Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Дорогие рукодельницы, если вы когда-либо задавались вопросом как сшить самостоятельно красивую и модную обувь для кукол, то наша подборка мастер-классов и выкроек для вас!

Предлагаем к просмотру небольшое видео о том, какой бывает обувь для кукол:

Мастер-класс от Татьяны Ильичевой: КЕДЫ ДЛЯ КУКЛЫ

Материалы: плотная ткань (коттон, джинс), кожзам, гофрированный картон, люверсы для шнуровых отверстий, резиновое (от старой или одноразовой обуви) или другое полотно для подошвы, бельевая резинка или хлопковая плотная лента, шнуры.

Выкройка и пошив. Выкройки довольно простые и взяты на просторах интернета. Вы можете скопировать данное изображение в документ Word и там уже, увеличивая или уменьшая изображение, подогнать выкройку к ножке вашей куклы. Для определения размеров выкройки измерьте длину ступни куклы линейкой. Например, вы получите длину 5см, к ним добавляем припуск 1см, значит выкройка стельки должна быть в длину 6 см.

Кстати, выкройку стельки вы можете создать самостоятельно. Поставьте ножку куклы на бумагу и обведите ступню карандашом. К получившейся проекции ступни добавьте по 5мм припусков со всех сторон по периметру и обведите получившуюся стельку.

Выкройка кедов для куклы

Стелька для этих кедов делается тройная: низ из стельки изготовлен из подошвы одноразовых тапочек, после наклеивается стелька из толстого ячеистого картона, получается основа 5-7 мм, а третья чистовая стелечка вырезается из любого материала, например из ткани в тон и вкладывается в готовую обувь.

Когда стелька готова, на неё собираются остальные детали, фиксировать всё можно булавками. В итоге всё должно получится симметрично и легко надеваться на ногу куклы.

Детали верха подготавливаем к соединению со стелькой. Нашиваем носочек из кожзама, отстрачиваем верх и бока, прокалываем отверстия люверсами. Далее накалываем на стельку обе детали и прошиваем будущие кеды прямо внутри картонной стельки вручную, соединяя при этом всю конструкцию.

И в завершении, заклеиваем места пришивания деталей к стельке белой резинкой, чуть натягивая ее, и фиксируя булавками, пока все хорошенько не высохнет.

Выкройка пинеток-туфелек для куклы от Janja (Ustvarjalnica Jaal)

Выкройка туфелек-пинеток для куклы

МК: туфельки для куклы

МК + выкройка: ботиночки для больших и средних кукол

Ботиночки из кожзама для куклы

МК от Елены Кононовой : миниатюрные ботиночки для игрушек или кукол

Материалы:

— материал для верха ботинок (кожезаменитель, фетр или натуральная кожа,) на фото — ботиночки из искусственной кожи;

— материал подкладки (второй слой деталей верха обуви), на фото — тонкий фетр. Если вы выберите материал верха плотный и он будет держать форму, то можно обойтись и без подкладки;

— картон для стелек;

— материал для подошв (толстый гофрированный картон, или картон, склееный из нескольких ячеистых слоев, толстая кожа, резиновое полотно);

— клей Момент «Резиновый»;

Выкройка ботиночек для куклы от Елены Кононовой

Для выкройки припуски уже даны, длина подошвы - 4 см. Вы можете скопировать данное изображение в документ Word и там уже, увеличивая или уменьшая изображение, подогнать выкройку к ножке вашей куклы. Если вы будете делать ботиночки на текстильной подкладке, то не забудьте сделать припуски на сшивание деталей обуви. После того, как прошьем и вывернем детали, нужно приклеить подкладку к материалу верха клеем Момент.

Первым делом нужно раскроить детали подкладки из фетра без припусков. Если будете делать фигурный край, как в мк, то не забудьте добавить 2-3 мм под обрезку.

Теперь нужно промазать клеем изнанку подкладки, подсушить и сложить с материалом верха, прижать. Так всё должно приклеиться плотно и надолго. Далее нужно вырезать материал верха по подкладке, добавив внизу детали примерно 7 мм.

Снизу, по вшивной кромке, нужно сделать надсечки, которые не должны доходить к подкладке на 1-2 мм.

Теперь уже нужно наложить детали берца на детали союзки и скрепить их несколькими стежками, сделать закрепку.

Нужно промазать резиновым клеем края стелек и вшивную кромку, после — подсушить.

Лишние складки на кромке можно обрезать.

Вырезаем подошву и мини-каблук, добавив по периметру стельки припуск 2-3 мм. Далее нужно промазать Моментом подошву и заготовку, подсушить и скрепить.

Когда все подсохнет, наждачной бумагой нужно выравнять края подошвы, затонировать краской края. Еще нужно вырезать токую полоску материала верха для отделочного ранта.

Ситуаций, когда требуется сшить сапожки, немало. Например, для карнавального костюма, для утепляющей вставки в резиновые сапоги или для преображения любимой, но уже изношенной обуви. Самодельные сапожки-пинетки пригодятся на прогулке малышам, если они еще не ходят.

Из чего сшить и как украсить сапоги?

Домашняя обувь изготавливается из разного материала: флиса, велюра, трикотажа, войлока, вельвета и драпа. Тканью для пошива могут быть дубленки и свитера. В зависимости от того, какую материю выбрать, изделие получится держащим форму или мягким.

Сшитые собственноручно сапоги можно дополнить различными элементами: аппликацией, вышивкой, кружевом, бантиками. Прекрасно смотрятся сапожки с изображением мордочки животного: зайчика, собачки или котенка. Кроме вышивки, сходство со зверюшкой передадут отдельно выкроенные ушки, хвостик и усики. Для любителей гламура идеальная отделка - стразы или пайетки. Если обувь планируется дарить, то, проявив фантазию, можно изготовить вещь со смыслом, то есть учесть интересы адресата. Например, оформить в футбольной стилистике, с байкерскими элементами, в виде Миньонов - как угодно! Такой презент можно сделать к ко дню рождения или по другому поводу, и он будет вдвойне приятен.

Как сделать выкройку?

Чтобы результат порадовал, следует построить выкройку сапожек. Для удобства рекомендуется использовать пластичный материал, такой как полиэтилен. Если его нет, подойдет и бумага. Выкройка сапог из ткани строится разными способами:

Что нужно для работы?

После построения чертежа будущих сапог из ткани можно готовить необходимые материалы для пошива. В зависимости от модели понадобятся:

  • Основная ткань - верх сапог: флис, мех, велюр и т.д.
  • Подошва изготавливается из кожи, кожзама, плотной плащевки. Это может быть и основная ткань, главное, чтобы она не была слишком скользкой. В специализированных магазинах продаются подошвы для обуви хенд мейд, но они делают изделие тяжелее.
  • Утеплитель, например синтепон или силикон, не только убережет ноги от холода, но и будет держать форму голенища. Важный момент - не забывать делать дополнительный припуск на толщину материала.
  • Подкладочная ткань нужна как дополнительный слой, а также позволяет спрятать все швы внутри изделия. Детали подкладки выкраиваются из основной ткани или, если верх слишком плотный, из более тонкого материала. Если сапожки шьются из дубленки, то подкладка не нужна.
  • Понадобятся игла, капроновые нитки для ручного сшивания и швейная машина, если плотность ткани позволяет ее строчить.

Сапоги-угги для малыша

Изготовить домашние сапожки несложно. Для этого нужен лишь небольшой навык работы с иглой. Единственное условие - строго соблюдать инструкцию, как сшить сапоги из ткани. Выкройка предлагается для размеров 24-27. По необходимости ее можно подогнать на любую ножку, но стоит учитывать, что при изменении размера выкройка больше меняется по длине, чем по ширине.

Для угг потребуются:

  • Искусственная овчина 20 см при ширине 140 см: все по 2 шт.
  • Квадратный лоскут искусственной кожи со стороной 20 см: подошва 2 шт.
  • По желанию - декор.

Как сшить сапоги из ткани - пошаговая инструкция


Если сапоги изготавливаются вручную, то все швы можно сделать наружными, обметав их отделочными строчками.

Для этого пригодятся капроновые или джинсовые нитки. При пошиве сапог из других материалов все детали выкраиваются отдельно для подкладки и основной ткани. Чтобы подкладка впоследствии не выглядывала с лица, ее по всем срезам делают на 2-4 мм меньше, чем основные детали. Технология изготовления аналогична с пошивом меховых угг: сначала по отдельности сострочить верхнюю и внутреннюю детали, затем стачать верхние срезы, оставив небольшое отверстие для выворачивания.

Как сшить сапоги-чулки из ткани?

В нынешнем сезоне особенно актуальными являются сапоги-чулки. В производстве такие модели изготавливаются из тонких материалов: замши, нубука, плотной стрейчевой ткани и трикотажного полотна. Особенность таких сапог - плотное облегание ноги по всей длине. Если очень хочется обзавестись модными сапогами-чулками, можно переделать имеющуюся обувь. Первый вариант - обтянуть тканью верх ботинок, туфель или сапог.

Минус этого варианта - сложно выполнить без перекосов и заломов в районе подъема стопы. Или использовать только тонкую сильно тянущуюся ткань. Для работы понадобится сама переделываемая обувь, или текстиля, чтобы закрепить ткань на обуви.

Второй вариант - выпороть старое голенище из сапог и вместо него пришить новое из выбранного материала по оставшимся проколам от распущенной строчки. Для такой модели можно использовать выкройку легинсов, сделав желаемую высоту голенища. В верхней части сапог нужно пришить резинку для того, чтобы чулок не сползал.

Экстравагантный вариант - кружевные сапоги-чулки. Кружевом можно преобразить а также босоножки. Если материал не тянется, голенище делается свободным, но вверху его должна удерживать эластичная тесьма.

Итак, первым делом строим стельку.

Начинаем с контура ступни. Ставим ногу на бумажку и обводим ее.

После этого нам желательно подумать, какой формы обувь мы хотим. На рис. 1 показан удлиненный, тупой, слегка скругленный носок. Обувь практически всегда длиннее стопы, потому что форма носка не соответствует форме пальцев.

В остальном повторяем контур за тремя исключениями, в которых наша стелька будет уже ноги:

1. Большой палец;

2. "Пучки" (самое широкое место ноги, в котором она изгибается);

3. Подъем (самое узкое место ноги).

Почему? Либо поверьте мне на слово, либо скажу, что в первых двух местах кожа просто потянется, а в подъеме форма ступни такова, что уходит под углом внутрь.

Длина стельки показана на рис. 2. Спереди она выступает за стопу, сзади чуть-чуть не доходит до конца.

Строим верх. Для этого промеряем ширину стопы в нескольких местах - W1, W2, W3 (показаны приблизительно, можно промерять больше мест) (рис. 3). Удобнее всего мерять гибким портновским сантиметром, но можно и веревочкой.

По результатам промеров сооружаем форму, показанную на рис. 4. С формой вам наверняка придется помучиться, подбирая методом тыка и экстраполируя - в качестве помощи можно воспользоваться выкройками, которые я уже давала.

Также промеряем высоту задника h.

Внешняя длина О1 и внутренняя длина О2 верха должны точно совпадать с длиной внешнего и внутреннего контура стельки (рис. 4).

Вырез строим также на глаз, предварительно померяв желаемую глубину от носка в направлении подъема.

В процессе работы прикладывайте бумажные выкройки на ногу - это даст вам общее представление о том, в правильном ли направлении вы двигаетесь.

Мы получили базовую выкройку (рис. 5). На этой основе можно построить выкройку ботинок (рис. 6) или сапог (рис. 7). Для сапог аналогично W1...W3 замеряем ширину голенища в нескольких местах, с учетом застежки.

Стелька подошвы будет повторять форму затяжной стельки, но на 1-2 мм шире.

Всегда полезно рассмотреть готовую обувь. Если вы строите, например, ботинки на куклу - пропорции отдельных деталей можно просто "передрать" с готового изделия с учетом масштаба.

Я люблю делать плотно сидящую по ноге обувь, особенно помня о том, что натуральная кожа растягивается. Кроме того, меня умиляют такие натуралистические детали, как проступающий рельеф пальцев и т.д.)) Если ваши вкусы совпадают с моими - уменьшайте выкройку верха по ширине на пару миллиметров. Стельку при этом не кантовать - как построили, так и должно быть!

Если нравится обувь более жесткой формы - делайте чуть более свободную выкройку. Кожу верха в таком случае полезно посадить на подкладку.

Обувь ручной работы пользуется большим спросом благодаря качеству и долговечности – обычно ручной работы основано на натуральных материалах, требует более высокие требования к качеству готовой продукции. Соответственно, цена на обувь, сшитую вручную, будет выше в сравнении с изделиями, сшитыми на автоматизированном производстве.

Фирмы обуви ручного производства

Даже в век максимальной автоматизации обувь, изготовленная вручную, не является чем-то диковинным. Классические английские производства, которые высоко ценятся во всем мире:

  • Loake;

Они выпускают обувь из натуральной кожи и замши, сшитую на ручном производстве. Этапов производства при этом значительно больше, чем при массовом автоматизированном изготовлении. Пара может изготавливаться в течение месяца, в зависимости от типа материала и сложности формы.

Что касается форм и конструкций, наиболее популярными ботинками в ручном исполнении являются:

Они отличаются по типу шнуровки. Оксфорды имеют закрытую шнуровку, скрытую передней частью ботинка. Боковые части пришивают клинообразно, возможна перфорация.




Дерби же, напротив, имеют открытую шнуровку, а боковые части нашивают поверх передней части таким образом, чтобы при развязывании шнуровки ботинок свободно расходился. Дерби также может иметь перфорацию и считается наиболее универсальной обувью для любого случая.

Всю структуру обуви разделяют на верхнюю и нижнюю часть. В составе верхней части состоят такие элементы:

  • Носок – закрывает пальцы ног, выдерживает наибольшие механические нагрузки при носке.
  • Союзка – закрывает тыльную часть стопы и соединяет носок, язычок и берцы.
  • Берцы – закрывают голеностопный сустав, их пришивают к союзке.
  • Люверс – верхняя часть обуви, предназначенная для отверстий или крючков шнуровки.
  • Задник – защищает пятку и стопу, фиксирует пятку, изготавливается из жесткой кожи.
  • Язычок – покрывает верхнюю часть ступни, пришивается к союзке.
  • Стелька – соединяет верхнюю и нижнюю части.

В составе нижней части изделия:

  • Подошва – сшивается по контуру с верхней частью, делится на подметки, геленок, рант и наполнитель.
  • Каблук – приподнимает пятку и крепится к подошве, верхний слой может быть каучуковым.
  • Набойка – защищает каблук от протирания.
  • Рант – связующий элемент между деталями.
  • Защитные вставки – предотвращают истирание нижнего слоя каблука.
  • Наполнитель – заполняет пространство под стелькой, повышает комфорт при эксплуатации.
  • Супинатор – деревянная или металлическая деталь, закрепляемая между подошвой и стелькой.

Знание конструкции обуви позволяет изготовить каждую деталь более качественно, в соответствии с ее предназначением.

Этапы изготовления

Для изготовления обуви своими руками понадобится немало времени, но сам процесс несложный и зависит, в основном, от правильности замеров и качества исходных материалов. Весь процесс можно разделить на девять этапов.

Без этого этапа не обходится пошив обуви по индивидуальному заказу, то же касается и одежды. Снятие мерок осуществляется, главным образом, для замера параметров будущей колодки.

Подготовив по меркам колодку, шьют предварительный макет. Для его создания шьют по готовой колодке из тонкой натуральной кожи. Здесь же следует определиться, какой вид будет у модели, как располагаются швы, имеется ли рисунок или перфорация.




Заготовка для будущей пары ботинок вырезается из листа натуральной замши или кожи. Важно оставлять небольшой попуск на сжатие и шов – строго по контуру замеров вырезать нельзя, иначе обувь будет мала как минимум на размер.

Стадия обметки

Сшитые по выкройкам верхние части будущей пары ботинок соединяют вместе. Это трудоемкая часть работы, поскольку при обметке верхней части ботинок может потребоваться обтачивание кожи, подравнивание края, его подкрашивание.

Натягивание заготовки

На этом этапе уже готова колодка для будущей пары ботинок, а также верхняя ее часть. Теперь эту верхнюю часть в прямом смысле натягивают встык на ранее подготовленную колодку. На этом этапе наиболее важным шагом является укладка стельки, так как от правильности ее укладки зависит удобство при эксплуатации обуви.

Нашивка ранта

Рантом называют тонкую кожаную полоску, соединяющую все части ботинка, уже натянутые на колодку. Это изобретение принадлежит Чарльзу Гудиеру – благодаря его технологии, обувь может быть расшита по местам соединения рантом и починена в случае, например, потрескавшейся колодки, подошвы.

Подошва может быть выполнена из разных материалов – их следует заранее уточнить у заказчика, подсказав ему наиболее подходящий вариант к желаемой паре. Часто делают кожаные или каучуковые подошвы.

Пришитые подошвы укрепляются небольшими гвоздиками – мастера используют их для прямоты и надежности каблука. Последний набирают из толстой кожи в несколько слоев.

Окрашивание подошвы

После пришивания подошвы и набивания каблука необходимо окрасить их необходимым цветом – выбор цвета зависит от тона ботинок. При подсыхании нанесенной краски, подушка полируется для нанесения фирменной маркировки мастера.

Полирование

Ручное изготовление ботинок заканчивается самым важным этапом – полированием и доведением до идеального состояния готовой пары. После полирования получается ровная, упругая, идеально вычищенная пара с прочными соединениями.

Всегда считалось, что добротную обувь можно приобрести только в готовом виде. Но в нашей статье мы объясним, как сшить красивую удобную обувь самим. Вам понадобится много разнообразных материалов.

Всегда считалось, что добротную обувь можно приобрести только в готовом виде. Но в нашей статье мы объясним, как сшить красивую удобную обувь самим.

Вам понадобится много разнообразных материалов, т.к. у каждого кроя свои особенности. Обычно обувь требует большого расхода кожи, а мы подскажем, как обойтись незначительными запасами, как использовать небольшие кусочки.

Остановимся подробнее на выборе сырья. Обувь можно мастерить из драпа, меха, войлока и, конечно, кожи. Некоторые материалы прекрасно сочетаются, например спилок и искусственный мех. Для надподошвенных деталей желательно подбирать мягкие кожи или специально их обрабатывать до достижения желаемой мягкости; для стелек годится неокрашенная юфть, довольно мягкая. Если стельки двойные, то нижняя кроится из плотной прочной юфти, а верхняя, внутренняя, - из мягкой юфти, меха или ткани. О подошвах мы позднее расскажем подробнее, главное, не забывайте всегда ее дополнительно обрабатывать. Для подкладки можно использовать трикотаж, шерстяные ткани, фланель, мех.

Чтобы обувь точно сидела на ноге, вам понадобится снять несколько мерок. Возьмите сантиметр и обверните кругом самую широкую часть ступни у основания пальцев (1); ступню в месте наивысшего подъема (2); измерьте косой подъем кругом от подъема через пятку (3) и самое тонкое место в берцах (4). Для более точного кроя измерьте длину, ширину ступни, расстояние от пальцев до подъема, выступ пятки, наибольшую высоту пятки (рис.1). Домашняя обувь служит для отдыха, поэтому она должна быть очень удобной. Лучше оставляйте небольшие припуски, чтобы обувь была достаточно просторной.

Если вы имеете некоторый навык в обработке дерева, очень советуем сделать постоянную колодку по форме ступни (рис.2). Это совсем несложно. Состругайте лишние участки на заготовке, учитывая свои мерки, и закруглите неровности шкуркой. Выпилите из доски колодку с очертаниями своей ступни. Она вам очень пригодится при отделке подошвы.

Еше и сегодня многие сапожники шьют обувь вручную и соединяют кожу между собой и с подошвой с помощью дратвы. Для ее приготовления скручивают 2-4 нити пряжи, которые затем натирают варом и воском. Во время шитья вар заполняет отверстия, укрепляя шов. Но сейчас чаще используют для шитья очень прочные капроновые нити. На рис. 3,а, показаны соединительные швы, применявшиеся русскими мастерами. Для того чтобы сымитировать строчку, воспользуйтесь шилом с иглой на конце или обычным круглым шилом - в отверстие одновременно вводите две иглы (рис.3,б).



Как нам кажется, самая сложная часть работы заключается в соединении надподошвенной основной части обуви с подошвой. Поэтому мы решили воспользоваться некоторыми приемами обработки подошвы из книги М.Благонравова, вышедшей еще в начале XX в. Стельки и задники выкраиваются из кожи, не обрабатывавшейся после дубления. Здесь и далее под словом «стелька» мы имеем в виду не мягкие внутренние прокладки, а прочные стельки, к которым крепится верх обуви. Подошвы вырезают из толстой плотной кожи с низким ворсом.

Для того чтобы она стала прочнее и легче, ее размачивают в воде до полной мягкости. Мокрую кожу оставляют сохнуть 1-2 часа - дают ей «провянуть». Кожу режут только во влажном состоянии. Чтобы подошва меньше изнашивалась, ее можно уплотнить, расколотив молотком на железной плитке. После того как вы прочно прикрепите подошву к изделию, контуры подошвы зачистите и отполируйте воском.

В мастерских верхняя часть обуви соединяется с подошвой при помощи специальных приспособлений и машин. Все же для умельцев напомним некоторые характерные операции. Это может оказаться полезным. Готовый

верх ботинка или другой обуви натягивается на колодку. Далее все операции выполняются на колодке вплоть до полной готовности изделия. Колодка располагается подошвой вверх. На верхнюю часть колодки помещаем стельку так, чтобы края верхней детали немного находили на стельку. Стельку следует прибить несколькими гвоздиками, чтобы работа не сдвигалась с места (рис. 4,а). Далее затягивают края верхней части на подошвенную сторону. Затяжку начинают с пятки и носка, а затем обрабатывают боковые стороны. Напоминаем, что затягивают только влаж-

ную кожу с помощью клещей. Внимательно следите, чтобы подкладка вытя-гивалась вместе с кожей и даже была бы чуть больше ее, но не образовывала внутри изделия складки. Работайте осторожно, чтобы не повредить кожу чрезмерной затяжкой. Старая или непрочная кожа не годится для подобной работы. После того как все края затянули на стельку, дайте коже немного подсохнуть и аккуратно ее подровняйте по всей длине. Края пришейте к стельке лучеобразными стежками (рис. 4,6) шириной 1 и 1,5 см. Боковые стороны быстро изнашиваются, поэтому раньше их укрепляли кожаным ремешком (кранцем) (рис.4,в), который приклеивали и

прибивали маленькими гвоздиками. Концы ремешка не доходят до пятки и














постепенно сходят на нет. Пространство между ремешком заполняли про-стилкой - картоном, кожей, кожаной стружкой, кусочками сукна. Только после этого к обуви прикрепляли подошву. Стельку и подошву тщательно шкурили, склеивали и плотно пригоняли молотком. Подошва крепилась несколькими способами. Наиболее распространенные - ручной строчкой, с помощью деревянных гвоздиков, выворотным швом (рис.5). Строчка (рис.5,а)



выполняется очень медленно, подошва дополнительно обрабатывается по краю, чтобы образовался выступ, через который пришивают подошву к ботинку. Аккуратно разметьте будущую строчку и постепенно прокалывайте отверстия шилом. В каждую дырочку вводите прочную капроновую нить с обеих сторон; очень сложно сшить детали на носке. Поэтому начните пришивать подошву с носка в обе стороны. Выполнив шов, проведите по нему несколько раз воском и отполируйте.

Деревянными гвоздиками подошву прикрепляли так: размечали на расстоянии 3-4 см от края точки и накалывали шилом. В эти проколы вставляли деревянные гвоздики и забивали их молотком (желательно с одного удара). Гвоздики располагали в шахматном порядке в два ряда, на носке - в три (рис.5,6).

Выворотный шов выполняли, выворачивая верхнюю часть и стельку на изнанку. Влажные детали складывались лицом внутрь и сшивались (рис.5в). Если стелька мягкая - можно шов выполнить на машинке. Плотную кожу (в том числе и для уличной обуви) скрепляли вручную имитацией стежка. Для того чтобы аккуратно вывернуть работу, смочите кожу водой. Изнутри на стельку наклейте простилку из картона, а поверх нее - мягкую красивую внутреннюю стельку. Чтобы края подошвы подогнулись внутрь, обязательно хорошенько обколите ее молотком.

Мы предлагаем еще один несложный способ крепления подошвы: вырежьте из толстой кожи заготовку, аккуратно зачистите шкуркой и отполируйте воском. По всему краю шилом сделайте отверстия (рис.5,г). Подошву сбоку прокалывайте наискосок на 0,5 толщины. Сшейте швом «через край».

{PAGEBREAK}

Теперь, когда мы познакомили вас с необходимыми материалами, основ-















ными способами обработки и некоторыми историческими сведениями, можно обратиться непосредственно к нашим моделям.

В этой статье мы используем богатый опыт разных мастеров. Удивительно удобные и простые в исполнении «лапти» (рис.6,а) предложила в своей книге И.Луковски. Эта мягкая легкая обувь выполняется из цельного куска кожи способом собирания в складки. Стельку вырежьте отдельно. Размер подбирайте по рис.6,6. Возможны различные формы носка. Приблизительно выкройте цельный кусок кожи или соберите полотнище. Поставьте на него ногу и после примерки сделайте поправки. Если количество складок слишком велико, нужны небольшие клинья. Оставшиеся края можно оставить свободными или оплести. Мелкие густые складки выглядят лучше, но они должны располагаться не чаще, чем через 1-1,5 см друг от друга. Подготовьте прочный мягкий ремешок не шире 0,5 см. Задник скрепите отдельным ремешком, свободный клин приклейте внутрь (рис.7). Начертите выкройку, сшерфуйте припуск на подгибку, подогните и приклейте на I см (рис.8). Пристрочите стельку и сделайте прорези для ремешка (рис.9). Соберите «лапти» на ремешок, обратите особое внимание на красивое расположение складок спереди (рис.10). Приклейте или пришейте одним из способов подошву.

На рис.11 мы предлагаем модель, выполненную по схожему принципу.

Следующие модели тапочек более традиционны. Самый простой вариант шитья - прикрепить к подошве поперечную полоску (рис.12). Ногу поставьте на стельку, сверху накройте полоской и приклейте ее к стельке, учитывая подъем ноги. Лишние края срежьте. Эти операции проделываются сначала с бумажными деталями. Аккуратно разъединив их, вы получите выкройку. Измерьте длину стельки по краю и приготовьте тесьму или кожаную полоску для канта. Концы полоски сострочите под углом 45°. Обработайте стельку кантом или оплеткой. Концы канта по всей длине сшерфуйте, чтобы утончить кожу, после этого можете пришить кант к стельке. Оплетку можно выполнить из тонкого шнурка или плотных толстых ниток (рис. 13).

Тапочки с закрытым носком получаются теплыми. Для изготовления выкройки можно воспользоваться какими-нибудь старыми тапочками, завалявшимися дома. Распоров их по швам, обведите отдельные детали на бумаге и перенесите на кожу. Лучше воспользоваться цельными кусками кожи или неброским симметричным набором.

Модель с открытым носком и задником легко выполняется по рис.14. Бант легко придумать самим. Обратите внимание на разновидность канта.

Тапочки с открытым задником показаны на рис.15. Приготовьте подошву, стельку, две детали носка - верхнюю с декором и нижнюю - из того же материала, что и стелька. Склейте вместе обе детали носка, верхний край оплетите. Эти тапочки тоже можно обработать кантом. В этом случае верхний край носка обрабатывается или кантом или мехом. Из меха можно выкраивать и стельки. Подошву со стелькой проложите поролоном (а лучше - вателином) и склейте. Соедините все вместе и оплетите лекальные края. Стрелочки указывают последовательность операций.

Тапочки с закрытым задником


(рис16) кроятся иначе. Подошву, стельку, две верхние симметричные детали сделайте из кожи или из того же материала, что и стелька. Верхние детали соединяются двумя швами на носке и заднике. На носке сначала придумайте и пришейте декор. Детали подкладки соединяются также, как и из кожи, и приклеиваются резиновым клеем к внешним. По внутреннему краю тапочки обработайте кантом. Склейте верхнюю часть тапочек со стелькой резиновым клеем на 0,5 см от края. Обработайте тапки кантом или оплеткой.

Наиболее подходящая кожа для домашних ботинок (рис.17) - замша или спилок. Ботинок состоит из 5 деталей: передняя, две симметричные боковинки и язычок (рис.17,а). Язычок выкраивайте приблизительно и подгоняйте до нужной формы в последнюю очередь. Внутренний башмачок из теплой подкладки выкраивается точно так же, но по высоте на 0,5 см меньше наружного. Соедините между собой боковинки и переднюю деталь швом в разворот (рис. 17,6). Единый верхний край срежьте на нет. Швы отстучите молотком. С изнаночной стороны к ним приклейте полотняные полоски чуть меньшей







длины и расстрочите (рис.17,в). Соедините верхнюю часть ботинка со стелькой выворотным швом. Обе детали сложите лицевыми сторонами внутрь и прострочите (рис. 17,г). Лучше всего выполнить строчку толстыми нитками вручную, прокалывая отверстия шилом. Кожу смочите водой и отстучите края к подошве (рис.17,д). Выверните ботинок на лицо и снова обколотите молотком. Вложите подкладку. Приклейте накрепко подошву к стельке и обстучите разогретым молотком по всей поверхности. Подошву можно пришить, как указано на рис.17,е. В передней детали сделайте отверстия пробойником в 2 мм и приблизительно соберите по ноге. Язычок наложите сверху и подгоните вплотную к передней детали ботинка, добавляя 3 мм на оплетку. Прямой край сведите на нет, лекальную сторону проперфорируйте. Соедините язычок с ботинком оплеткой из кожаного шнурка (рис. 17,ж). Проверьте, чтобы подкладка и кожаный ботинок точно совпали, не образуя складок. Необработанный верхний край ботинка подогните внутрь на 1 см, перекрывая край подкладки, и прострочите на 0,5 см по всей длине (рис.17,з). К подошве изнутри приклейте теплую стельку.

Подобным способом выполняются мокасины (рис. 18). Обувь, подобную этой, носили еще в древности. Ботинок лучше выкроить без подкладки из цельного куска кожи. Проперфорируйте передний край в месте соединения с язычком. Заднюю полоску вырежьте вдвое длиннее высоты мокасин. Боковинки

скрепите сзади ручным швом снизу и оплеткой по бокам. Переднюю часть соберите на шнурок и подрежьте язычок до нужных размеров; цельнокроенную полоску согните вдвое, приклейте к лицевой стороне язычка и украсьте декоративной оплеткой. Язычок старайтесь выкраивать из кожи с красивым ворсом, чтобы при отвороте он гармонировал с ботинком. Переднюю часть язычка соедините с ботинком одной из оплеток. Оплетите и весь внутренний край. Отогните полоску задника внутрь ботинка и приклейте. Подошву и верхнюю часть склейте по краю и оплетите очень прочной оплеткой (или окантуйте кожаной полоской или тесьмой). Уголки язычка наклейте внахлест на боковинки и закрепите ремешком или геометрическим орнаментом.

Эту модель можно сделать и с подкладкой; верхний край советуем не оплетать, а окантовывать, чтобы скрыть верхний край подкладки. Воспользуйтесь выкройкой подкладки предыдущей модели.

Следующая модель (рисЛ9) оригинальна и очень удобна в носке. В таких ботиночках хорошо себя почувствует каждый. Они кроятся из мягкой, плотной и очень эластичной кожи. Предварительно начертив бумажную выкройку, перенесите ее на кожу и материал для стельки и подошвы (рис.20). Для ботиночек вы можете придумать декоративный набор (рис.21). В случае обработки ботинок кантом кусочки кожи сострачивайте на машинке. Они могут быть как одного, так и нескольких цветов, но обязательно одной фактуры и мягкости. Если вы будете соединять части ботинка оплетки, то очень стиль-


2 Сделай сам № 4


но будут смотреться соединения кусочков такой же некрупной оплетки. Учитывайте, что ботинки должны быть мягкими. Поэтому и ремешки для оплетки выбирайте не жесткие и не очень толстые. Предварительно кусочки кожи стачайте (лучше встык) и оплетите. Ремешок оплетки смазывайте клеем (рис.22). После того как вы получите цельное полотнище, раскроите верхнюю часть ботинок. Измерьте сантиметром (а лучше ниткой) длину лекальной линии подошвы. Она должна совпасть с лекальной линией верхней части ботинка. Если же они немного отличаются, то в месте заднего шва прибавьте или убавьте нужную величину. Не забудьте пробить дырочки для шнурка. Заготовки склейте с подкладкой. Ее сделайте из искусственного меха с коротким ворсом. Сострочите задний шов на машинке. Если вы выбрали обработку оплеткой, то украсьте и задник, но учтите, что оплетка зад-Рис. 27



него шва должна быть не очень толстой, иначе ремешок натрет пятку. Теперь можно приклеить мягкую меховую стельку, соединив с верхней частью ботинка, и обработать кантом (рис.23). Его длина равна лекальной длине обрабатываемого края, ширина 2 см; края



канта соедините под углом 45°. Кант постоянно натягивайте. Наклейте готовый ботинок на подошву. В случае с оплеткой склейте стельку с подошвой, наклейте верхнюю часть ботиночка, край проперфорируйте и оплетите. Верхний край также обработайте оплеткой или кантом. В дырочки вставьте шнурок, и ваши ботиночки готовы.

По этой же выкройке несложно сделать и своеобразные бурки, если в качестве подкладки использовать теплые материалы. Особенно красиво эта модель будет смотреться с ботиночками, обработанными оплеткой. Для того, чтобы такая модель лучше сидела на ноге, чулок закончите уголком. Вы можете украсить ботинки декоративным язычком (рис.25). В этом случае в выкройку внесите некоторые изменения: вырежьте язычок и сделайте прорези



для шнурка (рис.26). Язычок пристрачивайте на машинке перед сборкой основных деталей ботинка (рис.27). Операции выполняются в следующей последовательности: приклейте подкладку, стачайте задний шов, обработайте кантом верхний срез, пришейте язычок, обработайте кантом низ. Подошву приклейте или пришейте.

{PAGEBREAK}

Выбирая модель с оплетками, не забывайте, что они предназначены только для гладкого пола и довольно быстро истираются. Поэтому основные швы соединяйте на машинке, лучше даже прострачивая дважды, а уж потом придумывайте декоративные оплетки.

Если у вас есть дома старые вещи, вышедшие из употребления, из дубленых шкурок, то вы можете сшить теплые меховые ботиночки (рис.28). В этом случае верхняя часть и стелька выкраиваются из этой шкурки цельнокроеными и сшиваются вручную стежком через край. Мех режут, аккуратно подсовывая ножницы под меховой слой и разрезая только саму кожу. Можно сострочить шкурку на машинке, если кожа не слишком толстая и с коротким ворсом. Ботиночки выворачиваются и наклеиваются на подошву. Лицевую сторону вы можете украсить вышивкой, бахромой, кожаной аппликацией (рис.29).





Теперь, когда мы подробно рассказали об изготовлении домашней обуви, хочется познакомить вас с несколькими образцами летней обуви для улицы - сандалиями.

Подошву выкройте, обведя свою ногу на бумаге. Можно воспользоваться резиной, пластиком или даже готовой подошвой. Наверняка у вас дома сохранились какие-нибудь старые босоножки. Очистите и отполируйте подошвы и приступайте к работе. Если же вырезаете подошву из кожи, особое внимание обратите на прочность и пластичность материала.

Особенность сандалий в том, что они обязательно должны быть подняты на небольшой каблук. Плоская подошва очень вредит здоровью, к тому же каблук препятствует быстрому истиранию подошвы на пятке. Каблук можно вырезать из единого куска толстой кожи или соединить в два слоя. Стороны склейте, очень крепко сожмите и оставьте сохнуть под грузом на сутки. Чтобы поверхности лучше склеивались, зачистите внутренние стороны шкуркой. Каблук можно приклеить как к внешней, так и к внутренней стороне подошвы. Если вы решили прикрепить каблук с внутренней стороны, то утончите его ножом так, как указано на рис.30. Склейте каблук с подошвой и положите на сутки под груз. Стельку вырежьте из юфти.

Последующие операции выполняются однотипно для различных видов сандалий. Сначала продумайте, как сандалии будут крепиться на ноге - ремешком, плетеными косичками, - и нарисуйте примерный эскиз. Придумав свою модель или выбрав из предложенных нами, сделайте мерки по ноге (рис.31). Для этого вырежьте бумажную полоску и обверните ею ступню в тех местах, где будут ремешки. Добавьте с каждой стороны по 4 см на припуски. Наметьте шилом на стельке места для продевания ремешков. Не надрезайте стельку ближе чем на 5 мм от края. Затем проденьте ремешки и туго подгоните сандалии по ноге. Не обращайте внимания, если мягкие стельки загнутся вверх. Ремешки приклейте на изнаночную сторону стельки. Перед этим припуски на изнанку обязательно сшерфуйте. Внутренние стороны стельки и подошвы зачистите шкуркой, склейте и оставьте под грузом на сутки. Для ремешков подбирайте только очень прочную и мягкую кожу. Иначе они быстро перетрутся и больно поранят ногу. На рис. 31, 32, 33 мы предлагаем несколько вариантов сандалий. Одни мы нашли в книге И. Луковски, о которой уже упоминали, другие модели придуманы еще во времена античности. Ведь в сущности сегодняшние модели так или иначе повторяют давно известные образцы. Также обратите внимание на возможные плетения ремешков (рис.34). Ремешки должны плотно прилегать к ноге, т.к. при носке кожа сильно растягивается. Более крепкое соединение стельки и подошвы вам придется сделать вручную. Шилом прокалывайте подошву с середины наискосок и пришивайте прочной капроновой нитью к стельке (см.рис.5,г).

Самодельная обувь традиционна среди многих народов, поэтому мы






хотим напомнить некоторые образцы. Они помогут легче ориентироваться и создавать новые модели. Удивительной красоты обувь создавалась мастерами Татарстана. Сохранились книги и образцы в музеях - разноцветные сапожки, тапки с необыкновенными узорами из мягкой кожи. Если вас заинтересует



наш материал, обязательно посмотрите татарские ичеги - сапоги из бараньей или козлиной кожи с мягкой подошвой. Интересная особенность такой обуви - фигурно вырезанный задник. Мы решили показать вам несколько характерных татарских орнаментов (рис.35).

А такая модель обуви (рис.36) распространена среди кавказских народов. Эти мягкие теплые ботиночки показались нам несложными в исполнении и очень удобными. Такая модель необходима пожилым людям. В ней можно совмещать кожаные и вязаные детали, замшу, мех - словом, все теплые материалы, которые найдутся под рукой. Крой показан на рис. 36,а. Сначала соедините нижнюю узкую полоску (1) с более широкой (2) внахлест так, чтобы нижняя находила на верхнюю. Следите, чтобы лекальная линия узкой детали совпала по длине с подошвой. Со стороны задника подгоните края впритык и вручную сшейте (рис.36,б). Шов спрячьте под язычком, расширяющимся к низу. Верхнюю деталь (3) согните пополам и уплотните утеплителем. Язычок (4) тоже соединен из двух деталей, состроченных или оплетенных ремешком с четырех сторон, кроме нижней (рис.36,в). Сделайте подкладку из теплого трикотажа или меха.

Модель можно изменить: выкройте деталь (3) из кожи и из меха (рис.36,г). Сшейте два ботинка - один из кожаных деталей, другой - из меховых. Сострочите их вместе по верхнему краю. Подошву можно прикрепить выворотным швом. Верхнюю часть (детали 3 и 4) пришейте к нижней по кругу так, чтобы они перекрыли край детали 2 (рис.36,д). Окончательно обработайте ботинок кантом или оплеткой.

Для детей можно сделать очень модные сейчас модели в виде забавных зверушек (рис.37).

В некоторых изделиях (например, ботинках) можно сделать трикотажные тянущиеся вставки (рис.38). Благодаря им можно обойтись без ремешков и застежек. На тапочках попробуйте застежку на пуговицу. На рис.39 показаны некоторые швы и варианты оплетки меха.

Подобные модели можно делать не только из кожи. Дешевле и проще в шитье использовать тонкий кожезаменитель, плотные шерстяные, мебельные, драповые ткани, а также искусственный мех. Тапочки из драпа получаются очень теплые и удобные. Их можно украсить различными красивыми аппликациями, так как при обрезке края не обязательно подшивать. Шитье обуви - очень трудоемкое занятие. Но вы сможете максимально подогнать модель по своей ноге. Обувь, сделанная своими руками, и приятнее, и прослужит дольше. Возможно, наша статья поможет вам при реставрации старой обуви. Можно сделать и хорошую обувь для улицы - сделайте полностью верхнюю часть, а подошву укрепите в мастерской. Мы напоминаем вам, что соединять обувь следует только пластичными клеями, так как при носке обувь постоянно деформируется. «Момент» очень пластичный клей, но подходит только для домашней обуви, так как боится влаги. В последнее время появилось много новых составов, способных накрепко приклеить даже толстую подошву.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь