Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

(201,7 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: знать, что такое изобразительно-выразительные средства языка; уметь находить их в конкретном тексте.

«Эстетическая, эмоциональная, метаязычная, контекстная, отдельная». Поскольку тест был прочно проработан и все функции, кроме последних примеров, добавлены, интересно, дама случайно не придумала чего-то. Что, если он существует, отдельная языковая функция?

Итак, не следует ли мне - паранойя ударить меня - посвятить хотя бы подглаву диссертации? Одним из свойств, описанными до сих пор мало чешского языка является возможность или необходимости формирования увольнения на основе глагола выражает действие, связанное с объектом без объекта в предложении устно представленный, т.е. названное. В этой статье мы хотим охарактеризовать коммуникативные и языковые функции, не называя объект сюжета в предложении, а также иллюстрировать примеры из узкой газеты и вымысла.

Оборудование и материалы для урока: карточки с заданиями, компьютер, проектор, экран (интерактивная доска), интерактивная презентация для сопровождения урока.

Ход урока

I. Учитель: Одним из наиболее сложных заданий по ЕГЭ является задание В 8 . Поэтому мы с вами сегодня будем разбирать языковые особенности текста.

Для успешного выполнения задания В 8 необходимо, во-первых, четко уяснить себе, что такое изобразительно-выразительные средства языка (ИВС), находить их в исходном тексте, правильно называть и уметь отличать самые распространенные из них друг от друга. Во-вторых, помнить, что только внимательное чтение и анализ предложенного текста в сочетании с теоретическими знаниями могут обеспечить грамотное выполнение этого задания. Поэтому к сегодняшнему уроку вы должны были повторить по теории все ИВС. Эти знания нам понадобятся для выполнения заданий нашего урока-практикума. Чтобы достичь особой выразительности в тексте, автор может использовать самые разнообразные стилистические фигуры речи.

Мы показываем, что возможность не называть объект в заявлении не зависит от того, что может быть оратором, но что это возможность или необходимость в зависимости от конкретного языка или коммуникативной функции. Во-первых, мы опишем лингвистические особенности молчания лексического объекта происходит в предложении, то есть. Те случаи, когда безымянный объект работает, случающиеся в системе языка как языка конкретного ресурса. Существуют три различные функции.

К примеру, глагол, питающийся своим лексическим смыслом, содержит реляционный тип объектов, к которому относится деятельность, обозначенная этим глаголом; этот тип объекта назван главным приемом пищи, или пищи или пищи. Это означает устойчивый чешский язык, что характерно деятельность как вид социальной активности называется глаголом съесть связана с его общим, реляционным объектом так, что это общий, реляционный вид объекта выражаются в лексико. Предложение Чарльза так много значит, еда Чарльза.

Самый простой способ выделить слово – это повторить его. Повторение начала строки называется анафорой:

Железная правда – живой на зависть,
Железный пестик, и железная завязь.
(О.Мандельштам).

Повторение последних слов строки – это что за фигура?

Ученик: Это эпифора. Например:

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник?
Почему именно титулярный советник?
(Н.Гоголь).

Подобным образом, глаголы могут читать, рисовать, стирать, гладить, вязать, плуг и т.д. И предложения, основанные на них. Однако в большинстве случаев глаголы, из которых выведено название профессии, не используют это значение. Мы не говорим, поэтому мой друг лечиться, кованые, охота, монтирует, ремонт, лечит, планы, скидки, состоящим считает сварные швы и т.д. смысловым мой друг врач, кузнец, охотник, слесарь, механик, медсестра, планировщик, основатель, композитор, судья, сварщик и т.д. Е Образно метания - деньги.

Теорема Жена распространяет слишком много, без какого-либо контекстуального понимания или ситуации, по существу говоря о приговоре Жена тратит слишком много денег. Подобным образом, глагол может быть найден в предложении, если он не назван его объектом на одном из открытого набора видов его возможных объектов на телефонной трубке. Приговор Чарльза зависает из контекста как самопровозглашенное свидетельство, когда предметом является телефонная трубка. Пример художественной литературы: Пршемек повесил трубку и сел за стол.

Учитель: Повторение не слов, а синтаксической модели это что?

Ученик: Это синтаксический параллелизм – то есть одинаковое расположение сходных членов предложения.Например:

Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами.
(М.Лермонтов).

Учитель: А если вторую половину параллелизма подобрать не по сходству, а по контрасту, то получают антитезу . Что такое антитеза?

Примеры простоты: Ева положила тебя и зажгла. Однако на чешском языке существует много подобных случаев. Тем не менее, в настоящее время количество английских глаголов, с которыми мы делаем заявление, чтобы выразить, что если лексический предмет определил соответствующий глагол, связать эту историю в целом или исключительно к одному конкретному типу объекта, соответственно. к одному или другому из нескольких видов объектов, а не к любому из открытых наборов типов объектов данного участка. Скорее всего, это история конкретной деятельности, которая не выполняется или обычно не выполняется всеми людьми и даже не является предметом общения людей, которые этого не делают.

Ученик: Антитеза – это стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Например:

Где стол был яств,
Там гроб стоит.
(Г.Державин).

Учитель: если контрастные черты относятся к одному и тому же предмету, то это оксюморон . Что означает оксюморон?

Такая специфическая деятельность - это, например, охота, чаще всего ловля рыбы. Если кто-то разговаривает с кем-то о ловле рыбы чаще и реже о ловле что-то еще, и если используются во время дачи показаний, последовавших после глагола улова всегда или в основном существительного рыбы будет подсознательно чувствовать называя предмет деятельности излишними и ненужными.

Если безымянный объект происходит в функции предложения как язык, ресурс системы связать активность для конкретного типа объекта, является первым условием, что такое предложение было дано значение в определенных коммуникативных ситуациях используются регулярно, и второе условие, что такое предложение было вызвано смысла понимается, даже если обозначенная деятельность может относиться к обстоятельствам сообщения и к другому типу объекта. Неименование объекта в таких «абсолютно» очевидных ситуациях иногда может быть только ситуационным эллипсом, то есть текущим индивидуальным явлением, а не явлением и средством устойчивого и регулярного, системного.

Ученик: Оксюморон с греческого языка означает “остроумно - глупое”. Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. Например: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание.

Учитель: В стихотворной речи, реже в прозе, можно повторить не слово или синтаксическую конструкцию, а согласный звук – это аллитерация . Например:

На жуков или бабочек является объектом молчание лексической происходит обозначается глаголом чтобы поймать явление и средства языковой системы. Но это также зависит от того, ограничивается ли использование этого ресурса определенной социальной группой пользователей этого языка. При использовании, например, в профессиональной группе кинопроизводителей регулярных глаголы занимают роли, глаголы на основе фильма, или принимают тяжелоатлет и другие тяжелых спортсмен глагола пролития избыточного веса тела и т.д. без этих объектов в предложении лексического выраженных, могут в таких случаях пользователи других языков воспринимают явление как индивидуальное и современное, а не системное средство.

Шип енье п енистых бокалов
И п унша п ламень голубой.
(А.Пушкин)

Ученик: Если же повторяется гласный звук, то возникает такая фигура речи, как ассонанс . Например:

Пе тух запе вае т, све тае т, пора!
В ле су под ногами гора се ре бра.
(Н.Заболоцкий)

Однако на самом деле это системное средство, использование которого ограничено определенной социальной группой или населением и не имеет общенациональной действительности. Однако граница между национальной действительностью и социально ограниченным использованием данного средства является жесткой и не очень конкретной. В следующих примерах бахромы и художественной литературы мы не будем учитывать эту границу.

Однако существуют различные ограничения этой опции, т.е. не всегда можно выразить объект в предложении. Кроме того, содержание показаний Чарльза проснулся и открыл глаза, не может быть выражено, не называя объект действия, обозначенный глаголом, чтобы его открыть. С другой стороны, содержание показаний, Карел встал и стал чаще открывать дверь, чтобы мы не открывали объект слова, обозначенного в устной форме. Если он согласовывается в сочетании глаголов глаголы один объект местоимение отметил, что нет необходимости повторять местоимение или глагол, для которого нет лексического выражается объект не относится только к определенному типу объекта; например, Ева вымыла шторы, гладила их и повесила трубку.

инверсия , то есть необычный (обратный) порядок слов. Например:

Бурь порыв мятежный... (А.Пушкин)

При прямом порядке слов подлежащее предшествует сказуемому, определение ставится впереди определяемого имени существительного, дополнение следует за управляющим словом, обстоятельство ставится впереди глагола – сказуемого. Что такое инверсия?

Однако некоторые из сюжетных линий могут не понадобиться; например, ситуации, когда кто-то строит, выбрасывает и т.д. если мы говорим о таких ситуациях, мы всегда представляем объект сюжета, например, бросаем бумагу в корзину; Построить вазу на столе, и т.д. Лексическая не-экспрессия предмета в предложении принадлежит чешскому языку к тем явлениям и средствам лингвистической системы и ее речевой реализации, которые находятся в постоянном движении и развитии.

В юбилейной статье 80-го академика Богуслава Хавранки в этом году его речь была запомнилась его заслугами за научное знание чешских писаний как в его историческом развитии, так и в его нынешнем состоянии. Гавранек разработал теоретическую основу для изучения литературных языков, которая теперь основана на изучении некоторых других литературных языков, особенно славянских. Важным элементом теории Гаврана литературных языков является своеобразная концепция языковых функций. Хавранек принял идею о том, что в теории литературных языков необходимо начинать с дихотомии коммуникативной функции - эстетической функции; Советские теоретики в основном говорили о поэтической функции, иногда называемой художественной функцией.

Ученик: Инверсия – это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, чтобы усилить выразительность речи. Например:

Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника (инверсия главных членов предложения).

Не жалею, не зову, не плачу...(С.Есенин).

Все слова в этой строке расположены в порядке их возрастающего значения. Что это за средство художественной выразительности?

Точно так же другие теоретические пражские школы рассматривали предмет, например, но в их концепции есть также различия, некоторые из которых непосредственно связаны с характером противоречий. Хавран пытался решить эти проблемы на более высоком теоретическом уровне в нескольких штатах в 1950-х годах. В новой ситуации в мировой лингвистике, когда теория пражской школы получила положительные награды в Советском Союзе, некоторые формулировки пятидесятых снова были поставлены под сомнение. В нашей стране и за рубежом некоторые теоретики начали возвращаться к «источникам», работа межвоенного периода снова публикуется и переводится, обсуждение функциональной концепции языка, особенно в отношении стилистики и поэтики.

Ученик: Это градация . Например:

Я победил его, разгромил, уничтожил.

Каждое слово заключает в себе усиливающее (реже уменьшающее) смысловое или эмоционально– экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание впечатления.

Учитель: По реке плыла лодка. Большая. Я видел солнце. Над головой.

В качестве вклада в эти обсуждения также рассматриваются следующие комментарии, в основном касающиеся вопросов поэтического языка. С сегодняшней точки зрения это не только понятие поэтического языка, но и понятие поэтического стиля. Например, попытки определить поэтический способ выражения, основанный на эстетической функции, теперь считаются безуспешными, поскольку здесь более вероятно, что здесь будут объясняться поэтические творения, а не правила, на которых делается поэзия. Уже необходимо переосмыслить эту проблему критически.

И если знак «поэтический язык» не занимать какую-либо власть, вы можете обратиться к только конкретному использованию языка означает в поэзии, и они являются правилами, по которым поэтическим произведениям, как лингвистические выражения формы. Однако критика этих взглядов должна быть дифференцирована; ни Мукаршовски, чья концепция Хавранека в тридцатые годы он занимал, никогда не придерживался мнения, что обычная языковая эпическая поэзия не будет действовать.

Чем интересно это предложение? С какой интонацией я прочитала этот отрывок?

Ученик: Если предложение расчленено на интонационно – смысловые речевые единицы, следующие одна за другой после разделительной паузы – это парцелляция . Например:

С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. (Г.Успенский).

Даже тогда это мнение можно подвергнуть критике за нечеткое различие между функцией языка и функциями языка. Эта жалоба также может быть связана с концепцией художественной литературы Хаврана в «Теории языка письма». Здесь Хавранок получает атрибут «литературный» из того, что это язык литературы, особенно красивая литература. Это также противоречивое утверждение Хаврана о том, что в прекрасной литературе язык имеет не только роль выражения и общения, но также и то, что он является творческим фактором, составляющим художественное построение, структурой словесного произведения.

У Елены беда тут стряслась. Большая. (В.Парфенов).

Кто куда, а я – в сберкассу. (В.Маяковский).

Какое средство художественной выразительности здесь используется?

Ученик: Это эллипсис . Это когда в предложении в качестве средства художественной выразительности используется пропуск слов: иду в сберкассу.

Это не относится к какой-либо поэтического выражения в той же степени, а также тех поэтических текстов, в которых активное участие языка в искусстве строительства является более или менее незначительным компонентом, язык имеет одну функцию, в основном только средства массовой информации, носителем эстетических особенностей в них прежде всего контента. Поэтому в таких случаях полупрозрачность поэтического творчества более или менее конечно.

Общей чертой «пражской» концепции литературного языка было то, что в тридцатые и сороковые годы идея о том, что художественная литература не подпадает под так называемую «нормативную» норму, и что даже нарушение стандарта ссылки является основным средством поэтического выражения языка. В сфокусированной форме этот тезис был выражен Мукарговским в статье «Язык письменности и поэзии». Здесь мы читаем, например, утверждение о том, что «необходимость нарушения стандарта письменного языка необходима для поэзии; без нее не было бы поэзии».

Учитель: Определение при существительном может быть фигурой речи, какой? Например, в предложении – “Куда ты скачешь, гордый конь?” чем является прилагательное?

Ученик: Эпитетом. Потому что прилагательное передает не свойство коня, а впечатление автора.

Эпитет – это художественное, образное определение, вид тропа. Например: веселый ветер, мертвая тишина, седая старина, черная тоска.

Ученик: Сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Например:

Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи.
(Ф.Тютчев)

Белей, чем горы снеговые,
Идут на запад облака.
(М.Лермонтов)

Учитель: В качестве средств художественной выразительности писатели и поэты используют разнообразные тропы. Троп – это употребление слова в переносном значении. Основными тропами являются метафора и метонимия. Что такое метафора?

Ученик: Метафора – это перенос. Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком - либо отношении двух предметов или явлений. Например: “Дворянское гнездо ” (прямое значение слова гнездо – “жилище птицы”, переносное – “человеческое сообщество”). Нос корабля, ножка стола, заря жизни, стальное перо, стрелка часов.

Учитель: Что такое метонимия?

Ученик: Метонимия – это с греческого переименование. Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основе внешней или внутренней связи между ними. Связь может быть:

а) между предметом и материалом, из которого предмет сделан: “Не то на серебре – на золоте едал” (Грибоедов);

б) между содержимым и содержащим: “Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!” (Крылов);

в) между действием и орудием этого действия: “Перо его местию дышит” (А.К.Толстой);

Учитель: С метонимией тесно связана перифраза – замена какого – либо слова описательным оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного прямого предмета. Когда А.С.Пушкин в поэме пишет: “Друзья Людмилы и Руслана” - это перифраза, которая означает “мои читатели”. Кто еще приведёт пример?

Ученик: Это троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Царь зверей (вместо “лев”). Туманный Альбион (вместо “Англия”). Например, у Пушкина: певец Гяура и Жуана (Байрон), певец Литвы (Мицкевич), творец Макбета (Шекспир).

Учитель: Разновидностью метонимии является синекдоха. Синекдоха – один из тропов, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного отношения между ними. Какие виды синекдохи можете назвать?

Целое вместо части:
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат.
(С.Орлов)

Часть вместо целого:
Белеет парус одинокий...
(М.Лермонтов)

3. Единственное число вместо множественного:

И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
(М.Лермонтов)

4. Замена числа множеством:

Мильоны – вас.
Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
(А.Блок)

Учитель: Писатели и поэты часто прибегают к такому тропу, как олицетворение. Что такое олицетворение?

Ученик: Олицетворение – это перенос признаков живого существа на не живой предмет или понятие:

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком...
(С.Есенин)

Учитель: Кто ещё подготовил примеры с олицетворением?

О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?” (Тютчев).

“К ней прилегла в опочивальне ее сиделка – тишина” (Блок).

“Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами...” (Пушкин).

Учитель: В тексте может быть использована гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое – либо действие, предмет, явление. Приводим примеры.

“Море по колено”, “слезы текут ручьём”, “глаза громадные, как прожекторы” (В.Маяковский).

Учитель: А как называется ИВС, если что – то сильно преуменьшается?

Ученик: Это литота . Например: мальчик с пальчик, цветочек – былиночка, девочка как Дюймовочка.

Учитель: В тексте может быть использован и такой прием, как ирония . Что это такое?

Ученик: Ирония – скрытая насмешка. Например:

“Откуда, умная, бредёшь ты, голова?” (И.Крылов).

“Врачи боролись за его жизнь, но он выжил” (М.Жванецкий)

Учитель: В качестве средств художественной выразительности могут быть использованы однородные члены предложения, многосоюзие или бессоюзие, междометия, обращения, усиливающие частицы.

В текстах встречаются риторические вопросы - предложения, содержащие утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ; риторические обращения, когда высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу.

Как яркое выразительное средство для создания контрастных образов, для противопоставления понятий используются антонимы . Слова, которые выступают в качестве антонимов только в определенном тексте, являются контекстуальными антонимами. Приведите пример контекстуальных антонимов.

Они сошлись. Волна и камень ,
Стихи и проза, лед и пламень,
Не столь различны меж собой.
(А. Пушкин)

Антонимы часто составляют названия художественных произведений: “Отцы и дети” (Тургенев); “Война и мир” (Л.Толстой); “Толстый и тонкий” (Чехов).

Учитель: В тексте как средство разнообразных оценок могут использоваться синонимы . В условиях контекста слова могут сближаться по своему значению и превращаться в контекстуальные синонимы: веселый, добродушный смех; пустынный, неприветливый дом.

Ученик: Использование синонимов в тексте помогает избежать однообразия изложения, способствует уточнению, более четкому выражению мысли. Например: Мне хотелось не просто мыслить, а размышлять.

Учитель: В качестве ИВС могут использоваться устаревшие слова и неологизмы . Кто о них расскажет?

Ученик: Устаревшие слова – это слова, вышедшие из повседневного употребления. Они делятся на историзмы и архаизмы.

Историзмы – это устаревшие слова, обозначающие прежние, не существующие сейчас понятия. Например: салоп (одежда), бердыш , мушкет (оружие), кабриолет (вид транспорта).

Архаизмы – это слова, вытесненные из словаря, замененные другими словами с тем же значением. Например: вепрь - кабан, яхонт – рубин, вкупе – вместе, всуе – напрасно. Архаизмы используют писатели, создающие произведения на исторические темы. Они нередко употребляются как средство иронии, насмешки: “Могучая выя (шея) командора сгибалась под тяжестью архиерейского наперсного креста” (Ильдо и Петров).

Учитель: А что такое неологизмы?

Ученик: Неологизмы – новые слова, возникающие в языке и служащие для понятий, которые появляются в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники. По мере распространения обозначаемых явлений или предметов новые слова могут прочно войти во всеобщее употребление, потерять оттенок новизны. Первоначально были неологизмами такие слова, как космонавт, светофор, атомоход, а затем они прочно вошли в словарный состав современного русского языка. Новые слова могут намеренно создаваться авторами произведений для большей выразительности. Много таких авторских неологизмов у Маяковского. Например: “планов... громадье”, “шаги саженьи”.

Учитель: В художественных произведениях для передачи особенностей речи жителей определенной местности используются диалектные слова. Кто о них расскажет?

Ученик: Диалектные слова – это слова, употребляемые жителями той или иной местности. Одни и те же предметы, признаки, действия в диалектах и литературном языке нередко называются по-разному. Например: говорить – гутарить – баить; петух-кочет; пояс-гашник; утка – качка.

Учитель: Средством создания образности и придания высказыванию выразительности могут служить фразеологизмы. Что такое фразеологизмы?

Ученик: Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом. Например: зуб на зуб не попадет, то есть кто-то дрожит от холода или страха; краеугольный камень, то есть основа, сущность чего-либо.

Фразеологизмы могут иметь антонимы: возносить до небес – втаптывать в грязь. У фразеологизмов могут быть и синонимы: бежать во все лопатки – очень быстро, стремглав; во всю прыть – бежать с предельной скоростью, быстротой.

II.Учитель: А теперь переходим к практической части нашего урока. Чтобы закрепить теоретические знания, на интерактивную доску проецируются небольшие тексты, которые мы с вами будем анализировать. (Под руководством учителя, приводя свои аргументы и доводы, ученики анализируют небольшие тексты, и из четырех вариантов ответа выбирают один правильный вариант. )

1. Первый текст называется “Лунный блик”. Правильный вариант обводите кругом. (Слайд 2)

А31. В каких предложениях употреблены синонимы?

1) 5 2)1 3)2 4)3

Ответ: 1),3),4).

А 32. В каком предложении используется метафора?

1) 3 2)5 3)6 4)7

2. Второй текст называется “Собака”. (Слайд 3)

А 32. Укажите виды тропов, использованных в предложении 2.

1) аллитерация (повтор согласных звуков)

2) гипербола

3) олицетворение

Ответ: 3),4).

3. Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте “Небо и дорога”? (Слайд 4): 1) метафора

2) риторический вопрос

3) сравнение

4) олицетворение

5) инверсия

Ответ:1),3),4),5).

4. Укажите вид тропа, используемый в предложении:

Отвесный утес, вдоль которого поднималась тропа, отзывался могильной стужей, но на противоположном обрыве там и сям между верхушками росших понизу елей летучая паутина солнечных лучей уже заплеталась в узоры тепла.

Ответ: метафора.

5. В каком предложении используется метафора? (Слайд 5)

Ответ: номер 1.

6. Укажите номера предложений, где употреблены слова в переносном значении. (Слайд 5)

Ответ: номера 1,2 и 3.

7. Какое из перечисленных языковых средств выразительности использовано в предложении 4 из предыдущего задания. (Слайд 6)

1) олицетворение

3) метафора

4) инверсия.

8. Укажите номер предложения, в котором есть контекстуальные синонимы. (Слайд 7)

Ответ: номер 2.

9. Укажите вид тропа, используемый в предложении 5 из текста И.Тургенева. (Слайд 7)

Ответ: метафора.

10. Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте? (Слайд 8)

1) эпитеты

2) олицетворение

3 однородные члены

4) фразеологизмы

Ответ:1),2),3).

11. Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте?

Нынешние мальчишки, как и мы когда-то, отправляются спасать лесную живность, попавшую в беду.

Пока гребем, едва не утыкаемся в клочок суши, на котором сбились в кучу десятка два зайцев. Здесь лишней лапке некуда ступить. Чавкая босыми ногами по грязи, хватаем четвероногих за уши, связываем лапы. И наш ковчег снова продолжает плавание по разлившейся реке.

(По А.Сабирову )

1) эпитеты

2) экспрессивная разговорная лексика

3) фразеологизмы

4) вводные слова.

Ответ: 2), 3).

12. Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте?

Светает быстро. В теплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце.

Осенние зори иные - хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться: все равно не отогреешь озябшую землю и не вернешь улыбающийся солнечный свет. Все никнет, только человек не сдается.

(По Г.Паустовскому )

  1. метафора
  2. олицетворение
  3. риторический вопрос
  4. фразеологизмы

Ответ:1),2),4).

III. Учитель: Сейчас получите небольшие поэтические и прозаические тексты, где будете определять средства выразительности. В варианте ответов пишете порядковый номер текста. (Приложение 1)

IV. Домашнее задание. На дом получите подобные задания, по результатам которых будут поставлены итоговые оценки. Задания прилагаются

Произношение. Нередко слова и формы в разговорно-бытовом стиле имеют ударение, не совпадающее с ударением в более строгих стилях речи: договор (ср.: нормативное договор).
Лексика. Разговорно-бытовая лексика, входя в состав лексики устной речи, употребляется в непринужденной беседе и характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски.
Сюда относятся:
имена существительные: вранье, ерунда, злюка, молодчина, толкотня, чепуха и др.;
имена прилагательные: дотошный, мудреный, работящий, расхлябанный и др.;
глаголы: ехидничать, жадничать, секретничать, прихворнуть, тараторить, тормошить и др.;
наречия: баста, втихомолку, кувырком, мигом, помаленьку, потихоньку, хорошенько и др.
Встречаются также разговорные местоимения (этакий), союзы (раз - в значении если), частицы (авось, вон в значении вот, навряд ли), междометия (ну, эге).
В разговорно-бытовой речи значительное место занимает фразеология. Это связано с господством конкретного способа мышления в сфере повседневно-обиходного общения. Конкретное мышление не чуждается абстракции. Человек обобщает свои конкретные наблюдения, выделяя нечто существенное и отвлекаясь о каких-то частностей. Например: Нет дыма без огня. Шила в мешке не утаить. Горбатого могила исправит. Для меня математика - темный лес. Тише воды, ниже травы. Вместо того, чтобы сказать Жив недружно, ссорятся – говорят: Грызутся как собаки.
Разговорная фразеология – великая хранительница традиционной формы. Она хранит много фразеологизмов, возникших глубокой древности.
Словообразование. В разряде имен существительных используются следующие суффиксы с большей или меньшей степенью продуктивности, придающей словам разговорно-бытовой характер:
- ак (-як) – добряк, здоровяк, простак;

  • - ан (-ян) – грубиян, старикан;
  • - ач – бородач;
  • - аги – торгаш;
  • - ак-а (-як-а) для слов общего рода – гуляка, забияка, зевака;
  • - сжк-а – дележка, зубрежка, кормежка;
  • - ень – баловень;
  • - л-а – воротила, громила, зубрила;
  • - н-я – возня, грызня;
  • - отн-я – беготня, пачкотня;
  • - тай – лентяй, слюнтяй;
  • - ун – болтун, говорун, крикун;
  • -ух-а – грязнуха, толстуха;
  • - ыщ – глупыш, голыш, крепыш, малыш;
  • - яг-а – бедняга, деляга, работяга.
К разговорной лексике относятся также слова с суффиксом – Ш–а, обозначающие лиц женского пола по их профессии, занимаемой должности, выполняемой работе, занятию и т.д.: директорша, секретарша, библиотекарша, кассирша.
В большинстве случаев суффиксы субъективной оценки придают словам разговорную окраску: воришка, шалунишка, домишко; грязища, бородища; большущий, злющий; вечерком, шепотком и т.д.
У имен прилагательных, имеющих разговорный характер, можно отметить использование суффикса -аст-: глазастый, зубастый, языкастый и др.; а также приставки пре-: предобрый, премилый, пренеприятный и др.
К разговорно-бытовой лексике относятся многие глаголы на -ничать: безобразничать, бродяжничать, жульничать.
Морфологические особенности разговорной речи характеризуются следующим:
  • формой предложного падежа имен существительных: я в отпуску, в цеху (ср.: в отпуске, в цехе);
  • формой именительного падежа множительного числа: договора, сектора (ср.: договоры, секторы);
  • формой родительного падежа множественного числа: апельсин, помидор (ср.: апельсинов, помидоров);
  • разговорным вариантом инфинитива: видать, слыхать (ср.: видеть, слышать).
Синтаксические особенности разговорной речи отличаются большим своеобразием. Это:
– преимущественное использование формы диалога;
– преобладание простых предложений; из сложных чаще используются сложносочиненные и бессоюзные;
– широкое использование вопросительных и восклицательных предложений;
– употребление слов-предложений (утвердительных, отрицательных, побудительных и др.);
– широкое использование неполных предложений;
– перерывы в речи, вызванные разными причинами (волнение говорящего, неожиданным переходом от одной мысли к другой и т.д.);
– использование различных по значению вводных слов и словосочетаний;
– использование вставных конструкций, разрывающих основное
предложение и вносящих в него дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения, поправки и т.д.;
– широкое использование эмоциональных и императивных междометий;
– лексические повторы: - Да, да, да.
различного рода инверсии с целью подчеркнуть смысловую
роль выделенного в сообщении слова: Мне туфли больше нравятся те
белые;
– особые формы сказуемого.
В разговорной речи встречаются сложные предложения, части которых связаны лексико-синтаксическими средствами: в первой части имеются оценочные слова – молодец, умница, глупец и т.д. вторая часть служит обоснованием этой оценки: Молодец, что заступилась.

Еще по теме § 2. Языковые особенности разговорного стиля:

  1. 3.2. Жанрово-стилистические и языковые особенности научного функционального стиля
  2. §3. Языковые особенности официально-делового стиля речи
  3. Разговорная лексика. Группы разговорной лексики. Словообразовательные признаки разговорных слов. Стилистические пометы в толковых словарях, характеризующие разговорную форму современного языка.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь