Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Народного гуляния на Ивана Купала с играми и обрядами. Веселого и оригинального проведения праздника!

Сценарий проведения народных гуляний на Ивана Купала


Скоморох:
Собрайся, народ!
Шумный праздник идет!
Шутки, радостный смех
Вместе свяжут нас всех!
Ведущая:
Давным-давно, в Пореченских просторах стояло царство берендеев.......
(А люди костры разводят, над ними прыгают, хороводы водят под песню)
Галя и Иванко:
- Галя!
- Иванко!
- Любовь моя, Галя, как я ждал тебя!
- Не будем мы счастливы.
- Почему, любимая?
- Отец противится нашей свадьбе. Он сказал, что если ты найдешь цветок папоротника, то лишь тогда мы станем женихом и невестой.
- Да только одну ночь в году и цветет папоротник, в ночь на Ивана Купала.
-Ой, Иванко, девушки - подружки зовут меня травы собирать заговорные да венки, торопись и ты, Иванко, скоро ночь Купалова.
Ведущая:
Предание гласит. В ночь на Иванов день, день домовых, колдунов и нечисти, отправиться должны в лес 3 девушки за колдовской травой и сплести из нее венки. Затем должны подняться они на Лысую гору. Незаметно подкравшись, нужно каждой нечестии надеть на голову венок. Вся злая сила тут же исчезнет. Отправимся и мы на Лысую гору, там у них сейчас гулянье и веселье, видите, огоньки пляшут, это бабки-ежки танцуют и поют.
(Появляются бабки-ежки с главной ведьмой. Исполняют частушки «Я была навеселе!)
Кощей:
А, ну молчать! Раскудахтались. Не помните что ли, что пойдут сегодня девчата и хлопцы заветный цветок искать, а кто его найдет, станет клады лесные находить.
Ведьма:
А кроме того, будет понимать язык лесных зверей и птиц и исполнится его самое заветное желание.
Кощей:
Не найти отроку человеческому цветок волшебства, он спрятан.
Ведьма:
Фу-фу, человеческим духом пахнет. А!
(Выходит Иванко)
Кощей:
Зачем ты пришел на Лысую гору, человеческий сын?
Иванко:
Я ищу папоротника цветок.
Ведьма:
Так ты разбогатеть хочешь? (хохочет)
Иванко:
Да нет, мне нужен не клад, а цветок.
Кощей:
Ну, что ж, проведи нас на праздник людской, может и отыщешь цветок папоротника.
Иванко:
Ради любимой я готов на все. Гей, вы, хлопцы молодые. Вы славные, удалые. Сквозь огонь мы все пройдем, душу чтоб очистить в нем.
(Звучит лихая песня, хлопцы танцуют и перепрыгивают через костер)
Ведьма:
Не найти ему цветок просто так. Пусть узнает кто здесь друг, а кто враг.
Кощей:
Коль увидишь свой цветок.
Все желания исполнятся в срок.
Дочери болотные, русалки зеленые.
Танцуйте танец с цветком.
Узнаешь ты Иванко в нем цветок волшебный и тогда он твой.
(Русалки танцуют танец с цветком)
Иванко:
Нет среди этих лилий водяных цветов волшебных.
Кощей:
А этот цветок сможет найти лишь тот, у кого смелое сердце да чистые помыслы.
Ведьма:
Ну, и это еще не все. Пусть ребята помогут Иванко и расскажут об обрядах этого праздника.
Ведущая:
Попробуем же и мы помочь Иванко. Отправимся на берег моря. Пусть смоет с нас вода Купалы усталость, боль, болезни и невзгоды, очистившись, пустив венки на воду, готовьтесь к очищению другому! Лишь только день веселый догорит и опустится на лес густой потемки, придите вы к огню на испытание. Идем же к костру за русалкой и нечистой силой. (Звучит музыка, все идут к морю)
Пускай венки на воде плывут, и люди счастье свое найдут. (Девочки спускают венки по воде. После, садятся в круг и произносят заклинанье)
Отец небо, земля мати!
Благослови свою траву рвати,
От скорбей и болезней,
И от всех недугов -
Денных и полуденных.
Ночных и полуночных,
От колдуна и колдуньи,
От еретика и еретицы
(Нечисть обливает всех водой).

Сценарий народных обрядов на Ивана Купала


Горит костер и начинаются обряды очищения. Чтоб прожить весь этот год говорит без печали и забот нужно каждому пройти испытанья на пути!

ОГОНЬ
Обряд «Колючка»
Коли есть в человеке какая хворь или тяжесть на душе, то нужно сорвать в чистом поле колючую траву (или веточку сухую найти) перенести на нее мысленно все то плохое, что мешает жить радостно и счастливо и сжечь в костре ---- говорит Купальница, когда все соберуться у костра с ветками читает заговор
Разгорайся костер, брызни искрами,
Дай тепла и добра, дай нам Воли
Дай огонь живой, силы нам молодой
Чтоб в глазах людских заискрилася
Счастьем брызнула во все стороны,
Спячку древнюю, чтоб развеяла
Души светлые пробудила бы…
все бросают ветки в костер

ВОДА
Обряд «Омовение»
Милая водица
Дай силушки напиться говорит Купала
Омой тело наше
Чтоб ликом стали краше
Мысли были, чтоб чисты.
А заветные мечты
Своей мудростью взрасти
Да, храни в веках Любовь
Чтобы род явился вновь
(Купала держит ведро с водой, Купальница
с ковшом подходит к каждому сначала глоток, потом омовение)

КОСТЕР
Обряд «Очищение Огнем»

Отец Великий наш – Огонь
Святою силою затронь говорит Купала
Чтобы чистый дух людской
В нас был вечно молодой
Ты Энергию Любви
Ярким пламенем зажги
Освяти души дыханье
Сохрани всё мирозданье
Предлагают прыгать через костер

ПРОЩАНИЕ С КУПАЛОЙ

Ждет меня дорога, говорит Купала
Приключений много.
Ну, а в следующем году
Я конечно к вам зайду!
Ты Купальница встречай
Пирогом угощай!
И вы добрые друзья
Ожидайте меня!

Приходи Купалушка, говорит Купальница кланяется и прощается Купала уходит
Молодец Иванушка
Трав живых нам подари,
Хвори всяки исцели,
Чистою водой омой,
Огнем священным удостой!
Далее песни, игры, чаепитие


Сценарий проведения обрядов на Ивана Купала для девушек


РОДНЫЕ РУКИ
Молодцы вы встаньте вряд (говорит Купальница)
Руки девам протяните
Проведем мы сей обряд
Только вы вот не спешите
Любимого руку отыщите.

Девушкам завязывают глаза они ищут любимого по итогам выдаются тесемки

ЯБЛОЧНЫЙ ПУТЬ

Девушки вы удивите (говорит Купала и ставит девушек в ряд ложит яблоки на головы и мужчины становятся в ряд на против)
Вот это яблочко на голове
до любимого донесите
вручаются тесемки

Обряды для двоих ЛЮБОВЬ СВОЮ НАЙДИ

Любовь свою мы чувствовать должны
Одно дыхание на две души
Говорит Купальница и ставит пары все сразу спиной друг к другу и говорит что должны в одну и туже сторону повернуться
Раз, два, три
Любовь свою найди!
тем кто повернулся в одну сторону вяжутся тесемки, если есть больше одной пары проводится следующий обряд
Единой мыслью говорит Любовь
Услышим ли ее мы вновь?
Купальница на выбор предлагает: Дом, Ребенок, Путешествие, Богатство, произнести слово в раз отражающее суть состояния данной пары сейчас.
Все считают РАЗ, ДВА, ТРИ слово произносится
Если более одной пары, то Солнечная пара определяется аплодисментами

БЛАГОСЛОВЕНИЕ
Солнечная пара становиться в центр круга и в центре же Купала с Купальницей дают им 2 свечи (зажженные) со словами…., либо если пара это Купала и его любимая то Купальница дает им 2 свечи (зажженные) и они говорят друг другу…..

Твоя (моя) Любовь ее (тебя) согреет,
Зажжется новою звездой, говорит Купальница
И вооплотить мечту сумеет,
Подарит Роду Рай Земной!

Её (моя) Любовь Вселенную наполнит светом,
И разольется по Земле, говорит Купала
Тебя коснется нежным ветром,
Лучом разбудит на заре!

После слов одевают им на головы свои венки (либо нет) берут их руки в свои соединяют и поднимают вверх со словами

Вы (мы) Солнцем венчаны – Любовью,
Вы (мы) Рождены друг друга дополнять. говорят Купала и Купальница вместе
Вы (мы) небом связаны, Землёю.
Вам (нам) Дар Вселенной Вечной стать!

Благословение Мечты,
Благословение Любви, говорят все люди
Солнечная пара прими!
В себе Благословение неси!

На вас теперь равняться должны мы, говорит Купальница
И стараться у вас любви свет перенять.
Самим счастливыми нам стать,
Как вы Любовью Засиять!!!

Далее объяснят Солнечной паре и всем остальным, что они во главе Солнечной пары становятся по обе стороны от нее рядом с причалом.
Они поджигают своими свечами свечу на своем плоту и передают каждый в свою сторону свечи чтоб смогли поджечь свечки на своих плотиках другие люди. Солнечная пара первыми опускают плотик на воду в это время Купальница говорит:
Пламя яркое огня,
Да, вода живая,
Расскажите небесам
То, о чем мечтаем!
Силою своей святой
Помогите сбыться,
Всем желаниям нашим
Поскорей свершиться!

Когда все отпустят свои плотики Купала с Купальницей зовут всех на Капище для совершения обрядов

****************************

Говорит он всерьез, но мы его слова обращаем в шутку.
- Как со вторым дыханием? - посмеиваясь, спрашиваем мы друг друга. И он смеется вместе с нами.
Мы идем всю ночь. Солнце, светившее нам в лицо, остается позади нас. При его правдивом свете мы видим друг друга. Лица осунулись, потемнели, потрескались губы, покраснели глаза...
Но вдруг на повороте, у самой околицы тихого села, мы видим прикрытый ветками легковой автомобиль. Это машина командира и комиссара. Полковника Алешина не видно, Ракитин стоит у дороги и отдает нам честь.
Он не тянется по-строевому, и на его усталом, добром лице бродит смущенная усмешка. Но все-таки по-другому никак нельзя истолковать его позу - оп отдает нам честь. Весь полк идет мимо него, что должно продолжаться довольно долго, а оп стоит, приложив руку к козырьку фуражки, и нет в полку человека, который не понимал бы, что это значит.
Полковник встречает нас в самой деревне.
Он стоит посредине улицы, заложив одну руку за пояс,- ждет нас. В последние часы марша наша колонна * сильно расстроилась. Мы идем не в рядах, а кучками и, только увидя полковника, начинаем оглядываться и на ходу перестраиваться.
Очень трудно понять выражение лица полковника. Он точно вглядывается в нас...
- Здорово, молодцы! - сказал он, когда мы, построившнсь в ряды, подтянувшись и делая даже попытку «дать ножку», проходим мимо него.- Заворачивайте-ка сюда, вторая рота! Тут для вас наварено-накухарено. В одном котле н ужин п завтрак сразу. Скорей идите, а то повар нервничает, беспокоится, что все перестоит!
Полковник гостеприимным жестом показывает на ворота. Мы проходим мимо него, он внимательно оглядывает; наши усталые ряды. Он прекрасно знает, что горячая пища нужна нам, чтобы восстановить силы и прийти в себя после семпдесятиверстного перехода. Отправив нас завтракать, оп снова глядит на дорогу, поджидает следующую, третью роту.
Дневка. Мы расположились на широком школьном дворе. Недавно здесь прошел дождь, спокойные лужи налиты доверху и полны синего неба и влажных облаков. По всему двору па траве спят люди. Один раскинулся, другой свернулся, но над каждой дюжиной голов пирамидкой стоят винтовки. Мы спим по отделениям, по взводам и ротам, чтобы встать и снова идти на запад.
Спим до обеда, спим после обеда, спали бы дольше, по нужно продолжать поход. Идти сначала трудно, ноги стерты н перевязаны, но боль утихает, о пей пе думается. Ноги разошлись. С гулкого асфальта свернули мы на мягкий проселок, который снова увел нас в лес. Это все еще Подмосковье. Здесь запрещено рубить деревья. Леса все гуще. Иногда лес расступается, и видны пашни, пересеченные реками.
...Опять садится солнце, который день идем мы за ним! Вот большое село, и видно, как из лесу но нескольким дорогам вступает в него наше войско...
Мы пересекаем улицу и движением своим задерживаем стадо. Громадные, пахнущие молоком коровы недовольно мычат. Мы помешали им дойти до фермы, резной конек которой виден сбоку. Молодые доярки в белом выносят нам утреннее молоко. Здесь нам дали отдохнуть подольше, и у нас есть время оглянуться. Среди пзб поднялись два новых белых двухэтажных дома. Обочины дороги выложены дерном. Ясны стекла школы. Социалистическое изобилие в каждой мелочи, и во всем зрелая полнота невиданного, социалистического, уже развившегося строя жизни.
В 1928-1929 году я бывал в коммуне «Коминтерн» в приднепровских Таврических степях. Большой, заросший бурьяном пустырь на месте помещичьего дома был тогда еще не застроен, и под ногами хрустели угли пожарища восемнадцатого года. Эта коммуна была как рисунок талантливого ребенка. Рука неуверенна, перспектива спутана, но главные штрихи намечены были уже и тогда с гениальной верностью. Пять тысяч гектаров распахивала коммуна, строила похожие на ангары хлева, воздвигала силосные башни... Бедны были детский сад и ясли, но как чисты дерюжные подстилки в детских постельках!

Оформление театрально - сценической площадки:
Площадка для проведения украшена зеленью, венками, цветами, травяными гирляндами, закреплённые на деревьях, где указатели (стилизованные) разных площадок места действия. На большой подставка - программа праздника: - купальские гадания - очищение огнём - очищение водой - конкурсы - народные игры, забавы, потехи - прибытие водяного со свитой - поиск клада - шабаш нечистой силы - танцы у костра.
Большой купальский костер в центре площадки, возле озера. Соломенный купала - чучело на шесте. Дерево - купалица, украшеная ленточками. Необходимые материалы для игр и венков (свечи и проволока). Плетёные заборчики (большие и маленькие). Освещение площадки и озвучивание.
Перед началом праздником:
Звучат народные песни. Девушки в сарафанах и ростовые куклы встречают гостей, идущих к месту действия, устраивая «ПОЛОСУ ПРЕПЯТСТВИЯ» - микроконкурсы: погадать на ромашке, украсить друг друга зеленью, собрать букетик из трав, загадки на тему зелёных растений. В стороне от основной сцены - жилище Бабы Яги, 2 метлы, костёр небольшой с казанком над ним, двое носилок для Ивана Купала и Агрофены Купальницы.
Работают всевозможные торговые точки. Зазывают народ перед началом на гулянье.
1 ведущий.: Добрый вечер, гости званные и желанные! Приходите погулять, да Купала повстречать! Песни, лето и танцевать! Скоро будем начинать!

2 ведущий.: Собирайся народ в наш купальский хоровод! Хорошо сегодня, братцы, всем нам вместе сил набраться, погулять и посмеяться! Больно вечер уж хорош. А не веселы вы что ж?

1 ведущий.: Мы на празднике сегодня будем петь и танцевать. Всем сегодня предлагаем пошутить и поиграть!

2 ведущий.: На празднике нашем железный закон: угрюмым и грустным здесь вход воспрещён!

1 ведущий.: (звучит песня про Ивана Купала - Деревенька.)
Праздник красивый, праздник старинный, мы сегодня встречать будем, а называется он ИВАНА КУПАЛА. Песня старинная так определяет его значение:
Как у нас в году три праздника:
Первый праздничек - Семик честной,
Другой праздничек - Троицын день,
А третий праздник - Купальница!

2 ведущий.: А знаете ли вы, что этот праздник называют праздником огней. И именно огонь был символическим воплощением могущественного солнца, и перепрыгивая через купальские костры, по народному поверью, становятся здоровыми и набираются новых сил.

1 ведущий.: На Купалу, многие травы и растения, приобретают целебную и магическую силу. А ещё на Купалу загадывают свою судьбу, купаются в росе, обливаются водой, которая в эту ночь обладает очистительной силой.

2 ведущий.: И сегодня мы с вами также будем плести венок, загадывать свою судьбу, петь купальские песни и водить хороводы, играть в купальские игры и прыгать через костры, и самое неожиданное, попадём на ведьмовской шабаш и отправимся на поиски клада. Итак, если вы готовы - мы отправляемся в путешествие в магическую купальскую ночь.

1 ведущий.: Сегодняшняя ночь имеет особенное значение для травников, именно их отправлялись искать знахари и колдуны. Попробуем узнать, кто из наших гостей настоящий «КУПАЛЬСКИЙ АПТЕКАРЬ».

1) Какая трава, если ей владеть и носить на теле наводит страх на отдыхающих?
. архилин
. плакун - трава
. лютик
(плакун-трава)

2) Какая трава, если ей владеть и носить при себе, заставляет всех повторять движения хозяина травы?
Например: Я - владелец этой травы - перекувыркнусь и все тотчас же будут кувыркаться?!

Дурман - трава
. купаленка
. адамова голова
(дурман-трава)

3) Какую траву надо иметь в кармане, чтобы быть отличным охотником и стрелком?
(земляника)
4) А знаете ли вы, какую надо иметь при себе траву, чтобы быть счастливым всю жизнь?

Петров крест
. Медвежье ушко
. Перелёт - трава
(Перелёт-трава)
2 ведущий.: Молодцы! Дружно отвечали, а венки к празднику вы сплели? Коли нет? Девицы красные, время в венки травы заплетать да на воду спускать. Мы уж вам и цветов нарвали, дело за вами. Венок сплетёте, судьбу свою загадаете, а там уж какая - кого ждёт и узнаете!
Проводится игра «Заплети венок».
(Реквизит: 2 тына, за ними - дед старый, хлопец молодой, третий - чёрт).
1 ведущий.: Какие же купальские игрища без весёлых песен и хороводов?!
2 ведущий.: Сегодня вечер не простой, где самые простые вещи превращаются в волшебные. Вот, например, бубен, весёлый музыкальный инструмент, а сегодня - волшебный, не верите, сами попробуйте. Мы его сейчас передаём по кругу, постарайтесь передать его соседу или соседке как можно быстрее, пока звучит музыка, как только музыка смолкнет, тот у кого в руках остался бубуен - выходит к купальскому костру. (Проводиться игра «СТОЖОК».)

1 ведущий. : Помните, на Ивана Купала все прыгают через костёр, чтоб огнём очиститься и счастья не миновать. Вот мы с вами сейчас вместе и потренируемся, как это делать будем, когда Хозяин праздника Иван Купала наш большой костёр разожжёт. А кто наш стожок не перепрыгнет, уж увольте, придётся себя чем-нибудь выкупать. Так что, прыгайте выше и веселее!!!

(Зрители прыгают, а кто не смог плавно переходят в игру «Верёвочка у кого длиннее?»).

2 ведущий.: В давние-давние часы, в эту ночь горели смоляные бочки на высоких холмах, а на увитых цветами качелях качались парни и девушки в венках из дубовых веток. В этот день украшают жилища берёзовыми и дубовыми ветками. Двери домов открыты для всех. Это праздник воды, праздник огня самый прекрасный ПРАЗДНИК ЛЮБВИ.
Полька.

ведущий.:
До восхода солнца поёт и пляшет молодёжь, собираясь на лужайке, исполняя купальские песни, украшая купалицу и водя девичьи хороводы. А вот, кажется, и они.
(Звучат купальские песни, девушки появляются на площадке, украшают Купалицу лентами и венками, вовлекая отдыхающих в хоровод вокруг Купалицы).

1 Девушка:
Ой, верба, верба, вербица -
Время тебя вербица! -
Ой, ещё не час, не пора …
Час тебе Иванку, жениться
Ой, ещё не час, не пора.
(Голос за кадром:(в радиомикрофон))

1 Парень:
Ой, моя дивчина молода,
Пусть до лета, до Ивана,
Чтоб моя дивчина погуляла,
Пусть до лета до Петра,
Чтоб моя дивчина подросла
(Хоровод под Купальскую песню)

1 Девушка:
Стояла берёза вкрай чистого поля,
Стой берёза, не развивайся,
Ветру вольному не поддавайся!

2 Девушка:
У нашей берёзы четыре сокола:
Первый соколко молодый Иванко,

3 Девушка:
А вторый соколко молодый Николко,

4 Девушка:
А третий соколко молодый Михайло,

5 Девушка:
Четвёртый соколко молодый Василько.
(Под мелодию Купальской песни на игровой площадке появляются молодые парни. Они несут с собой куклу сделанную из соломы -- КУПАЛА)

1 Парень:
Ходили дивочки вкруг Купальницы,
На закате солнца
Плели веночки на вербу, чтоб судьба
Глянула в оконце.
Парни (вместе или по очереди):
Играет солнце на Купала,
В «ОЗЕРЕ БЕЛОМ»
Купался наш Иван Купала
И плавал смело!

2 Девушка:
Купался Иван, и в воду упал,
От ночи купальской ключи потерял,

3 Девушка:
Иван да Марья на горе купалися,
Купайлица с Купалой вместе целовалися,

Парни:
Где Иван купался, берег колыхался,
Где Марья купалася - трава расстилалася.
(Хоровод. Песня про Купала)

1 Ведущий.:
А не пора ли нам Водяного позвать,
Наш праздник продолжать.
Вместе:
Выйди, выйди с глубины,
Выйдь, на берег, Водяной;
Позволь нам купаться
Над водой играться,
Бросать венки в воду,
Погадать народу.
(Издалека появляется Водяной. Вместе с ним на берег выходит Русалка со своими подругами русалками).Муз.оформление.

Водяной:
Кто меня посмел тревожить
В глубине озёрных вод.
Почему шумит и пляшет
Возле берега народ?

1 Ведущий.:
Извини, уважаемый Водяной! Но ведь Праздник сегодня большой, Ивана Купала! Хороводы девицы красные водят, да судьбу свою загадывают, а юноши с ними в игрища играют, да женихаются.

Водяной:
Женихи! Вот это дело! С ними в озере напряг! Тут на выданье русалок, полный я скажу аншлаг! Да и главная Русалка, мне приходится сестрой, жениха давно заждалась, уж который, не такой! Что шумите, вам прощаю, как Хозяин Вод желаю, поглядеть на женихов, пусть покажут кто каков?!

Гл. русалка:
Все красавцы, удальцы!
Знамо, прямо молодцы!
В круг подружки, их ведите,
Хороводы заводите.
Я внимательно гляжу,
Кто мне любый, покажу
Пусть проявят все уменье
И смекалку, и раденье.
(Русалки с девушками вовлекают в хоровод молодых мужчин из отдыхающих, и оставляют для игры «Возьми венок», на одного участника больше, чем самих венков).

Водяной:
Люб тебе скажи, сестрица!
Коли нет, идёт топиться!
Враз русалки защекочут,
Коль жениться не захочет?!!

Гл. русалка:
Одного мне братец, мало,
Я бы больше их желала.
Пусть покажут свою силу,
Чтобы я их полюбила.
(Проводится игра «Развяжи узлы».)

Водяной:
Ты б пошла моя сестрица
С женихами танцевать.
Пусть увидят, как красива,
И ума не занимать.
А с богатства Водяного -
Половину я отдам,
В озере закатим свадьбу,
Править будем пополам.

(Русалка танцует танец с русалками и мужчинами из отдыхающих. После всех оставляет на игру «Разбей горшок»)

Водяной:
Выбрала ль, моя сестрица
Кто в зятья то мне годиться?

Гл. русалка:
Да, любезный братец мой,
Всеми чтимый Водяной!
(Подводит парня, которого выбрала к Водяному).

Гл. русалка:
Вот, мой добрый женишок!

Водяной:
В путь теперь скорей, дружок!
На руках неси невесту.
Аж до свадебного места.
Да не бойся ты воды,
Одарю, чай, за труды.
Что за главную русалку
Ты теперь готов отдать?
Счастлив я! Пусть будет праздник!
У меня - нашёлся зять!
(Звучит музыка. Представитель отдыхающих несёт главную русалку к воде. Она невольно сталкивает его в воду).

Продолжение>>

Лилия Тарушкина
Сценарий праздника «Купальские забавы»

Сценарий праздника " Купальские забавы "

Цель :

Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.

Вызвать эмоциональный отклик детей.

Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала .

Оборудование : стакан – 2шт. ,2 деревянные ложки, ведёрко – 2шт, капельки дождя - 10шт, цветы из картона, мыльные пузыри.

Ход праздника:

Ведущий : Праздник красивый , праздник старинный , мы сегодня будем встречать. В ночь с 6 на 7 июля отмечают праздник Ивана Купала . Считается, что вода в реках и озёрах обладает в эту ночь целебной силой, потому и пошёл обычай обливать друг друга водой. Наш праздник будет посвящен воде и всему, что с ней связано, потому что название праздника нас к этому обязывает – купала от купаться . В этот день все должны окунуться в реке, озере, море, или же просто облиться водой.

По поверьям, раньше в воде жили кто? (Русалки, водяные и т. д.)

В народе существует и другое название этого праздника – Иван травник , или Иван цветной. Считалось, что травы, собранные в это время обладают особой целительной силой, поэтому в этот день заготавливали лечебные травы впрок. Ребята, самым главным растением на праздник Иван Купала считался папоротник . Известно, что папоротник никогда не цветёт, но люди придумали волшебную сказку, будто цветок папоротника появляется именно в эту ночь и открывает пути к несметным сокровищам.

А еще этот праздник называют праздником огней . И именно огонь был символическим воплощением могущественного солнца, и, перепрыгивая через купальские костры , по народному поверью, становятся здоровыми и набираются новых сил.

На Купалу загадывают желания , купаются в росе , обливаются водой, которая в этот день обладает очистительной силой. И сегодня мы с вами тоже будем играть в купальские игры .

(Выходит Водица – Водяному старшая сестрица)

Здравствуй, маленький народ! Девочки и мальчики, уважаемые взрослые! Очень рада видеть вас.

Давайте познакомимся – я – Водица, Водяному старшая сестрица. (ходит знакомится)

Вед : А что ж это, сам господин Водяной, не соизволил прийти на праздник .

Водица : Приболел, лягушек да пиявок объелся. Лежит во мху, охает, да пузо поглаживает. Но вы не переживайте, у него это часто бывает. Режим не соблюдает, вот и хворает. А я гляжу, у вас тут праздник никак ? А ну-ка, погляжу. Вот Водяному расскажу, чего он лишился, из-за своего обжорства.

Водица : А какой праздник нынче , знаете? Тогда почему не играете? У меня вот есть водица. С ней и поиграем.

Проводиться эстафета «ВОДОНОСЫ» – 2 е команды по 5-6 человек. (2ложки, два стаканчика, вода, два стула)

Проводится эстафета «КОРОМЫСЛО» - ведро на палочке. (2 ведра, 2 палочки)

Водица : Молодцы, ребята! Как жарко на улице. Посмотрите и растения завяли. Помогите мне, пожалуйста, чтобы дождик пошёл. Давайте соберём капельки дождя в тучку, а из тучки дождик пойдёт.

Конкурс «Собери капельки дождя» Участвуют по 5 человек от каждой группы. У каждого в руке по одной капельки. Первые стоящие бегут до тучки, вешают капельку, возвращаются назад и встают в конец колонны. Когда дети повесят все капельки Ведущий и Водица брызгают из бутылок.

Водица : Молодцы, ребята!

Ведущий : Есть еще одно поверье,

На Купальскую неделю

Появляются из тьмы

Ведьмы, черти, упыри!

Но не верьте в сказки эти

И чертей не бойтесь, дети

Вас тогда никто не тронет,

Смелость ваша их прогонит!

Звучит музыка появляется Баба Яга

Баба Яга : Я злая, я ужасная,

Коварная, зубастая

Я тоже люблю праздники

Хотя я и проказница!

Ведущий : Ах ты, старая карга

Ты зачем сюда пришла?

Праздник хочешь нам испортить?

Мы тебя не звали в гости!

Баба Яга : Ну и что же, что не звали! Да, интересное дело, сами тут веселиться собрались, а мне здесь нечего делать! Не будет вам веселья. Я вам праздник испорчу . Сейчас так замету вас метлой, что разбежитесь отсюда без оглядки, только засверкают пятки. У-гу-гу!

(Замахивается метлой.)

Ведущий : Ладно тебе детей стращать. Они не из пугливых будут. Не страшна им нечистая сила. Это ты должна бояться.

Баба Яга : Ладно, не буду вам мешать, а можно с вами поиграть. Только не прогоняйте! Мне так скучно в этом лесу, а с вами будет весело!

Ведущий : Ну так и быть, оставайся. А дети наши знают игру и хотят поиграть с Бабой Ягой.

Проводится игра «Бабка - Ежка» .

В середину круга встает баба Яга. В руках у нее «метла» Вокруг бегают играющие и дразнят ее

Бабка Ёжка костяная ножка;

С печки упала ногу сломала,

А потом и говорит :

«У меня нога болит»

Пошла она на базар,

Раздавила самовар,

Пошла на улицу,

раздавила курицу,

Вышла на лужайку, испугала зайку. (Б. Я скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом» . К кому прикоснется - тот и замирает.)

Баба Яга : А я знаю еще игру. Хотите в нее поиграть? (Дети отвечают.) Но она трудная!

Дети : Хотим, хотим!

Баба Яга : Тогда становитесь в две команды!

(Дети строятся в две колонны друг за другом.)

Баба Яга : Ой, команды-то две, а веник у меня только один. Без колдовства тут не обойтись. Чтобы из одного веника два сделать, нужно вам левой пяткой три раза топнуть, руки скрестить, повернуться вокруг себя и сказать «Умба-тумба-превращумба! Обернусь, повернусь и надвое разделюсь!»

(Дети выполняют задание, веник-метла в руках у колдуньи легко разделяется на два; она вручает каждой команде по одному венику.)

Баба Яга : Вот теперь, ребятушки, покажите свою удаль : надо верхом на метле пролететь «змейкой» туда и обратно между кеглями, но ни одну не уронить. Сумеете? (Дети отвечают) Тогда – три, два, один – кто-то побе-дит!

Проводится эстафета.

Баба Яга : Ну что ж… вы хорошо справились с этой трудной игрой. Молодцы!

Ведущий : Спасибо Баба Яга за игры. Я предлагаю всем присесть и отдохнуть со смыслом «ЗАГАДКИ - ДУМАЛКИ»

Почему львы едят сырое мясо? (потому что готовить не умеют)

Зубы есть, а рта нет. Что это? (пила)

Что случается с платком, который упадет в воду? (намокнет)

Каких камней в море не бывает? (сухих)

Как можно перенести воду в решете? (заморозить)

Вперед идут – поют, назад идут – плачут. (ведра) .

Водица : Молодцы, ребята! А я знаю загадки про растения. Загадки о растениях :

Высока и зелена, Будет скошена она. Овцы, козы и коровы Есть всегда её готовы. (трава)

Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звона нет (колокольчик)

Есть один такой цветок, Не вплетешь его в венок, На него подуй слегка, Был цветок - и нет цветка (одуванчик)

Путник часто ранит ногу вот и лекарь у дороги (подорожник) .

Из луковки вырос, Но в пищу негож. На яркий стаканчик Цветок тот похож (тюльпан)

Водица : Поработали, теперь можно и поиграть, становитесь парами скорее. Ручеек течет наш веселее

ИГРА «РУЧЕЕК» .

Водица : Ну вот и позабавились .

В этот праздник , в летний зной,

Окроплю я всех водой.

Водица : Вот мы с вами повстречались,

От души все посмеялись.

В путь дорогу мне пора,

До свиданья, детвора!

Ведущий : На этом наш праздник заканчивается ! Вы все такие смелые, ловкие, сильные, молодцы, ребята!

Публикации по теме:

Ведущий: Начинаем Зимний праздник! Будут игры, будет смех, И веселые забавы приготовлены для всех. Хороша красой своею наша Зимушка – Зима,.

Сценарий физкультурного праздника для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей «Весенние забавы» Цель: вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения, прививать любовь к спорту и физкультуре Оборудование:.

b]Задачи: Организовать полезный досуг детям; Сделать каждому ребёнку праздник, дать ему почувствовать то, что он не одинок и любим;.

Цель: Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Задачи: - Развивать интерес к зимним играм-соревнованиям; - Развивать ловкость,.

Сценарий летного праздника «Иван Купала»

для детей 1-4 класса городского оздоровительного лагеря

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: 1. Развивать двигательную активность, укреплять здоровье и содействовать нормальному физическому развитию.

2. Воспитывать интерес к русским народным играм, традициям, обычаям.

3. Воспитывать чувство ответственности, сплоченности, доброжелательности.

Ход праздника.

В актовом зале. Театрализованное представление с конкурсами и танцаи.

Ведущая: Праздник красивый, праздник старинный, мы сегодня будем встречать. Много у нас в России народных праздников, традиций, обрядов. И сегодня я познакомлю вас с праздником Ивана Купала. У древних славян этот день был посвящен языческому богу Купале, но после крещения Руси его стали связывать с праздником Рождества Иоанна Крестителя (в переводе с греческого, как погружатель, купатель). Так день Купалы превратился в день Ивана Купалы. Сейчас этот всеми любимый, древний праздник отмечают в ночь с 6 на 7 июля. Иван Купала - с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса.

( Видеоклип- http://www.youtube.com/watch?v=lnatAZR2u2s )

День Ивана Купала – праздник мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый, полный приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий и все они были связаны с водой, огнем и травами. В загадочную купальскую ночь собирают целебные травы, прыгают через костер, устраивают игры и пляски, умываются росой, купаются в водоёме, ищут цветок папоротника и обязательно гадают, пытаясь узнать свою судьбу. Существовало поверье, что в полночь на Купалу расцветает папоротник. Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся.

Вот так и проходил праздник Ивана Купалы - в разгульных обрядах, гаданиях и прочих веселых и милых шалостях…

Ведущая : Ну вот, все собрались, а самого хозяина праздника нет. (Всматривается в даль)
Приехал Купаленко!
На семидесяти тележках.

Привез нам Купаленко
Добра, здоровья, богатства, почести!

Звучит музыка, появляется Иван Купала. Его одежда и шляпа украшены травами и полевыми цветами. В руке горящая свеча и веточки березы, украшенные ленточками. Обходит всех детей.

Ведущая : Здравствуй, Купала, наш веселый! Князюшка наш летний добрый!

Иван Купала: Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, детушки малые!

А вот и я – сам Иван Купала. Еще меня называют – цветной, колдовник, травник, веселый, купальник, чистоплотный. Я люблю огонь, воду и землю – матушку нашу. И сегодня-праздник всех этих стихий! Сегодня надо веселиться, петь песни, резвиться. Я пришел к вам с огнем - земным подобием солнца. С ним я буду вас очищать. Живите в здравии, будьте веселы и богаты (обходит с огнем детей).
- А теперь окроплю вас водой. Вода сегодня целебная, в ней купалось солнце.

Девушки в веночках выносят воду в чашах. Иван Купала этой водой с помощью веточек березы окропляет всех.

Чтоб здоровы были, много лет жили!

Ведущая: Спасибо тебе, Иван Купала!Наш праздник посвящен воде и всему, что с ней связано. В старину, люди считали, что начиная со дня Ивана Купалы, до Ильина дня, вся нечисть покидала воды озер, рек и водоемов, поэтому купаться разрешалось именно в этот промежуток времени.

ВОПРОС : Ребята, по народным поверьям, раньше в воде жили кто?

ОТВЕТ: Русалки, водяные и кикиморы.

Сегодня мы выберем русалочек, девочек, у которых самые длинные волосы. Выходите на середину зала.

Звучит музыка и слова группы "Иван Купала". Проводится конкурс «Самая длинная коса».

Ведущая: Праздник Ивана Купала олицетворяют не только с водой. В народе существует и другое название этого праздника – Иван травник , или Иван цветной. В Иванов день собирали цветы и травы, которые имели целебную силу. А ещё с этого дня начинался сенокос.

ВОПРОС: Ребята, что такое сенокос? (сенокос-заготовка сена). А для чего заготавливали сено? (для домашних животных).

Утром в этот день хозяин принимался косить траву, а жена ему помогала. Первый покос - самый большой, люди старались ещё до восхода солнца накосить как можно больше сена, существовала такая поговорка: «пройди до солнышка два покоса – ходить не будешь босо». В день Ивана Купалы девушки плели венки из трав и полевых цветов. Водили хороводы, пели песни. Купальский цветок- это не просто украшение, а оберег от нечистой силы и сглаза. Вечером, на заходе солнца, загадав желание, венок пускали на водную гладь озера или реки, наблюдая, как и куда они поплывут. Если он поплывет вдаль – желание сбудется.

Наши девочки тоже сегодня постарались, красивые веночки из полевых цветов себе сплели. А давайте посмотрим, у кого самый красивый веночек получился. Выходите девочки, да вставайте в круг!

Звучит музыка. Проводиться конкурс на самый красивый и оригинальный веночек из трав и полевых цветов. («Иван Купала» исп. группа «Волшебники двора»).

Ведущая: Огонь, как и вода, имели очищающую силу. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь» и в купальную ночь разжигали костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом - символом солнца. Вокруг них плясали, пели песни и водили хороводы, через них прыгали.

Иван Купала, посмотри, какой танец для тебя приготовили наши девочки!

Звучит песня «Ой на Ивана да на Купала», исп. Театр Песни «Джерела», группа девочек исполняет танец.

Иван Купала: Сегодня день полон волшебства. В мой день шепчутся деревья, разговаривают растения. А самое главное чудо – это цветок папоротника. Он расцветает только раз в году. А кто найдет его, тот будет счастлив и найдет клад. Чтобы найти цветок нужно преодолеть много препятствий. Я с вами пойду, и буду помогать вам.

Ведущая: Ребята, сегодня в День Ивана Купала мы с вами отправимся в веселое путешествие. Мы узнаем о лечебных травах, пройдем очищение водой и огнем, поиграем в горелки, а если повезет, то и цветок папоротника найдем. А заодно, познакомимся с обычаями и традициями древних славян, наших предков.

Иван Купала: Ребята, вручаю вам лесную карту, она и приведет вас к цветку.

Звучит музыка. Каждый отряд получает лесную карту (маршрутный лист с названием станций) и отправляется в путешествие по станциям (пришкольный участок).

После игры-путешествия все собираются в актовом зале. Подведение итогов и награждения по номинациям:

- самая длинная коса

- самый красивый и оригинальный веночек из трав и полевых цветов

-победители и призеры в игре-путешествии «В гости к Ивана Купала»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 29 «Солнышко»


Сценарий праздника на тему «Ивана Купала»

подготовила:

музыкальный руководитель

Мезенцева Людмила Анатольевна.

г. Туапсе 2012г.

Спортивная площадка оформлена в виде лесной поляны. Стоит избушка, вокруг нее кусты и макеты деревьев. Выходит ведущая в народном сарафане с корзиной в руках.

Ведущая: А еще кому до нас, когда праздничек у нас.

Сегодня праздничек – Иванов Купальничек.

Здравствуйте, ребята! Пришли вы сюда, чтобы отпраздновать приход лета, как делали это наши предки. И праздник этот называется день Ивана Купалы. Посмотрите вокруг! Как ласково светит солнышко. Поднимите свои личики, протяните свои ручки к нему. Чувствуете, как греет? И деревья, и цветы - все тянутся к нему. Поэтому день Ивана Купалы отмечается в честь солнца, цветов и растений. И сейчас мы с вами украсим нашу полянку, на которой будем отмечать этот праздник.

Игра «Кто быстрее и красивее украсит дерево разноцветными лентами»

Ведущая: Полюбуйтесь, какая пригожая наша полянка получилась. Ребята, знаете ли вы, что в купальную ночь во всех лечебных травах появляется особая целительная сила, поэтому именно в этот день нужно собирать травы, которые могут вылечить людей от разных болезней.

Какие лечебные травы знаете вы? (подорожник, зверобой, мята, хвощ, одуванчик, мать и мачеха)

Какие болезни они могут вылечить? (простуду, болезни почек)

Знаете ли вы игру, где бы говорилось о сборе травы?

Игра- хоровод «Трава-лебеда» (народная) (приложение 1)

Ведущая : На праздник Ивана Купала самый длинный день в году и самая короткая ночь. Поэтому издавна в этот день играют в игры, в которых говорится о дне и ночи, солнце и месяце, заре-зарянице. Хотите, мы вспомним эти игры?

Народные игры: «Солнце и месяц» («Золотые ворота») (приложение 2)

«Заря-заряница» (приложение 3)

Ведущая: В купальную ночь, ровно в полночь, расцветает цветок папоротника. Ярким красным огнем горит он. Кто сорвет цветок и подарит своей девушке, будет иметь долгую и светлую любовь. Много разных историй складывали люди об этом цветке и даже придумали игру. Давайте поиграем с вами в эту игру.

Народная игра «Купальские веночки» (приложение 4)

Ведущая: Есть в этот день еще одна традиция, по поверью в этот день надо попробовать очистительную силу огня или жгучей крапивы. Чтобы весь год не болеть, чтобы всякие беды и напасти миновали. И вот наши предки заканчивали этот праздник веселыми прыжками через огонь или крапиву, самые смелые и ловкие участвовали в этом. Кто же у нас самый ловкий и смелый, кто решится прыгнуть через крапивный костер? Выходи вперед! (Посреди площадки во время этих слов складывают крапивный «костер», дети прыгают через него под музыку).

Игра «Прыжки через крапивный костер»

Ведущая : Ребята, рядом с огнем или костром всегда мыслилась вода, и на Купалу люди обливали друг друга водой, чтобы смыть усталость, грехи, боль и неудачи. В эту ночь открывали «купальный сезон» (считалось, что до Купалы вода в реках и озерах холодная). Говорили, что вода в эту ночь особо целебная, потому что на заре в ней купается солнце. Нужно и нам очиститься, набраться здоровья и сил. Но для этого нам нужна вода. Придется искать ее.

Ведущий вместе с детьми начинают двигаться по направлению указателей (стрелок), которые приводят ребят к бассейну, заполненному воздушными шарами. Внутри бассейна, под шариками прячется Водяной, который при виде детей встает и радостно сообщает).

Водяной: Как же долго я ждал вас, моих дорогих гостей. Или вы забыли, что у меня сегодня день рождения. А это значит, что всем нужно радоваться и меня веселить. Смотрите, какой я грустный и скучный.

«Танцуйте с нами» - танец по показу

Игры с водой:

1. «Кто больше?» (Подгруппа детей собирает из бассейна резиновые мячики, «киндеры» и др. пластмассовые и резиновые игрушки с помощью сачков)

2. «Водоносы» (Играет 2 команды по 5 человек. Дети выстраиваются в колонны на расстоянии 5м от бассейна, в руках у первых - кружка или пластиковый стаканчик. Дети по одному движутся к бассейну, зачерпывают стаканчиком воду и, подбегая к своей команде, выливают в

ведерко, стоящее рядом).

3. «Найдем ключик от сундучка» (Подгруппа детей собирает «киндеры», рассыпанные в бассейн, в одном из которых спрятан ключ от сундука Водяного).

После того как ключик найден, Водяной открывает сундук и достает записку от царя Нептуна:

«Сегодня, 7 июля, разрешаю открыть купальный сезон в детском саду «Солнышко». Приказываю всем купаться, плескаться, нырять и брызгаться. Всем, всем, всем загорать и закаляться».

Царь Нептун.

Купание детей в бассейне.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1. Хоровод: «Трава-лебеда»

Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.
Погорела лебеда без дождя,
Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.
Пошлю казака по воду,
Пошлю казака по воду,
Ни воды нет, ни казаченьки,
Ни воды нет, ни казаченьки!

2. Игра «Золотые ворота»

На земле рисуют маленкий кружок. В центре его втыкают ветку березы. Рядом с кружком дети выстраиваются парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Один участник,оставшийся без пары- водящий. Он идет в «золотые ворота» и ребром ладони разъединяет руки одной из пар. При этом все поют:

В золотые ворота приходите,господа!

Первый раз прощается, второй запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Дети, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны к кружку. Первый, выдернувший ветку березы,идет в «золотые ворота», а проштрафившийся встает в пару с водящим впереди всех.

3. Игра «Заря-заряница».

Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из участников - водящий, он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

Заря-заряница, Ключи золотые,

Красная девица, Ленты голубые.

По полю ходила, Раз, два – не воронь,

Ключи обронила. А беги, как огонь!

С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник, становится водящим. Игра повторяется.

4. Игра «Купальские веночки».

Девочки ходят по кругу и поют:

Ой, да на Ивана, на Купала

Мы и пляшем и поем,

Хлопчики до нас идут

И подарки всем несут.

Мальчики идут к девочкам, в руках несут веночки. В одном из них «золотая» маковка-цветок из фольги. Поют:

А коровкам по росинке,

А телятам по былинке,

Старым бабкам по платочку,

А девчатам по веночку.

Останавливаются сзади девочек и надевают веночки им на головы. Все вместе идут по кругу и поют:

В чьем это веночке золотая маковка,

Серебрена головонька?

Останавливаются, хлопают в ладоши и поют:

В маленьком веночке,

В Машином веночке,

Золотая маковка,

Серебряна головка.

Ну-ка, Маша попляши,

Хоровод наш поведи.

Девочка с веночком выходит в круг и танцует. Когда музыка заканчивается, девочки бросают свои веночки как можно дальше, мальчики бегут за веночками, стараясь взять венок с золотой маковкой, игра повторяется.

Используемая литература:

1.«Русский земледельческий календарь» А.Ф Некрылова, М-Правда 1989 г.

2. «Праздники для детей и взрослых» Н.В Чудакова, М -АСТ. 1996 г.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь