Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Приближается очередной Новый год, от этого светлого праздника нас отделяют считанные часы. Пришло время готовить торжественный обед и украшать свой дом! Но почему на Новый год наряжают елку, с чем связана эта традиция?

…Представьте себе, что вы находитесь в Вифлееме, около 2 000 лет назад. Ночную темноту рассеивает свет яркой звезды, внезапно загоревшейся на небосводе. Над землей слышатся дивные, ангельские голоса. Вдалеке показались три величавых волхва-мудреца, которые спешат принести свои дары некоему Младенцу…

Ему поклонятся даже деревья

Почему на Новый год наряжают елку - этот вопрос нередко задают не только дети, но и взрослые. Далеко не каждому известно, что традиция наряжать это дерево самым тесным образом связана с рождением Иисуса Христа.

Ёлка - главный атрибут новогоднего праздника

Согласно одному древнему преданию, приветствовать появившегося на свет Спасителя поспешили не только находившиеся неподалеку люди и животные, но даже деревья и другие растения. Они все пожелали принести Младенцу в дар свои плоды, цветы и тончайшие ароматы. С холодного севера прибыла Ель, но она скромно осталась в стороне, не пожелав войти в пещеру.

Все присутствующие недоумевали, почему Ель не хочет приблизиться к новорожденному Иисусу. Елка ответила, что у нее нет ничего, что можно преподнести малышу в дар, и что она опасается его напугать или поранить острой иглой. Тогда каждое из растений вручило Ели часть своих плодов, ярких цветов и орехов. Увидев добрую, нарядную Ель, младенец улыбнулся. В тот самый миг над макушкой дерева еще ярче воссияла Вифлеемская звезда.

Есть и другая версия этой сказки. В соответствии с ней, заносчивые Пальма и Маслина не пропустили Елку к Младенцу, посмеявшись над ее неказистым видом, липкой смолой и острыми иголками. Скромная Ель не стала возражать, она опечалилась, но осталась у входа в пещеру. Тогда над Елкой сжалились ангелы и украсили ее ветви небесными звездами. В таком наряде дереву было не стыдно показаться Спасителю!

Вера в духов леса

Наши предки обожествляли природу, они наделяли растения разумом и сверхъестественной силой. Считалось, что духи леса способны погубить человека, который им не по нраву. И, напротив, некоторых людей они награждали кладами за определенные заслуги.

Чтобы задобрить лесных духов, полагалось совершать и украшать всевозможными плодами и угощениями ель, которая с давних времен является символом жизни.

Новогодняя елка в России

Обычай устанавливать в доме наряженную елку происходит из Южной Германии. В России самую первую рождественскую ель нарядили и установили на Новый год по распоряжению Петра I (это произошло на 1 января 1700 года). Царь повелел «зажигать огни, пускать ракеты и оформить столицу ветвями хвойными - еловыми, сосновыми и можжевеловыми».

Большевики, которые пришли к власти после революции 1917 года, посчитали Новый год "пережитком буржуазного прошлого" и даже попытались запретить праздник. Однако торжество сильно полюбилось народу, так что в 1935 году праздник вернули. Считается, что реабилитация праздника и его атрибутов (ёлки) началась с небольшой заметки в газете «Правда», опубликованной 28 декабря 1935 г.

А еще это талисман!

Считается, что под Новый год сбываются самые сокровенные мечты и желания. Однако новогодняя ночь благоприятна не только для людей.

После полуночи нечистая сила появляется на земле, чтобы потешаться над людьми и чинить им всевозможные мелкие пакости. Нечисть может испортить хозяйке готовку, стянуть что-нибудь не особо ценное, но полезное.

Чтобы отвадить подобных нежелательных «гостей» от своего дома, положено было наряжать жилище яркими блестящими предметами, способными . Блестки, мишура и, конечно же, нарядная елка должны были удерживать нечистую силу на почтительном расстоянии от дома.

Надоела зима и вьюжный ветер за окном? В таком случае, рекомендуем ознакомиться со статьей " "! Она поможет вам вспомнить о том, что зимние холода не вечны, и рано или поздно они обязательно сменятся весенней капелью.

Откуда повелась эта традиция?

Елка как символ Рождества упоминается в одной старинной легенде…

В тот миг, когда на свет появился Иисус, небесных светил стало больше: еще одна звезда взошла на небосводе. Свет этой звезды привлек многих людей, и все они отправились в Вифлеем – город, где родился Иисус. Но не только люди хотели увидеть Младенца. Животные и даже растения пришли на свет звезды. Цветы радовали новорожденного своей красотой и запахом, деревья – зеленой листвой, вкусными фруктами. Только елка не знала, чем она может порадовать Младенца. Она стояла позади своих собратьев, потому что пришла после всех. Ведь шла с самого дальнего Севера.

Все цветы и деревья решили помочь елке. Яблоня поделилась своими плодами, и они повисли яркими шарами на колючих еловых ветках, цветы подарили елке нежные бутоны, которые, словно колокольчики, закачались и зазвенели. А легкий пух одуванчиков, как иней, покрыл зеленые колючки. Елка превратилась в красавицу. Она приблизилась к Иисусу. И он улыбнулся ей. Тогда над верхушкой елки засветилась звезда. Та самая, что привлекла всех к Младенцу.

Много лет прошло с той поры. Но елка , как и прежде, зелена. И на праздник Рождества ее украшают шарами , колокольчиками, а на самый ее верх помещают украшение в виде звезды.

Может, так оно и было, а может, и нет. Ведь это только легенда…

Историки же считают иначе. Они утверждают, что елка стала символом праздника из-за веры древних людей в духов, обитающих в каждом дереве и цветке. Лешими или лесовиками называли духов, живущих в деревьях. Когда наступали холода, лесовики искали себе другое пристанище. Как говорили в древности, эти духи переходили жить в тучи или в елки, который круглый год зеленые. Люди боялись, что духи будут насылать холода, снегопады. Чтобы этого не случилось, духам нужно было преподносить подарки. А как это сделать? Люди решили, раз до туч им не достать, то до елок, в которых также обитают лесовики добраться гораздо проще. В самую длинную ночь в году (она как раз и выпадает на зиму) люди шли в лес и устраивали особые церемонии перед елками, чтобы задобрить духов, живущих в них. Они наряжали елку , клали под нее подарки для духа и произносили разные заклинания.

Когда же в России появился обычай украшать елку перед Рождеством?

Многие утверждают, что этот красивый обычай появился сначала у немцев. В Германии праздник в честь прародителей Адама и Евы выпадал на двадцать четвертый декабрьский день. В этот день принято было в доме ставить «райское дерево». В роли этого дерева выступала елка, на колючих ветках которой висели яблоки. Рядом с «райским деревом» ставили пирамиду из деревянных полок. На каждую полку клали подарки и ставили зажженные свечи . Вершину этой «пирамиды» украшали верхушкой в виде звезды.

Вскоре это стало традицией не только у немцев. При дворе французского короля и при дворе английского были аристократы, жены которых родились в Германии. Естественно, эти женщины не забывали обычаев своей родины, и «райские деревья» стали появляться даже во дворцах. Вскоре елки украшали не только яблоками. Появились украшения из бумаги. Наряжать ель бумажными игрушками европейцы научились от японцев и китайцев. Спустя некоторое время игрушки стали изготавливать из папье-маше. И вот, наконец, появились стеклянные шары. Их делали в Германии.

«Райское дерево» появилось в России благодаря немцам, которые перебрались на постоянное жительство в Петербург. Русским людям по душе пришелся обычай украшать елку, и вскоре его переняли жители по всему государству. Случилось это еще и потому, что в 19 веке модно было увлекаться немецкой культурой. Все читали произведения знаменитого немецкого писателя Гофмана, и особенно полюбилась в России его сказка про Щелкунчика. К праздникам эта сказка даже издавалась отдельной книгой, которую дарили детям.

В России перед Рождеством стали появляться елочные базары, на которых можно было купить живую елку. Позже в некоторых богатых домах наряжали уже искусственные ели. Популярность «райского дерева» росла, даже не особо состоятельные семьи могли позволить себе нарядить елку настоящими игрушками, изготовленными на фабриках.

Родилась еще одна традиция: приглашать на елку как можно больше малышей из семей своих друзей. Некоторые состоятельные господа устраивали настоящие празднества для детей своей прислуги, и малыши веселились наравне с детьми хозяев. Такие «домашние утренники» переросли в общественные «елки», которые устраивали в стенах школ и высших учебных заведений.

С каждым годом елочные украшения менялись. В старину елку украшали только свечами и тем, чем могли полакомиться малыши: конфетами, фруктами, орехами. В некоторых кондитерских даже можно было купить уже наряженную вкусностями новогоднюю елку. После праздника украшений на елке почти не оставалось…

Украшения из стекла стали изготавливать немцы в 19 веке. Сохранилась старинное поверье, которое рассказывает о том, будто один немецкий стеклодув был настолько беден, что не мог купить лакомства-украшения для елки, и поэтому изготовил стеклянные украшения. Вскоре стеклянные игрушки стали традиционными. Русские стеклодувы выдували не только шары. Весьма популярны стали игрушки-персонажи.

Также игрушки делали из папье-маше, фольги, бумаги.

В городах многие наряжали елки на Рождество, однако эту традицию не переняли деревенские жители. Да и церковь считала эти так называемые «елки» языческими. А после революции рождественские праздники запретили по другой причине: из-за их религиозного характера.

Но запретить людям праздновать невозможно. Тем более традиция наряжать елку так полюбилась всем.

Христиане стали отмечать праздник Рождества уже в четвертом веке. А вот наряженное дерево появилось на этом празднике только в шестнадцатом столетии. А вот елка прочно заняла позиции рождественского дерева только в 18-19 веке. Христиане наряжали ель особым образом. Они прикрепляли к веткам ели 66 бутонов роз. Половина бутонов – красные, половина – белые.

В старину на верхушку елки помещали украшение в виде звезды (якобы Вифлеемская звезда). В конце 19 века кайзер Вильгельм заказал изготовитьверхушку-шпиль. В советские времена елочная верхушка была в виде звезды с пятью лучами.

Новогодние песни…

Все помнят песенку про елочку, хотя бы несколько строк из этой песни уж точно сможет напеть каждый: «В лесу родилась елочка…» Слова этой песни были написаны в 1903 году. Стихотворение про елочку сочинила молодая поэтесса Раиса Кудашёва. Слова стали песней благодаря Леониду Бекману и его жене Елене. Бекман был биологом и к музыке не имел никакого отношения. Стихотворение про елочку он просто нараспев рассказывал своей дочери. А вот супруга Бекмана, будучи пианисткой, решила сделать из стихотворения песенку и написала музыку. Так появилась самая знаменитая и всеми любимая песня о елочке…

0 RU Рождественские дни - одни из самых светлых и чистых дней года. Дни долгожданные, которые всегда приносят радость и веселье, как детям, так и взрослым. В каждом доме в эти радостные дни украшается ёлка. Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифация (+ 5 июня 754 г.). Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели.

0 RU В результате рождественская елка была стерта с лица русской земли: ее заменили "новогодней елкой" - ничего общего не имеющей с Рождеством Христовым. Минули десятилетия. Миллионы детей вновь увидели над украшенной елкой путеводную звезду Вифлеема. А под ней - Богомладенца, Который родился для того, чтобы для нас окончилась духовная ночь. Будем надеяться, что по милости Божьей эта традиция вернётся назад и повсюду, где бы не находились православные люди, Рождество Христово будет отмечаться нашей традиционной рождественской елкой!

Тогда Бонифатий назвал ель деревом Младенца Христа. Первый письменный источник, упоминающий украшение елки, датируется 1561 годом. Как писал летописец, «на Рождество здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру». Этот обычай скоро перешел к соседям-немцам, а затем распространился и по всей Европе. Около 200 лет назад пышных красавиц стали уже регулярно устанавливать в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Повсеместное распространение в Европе рождественская елка получила лишь в XIX веке. В России впервые этот обычай попытался ввести Петр Великий, правда, не на Рождество, а на Новый Год. Но новая традиция приживалась с трудом. Традиция ставить ёлку, но уже не новогоднюю, а рождественскую, вернулась в Россию только в 20-х годах XIX века. Хотя сначала она была, скорее, частной, нежели общественной - в домах петербургских немцев. Отдавая дань национальным обычаям, небольшую ёлочку здесь ставили в центр стола, к ветвям прикрепляли свечи, конфеты, пряники, орехи. Не была исключением в этом смысле и царская семья: по инициативе Александры Федоровны, супруги императора Николая I, в 1819 году в Аничковом дворце впервые поставили рождественскую ёлку. Через три года эта замечательная традиция стала уже всеобщей. Сначала ослепительные огни на стройной зеленой красавице зажглись в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала в Петербурге, а уже к концу XIX века ёлка стала главным украшением городских и деревенских домов повсеместно (на Рождество Христово, ведь Новый год был всего лишь естественным продолжением рождественских праздников). С началом гонений на Православие в немилость попала и рождественская елка. В ХХ веке рождественские ёлки «просуществовали» до 1918 года. Как символ Рождества, лку запретили на целых 17 (!) лет.Только в 1935 году был организован первый новогодний детский утренник - естественно, уже с новой смысловой окраской: праздничная встреча Нового года... Богоборческая коммунистическая сила вмешивалась во все детали жизни и обычаев русского православного народа; особенно в тех областях, где советской власти требовалось устранить все духовное

Батюшка, благословите! Скажите, пожалуйста, как давно и откуда появилась традиция Рождественской ёлки в Православии, с чем она связана?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифацием (+ 5 июня 754 г.). Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. Бонифатий назвал ель деревом Младенца Христа. По-видимому, сначала ель ставилась в праздник Рождества Христова без украшений. Она сама, стройная, красивая, источающая густой приятный запах, была украшением дома. Обычай наряжать ель появился после Реформации в протестантских странах.

В России установление елки, по-видимому, восходит ко времени правления Петра I-го. Православная церковь праздновала начало новолетия 1-го сентября в память победы, одержанной Константином Великим над Максентием в 312 г. В 1342 году при митрополите Феогносте решено было начинать как церковный, так и гражданский год с 1-го сентября, что подтверждено и на соборе 1505 г. Празднование нового гражданского года и церковного тесно переплетались.

1700 год в России отметили дважды. Сначала 1 сентября. А 20 декабря 1699 г. Петр I принял указ "о праздновании нового года". Он приказал перенести начало года с 1 сентября на 1-е января 1700 г. Вместе с тем Петр I повелел в этот день украсить дома «сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе; в знак веселья друг друга обязательно поздравлять с новым годом». На Красной площади были устроены огненные потехи.

Введенный Петром I обычай приживался с трудом. Еще в начале XIX века елки ставились только в домах петербургских немцев. Повсеместным украшением елка в России стала только в конце XIX столетия. Однако в 40-е годы того же столетия она стала входить в быт русского общества. Об этом можно судить по рассказу Ф.М.Достоевского Елка и свадьба , опубликованного в сентябрьском номере "Отечественных записок" за 1848 год: «На днях я видел свадьбу... но нет! Лучше я вам расскажу про елку. Свадьба хороша; она мне очень понравилась, но другое происшествие лучше. Не знаю, каким образом, смотря на эту свадьбу, я вспомнил про эту елку. Это вот как случилось. Ровно лет пять назад, накануне Нового года, меня пригласили на детский бал».

Ставить и наряжать елку на Рождество было любимым делом не только детей, но и взрослых. В рассказе А.П.Чехова. Мальчики (1887 г.) Катя, Соня и Маша с отцом готовят украшения для елки: «После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался». Елку ставили не только дома, но и в городе на площадях: «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, - лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, - тычинки. У нашей елки... как отогреется, расправит лапы, - чаща. На Театральной площади, бывало, - лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, - потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами» (И.Шмелев. Лето Господне ).

В первом поэтическом сборнике О.Э.Мандельштама Камень (1913) запечатлелись его отроческие переживания:

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки;
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.
О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!

С началом гонений на Православие в немилость попала и Рождественская елка. Ставить ее в доме стало опасно. Но вот 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась статья "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!" Автором ее был секретарь ЦК ВКП(б) П. П. Постышев. С января 1933 г. он был вторым секретарем ЦК КП(б) Украины с задачей "безусловно выполнить план хлебозаготовок". Постышев вместе с В.М. Молотовым был организатором голода, унесшего на Украине 3,5 - 4 млн. людей (в том числе сотни тысяч детей). Через два года он проявляет особую заботу том, чтобы дети весело проводили новый год: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская елка. Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем веселую встречу нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!». Это был период «безбожной пятилетки» (1932 - 1937). Активно создавали обряды для новых праздников, чтобы полностью отменить православные праздники. На вершине елки вместо Вифлеемской зведы появилась зведа пятиконечная.

Минули десятилетия. Миллионы детей вновь над украшенной елкой увидели путеводную звезду Вифлеема. А под ней - Богомладенца, Который родился для того, чтобы для нас окончилась духовная ночь.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

(Борис Пастернак. 1947 г.)

Рождество – один из самых любимых праздников во многих странах мира. Ведь в это время даже в самом зимнем воздухе разлито настоящее волшебство, а тематический декор придаёт жилищу вид сказочного пространства, наполненного необыкновенными видениями и сокровенными мечтами. Венки из остролиста, веточки омелы, гирлянды и свечи, фигурки Санта Клауса и его оленей украшают интерьер и экстерьер наших домов задолго до наступления долгожданного торжества, создавая неповторимую атмосферу радости и предвкушения чуда.

Однако даже самые дорогостоящие и изощрённые рождественские аксессуары ничего не стоят без главного символа Рождества, центра притяжения детей и взрослых – пушистой красавицы ели. Рождественское дерево может быть живым или искусственным, традиционно зелёным или эпатажно красным, возвышаться до самого потолка или скромно украшать письменный стол в кабинете, быть обвешанным сверкающими шариками или глазурованными пряниками. Но в любом варианте всеми любимая ёлочка непременно должна присутствовать в доме. Откуда же и почему появилось это лесное чудо в наших гостиных?

Экскурс в Средневековье

Когда-то давным-давно германские народы праздновали особенный языческий праздник Йоль, отмечая день зимнего солнцестояния. Они верили, что именно с этого момента начинается возрождение природы к новой жизни после зимнего оцепенения. Крестьяне выбирали в лесу вечнозелёное дерево (ель или омелу), символизировавшее бессмертие. Его украшали свечами и яблоками – напоминаниями о солнце, сладостями и колосьями пшеницы – знаками обильного урожая. Вокруг праздничного символа устраивались гулянья и проводились традиционные обряды и ритуалы, привлекавшие на землю солнце и тепло. Постепенно такие же маленькие ёлочки люди стали устанавливать и в своих домах.

После появления в средневековой Европе христианства многие языческие традиции незаметно вплелись в празднование церковных дат. К этому длинному перечню относится и Рождество Христово, которое по времени совпало с языческим Йолем. Поначалу вечнозелёная ель стала непременным атрибутом рождественской мистерии об Адаме и Еве, превратившись в символ райского сада. Позднее она преобразилась в неизменный элемент праздника. Вспоминая поверье о цветении и плодоношении всех растений в рождественскую ночь, верующие украшали христово дерево цветами и плодами. Затем к этому декору логично добавились сладости, свечи, бумажные и стеклянные украшения.

Рождественское дерево в России

Историю появления рождественской ели на Руси знают многие. Первые хвойные лапы украсили дворцы и избы в 1700 году в соответствии с указом царя-реформатора Петра I о праздновании нового года не 1 сентября, как это делали раньше, а 1 января.

Настоящие, но совсем небольшие, рождественские деревья впервые появились в гостиных петербургских немцев лишь в начале XIX века, скромно украшая один из углов помещения. Однако ежегодная установка одного из символов Рождества превратилась в настоящую традицию лишь с лёгкой руки великой княгини Александры Фёдоровны, впервые устроившей домашнюю ёлку в императорском дворце в 1817 году. Первое время ёлки были настольными и ничем не украшались. Позднее на их ветвях засияли свечи, а затем цветы, ленты и сладкое угощение для детей.

Первые десятилетия своего существования в России рождественская ель обитала лишь в императорских дворцах и домах придворной знати, а повсеместное распространение получила только после 1840 года. Мода на чудесное дерево мгновенно распространилась сначала в столичных городах, а затем и за их пределами. Ведь она поддерживала особенный дух семейного единения, присущий Рождеству, собирая вокруг всех чад и домочадцев: от мала до велика.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь