Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь

Соединим вместе три взрывных глухих согласных звука, взяв их во всех возможных сочетаниях: птк, пкт, ктп, кпт, ткп, тпк. Будем отрабатывать каждое из них отдельно (без гласных!), следя за тем, чтобы каждый очередной взрыв был четко слышен: п! т! к! Затем станем сближать их между собою: п-т-к! Наконец объединим в одно сочетание: птк! Следите за тем, чтобы между согласными не проскальзывал шум выдыхаемого воздуха, а тем более звук голоса, не получилось бы п/х-т/х/-к/х/ или п/ы-т/ы-к/ы.

Отработав каждое из сочетаний, соедините их с основным рядом гласных, произнеся одной фразой с ударением на первом слоге:

птка-пткэ-птко-птку-пткы-птки!

Отработав подобным образом все сочетания, создавайте варианты «фраз», «диалоги» из них: «Птка-пткэ-птко?» - «Тпка-тпкэ-тпко!»

Тренировка дикции: публичные выступления

Удвоенные согласные

Небрежности речи способствует и привычка опускать согласные в середине слова, особенно, если там имеется сочетание нескольких согласных, даже простое удвоение. Мы нередко слышим: воеНый, вместо воеННый, обыкновеНо, вместо обыкновенно и т. д. Необходимо добиваться, чтобы удвоенная согласная звучала дольше обычной, как долгий звук.

Часто выпадает одна из двух одинаковых согласных на стыке произносимых слитно слов или слова и предлога, меняя смысл сказанного; например, вместо из здания мы слышим издание. Произношение подобных слов можно тренировать, подбирая парные слова с одним и удвоенным звуками: подать - оТДать (произносится оДДать); не то, Товарищи - не тоТ, Товарищи; раЗделать - еще раЗ Сделать (произносится раЗЗделать) и т. д.


Чистоговорки

Для отработки отдельных звуков речи и их сочетаний служат специально составленные фразы - чистоговорки. В них неоднократно повторяется тренируемый звук или сочетание звуков. Чтобы полностью или частично избавиться от дефектов речи, будет достаточно иметь в арсенале около пяти скороговорок с различными сочетаниями несовместимых звуков. Вот некоторые из них, которые мы бы вам посоветовали:



Бык тупогуб, тупогубенький бычок у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Рыла свинья тупорыла-белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки - скок, Соньку с ног, Саньку - в бок, Сеньку - в лоб, все - в сугроб!

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

В Чите течет Читинка.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.


Вот парочка советов по чистоговоркам:

1) Работать над чистоговорками надо не торопясь, заботливо проверяя установку каждого звука, тщательно отрабатывая его верное звучание.

2) Перед началом работы над чистоговорками внимательно изучите нормы произношения. Надо знать, как произносятся отдельные звуки и их сочетания по законам устной речи, чтобы не наработать неверного навыка. Например, слова «редко» (редька редко росла на грядке) и «грядка» звучат - «реТко», «гряТка»; «сшила» (сшила капюшон) как «ШШыла» и т. д.

3) Записывайте упражнения с чистоговорками на диктофон, это позволит вам услышать себя со стороны, заметить и быстрее исправить недостатки речи, а также внести коррективы в процессе работы.

Интонация

Интонация ответственна за очень многое: мелодику, темп речи, силу произношения, тембр голоса.

И, чтобы добиться выразительной интонации нужно вспомнить известнейшее высказывание: «Вся жизнь – театр, а люди в нём – актёры». Ведь именно став актёром, можно «отточить» интонацию. Так как самое эффективное упражнение для работы над ней – это чтение по ролям.

А ещё отличную помощь здесь окажет фантазия. Ведь, если Вы работаете над интонационным произношением наедине с собой, то следует рисовать в воображении разных собеседников и рассказывать «им» какой-нибудь текст, подстраиваясь именно под «них» и меняя интонацию. Более подробно почитать о ней вы можете в этой статье.

Скороговорки

Очень полезными для развития хорошего произношения звуков могут быть скороговорки для дикции. Они знакомы практически каждому из нас, а слова подобраны таким образом, чтобы научить человека произносить практически несовместимые звуки быстро и четко. Несколько раз, повторяя одну и ту же фразу скороговорки для дикции, вы заметите, что с каждым разом непослушные ранее звуки поддаются произношению все легче, и неразборчивая речь становится понятной и членораздельной. Вы найдете великое множество скороговорок на различные звуки на нашем сайте. Вот наиболее подходящие:

На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Двора выдворить обратно на дровяной двор.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Мимо маленькой Марины пробежал медведь с малиной.

Баран-буян залез в бурьян.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Шакал шагал, шакал скакал.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

Сачок зацепился за сучок.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Жутко жуку жить на суку.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: «цыц!»

Кощея щами не угощают.


Актерские методы

Воспользуйтесь старыми методами тренировки дикции - возьмите в рот грецкие орехи, пробку или карандаш и произнесите несколько скороговорок, либо прочтите текст.

Произносите слова медленно, выделяя каждую букву и концентрируясь на каждом слове.

На этом пока все. Пусть очаровательный голос и безупречная дикция подарят Вам один из замечательных ключей, который поможет раскрыть в Вас прекрасного оратора!

Урок чтения во 2 классе по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой

Учебник « Маленькая дверь в большой мир»

Тема: Скороговорки.

Цели:

1.Познакомить с новым видом устного народного творчества – скороговоркой.

2. Совершенствовать устную речь учащихся. Обучать выразительному чтению текста, правильной, красивой, устной речи. Развивать память, внимание, речь.

3. Воспитывать интерес к чтению, расширять кругозор уч-ся

Материалы: фрагмент фильма «Карнавал»; портреты дикторов: Левитана, Шатиловой, Кириллова, Андреевой; запись голоса Левитана; картинки к скороговоркам, выдержки из словарей.

Оборудование: DVD проигрыватель, магнитофон.

Ход урока:

1. Орг. момент. Эмоциональный настрой класса.

Мы сегодня с вами узнаем новое. Я вас прошу не стесняться, работать активно. Все у вас получится, давайте только быть внимательным.

2.Сообщение целей и задач урока

Прочтите, что написано на доске «ВСЕХ СКОРОГОВОРОК НЕ ПЕРЕГОВОРИШЬ И НЕ ПЕРЕВЫГОВОРИШЬ ». Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

Скороговорка - веселая школа. Вот как об этом написано у одного поэта:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать

И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Для начала прослушаем несколько скороговорок.

В четверг

Четвёртого числа

В четыре с четвертью часа

Чёрненьких,

Чумазеньких

Чертёнка

Чернилами

Ехал Грека через реку,

Видит Грека: в реке – рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку – цап!

Жили-были три японца:

Як, Як-цедрак,

Як-цедрак-цедрак-цедрони.

Жили-были три японки:

Цыпа, Цыпа-дрипа,

Цыпа-дрипа-дримпомпони.

Все они переженились:

Як на Цыпе,

Як-цедрак на Цыпе-дрипе,

Як-цедрак-цедрак-цедрони

На Цыпе-дрипе-дримпомпони.

И у них родились дети:

У Яка с Цыпой – Шах,

У Як-цедрака с Цыпой-дрипой – Шах-шарах,

У Як-цедрак-цедрак-цедрони

С Цыпой-дрипой-дримпомпони –

Шах-шарах-шарах-шарони.

3. Работа по теме урока.

Что же такое скороговорка? (Высказывания детей.)

Давайте обратимся к словарям. Слушаем внимательно определения, чтобы после ответить на мой вопрос.

Определение из Толкового словаря В. И. Даля:

" Скорогов о рка – частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья.

Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М.: Русский язык 1981-1988).

"Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.

"Малый толковый словарь" (В.Лопатин, Л.Лопатина, 1990).: "Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым набором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь"

Да. Скороговорка - жанр устного народного творчества.
Скороговорка придумывалась специально для обучения, поэтому она является не самостоятельным жанром искусства, а прикладным.
Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки". Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить звуки, слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку.

Не установлено точное время появления скороговорок, но очевидно, что они возникли в глубокой древности. В ХХ веке появились и авторские скороговорки (при этом в творчестве признанных мастеров детской литературы первой половины века отмечена всего одна скороговорка – Д.Хармс "Иван Топорышкин"

ИВАН ТОПОРЫЖКИН

Даниил Хармс


С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорыжкин пошел на охоту
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.
Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Топорыжкин пошел на охоту.
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.

В наши дни логопеды широко используют скороговорки для постановки звуков в речи детей.

Но надо сказать, что сложные скороговорки - это и отличная школа для взрослых. Люди, профессия которых связана с речью на публику - артисты, дикторы, лекторы, - используют скороговорки постоянно в качестве речевых упражнений.

Кто такой диктор?(высказывания детей)

Из словаря Ожегова: Диктор - работник радио или телевидения, читающий текст перед микрофоном.(вывесить слово на доску).

Вывесить портреты дикторов. Кто это ребята?

Это дикторы: Юрий Борисович Левитан (2 октября 1914, Владимир - 4 августа 1983, Москва) – легендарный радиодиктор, великий голос эпохи; Игорь Кириллов, Анна Шатилова - легендарные телеведущие советской эпохи, Екатерина Андреева - одна из современных наиболее профессиональных ведущих информационной программы "Время" первого канала.

Перед рассказом снять остальные портреты .

Юрий Левитан – легендарный диктор

Родился в семье портного. В детстве его дразнили трубой, т.к. его голос был слышен за несколько домов.

Юрий Левитан мечтал стать артистом. Не поступив в кинотехникум, Юрий решил поступить на курс радиодикторов. Приемную комиссию смутило его владимирское оканье, внешний вид (спортивные штаны и полосатая футболка). Но всё решил голос - чёткий, поставленный, завораживающий . Юрий Левитан был зачислен в группу стажёров Радиокомитета. Первое время Левитан занимался тем, что разносил по кабинетам различные бумаги, готовил коллегам чай и бутерброды, а по ночам усиленно избавлялся от владимирского говора, в том числе и посредством скороговорок. Наконец, Юрию поручили прочесть по радио статью из газеты "Правда» Надо же было случиться, что в тот день, а точнее, в ночь, когда стажёр Левитан впервые получил доступ к микрофону, у приёмника оказался руководитель нашей страны Сталин . Голос Сталину так понравился, что он пригласил Левитана читать его доклад на съезде. Левитан белый от волнения 5 часов читал священный текст и не сделал ни одной ошибки. На следующий день Сталин назначил девятнадцатилетнего юношу главным диктором Советского Союза. Несмотря на безоговорочное признание коллег и начальства, Левитан продолжал серьёзно работать над своей дикцией. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Левитан читал важнейшие официальные сообщения, одно из которых мы сейчас прослушали.

Вот так скороговорка помогает работать над дикцией.

Из словаря Ожегова: Дикция - произношение, степень отчётливости в произношении слов и слогов в речи, пении. (повесить слово на доску)

Посмотрим фрагмент из фильма « Карнавал». Героиня фильма – провинциальная девчонка, мечтающая «выучиться на артистку». Но её тоже из-за говора не принимают в училище. Она остается в Москве с надеждой поступить на следующий год, работает дворником и одновременно работает над произношением (говорит скороговорки). Запомните, какие скороговорки произносила героиня.

Какие скороговорки произносила героиня?

Физкультминутка

Анализ скороговорок, собранных В.Далем, показывает, что их диапазон необычайно широк. Скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, "построенные" на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него. Не многие жанры литературы могут состязаться со скороговорками в подобном разнообразии. Приведём примеры:

Короткая: (Таня)

В один, Клим, клин колоти.

Длинная: (Вадик Горьев)

Пётр Петрович,

По прозванью Перов,

Поймал птицу пигалицу;

Понёс по рынку,

Просил полтинку,

Подали пятак,

Он и продал так.

Рифмованная: (Настя Иванова)

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей.

Нерифмованная: (Алина)

Сыворотка из-под простокваши.

Сюжетная: (Женя Борец)

Свинья тупорыла

Весь двор перерыла,

Вырыла полрыла,

До норы не дорыла.

Бессюжетная: (Арина)

Из-под кислого молока,

Из-под простокваши.

С повторами: (Влад)

Шли три попа,

Три Прокопья попа,

Три Прокопьевича,

Говорили про попа,

Про Прокопья попа,

Про Прокопьевича.

Без повторов: (Женя Козлова)

По ремешку,

По брёвешку

Боком проведу кобылку.

На одном звуке: (Женя Ватутин)

Брат Аркадий зарезал буру корову

На горах Араратских.

(здесь в каждом слове звук "Р")

На сочетании звуков: (Яромир)

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа

(дифференциация звуков "Б" и "П")

А сейчас прочитаем скороговорки, которые есть у нас в учебнике. Читаем медленно и по слогам, проговаривая все звуки с. 81-82.

Мы читали скороговорки медленно. Потому, что не так-то легко без предварительной работы правильно произнести скороговорку.

Кто хочет диктором прослыть И гром аваций получить? Скажем мы скороговорку Чётко, ясно, быстро, громко.

Перед тем, как приступить к работе над скороговоркой поработаем над дыханием.

Дыхание.

Важно правильно дышать, чтобы грамотно делать акценты в речи, чтобы хватало воздуха на самые длинные предложения. Чтобы меньше уставать напрягаем не голосовые связки, а диафрагму. Диафрагма – грудобрюшная перегородка.
1. Стоим ровно (чтобы ни легкие, ни диафрагма не «сдавливались») – никаких стоек со скрещенными ногами, или на одной согнутой. – ровно на двух ногах. Дышим, чувствуем диафрагму.
2. Задуйте свечу . Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами торт. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов, пока легкие полностью не «сдуются».

В скороговорке необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе и тогда получается настоящая скороговорка.

Поработаем над скороговоркой, которую рассказывал Яромира.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа (без артикулярной разминки трудно!)
О чем (о ком) повествует эта скороговорка? Сколько здесь предложений? Значение какого слова вам непонятно? Какие согласные звуки здесь встречается чаще других? (б-8,т-3, п-3, к-3, г-3)

Сначала отработаем дикцию – проработка звуки и их сочетания. Определяем какой звук повторяется в скороговорке. 1. Взяли в руки «молоточки» и отрывисто отрабатываем «удары»: «б, б, б, б, б, б…»
Потом то же самое с «т», «п» , «к» и «г»
2. Начинать читать медленно, затем ускоряясь. Здесь важна не столько скорость, сколько четкое произношение глухих согласных, поэтому делаем на них акцент 1часть БыК ТупогуБ, тупогубенький бычоК... 2часть У быка бела губа была тупа.

Давайте послушаем, какие советы по скорочтению нам дает домовой Афанасий.(читает ученик)

Советы по скорочтению от домового Афанасия. 1.Читай скороговорку так: первый раз медленно (но не по слогам), чётко проговаривая звуки; второй раз – с обычной скоростью; третий раз – как можно быстрее. 2. Учись управлять своим дыханием. Вдохни, набери побольше воздуха и говори до тех пор, пока хватит воздуха.

Основываясь на проделанной нами работе и советы Афанасия, давайте составим план работы над скороговоркой . (На доске вперемешку пункты плана)

1. Прочитай медленно, проговаривая звуки. 2. Какие звуки, слоги повторяются? 3. Поработай над дикцией. 4. Прочитай плавно. 5. Читай быстрее.

Теперь поработайте со скороговоркой самостоятельно. 1 ряд «Перепел перепёлку и перепелят спрятал в перелеске от ребят» 2 ряд « Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку». 3 ряд «Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня»

Физкультминутка (на внимание)

Работа по тетради . Стр.12 давайте отметим как надо произносить скороговорку. (дети самостоятельно отмечают с последующей проверкой)

Соотнеси картинку и скороговорку .

Скороговорки можно ирисовать. Отгадайте, какие это скороговорки? Показывать детям картинки, а оно должны определит к какой скороговорке нарисована картинка.

Валин валенок провалился в прогалинок.


Наш Полкан попал в капкан.


Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.


Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.


В четверг четвёртого числа

В четыре с четвертью часа

Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка

Чертили чёрными чернилами чертёж.


Свинья тупорыла

Весь двор перерыла,

Вырыла полрыла,

До норы не дорыла.

Съел молодец

Тридцать три пирога с пирогом,

Да все с творогом.

4. Подведём итог урока:

1. С чем мы сегодня познакомились на уроке?

2. Зачем люди придумали скороговорку?

5. Оценить детей.

6. Домашнее задание : с 81-82 (выучить две-три любых скороговорки и к одной из них нарисовать рисунок.)

Дима дарит Дине дыни,
Дыни Дима дарит Дине.

У бабы бобы, у деда дубы.

До города дорога в гору,
От города - с горы.

У Бобы винт, У Вити бинт.

Фаня в гостях у Вани.
У Вани в гостях Фаня.

От топота копыт пыль по полю летит.

У пеньков опять пять опят стоят.

Стоит поп на копне, колпак на попе,
Копна под попом, поп под колпаком.

Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Булку, баранку, батон и буханку
Пекарь испек спозаранку.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Бык тупогуб, у быка губа тупа.

По дороге топал тополь.
Тополь топал в Севастополь,
Ну а рядом топал Сева.
Тополь справа, Сева слева.
Где же Сева с тополем?
Уж под Севастополем.

Скороговорки на проработку звуков С, СЬ, З, ЗЬ.

У маленького Сани сани едут сами.
Сани едут сами у маленького Сани.

Оса боса и без пояса.

Вез на горку Саня за собою сани,
Ехал с горки Саня, а на Сане - сани.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Сом с усами в сетях у Сони и Сани.

Сидит Алеся с печки ноги свеся.

Топают гуськом гусак за гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

Евсей, Евсей, муку просей.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит,
Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит.

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

По дороге топал тополь.
Тополь топал в Севастополь,
Ну а рядом топал Сева.
Тополь справа, Сева слева.
Где же Сева с тополем?
Уж под Севастополем.

Скороговорки на проработку звуков Ц, С.

Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

Две разноцветные курицы бегают по улице.

Цыпленок и курица пьют водицу на улице.

Шильце, мыльце, кривое веретенце,
Шелковое полотенце - на крыльце под дверцей.

Цокнул сзади конь копытцем,
Под копытцем пыль клубится.

Молодец у молодицы попросил воды напиться.

Из соседнего колодца
Целый день водица льется.

Скворцы и синицы - веселые птицы.

Стоит воз овса, возле воза - овца.

Скороговорки на проработку звука Ш.

Наш шахматист вашего шахматиста
Перешахматит, Перевышахматит.

Кукушка купила ушат,
Решила купать кукушат.

У Ивашки - рубашка, у рубашки - кармашки,
Кармашки - у рубашки, рубашка - у Ивашки.

У Любаши - шляпка, у Полюшки - плюшка,
У Павлушки - шлюпка, у Илюшки - клюшка.

Тимошка Прошке крошит в окрошку крошки.

На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.

Маша под душем моет шею и уши.

Шапка да шубка - вот наш Мишутка.

Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.

Скороговорки на проработку звука Ж.

У ежа - ежата, у ужа - ужата.
Ужата - у ужа, ежата - у ежа.

Жужжит жужелица, жужжит и кружится.

Лежит ежик у елки, у ежа иголки.

Жужелица жужжа ужалила ужа.
Ужалила ужа жужелица жужжа.

Жаба в лужице сидела,
Жадно на жука глядела.
Жук жужжал, жужжал, жужжал
И на ужин к ней попал.

Хорош пирожок - внутри творожок.

Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться.

На крыше у Шуры жил журавль Жура.
Жил журавль Жура на крыше у Шуры.

Скороговорки на проработку звуков С, Ш, З, Ж.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Шли шестнадцать мышей
И нашли шесть грошей.

Саша шапкой шишки сшиб,
Получил на лбу ушиб.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
Две мыши поплоше несли по два гроша.

Саше дали кашу, а Клаше - простоквашу.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Слишком много ножек у сороконожек.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон -
Как в капюшоне он смешон.

Шашки - на столе,
Шишки на сосне.

Слушали старушки,
Как куковали кукушки на опушке.

У крошки матрешки пропали сережки.
Сережки Сережка нашел на дорожке.

Испугались медвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорки на проработку звуков Ч, Ч+ТЬ.

Галдят грачата на галчат,
Галдят галчата на грачат.

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Ныне волчата галдят, как галчата.
И, как волчата, галчата молчат.

На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи.
День и ночь кричат грачи на верхушке каланчи.

В горячей печи пекарь пек калачи.

Течет речка, печет печка.
Печет печка, течет речка.

Караси в речке, овечки у печки,
Овечки у печки, караси в речке.

У черепашьего черепашонка
На черепашьих лапчонка
Черепашьи башмачки.

Очень часто бьются у Танечки блюдца.

В печурке - три чурки, три гуся, три утки.

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.

Скороговорки на проработку звуков Щ, С.

Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.

Волки рыщут, пищу ищут.

Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.

У осы не усищи, а усики.

У гуся усов ищи не ищи - не сыщешь.

Мама, нас ты не ищи,
Щиплем щавель мы на щи.

В роще щебечут стрижи,
Чечетки, щеглы и чижи.

Чащи чаще в нашей пуще.
В нашей пуще чащи гуще.

Щебетал щегол и щелкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.

Скороговорки на проработку звуков Р, Л, РЬ, ЛЬ.

Толкал лапой Полкан палку.
Полкан палку толкал лапой.

Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.

У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.

В зимний холод всякий молод.
Всякий молод в зимний холод.

Наш полкан попал в капкан.

Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Котик ниток клубок укатил в уголок.
Укатил в уголок котик ниток клубок.

Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.

Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

Коля колья колет.
Поля поле полет.

Поле-то не полото, поле-то не полито.
Надо полю-то попить, надо поле-то полить.

Прохор и Пахом едут верхом.
Едут верхом Прохор и Пахом.

Идут бобры в сыры боры.
Бобры добры, бобры бодры.

Иван болван молоко болтал, да не выболтал.

На дворе - трава, на траве - дрова.
Не руби дрова на траве двора.

Осип орет, Архип не отстает -
Кто кого переорет?
Осип осип, Архип охрип.

У Аграфены и Арины растут георгины.

На горе Арарат растет крупный виноград.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Ел Валерик вареник,
А Валюшка ватрушку.

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Прибыл Клим из Клина в Крым.

Редька редко росла на грядке,
Грядка редко была в порядке.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Дидактические материалы по русскому языку. Раздел «Фонетика»

    Распознавание твёрдых и мягких согласных. Использование

в изобразительных целях слов с повторяющимися звуками (звукопись).

Задание . Какой звук и какие сочетания звуков особенно часто повторяются в стихотворении и помогают передать весёлое звучание сильного дождя? Прочитайте стихотворение, выделяя голосом, где возможно, эти звуки. Выпишите эти слова с л в две группы: 1) слова, в которых л звучит мягко; 2) слова, в которых л звучит твёрдо.

Рулевой.

Ливень льёт! Ливень льёт!

Пляшут капли в лужице.

Плот плывёт! Плот плывёт!

Плот по луже кружится.

Лягушонок влез на плот

И кричит: «Ура! Вперёд!»

Плещут волны! Хлещут волны!

Заливают с головой.

Что мне волны! Самый полный! -

Не сдаётся рулевой!

(В.Суслов)

2. Распознавание звонких согласных. Звукопись.

Задание . Какой звонкий согласный звук помогает передать (воспроизвести) жужжание жука? Спишите, подчеркните слова, в которых имеется этот звук.

    Жук жужжал в густой осоке.

    Скажите, для чего вы так жужжите?

    Использование согласных в скороговорках.

Задание. На повторении каких согласных звуков построены скороговорки? Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните буквы, обозначающие повторяющиеся в каждой скороговорке согласные звуки. Укажите количество повторений. Научитесь быстро произносить скороговорки.

    На дворе трава, на траве дрова.

    (Не) любила Мила мыло, мама Милу (с) мылом мыла.

    Все покупки (у) прилавка упакованы (в) кульки.

    Различение согласных звуков.

Задание. Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения А.С.Пушкина. Некоторые звуки в этих стихах используются для передачи грохота, шума. Какие это звуки? Укажите их. Гласные это или согласные?

Оттоль сорвался раз обвал

И с тяжким грохотом упал.

И всю теснину между скал

Загородил,

И Терека могучий вал

Остановил.

    Употребление звуков в изобразительных целях (звукопись). Повторение правописания гласных после шипящих.

Задание. Какой согласный звук повторяется в этом шутливом стихотворении? Как часто? В каких словах вам трудно его произнести? Почему? Спишите, подчеркните буквы, обозначающие сочетание «шипящий +гласный».

Плавниками трепеща,

И зубаста и тоща,

Пищи (на) обед ищ…,

Ходит щ…ка вокруг леща.

Вот так штука!

Тщетно тщится щ…ка

Ущемить леща.

(М.Горький)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь