Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь


Многократно встречал выражения вроде «у меня диапазон 4 октавы», или «у певицы этой группы диапазон 8 октав!!11». Чтобы понять, не бред ли это, достаточно знать, что такое октава .

С физической точки зрения октава -- это увеличение частоты звуковых колебаний вдвое. Например, 440 Гц -- это ля первой октавы (стандартный камертон), 880 Гц -- это ля второй октавы. Интервал между ними -- октава. (Такой музыкальный строй является основным для европейцев уже 2 века).

Вся полоса голосовых частот у людей обоих полов лежит примерно между 80 Гц и 1100 Гц. От ре большой октавы (73 Гц) до до# третьей октавы (1108 Гц).
Если пересчитать в октавы, получим:
80 * 2^x = 1100;
2^x = 1100/80;
x = ln(110/8)/ln(2) = 3.78 октав;

Округлим до 4 октав. Это весь (ВЕСЬ) диапазон нормальных человеческих голосов от баса до сопрано. Человек (не важно какого пола), который может петь в диапазоне 4 октав, обладает выдающимися вокальными данными (и, скорее всего, годами тренировки). Таких людей мало. Эти четыре октавы могут быть сдвинуты выше или ниже основной полосы, но сейчас я говорю в общем о размахе диапазона. В книге рекордов Гиннесса у мужчин рекорд -- 6 октав , у женщин -- 8 октав . Таких мутантов всего несколько на все человечество.

Вокальные диапазоны (бас-тенор-альт-сопрано) обычно делят по 2 октавы. Допустим, мы учитываем не только нормальный регистр голоса, но и фальцет -- это еще примерно 1 октава вверх для мужчин. Для женских голосов фальцет дает небольшой прирост диапазона. Итого есть 3 октавы: это хорошо тренированный певческий голос с учетом фальцета. Уверенный голос без фальцета от 2 до 3 октав -- это уже хорошие данные + очень хорошая тренировка.

Например, Фредди Меркури мог петь от фа большой октавы до фа второй октавы (и до ми третьей фальцетом). Это три октавы чистого голоса и еще почти октава фальцета. Эрик Адамс поет в 4 октавах на записях.

Стоит еще учитывать, что фактический диапазон и музыкальный диапазон -- вещи разные. Под вокальным диапазоном обычно понимают набор музыкально полезных звуков, которые доступны певцу. Под полезными подразумеваются те звуки, которым певец может придать необходимую длительность, силу и окраску. Я, к примеру, могу пищать фальцетом в третьей октаве и булькать басом в большой -- но музыкально эти звуки бесполезны, потому что ни контролировать их длительность, ни сделать их громкими, ни влиять на выразительность я не могу. Да и само их воспроизведение вызывает такое напряжение, что ни о каком исполнении речи нет.

Стандартная клавиатура фортепиано -- 88 клавиш. Это 7 с хвостиком октав. Вдвое больше, чем доступно очень хорошо развитому голосу.

Не секрет, что эта тема очень волнует многих вокалистов, особенно начинающих. Небольшой экскурс в этимологию данного понятия.
Диапазон — с греческого — «все струны, все ноты октавы» , иногда интервал «октаву» называют диапазоном. В более обширном понимании диапазон – это интервал значений какой-либо величины.
Когда мы говорим о диапазоне голоса , то имеем ввиду звуковысотный диапазон певческого голоса, ведь именно для певческого голоса этот параметр имеет огромное значение. Иными словами, диапазон – это все ноты, от самых низких до самых высоких, которые может воспроизвести тот или иной голос. Тот голос, который мы используем в повседневной жизни, т.е. речевой голос, его ещё называют примарным тоном, имеет достаточно ограниченный диапазон. Чего не скажешь о певческом голосе, который является продолжением, так сказать продлением речевого голоса, и а приори охватывает наиболее значительное количество звуков.

В жизни любого вокалиста этот параметр является величиной эволюционирующей, то есть развивающейся и изменяющейся.
Очень часто вначале нашего пути в вокале диапазон нашего голоса невелик по той простой причине, что мы почти совсем не знаем наш голос и его возможности, у нас недостаточно исполнительской вокальной практики или наш голос ещё физически не окреп.

Наш голос проходит различные стадии развития в зависимости от возраста. В детстве голос недостаточно развит, ему не хватает объёма, силы и гибкости, а его диапазон весьма ограничен. В подростковом возрасте (пубертатный период) голос проходит через стадию мутации и видоизменяется, особенно болезненно этот процесс отражается на голосах мальчиков, которые из высоких детских превращаются в низкие мужские. Но сегодня мы не будем останавливаться на особенностях развития диапазона детских голосов, а поговорим о голосах сформированных и готовых к развитию здоровых певческих навыков и,соответственно, своего певческого диапазона, то есть голосах взрослых людей.

Обычно процесс становления голоса завершается у женщин к 18-19 годам, у мужчин чуть позже к 21-23 годам. Это среднестатистические данные, но, как известно, у любого правила конечно же могут быть исключения.
Итак ваш голос сформирован на физиологическом уровне, можно приступать к его усовершенствованию, так сказать оттачиванию вашего вокального инструмента.

Любой голос, даже не знакомый с вокальной техникой, может издать достаточно большое количество различных по высоте звуков и эти звуки могут выходить за пределы двух октав. Чистая октава это интервал, который содержит 8 ступеней, то есть 8 нот. Например, от «До» первой октавы до «До» второй — интервал октава (прим. До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си), соответственно от «Ре» и до «Ре», от «Ми» до «Ми» и т.д.

Теоретически, даже не натренированный голос может издать звуки в диапазоне до 3-х октав. Я не раз замечала, что люди, совсем не имеющие отношения к вокалу, непроизвольно задействуют свой голос в различных эмоциональных состояниях и издают громкие и сильные звуки, необычные для восприятия. Одни смеются раскатистыми нисходящими арпеджио, которые буквально сыплются на нас с высоты Эйфелевой башни, другие пищат в запредельных килогерцах, третьи рыдают громкими пронзительными гортанными басами. Но если вы попросите этих людей пропеть все эти звуки в гаммообразной последовательности, то вряд ли у них это получится столь же удачно и легко. На предельно низких нотах их голос будет истощаться и пропадать, а на крайних высоких он будет кричащим и задушенным…..

Так в чём же разница между обычным непрофессиональным природным голосом и профессионально натренированным певческим голосом?

Натренированный голос способен издать достаточно длинную серию нот однородного качества, без провалов, зажимов и резких изменений тембра, адаптированную под стиль и тесситуру музыкального произведения, которое он исполняет.
Обычно мелодия классической арии может простираться в среднем на 2 октавы, мелодия в современных поп песнях более компактная и в основном не выходит за пределы 7-8 нот, хотя есть и исключения, всё зависит от стиля произведения. Тесситура песни или арии — это высота (регистр) основных и повторяющихся нот мелодии, которыми написана данная песня. Певец должен уметь пропеть все ноты песни в единой манере, характерной для его голоса.

Существуют такие понятия как рабочий диапазон и резервный диапазон певческого голоса.

Рабочий диапазон – это все ноты нижнего, среднего и верхнего регистров, которые голос может петь без напряжения достаточно длительное время. Профессиональным певцам приходится работать на сцене по нескольку часов подряд. Голос не должен уставать, перенапрягаться и терять качество своего звучания. Очень важно, чтобы тесситура исполняемых вокальных произведений была правильно подобрана и соответствовала диапазону голоса певца, то есть типу его голоса. О типах певческих голосов я расскажу в следующем своём видео уроке.

Далее, резервный диапазон – эта вся реальная длина голоса певца, включая крайние нижние и верхние ноты, которые не всегда звучат одинаково звонко, однородно и можно сказать «звучат». Бывают дни, когда мы устаём и некоторые крайние ноты диапазона нашего голоса нам брать тяжело, голос буквально не слушается и рассчитывать, что удастся их реализовать на концерте не приходится.
Но, если эти крайние ноты всё же есть в вашем голосе и ваши голосовые складки смыкаются и производят эти звуки, то качество их звучания можно улучшить с помощью вокальных упражнений на развитие диапазона голоса.

В заключение,

Несколько слов о наиболее часто встречающихся заблуждениях относительно тесситуры (диапазона) голосов известных и неизвестных певцов, мировых звёзд и ваших кумиров.
Очень часто, мне приходится читать в комментариях в интернете, в медиа, видеть видео публикации на Youtube или слышать споры людей (зачастую малокомпетентных в области профессионального пения) о количестве октав в диапазоне того или иного певца, певицы. И зачастую голосам певцов лихо приписываются «лишние» октавы, а иногда дело доходит до абсурда. Например, мне приходилось не раз читать в прессе, что у американской певицы Мерайи Керри 7 октав в голосе…. Я слежу за творчеством этого артиста уже многие годы и могу с уверенностью заявить, что все ноты, которые были произведены её голосом в записях и живых выступлениях с самого начала её карьеры в 1990 году заключаются в 4 полные октавы плюс ещё несколько звуков в Emotions, 1991. Это действительно уникальные показатели сверх подвижного и эластичного голоса. Редкость, согласна. Но не 7 октав!

На клавиатуре фортепиано всего 7 полных октав и ещё 2 самых нижних звука « Ля » и « Си » в субконтроктаве.
Большинство человеческих голосов от самого низкого (баса) и до самого высокого (сопрано) покрывает в своём диапазоне в среднем 5 октав.

Природа человеческого голосового аппарата такова, что самый низкий голос никогда не сможет воспроизвести тех звуков, которые подвластны высоким подвижным голосам, структура голосовых складок которых тонкая и эластичная. И наоборот, высоким и подвижным голосам не хватит физической мощи и нужных обертонов, чтобы издать звуки в крайнем нижнем участке возможного вокального диапазона человеческого голоса в силу того, что их голосовые складки просто не приспособлены природой к такого рода звукам.

Каждый голос уникален и красив как природный алмаз. Но драгоценный камень засверкает лишь после грамотной и качественной обработки. Остаётся лишь найти хорошего мастера и приложить усилия и Вам голос преобразится яркими красками! Дерзайте!

Если Вы занимаетесь вокалом (дома или с преподавателем - неважно), то Вы должны знать о таком понятии, как диапазон голоса . Давайте разберемся, что это такое, как определить и расширить диапазон голоса. В конце посмотрим, какой существует самый большой диапазон голоса в мире.

Диапазон голоса - это, можно сказать, вокальные способности человека. У каждого человека существует свой диапазон от рождения. При необходимости (например, чтобы стать вокалистом) диапазон голоса можно расширить с помощью упражнений.


Диапазон также может зависеть от того, насколько у Вас развиты . Их четыре:

  • шумовой;
  • речевой;
  • головной;
  • свистковый.

Виды диапазона голоса: звуковой и певческий

  • звуковой диапазон;
  • певческий диапазон.

Дело в том, что если говорить о звуковом диапазоне, то он может быть шире. Например, Вы можете издавать очень низкие звуки, или очень высокие - смех, громкие возгласы, крик. Но такие звуки ведь не применишь в пении? Да и смотреться это будет некрасиво. Поэтому певческий диапазон - это только те ноты, которые Вы можете спеть.

К тому же, в певческом диапазоне Вы применяете только речевой и головной регистры , а шумовой и свистковый - нет. Тогда как при определении звукового диапазона применяются все регистры.

Как определить диапазон голоса?

  • самостоятельно (с помощью пианино);
  • обратиться за помощью к преподавателю по вокалу;
  • сходить на прием к врачу фониатору.

Как определить диапазон голоса самостоятельно?

  1. Попробуйте сейчас спеть самую низкую ноту, которую только возможно.
  2. Найдите ее на пианино, а также запишите.
  3. Далее двигайтесь наверх голосом, при этом двигайтесь вверх на пианино. Когда Вы уже не сможете подниматься голосом вверх - запишите ноту, на которой Вы остановились.
  4. Расстояние от первой (низкой) ноты до последней (высокой) и будет Вашим диапазоном голоса .


Необязательно, что у Вас будет именно такой рисунок диапазона.

Обратиться за помощью к преподавателю по вокалу

Если Вы не можете по каким-то причинам определить диапазон голоса самостоятельно, то Вы можете попросить помощи у своего педагога по вокалу. Если его у Вас нет - можно специально записаться на пару занятий, чтобы учитель помог Вам определиться с важными понятиями, помог определить диапазон, тембр, тип голоса. А уже после этого Вы можете продолжать .

Как же педагог по вокалу сможет определить диапазон? Точно также, как если бы мы делали это самостоятельно - с помощью пианино. Но он сможет сказать это более точно.

Сходить на прием к врачу фониатру

Врач фониатр - это специалист по изучению голоса. Многие вокалисты часто ходят к такому врачу по любому поводу - определить тип голоса, тембр, при любых проблемах с голосом - сел, охрип и т. д.


Если обратиться к фониатру, то он очень точно поможет Вам определить диапазон голоса. А также скажет, как правильно расширить диапазон, насколько можно его расширить и куда именно - вниз или вверх. Кстати, расширить диапазон голоса можно и самостоятельно, об этом ниже.

Как расширить диапазон голоса? Упражнения

Перед тем, как узнать "Как расширить диапазон голоса ", нужно определиться, можно ли его развивать. Например, до 7-9 лет диапазон лучше вовсе не пытаться развить, потому как это бесполезно. В таком юном возрасте он не развивается.

Также необходимо понимать, что до 21-24 лет (у мужчин) и до 18-21 (у женщин) организм, а значит и голос, считается не сформированным до конца. Поэтому желательно начинать нагружать голос только при сформированном организме.

Упражнения для расширения диапазона

Следующие упражнения и советы помогут Вам расширить диапазон голоса самостоятельно.

  1. . Это очень важно, потому как без правильного дыхания Вы не сможете не то что расширить диапазон, но и вообще сложно научиться петь. Также необходимо правильно , то есть обрести вокальную опору, которая также основывается на правильном дыхании.
  2. Лестница . Для этого упражнения нужно иметь перед собой пианино. Берем любую удобную гласную и поем по октавам: до -ре-ми-фа-соль-ля-си-до . Далее от ноты ре: ре -ми-фа-соль-ля-си-до-ре . И так далее, все время двигаясь вверх.
  3. Пойте песни, где диапазон шире Вашего . Специально ищите такие песни и пытайтесь петь ноты, которые пока Вам недоступны. Но ни в коем случае не переусердствуйте, иначе Вы можете повредить свой голос. Если чувствуете усталость или боль в голосе, то отдохните.

Посмотрите видео, где профессиональный вокалист также дает некоторые упражнения для расширения диапазона:

В любом случае, если у Вас есть возможность, обратитесь к педагогу по вокалу, который подберет упражнения и поможет увеличить диапазон голоса, исходя из типа Вашего голоса.

Самый большой диапазон голоса в мире

Диапазон большинства певцов на эстраде - около 2-х октав. Но как Вы думаете, какой самый широкий диапазон голоса в мире? Вы не поверите - 5 октав и 1 тон . Таким голосом обладает певица из Санкт Петербурга - Татьяна долгополова .


Татьяна даже попала в книгу рекордов Гиннеса, как обладательница самого широкого диапазона голоса.

Также истории были известны и другие певцы с очень большим диапазоном голоса:

  • Има Сумак - 5 октав.
  • Сергей Пенкин - 4 октавы.

Заключение

Вот Вы и узнали про очень важную тему - диапазон голоса. Развивайте диапазон голоса правильно, чтобы не навредить голоса. Никогда не насилуйте голос, иначе это может плохо на нем сказаться. Удачи!

Данный текст является плодом нездоровой идеи написать некий фак для тех, кто не занимается вокалом, не интересуется упражнениями и терминологией, но любит музыку и не прочь напеть любимые песни под гитару. Или оценить возможности вокалистов любимых групп и их место в вокальной иерархии. Наконец, для тех кому просто интересно, чем тенор в принципе отличается от баса.

Здесь я не буду нудеть о таких радостях, как дыхание, "опора", "купол" - о них и так написано дофига, причем понять из написанного ниче невозможно, пока пару лет сам не поообламываешь рога об эти вещи.
Я просто по-возможности доступно расскажу о том, как устроен изнутри певческий голос и какие голоса встречаются в дикой природе.
В общем, я попытаюсь написать такой текст, который в свое время весьма бы пригодился мне, но почему-то тогда на глаза не попался.

Начнем с самого простого, понятного и интересного. Диапазон. Какой вообще бывает диапазон у певческих голосов? Вы удивитесь но он, в общем, достаточно невелик. Профессиональному оперному певцу полагается иметь 2 октавы. Причем произведений, реально задействующих эти две октавы целиком сравнительно немного. Обычно нужна где-то октава-полторы. Ну а в попсе, у бардов и в русском роге - бывает и полоктавы достаточно.

Две октавы - это много или мало? Для сравнения: классическая гитара позволяет извлечь 3.5 октавы, электро ~ 4, мой синтезатор "Ямахо" - 5 октав, фортепьяно ~7.3 октавы.
Кажется немного. На самом деле тут следует пояснить, что такое "диапазон профессионального певца". Под этим подразумеваются такие ноты, которые он споет, будучи разбуженным посреди ночи с простудой и с тяжкого бодуна. Т.е. такие ноты, которые всегда при нем и которые он уверенно издает, приходя день за днем на работу. Кроме того, само собой подразумевается красивое, музыкальное, правильное звучание всех нот диапазона, а еще выровненное по тембру и динамике (т.е. громкости). А также "полетное", т.е. голос профессионального оперного певца должен быть всегда слышен зрителям в последнему ряду. Нет, это не то же самое, что "громко".
Итак, заполучить эти две октавы - серьезная работа, на которую тратятся годы в муз. училищах и консерваториях.

Вообще говоря, кроме упомянутых двух "профессиональных" октав, в голосе могут быть еще дополнительные ноты. Снизу или даже сверху. Но их немного, вряд ли больше терции туда или обратно. Чаще эти ноты бывают у женщин, у них диапазон чуть побольше. Так или иначе, современный оперный материал эти ноты не востребует (под "современным" я тут понимаю нынешний репертуар оперных театров, фактически с рядом оговорок можно считать, что "современная" опера начинается с композитора Верди).

А как же быть с периодически встречающимися рассказами о певцах с диапазонами в 3-4-5 октав? Да так и быть. Спросить, как меряли данный диапазон. А меряли его, скорей всего, с включением всех непевческих звуков. То бишь от отрыжки до визга при прижатии дверью. Обычно подобные утверждения - либо реклама, либо мальчики и девочки на форумах меряются друг с дружкой виртуальными приборами.

И есть еще одна вещь, о которой надо тут сразу упомянуть. Так сказать, третья октава из кустов. Фальцет.
В общем, это такой режим работы мужского голоса, когда он звучит как женский. Ну, все слышали Витаса?
Или вот послушаем одного из лучших вокалистов в современном роке - Мэта Беллами, мастерски владеющего фальцетом и легко переходящего с него на основной голос, что вкупе с его тенором и дает 3 октавы.

В приведенной вещи все спето фальцетом

Мужской академический вокал использование фальцета не подразумевает, разве что в качестве характерной краски. В любом случае, в диапазон эти ноты не включаются. Хотя бывает так, что мужик целиком поет все фальцетом, т.е. женским голосом. Таких кадров называют контр-тенорами, обычно они поют репертуар сопрано или меццо-сопрано и по звуку от них малоотличимы.
Чтоб не забыть про женщин, надо сказать, что у них есть свой "фальцет" - называется свистковый регистр, используется крайне редко.

В этом месте хотелось бы чуть подробнее рассказать о типах голоса, раз уж пошла такая бадяга. По-большому счету их 6: три мужских (от высокого к низкому - тенор, баритон, бас), три женских (сопрано, меццо-сопрано, контральт дел... контральто). Каждый мужской голос примерно на октаву ниже соответствующего женского. Правда тут надо иметь в виду, что каждый из типов голосов делится еще минимум на два: лирический (высокий, светлый) и драматический (низкий, более плотный и сильный). Максимум же голоса делятся на стопицот разновидностей, в зависимости от гикнутости того или иного исследователя. Больше всего разнообразия наблюдается среди сопран и басов, что логично.

Большинство мужиков по статистике баритоны. Так что, если вы - мужык, то, скорей всего, вы - баритон, если нет причин подозревать обратное. Если есть причины, то, вполне возможно, все равно баритон - точно тип голоса может определить только специалист, и то, бывает, промахиваются. Т.е., если вы в разговоре все время басите, то это совсем не значит, что вы бас, а не тенор. Кроме того, в чистом виде перечисленные типы голосов встречаются редко, обычно что-то посередине между басом и баритоном, либо тенором и баритоном. Бывает и так, что певец начинает карьеру баритоном, а продолжает тенором. Классический пример - Пласидо Доминго.

Женщины же в большинстве своем обладают высоким голосом - сопрано. Меццо встречаются на порядок реже, а контральто ныне и вовсе вымирающий вид, сейчас их уже не особо и отделяют от меццо.

Обычно в процессе постановки голос приводят к звучанию, характерному для его типа, т.е. тенор орет тонким голосом, а бас бубнит толстым. Хотя в принципе это необязательно, можно пытаться изображать звук не своего типа, просто для каждого голоса есть свой как бы оптимальный тембр.
Меццо от сопрано по звуку отличить сложнее, а бывает и совсем нельзя.

Что касается современной эстрады, как рока, так и попсы - она почти полностью состоит из теноров или косящих под теноров. По-видимому, высокий голос больше соответствует эротическим фантазиям целевой аудитории (из девочек-подростков). Хотя в советской эстраде, да и в зарубежной середины XX века, было много баритонов. Некоторые из них (Гопзон, Лещенко) до сих пор паяют.

Насколько же отличаются друг от друга голоса по диапазону? На самом деле, не так сильно, для "соседних" голосов примерно на терцию, т.е. на 1.5-2 тона. В октаве, напоминаю, 12 полутонов или 6 тонов. Но надо понимать, что терция это немного, если брать ее с серединки диапазона, а вот если с верхней ноты - так там каждый полутон дается, как подъем на Эверест.

Наконец, последняя вещь насчет типов голосов. В общем, классификация данная применяется в академической музыке по одной причине: партии пишутся под тот или иной тип голоса, и соответственно причисление певца к тому или иному классу определяет оптимальный для него репертуар. В эстраде все иначе, там материал часто пишется под данного конкретного исполнителя (нередко им самим), и тут совершенно неважно, тенор он или колоратурный бас - есть возможность подобрать удобный материал под конкретный голос, а не под тип. Поэтому достоверно узнать, какой голос у того или иного исполнителя часто проблематично. А меж тем это иногда бывает полезно при перепевании чужого материала, так сказать сопоставить возможности оригинального исполнителя со своими.

Все, на сегодня устал. Во второй части попытаюсь написать о структуре голоса и о понятии тесситуры, а также сделать ряд практических выводов.
Надеюсь на бурное обсуждение текста, небольшой срачик в комментах также бы не помешал.

Напоследок предлагаю послушать хороших исполнителей.

Сергей Лемешев, лирический тенор.

Муслим Магомаев, баритон.

Федор Шаляпин, высокий бас.

Анна Нетребко, сопрано.

Елена Образцова, меццо-сопрано.

Если Вы хотите стать певцом или просто хорошо петь для себя или узкого круга людей, то для начала Вам придётся изучить множество тонкостей этого ремесла. Но даже если это не является вашей мечтой, что такое диапазон голоса человека, и каковы его основные виды, следует знать, так сказать, для общего развития. Нужно знать и то, как они измеряются, и каким образом их можно развивать.

Рассмотрим такие понятия, как «диапазон» и «регистр». Диапазон - это, говоря простым языком, объём звука. Это приемлемые возможности исполнителя брать те или другие ноты. С самого рождения все люди обладают неким диапазоном. В случае необходимости его можно расширять до нескольких тонов посредством тренировки.

Естественно, голоса женщины отличается от мужского диапазона. Это видно даже при простой беседе. Голос мужчин более грубый, потому что у них с рождения голосовые складки более толстые, чем у женщин. Мужские и женские певческие способности бывают нескольких видов.

Регистр - это конкретный участок диапазона, то есть звукового объёма. Он бывает нижним, средним или верхним, и используется как самостоятельная возможность измерения вокальных и голосовых данных. Для мужчин характерны низкие регистры, к ним принято относить бас, тенор и баритон. Женский певческий голос отличают по самому высокому - и контральту.

Как можно узнать диапазон голоса? Для этого необходимо разграничить такие понятия, как певческий диапазон и звуковой диапазон. В повседневной жизни люди могут издавать всевозможные звуки, начиная громкими возгласами счастья и радости и заканчивая шёпотом. Такие низкие или, наоборот, высокие звуки вряд ли удастся повторить в пении. В нём не задействован самый низкий регистр голосового диапазона и самый высокий, свистковый.

Итак, чтобы определить границы собственных вокальных возможностей, существует несколько способов, которые, вне всякого сомнения, можно применить дома. Необходим лишь музыкальный инструмент, к примеру, фортепиано. Подойдя к нему, нужно начать распеваться относительно повышения звука инструмента (или понижения), то есть воспроизводить каждую ноту, которую только можешь повторить, по порядку. Когда Вы не сможете уже спеть ниже или выше - это границы возможностей Вашего голоса на сегодняшний день. Узнать диапазон голоса можно также, посетив врача-фониатра. Это более достоверный и надёжный способ, специалист проведёт полноценную консультацию и даст знать, есть ли смысл расширять возможности собственного голоса или нет, и если есть, то в сторону нижнего или верхнего регистра.


Едва ли существует человек, способный превзойти её возможности. У Татьяны невероятный диапазон голоса, а именно - 5 октав и 1 тон. Для сравнения: у современных певцов диапазон в среднем 2 октавы, и этого вполне хватает для полноценной работе на сцене, и до этой планки голос можно развить.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Прокачиваем ораторское искусство, мышление и речь