыпал» всю страну своей перхотью.

А Александр Балуев, призывавший с экрана всех лысеющих граждан спасаться в дорогой клинике, навлек на себя просто гнев мужчин, считающих каждый волосок. После удачной рекламной кампании актер появился на том же экране... лысым! Пришлось оправдываться, что это прическа для очередной роли.

После участия Виктора Павлова в продвижении средства от простатита актера просто замучили сочувствующие поклонники. И Павлов, говорят, с сожалением вспоминает тот момент, когда согласился на эту роль из-за денежных проблем.Спроси на улице любого, кто такой Семчев, и моментально получишь ответ: «Толстяк». Именно с этой рекламой к актеру пришла популярность, но «переиграть» своего «толстяка» ему до сих пор не удалось. Александр признается, что пожалел об участии в проекте - мало того, что реклама подпортила ему имидж и карьеру, так по сей день он слышит окрики на улице: «Ты где был? Пиво пил?»

Актриса Татьяна Ташкова, известная по фильму «Уроки французского», рассказывает: «После выхода рекламы с моей «тетей Асей», ходящей в гости с отбеливателем, меня попросили уйти с телевидения, где я тогда вела передачу «Иванов, Петров, Сидоров». И перестали приглашать на пробы». Актриса не ожидала таких последствий и даже интересовалась у французских коллег: мол, у вас тоже из-за рекламы с работы увольняют? На что те удивились, дескать, напротив, это даже престижно.

Как признается актер Евгений Стычкин, участие в ролике моющего средства (он сыграл молодого человека, который на вопрос Инны Ульяновой: «Что за шум, а драки нет?» - говорил: «Будет, сейчас хозяйка вернется, и будет») едва не стоило ему карьеры. По его словам, режиссеры часто отказываются приглашать актеров, на которых «штамп рекламы». И Стычкин зарекся сниматься в рекламе.

Рассказывают, что юные и начинающие актрисы соглашаются рекламировать тампаксы. Как показывает жизнь, такие опыты ставят крест на их будущем. - Не стоит начинать карьеру с рекламы прокладок. Я знаком со многими режиссерами, которые сразу отказываются смотреть актрис, запятнанных подобной рекламой, - признается режиссер Александр Стриженов.

Особые условия контрактов порой не оставляют выбора - купив лицо актера, компания покупает и его будущее. Екатерина Стриженова, ставшая лицом производителя шампуней, рассказывает, что по условиям договора вся ее семья вынуждена пользоваться исключительным этим средством.

Поговаривают, что Олег Меньшиков порядком устал от рекламных туров и фотосессий для часовой компании, лицом которой является. По условиям он не имеет права давать интервью, обязан носить только часы этой марки и демонстрировать любовь к ним. А разрыв контракта грозит актеру немалыми штрафными санкциями.

Утверждение, что наши люди больше доверяют мнению знаменитых людей, чем здравому смыслу, быстро превратили в деньги продавцы сомнительных препаратов. Осуждать актеров сложно: многие в тот момент оказались совсем без средств к существованию. Другие так же, как и их зрители, доверились рекламщикам.Вероятно, не самые приятные эмоции испытала лирическая героиня отечественного экрана Галина Польских, узнав, что средство для похудения, которое она рекламировала, будет запрещено и снято с производства из-за опасного воздействия на клапаны сердца. А вот продвижение некоего оздоровительного комплекса привело к смерти москвички Галины Ушаковой. Она увидела на экране свою любимую актрису Лидию Федосееву-Шукшину и заказала на дом такой же препарат за $300. Инструкции к нему не было. А в капсулах оказались смертельные для Галины вещества. После скандала ролик сняли с показа, счета фирмы арестовали. А Лидия Федосеева-Шукшина дала слово не идти на поводу у рекламщиков.

Крупно пожалел, что клюнул на большой гонорар, и актер Леонид Куравлев. На пару с Вахтангом Кикабидзе он хвастался с экранов циркониевым браслетом, который, мол, отлично помогает ему от гипертонии. Во многих газетах вскоре появились статьи с громкими заголовками: «Не верь Куравлеву! Не верь Кикабидзе!» Общества защиты прав потребителей, заваленные жалобами от обманутых гипертоников, выступали с просьбами не доверять этой рекламе.

Приманкой оказались и другие знаменитые актеры: Лев Дуров рекламировал пищевую добавку для лучшей работы мозга, Игорь Кириллов - винные капсулы, которые якобы помогают сердечникам.Из актеров одна Наталья Фатеева извинилсь перед зрителями.- Мне стыдно, что я из-за денег согласилась рекламировать снятие сглаза, порчи и проклятия. Благодаря моему появлению в этой рекламе люди поверили в эту чушь и, возможно, пострадали. Возможно, кто-то и верит, что актрисе Вере Алентовой гладкую кожу подарил крем, но только не пластические хирурги, говорящие, мол, знаем мы истинный секрет ее омоложения.

Оксана Пушкина, не скрывающая, что делала уколы красоты, почему-то рекомендует бороться с морщинами с помощью крема. Героиня «Зимней вишни» Елена Сафонова утверждает, что свежесть ее лицу подарил витаминный комплекс, а врачи говорят, что без пластики здесь не обошлось. Лариса Удовиченко рекламировала клинику красоты, в которой без пластических операций дарят нежнейшую кожу. При этом умолчала о своих серьезных косметических процедурах. Правда, с клиникой актриса порвала отношения: врачи, ссылаясь на то, что Удовиченко их постоянная клиентка, предлагали пациентам запрещенные стволовые клетки. Певица Ирина Салтыкова советовала женщинам чудо-средство для увеличения груди, тогда как, по слухам, обзавелась выдающимся бюстом на столе пластического хирурга.

Многие делают пластические операции, а потом рассказывают в рекламе, будто похорошели от действия крема, - говорит актриса Ирина Печерникова, не скрывающая истинную причину своего преображения. - Рекламщиков можно понять. Если они позовут молоденькую девушку, зачем ей крем, она и так свежа? Если актрису, которая не делала пластику, - пропадает эффект от рекламы. Конечно, ни один крем не сможет настолько разгладить кожу, что 45-летняя дама будет выглядеть 30-летней. Жаль только обманутых зрителей и покупателей, которые верят любимому артисту.

Актер воплощает историю, задуманную режиссером. И чтобы результат получился хорошим, попотеть приходится обоим: актеру нужно качественно пройти пробы, а режиссеру – найти своего персонажа, договориться с продюсером и удовлетворить клиента. В своих лучших снах я вижу, как в один прекрасный день открываю результаты видеопроб, а там сплошь новые классные лица – все игровые, аккуратные и точно по брифу. И сразу прямо в папке помечен отбор из 10-15 лучших вариантов. Мне очень хочется, чтобы после этого текста все красивые и дерзкие люди с игровым потенциалом ринулись в актерские базы. Но я прекрасно понимаю, что это утопия, и сейчас я объясню, почему.

Одни и те же лица бесят не только зрителя

Как попасть в телевизор, а если и не в телевизор, то в рекламу? Все очень примитивно. Нужно отрабатывать актерские навыки, следить за собой, записать хорошие видеопробы и ходить на кастинги. Может показаться смешным, но в нашей индустрии везет не талантливым, а настойчивым. Конкуренция в Беларуси очень маленькая, и все, кто хоть более-менее подходит для съемок, снимались уже много раз. Именно поэтому из телевизора и с видеоплееров в интернете в рекламных паузах на вас смотрят одни и те же лица.

На эту тему: Как работник психоневрологического диспансера соосновал новый театр и продал свою музыку иностранному лейблу

Когда снимаешь рекламный ролик, всегда ищешь своего идеального актера. Он должен быть определенного типажа, он должен уметь вжиться в нужную роль и соответствовать определенным параметрам внешности. И если удалось найти нужного актера, роль в сценарии сразу оживает в определенном образе. Ты понимаешь, как он будет двигаться, говорить, какая у него будет мимика, интонации. Ты получаешь нужный результат.

Ребята, вы серьезно думаете, что это реально? Вы знаете, сколько людей участвует в решении о том, будет сниматься актер в ролике или нет? Во-первых, это кастинг-менеджер или агент, который подбирает варианты, а потом зовет актеров на пробы. Во-вторых, ассистенты режиссера, которые фильтруют материалы проб и показывают режиссеру тех актеров, кто проходит по критериям актерская игра/соответствие образу. Затем продюсер, который может завернуть любого, потому что, к примеру, актер хочет слишком высокий гонорар. В третьих, режиссер. Тут работает сложная и требовательная комбинация из игровых качеств, личных предпочтений, видения образа и сценария целиком, соответствия целевой аудитории, набора образов, мыслей, ассоциаций. Потом кандидатов отбирает рекламное агентство – креативный директор, иногда арт-директор. И затем клиент, а иногда и несколько клиентов: бренд-менеджер, маркетинг-директор, и даже руководитель компании.

Кого мы пытаемся найти? Ну, конечно, звезд, игровых и красивых. Но проблема в том, что таких можно пересчитать по пальцам. Многие минчане очень красивые, но есть нюансы, которые мешают их красоте пробиться в мир камер, софитов и 16-часовых съемочных смен.

У актеров два греха: лень и непрофессионализм

Во-первых, наши актеры ленятся. Ленятся привести себя в нормальный вид перед кастингом, ленятся спросить агента о типаже, которого ищет режиссер. Они даже ленятся отыграть роль перед камерой. Люди, вы серьезно? Вы ехали в час пик по пробкам на кастинг, потом еще ждали своей очереди, и вам даже лень отрепетировать роль и расчесаться перед выходом к камере? Минск полон людей, которые хотят получить что-то «на халяву», но протянуть руку и взять «приз», хотя результат лежит рядом, люди часто ленятся. Поэтому реальная конкуренция между актерами действительно очень маленькая, я бы даже сказала, что ее нет.

Признаюсь, я прошу продюсеров показывать мне только профессиональных актеров, но документы на пробах никто не проверяет, и иногда попадаются неигровые шедевры. Над ними мы зло шутим, называя «бревнышками».

Я могу понять страсть к съемкам, но мне неясно их желание «проскочить на авось». Хочешь сниматься – идешь учиться на актера, или хотя бы в школу актерского мастерства, делаешь упражнения, оттачиваешь опыт.

Но часто происходит так: три неуверенных шага в сторону камеры, глаза вправо-влево, «здесь стоять?», «сюда смотреть?», «а что говорить?», «ой, я что-то застеснялась», «а можно еще раз начать?» Какой кайф в том, чтобы стоять перед камерой на пробе, краснеть и бояться промычать три слова? Часть ребят относится к пробам, как к развлечению, и меня это бесит.



На эту тему: Плевать на возраст, главное - харизма! Восемь самых красивых рекламных историй

Недавно мы снимали бьюти-ролик для беларуского бренда косметики, и нам нужна была героиня 40+. Красивая, ухоженная, игровая и в наших условиях почти нереальная. Посмеялись, погоревали и выбрали вместе с продюсерами из невероятного количества претенденток 3-5 вариантов (и это притом, что обычная выборка на кастинге – 20-30 хороших вариантов). Нашлась фантастически красивая женщина с правильными чертами лица, но явно не актриса. Поэтому под нашу модель я продумала сложную гиперболизированную историю о героине, которая основывалась на нашем сценарии. И актриса вдруг преобразилась – прямо в кадре. Глаза заблестели, во взгляде и движениях появилась уверенная надменность – точно то, что было нужно. Это была очень хорошая работа на площадке и хорошая игра. Но это риск, и это может не сработать. Поэтому если есть выбор, я всегда предпочту профессиональных актеров.

Неидеальные люди телевизору не нужны

На самом деле, выбрать классного актера для каждой роли – это одна из самых важных режиссерских задач. Для своих роликов я прошу делать расширенные видео-пробы, записывать не только стандартное задание «представьтесь, отыграйте пару эмоций», но и проиграть пару ситуаций из будущего ролика. Обожаю настоящих актеров. Они приходят на пробу и играют одновременно и роль, и себя. Они не корчатся, не пытаются выжать из себя то, чего нет. Они спокойно и серьезно слушают задание, и потом за секунду происходит трансформация всего образа: мимики, языка жестов и движений – ролик сам дорисовывается вокруг нужного актера. А потом еще секунда, и все – актер снова стал самим собой, магия закончилась.

Хорошие актеры профессионально работают на площадке, они умеют филигранно ходить по крестикам, не стрелять глазами по сторонам и доигрывать дубли до конца, не закатывая глаза посредине, если что-то не получилось. Плохого актера можно загримировать, причесать, до неузнаваемости изменить образ, но заставить его классно сыграть не получится. Кстати, если актер приходит на пробы неаккуратным, если его кожа или волосы в плохом состоянии, то это тоже, чаще всего, будет впустую потраченное время. Потому что при утверждении актеров рекламное агентство и клиент будут смотреть на образ, который они увидели на кастинге. И так как реклама у нас пока показывает только «идеальных людей», неидеальных просто отметают.

Про идеальных людей – отдельная история. Европейские, и, в последние годы, российские и украинские ролики уходят от глянцевости. Этот же тренд изредка проскакивает и у нас, но целиком мы доползем до него только через несколько лет. Наш клиент все равно чаще выбирает идеальных, потому что «у нас же приличная компания, приличный продукт!»

На эту тему: «Девушки, милые, не носите синтетику – это так вредно!» Ведущая Катерина Раецкая рассказывает про свой стиль

В реальности мне хочется все драматизировать, а в работе мне хочется найти интересные образы и гиперболизировать эти необычные черты. Для меня очень важно, чтобы актер запомнился, я хочу раскрыть красоту образа и характера, а не только показать обертку. Ведь это же круто, когда роль трогает зрителя за живое, когда ролик вас задевает или веселит. В конце концов, классные образы – это интересная история, а, значит, и эффективная реклама.

Я мечтаю о времени, когда наша реклама придет к тому, чтобы нести не только бурную радость и веселье, но и обычные человеческие ценности. Но это очень долгий путь. Бренды должны быть готовы стать разными. Клиенты должны стать готовыми принимать смелые решения и утверждать смелый креатив от рекламных агентств. И тогда я смогу рассказывать зрителю своими роликами очень разные, живые, интересные, сумасшедшие и нетривиальные истории. Кричащие и очень короткие, или длинные, которые хочется смотреть, как маленькое кино.

«После 30-ти вам уже не нужно быть красивым»

Те, кто не ленится заниматься своей карьерой, становятся узнаваемыми рекламными лицами, а самые старательные растут дальше и начинают сниматься в эпизодах сериалов или кино. Можно ли стать лицом бренда и срубить баснословный куш? У нас такой практики нет. Есть отдельные клиенты, которые делают серийные ролики, и эта серийность действительно отражается на гонораре актеров. Но тут нет карьерного роста: тебя снимают в рекламе сока, и это совсем не значит, что захотят снимать в остальных роликах.

На эту тему: Почему ходить в минский Большой театр опасно для психики

К слову, если вам очень хочется, никогда не поздно начинать. Я часто ищу для своих героев актеров постарше. Но после 30 лет азарт сниматься, видимо, пропадает, и без того скудный выбор актеров становится еще меньше. Кстати, после 30-ти вам уже не нужно быть красивым, важны лишь актерские данные и ухоженность. Нижнего рубежа для возраста тоже нет. На площадке нередко нужны дети. Эта тема, правда, заслуживает отдельного материала. Толпы мам, которые мучают своих стесняющихся детей, и тащат их на пробы… Этот настойчивый задор, очереди, волнение, готовность сниматься бесплатно – только снимите! Удивляюсь этим женщинам и одновременно смеюсь с их энтузиазма. Но тут тоже все просто: нужно, чтобы ребенок мог играть и подходил под критерии образа, больше нет никаких секретов.

Что делать, чтобы двигаться? Можно заказать запись актерской пробы и зарегистрироваться во всех актерских базах. Можно самостоятельно записать пару видеовизиток и сэкономить время на паре проб, пройти в минус-выборку и потом сразу попасть на коллбэк к режиссеру на финальную пробу перед съемкой.

А если вас выбрали, не играйте в пафосную звезду. Капризность точно не идет на пользу актерской карьере.

Недавно мы снимали ролик, актриса приехала на площадку с утра после долгого пути без отдыха. Возможно, другим не видно, но ее нервозное и напряженное состояние отразилось и на картинке, и на настроении работы с группой. С актрисой я работала не первый раз, но именно на этой съемке дзен между нами пропал – хотя повлияли еще и пощипывающий грим, танцы, сложные движения и очень длинная смена. С другой стороны, у меня есть супер-красивая и игровая актриса, с которой я бы пошла и в огонь, и в воду, и в сложные съемки. Она снималась часами, работала в холод, выстаивала перед камерой несколько смен и отлично отыгрывала, несмотря даже на температуру. Просто не надо лениться и считать себя звездой. И если хотите – дерзайте, нам очень не хватает «свежих» лиц.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

В конце ХХ в., когда реклама на отечественном телевидении только появилась, многие герои рекламных роликов становились настоящими звездами, эти сюжеты и слоганы до сих пор многие помнят и знают наизусть.
Но почти никто не догадывается о том, что в рекламе 1990-х гг. снимались тогда еще никому не известные актеры, которых сейчас знает вся страна. Узнать теперешних супергероев и главных мачо экрана в этих чудаковатых образах сейчас очень сложно, но это лишний раз говорит о многогранности их таланта.
Александр Лойе



Андрей Чернышов
«Хочешь, я угадаю, как тебя зовут?» – эту фразу из рекламы пива наверняка вспомнят многие. Но вряд ли кто-то скажет, что в ней снимался Андрей Чернышов. На тот момент он был выпускником Щепкинского училища, начинающим актером Ленкома. Однажды ему позвонили и предложили сняться в рекламном ролике. Актер долго думал над тем, как лучше изобразить удивление: «Я и падал от удивления, и ползал, и чего только не делал. А потом сам предложил режиссеру: «Давайте я девушку просто обрызгаю пивом?!» Решили так и сделать, но Наташу, мою напарницу, не предупредили. После съемок я долго перед ней извинялся, даже на колени вставал», – вспоминает Чернышов.
Популярность пришла к нему не сразу: в течение 9 лет он играл в Ленкоме, но ему доставались в основном эпизодические роли. Потом он оставил театр и ушел в кино. Сегодня Андрей Чернышов – один из самых востребованных актеров, который снимается в фильмах и сериалах, эксплуатируя образ брутального мачо. Он участвует и в телепроектах – например, в «Ледниковом периоде».



Максим Аверин в рекламе 1990-х гг.
Юный артист Саша Лойе играл не только в рекламе: его огненно-рыжая шевелюра часто мелькала в выпусках тележурнала «Ералаш», он уже снимался в кино. Серия рекламных роликов газировки «Херши Кола» запомнилась в первую очередь благодаря образу хулигана Вовы Сидорова, блестяще воплощенному Лойе. Его карьера и дальше складывалась успешно. Будучи студентом театрального училища, он снялся в сериале «Next», затем попробовал свои силы в режиссуре. Он и сейчас продолжает сниматься в кино, причем никогда не делает этого ради гонораров – поэтому, по его словам, ему никогда не стыдно за свои работы.
Звезда сериалов «Склифосовский» и «Глухарь» Максим Аверин в 1990-х не мог похвастаться такой популярностью, как сейчас. Тогда он был студентом Щукинского училища, снимался в рекламе печенья и мало напоминал того героя-любовника, амплуа которого часто использует в современных фильмах.



Максим Аверин



Максим Аверин в рекламе 1990-х гг.
Андрей Чадов сегодня – один из самых популярных и востребованных молодых актеров. После окончания школы он какое-то время работал преподавателем танцев, но потом все же решил поступать в Щукинское училище. Там он проучился около года, а затем перевелся в Высшее театральное училище им. Щепкина, где посещал занятия вместе со своим братом Алексеем. После этого их кинокарьера стремительно пошла вверх. А в рекламном ролике шоколадного батончика «Финт» сейчас сложно узнать не только Андрея Чадова, но и других актеров – Вячеслава Манучарова и Марию Шалаеву.



Андрей Чадов
После выхода на экраны сериалов «Таксистка» и «Сваты» Людмила Артемьева наконец стала по-настоящему знаменитой. А до этого долгие годы актриса, игравшая на сцене Ленкома, была известна лишь заядлым театралам. Как ни странно, но узнавать ее стали только после съемок в рекламных роликах майонеза «Моя семья» и леденцов «Рондо». В 2000 г. Людмиле Артемьевой вручили приз за лучший рекламный образ, а слоган «Свежее дыхание облегчает понимание» стал одним из самых запоминающихся.



Людмила Артемьева
В рекламе снимались не только начинающие актеры, но и звезды с именем. В начале 1990-х гг. компания «Данон» продвигала в России французский бренд детского питания «Bledina», широко известный в Европе. Но вот с российским рынком возникли проблемы – название бренда вызывало совсем не те ассоциации. Русские менеджеры предупреждали зарубежное руководство о том, что это название вызывает у местного населения неадекватную реакцию, но французы настояли на его продвижении. Тогда актер, режиссер и телеведущий Игорь Угольников вместе с Николаем Фоменко создали пародийный ролик, в котором слоган «Bledin’ой вскормлен весь мир» только усиливал ненужные ассоциации. А бренд так и не стал популярным в России.



Николай Фоменко и Игорь Угольников – звезды пародийной рекламы

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь