Рождественский козёл, соломенная коза (норв. Julebukk, швед. Julbock) — традиционный новогодний и рождественский персонаж в Норвегии, Швеции и Финляндии.
Конни Линдквист (1950-2002): Рождественская коза.
Один их самых древних символов шведского рождества - козёл. Эта история уходит корнями в дохристианские времена, когда язычники-шведы верили в Тора, бога сродни Зевсу.
Языческие времена ушли, а козлик остался и превратился в соломенное украшение шведских домов.
Роль рождественского козла постоянно менялась. Вплоть до 19 века в рождественские праздничные дни молодые ряженые ходили от фермы к ферме, играли и пели рождественские песни. Одна из групп всегда была одета как козлы, иногда с маской, сделанной из соломы, и в качестве награды они получали еду и напитки.
В течение XIX века традиция постепенно изменилась: человек, наряженный козлом, стал дарить подарки.
В рождественские праздники по улицам ходили ряженые в костюмах козлов.
Обычно его изображал кто-нибудь из семьи. К концу века козла из рождественских традиций вытеснил гном (jultomte) - шведский Дед Мороз.
Рождественского козла часто делают из соломы или вырезают из дерева. В старину в ходу был розыгрыш, в котором козла подбрасывали к соседскому дому с запиской, гласящей, что от козла нужно отделываться таким же способом, то есть подбросить другим.
В современном варианте рождественский козел является декоративной фигуркой из соломы, перевязанной красными ленточками. Его традиционно кладут под елку в качестве украшения.
Более крупные фигуры воздвигают на городских улицах незадолго до Рождества.
Их, к недовольству мастеров, часто сжигают в канун праздника, что совершенно незаконно!
Отголоски этой традиции есть и в Финляндии. Финского Санту многие называют Йолупукки (Joulupukki), что в дословном переводе с финского означает «Рождественский козёл». Это как раз отголоски языческих традиций, подобных тех, что существуют у шведов. Хотя сейчас Финляндия и считается родиной Санта-Клауса, но финны и старые свои традиции не забывают. На их рождественских украшениях и открытках рождественские гномы - частые гости, в том числе и с козлом.
Сейчас Йоулупукки выглядит как привычный всем Санта-Клаус с белой бородой, в красной шубе и шапке, хоть и сохраняет некоторые национальные особенности. Но ещё в XIX веке его изображали в козлиной шкуре и иногда даже с маленькими рожками.
У Йоулупукки есть жена — Муори (Muori, «старая хозяйка») — олицетворение зимы. В помощниках у Йоулупукки служат гномы, которые в течение года сидят в «Пещерах Эха» (Кайкулуолат, Kaikuluolat) и слушают, как себя ведут дети во всем мире, а перед Рождеством разбирают рождественскую почту, помогают готовить и упаковывать подарки.
Очень похож на Йоулупукки и норвежский Юлебукк. Самое забавное то, что Юлебукка сопровождает волшебная коза, которая тоже разносит подарки и несет людям благословление и благосостояние. Эту козу детишки ждут с нетерпением и специально для нее кладу в свою обувку колосья овса.
Обход с козой представляет остаток верования, оставившего многочисленные следы как в Западной, так и в Восточной Европе.
У славянских народов до сих пор сильна традиция вождения ряженой козы. Вождение колзы исполняется на Святки или на Масленицу.
Вождение козы в барском имении. Западная Белоруссия, XIX век. М. Андриолли.
Коза в народных обрядах является символом плодородия и богатства. Белорусы считали, что козу сотворил чёрт, и потому внешне похожа на него. Украинцы также считали козу чёртовым твореньем, и если её покропить освящённой водой, то она сразу же «пропадает» (подыхает). У коз короткие хвосты, т. к. дьявол, загоняя коз на пастбище, оторвал им хвосты.
В то же время коза (само животное, части его тела, мясо, молоко) выступает как оберег. В хлеву держат козла, которого якобы любит домовой и потому не вредит лошадям. Козла (особенно белого) боятся домовой и ласка. По украинскому поверью, если в хлеву есть коза, она не пустит ведьму отобрать у коровы молоко. Овчары держали козу на выгоне для овец, полагая, что коза не даёт чаровникам приблизиться к отаре.
От падежа скота прибивали на дворе козлиную голову (костром.). По македонскому поверью, козу нельзя сглазить. Если же сглазили корову и она даёт плохой удой, следовало завести козу и смешивать коровье молоко с козьим это отвращало сглаз.
Костюм ряженой «козы» представлял: вывернутый шерстью наружу кожух; деревянная голова с рогами и бородой из соломы или лозы и движущейся нижней челюстью. Поляки к бороде привешивали колокольчик.
У белорусов известна «коза» в виде большой куклы на палке. Украинцы Буковины макет головы «козы» носили на длинном шесте, поверх которого крепился балахон, скрывавший фигуру исполнителя.
В Великопольше при масленичных обходах (подкозёлэк) иногда водили живую козу, приписывая ей магическое воздействий на урожай. Деревянная рогатая фигура козы была атрибутом процессии ряженых в последний вторник карнавала. На Украине маска козы фигурировала также в свадебном и погребальном обрядах (в «играх при покойнике»).
Рождественско-новогодний обряд «вождения козы» наиболее ярко представлен у украинцев и белорусов. Кульминацией обряда являлось исполнение песни «Где коза ходит, там жито родит…»
Де коза ходить, там жито родить,
Коза ногами, жито копами.
Де коза рогом, там жито стогом,
Де не буває, там вилягає.
Го-го-го, козо, го-го-го, сіра,
Го-го, рогата, го-го, кудлата.
Ти розходися, розвеселися,
Козо-небого, поскач немного.
Коза упала, нежива стала,
Протягла ріжки, витягла ніжки.
Козо, козуню, ой пробудися,
Ґазді й ґаздині низько вклонися.
Несуть щедрівку: в цебрі горівку,
В мисці горішки, ще й кільце кишки.
Песня сопровождалась танцем-пантомимой, где коза кланялась хозяевам, затем танцевала и задиралась к молодым девушкам, ласкалась к малым деткам, затем же, как правило, она «умирала», её безуспешно лечили, и лишь получив кусок сала, она «воскреcала». Обряд символизировал круговорот времени и возрождение природы.
В белорусской обрядности бытовали варианты обрядных песен «О козе и волке», «О козле и Барабанихе».
На Украине обычно «козу водят» в Щедрый вечер.
Ряженые. Святочное вождение «козы». Станица Анастасиевская, Краснодарский край. Фото. 1989 г.
В цикле весенних обрядов Нижегородчины, приуроченных к Чистому понедельнику или первому воскресенью Великого поста, отмечали «козью масленицу» вождением по улицам убранного венком и лентами козла.
Обманываться – глупо и не надо,
ведь истинный пастух от нас сокрыт,
а рвутся все козлы возглавить стадо –
чтоб есть из лакированных корыт.
Внутри семейного узла
в период ссор и междометий
всегда легко найти козла,
который в этой паре третий.
Гарики. Губерман
5-летний Максим и его 4-летняя сестренка Алиса едят салат из капусты.
После трапезы мальчик обращается к Алисе:
- Ну вот, сегодня за полдником мы были с тобой прям как козлы.
- Нет, - поправляет его девочка. - Козел здесь один. А я - зайчишка.
Как ни крути, рано или поздно каждый мужик услышит от девушки, что он - козел. Вопрос в том, стоит ли обижаться на эту фразу? А может она была сказана из лучших побуждений.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Самый похотливый из всех животных, древние считали его символом творческой мощи, оплодотворившей материю и ее же организовавшей. Козел олицетворял воспроизводящее начало наравне со змеей и быком. Отсюда — связанная с ним идея плодородия: козел праздника жатвы воплощал культ хлеба в ритуалах плодородия в Ливии (праздник козла противоположен празднику ягненка и приходится на время весеннего равноденствия).
Ба-неб-деде |
Чёрный Козел Леса с Тысячей Отпрысков восходит к Древнему Египту и Шумеру. В самом деле, и в Египте и в Шумере присутствовал культ Козла, однако египетская его разновидность отличалась большим влиянием. Так называемый Козел Мендеса, являлся "чёрным" воплощением Asar. Культ основывался на концепции плодородия. Некоторые особенности этого культа Козла были восприняты арабскими магическими системами. Так, например, племя Aniz имело подобный культ. (Anz "козел" и Aniz - когнаты) Aniz назывался Козлом потому что основатель этого племени практиковал магию, основанную на идее плодородия. Символ этого культа - факел между рогами Козла. Этот символ также стал использоваться и в западных магических традициях.
В греко-римской традиции козел означает мужественность, творческую энергию и похоть. Посвящен Зевсу Диктиносу, который был вскормлен козой Амальтеей, шкура которой стала его щитом, а рог - рогом изобилия. Дикий козел посвящен Артемиде и является атрибутом или одним из обликов Диониса. Ассоциировался с культом Бахуса и в искусстве изображается везущим его колесницу.
Пан изображен, пристающим к Афродите |
Однако чаще всего коз и козлов использовали в качестве жертвенных животных. В Древней Греции, во время религиозных празднеств в честь бога вина и веселья Диониса, козлы исполняли для юбиляра свою последнюю козлиную песнь, после чего шли под нож. То была настоящая трагедия, поскольку в переводе с греческого слово «трагедия» буквально и означает «песнь козлов». Разумеется, вокальные партии за козлов, которым было не до песен, исполняли ряженые дублеры, но кровавый танец смертельной агонии на жертвенном алтаре приходилось демонстрировать самим несчастным животным. Эгис, или эгида (собств. «козья шкура»), — атрибут Зевса, Афины, иногда и Аполлона. По Гомеру, эгида представляет собой щит, изготовленный Гефестом для Зевса (отсюда Зевс-Эгиох). Позднее считалось, что эгида — это шкура козы Амалфеи, натянутая на щит (некоторые исследователи видят здесь воспоминание о древнейшем обычае защищать левую руку козьей шкурой); другой вариант мифа изображает эгиду как огнедышащее чудовище, порождённое Геей и убитое Афиной, сделавшей себе из него щит (с сер. 6 в. до н. э. щит-эгида из козьей шкуры становится постоянным атрибутом Афины; ежегодно на Акрополе в жертву Афине приносился козёл, шкура которого как эгида возлагалась на статую богини).
В Древнем Риме с приносимых в жертву коз и козлов ежегодно спускали шкуру 15 февраля, в день празднования луперкалий. Римские жрецы-луперки, нарезав из этих шкур ремни, с воплями носились вокруг Палатинского холма, стегая ими всех встречных и поперечных представительниц прекрасного пола.
В мифологии и воззрениях древних кельтов козел считался символом плодородия. Козла часто изображали рядом с римско-кельтским богом Меркурием, причем козел в некоторых аспектах был взаимозаменяемым символом с бараном, также считавшимся олицетворением плодородия. Как и баран, козел неизменно ассоциировался с агрессивностью, в частности - сексуальной. Рогатые боги - не редкость в культуре кельтов. Нередко такие рога напоминали бараньи, а еще чаще - оленьи; иногда на головах божеств красовались и козлиные рога.
"Битва Тора с гигантами" (1872), Mrten Eskil Winge. |
Не менее интересна и эволюция образа финского Деда Мороза – Йоулупукки, имя которого часто переводят как «Рождественский козёл». Это не совсем точно, ибо словом «йоль» скандинавские народы поначалу называли старинный праздник середины зимы, который лишь потом слился с Рождеством. С 1131 по 1708 это происходило 7 января, а после 1708 года – 13 января, когда отмечаются именины мужского имени Нутти. Вторая часть слова — pukki (козёл) — происходит от старой финской, ещё языческой традиции ряженых нуттипукки (nuuttipukki). Этими нуттипукки были молодые люди, одетые в вывернутую наизнанку шубу и маску из бересты, которые изображали рогатое существо языческого обряда. Иногда мужчин было двое, — один был головой козла, а второй изображал заднюю часть. Нуттипукки обходили дома, дарили подарки послушным детям, а непослушных – пугали. Поэтому рогатый «предок» Йоулупукки поначалу исполнял ещё и роль нашего Бабая. Потом он подобрел и от козлиных черт избавился. Правда, йольские козлы никуда не пропали – они стали символом Рождества, и их соломенные фигуры, украшенные лентами, и сегодня можно видеть на улицах Норвегии, Швеции и Финляндии.
Исторически сложилось так, что сначала слово Йоулупукки в дословном переводе с финского означало «Рождественский козёл», который изображался в виде соломенного козла и являлся чуть ли не главным атрибутом рождественских праздников. В финском языке слово joulu было заимствовано от древне-германского названия праздника Йоль, посвящённого середине зимы.(с)
Курочкiн О. Украiнськї новорiчнi обряди: «Коза» i «Маланка». Опiшне, 1995.
В Литве считалось, что козел обладает способностью предвещать погоду потому, что Черный бог причинял ветры, грозу, дождь. У ингушей в облике козла обретается Муста-Гударг, божество дождя. Собираясь упросить его расщедриться на осадки, люди рядили в козлиную шкуру самого красивого юношу селения и нещадно поливали его водой.
К рогам козла привязывали кусок красной шерсти, и, когда животное выводили из ворот храмового двора, один из коэнов разрывал этот кусок шерсти пополам: одну половину вешал над воротами, а другую — снова привязывал к рогам козла. Если раскаяние народа было искренним и чистосердечным, то в тот момент, когда козла сбрасывали со скалы, кусок красной шерсти, повешенный над воротами, становился белым в соответствии с тем, что сказано в книге пророка Исайи: «Если будут грехи ваши как пурпур, побелеют они как снег, а если будут ярко-красными, станут белыми, подобно шерсти». Раши отмечает, что закон о козле, отсылаемом в пустыню, наряду с законом о приготовлении пепла для снятия ритуальной нечистоты, который предполагает убой и сжигание ярко-рыжей коровы за пределами территории Храма, всегда служил основой для обвинений в том, что Тора признает существование тёмных сил и даже предполагает принесение им даров. Однако ни ярко-рыжая корова, ни отсылаемый в пустыню козёл не являлись жертвами и никому не посвящались. Сжигание ярко-рыжей коровы служило символом уничтожения греха золотого тельца, лежащего в основе всех грехов, а сбрасывание со скалы козла было призвано напомнить народу о том, какой должна быть участь того, кто совершает преступления против Всевышнего, и указать на силу раскаяния, способную спасти человека и уберечь его от беды. Видимо именно отсюда возник популярный образ дьявола в виде пылающего быка или козла с туловищем кровавого цвета, будто с него сняли кожу, что соответствует обряду (кожа и мясо быка и первого козла сжигаются вне поселения). Близка образу и история о сжигании в огне Золотого тельца Моисеем (Исх. 32:19-20), незадолго до утверждения им данной традиции о сжигании жертвенного скота.
В христианской символике козел - дьявол, проклятый, грешник, похоть и непостоянство - становится "вонючим, грязным, постоянно ищущим удовлетворения" существом, которое на Страшном суде обрекается на вечное наказание в аду. Козлы - аналогия грешников в евангельской проповеди о Судном дне, когда Христос отделит их от овец и отправит в огонь вечный. С другой стороны, «козел отпущения» - это Христос, нагруженный грехами мира. Отсюда, вероятно, проистекает козлиный облик средневекового дьявола - он изображается в виде козла или человека с козлиными рогами, бородой и ногами и с женской грудью - Бафомет - чье имя при дешифровке с помощью иудейского шифра абаш означает «мудрость». Незабвенный образ «козлиной» мудрости передавался посвященными на протяжении веков. Рекламу Бафомету сделал знаменитый судебный процесс над тамплиерами в 1307-14 гг. Желая конфисковать у могущественного рыцарского ордена богатства, французский король Филипп IV Красивый повёл себя, хоть и некрасиво, зато эффектно. В считанные дни он арестовал почти всю верхушку тамплиеров, а опытная инквизиция тут же начала им «шить дело», обвиняя в сатанизме и идолопоклонстве. В числе идолов фигурировал и Бафомет. По смутным свидетельствам идол представлял собой серебряную голову (иногда двуполо-двуликую) с бородой. Окромя бороды ничего козлиного в Бафомете поначалу не было.
Бафомет |
Во внешнем облике черта (как он изображается в иконографии) очень много от козла. Сохранилось немало рассказов о явлениях злых духов именно с козлиными ногами. Центральное место в этих рассказах занимают легенды о шабаше, на котором дьявол появляется неизменно в виде огромного черного козла, предоставляющего всем присутствующим для поцелуя свой зад. Черт на картинах, изображавших шабаш ведьм, в большинстве случаев имел вид козла, которого ведьмы целовали в зад. В позднее средневековье и Новое время ведьмы часто представлялись летящими верхом на козлах.
В средневековом "Бестиарии" козел представлен как "похотливое, бодливое животное, всегда жадное до спаривания. По своей природе он настолько горяч, что его кровь может растворять алмазы, которые нельзя разрушить ни огнем, ни железом" (Унтеркирхер).
а это уже современная трактовка |
В Дагестане и в Средней Азии также считали, что шайтан принимает облик козла.
В то же время, это определение является достаточно размытым и условным. В частности, статус заключённых, находящихся на должностях, таких, как, например, санитар, библиотекарь, бригадир и т.п., определяется довольно гибко, и такой осуждённый может считаться «мужиком» или даже приближенным к «блатным» («мужик на движухе» и т.п.). В настоящее время в среде заключённых распространён следующий подход: «козлом» или «сукой» (эти понятия практически идентичны) считаются «за поступки, но не за должность», то есть осуждённый может формально занимать какую-либо должность (вплоть до коменданта), но не считаться «козлом», «сукой» и т.п., если он не совершал каких-либо предосудительных с точки зрения «блатной» морали действий. Данный подход выработался в «блатной» среде в последнем десятилетии в целях самосохранения при условиях установления в ИУ ряда регионов страны жёсткого режима тюремной администрации и исторически не является новшеством: так, в 1940-60-е гг. «законные воры» уже шли на смягчение своего кодекса в связи с «сучьими войнами» .
В то же время следует отметить, что «сука», согласно «воровским понятиям» (то есть представлениям, присущим «ворам в законе» , «блатным»), это «курванувшийся вор», то есть «блатной» или «законный вор», пошедший на сотрудничество с властями. Поэтому осуждённый, находившийся в касте «мужика» и вставший на административную должность в ИУ, зачастую не приравнивается к «козлу», «курве» или «суке» (если, естественно, он не совершал предосудительных с точки зрения «блатной» системы ценностей поступков), а статус его определяется различно в зависимости от конкретного исправительного учреждения и конкретных обстоятельств («мужик» или «козел»); данный подход также не нов и отличается значительной произвольностью, в том числе по отношению к «блатным», что зафиксировано в воспоминаниях ряда мемуаристов (см., например: Л. Копелев. «Хранить вечно» .)
из Википедии . "Тюремные касты в странах бывшего СССР"
Козел (тюремное) - представитель группы в неформальной иерархии заключенных, образованной по признаку: открытое сотрудничество (в настоящем или прошлом) с администрацией ИУ . Эта группа выделилась в сообществе заключенных в 60-х годах. В отличие от активиста 30-50-х годов, статус козла становится для заключенного практически постоянным, сопровождает его в течение всего времени пребывания в местах лишения свободы.Краткий словарь блатного жаргона
На этом фоне назвать женщину козочкой - почти комплимент. И не только потому, что коза – легка, стройна, травоядна и считается не самой умной особой, что так ценится мужчинами в настоящей женщине: "Нежная, глупая, грешная и с ангельским лицом" (Г. Лепс "Настоящая женщина"). Мы понимаем этот нюанс правильно: мужчина хочет доминировать, в том числе, и своим интеллектом. А умная женщина вовремя сделает вид, что глупа. Кроме того, коза – это олицетворение плодовитости и трогательной материнской заботы. Как не вспомнить Козу-мать: "Козлятушки-ребятушки, ваша мама пришла, молочка принесла". Вспомним и то, что коза с нежным именем Амалфея вскормила своим молоком малютку-Зевса, а ее чудесный рог – рог изобилия, атрибут Фортуны. Не потому ли слово "коза" появляется даже в названии магазинов? И это нормально: бизнес всегда стремится стать рогом изобилия для своих хозяев. Шкура этой козы стала и щитом Зевса. Козьим молоком был вскормлен и Юпитер. И все это не маловажно. А вот из рогов козлов можно пить вино по древней традиции некоторых народов мира. А если часто поднимать рог с вином, то достичь благополучия и, тем более, изобилия просто невозможно. Может быть, благодаря такой близости к богам и появилась поговорка - "И на козе не подъедешь!" - об очень важных и напыщенных персонах. Но в этой ситуации мужчины могут вспомнить о Химере (древне-греческое Χίμαιρα, буквально «молодая коза») – чудовище, извергающее пламя, с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи; порождение Тифона и Ехидны. Вскормил её ликиец Амисодар. Первое упоминание о Химере находится в шестой песне «Илиады», в которой написано, что она была божественного происхождения — перед льва, туловище козы, хвост змеи; она извергала из пасти огонь. Голова льва, брюхо козы и хвост змеи — таково самое естественное её описание, содержащееся у Гомера, однако «Теогония» Гесиода приписывает ей три головы, и так она представлена в знаменитом этрусском бронзовом изваянии из Ареццо, датируемом V веком до нашей эры. Посредине хребта у неё козья голова, на конце хвоста змеиная, на передней части туловища — львиная. Либо это чудовище о трёх головах на одном теле. Убил её, как и было предсказано богами, красавец Беллерофонт, сын Главка, который поразил её стрелой из лука. Она упала на Алейские равнины. В шестой песне «Энеиды» снова появляется «огнедышащая Химера»; комментатор Сервий Гонорат отмечает, что по мнению всех авторитетных учёных чудовище это было родом из Ликии, а в этом краю имеется вулкан, носящий такое название. У основания вулкана кишат змеи, на склонах много лугов и козьих пастбищ, из вершины пышет пламя и там же, наверху, логовища львов; вероятно, Химера — метафора этой необычной горы. Согласно Страбону ущелье Химера в Ликии находилось между горами Краг и Антикраг, то есть на территории между современными турецкими городами Фетхие и Калкан. Плиний Старший относил это место чуть дальше на восток, считая Химерой гору Янарташ у деревни Чиралы (тур. Çıralı) между городами Кумлуджа и Кемер. Там и сейчас находятся выходы на поверхность природного газа в концентрациях, достаточных для его открытого горения. Согласно одной из интерпретаций это вероломная женщина, у которой было два брата: Лев и Дракон. По другой — это гора, от которой отражались солнечные лучи, а Беллерофонт разрубил её. По ещё одной интерпретации — это капитан пиратского корабля по имени Химар, у которого на носу изображение льва, а на корме дракона, а посередине — змеи. В переносном смысле — необоснованная, несбыточная идея.
Ох, не права была Марь Иванна, оказывается существует и Козлиный гороскоп
Овен - Истеричный козел . Второй по уровню самовлюбленности на всем Зодиаке: типичного Льва типичный Овен таки переплюнуть не может. При общении с Овном следует помнить, что только он, несравненный и замечательный, всегда прав. У любого Овна есть пунктик, по которому этот конкретный Овен считает, что он самый лучший: он может быть самым красивым, самым сильным, самым опытным коллекционером черепашек с острова Чу-Чу… Если вы посмеете засомневаться, Овен начнет вести себя как помесь шестнадцатилетки с бродящими гормонами и климактеричной тетки с перепадами температуры: он будет топать ногами, орать, кидаться разнообразными предметами, и может даже полезть в драку. А еще Овен всегда будет самым наглым образом хамить. Кто же виноват в том, что он один всегда прав? Об этом же надо рассказать всему миру, да.
Телец - Ленивый козел . Это самый дикий тормоз на всем Зодиаке. Он абсолютно все делает медленно. Когда Телец пытается думать, то у него в глазах отражаются скрипящие шестеренки. Если кто-то посмеет его поторопить, высказав ту сугубую истину, до которой Телец попытается додуматься, то Телец оскорбится, и назло вам продолжит думать. Впрочем, дойдет до того же самого вывода. Невероятно скучен, его невозможно дотащить куда-то дальше соседнего дивана. Ни один другой знак не обожает пожрать больше него. Любые просьбы игнорирует, ибо несмотря на природное тугодумие, упрям аки молодой (или старый) бычок с отвисшим пузиком.
Близнецы - Бесчувственный козел . Больше всего на свете обожает трепаться на отвлеченные темы, отвечающие его собственным интересам. О своих интересах при общении с Близнецами можно спокойно забыть. Близнецы – эдакая бабочка, которая летит туда, где можно нажраться от души. Один из самых больших алкашей на всем Зодиаке. Страдает оттенком клоунады, обожает играть на публику дешевые спектакли. Серьезно с этим человеком разговаривать невозможно, будет отшучиваться или в открытую хамить. Дома застать его невозможно, будет шляться по всем возможным друзьям. Обожают приврать, в умении вешать лапшу на уши уступают только Стрельцам.
Рак - Чувствительный козел . Способен впасть в депрессию от любого неправильно сказанного слова, самый большой нытик и плакса на всем Зодиаке. За себя постоять практически неспособен, будет прятаться за спиной у родственников и близких друзей. Жадный до безумия, денег в жисть не даст, но на себя родного все спустит, если в голову ударит. Смотрит в рот всякому, кто его похвалит. За любым, кто его похвалил, будет бегать как верная собачка-зомби.
Лев - Самовлюбленный козел . По самовлюбленности обошел абсолютно все остальные знаки. Он – царь, патриций, Бог. В отличие от Овна, превосходит других людей абсолютно во всем, нет ничего такого, что он не умеет и не знает. Люди созданы, чтобы ему служить, поклоняться и приносить в жертву себя и мелких млекопитающих в виде обеда на тарелке. Часто оказывается непризнанным гением. Больше всего на свете обожает внимание. Брезглив до безумия. Однако больше любого другого знака ведется на всякую фигню: обдурить его может даже пятилетка. Ибо один Лев умный, а остальные – сэмэ выше.
Дева - Хитрый козел . Просчитывает любую ситуацию от начала до конца. Пассивен, выглядит слабым и безвольным, хотя на самом деле в хитрости уступает только, пожалуй, Скорпиону. Но в отличие от вышеназванного, не обладает ни одной чертой характера, которая свойственна человеку, а не роботу. Живет по расписанию, делает все так, чтобы было «правильно». Абсолютно сух и безэмоционален. Ага, со стороны кажется, что под суровой оболочкой кроется тонкая душа и полное чувств сердце, однако фиг. Это – биоробот, самовыполняющий определенную программу. Для достижения цели и общественной пользы, не дрогнув, расстреляет сотню человек за день и верски задушит щеночка. Не испытает от этого никакого удовольствия, но и морщиться не будет.
Весы - Капризный козел . Такой же брезгливый, как и Лев. Отличается своей сутяжностью, самая большая сутяга в Зодиаке. Как маленькая собачка, гавкает на всех, кто неспособен оказать реального сопротивления. Не смотрите, что написано в среднестатистических гороскопах, Весы обожают ругаться. Любит демонстрировать показушное благородство, которое в трудную минуту оборачивается подлостью. Навязчивы до безумия, пристает как банный лист к заднице.
Скорпион - Козел-садист . Самый мерзкий характер на всем Зодиаке. Деспот, все стремится контролировать самостоятельно. Место женщины у Скорпиона – на кухне. Редкостное хамло. Мстителен как кошмар, если вы чем-то ухитрились его обидеть – это конец, будет помнить до конца жизни, и рано или поздно отомстит. Вообще, он так же обидчив, как Рак, но не расползается как тряпка. Скорее, полезет в драку или начнет придумывать коварные планы уничтожения обидчика. Как и Дева, способен расстрелять сотню человек за день и зверски задушить щеночка, но в отличие от Девы, получит от этого удовольствие.
Стрелец - Занудливый козел . По занудству в чем-то превосходит даже Козерога. Занимает почетное третье место по самовлюбленности, после Овна и Льва. Считает хорошее настроение важнейшей добродетелью, бегает от проблем, ненавидит дискомфорт и ссоры. На всю жизнь остается ребенком. Главный маменькин сынок Зодиака. Несмотря на противоположность знаков, жутко похож на Близнецов. Болтлив до безумия, будет нудить о какой-то интересующей его теме до потери пульса и сознания. Часто труслив, дико боится ответственности в любом виде. Врет аки сивый мерин. Просто потому что ему нравится сам процесс.
Козерог - Просто Козлина . Ставит цель и прет к ней аки ослица мужского пола, ну прям совсем как Дева. Только Дева делает то, что приказано, а Козерог – то, что хочется. Если Козерогу взбрела в голову какая-то муть, он этой мути добьется, идя по головам и отстреливая всех неугодных. При этом, в отличие от Скорпиона, прекрасно заметет следы и спокойно забудет. Козерогу плевать на все, кроме своей цели. Ради цели предаст любого человека. Страдает подлостью, будет улыбаться в лицо и говорить гадости за спиной – если ему это выгодно, конечно. Эта консервативная зараза без выгоды для себя ни в жисть ничего не сделает.
Водолей - Безответственный козел . Обожает состроить из себя циника похлеще, чем Скорпион. Алкаш, легко конкурирующий с Близнецами. Чаще пьет не потому, что хочется, а потому что друзья обязывают. Помнит абсолютно все, кроме своих обещаний, клятв и фразы: «Это был самый последний раз, больше никогда!», сказанной им самим. Как и Лев, является непризнанным гением. Обладает некоторой схожестью с Овном: окружающие должны признать в нем единственный пунктик. Для Водолея это его незаурядная гениальность. Все, абсолютно все Водолеи гениальные гении. Способен любить исключительно своих бесконечных друзей. Все остальные в расчет не принимаются.
Рыбы - Слабый козел . Самый слабый знак Зодиака. Боится трудностей в любом виде. Патологически зависит от всех окружающих. От окончательного превращения в половую тряпку его защищает только огромная броня эгоизма и самовлюбленности, которая иногда достигает масштабов Льва. Также помогают врожденная хитрость и часто подлость. Больше всего на свете обожает валяться на зеленой травке, мечтая о лучшей жизни. При этом ему обязаны регулярно приносить пожрать. Вероятности, что кто-то не будет за него готовить, убирать и выполнять прочие низменные обязанности, Рыбы не признают. Даже не то, что не признают, это для них просто немыслимо. И ведь всегда получают, чего хотят…
За что такая девушкам хвала?
Что в них нашли вы, бабьи подголоски?
Достаточно я знаю их дела:
Обманщицы они и вертихвостки.
Пусть попадется в образе козла
Моей подружке черт на перекрестке!
Пусть тихим вечерком, когда она
В окошко глазки делает мужчинам,
Ей с Блоксберга проблеет сатана
"Спокойной ночи" голосом козлиным!
С хорошим парнем девка холодна.
Он больно прост для этой крови рыбьей.
Я не поклоны, я ей окна выбью!
речь Зибеля в погребке Ауэрбаха
Иоганн Гете. Фауст
.
Перевод Бориса Пастернака
Впрочем, быть козлом, не так уж и плохо.
Недаром эмблема козла вошла в европейскую геральдику и украшает гербы десятков городов Дании, Чехии, Германии, Польши и Словакии.
Taffy the IV. 1914. |
1 марта в честь покровителя полка Святого Давида, офицеры батальона устраивают пирушку, на которой провозглашают тосты за принца Уэльского, козлу скармливают богатые подношения и козла проводят три раза вокруг стола. Масоны утверждают, что использование козла королевскими валлийцами имеет скрытый мистический подтекст.
«Праздник Козла» (исп. La fiesta del chivo) — роман перуанского лауреата Нобелевской премии по литературе Марио Варгаса Льосы. Название романа взято из популярной доминиканской меренге «Убили козла» (исп. Mataron al chivo), посвящённой убийству Трухильо 30 мая 1961 года. Меренге — это стиль музыки, созданный Ньико Лорой в 1920-х и активно продвигавшийся самим Трухильо; в настоящее время он считается национальной музыкой страны. Культурные критики Джули Селлерс и Стивен Ропп отмечали, что, представляя диктатора как животное, которое может быть превращено в тушёнку, песня «даёт тем, кто исполняет, слушает и танцует под эту меренге, чувство контроля над собой, которое они не испытывали на протяжении более трех десятилетий». Варгас Льоса процитировал текст «Убили козла» в начале романа. Действие романа происходит в Доминиканской Республике вокруг убийства доминиканского диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо и его последствий с точек зрения разных поколений: во время и сразу после убийства, в мае 1961 года, и тридцать лет спустя, в 1996 году. Роман также включает обширные размышления о расцвете диктатуры в 1950-х годах и её значении для острова и жителей. Киноверсия романа была выпущена в 2005 году с участием таких актёров, как: Изабелла Росселлини, Пол Фриман и Томас Милиан. Хорхе Али Триана и его дочь Вероника Триана написали театральную адаптацию в 2003 году.
Главное - не стать козлом отпущения, хотя и они тоже иногда устраиваются замечательно.
Бок-бир
(нем. Bockbier или Starkbier) — разновидность немецкого крепкого пива верхового или низового брожения с экстрактивностью начального сусла более 16 % и крепостью 6,3–7,2 %. Различают светлое и тёмное пиво этой марки.
Доппельбок
(нем. Doppelbосk) — Бок-бир с экстрактивностью начального сусла более 18 % и крепостью 7–12 % и более. При достижении содержания спирта 13 % пивные дрожжи погибают. Поэтому для дальнейшего повышения крепости требуется удалить из пива часть воды.
Айсбок
(нем. Eisbock) производится путем частичного замораживания пива. При этом алкоголь концентрируется в незамерзшей жидкости. Таким образом удается получить очень крепкое пиво, не нарушая Закона о чистоте пива.
Этот сорт пива берет свое начало в ганзейском городе Айнбек в Нижней Саксонии. После получения статуса города в 1240 году горожане получили также право на приготовление пива. В Средние Века пиво верхового брожения экспортировалось по всей Европе, вплоть до Италии. Чтобы обеспечить свежесть пива при длительных перевозках, его делали особенно плотным и крепким. Даже герцоги Виттельсбахи из Мюнхена получали его с 1555 года из Айнбека, пока в 1573 году не была открыта первая придворная пивоварня в замке Trausnitz, которая в 1589 году была перенесена в Мюнхен. В 1614 году из Айнбека на пивоварню был приглашен Элиас Пихлер (нем. Elias Pichler). Со временем из-за особенностей баварского диалекта его пиво стали называть Бок-бир — пиво из Айнбека. Хотя название пива ничего общего с козлом (Bock по-немецки означает козёл) не имеет, изображение этого животного часто помещают на этикетку.
Оказывается, на этикетке изображен вовсе не козел и не коза, символом пива является козленок, а изображать на этикетке его стали после одного случая, превратившегося в легенду.
Однажды в Баварии, заезжий рыцарь, довольно нелестно отозвался о пиве местной пивоварни, назвал его очень слабым и годящимся только для женщин. Один из варивших это пиво был очень сильно оскорблен подобными словами и предложил рыцарю необычную дуэль. Суть дуэли сводилась к тому, что каждый из дуэлянтов должен был, выпив кружку пива, которое предоставил ему противник, спустя полчаса, стоя на одной ноге, пропустить нитку в игольное ушко.
Через год, в конце весны, состоялся знаменательный турнир. Рыцарь привез своего пива, они вышли на лужайку и состязание началось. С первой кружкой, весьма внушительного размера, участники справились довольно легко. Супруга пивовара ушла за нитками и иголками, а по дороге выпустила погулять своего самого любимого козленка. Пивовар легко справился и со второй кружкой, но рыцарь, никак не мог просунуть нитку в иголку и, не справившись с заданием, рухнул на землю. Подняться он уже не смог.
Это твой козленок толкнул меня и сбил с ног – начал оправдываться рыцарь.
- Того «козленка», что опрокинул Вас, сварил я – ответил ему пивовар.
В честь великого турнира, то пиво назвали "BockBlER". И теперь, в канун памятной даты, варят пиво с названием "MAI-BIER". Козленок же, с тех самых времен, является символом отменного крепкого пива.
Эта марка пива является наиболее популярным чешским пивом за пределами Чехии и помимо Чехии производится по лицензии в Венгрии, Польше, Украине, России, Словакии и Молдавии. А в 1995, 1996, 1997, 1999 гг. Велкопопивицкий Козел получил золотую медаль среди пива марок Pilsner на чемпионате мира, проводимом в Чикаго.
В 1992 году Тверской пивзавод акционирован, создана "Фирма Тверь-пиво". Именно в это время появились популярные сорта "Тверское светлое" и "Тверское темное". Характерная особенность Тверского пивзавода того времени - частая смена дизайна этикеток. Теперь уже сложно сказать какую цель преследовал завод? Еще один вопрос, вызывающий недоумение, - откуда же козел на этикетке тверского пива, ведь на гербе города этого животного никогда не изображали? В действительности, на пограничном столбе, установленном в конце XVIII - начале XIX веков на границе Тверской и Новгородской губерний, неподалеку от села Куженкино, были два бронзовых щита с изображением гербов. Так вот, со стороны Новгорода - щит был с изображением официального герба (медведей), а вот со стороны Твери на щите были изображены два козла, стоящих по сторонам потира. Хотя в то время герб Твери был соврешенно другим, однако козел являлся одним из неофициальных символов Твери.
Выражение "тверской козёл" (или "тверские козлы") восходит к первой половине XIX века. Изначально "козлами" стали называть кимряков, то есть жителей села Кимры Корчевского уезда Тверской губернии (ныне город, райцентр Тверской области), которые еще в XIII веке делали крепкую обувь из козлиной кожи. Легенда гласит, что незадолго до 1812 года они по заказу "дружественной" Франции для наполеоновской армии пошили из высококачественной козлиной кожи крупную партию обуви, и когда в начале военных событий Александр I узнал о столь выгодной сделке расторопных уроженцев Тверской губернии, он отпустил в адрес обувщиков несколько крепких выражений, самым приличным из которых было: "Вот козлы!" Так ли было на самом деле, неизвестно. Примерно в то же время про тверичан стали говорить: "В Твери народ хитрый: если нужно, козла писаным пряником на колокольню заманят". Впоследствии к этой поговорке приросла ещё одна легенда: якобы этот случай произошёл во время "Шевкалова побоища" 1327 года. Мол, когда татары окружили Тверь, какой-то дородный дьяк отчаянно звонил в церковный колокол, призывая народ к обороне. Через некоторое время он сам, прихватив рогатину, поспешил к крепостной стене вместе со своими согражданами. А чтобы звон не прекращался, дьяк затащил на колокольню и привязал к колоколу пойманного им на улице козла. Животное, естественно, постаралось сбежать, веревка натянулась, раздался удар колокола. Перепуганное животное отчаянно рвалось, пытаясь освободиться от пут. А колокола звонили все громче и громче. Так козел, принявший личное участие в обороне родного города, навечно вошел в его историю. Сейчас сложно подтвердить или опровергнуть эту историю, но она исправно передается тверичами из поколения в поколение. А есть и еще одна легенда: «Пасся козел на поляне около церкви, щипал себе мирно травку и случайно стал жевать веревку, которая спадала на землю с колокольни. Ударил колокол, да не просто ударил, а в набат. Жители города бросились на стены и увидели приближающуюся татаро-монгольскую конницу. Врагу не удалось застать город врасплох, и набег был отбит». Но это уж чистой воды сочинительство.
Вероятнее другая легенда, относящая нас к временам правления Екатерины II, фактически превратившей Тверь в третью российскую столицу. Телеграфа в те времена еще не было, телефона тем более, скорее всего поэтому в один из приездов государыни тверичи оплошали и не организовали царице достойную встречу. Разгневанная властительница собиралась дать хорошую выволочку, кому следует, когда услыхала приветственные удары соборного колокола. Екатерина поручила своим подданным отыскать и наградить звонаря, проявившего в отличие от вельмож почтительность и внимательность по отношению к ее особе. Каково же было удивление царицы, когда выяснилось, что звонит в колокол не кто иной, как... козел, забравшийся на колокольню и жующий колокольные веревки. Говорят, остаток жизни тот козел провел на царской конюшне, а к его двуногим землякам до скончания веков прилипла кличка "козлы". Есть и заурядные версии. По одной из версий, «тверскими козлами» тверичей стали величать в XIX веке, когда тверские мужики оккупировали в Москве бизнес по распилке дров и ходили с ко́злами, крича «Кому дрова пилить?», на что люди говорили: "Тверские козлы пришли", то есть ко́злы стали козлáми.» По другой версии, «козёл» - это указание на человека-щёголя, якобы в Твери козлами величали мужиков, которые немного подпрыгивая, с особым шиком носили сапоги. Однако эти версии не объясняют наличия козлов на пограничном столбе. В литературе же "Тверской козёл" впервые упоминается у Гиляровского. В книге "Москва и москвичи" описывается некий персонаж по прозвищу Козёл, про которого Гиляровский пишет: "и родом тверяк", что свидетельствует о том, что к тому времени это выражение уже было устойчивым. Но можно сделать (в том числе из Гиляровского) вывод, что это было не просто прозвище, а обидное прозвище, дразнилка для тверичан.
С другой стороны символ Твери - козел - еще в середине XIX века первым встречал и последним провожал с (колонн вокзала) тверичей и гостей этого гостеприимного города. Можно предположить, что прозвище "козел" было в то время не ругательным, как в наше время, а ласкательным. Под знаком козла развивалась промышленность, процветало искусство, и, конечно же, не было такого абсурда, как "бодание" городского головы и губернатора.Поэтому один краевед, узнав об открытии в Твери музея Козла, сказал: "Вот это козлы открыли музей Козла". Кроме того, учредили медаль «Заслуженному козлу», которая вручается за «Мужество и упорство в достижении цели». А еще в музее на память можно купить антикризисного «козла» - сувенирную монету номиналом один, три или пять козлов и стоимостью 150, 200 и 250 рублей сответственно. Впрочем монеты с козлами выпускают в разных странах. Особенно популярны такие монеты в год Козла (Козы), т.е. нынешний, 2015.
Кстати, 21 октября в Тверской области ежегодно отмечают праздник официальных символов региона, в том числе и герба, утверждённого ещё в 1780 году, на котором изображена золотая корона, лежащая на золотом стуле, являющаяся символом былого политического значения Тверского княжества, а также данью тому, что именно князь Михаил Тверской впервые на Руси начал именоваться самодержцем. Однако, советская власть решила сменить герб. Вот что говорит об этом историк В.Лавренов: "О советском гербе города Калинина [так в 1931—1990 годах называлась Тверь] начали говорить летом 1966 г. Зачинщиком стала популярная молодежная газета "Смена". В 1967 г. Исполком Калининского горсовета объявил конкурс на герб города Калинина. В "Положении о конкурсе" было сказано, что в этом символе "в обобщенном виде должны быть отражены наиболее характерные особенности Калинина как административного, хозяйственного и культурного центра". Композиция герба могла быть любой, единственным и обязательным условием было включение в рисунок слова "КАЛИНИН". Предполагалось, что город должен был получить герб к 50-летию Советской власти. Первый тур конкурса не дал ожидаемых результатов, несмотря на то, что было представлено около 70 работ. Члены жюри с сожалением констатировали, что "...многие авторы по-настоящему не поняли своих задач, не изучили исторические материалы, законы геральдики, опыт работы над гербами других городов, наконец, не изучили или не поняли старинные гербы города Твери, их особенности и отличительные черты". Среди нескольких "удачных" проектов стоит отметить один, символика которого была двусмысленной. В красном поле гербового щита был изображен золотой козел (как утверждалось - "элемент старого тверского герба"), а внизу - синяя волнистая лента, изображающая реку Волга". Но гербом города эта из-за своей работа двусмысленности так и не стала. Учитывая бытовавший культ всесоюзного старосты Михаила Калинина, зашифрованное в гербе утверждение «Калинин – козел» говорило о большой смелости автора. В итоге герб Твери так и остался прежним. Однако в Твери более популярен другой праздник - ежегодно 30 сентября отмечают День Рождение Тверского Козла.
А что вы скажете по поводу козлиных яиц ?
Блюда из гениталий есть во многих кухнях мира. Говорят, что некая часть мужского населения предпочитает их в надежде увеличить свою потенцию и фертильность. Например, в Боливии обязательными ингредиентами популярного супа являются бычий пенис и тестикулы (семенники ). А в Пекине даже работает ресторан, который специализируется на приготовлении гениталий различных животных. Поскольку одним из основных продуктов в мусульманской пище считается баранина, существует довольно много блюд из яичек этого животного. Кроме того, бараньи семенники многие почитают, как отличный афродизиак — вещество, стимулирующее половое влечение и половую активность. Как и другие внутренние органы, яички можно приготовить множеством способов. Например, жарить целиком во фритюре; нарезать тонкими пластинками и мариновать в масле и лимонном соке с добавлением измельченной петрушки, соли и перца, после чего жарить на сливочном масле; нарезать и тушить в сливочном масле и соусе из сливок с нарезанными, бланшированными и обжаренными грибами. Подобно сердцу, почкам и некоторым другим внутренним органам, гениталии часто бывают жестковаты. Наверно, именно поэтому в знаменитой «Камасутре» бараньи яички рекомендуется отваривать в молоке с сахаром.
Польза бараньих яиц
Как известно, многие уверены в том, что польза бараньих яиц (как и семенников других животных) для здоровья человека (в частности, для мужского пола) заключается в большом содержании гормонов, которые отвечают за потенцию. Однако это не совсем верно, хоть в этом предположении и есть рациональное зерно: для получения этих гормонов необходимо потреблять бараньи яйца сырыми, ввиду того, что при термической обработке они разрушаются полностью.
Тем не менее нельзя отрицать пользу бараньих яиц как отличного источника белка животного происхождения, легко усваиваемый человеческим организмом. Химический состав яиц достоин внимания, в нём представлены: холин, витамины В1, В2, В5, В6, В9, Е, Н и РР, а также необходимые человеческому организму минеральные вещества: калий, кальций, магний, цинк, медь и марганец, железо, хлор и сера, йод,хром, фтор, молибден, кобальт, никель, фосфор и натрий. Другими словами, бараньи яйца являются одновременно и питательным, и полезным продуктом. К слову сказать, калорийность бараньих яиц на 100 граммов мяса составляет примерно 230 ккал.
2)Яички козла, барана, быка разрезать или проколоть, замочить на ночь в подсоленной воде. Утром на два-три часа замариновать вином, луком. Обжарить на сковороде, добавить чеснок, как только пойдёт чесночный запах-залить маринадом и протушить 10-15 мин. Подавать с зеленью.
3) для повышения потенции: Взять 2 яичка барана, кабана, козла или быка, четыре почки и 50 г черных фиников. Все это вымочить в рисовой водке, а затем приготовить на паровой бане (можно в скороварке). Измельченную смесь всего этого положить в бутылку, залить вином, выдержать в течение трех месяцев и употреблять по пол-чайной чашки регулярно.
Устрицы Скалистых гор
(США)
# 40 бараньих яичек
# 1 или 2 дольки чеснока, мелко нарезанные
# 1/2 луковицы, нарезанная
# 2 ст. ложки кукурузного крахмала
# 1 стакан белого вина
# Соль и перец по вкусу
# Немного острой перечной приправы (табаско) по вкусу
# 1 стакан воды
«Устрицы» тщательно помыть и варить 30-45 минут до размягчения, затем, слив воду, хорошо отжать. После этого подрумянить их на сковороде вместе с луком и чесноком, а затем опустить в разведенный в воде крахмал. Добавить вино и варить на медленном огне до загустения соуса. Добавить приправы и подавать горячими.
Жаренные бараньи яички («Оригинальные рецепты из баранины» (Эксмо, Олимп, 2008), Оксана Путан, повар с 20-летним стажем).
На две порции потребуется: семенники барана, 2 куриных яйца , 2 средних луковицы, 1/3 чайной ложки соли, три столовых ложки растительного масла. Возьмите яички барана и, осторожно, чтобы не повредить само яичко , сделайте разрез на шкурке. Подрезая ниточки – семенные каналы, аккуратно освободите яички от шкурки. Промойте, разрежьте каждое яичко на 2-3 части, посолите половиной соли положенной по рецепту. Лук порежьте полукольцами и обжарьте с двумя ложками растительного масла. Готовый лук выложите из сковороды. Отдельно взбейте куриные яйца с солью. В сковороду налейте ещё одну ложку растительного масла и обжарьте семенники до готовности с одной стороны на медленном огне. Переверните. Сверху на яички выложите жареный лук и залейте взбитыми яйцами . Готовьте омлет под крышкой в течение 5 минут.
Рождественский козёл, соломенная коза (норв. Julebukk, швед. Julbock) — традиционный новогодний и рождественский персонаж в Норвегии, Швеции и Финляндии.
Один их самых древних символов шведского рождества - козёл. Эта история уходит корнями в дохристианские времена, когда язычники-шведы верили в Тора, бога сродни Зевсу.
Языческие времена ушли, а козлик остался и превратился в соломенное украшение шведских домов.
Роль рождественского козла постоянно менялась. Вплоть до 19 века в рождественские праздничные дни молодые ряженые ходили от фермы к ферме, играли и пели рождественские песни. Одна из групп всегда была одета как козлы, иногда с маской, сделанной из соломы, и в качестве награды они получали еду и напитки.
В течение XIX века традиция постепенно изменилась: человек, наряженный козлом, стал дарить подарки.
Обычно его изображал кто-нибудь из семьи. К концу века козла из рождественских традиций вытеснил гном (jultomte) - шведский Дед Мороз.
Рождественского козла часто делают из соломы или вырезают из дерева. В старину в ходу был розыгрыш, в котором козла подбрасывали к соседскому дому с запиской, гласящей, что от козла нужно отделываться таким же способом, то есть подбросить другим.
В современном варианте рождественский козел является декоративной фигуркой из соломы, перевязанной красными ленточками. Его традиционно кладут под елку в качестве украшения.
Более крупные фигуры воздвигают на городских улицах незадолго до Рождества.
Отголоски этой традиции есть и в Финляндии. Финского Санту многие называют Йолупукки (Joulupukki), что в дословном переводе с финского означает «Рождественский козёл». Это как раз отголоски языческих традиций, подобных тех, что существуют у шведов. Хотя сейчас Финляндия и считается родиной Санта-Клауса, но финны и старые свои традиции не забывают. На их рождественских украшениях и открытках рождественские гномы - частые гости, в том числе и с козлом.
Сейчас Йоулупукки выглядит как привычный всем Санта-Клаус с белой бородой, в красной шубе и шапке, хоть и сохраняет некоторые национальные особенности. Но ещё в XIX веке его изображали в козлиной шкуре и иногда даже с маленькими рожками.
У Йоулупукки есть жена — Муори (Muori, «старая хозяйка») — олицетворение зимы. В помощниках у Йоулупукки служат гномы, которые в течение года сидят в «Пещерах Эха» (Кайкулуолат, Kaikuluolat) и слушают, как себя ведут дети во всем мире, а перед Рождеством разбирают рождественскую почту, помогают готовить и упаковывать подарки.
Очень похож на Йоулупукки и норвежский Юлебукк. Самое забавное то, что Юлебукка сопровождает волшебная коза, которая тоже разносит подарки и несет людям благословление и благосостояние. Эту козу детишки ждут с нетерпением и специально для нее кладу в свою обувку колосья овса.
Обход с козой представляет остаток верования, оставившего многочисленные следы как в Западной, так и в Восточной Европе.
У славянских народов до сих пор сильна традиция вождения ряженой козы. Вождение колзы исполняется на Святки или на Масленицу.
Коза в народных обрядах является символом плодородия и богатства. Белорусы считали, что козу сотворил чёрт, и потому внешне похожа на него. Украинцы также считали козу чёртовым твореньем, и если её покропить освящённой водой, то она сразу же «пропадает» (подыхает). У коз короткие хвосты, т. к. дьявол, загоняя коз на пастбище, оторвал им хвосты.
В то же время коза (само животное, части его тела, мясо, молоко) выступает как оберег. В хлеву держат козла, которого якобы любит домовой и потому не вредит лошадям. Козла (особенно белого) боятся домовой и ласка. По украинскому поверью, если в хлеву есть коза, она не пустит ведьму отобрать у коровы молоко. Овчары держали козу на выгоне для овец, полагая, что коза не даёт чаровникам приблизиться к отаре.
От падежа скота прибивали на дворе козлиную голову (костром.). По македонскому поверью, козу нельзя сглазить. Если же сглазили корову и она даёт плохой удой, следовало завести козу и смешивать коровье молоко с козьим это отвращало сглаз.
Костюм ряженой «козы» представлял: вывернутый шерстью наружу кожух; деревянная голова с рогами и бородой из соломы или лозы и движущейся нижней челюстью. Поляки к бороде привешивали колокольчик.
У белорусов известна «коза» в виде большой куклы на палке. Украинцы Буковины макет головы «козы» носили на длинном шесте, поверх которого крепился балахон, скрывавший фигуру исполнителя.
В Великопольше при масленичных обходах (подкозёлэк) иногда водили живую козу, приписывая ей магическое воздействий на урожай. Деревянная рогатая фигура козы была атрибутом процессии ряженых в последний вторник карнавала. На Украине маска козы фигурировала также в свадебном и погребальном обрядах (в «играх при покойнике»).
Рождественско-новогодний обряд «вождения козы» наиболее ярко представлен у украинцев и белорусов. Кульминацией обряда являлось исполнение песни «Где коза ходит, там жито родит…»
Де коза ходить, там жито родить,
Коза ногами, жито копами.
Де коза рогом, там жито стогом,
Де не буває, там вилягає.
Го-го-го, козо, го-го-го, сіра,
Го-го, рогата, го-го, кудлата.
Ти розходися, розвеселися,
Козо-небого, поскач немного.
Коза упала, нежива стала,
Протягла ріжки, витягла ніжки.
Козо, козуню, ой пробудися,
Ґазді й ґаздині низько вклонися.
Несуть щедрівку: в цебрі горівку,
В мисці горішки, ще й кільце кишки.
Песня сопровождалась танцем-пантомимой, где коза кланялась хозяевам, затем танцевала и задиралась к молодым девушкам, ласкалась к малым деткам, затем же, как правило, она «умирала», её безуспешно лечили, и лишь получив кусок сала, она «воскреcала». Обряд символизировал круговорот времени и возрождение природы.
В белорусской обрядности бытовали варианты обрядных песен «О козе и волке», «О козле и Барабанихе».
На Украине обычно «козу водят» в Щедрый вечер.
В цикле весенних обрядов Нижегородчины, приуроченных к Чистому понедельнику или первому воскресенью Великого поста, отмечали «козью масленицу» вождением по улицам убранного венком и лентами козла.