Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Цель: воспитание чувства признательности и любви к своей семье.

Задачи:

— конкретизировать первоначальные представления о различных социальных функциях людей разного пола в семье (мальчик — сын, брат, папа, дядя, дедушка; девочка — дочь, сестра, мама, тетя, бабушка);

— подвести детей к осознанию проявления любви, заботы и уважения к членам семьи, родственникам;

— способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой, речевой деятельности.

Оборудование: аудиозапись песни «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского), выставка «Родословное дерево», на которой представлены модели родословных детей группы, изготовленные совместно с родителями, настольно-печатная игра «Одна дома», семейные фотоальбомы детей «Моя родня», дидактическая игра «Кто кем кому приходится?», аудиопроигрыватель.

Ход занятия

Воспитатель . Ребята, в газетах, изготовленных совместно с родителями, вы так интересно рассказали о важных и интересных событиях, которые произошли в ваших семьях, о правилах поведения, о том, что ценится в вашей семье. Все семьи — участники нашего конкурса выразили общее желание: продолжить конкурс газет, в которых надо будет рассказать о своих родственниках, о том, в каких семейных отношениях они находятся. А чтобы ваши газеты получились интересными, предлагаю сегодня вспомнить все, что вы знаете о том, как члены семьи связаны друг с другом. Что такое дом, семья?

Дети. В семье все любят друг друга, заботятся, радуются при встрече, вместе делают домашние дела, отдыхают.

Воспитатель . Верно! Дом, семья — место, где человек чувствует себя защищенным, нужным, любимым. В хорошей, дружной семье у каждого человека свои обязанности, все помогают друг другу и любят друг друга. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья — самая счастливая». Что же такое согласная семья?

Дети. В такой семье все любят друг друга, помогают, заботятся друг о друге.

Воспитатель. Правильно, это семья, где все живут в согласии. Каждый — и старый и малый — ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут.

Воспитатель приглашает посмотреть выставку «Родословное дерево», на которой представлены модели родословных детей, сделанные совместно с родителями.

Семья, близкие люди, родной дом — самое дорогое, что есть у человека. Попробуйте произнести слово «семья» вот так: «семь я». Как вы думаете, что это значит? Это значит, что в семье все похожи друг на друга. На самом деле, приглядитесь повнимательнее к своим родным! На кого из них вы похожи внешне?

Дети отвечают.

Танина улыбка напоминает мамину, Мишина походка — папину, цвет глаз у Ниночки такой же, как у ее бабушки, овал лица Андрея и родинка — как у дедушки. Конечно, вы похожи и на своих братьев и сестер. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера. На кого вы похожи по характеру?

Дети отвечают.

Семья начинается с любви между мужчиной и женщиной. Взрослые люди, встретившись и полюбив друг друга, женятся, вступают в брак, играют свадьбу. Как их называют до свадьбы?

Дети . Жених и невеста.

Воспитатель . Как их называют после свадьбы?

Дети. Муж и жена.

Воспитатель . Ребята, а что такое свадьба?

Дети . Это праздник, на котором жених и невеста бывают в красивых нарядах, гости их поздравляют, дарят им цветы, подарки.

Воспитатель. Да, ребята, свадьба — обычай, благодаря которому люди соединяют свои судьбы навсегда, создают свою семью. В день свадьбы жених и невеста обмениваются кольцами в знак любви и верности, надевают специальный свадебный наряд. Этот день служит началом совместной жизни двух людей и во многих семьях его отмечают каждый год. Как вы думаете, зачем люди создают семью?

Дети. Чтобы быть вместе, помогать друг другу.

Воспитатель. Верно! Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей. Самые близкие ребенку люди — его родители. И для родителей дети — смысл и радость всей жизни! Чем больше в семье детей, тем богаче ее род, количество родственников. «Родительское сердце — в детках», «Дети не в тягость, а в радость», «Семья без детей, что цветок без запаха», «В хорошей семье хорошие дети растут» — так говорится в мудрых народных пословицах. Как зарождается ребенок?

Дети. Из маленькой клеточки, он растет в животе у своей мамы.

Воспитатель . Все верно, ребенок зарождается из маленькой клеточки в животе у своей мамы. Там он растет до родов. Как называют женщину, которая носит ребенка?

Дети . Такую женщину называют беременной.

Воспитатель . Да, женщину, которая носит ребенка до родов (несет бремя), называют беременной. Почему все оберегают беременную женщину: уступают ей место, ничем не расстраивают, не обижают, покупают вкусную еду, поддерживают за руку на прогулке?

Дети отвечают.

Все верно, чтобы ребенок родился здоровым, беременную женщину все оберегают. Через девять месяцев в родильном доме появляется на свет ребенок. Как готовятся его встречать в семье?

Дети. Покупают кроватку, коляску, пеленки, погремушки.

Воспитатель . Да, ребята, к этому времени все в семье готовятся его встречать: покупают необходимые вещи (коляску, кроватку, одежду, постельные принадлежности), наводят в доме чистоту и порядок, украшают его цветами. Как заботятся в семье о малыше и его маме?

Дети . Стирают пеленки, не шумят, когда ребенок спит, играют с ним, помогают его купать.

Воспитатель . Верно! О малыше и его маме все заботятся: помогают стирать пеленки, развлекают ребенка, не шумят, когда они с мамой отдыхают. Мать и накормит, и напоит, и приласкает, и пожалеет малыша. А если ребенок заболел, вылечит, выходит. «Дитя плачет, а у матери сердце болит», «Нет ближе дружка, чем родимая матушка» — говорили в народе. Много стихов придумано о маме. Давайте почитаем их. Но мы не просто расскажем стихи, а разыграем небольшие спектакли.

Игра-драматизация «Находчивая мама»

Дети разыгрывают стихотворение С. Погореловского «Находчивая мама».

Простясь до завтра с детским садом,

Шагает дочка с мамой рядом.

Но вот заныла по пути:

— Устала я шагать-идти!

— Зачем шагать? — сказала мать. —

Попробуй зайцем поскакать.

Вот так. Еще давай-ка!

Отлично! Ай да зайка!

Теперь попробуй покажи-ка,

Как семенит к норе ежиха...

Теперь — как бегает щенок.

Ух как! Стремглав, не чуя ног!

Как за птенцом крадется кошка?

Неслышно, вкрадчиво, сторожко...

А как ступает слон большой?

Трясутся стены дома!

А как бельчонок?

Но постой! Вот мы уже и дома!

Игра-драматизация «На лесной дорожке»

Дети разыгрывают стихотворение Г. Ладонщикова «На лесной дорожке».

Шла Маринка за грибами,

Вдруг она прижалась к маме.

Мама, мамочка, постой —

Муравей ползет большой!

Он укусит!

Мама

Мы вдвоем

Сладим, дочка, с муравьем.

Только он не тронет нас —

У кого работа есть,

Тот не станет в драку лезть.

Воспитатель . Папа — тоже самый близкий и дорогой ребенку человек. Когда он дома, для детей настоящий праздник! С папой можно интересно провести время и у него можно многому научиться! «Отец сына худому не научит» — говорят в народе. Чему вы научились у папы?

Дети . Забивать гвозди, ремонтировать игрушечные машины.

Воспитатель . Папы могут научить не только что-то делать руками, но и выдержке, спокойствию, доброжелательному отношению к людям. Все дети, когда вырастут, будут папами и мамами. И чтобы быть хорошими родителями, с детства нужно многому научиться. Чему нужно научиться девочкам, будущим мамам?

Дети. Выучить песни, стихи, научиться играть с детьми.

Воспитатель . Верно! Чтобы стать настоящими женщинами, девочкам нужно многому научиться. Девочкам (будущим мамам) нужно знать колыбельные песни, чтобы их малыши спокойно засыпали, ухаживать за детьми, заботиться о них, нужно научиться играть с детьми, знать разные песенки, стихи, уметь приласкать, успокоить расстроенного человека, испуганного малыша. Предлагаю поиграть в игру, во время которой девочкам нужно успокоить плачущего малыша.

Игра «Одна дома»

На большой карте изображен плачущий малыш. Нужно отобрать и расположить вокруг нее маленькие карточки, с нарисованными предметами, с помощью которых можно его успокоить (игрушка, еда для малыша: молочный рожок, тарелка с кашей, одежда: ползунки).

Воспитатель . А как еще по-другому можно успокоить малыша?

Дети. Можно спеть ему колыбельную песенку, рассказать потешку.

Воспитатель . А какие колыбельные песни знают девочки нашей группы?

По желанию девочки поют колыбельные песни.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что колыбельные песенки девочки поют ласково, нежно.

Чему нужно научиться мальчикам, будущим папам?

Дети . Защищать слабых, оберегать их.

Воспитатель. Да, мальчикам с детства нужно научиться защищать слабых, оберегать их от неприятностей, отвечать за их благополучие. А у нас в группе есть мальчики, которые защищают слабых, оберегают их от неприятностей?

Дети. Да.

Воспитатель. Поднимите руки те, у кого есть братья и сестры. Расскажите о них.

Дети выполняют задание.

Вы, конечно, знаете, что о младших сестрах и братьях нужно заботиться, помогать маме и папе их растить. А вот у старших можно кое-чему и поучиться. Послушайте об этом стихотворение.

Ребенок

Моя старшая сестрица —

На все руки мастерица:

Испечет сама пирог,

Свяжет бабушке платок.

Я всегда с сестренкой рядом,

У нее всему учусь.

Вместе с ней к столу присяду —

Рукоделием займусь!

Т. Шорыгина

Воспитатель . Ребята, а кто в семье самые старшие и уважаемые?

Дети . Бабушки и дедушки.

Воспитатель . Верно! Они могут находиться рядом или жить далеко от вас, но вы должны помнить о том, что бабушки и дедушки дали жизнь вашим родителям, а значит и вам. Пока вы маленькие, ваши родные заботятся о вас. Когда вы подрастете и станете самостоятельными, вы будете заботиться о них. Послушайте стихотворение о дедушке.

Ребенок

Хоть наш дедушка седой,

Но душой он молодой!

Много в нем любви и ласки,

Знает он стихи и сказки,

Загадает нам загадку,

Позабавит прибауткой,

Угостит нас чаем сладким,

Рассмешит веселой шуткой!

Замечательный наш дед,

Проживи еще сто лет!

Т. Шорыгина

Воспитатель . Если бабушка живет с вами, она помогает маме по хозяйству, следит за порядком в доме. Руки и сердце у бабушки — золотые. Почему так говорят?

Дети. Бабушка добрая, заботливая, внимательная, значит, у нее золотое сердце, она многое умеет делать: печь пироги, вязать, шить, значит, у нее золотые руки. Послушайте стихотворение о такой бабушке.

Ребенок

У меня есть бабушка,

Она печет оладушки,

Вяжет теплые носки,

Знает песни и стихи.

Ее руки непростые,

Трудовые, золотые!

Т. Шорыгина

Воспитатель . Ребята, мы с вами рассмотрели фотографии родственников, которые есть на родословных деревьях. На столах лежат ваши семейные фотоальбомы «Моя родня». Когда мы с вами рассматривали фотографии, выяснилось, что многих людей, запечатленных на фотоснимках, вы не узнаете. Кто это? Это ваши дяди и тети, родные братья и сестры, мамы и папы, и их дети — ваши двоюродные братья и сестры. Вот какая у вас большая семья! Все члены семьи связаны друг с другом, находятся в разных семейных отношениях. О такой большой счастливой семье у нас и песня есть!

Звучит песня «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского).

После этой песни мне вспомнились шуточные стихи П. Синявского.

Хорошо поется хором,

В нашем хоре — вся семья.

Папа с дедушкой Егором,

Мама, бабушка и я.

Дядя Ваня с барабаном,

Кошка с Барсиком-котом.

А котенок под диваном Дирижирует хвостом.

Предлагаю вам поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, кто кем кому приходится в семье.

Игра «Кто кем кому приходится?»

Используются шесть цветков из цветного картона (съемные лепестки вставляются в серединку). На серединке каждого из них — изображение одного из членов семьи (мальчик, девочка, мужчина, женщина, пожилой мужчина, пожилая женщина). С помощью наводящих вопросов дети должны ответить, кто кем кому приходится в семье. К картинкам с изображением мальчика и девочки дети подбирают по четыре лепестка, потому что мальчик — сын, внук, брат, племянник, а девочка — дочь, внучка, сестра, племянница. К картинкам с изображением остальных членов семьи — по пять лепестков: женщина — мать, дочь (по отношению к своим родителям), невестка (по отношению к родителям мужа), сестра, тетя (по отношению к племянникам); мужчина — отец, сын (по отношению к своим родителям), зять (по отношению к родителям жены), брат, дядя (по отношению к племянникам); пожилая женщина — мать (по отношению к своим детям), бабушка (по отношению к внукам), теща (по отношению к зятю), свекровь (по отношению к невестке), сестра; пожилой мужчина — отец (по отношению к своим детям), дедушка (по отношению к внукам), тесть (по отношению к зятю), свекор (по отношению к невестке), брат.

Воспитатель . Вот мы с вами и вспомнили о том, что все члены семьи связаны друг с другом, находятся в разных семейных отношениях. Думаю, что газеты, которые вы сделаете вместе со своими родителями для конкурса, получатся замечательными, интересными, красивыми.

Конспект НОД для детей 6-7 лет "Моя семья"

Автор: Митришкина Татьяна Павловна
Место работы: Структурное подразделение ГБОУ ООШ №18 "Детский сад " Центр коррекции и развития детей" г.Новокуйбышевск

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в областях: «Коммуникация. Развитие речи», «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе.
(Проводится в течении двух дней)
Тема: «Моя семья»
Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Задачи:
Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья», «родственники».
Сформировать элементарные представления о родственных связях в семье.
Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употреблять в речи имена и отчества родных.
Закреплять умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье; развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.
Предварительная работа:
рисунки детей на тему «Моя семья»
обсуждение пословиц о семье
сюжетно – ролевые игры «Моя семья», «Дочки матери»
чтение стихов Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлева «Мама»
Материал: фигурки членов семьи, рисунки детей, мяч
Логика:
Организационный момент.
Воспитатель: Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Ребята, сегодня я расскажу вам сказку о ребенке, который жил один. А было это так: «Жила-была девочка, которая жила одна-одинешенька на свете. (Ставит фигурку девочки). А как вы думаете, бывает так, что у человека никого нет?
Дети: нет
Воспитатель: тогда мы изменим сказку, и у нашей девочки появятся замечательные, любящие родственники! Кого мы поставим рядом с девочкой (предложить детям выставить фигурки членов семьи). А как мы можем назвать одним словом родных нам людей, которые живут с нами вместе.
Дети: семья
Воспитатель: правильно. Давайте, сегодня поговорим о семье. Что же такое семья?
Дети: Это когда есть рядом мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры и т. д.
Воспитатель: Люди родные друг другу называются родственниками. Это: сестры, братья, дедушки, бабушки, папы, мамы, тети, дяди. А теперь давайте поиграем в игру, кто из этих людей не является родственником?
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Мама, соседка, бабушка, сестра
Бабушка, подруга, сестра, мама
Сестра, продавец, бабушка, брат
Дворник, папа, брат, дедушка.
Воспитатель: так зачем человеку нужна семья?
Дети: чтобы жалели, хвалили, любили, помогали, заботились.
Воспитатель: а как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье?
Дети: в семье должны уважать друг друга, защищать, ухаживать, любить, заботиться друг о друге.
Воспитатель: ребята, вы все молодцы, все знаете про семью и родственников! Давайте с вами поиграем?
Игра «Назови пропущенное слово»
Воспитатель: я буду зачитывать пословицы, а вы постарайтесь вспомнить окончание пословиц.
«При солнышке тепло, при (матери) – добро».
«Нет милее дружка, чем родная (матушка) ».
«Золото и серебро не стареют, (отец и мать) цены не имеют».
Воспитатель: а сейчас давайте отдохнем, поиграем в игру «Из семени в дерево»
Я буду садовник, который ухаживает за семенем, вода это родители, без которой не сможет вырасти семечко, а вы будете семенами растения.
-Вы превращаетесь в маленькое семечко, сморщенное (дети сжимаются в комочек, закрывают голову руками). Я буду Садовник, который ухаживает за семенем, родители-вода, без которой не может расти семечко, а вы будете семечко.
Вы превращаетесь в маленькое семечко, сморщенное, сжимайтесь в комочек, закрывайте голову руками. Я, Садовник, очень бережно отношусь к семенам, поливаю их водой (поглаживает по голове)
С теплым весенним солнышком семечко начинает расти (дети поднимаются)
У него раскрываются листочки (руки тянутся вверх, растет стебелек (вытягивается тело, появляются веточки с почками (руки разводятся в стороны, пальцы сжимаются в кулачки, и наступает момент когда почки лопаются (пальцы резко разжимаются, и росток превращается в прекрасное дерево.
Наступает лето, дерево хорошее, любуется собой, улыбается деревьям-соседям.
Воспитатель : а сейчас представьте себе, что вы отправляетесь в гости к бабушке и дедушке. А дедушка и бабушка обязательно приготовят для вас угощение.
Игра «Угадайте что»
Из фруктов сварят – (фруктовый компот)
Из овощей сделают – (овощной салат)
Из муки испекут – (вкусные пироги, блины)
Воспитатель: Ребята посмотрите, у нас в саду открылась выставка рисунков «Моя семья». Подойдите, посмотрите, на свои рисунки? Кто хочет рассказать о своей семье? (Дети составляют рассказы о своих родных, по своим работам. По ходу воспитатель может задавать вопросы о членах семьи: как зовут маму, папу? Кто самый старший в семье? Кто самый младший? Есть у тебя брат или сестра? Кто за тобой больше ухаживает? Как ты заботишься о своих родных? Чтобы ты хотел пожелать своей семье?
Воспитатель: а я в свою очередь хочу пожелать, чтобы у вас была крепкая, дружная, любящая семья, где всегда поддержат, примут и поймут.
Читает стихотворение.
«Семья»
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем - волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Воспитатель: а теперь, давайте вспомним, что нового вы узнали? (дети встают в круг, воспитатель берет мяч.) ребята я задам вопрос и брошу мяч одному из вас, вы поймаете его и ответите на мой вопрос, когда закончите отвечать, то вернете мне мяч.
Что же такое семья? Кто такие родственники? Как люди должны жить в семье? И т. д.

Олеся Яковлева
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Моя семья»

Программное содержание : Формировать представления детей о семье как о людях , которые живут вместе, любят друг друга. Дать понятие как появляется семья , из кого состоит, какие семейные праздники отмечаются.

Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью , воспитывать уважение к старшему поколению.

Показать детям. Что семья похожа на могучее дерево, схематично составить родословную своей семьи .

Предварительная работа :

Рассматривание семейного альбома, рисование рисунков на тему “Моя семья” .

1. Организационный момент.

Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим, я предлагаю образовать круг.

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идёт к Насти, от Насти к Диме, от Димы к Ладе и т. далее по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их.

Ребёнок : Здравствуйте, гости дорогие. В нашу группу проходите , на наше занятие поглядите . Вы нам рады? Мы Вам тоже.

2. Основная часть

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в телестудию на детскую передачу, «Моя семья » .

Вы согласны быть участниками этой передачи. (Ответы детей) А сейчас, я предлагаю пройти на телестудию (дети садятся на стульчики) . Участники телепередачи готовы? (ответы детей) Ну, тогда начали.

Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу – «Моя семья » , и я, ее ведущая Олеся Владиславовна, приветствую вас. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята детского сада №2, группы «Мультяшки» Волгоградской области города Камышина. Ребята пришли в нашу студию для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье , о своих дорогих и близких людях.

Дети рассказывают стихи :

Про мою семью

Наша семья : папа, мама и я,

Кот Тимофей, хомячок Берендей.

Есть попугай, звать его Николай.

Все мы- семья и большие друзья .

Вечер собирает всю семью

Вечер собирает всю семью .

Наконец-то мы все вместе дома.

Как минуты эти я люблю,

Как мне все приятно и знакомо.

Мирная беседа за столом,

И такой прекрасный мамин ужин.

Каждый раз я думаю о том,

Что семейный дух всем очень нужен.

Лишь когда сплоченная семья ,

Все невзгоды кажутся пустыми.

Маму с папой обожаю я.

Очень хорошо мне рядом с ними.

Молодцы ребята. Ребята скажите пожалуйста

«Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?

Дети : Имя.

Воспитатель : Чем отличаются люди из разных семей?

Дети : Фамилией.

Воспитатель : Ребята, кто сможет представиться гостям? 2 – 3 чел.

Дети : Меня зовут, моя фамилия….

Воспитатель : Благодарю участников.

Воспитатель : Даниил, а ты знаешь, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?

Дети : Семья , семейство.

Воспитатель : Ребята, каких родственников объединяет семья ?

С кем вы живете?

Дети : Мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка.

Воспитатель : Семья объединяет родных : родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня.

Дети читают стихи :

Я о своей семье хочу вам рассказать .

Моя мамуля- супер, просто класс!

Считаю : моя мама- это раз.

А папа в нашем доме- голова,

И значит, папа мой под цифрой два.

Я старший сын в семействе- это три.

Что маленький, на это не смотри.

Еще есть моя младшая сестра.

Капризничает с ночи до утра.

Ему уже совсем немало лет.

И будет он у нас под цифрой пять.

Готовит вкусно- все не перечесть.

И будет она уж под цифрой шесть.

Такая наша дружная семья .

И всех люблю и обожаю я.

А если кто-то будет прибывать,

Воспитатель : Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй ? Перечислите их.

Дети : Да. Мама папа бабушка дедушка сестренка

Воспитатель : Все ли семьи одинаковые или разные?

Дети : Разные

Воспитатель : Правильно, все семьи разные : есть семьи большие , есть маленькие. Посмотрите на экран телевизора, (Фотографии семей) вы видите фотографии семьи , какой считается эта семья : большой или маленькой? Сколько детей в семье . Обратите внимание на то, что родители ласково обнимают детей, у них очень добрые лица, ласковый взгляд. И не важно, какая семья большая или маленькая главное, чтобы в семье были всегда мир , уважение.

А кто может сказать что такое дом?

Ответы детей

ДОМ, СЕМЬЯ – это то место где человек чувствует себя защищенным, счастливо.

Скажите, а как появляется семья ?

Ответы детей

Взрослые люди, встретившись, и полюбив друг друга. Женятся. До свадьбы они называются женихом и невестой, после свадьбы – мужем и женой. Свадьба – это обычай, когда люди соединяют свои судьбы навсегда. Этот день является днем рождения семьи , и его отмечают каждый год. Люди женятся для того, чтобы продолжать свой род. Чем больше в семье детей . Тем богаче ее род. Когда рождается ребенок, то о нем заботятся папа и мама и вся семья помогает им в этом .

Родители воспитывают своих детей, учат их быть добрыми, умными, честными, смелыми. Дети, когда вырастут, тоже будут папами и мамами.

Чтобы стать достойными родителями, нужно многому научиться : мальчикам – защищать слабых, оберегать их от неприятностей, отвечать за их благополучие. Девочкам – ухаживать за малышами, заботиться о них. Убаюкивать, петь колыбельные.

Воспитатель : - Дети, а как вы помогаете своим мамам и папам заботиться о младших братиках и сестренках?

Я предлагаю поиграть в игру «добрые поступки» - пока звучит музыка дети передают мячик друг другу, на ком заканчивается музыка тот говорит хороший поступок, который совершил в своей семье .

Молодцы ребята.

А если у кого-то из членов семьи плохое настроение , с помощью волшебных слов его можно исправить. Вы знаете такие волшебные слова? Тогда поиграем :

Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте!

1. Растает ледяная глыба, от слова теплого – СПАСИБО.

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит – ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

3. Когда бранят за шалости, мы говорим – ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА.

4. Если больше есть не в силах, скажем мы – СПАСИБО.

Ребенок читает стихотворение Квитко “Сережа хозяйничает”.

Мама уходит, спешит в магазин

Сережа! ты остаешься один.

Мама сказала : “Ты мне услужи,

Вымой тарелки, сестру уложи.

Дрова наколоть не забудь мой сынок,

Поймай петуха и запри на замок.

Сестренка, тарелки, петух и дрова,

Но у меня одна голова!

Схватил я сестренку и запер в сарай

Сказал я сестренке : “Ты здесь поиграй”

Дрова я усердно помыл кипятком

Четыре тарелки разбил молотком,

Но долго пришлось с петухом воевать,

Ему не хотелось ложиться в кровать.

Песня про маму.

Ребята, сегодня мы с вами много говорили о семье , но сейчас я хочу вам сказать, что семья похожа на огромное дерево, корнями этого дерева являются родители ваших дедушек и бабушек (ваши прабабушки и прадедушки) . Толстые ветки дерева это бабушки и дедушки (родители папы и мамы) . Ветви потоньше – это ваши папы и мамы и самые тонкие веточки – это вы детки. Я предлагаю Вам нарисовать вашу семью в виде дерева Ствол – это ваш дом а листья на дереве это ваши родные. Вот и вы постарайтесь составить свое семейное дерево или свою родословную.

По окончании работы детей подвожу итог.

Воспитатель :

Что же такое семья ?

Ребенок :

Семья – это счастье , любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник , семейные даты

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем. Волнение трепет.

Семья – это труд , друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы

Семья – это важно !

Семья – это сложно !

Но счастливо жить одному не возможно.

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу чтоб про нас говорили друзья

Какая хорошая ваша семья !

Воспитатель :

Дети, возьмите друг друга крепко за руки. Я желаю Вам чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, крепкая семья .

По окончании обращаю внимание детей на то какие дружные семейные деревья получились. Предлагаю им забрать работы домой и продолжить дома с родителями работу по составлению деревьев.

Песня моя семья

На этом наша телепередача закончилась. До свидания! До новых встреч дорогие гости и участники телепередачи «Моя семья » .

Данный конспект занятия преднозначен для детей подготовительной группы. На занятие дети уточняют и расширяют знания о семье, членах семьи, родственных связях. Занятие очень насыщеное и интересное. Дети отгадывают ребус, чтобы узнать о чем они будут говорить.Затем работают по сюжетной картине "Семья" и играют в дидактические игры "Собери цепочку" разложить иллюстрации согласно возрасту и полу), "Кто какой?" (подобрать слова о каждом члене семьи), "Распределим обязанности", "Аты мне кто?". Проводится физкультминутка "Семья" и игра малой подвижности "Маме надо отдыхать..", психогимнастика "Мамино настроение". В завершение занятия проводится дидактическое упражнение "Корзина добрых дел" и "Пожелание для своей семьи" и подведение итог занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе.

Тема : «Семья»

Продолжительность: 30 минут

Цель: Уточнение и расширение знаний о семье, членах семьи, родственных связях.

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

Формировать понятие о семье;

Систематизировать знания детей о том, кем приходятся друг другу члены семьи;

Дать представление об обязанностях, которые выполняют члены семьи.

2. РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

Развивать зрительное и слуховое внимание: учить слышать и слушать друг друга и педагога;

Развивать логическое мышление, через установление пар родственных отношений (мама – сын, бабушка – внучка, брат и сестра).

Объяснить смысл пословицы: «Не нужен и клад, если в семье лад», чтение стихотворения «Семья»

Учить слышать музыкальное произведение, выполнять движения под музыку, сопровождая пением, передавать его настроение.

Формировать представление о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге;

Учить устанавливать причинно – следственные связи между своими поступками и настроением взрослых членов семьи;

Учить координировать свои действия в соответствии с требованиями поставленной задачи;

Активизировать мышцы лица, через передачу эмоционального состояния;

Совершенствовать общую и мелкую моторику.

3. РЕЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ:

Активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи (мама, папа, дочь, сын и др.); прилагательные (весёлая, трудолюбивый, заботливая, смелый, седой и др.); глаголы (моет, стирает, чинит, шьёт, вяжет и др.);

Учить понимать предложно – падежные конструкции: кем приходится девочка маме?, кто девочка для мальчика?;

Учить отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции;

Побуждать согласовывать действия с речью.

4. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

Воспитывать желание помогать старшим членам семьи, заботиться друг о друге.

Формы организации совместной деятельности: работа по картине, игра, физминутка, проблемная ситуация, упражнение, работа над пословицей, психогимнастика.

Методы организации : наглядные: рассматривание сюжетной картины;

словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений;

игровые: дидактическая игра, игра малой подвижности, игровое упражнение.

Оборудование: плакат «семья», мяч, иллюстрации «Возраст и пол людей», коробочка с изображением членов семьи, коробка с шариками, корзинка, фотографии с членами семьи, нарисованный ребус «7Я»

Предварительная работа: разучивание музыкального упражнения «Маме надо отдыхать» и физминутки «Семья»; объяснение лексического значения слова «лад», сбор семейных фотографий.

Варианты организации образовательной деятельности в режимные моменты: рассматривание семейных альбомов, составление рассказов о семье, рисование семейных портретов.

Формы взаимодействия с родителями: уточнить сведения о семье, сбор семейных альбомов.

Организационный момент.

Дети заходят в группу и встают в круг.

Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно видеть, что у вас хорошее настроение и я хочу, чтобы оно не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту, радость от нашей встречи!

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Проблемная ситуация.

Ребята, постарайтесь отгадать, что здесь зашифровано (ребус 7Я).

Сообщение темы.

Правильно, сегодня мы будем говорить о семье.

Работа по сюжетной картине.

Что вы видите на картине? (Это дом.)

Назовите людей, живущих в этом доме. (Бабушка, дедушка, папа, мама, девочка и мальчик)

Как вы думаете, это родственники или посторонние люди? (Это родственники.)

Как называют родственников, живущих вместе? (Правильно, это семья.)

Семья – это родственники, живущие в одном доме, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.

Назовите всех членов семьи. (Бабушка, дедушка, мама, папа, сын и дочь.)

Назовите самых старших членов семьи. (Бабушка и дедушка)

Назовите самых младших членов семьи. (Мальчик и девочка)

Как назвать одним словом мальчика и девочку, кто это? (Это дети.)

Кем приходятся друг другу мальчик и девочка. (Они брат и сестра.)

А кем приходятся мальчик (девочка) бабушке с дедушкой? (Мальчик для дедушки с бабушкой внук. Девочка для дедушки с бабушкой – внучка.)

А как маму и папу назвать одним словом, кто они для детей? (Они родители)

Кем приходится девочка родителям? (Девочка для них дочка)

А кем приходится мальчик маме и папе? (Мальчик для мамы и папы – сын)

Игра «Собери цепочку»

Разложить иллюстрации согласно возрасту и полу:

Младенец – девочка – дошкольница – школьница – студентка – мама – бабушка;

Младенец – мальчик – дошкольник – школьник – студент – папа – дедушка.

Физминутка «Семья »

А сейчас давайте вместе выполним семейную зарядку:

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

Дидактическая игра «Кто какой?» (игра с мячом)

Сейчас я предлагаю вам подобрать как можно больше слов о каждом члене семьи.

Дети садятся на ковёр, воспитатель по очереди катает каждому мяч, а ребёнок называет слово и катит мяч обратно.

Мама (какая?), папа (какой?), бабушка (какая?), дедушка (какой?).

Дидактическая игра «Распределим обязанности»

Все члены семьи выполняют разную работу по дому. Давайте назовём, что делает каждый.

Воспитатель (сидя на ковре) выставляет перед детьми коробочки, на которых наклеены картинки с членами семьи (мама, папа, бабушка, дедушка) и коробку с цветными камушками. Дети называют по одному виду работ и кладут один камушек в коробочку. В конце игры подводится итог, кто из членов семьи выполняет больше всего обязанностей.

За день мама делает очень много дел и часто под вечер устаёт.

Игра малой подвижности «Маме надо отдыхать…»

Я предлагаю вам поиграть в игру «Маме надо отдыхать».

Дети поют и выполняют движения под музыку.

Маме надо отдыхать (дети на цыпочках идут по кругу)

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу.

Тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук (дети останавливаются в кругу и громко топают)

Раздаётся пяток стук.

Наши пяточки идут. (дети подходят к «маме» и обнимают)

Прямо к мамочке бегу.

Психогимнастика «Мамино настроение» (выполняется сидя на стульях)

Ребята, я знаю, что все вы очень любите своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Но, несмотря на это, иногда их огорчаете. Сейчас я буду вам называть поступки детей. Если вы считаете, что это хороший поступок -улыбнитесь, а если это плохой поступок – сделайте грустное лицо.

Сын полил комнатные цветы.

Дочка съела всю кашу.

Мальчик порвал книжку.

Ребята, а как надо поступить, если вы порвали книжку?

Дети убрали игрушки на место.

Девочка разбила чашку.

Если вы нечаянно разобьёте посуду, то что надо сделать? (извиниться)

Сын подрался во дворе.

А как надо играть? (дружно) А если вам, что то не нравится? (надо договариваться или обратиться за помощью к взрослому)

Дочка помыла посуду.

Мальчик вытер пыль.

Игра «А ты мне кто? ». (Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто? » (Дочка, сын). Кто ответил, становится ведущим и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я–бабушка.)

Дидактическое упражнение «Корзина добрых дел» (во время игры звучит спокойная музыка)

Ребята, а вы хотите никогда не огорчать своих родных?

Как вы думаете, чем можно порадовать своих мам и пап, бабушек и дедушек? (хорошими поступками)

Тогда нам поможет корзина добрых дел.

Давайте встанем вкруг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких.

Ой, посмотрите, я что то нашла в корзине – это ваши семейные фотографии.

Какие вы здесь красивые и счастливые.

Воспитатель размещает фотографии на магнитной доске. В это время звучит песня «Неразлучные друзья»

Ребята, я заметила, что вы все очень обрадовались, когда увидели свои семейные фотографии. Наверное потому, что каждый из вас очень любит своих близких.

Не зря в народе говорят: Не нужен и клад, если в семье лад.

Как вы понимаете эту пословицу? (Нет ничего важнее, чем хорошие добрые отношения между членами семьи. Не деньги и богатство делают людей счастливыми, а дружная семья.)

У меня есть семья -

Мама, папа, брат и я.

Лучше всех мы живем,

Песни громко поем.

Никому не разрешу

Обижать свою семью.

Пусть всегда живет семья –

Мама, папа, брат и я.

Упражнение «Пожелание своей семье»

А сейчас давайте, каждый из вас скажет пожелание своей семье. Какой бы вы хотели, чтобы была ваша семья.

Подведение итогов.

Ребята, я надеюсь, что ваши семьи обязательно будут дружными, здоровыми, весёлыми. А вы в свою очередь постарайтесь не забывать радовать своих близких хорошими поступками.


Занятие в подготовительной к школе группе детского сада

Кулита Людмила Владимировна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Чайка»
Описание материала: предлагаемый конспект развлечения будет полезен педагогам подготовительной к школе группы, заместителям заведующего по воспитательной и методической работе дошкольной организации, студентам педагогических факультетов.
Цель: Создание условий для закрепления представлений о семье.
Задачи:
1. Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе.
2.Совершенствовать диалогическую форму речи детей.
3. Упражнять в умении связно и последовательно рассказывать о своей семье.
4.Развивать память, логическое мышление, творческое воображение.
5.Развивать чувство гордости за свою семью.
6. Воспитывать желание заботиться о близких.
Оборудование: иллюстрации с изображением семьи животных и птиц, рисунки детей (генеалогическое древо семьи), пословицы о семье, кроссворд, загадки по данной теме,мнемотаблица, волшебная палочка.
Предварительная работа: Рассматривание фотоальбомов, беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушка и дедушка», «Я - помощник», «Выходной день в моей семье», сюжетно - ролевая игра «Семья», изготовление книжек - малюток «Моя семья», чтение и разучивание стихов, пословиц.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Наше занятие предлагаю начать с игры, но с игры необычной. Знаете ли вы, что такое кроссворд? Любите ли вы их разгадывать?
Загадки кроссворда.
По вертикали:
1.Кто вас, детки, сильно любит?
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночью глаз
Все заботиться о вас? (мама)

2.Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… (бабушка)

3.Улыбаюсь я как мама,
Так же хмурюсь я упрямо,
У меня такой же нос
И такой же цвет волос …(дочь)

По горизонтали:
4. Кто же трудную работу
Может делать по субботам?
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудиться наш…(папа)

5.Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед-
Мой родной, Любимый…(дедушка)
Воспитатель: Дети, вы догадались о чем будет идти речь на занятии? Что такое семья? Может кто-то знает, как возникла первая семья?
Рассказ воспитателя:
Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные «семьи» не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоем было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так и сейчас распределяются обязанности в семье.
Воспитатель: А зачем нужна человеку семья?
Воспитатель предлагает детям иллюстрации, где изображены семьи животных и птиц.
Воспитатель: Как вы думаете, можно сказать, что на этих картинах изображена семья? Почему? (рассуждения детей).
Физминутка «Семейная зарядка».
Осенью, весной, летом и зимой (хлопки руками)
Мы во двор выходим дружною семьёй. (маршируют на месте)
Встанем в круг и попорядку
Каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг)
Мама руки поднимает, (руки поднять вверх и опустить)
Папа бодро приседает, (присесть и встать)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева. (руки на пояс, повороты туловища)
А я сам бегу трусцой (бег на месте)
И качаю головой. (наклоны головы вправо- влево).
Воспитатель : Ребята, сегодня у нас в группе открыта выставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье? (использование мнемотаблицы, рассказы детей).
Воспитатель : Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье были всегда мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семьи почитали еще с древних времен. Народ сложил много пословиц.
Пословицы:
При солнышке - тепло, при матери - добро.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Вся семья вместе - так и душа на месте.
Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
Что бы вы хотели пожелать своей семье? (дети по кругу передают волшебную палочку и говорят пожелания).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь